Формирование института социального страхования в экономической системе России
Исследования. Российская экономика сегодня претерпевает большие изменения, характеризующиеся появлением новых закономерных и важных для ее совершенствования процессов: вступление в ВТО, интеграция в мировую экономику, трансформация экономических систем и других. Трансформационные процессы касаются различных подсистем и элементов, сформированных в особого рода целостность, имеющую несколько… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность, функции, классификация видов и генезис развития страхования
- 1. 2. Теоретические основы институционализма и принципы формирования институтов
- 1. 3. Формирование института социального страхования в условиях устойчивого развития экономической системы России
- ГЛАВ, А 2. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
- 2. 1. Современное состояние института социального страхования
- 2. 2. Механизм функционирования института социального страхования
- 2. 3. Модели социального страхования как инструмент обеспечения политики государства в социальной сфере
Формирование института социального страхования в экономической системе России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Российская экономика сегодня претерпевает большие изменения, характеризующиеся появлением новых закономерных и важных для ее совершенствования процессов: вступление в ВТО, интеграция в мировую экономику, трансформация экономических систем и других. Трансформационные процессы касаются различных подсистем и элементов, сформированных в особого рода целостность, имеющую несколько уровней — макро-, мезо-, микро-, нано (субмикро)уровень. Функционирование этой сложной иерархии системных образований отличается высокой степенью согласованности и обеспечивается многообразными видами деятельности человека, связанными с определенным риском. При этом результат большинства видов деятельности не может быть спрогнозирован однозначно. В связи с чем, учет и оценка рисков, угрожающих хозяйствующим субъектам и индивиду, обуславливает необходимость формирования и развития института о социального страхования, важнейшей функцией которого является выравнивание риска финансовой и социальной защиты общества.
В настоящее время российский страховой рынок развивается высокими темпами (среднегодовой темп роста — 63%'). Однако не до конца сформированный институт страхования не способствует увеличению степени капитализации российских страховщиков, что не позволяет им оставлять на собственном удержании крупные риски. Так, только одна значительная выплата способна подорвать финансовую стабильность страховой компании и даже привести к банкротству.
Специфика ситуации в России определяется также тем, что происходит десоциализация государства, то есть уменьшение социальных функций государства. Формирование института социального страхования направлено на достижение уровня социальных гарантий, позволяющих обеспечить.
1 Заболотный Е. В. Становление страхового рынка в РФ // Экономика и управление. № 1,2007.
С. 120. социальную стабильность общества. В этой связи особо актуальным становится исследование закономерностей формирования и реформирования институтов социально-ориентированной экономики, в первую очередь, института социального страхования. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Степень изученности проблемы. Вопросы страхования и перестрахования рассматривались в ряде отечественных научных монографий и в периодической печати. Среди российских ученых следует отметить работы: А. Аюшиева, И. Балабанова, К. Воблого, Т. Гварлиани,.
A. Гвозденко, Н. Грищенко, М. Жигас, Ю. Журавлева, А. Манэса, JI. Орланюк-Малицкой, В. Райхера, JI. Рейтмана, О. Русаковой, В. Самарухи,.
B. Сухова, К. Турбиной, Т. Федоровой, Г. Черновой, В. Шахова. Среди зарубежных авторов: Д. Бланда, Р. Картера, К. Пфайффера, Р. Фегурсона. При этом изучение социального страхования проводилось в большинстве работ с позиций общей теории страхования. Однако социальное страхование необходимо выделять отдельным звеном страхования, поскольку оно охватывает социальные страховые риски. Некоторые проблемы социального страхования изучались отечественными экономистами С. Васильченко, Н. Вигдорчиком, Н. Кричевским, А. Куксиным, В. Ройком, Г. Сулеймановой, Н. Холиной, Н. Яшиной. Но они рассматривали социальное страхование как финансовую категорию, не определяя его как институт.
Раскрывая сущность социального страхования как института, автор применил комплексный подход к проблеме его формирования, опираясь на труды как отечественных, так и зарубежных экономистов институционального и неоинституционального направлений Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, У. Митчелла, Д. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, Р. Нельсона, Д. Норта, О. Уильямсона, С. Уинтера, Ф. Хайека, Д. Ходжсона, А. Добрынина, 3. Дондокова, С. Дятлова, Г. Журавлевой, Р. Капелюшникова,.
C. Курганского, Д. Львова, Р. Нуреева, А. Олейника, О. Осодоевой,.
А. Попова, Т. Романовой, В. Рязанова, В. Тамбовцева, Е. Цыреновой, И. Шаралдаевой, А. Шаститко и других.
Необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной экономической литературе недостаточно освещены вопросы социального страхования, происходящих институциональных изменений. Отсутствие фундаментальных разработок по вопросам формирования института социального страхования предполагает необходимость продолжения и расширения исследования в этом направлении.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении основных тенденций и процессов формирования института социального страхования и раскрытии институциональной природы социального страхования.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач, определяющих логику и внутреннюю структуру исследования:
— исследовать эволюцию понятия институт социального страхования и раскрыть его сущность с позиций институциональной теории;
— обосновать институт социального страхования как совокупность общественных отношений, действующих в рамках формальных и неформальных институтов, направленных на реформирование системы социального страхования;
— расширить классификацию рисков понятиями «жизненный риск», связанный с жизнедеятельностью индивида на всех этапах формирования и развития человеческого капитала и «социальные риски», обусловленные его трудовой деятельностью;
— провести периодизацию развития социального страхования в стране и дать характеристику его современного состояния;
— выявить закономерности формирования института социального страхования и тенденции его развития в экономической системе России;
— используя мировой опыт, исследовать механизм формирования института социального страхования;
— определить виды рисков, подлежащих социальному страхованию;
— в рамках института социального страхования определить роль самострахования в процессе воспроизводства человеческого капитала.
Объектом исследования является процесс институализации социального страхования как фактора развития экономической системы.
Предметом исследования выступают экономические отношения по поводу формирования института социального страхования, обеспечивающего институциональное равновесие экономической системы России.
Областью исследования, согласно п. 1.1. «Паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория», является «Политическая экономия» по направлениям «Взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур», «Закономерности эволюции социально-экономических систем».
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой послужили научные работы отечественных и зарубежных специалистов в области теории экономических систем, теории страхования, теории риска и институциональной теории. Наряду с использованием фундаментальных монографических и диссертационных работ анализировались материалы различных правительственных и независимых научно-исследовательских организаций, а также публикации в средствах массовой информации.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные приемы анализа и синтезасистемный подходметоды сравнения, обобщения и приемы группировокисторический и логический подходэкономико-статистический, сравнительный и структурный анализ. Решение задач базируется на статистических данных существующих страховых компаний.
Информационной базой исследования послужили Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об организации страховой деятельности в РФ», Постановления Правительства РФ, материалы Министерства финансов РФ и РБ, официальных статистических органов РФ и РБ, государственных внебюджетных фондов. Большую помощь в исследовании оказали материалы, собранные и обобщенные автором при использовании глобальной информационной сети Internet.
Научная новизна диссертационного исследования.
К конкретным положениям и элементам новизны можно отнести следующее:
— сущность социального страхования раскрывается с позиций институционального анализасоциальное страхование рассматривается как институт в широком толковании этого термина;
— разработан авторский подход к трансформации системы социального страхования, основным положением которого выступают «жизненный риск» и «социальные риски»;
— на институциональной методологии раскрыты особенности структурообразующих элементов системы социального страхования, что позволило выделить основные функции социального страхования в зависимости от их институциональной сущности. В результате выявлена воспроизводственная функция социального самострахования;
— определены этапы институциональных преобразований социального страхования в стране;
— сгруппированы и уточнены принципы социального страхования по видам рисков, что обеспечивает условия создания фондов самострахования и страховых запасов у индивидов и хозяйствующих субъектов;
— предложен механизм функционирования института социального страхования как инструмента государственного регулирования в социальной сфере.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное диссертационное исследование, во-первых, развивает теорию страхования, во-вторых, углубляет теоретические исследования института социального страхованияв-третьих, уточняет регламентирующую роль государства в области социального страхования жизненных рисков.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования участниками страховых отношений при выборе, заключении и исполнении договоров социального страхования. Особое значение для отечественных страховщиков может иметь мировой опыт в области управления потерями вследствие жизненных рисков. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при чтении экономической теории, спецкурсов и в научно-исследовательской работе.
Апробация исследования. Основные материалы исследований докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции и на научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГУЭФ, БГУЭП и ВСГТУ.
Публикации по теме диссертации. По материалам исследования опубликовано 8 печатных работ авторским объемом 2,2 п.л.
Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Российская экономика сегодня претерпевает большие изменения, которые затронули различные ее системы, подсистемы. Функционирование сложной иерархии системных образований отличается высокой степенью согласованности и обеспечивается многообразными типами интегрированных процессов в отдельных ее частях. При этом результат большинства видов деятельности не может быть спрогнозирован однозначно, что обусловливает необходимость учета и оценки рисков. Специфика ситуации в России определяется тем, что ранее фактором социальной стабильности общества выступала система социального страхования, проводимая государством через внебюджетные фонды, в совокупности с личным страхованием, проводимым страховыми компаниями. Теперь государству не удается достигнуть уровня социальных гарантий, позволяющих обеспечивать социальную стабильность общества, не хватает средств внебюджетных фондов. Инфляционные процессы заметно снижают уровень пособий по государственному социальному страхованию. Под влиянием монопольной политики государства в социальном обеспечении сложилась тенденция снижения личной ответственности граждан в обеспечении собственного благополучия. В этой связи автором проведено исследование закономерностей формирования и реформирования институтов социально-ориентированной экономики, в первую очередь, института социального страхования.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. На основе генезиса системы страхования в России автором выделены этапы возникновения и развития социального страхования в России. Отмечено, что оно происходило под влиянием исторических, демографических, политических и экономических особенностей развития российского общества, начиная с X в. В России применялся патерналистский подход по отношению гражданам, которые не могут самостоятельно себя обеспечивать необходимыми благами. Основной тенденцией развития дореволюционных этапов (до 1917 г.) является преобладающее участие государства в организации и функционировании социального страхования. Такая сложившаяся тенденция не позволила в достаточной мере сформироваться правилам поведения индивидов по управлению рисками, в том числе социальными.
Институциональные изменения в обществе, вызванные установлением советской власти привели к полной замене социального страхования социальным обеспечением: были отменены страховые взносы для застрахованных с возложением расходов по страхованию на предпринимателей. В советский период развития социального страхования правительство устанавливало твердые суммарные тарифы по социальному страхованию, то есть осуществлялось директивное регулирование страховых тарифов. Этому способствовала установившаяся монополия государства на проведение страховых операций.
В результате институциональных изменений конца 90-х годов XX в. произошло реформирование российской экономики из административно-плановой в рыночную, что привело к так называемой «институциональной неадекватности», в том числе и в социальном страховании. Существующая система социального страхования утратила основные признаки страховых отношений и фактически превратилась в часть налоговой системы государства. По существу страховые взносы уже не базируются на оценке социальных рисков. Они больше представляют собой разновидность налога, взимаемого и перераспределяемого государством для выплаты социальных пособий и пенсий через многофункциональные централизованные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). Такие значительные изменения не только не укрепили, а подорвали доверие населения к страхованию как методу управления рисками.
2. В работе дано разграничение понятий «социальное обеспечение» и «социальное страхование». По мнению автора, социальное обеспечение следует рассматривать шире и подразумевать под этим понятием систему материального обеспечения и обслуживания граждан при наступлении социальных рисков. Ее составной часть можно признать социальное страхование как способ управления социальными страховыми рисками, базирующийся на формировании и расходовании средств, собираемых страхователями и застрахованными лицами в специальных обособленных страховых фондах.
Процесс перераспределения национального дохода должен обеспечивать защиту населения от широкого круга социальных рисков, ликвидацию нищенского размера страховых выплат (особенно пенсий), преодоление нестрахового характера действующей системы социального страхования, придание институту социального страхования публично-правового характера с переходом на демократические принципы функционирования, основанных на международном опыте организации социального страхования.
3. Автором дополнена классификация рисков «жизненным риском», который включает определенные факторы наступления события, связанных с функционированием человеческого капитала индивида, в том числе наносящих вред здоровью, представляющих угрозу жизни, наносящих экономический ущерб. Жизненный риск обусловлен жизнедеятельностью индивида, а социальные риски обусловлены трудовой деятельностью человека. Формой защиты от наступления этих рисков выступает страхование. Однако методы управления рисками" будут разные. Так, методом управления жизненным риском является метод социального самострахования, а социальными рисками — метод социального страхования.
Управление жизненным риском призвано минимизировать отрицательные последствия влияния факторов жизненного риска, к которым отнесены генетические программы, семейный уклад, общественное сознание, воспитание, образование, образ жизни, профессиональные навыки, способность к обучению, среда существования. Теория человеческого капитала базируется на том, что одной из главных форм богатства индивида выступают материализованные в человеке знания, его способность к созидательному труду, вложения в здоровье человека, а также накопленные научные знания, материализованные в новой технологии. В этой связи жизненный риск, включающий социальные риски, наносит ущерб не только индивиду, а также обществу.
Понятие капитала и инвестиций, воплощенных в человека, позволяет подойти к проблеме факторов экономического роста с учетом жизненного риска, следовательно, исследование данной проблемы является новым направлением формирования института социального страхования.
4. С методологической точки зрения в рамках неоинституционального подхода автор рассматривает формирование института социального страхования на современном этапе развития экономической системы России.
В диссертации отмечено, что в стране в определенной мере созданы формальные институты социального страхования, включающие законы, административные правила, имеет место развитие институциональной инфраструктуры, содержащей организации социального страхования. Автором проведена систематизация институтов через призму экономических и неэкономических составляющих. Выявлено, что социальное страхование является экономическим институтом, реализующим воздействие неэкономических факторов, под которым понимается правовое регулирование, поведение государства и индивидов, позволяющие активно влиять на внешние изменения.
Переориентация общественного экономического мышления в отношении страхования становится отправным моментом при исследовании направленности реформирования системы социального страхования. В последние годы в стране наблюдается процесс десоциализации государства как формального института, неспособного в должной мере выполнять функции социального страхования.
В этой связи в работе обосновано, что введение института социального страхования в анализ основных направлений реформирования хозяйственного механизма позволит рассматривать его в единой системе общественных преобразований.
При этом институт социального страхования рассматривается как формальные, так и неформальные институты. К формальным институтам отнесены правила проведения государственного и негосударственного социального страхования. Неформальные институты включают социальные нормы и правила поведения индивидов, применяемые в обществе. При чем неформальные институты воздействуют на всех институты формирования человеческого капитала, а формальные создаются и функционируют лишь на отдельных этапах его формирования. Также были обозначены функции института социального страхования, включающие координационную, распределительную, защитную, воспроизводственную.
Если говорить о воздействии политической, правовой и социальной составляющих на формирование института социального страхования можно отметить специфичность влияния каждой из них на динамику отдельных составляющих и поэтому обусловливающих различные варианты эволюции. Для одних характерно изменение неформальных условий на фоне сохранившихся формальных, для других, наоборот, свойственна изменчивость формальных правил в условиях стабильности неформальных. В диссертации показано, что эти последствия для института социального страхования неравноценны. Они могут привести к разным результатам: либо восстановлению нарушенного баланса между составляющими системы социального страхования, либо к возникновению институционального неравновесия.
В работе также выявлено, что неформальные институты слабо развиты. Традиции, нормы поведения индивидов, их взгляды не способствуют устранению рисков жизни и созданию устойчивого семейного благополучия. На взгляд автора, развитие института социального страхования будет способствовать переносу функций социального страхования с государства на человека. В результате возрастет самостоятельность принятия решения в социальном обеспечении при наступлении страховых рисков, в том числе и социальных. В связи с этим будет наблюдаться развитие добровольных форм страхования как неформальных институтов социального страхования.
Институт социального страхования в авторском понимании есть, совокупность общественных отношений, возникающих между государством, хозяйствующими субъектами, индивидами по защите их интересов при наступлении жизненного и социальных рисков, включающих формальные и неформальные правила поведения, социальные нормы, ограничения, принуждения и санкции за их нарушение, применяемые в обществе на соответствующих уровнях.
5. Рассмотрен процесс формирования института социального страхования в условиях трансформации человеческого капитала.
В рамках диссертационного исследования показано, что на все институты формирования человеческого капитала индивида воздействует институт социального страхования. В рамках института социального страхования индивиды могут принимать решения о направлении действий по предупреждению рискового события (например, действие медицинских учреждений по охране здоровья будет не полным, если сам индивид не будет заботиться о своем здоровье и здоровье подрастающих детей).
На современном этапе наметилась тенденция поддерживания «здорового стиля жизни», который трактуется как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. В структурную модель стиля жизни автор включил блоки индикаторов разного уровня и модальности: структурно-содержательный, ценностно-смысловой, социально-ролевой, социально-временной, и дополнил экономико-мотивационным блоком, который определяет способ удовлетворения базовых человеческих потребностей, во многом обусловленный воспитанием, а также индивидуальной системой потребностей.
Таким образом, в рамках института социального страхования складываются «правила поведения», позволяющие индивидам принимать решение о направлении действий по предупреждению рискового события, связанного не только с трудовой деятельностью человека, но и его жизнью, обусловленной выбором человека модели поведения и стиля жизни.
6. Система социального страхования в стране нуждается в реформировании, которое должно быть направлено в сторону обеспечения защиты населения от широкого круга жизненного и социальных рисков, ликвидацию нищенского размера страховых выплат (особенно пенсий), преодоление нестрахового характера действующей системы социального страхования, придание институту социального страхования публично-правового характера с переходом на демократические принципы функционирования.
На основе изучения мирового опыта, автор предлагает такие направления формирования института социального страхования как: совершенствование структуры выплат по социальному страхованию путем расширения понятия «социальные риски» «жизненным риском" — рационализация и оптимизация условий предоставления пособийраспространение социального страхования на индивидуальных предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, определение их участия в финансировании и предоставлении им соответствующих выплатзаконодательное закрепление государственной собственности на средства социального страхования, автономности фондов, его бюджета, сложившейся системы управления и организационной структурыобеспечение финансовой устойчивости системы социального страхования путем введения общепринятого в мировой практике трехканального метода ее финансирования (государство, работодатель, работник), расширение базы начисления страховых взносов и максимальной ее унификации в отношении всех внебюджетных фондов, образование целевых резервов, повышение эффективности контроля и применения финансовых санкцийускорение процесса создания надлежащей правовой базы социального страхования с учетом необходимости координации, взаимной увязки, совершенствования существующих и введения новых видов социального страхования, включая самострахование.
Механизм формирования института социального страхования должен осуществляться путем совершенствования управления системой социального страхования, предполагающего создание действенного механизма защиты населения. Первый его уровень представляет собой систему социальных гарантий (законодательных актов, норм и нормативов), которой государство обеспечивает всех членов общества на минимально приемлемом уровне, создавая стартовые возможности для последующей активной жизнедеятельности. Второй уровень включает разработку Концепции социального страхования, включающей обязательное и добровольное страхование жизненного и социальных рисков (потеря работы, болезнь, старость, утрата кормильца). Третий уровень образуют разнообразные конструкции свободной реализации интересов тех, кто в силу своей материальной обеспеченности нуждается лишь в этой свободе, а также защите ее от криминальных посягательств и бюрократической регламентации жизни путем осуществления социального самострахования.
По мнению автора, перенос ответственности по социальному страхованию на самих страхователей — индивидов и их работодателей способствует изменению неформальных институтов социального страхования, выражающихся в применении правил, направленных на создание надежной страховой защиты их интересов при наступлении жизненного и социальных рисков собственными усилиями. Под этим мы подразумеваем использование таких правил, как предупреждение риска, передача риска и удержание риска. Такое изменение весьма продолжительное, но позволит сформировать основу для социальной стабильности в обществе. Немаловажную роль автор отводит государству, которое должно проводить мероприятия по социальной политике, направленные на улучшение условий жизни и трудовой деятельности людей.
В связи с чем, автором рассматриваются мероприятия, проводимые на уровне республики, по улучшению социального положения населения, в том числе и меры по развитию социального страхования, которые представлены в концепции «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья».
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 32 с.
- Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (с послед, изм. доп.).
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.
- Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 157-ФЗ с изм.
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ.
- Абалкин JI. До хорошей жизни три года // Аргументы и факты. 2007. -№ 30.-25−31 июля 2007 г.
- Амбарцумян А.Р. Семейное положение как фактор риска в страховании жизни // Страховое дело. 2002. № 9. — С. 10−19.
- Андреев B.C., Усенин В. И. Социальное обеспечение // БСЭ.- 3-е изд. -М., 1976. Т. 24.-Кн. 1.-С. 245−246.
- Анисимов В. Социальное государство: от декларации к воплощению // Человек и труд. 2007. № 4. — С. 31−32.
- Артюх Я., Соловьев А. Страхование жизни ради жизни // Социальное страхование (приложение к журналу «Охрана труда и социальное страхование»). 2002. № 5. С. 15−21.
- Ахвледиани ЮЛ. Страхование жилья основа социальной защиты населения // Страховое дело. 2003. — № 4. — С. 40−43.
- Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Социальное страхование в России и за рубежом. М.: ТЕИС, 1998. — С. 8.
- Баженова B.C., Цыренова Е. Д., Осодоева О. А. Развитие образовательных процессов в системе регионального рынка труда (на примере Республики Бурятия). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 149 с. -С. 24.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. -192 е.: ил.
- Балабанов И.Т. Сборник задач по финансам и финансовому менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1997. — 80 с.
- Баланова Т.А., Алехина Е. С. Сборник задач по страхованию: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 80 с.
- Батанов Г. Н. Сколько добавят денег? // Аргументы и факты. 2006. -№ 48. -29 ноября-5 декабря 2006 г.
- Бачурин А. Концепция воспроизводства и улучшения жизни народа // Экономист. 2001. № 4. С.29−34.
- Белоусова Е.В. Развитие системы финансирования пенсионного обеспечения в регионе: Автореф. дис.канд. экон. наук. Иркутск, 2001.-24 с.
- Беляева Р. Добровольное медицинское страхование оптимальная форма поддержания здоровья //Человек и труд. 2007. № 4. С. 29−30.
- Березин С.М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. 2003. № 5. С. 8−13.
- Березин С.М. Социальное страхование на Крайнем Севере. М.: Анкил, 2005.
- Богомазов Г. Г. Формирование основ социалистического хозяйственного механизма в СССР в 20−30-х гг. П., 1983.
- Братчикова Н.В. Порядок уплаты страховых взносов в 1999 году. М.: Главбух, 1999.-132 с.
- Броев А. А жизнь-то налаживается! // Аргументы и факты. 2007. -№ 35.-29 августа-4 сентября 2007 г.
- Бурлачков В.К. Финансы Фонда социального страхования РФ / Учеб. пособие. М., 2001. — С. 3.
- Быченков В.М. Институты. М.: Российская академия социальных наук, 1996.
- Васильева Л.В., Игнатьева Г. В., Прошунин П.И История экономических учений: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2007.-191 с.
- Васильченко С. Тарифная политика государства в системе обязательного социального страхования // Человек и труд. 2007. № 4. -С. 25−28.
- Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. СПб.: Изд-во «Практическая медицина», 1912.
- Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. М.-Л.:Книга, 1925.
- Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Вып. 3. Страхование на случай болезни. М.-Л.: Книга, 1925.
- Виленский М.Я., Авчинникова С. О. Здоровый стиль жизни: сущность, структура, содержание // Известия МАН ВШ, 2003. № 1. — С.70−80.
- Внешнеэкономическая проблема перехода России в инновационный путь развития / Под ред. С.А. Ситаряна- Центр экономических исследований. М.: Науки, 2003. — С. 7.
- Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М.: Анкил, 1995.38