Определение условий стоянки толкаемых составов в камерах шлюзов с головной системой питания
В настоящей работе поставленная задача решается путем проведения лабораторных и теоретических исследований. Выполнен анализ существующих методов определения гидромеханического воздействия на шлюзуемые суда, рассмотрены конструкции сцепных устройств, работа швартовных канатов и основные особенности условий стоянки сухогрузных судов и составов в камерах шлюзов с головной системой питания… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Современное состояние вопроса
- 1. 1. Способы определения гидромеханического воздействия на суда в камерах судопропускных сооружений
- 1. 2. Взаимодействие судна со швартовными устройствами
- 1. 3. Влияние сцепных устройств на взаимодействие судов толкаемого состава
- 1. 4. Особенности условий стоянки судов и составов в камерах шлюзов с головной системой питания по данным натурных исследований
- 1. 5. Выводы по обзору работ и постановка исследований
- Глава II. Лабораторные исследования условий стоянки толкаемого состава при наполнении камеры шлюза с головной системой питания
- 2. 1. Цели и задачи исследований
- 2. 2. Описание конструкций моделей шлюза и судов
- 2. 3. Методика исследований и измерительная аппаратура. Состав лабораторных опытов
- 2. 4. Методика обработки лабораторных данных
- 2. 5. Результаты опытов и их анализ
- 2. 6. Экспериментальное определение коэффициента затухания продольных угловых колебаний судна в камере шлюза
- 2. 7. Методика выбора размеров кольца тензометрического датчика при измерении нестационарной внешней силы
- Глава III. Теоретические исследования условий стоянки толкаемых составов в камерах шлюзов
- 3. 1. Математическая модель связанных колебаний воды и толкаемого состава в камере шлюза
- 3. 2. Решение задачи численными методами
- 3. 3. Определение характеристик вертикальных и продольных угловых колебаний судов при упрощенной постановке задачи
- 3. 4. Влияние нелинейности свободной поверхности воды на оценку условий стоянки составов и одиночных судов
- 3. 5. Закон изменения скоростной составляющей продольной гидродинамической силы, действующей на толкаемый состав
- 3. 6. Сопоставление результатов теоретических и лабораторных исследований
- 3. 7. Приближенное определение первого пика волновой составляющей гидродинамической силы, действующей на толкаемый состав
- Глава IV. Работа швартовных канатов при стоянке судов в камерах шлюзов
- 4. 1. Общие положения
- 4. 2. Определение усилий в стальных швартовных канатах
- 4. 3. Определение усилий в синтетических и растительных швартовных канатах
- 4. 4. Приближенное определение первого экстремального усилия в швартовном канате
- 4. 5. Некоторые результаты расчетов усилий в швартовных канатах
- 4. 6. Применение методов теории вероятностей и математической статистики к оценке условий стоянки судов в камерах шлюзов
Определение условий стоянки толкаемых составов в камерах шлюзов с головной системой питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Внутренний водный транспорт занимает важное место в транспортных системах подавляющего большинства стран с развитой экономикой. В некоторых странах, например в Германии, он является приоритетным ввиду высоких экономических, эксплуатационных и экологических показателей. Благодаря определенным технико-экономическим особенностям, он имеет ряд преимуществ перед железнодорожным и автомобильным транспортом: низкую себестоимость доставки массовых навалочных и наливных грузов, низкие эксплуатационные расходы на содержание пути, меньшие затраты металла на создание 1 т грузоподъемности, малую эмиссию вредных веществ в окружающую среду.
На территории стран СНГ насчитывается более 110 тысяч рек и озер общей протяженностью порядка 4 млн. км, значительная часть которых может быть использована для судоходства. Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 150 тыс. км. Особое внимание уделяется развитию шлюзованных водных путей, по которым перевозится свыше 80% всех грузов.
Европейская часть России пронизана магистральными артериями Единой глубоководной системы (ЕГС), соединяющей пять морей: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское и Черное. Создание ЕГС стало возможным благодаря строительству соединительных судоходных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Донского, Волго-Балтийского и канала им. Москвы) и возведению крупных комплексных гидроузлов на реках Европейской части России. Создание ЕГС существенно повлияло на структуру флота и условия плавания судов. Возросла грузоподъемность судов и увеличилась дальность перевозок, значительная часть которых стала выполняться судами смешанного (река-море) плавания.
Образование ЕГС привело к значительному увеличению пропускной способности внутренних водных путей, улучшению экономических и эксплуатационных показателей работы флота, а также повышению роли речного транспорта в транспортной системе России.
Однако, пропускная способность шлюзованных водных путей в значительной мере зависит от пропускной способности шлюзов, которая далеко не всегда соответствует интенсивности судопотока. Немаловажную роль здесь играет и то обстоятельство, что структура флота претерпела существенные изменения после того, как уже было построено большинство шлюзов. Разумеется, в проектных решениях шлюзов учитывались перспективы увеличения грузоподъемности судов и интенсивности судоходства, но принятые меры оказались недостаточными. Поэтому, в бьефах гидроузлов часто скапливается большое количество судов, ожидающих шлюзования, что приводит к увеличению материальных потерь, связанных с вынужденными простоями судов.
Таким образом, проблема увеличения пропускной способности шлюзов при обеспечении безопасности судопропуска является одной из наиболее актуальных для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
Одним из наиболее важных направлений решения указанной проблемы является ускорение наполнения (опорожнения) камеры шлюза. Анализ экспериментальных исследований показывает, что гидромеханические процессы, сопровождающие шлюзование судов, до сих пор изучены недостаточно полно. Теоретических исследований условий стоянки толкаемых составов в камерах судоходных шлюзов пока не проводилось, несмотря на то, что их доля в структуре транспортного флота России превысила на отдельных магистралях 50%. Ряд задач, связанных с шлюзованием судов любых типов, требует дополнительных исследований. Например, слабо изучена работа швартовных канатов, хотя именно обеспечение их прочности гарантирует безопасное шлюзование судна.
Практика показывает, что наиболее неблагоприятными являются условия стоянки судов при наполнении камер шлюзов с головной системой питания. Такой системой оборудованы около 140 из 160 шлюзов, действующих на внутренних водных путях России и стран СНГ. Учитывая сказанное, представляется актуальным исследовать условия стоянки толкаемых составов при наполнении камер шлюзов с головной системой питания.
В настоящей работе поставленная задача решается путем проведения лабораторных и теоретических исследований. Выполнен анализ существующих методов определения гидромеханического воздействия на шлюзуемые суда, рассмотрены конструкции сцепных устройств, работа швартовных канатов и основные особенности условий стоянки сухогрузных судов и составов в камерах шлюзов с головной системой питания. Экспериментально исследованы условия стоянки двухзвеяьевого кильватерного состава в камере типового шлюза Волго-Балтийского канала. Разработана математическая модель связанных колебаний воды и двухзвеньевого кильватерного состава в камере шлюза. Предложены содержательные и соответствующие им математические модели стальных и неметаллических швартовных канатов, а также методика оценки условий стоянки судов и составов в камерах шлюзов, основанная на методах теории вероятностей и математической статистики. Получены зависимость для определения скоростной составляющей гидродинамической силы и аналитические решения некоторых важных частных задач.
По теме диссертации опубликовано 5 работ [106,119−122].
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы — содержит 130 страниц основного текста, 4 таблицы и 79 рисунков.
Основные результаты выполненных исследований пересчитаны в натуру и сведены в таблицу 3.
Время наполнения камеры шлюза оказалось, в среднем, одним и тем же в сериях с равными скоростями подъема затвора. С увеличением скорости подъема затвора время наполнения камеры уменьшается. Зависимость времени наполнения камеры от скорости подъема затвора представлена на рис. 2.6.
Экстремальные значения прямых и обратных сил, определенные по показаниям уклономеров и тензодатчика для одной и той же серии опытов с ДКС и ЭС, оказались различными. Пики прямых сил, вычисленные по показаниям уклономеров, получились во всех случаях меньше, чем по тензодатчику. Эти пики в подавляющем большинстве случаев наступали позднее, чем по тензодатчику. Расхождение в опытных значениях гидродинамических сил, определенных по тензодатчику и уклономеру, наблюдалось и ранее при проведении лабораторных исследований [48,71].
Сопоставление пиков сил в различных сериях было проведено раздельно по показаниям тензодатчика и уклономеров.
В соответствии с задачей 1 (р.2.1.), были сопоставлены пики гидродинамических сил, действующих на ДКС и ЭС, полученные с помощью тензодатчика. Для этого вычислялось отношение пика силы, определенного в опытах с ДКС, соответствующему пику, определенному в опытах с ЭС при той же скорости подъема затвора. Из сводной таблицы 3 видно, что эти отношения во всех случаях близки к единице. Среднее значение этих отношений оказалось равным 1.02. Таким образом, соответствующие пики гидродинамической силы, действующие на ДКС и ЭС, очень мало отличаются между собой при одинаковых условиях наполнения камеры.
Тйап,' мин.
Рис. 2.6. Зависимость времени наполнения камеры шлюза от скорости подъема затвора верхней головы.
194 Заключение.
1. В результате анализа экспериментальных и теоретических исследований установлено, что гидромеханические процессы, сопровождающие шлюзование толкаемых составов, до настоящего времени изучены недостаточно полно. Отсутствуют конкретные рекомендации по определению гидродинамических сил, действующих на толкаемый состав при любом числе судов в нем, и усилий в швартовных канатах.
2. Проведены специальные лабораторные исследования условий стоянки крупнотоннажного двухзвеньевого толкаемого состава, счаленного в кильватер, позволившие установить закономерности изменения гидродинамических сил, действующих на указанный состав при наполнении камеры шлюза с головной системой питания. В результате исследований:
— установлено, что экстремальные гидродинамические силы, действующие на состав, близки к аналогичным силам, действующим на одиночное судно с такими же габаритами и таким же водоизмещением.
— определены коэффициент затухания продольных угловых колебаний и коэффициент присоединенной массы воды.
3. Предложена методика выбора кольца тензометрического датчика усилий, основанная на анализе дифференциального уравнения колебаний судна (состава) в камере шлюза под действием гидродинамической силы.
4. Разработана и численно реализована математическая модель связанных колебаний воды и толкаемого состава. В основу модели положены уравнения линейной теории качки судна, одномерного варианта нелинейной теории мелкой воды, механики гибкой нити.
5. Аналитически решены задачи о вертикальных и продольных угловых колебаний прямоугольного понтона на начальной стадии наполнения камеры шлюза. Расчеты, выполненные согласно полученным решениям, показали, что инерцией понтона можно пренебречь.
6. Теоретически исследовано влияние нелинейности свободной поверхности воды на величину волновой силы, действующей на прямоугольный понтон и состав из таких понтонов. Установлено, что волновая сила, определенная косвенным путем, в ряде случаев существенно отличается от ее истинного значения.
7. Получена зависимость для определения скоростной составляющей гидродинамической силы, действующей на толкаемый состав, учитывающая сопротивление трения, формы, а также эффект уменьшения сопротивления состава в сравнении с суммарным сопротивлением составляющих его судов.
8. Проведен ряд численных экспериментов на модели связанных колебаний воды и жестко учаленного двухзвеньевого кильватерного состава, в результате которых установлены:
— необходимость косвенного учета потерь энергии потока с помощью коэффициента 0 в расчетной схеме Прейсманана основании сопоставления результатов расчетов с результатами лабораторных исследований принято в = 1.5;
— удовлетворительное совпадение гидродинамических сил с результатами лабораторных опытов как по величине, так и по времени наступления: расхождения не превышают, в среднем, 15−20%;
— незначительное влияние продольных угловых колебаний судов, имеющих реальные размеры, на закон изменения гидродинамической силыэто означает, что в случае жесткой учалки судна или состава для практических расчетов достаточную точность дает модель A.B. Михайлова;
— наиболее существенные причины расхождений между численными и лабораторными экспериментами: неточности в изготовлении водопропускного узла и неучет неравномерности распределения скоростей потока по вертикалям;
— возможность учета поступающего в камеру расхода воды двумя способами: правой частью уравнения неразрывности или же граничным условием в створе верхней головы шлюза;
— отсутствие влияния уменьшения расчетного шага решения уравнений движения воды по длине, начиная от 5 м, на результаты расчетов.
9. Разработана приближенная методика определения первого пика волновой составляющей гидродинамической силы, действующей на толкаемый состав.
10.Предложены содержательные и соответствующие им математические модели стальных, синтетических и растительных швартовных канатов, основанные на более полном, чем это делалось ранее, учете факторов, определяющих характер их работы.
1 ¡-.Разработана методика приближенного определения первого экстремального усилия в швартовном канате, которое может быть принято в качестве критерия оценки условий стоянки судов и составов в камерах шлюзов.
12.Проведен ряд численных экспериментов на модели связанных колебаний воды и двухзвеньевого кильватерного состава, имеющего свободу продольных линейных перемещений. Результаты расчетов показывают:
— при расчете усилий в стальных швартовах необходим учет работы части каната, намотанной на кнехт;
— расчет усилий в швартовных канатах в течение всего времени наполнения камеры шлюза при использовании зависимости изменения гидродинамической силы, полученной в предположении жесткой учалки судна (состава) приводит к неверным результатам, так как в этом случае не выполняется закон сохранения энергиитаким образом, при определении усилий в швартовных канатах необходимо учитывать продольные линейные перемещения судов в камерах шлюзов;
— при учете продольных линейных перемещений судов возможны три варианта постановки условий сопряжения, приводящие к различным зависимостям изменения гидродинамических сил и усилий в швартовных канатах, однако, наиболее важный фактор, максимальное усилие в швартовных канатах, изменяется при этом в пределах, допустимых для практической оценки результата;
— продольные угловые колебания судов можно учитывать по А. В. Михайлову, то есть в качестве содержательной модели судов, перемещающихся вдоль камеры шлюза, допустимо рассматривать уступы с одной степенью свободы;
— два последних подпункта п. 8 справедливы и при учете продольных линейных перемещений судов.
13.Предложен способ оценки условий стоянки судов и составов в камерах шлюзов, основанный на применении методов теории вероятностей и математической статистики, который позволяет учесть случайный характер ряда важных факторов, определяющих работу швартовных канатов.
14.Возможные пути совершенствования модели связанных колебаний воды и судов в камерах судопропускных сооружений:
— описание течения воды в камере двухили трехмерной модельюв случае трехмерной модели становится возможным учет поперечных перемещения центров тяжести судов и вращения судов в горизонтальной плоскости ;
— уточнение модели, описывающей работу стального швартовного каната на кнехте.
Список литературы
- Винкель Р. Основы шлюзования и регулирования рек. М.: Гострансиз-дат, 1936.
- Маккавеев В.М. Гидромеханические процессы, сопровождающие шлюзование судов и методология лабораторных исследований // Труды гидротехнической лаборатории Л.: ЛИИПС, 1930, вып. X.
- Гулидов C.B. Исследование условий отстоя плотов в шлюзах с головной системой питания / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Л.: ЛТА им. С. М. Кирова, 1957.
- Гулидов С. В, Условия отстоя плотов в шлюзах с головной системой питания //Труды ЛТА- Л.: ЛТА, 1957, № 77.
- Кононов В.В. Теоретические и экспериментальные исследования условий стоянки судов в шлюзах с головной затопленной системой питания и выбор оптимальных режимов наполнения // Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. Л., 1975.
- Карасин М.А. Приближенный расчет гидродинамических воздействий на суда в камерах шлюзов с головной системой питания //Известия ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. Л.: Энергия, 1967, т. 83.
- Карасин М.А. Выбор режимов наполнения и опорожнения шлюзов с головной системой питания по условиям отстоя судов в камере // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. т. н. Л.: ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, 1968.
- Методика приближенного расчета оптимальных, по условиям отстоя судов в камере, режимов наполнения и опорожнения шлюзов с головной системой питания // Технический отчет. Рук. темы Карасин М. А. Л.: ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, 1966.
- Михайлов A.B. Определение гидродинамических усилий, испытываемых судами в камерах шлюзов, путем решения уравнений неустановившегося движения воды //Труды Гидропроекта. М., 1959, сб.2.
- Ю.Михайлов A.B. О неустановившемся движении воды в камерах шлюзов и его влиянии на условия отстоя судов // Гидравлика сооружений и динамика речных русел. М.: Издательство АН СССР, 1959.
- П.Михайлов A.B. Теория и методика гидравлического расчета шлюзов с учетом неустановившегося движения воды в камерах и подходах. Автореферата соишание ученой степени д.т.н., -М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1957.
- Михайлов A.B. Судоходные шлюзы. М.: Транспорт, 1966.
- Христианович С.А. Неустановившееся движение в реках и каналах // Некоторые новые вопросы механики сплошной среды. М. — JI.: изд. АН СССР, 1938.
- Звонков В.В. Эксплуатация водного транспорта,— М.: Речиздат, 1956.
- Атавин A.A., Сапцин В. П. О гидродинамической воздействии на судно, совершающее колебания в камере судоподъемника // Изв. вузов / Строительство и архитектура. 1966, № 5.
- Васильев О.Ф. Приближенные дифференциальные уравнения колебаний воды в судовозных камерах наклонных судоподъемников и камерах шлюзов с сосредоточенными системами наполнения // Научные доклады высшей школы / Серия Строительство. 1958, № 2.
- П.Васильев О. Ф. Задачи гидродинамического расчета наклонных судоподъемников // Изв. АНСССР / Серия Энергетика и автоматика 1959, № 2.
- Атавин А-А., Васильев О. Ф., Сапцин В. П. Исследование гидродинамических процессов, возникающих при работе наклонного судоподъемника Красноярского гидроузла // Тр. Гидропроекта им. С. Я. Жука. 1978, № 62.
- Васильев О.Ф., Романов Е. М., Сапцин В. П. Экспериментальные исследования колебаний воды и судна в камере наклонного судоподъемника.// Тр. ко-ординац. совещ. по гидротехнике. 1966, Вып. 30.
- Васильев О.Ф., Долгачев Ф. М., Каспарсон A.A., Гольцов Н. Х., Шубин Ю. Н. Экспериментальные исследования на модели наклонного судоподъемника // Режим и освоение водных объектов. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Васильев О.Ф. Присоединенная масса жидкости для судна, совершающего колебания в камере судоходного сооружения // Прикладная механика и теоретическая физика.-1961, № 3.
- Васильев О.Ф. Приближенные уравнения колебаний воды и судна в камере транспортного судоподъемника // Изв. АН СССР/ ОТН.Сер. Механика и машиностроение. -1961, № 3.
- Атавин A.A., Сапцин В. П. О гидродинамическом воздействии на судно, совершающее колебания в камере судоподъемника // Изв. вузов / Серия Строительство и архитектура. Новосибирск, 1966, № 5.
- Васильев О.Ф. Решение уравнений связанных колебаний воды и судна в камере наклонного судоподъемника // Изв. АН СССР / ОТН. Серия Механика и машиностроение. 1961, № 4.
- Васильев О.Ф. Колебания воды и судна в камере наклонного судоподъемника // Изв. АН СССР / ОТН. Серия Механика и машиностроение.- 1962, № 4.
- Атавин A.A., Яненко А. П. О колебаниях уровня воды при выводе судна из камеры судопропускного сооружения // Динамика сплошной среды. Новосибирск, 1977, вып. 30.
- Васильев О.Ф. Колебания жидкости в судовозной камере наклонного судоподъемника при ее мгновенной остановке.// Науч. доклад высш. шк./ Серия Строительство. 1958, № 1.
- Атавин A.A., Васильев О. Ф. Численные методы расчета связанных колебаний воды и судов в шлюзах и наклонных судоподъемниках. Определение силового воздействия на судно // Изв. СО АН СССР/ Серия техн. наук. -1964, № 6, вып.2.
- Атавин A.A., Васильев О. Ф. Теория колебаний воды и судов в камерах и подходных каналах наклонных судоподъемников // Тр. коорд. совещаний по гидротехнике. 1966, вып. 30.
- Сапцин В.П. Исследование наклонных судоподъемников.// Гидротехниче-. ские сооружения мелиоративных систем. Новочеркасск, 1975, Т.16, вып.6.
- Сапцин В.П. Обоснование габаритных размеров камеры лесо- судопропуск-ных сооружений из условия их безаварийной эксплуатации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.т.н. Новосибирск, 1999.
- Васильев О.Ф. О приближенном анализе колебаний поверхности воды и условий отстоя судов в шлюзах.// Изв. АН СССР / ОТН. Энергетика и автоматика. 1959,№ 1.
- Васильев О.Ф. Интегрирование приближенных дифференциальных уравнений колебаний воды в судовозной камере наклонного судоподъемника // Научные доклады высшей школы / Серия Строительство. 1958, № 3.
- Васильев О.Ф. Приближенные уравнения связанных колебаний воды и судна в камерах судоподъемников и шлюзов // Доклады АН СССР. 1965, Том 38, № 6
- Атавин A.A., Васильев О. Ф., Яненко А. П. Гидродинамические процессы в судопропускных сооружениях. Новосибирск: Наука, 1993.
- Атавин A.A. Связанные колебания воды и судна в камерах и каналах судоходных сооружений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Новосибирск, 1965.
- Семанов H.A. Колебания уровня воды в подходных каналах при наполнении и опорожнении камер шлюзов.// Тр. ЛИВТа, вып. 15. 1949.
- Егиазаров И.В. Неустановившееся движение в длинных бьефах // Известия НИИГ. 1937, Т.21.
- Егиазаров И.В. Исследования волновых явлений в сооружениях // Известия АН СССР / ОТН. 1953, № 2.
- Баланин В.В., Кононов В. В. Уточнение способа определения первого пика гидродинамических сил, действующих на суда при наполнении камер шлюзов с головной системой питания // Труды ЛИВТа. Л.: Транспорт, 1973, вып. 140.
- Раев В.А., Кононов В. В., Черноморская J1.B. Расчет гидродинамических сил, действующих на суда в шлюзах с головной системой питания //Труды ЛИВТа. Л.: Транспорт, 1975, вып. 151.
- Кононов В.В., Раев В. А. Методика подбора режима наполнения и опорожнения камеры шлюза по заданной величине гидродинамической силы с использованием ЭЦВМ // Тезисы докладов к Ш конференции молодых научных работников. Л.: ЛИВТ, 1967.
- Баланин В.В., Кононов В. В. Выбор режимов наполнения камер шлюзов с головной системой питания // Труды ЛИВТа, Л.: Транспорт, 1973, вып. 143.
- Гапеев A.M. Влияние жидкого груза на величины гидродинамических сил в зависимости от числа грузовых отсеков наливного судна //Сб. трудов молодых научных работников ЛИВТа / Водные пути. Л.: 1975.
- Гапеев A.M. Применение общих уравнений колебаний к расчету гидродинамических сил, действующих на суда с жидкими грузами в камерах шлюзов с головной системой питания // Материалы к XXVIII научно-технической конференции ЛИВТа. Л., 1974.
- Гапеев A.M. Общие уравнения колебаний воды и судна с жидкими грузами в камерах шлюзов с головной системой наполнения // Сб. трудов молодых научных работников ЛИВТа / Гидротехнические сооружения. Л., 1975.
- Гапеев A.M. Упрощенные уравнения колебаний воды и судна с жидкими грузами в камерах шлюзов с головной системой наполнения // Сб. трудов молодых научных работников ЛИВТа. Гидротехнические сооружения. Л., 1975.
- Гапеев A.M. Исследования влияния жидкого груза на величину гидродинамического воздействия на судно при наполнении камеры шлюза с головной системой питания // Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. -Л., 1977.
- Похабов В.И. Об исследованиях гидродинамических явлений, сопровождающих перемещение судна в камере судопропускного сооружения // Деп. научн. работы ВИНИТИ. 1983, вып. 6.
- Похабов В.И. Теоретическое решение задачи о перемещении судна в камере судопропускного сооружения.// Деп. научные работы ВИНИТИ.-1984, № 89.
- Похабов В.И. Гидродинамические явления в камере судопропускного содиссертаошиоружения при перемещении в ней судна / Автореферата соискание ученой степени к.т.н. Новосибирск, 1990.
- Гарибин П.А. Результаты лабораторных исследований гидромеханических процессов при эксплуатации клинового судоподъемника // Сборник трудов / Гидротехнические сооружения. Владивосток: ДВГУ, 1980.
- Гарибин П.А. Моделирование гидромеханических процессов водоклиново-го судоподъемника // Сборник трудов / Гидротехнические сооружения. -Владивосток: ДВГУ, 1981.
- Гарибин П.А. Об определении присоединенных масс жидкости судов в во-доклиновом судоподъемнике.// Сборник трудов / Гидротехнические сооружения. Владивосток: ДВГУ, 1984.
- Гарибин П.А. Выбор основных параметров водоклиновых судоподъемников// Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. -Л., 1984.
- Поиск решения двухмерной задачи (вторая координата глубину) при определении условий стоянки судна в процессе наполнения камеры из-под щита // Отчет о НИР.Рук. темы Мусин Г. С. Л.: ЛИВТ, 1990.
- Мелконян Г. И. Об уравнениях одномерного неустановившегося движения жидкости // Труды ЛИВТа. 1975, № 151.
- Халтурин А.Д. Натурные и лабораторные исследования волн неустановившегося движения в бьефах судоходных каналов и их влияние на условия отстоя судов и работу шлюзов // Труды координационных совещаний по гидротехнике. Л.: Энергия, 1965, вып. XVIII.
- Рахматулин Н.М. Гидродинамические воздействия потока на судно в камере шлюза при головном питании и подбор режимов открытия затворов с учетом типоразмеров судов // Известия вузов/ Строительство и архитектура Новосибирск, 1972, № 2.
- Рахматулин Н.М. Натурные, теоретические и лабораторные исследования волнового движения воды в судоходных сооружениях // Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.т.н. Новосибирск: НИСИ им. В. В. Куйбышева, 1974.
- Городенский Н.Б. Установление рациональных значений основных параметров процесса наполнения шлюзной камеры // Труды ЛИВТа. Л. 1961, вып. ХШ.
- Палилова А.И. Уменьшение гидродинамической силы при наполнении шлюза // Речной транспорт. 1972, № 364.0нипченко Г. Ф. Оценка отстоя судов на участке аэрированного потока (в шлюзах) // Труды Гидропроекта. М., 1972, Сб. № 23.
- Рахматулин Н.М. Исследование волнового движения воды в камере шлюза при головном питании // Изв. ВУЗов/ Строительство и архитектура, — Новосибирск, 1971, № 6 .
- Руссо Г. А. Определение усилий, действующих на судно в процессе шлюзования при сосредоточенной системе питания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1952.
- Тейтельман В.Ф. Гидравлический расчет шлюзов при учете условий отна. соисканиестоя шлюзуемого судна // Автореферат диссертации1'ученой степени к.т.н. -Л.: ЛИВТ, 1953.
- Семанов H.A. О допускаемой гидродинамической силе, действующей на суда при шлюзовании.// Производственно-технический сборник МРФ СССР. -М., 1959, № 2
- Коленко Б.В., Комарова Н. Р. Экспериментальное исследование влияния местных гидромеханических явлений в камерах с эквиинерционными системами питания// Сборник научных трудов/ Путевые работы и гидротехнические сооружения на реках. Л.: ЛИВТ, 1981.
- Комарова Н.Р. Улучшение эксплуатации судоходных шлюзов с распределительными системами питания. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н.-СПб, 1996.
- Степанов В.А. Гидродинамика качки судов в жидкости с твердыми границами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.т.н. Одесса, 1972.
- Семанов H.A. Исследования эксплуатационных качеств судоходных шлюзов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.т.н. -Л.: ЛПИ им. М. И. Калинина, 1960.
- Семанов H.A., Варламов H.H., Баланин В. В. Судоходные каналы, шлюзы и судоподъемники. М.: Транспорт, 1970.
- Трофимов Г. И. Приближенный метод оценки усилий в швартовных связях шлюзуемых судов // Труды ЛИВ Та. Л.: Транспорт, 1967, Вып. 112.
- Васильев О.Ф. Натяжение причальных тросов при перевозке судна в камере наклонного судоподъемника // Научные доклады высшей школы / Серия Строительство 1958, № 4
- Vlcek M. Forces acting on a floating body elastically fastened in an inclined tank. Prague: Hydraulic Research Institute, 1965.
- J. de Ries. Etude sur la mouvement de l’eau et les forces d’amarrage des bateaux dans un sas mobile // Annale des travaux publics de Belgique 1962, №№ 3, 4, 5.
- Сторожев Н.Ф., Мейер Н. Ф. Автосцепы речных судов. М.: Транспорт, 1969.
- Жуков В.П., Петлицкий Ю. В., Сторожев Н. Ф. Сцепы судов внутреннего плавания. Новосибирск 1983.
- Зотов Н.М., Мейер Н. Ф., Рыжов JIM., Сторожев Н. Ф., Толкание судов на водохранилищах. М.: Речной транспорт, 1957.
- Сторожев Н.Ф. Судовые сцепные устройства. М.: Транспорт, 1978.
- Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях // Справочник -М. Машиностроение, 1986.
- Натурные исследования условий отстоя судов в камере шлюзов ВДСК им. В. И. Ленина // Технический отчет. Рук темы Ильин А. Г. Волгоград: УВДСК им. В. И. Ленина, 1964.
- Исследование условий шлюзования и воздействия на элементы гидросооружений большегрузного состава «Маршал Блюхер» // Технический отчет. Рук. темы Фрадкин И. З. Л.: Ле. нгипроречтранс, 1972.
- Определение оптимальных режимов шлюзования крупнотоннажного флота через шлюзы Балаковского РГС // Технический отчет. Рук. темы Онипчен-ко Г. Ф., Макарская М.Г.-Л.: НИС «Гидропроект», 1976.
- Теоретические и натурные исследования с целью выбора рациональных режимов наполнения камер шлюзов Городецкого РГС // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1976.
- Теоретические и натурные исследования условий стоянки судов типа «Вол-го-Дон» и г/п 2000 тс в камере шлюза № 1 ВДСК им. В. И. Ленина с разработкой рекомендаций по режимам наполнения // Технический отчет. Рук. темы Гапеев А.М.-Л.: ЛИВТ, 1976.
- Разработать оптимальные режимы наполнения и опорожнения шлюзов Волжского и Камского каскадов для пропуска большегрузных толкаемых составов. I этап // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1978.
- Натурные исследования гидравлического режима Краснодарского шлюза.// Технический отчет. Рук. темы Раев В. А. Л.: ЛИВТ, 1978.
- Разработать оптимальные режимы наполнения и опорожнения шлюзов Волжского и Камского каскадов для пропуска большегрузных толкаемых составов. П этап // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1979.
- Разработать оптимальные режимы наполнения и опорожнения шлюзов Волжского и Камского каскадов для пропуска большегрузных толкаемых составов. Ш этап // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1979.
- Исследование гидравлического режима условий стоянки судов в камерах типовых шлюзов ВБВП им. В. И. Ленина с разработкой рекомендаций по режимам наполнения // Технический отчет. Рук. темы Василевский В. П. -Л.: ЛИВТ, 1979.
- Разработать оптимальные режимы наполнения камеры Волгоградского и Ба-лаковского шлюзов при пропуске большегрузных судов и составов // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1981.
- Исследовать условия стоянки судов и разработать дифференцированные графики открытия затворов наполнения камер Пермских шлюзов // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1985.
- Исследовать условия стоянки судов в камере шлюза № 7 (2-й нитки) ВБВП им. В. И. Ленина и разработать рациональные режимы работы системы питания с целью обеспечения безопасности судопропуска // Технический отчет. Рук. темы Кононов В. В. Л.: ЛИВТ, 1993.
- Сбор и анализ материалов теоретических, лабораторных и натурных исследований условий стоянки судов в шлюзах с головной незатопленной системой питания.// Отчет. Рук. темы Кононов В.В.- Л.:ЛИВТ, 1978.
- Лабораторные и натурные исследования шлюзов ВБВП им. В. И. Ленина для выбора рационального графика маневрирования затворами // Отчет и НИР. Рук. темы Баланин В. В. JL: ЛИВТ, 1967.
- Леви И.И. Моделирование гидравлических явлений М., -Л.: Госэнергоиз-дат, 1960.
- Инструкция по исследованию гидравлического режима и условий стоянки судов при шлюзовании. Л.: ЛИВТ, 1963.
- Опытные приборы уклономер и динамометр для исследования шлюзов // Технический отчет. Рук. темы Баланин В. В. Л.: ЛИВТ, 1959.
- Чепуренко В.Г., Нижник В. Г., Соколова Н. И. Вычисление погрешностей измерений. Киев: Высшая школа, 1978.
- Ремез Ю.В. Качка корабля. Л.: Судостроение, 1983.
- Басин A.M. Качка судов. М.: Транспорт, 1969.
- Стокер Дж.Дж. Волны на воде. Математическая теория и приложения: Пер. с англ. М.: Издательство иностр. лит., 1959.
- Головков С.А., Лавриновский М. С. Влияние начальных колебаний водной поверхности в камере на условия отстоя шлюзуемых судов // Тезисы докладов / Научно-методическая конференция 98. — СПб.:СПГУВК, 1998, Часть II
- Качановский Б.Д. Гидравлика судоходных шлюзов. М. — Л.: Речиздат, 1951.
- Гапеев A.M., Кононов B.B. Гидравлический расчет судоходных шлюзов с головной системой питания // Тезисы докладов /Научно-методическая конференция 98. СПб.: СПГУВК, 1998, Часть II
- Головков С.А. Расчет распределительных систем питания судоходных шлюзов //Тезисы докладов / Научно-методическая конференция 98. -СПб.: СПГУВК, 1998, Часть II.
- Кюнж Ж.А., Холли Ф. М., Вервей А. Численные методы в задачах речной гидравлики: Практическое применение: Пер. с англ. М.: Энергоатомиздат, 1985.
- Годунов С.К., Рябенький B.C. Введение в теорию разностных схем. -М.: Физматгиз, 1962.
- Чугаев P.P. Гидравлика. М.: Энергия, 1975.
- Гапеев A.M. Особенности условий стоянки сухогрузного судна с начальным дифферентом в камере шлюза с головной системой питания //Тезисы докладов / Научно-методическая конференция 98. — СПб.:СПГУВК, 1998, Часть П
- Войткунский Я.Н. Сопротивление движению судов. Л.: Судостроение, 1988.
- Глушко М.Ф. Стальные подъемные канаты. Киев: Техника, 1966.
- Дукельский А.Н. Портовые грузоподъемные машины. М.:Транспорт, 1970.
- Манжос Ю.А. О неметаллических швартовных канатах для морских транспортных судов // Судостроение 1967, № 2
- Торопова Г. Н. Исследование усилий, возникающих в связях швартовных устройств // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. -Горький, ГИИВТ, 1974.
- Лавриновский М.С. Оценка условий стоянки толкаемых составов в камерах судоходных шлюзов // Научно-методическая конференция 98 / Тезисы докладов. — СПб.:СПГУВК, 1998. Часть П.