Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование и разработка технологии изготовления многозаходных винтовых героторных механизмов гидравлических забойных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследовано влияние температуры и времени вулканизации на физико-механические свойства резины ИРП-1226. Установлено, что при постоянных режимах вулканизации (время 60 мин, температура 150°С) твердость резины различных партий (замесов) после вулканизации колеблется в широких пределах: от 70 до 82 ед. Шор А. Высокая твердость резины приводит к уменьшению циклической выносливости и преждевременному… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Технические предпосылки создания гидравлических забойных, двигателей с многозаходными винтовыми героторными механизмами. 1.2. Принципы действия и особенности гидравлических забойных двигателей с многозаходными винтовыми героторными механизмами

1.3. Анализ технологии изготовления многозаходных винтовых героторных механизмов.

1.4. Постановка задачи исследований.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ ПРОФИЛЯ РОТОРОВ, ОБРАБОТАННЫХ ЧЕРВЯЧНЫМИ ФРЕЗАМИ.

2.1. Анализ погрешностей формообразования цилиндрических зубчатых деталей. 2.2. Разработка методики и алгоритма расчета погрешностей профиля ротора. 2.3. Влияние неточностей изготовления и установки червячных фрез на случайные погрешности профиля роторов.

2.4. Исследование систематических погрешностей профиля деталей, обработанных червячными фрезами с различной сточен-ностью.

2.5. Разработка рекомендаций по назначению рациональных допусков на конструктивные и технологические параметры червячных фрез.

Выводы по второй главе.

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА.

3.1. Анализ способов формообразования зубьев роторов.

3.2. Исследование и разработка технологии зубофрезерования роторов

3.3. Исследование и разработка технологии и оборудования для чистовой обработки зубьев роторов. 3.4. Разработка методики расчета профиля зубьев ротора под хро-^ мирование.

3.5. Исследование и разработка методики и средств контроля зубьев ротора.

Выводы по третьей главе.

Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРОВ С УВЕЛИЧЕННОЙ ДЛИНОЙ ЗУБЧАТОЙ ОБКЛАДКИ.

4.1. Исследование факторов, влияющих на долговечность статора

4.2. Исследование и разработка технологии дробеструйной обработки корпуса статора. 4.3. Исследование влияния режимов вулканизации на физико-4| механические свойства резины ИРП-1226 и долговечность статора.

4.4. Исследование усадки резины и разработка способов повышения точности зубчатой обкладки статора.

4.5. Исследование и разработка пресс-форм для заливки статоров

4.6. Исследование и разработка технологии восстановления статоров

4.7. Исследование и разработка методики контроля профиля зубьев и диаметральных размеров статора.

Выводы по четвертой главе.

Глава 5. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ПРОФИЛИРОВАНИЯ СТАТОРА И РОТОРА.

5.1. Исследование и выбор параметров общего исходного контура рейки для профилирования статора и ротора.

5.2. Разработка методики и алгоритма расчета систематических погрешностей профилирования статора и ротора.

5.3. Исследование влияния смещения червячной фрезы на систематические погрешности профилирования статора и ротора

5.4. Исследование систематических погрешностей профилирования статора и ротора, возникающих при обработке роторов с разными осевыми шагами зубьев.

5.5. Разработка методики расчета допусков на профиль зубьев статора, ротора и допуска на натяг в зацеплении.

5.6. Разработка методики расчета основных геометрических параметров многозаходных винтовых героторных механизмов.

Выводы по пятой главе.

Глава 6. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.

6.1. Разработка новых конструкций многозаходных винтовых за* бойных двигателей повышенной эффективности и долговечности. ш

6.2. Освоение серийного производства многозаходных винтовых забойных двигателей.

6.3. Внедрение винтовых забойных двигателей в нефтяной и газовой промышленности.

6.4. Продажа лицензий на винтовые забойные двигатели.

6.5. Перспективы применения многозаходных винтовых героторных механизмов в нефтегазовой отрасли.

6.6. Экономическая эффективность внедрения винтовых забойных двигателей.

Исследование и разработка технологии изготовления многозаходных винтовых героторных механизмов гидравлических забойных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном машиностроении важнейшей является проблема качества продукции, а среди его показателей одно из первых мест занимает долговечность. Иногда машины совершенно одинаковых конструкций имеют разную долговечность. Причиной этого является различие в технологических процессах изготовления машин. Это в полной мере относится к гидравлическим забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин. * Одним из основных направлений повышения технико-экономических показателей бурения скважин, особенно горизонтальных и горизонтально-разветвленных, является широкое использование многозаходных винтовых забойных двигателей, созданных впервые в мире во Всероссийском научно-исследовательском институте буровой техники (ВНИИБТ) и его Пермском филиале. Принципиальное отличие новых забойных двигателей от известных заключается в использовании в качестве рабочих органов многозаходного винтового героторного механизма, который представляет собой цилиндрическую планетарную зубчатую передачу внутреннего зацепления, включающую статор и ротор с разницей в числах зубьев, равной единице. Статор и ротор ^ многозаходного винтового героторного механизма являются уникальными зубчатыми деталями, и технология их изготовления создавалась в Пермском филиале ВНИИБТ впервые в отечественной и мировой практике.

К началу выполнения настоящей диссертационной работы (1975 г.) многие вопросы, связанные с созданием отечественных винтовых забойных двигателей (ВЗД), были решены. Разработаны основы теории рабочего процесса, первые конструкции и технологии изготовления многозаходных винтовых ге-роторных механизмов, изготовлены макетные и промышленные образцы гидравлических забойных двигателей, проведены их стендовые и промысловые испытания, началось серийное производство первых ВЗД на Павловском и Кунгурском машзаводах.

Большой творческий вклад в разработку технологии бурения и организацию производства отечественных винтовых забойных двигателей внесли A.A. Асан-Нури, П. И. Астафьев, Д. Ф. Балденко, A.B. Цепков, Н. П. Безлепкин, Т. Н. Бикчурин, Ю. В. Вадецкий, М. Т. Гусман, Н. Д. Дергач, В. А. Каплун, С.С. Ни-комаров, Н. И. Попов, A.M. Кочнев и др.

Однако широкое внедрение новых высокоэффективных забойных двигателей сдерживалось из-за крайне малой долговечности многозаходных винтовых героторных механизмов (50 — 60 часов), обусловленной низким качеством и несовершенством технологии изготовления.

В связи с вышеизложенным исследование и разработка технологии изготовления многозаходных винтовых героторных механизмов представляет актуальную задачу.

Работа выполнена по планам научно-исследовательских работ Пермского филиала ВНИИБТ, сформированным в соответствии с целевой научно-технической программой ОЦ.005, утвержденной ГКНТ и Госпланом СССР 18.11.1975 г. и 12.12.1980 г., с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по техническому перевооружению нефтяной промышленности» № 762 от 19.10.1972 г. и № 261 от 12.03.1981 г., а также по заданиям Министерства нефтяной промышленности и ведущих нефтяных компаний России ?"Роснефть","Сургутнефтегаз", «Лукойл» и др.

Целью работы является повышение долговечности многозаходных винтовых героторных механизмов и широкое внедрение новых высокоэффективных винтовых забойных двигателей.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решены следующие основные задачи:

— выполнен анализ рабочего процесса и условий эксплуатации винтовых забойных двигателей и установлены основные факторы, влияющие на долговечность многозаходных винтовых героторных механизмов;

— разработана классификация погрешностей формообразования зубьев многозаходных винтовых героторных механизмов. Разработаны методика и алгоритм расчета погрешностей профиля роторов и сердечников пресс-форм статоров, обрабатываемых червячными фрезами, и систематических погрешностей зацепления, спрофилированного от исходного контура рейки, очерченного эквидистантой укороченной циклоиды, методика расчета допусков на профиль ротора, статора и допуска на натяг в зацеплении;

— выполнены теоретические и экспериментальные исследования и установлено влияние: неточностей изготовления, установки и переточек червячных фрез на случайные и систематические погрешности профиля зубьев роторавлияние смещения червячной фрезы, величины диаметрального натяга в зацеплении зубьев статора и ротора, изменения осевого шага зубьев роторов, нарезаемых общей червячной фрезой, на систематические погрешности зацепления;

— выполнены экспериментальные исследования погрешностей профиля статора, обусловленных неравномерной усадкой резины, и погрешностей профиля роторов, связанных с неравномерной толщиной хрома по профилю зубьев ротора, разработан метод расчета профиля зубьев сердечника пресс-формы статора и профиля зубьев ротора под хромирование, разработаны методика и средства контроля профиля зубьев ротора и статора;

— разработана технология зубообработки роторов и сердечников пресс-форм статоров, установлены факторы, влияющие на производительность зубообработки, стойкость инструмента и шероховатость поверхности зубьев при зубофрезеровании червячными фрезами и полировании дисковыми абразивными кругами на вулканитовой связке. Установлены оптимальные конструктивные и технологические параметры зубообрабатывающих инструментов;

— разработаны технология и оборудование для дробеструйной обработки внутренней поверхности корпуса статора, установлены факторы, влияющие на качество обработанной поверхности и прочность крепления резиной зубчатой обкладки к корпусу статора, установлено влияние температуры и времени вулканизации на физико-механические свойства резины и долговечность статора;

— разработана технология восстановления многозаходных винтовых ге-роторных механизмов;

— результаты исследований внедрены в нефтегазовую промышленность.

В работе использованы аналитический, графоаналитический и экспериментальный методы исследованияпроизводственный эксперимент, стендовые испытания и отработка на промыслах. Исследование зацепления и точности формообразования зубьев выполнялось аналитическим методом с использова.

J нием теории комплексного профилирования зубообрабатывающих инстру.

• ментов, разработанной доктором техн. наук A.B. Цепковым. Все расчеты выполнялись по методикам и программам, разработанным автором настоящей диссертационной работы. При экспериментальных исследованиях изготавливались образцы роторов и статоров в натуральном виде либо в виде тонких дисков, а также гипсовые слепки с зубьев статора и ротора, профиль которых проверялся на микроскопе. Энергетические характеристики снимались на стендах в Пермском филиале ВНИИБТ.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются:

— использованием современной теории комплексного профилирования затылованных инструментов и теории механизмов и машин, позволяющей смоделировать процессы формообразования зубьев героторных механизмов и.

•4 аналитическим путем определить погрешности формообразования зубьев и 0 погрешности натяга в зацеплении;

— положительными результатами экспериментальных исследований и стендовых испытаний на специализированных стендах Пермского филиала ВНИИБТ;

— положительными результатами промысловых испытаний и высокоэффективной отработкой винтовых забойных двигателей на буровых предприятиях России и за рубежом.

Научная новизна работы выполненной диссертационной работы заключается в следующем.

На основе исследования рабочего процесса и условий эксплуатации выявлены основные факторы, влияющие на долговечность многозаходных винтовых героторных механизмов.

Впервые всесторонне исследованы погрешности профиля статора и ротора, связанные как с профилированием зацепления, так и с изготовлением героторных механизмов. Разработана классификация погрешностей формообразования зубьев роторов и статоров. Расчетами установлено влияние неточностей изготовления, установки и переточки червячных фрез на погрешности профиля роторов и сердечников пресс-форм статоров. Установлен характер систематических погрешностей зацепления, спрофилированного от исходного контура рейки, очерченной эквидистантой укороченной циклоиды, границы положительного и отрицательного смещения червячной фрезы, оптимальные величины диаметрального натяга, границы осевых шагов зубьев роторов, обрабатываемых общей червячной фрезой.

Разработан метод расчета профиля зубьев сердечника пресс-формы, учитывающий неравномерную усадку резины и профиля ротора под хромирование, учитывающий неравномерную толщину хромового покрытия. Разработан метод расчета допусков на профиль статора, ротора и допуска на погрешность натяга в зацеплении, а также рекомендации по назначению рациональных допусков на конструирование и технологические параметры червячных фрез.

Установлены факторы, влияющие на качество поверхности зубьев роторов, производительность зубообработки, стойкость инструмента при зубофре-зеровании червячными фрезами и полировании абразивными кругами на вул-канитовой связке. Установлено влияние длины статора и режимов вулканизации на его долговечность. Разработаны способы удаления изношенной зубчатой обкладки статора и восстановления многозаходных винтовых героторных механизмов.

Практическая ценность работы состоит в том, что использование результатов исследований позволило кратно увеличить межремонтный ресурс героторных механизмов, автоматизировать их расчет и проектирование, сократить номенклатуру зубообрабатывающих инструментов и сроки освоения производства новых ВЗД, обеспечить их широкое внедрение, повысить технико-экономические показатели бурения и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин.

Реализация работы. Результаты работы использованы в конструкторской и технологической документации на винтовые забойные двигатели диаметром от 42 до 240 мм при серийном производстве в ОАО НПО «Буровая техника» — ВНИИБТ, ОАО «Кунгурский машзавод», ОАО «Павловский маш-завод», на заводе «Прогресс» (г. Бердичев, Украина). Серийное производство прогрессивных червячных фрез освоено специализированными инструментальными заводами (г. Екатеринбург, г. Львов).

К настоящему времени в ОАО НПО «Буровая техника» созданы и выпускаются более 60 типоразмеров отечественных винтовых забойных двигателей диаметром от 42 до 240 мм.

По конструктивному исполнению все винтовые двигатели разделяются на три группы: двигатели для бурения вертикальных и наклонно-направленных скважин, двигатели для бурения горизонтальных скважин, двигатели для капитального ремонта скважин и бурения дополнительных стволов из обсадных колонн. По техническому уровню отечественные многозаходные винтовые двигатели соответствуют лучшим мировым образцам и превосходят их по соотношению «цена — качество».

Проходка винтовыми двигателями в общем объеме бурения вертикальных и наклонно-направленных скважин по нефтяным компаниям достигает 43%. В капитальном ремонте скважины 95% всех работ выполняется с применением винтовых забойных двигателей. Бурение горизонтальных скважин осуществляется только винтовыми забойными двигателями.

Винтовые забойные двигатели получили широкое применение на буровых предприятиях ведущих нефтяных компаний России: ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ЛУКойл», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Баш-нефть», «Юкос», «Роснефть» и т. д. В последние годы резко возросли объемы бурения горизонтальных скважин. Например, если в начале 90-х годов в ОАО «Сургутнефтегаз» бурили 2−3 скважины в год, то за период 1997;2001 гг. пробурено 376 горизонтальных скважин и 238 боковых стволов из обсадных колонн.

Ежегодно до 10% выпускаемых винтовых забойных двигателей Пермского филиала ВНИИБТ экспортируются во многие страны мира. За последние 10 лет отечественные двигатели поставлялись в Канаду, Египет, Германию, Китай, Польшу, Югославию, Чехию, Казахстан, Белоруссию, Украину, Азербайджан и т. д.

В 1981;1984 гг. проданы 4 лицензии компании «Е)гШех» (Франция, Англия) на право производства винтовых забойных двигателей Д-240, Д1−195, ДЗ-172, Д-85, Д-54. В рамках лицензионных соглашений была поставлена партия винтовых двигателей в количестве 26 комплектов, которыми достигнуты рекордные показатели бурения в Северном море (Великобритания). Двигатели, изготовленные фирмой «ЭпПех», и сегодня успешно работают во многих странах мира, в том числе и в США.

Опыт фирмы «ЭгШех» показал всему миру преимущества российских винтовых забойных двигателей. В конце 80-х гг. практически все ведущие фирмы Запада перешли на выпуск винтовых забойных двигателей с многоза-ходными рабочими органами.

В целом за двадцать с лишним лет изготовлены десятки тысяч многоза-ходных винтовых героторных механизмов, винтовыми двигателями пробурено более 30 млн. м горных пород. Экономический эффект от использования ВЗД составил сотни млн. рублей. От продажи лицензии фирме «ЭпИех» советское государство получило 8,5 млн. долларов США.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

1. На основе анализа рабочего процесса и условий эксплуатации винтовых забойных двигателей, а также обобщения результатов многолетних исследований автора и других ученых установлено, что срок службы многоза-ходных героторных механизмов зависит от точности изготовления и длины зубчатой обкладки статора и роторатвердости, коррозионной стойкости и величины шероховатости зубьев роторапрочности крепления зубчатой обкладки к корпусу статорарежимов вулканизации резины и условий эксплуатации.

2. Впервые всесторонне исследованы вопросы точности изготовления зубчатых поверхностей статоров и роторов многозаходных винтовых героторных механизмов. Дана развернутая классификация погрешностей формообразования зубьев статора и ротора. Установлено, что погрешности формообразования зависят от способа профилирования ротора и статоранеточностей изготовления и установки червяных фрез, а также от величины их сто-ченностинеравномерной усадки резины по длине и профилю зубьев статоранеравномерной толщины хромового покрытия по профилю зубьев ротора.

3. Проведены теоретические и экспериментальные исследования влияния неточностей изготовления и установки червячных фрез на случайные погрешности профиля роторов. Установлено, что отклонения профиля заты-ловочного круга, высота зубьев червяной фрезы и радиальное биение ее режущих кромок вызывают наибольшие по величине погрешности профиля ротора (до 0,05мм) — отклонения наружного диаметра фрезы, угла наклона стружечных канавокрадиуса затыловочного круга, величины затылования, угла скрещивания осей фрезы и ротора вызывают относительно небольшие погрешности (0,01 мм) — отклонения осевой установки фрезы практически не влияют на погрешности (менее 0,001 мм). Доказано, что между отклонениями параметров червячной фрезы и величиной погрешностей профиля зубьев ротора существует линейная зависимость.

На основании проведенных исследований разработаны рекомендации по назначению рациональных допусков на конструктивные и технологические параметры червячных фрез.

4. Установлено, что систематические погрешности профиля ротора, обусловленные приближенной формой задней поверхности фасонных заты-лованных червячных фрез, разделяются на два вида: погрешности, обусловленные интерференцией режущих кромок, и погрешности, связанные с изменением высоты зуба в проекции на ее осевую плоскость при переточках фрезы. Погрешности, связанные с интерференцией, можно исключить, если при расчете и затыловании червячной фрезы ось затыловочного круга располагать параллельно ее оси, а погрешности, связанные с переточками, можно уменьшить в 3−4 раза за счет расположения расчетного сечения посередине стачиваемого слоя и обеспечения постоянной высоты зубьев фрезы, корректируя величину переднего угла при переточках.

5. Исследована усадка резины по профилю зубьев и длине зубчатой обкладки. Установлено, что усадка резины неравномерна по профилю зубьев, а ее величина зависит от толщины обкладки, способа литьевого прессования, времени хранения статора. Разработан метод расчета сердечника пресс-форм статора и два способа корректировки параметров червячной фрезы для нарезания зубьев сердечника, что позволяет компенсировать неравномерную усадку резины по профилю зубьев статора. Разработаны новые конструкции пресс-форм для заливки длинномерных статоров, методика контроля профиля зубьев статора и сердечников пресс-форм.

6. Выполнен анализ методов упрочнения зубьев роторовпоказано, что твердое хромирование позволяет получить более высокую износои коррозионную стойкость зубьев по сравнению с борированием, закалкой ТВЧ и ионным азотированием, но приводит к значительным погрешностям профиля зубьев роторов, обусловленным неравномерной толщиной хрома на вершинах, впадинах и боковых сторонах зубьев (до 0,15 мм). Исследованы погрешности профиля роторов, обусловленные неравномерной толщиной хрома по профилю зубьев. Разработан метод расчета профиля зубьев роторов под хромирование и способ корректировки параметров червячной фрезы, позволяющий компенсировать неравномерную толщину хромового покрытия по профилю зубьев ротора. Разработана методика контроля профиля зубьев роторов.

7. Проведено исследование систематических погрешностей профилирования статора и ротора от исходного контура рейки (ИКР), очерченного эквидистантой укороченной циклоиды. Установлено, что при расположении ИКР в торцовой плоскости героторного механизма зубья номинального профиля статора имеют одновременный контакт со всеми зубьями теоретического профиля ротора и погрешности профилирования статора равны нулю. При расположении ИКР под углом к торцовой плоскости героторного механизма во всех зонах контакта зубьев номинального профиля статора и теоретического профиля ротора, кроме околополюсной, возникает зазор или натяг (в зависимости от способа проецирования ИКР), величина которого определяет погрешность профилирования статора и может достигать 0,5 мм и более. Установлено, что положительное или отрицательное смещение ИКР на величину, равную высоте зубьев статора, не изменяет величины систематической погрешности профилирования статора. При таких границах смещений обеспечивается плавность профилей, отсутствие подрезов и пересечений.

8. Установлено, что погрешности профилирования ротора зависят от величины диаметрального натяга, получаемой за счет смещения ИКР или червячной фрезы. Показано, что натяг в зацеплении является одним из наиболее важных параметров, определяющих качество и долговечность много-заходного винтового героторного механизма. Получена эмпирическая зависимость, позволяющая рассчитать оптимальную величину диаметрального натяга, при которой погрешности профилирования ротора равны нулю. Разработана методика расчета допусков на профиль статора, ротора и допуска на натяг в зацеплении.

9. Исследована технология зубофрезерования роторов фасонными червячными фрезами. Установлены факторы, влияющие на шероховатость поверхности зубьев ротора, стойкость инструмента и производительность зу-бообработки. Разработаны новые конструкции цельных и сборных червячных фрез повышенной точности. Впервые в фасонных червячных фрезах повышенной точности использована совокупность следующих параметров: положительный передний угол, прямые стружечные канавки, затылование при параллельных осях дискового шлифовального круга и фрез. Использование результатов исследований позволило повысить стойкость червячных фрез в 1,5 — 2 раза по сравнению с применяемыми ранее, уменьшить величину шероховатости зубьев ротора с Яг 80 до 20, исключить «дробление» и использовать в качестве чистовой обработки полирование абразивными кругами на вулканитовой связке.

10. Установлено, что полирование абразивными кругами на вулканитовой связке позволяет снизить величину шероховатости зубьев ротора до Яа 1,5, потери на трении между зубьями статора и ротора героторного механизма и повысить кпд винтового забойного двигателя на 8 — 10%.

Показано, что на величину съема металла при полировании и стойкость абразивного круга влияют размер диаметра круга, его зернистость, усилие прижатия круга к ротору и режимы резания. Показано, что величина съема металла на отдельных участках профиля зубьев ротора при полировании может достигать большой величины (до 0,5 мм), что вызывает погрешности профиля ротора. Установлено, что отсутствие кинематической связи между ротором и абразивным кругом приводит к неравномерному износу круга и дополнительным погрешностям профиля зубьев ротора.

Установлен рациональный припуск под полирование ±(0,02 ч- 0,05) мм, диаметр абразивных кругов 250−300 мм, зернистость 40, частота вращения круга 300−350 об/мин, продольная подача при полировании абразивным кругом 35−40 мм/об. дет., при полировании дисковым кругом — 700−1400мм/мин.

11 .Исследована технология изготовления длинномерных статоров. Показано, что замена латунирования внутренней поверхности корпуса статора дробеструйной обработкой позволяет повысить прочность крепления резиновой зубчатой обкладки к статору. Разработана технология дробеструйной обработки, установлено, что качество последней зависит от исходной шероховатости поверхности корпуса статора, формы, размеров, материала и скорости движения дроби. Определены оптимальные режимы дробеструйной обработки: частота вращения статора 30 — 40 об/мин, продольная подача дробеструйной головки 0,4 — 0,6 м/мин, давление сжатого воздуха 6 — 7 МПа. Показано, что для обеспечения требуемого качества обработки необходимо использовать стальную колотую дробь размером 1 — 1,4 мм, шероховатость Ка внутренней расточки корпуса статора не должна превышать 1,25.

12. Исследовано влияние температуры и времени вулканизации на физико-механические свойства резины ИРП-1226. Установлено, что при постоянных режимах вулканизации (время 60 мин, температура 150°С) твердость резины различных партий (замесов) после вулканизации колеблется в широких пределах: от 70 до 82 ед. Шор А. Высокая твердость резины приводит к уменьшению циклической выносливости и преждевременному разрушению зубьев статора, низкая твердость — к снижению крутящего момента двигателя и его незапускам после остановки. Установлена зависимость твердости и усталостной выносливости резины от режимов вулканизации. В технологический регламент на производство статоров внесены «плавающие» режимы вулканизации (для каждой партии резины устанавливается время и температура вулканизации), что позволило повысить долговечность статоров.

13. Разработана технология восстановления статоров. Исследованы способы удаления изношенной зубчатой обкладки из корпуса статора и очистки наружной поверхности корпуса статора от ржавчины. Установлено, что при нагреве статора в шахтной печи до температуры 300 °C и выдержке в течение 90 мин. происходит разрушение клеевой системы, но резиновая обкладка остается пластичной и легко удаляется на протяжном станке после охлаждения статора. Показано, что лучшим способом очистки корпуса статора от ржавчины, с точки зрения себестоимости и качества обработки, является иглофрезерование. Разработаны технология и оборудование для иглофрезерования, установлены оптимальные режимы обработки.

14.Использование результатов исследований позволило кратно увеличить долговечность многозаходных винтовых героторных механизмов (с 50 — 60 часов до 350 — 400 часов) и обеспечить широкое применение новых высокоэффективных гидравлических забойных двигателей, поднять на новую ступень технику и технологию бурения нефтяных и газовых скважин.

Освоено серийное производство отечественных винтовых забойных двигателей и осуществлено их внедрение в нефтяную промышленность. Винтовые забойные двигатели получили широкое применение в ведущих нефтяных компаниях России: «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Башнефть», «Татнефть», «Удмуртнефть» и др. С использованием результатов исследований изготовлены десятки тысяч винтовых забойных двигателей, которыми пробурено более 30 млн. метров горных пород. Полученный экономический эффект составляет сотни миллионов рублей. От продажи лицензии фирме «Оп11ех"(Франция, Англия) государство получило 8,5 млн долларов США.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. 93 032. Внецентроидное гипоциклоидальное зацепление с внутренними профилями / Шанников В. М. Заявл. 03.08.50, опубл. 21.03.62.
  2. A.C. 237 596. Забойный винтовой гидравлический двигатель / Гусман М. Т., Никомаров С. С., Дергач Н. Д., Захаров Ю. В. Меныиенин В.М. -Заявл. 07.06.66, опубл. в БИ 1969 № 8.
  3. A.C. 671 463. Героторный механизм / Цепков A.B., Астафьев П. И., Вадецкий Ю. В., Никомаров С. С., Кочнев A.M., Коновалов А. Д. Заявл. 11.11.74.
  4. A.C. 886 555. Героторный механизм / Цепков A.B., Кочнев A.M., Никомаров С. С., Коновалов А. Д. Заявл. 13.01.78.
  5. A.C. 1 059 977. Героторный механизм внутреннего зацепления / Коротаев Ю. А., Цепков A.B. Заявл. 08.10.81.
  6. A.C. 803 572. Героторный механизм / Цепков A.B., Коротаев Ю. А. -Заявл. 08.10.79.
  7. A.C. 858 403. Героторный механизм / Коротаев Ю. А., Цепков A.B. -Заявл. 18.04.80.
  8. A.C. 226 209. Забойный винтовой двигатель / Балденко Д. Ф., Бик-чурин Т.Н., Вадецкий Ю. В., Гусман М. Т., Кочнев A.M., Никомаров С. С. — Заявл. 29.03.79, опубл. в БИ- 1982, № 17.
  9. Забойный героторный механизм / Гусман М. Т, Балденко Д. Ф., Кочнев A.M., Никомаров С. С. Заявл. 05.11.70, опубл. в БИ- 1974, № 3.
  10. A.C. 436 944. Многозаходный винтовой героторный механизм / Асан-Нури А.О., Балденко Д. Ф., Гусман М. Т. и др. — Заявл. 29.11.71, опубл. в БИ- 1974, № 27.
  11. A.C. 652 394. Зубчатая передача / Чудиков H.H. Заявл. 01.06.77, опубл. в БИ- 1979, № Ю.
  12. A.C. 713 090. Литьевой пресс / Никомаров С. С. Заявл. 07.07.78.
  13. A.C. 753 606. Устройство для обработки винтовых поверхностей длинномерных деталей / Коновалов А. Д., Цепков A.B., Коротаев Ю. А. и Осипчук В. Н. Заявл. 09.01.78, опубл. в БИ- 1980, № 29.
  14. A.C. 1 009 721. Способ затылования червячных фрез / Цепков A.B., Коротаев Ю. А. Заявл. 03.07.80, опубл. в БИ- 1983, № 13.
  15. A.C. 1 124 504. Способ обработки зубчатых деталей / Цепков A.B., Коротаев Ю. А., Спирин В. А., Переводников В. К., Заявл. 28.07.82.
  16. A.C. 1 131 128. Литьевая форма для изготовления полимерных изделий с арматурой / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Митрохович М. И., Нечаев В .И., Чусовленкин Ю. Ф. Заявл. 03.06.83.
  17. A.C. 1 228 573. Регулируемый статор / Цепков A.B., Коротаев Ю. А., Митрохович М. И. Заявл. 06.07.83.
  18. A.C. 1 218 740. Способ изготовления трубчатой оболочки ротора винтового забойного двигателя и устройство для его осуществления / Кочнев A.M., Вшивков А. Н., Голддобин В. Б., Никомаров С. С. Заявл. 12.08.83. опубл. в БИ- 1993, № 33−36.
  19. A.C. 1 220 251. Литьевая пресс-форма / Коновалов А. Д., Никомаров С. С., Кочнев A.M., Нечаев В. И., Дмитриев В. П., Балденко Д. Ф. — Заявл. 23.04.84., опубл. в БИ- 1993, № 33−36.
  20. A.C. 1 322 615. Пресс-форма для изготовления литьем под давлением резинометаллических валов и втулок / Коротаев Ю. А., Никомаров С. С., Дмитриев В .П., Нечаев В. И. Заявл. 11.05.84.
  21. A.C. 1 280 966. Героторный механизм / Цепков A.B., Коротаев Ю. А., Митрохович М. И. Заявл. 29.06.84.
  22. A.C. 1 424 270. Литьевая пресс-форма для изготовления резинометаллических статоров винтовых забойных двигателей / Коротаев Ю. А., Дмитриев В. П., Соболев В. В., Никомаров С. С. Заявл. 08.10.86.
  23. A.C. 16 886 115. Способ изготовления трубчатой оболочки ротора винтового забойного двигателя / Кочнев A.M., Захаров Ю. В., Вшивков А. Н., Голдобин В. Б. -Заявл. 18.10.90., опубл вБИ- 1993, № 33−36.
  24. A.C. 1 778 367. Рабочий орган многозаходной одновинтовой гидромашины / Балденко Д. Ф., Балденко Ф. Д., Коротаев Ю. А., Шекгур В. Д. -Заявл. 28.01.91., опубл. в БИ-1992, № 44.
  25. Д.Ф., Потапов Ю. Ф. Винтовые забойные двигатели для бурения и капитального ремонта скважин. М.: ВНИИОЭНГ, 1997. — 32 С.
  26. Д.Ф. Новая серия ВЗД для горизонтального бурения // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. — М.: ВНИИОЭНГ, 1995. -№ 10−11.-С. 23−25.
  27. Д.Ф., Балденко Ф. Д., Гноевых А. Н. Винтовые забойные двигатели. М.: Недра, 1999. 384 С.
  28. Д.Ф., Зорин В. Н. Исследование вопроса влияния зазора и натяга в рабочих органах одновинтового насоса на его характеристики // Машины и нефтяное оборудование. 1968. — № 8. — С. 16−20.
  29. А.Ф., Медведева Л. П. Исследование геометрии рабочих органов винтового забойного двигателя // Труды ВНИИБТ. Вып. XXXIV, 1975.-С. 56−65.
  30. Д.Ф. Исследование рабочего процесса и разработка научных основ расчета и проектирования одновинтовых гидравлических машин для нефтяной и газовой промышленности: Дис.. д-ра техн. наук. -М., 2000. 58 С.
  31. Д.Ф., Бобров М. Г., Коротаев Ю. А., Отечественные винтовые забойные двигатели: вчера, сегодня, завтра // Бурение. 2001. — № 3. С.12−16.
  32. Д.Ф., Коротаев Ю. А. Винтовые забойные двигатели 35 лет на службе нефтяной промышленности // Нефтяное хозяйство. 2002. -№ 11.-С. 48−51.
  33. М.Г., Муратова М. Г. О влиянии длины рабочих органов на энергетические характеристики винтового забойного двигателя // Труды ВНИИБТ. Вып. 68., 1989.
  34. М.Г., Коротаев Ю. А., Трапезников С. Г. Винтовые забойные двигатели диаметром 106 мм современный инструмент для капитального ремонта скважин // Вестник ассоциации буровых подрядчиков. — 2001.- № 4. С. 11−14.
  35. М.Г., Коротаев Ю. А., Пустозеров В. А. Применение винтовых забойных двигателей для бурения наклонно направленных скважин в АОА «Сургутнефтегаз» // Бурение. № 5−6. — С. 30−31.
  36. Ю.В. Практика бурения скважин с применением низкооборотных забойных винтовых двигателей. М.: ВНИЩЭНГ, 1980. -С. 37.
  37. Ю.В. Некоторые итоги XI Мирового нефтяного конгресса в области строительства скважин // Нефтяное хозяйство. 1984. — № 2.- С. 76−80.
  38. Важный резерв повышения показателей бурения в Западной Сибири / Вадецкий Ю. В., Балденко Д. Ф., Каплун В. А., Кочнев A.M., Богомазов Л. Д., Шенберг В. М // Нефтяное хозяйство. 1984. — № 3. — С. 3−5.
  39. Ю.В., Гусман М. Т. Резервы улучшения показателей бурения // Нефтяное хозяйство. — 1986. № 2. — С. 9−11.
  40. Восстановление роторов винтовых забойных двигателей / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Никомаров С. С., Воронцова Г. В., Солодникова В. Д // Инф. листок Пермского ЦНТИ, 1986. № 482−86.
  41. A.M. Технология гальванотехники Л., 1962. — С. 275.
  42. Е.Г., Халебский Н. Т. Производство зубчатых колес. — Л.: Машиностроение, 1978. — С. 135.
  43. М.Т., Балденко Д. Ф. Забойные винтовые двигатели. М.: ВНИИОЭНГ, 1972. — С. 83.
  44. М.Т., Никомаров С. С., Кочнев A.M. Новый объемный забойный двигатель // Нефтяное хозяйство. — 1970. № 11. — С. 8−12.
  45. Ф.Н. Планетарные гидравлические агрегаты // Вестник машиностроения.- 1965. -№ 5.-С. 5−11.
  46. А.Е. Винтовые насосы с циклоидальным зацеплением. — Л.: Машгиз, 1963.-С. 156 .
  47. Забойные гидравлические двигатели «Дайна-Дрилл» / Гусман М. Т., Балденко Д. Ф., Кочнев A.M., Никомаров С. С. // Машины и нефтяное оборудование. 1972.- № 2. — С. 28−31.
  48. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин / Гусман М. Т., Балденко Д. Ф., Кочнев A.M., Никомаров С. С. М.: Недра, 1981. — С. 231.
  49. Ю.В., Кочнев A.M., Никомаров С. С. О некоторых особенностях рабочего процесса винтового забойного двигателя // Машины и нефтяное оборудование. — 1979. № 1. — С.19−23.
  50. Ю.В. Исследование осевых сил в рабочих органах винтовых забойных двигателей // Машины и нефтяное оборудование. — 1979. -№ 5.-С. 9−11.
  51. В.Н., Кочнев A.M. Исследование напряженного состояния обкладки статора винтового забойного двигателя // Химическое и нефтяное машиностроение. 1986. — № 5. — С. 20−21.
  52. Изготовление роторов винтовых забойных двигателей / Воронцова Г. В., Коновалов А. Д., Коротаев Ю. А., Осипчук В. Н. // Химическое и нефтяное машиностроение. —1981. № 3. — С. 28−29.
  53. Исследование износа рабочих органов винтового забойного двигателя / Балденко Д. Ф., Ганелина С. А., Гинзбург Э. С. и др. // Машины и нефтяное оборудование. 1974. — № 10. — С. 9−12.
  54. Г. Г., Сидоренко А. К., Шаповалов В. Ф. Влияние геометрических параметров червячных фрез и технологических факторов наволнистость. // В кн.: Исследование зубообрабатывающих станков и инструментов, Саратов. — 1981. С. 21−33.
  55. Исследование технологии изготовления роторов винтовых двигателей- Заключительный отчет по теме 3 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 75 027 125, инв. № 459 984, -Пермь, 1975.- 154 с.
  56. Исследование и разработка технологии изготовления винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме 3. Том I / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 76 018 579, инв. № Б559 058, Пермь, 1976.- 200 с.
  57. Исследование и разработка технологии изготовления винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме 3. Т. 11 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 76 018 579, инв. № 559 058, Пермь, 1976. — 247 с.
  58. Исследование и разработка технологии изготовления винтовых забойных двигателей. Закл. отчет / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы: С. С. Никомаров, А.Д.Коновалов- № ГР 76 018 579- инв. № Б639 938. Пермь, 1977.- 120 с.
  59. Исследования и расчеты с применением ЭВМ: Закл. отчет / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работ В. М. Плотников, Н.А.Гукасов- ГР 79 003 768- инв. № Б914 232. Пермь, 1980. — 116 с.
  60. Использование иглофрезерования для очистки остова статора винтовых забойных двигателей от ржавчины: Информ. листок № 117−87. — Пермь: ЦНТИ, 1987.-С. 3.
  61. С.Н., Калашников A.C. Зубчатые колеса и их изготовление. М.: Машиностроение, 1983. — С. 264.
  62. А.Н. Аналитический расчет и профилирование зубьев насоса гидроусилителя рулевого механизма // Автомобильная промышленность, 1965. № 7.
  63. Г. Н. Исследование точности профилирования червячных зуборезных фрез // В кн.: Усовершенствование зубообрабатывающего инструмента. М.: Машиностроение, 1969. — С. 106−112.
  64. Ю.А., Цепков A.B. Двухзаходная червячная фреза повышенной производительности: Информ. листок № 84−86. Пермь: ЦНТИ, 1984.
  65. Ю.А., Цепков A.B. Прогрессивные конструкции фасонных червячных фрез повышенной производительности // Несущая способность и качество зубчатых передач и редукторов машин: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. М.- Алма-Ата, 1985. — С. 143−144.
  66. Ю.А., Соболев В. В., Воронцова Г. В., Солодникова В. Д. Дробеструйная установка для обработки внутренней поверхности остова статора винтового забойного двигателя: Инф. листок. — Пермь: ЦНТИ, 1987. № 87−55.-С. 3.
  67. Ю.А., Цепков A.B., Кочнев A.M. Расчет основных геометрических параметров многозаходного героторного механизма винтового забойного двигателя // Химическое и нефтяное машиностроение. — 1989. № 12.-С. 10−11.
  68. Ю.А., Шулепов В. А. Методы чистовой обработки роторов винтовых гидродвигателей // Совершенствование процессов абразив-но-алмарной и упрочняющей обработки в машиностроении: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1998. — С. 195−197.
  69. Ю.А. Продукция и состояние производственной базы Пермского филиала ВНИИБТ // Состояние и перспективы отечественного нефтегазового машиностроения: Тез. докл. науч. техн. конф. ассоциации буровых подрядчиков. — М., 1999. — С. 47−50.
  70. Ю.А., Бобров М. Г., Цепков A.B. Винтовые забойные двигатели для бурения горизонтальных нефтяных и газовых скважин // Новое в технологии бурения: Тез. докл. Междунар. технологического семинара. -Тюмень, 2000. С. 3−4.
  71. Ю.А., Цепков A.B. Особенности технологии изготовления многозаходных винтовых героторных механизмов гидравлических машин // В кн.: Высокие технологии в машиностроении и высшем образовании. Пермь, 2000. — С. 45−46.
  72. Ю.А., Бобров М. Г. Новые конструкции и технология изготовления винтовых забойных двигателей Пермского филиала ВНИИБТдля бурения горизонтальных скважин: Тез. докл. 5-й междунар. конф. по горизонтальному бурению. Ижевск, 2000.
  73. Ю.А., Цепков A.B. Обзор методов профилирования многозаходного винтового героторного механизма // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и море. — М.: 1992. № 6 — 7. С. 7 — 9.
  74. Ю.А., Бобров М. Г., Коротких Н. И. Исследование усталостной выносливости резиновой смеси ИРП12−26, используемой в производстве статоров винтовых забойных двигателей // Нефтегазэкспо СНГ: Тез. докл. III междунар. конф. СПб., 2000. — С. 71−73.
  75. Ю.А., Бобров М. Г., Пустозеров В. А. Влияние увеличения длины рабочих органов на энергетические характеристики и долговечность винтовых забойных двигателей // Вестник ассоциации буровых подрядчиков. М., 2001. — № 2. — С. 35−75.
  76. Н.И., Коротаев Ю. А., Хохлов В. В. Повышение надежности резинометаллических статоров винтовых забойных двигателей // Там же.-№ 4.-С. 8−11.
  77. Ю.А. Профилирование зацепления многозаходных ге-роторных механизмов винтовых забойных двигателей и насосов, образованного исходным контуром рейки. М.: ВНИИОЭНГ, 2002. — 44С.
  78. Н.И., Коротаев Ю. А. Пути решения проблем эласто-мерных покрытий статоров винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин // Тез. докл. Первой Всесоюз. конф. по каучуку и резине. М., 2002. — С. 258−259.
  79. Ю.А. Прогрессивный инструмент для формообразования зубьев многозаходных героторных механизмов винтовых забойных двигателей и насосов. М: ВНИИОЭНГ, 2002. — С. 76.
  80. Ю.А., Цепков A.B. Прогрессивная технология зубооб-работки роторов гидравлических винтовых двигателей и насосов с циклоидообразным профилем зубьев // Технологические системы в машиностроении: Тр. междунар. конф. Тула, 2002. — С. 288−292.
  81. Ю.А., Балденко Д. Ф., Бобров М. Г. Винтовые забойные двигатели //В кн: Буровые комплексы. Современные технологии и оборудование. Екатеринбург, 2002. — С. 163−176.
  82. В.И. Исследование путей повышения точности червячных шлицевых фрез: Автореф. дис.. канд. техн. наук. — Свердловск, 1967. — С. 15.
  83. А.Д., Коротаев Ю. А., Осипчук В. Н. Прибор для контроля профиля и высоты зубьев роторов винтовых забойных двигателей // Обработка резанием. ЭИ, М.: НИИМАШ, 1981. — № 2. — С. 34−36.
  84. И.А., Федоров Ю. Н., Валиков E.H. Прогрессивные методы изготовления цилиндрических зубчатых колес. — М.: Машиностроение, 1981.-С. 136.
  85. Конструкция и технология сборных червячных фрез для нарезания роторов винтовых забойных двигателей / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Чистяков М. В. и др // Обработка резанием. ЭИ, М.: НИИМАШ, 1982. № 8. -С. 13−15.
  86. A.M., Цепков A.B. О выборе геометрических параметров внутреннего внецентроидного циклоидального зацепления // Вестник машиностроения. 1980.-№ 5. — С. 28−30.
  87. A.M. Разработка и исследование малогабаритного винтового забойного двигателя: Дис.. канд. техн. наук. — М., 1976. С. 230 (ДСП).
  88. A.M., Голдобин В. Б. Новое направление в создании винтовых забойных двигателей // Исследование по усовершенствованию конструкции, эксплуатации и редукторных турбобуров: Тр. ВНИИБТ. 1989. -Вып. 68. — С. 10−18.
  89. A.M., Голдобин В. Б. Винтовые забойные двигатели с облегченным ротором // Нефтяное хозяйство. 1989. — № 9. — С. 14−16.
  90. В.Н. Планетарные передачи. Изд. 2-е. М.- — Л.: Машиностроение, 1969. — С. 306.
  91. С.И. Формообразование зубчатых деталей реечными и червячными инструментами. М.: Машиностроение, 1971. -С. 212.
  92. Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: Наука, 1968. — С.584.
  93. И.Г. Червячная фреза для обработки роторов винтовых компрессоров // Металлорежущий и контрольно-измерительный инструмент. ЭИ, М.: НИИМАШ, 1974. № 10.
  94. B.C. Теория винтовых поверхностей в проектировании режущих инструментов. М.: Машиностроение, 1968. — С. 372.
  95. А.Л. Измерение зубчатых колес. Л.: Машиностроение, 1977.-С. 279.
  96. С.Н. Высокопроизводительное зубонарезание фрезами. М.: Машиностроение, 1981. — С. 104.
  97. Многозаходные винтовые забойные двигатели для бурения и капитального ремонта скважин / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Бобров М. Г., Трапезников С. Г. М.: ВНИИОЭНГ, 2002. — С. 48.
  98. М.З. Нарезание зубчатых колес. — М.: Высшая школа, 1972.-С. 272.
  99. З.А. Проектирование сборных червячных фрез новой конструкции // Станки и инструмент. 1974. — № 3. — С. 15−16.
  100. З.А., Федорова Л. П., Малахова Т. И. Новые конструкции сборных червячных фрез и их расчет // Металлорежущий и контрольно-измерительный инструмент. ЭИ, М.: НИИМАШ, 1971. — № 12. — С. 7−11.
  101. С.С., Сумцова Н. Д. Некоторые вопросы технологии обрезинивания статоров винтовых забойных двигателей // Тр. ВНИИБТ. — 1975.-Вып. 34.-С. 66−67.
  102. С.С., Коновалов А. Д. Некоторые вопросы технологии изготовления роторов винтовых забойных двигателей // Тр. ВНИИБТ. — 1975. -Вып. 34.-С. 51−56.
  103. С.С. Основы проектирования режущей части металлорежущих инструментов. М.: Машгиз, 1960. — С. 163.
  104. С.А., Дибнер Л. Г., Каменкович J1.C. Шлифование деталей и заточка режущего инструмента. М.: Высшая школа, 1975. — С. 311.
  105. Поисковые НИР по совершенствованию технологии изготовления деталей винтовых двигателей с целью повышения долговечности: Отчет / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы С. С. Никомаров, А.Д.Коновалов- № ГР 1 830 029 252. Пермь, 1983. — С. 57.
  106. Патент РФ 2 129 697. Устройство для измерения внутреннего диаметра изделия с эластомерным покрытием / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А., Соболев В. В. Заявл. 29.07.97.
  107. Заявка на патент. Винтовой забойный двигатель. № 4 836 606/03(66 301) / Кириевский Ю. А., Мирякин В. Н., Деркач Н. Д., Коротаев Ю. А. Положит, решение от 31.07.91.
  108. Патент РФ 2 150 566. Способ оптимизации геометрических параметров, профиля рабочих органов одновинтовой машины / Балденко Д. Ф., Балденко Ф. Д., Коротаев Ю. А. Заявл. 24.09.98.
  109. Патент 1 595 105. Героторный механизм винтового забойного двигателя / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Кочнев A.M., Балденко Д. Ф. Заявл. 08.04.87, опубл. в БИ- 1993. № 10.
  110. Патент 1 529 809. Рабочий орган винтового забойного двигателя для бурения скважин / Кочнев A.M., Вшивков А. Н., Голдобин В. Б., Коротаев Ю.А.- Заявл. 13.07.87.
  111. Патент РФ 2 162 926. Героторный механизм / Балденко Д. Ф., Балденко Ф. Д., Коротаев Ю. А. и др. Заявл. 26.01.00, опубл. в БИ- 2001. № 4.
  112. Патент РФ 2 165 531. Героторный механизм винтового забойного двигателя / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А., Бобров М. Г. и др. Заявл. 06.12.00. опубл. в БИ- 2001. № 11.
  113. Патент 1 193 923. Пресс-форма для изготовления резинометалли-ческих изделий / Цепков A.B., Коротаев Ю. А., Воронцова Г. В. Заявл. 30.08.84.
  114. Патент РФ 2 169 820. Ротор винтовой забойной гидромашины / Коротаев Ю. А., Бобров М. Г., Кочнев A.M., Николаев В. Ю., Суслов В. Д., Цепков A.B. Заявл. 31.05.00, опубл. в БИ- 2001. № 18.
  115. Патент РФ 216 6603. Героторный механизм винтовой забойной гидромашины (варианты) / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Суслов В. Д., Бобров М. Г. Заявл. 10.07.00, опубл. в БИ- 2001. № 12.
  116. Патент РФ 2 179 233. Винтовой двигатель для очистки внутренней поверхности обсадных труб / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А., Бобров М. Г., Ку-рочкин Б. М. Заявл. 15.03.00, опубл. в БИ- 2002. № 4.
  117. Патент РФ 2 188 543. Способ изготовления ротора винтового забойного двигателя / Коротаев Ю. А., Цепков A.B., Кочнев A.M., Бобров М. Г., Суслов В. Д. Заявл. 21.02. 01, опубл. в БИ- 2002. № 17.
  118. Заявка на патент РФ. Устройство для измерения внутреннего диаметра изделий с эластичным покрытием / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А.,
  119. В.В., Колесниченко Т. А. № 200 126 915. Заявл. 26.10 .2000. Положит. решение от 31.01.02.
  120. Патент РФ 21 854 488. Винтовой забойный двигатель / Коротаев Ю. А., Щелконогов Г. А., Бобров М. Г., Николаев В. Ю., Трапезников С. Г. Заявл. 27.03.01, опубл. в БИ.- 2002, № 20.
  121. Патент РФ 2 187 616. Способ изготовления трубчатой оболочки ротора винтового забойного двигателя / Кочнев A.M., Коротаев Ю. А., Дмитриев В. П. — Заявл. 14.02.01, опубл. в БИ. Бюл № 23.
  122. Патент РФ 2 194 820. Многозаходный героторный механизм винтовой гидравлической машины / Коротаев А. Ю., Цепков A.B., Кочнев A.M., Бобров М. Г., Суслов В. Д. Заявл. 02.02.01, опубл. в БИ. 2002, № 35.
  123. Заявка на патент РФ. Винтовой героторный двигатель с турбинным активатором / Иоанесян Ю. Р., Коротаев Ю. А., Мессер А. Г., Чайковский Г. П., Чудаков Г. Д. Заявл. 15.05.2002. Положит, решение от 02.12.2002.
  124. С.П. О точности чистовых червячных фрез // Резание и инструмент. Харьков, 1980. — № 24. — С. 105−109.
  125. Разработать и освоить в производстве технологию изготовления винтовых забойных двигателей: Д1−195- Д-240. Закл. отчет / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 81 056 638, инв. № 2 830 015 811. Пермь, 1982. — С. 90.
  126. Разработать и освоить в производстве технологию обрезинивания статоров ВЗД (винтовых забойных двигателей): Отчет / Пермский филиал ВНИИБТ. Рук. работ Астафьев П. И., Никомаров С. С., Сумцова Н. Д. № Г. Р. 0283. 15 810.-Пермь, 1982.-С. 88.
  127. П.Р. Основы формообразования поверхностей резанием. — Киев: Вища школа, 1977. С. 192.
  128. Д.Д., Гончаров П. И. О выборе длины рабочих органов одновинтовых насосов // Машины и нефтяное оборудование. — 1973. № 1. -С. 31−34.
  129. Создание конструкции и исследование рабочего процесса винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме № 2−76 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Кочнев A.M.- № ГР 76 018 578, инв. № Б562 505. Пермь, 1976. — С. 250.
  130. Совершенствование технологии обрезинивания статоров винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме № 4 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Сумцова Н.Д.- № ГР 76 016 580.-Пермь, 1976.-С. 96.
  131. Совершенствование технологии изготовления винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме № 3 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 78 014 582, инв.№ Б726 888. Пермь, 1978. — 290 с.
  132. Совершенствование технологии изготовления винтовых забойных двигателей: Промежуточный отчет по теме № 3 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 78 014 582, инв.№ Б812 590. Пермь, 1979. — 320 с.
  133. Совершенствование технологии изготовления винтовых забойных двигателей: Закл. отчет по теме № 3 / Пермский филиал ВНИИБТ- Рук. работы Никомаров С. С., Коновалов А.Д.- № ГР 78 014 582, инв. № Б926 906. -Пермь, 1980.-С. 151.
  134. .А. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972. — С. 367.
  135. Н.Э. Расчет оптимальной точности червячных зуборезных фрез // Резание и инструмент. Харьков. — 1980. — № 24. — С. 109−113.
  136. Устройство для полирования роторов винтовых забойных двигателей червячным образивным кругом / Коротаев Ю. А., Осипчук В. Н., Нико-маров С.С., Нечаев В. И. // Обработка резанием, ЭИ: М., НИИМАШ, 1981. -С. 20−22.
  137. A.B. Основы теории комплексного профилирования зу-бообрабатывающих инструментов: Автореф. дис.. д-ра. техн. наук. Тула, 1984.-С. 41.
  138. A.B. Профилирование затылованных инструментов. М.: Машиностроение, 1979.— С. 150.
  139. A.B., Кочнев A.M. Профилирование инструментов для изготовления внецентроидного циклоидального зацепления // Станки и инструменты, 1972. № 2. — С. 35−37.
  140. A.B., Коротаев Ю. А. Изготовление и эксплуатация фасонных червячных фрез повышенной точности // Металлорежущий и контрольно-измерительный инструмент. ЭИ: М., НИИМАШ. — 1979. № 8. — С. 4−7.
  141. A.B., Коротаев Ю. А. Контроль заточки и переточки фасонных червячных фрез // Металлорежущий и контрольно-измерительный инструмент. ЭИ- М.: НИИМАШ. 1979. — № 2. — С. 21−23.
  142. A.B., Коротаев Ю. А. Программа комплексного профилирования фасонных червячных фрез: — Информ. листок № 311−80. — Пермь: ЦНТИ, 1980. С. 4.
  143. A.B., Коротаев Ю. А. Роль инструмента в производстве винтовых гидродвигателей и насосов // Управление качеством финишных методов обработки: Сб. науч. тр. Пермь, 1996. — С. 241−248.
  144. A.B., Коротаев Ю. А. Новое зацепление в гидравлических винтовых двигателях и насосах // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. М., 1997. — № 3−4. — С. 40−41.
  145. A.B., Коротаев Ю. А. Система комплексного профилирования зубообрабатывающих инструментов с управлением точностью профиля деталей // Повышение эффективности инструментального производства: Тез. докл. Пермь, 1982. — С. 35−36.
  146. А.Н. Устранение погрешности профиля, возникающей при переточке фасонных фрез // Станки и инструменты. — 1968. № 7. — С. 3133.
  147. В.М. Планетарные редукторы с внецентроидным зацеплением. M. — JL: Машгиз., 1948. — С.172.
  148. А.Н. Современный зарубежный зуборезный инструмент: Обзор. M.: НИИМАШ, 1976. — С. 56.
  149. А.Н. Новые конструкции и технология изготовления зуборезных инструментов за рубежом: Обзор. М., НИИМАШ, 1967. — С. 26.
  150. А.Н., Бекгольд М. Ф. Исследование возможности повышения точности прецизионных червячных фрез // Металлорежущий и контрольно-измерительный инструмент. М., НИИМАШ, 1973. — № 4. — С. 1−4.
  151. П.А. Ускорение и усовершенствование хромирования деталей машин. М.: Машгиз. 1961. — С. 140.
  152. В. Гидропривод и его промышленное применение: Пер. с англ. М.: Машгиз, 1963. — С. 492.
  153. В.А., Шкловская Ф. А. О классификации и геометрии вне-полюсных зацеплений планетарных редукторов // Тр. МИХМ, 1958. Т. 17. -С. 21−60.
  154. R.J.S. Pigott. Gearing. Pat. USA 2.222.515- 19.11.40.
  155. A.Taylor, S.Payne. Helical gear pumps. Pat. USA 3.168.049- 21.09.62.
  156. M.F.Hill, F.A.Hill. Internal gear tooth. Pat. USA 2.266.336- 19.01.54.
  157. M.F.Hill. Tooth curve for rotors and gears. Pat. USA 2.031.888- 25.02/36.
  158. M.F.Hill. Gear tooth curve. Pat. USA 2.091.317- 31.08.37.
  159. N.Noreyko. Gear element. Pat. USA 2.421.463- 01.06.44.
  160. RJ.L.Moineau. Improvements in rotative pumps compressors and motors. Pat. Great Britain, 436.843- 01.05.35.
  161. RJ.L.Moineau. Gear mechanism. Pat. USA 1.892.217- 27.04.31.
  162. W.Clark, A.S.Goldstein. Well drilling apparatus. Pat. USA 3.112.801- 05.03.59.
  163. W.Clark. Well drilling apparatus and method. Pat. USA 2.898.087-
  164. Dyna-Drill hand book. First edition. «Dyna-Drill» Company, 1970.
  165. P.Garrison. Dyna-Drill: a proven concept takes in a full line of tools. «Drilling», 1971,32,7.
  166. Vadetsky Yu.V., Gusman M.T., Forrest J. Botton hole screw motors for oil and gas drilling. Special paper // Труды одиннадцатого мирового нефтяного конгресса. Лондон, 1983. — С. 415−425.
  167. С к параметрам, соответствующим окружности или цилиндру, проходящему через точку, находящуюся посередине высоты профиля-
  168. К к параметрам затыловочного круга-3 к параметрам затыловочного резца-
  169. Ш к параметрам шаблона для контроля профиля фрезы.
  170. Гф D0f радиус, диаметр впадин-
  171. Jow, Рои- соответственно углы подъема и наклона зуба (витка) на окружности радиуса
  172. Ур, ар передний и задний углы на радиусе гоа в направлении линии зуба- ап — задний угол в плоскости, перпендикулярной касательной к номинальной режущей кромке- ип — расстояние от оси инструмента до образующей передней поверхности-
  173. Як, г к координаты осевого профиля затыловочного круга- хК, У к — координаты текущей точки в торцовой плоскости круга- а к — угол осевого профиля затыловочного круга в текущей точке-
  174. С, С2, Сз, С4 постоянные для каждой точки профиля круга-- координаты шаблона для контроля профиля режущей кромкифрезы в плоскости передней поверхности- х3, г3 координаты профиля затыловочного резца-
Заполнить форму текущей работой