Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что работа не ограничилась только констатирующими процедурами, но в ней также представлены динамика и детерминанты возникновения и развития личностной тревожности у старшеклассниковвыявлены природа и механизмы возникновения как ситуативной, так и личностной тревожностипредставлена и апробирована комплексная тренинговая обучающая система… Читать ещё >

Содержание

  • I. Список сокращений
  • I. * Введение
  • Глава 1. Тревожность, ее психологическая природа, | 4 проявления и коррекция как предмет психологических исследований
    • 1. 1. Основные направления в изучении тревожности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Детерминанты тревожности и ее формирование как устойчивого личностного образования
    • 1. 3. Разработка основных принципов и методов психокоррекции тревожности у учащихся в психологической литературе
  • Глава 2. Методология и методики экспериментального исследования
    • 2. 1. Методология экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы и методики экспериментального исследования
  • Глава 3. Экспериментальное исследование тревожности и ее психокоррекции у старшеклассников
    • 3. 1. Результаты первого экспериментального диагностического среза
    • 3. 2. Психологическая характеристика групп тревожных старшеклассников
      • 3. 2. 1. Психологическая характеристика первой группы
      • 3. 2. 2. Психологическая характеристика второй группы
      • 3. 2. 3. Психологическая характеристика третьей группы
    • 3. 3. Модель работы по психокоррекции тревожности у старшеклассников
      • 3. 3. 1. Общая характеристика экспериментальной модели психокоррекции тревожности у старшеклассников
      • 3. 3. 2. Индивидуальная работа с тревожными испытуемыми
      • 3. 3. 3. Работа с группами учащихся-старшеклассников
      • 3. 3. 4. Работа с группой родителей и с детско-родительской группой

Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний день наиболее распространенными заболеваниями являются невротические расстройства. Особую остроту эта проблема приобретает в подростковом и юношеском возрасте.

В ряду предневротических расстройств особое место занимает высокая тревожность личности. Большинством исследователей высокий уровень тревожности рассматривается как серьезный симптом неблагополучия личности. Но это может быть и вполне закономерная реакция в ситуациях реального благополучия. Однако, тревожность может существовать как бы вопреки объективно благополучному положению и являться следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивую черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность».

Еще пятнадцать-двадцать лет назад тревожность в литературе упоминалась лишь в медицинском смысле. Последние годы внесли радикальное изменение в ситуацию: появляются фундаментальные теоретические труды и лонгитюдные исследования по этой тематике. Вместе с тем, приходится констатировать, что «белых пятен» в данной проблеме остается еще много.

Актуальность проблемы. Современные подростки и юноши живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Динамические тенденции развития многоуровневой реальности и современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Современные условия развития личности достаточно противоречивы и насыщены массой неоднозначных факторов. Дополнительные сложности составляют информационная плотность, повышенная динамичность жизни, урбанизация, неблагоприятные экологические факторы. Все это предъявляет повышенные требования к эмоционально-волевой сфере личности, способности действовать конструктивно в кризисных ситуациях. Повышенная стрессогенность (агрессивность) окружающей среды и стремительное социальное расслоение, изменение требований к когнитивным и коммуникативным процессам человека продуцируют эмоциональные нарушения, в ряду которых тревожность занимает особое место, рассматриваясь как предневротический симптом.

Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Поэтому очень важно вовремя «разглядеть» тревожного подростка или старшеклассника за нехарактерными, с точки зрения учителей и родителей, внешними поведенческими проявлениями и не дать развиться тревожности в невротическое расстройство.

В связи с этим, особую актуальность на сегодняшний день приобретает изучение психологической природы тревожности, ее причин с целью разработки эффективных мишенеориентированных программ психокоррекции повышенной и высокой тревожности, что, в свою очередь, не только становится одной из центральных проблем практической психологии, но и приобретает статус социально значимого фактора стабилизации общественной жизни.

На сегодняшний день существует большое количество теоретических подходов и разработок программ преодоления тревожности. Однако, существует явная недостаточность конкретных экспериментальных исследований.

Рассматриваемые в психологической литературе принципы психокоррекции тревожности носят общий, недифференцированный характер в то время, как сегодня существует огромная потребность в разработке и адаптации конкретных программ психокоррекции тревожности, повышения стрессоустойчивости у учащихся специализированных школ, отличных от массовых. Актуальность этого вопроса возрастает с учетом того обстоятельства, что многие из рассмотренных методов и форм работы, апробированные для учащихся массовой школы, просто «не работают» на других кон-тингентах в силу того, что не учитывают их специфики. В ряду таких специализированных учебных заведений особое место занимают вечерние школы.

Такой фронт работы практического психолога, как организация психологической службы в вечерних школах, в психологической литературе не освещен. Это можно объяснить тем, что вечерние школы в системе нашего образования занимают как бы второстепенное место Кроме того, подвергается сомнению целесообразность самого их существования как «пережитка советского времени». А, между тем, учащиеся именно вечерних школ представляют собой те категории, которые в психологической литературе описываются в терминах «трудные подростки», «группы риска», «неблагополучные» и т. п.

Опыт работы автора в вечерней школе свидетельствует, что у этих учащихся тревожность чаще носит характер устойчивого функционального личностного образования, чем у их сверстников из массовых школ, у них более широк диапазон проявления тревожности и невротических реакций, более часты случаи серьезных невротических расстройств.

Важно отметить, что причины тревожности и формирование эмоционального опыта имеют свои специфические отличительные черты у вечерников, что объясняется социальным статусом и составом их семей, особенностями взаимоотношений между детьми и родителями.

В качестве объекта нашего исследования выступает тревога как психическое состояние и личностная тревожность как устойчивое функциональное образование у современных учащихся старших классов вечерней школы.

Его предметом являются психологическая природа тревожности у старшеклассников вечерней школы, а также оптимальные методы психокоррекции этой тревожности.

На основе вышесказанного мы предположили, что дополнительные возможности в понимании закономерностей возникновения и развития тревожности у старшеклассников могут быть получены за счет построения и реализации экспериментального исследования специфики тревожности, ее психологической природы у учащихся вечерней школы. Это стало основной целью экспериментальной части диссертации. На основе полученных данных мы поставили также цель разработки и апробации оптимальной комплексной интегрированной модели психокоррекции тревожности у учащихся вечерней школы.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач:

1. Изучение содержания, формы проявления, способов компенсации и психокоррекции тревожности у учащихся вечерней школыпроведение сравнительного изучения тревожности и ее проявлений у учащихся вечерней и массовой школ.

2. Выявление соотношения «частной» и личностной тревожности у учащихся вечерней школы, специфики «тревогогенных» сфер для этого контингента и учащихся массовой школы, анализ возможных различий.

3. Определение источников и выявление психологических причин личностной тревожности у учащихся вечерней школы.

4. Изучение особенностей формирования эмоционального опыта, соотношения уровня личностной тревожности у учащихся вечерней школы со спецификой детско-родительских отношений.

5. Выявление соотношения личностной тревожности и некоторых индивидуальных особенностей личности тревожных учащихся вечерней школы.

6. Определение оптимальных путей и способов психологической работы по психокоррекции тревожности у учащихся вечерней школы.

7. Определение степени эффективности разработанной и апробированной модели психокоррекции тревожности.

Гипотеза исследования. Вследствие развития ситуативной и личностной тревожности у старшеклассников в условиях обучения в вечерней школе, необходимо изучение всех детерминант развития этой тревожности. Психокоррекция тревожности у учащихся старших классов вечерней школы возможна, если:

1) изучены психологические условия развития ситуативной тревожности;

2) изучены особенности социальной ситуации развития учащихся старших классов вечерней школы;

3) изучены природа, структура и содержание личностной тревожности у старшеклассников;

4) теоретически разработана и апробирована интегральная комплексная система (модель) психокоррекции личности для тревожных старшеклассников и учащихся старших классов вечерней школы.

Научная новизна исследования:

1.Ha основе теоретического анализа и экспериментального исследования нами конкретизировано содержание понятия тревожности как психического состояния и как личностного образования, имеющего в своей сущности индивидные (врожденные) свойства нервной системы.

2. В ходе контент-анализа, изучения эмпирического материала методами математической статистики, выделены категории, позволяющие описать содержательные и структурные особенности личностной и ситуативной тревожности именно у старшеклассников вечерней школы.

3. Впервые разработана уровневая градация личностной тревожности у старшеклассников вечерней школывыявлены факторы, детерминирующие возникновение у них ситуативной и личностной тревожности.

4. Предложена комплексная тренинговая программа психокоррекции тревожности у старшеклассников вечерней школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты вносят существенный вклад в решение проблемы личностной тревожности у старшеклассников и дополняют данные науки об эмоциональных состояниях личностиоб адаптивных механизмах человекао состоянии его эмоциональной сферы в стрессовых ситуациях и экстремальных условиях жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что работа не ограничилась только констатирующими процедурами, но в ней также представлены динамика и детерминанты возникновения и развития личностной тревожности у старшеклассниковвыявлены природа и механизмы возникновения как ситуативной, так и личностной тревожностипредставлена и апробирована комплексная тренинговая обучающая система по профилактике и психокоррекции тревожности у учащихся старших классов не только в вечерних школах г. Воронежа и Воронежской области, но и в обычных общеобразовательных школах и школах-гимназиях.

Материалы исследований внедрены в учебный процесс на психологических факультетах Воронежского госпедуниверситета (ВГПУ), Воронежского института экономики и социального управления (ВИЭСУ) и используются при проведении практических и семинарских занятий по курсам «Основы саморазвития личности», «Основы саморегуляции», «Основы психокоррекции и психотерапии».

Основные положения, выносимые на защиту;

1. У учащихся старших классов вечерних школ достоверно чаще, чем у учащихся массовых школ возникают негативные эмоциональные состояния (ситуативная и личностная тревожность).

2. Существует качественное своеобразие в источниках, психологическом содержании тревожности и в характере тревогогенных сфер у учащихся вечерней школы в отличие от учащихся массовой школы.

3. Установлено, что главными детерминирующими факторами в возникновении повышенной тревожности у старшеклассников является нарушение социальной ситуации развития (характер детско-родительских отношений и индивидуальных типологических особенностей старшеклассников).

4. Личностная тревожность является проявлением устойчивого внут-риличностного конфликта и неблагоприятного эмоционального опыта старшеклассников.

5. Выявлено, что личностная тревожность у старшеклассников вечерних школ может быть диагностирована на различных уровнях (эмоциональном, когнитивном и операциональном). Существуют различия в проявлении тревожности у чстаршеклассников на поведенчеком уровне.

6. Работа по психокоррекции тревожности может быть эффективна при дифференцированном подходе к тревожным старшеклассникам, различающимся с точки зрения поведенческого компонента тревожности.

7. Комплексная тренинговая психокоррекционная система (модель) эффективна для коррекции повышенной ситуативной и личностной тревожности у старшеклассников вечерних и массовых школ, если критерием формирования тренинговых групп является различие участников с точки зрения «телесного» компонента тревожности.

Методологической основой нашего исследования послужили работы известных психологов в русле системного подхода в изучении детерминант психического развития — J1.C. Выготского, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева и др.- в контексте личности и ее параметров — А. Г. Асмолова, И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, A.M. Прихожан, С. Л. Рубинштейнаработ по изучению эмоциональной сферы личности — Л. М. Аболина, Ф. Б. Березина, А. Валлона, А. В. Запорожца, А. Изарда, А. Д. Кошелевой, С. И. Маслова, ЯЗ. Неверович, Г. Селье, П. М. Якобсона и др.

Достоверность полученных данных обеспечивают:

1) применение взаимодополняющих методов (экспериментконтент-анализ текстовых документов, деятельности и результатов этой деятельности, анкетирование, тестирование);

2) репрезентативность выборки (общий объем выборки — свыше 400 чел.: 301 учащийся и 103 родителя);

3) применение обоснованных статистических методов обработки и анализа эмпирических данных (оценка разностей, корреляция и факторный анализ).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и результатов исследования отражены в материалах 2-й международной научной конференции по управлению психомоторной деятельностью человека (Москва, 1997), научно-практической конференции по проблемам индивидуальности (Смоленск, 1996), межрегиональной научно-практической конференции по преподаванию общегуманитарных дисциплин в вузах (Тамбов, 1997), международной научно-практической конференции по проблемам невротизации общества (Воронеж, 2001) — на заседаниях кафедры практической психологии психолого-педагогического факультета ВГПУ и кафедры психологии ВИЭСУ (1997;2000). Статьи по результатам исследования опубликованы в сборниках «Успех ученика» (Воронеж, 1998), «Тренинг преодоления тревожности и повышения стрессо-устойчивости» (Воронеж, 1998).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов и списка литературы, включающего 223 источника, из них 32 — на иностранных языках. В тексте содержится 24 таблицы, 14 рисунков. В приложении представлены методики математической обработки данных. Объем основного текста диссертации составляет 206 страниц.

Выводы.

1. Содержание, формы проявления и способы компенсации тревожности у старшеклассников ВСШ имеют специфические особенности, в отличие от старшеклассников массовых школ и гимназий. Это обусловлено неблагоприятной социальной ситуацией развития, в том числе спецификой семейных взаимоотношений.

2. Существуют различия в тревогогенных сферах, а также в представленности видов «частной» тревожности у учащихся ВСШ и гимназии. Так, у учащихся массовых школ и гимназии наиболее выраженной является школьная тревожность, тогда как для «вечерников» характерна межличностная и самооценочная тревожность. Это объясняется спецификой эмоционально значимых ситуаций и установкой, сформированой в семье.

3. Важнейшей психологической причиной личностной тревожности у учащихся вечерней школы является устойчивый внутриличностный конфликт, который поддерживается неблагоприятнымии семейными. Они выражаются в гипопротекции или доминирующей гиперпротекци в сочетании снедостаточным удовлетворением потребностей ребенка в семье. Обуславливаются эти взаимоотношения неразвитостью родительских чувств, внутрисемейным конфликтом и проекцией негативных качеств на ребенка. Для семей тревожных гимназистов характерна тенденция к потворствующей гиперпротекуции в сочетании с отсутствием сторогости и запретов по отношению к ребенку. Среди причин нарушений — расширение сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств, фобия утраты ребенка. Выявленные нами картины воспитаниям семьях тревожных «вечерников» и старшеклассников массовой школы и гимназии отличаются, что доказывает различия в характере внутреннего конфликта и эмоционального опыта тревожных старшеклассников.

4. Существут общие черты в проявлении личностной тревожности старшеклассников на личностном (устойчивый внутриличнойстный конфликт), межличностном (трудности в построении близких отношений с людьми) уровнях, в сфере семейных взаимоотношенрий (индуцирование, фиксация и трудности переработки отрицательных эмоций), на когнитивном (преувеличение, сверхобобщение и абсолютизация), макросоциальном уровнях (социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций). Однако все личностно тревожные старшеклассники отличаются друг от друга с точки зрения поведенческого компонента тревожности. Первая группа («тревожные экстраверты»)-конфликтные, агрессивныевторая группа («тревожные интроверты»)-замкнутые, пассивные, нерешительные, склонные к самоанализутретья группа тревожных старшеклассников демонстрирует конформистские тен^Ярвдвгавнсдаишыделенных групп отличаются также индивидуально-типологическии свойствами личности. Для первой группы характерны высокий индекс агрессивности и враждебностиэкстраверсиякульт силы и конкурентностимежличностная тревожностьтенденция к завышенной самооценкенизкий уровень самопрезентациинаиболее часто встречающимся типом психологической защиты является агрессияхолерический и сангвинистический тип темпераментатипы акцентуации характера — гипертимный, возбудимый и демонстративныйкруг общения-широкий, недифференцированныйнизкий ИЖУ. Для второй группы тревожных старшеклассников характерными чертами являются интроверсия, фиксация на негативных сторонах жизнпи, пониженный ИЖУ, высокие показатели «косвенной агрессии» и чуства виныкульт успеха и достижений, повышенный индекс стрессогенных событий в семейной историикргу общения отличается дифференцированносттю в эмоциональной окраске — средний уровень самопрезентациихарактерный тип психологической защитыреакция уходасамооценочная тревожность, склонность к заниженной самооценкемеланхолический и флегматический ланхолический и флегматический типы темпераментов. Третья группа тревожных старшеклассников отличается повышенной враждебностьютипы психологической защиты — уход и рационализациявысокий уровень самопрезентации, широкий круг общения, самооценочная и межличностная тревожностьвозбудимый, экзальтированный и демонстративный типы акцентуации характера.

6. Психокоррекция высокой личностной и ситуативной тревожности предполагает оптимизацию детско-родительских отношений и учет индивидуально-типологических особенностей личности тревожных старшеклассников.

7. В основу формирования психокоррекционных групп тревожных старшеклассников должен быть положен принцип гомогенности с точки зрения «телесного» компонента тревожности: отдельную группу должны составлять тревожные испытуеыме, находящеся в контакте со своим телом, с ярко выраженным «телесным» компонентом тревожности. Большинство участников другой группы должны составлять тревожные старшеклассники с симптомом отчуждения тела от «Я».

8. Разработана и апробирована комплексная программа индивидуальной и групповой работы с учащимися вечерних школ по психокоррекции тревожности, включающая работу с родительской и совместной детсок-родительской группой и состоящая из пяти этапов (подготовительного, адаптации и формирования групп, углубления позитивного контакта, погружения и закрепления).

Заключение

.

На протяжении пяти лет (с 1997 г. по 2001 г.) нами изучалась психологическая природа тревожности как устойчивого функционального личностного образования у учащихся старших классов вечерних и массовых общеобразовательных школ, а также формы проявления тревожности на уровне всех ее структурных компонентов. Был проведен теоретический анализ исследований по проблемам тревожности у взрослых и детей различного возраста по материалам как отечественных, так и зарубежных публикаций по философии, психологии и педагогикиразработана и апробирована комплексная система по психокоррекции тревожности.

В исследовании представлены психологическая природа и детерминанты ситуативной и личностной тревожности у учащихся старших классов вечерних и массовых школ. Достоерность полученных в эксперименте данных обеспечена: 1) применением взаимодополняющих методов- 2) репрезентативностью выборки- 3) валидностью методик, статистической обработкой данных.

По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что личностная тревожность у обучающихся в вечерних школах достоверно выше, нежели у старшеклассников дневных общеобразовательных школ и гимназий.

Важное место в исследованиях отведено детерминантам формирования высокого уровня личностной тревожности у учащихся вечерних школздесь как наиболее частая причина высокой тревожности выявлено неблагополучие во внутрисемейных отношениях, характерное для старшеклассников вечерних школ: чаще всего это дети из неблагополучных или неполных семей, где родители склонны к алкоголизму, наркомании и т. п.

Нами в течение длительного времени изучались и исследовались характеристики социальной ситуации развития, где главное место отводилось личностным особенностям испытуемых, их индивидуальным (врожденным) качествам. По результатам анализа полученных данных нами были выделены три группы тревожных старшеклассников.

Для первой группы тревожных учащихся характерны высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, высокий уровень агрессивности и враждебности, гипотимный тип акцентуации, холерический тип темперамента, высокая конфликтностькруг общения — дворовые компанииэмоциональные отношения недифференцированные, неяркие.

Во второй группе личностная и ситуативная тревожность по всем показателям достоверно ниже. В личностных характеристиках преобладает флегматичный тип темперамента в сочетании с тревожно-мнительной и педантической акцентуацией характера. Испытуемые малоконфликтны, у них выражены показатели «чувства вины» и «косвенной агрессии».

В третьей группе испытуемых преобладает завышенная самооценка межличностной тревожности, критичность, отказ и уход от трудностей и конфликтовпо типу темперамента — нет ни одного холерика.

Выявленные индивидуально-типологические особенности необходимо учитывать при проведении психокоррекции личностной и ситуативной тревожности у старшеклассников.

Нами предложена комплексная модель работы по психокоррекции тревожности у учащихся вечерних и массовых школ, которая включает в себя элементы психокоррекции в работе с группами личностно-тревожных испытуемых, индивидуальную работу учащимися, работу с их родителями и детско-родительской группой.

По результатам анализа контрольных средовых данных, во всех группах тревожных старшеклассников выявлены достоверные позитивные изменения в их эмоциональной сфере, внутрисемейных взаимоотношениях, уровне самооценки, структуре личности учащихся.

На основании результатов сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов были сформулированы заключительные выводы по работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Личностные особенности алкоголизирующихся девочек-подростков, обучающихся в ПТУ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1990.
  2. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения: Материалы обл. науч.-практ. конф. 1994 г. Кемерово, 1995.
  3. А. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза//Психотерапия, 1912.
  4. А.А., Имедадзе И. В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах / Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
  5. Анохин Г1.К. Избранные груды: Системные механизмы ВИД. М.: Наука, 1978.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.
  7. Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994.
  8. И. Я вас слушаю. М., 1988.
  9. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  10. Н.В. Психология воспитания «трудного» школьника. Фрунзе, 1990.
  11. Л.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995.
  12. Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры М., 1988.
  14. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста для психологов, педагогов, социальных работников. М., 1995.
  15. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979.
  16. Л.И. и др. Значащие переживания как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1.
  17. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  18. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1972. № 2.
  19. Л.И. Психоанализ условий формирования и строения гармоничной личности / Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  20. Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Ав-тореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1996.
  21. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  22. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  23. Р.Ф. Морально- психологические особенности «трудного» подростка, методы их диагностики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.
  24. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1989.
  25. Г. В. О некоторых системных неврозах и их патогенном лечении. М.: Медицина, 1980.
  26. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990.
  27. А.Т., Венчиков В. А. Основные приемы статистической обработки наблюдений в области физиологии. М.: Медицина, 1974.
  28. В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений: Ав-тореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974.
  29. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
  30. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1992.
  31. Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань, 1980.
  32. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
  33. Генковска Ваня М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. М., 1988.
  34. Т.А. Потребность в общении и ее формирование в переходном возрасте ребенка / Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси, 1974.
  35. Л.Т. Общение с собой. М., 1991.
  36. Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
  37. Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся Свердловск, 1987.
  38. Д. Как стать родителем самому себе. М., 1991.
  39. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс и условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976.
  40. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. М.: Медицина, 1981.
  41. С.Н. 11 еврозы. Л.: Медицина, 1964.
  42. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 1991.
  43. Дж. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими: Мини-курс. Разговор с учителем. М., 1990.
  44. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: Методические рекомендации / Под ред. Ю. Л. Ханина. Вильнюс, 1988.
  45. А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3.
  46. Г. Н. Психическое состояние неадекватной защищенности как один из факторов детских правонарушений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1974.
  47. Ю.В. Тренинг преодоления тревожности и повышения стрессоустойчивости: Пособие для практического психолога. Воронеж, 1997.
  48. Ю.В. Динамика тревожности у старшеклассников в учебной деятельности: Тез. докл. 2-й между нар. науч. конф. по управлению психомоторной деятельностью человека. М., 1997.
  49. Ю.В. Успех ученика: Книга для педагога-психолога. Воронеж, 1998.
  50. Ю.В. Психопрофилактика и преодоление тревожности как важная задача психологической службы в вечерних школах: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы психологической службы». Воронеж, 2001.
  51. Н.С. Клиника и динамика «невроза страха» у детей и подростков / Неврозы и нарушения характера у детей и подростков / Под ред. В. В. Ковалева. М., 1973.
  52. К. Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства Л., 1977.
  53. А. И. Неврозы у детей и подростков. JL, 1988.
  54. А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1989.
  55. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
  56. А.И. Особенности стрессовых изменений билатеральной индивидуальности у детей и подростков / Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск, 1996.
  57. В.А. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. Л., I960.
  58. Ф. Застенчивость. М., 1991.
  59. К. Эмоции человека. М.: Мысль, 1980.
  60. Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1986.
  61. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
  62. Имедадзе Н В К методу исследования уровня тревожности: Материалы IV Всерос. съезда общ-ва психологов. Тбилиси, 1971.
  63. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. М., 1983.
  64. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980.
  65. .Д. Психотерапия. М., 1985.
  66. Дж. Телесный процесс // Гештальт-94. М.: МГИ, 1994.
  67. Дж. Телесный процесс // Гештальт-95. М.: МГИ, 1995.
  68. Дж. Телесный процесс // Гештальт-96. М.: МГИ, 1996.
  69. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1972.
  70. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М., 1983.
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  72. Кон И С. Открытие «Я». М., 1989.
  73. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  74. О.С., Сослова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. № 3.
  75. Э. Телесные общие чувства и их отношение к эффективности // Медико-биологический журнал. 1928.
  76. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993.
  77. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988.
  78. Кулагин Б В Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
  79. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1968.
  80. Т.И. К психологическому исследованию тревожности как свойства личности: Материалы IV Всесоюз. съезда общ-ва психологов. Тбилиси, 1971.
  81. Т.Н. Новое поколение выбирает агрессию? // Психологическая газета. Ноябрь 1995. № 2.
  82. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  83. К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  84. В.Л. Нестандартный ребенок. Хабаровск, 1990.
  85. Я.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1967. № 6.
  86. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987.
  87. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979.
  88. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1979.
  89. Я.А. Карьеры общения, конфликты, стресс. М., 1986.
  90. Н.Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1981.
  91. Масгутова С. К Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М, 1988.
  92. О.А. Формы проявления тревоги и прерывания контакта ребенка с социумом в процессе формирования гештальта образа «Я» // Геш-тальт и психодрама: новые подходы. М.: МГИ, 1996.
  93. В.Ф. Психологические особенности морально-волевых качеств личности трудновоспитуемых подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1986.
  94. B.C. Некоторые данные о нервно-психическом напряжении. Материалы VI науч. конф. Уральского общ-ва психологов при АПН РСФСР. Пермь, 1965.
  95. Методики психодиагностики в спорте. М., 1980.
  96. Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М., 1996.
  97. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
  98. В.Д. Ребенок в алкогольной семье // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  99. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.
  100. И.Ф. Психотерапия. М., 1967.
  101. И.Ф., Гуськов B.C. Оберегайте детей от психических травм. Воронеж, 1965.
  102. И.Ф., Юров Ю. В. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте / Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982.
  103. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  104. В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы / Типологические особенности ВИД человека / Под ред. Б. М. Теплова. М., 1959.
  105. Неврозы и нарушения характера у подростков / Под ред. В. В. Ковалева. М., 1975.
  106. М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Сов. педагогика. 1963. № 5.
  107. Т.А. Состояние страха при неврозах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1966.
  108. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1989.
  109. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших подростков // Проблемы психологической диагностики обучения и развития школьников: Сб. науч. тр. М., 1985.
  110. Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
  111. О.В. Эмоциональное состояние и работоспособность // Эргономика. Вып. 1. М., 1970.
  112. Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
  113. Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. СПб., 1995.
  114. В.П. Нервные дети и их воспитание. М., 1988.
  115. A.M. Особенности перевоспитания трудных подростков с отклонениями в эмоционально- волевом развитии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975.
  116. Т.Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение. М., 1966.
  117. A.M. Психологический анализ межличностной тревожности / Вопросы экспериментальной психологии и ее теории. М., 1975.
  118. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977.
  119. A.M. Влияние силы мотива на учет подростками особенностей ситуации / Психологические проблемы нравственного воспитания. М., 1977.
  120. A.M. Анализ содержания образа «Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы интерната / Возрастные особенности психологического развития детей. М., 1982.
  121. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте / Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
  122. A.M. Боюсь отвечать у доски // Семья и школа. 1985. № 1.
  123. A.M. Научиться сдавать экзамены // Семья и школа. 1985. № 4.
  124. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
  125. A.M. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  126. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
  127. A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович / Формирование личности в онтогенезе. М., 1992.
  128. A.M. Развитие личности в условиях психической деприва-ции / Формирование личности в онтогенезе. М., 1992.
  129. A.M. Игры и упражнения для занятий с подростками: личностное развитие / Психологическая реабилитация детей и подростков. Калуга, 1994.
  130. A.M. Психологический справочник для неудачников или как обрести уверенность в себе. М., 1994.
  131. A.M. Как преодолеть неуверенность в себе / Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, самореализация подростка. Ниж. Новгород, 1995.
  132. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1995.
  133. Психическая саморегуляция в педагогическом процессе: Сборник / Под ред. И. Е. Шварц. М., 1977.
  134. Психология переживаний подростка: Методические рекомендации / Под ред. А. Г. Антоновой. Киев, 1988.
  135. Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников: Материалы семинара. М., 1977.
  136. Психофизиологическая саморегуляция: Методические рекомендации. Воронеж, 1989.
  137. Рабочая тетрадь практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. М., 1996.
  138. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.
  139. Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1992.
  140. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М., 1996.
  141. Робин Ж.-М. Контакт, первый опыт // Гештальт-терапия с детьми. М.: МГИ, 1996.
  142. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  143. Е.А. Общение как условие развития личности. / Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  144. В.Е. Лекции по психотерапии. М., 1971.
  145. А.В. Интерактивная психотерапия как метод разрешения внутриличностных конфликтов / Симптоматика и этиология конфликтов. Белгород, 1995.
  146. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  147. Ю.С. Вопросы нарушения структуры личности и проблема компенсаторных механизмов: Материалы 2-го междунар. коллоквиума по социальной психологии. Тбилиси, 1970.
  148. Самоукина Н В Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  149. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  150. Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995.
  151. И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989.
  152. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев, 1988.
  153. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989.
  154. Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1991.
  155. Е.Т. Интегративный подход к исследованию психотерапии невротической и пограничной личности / Гештальт-институт-92 / Под. ред. Д. Н. Хломова. М., 1992.
  156. Е.Т. Где живет тошнота? // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1.
  157. Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии. 1995. № 2.
  158. Е.Т., Честнова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2.
  159. В.В. Формирование у подростков умений и навыков саморегуляции поведения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1982.
  160. Социально-психологический тренинг. Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Ру-денского. Новосибирск, 1995.
  161. А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., 1988.
  162. .М. Типологические свойства нервной системы и их проявление // Вопросы психологии. 1957. № 5.
  163. С.П. Психология внутреннего конфликта личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  164. А.В. Наедине со всеми. Минск, 1990.
  165. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М., 1986.
  166. Г. К. Пограничные невротические расстройства. М.: Медицина, 1978.
  167. М. Осознание через деятельность. М., 1994.
  168. П. Кем мы можем быть: Психосинтез как метод психологического и духовного роста. СПб., 1992.
  169. Фрейд 3. Затруднения, симптомы и тревожность. М., 1926.
  170. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991.
  171. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  172. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  173. Фрустрация. Конфликт. Защита // Вопросы психологии. 1991. № 6.
  174. Д. Формирование учебных навыков. М., 1986.
  175. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5.
  176. Хей Л. Как исцелить свою жизнь // Путь к себе. 1991. № 20 (23).
  177. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  178. А.Б., Гаранян Н. Г. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств //МПЖ. 1996. № 3.
  179. К. Невротическая личность нашего времени- самоанализ / Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993.
  180. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. М., 1992.
  181. Г. И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1974.
  182. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1991.
  183. А.Ф. Психокоррекция в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
  184. Шах Б. И. Оценка уровня тревожности как компонента общего психолого-педагогического процесса в системе профконсультирования старшеклассников/ Вопросы диагностики психического развития. Таллинн, 1974.
  185. Шур М. Эго и тревога. М., 1992.
  186. Э.Г., Юстицкий В. В. Клинико-психологическая диагностика при неврозах: Методические рекомендации. Л., 1987.
  187. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. JL, 1990.
  188. А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают//Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1.
  189. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  190. Эш Г. О возможностях работы с негативными эмоциями // Психологическая газета. Ноябрь. 1995. № 2.
  191. JI.M. Психология воспитания. М., 1991.
  192. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  193. Юнг К. Г. Эмоциональные психологические типы / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
  194. Г. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
  195. Arnold М. Stress end emotions. In «Psychological stress», H. Appley, R. Trumbley (eds.), N.Y., 1967.
  196. BasowitzH. Etall Anxiety and stress. N.Y., 1955.
  197. Clark Y.V., Arkowitz H. Social anxiety and self-evaluation of interpersonal perfomance.- Psych. Reports. 1975 (Feb).
  198. Emotional disturbance in children: Theories & methods for children/ Ed. By James L., Paul В., Cooper Epanchin.- Columbus etc.: Merrill, Cop. 1982.
  199. Epstein S. The nature of anxiety with emphasis upon its relation to expectancy. In «Anxiety, current trends in theory and research», Ch.D. Spielberger (ed.), V.2, N.Y., 1972.
  200. Freud S. New Introductory Lectures, ch. on «Anxiety and Instinctual Life», p.120−123.
  201. Hill K.T. Relation of test anxiety, defensiveness, and intelligence to so-ciometrie status. Child development, 1963, 34.
  202. Hiltner S., Menninger K. Constructive aspects of anxiety. N.Y., 1963.
  203. Homey K. The Overvaluation of Love, A Study of a Common Present-Day Feminine Type. Psychoanalytic Quarterly, vol. 3 (1934). p. 605−637.
  204. Homey K. The problem of Feminine Masochism. Psychoanalytic Review, vol. 22 (1935).
  205. Homey K. The problem of Negative Therapeutic Reaction. Psychoanalytic Quarterly, vol.5, 1936, p.29−44.
  206. Johnson, James Harton. Life events as a course of stresses of children and adolescents. Columbus. 1991.
  207. Many M.A. The relationship between self- esteem and anxiety in grades four «through eight». — Educ. and Psych. News, 1975, v.35.
  208. Martin B. Anxiety and neurotic disorders. N.Y., 1971.
  209. Mussen P.H., Kagan J., Conger J.J. Child Development and Personality, N.Y., Evanston, London. 1963.
  210. Oakeshott, Edna. The child under stress/ Edna oakeshott- Fover by Lady plowmen,-London: Priory press, 1973.
  211. Pearson M. The chronically Aggressive Child The Psych. Review October 1939, № 2.
  212. Phillips B.N. School stress and anxiety. N.Y. 1978.
  213. Rogers C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the clinkered framework. Unpublished manuscript, 1955a.
  214. Rogers C.R. The concept of the fully functioning person. Unpublished manuscript, 1955b.
  215. Ruebush B.K. Anxiety // Child Psychology. Chicago, 1983. Ch. XI.
  216. Sarason I.G., Spielberger Ch.D. Stress and anxiety. Washington, 1975.
  217. Sarason S.B. et al. Anxiety in elementary school children. N. Y., 1960.
  218. Spielberger Ch.D.(ed.) Anxiety and behavior, N.Y., 1966.
  219. Spielberger Ch.D. Anxiety, current, trends in theory and research, v. 1,2 N.Y., 1972.
  220. Sullivan H.S. A Note on the Implications of Psychiatry, the Study of interpersonal Relations, for Investigation in the Social Sciences. American Journal of Sociology, vol. 43 (1937).
  221. Sullivan H.S. The interpersonal theory in psychology of personality readings in theory ed. by W.S. Shashakian. Cyicago, Ilinois, 1965.
  222. Taylor I.A. The relationship of anxiety to the conditioned eyelid response Y Exp. Psycho!., 1951, 41, pp. 81−92,41.
  223. Taylor I.A. Drive theory and manifest anxiety. «Psych Bull» 1956, v. 54.
  224. Winnikof D.W. Ego distortions in terms of true and false Self// The matu-rational process and the facilitating environment. N.Y. Intemat University Press, 1965. P. 132−136.
Заполнить форму текущей работой