Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Договор как регулятор организационных отношений в российском гражданском праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание главы 55 Гражданского кодекса РФ будут составлять помимо уже имеющихся в ней норм, также новые нормы, в частности, содержащие общее определение договора, регулирующего совместную деятельность, и специальных договоров, требования к их форме, предмету, иным существенным условиям, правам и обязанностям сторон, основаниям изменения их условий и расторжения в одностороннем порядке, правовым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая природа гражданских организационных правоотношений
    • 1. Понятие организационных отношений, их место в предмете гражданского права
    • 2. Характеристика гражданских организационных правоотношений
    • 3. Классификация гражданских организационных правоотношений
  • Выводы
  • Глава 2. Договорный механизм регулирования организационных отношений
    • 1. Общая характеристика
    • 2. Понятие и правовая природа организационного договора
    • 3. Классификация организационных договоров
  • Выводы
  • Глава 3. Особенности отдельных видов организационных договоров
    • 1. Предварительный договор
    • 2. Рамочный договор
    • 3. Договоры, регулирующие совместную деятельность
    • 4. Координационный договор
  • Выводы

Договор как регулятор организационных отношений в российском гражданском праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях реформирования российской экономики по пути повышения роли гражданско-правовых институтов регулирования имущественных отношений гражданско-правовой договор, по сути, становится главным средством регулирования взаимоотношений субъектов гражданского оборота.

Особое место в системе договорного регулирования занимают такие договоры, непосредственной целью которых является урегулирование организационных отношений их участников, т. е. отношений, функционально направленных на возникновение и упорядочение (нормализацию) имущественных отношений субъектов.

Вопросы правовой природы организационных договоров вызывают в последние годы повышенный интерес у отечественных цивилистов, поскольку наблюдается увеличение числа таких договоров на практике.

Например, вследствие развития информационных технологий в гражданском обороте стали применяться электронные средства связи и широко использоваться глобальная сеть Интернет. Электронный обмен данными стал важным организационным атрибутом договорных правоотношений субъектов, требующим дополнительного регулирования. В связи с этим появился целый массив договоров, направленных на организацию электронного документооборота, способствующего возникновению, изменению и прекращению гражданско-правовых обязательств. А развитие корпоративных отношений по пути совершенствования процессов саморегулирования привело к введению в 2009 году законодателем новых договорных форм их регулирования, носящих организационный характер (акционерное соглашение, договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью).

Также следует отметить, что законодателем в настоящее время рассматривается вопрос о включении в Гражданский кодекс РФ специальных норм, посвященных широко используемому на практике рамочному договору.

Познанию правовой природы организационных договоров препятствует, прежде всего, отсутствие в юридической науке и практике ясного, непротиворечивого понимания гражданских организационных правоотношений.

Научная полемика о включении организационных отношений в предмет гражданского права, возникнув ещё в условиях советского правопорядка, до настоящего времени не достигла своего логического завершения. Под влиянием особенностей современного развития общественных отношений проблема организационных отношений, подпадающих под воздействие гражданско-правового метода регулирования, перешла на новый уровень.

Существование организационных договоров как самостоятельного типа гражданско-правовых договоров признается многими правоведами. Однако в доктрине и действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует подробно разработанная конструкция подобных договоров. При этом понятие «организационный договор» широко используется судебными органами при квалификации гражданско-правовых договоров в ходе рассмотрения конкретных гражданских дел. Например, согласно сведениям банка решений арбитражных судов сайта Высшего Арбитражного Суда РФ (URL: http://ras.arbitr.ru) указанное понятие использовано в более чем 500 судебных постановлениях арбитражных судов, включенных в банк за последние пять лет.

Недостаточное законодательное урегулирование организационных договоров и отсутствие комплексных исследований их природы приводит к серьезным практическим проблемам, связанным с заключением и исполнением таких договоров. Так, анализ судебных постановлений по спорам из организационных договоров показал, что судебная практика лишена единообразия в данной сфере. Более того, существуют вопросы, по которым высшие судебные органы занимают абсолютно противоположную позицию (например, возможность обеспечения обязательств из предварительного договора задатком).

С учетом вышеизложенных обстоятельств предполагается, что имеется необходимость в комплексном исследовании договоров, регулирующих организационные отношения субъектов гражданского оборота, включающем определение их сущности, природы, места в отечественной системе гражданско-правовых договоров, выявление их специфических функций, рассмотрение возникающих на их основании договорных связей, а также проведение их классификации.

Степень научной разработанности.

Вопросы существования в предмете гражданского права особых общественных отношений, носящих организационный характер, и договорного регулирования таких отношений явились объектом пристального исследования ученых-цивилистов в советский период, хотя интерес к указанной проблематике проявился ещё в работах отечественных правоведов начала XX века. Так, Е. В. Пассек высказывал аргументированное мнение о существовании определенного неимущественного интереса в гражданско-правовых обязательствах.

В советский период значительное внимание рассматриваемым вопросам уделяли такие ученые-цивилисты как: М. М. Агарков, С. Н. Братусь, Н. В. Васева, Т. И. Илларионова, О. С. Иоффе, Н. И. Клейн, O.A. Красавчиков,.

Б.Н. Мезрин, И. Б. Новицкий и другие. Особо следует выделить следующие работы: O.A. Красавчикова «Организационные гражданско-правовые отношения», Н. В. Васевой «Имущественные и организационные гражданско-правовые договоры», Н. И. Клейн «Организация договорно-хозяйственных связей», Б. Н. Мезрина «Моделирование гражданско-правовых неимущественных обязательств».

В постсоветский период эти вопросы получили дальнейшее освещение в работах таких авторов, как М. И. Брагинский, Л. Я. Данилова, В. В. Долинская, М. А. Егорова, Л. Г. Ефимова, Д. В. Ломакин, A.M. Мартемьянова, С. Ю. Морозов, Б. И. Пугинский, P.O. Халфина, а на уровне диссертационных исследований — Г. Н. Давыдова и К. А. Кирсанов.

Вопросы правового регулирования организационных договоров и в настоящее время освещаются в юридической науке, но, в основном, это исследования и публикации, посвященные отдельным видам таких договоров в определенных сферах гражданского оборота (в банковской деятельности, на транспорте, в биржевой торговле, в электроэнергетике). Однако системного исследования договоров указанного типа и анализа механизма договорного регулирования организационных отношений субъектов гражданского оборота не проводилось.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования являются организационные отношения субъектов гражданского оборота и их договорное регулирование.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации в области договорного регулирования отношений субъектов гражданского оборота, российская научная литература, материалы судебной практики.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в разработке на основе анализа существующей в Российской Федерации нормативной правовой базы и судебной практики, а также позиций российских цивилистов теоретических и практических положений, направленных на дальнейшую разработку концепции организационных отношений в отечественном гражданском праве, а также совершенствование их договорного регулирования.

Для достижения названной цели исследования были поставлены следующие задачи:

— изучение разработанных в российской науке гражданского права концепций организационных отношений субъектов гражданского оборота;

— установление особенностей, позволяющих отделить организационные отношения от иных отношений, регулируемых нормами гражданского права, выявление общих признаков, которые присущи всем организационным отношениям, и особых признаков, позволяющих проводить их классификацию;

— выявление особенностей механизма договорного регулирования организационных отношений субъектов гражданского оборота;

— определение специфики организационных договоров, позволяющей выделить их из массива гражданско-правовых договоров, выявление общих признаков, которые присущи всем организационным договорам, и особых признаков, позволяющих проводить их классификацию по различным основаниям;

— оценка действующего законодательного регулирования отдельных видов гражданско-правового организационного договора и судебной практики.

Методологическая база исследования.

Методологическую основу работы составляет комплекс методов научного познания. Прежде всего, это общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный метод, обобщение. В настоящей работе использованы также следующие специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой.

Теоретическая основа исследования.

Теоретической основой диссертации стали труды отечественных юристов: Т. Е. Абовой, М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Н. В. Васевой, В. В. Витрянского, Б. М. Гонгало, В. В. Груздева, Л. Я. Даниловой, В. В. Долинской, Н. Д. Егоровой, В. А. Егиазарова, Н. В. Егуновой, Л. Г. Ефимовой, Т. И. Илларионовой, О. С. Иоффе, В. Б. Исакова, А. Ю. Кабалкина, A.B. Кашанина, Т. В. Кашаниной, Н. И. Клейн, O.A. Красавчикова, Д. В. Ломакина, Т. Н. Лиюхан, A.M. Мартемьяновой, Б. Н. Мезрина, В. П. Мозолина, С. Ю. Морозова, И. Б. Новицкого, Е. В. Пассека, Б. И. Пугинского, О. Н. Садикова, С. А. Свиркова, К. И. Скловского, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, P.O. Халфиной, Ю. С. Харитоновой, Л. А. Чеговадзе, Л. И. Шевченко и других.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые на основе сравнительного анализа ряда отдельных договорных обязательств автор системно изложил понимание договорного способа регулирования организационных отношений субъектов гражданского оборота. Это понимание строится на: признании вспомогательного (инфраструктурного) значения организационных отношений в системе социальных отношений, составляющих предмет гражданского права;

— наличии общих квалифицирующих признаков организационных отношений, позволяющих отграничить эти отношения от иных отношений, регулируемых нормами гражданского права, и провести классификацию организационных отношений;

— на использовании дополненного и уточненного диссертантом понятийного аппарата, прежде всего, понятия «организационный договор» и его определения;

— учете выявленных автором особенностей отдельных организационных договоров, позволяющих провести классификацию этих договоров по различным основаниям, в частности, в зависимости от непосредственной цели договора и соответствующего способа структурного построения правовых связей между субъектами гражданского оборота.

Автором обоснована практическая значимость выделения организационного договора в качестве особого типа гражданско-правового договора на основе анализа правоприменительной практики, а также сформулированы предложения по изменению и дополнению норм гражданского законодательства Российской Федерации в целях совершенствования гражданско-правового регулирования организационных отношений.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Организационные правоотношения являются инфраструктурным элементом гражданских правоотношений. В роли нематериального блага (объекта) организационных правоотношений выступает некий позитивный результат, выражающийся в упорядочении имущественных правоотношений. Однако следует отметить, что в некоторых случаях организационные правоотношения способны упорядочить и личные неимущественные правоотношения. Так, для определения специального порядка реализации своих авторских прав (в том числе личных неимущественных прав) в отношении произведения, созданного совместным творческим трудом, соавторы вправе заключить соответствующее соглашение. В таком соглашении соавторы, например, могут определить организационные аспекты указания имени каждого автора произведения, реализации прав на неприкосновенность произведения, а также прав на его обнародование.

2. Место организационных отношений в общей структуре регулируемого договором обязательства определяет основание деления гражданско-правовых договоров на три группы:

— договоры, лежащие в основании обязательств, в структуре которых организационные отношения сторон определяют процедуру исполнения имущественных обязательств (например, договор поставки, договор строительного подряда, договор перевозки груза) — договоры с организационным элементом, организационные обязательства сторон которых придают процедуре исполнения имущественных обязательств специфичность (например, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, договор финансовой аренды, договор банковского счета);

— договоры, организационные обязательства сторон по которым носят характер существенных условий таких договоров (например, предварительный договор, узловое соглашение, акционерное соглашение).

3. В системе гражданско-правовых договоров выделяется самостоятельный вид — организационный договор, представляющий собой соглашение двух и более лиц, определяющее условия их участия в конкретных обязательствах в будущем и (или) направленное на упорядочение и обеспечение их взаимосвязанной деятельности.

4. Организационные договоры наряду с простыми (однородными) договорами включают также сложные (неоднородные) договоры. Это обусловлено характером образующих их обязательств. Участники простых организационных договоров в их рамках согласовывают только взаимные организационные обязательства (предварительный договор). Сложные организационные договоры представляют собой взаимосвязанную систему имущественных и организационных обязательств. Такие договоры отличаются дуалистичностью предмета, состоящего из имущественного и организационного элементов (договор об организации перевозки грузов, договор простого товарищества).

5. В зависимости от непосредственной цели договора и соответствующего этой цели способа структурного построения правовых связей между субъектами гражданского оборота организационные договоры подразделяются на четыре основных вида: предварительный договор, рамочный договор, договоры, регулирующие совместную деятельность, и координационный договор.

Рамочные договоры (договор об организации перевозки грузов, договор об открытии кредитной линии) способны удовлетворить потребности участников гражданского оборота в определенном материальном благе только в связке с заключенными на их основании имущественными договорами, а не сами по себе.

Автор рассматривает договор, регулирующий совместную деятельность, в качестве родового, а не видового понятия (как это следует из норм главы 55 Гражданского кодекса РФ).

Видами договора, регулирующего совместную деятельность, являются следующие договоры: договор простого товарищества, договор о создании юридического лица (договор о создании акционерного общества, договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью), учредительный договор, реорганизационный договор (договор о слиянии, договор о присоединении).

В системе организационных договоров выделяется группа договоров, предметом которых являются действия, направленные на создание общих условий взаимодействия сторон в определенной сфере гражданского оборота. Такие договоры, в отличие от иных организационных договоров, не определяют содержание организуемых ими правоотношений сторон. Их воздействие на развитие гражданских правоотношений участников носит скорее способствующий и обеспечивающий, нежели упорядочивающий характер. Указанные договоры автор предлагает именовать координационными договорами.

К координационным договорам относятся, например, узловое соглашение, акционерное соглашение, договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, договор об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России.

В целях совершенствования Гражданского кодекса РФ автор предлагает:

1. Включить организационные отношения в предмет гражданского права на законодательном уровне, изложив п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ в следующей редакции: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные, личные неимущественные отношения и необходимые для их существования организационные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников».

2. Включить в главу 55 Гражданского кодекса РФ нормы об отдельных видах договоров, регулирующих совместную деятельность, озаглавив её «Договоры, регулирующие совместную деятельность». Структура этой главы должна включать пять параграфов. Первый параграф должен содержать общие нормы, а каждый из последующих четырех параграфов — специальные нормы о договоре простого товариществадоговоре о создании юридического лица и его подвидах, рассчитанных на создание акционерного общества и общества с ограниченной ответственностьюоб учредительном договорео реорганизационном договоре, в том числе отдельных его подвидах — договоре о слиянии и договоре о присоединении.

Содержание главы 55 Гражданского кодекса РФ будут составлять помимо уже имеющихся в ней норм, также новые нормы, в частности, содержащие общее определение договора, регулирующего совместную деятельность, и специальных договоров, требования к их форме, предмету, иным существенным условиям, правам и обязанностям сторон, основаниям изменения их условий и расторжения в одностороннем порядке, правовым последствиям их нарушения. В эту главу целесообразно перенести нормы из специальных законов — об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, — и из главы 4 Гражданского кодекса РФ. Безусловно, нет необходимости переносить в главу 55 Гражданского кодекса РФ нормы, которые учитывают такие особенности отдельных видов договора, регулирующего совместную деятельность, которые более удобны для правоприменения в контексте специальных законов.

Научно-практическая значимость исследования.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших научных исследований по проблеме договорного регулирования организационных отношений субъектов гражданского оборотапри совершенствовании действующего российского гражданского законодательстваа также в правоприменительной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации. Материалы исследования могут быть полезными в ходе преподавания и изучения гражданско-правовых курсов на юридических факультетах.

На основе теоретических положений и выводов, содержащихся в исследовании, сформулирован ряд конкретных практических рекомендаций по совершенствованию гражданского законодательства Российской Федерации.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях Сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права Российской академии наук, где подготовлена данная работа, а также на следующих научных заседаниях: Всероссийской научно-практической конференции, проведенной 19−20 сентября 2008 года Юридическим факультетом Алтайского государственного университета (г. Барнаул), по теме «Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы" — Конференции аспирантов, проведенной 10 декабря 2008 года Институтом государства и права Российской академии наук (г. Москва), по теме «Осуществление гражданских прав и их защита" — Международной, научно-практической конференции, проведенной 16−20 марта 2009 года Мурманским государственным техническим университетом (г. Мурманск), по теме «Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции" — Международной научно-практической конференции, проведенной 7−8 декабря 2009 года Институтом государства и права Российской академии наук, Ассоциацией юристов России (г. Москва), по теме «Роль гражданского права в современных экономических условиях в России и других странах СНГ. Тенденции и перспективы».

Отдельные положения исследования использованы в работах российских юристов (Е.Б. Козлова «Организационные договоры: понятие и классификация», С. Ю. Морозов «Цели и основные функции организационных транспортных договоров»).

Структура исследования.

Диссертация включает в себя введение, три главы, разделенные на десять параграфов, и список использованных источников.

ВЫВОДЫ.

Изложенные в настоящей главе положения позволяют сделать следующие выводы:

1. Организационные договоры, используемые субъектами в гражданском обороте, весьма разнообразны по своему содержанию и структурному построению правовой связи организационных и организуемых отношений. Тем не менее, по нашему мнению, они могут быть разделены на четыре основные группы:

1) предварительный договор;

2) рамочный договор;

3) договоры, регулирующие совместную деятельность;

4) координационный договор.

2. Предварительный договор является классическим однородным организационным договором.

Предмет предварительного договора формируют обязательства исключительно организационного характера по поводу заключения будущего основного договора (обязательства по формированию существенных условий будущего договора и обязательства по определению порядка заключения будущего договора).

Непосредственной целью названного договора является создание дополнительной организационной стадии взаимоотношений сторон на пути к заключению основного договора. На этой стадии устанавливается обязательственная связь между его участниками и придается юридическая сила достигнутым договоренностям до подписания основного договора.

Для предварительного договора характерна строгая последовательная связь организационных и организуемых обязательств сторон, устанавливающаяся через временную «точку соприкосновения» периодов действия предварительного и основного договоров.

3. Предметом рамочного договора являются действия сторон по организации потока однородных правоотношений в определенной сфере гражданского оборота. Он всегда носит длящийся характер, поскольку направлен на неоднократное применение его условий в течение длительного времени.

Непосредственная цель рамочного договора заключается в установлении устойчивых хозяйственных отношений между его участниками.

Рамочный договор порождает двухуровневую систему договорных связей на основе базового договора и локальных договоров, заключаемых в рамках его действия. При этом, в отличие от предварительного договора, рамочный договор не содержит прямого обязательства сторон заключать локальные сделки в его исполнение.

Система договорных отношений «базовый договор — локальные договоры» представлена как последовательной, так и параллельной связью организационных и организуемых обязательств сторон.

Рамочные договоры способны удовлетворить потребности участников гражданского оборота в определенном материальном благе только в связке с заключенными на их основании имущественными договорами, а не сами по себе.

3. Предметом договоров, регулирующих совместную деятельность, являются целенаправленные юридически тождественные действия сторон, осуществляемые на базе организационного и имущественного единства, для достижения общего для них полезного результата.

Договоры, регулирующие совместную деятельность, как и иные организационные договоры, обладают своей непосредственной целью, которая заключается в создании организационного единства для совместного участия в гражданском обороте. При этом такое совместное участие может быть прямым и опосредованным (через деятельность созданного юридического лица).

Для договоров, регулирующих совместную деятельность, характерно структурное единство договорных связей (взаимные организационные и имущественные обязательства сторон оформляются одним соглашением). Построение договорных правоотношений осуществляется по принципу тесной правовой связи организационных и имущественных обязательств сторон.

В качестве самостоятельных видов договора, регулирующего совместную деятельность, полагаем необходимым выделять: договор простого товарищества, договор о создании юридического лица, учредительный договор, реорганизационный договор.

В целях совершенствования гражданского законодательства предлагаем включить в главу 55 Гражданского кодекса РФ нормы об отдельных видах договоров, регулирующих совместную деятельность, озаглавив её «Договоры, регулирующие совместную деятельность». Структура этой главы должна включать пять параграфов. Первый параграф должен содержать общие нормы, а каждый из последующих четырех параграфов — специальные нормы о договоре простого товариществадоговоре о создании юридического лица и его подвидах, рассчитанных на создание акционерного общества и общества с ограниченной ответственностьюоб учредительном договорео реорганизационном договоре, в том числе отдельных его подвидах — договоре о слиянии и договоре о присоединении.

Содержание главы 55 Гражданского кодекса РФ будут составлять помимо уже имеющихся в ней норм, также новые нормы, в частности, содержащие общее определение договора, регулирующего совместную деятельность, и специальных договоров, требования к их форме, предмету, иным существенным условиям, правам и обязанностям сторон, основаниям изменения их условий и расторжения в одностороннем порядке, правовым последствиям их нарушения. В эту главу целесообразно перенести нормы из специальных законов — об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, — и из главы 4 Гражданского кодекса РФ. Безусловно, нет необходимости переносить в главу 55 Гражданского кодекса РФ нормы, которые учитывают такие особенности отдельных видов договора, регулирующего совместную деятельность, которые более удобны для правоприменения в контексте специальных законов.

4. Особенность координационного договора заключается в том, что он оказывает непрямое регулирующее воздействие на имущественные отношения его сторон. Предметом такого договора являются действия, направленные на создание общих условий сотрудничества сторон в определенной сфере гражданского оборота.

Непосредственной целью рассматриваемого договора является создание благоприятных организационных условий для удовлетворения участниками гражданского оборота потребностей в материальном либо нематериальном благе.

Координационный договор связан непрямой правовой связью с организуемыми правоотношениями. Он не определяет содержание основных обязательств, для организации исполнения которых он заключается. Его воздействие на развитие гражданских правоотношений сторон носит скорее способствующий и обеспечивающий, нежели упорядочивающий характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой