Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности подхода японского бизнеса к инвестиционным проектам в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако несмотря на динамичное расширение сотрудничества в инвестиционной сфере, его потенциал на сегодняшний день используется лишь в малой степени. Совпадение и взаимное дополнение интересов во многих сферах позволяет вести активное экономическое сотрудничество даже в условиях неурегулированности внешнеполитических отношений. И хотя основным ориентиром для бизнеса служит прибыльность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История развития и современное состояние инвестиционных отношений России и Японии
    • 1. 1. Ретроспектива развития инвестиционного сотрудничества в советский период и в 1990-е гг
    • 1. 2. Инвестиционные проекты японских компаний в России и состояние инвестиционных отношений России и Японии на современном этапе
  • Глава 2. Организационные особенности японского бизнеса и их адаптация в зарубежных инвестиционных проектах
    • 2. 1. Этапы, мотивы и стратегии выхода на зарубежные рынки японских компаний и место России в стратегии их зарубежной экспансии
    • 2. 2. Особенности японской системы организации бизнеса и проблемы ее адаптации за рубежом
    • 2. 3. Оценка степени адаптации японской производственной модели на российских производственных предприятиях
  • Глава 3. Россия как объект иностранных капиталовложений и особенности инвестиционного сотрудничества с японскими компаниями
    • 3. 1. Инвестиции иностранных компаний в экономике России на современном этапе и место японских компаний в этой сфере
    • 3. 2. Инвестиционный климат и инвестиционный имидж России в мире
    • 3. 3. Восприятие инвестиционного климата России японскими инвесторами ]
    • 3. 4. Деловые культуры Японии и России и проблемы их совместимости

Особенности подхода японского бизнеса к инвестиционным проектам в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие характеризовалось интенсивным развитием экономических связей между Россией и Японией, значительно возросла и инвестиционная активность японских компаний в России. Можно с уверенностью утверждать, что инвестиционные отношения двух стран перешли на качественно новый этап развития, характеризующийся не только динамичным расширением объемов, но и качественным изменением структуры и диверсификацией направлений потоков капитала. Открываются широкие возможности и перспективы для взаимодействия в этой сфере, что обуславливает необходимость в проведении исследований деятельности и адаптации японских компаний в России и выявлении особенностей инвестиционных проектов для повышения эффективности дальнейшего развития сотрудничества.

Россия и Япония выражают заинтересованность в дальнейшем расширении сотрудничества, в том числе и в инвестиционной сфере, однако, потенциал отношений остается на сегодняшний день в значительной степени нереализованным. Российское направление составляет незначительную долю объема зарубежных инвестиций Японии, входящей в десятку крупнейших стран-экспортеров капитала в мире и стремящейся расширять зарубежную экспансию компаний вследствие стагнации процессов развития национальной экономики. По сравнению с европейскими и американскими фирмами экспансия японских компаний на российский рынок началась сравнительно недавно. Поэтому доля японских прямых инвестиций в структура притока в Россию также чрезвычайно мала. В связи с этим приобретает актуальность проблема выявления факторов, сдерживающих развитие инвестиционного сотрудничества, и определения инструментов для нейтрализации их влияния.

Степень разработанности проблемы в литературе. Вопросы инвестиционного и торгового сотрудничества России и Японии широко и разносторонне освещены в работах многих российских и зарубежных исследователей. В частности, становление советско-японских и последующее развитие российско-японских экономических связей изучалось С. А. Дийковым, И. Д. Долгоруковым, М. И. Крупянко, А. Б. Лаврентьевым, Я. А. Певзнером, А. П. Родионовым,.

Ю.С.Столяровым, и др., а также японскими исследователями К. Огава, О.Тэрумото. В работах А. Д. Горохова, И. М. Курановой, И. Л. Тимониной, Д. А. Щербакова, X. Кимура, Ю. Окита и др. изучается состояние и проблемы современных торгово-инвестиционных отношений стран и деятельности японских компаний на российском рынке. Кроме того, интерес исследователей привлекает изучение двусторонних связей в рамках регионального сотрудничества. Этой тематике посвящены работы А. Г. Адмидина, Э. С. Гребенщикова, Е. И. Деваевой, В. О. Кистанова, И. Л. Тимониной, Д. А. Щербакова, С. Ёсида, С. Иваки, У. Тэцуя и др.

Таким образом, на настоящий момент в научной литературе преобладает стремление к изучению общих тенденций развития инвестиционных отношений России и Японии, в то время как проблемам адаптации японского бизнеса к условиям российского делового климата и детализации особенностей деятельности японских компаний на российском рынке уделяется недостаточно внимания.

Объект и предмет исследования. Объект исследования особенности инвестиционной деятельности японских компаний на российском рынке. Предмет исследования — характерные черты и проблемы функционирования японского бизнеса в условиях российской деловой среды.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является выявление положительных и негативных факторов, влияющих на развитие сотрудничества России и Японии в инвестиционной сфере. Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Охарактеризовать современное состояние российско-японских инвестиционных отношений и определить тенденции и перспективы их дальнейшего развития;

2. Определить место России в инвестиционной стратегии японских компаний;

3. Выявить особенности японского подхода к организации производства и управления бизнесом и оценить возможности применения и адаптации характерных элементов японского бизнеса в зарубежных инвестиционных проектах;

4. Провести анализ состояния инвестиционного климата в России и определить его сильные и слабые стороны;

5. Рассмотреть проблему формирования восприятия инвестиционного климата России в мире и в Японии в частности;

6. Провести сопоставление особенностей деловых культур России и Японии и оценить степень их совместимости;

7. Проанализировать возможности адаптации японских предприятий в российской деловой среде и дать рекомендации по стимулированию процессов инвестиционного сотрудничества.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является системный подходи-предполагающий изучение комплекса факторов влияния и аспектов организации деятельности японских компаний в России в их взаимодействии. В работе применены теоретические методы обобщения, индукции, синтеза, использовались также методы сравнительного анализа. Для обработки статистического материала использовались методы математической статистики.

Теоретической основой диссертации являются работы российских и зарубежных исследователей по тематике организации управления и производства в японских компаниях, адаптации японских компаний за рубежом: Т. Або, Т. Кавамура, И. П. Лебедевой, И. Л. Тимониной, работы А. Н. Белковского, И. В. Воробьевой, Д. Л. Овчинникова, А. Е. Хачатурова, посвященные сравнительному анализу российской и японской деловой культуры, а также исследованию возможности заимствования и применения японского опыта управления персоналом в российских компаниях. Кроме того, в качестве теоретической и методологической базы соответствующих разделов исследования в диссертационной работе использовались концептуальные подходы и модели, разработанные в исследованиях Г. Хофстеде по проблематике оценки корпоративной культуры и в работах группы исследователей японских ТНК (Т. Або, Т. Кавамура и др.) об адаптации японских методов производства и управления в рамках «гибридных» предприятий за рубежом.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются:

— статистические базы данных: российские (Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат), статистическая база данных Банка России, Федеральной таможенной службы (ФТС)), японские (Japan External Trade Organization (JETRO). Bank of Japan, METT) и международные (United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), World Bank, World Trade Organization (WTO), Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), Eurostat) — аналитические материалы, обзоры, доклады и отчеты исследовательских организаций (JETRO, Association for Trade with Russia and CIS (ROTOBO)), министерств и государственных ведомств (Ministry of Economy, Trade and Investment (METI), Bank of Japan, Министерство экономического развития РФ), отраслевых объединений (аналитическое агентство Автостат), консалтинговых групп (Ernst&Young, Resuit и пр.);

— материалы российской и японской периодики, в том числе новостные порталы в сети Интернет, сайты компаний;

— чрезвычайно полезными для формирования авторского взгляда на исследуемую проблему оказались сведения, полученные в ходе бесед и интервью с японскими исследователями, представителями японского бизнеса, исследовательских и правительственных организаций во время стажировки в Институте экономических исследований в Университете Киото по Программе поддержки исследований по Японии и интеллектуальных обменов Японского Фонда (Japan Foundation Japan Studies and Intellectual Exchange Program). Исследование проводилось путем интервьюирования и исследования мнений и отзывов представителей японского делового и научного сообщества, общественных организаций, занимающихся поддержкой торгово-инвестиционных отношений Японии с Россией, посещения предприятий, обзора аналитических материалов, а также анализа отчетов и рекомендаций, составленных исследовательскими группами и организациями о состоянии инвестиционного климата в России.

Научная новизна диссертационной работы. В последнее время в связи с возрастающей актуальностью тематики, вопросы развития инвестиционных отношений России и Японии привлекают внимание все большего числа исследователей. Однако в работах, посвященных проблемам развития инвестиционного сотрудничества двух стран, внимание концентрируется на обзоре тенденций на макроуровне (включая динамику объемов, отраслевое и региональное распределение потоков японского капитала), а также на рассмотрении вопросов правового регулирования и проблем, связанных с инвестиционным климатом и имиджем России. Внимание также уделяется сопоставлениям российской и японской корпоративной культуры, во многих работах изучается возможность применения опыта японской системы управления трудом в российских компаниях. Тем не менее, вопросы адаптации японской модели как таковой, включая организацию производственного процесса, на японских предприятиях в России остаются недостаточно изученными.

Представленное диссертационное исследование предлагает двусторонний подход к изучению факторов, препятствующих интенсификации развития японского бизнеса в России: работа включает в себя как изучение российского направления с точки зрения японских инвесторов (со стороны страны базирования компаний), так и исследование особенностей японских проектов в контексте общей зарубежной инвестиционной деятельности в экономике России (со стороны принимающего государства). Кроме того, проводится изучение деловых культур двух стран и влияния их взаимодействия на возможности осуществления совместных инвестиционных проектов.

Использование этого метода сделало возможной проведенную в работе систематизацию элементов и синтез трех уровней исследования аспектов российско-японских инвестиционных связей: макроанализ и роль инвестиционного климата и имиджа Россиияпонская модель организации производства и управления и ее адаптация в Россииособенности взаимодействия российской и японской деловых культур. На основе этого были сделаны выводы о структурных и организационных проблемах российско-японского инвестиционного сотрудничества и возможных путях его дальнейшего развития.

Кроме того, вкладом автора в развитие данной темы является исследование восприятия инвестиционного климата России в Японии, проблем его формирования и влияния на развитие инвестиционных связей двух стран, основанное на результатах работы, проведенной во время стажировки в Японии. Результаты исследования позволяют обнаружить наиболее уязвимые области российского инвестиционного климата, сдерживающие развитие российско-японских инвестиционных отношений.

Научные положения, выносимые на защиту: ^ Выделены этапы развития российско-японских инвестиционных отношений, определены характеристики и особенности современного этапа, отличающегося диверсификацией направлений и наращиванием масштабов сотрудничества, охарактеризованы крупнейшие инвестиционные проекты японских компаний в России- ^ Показано, что происходит отход от исторически сложившейся односторонней ориентации японских инвестиционных проектов в России на добывающую промышленность и разработку сырья и повышение значимости российского потребительского рынка в системе мотивации японских компаний к осуществлению капиталовложений. Российское направление инвестирования сочетает в себе практически все мотивы, характерные для зарубежной экспансии японских компанийВыявлены различия стратегий и подходов при реализации.

России и на Дальнем ВостокеПоказано на основе адаптированной автором модели «гибридных предприятий» (Т. Кавамура, Т. Або), что уровень внедрения элементов японской модели управления и организации производства на российских предприятиях японских компаний является низким, что не позволяет эффективно использовать управленческий опыт и технологии японского производства на российских филиалах- ^ Установлено, что развитию инвестиционных отношений препятствует фактор негативного восприятия инвестиционного климата России в Японии и недостаток информации о российском рынке и деловом климатеВыявлено, что совместимость деловых культур России и Японии основывается на особой роли межличностных связей в деловых отношениях, коллективистской направленности культур и склонности к использованию неформальных способов урегулирования проблемных вопросов.

Научная и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть интересны и полезны при разработке стратегий по выходу на российский рынок японских компаний. Выводы работы могут быть использованы при определении приоритетных направлений политики по привлечению в страну иностранных инвестиций, в частности, по улучшению инвестиционного климата России.

Диссертационная работа вносит вклад в изучение проблематики инвестиционного имиджа России, исследование проблем адаптации японской модели организации производства и управления трудовыми ресурсами в зарубежной деловой среде, в частности, российской (впервые предпринята попытка провести комплексную оценку возможностиадаптациисиспользованиеммодели"гибридных" предприятий Т. Кавамура, Т. Або и др.), а также представляет интерес при изучении инвестиционных отношений России и Японии в целом, в том числе их культурологических аспектов. Кроме того, с методологической точки зрения в исследовании представлен комплексный многосторонний подход к изучению инвестиционных проектов, который может быть использован при проведении аналогичных исследований любых зарубежных инвестиционных проектов.

Также материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при подготовке таких учебных курсов, как «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международный бизнес» и др.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на конференции «Российский бизнес сегодня» в Университете Рюкоку, Киото, Япония, организованной Японской ассоциацией сравнительных исследований менеджмента 17.12.2011 г. (Тема доклада: «Прямые инвестиции японских компаний в России: структура и тенденции изменения»).

Основные положения кандидатской диссертации также были апробированы на конференции молодых японоведов Japan Report 12−13 декабря 2012 г., организованной Библиотекой иностранной литературы им. Рудомино, Ассоциацией японоведов России и отделением востоковедения факультета философии НИУ ВШЭ (Тема доклада: «Актуальные проблемы японского бизнеса в России»).

По теме диссертации автором опубликовано 3 статьи общим объемом 1,8 п.л., включая 2 статьи, опубликованные в изданиях, рецензируемых ВАК (общим объемом 1 п.л.).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трехглав,-содержащих-8-таблиц-и-2-рисунка, развернутого заключения, рекомендаций, библиографического списка и четырех приложений. Объем диссертации без учета библиографии и приложений составляет 158 страниц, общий объем — 213 страниц.

Заключение

.

Особенности стратегии и организации японского бизнеса в России.

Масштабы инвестиционного сотрудничества России и Японии на современном этапе выходят на высочайший уровень за всю историю своего развития как по количественным, так и по качественным параметрам. Несмотря на существующие внешнеполитические проблемы в отношениях между Россией и Японией, признаваемые обеими сторонами, японский бизнес в России развивается значительными темпами, последнее десятилетие стало новым этапом в истории российско-японских инвестиционных отношений. За последние 7 лет Япония переместилась с двадцатого места в первую десятку инвесторов в российскую экономику по показателю накопленных капиталовложений.

Немного иначе выглядит ситуация с прямыми инвестициями, ведь тип поступающих инвестиций зависит от сферы приложения: в промышленные производства в основной массе осуществляется прямое инвестирование, а проекты по разработке природных ресурсов финансируются через кредиты. Поскольку преобладающий объем капиталовложений сегодня приходится на сахалинские проекты, позиции Японии в рейтинге прямых инвесторов несколько скромнее: с 2005 г. она поднялась из третьей во вторую десятку инвесторов. Тем не менее, объем накопленных прямых капиталовложений японских компаний не только увеличился в 6,5 раз, произошла диверсификация их отраслевой и региональной структуры. В отраслевой структуре наблюдается заметный сдвиг в сторону повышения технологического уровня капиталовложений, а в сочетании с диверсификацией отраслевого распределения (электрои электронное машиностроение, автомобилестроение, оптовая и розничная торговля), включая интенсификацию участия японского бизнеса в банковской сфере и операциях с недвижимостью, это стимулирует сбалансированное развитие структуры российской экономики.

Также расширяется и круг регионов, в которых японские компании открывают свои производства: концентрация на Дальнем Востоке, в Москве и Санкт-Петербурге постепенно снижается, все более интенсивно наращиваются темпы сотрудничества в регионах Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов. При этом можно отметить, что в условиях затрудненного сотрудничества по официальным линиям правительств стран, кооперация в сфере инвестиционных отношений развивается очень активно на уровне регионов России и различных правительственных и неправительственных организаций Японии. В рамках сотрудничества организуются форумы, конференции, деловые визиты.

Новый этап, характеризующийся развитием японских предприятий автопрома и связанных с ним инвестиционных проектов в России, начался с выходом на российский рынок компании Тойота, которая начала строительство завода под Санкт-Петербургом в 2005 году. Вслед за «пионером» — Тойотой — потянулись и другие автопроизводители, их поставщики, обслуживающие банки и т. д. Такая модель зарубежной экспансии характерна для японских компаний, которые при выходе на иностранные рынки стремятся заручиться поддержкой своих партнеров. Естественно, эта модель предполагает резкий рост инвестиций в определенную сферу экономики страны, в случае России — в автопром.

Однако начало массового выхода японских компаний в Россию состоялось достаточно поздно по сравнению с компаниями других стран. В этом проявилась осторожная стратегия, свойственная японской модели управления: боясь потерять главное конкурентное преимущество своей продукции — качество — при организации выпуска на предприятиях в России, японские компании ждали успешных примеров организации производств европейских и американских компаний, чтобы с учетом их опыта и ошибок выйти на российский рынок, когда дальнейшее затягивание стало бы чревато потерей конкурентных позиций на рынке.

Однако несмотря на динамичное расширение сотрудничества в инвестиционной сфере, его потенциал на сегодняшний день используется лишь в малой степени. Совпадение и взаимное дополнение интересов во многих сферах позволяет вести активное экономическое сотрудничество даже в условиях неурегулированности внешнеполитических отношений. И хотя основным ориентиром для бизнеса служит прибыльность и рентабельность проекта, а российское направление сочетает в себе все мотивирующие условия для привлечения японских инвестиций, при осуществлении зарубежной деятельности японские компании, традиционно поддерживающие особенные партнерские отношения с государством, не могут не прислушиваться к рекомендациям и не учитывать официальной позиции Японии в отношении потенциальной принимающей страны. Тем не менее, помимо внешнеполитических противоречий, которые, несмотря на официальные заявления сторон о приоритете развития экономических связей, неизбежно оказывают негативное влияние на все сферы отношений стран, существует огромное количество сдерживающих факторов и экономического происхождения.

Исследование, проведенное в диссертационной работе, выявило три основные сферы, порождающие факторы сдерживания: проблемы инвестиционного климата и имиджа России, специфика японской модели организации производства и управления и ее адаптация за рубежом, а также взаимодействие японской и российской деловых культур. Сочетание и синтез элементов этих сфер обуславливает особенности организации и развития японского бизнеса в России.

В ходе исследования были рассмотрены две стороны инвестиционных отношений России и Японии. Первая включает аспекты, привносимые в процесс японской стороной: мотивы и стратегии японских компаний при осуществлении зарубежных инвестиционных проектов, а также специфику адаптации японской модели управления и организации производства в условиях иностранной деловой среды. Вторая сторона отражает специфику влияния на процесс российских факторов: особенностей инвестиционного климата, имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов. При этом влияние деловой культуры двух стран, ее различий и общих черт рассматривается как сфера, воздействующая на обе группы аспектов и определяющая истоки их возникновения. Фактически все особенности российско-японских инвестиционных отношений, возникающие препятствия и факторы сдерживания обусловлены влиянием одной из групп аспектов (японская или российская специфика), либо (и чаще всего) сочетанием и взаимодействием аспектов разных групп.

Было выделено несколько групп особенностей: мотивационно-стратегические, структурные и организационные («внутреннего» и «внешнего» характера).

Мотивы инвестиционной экспансии японских компаний на зарубежные рынки весьма разнообразны: они включают обеспечение доступа к ресурсам, доступ к рынкам сбыта, обход торговых барьеров и нейтрализацию эффекта растущего курса иены, использование дешевых ресурсов для местного производства, как с целью расширения локальных продаж, так и для экспорта в третьи страны и реэкспорта.

Особенностью российского направления является наличие практически всех мотивов в зависимости от отрасли приложения капитала.

Исторически российская экономика представляла для японских компаний лишь источник ресурсов и полуфабрикатов, однако, на современном этапе наблюдается отход от одностороннего восприятия российского направления. Возможности рынка сбыта способствовали структурным изменениям инвестиционного сотрудничества: не только повышению технологического уровня проектов, но и возникновению предпосылок для создания производственных кластеров на базе автосборочных предприятий.

Структурные особенности японских инвестиций в России включают отраслевой и территориальный аспекты, точнее, их комбинацию. Стратегии компаний в зависимости от региона сильно различаются, что обусловлено региональными отличиями инвестиционного климата. Российский рынок в силу протяженности территории отчетливо делится на европейскую и сибирско-дальневосточную части. Первая привлекает емким перспективным рынком, быстрыми темпами развития, возможностью организации комплексных производств, учитывая ее удаленность от Японии. Дальневосточная часть России также чрезвычайно важна как объект инвестирования — она более перспективна в ресурсных проектах, к тому же территориальная близость не создает таких логистических проблем, как в случае с центральной частью России. Предпочтения рынков в регионах также имеют различия, которые учитываются при разработке стратегии компании и продуктовой линейки.

Кроме того, к структурным особенностям можно отнести модель проникновения японского капитала в российскую экономику, который в основном поступает в форме прочих инвестиций, а также через европейские отделения и филиалы японских компаний. В процессе учета эти инвестиции не отражаются как поступившие из Японии, поэтому статистические показатели по объемам инвестиционного сотрудничества могут быть занижены.

В деятельности японских банков можно выделить одну из организационных особенностей подхода японского бизнеса к российскому рынку. Выход японских банков на зарубежные рынки вслед за своими партнерами можно назвать преобладающей стратегией вне зависимости от региона и страны экспансии, эта практика характерна для японской системы связей между компаниями: совершение операций через партнерские банки гарантирует японским компаниям стабильность финансирования и надежность при работе на иностранном рынке. В этом плане случай России — не исключение. Но при этом в России японские банки практически не работают с физическими лицами, они ориентированы преимущественно на работу с японскими компаниями. Отчасти это связано с недостатком информации о рынке.

В отличие от азиатских стран, в которые японские производственные компании приходили вместе со всей пирамидальной структурой своих поставщиков и партнеров, локализация японских производств в России довольно низка: большая часть компонентов завозится из Японии, лишь небольшая доля деталей закупается у иностранных подрядчиков, работающих в России, качеству компонентов и материалов российских поставщиков японские производители не доверяют. Конечно, экспансия на российский рынок японских автопроизводителей началась лишь в середине 2000х гг., к тому же требования локализации производства стимулируют привлекать поставщиков и открывать новые этапы сборки, доводя производство до полного цикла, как в случае Тойоты. Однако поставщики не торопятся размещать заводы в России, поскольку рентабельность такого производства может быть обеспечена только при работе сборочных предприятий на полную мощность, однако, достигнуть соответствующего уровня производственной эффективности на японских автомобильных заводах в России пока не удается.

Организационные особенности «внутреннего характера» возникают в процессе адаптации японского бизнеса к функционированию в условиях российской деловой среды. Случай японской модели организации управления и производства — особенный, поскольку она сформировалась в условиях относительной закрытости экономики и включает множество элементов, которые сложно или практически невозможно применять за рубежом, в условиях, отличных от японской экономической системы. В России вопрос адаптации оригинальной системы управления решается по-разному в зависимости от стратегии компании и ее принципов. Однако внедрение элементов японской модели происходит достаточно тяжело и тормозит процесс реализации и развития проектов.

В результате взаимодействия российской и японской деловой практики наиболее жизнеспособными в российских условиях оказались те элементы, которые относятся к области поддержания гармоничных отношений в коллективе, координации рабочих процессов, а также показатели, касающиеся технического обеспечения производства, характеристики оборудования и производственной линии (хотя собственно уровень автоматизации производства на российских заводах японских компаний чрезвычайно низок по сравнению с японскими), то есть наиболее «автономные», не основополагающие элементы японской модели управления.

Что касается системных элементов, связанных между собой и опирающихся на специфику организации внешних связей фирмы и экономико-социальной среды в Японии, они оказались наименее способными функционировать в зарубежной деловой среде, в том числе и в России. К этим элементам можно отнести систему поставок «точно в срок», участие в «кружках качества», систему найма, оплаты труда и продвижения. В целом российский вариант адаптации японской модели близок к странам ЦВЕ, для которых характерна более высокая степень «локализации» подходов к управлению и низкая применяемость японских методов при довольно сильном контроле головной фирмы (в отличие от Западной Европы и США, где филиалам делегируется намного больше полномочий). С другой стороны, такая стратегия типична для начальной стадии развития японского бизнеса в стране, поэтому со временем можно ожидать интенсификации внедрения элементов японской системы управления и повышения степени автономии филиалов.

Один из важнейших факторов, препятствующих развитию инвестиционных связей России и Японии, — восприятие инвестиционного климата России в Японии и недостаток информации о российском рынке и бизнес-климате. Непродолжительный опыт ведения деятельности в России и нехватка исследований российской деловой среды негативно сказывается на решениях потенциальных японских инвесторов, которые стремятся избегать рисков, связанных с неопределенностью. Негативный имидж страны в целом также не лучшим образом влияет на представления японских инвесторов об условиях ведения бизнеса в стране. В связи с этим необходимо проводить меры по созданию благоприятного имиджа Российской Федерации, расширять информированность потенциальных инвесторов о состоянии делового климата страны и условиях ведения бизнеса.

В частности, серьезным препятствием становится негативный имидж как российского работника в глазах японских предпринимателей, так и японской системы управления с точки зрения россиян. Специалисты рекрутинговых агентств утверждают, что многие россияне неохотно идут работать в японские компании, потому что от них требуют жесткой субординации и подчинения дисциплине и приказам. Также отмечают, что российские работники сомневаются в.

Г 103 возможности успешной работы в японских компаниях.

Да и общий характер восприятия стран друг другом носит негативный оттенок. Как показывают опросы общественного мнения, уровень симпатий к Японии в период с 1995 по 2011гг. снизился с 69 до 44%, в то время как уровень антипатий заметно вырос с 19 до 31%.104 Опросы же общественного мнения в Японии в 2011 г. показали, что среди крупнейших стран мира японцы меньше всего испытывают дружеские чувства к России — 13,4%, а больше всего к США — 82%, причем не симпатизируют России 83%.105 Такие показатели вряд ли могут способствовать стремлению к развитию взаимопонимания и отношений между двумя странами.

Помимо общих для всех иностранных инвесторов проблем российского инвестиционного климата, таких, как коррупция и непрозрачность бюрократических процедур, неэффективность бюрократического аппарата, сложность и длительность прохождения процедур учреждения бизнеса, особенно получения разрешений на строительство, инфраструктурные проблемы, увеличивающие логистические издержки, японские компании сталкиваются и со специфическими сложностями. В частности, динамизм российского.

103 Из интервью с Президентом АКБ «Мичиноку-банк» Саката К. 27.09.2006 Японский клуб http://www.jpclub.ru/.

104 Двадцать лет российских реформ. Итоги многолетних социологических замеров. Аналитический доклад. М.:ИСРАН, 2011, с. 192−195.

105 Опрос общественного мнения по вопросам внешней политики / Информационное бюро при канцелярии кабинета министров, 2011 г. http://www.cao.gov.jp/survev/h23/h23-gaiko/2-l.html Цит. по: Доклад «Современные российско-японские отношения и перспективы их развития» / [А.Н. Панов (рук.) и др.]- [гл. ред. И.С. Иванов]. — М.: Спецкнига, 2012. — с. 21−22. http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC п^а iapan. pdf рынка и сложность прогнозирования тенденций его развития при японской практике принятия решений становится фактором риска. Поэтому зачастую японцы выходят на российский рынок через европейские филиалы, чтобы использовать преимущества «гибридного» подхода к управлению.

С точки зрения различий деловых культур России и Японии выявлены как принципиальные различия, так и общие характеристики. С одной стороны, кардинально различается система ценностных ориентаций, и, как следствие, подход к рабочему процессу. К тому же, иначе сформирован мотивационный механизм. Вследствие размытости корпоративной культуры и ценностей, поверхностного заимствования принципов и миссии и позиционирования компании в обществе у сотрудников российских предприятий практически отсутствует блок моральных стимулов, который является наиболее важным инструментом управления трудовыми ресурсами в японской модели. Кроме того, принципиальные отличия возникают в подходах к разработке проектов и заданий: японцы уделяют большое значение деталям, которые российской стороне могут казаться второстепенными по важности, в то время как концептуальный подход россиян и недостаток точности планирования и детализации может вызывать напряженность и задержки в переговорном процессе.

В основе общих элементов лежит коллективистская сущность российской и японской деловых культур и их принадлежность к высококонтекстуальным культурам. В основе деловых отношений и в России, и в Японии лежат межличностные отношения и неформальные способы урегулирования проблемных вопросов. Эти особенности могут стать основой и «отправной точкой» для поиска взаимоприемлемых способов организации продуктивного делового сотрудничества.

Комплексное исследование макрои микроуровня организации японского бизнеса в России, а также совместимости деловых культур России и Японии позволило выявить особенности и специфические тактики, используемые японскими инвесторами при реализации проектов. Конечно, японские компании, осуществляющие деятельность за рубежом, накопили на сегодняшний день огромный опыт адаптации в различных условиях, однако, российские инвестиционные проекты в представлении японских компаний остаются связанными с довольно высоким уровнем риска вследствие недостатка информации. В связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть значение информационной составляющей в отношениях России и Японии, которая имеет два аспекта: недостаток информации о рынке и условиях ведения бизнеса и негативный оттенок ее восприятия вследствие влияния политических противоречий в отношениях.

С точки зрения экономического партнерства Россия и Япония имеют много общих интересов, российский рынок интересен японским инвесторам целым комплексом возможностей. Структурные особенности инвестиционных связей отражают изменения, выводящие эту сферу экономических отношений на качественно новый этап развития. Организационные особенности обусловлены недостатком информации о российском рынке и несовершенствами инвестиционного климата, не позволяющего гарантировать эффективность бизнеса.

Совмещение элементов двух деловых культур и практических подходов во внутриорганизационные процессы также выявляет противоречия, которые снижают темпы реализации проектов. Но в то же время, существует ряд взаимодополняющих черт, развитие которых может стимулировать мотивацию российского персонала, занятого на японских предприятиях.

К тому же, говоря о взаимодействии двух культур нельзя забывать о том, что они не статичны в своем развитии. Через заимствование методов и подходов и накопление опыта происходит повышение гибкости и возможностей адаптации культуры к отличной внешней среде, даже если она, на первый взгляд, обладает диаметрально противоположными характеристиками. И, пожалуй, наиболее трудно поддающимся корректировке остается негативный имидж, поддерживаемый стереотипными представлениями, недостатком объективной информации и различиями в интерпретации истории двусторонних отношений.

Таким образом, решение проблемы улучшения российско-японских инвестиционных отношений и стимулирования сотрудничества лежит в нескольких плоскостях. С точки зрения экономически обусловленных факторов сдерживания необходима дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата, поддержка со стороны государства и обеспечение комфортных условий ведения бизнеса в России. Вопросы адаптации японской производственной модели и взаимодействия деловых культур также не выглядят неразрешимыми.

Более сложной задачей остается улучшение имиджа страны, преодоление информационного барьера и негативного восприятия России в Японии (как и наоборот), напрямую связанного с проблемами двусторонних внешнеполитических отношений, остающимися основным фактором, не «благодаря», а «вопреки» которому будет продолжаться прогресс российско-японских инвестиционных отношений.

Рекомендации.

В завершение исследования сформулируем рекомендации по стимулированию инвестиционной активности японских компаний в России. Для дальнейшего развития и углубления инвестиционных связей, в чем заинтересованы и Россия, и Япония, необходимо прилагать усилия для нейтрализации сдерживающих факторов, которые генерируются как каждой из сторон в отдельности, так и совместно. Поэтому на основе двустороннего подхода к изучению инвестиционных отношений стран, использованного в работе, рекомендации будут даны как российской, так и японской стороне.

С российской стороны приоритетными для дальнейшего развития двустороннего торгового и инвестиционного сотрудничества остаются вопросы улучшения инвестиционного климата в России.

1. Прежде всего, необходимо развитие инфраструктуры, особенно транспортной (автомобильные дороги, пропускная способность железных дорог). В связи с этим, важнейшим направлением сотрудничества остается модернизация транспортно-логистических структур, в том числе на Дальнем Востоке. К тому же, как было отмечено на Российско-японском экономическом форуме 2009 года, «японская сторона готова активно поддержать модернизацию логистических центров Транссиба, морских портов, чтобы сократить сроки поставок грузов в Европу по железной дороге в полтора раза"106.

2. Помимо транспортной сети требуется развитие и других инфраструктурных объектов. Учитывая неравномерность регионального распределения центров экономической активности в.

106 По материалам Российского союза предпринимателей и промышленников (Официальный сайт сети центров нормативно-технической документации. Новости технической и промышленной политики. В Токио завершил работу Российско-японский экономический форум, приуроченный к визиту в Японию Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина 12.05.2009) http://www.cntd.ru/1 000 000 057.html.

России, рекомендуется сосредотачивать проекты по развитию газо-, водои электроснабжения, а также строительству объектов социальной инфраструктуры для стабильного обеспечения производств трудовыми ресурсами в регионах, в которых происходит формирование (в т.ч. в перспективе) кластерных иностранных производств.

3. Одной из важнейших рекомендаций является сокращение количества и упрощение процедур создания и регистрации предприятий и особенно строительства новых заводов — наиболее перспективной формы прямого инвестирования, реализация которой практически во всех случаях сталкивается с непредвиденными задержками, связанными с формальностями и бюрократическими проволочками процесса регистрации.

4. Как следствие пунктов 2 и 3 одним из наиболее логичных шагов для привлечения японских инвестиций было бы более активное использование особых экономических зон. При этом нельзя забывать, что одним из условий эффективности ОЭЗ является обеспечение необходимой инфраструктуры.

5. Чрезвычайно важными в логистическом процессе для японских компаний при работе с российскими предприятиями остается вопрос таможенного регулирования. Необходимо упрощение процедуры ввоза и повышение прозрачности таможенных формальностей. Кроме того, рекомендуется пересмотр некоторых таможенных пошлин на импорт деталей, которые превышают пошлины на готовые товары. Это особенно важно для стимулирования притока иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской промышленности.

6. С точки зрения менеджмента полезным было бы заимствование некоторых эффективных элементов японской деловой культуры, в частности, принципы формирования философии и миссии компании, внедрения корпоративных принципов и поддержания гармоничной атмосферы в трудовом коллективе. С позиций организации производства японские методы могли бы быть чрезвычайно эффективны, поэтому необходимо повышать степень внедрения производственных методов и ноу-хау, насколько это позволяет российская практика.

7. Для интенсификации обмена управленческим опытом и технического внедрения производственных методов необходимо приглашение японских специалистов и менеджеров, однако, процесс получения визы отнимает довольно много времени, процедуры регистрации и получения разрешения на работу затруднена, к тому же законодательство в этой области все более ужесточается. В связи с этим рекомендуется ускорить введение упрощенного визового режима между Россией и Японией, а также внесены соответствующие коррективы в миграционное законодательство для упрощения процедур, связанных с деловыми поездками иностранных сотрудников российских филиалов зарубежных компаний.

8. Наконец, для создания комфортных условий ведения бизнеса в России рекомендуется проведение на регулярной основе обсуждений вносимых в законодательство изменений, касающихся деятельности иностранных компаний. Это способствовало бы формированию более эффективной регулятивной основы с учетом реальных потребностей бизнеса. Такая практика может быть позаимствована из японской модели построения отношений государства и бизнеса.

Рекомендации японской стороне построены на анализе стратегии японских компаний в России, возможностей адаптации японской модели управления и организации производства, а также взаимодействия деловых культур двух стран:

1. С точки зрения выхода на российский рынок рекомендуется применение более агрессивных стратегий. Для успешной деятельности на динамичном российском рынке необходимо быстрое принятие решений, ориентация не на долгосрочное стратегическое планирование, а на обеспечение гибкости стратегии компании для ее адаптации к меняющимся условиям рынка.

2. Учитывая емкость и быстрый рост российского рынка, необходимо расширять присутствие в новых формирующихся в российской экономике отраслях, особенно инновационного направления. Производство инновационной продукции входит в приоритеты политики экономического развития страны, поэтому инвестиции в новые отрасли экономики не только соответствуют интересам японских инвесторов, но и приветствуются российским правительством.

3. Перспективным направлением может стать научное сотрудничество, основанное на взаимном дополнении инновационных систем двух стран. Использование возможностей российской науки в фундаментальных исследованиях и японских механизмов по их практическому внедрению могло бы обеспечить эффективное применение результатов совместных прикладных исследований и способствовать повышению инновационной составляющей деятельности японских компаний в России.

4. С точки зрения организации производства рекомендуется активное внедрение японских ноу-хау на производственных линиях, поскольку связанные с этой сферой элементы показали высокую степень применяемости на российских предприятиях. Это будет способствовать повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

5. Учитывая специфику менталитета российских сотрудников, рекомендуется максимально локализовать систему управления кадрами. Внедрение принципов японской модели управления трудом в России затруднительно не только по объективным причинам внешнего делового климата, но и из-за различий трудовой и деловой культуры и менталитета.

6. Также необходимо учесть, что российская деловая культура отличается как от японской, так и от европейской. С одной стороны, по некоторым аспектам возможно использование японских подходов (неформальные межличностные связи), с другой стороны рекомендуется обращать внимание на различия системы ценностей и мотивации российских работников для создания на российских производствах японских компаний благоприятной трудовой атмосферы и снижения текучести кадров.

Кроме того, в качестве организационной рекомендации активизации сотрудничества для обеих сторон предлагается активное участие в обмене мнениями и информацией правительственных органов, бизнес-ассоциаций и неправительственных общественных организаций России и Японии по вопросам торгово-инвестиционного сотрудничества. В целях разработки мер и шагов по улучшению инвестиционного климата Российско-японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам создала под эгидой Подкомиссии по торговле и инвестициям Рабочей группы по системным вопросам улучшения инвестиционного климата, ставящей своей задачей регулярное и оперативное рассмотрение сторонами текущих вопросов взаимодействия системного характера, оказывающих влияние на ведение бизнеса на территории России.

Первое заседание Рабочей группы было решено провести в первом квартале 2013 г. с целью обсуждения таких вопросов, как совершенствование процедуры получения разрешения на работу, возврат НДС, режим ввоза образцов косметических товаров, таможенное администрирование107.

Как уже было отмечено, в отличие от отношений на уровне официальных правительственных организаций и органов связи регионального характера и между неправительственными организациями развиваются намного более динамично. Например, налажены деловые контакты между Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Японской Федерацией Экономических Ассоциаций (Ниппон Кэйданрэн), между общественной организацией «Деловая Россия» и Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО), между ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР)» и Японским агентством страхования экспорта (М}Х1). С целью привлечения японских инвестиций в Россию продолжается диалог о возможных формах сотрудничества японских организаций с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

107 Меморандум о проведении X заседания Российско-японской межправительственно комиссии по торгово-экономическим вопросам 20.11.2012 Токио http://www.ru.emb-japan.go.ip/RELATIQNSHIP/2012/20 121 120.html.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абе Н. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития/ под ред. Т. Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, A.A. Яковлева- Гос. Ун-т -Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007 — 542 с.
  2. , А.Г. Иностранные инвестиции на российском Дальнем Востоке // Экономическое развитие и международное сотрудничество в Северо-Восточной Азии. Владивосток: Дальнаука, 2001. — с. 74−82
  3. , А.Г., Деваева, Е.И. Экономическое сотрудничество российского Дальнего Востока со странами Северо-Восточной Азии. // Проблемы Дальнего Востока. № 6, 1998. — с. 68−77
  4. , А.Г., Деваева, Е.И. Внешнеэкономические связи российского Дальнего Востока. // Россия и Япония: потенциал регионального сотрудничества. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. — с. 6−15.
  5. , X. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент, № 2, 1996. с.46−58.
  6. , A.A. Прямые зарубежные инвестиции Японии: новые явления на рубеже XX—XXI вв. // Япония 2001−2002. Ежегодник. М.: Издательство «МАКС-Пресс», 2002. с.239−255.
  7. , И.В. Российская и японская деловые культуры: сходство и различия / Северо-Восточная Азия: Экономическое и политическое развитие в начале нового века. СПб: ОЦЭиМ, 2002. с.43−55.
  8. , Ф.Ф. СЭЗ «Находка». Упущенные возможности / Ф. Ф. Галлямов, A.A. Сусликов // Восточный базар (электронное издание). -№ 59, июнь 2003 http://www.bazar2000.ru/index.php?article=970
  9. , А.Ю. Российско-японские экономические отношения: возможности и реалии // Знакомьтесь, Япония, № 31, 2001. http ://www.i apantoday.ru/ znaki ap/ekonomika/031 02. shtml
  10. Ю.Гребенщиков Э. Тихоокеанская Россия и Япония: регионализация отношений// Мировая экономика и международные отношения (МЭ и МО). 2004. — № 1. — С.89−97.
  11. П.Дийков, С. А. Наши деловые партнеры: Япония / С. А. Дийков, Родионов А. П., Лаврентьев А. Б. и др.- отв. ред. С. А. Дийков -Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1991, 274 с.
  12. Идэ, К. Прямые иностранные инвестиции Японии и экономическое развитие России // Россия в АТР. 2012. — № 3 (24). — с. 60−67.
  13. , X. За улучшение российско-японских отношений //Азия и Африка сегодня. 2005. -№ 1(570). — С.73−75.
  14. , В.О. Уравнение неравных. Что наконец перевесит в российско-японских отношениях политика или экономика? // Россия в АТР, № 3 (20), сентябрь 2011. — с.50−53.
  15. , Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002. — 320 с.
  16. , И.М. Торгово-экономические связи России и Японии: современное состояние и перспективы развития: Автореф. дисс.. канд. экон. наук: 08.00.14 М., 2006. — 29 с.
  17. , И.П. Истоки и ход экономической депрессии // Япония 19 981 999. Ежегодник. М., 1991. с. 101−120.
  18. И.П. Феномен «Тоёта» // Японский опыт для российских реформ / Под ред. Лебедевой И. П. 2006. Выпуск второй
  19. , Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. Ключ-С, 1999. 224 с.
  20. , Ю., Рахлина, Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения, № 3, 2006. с.87−94.
  21. Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 320с.
  22. Моисеева, Л. А Создание на Дальнем Востоке России совместных предприятий с предпринимателями стран АТР в 1985 2000 гг.// Россия и АТР 2005 № 2, 64 с.
  23. А., Прямые иностранные инвестиции Японии на рубеже 2000-х гг. (1996 2007) // Проблемы Дальнего Востока, № 3, 2009. -с.74−81.
  24. А.И. Хофстидово измерение России// Менеджмент. 1996, № 3.
  25. Д.Л. Корпоративная культура в России и Японии:
  26. Сравнительный анализ: диссертация. кандидата социологических наук: 22.00.04. Москва, 2006 — 136 с. 32.0кита Ю. Перспектива развития торговли между Японией и Россией. http://iie.tpu.ru/festival/works/articles/Okita.doc
  27. , В., Сенаторов, А., Щербаков, Д. Состояние экономики и внешнеэкономическая деятельность Японии в 2006—2007 гг. // Проблемы Дальнего Востока, № 5, 2008. с. 43−54.
  28. , Я.А. СССР Япония: проблемы торгово-экономических отношений Текст. / Я. А. Певзнер — отв. ред. Ю. С. Столяров, Я. А. Певзнер. — М.: Междунар. отношения, 1984. — 240 с.
  29. , Я.А., Петров, Д.В. Япония: экономика, политика, история Текст.: сб. ст. / отв. ред. М.: Наука, 1989. — 274 с.
  30. , Н.В. Деловой этикет на Востоке. Настольная книга бизнесмена. М.: Восток-Запад, 2005. — 256 с.
  31. , Г. Н. Этика деловых отношений. МИД РФ, Дипломатическая Академия. Москва: Проспект, 2006, 179с.
  32. Соловьев, Э. Я Искусство проведения переговоров. М.: Ось-89, 2006, 160с.
  33. Соловьев, Э. Я Современный этикет. Деловой протокол. М: Ось-89, 2003, 320с.
  34. , О.С., Пушных, В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду //Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 2.
  35. , И.Л. «Ниссан» в условиях глобализации: от выживания к успеху//Япония, 2006. Ежегодник. М.: «АИРО -XXI» — с. 71−91.
  36. , Р., Юри, У., Паттон, Б. Переговоры по-Гарвардски. -М.: Эксмо, 2005.- 352с.
  37. , П.М. Инвестиционный климат России// Лизинг. Технологии бизнеса, № 3, 2012. с.54−62.
  38. , А.Е., Белковский А. Н. Применимы ли в России традиции и опыт восточной школы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. -№ 1, 2005. с. 124−134.
  39. , Т.И., Лебедева, М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Инфра-М, 1995.-365 с.
  40. И. Японская фирма на пути к новой модели // Мировая экономика и международные отношения, № 9, 2001. с. 81−89.
  41. , А., Яковлева, Е. Инвестиционный имидж России //Мировая экономика и международные отношения, № 9, 2006. с.25−31.
  42. , Д.А. Инвестиционное сотрудничество России и Японии на российском Дальнем Востоке: перспективы развития// Проблемы Дальнего Востока, 2011. № 4. С. 43—62
  43. , Д.А. Стратегия японских производственных корпораций на российском рынке // Япония 2006. Ежегодник. М.: «АИРО — XXI», 2006. с.94−104.
  44. Японский феномен. Авт. коллектив. М. РИО Института Востоковедения РАН. 1996 г., 180 с.
  45. АЬо, Т. Comparison of Japanese Hybrid Factories in the World: Generalities and Peculiarities of Patterns in the International Transfer of the Japanese Management and Production System. Basingstoke (Hampshire): Palgrave Macmillan, 2007
  46. Abo, T. Japanese Hybrid Factories: A Comparison of Global Production Strategies / T. Abo et al., edited by T. Abo Basingstoke (Hampshire): Palgrave Macmillan, 2007
  47. Bayoumi, Т., Lipworth G. Japanese Foreign Direct Investment and Regional Trade, IMF Working paper, 1997, № 97/103, p.2.
  48. Bullion R., Tomita I. The financial behavior of Japanese corporations. Tokyo, 1988. 93p.
  49. Fucini, Joseph J., Fucini, Suzy Working for the Japanese: Inside Mazda’s American Auto Plant. Free Press A Division of Macmillan, Inc. NY, 1990. -258p.
  50. Graham, Laurie On the Line at Subaru-Isuzu: The Japanese Model and the American Worker. ILR PRESS, an imprint of Cornell University Press, 1995.- 169p.
  51. Hall, E. The Silent Language. Garden City, N. Y.: Doublay. 1959
  52. Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New-York: McGraw-Hill, 2005
  53. Japanese Foreign Direct Investment in the World Economy 1951−1997, Australia-Japan Research Centre, The Australian National University Canberra, Australia. 2000.
  54. Leibina, N. Going Japanese/ The Russia Journal, № 361. 30−11−2001
  55. Magee, D. How Carlos Ghosn Rescued Nissan. HarperCollins, 2003. -272 p.65.0gawa, К., Oshima A. Roshia keizai nyuumon (Введение в экономику
  56. России), 2000, p. 244 66.0uchi, W. G. Theory Z. How American Business can meet the Japanese Challenge. Addison-Wesley Publishing Company, 1981. p. 101.
  57. Rae, John Bell Nissan/ Datsun, a history of Nissan Motor Corporation in U.S.A., 1960−1980.- U.S.A.-.McGraw-Hill Book Company, 1982
  58. Roshia Bijinesu Risku Handobukku (Russia Business Risk Handbook). Nihon Zaigai Kigyou Kyoukai (Japan Overseas Enterprise Association). -Tokyo, 09,2011.- 114 p.
  59. Shook, Robert L. Honda: An American Success Story. Prentice Hall Press, 1988.-238 p.
  60. Urata, S. Japanese Foreign Direct Investment in East Asia with Particular Focus on ASEAN4 19 p.
  61. Аналитические и справочные материалы:
  62. Самым «автомобилизированным» регионом России стало Приморье. Новости. 10.02.12 http://www.autostat.ru/news/view/9528/
  63. Ассоциация морских торговых портов. Грузооборот морских портов России за 2010 год. 14.01.2011. http://www.moфort.com/шs/puЫications/documentl 142. shtml
  64. Autopeople.ru Статьи. Автопроизводители. Завод Ниссан в Каменке изнутри 16.06.10 http://wvyw.autopeople.ru/article/nissan/producer/25 297.html
  65. Ведомости. Сборочный завод Toyota во Владивостоке получит 870 млн руб. 20.08.2012 http://www.vedomosti.ru/auto/news/3 030 721/land cruiser ot veba#ixzz28k Lw3n8A
  66. Газета.ги В компании Toyota назвали самые продаваемые в России модели. 04.09.2012 http://www.gazeta.ru/auto/news/2012/09/04/п 2 914 997. shtml
  67. Двадцать лет российских реформ. Итоги многолетних социологических замеров. Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2011, 304 с.
  68. Доклад «Ведение бизнеса в России 2012», совместная публикация Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. — М.: Изд-во «Алекс», 2012. — 36 с.
  69. Доклад «Современные российско-японские отношения и перспективы их развития» / А. Н. Панов (рук.) и др.- [гл. ред. И.С. Иванов]. М.: Спецкнига, 2012. — 31 с.
  70. Доклад Экспертного института Ernst&Young: Инвестиционный климат в России, 2000. 36 с.
  71. Интернет-издание ДВ-РОСС Итоги грузооборота Восточного порта за июнь и шесть месяцев 2011 года. 13.07.2011. http://www.trud-ost.ru/?p=90 252
  72. Консалтинговая группа Result. Структура парка легковых автомобилей по регионам России на 1.01.09 г. (опубликовано 18. 11.2009) http://bplans.r-cons.ru/?q=node/1855
  73. Меморандум о проведении X заседания Российско-японской межправительственно комиссии по торгово-экономическим вопросам 20.11.2012 Токио http://www.ru.emb-iapan.go.ip/RELATIONSHIP/2012/20 121 120.html
  74. Опрос общественного мнения по вопросам внешней политики / Информационное бюро при канцелярии кабинета министров, 2011 г. http://www. cao .gov, ip/survev/h23/h23 -gaiko/2−1 .html
  75. РБК Autonews.ru Nissan будет выпускать новую Aimera в России 27.02.2012http://www.autonews.ru/automarketnews/index.shtml72012/02/27/1 722 049
  76. Российское агентство медико-социальной информации. Регионы. Правительство Ярославской области приглашает японские фармкомпании к сотрудничеству 21.11.2012. http://ria-ami.ru/news/62 189
  77. Сайт AUTO.RU: Автомобили в России. Новости. Ниссан запустит производство Qashqai в России в 2014 году. 07.04.2012 http://news.auto.ru/news/12 838.html
  78. Сайт компании ООО «Автосреда» Японские автомобили Datsun будут стоить, как Лада. 01.09.2012 http://avtosreda.rii/news-common/2012/09/yaponskie-avtomobili-datsun-budut-stoit-kak-lada.html
  79. Сайт Toyota.ru Новости и события. Завод Тойота в России начинает экспорт автомобилей Toyota Camry в Казахстан. 12.09.2012 http://www.toyota.ru/about/news and events/2012/toyota kazahstan. tmex
  80. Федеральное интернет-издание Капитал страны. Улучшение инвестиционного климата в регионах: 8 факторов успеха 24.09.2010 http. y/www.kapital-ms.ru/articles/article/l 79 079/
  81. Федеральный портал Protown.ru. Россия в международной экономике в 90х годах, http://protown.ru/information/hide/4728.html
  82. A.T. Kearnye homepage. The 2012 A.T. Kearney Foreign Direct Investment (FDI) Confidence Index Publications http://www.atkearney.com/gbpc/foreign-direct-investment-confidence-index
  83. Coller Capital. Emerging Markets Private Equity Survey 2011 http://www.collercapital.com/uploaded/documents/News/2011/EMPEA Col ler 2011 Survey final. pdf
  84. Current and Future Prospects of Foreign Direct Investment by Japanese Companies in the 21st Century, JETRO International Economic Research Division, December 2001, 32p.
  85. International Financial Corporation. The World Bank Group. Doing business Оценка бизнес-регулирования Рейтинг экономик 2012. http://russian.doingbusiness.org/rankings
  86. Report «Top 1000 UK and 1000 Global Companies by R&D Investment» UK Department for Business, Innovation and Skills, 11.2010. -43 p.
  87. Банк России. Макроэкономическая статистика Статистика внешнего сектора — Прямые инвестиции http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
  88. Статистические сборники Федеральной службы государственной статистики Инвестиции в России 2001, 2003, 2005, 2007, 2009 (Раздел 4. Иностранные инвестиции)
  89. Центральная статистическая база данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ). Строительство и инвестиции Иностранные инвестиции http://cbsd.gks.ru/
  90. Japan External Trade Organization (JETRO) Japanese Trade and Investment Statistics — FDI Flow and FDI Stock 2004−2011 (based on Balance of Payments, net) http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/
  91. Nihon Ginkou. Kokusai Shuushi Toukei. Chokusetsu Toushi Zandaka 2011 (Bank of Japan. Balance of Payments. Direct Investment Position by Region and Industry). Tokyo, 2012
  92. UNCTAD Statistics, Foreign Direct Investment flows and stock 2006−2011 http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx
  93. World Investment Report 2011: Non-equity Modes of International Production and Development. New York and Geneva: UNCTAD, 2011.
Заполнить форму текущей работой