Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточное внимание психологической службы к детям дошкольного возраста, отсутствие методов организации системной комплексной помощи привели к резкому возрастанию числа учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями учебной программы (около 40%). На почве нарастания школьных трудностей у многих из этих детей развиваются неврозы и различные формы соматических и психосоматических… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление .'
  • Введение
  • Глава 1. Проблемы исследований средовых влияний на развитие умственных способностей детей в современной психологии
    • 1. 1. Умственные способности детей как предмет исследований в работах зарубежных и отечественных ученых
      • 1. 1. 1. Историческое развитие понятия способности
      • 1. 1. 2. Основные научные подходы изучения умственных способностей
      • 1. 1. 3. Нейропсихологические основы развития способностей
      • 1. 1. 4. Проблема соотношения общих и специальных способностей
      • 1. 1. 5. Зарубежные школы изучения способностей
    • 1. 2. Современные психологические представления о социокультурной среде
      • 1. 2. 1. Анализ современных подходов к изучению социокультурной среды
      • 1. 2. 2. Семья как «малая» социальная среда развития- ребенка
      • 1. 2. 3. Особенности влияния социокультурной среды на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Проблема развития умственных способностей и успешности обучения детей младшего школьного возраста
    • 1. 4. Особенности диагностики умственных способностей детей младшего школьного возраста

Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Образование-—одна из приоритетных сфер в модернизации российского общества. Констатируется важность усиления влияния образования на развитие в стране инновационной экономики, так как общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, отражающим состояние и тенденций развития общества, при этом, оказывая на него свое влияние.

В последние десятилетия в школе, по мнению A.A. Петрусевич (2008), как и во всем обществе, происходят серьезные социокультурные преобразования, касающиеся ' целей. и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной. жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение. В современных условиях общества, когда от интеллектуального и физического состояния детей зависит будущее России-, особенно важнойявляется задача комплексного формирования способностей каждого ребенка. По мнению JI.A. Венгер (1993), проблема способностей является одной из центральных проблем общей и возрастной психологии. Разработке данной проблемы посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи (А. Бине (1999), Дж. Гилфорд (1965), В .И. Киреенко (1959), A.F. Ковалев, В. Н. Мясищев (1960), Б. Б. Коссов (1997), Н. Д. Левитов (1962), Н. С. Лейтес (1974), A.H. Леонтьев (1987), В. П. Озеров (2005), К. К. Платонов (1972), С. Л. Рубинштейн (1960), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Шадриков (1997), В. Штерн (1911) и др.). В работах указанных автрров были сформулированы основные теоретические положения изучения способностей и определены принципиальные пути их развития. Однако, по мнению Л. А. Венгер (1983), проведение исследований в этой области встречает существенные трудности из-за отсутствия четких представлений о содержании и структуре конкретных видов способностей.

В последние годы наметилась тенденция к пересмотру основ системы образования, создаются авторские и региональные программы, появляются новые формы обучения, методики и технологии. Это говорит о том, что перспективная разработка новых методов воспитания и обучения должна опираться на последние достижения психологической науки и практики использования исторических методов в изучении и развитии способностей. В этом отношении психомоторное и интеллектуальное развитие способностейстороны комплексного генеза личности, которые формируют человека как целое (Б.М. Теплов, 1986). Данная идея созвучна принципам современного образования, которые заложены в конвенции о правах ребенка, где говорится, что «образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (1999).

Культурно-образовательное пространство детей школьного возраста во многом определяется типом учебного заведения и местом его расположения. Культурно-образовательное пространство, по утверждению A.C. Запесоцкого (1996), является совокупностью условий и возможностей личности, определяемых качеством функционирования образовательных и культурно-досуговых учреждений и влияния социально-культурной среды. Социокультурное окружение школы, по утверждению A.A. Петрусевич, 2008), обусловливает культурно-образовательного пространство регионального сообщества, интегрирую социальные, культурные, научные, производственные, профессионально-образовательные институты и учреждения.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2009 года из 13,4 млн. детей в возрасте 5 до 14 лет 68,31% проживают в городах и 31,68% детей проживают в сельской местности. В образовательном пространстве России в настоящее время 68,9% школ — сельские, ихдоля: в региональных-системах образования" гораздо * выше, чеш городских.

Городские и сельские школы в различных региональных условиях обладаютнеповторимым социокультурным статусом, оказывающим существенное влияние на развитие личности детей. От еостояния их работы в значительной степени. зависит решение социально-экономических, социально-культурных, демографических проблем в сельском социуме.

Сегодня сельская школа, по мнению: М. ИЕ Гурьяновой (1999) — больше не рассматривается государством как фактор влияния на социальное развитие села, сохранение и развитие сельских территорий, модернизацию сельскохозяйственного производстваповышение культурно-образовательного уровня сельского населения, решения? демографических проблем в деревне. Кроме ' этого происходит усиление неравенства образовательных возможностей для городских и сельских школьников. Безпедагогического влияния оказалась жизнь детей и семей в малых населенных пунктах. Сельская школа вынуждена, давать учащимся образование, предопределяемое потребностями урбанизированного (городского), а не сельского образа жизни.

Способность личности успешно осваивать культурно-образовательное пространствоактивно формировать его, отражает социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, их «социокультурный интеллект"апс! its relationship to learning in school. Интеллект, в свою очередь, можно рассматривать как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, тесно связанной с ее эмоционально-волевой, сферойпотребностями и ценностными установками (K.M. Гуревич, 1993). Следует отметить, что усвоение детьми культурно-образовательного пространства, зависит также и от состояния* их: здоровья, работоспособности-, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, мотивационных установок и творческого потенциала-(Jl.'А. Ясюкова, 2002). 7.

Возникшие в практике образовательных учреждений различные варианты развивающего обучения обусловили не только вариативность образовательных учреждений (лицеи, гимназии, профильные школы, колледжи и т. д.), но и повлекли за собой перераспределение учащихся: часть учащихся оказалась в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В результате контингент учащихся общеобразовательных школ стал все больше характеризоваться сниженным уровнем обучаемости.

Недостаточное внимание психологической службы к детям дошкольного возраста, отсутствие методов организации системной комплексной помощи привели к резкому возрастанию числа учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями учебной программы (около 40%). На почве нарастания школьных трудностей у многих из этих детей развиваются неврозы и различные формы соматических и психосоматических расстройств, приводящих к еще большему снижению учебной мотивации, отрицательному отношению к школе и различным поведенческим нарушениям. В настоящее время практически отсутствует система профилактики ранней невротизации детей. Невмешательство в процесс развития невротизации, как правило, приводит к двум большим группам последствий: развитию психосоматической патологии (соматизация психического процесса) или развитию девиантного поведения социализация). Все это приводит к недоверию населения, как к системе образования, так и к системе здравоохранения, отсутствие координации и эффективного взаимодействия между ними существенно ухудшает возможности реализации детьми их способностей в процессе общего образования.

Таким образом, модернизация отечественного образования должна быть направлена как на повышение уровня социо-культурного потенциала образовательных учреждений, так и на развитие вариативности образования, что неизбежно порождает насущную потребность в научнообоснованных данных о психологических. характеристиках детей, обучающихся в разных социокультурных условиях.

Проведенное краткое рассмотрение позволяет обозначить основную проблему исследования- - каково. влияние социокультурной среды, окружающей детей в период младшего школьного возраста, на развитие их умственных способностей.

Цель исследования — изучение психологических особенностей умственных способностей детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных социокультурных условиях.

Объектом исследования выступают умственные способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования состоит в изучении психологических особенностей умственных способностей детей младшего школьного возраста в условиях разных социокультурных сред.

Гипотеза исследования относительно влияния социокультурных условий на развитие умственных способностей рассматривается через проблему оптимизации, функциональных, операциональных и мотивационных компонентовпсихического развития детей младшего школьного возраста:

— «средовой» фактор является одним из ведущих вразвитии умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах- ,.

— умственные способности детей младшего школьного возраста городских и сельских социокультурных сред отличаются по функциональному, операциональному и мотивационному компонентам психического развития;

— умственные способности детей младшего школьного возраста из разных социокультурных сред имеют отличия по половому признакуприменение методики психопрофилактики нежелательных тенденций в развитии умственных способностей детей младшего школьного возраста будет способствовать снижению роли «средового» фактора в городских и сельских социокультурных средах.

Задачи исследования:

Проанализировать современные отечественных и зарубежных исследований и выделить роль «средовых» влияний на умственные способности детей младшего школьного возраста;

Выявить различия в функциональных, операциональных и мотивационных компонентах умственных способностях детей младшего школьного возраста из различных социокультурных сред;

Выявить факторы социокультурной среды, влияющие на умственные способности детей младшего школьного возраста;

Выявить тендерные различия в умственных способностях детей младшего школьного возраста из разных социокультурных сред;

Оценить эффективность психопрофилактической работы, направленной на предупреждение нежелательных тенденций в развитии умственных способностей детей младшего школьного возраста из разных социокультурных сред.

Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные теории и концепции общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития личности в условиях обучения и воспитанияпредставления об умственных способностях и их роли в развитии личности, современные технологии организации и проведения эмпирического психолого-педагогического исследования: об общих способностях (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Л. ю.

М. Веккер, Э. А. Голубева, В. Н. Дружинин, Д. Дьюи, М. С. Егорова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицын, А.-Н. Перре-Клермон, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов, Р. Стернберг, Б. М. Теплов, М. А., Холодная, В. Д. Шадриков и др.) — о «средовых» влияниях на развитие личности — экологический подход Р. Баркера и Г. Райта, кросс-культурная психология Гершковича, Харкнесс, средовая психология В. Иттельсона, X. Прошански, Л. Ривлина, Дж. Винкеля, С. Милграма, средовой подход Н. Миллер, Дж. Гибсона, онтопсихологический подход А. Менегетти, социокультурный подход У. Бронфенбреннера, Д. Кюнгенетический подход (К. Берталанфи, Б. Инельдер, Ж. Пиаже) — процессуально-деятельностный подход (A.B. Брушлинский, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — структурно-уровневый подход (Б.Г. Ананьев и др.).

В качестве теоретической основы использовались результаты теоретических исследований по развитии личности и способностей в учебной деятельности (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, А. Л. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, 3. И. Калмыкова,, Н. С. Лейтес, Н. Ф. Талызина, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин, В. С. Юркевич, И. С. Якиманская и др.) — о сущности, механизмах и закономерностях социокультурных явлений и процессов в образовании (А.Г.Асмолов, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, М. С. Каган, А. Р. Лурия, В. И. Слободчиков, и др.).

Методы исследования. Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по изучаемым проблемам, теоретическое моделирование влияний различных социокультурных сред на процесс развития умственных способностей в младшем школьном возрасте. Моделирование диагностического и формирующего эксперимента. Эмпирические: наблюдение, психологическое тестирование умственных способностей детей младшего школьного возраста, анкетирование родителей детей, качественный анализ данных. В качестве основных эмпирических методов выступили: метод включенного наблюденияметод опросаконстатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился с помощью тестов Дж. Равена, Бендер, Тулуз-Пьерона, Вильямса в адаптации Е. Е. Туник, Эткинда, Коха, Напё-тест и комбинированной социально-гигиенической экологической анкеты. Формирующий эксперимент проводился с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л. А. Ясюковой, теста Вильямса в адаптации Е. Е. Туник и комбинированной социально-гигиенической экологической анкеты. Математико-статистические: критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.

Научная новизна исследования состоит в получении данных о влиянии различных социокультурных сред на умственные способности детей младшего школьного возраста: об особенностях структуры интеллекта и дивергентного мышления детей из различных социокультурных средо гендерных особенностях структуры интеллекта и дивергентного мышления детей и различных социокультурных средо взаимосвязи между особенностями умственных способностей учащихся и социокультурных условий обучения детей младшего школьного возрастаоб эффективности психопрофилактики нежелательных тенденций в развитии умственных способностей учащихся младших классов.

Теоретическая значимость исследования определяется конкретизацией научных представлений о характере и степени влияния «средовых» факторов на умственные способности детей младшего школьного возрастадополнением имеющихся знаний новыми данными о специфических взаимосвязях между конкретными характеристиками умственных способностей и социокультурной средой, в которой происходит обучение ребенка младшего школьного возраста. Важное значение для психологической теории обучения имеют полученные в ходе исследования данные, раскрывающие характер взаимосвязей «средовых» влияний различных социокультурных сред и умственных способностей, обучающихся в начальной школе детей. Полученные в результате исследования данные позволят так же расширить и уточнить научные представления о специфике социокультурных влияний на функциональные, операциональные и мотивационные компоненты умственных способностей детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Данные проведенного исследования позволили: оценить особенности социокультурных влияний на функциональные, операциональные и мотивационные компоненты умственных способностей детей младшего школьного возрастаоценить эффективность использования модели психопрофилактической программы, позволяющей своевременно осуществлять работу, направленную на предупреждение нежелательных тенденций в развитии умственных способностей детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях той или иной социокультурной среды.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие, экспериментально проверенные и подтвержденные в исследовании положения:

Средовые факторы, выраженные в конкретных социокультурных условиях (село, районный центр, крупный и средний город, определяющие частоту и сложность обменовуровень информатизации среды, культурная образованнность родителей, социально-гигиенические условия проживания и т. д.) оказывают существенное влияние развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста.

Специфика умственных способностей детей на протяжении всего младшего школьного возраста, обучающихся в городских и сельских.

13 социокультурных средах, проявляется в особенностях, функциональных, операциональных и мотивационных компонентов их развития.

Специальное исследование умственных способностей детей младшего школьного возраста, обучающихся в разных социокультурных условиях, позволяет разрабатывать и применять психопрофилактические программы* направленные на предупреждение психологических проблем и подготовку учащихся, заканчивающих обучение в начальной школе, к переходу на следующие, ступени, получения образования. ,.

Эксперимёнтальная1 база исследования. Исследование проводилось на базе учреждения института психолого-педагогичесих проблем детства РАО. Работа выполнена на основе материалов исследования психологических характеристик умственных способностей учащихся 1−4-х классов общеобразовательных школ в различных социокультурных средах: — крупного й среднего городов, поселков городского типа, села и деревни. Исследования проводились в 9 регионах РФ: Москва, Московская область (Горки Ленинские, д. Калиновка), г. Нижний Новгород, Республика Чувашия (г.Чебоксары, с. Моргауши), Агинско-Бурятский АО (п. Агинское, с. Ага-Хангил), г. Великий Новгород, Вологодская область (п. Вохтога), Республика Калмыкия (г. Элиста, с. Троицкоё), г. Белгород. Всего было обследовано 576 учащихся младшего школьного возраста, из них 244 учащихся проживали в крупном городе, среднем городе — 168 учащихся, районном центре — 79 учащихся, селе -85 учащихся. Исследование проводилось в несколько этапов.: • • ••=•¦••¦•.

1 этап (2002;2003 г. г.) — на этой стадии исследования изучалась различная научная, прежде всего, психологическая и педагогическая литература, посвященная решению проблем определения сущности интеллекта и. факторов, определяющих .его изменения, изучению особенностей формирования структуры умственных способностей в процессе обучения учащихся среднего звена школьного образования, созданию и.

• 14 использованию средств изучения структуры умственных спосооностеи у детей школьного возраста.

На данном этапе был осуществлен всесторонний теоретический анализ проблемы «средовых» влияний на развитие личности и умственных способностей, выделена специфика понятийного аппарата, используемого при исследовании умственных способностей. Проведенный анализ позволил определить основные рабочие понятия, выделить условия и факторы, влияющие на умственные способности в младшем школьном возрасте, описать теоретические основания закономерностей их формирования.

2 этап (2004;2008 г. г.) — организованы и проведены эмпирическое исследование психологических особенностей умственных особенностей учащихся начальных классов, обучающихся в условиях разных социокультурных сред, апробация и внедрение результатов исследования в психолого-педагогическую практику. Проведение формирующего эксперимента. ч.

3 этап (2009;2010 г. г.) — анализ и обобщение материалов, результатов исследования, формулирование выводов и составление практических рекомендаций.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были представлены и получили положительную оценку на: 1Х-ой Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2004) — П-ой Всероссийской научной конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар 2004) — на конференции «Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы (Москва, 2004) — на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2004) — а также обсуждались на заседании кафедры практической психологии Московского института открытого образования-(Москва, 2005).

Структура диссертации. Диссертация1 состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения (355 наименований, в том числе 60 на иностранных языках), приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами, 24 рисунками.

Выводы.

1. Средовой социокультурный фактор является одним из ведущих факторов неравенства умственных способностей детей младшего школьного возраста. При ранжировании показателей умственных способностей детей младшего школьного возраста и факторов социокультурной среды первые строчки занимают показатели мотивационного компонента психического развития, далее следуют «средовые» показатели социокультурных сред. Основные различия в городских и сельских социокультурных средах проявляются в социальной принадлежности и уровне образования родителей, в количестве и качестве информационного обеспечениями информационных обменов, в качестве медицинского обслуживания в данных социокультурных средах.

2. Умственные способности детей из разных социокультурных сред имеют достоверные отличия по показателям функциональных, операциональных и мотивационных компонентов психического развития. Анализ результатов исследования-умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах выявил, что: более высокие показатели умственных способностей по функциональному, операциональному и мотивационному компонентам психического развития имеют дети городских социокультурных средпоказатели умственных способностей детей городских социокультурных сред имеют большую зависимость от «средовых» социокультурных факторов, чем дети из сельских социокультурных сред, при этом системообразующим фактором умственного развития детей в городской.

133 социокультурной среде является «логическая оперативная память», а в сельской — фактор «общей осведомленности».

3.Умственные способности детей младшего школьного возраста из разных социокультурных сред имеют достоверные отличия по половому признаку. В целом, более высокие показатели умственных способностей по функциональному и операциональному компонентам психического развития имеют девочки городских и сельских социокультурных сред, при этом показатели визуально-моторной координации и выраженности признаков минимальных мозговых дисфункции достоверно выше среди мальчиков. Более высокие показатели мотивационного компонента развития умственных способностей среди младших школьников имеют мальчики во всех социокультурных средах, при этом показатели мотивационного компонента девочек из сельских социокультурных сред достоверно выше, чем из городских.

4. Эффективность применения методики психопрофилактики нежелательных тенденций в развитии умственных способностей учащихся младших классов городской и сельской СКС подтверждена данными формирующего эксперимента, по показателей психологического тестирования структуры интеллекта Р. Амтхауэру и дивергентного мышления по Вильямсу. Получены достоверные данные улучшения исследуемых показателей в обеих экспериментальных группах по сравнению с исходным уровнем и показателями контрольных групп. По данным итогового анализа корреляционных связей, отмечено достоверное уменьшение зависимости факторов умственного развития детей младшего школьного возраста от «средовых» факторов в городских и сельских социокультурных средах.

Заключение

.

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что социокультурная среда* оказывает существенное значение на развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста. Не учитывать в современных условиях влияние социокультурной среды жизни на общество и детей, в частности, означает ограничение предоставление равных условий получения образования и развития личности. Социокультурное окружение ребенка обусловливает наличие его культурно-образовательного пространства, интегрирующего в себе социальные, культурные, научные, производственные, профессионально-образовательные институты и учреждения регионального сообщества.

До настоящего времени в науке не представлена единая система, закономерностей развития общих умственных способностей. Существующие в современной психологии представления о дифференцированности и многоуровневости интеллекта и его компонентов, осуществляющих разнообразные функции, делают невозможным дать им однозначное определение и требуют дальнейшего осмысления. Выводы ученых о возрастной динамике развития общих умственных способностей достаточно противоречивы [17], но все же есть нечто общее, что объединяет большинство теорий и концепций. Процесс развития способностей характеризуется стадиальностью, неравномерностью, гетерохронностью и наличием сенситивных периодов.

Перспективой дальнейших исследований в области развития умственных способностей детей младшего школьного возраста следует отнести проблему изучения влияния различных вариативных методов обучения в различных социокультурных образовательных средах. Отдельного вопроса изучения — требует вопрос национальных социокультурных образовательных сред.

Проведенное автором исследование «Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах» следует рассматривать как попытку внести свой посильный вклад в реализацию выравнивания возможностей получения начального обращования в различных социокультурных средах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд /Г.Ю. Айзенк. // Вопросы психологии, 1995.-Ш .-С. Л11−131. ' .
  2. , М.К. Диагностика умственного развития / М. К. Акимова, В. Т. Козлова.- СПб.: Питер, 2006 -240 с.
  3. , Б. Г. Формирование. одаренности. Склонности и одаренность/ Б. F. Ананьев. М., 1962.в. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека. О проблемах современного: человекознания. / Б. Г. Ананьев.- М.: Наука, 1977. -С. 49−148:
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.- JL, 1968.-338 с. ¦ ' V
  5. , А. Психологическое.тестирование: в 2 т. / А. Анастази. -М, 1982.
  6. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина СПб., Питер, 2001.
  7. , П.К. «Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса». / П. К. Анохин. // Бюллетень экпериментальной биологии и медицины.-Ml-1948.т№:8,г т. 26. .
  8. , П.К. Очерки: по физиологии функциональных систем:/ П. К. Анохин. М.: Медицина, — 1975.
  9. Анохин П-К Идеи и факты в «разработке теории функциональных систем». / П. К. Анохин. //Психологический журнал. -Т.5,-М.- 1984-G.107−118.
  10. ,. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. Под ред. Ханиной Ю. М. / Е. Ю. Артемьева, — Наука- СмыслЪ, 1999: 350 с.
  11. , Т. И. Методологический аспект проблемы способностей/Т.И. Артемьева. М.: Наука, 1977.- 184 с:
  12. Архипов, Б: А. Онтогенез психических функций ребенка как отражение сенсомоторное пространство /Б.А.Архипов, А.В.Семенович// Доступ к ресурсу: http://liber.rsuh.ru/Conf/Cult-hist/arkhipov.htm
  13. , А.Г. Движущие силы и условия развития личности. В кн: Психология личности в трудах отечественных психологов./ А. Г. Асмолов, -СПб: Издательство" «Питер» 2000. 480 с.
  14. , Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. / Н. Ц. Бадмаева — Улан-Удэ: Изд.-во ВСГТУ, 2004. 280 с.
  15. , А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. / А. Бандура, Р. Уолтере. -М., Апрель Пресс. 1999. 512 с.
  16. , П.П. Развитие мышления школьников / П. П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т.2. С.5−117.
  17. , Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995. —№ 5.
  18. , Д. Б. Природа творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Вестник РГНФ. 1997.-№ 2.
  19. , Д.Б. Проблемы интеллектуальной активности./ Д. Б. Богоявленская М., 1984.
  20. , Л.И. Проблемы формирования личности./ Л. И. Божович. М.-Воронеж, 1995. — С.213−227.
  21. , H.H. Функциональные асимметрии человека: коллективная монография./ Н. Н Брагина, Т. А. Доброхотова. -М.: Медицина, -1988.
  22. , Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский / Дж. Брунер// Вопросы психологии. 2001.-№ 4- С. 3−13.
  23. , А. В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта /A.B. Брушлинский В кн. Современная психология: состояние и перспективы исследований.- Часть 3. Социальные представления и мышление личности, — М.- 2002.
  24. , A.B. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека /A.B. Брушлинский //Проблемы генетической психофизиологии человека. 1978. -С. 11−21.
  25. , М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю. Бужигеева // Педагогика.- 2002, — № 8. •
  26. , Л.Ф. Психодиагностика/ Л. Ф. Бурлачук СПб.:Питер-2008.- 384 с.
  27. , Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике /Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.- Киев, 1989.
  28. , Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей./Г.В.Бурменская! O.A. Карабанова, А.Г. Лидере-М., 1990.
  29. , Л.Н. Особенности развития мыслительных операций у младших школьников в процессе обучения / Л. Н. Бутивщенко.-Автореф. дисс. канд. псх. н. Киев., 1989.
  30. , Ф. Сочинения. Т. 1./ Ф. Бэкон М.: Мысль, 1978 -575 с.
  31. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. / Л. М. Веккер М., 1998.
  32. , А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер: // Вопросы психологии. 2001, № 3.
  33. , А.Л. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников / А. Л. Венгер Г. А. Цукерман.- В кн. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. -Томск: Пеленг, 1993.
  34. , Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка./ А. Л. Венгер. // Вопросы психологии. 1983.-№ 2.
  35. , Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития./ Г. А. Винокурова -Автореф. дисс. канд. псх. н. М., 1999.-28 с.
  36. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред.Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова М., 1966.
  37. Л.С. История развития высших психических функций. Психология. / Л. С. Выготский М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2000.
  38. , Л. С. Конкретная психология человека /Л.С. Выготский. // Вестник Московского университета./ Сер. 14. Психология. -1986. -№ 1.
  39. , Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собр. соч. -М., 1982.-Т. 2.
  40. , Л. С. О психологических системах / Выготский Л. С. -Собр. соч. -М., 1982.-Т. 1.
  41. , Л. С. Педагогическая психология./ Выготский, Л. С. -М., 1991.
  42. , Л.С. Этюды по истории поведения./ Л. С. Выготский, А. Р. Лурия М.: Педагогика — Пресс, 1993.
  43. , Л. С. Основы педагогики / Л. С. Выготский. — М., 1934.
  44. , Л.С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика пресс, 1996.
  45. Л. А. Влияние уровня умственного развития на проявление типологически характерного стиля у старших дошкольников/Л.
  46. A. Вяткина // Материалы конференции по проблеме способностей / Отв. ред.
  47. B. А. Крутецкий. М.: Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР, 1970.
  48. , М. Расщепленный человеческий мозг // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. М.: РПО, 1999. С. 128−132.
  49. , П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // М. Газзанига /Вопросы психологии. -1998. -№ 1. -С 15−25.
  50. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1985.- 45 с.
  51. , Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия./ Пер. с англ./ Ф. Гальтон, — С-Пб., 1975. 313 с
  52. , К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./ К. А. Гельвеций М.: Соцэкгиз, 1938.
  53. , К. А. О человеке. / К. А. Гельвеций, М.: Государственное социально-экономическое издательство (СОЦЭКГИЗ) — 1938- С. 484.
  54. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию./ Дж. Гибсон, -М.: Прогресс, -1988.- 64 с.
  55. , Дж. Интеллект человека. В кн. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха / Дж. Гилфорд.- СПб., 2003, — С. 253−257.
  56. , Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления./ Дж. Гилфорд М.: Прогресс, 1965.
  57. , Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Э. А. Голубева // Психол. журн. 1989. -Т. 10. -№ 4. -С.75−86.
  58. , Э.А. Способности и индивидуальность. / Э.А. Голубева-М.: Прометей, 1993.- 306 с.
  59. , Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности / Е. И. Горбачева.// Вопросы психологии. 1999. № 3.
  60. , Е.И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития./ Е. И. Горбачева, Калуга, 2001.
  61. , Е. JI. Моделирование с помощью LISREL: генетическая и средовая компоненты межиндивидуальной" вариативности по признаку зависимости -независимости от поля /Е. JI. Григоренко, Mi С. Лабуда // Вопросы*психологии. 1996. — № 2.
  62. , К. М. Проблемы дифференциальной психологии. /К. М! Гуревич—М.- Воронеж, 1998.
  63. , K.M. Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. / K.M. Гуревич. Обнинск: Изд-во &bdquo-Принтер", 1993.
  64. , K.M. Тесты интеллекта в психологии / K.M. Гуревич// Вопросы психологии. 1980. — № 2.
  65. , K.M. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. / K.M. Гуревич, Е. И. Горбачева М., 1992.
  66. , М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова.- Педагогика. — 1999. -№ 7 -С.23.
  67. , Е.П. Психологические и психофизиологические особенности младших школьников./ Е. П. Гусева, И. А Левочкина, И. В. Тихомирова //Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками.- Москва-Тула, 1993. -С.15−19.
  68. , Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога./ Н. И. Гуткина, М.: Знание, 1991.
  69. , В. В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики // В. В. Давыдов/ Обучение и развитие. Под ред. H.A. Менчинской и др. М.: Просвещение, 1966. — С. 35—48.
  70. , В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / В.В. Давыдов// Психическое развитие младшего школьника. М.: Педагогика, 1990. — С.8−27
  71. , В.В. Теория развивающего обучения/ Давыдов, В.В. -М, 1996.
  72. , В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности //В.В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман / Вопросы психологии.- 1992, № 3.- С. 14−19.
  73. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. — М., 1978. — 247 с.
  74. , Т.А. Левши: коллективная монография. / Т. А. Доброхотова, H.H. Брагина.- М.: Книга, 1994.
  75. , М. Мыслительная деятельность детей./ М. Доналдсон, М.,-1985.
  76. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. / В. Н. Дружинин, М.: ПЕР СЭ. — СПб.: ИМАТОН-М, 2001.
  77. , В. Н. Психология общих способностей./ В. Н. Дружинин.- 1999-С. 25.
  78. , В.Н. Вступительная статья к книге М.А. Холодной &bdquo-Психология интеллекта: парадоксы исследования". / В. Н. Дружинин. -Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во &bdquo-Барс", 1997.83. Дружинин В. Н. повтор.
  79. , В.Н. Психодиагностика общих способностей./ В.Н. • Дружинин. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  80. , К. Психология продуктивного (творческого) мышления // К. Дункер./ Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. MI, 1965.
  81. , А.К., Портная Е. А. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников / А. К. Дусавицкий, Е. А. Портная //Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Изд-во «Советская Россия», 1977.
  82. , Д. Психология и педагогика мышления./ Д. Дьюи М.1997.
  83. , М. С. Развитие как предмет психогенетики (Роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков)/ М. С. Егорова, — Дис. д-ра психол. Наук, — М., 2000, — 320 с.
  84. , М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) /М. С. Егорова // Вопросы психологии. 2000. № 1.
  85. , М.С. Психология индивидуальных различий/ М. С. Егорова,-М. 1997.
  86. , М.С. Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдный анализ. / М. С. Егорова, Н. М. Зырьянова, С. Б. Малых и др. М., — 1996.
  87. , М.С. Генотип: Среда. Развитие./, М.С. Егорова- Ы. М. Зырьянова, 0-В: Паршикова и др:.г М., 2004.
  88. , М.С. Генотип, среда, развитие / М. С. Егорова, О. В. Зырянова, OIB- Паршикова, Д: Пьянкова, Ю. Д. Черткова. М.: ОГИ, 2004.
  89. , П. Неврозы и фиксированные идеи: Пер. с франц./ П. Жане.- СПб., 1903.-428 с.
  90. , П. Теоретические проблемы психологии личности / И, Жане./Отв. Ред. Е. В- Шорохова: -MI: Наука- 1974. 319 с.
  91. Зак, А. 3. Развитие теоретического мышления у младших, школьников./А.З. Заюо -М., 1984.
  92. , A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / A.C. Запесоцкий. -СПб.: Изд-во СПбГУП.- 1996.- 350 с.
  93. , A.B. Развитие мышления / A.B. Запорожец.- В кн. Избранные психологические труды. -Том 1. -М., 1986.- С. 154−221.
  94. , В. П. Теоретическое мышление: корни, вертикаль, идеальное бытие / В. П. Зинченко ./ Прикладная психология. 2002. № 1.
  95. , В. П. Психология телесности между душой и телом/ В. П. Зинченко, Т. С. Леви.- Издательства: ACT, ACT Москва, 2007 г. -736 с.
  96. , Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.. Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000.-5.12 с.
  97. , Л.Б. Лекции по общей психологии/ Л. Б. Иттельсон.-М., 2000.
  98. , В.П. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных-систем. / В. П. Йегер, -М. 1997.- 0.94.
  99. Калмыков: A.A. Введение в. экологическую психологию./ А. А Калмыков. М.: МНЭПУ, 1999:
  100. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. / 3.И. Калмыкова, М., 1981.
  101. , Ю. В. Критерии интеллектуального развития детей // Ю.
  102. B. Карпов, Н. Ф. Талызина / Вопросы психологии. 1985. № 2.
  103. , Ф. Изучение способностей: на пути к когнитивной диагностике интеллекта. / Ф. Клике // Психологический журнал. 1984.-№ 4.1. C.14.
  104. , Е. А. Образ мира в: разнотипных профессиях / Е. А. Климов.- М. Изд-во МГУ, 1995 222 с.109- Ковалёв, Д. Г. Психические особенности человека. Способности./ Д. Г Ковалёв, В. Н, Мясищев. Л., ЛГУ, I960.- 304 с.
  105. Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д: В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002.
  106. , Н.К. Компенсаторные возможности саморегуляции мнестической деятельности в позднем возрасте / Н. К. Корсакова, Е.Ю. Балашова// Социальная и клиническая психиатрия.- 2007.- Т. 17, -вып. 2. -С.10−13.
  107. , Н.К. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вестник Моск. ун-та. Серия'14, Психология. -1995, № 1.- С. 1823.
  108. , Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: учебное пособие. / Н. К. Корсакова, Ю. В Микадзе, 'Е.Ю. Балашова.- М.: Педагогическое общество России, 2001.
  109. , Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая' диагностика JI.C. Цветковой. / Н. К. Корсакова, Ю. В Микадзе, Е. Ю. Балашова. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — С. 84−137.
  110. , М. Культурно-историческая психология: Наука будущего./ М. Коул,—М., 1997.
  111. , М., Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М., 1977.
  112. Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — / Г. Крайг, Д. Бокум .- СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  113. , В.А. К вопросу о математических способностях у школьников/ В. JI. Крутецкий / Способности и интересы / Ред. Н. Д. Левитов, В. А. Крутецкий. М.: Ин-т Академии Пед. Наук, 1962.
  114. , В. А. Проблема формирования и развития способностей / В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.53−58.
  115. , В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А Крутецкий. М.: Просвещение, 1968.
  116. , К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьевой Е.Ю. Патяевой- / К. Левин. М.:"Смысл, 2001.
  117. , К. Разрешение социальных конфликтов/ К. Левин. СПб.: Речь, 2000.
  118. , К. Теория поля в социальных науках/ К. Левин СПб.: Речь, 2000.
  119. , Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей / Н.Д. Левитов// Проблемы способностей. М., 1962. -С.32−41.
  120. , Н.С. Возрастные основы умственного роста./ Н. С. Лейтес.- Психология одаренности детей и подростков- М., 1996.
  121. , Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей / Н. С. Лейтес.// Советская педагогика'. 1974.- № 1.- С. 97—107.
  122. , Н.С. Об умственной одаренности. Психологическая характеристика некоторых типов школьников./ Н. С. Лейтес.- М.: Изд-во Академии Пед. Наук РСФСР, 1960.
  123. , Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника / Н.С. Лейтес// Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.9.
  124. , Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М. / Н. С. Лейтес.// Вопросы психологии, 1996, № 5. С. 39−51.
  125. , А.Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев.// Вопросы психологии. -1960. № 1. — С.7−17.
  126. , А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х т./ А. Н. Леонтьев.- М., 1987.
  127. , Д. А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей / Д. А. Леонтьев //Тез. научно-практ. семинара Когнитивные стили. / Под ред. В. А. Кол га. Таллинн: Таллинский пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986.
  128. , Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 1990-х / Д. А. Леонтьев- Стиль человека: психологический анализ -Под ред. Л. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
  129. , И.А. Особенности социальной активности сельских школ./ И. А Логинова, O.K. Самарцева// Прикладная психология. 2001.- № 4.
  130. , Н.А. Антропологическая психология- реализация принципа целостности в познании человека как целостной системы./Н.А. Логинова//Мир психологии, 2004, № 4 (40) С.9−18.
  131. , Дж. Сочинениям 3 т./ Дж. Локк. М.: Мысль, 1985.
  132. Ломов, Б. Ф: Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1984.- 443 с. 140.'Лоосский, Н. О. О детском мышлении / Н. О. Лоосский// Вопросы психологии.- 1996.- № 5.
  133. , А.Ф. История^ античной философии в конспективном изложении./А.Ф. Лосев.-М., 1989.
  134. , А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов./ А. Р. Лурия, М., 1974.
  135. , А.Р. Психология как историческая наука / А. Р. Лурия.- В кн. История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой.-М., 1971.
  136. , А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе./ А. Р. Лурия, Л. С Цветкова. -Москва-Воронеж, 1996. 64 с.
  137. Н. Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6−8 летнего возраста / Н. Г. Лусканова.- Практикум по патопсихологии. М., 1987.
  138. И.А. Развитие дивергентного мышления у младших школьников./ И. А. Майданникова.- Ставрополь, 2002.
  139. , С.Б. Основы психогенетики / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова М.: «Эпидавр», 1998. — 742 с.
  140. , Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами/ Н. Г. Манелис, — автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва: МГУ, 2000.- 24 с.
  141. , А.И. История воспитания в античности (Греция) / А. И. Марру.- М., 1997.
  142. , Т. М. Влияние среды как предикторы умственного развития детей 7−8 лет в контексте психогенетики./Т.М. Марютина.// Экспериментальная психология, 2008- № 1 — С. 45.
  143. , Т. М. Особенности семейной социализации и умственное развитие младших школьников / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, Е. С. Белова // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996. — С.111.
  144. , Т. М. Особенности семейной социализации и умственное развитие младших школьников, / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, Е. С. Белова // Материалы, Первой Российской?' конференции по экологической психологии.--М-, 1996: — G. ld l—112.- .
  145. , А. Клиническая онтопсихология / А- Менегетти Шер^.с итал. М^: (2лавянская ассоциация^Онтопсихологии,. 1997. — 320 с.
  146. Менегетти- А. Учебник по онтопсихологии. 2-е изд./ А. Менегетти, Изд.-во: Онтопсихология 2007- 608 с.
  147. . Н. А. Проблема учения и умственное развитие школьника./Н. А. Менчинская, — М.^ 1989.- «156: Мерлин. B.C. Личность и общество. / B.C. Мерлин: Пермь: ШЛИ, 1990.
  148. , С. Эксперимент в социальной психологии./ С. Милграм,-СПб.: Питер, 2000.
  149. , Н. Е. Соотношение успешности учения и общего интеллектуального развития. / Н. Е. Милитанская, — Автореф. канд. дисс. Л., 1972.
  150. , С. Психология развития: методы исследования. С. Миллер /СПб., 2002- .
  151. Мироненко, В. В: Хрестоматия по психологии./ В: В:Мироненко, А.В. Петровский-Mr. Просвещение, 1987.—447 с.
  152. , М.М. О . некоторых видах тестов, применяемых Дж. Гилфордом в исследовании структуры интеллекта / М. М. Муканов.// Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. -Алма-Ата, 1975. СЛ24−134.
  153. Мышление: процесс, деятельность, общение /Под ред. А. В. Брушлинского и др. /- М., 1982.
  154. В.П. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В. Н. Мясищев: // Проблемы способностей. Под редакцией В: Н: Мясищева. Мл Изд-во Академии пед. Наук РСФСР, 1962.
  155. Мясищев, В Н. Способности и потребности / Мясищев В. Н. // Психология. Способности и потребности.. Ученые записки ЛГУ. Серия философских наук. Л.: ЛГУ, 1960. — Вып. 19. — № 287. — С. 3−19.
  156. , П.А. Оценка интеллектуального развития младших^ школьников-/ ГТ.А. Мясоед.// Вопросы психологии.- 2001, № 6.- G. 89−102.
  157. Осницкий: А. К. Выявление проблем ребенка, и родителей с помощью* „фильма-теста“. Рене Жиля / А. К. Осницкий // Вопросы психологии.- 1997. № 1. С. 55−63.
  158. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова М., 1988.
  159. , В.И. Психические состояния с точки зрения экопсихологического подходы/ В. И: Панов //Прикладная психология.- № 3−2002.-С.23−25.174- Педагогические воззрения Платона и Аристотеля/ Под ред. Проф. Ф. Ф: Зелинского. Пг. 1916:
  160. , А. А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологический подход) / А. А. Пелипенко // Мир психологии. 1999- № 1, — С. 141−147.
  161. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. / А.-Н. Перре-Клермон М., 1991.
  162. , A.A. Социальная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы / A.A. Петрусевич.// Современные проблемы науки и образования. 2008: — № 2 —С. 79−83.
  163. Пиаже, Ж., Избранные-труды./ Ж. Пиаже. М., 1969. .179- Пиаже, Ж. Психология интеллекта./ Ж.Пиаже. --М., 1976. -198 с.
  164. , Ж. Роль действия в формировании мышления. / Ж. Пиаже // Вопр. психол. 1966. — № 5.
  165. Пиаже,. Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже //История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.- С. 232−292.
  166. Платон Собр. соч.: В 4 т. -/ Платон .- М. 1994. Т.З.
  167. , К.К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. — М.: Наука. 1972.-312 с.
  168. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., -1980. „.'
  169. , Г. Мышление в .контексте/ Г. Политцер, К Жорж // Иностранная психология.- 1996, — № 6.
  170. Я. А. Знания, мышление и умственное развитие./ F. Политцер, К. Жорж.- М., Просвещение, 1967.
  171. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой- K.M. Гуревича Спб., 2003
  172. Психологическая диагностика, проблемы и исследования / Под ред. K.M. Гуревича. — М., 1981. —232 с.
  173. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. K.M. Гуревича и Ё. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
  174. Психотерапевтическая? энциклопедия. / Под общей ред. Б. Д. Карвасарского СПб.:.ПитерКом, 1999. — 752 с. 197? Равен, Д. Фрагмент книги „Компетентность в современном обществе“ // Д. Равен / Психологический журнал. 2001. том 22- № 4.
  175. Равич-Щербо, И- В. Психология и психогенетика нужны друг другу / И: В: Равич-Щербо-// Иностранная психология.- 2001. № 14.- С. 1−5V,
  176. Равич-Щербо, И. В. Психогенетика./И.В.Равич-Щербо., Т. М. Марютина Е. Л. Григоренко М-: Аспект, 2006.
  177. Равич-Щербо, И. В. Психологические предикторы индивидуального развития // И- В- Равич-Щербо, Т. М. Марготина, В. И. Трубников, Е. С Белова, Э. Ф- Кирйакиди / Вопросы психологии. -1996. № 2-С. 42−54. .
  178. Развивающие и коррекционные программы, для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И. В- Дубровиной .-М-Тула. 1993.
  179. Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н Дружинин,. В-Д. Шадриков. М.: Наука, 199 Г. — 1791с. '• 203. Развитие и диагностика, способностей. / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М-, 199 Т.
  180. , B.B. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / В. В Репкин., Г. В. Репкина, Е. В. Заика.// Вопросы психологии. 1995. № 1.
  181. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. / Т. А. Ротанова, М.Ф.* Шляхта. М, 2001.• 206. Ротенберг, B.C. Мозг. Обучение.' Здоровье /Трудности детского мышления / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко.- М., 1989.
  182. , С. JI. О мышлении и путях его исследования./ С. JI. Рубинштейн. М., 1958.
  183. , С. JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории./ С. Л. Рубинштейн// Вопросы психологии.- 1960, № З.-С. 3—15.
  184. , C.JI. Основы общей психологии: В 2-х томах./ С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.
  185. , С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /С.Л. Рубинштейн.// Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.
  186. , В.В. Система психологической поддержки образования // В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых / Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
  187. , В.В. Социально-психологическая концепция интеллектуаль-ного развития ребенка А.Н. Перре-Клермон /В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. -1996. № 2. С. 20−26
  188. , П. Культура и интеллект: кросскультурное изучение имплицитных теорий интеллекта / П. Ружгис // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  189. Самарин, Ю: А. Знания, потребности и умения как динамическая основа умственных способностей / Ю. А. Самарин // Проблемы способностей. М., 1962. — С. 47.
  190. , А. В. Нейро’психологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович.- М., 2002.
  191. , A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей: учебное пособие./ А. В. Семенович.- М.: МГУ, 1991.
  192. , И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. /Избр. философ, и психол. произведения./ И. М. Сеченов.- М., 1947.
  193. , И. М. Элементы мысли. ./ И. М. Сеченов.- Избр. философ, и психол. произведения.- М., 1947.
  194. , Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе./ Э. Г. Симерницкая. — М.: МГУ, 1985. С. 36.
  195. Системные механизмы поведения. /Под ред. К. В. Судакова, М. Банча.- 1990. -121 с.
  196. , Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 класса в учебной работе / Л. С. Славина. -Трудные дети. -М., 1998
  197. , В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека./ В. И Слободчиков, Е. И Исаев. М., 2000.
  198. , В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии? //В кн. Развитие и образование особенных детей / Под ред. В. И. Слободчикова М., 1999.
  199. Современная психология: справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
  200. Г. Е. Тема судьбы в педагогических воззрениях Платона /Т.Е. Соловьев// Г. Е. Соловьев.- Известия Уральского государственного университета.- 2003 .-№ 27.
  201. И. О. Семья как акмеологическая среда развития подростка© // И. О. Соловьев .- Мир психологии, 2007- № 4 С. 83−88.
  202. , О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // О. В. Соловьева.- Вопросы психологии, — 2003, № 3.
  203. Способности и склонности: комплексное исследование / Под редакцией Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.
  204. , Р. Дж., Практический интеллект. / Р. Дж., Стернберг, Дж. Б., Форсайт, Дж. Хедланд и др. Спб., 2002.
  205. , Р. Дж. Триархическая теория интеллекта / Р. Дж., Стернберг, Дж. Б., Форсайт, Дж. Хедланд и др. // Иностранная психология. -1996. № 6.
  206. , Е. В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность / Е. В. Субботский.// Психологический журнал,-Т.22−2001, № 5.
  207. , Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. / Ю. В. Сычев. М.: Мысль, 1974. — С. 13.
  208. , Н.Ф. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта./ Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов М., 1987.
  209. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний./Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
  210. , Ю.Т. Развитие интеллекта ребенка./ Ю. Т. Тамберг,-Спб., 2002.
  211. Г. G. : О коммуникативной природе музыкальных способностей / Г. С. Тарасов //Вопросы психологии.- 1987, № 3.- С.115−121-
  212. , Б.М. Практическое мышление: / Б. М. Теплов.-Хрестоматия по общей психологии. Психология-мышления. М, 1981. -С. 147.
  213. , Б.М. Психология музыкальных, способностей / Б. М. Теплов Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.
  214. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий./ Б. М. Теплов.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.
  215. , Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.-Избранные труды: В 2-х томах М., 1986.
  216. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1961. — 182 с.
  217. , O.K. Психология мышления./ O.K. Тихомиров.- М., 2002.
  218. , O.K. Исследование структурирующей функции мотива / О. К .Тихомиров, Т.Г. Богданова// Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 5. — С. 54−61.
  219. , Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей // Т. Н. Трефилова -Автореф.. канд. дисс. -М., 1998.
  220. , Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант)/ Е. Е. Туник.- Санкт-Петербург 2002., 84 с.
  221. , X. Исследование способностей к наукам / X. Уарте. -Москва: Изд. Академии наук СССР, 1960. 320 с.
  222. , И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как её выявить? / И. М. Улановская Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова//Вопросы психологии. 1998. № 6.
  223. , И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная система „Школа 2100″. Педагогика здравого смысла./Под ред. A.A. Леонтьева М., 2003, — С. 55−62.
  224. , Л. И. Опыт .изучения организаторских способностей учащихся // Л. И. Уманский/ Вопросы психологии. 1963. -№ 1.
  225. , A.B. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. / A.B. Усова.- Челябинск, 1997.
  226. Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во института психологии РАН, 2003.
  227. , B.C. Управление упражнениями- в спорте: Учебное- пособие/B.C. Фарфель. — М.: Физкультура и спорт, 1975.-208.С.
  228. Фельдштейн, Д-И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д. И Фельдштепн.- М.,. 1989.
  229. Филиппова-- Л. В. Социализация, личности и педагогическая!- деятельность общества: Дис.. канд. фи л ос. наук-/ Л. В. Филиппова-—Пермь,. 1985-
  230. , Л. В.. Целостная природа, человека и проблема социализации ребёнка. / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир психологии: 2004, № 4 (40) с. 18−27. ¦
  231. Философско-психологические проблемы развития: образования / Под ред. В. В. Давыдова:-М., 1994.
  232. , М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М.“ А. Холодная //Психологический журнал. 1992. — № 3.
  233. Холодная, М. А. Когнитивные стили: парадигма- &bdquo-других“ интеллектуальных способностей /М. А.. Холодная. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. / - М.: Смысл, 1998.
  234. , М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения. или &bdquo-другие» способности? / М.А. Холодная// Психологический журнал. 1996: — № 1.
  235. Холодная,. «М.А. 'Психология интеллекта. Парадоксы исследования. / М:. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  236. , М.А., Кочарян A.C. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта / М. А. Холодная, A.C. Кочарян.// Психологические проблемы йндивидуальности.-Вып. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, — 1985:
  237. , Е. Д. Индивидуальные проявления интеллекта./ Е. Д. Хомская -СПб., 1980-
  238. , О.В. Мозг и психологического интеллект: Основы консультирования и психологической коррекции./ О. В. Цветкова, М-: „Академия“, 2001. :
  239. , Г. А. Переход из начальной в среднюю школу как психологическая проблема / Г. А. Цукерман.// Вопросы психологии.- 2001, № 5, — С. 19−34.
  240. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Г. А. Цукерман./ Вопросы психологии -1998, № 5-- С. 68−81.
  241. , Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: ничья-земля» в возрастной психологии /Г. А. Цукерман.// Вопросы психологии,-1996, № 5.- С. 17−31.
  242. , Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации./ Н. И. Чуприкова М., 1997.
  243. , Н.И. Умств енное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обзения./ Н. И. Чуприкова М.: АО «Столетие», 1995. 480 с.
  244. , Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации: монография./Н.И. Чуприкова. СПб.: Питер, 2007.
  245. , Н.И. Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, складывающейся вокруг понятия «Дерево» / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии, -2001. № 5. С.86−100.
  246. Шадриков, В'. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности./ Шадриков, В. Д. Саратов, 1989.
  247. Шадриков, В. Д Способности человека. / Шадриков, В. Д. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-288 с.
  248. , Г. Б. Дифференциальная диагностика задержки психического на основе анализа стандартизированной методики/ Г. Б. Шаумаров, -Автореф. канд. дисс. М., 1980.
  249. , Й. Диагностика психического развития. / Й. Шванцара.- Прага: Авиценум, 1978.
  250. , В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН, 1995 г. — 162 с.
  251. А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. / В. Б. Швырков.— .Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 535 с.
  252. , А.Г. Тест как оружие /А.Г. Шмелев //Психология.-Журнал Высшей школы экономики.- 2004.- Т. 1. № 2. -С.40−53
  253. Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. / 3. К. Шнекендорф— М., 1997.
  254. , Х.Э. Психология жизненного пространства/ Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский. СПб: Речь, 2004 — 239 с.
  255. Эльконин, Д: Б-. Избранные психологические труды /Под ред. В. В-Давыдова, В: Н. Зинченк0:/ Д. Б: Эльконин.- М.: Педагогика, 1989: — 560 с:
  256. ,. Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности / Э. Эриксон- Теория личности в западно-европейской- и- американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара- 1996.
  257. , Э. Идентичность: юность и кризис М., 1996
  258. И.С. Личностно -ориентированное образование в совре-менной школе / Э. Эриксон. М., 1996.
  259. , М.Г. История психологии от античности, до середины XX в. / М. Г. Ярошевский,-М., 1996. 416 с.
  260. , М.Г. История психологии. От античности до середины. XX века: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. / М. Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 416 с.
  261. Ярошевский, М. Г, Анцыферова Л1И. Развитее и современное состояние зарубежной психологии. / М. Г. Ярошевский, Л. И, Анцыферова. -М.: Педагогика, 1974. 304 с:
  262. Г. А. Социокультурная преемственность в российской семье/ Г. А. Ястребов, О. И. Шкаратан // Общественные науки и современность. -2010. -№ 1.- G. 5−27.
  263. , Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических харак-теристик в структуре профессиональных способностей / Л. А. Ясюкова, //Вопросы психологии:-№ 5, 1990.
  264. Ясюкова, Л: А. Тест, структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) / J1.A. Ясюкова. СПб.: Иматон, 2002- 80 с.
  265. A Century. of Developmental Psychology/ edited by Parke R. D., Ornstein P.A., Rieser J.J., Zahn-Waxler C. Washington, D. C.: American Psychological Association, 2000. — 684 p.. .
  266. Amthauer, R. Der Intelligenz-Struktur-Test / R. Amthauer. -Handanweisung.- Gottingen, 1953
  267. Beckman, J. Complex problem solving, intelligence and learning abilities / J. Beckman, J. Guthke // Complex problem solving / Eds. P. Frensch, J. Funke. Bonn, 1995. -P. 177−200.
  268. Berry, D. Implicit learning in the control of complex systems / D Berry, D. Broadbent. // Complex problem solving / Eds. P. Frensch, P. Funke. Bonn, 1995.-P. 131−150.
  269. Bohman, S. What is intelligence?/ S. Bohman Stockholm, Almqist & Wiksell Intern., 1980.-184p.
  270. Bronfenbrenner, U. The Ecology of Human* Development: Experiments by Nature and Design. / U. Bronfenbrenner.- Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
  271. Bronfenbrenner, U. Two Worlds of Childhood: U.S. and U.S.S.R. / U. Bronfenbrenner N.Y.: Russel Sage Foundation, 1970.
  272. Bronfenbrenner, U. Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs, and empirical findings. / U. Bronfenbrenner, G.W. Evans// Social Development, 2000. -V9.- P. 115−125.
  273. Bronfenbrenner, U. The ecology of developmental processes. / U. Bronfenbrenner, P. A. Morris // In R. M. Lerner (Ed.), Handbook of child psychology (5th ed, Pol. 1). New York: Wiley. 1998.
  274. Brown, J. Mindfulness and intelligence: A comparison. / J. Brown, E. Langer//Educational. Psychologist, 1990.-V.25(3−4-, P.305−335.
  275. Brunner, D.D. Inquiry and reflection: framing and narrative practice in education. / D. D Brunner. Albany, N. Y.: State University of New York Press, 1994.-290 p.
  276. Buchner, A. Basic topics and approaches to the study of complex problem solving / A. Buchner // Complex problem solving / Eds. P. Frensch, J. Funke. Bonn, 1995.- P. 27−64.
  277. Cattell, R. B. Abilitius: their structure, growth and action./ R. B. Cattell.- Boston: Honghton Miffin Company, 1971.
  278. Cattell, R.B. Personality and Motivation: Strukture and Measurement./ R.B. Cattell.- Yorrker, N.Y., 1957.
  279. Ceccini, M. Teaching treaning pedagogical method and intellectual development. Instituto di Psicologia/ M Ceccini, F. Tonucci, M. A. Pinto, E. Dubs. CNR: Roma, 1972 .
  280. Ceci, S. J. On intelligence — more or less: A biological treatise on intellectual development. / S. J. Ceci.- Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1990.
  281. Cole, M. The cultural context of learning and thinking. An exploration in experimental anthropology/ M. Cole, J. Gay, J. A. Click, D. W Sharp. -N. Y., 1971.
  282. Eysenck, H. J. A model for, intelligence / H. J. Eysenck.- N. Y., Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 1982.
  283. Eysenek, H.J. Personality, genetics and behaviour./ H.J. Eysenek.-N.Y.: Praeger, 1982.
  284. Gallagher, J. M. Cognitiv development & learning in the adolescent./ J. M. Gallaghe In J. F. Adams (ed.) Understanding adolescence. Boston: Allyn & Bacon, 1973.
  285. Gardiner, H.W. Lives across Cultures: Cross-Cultural Human Development. / H. W Gardiner, J.D. Mutter, C. Kosmitzki -Boston:Allyn&Bacon, 1998
  286. Gardner, H. Frames of mind./ Gardner, H. New York: Basic Books, 1983.
  287. Greene, A. L. Great expectation: Constructions of the life course during adolescence./ A. L. Greene // Journal of Youth and Adolescence, 1990.-V.19, -P.289−303.
  288. Greenfield, P.M. Culture and cognitive growth./ P.M. Greenfield, J.S. Bruner // Intern. J. Psychol., 1966,-№ 1.
  289. Guilford, J.P. Intelligence: 1965 model. / J.P. Guliford //Amer. Psychologist. N.Y., 1966.
  290. Guliford, J. P. The nature of human intelligence./ J.P. Guliford New York: MC. Graw-Hill.1967 — P. 145.
  291. Handbook of Cross-Cultural Psychology, Beriy et al., 1997
  292. Hess, R. D. D. Family and school as educational institutions. / R. D. Hess, S. D. Holloway //In R. Parke (Ed.), Review of child development research -Chicago: Univ. of Chicago Press, 1984.- Vol. 7. P. 179−222.
  293. Holloway, S.D. Causal explanations for school performance: Contrasts between mothers and children. / S.D. Holloway, R.D. Hess. // Journal of Applied Developmental Psychology -1982.- V.3,-P. 319−327.
  294. Howe, M. J. Intelligence as an explanation / M.J. Howe // Brit. J. of Psychol. 1988. V. 79. P. 349—360.
  295. Hunt, E. Intelligence as an information processing concept / E. Hunt //Brit. J. of Psychol. 1980. -V71.- P. 449−474.
  296. Jensen, A. R, How much can we boost IQ and scholastic achievement?/ A.R. Jensen // Harvard Educational Review, 1969.- V. 39.- P. l— 123,.
  297. Inhelder, B. The growth of logical thinking: From childhood to adolescence./ B. Inhelder, J. Piaget. (A. Parsons & S. Milgram, Trans). New York: Basic Boks, 1958.
  298. Johnson-Laird, P. N. Mental models./ P.~ N. Johnson-Laird.- Towards a Cognitive Science of Language, Inference, and Consciousness.- Cambridge: Cambridge, 1983.
  299. Keating, D. P. Intellectual talent, reasearch, and development: Procedings. In D- Keating (Ed.) Human Blumberg Symposium in Early Childhood Education. Baltimore: Johns Hopkins-University Press, 1976.
  300. Neimark, E. D. Intellectual development during adolescence / E.D. Neimark- In F. D. Horowits (Ed.) Review of child development (Vol. 4). Chicago: University of Chicago Press, 1975.
  301. Newman, H., Twins: A Study of Heredity and Environment / H. Newman, F. Freeman, K Holzinger.- Chicago, Univ. of Chicago Press, 1937.
  302. Pages, R. Reduire ou faciliter I’expression de I’idiosyncrasie individuelle: concepts et esquisse experimentale/ R. Pages, M. Derghal // Bulletin de Psychologie, 1984. -V. 37.- V. 11−14.- P. 695−711.
  303. Piaget, J. The psychology of intelligence./ J. Piaget.- New York: Harcourt Brace, 1950.
  304. Proshansky, H.M. The city and self-identity / H. M Proshansky // Environment and Behavior. 1978. -T. 10.-V. 2.- P. 147−169.
  305. Rivlin, L.G. THe early history of a psychiatric hospital for children. Expectations and, reality/ L.G. Rivlin, M. Wolfe //Environment and Behavior.-1972.-T. 4.- V. l.-C. 33−72.
  306. Sameroff, A. J. Stability of intelligence from preschool to adolescence: The influence of social and family risk factors. / A. J. Sameroff, R. Seifer, A. Baldwin, C. Baldwin //Child Development, 1993. -64. -P.80−97.
  307. Siegler, R.S. Children’s thinking./ R.S. Siegler //Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
  308. Spearman, C. The abilities of man. / C. Spearman.- London: Macmillan, 1927.
  309. Spearman, C. The nature of 'intelligence' and the principles of cognition (2 nded.). / C. Spearman London: Macmillan, 1923.
  310. Steinberg, R.J. The triarchic mind. A new theory of human intelligence. / R. J. Strenberg N.Y.: Viking, 1988.-P.11.
  311. Sternberg R. J. The theory of successful intelligence./ R. J. Strenberg // Review of general psychology, 1999. -3, P.292−316.
  312. Sternberg, R.J. Beyong IQ: A triarchic theory of human intelligence. / R. J. Strenberg Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1985.
  313. Sternberg R.J. In search of the human mind. I R. J. Strenberg For Worth, TX: Harcourt, Brace, 1995.
  314. Sternberg, R. J. Inside intelligence/ R. J. Strenberg // Amer. scientist., 1986. -Vol. 74,-No.2.-P. 137−143.
  315. Strenberg, R. J. Metaphors of mind/ R. J. Strenberg N. Y.: Cambridge University Press, 1990.
  316. Thompson, J. Intelligence/ J. Thompson // P. McGuffin, M.F. Shanks, R.G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. NY: Grime & Stratton, 1984. P. 460−484.
  317. Thurstone, L.L., Factional studies of intelligence / L.L. Thurstone, T.Y. Thurstone //Psychometriec Monographs., 1941. -№ 2. -P.56−78.
  318. Torrance, E. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study/ E. Torrance // Creative child and a dult guaterly. 1980. 5. P. 148−170.
  319. TSI Test struktury intelligence Rudolf Amthauer. — Bratislava, 1968.
  320. Vernon, Ph.E. The measurement of abilities. New York, Philosophical Labrary, 1961.
  321. Wechsler, D. Manual for the Wechsler Intelligence Scale for Children. Third Edition. London, 1992.
  322. Wechsler, D. Wechsler Intelligence Scale for Children: 4th Edition. Harcourt Assessment, Inc., San Antonio, TX 2003.
  323. Williams, R.H. Charles pearman: British Behavioral Scientist./ R.H.Williams, D.W. Zimmerman, B.D. Zumbo, D. Ross // Human Nature Review. -2003-№ 3.- P. l 14−118.
  324. Wilson, T. O. Thinking to much: Introspection can reduce the quality of preferences and decision / T.O. Wilson, J. W. Schooler // J. of Personality and Soc. Psychology.- 1991. -V. 2.- P.181−192.
  325. Wrigh, H.K. Methods in Psychological Ecology / H. F. Wright, R.G. Barker- (Ray's. Printing Service, Topeka- 1950.- 276 pp.
Заполнить форму текущей работой