Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких этических характеристик личности, значимость которой в психологической организации человека все больше признается исследователями, выступает честолюбие. Несмотря на широкую распространенность использования понятия честолюбия при описании психологического портрета личности (например, делового человека, стремящегося к успеху), данная характеристика не является х глубоко изученной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕСТО ЧЕСТОЛЮБИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Честолюбие как предмет философско-психологического анализа
    • 1. 2. Честолюбие как этическая характеристика личности
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕСТОЛЮБИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ В ШИРОКОМ ВОЗРАСТНОМ ДИАПАЗОНЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования честолюбия
    • 2. 2. Создание и оценка эффективности методики измерения честолюбия
    • 2. 3. Исследование половозрастных особенностей честолюбия
    • 2. 4. Сопряженность честолюбия с личностными характеристиками
    • 2. 5. Личностные особенности учащихся с высоким, средним и низким уровнями честолюбия
  • ВЫВОДЫ

Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективное взаимодействие человека с окружающим миром во многом обусловлено особенностями его нравственного развития. Основу нравственного развития человека составляют этические характеристики, качественное своеобразие которых выступает одним из значимых факторов успешной реализации личностью ее жизненных стратегий. Вместе с тем, на фоне динамичных общественных преобразований, трансформаций в морали и нравственности (моральном сознании), меняется содержание некоторых этических характеристик, происходит переосмысление их роли в жизнедеятельности человека. Данный факт определяет введение вопросов нравственной, этической психологии личности в круг наиболее ключевых и актуальных, что подтверждается значительным интересом к данной тематике со стороны ведущих исследователей (Б.С.Братуся, А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева, В. П. Зинченко, В. В. Знакова, Д. А. Леонтьева, В. Д. Шадрикова и др.) и становлением нового направления — этической психологии (Л.М.Попов).

В настоящее время прослеживается научная тенденция к переходу от констатации нравственных черт к их изучению и теоретическому осмыслению. При этом обычно исследуются отдельные нравственные черты: ответственность (К.А.Абульханова, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, А. А. Реан, Дж. Роттер, С.Л.Рубинштейн), эгоизм, зависть (К.Муздыбаев), циничность (Л.М.Попов, П.Н.Устин), доверие (А.Л.Журавлев, А. Б. Купрейченко, В. С. Сафонов, А. В. Сидоренков, Т. П. Скрипкина, Э. Эриксон), совесть (М.И.Воловикова, Э. Фромм).

Одной из таких этических характеристик личности, значимость которой в психологической организации человека все больше признается исследователями, выступает честолюбие. Несмотря на широкую распространенность использования понятия честолюбия при описании психологического портрета личности (например, делового человека, стремящегося к успеху), данная характеристика не является х глубоко изученной в плане ее дифференциации с другими, сходными характеристиками (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство), а также со стороны ее строения, психологических механизмов проявления и развития.

Честолюбие выступает качеством человека, содержательно включающим его стремление к достижениям. Однако, несмотря на данный позитивный аспект честолюбия, отношение к нему, как к нравственной, этической характеристике неоднозначно. С одной стороны, оно признается этически-конструктивным качеством, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром, с другой — этически-деструктивным, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию. Данное противоречие явилось источником научной проблемы выявления особенностей честолюбия, решение которой предполагает получение научно-значимого результата, пополняющего базу данных этической, нравственной психологии.

Цель: выделить честолюбие как явление этической, нравственной психологии личности и выявить его сопряженность с личностными характеристиками в широком возрастном диапазоне становления личности.

Объект: нравственно-этическая составляющая личности.

Предмет: особенности честолюбия как явления этической, нравственной психологии личности.

Гипотеза: честолюбие выступает как черта, которая имеет собственное психологическое содержание, соотносится с морально-нравственным уровнем развития личности и оказывает позитивное влияние на личностные характеристики человека.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ понятия честолюбия, соотнести его с другими психологическими характеристиками личности и определить место в психологической организации человека как субъекта развития.

2. Выделить основные конструкты честолюбия как личностной характеристики, определить их психологическое содержание и на основе этого создать, апробировать и стандартизировать валидную методику измерения честолюбия.

3. Определить зависимость уровня честолюбия от пола и возраста, установить характер влияния честолюбия на ряд личностных характеристик и соотнести уровень их представленности с уровнями развития честолюбия в широком возрастном диапазоне становления личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это основные положения субъектно-деятельностной теории (С.Л.Рубинштейн, К. А. Абульханова, А.В.Брушлинский), концепция психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов), теория черт (Р.Кеттел, Г. Олпорт), работы, раскрывающие содержание нравственной, этической психологии личности (А.Л.Журавлев, В. В. Знаков, В. П. Зинченко, В. Д. Шадриков, М.И.Воловикова).

Методы и методики исследования включали теоретический анализ проблемы, методы сбора и обработки эмпирических фактов. Экспериментальное исследование честолюбия проводилось методом поперечных срезов. В качестве диагностического инструментария выступили методики: Авторская методика измерения честолюбия, Личностный опросник Р. Кеттела 16-РР, Тест «Добро-Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин), Опросник мотивации одобрения (Д.Марлоу), Опросник мотивации достижения (Т.Элерс), Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев), Самоактуализационный тест (Ю.Е.Алешина, Л. Я. Гозман и др.), Методика измерения уровня субъективного контроля Дж. Роттера (в адаптации Е. Ф. Бажиной и др.).

Аппарат математической статистики при обработке данных включал: методы сравнения двух выборок (критерий 1:-Стыодента), корреляционный анализ (г-Пирсон), дисперсионный анализ (АЫОУА), дискриминантный анализ.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены репрезентативностью выборки, подбором соответствующего целям и задачам исследования диагностического инструментария, который отвечает критериям валидности, надежности и репрезентативности, использованием адекватного аппарата математической статистики при обработке эмпирических данных.

Выборку исследования составили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов ВУЗов. Выборка учащихся школы включала 190 человек с возрастными границами от 11 до 16 лет. В выборку студентов вошли 118 человек с возрастными границами от 17 лет до 21 года.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые:

• Показано, что честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает этической чертой, которая определяется предметным содержанием ряда понятий (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство).

• Разработана и апробирована методика измерения честолюбия, которая является валидным и надежным методом диагностики этой характеристики учащихся средних и высших учебных заведений.

• Установлено, что честолюбие отличается универсальным и устойчивым характером на протяжении исследуемого возрастного периода становления личности.

• Доказано, что честолюбие влияет на ряд характерологических черт, характеристик этического слоя, мотивации достижения, параметров самоотношения, способности к самоактуализации и интернальности личности.

• Сформулировано представление о трех уровнях проявления в личности «честолюбия». В каждом случае дана соотнесенность проявленного уровня честолюбия личности с уровнем представленности других личностных черт: радикализма, мотивации достижения, интегрального самоотношения, добра", дипломатичности, доминантности и ожидаемого отношения от других.

Теоретическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют конкретизировать честолюбие как нравственно-этическую детерминанту поведения личности и вносят вклад в раздел этической психологии личности, существенно дополняя концепцию психологической организации человека как субъекта развития. Специальное исследование честолюбия раскрывает особенности его влияния на ряд личностных характеристик и дает представление о трех уровнях проявления честолюбия в личности.

Практическая значимость.

Разработанная методика измерения честолюбия для учащихся может быть использована в воспитательных и образовательных учреждениях для работы с молодежью в широком возрастном диапазоне становления личности с целью диагностирования уровня развития данной характеристики.

Данные о содержательном наполнении честолюбия и особенностях его взаимосвязей с личностными характеристиками могут быть использованы в практической психологии при создании программ формирования честолюбия.

Результаты исследования типологических особенностей учащихся при различных уровнях развития честолюбия обеспечивают дифференцированный подход к организации мероприятий, способствующих личностному росту.

Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Интересы личности, общества и государства: взаимодействие и взаимообусловленность» (Казань,.

2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы формирования конкурентоспособного специалиста» (Бузулук,.

2007), III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики» (Казань, 2007), Международной научно-практической конференции «Евразийский мир: многообразие и единство» (Казань, 2007), V Международной научной конференции «(Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, 2007), XIV Международной научной конференции «Ломоносов -2007» (Москва, 2007). Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний» (Казань, 2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2008» (Санкт-Петербург, 2008).

Основное содержание работы отражено в 9 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса-психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает самостоятельной этической чертой. Этически-конструктивный или этически-деструктивный характер данной черты определяется общим уровнем развития человечности, отражающей качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности.

2. Созданная авторская методика измерения честолюбия, в основу которой положены основные признаки данной характеристики (стремление или желание, слава и признаниереальные поступки и достиженияпревосходство, значимая группа) выступает валидным и надежным инструментом диагностики честолюбия учащихся средних и высших учебных заведений в широком возрастном диапазоне становления личности.

3. Экспериментально показано, что честолюбие отличается устойчивым и универсальным характером. Данное положение подтверждается отсутствием влияния пола и возраста на данную характеристику в выборке учащихся средних и высших учебных заведений.

4. Честолюбие оказывает влияние на характерологические черты (увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность, смелость, радикализм и снижает мечтательность), на характеристики этического слоя, мотивацию достижения, параметры самоотношения (интегрального самоотношения, аутосимпатии и самоинтереса), способность к самоактуализации (компетентность во времени, ценностные ориентации, сензитивность, самоуважение, самопринятие и принятие агрессии) и интернальность личности, особенно в зоне ответственности за личные успехи и достижения.

Структура работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы (150 наименований) и приложений. В работе представлены 23 рисунка и 14 таблиц. Основное содержание диссертации изложено на 118 страницах машинописного текста.

выводы.

1. Теоретически показано, что честолюбие выступает чертой личности, включающей в себя основные признаки ряда понятий. Выделенные конструкты понятия честолюбия (стремление или желание, слава и признаниереальные поступки и достиженияпревосходство, значимая группа) отражают его содержание и тесно с ним переплетаются. Единство данных конструктов соответствует определению честолюбия, их дискретность выступает предметным содержанием синонимичных честолюбию понятий (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничества, превосходства).

2. Установлено, что честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает одним из проявлений этического начала (этической чертой) и проявляется во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимной оценке человека и общества. Этический характер честолюбия (конструктивный или деструктивный) определяется общим уровнем развития человечности, отражающей качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности.

3. Создана авторская методика измерения честолюбия, вопросы которой отражают основное содержание выделенных конструктов данной характеристики. Апробация методики показала ее валидность, надежность и позволила провести стандартизацию с выделением границ нормы для учащихся средних и высших учебных заведений.

4. Экспериментально показан устойчивый и универсальный характер честолюбия как черты в широком возрастном диапазоне. Устойчивый характер честолюбия обусловлен отсутствием влияния возраста (Р=0,97, р>0,4) в период с 11 лет до 21 года. Универсальность честолюбия подтверждается отсутствием зависимости от пола (Р=0,64, р>0,4).

5. Выделена сопряженность честолюбия с рядом личностных характеристик в широком возрастном диапазоне:

• Честолюбие выступает детерминантой характерологических черт и усиливает отзывчивость (Р=3,61, р<0,028), эмоциональную устойчивость (Р=5,11, р<0,006), доминантность (Р=5,88, р<0,003), смелость (Р=3,98, р<0,02), радикализм 6,96, р<0,001), но снижает мечтательность (Р=3,15, р<0,044).

• Честолюбие напрямую детерминирует увеличение добродетельного начала в этическом слое личности, что подтверждается наличием значимого влияния данной характеристики на показатель «добро» (Р=4,622, р<0,01). Одновременно честолюбие опосредованно, через самодостаточность (фактор 02) влияет на увеличение злонамеренного начала в этической составляющей личности, актуализируя независимость мнения, неуступчивость, индивидуализм.

• Начиная с обучения в вузе, влияние честолюбия на мотивацию5 достижений имеет двойственный характер: мотивация достижения честолюбивого человека сильно возрастает, а нечестолюбивого резко снижается. Данный вывод подтверждается наличием межфакторного взаимодействия честолюбия и возраста (Р=2,520, р<0,046).

• Механизм влияния честолюбия на самоотношение и его характеристики имеет следующую особенность: с возрастом высокое честолюбие способствует развитию самоотношения, а низкое честолюбие оказывает негативное влияние. Это подтверждается наличием влияния межфакторного взаимодействие честолюбия и возраста на шкалы интегрального самоотношения (Р=2,116, р<0,034), аутосимпатии (Р=2,719, р<0,034) и самоинтереса (Р=2,083, р<0,037).

• Честолюбие выступает детерминантой развития способности к самоактуализации человека, напрямую влияя на такие ее составляющие, как компетентность во времени (Р=4,363, р<0,043), ценностные ориентации (Р=13,257, р<0,001), сензитивность (Р=4,282, р<0,016), самоуважение (Б= 16,5 89, р<0,001), самопринятие (Р=4,458, р<0,041) и принятие агрессии (Р=5,860, р<0,004).

• Честолюбие выступает детерминантой интернальности личности (Р=5,671, р<0,004): с повышением честолюбия увеличивается интернальный характер локализации контроля над жизнью, особенно в зоне ответственности за успехи и достижения (Р=5,618, р<0,004).

6. Выделены описательные характеристики учащихся с низким, средним и высоким уровнем честолюбия, основанные на соотнесенности его уровня с уровнями представленности других личностных характеристик:

• Учащиеся с высоким уровнем честолюбия имеют высокую мотивацию к достижениям, открыты новому, отличаются критичностью и гибкостью мышления. Позитивно и с симпатией оценивают содержание своего «Я-Образа». Характеризуются высокой представленностью этически-конструктивных качеств.

• Учащиеся с низким уровнем честолюбия отличаются низкой мотивацией к достижениям, консерватизмом, склонностью к нравоучениям и моральным наставлениям. Им свойственно чувство неприятия своего «Образа-Я». В отношениях с другими не склонны к частым проявлениям «сердечности».

• Учащиеся со средним уровнем честолюбия доброжелательны, любезны, непосредственны, скромны, а также ожидают положительного отношения к себе от окружающих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Честолюбие выступает качеством человека, содержательно включающим его стремление к достижениям. Однако, несмотря на данный позитивный аспект честолюбия, отношение к нему, как к этической характеристике неоднозначно. С одной стороны, оно признается этически-деструктивным качеством, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию, с другой — этически конструктивным, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром. Данное противоречие определило проблему нашего исследования.

Цель данной работы — рассмотреть честолюбие как явление этической, нравственной психологии личности, выявить его сопряженность с личностными характеристиками в широком возрастном диапазоне становления личности и экспериментально доказать позитивную роль честолюбия в развитии личности.

Для достижения поставленной нами цели были последовательно поставлены и решены следующие задачи:

В ходе решения первой задачи, на основе анализа имеющихся источников, честолюбие было рассмотрено как черта, включающая в себя такие признаки, как стремление или желание, слава и признаниереальные поступки и достижения, превосходство и значимая группа. Эта черта является частью детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает одной из проявлений этического начала (этической чертой) и проявляется во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимной оценке человека и общества.

Вторая задача состояла в создании адекватного метода измерения честолюбия. При создании опросника были проведены процедуры проверки на надежность и дискриминативность показателей, валидность и устойчивость результатов, выделения норм развития признака.

При решении третьей задачи было организовано и проведено эмпирическое исследование, состоящее в изучении личностных особенностей учащихся с высоким и низким честолюбием. Испытуемыми выступили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов. Возрастные границы составили диапазон от 11 лет до 21 года. Общий объем выборки включал 308 человек. В качестве диагностического инструментария выступили методики: авторская методика измерения честолюбия, 16-РР Кеттела, Добро-Зло, Опросник Марлоу, Опросник мотивации достижения (Элерс), Тест-опросник самоотношения, САТ, УСК.

Сравнение осуществлялось с помощьюкритерия Стьюдента для независимых выборок, а также дисперсионного анализа (двухфакторный АЫОУА). Использование дисперсионного анализа позволило установить характер влияния честолюбия на выделенные характеристики в период становления личности.

В ходе исследования, при котором основная выборка была поделена на пять возрастных групп, а они, в свою очередь, были разделены по полу, не было обнаружено влияния пола и возраста на честолюбие. Этот результат обуславливает устойчивый и универсальный характер честолюбия.

На основе результатов диагностики учащихся с использованием авторской методики измерения честолюбия были выделены три группы: с высоким, средним и низким честолюбием. Данные группы оценивались по характеру выраженности личностных характеристик и особенностей их развития. В ходе исследования было установлено, что честолюбие увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность, смелость, радикализм, добро, мотивацию достижений, самоактуализацию, интернальный локус контроля и снижает мечтательность. Кроме того, высокое честолюбие способствует развитию самоотношения, а низкое оказывает негативное влияние. Полученные результаты доказывают позитивную роль честолюбия в развитии личности.

Для определения психологического содержания честолюбия был проведен дискриминантный анализ, в ходе которого были выделены описательные характеристики типов учащихся с низким, средним и высоким честолюбием.

Таким образом, наша гипотеза о том, что честолюбие выступает как черта, которая имеет собственное психологическое содержание, соотносится с морально-нравственная уровнем развития личности и оказывает позитивное влияние на ее самореализацию, подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические орудия в становлении и развитии духовно-нравственной личности / JI.M. Аболин, И. В. Виноградова // Ученые записки казанского государственного университета: Серия Гуманитарные науки. — 2007. — Том 149. — Книга 1. — С.20−33.
  2. А.К. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ИП РАН, ПЕР СЭ, 2002. — С.34−51.
  3. К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С.56−74.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. 299с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995 —291с.
  6. В.И. О гарантированности качества высшего образования и саморазвития конкурентоспособной личности / В. И. Андреев // Ученые записки казанского государственного университета: Серия Гуманитарные науки. 2007. — Том 149. — Книга 1. — С.61−69.
  7. A.C. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. — С.30−68.
  8. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Педагогика, 1976. — 264с.
  9. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. -1997.-Т.18.- № 5.- С.7−19.
  10. Ю.Бальзак О. Избранное / О. Бальзак. М.: Просвещение, 1988. — 350с.
  11. О.В. Понимание честолюбия и тщеславия в религиозной морали и этике http://www.pokrov-forum.ru/action/scienpractconf/pokrovreading/sbornik2001 -2003/hristianpsychology
  12. Р. Я концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Берне. — Самара: Бахрах, 2003. — 656с.
  13. Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. Спб.: Питер, 2008. — 398с.
  14. Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209с.
  15. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. Москва: Альта-Принт, 2005.- 1239с.
  16. .С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. З — 19.
  17. .С. Образ человека в психологии //Психология с человеческим лицом/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур — М.: Смысл, 1997. С.34−56.
  18. A.B. Психология субъекта / A.B. Брушлинский- отв. ред. В. В. Знаков.- М.: ИП РАН- Спб.: Алетейя, 2003. 272с.
  19. Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2002. -352с.
  20. М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. -560с.
  21. В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. Спб.: Питер, 2007. — 496с.
  22. А. П. Психология и мистика души / А. П. Волков. 4.1. Жизнь для себя. — Латвия: Jurika, 1996. — 288с.
  23. E.H. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. — № 3. — С.33−40.
  24. М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход М. И. Воловикова // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Изд-во Академический проект, 2000.-С.235−260.
  25. М.И. Представления русских о нравственном идеале / М. И. Воловикова. М.: ИП РАН, 2003. — 312с.
  26. Л.С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский. М.: ACT, 2005. — 670.
  27. Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2006.- 1134с.
  28. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2000. — 329с.
  29. Н.С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глуханюк. -Москва-Воронеж, 2003. 192с.
  30. Л.Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В- Латинская. М., 1995.- 49с.
  31. A.A. Золотое правило нравственности / A.A. Гусейнов. М.: Прогресс, 1990.-221с.
  32. A.A. Идея абсолютного в морали / A.A. Гуссейнов. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 29с.
  33. Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина 4-е изд. — Спб.: Питер, 2004. — 205с.
  34. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах: Том4. / В. И. Даль. М.: Русский яз. Медиа, 2007. — 683с.
  35. О.С. Экономическая психология: учеб. пособие / О. С. Дейнека. СПб.: Изд-во Спб ГУ, 2000. — С.133−155.
  36. .И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. Киев: Политиздат Украины, 1987. — 139с.
  37. А.Н. История психологии от античности до наших дней / А.Н.
  38. Ждан. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  39. А. Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: ИПРАН, 2003.-436с.
  40. В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. -304с.
  41. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С.104 -115.
  42. В.В. Психология понимания правды // В. В. Знаков. СПб.: Алетейя, 1999.-279с.
  43. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 140с.
  44. К. Психология эмоций / К. Изард. СПб.: Питер, 1999. — 460с.
  45. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2006. -512с.
  46. Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2001. — 752с.
  47. История философии в кратком изложении /пер. с чеш. И.И. Богута— М.: Мысль, 1997.-590с.
  48. С.Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин. М.: ИП РАН, 1998. -224с.
  49. В.К. К вопросу о волевом усилии // Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. Т.59. Проблемы формирования личности и волевой процесс. — Рязань, 1968. — с. 113−128.
  50. И. Метафизика нравов / И. Кант. М.: Мир книги, 2007. — 399с.
  51. Д. Как завоевывать друзей./ под ред. В. П. Зинченко. -Минск: НПКФ Баленок и К, 1995. 704с.
  52. С. Теории личности / С. Клонингер. Спб.: Питер, 2003. -720с.
  53. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / С. Б. Крымский //Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.21 -28.
  54. . Оскар Уайльд или Правда масок / Ж. Ланглад. М.: Молодая гвардия, 2006. — 325с.
  55. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: / А. Н. Леонтьев. М.: Наука, 1971.-396с.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  57. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. -№ 1. — С.13−25.
  58. Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 63с.
  59. Ги. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. — 10-е межд. изд. СПб.: Прайм- Еврознак, 2007. — 576с.
  60. Т. История современной психологии / Т. Лихи 3-е изд. — Спб.: Питер, 2003.-448с.
  61. О.В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. -М.: Академкнига, 2003. 331с.
  62. С.М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина -10-е изд. М.: Русский язык, 1988. — 632с.
  63. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350с.
  64. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. 3-е изд. — М.: Academia, 2004.-380с.
  65. X. Как уцелеть среди акул: Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки / X. Маккей. -М.: Экономика, 1991. 170с.
  66. А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Курс практической психологии- составитель P.P. Кашапов.- Ижевск: изд-во Ижевского унта, 1995.-704с.
  67. А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефл-бук, 1997.- 307с.
  68. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 107с.
  69. B.C. Лекции по психологии мотивов человека / B.C. Мерлин. -Пермь, 1972. 224с.
  70. А. Эдгар Алан По / А. Мисрахи. М.: ACT, 2007. — 316с.
  71. Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 318с.
  72. М. Опыты: о человеческих поступках / М. Монтень. Спб.: Азбука-классика, 2007. — 250с.
  73. К. Психология зависти / К. Муздыбаев // Психологический журнал. -Т.18.- № 6.- 1997, — С.3−12.
  74. К. Эгоизм личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. 2000. — № 2. -С.27−39.
  75. К. Психология ответственности / К. Муздыбаев- под ред. В. Е. Семенова. JL: Наука. Ленинградское отд., 1983. — 240с.
  76. B.C. К проблеме социального развития ребенка / B.C. Мухина // Психологический журнал. 1980. -Т.1. — № 5. — С.46−53.
  77. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева. Воронеж: Институт практической психологии, 1998. — 362с.
  78. А. Д. Математические методы психологического исследования / А. Д. Наследов. Спб.: Речь, 2007. — 392с.
  79. Т.Д. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту Т.Д. Нежнова. // Вестник МГУ. Сер.14. — Психология. — 1968. — № 1. — С.22−31.
  80. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше- под ред. Я. Бермана, Г. Рачинского. М.: Жанна, 1994. — 364с.
  81. .В. Ваш психологический тип / Б. В. Овчинников, К. В. Павлов, П. М. Владимирова. Спб.: Андреев и сыновья, 1995. — 236с.
  82. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: А ТЕМП, 2006. — 938с.88.0лпорт Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. СПб., 1998 — 551с.
  83. А.Б. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация А.Б. // Вопросы экономики. 2001. — № 10. — С.56−64.
  84. Педагогический словарь http://psychology.psychoanaliz.ru/index.html
  85. В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания / В. Ф. Петренко, О. В. Митина. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. -398с.
  86. . Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. М.: Академ, проект, 2006. — 479с.
  87. Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986. — 418с.
  88. Я.А. Психология творчества Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-302с.
  89. В.А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. М.: Магистр, 1998.- 162с.
  90. В.А. Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда / В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова. М.: Наука, 1994. — 203с.
  91. Попов JIM. Добро и зло в этической психологии личности / JI.M. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. М.: ИП РАН, 2008. — 280с.
  92. JI.M. Добро и зло в психологии человека / JI.M. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176с.
  93. JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов / JI.M. Попов -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990−237с.
  94. Практическая психология / под ред. Д. Я. Райгородского — Самара: Бахрах, 1998−672с.
  95. Психологический словарь / под редакцией В. П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова-М.: Педагогика-пресс, 1996−440с.
  96. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 319с.
  97. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. Киев: Рута, 2001. — 320с.
  98. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. 394с.
  99. A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Спб.: Питер, 2000. — 432с.
  100. Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — 392с.
  101. К. Что значит становится человеком / К. Роджерс // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996.- С.390−408.
  102. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений / А. И. Розов // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 6. — С133−141.
  103. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология / С. К. Рощин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 1. — С.31−42.
  104. О.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -Спб.: Питер, 1998. 705с.
  105. Ш. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. Спб.: Питер, 2003. — 508с.
  106. Н.Г. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации / Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова, Т. Е. Иовлева // Вопросы психологии. 2007. — № 4. — С. 2435.
  107. B.C. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии / B.C. Сафонов- отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — С. 264−272.
  108. В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли / В. И. Селиванов // Психологический журнал. Т.7. — 1986. — № 6. — С. 110−121.
  109. A.B. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым / A.B. Сидоренков, М. Ю. Вишневкина // Вопросы психологии. 2001. -№ 2. — С.37−47.
  110. П.В. Психофизиология эмоции / П. В. Симонов. М.: ММИ, 1990.-22с.
  111. Т.П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. М.: Academia, 2000. — 263с.
  112. В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии.1996.-№ 5.- С. 38−50.
  113. Словарь иностранных слов /под общ. ред. Ф. Н. Петрова. 6-е изд. -М., 1964.-632с.
  114. Словарь по этике / под ред. A.A. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 447с.
  115. В.В. Экономическая психология: учеб. пособие / В. В. Спасенников. М.: PerSe, 2003. — 448с.
  116. П.Н. Исследование циничности нравственно-этическогокомпонента личности / П. Н. Устин: автореф. дис.канд. психол.наук. Казань, 2003. — 24с.
  117. А.Б. Экономическая психология. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях / А. Б. Фенько // Психологический журнал. 2000. — № 1. — С.50−62.
  118. Т.А. Диалог как духовно развивающее общение (диалогические принципы общения в работе учителя) / Т. А. Флоренская // Учителю об экологии детства- под. ред. В. И. Панова, В. М. Лебедевой.-М.: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 180−212.
  119. С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992. — 510с.
  120. С.Л. Этика нигилизма / С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. — 144с.
  121. В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл- общ. ред. Л. Я. Гозмана Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990 — 368с.
  122. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Минск: Попурри, 1997.-606с.
  123. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1995. -251с.
  124. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ACT, 2006. — 314с.
  125. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. Спб.: Питер, 2003.-859с.
  126. К. Самоанализ / К. Хорни. М.: Акад. проект, 2007. — 206с.
  127. К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. М.: Академический проект, 2006. — 207с.
  128. Христианство. Словарь / В. П. Андронова и др. М.: Республика, 1994. — 556с.
  129. JI. Теории личности / JI. Хьел, Д. Зиглер. Спб: Питер, 2002. -608с.
  130. Ф. Письма к сыну / Ф. Честерфилд. М.: Мир книги, 2006. — 399с.
  131. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.116−130.
  132. В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков.- М.: Магистр, 1996. 356с.
  133. В.Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2001.-315с.
  134. В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. -М: Логос, 1996. 318с.
  135. В.Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. М.: ACT: Торсинг, 2004. — 734с.
  136. Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе / Т. И. Шульга // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 105−110.
  137. Д.П. История современной психологии / Д. П. Шульц, Э. С. Шульц — 2-е изд. Спб.: Евразия, 2002. — 532с.
  138. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон 2-е изд. -М.: Флинта, 2006. — 341с.
  139. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины
  140. XX века / М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 1997. — 409с. Нб. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс.- М.: Практика, 1997. -1053с.
  141. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н. Е. Яценко. Спб.: Лань, 1999. — 524с.
  142. Cartel R.B. Personality and learning theory. The structure of personality in its enviroment.-N.Y.: Springer, 1979. -678p.
  143. MacClelland D.C. The achieving society. Princenton, N.Y., 1961. 36lp.
  144. Triandis H. Collectivism and individuallism as cultural sindroms // CrossCultural Reseach. 1993. — V.27. — № 3. -P.155−180.
Заполнить форму текущей работой