Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эргономические основы проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходит реформа образования, направленная на повышение его эффективности. При этом в условиях бурного развития научно-технического прогресса особенно велика потребность в квалифицированных инженерах, в подготовке которых общетехнические дисциплины занимают важное место. В современных условиях динамично развивающейся экономики и техники от человека требуется постоянное повышение… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ВВЕДЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Роль информатизации образования в развитии общества
    • 1. 2. Влияние информационных и коммуникационных технологий на развитие личности
    • 1. 3. Психологические аспекты организации интерактивного учебного диалога
    • 1. 4. Эргономические аспекты взаимодействия человека и компьютера
  • ГЛАВА 2. ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
    • 2. 1. Роль и место компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам в арсенале электронных средств обучения
    • 2. 2. Формирование технического мышления — задача компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам
    • 2. 3. Виды информации, используемые в компьютерных обучающих программах по общетехническим дисциплинам
    • 2. 4. Принципы пространственной организации учебной информации в компьютерных обучающих программах по общетехническим дисциплинам
    • 2. 5. Принципы организации траектории обзора учебной информации в компьютерных обучающих программах по общетехническим дис ципл инам
  • ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
    • 3. 1. Разработка методики комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам
    • 3. 2. Оценка индивидуальных особенностей студентов
    • 3. 3. Оценка эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам
    • 3. 4. Оценка функционального состояния студентов при работе с компьютерными обучающими программами по общетехническим дисциплинам

Эргономические основы проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы предметом эргономических исследований становится деятельность человека, опосредованная взаимодействием с компьютером в различных сферах, в том числе в области образования. Наблюдаемая тенденция связана с тем, что в начале третьего тысячелетия образование рассматривается как один из ведущих факторов развития российского общества, о чем свидетельствует ряд важных правительственных документов (Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003;2005 гг.), Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ до 2005 г. и Федеральная программа развития образования на 2000;2005 гг. и др.).

Происходит реформа образования, направленная на повышение его эффективности. При этом в условиях бурного развития научно-технического прогресса особенно велика потребность в квалифицированных инженерах, в подготовке которых общетехнические дисциплины занимают важное место. В современных условиях динамично развивающейся экономики и техники от человека требуется постоянное повышение профессионального мастерства. Модернизация образования предполагает переход от единого и централизованного обучения к многообразному, распределенному, практически обусловленному, непрерывному саморазвитию специалистов, предполагающему использование дистанционных форм обучения и индивидуальный подход в его процессе. Новые информационные технологии открывают огромные возможности для реализации этих аспектов реформирования образования. Данная работа лежит в русле эргономики, связанной с образовательным процессом, и имеет эргодизайнерскую направленность.

Создаваемые сегодня обучающие программы ориентированы преимущественно на гипертекст и полиэкранный режим диалога, что обеспечивает быстрый поиск различных фрагментов информации. Для общетехнических дисциплин (ОТД), система понятий которых отличается высоким уровнем иерархичности и высокой степенью логической взаимосвязанности компонентов, характеризующихся абстрактностью учебного материала, наиболее важно доступное изложение учебной информации, поэтому для обучающих программ по ОТД целесообразнее использовать моноэкранный режим диалога. В связи с этим требуются качественные эргономические решения способов представления учебной информации, тщательное планирование пространственного расположения, траектории ее обзора на экране предлагаемой обучающей программы.

Вместе с тем наблюдается низкий уровень эргономического проектирования обучающих программ по общетехническим дисциплинам. В большинстве случаев обучающие программы разрабатываются преподавателями-предметниками либо совместно с программистами, либо самостоятельно с использованием специальных сред проектирования, то есть без участия психологов, эргономистов, дизайнеров. Компьютерные обучающие программы (КОП) должны создаваться с учетом ряда дидактических, методических и психологических требований. Преподаватели технических дисциплин — это в основном выпускники технического вуза, инженеры, но не педагоги. Реализация методических и дидактических требований у опытного преподавателя-предметника вызывает меньше трудностей, чем реализация психологических требований. В большинстве случаев разработчики (преподаватели и программисты) не обладают необходимыми психологическими знаниями об особенностях протекания познавательных процессов (восприятия, мышления, запоминания и др.) и эргономическими знаниями (о динамике работоспособности и т. п.). Непосредственное обращение разработчиков обучающих программ по ОТД к работам в этих областях знаний весьма затруднительно. На данный момент эргономическое проектирование компьютерных обучающих программ осуществляется преимущественно на уровне интуитивных представлений об оптимальных формах предъявления учебной информации (В.Н. Андреев, И. Е. Вострокнутов, JI.X. Зайнугдинова).

Актуальность исследования определяется также тем, что пользователями КОП по общетехническим дисциплинам являются студенты младших курсов.

Чаще всего это молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет. Физиологическое состояние человека на данном жизненном этапе еще недостаточно устойчиво, формирование организма еще не завершено. При этом темп студенческой жизни достаточно высок, учебная нагрузка весьма велика. В связи с этим особенно важен высокий уровень эргономических показателей КОП. Необходимо создавать такие обучающие программы, которые вызывают минимальное психическое и зрительное утомление, работа с которыми сопровождается состоянием функционального комфорта (ФК), положительным отношением к учебной деятельности, что должно, в конечном итоге, способствовать интеллектуальному развитию студента.

Таким образом, проблема исследования отражает несоответствие объективных потребностей образовательного процесса технического вуза в использовании компьютерных обучающих программ, обладающих достаточно совершенными дидактическими свойствами и высокими эргономическими показателями, и существующего невысокого уровня эргономического проектирования КОП по общетехническим дисциплинам. Обучающие программы должны обеспечивать эффективное восприятие учебной информации, сопровождающееся формированием оптимального функционального состоянияфункционального комфорта. На практике же эргономическое проектирование КОП сводится, в основном, к выбору типа меню, размера шрифтов, размера и количества окон и не учитывает необходимость визуализации в доступной форме сложного абстрактного учебного материала ОТД.

Объект исследования. Процесс обучения общетехническим дисциплинам в техническом вузе с использованием компьютерных обучающих программ.

Предмет исследования. Теоретические основы и прикладные аспекты эргономического проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам.

Цель исследования. Разработка принципов эргономического проектирования компьютерных обучающих программ, обеспечивающих эффективное восприятие и усвоение учебного материала общетехнических дисциплин, соответствующих психофизиологическим возможностям учащихся и способствующих формированию у них оптимального функционального состояния — функционального комфорта.

Гипотеза исследования. Если пространственную организацию и траекторию обзора учебной информации на экране компьютерной обучающей программы по общетехническим дисциплинам осуществлять в соответствии с принципом визуального равновесия, развитым для случая интерактивного учебного диалога, то будут обеспечены условия для эффективного восприятия учебного материала и формирования состояния функционального комфорта.

Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи исследования:

1. Проведение теоретического сравнительного анализа основных направлений эргономических исследований в области информационных образовательных технологий.

2. Изучение особенностей преподавания общетехнических дисциплин: определение их роли и места в системе высшего образованиявыявление видов информации, используемых в компьютерных обучающих программах по ОТД, рассмотрение особенностей технического мышления учащихся.

3. Разработка эргономических принципов организации учебной информации в компьютерных обучающих программах по ОТД.

4. Проведение экспериментальной сравнительной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам, используемых в учебном процессе.

Методологической основой исследования явились работы в области эргономики и инженерной психологии, посвященные общим закономерностям переработки информации при работе с ЭВМ (В.П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, В. М. Мунипов, Г. М. Зараковский, И. Е. Вострокнутов и др.), а также принципам эргономического проектирования деятельности, основанного на концепции функционального комфорта (Л.Д. Чайнова). Наряду с этим использовались различные данные из области общей и педагогической психологии: об особенностях протекания умственной деятельности (СЛ. Рубинштейн), формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин), о возможностях воздействия информационных технологий на развитие личности (Б.Ф. Ломов, O.K. Тихомиров и др.), об особенностях формирования технического и творческого мышления (Т.В. Кудрявцев, И.П. Калошина), о специфике восприятия технической информации (А.В. Антонов). Анализировался феномен визуального равновесия композиции из области психологии художественного восприятия (Р. Арнхейм) для оценки возможности его использования при проектировании визуального поля на экране компьютера. Привлекались сведения из области теории и практики информатизации образования о возможностях и принципах организации обучения, опосредованного компьютером (Е.И. Машбиц, И.В. Роберт), специфике преподавания общетехнических дисциплин с использованием информационных технологий (Л.Х. Зайнутдинова).

Методы исследования.

Методы теоретического уровня. Теоретический сравнительный и системный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике исследования из области инженерной психологии, эргономики, общей психологии, психологии художественного восприятия, педагогики.

Методы эмпирического уровня: 1. Анкетирование (анкета оценки эргономических показателей КОП и анкета, разработанная автором на основе теста дифференцированной самооценки САН), тестирование (дифференциально-диагностический опросник А. Климова, тест возрастающей трудности (методика Равена), теппинг-тест, опросник Я. Стреляу, тесты на определение объема кратковременной зрительной памяти и объема распределения и переключения внимания), физиологические методы оценки функционального состояния (определение частоты сердечных сокращений, измерение артериального давления).

2. При обработке, анализе и обобщении материалов исследования применялись методы статистической обработки информации. Были использованы программа Microsoft Excel 2000, интегрированный статистический пакет Statistica 5.5.

Теоретическая значимость исследования:

1. Предложен новый подход в развитии принципа визуального равновесия, известного в психологии художественного восприятия, для случая интерактивного учебного диалога на экране компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам.

2. Разработаны теоретические основы эргономического проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам.

Новизна исследования заключается в следующем:

1. Представлена модель структурного плана экрана монитора с выделением зон, вызывающих повышенное внимание наблюдателя (зоны эффективного восприятия), на основе которой осуществлено развитие принципа визуального равновесия для случая интераетивного учебного диалога в компьютерной обучающей программе по общетехническим дисциплинам.

2. Предложены принципы пространственной организации учебного материала на экране компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам, регламентирующие размещение идеографической и текстовой информации.

3. Предложены принципы организации траектории обзора учебного материала в компьютерных обучающих программах по общетехническим дисциплинам, определяющие последовательность обращения пользователя к фрагментам информации различного вида.

4. Разработана методика комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам, включающая в себя оценку индивидуальных особенностей учащихся и эргономических показателей обучающих программ, а также оценку функционального состояния студентов при работе с этими программами.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

В соответствии с предложенными теоретическими основами эргономического проектирования компьютерных обучающих программ по ОТД разработаны методические указания для преподавателей и программистов по пространственному размещению и цветовому оформлению учебного материала на экране компьютера, по организации траектории его обзора.

Предложена методика комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по ОТД, которая может быть применена для определения качества обучающих программ по различным учебным дисциплинам.

Материалы исследования используются при чтении лекций на факультете повышения педагогического мастерства и при дипломном проектировании по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (АСОИУ).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. При проектировании компьютерных обучающих программ по ОТД:

• целесообразно преимущественное использование идеографического и текстового видов информации. Ведущая роль при этом должна принадлежать идеографической информации (схемы, графики, диаграммы, формулы), текстовая информация должна быть предельно лаконичной.

• размещение учебного материала следует осуществлять на основе предложенной модели струюурного плана экрана монитора в зонах эффективного восприятия: центральной, центральной горизонтальной, центральной вертикальной, зоне восходящей диагонали, зоне нисходящей диагонали.

2. При проектировании компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам необходимо придерживаться следующих принципов пространственной организации учебной информации на экране монитора:

• идеографическую информацию целесообразно размещать по нисходящей диагонали — из левого верхнего угла в правый нижний. При этом идеографическую информацию, отражающую статику изучаемого технического объекта (либо информацию меньшего уровня абстракции), необходимо располагать в левом верхнем углу, а идеографическую информацию, отражающую динамику изучаемого технического объекта (либо информацию более высокого уровня абстракции), — в правом нижнем углу;

• текстовую информацию целесообразно размещать по восходящей диагонали — из нижнего левого угла в верхний правый. При этом текстовую информацию, связанную с практическими действиями, следует располагать в левом нижнем углу, а текстовую информацию, отражающую исходные данные технического объекта, — в правом верхнем углу;

• информацию, отражающую сообщения обратной связи, целесообразно располагать в центральной зоне экрана.

3. При проектировании компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам необходимо придерживаться следующих принципов организации траектории обзора учебной информации в условиях интерактивного учебного диалога:

• управление траекторией обзора следует осуществлять путем выдачи сообщений обратной связи и использования специфических возможностей компьютера (цвет, звук, изменение яркости, размера, положения и др.);

• следует обеспечить возможность естественного перемещения взора учащегося между различными видами информации (идеографической и текстовойидеографической, отражающей статику, и идеографической, отражающей динамику изучаемого технического объектаидеографической, отражающей учебный материал низкой степени абстракции, и идеографической, отражающей учебный материал более высокой степени абстракциитекстовой, отражающей исходные данные, и текстовой, связанной с практическими действиями).

4. Экспериментальная оценка эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам должна включать в себя:

• оценку индивидуальных особенностей учащихся (профессиональные склонности, степень развития логичности мышления, свойства нервной системы: уравновешенность, подвижность, сила);

• оценку эргономических показателей обучающих программ (пространственное расположение учебной информации, удобство считывания информации: используемый шрифт, цветовая гамма, предъявление информации в динамическом виде, степень ясности (понятности) последовательности действий при работе с программой) на основе анкет, разработанных автором.

• оценку функционального состояния (ФС) студентов при работе с данными программами с использованием физиологических методов (измерение артериального давления и частоты сердечных сокращений), психометрических методик (изменение объема кратковременной зрительной памяти и объема распределения и переключения внимания) и субъективных методик (с применением анкеты, разработанной автором на основе теста дифференцированной самооценки САН).

Апробация результатов исследования проходила на заседаниях кафедры информационных технологий и коммуникаций, кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления, кафедры электротехники Астраханского государственного технического университета (АГТУ) — на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава АГТУ в 1998;2003 гг.- на Международном форуме по проблемам науки, техники и образования (Москва, 1998) — на 1-й Всероссийской конференции «Психология и эргономика: единство теории и прагаики» (Тверь, 1999) — на III Всероссийской научно-практической конференции «Качество жизни и российское предпринимательство» (Москва, 2001). А также на международных конференциях: «Региональная информатика» (Санкт-Петербург, 1998) — «Новые информационные технологии в преподавании электротехнических дисциплин» (Астрахань, 1998, 2000, 2003) — «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе» (Москва, 2000) — «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, 2001) — «Инновационные технологии обучения в высшей профессиональной школе» (Москва, 2001) — «Влияние образовательных технологий на развитие регионов» (Астрахань, 2003) — «Knowledge-Dialogue-Solution «(Варна, Болгария, 2003).

Выводы к главе 3.

1. На основе анализа научной литературы, посвященной вопросам психологического тестирования и эргономическим критериям эффективности деятельности, и учета специфики преподавания ОТД с использованием информационных технологий автором настоящего исследования разработана методика комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам, включающая в себя оценку:

• индивидуальных особенностей студентов, участвующих в эксперименте;

• эргономических показателей компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам;

• функционального состояния учащихся при работе с данными программами.

2. На основании проведенной оценки индивидуальных особенностей студентов выявлено:

• Для контингента студентов, участвующих в эксперименте, выбор профессии в основном адекватен склонностям личности. Следовательно, можно предположить положительную мотивацию студентов и их заинтересованность в освоении учебного материала по электротехнике.

• Большинство студентов, участвующих в эксперименте, обладают высокой или средней степенью развития логичности мышления. Соответственно, студенты, участвующие в эксперименте, имеют уровень развития логичности мышления, достаточный для восприятия и усвоения учебного материала общетехнических дисциплин.

• Студенты, участвующие в эксперименте, в основном обладают слабой и среднеслабой, подвижной нервной системой. Следовательно, влияние тех или иных свойств КОП на ФС студентов при работе с данными программами должно проявиться достаточно ярко.

3. Результаты экспериментальной оценки эргономических показателей КОП по электротехнике показали преимущество эргономических показателей (цветовая гаммаудобство считывания информации (шрифт) — пространственное расположение элементов информациистепень ясности последовательности действий) компьютерных обучающих программ TZ и ОС, наиболее полно соответствующих сформулированным в данном диссертационном исследовании принципам пространственной организации и траектории обзора учебной информации, по сравнению с программой ТЭЦ.

Таким образом, КОП по электротехнике — TZ и ОС, пространственная организация и траектория обзора учебной информации в которых организованы в соответствии с принципом визуального равновесия, развитым для случая интерактивного учебного диалога, обеспечивают условия эффективного восприятия учебного материала.

4. На основе экспериментальной оценки ФС студентов различными способами (с использованием физиологических, психометрических и субъективных методов) выявлены достоверные различия между функциональными состояниями, возникающими у студентов при работе с моделирующей программой «Теория электрических цепей (ТЭЦ)», с одной стороны, и программами «Однофазные цепи синусоидального тока (ОС)» и «Трехфазные цепи (TZ)» (созданными с применением метода теоретических образов), с другой стороны.

Результаты экспериментального исследования показали, что работа с TZ и ОС сопровождается большим напряжением, т. е. большей интенсивностью учебной деятельности. Эти факты в сочетании с высоким удовлетворением от работы, положительной оценкой своего самочувствия позволяют сделать вывод об адекватной мобилизации психофизиологических процессов, оптимальном уровне их активации, положительном характере возникающей напряженности деятельности, т. е. о формировании состояния ФК. Высокая педагогическая эффективность этих программ была подтверждена ранее.

Работа же с программой ТЭЦ сопровождается худшей оценкой студентами своего самочувствия, настроения и удовлетворения от работы, меньшей концентрацией внимания, меньшей напряженностью деятельности, возникновением непродуктивной ее формы. Таким образом, программы TZ и ОС больше соответствуют критерию ФК, чем ТЭЦ.

В результате комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей обучающих программ по ОТД (на примере курса электротехники), проведенной по авторской методике, подтверждена выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что если пространственную организацию и траекторию обзора учебной информации на экране компьютерной обучающей программы по общетехническим дисциплинам осуществлять в соответствии с принципом визуального равновесия, развитого для случая интерактивного учебного диалога, то будут обеспечены условия для эффективного восприятия учебного материала, формирования состояния функционального комфорта.

Разработанная методика может быть применена для комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по другим дисциплинам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе теоретического и экспериментального исследований были получены следующие результаты и выводы.

1. На основе анализа основных направлений эргономических исследований в области информационных образовательных технологий показана насущная необходимость образовательного процесса технического вуза в разработке эргономических основ проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам. Выявлена значительная роль информатизации образования в развитии общества. Указывается, что в связи с возможными негативными аспектами влияния ИКТ необходима психологическая экспертиза внедряемых проектов.

2.Отмечено, что диалог учащегося и компьютера имеет интерактивный характер. На основе проведенного анализа научных публикаций по психолого-педагогическим аспектам использования ИКТ установлено, что проблемы активизации познавательных психических процессов (восприятия, памяти, осмысления и запоминания сложного абстрактного материала) в структуре интерактивного учебного диалога ввиду их большой сложности пока практически не исследованы. Предлагается к решению этой первоочередной для компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам задачи подойти на основе анализа эргономических аспектов взаимодействия человека и компьютера.

3. Показано, что имеющиеся эргономические стандарты и руководства по проектированию пользовательского интерфейса, содержащие множество обоснованных эргономических требований, рекомендаций, как правило относятся к системам обработки информации: базам данных, экспертным системам, веб-сайтам, графическим, текстовым редакторам. В основном рассматриваются вопросы обеспечения оптимальных условий деятельности: защита от электромагнитных излучений, правильный режим труда, микроклиматические условия, снижение нагрузки на зрение, правильная поза при работе, организация рабочего места. Вопросам эргономической оптимизации свойств КОП уделяется меньше внимания. Работ, исследующих эргономические свойства компьютерных обучающих программ по ОТД, практически нет.

4. Выявлена специфика общетехнических дисциплин и роль компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам среди других электронных средств обучения. Показано, что эргономическое проектирование компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам должно выполняться с учетом следующих дидактических и методических требований:

• доступное изложение учебного материала повышенной сложности, обусловленной сложностью идеализированных технических объектов и многообразием реальных технических систем и устройств и режимов их функционирования;

• отражение большого объема используемых в ОТД теоретических понятий, высокой степени их логической взаимосвязи и высокого уровня иерархичности системы этих понятий;

• большой объем разнообразных контролируемых тренировочных действий.

5. Рассмотрены особенности мыслительных процессов при работе с техническими объектами и понятиями. Обучающие программы по общетехническим дисциплинам должны способствовать развитию технического мышления (трехкомпонентного по структуре — понятийно-образно-действенного и оперативного по характеру). Для решения проблемы формирования технического мышления учащихся предложено использовать известный метод теоретических образов, обеспечивающий наглядно-образное представление абстрактного учебного материала общетехнических дисциплин.

6. Показано, что в компьютерных обучающих программах по общетехническим дисциплинам целесообразно преимущественное использование идеографического и текстового видов информации. Ведущая роль при этом принадлежит идеографической информации (графики, диаграммы, формулы), а текст должен быть предельно лаконичным. Учебный материал ОТД имеет высокую степень абстракции. Знаки в схемах, используемых в данных дисциплинах, часто замещают не реальный объект, а понятие о нем, т. е. могут быть отнесены к идеограммам. Следовательно, схемы, используемые при изложении учебного материала общетехнических дисциплин, следует отнести не к пиктографической, а к идеографической информации. Пиктографическая же информация (технические фотографии, технические рисунки, чертежи и схемы) более целесообразна для преподавания специальных технических дисциплин. Наряду с видами информации (пиктографической, идеографической, текстовой) целесообразно различать форму представления информации: символьную и наглядно-образную.

1: Обоснована необходимость развития и использования принципа визуального равновесия, известного из психологии художественного восприятия, для случая моноэкранного интерактивного учебного диалога в обучающих программах по ОТД. Развитие принципа визуального равновесия осуществлено на основе предложенной модели структурного плана экрана монитора с выделением зон, вызывающих повышенное внимание наблюдателя: центральной, центральной горизонтальной, центральной вертикальной, зоны восходящей диагонали, зоны нисходящей диагонали (зоны эффективного восприятия).

8. При проектировании компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам для реализации визуального равновесия в условиях интерактивного учебного диалога необходимо придерживаться следующих принципов пространственной организации учебной информации на экране монитора:

• идеографическую информацию целесообразно размещать по нисходящей диагонали — из левого верхнего угла в правый нижний. При этом идеографическую информацию, отражающую статику изучаемого технического объекта (либо информацию меньшего уровня абстракции), необходимо располагать в левом верхнем углу, а идеографическую информацию, отражающую динамику изучаемого технического объекта (либо информацию более высокого уровня абстракции), — в правом нижнем углу;

• текстовую информацию целесообразно размещать по восходящей диагонали — из нижнего левого угла в верхний правый. При этом текстовую информацию, связанную с практическими действиями, следует располагать в левом нижнем углу, а текстовую информацию, отражающую исходные данные технического объекта, — в правом верхнем углу;

• информацию, отражающую сообщения обратной связи, целесообразно располагать в центральной зоне экрана.

9. При проектировании компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам для реализации визуального равновесия в условиях интерактивного учебного диалога необходимо придерживаться следующих принципов организации траектории обзора учебной информации: а) управление траекторией обзора следует осуществлять путем выдачи сообщений обратной связи и использования специфических возможностей компьютера (цвет, звук, изменение яркости, размера, положения и др.) — б) следует обеспечить возможность перемещения взора учащегося между различными видами информации:

• идеографической и текстовой;

• идеографической, отражающей статику изучаемого технического объекта, и идеографической, отражающей динамик}' изучаемого технического объекта;

• идеографической, отражающей учебный материал низкой степени абстракции к идеографической, отражающей учебный материал более высокой степени абстракции;

• текстовой, отражающей исходные данные и текстовой, связанной с практическими действиями. в) в завершение работы с КОП по общетехническим дисциплинам для обобщения изученного учебного материала необходимо обеспечить траекторию обзора идеографической информации по нисходящей диагонали: от идеографической информации, отражающей статику изучаемого технического объекта, к идеографической информации, отражающей динамику изучаемого технического объекта (либо от идеографической информации, отражающей учебный материал низкой степени абстракции, к идеографической информации, отражающей учебный материал более высокой степени абстракции).

10. Для определения эффективности разработанных эргономических принципов была проведена комплексная экспериментальная оценка эргономических показателей обучающих программ по обшетехническим дисциплинам (на примере обучающих программ по электротехнике) в соответствии с предложенной автором методикой.

11. Разработана методика комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по ОТД, которая включила в себя оценку:

• индивидуальных особенностей учащихся (профессиональных склонностей, степени развития логичности мышления, свойств нервной системыуравновешенности, подвижности, силы);

• эргономических показателей КОП по общетехническим дисциплинам (пространственное расположение учебной информации, удобство считывания информации — используемый шрифт, цветовая гамма, предъявление информации в динамическом виде, степень ясности (понятности) последовательности действий при работе с программой) на основе анкет, разработанных автором;

• ФС студентов при работе с данными программами с использованием физиологических методов (измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений), психометрических методик (изменения объема кратковременной зрительной памяти и объема распределения и переключения внимания) и субъективных методов (с применением анкеты, разработанной автором на основе теста дифференцированной самооценки САН по показателям: самочувствие, напряжение, бодрость, настроение, удовлетворение от работы, степень концентрации внимания).

12. В соответствии с предложенной методикой проведено экспериментальное исследование эргономических показателей ряда компьютерных обучающих программ по курсу электротехники.

13. Экспериментальное исследование с достаточной достоверностью показало, что компьютерные обучающие программы, пространственная организация учебной информации и траектория обзора в которых организованы в соответствии с принципом визуального равновесия, развитым для случая интерактивного учебного диалога, способствуют эффективному восприятию учебного материала и формированию оптимального ФС-функционального комфорта.

14. Сделан вывод о том, что разработанная методика может быть применена для комплексной экспериментальной оценки эргономических показателей компьютерных обучающих программ по другим дисциплинам.

Полученные результаты дают основание заключить, что задачи исследования решены, поставленная цель достигнута, гипотеза исследования подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.JI. Изобразительные средства визуального программирования // Пользовательский интерфейс. 1993. — № 1. — С. 22−25.
  2. Автоматизированный лабораторный практикум удаленного доступа для изучения методов и средств измерения температуры и теплофизических величин. January, 2003. http: //www.asp.tstu.ru/tfs/new/main.htm
  3. B.C. Психология состояний, теория и практика. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2000. — С. 212.
  4. В.Н. Обучающие системы: роль игровых моментов // Пользовательский интерфейс. 1993. -№ 1. — С. 76−78.
  5. В.Н. Применение методов библиографического моделирования при работе с гипертекстом // Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. — Т. 1. — С. 122−125.
  6. Н.Б. Защита пользователей ЭВМ от негативных воздействий слабых электромагнитных полей // Прикладная эргономика. 1992. — № 2. С. 16−22.
  7. А. Психологическое тестирование / Пер. с англ.- Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1 — 296 с.
  8. В.Н. Психологические аспекты представления информации на экране дисплея в автоматизированных обучающих системах: Дисканд. псих. наук. — СПб., 1991. -132 с.
  9. ГЛ., Андриенко Н. В. Интеллектуальная гипертекстовая система для исследования проблем и обучения // Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». Т. 1. — Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. — С. 58−62.
  10. А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка. 1988.- 184 с.
  11. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета. Dec, 2000, http://wwvv.ripn.net/relarn/
  12. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Социальная и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей. Dec, 2000, http://www.ripn.net/relarn/
  13. О.Н., Войскунский А. Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей. Dec, 2000, http://www, ripn.net/relarn/
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  15. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 1. — С. 89−100.
  16. .С., Лепский В. Е., Мунипов В. М., Смолян Г. А. Эргономическоеt «обеспечите проектирования программных средств / Эргономика Тр. ВНИИТЭ. Вып. 30. Эргономическое обеспечение средств вычислительной техники и АСУ. — М.: ВНИИТЭ, 1985.-С. 8−19.
  17. Бобришева-Пушкина Н.Д. Физиолого-гигиенические методы оценки программных средств // Сб. тр. X юбил. конф.-выставки «Информационные технологии в образовании». -М.: МИФИ, 2000. С. 300−302.
  18. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — 1456 с.
  19. А., Повякель Н. Психолого-эргономическое обеспечение программных средств // Информатика и образование. 1990. — № 5. — С. 68−74.
  20. Г. Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  21. И.В. Гибкий сценарный интерфейс: интеллектуальная пространственная структура диалога // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, — № 2. — С. 44−53.
  22. Ю.Р. Графическая метафора основа когнитивной графики // Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». — Т. 1. — Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. — С. 94−100.
  23. Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченка- М.: Сов. радио, 1974. 352 с.
  24. Р. Книги без бумаги // Компьютер + программы. 1995. — № 7 (22). — С. 76−80.
  25. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. Женева: ВОЗ, 1989. — 150 с.
  26. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете, Dec 1998. http://www.ripn.net/relarn/
  27. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатика, 1995. — 220 с.
  28. Н.В. Суть дизайна. Пятьдесят шесть тезисов русской версии понимания дизайна. М.: Изд-во «ГрантЪ», 2002. — 23 с.
  29. И.Е. Гомогенность и агрессивность визуальной среды в программных средствах учебного назначения // Педагогическая информатика. 1997. -№ 4. — С. 43−50.
  30. Й.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. — 38 с.
  31. В.А. Электронные издания. М.-СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001.-308 с.
  32. И.Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. -№ 1. — С. 86−87.
  33. Выступление заместителя председателя научно-технического комитета войск ПВО Колганова С. К. // Техника, экономика: Межотраслевой науч.-техн. сб. Серия: Эргономика. Эргономика в военной технике и народном хозяйстве. М: ВИМИ, 1993. — С. 22.
  34. Т.А. Человеческий фактор и модель пользователя в интеллектуальных и обучающих системах // Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». Т.1. — Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. — С. 83−88.
  35. ПЛ. Лекции по психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 2002. — 400 с.
  36. Е., Селехова Г. Как предупредить переутомление при работе с видеотерминалом // Информатика и образование. 1990. — № 4. — С. 55−57.
  37. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542−96. — М.: Госкомсанэпиднадзор РФ, 1996.
  38. Д.С. Практикум по психологическому тестированию: Учеб. пособие. -Самара: Изд. дом «Бахрам-Х», 2000. 248 с.
  39. И.Б. Повышение операциональности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -СПб., 1999.-46 с.
  40. Ю.М., Чаянова Л. Д., Поддьяков Н. Н. и др. Новые информационные
  41. С.И., Золина З. М., Мойкин Ю. В. Методика исследований в физиологии труда. М.: Медицина, 1974. — С. 213.
  42. ГОСТ Р 50 923−96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения. М.: Госстандарт РФ, 1996.
  43. ГОСТ Р 50 948−96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. М.: Госстандарт РФ, 1996.
  44. ГОСТ Р 50 949−96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерения и оценки эргономических параметров и параметров безопасности. М.: Госстандарт РФ, 1996.
  45. К.Ю. Психологический интеллектуальный интерфейс адаптивного общения пользователя с вычислительной системой: Автореф. дис. д-ра. техн. наук. -М., 1995.-24 с.
  46. Л.П., Кринская Т. А. Сравнение мотивационно-эмоциональной сферы начинающих и опытных пользователей компьютеров // Пользовательский интерфейс. -1993.-№ 2.-С. 24−28.
  47. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 5−16.
  48. Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 21 с.
  49. В.В., Рубцов В. В., Крицкий А. Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С. 68−72.
  50. С.И., Муратова Е. И., Пучков Н. П. Формирование методологической основы инженерных знаний посредством информационных технологий: Сб. тр. X юб. конф.-выставки «Информ. технол. в образовании». М.: МИФИ, — 2000. — С. 247−248.
  51. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Изд.- во «Лукоморье», 1997. — 254 с.
  52. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: / Метод, материал. Сер.: Новые технологии обучения в высшем образовании. -Москва-Уфа, 1988. 38 с.
  53. Л.Г. Проблемы современной психологии труда. Теория функциональных систем физиологии и психологии.-М.: 1978.
  54. М. Интернет и пользовательский интерфейс. Aug, 2000, http://www.iworld.ru/magazirie/9 36 1999/nel-park 7. shtml
  55. O.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. -№ 1. — С. 68−78.
  56. Т.В. Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач (на примере младшего школьника): Автореф. дис.. канд. псих, наук.-М., 1998.-27 с.
  57. В.Е., Смолян Г. А. Эргономические принципы организации графического представления данных / Эргономика. Тр. ВНИИТЭ. — Вып. 31. Эргономическое обеспечение проектирования и эксплуатации средств автоматизации. -М.: ВНИИТЭ, 1986. С. 47−51.
  58. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учеб. 2-е изд., испр. — М.: Моск. псих.-соц. ин-т: Флинта, 2003. — 336 с.
  59. А.В., Ступин С. В. Пользовательский интерфейс в учебных программах // Сб. материалов междунар. науч. конф. «Пользовательский интерфейс в современных компьютерных системах». Орел: 01 ТУ, 1999. — С. 234−239.
  60. JI.X. Теоретические основы создания и применения дидактическихинтерактивных программных средств по общетехническим дисциплинам. Дис. дра. пед. наук. Астрахань-Москва, 1999. — 410 с.
  61. Л.Х., Яковец Д. А. Психологические требования к электронным учебникам // Материалы VII междунар. науч.метод. конф. «Инновационные технологии обучения в высшей профессиональной школе». Вып. 5.-М.: Изд-во МГТА, 2001. -С. 145−148.
  62. Г. М., Мунипов В. М., Шлаен П. Я. Эргономика в вопросах и ответах. Материалы понятийной базы эргономики. Тверь: Полиграфрекламиздат, 1993. — 68 с.
  63. В.К. Особенности эргономики как неклассической науки // Эргономика и социальная ориентация научно-технического прогресса: Материалы Второй всесоюз. конф. по эргономике. М.: ВНИИТЭ, 1989. — С. 22−24.
  64. М.Ф., Петрова И. Ю. Проблемы развития информационной элементной базы систем управления и вычислительной техники: Препринт доклада Президиуму БФАН СССР. Уфа, 1980.-67 с.
  65. М. Ф. Петрова И.Ю., Яковец Д. А. О некоторых аспектах исследования психофизиологического состояния оператора ЭВМ // Труды Междунар. форума по проблемам науки, техники и образования. М.: Академия наук о Земле, 1998. — С. 190.
  66. М.Ф., Яковец Д. А. К вопросу исследования влияния электромагнитных излучений различных видов на жизнедеятельность человека // Тез. докл. XLII науч.-техн. конф. проф.-преп. состава АГТУ. Астрахань: Изд-во АГТУ, 1998. — С. 262.
  67. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола. 1994. — 304 с.
  68. В. П. Мунипов В.М. Основы эргономики. -М.: МГУ, 1979. -343с.
  69. В.П., Назаров А. И. Психология образа и проектирование интерфейсов // Пользовательский интерфейс. 1993. — № 1. — С. 26−32.
  70. В.П., Узилевский Г. Я. Эргосемиотический подход к исследованию пользовательского интерфейса // Пользовательский интерфейс. 1993. — № 1. — С. 1221.
  71. И.М. Образовательная революция. М.: МГСА, 2002.
  72. И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431 с.
  73. В.Г. Образование и цивилизация // Компьютеры в учебном процессе. 1996. -№ 7.-С. 3−26. «
  74. Кляуззе В JL Эргономическое обеспечение Web-дизайна // Мир ПК. 2002. — № 5. — С. 70−78.
  75. О.А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника // Информатика и образование. 1995. -№ 3. — С. 97−99.
  76. Р., Влейминк И. Интерфейс человек-компьютер / Пер. с англ. Г. Н. Коноплева и др.- Под ред. В. Ф. Шаньгина. М.: Мир, 1990. — 501 с.
  77. Краснова О. А, Левченко И. В. Излучение компьютера и здоровье детей // Информатика и образование. 1996. — № 4. — С. 113−115.
  78. А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя: Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1996. — 60 с.
  79. В.М. Психологические аспекты разработки визуального пользовательского интерфейса нового поколения // Пользовательский интерфейс. -1993. -№ 3.- С. 17−22.
  80. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  81. И.Г. Повышение качества высшего образования как основа его модернизации//Политика качества: сб. ст. МГСА. -М.: Изд-во МГСА, 2001.
  82. В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Эти глаза напротив монитора // Мир ПК. -1997.-№ 3.-С. 156−160.
  83. В.В., Мурзамуратова Л. К., Яковец Д. А. Эргономические показатели программ, создаваемых в рамках дипломного проектирования студентами специальности АСОИУ // Сб. тр. VI междунар. науч.-метод. конф. «Новые
  84. Л.А., Изотова Т. А. Персональный компьютер и здоровье детей // Информатика и образование. 1997. — № 3. — С. 112−124.
  85. В.Е. Субъектно-ориентированная концепция компьютеризации управленческой деятельности: Автореф. дис.. д-ра, псих. наук. М., 2000. — 42 с.
  86. Д. А. Сухов А.В. Фрагмент компьютеризированного учебника для контроля знаний // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 91−95.
  87. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  88. В.Д. Реальная эргономика — эргономика потребительских товаров // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 2/1. — С. 65−67.
  89. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика. 1988. -192 с.
  90. М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования / Пер. с англ. М.: Мир, 1996. — 160 с.
  91. Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопросы психологии. 1993. -№ 2. — С. 122−125.
  92. Е.Б. Психологическая теория деятельности и когнитивная эргономика: перспективы развития // Пользовательский интерфейс. 1993. — № 1. — С. 29−32.
  93. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. — 270 с.
  94. Мультимедиа технологии в образовании // Проблемы информатизации высшей школы. Спецвыпуск: Концепция информатизации сферы образования РФ. 1998. — № 3
  95. В.М. Камо грядеши, эргономика? По зарубежным материалам: Обзор. -М.: ВНИИТЭ, 1992.-160с.
  96. Оптимизация условий деятельности государственных служащих (эргодизайнерский подход) / Под ред. А. А. Деркача, Л. А. Кузьмичева. М.: Изд-во РАГС, 2003. — С. 127−136.
  97. Основы инженерной психологии: Учеб. для вузов / БА. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Высш. шк., 1986. — 448 с.
  98. Отчет НИР и НИОКР Института информатизации образования за 1996 год по комплексной программе «Информатизация образования». М., 1997. -120 с.
  99. Отчет о 4-й Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» // Информатика и образование. 1997. — № 3 — С. 80−84.
  100. Е.Н. Некоторые вопросы информатизации образования // Тр. междунар. семинара «Искусственный интеллект в образовании». Казань: КГТУ, 1996. — Ч. 2.-С. 45−48.
  101. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств ВТ, информатизации и компьютеризации в сфере общего среднего образования. // Информатика и образование. 2000 — № 4,5,7.
  102. И.Ю. Энерго информационный метод анализа и синтеза чувствительных элементов систем управления: Автореф. дис. д-ра техн. наук. -Самара, 1996. — 42 с.
  103. И.Ю., Зайнугдинова Л. Х., Яковец Д. А. О необходимости исследования психологических и эргономических аспектов создания обучающих программных систем по техническим дисциплинам // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 2/1. — С. 77.
  104. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на пленарном заседании 2-го международного конгресса «Образование и информатика» // Компьютеры в учебном процессе. -1996.-№ 7. С. 28−59.
  105. К.К. Психологические аспекты проектирования цветных изображений в машинной графике: Дис. канд. псих. наук. СПб., 1990. — 186 с.
  106. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Стандарт фирмы IBM / Под ред. М. И. Дадашова. М.: АО «Лев», 1992. — 186 с.
  107. А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. 1995.-№ 3.-С. 53−61.
  108. Психология ощущения и восприятия. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор, В. В. Любимова, М. Б. Михайлевской. — М.: ЧеРо, 1999. — 610 с.
  109. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. 400 с.
  110. Разработка методических основ и инструментальных средств для создания интегрированных баз знаний: Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководитель: Петрова И. Ю. per. № 02.99.3 274. — Астрахань, 1999. — 148 с. (6 е.).
  111. Разработка методических основ и инструментальных средств для создания интегрированных баз знаний: Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководитель: Петрова И. Ю. -рег.№ 01.20.00 3 917. Астрахань, 2000. -245 с. (7 е.).
  112. Разработка методических основ и инструментальных средств для создания интегрированных баз знаний: Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководитель: Петрова И. Ю. per. № 01.20.01 7 598. — Астрахань, 2001. -245 с. (7 с.).
  113. С.Ю., Смолян Г. Л. Вопросы эргономического обеспечения проектирования диалога человека с ЭВМ / Эргономика. Тр. ВНИИТЭ. Вып. 30. Эргономическое обеспечение средств вычислительной техники и АСУ. — М.: ВНИИТЭ, 1985.-С. 20−37.
  114. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  115. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  116. Сб. материалов междунар. науч. конф. «Пользовательский интерфейс в современных компьютерных системах». Орел: Ol «ГУ, 1999. -353 с.
  117. Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». В 2-х т. — Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. — 403 с.
  118. Сб. науч. тр. V нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-96 (КИИ-96)». В 3-х т. — Казань: Изд-во АИИ, 1996. — 530 с.
  119. Сб. науч. тр. VI нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект — 98 (КИИ-98)». В 3-х т. Пущино: Изд-во АИИ, 1998. — 835 с.
  120. Л.И. Эмоциональная поддержка пользователей в процессе компьютеризированного обучения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1999. — 24 с.
  121. Д. Дистанционное обучение — новая тенденция в системе образования // Компьютер + программы. 1996. — № 4(28). — С. 62−63.
  122. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Барнаул, 1997. -36 с.
  123. П. Подпроект «Коммуникация» в рамках проекта «Виртуальный университет» / Сб. тр. V междунар. науч.-метод. конф. «Новые информационные технологии в электротехническом образовании (НИТЭ-2000)». Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2000. -С. 10−15.
  124. О.Г. Использование мультимедиа технологий в системе образования: концептуальный и практический аспект // Сб. тр. X юбил. конф.-выставки «Информационные технологии в образовании». -М.:МИФИ, 2000. -С. 123−125.
  125. Современные технологии обучения в области дисциплин электротехнического цикла» Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководители: Кагаков Ю. Н., Зайнутдинова Л. Х. -рег.№ 302.20.00 4 168. Астрахань, 2000. -90 с. (7 е.).
  126. Современные технологии обучения в области дисциплин электротехнического цикла: Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководители: Кагаков Ю. Н., ЗайнутдиноваЛ.Х.-per.№ 02.20.01 8 221.-Астрахань, 2001. -34с.(5е.).
  127. Современные технологии обучения в области дисциплин электротехнического цикла Отчет о НИР промеж. / Астрахан. гос. техн. ун-т- Руководители: Кагаков Ю. Н., Зайнутдинова Л.X. рег.№ 02.20.02 3 725. — Астрахань, 2002. -86 с. (5 с.)
  128. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.
  129. В.Н. Международная Соросовская программа образования. Часть 1. История создания и первые шаги деятельности // Соросовский образовательный журнал. 1995. — № 1. — С. 7−19.
  130. М.И., Сазанюк З. И. Гигиенические требования к проведению компьютерных занятий во внеурочное время // Информатика и образование. 1994. -№ 2.-С. 97−101.2. С. 97−101.
  131. Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д.: Феникс. 2000. — 566 с.
  132. А.В., Осин А. В. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. — № 1−2(11−12). — С. 105−110.
  133. O.K., Бабанин J1.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. М. 1986. — 203 с. 150.' Тихомиров O.K. Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, -№ 1. — С. 114−119.
  134. А.И. Психологическая комфортность диалога между человеком и компьютером: Дис. канд. псих. наук. М., 1991. — 145 с.
  135. Р. ЭВМ и непрофессиональные пользователи. Организация взаимодействия. М.: Радио и связь, 1989. — 89 с.
  136. Уваров А.Ю.' Электронный учебник: теория и практика М.: Изд-во УРАО, 1999. — 220 с.
  137. Г. Я. Семиотика пользовательского интерфейса// Сб. науч. тр. IV нац. конф. с междунар. участием «Искусственный интеллект-94 (КИИ-94)». -Т. 1. -Рыбинск: Изд-во АИИ, 1994. С. 5−8.
  138. .И., Джалишвшш З. О. Логика компьютерного диалога. М.: Онега, 1994. — 240 с.
  139. X. Обучение в виртуальном университете // Материалы IV междунар. науч.-метод. конф. «Новые информационные технологии в преподавании электротехнических дисциплин (НИТЭ-98)». — Астрахань: АГТУ, 1998. -С. 14−18.
  140. А.А. Исследование энерго-информационных моделей чувствительных элементов систем управления на основе гальваномагнитных эффектов: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Астрахань, 1999. — 20 с.
  141. Т.В. Некоторые проблемы эргономического обеспечения деятельности операторов за алфавитно-цифровым дисплеем / Эргономика. Тр. ВНИИТЭ. Вып. 30. Эргономическое обеспечение средств вычислительной техники и АСУ. — М.: ВНИИТЭ, 1985.-С. 56−64.
  142. Л.Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании // Техническая эстетика. 1992. — № 1. — С. 19−21.
  143. Л.Д. Концепция функционального комфорта теоретическая основа проектирования предметно-пространственной среды государственных учреждений // Предметно-пространственная среда в сфере управления. — М.: ВНИИТЭ. 2003. — 85 с.
  144. Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерной игровой среде // Детский сад. От, А до Я. 2003, — № 1, — С. 14−22.
  145. Jl.Д. Функциональный комфорт как обобщенный критерий оптимизации трудовой деятельности // Техническая эстетика. 1985. — № 2. — С. 19−20.
  146. Л.Д. Функциональный комфорт. Компоненты и условия его формирования /У Техническая эстетика. 1983, — № 1. — С. 21−23.
  147. О.Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. М.: 1983.
  148. О.Н., Кабаченко Т. С. Об использовании видеопрограмм (АОС и тренажеров) в рамках спецпрактикума / Материалы Первой Всероссийской конф. психологов «Развивающая психология основа гуманизации образования». — М., 1998.
  149. А.В. Эргономическое совершенствование дисплейных видеокадров и характеристик деятельности операторов в крупномасштабных производствах (на примере АСУ 111 прокатного стана): Автореф. дисканд. псих. наук. М., 1995. — 23 с.
  150. . Человеческие ценности и будущее технологии (Декларация ответственности) // Психологический журнал. 1992. — Т. 13, — № 3. — С. 66−75.
  151. П.Я., Львов В. М. Инженерная психология и эргономика. Общность и различия // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 2. — С. 3−14.
  152. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика / Сост. Б. А. Душков и др.- Под ред. Б. А. Душкова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.
  153. Эргономика и социальная ориентация научно-технического прогресса: Материаты Второй Всесоюз. Конф. по эргономике М.: ВНИИТЭ. 1989. — 136 с.
  154. Эргономика: Учеб. для вузов по спец. «Психология» / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л.: ЛГУ, 1988. — 182 с.
  155. Эргономика // Тр. ВНИИТЭ. — Вып. 30. Эргономическое обеспечение средств вычислительной техники и АСУ. М.: ВНИИТЭ, 1985.
  156. Эргономика // Тр. ВНИИТЭ. — Вып. 31. Эргономическое обеспечение проектирования и эксплуатации средств автоматизации. М.: ВНИИТЭ, 1986.
  157. Д.А. Безопасность работы на компьютере: Метод, указ. к диплом, проекту по спец. 220 200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999. — 23 с.
  158. Д.А. Динамическое предъявление учебной информации на экране компьютера / Сб. тр. V междунар. науч.-метод. конф. «Новые информационные технологии в электротехническом образовании (НИТЭ-2000)». Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2000. — С. 114−118.
  159. Д.А., Воробьев А. В. О реализации некоторых эргономических требований при разработке обучающих и контролирующих программ // Вестник АГТУ. Телекоммуникации, новые информационные технологии и связь. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2000.-С. 142−145.
  160. В.А. педагогическая психология. Учеб. пособие Европ. ин-т экспертов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. -693 с.
  161. A new Model for Educational. May, 2001, http://www.nap.edu/readingroom/books/techgap/navigate.cgi
  162. Gaffron M. Right and left in pictures. Art Quarterly. 1950. — Vol. 13/ - P. 329.
  163. Kitao К. Introduction to CAI English Classes. May, 2001, http://eisv01.lancs.uk/staff/visitors/kenji/kitao/instuct.htm187. http://usability.ru/glossary.htm
  164. Jones M.G., Okey J.R. Interface Design for Computer-based Learning Environments. Jul, 2001, http://www.gsu.edu/wwwitr/docs/idgude
  165. Sneiderman B. Direct manipulation: a step beyond programming languages. // IEEE Computer. -Vol. 16. № 8. 1983. — P. 57−69.
  166. Weiser Marc. The Computer for the 21st Century. Jul, 2001. http://www.bozotron, com/hypertext/wiser/SciAmDraft3.html.19 1. White M.A. The Third Learning Revolution // Electronic Learning. 1988. Vol.7. -No. 4
Заполнить форму текущей работой