Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и исследование моноблочных электромеханических приводов с высокой плавностью выходного перемещения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работы в этом направлении проводили И. И. Артоболевский, В. А. Бесекерский, Б. В. Новоселов, Б. К. Чемоданов, Е. П. Попов, О. П. Михайлов. Во Владимирском государственном университете в течение 15 лет под руководством профессора Морозова В. В. проводились работы по созданию перспективных электромеханических приводов. За это время были разработаны методы расчета и проектирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Плавность — важный показатель качества работы привода
    • 1. 1. Требования к плавности перемещения в различных устройствах следящих систем
    • 1. 2. Анализ применяемых оценок плавности. Обоснование критерия
      • 1. 2. 1. Понятие плавности и анализ применяемых оценок плавности
      • 1. 2. 2. Определение показателей плавности
    • 1. 3. Обоснование моноблочных конструкций приводов и анализ плавности исполнительных механизмов
      • 1. 3. 1. О преимуществах приводов моноблочного исполнения в решении задачи обеспечения, плавного выходного перемещения.&- .-г.'
      • 1. 3. 2. Анализ плавности исполнительных механизмов
    • 1. 4. Выводы. Постановка задачи исследований
  • Глава 2. Анализ динамики моноблочного электромеханического привода поступательного перемещения
    • 2. 1. Математическая модель моноблочного электромеханического привода поступательного перемещения
    • 2. 2. Анализ динамических характеристик линейной модели
      • 2. 2. 1. Устойчивость линейной системы
      • 2. 2. 2. Определение амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик при различных возмущениях
      • 2. 2. 3. Анализ плавности моноблочных приводов при гармонических возмущениях
    • 2. 3. Анализ плавности в системе с зазором
      • 2. 3. 1. Зазор в передаче и его модель
      • 2. 3. 2. Анализ применимости метода гармонической линеаризации для определения автоколебаний
      • 2. 3. 3. Исследование автоколебаний численными методами
      • 2. 3. 4. Численный анализ плавности в системе с люфтом в установившемся режиме
    • 2. 4. Плавность работы на низких скоростях
      • 2. 4. 1. Процесс трения в механической части привода и его модель
      • 2. 4. 2. Исследование динамики в режиме фрикционных автоколебаний
      • 2. 4. 3. Численный анализ плавности в системе с «сухим трением»
    • 2. 5. Экспериментальные исследования динамических характеристик моноблочного привода
      • 2. 5. 1. Описание эксперимента
      • 2. 5. 2. Анализ результатов испытаний
    • 2. 6. Выводы по главе
  • Глава 3. Плавность роликовинтовых исполнительных механизмов
    • 3. 1. Влияние кинематической погрешности на плавность работы РВМ
    • 3. 2. Зазоры в РВМ и способы их устранения
      • 3. 2. 1. Определение вероятного зазора в РВМ
      • 3. 2. 2. Способы устранения зазоров в сопряжениях РВМ
      • 3. 2. 3. Анализ влияния устройств для выбора зазоров на плавность выходного перемещения
    • 3. 3. Выводы по главе
  • Глава 4. Синтез моноблочного электромеханического привода с высокой плавностью выходного перемещения
    • 4. 1. Силовой синтез по минимуму потребляемой мощности
      • 4. 1. 1. Определение допустимого диапазона кинематических передаточных функций
      • 4. 1. 2. Оптимизация КПФ по минимуму потребляемой мощности
      • 4. 1. 3. Расчет тепловыделения при форсированных режимах
    • 4. 2. Синтез привода по качеству переходного процесса
    • 4. 3. Проектирование РВМ с повышенной плавностью
      • 4. 3. 1. Определение схемы конструктивного исполнения РВМ
      • 4. 3. 2. Методика проектирования РВМ с повышенной плавностью
    • 4. 4. Пример расчета моноблочного привода с применением методики синтеза по плавности
    • 4. 5. Примеры разработанных конструкций

Разработка и исследование моноблочных электромеханических приводов с высокой плавностью выходного перемещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время значение электромеханического привода в системах управления значительно возросло. Это объясняется тем, что в современной технике все больше требуется автономных устройств, обладающих наименьшими массой и габаритами, а так же систем наиболее экономичных с точки зрения энергопотребления. Причем, чем «ответственнее» система управления, тем более жесткие требования предъявляются к качеству выходного движения привода.

Вопросы повышения качества выходного движения всегда были в поле зрения разработчиков приводов и следящих систем. Эти вопросы решались, в основном, средствами управляющей части — синтез наилучших корректирующих звеньев, синтез оптимальной управляющей части, выбор оптимальной структуры регулятора и обратных связей и т. п. Как известно, силовая часть привода также оказывает существенное влияние на работу следящей системы, и поэтому изучение особенностей, вносимых редуктором, весьма сложна и актуальна.

Один из резервов получения «качественного» выходного движения привода находится в конструктивном исполнении его силовой части. Оно может быть реализовано в новых компактных приводах на базе современных электродвигателей с полым ротором и перспективных исполнительных механизмов. Такая модернизация силовой части позволит значительно улучшить выходные характеристики управляемого объекта.

Поэтому совершенствование методик анализа и синтеза электромеханических систем является непременным условием успешного выполнения многочисленных требований к качеству выходного движения электромеханических систем управления.

В последнее время стало недостаточным оптимизировать и синтезировать приводы по критериям быстродействия и точности. Все чаще стала возникать необходимость в таком показателе качества динамики как плавность.

Работы в этом направлении проводили И. И. Артоболевский [7, 8], В. А. Бесекерский [17,18,75], Б. В. Новоселов [19, 68−70], Б. К. Чемоданов [77], Е. П. Попов [18,76], О. П. Михайлов [47]. Во Владимирском государственном университете в течение 15 лет под руководством профессора Морозова В. В. проводились работы по созданию перспективных электромеханических приводов. За это время были разработаны методы расчета и проектирования электромеханических модулей с высоким быстродействием, точностью и низкой виброактивностью. Однако, в известных работах не нашли отражения методы проектирования силовой части привода по критериям плавности выходного движения. Авторами основное внимание уделялось разработке оптимальных с точки зрения плавности законов управления.

Таким образом, разработка и исследование моноблочных электромеханических приводов с высокой плавностью поступательного перемещения актуальная задача, решению которой и посвящена эта работа.

Работа состоит из четырех глав, введения и заключения.

В первой главе сформулированы требования к плавности различного технологического оборудования. Показано, что в каждом классе следящих систем можно выделить устройства, где плавность движения исполнительного звена является определяющим требованием. Так, например, неплавность в механизмах медленных подач станков почти всех типов, в том числе и в высокоточных станках с программным управлением может привести к ошибке позиционирования Высокие требования по плавности технологических перемещений, предъявляются к приводам установок выращивания монокристаллов, которые обусловлены тонкостью физических процессов кристаллизации различных материалов. В металлорежущих станках неплавное движение режущего инструмента или заготовки приводит к колебаниям в относительном движении инструмента и заготовки и является причиной неточного формообразования в процессе резания, снижения чистоты обрабатываемой поверхности и повышения износа режущего инструмента. В системах автоматического сопровождения (приводы антенн радиолокаторов, тяжелых астрономических приборов, устройства перемещения кинои телевизионных камер) требования к выходному движению определяются законом движения «цели». Здесь обеспечение плавности слежения необходимо для повышения разрешающей способности перемещающихся приборов.

На основании анализа известных оценок плавности предложены критерии плавности, которые позволяют количественно оценивать плавность приводов с поступательным перемещением.

Показано, что электромеханические приводы моноблочного исполнения на базе РВМ имеют предпосылки обеспечения выходного перемещения с высокой плавностью. Применение двигателей ДБМ на постоянных магнитах позволяет размещать исполнительный механизм внутри полого ротора. В такой моноблочной конструкции источник движения (двигатель) максимально приближен к исполнительному звену. Неравномерность вращения ротора будет частично сглаживаться за счет его утяжеления механической передачей. В приводе данной конструкции важную роль в обеспечении плавности выходного перемещения играет исполнительный механизм. В этом случае применение РВМ является наиболее предпочтительным. Имея в сопряжении до 500 точек контакта, они обладают высокой плавностью поступательного перемещения. РВМ компактны, имеют высокий КПД (0,85), грузоподъемность, долговечность. Большой выбор конструктивных исполнений позволяет проектировать самые разнообразные приводы на их основе. Сделан вывод, что моноблочные электромеханические приводы на базе РВМ имеют предпосылки обеспечения выходного перемещения с высокой плавностью.

Во второй главе исследуется динамика моноблочного привода с роли-ковинтовым исполнительным механизмом. Для этого предложена двух-массовая математическая модель. В модели учитываются нелинейности люфт, «сухое трение» и следующие возмущения: возмущение по напряжению, вызванное помехами датчиков обратной связи, пульсациями управляющего напряжения или момента двигателявозмущение от кинематической погрешности, обусловленное технологическими погрешностями изготовления или деформациями звеньев РВМ при эксплуатациивозмущение от нагрузки, вызванное колебаниями нагрузки или действием внешней среды на выходное звено. Проведен анализ динамических характеристик линейной модели, определены амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики, дан анализ плавности в зависимости от вида возмущений. Показано влияние на плавность выходного перемещения привода нелинейности типа «люфт», исследована плавность работы привода на низких скоростях. Для проверки адекватности математической модели проведено экспериментальное определение динамических характеристик моноблочного электромеханического привода.

В третьей главе исследовалась плавность роликовинтовых исполнительных механизмов модулей. Показано, что самыми трудно устранимыми причинами неплавности поступательного перемещения роликовинтовых механизмов являются кинематическая погрешность и зазоры. Для оценки плавности РВМ проводилось моделирование кинематической погрешности и расчет максимального осевого зазора в зависимости от вида сопряжения и класса точности изготовления. Показано влияние устройства выборки зазоров в роликовинтовых механизмах на плавность выходного перемещения.

В четвертой главе рассматривается задача синтеза моноблочного электромеханического привода с высокой плавностью поступательного выходного перемещения. В задаче синтеза системы учитываются ограничения на такие свойства системы, как мощность, качество переходного процесса, быстродействие, масса и габариты привода и т. п. при оптимизации по критерию плавности.

Синтез моноблочного электромеханического привода с высокой плавностью выходного перемещения проводится в нескольких этапов: силовой синтез по предельным динамическим возможностям привода и определение КПФ по минимуму потребляемой мощностисинтез параметров системы по качеству переходного процессапроектирование исполнительного механизма привода с высокой плавностью выходного перемещенияпроведение проверочных расчетов, определение динамических характеристик и показателей плавности спроектированного привода. Приводится пример проектирования электромеханического привода системы управления стабилизатором согласно предложенной методике синтеза по плавности.

На защиту автором выносятся следующие основные положения:

— математическая модель моноблочного электромеханического привода поступательного перемещения и ее динамические характеристики;

— уточненные критерии плавности и их аналитические выражения, применяемые при частотном анализе и оценке качества переходного процесса;

— зависимость плавности моноблочного электромеханического привода от различных возмущений;

— зависимость плавности работы от параметров привода в режиме автоколебаний, вызванных зазором;

— зависимость плавности работы на «низких» скоростях от параметров привода в режиме фрикционных автоколебаний;

— зависимость плавности работы исполнительного роликовинтового механизма от кинематической погрешности и ее составляющих;

— методика синтеза моноблочного электромеханического привода с высокой плавностью, включающая методики синтеза по минимуму потребляемой мощности, синтеза по качеству переходного процесса и синтеза схемы конструктивного исполнения РВМ.

Автор выражает благодарность ведущему программисту кафедры ТММ и ДМ Владимирского государственного университета Костерину Андрею Борисовичу, оказавшему неоценимую помощь в получении некоторых численных решений.

1. ПЛАВНОСТЬ — ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ.

ПРИВОДА.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

В результате теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в диссертационной работе, и практической реализации разработаны методы расчета и проектирования моноблочных электромеханических приводов с высокой плавностью выходного перемещения.

Получены следующие основные результаты.

1. Уточнены критерии плавности, позволяющие количественно оценивать плавность приводов с поступательным перемещением.

2. Разработана математическая модель динамики моноблочного привода поступательного перемещения, учитывающая конструктивные особенности, нелинейности исполнительного механизма и возмущения, действующие на привод.

3. Анализ динамики привода при гармонических возмущениях позволил выяснить, что высокочастотные составляющие оказывают существенное влияние на плавность: показатель первого рода растет до первого резонанса, после которого растет или постоянен до всплеска в окрестности второго резонанса. Второй показатель растет до максимума при втором резонансе. Предложены аналитические зависимости показателей от параметров системы и источника возмущений. Показано, что при возмущении на входе плавность повышается с ростом коэффициента утяжеления ротора, коэффициента обратной связи по скорости, уменьшением коэффициента электромеханической связи двигателяпри возмущении от кинематической погрешности — с ростом коэффициента обратной связи по скоростипо возмущению от нагрузки — с ростом коэффициента утяжеления ротора, массы нагрузки, коэффициента обратной связи по скорости, с уменьшением КПФ, коэффициента обратной связи по положению.

4. Анализ динамики привода с люфтом показал, что в системе возникают пилообразные автоколебания. Получены приближенное аналитическое условие возникновения автоколебаний и формулы их амплитуды и частоты. Амплитуда автоколебаний зависит только от величины зазора, а частота АК уменьшается с ростом коэффициента утяжеления ротора, массы нагрузки, коэффициента обратной связи по ускорению, коэффициента электромеханической связи двигателя, с уменьшением коэффициентов обратной связи по положению и по скорости. Численный анализ плавности показал, что при АК критерий 1{ пропорционально зависит от амплитуды и частоты АК, а критерий /2 — от амплитуды и квадрата частоты АК.

— 5. Плавность перемещения на низких скоростях зависит от наличия фрикционных автоколебаний. Для линеаризованной модели аналитически определены условия возникновения ФА, получены выражения критической скорости и частоты ФА. Численный анализ позволил определить различные режимы автоколебаний: гармонический и релаксационный. При переходе от релаксационных колебаний к гармоническим амплитуда ФА, а, следовательно, неплавность максимальна. Плавность растет при уменьшении скачка силы трения, увеличении скорости скольжения, массы нагрузки, КПФ.

6. Экспериментальные исследования подтвердили адекватность разработанной математической модели реальным приводам. Расхождение расчетных и экспериментальных результатов не превышает 5%.

7. Наибольшее влияние на плавность РВМ оказывают высокочастотные составляющие кинематической погрешности: периодическая погрешность по шагу, овальность, погрешность угла профиля. Плавность растет с увеличением диаметра роликов (^М от 0>5 до 2 на 60%) — с увеличением числа роликов (от 3 до 9 на 45%) — с ростом длины сопряжения (число витков от 5 до 50 на 48%) — с повышением точности изготовления (от 4 до 0 класса точности на 96%) — с уменьшением угла профиля (от 45° до 20° на 62%).

8. Разработана методика определения гарантированного осевого зазора в сопряжениях РВМ, способы выборки зазора. Предложена методика расчета жесткости устройств для выборки зазора в РВМ, при которой автоколебания, вызванные зазором, отсутствуют.

9. Предложена методика синтеза, позволяющая проектировать моноблочные электромеханические приводы с высокой плавностью выходного перемещения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Rollengewindetriebe sind Erzeugnisse. Baureihe RGT. Schweiz. INA. 1988.
  2. Андронов A.A., BummA.A., Хайкин С. Э. Теория колебаний. M.: Наука, 1981. 568 с.
  3. В.А. Следящие системы автоматизированного сборочного оборудования. JL: Машиностроение, 1979. 264 с.
  4. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. М.: Машиностроение, 1992. Т. 2. 784 с.
  5. В.И. Дополнительные главы теории обыкновенных дифференциальных уравнений. М.: Наука, 1978. 304 с.
  6. В.И. Математические методы классической механики. М.: Наука, 1979. 432 с.
  7. И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1975. 640 с.
  8. И.И., Лощинин B.C. Динамика машинных агрегатов на предельных режимах движения. М.: Наука, 1977. 325 с.
  9. В.П., Колмановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления. М.: Высш. шк., 1989. 447 с.
  10. H.H., Леонтович Е. А. Методы и приемы качественного исследования динамических систем на плоскости. М.: Наука, 1990. 488 с.
  11. A.B., Постников Ю. В. Примеры расчета автоматизированного привода на ЭВМ. Л.: Энергоатомиздат, 1990. 512 с.
  12. Ю.М., Зеленков Г. С., Микеров А. Г. Опыт разработки и применения бесконтактных моментных приводов. JL: ЛДНТП, 1987. 28 с.
  13. Ю.М., Микеров А. Г. Выбор и программирование параметров бесконтактного моментного привода. Л.: ЛДНТП, 1990. 24 с.
  14. Хб.Белянский П. В., Сергеев Б. Г. Управление наземными антеннами и радиотелескопами. М.: Сов. радио, 1980. 279 с.
  15. В.А. Динамический синтез систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1970. 576 с.
  16. В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1975. 768 с./
  17. Богаенко И.Н.у-Белянский А.Д., Новоселов Б. В. и др. Проектирование систем со сложными кинематическими цепями. Киев: Техшка, 1996. 284 с.
  18. Д.В., Морозов В. В., Носатое С. П., Попов Б. К. Проектирование винтовых механизмов. Владимир: ВСНТО, 1982. 54 с. 21 .Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении / Под ред. проф. В. П. Короткова. М.: Машиностроение, 1972. 616 с.
  19. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. шк., 1998.479 с.
  20. ГОСТ 9178–81. Передачи зубчатые цилиндрические мелкомодульные. Допуски. Изд-во стандартов, 1987. 40 с.
  21. Ю.В., Ковтун E.H. Оценка параметров автоколебаний систем с кулоновым трением / Динамические характеристики механических систем. Киев: Наукова думка, 1984. С. 3 7.
  22. В.Я., Шаров С. Н. Расчет и проектирование автоматических систем с нелинейными динамическими звеньями. Л.: Машиностроение, 1986. 174 с.
  23. Кинематика, динамика и точность механизмов: Справочник. Под ред. Г. В. Крейнина. М.: Машиностроение, 1984. 224 с.
  24. ЪЗ.Кириллов A.A., ГвишианиА.Д. Теоремы и задачи функционального анализа. М.: Наука, 1985. 380 с.
  25. ЪА.Ключев В. И. Ограничение динамических нагрузок электропривода. М.: Энергия, 1977. 320 с. 35 .Кожевников С. Н. Теория механизмов и машин. М.: Машиностроение, 1973. 592 с.
  26. В.Н., Куприянов В. Е., Заборовский B.C. Вычислительные методы синтеза систем автоматического управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 224 с.
  27. А.Н., Фомин C.B. Элементы теории функций и функционального анализа. М.: Наука, 1981. 544 с.
  28. М.З. Динамика машин. Л.: Машиностроение, 1989. 263 с.
  29. Н.Е., Медников Ф. М., Нечаевский М. Л. Электромагнитные датчики механических величин. М.: Машиностроение, 1987. 256 с.
  30. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1982. 832 с. 41 .Короткое В. П., Тайц Б. А. Основы метрологии и теории точности измерительных устройств. М., Изд-во стандартов, 1978. 352 с.
  31. В.В. Следящие системы с двигателем постоянного тока. Л.: Энергоатомиздат, 1988. 168 с. 43 .Крагелъский И. В., Гитис Н. В. Фрикционные автоколебания. М.: Наука, 1987. 184 с.
  32. С. Механические модели систем с предельными циклами / Нелинейные задачи динамики машин. М.: Наука, 1992. С. 5 18.
  33. Л.Г., Лурье А. И. Курс теоретической механики. В 2-х тт. М.: Наука, 1982. Т. 2: Динамика. 514 с.
  34. К. Колебания. М.: Мир, 1982. 320 с.
  35. AI .Михайлов О. П. Динамика электромеханического привода металлорежущих станков. М.: Машиностроение, 1989. 224 с.4%.Михалев A.C., Миловзоров В. П. Следящие системы с бесконтактными двигателями постоянного тока. М.: Энергия, 1979. 160 с.
  36. И.А., Окоемов Б. Н., Чикулаев М. С. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987. 240 с.
  37. В.В., Костерин А. Б., Новикова Е. А. Анализ динамики моноблочных рулевых приводов / Тез. докладов Всероссийской научно-технической конференции «Конверсия, приборостроение, рынок». Владимир: ВлГТУ, 1995. С. 44 46.
  38. В.В., Костерин А. Б., Новикова Е. А. Интегральные критерии плавности электромеханических приводов / Материалы Международной научно-технической конференции «Конверсия, приборостроение, рынок». Владимир: ВлГУ, 1997. Ч. I. С. 66 70.
  39. В.В., Новикова Е. А. Электромеханический модуль привода рулевой машины / Инф.л. 117−95. Владимир: ВЦНТИ, 1995.
  40. В.В., Новикова Е. А., Костерин А. Б. Синтез моноблочных меха-нотронных устройств систем управления летательными аппаратами / Тез. докладов I Международной (III Всероссийской) конференции по электромеханотронике. СПб.: СПбГЭТУ, 1997. С. 107 109.
  41. В.В., Новикова Е. А., Новоселов Б. В. Интегральный критерий оценки плавности работы САУ / Материалы научно-технической конференции «Управление в технических системах». Ковров: КГТА, 1998. С. 62−64.
  42. Е.А. Влияние кинематической погрешности на плавность работы РВМ / Материалы юбилейной научно-технической конференции «40 лет МТФ В л ГУ». Владимир: ВлГУ, 1999 (в печати).
  43. Е.А., Морозов В. В., Костерин А. Б. Моделирование алгоритма цифрового управления, компенсирующего зазор / Материалы научно-технической конференции «Управление в технических системах». Ковров: КГТА, 1998. С. 191−194.
  44. Е.А., Морозов В. В., Костерин А. Б. Моделирование и анализ плавности в следящей системе с нелинейностью типа люфт / Материалы международной научно-технической конференции «Машиностроение и техносфера на рубеже XXI века». Севастополь, 1998. С. .
  45. П. В. Зограф И.А. Оценка погрешностей результатов измерений. Д.: Энергоатомиздат, 1985.
  46. .В., БушенинД.В. Проектирование механических передач следящего привода. Владимир: ВСНТО, 1980. 174 с.
  47. .В., Морозов В. В., Бушенин В. В., Потапова Л. Д. Плавность работы электромеханических приводов. Владимир: ВПИ, 1986. 180 с. / Деп. Информэлектро № 493-эт от 12.08.86.
  48. .В., Морозов В. В., Потапова Л. Д. Плавность работы электромеханических приводов: Методические рекомендации по проектированию. Владимир: ВСНТО, 1986. 76 с.
  49. .И., Полковников В. А. Динамические возможности следящих электроприводов. М.: Энергия, 1976. 215 с.
  50. В. А., Сергеев A.B. Расчет основных параметров исполнительных механизмов следящих приводов летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1988. 192 с.1Ъ.Понтрягин JI.C. Обыкновенные дифференциальные уравнения. М.: Наука. 1982.332 с.
  51. Проектирование следящих систем / Под ред. Л. В. Рабиновича. М.: Машиностроение, 1969. 500 с. 15 .Проектирование следящих систем малой мощности / Под ред. В. А. Бесекерского. М.: Машиностроение, 1958. 508 с.
  52. Справочник по триботехнике / Под ред. И. В. Крагельского. В 3-х тт. М. -Варшава: Машиностроение, 1989. Т. 1: Теоретические основы. 320 с.
  53. .А. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972.368 с. 81 .Теория автоматического управления. Ч. 2. Теория нелинейных и специальных систем автоматического управления / Под ред. А. А. Воронова. М.: Высш. шк., 1986. 504 с.
  54. Теория автоматического управления: Нелинейные системы, управления при случайных воздействиях / Под ред. А. А. Нетушила. М.: Высш. шк., 1983.432 с.
  55. Теория механизмов и машин / Под ред. К. В. Фролова. М.: Высш. шк., 1987. 496 с.
  56. Техническое задание на разработку систем электроприводов легкого многоцелевого самолета Ту-34. М.: АНТК им. А. Н. Туполева, 1996. 40 с.
  57. А. Автоколебания механических систем. М.: Мир, 1979. 432 с.
  58. Л.Г., Шноль Э. Э. Устойчивость критических положений равновесия. Пущино: ОНТИ НЦБИ АН СССР, 1985. 216 с.
  59. Е.И. Нелинейные системы автоматического регулирования. Л.: Энергия, 1967. 451 с.
  60. М.: Машиностроение, 1990. 352 с. 91. Эрроусмит Д., Плейс К. Обыкновенные дифференциальные уравнения.
  61. Bolton H.R., Ashen R.A. Influence of motor design and feed-current waveform on torque ripple in brushless DC drives / Proc. IEEE, May, 1984. Vol. 131. Part B. N3.
Заполнить форму текущей работой