Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вопросы правового регулирования франчайзинга в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с изложенной целью в работе ставятся следующие задачи: изучить степень научной проработанности темы исследованияисследовать правовые истоки договора коммерческой концессииизучить историю становления и развития гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии в Россииисследовать проблему юридической природы договора коммерческой концессии, определить его признаки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Франчайзинг как экономико-правовая категория
    • 1. 1. Понятие и сущность франчайзинга: экономикоисторический аспект
    • 1. 2. Виды франчайзинга
    • 1. 3. Правовое регулирование франчайзинга
    • 1. 4. Некоторые экономические аспекты договора коммерческой концессии
  • Глава 2. Договор коммерческой концессии
    • 2. 1. Юридическая природа договора коммерческой концессии
    • 2. 2. Признаки договора коммерческой концессии
    • 2. 3. Основные элементы договора коммерческой концессии
    • 2. 4. Существенные условия договора
  • Глава 3. Практика реализации правовых норм Главы 54 ГК РФ
    • 3. 1. Квалификация договоров в качестве договоров коммерческой концессии по результатам анализа правовой сущности видообразующих признаков
    • 3. 2. Порядок регистрации договора коммерческой концессии
    • 3. 3. Контроль качества товаров (работ, услуг) по договору коммерческой концессии

Вопросы правового регулирования франчайзинга в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время более заметную роль в экономике страны стал играть малый бизнес. При росте безработицы в стране все больше политиков и экономистов обращаются к малому бизнесу как источнику новых рабочих мест.

Правовой базой развития малого предпринимательства является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995г.), Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (1995г.), Указ президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации"^ 996 г.), что, безусловно, свидетельствует о значимости для подъема экономики страны становления и развития малого предпринимательства и внимании к этому процессу со стороны государства.

Однако законодательного укрепления коммерческих начал развития малого бизнеса, несмотря на несомненный положительный эффект, связанный с принятием данных нормативных документов, оказалось недостаточно для решения проблемы становления и развития малого бизнеса и его адаптации к развивающимся рыночным отношениям.

Причины, по которым малый бизнес может быть неэффективным, кроются в основном в том, что малые предприятия стараются действовать самостоятельно без опоры на ресурсы фирм, завоевавших положение на рынке. Зачастую неумение организовать партнерские отношения, а также отсутствие инвестиций приводят к краху малых предприятий в период их становления. Следует отметить, что финансовые возможности сами по себе еще не могут гарантировать успешное развития малых предприятий, однако существуют многочисленные нефинансовые отношения поддержки, например, оказание помощи со стороны в ведении определенного бизнеса, что способствует успешному росту малого предпринимательства.

Кроме того, для потребителей 90-х годов не имеет большого значения, производит ли продукт, который они покупают, одна компания или группа фирм. Становится важным не кто производит товар, а как производит, но при этом должен быть сохранен имидж (brand name) производителя. Для малого бизнеса это важно, т.к. дает ему возможность войти в сеть крупного предпринимателя. Потребности современной экономики в коллективной работе определяют новые тенденции в партнерских отношениях. Осознание необходимости партнерства в бизнесе, возрастание требования к оперативности действий фирмы на рынке привело к широкому распространению сетей малых предприятий. Преимущества партнерства малых и средних фирм с крупными связаны прежде всего с уменьшением рисков.

Одним из современных видов партнерского бизнеса является франчайзинг, именуемый также «льготным предпринимательством» Франчайзинг — это форма ведения бизнеса. Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона — франчайзерпередает другой стороне — франчайзи — право вести определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения и имидж франчайзера (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т. п.). В качестве франчайзера может выступать как крупная фирма, хорошо известная потребителю, так и фирма, добившаяся прочного положения со своим бизнесом на рынке, для которой необходимо или желательно обеспечить себе возможность быстрого роста при минимальных финансовых затратах, обеспечив рабочую силу и ресурсы для достижения поставленной цели в обмен на предоставленное франчайзи право вести бизнес в соответствии с разработанной франчайзером системой и его имиджем. Т. е. франчайзи копирует схему организации бизнеса, основанную на опыте процветающей фирмы. Франчайзер при этом может взять на себя обязательство поставить необходимое оборудование, материалы и сырье, осуществить обучение франчайзи и его персонала, консультировать и оказывать помощь в управлении бизнесом, может оказать и непосредственную финансовую помощь или косвенную в виде поручительств и гарантий. Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчайзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей.

Таким образом, отношения сторон при франчайзинге, во-первых, являются альтернативой отношений, возникающих между основной и дочерней фирмой, а, во — вторых, метод франчайзинга позволяет решить задачу получения знаний, опыта и специализации, которая для правительства является непосильной.

По мнению ведущих российских юристов, принимавших непосредственное участие в подготовке нового Гражданского кодекса РФ, фактическое использование отношений франчайзинга в отечественных условиях потребовало специального законодательного оформления этих отношений. Посвященная регулированию этих отношений глава 54 ГК РФ получила название «Коммерческая концессия» .

В свете вышеизложенного появление и дальнейшее развитие конструкции договора коммерческой концессии в действующем законодательстве имеет огромное значение для стимулирования привлечения частных инвестиций в экономику страны.

Широкое распространение франчайзинга и активное использование этой системы бизнеса в более чем 80 странах мира, демонстрирует необходимость его применения с целью преодоления инвестиционного кризиса и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, что свидетельствует об актуальности развития в Российской Федерации этого вида ведения бизнеса.

Кроме причин, носящих сугубо практический характер, правовая конструкция договора коммерческой концессии представляет несомненный интерес и с концептуальных позиций: До настоящего времени дискуссионным в литературе остается вопрос о юридической природе договора коммерческой концессии.

Кроме того, введение в России в действие 01.01.1996 г. части II Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором присутствует глава 54 «Коммерческая концессия», ставит новые задачи, связанные с необходимостью всестороннего изучения и научного анализа юридической конструкции договора коммерческой концессии, выявления проблем, возникающих в процессе ее реализации.

Цель исследования заключается в правовом исследовании отношений, свойственных договору коммерческой концессии, в разработке на этой основе теоретических положений и предложений по совершенствованию практической деятельности и законодательства, совокупность которых способствует дальнейшему развитию правового регулирования в этой сфере и распространению в обществе знаний об этом способе осуществления предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является процесс развития отношений льготного предпринимательства в России, опосредуемого договором коммерческой концессии.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации концепции льготного предпринимательства, рассмотренные с точки зрения трех аспектов сложного экономико-правового явления — коммерческой концессии: коммерческая концессия как экономическая категорияконструкция договора коммерческой концессиикоммерческая концессия как система имущественных отношений.

В соответствии с изложенной целью в работе ставятся следующие задачи: изучить степень научной проработанности темы исследованияисследовать правовые истоки договора коммерческой концессииизучить историю становления и развития гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии в Россииисследовать проблему юридической природы договора коммерческой концессии, определить его признаки и существенные признаки, рассмотреть основные элементы договорного обязательстваобобщить российскую практику заключения договоров коммерческой концессиисделать попытку разработать, исходя из анализа действующего законодательства и практики его применения, предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с договором коммерческой концессии.

Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, приложений, иллюстрирующих некоторые разделы диссертационной работы.

1. Конституция Российской Федерации. М. «Новая школа». 1995.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1-я. М. «Инсома-пресс». 1995.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2-я. М. «Инфра-М». 1996.

4. Положение о фирме. Утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.06.27. М. Собрание законодательства СССР. 1927. № 40.

5. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», М. ВНИИГПЭ Роспатента. 1993.

6. Патентный закон РФ. ВНИИГПЭ Роспатента. М. 1993.

7. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». М. ВНИИГПЭ Роспатента. 1993.

8. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». М. «Закон». 1999. N 7.

9. Закон РФ «О рекламе». М. «Закон». 1999. N 7.

10. Закон РФ «О защите прав потребителей». М. «Закон». 1999. N7.

11. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». М. «Закон». 2000. № 1.

12. Закон РФ «Об иностранных инвестициях» М. «Закон». 1998. № 7.

13. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.

14. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР». М. «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1990. № 30.

15. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Введены в действие Постановлением ВС СССР от 31.05.1991 г.М. «Известия» N 150 от 26.06.91.

16. Постановление Верховного Совета РФ от 15.04.1993 г. «О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий. М. Сборник постановлений ВС РФ, Президиума ВС РФ и другие документы. 1993. Вып. 7. Стр. 7−8.НОРМА ТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

17. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Споры, связанные с защитой прав на товарный знак. Обзор практики. «М. «Закон». 1999. N 7. Стр. 99−101.

18. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в редакции изменений и дополнений № 3 от 22 августа 1996 г., подп. М п. 12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой