Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских подразделений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кричевский, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, В. Ф. Ломов, М. А. Новиков, Н. Н. Обозов, Д. В. Ольшанский, В. В. Спасенников, Н. В. Третьяков и др.) и зарубежной (Р. Винч, В. Смелсер, М. Шоу, В. Шутц, В. Хейторн, и др.) психологии. На сегодняшний день в науке сформировалось понятийное поле описания психологической совместимости, разработаны методы диагностики данного социально-психологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические вопросы исследования психологической совместимости
    • 1. Психологические проблемы комплектования первичных воинских подразделений и направления его оптимизации
    • 2. Психологическая совместимость как предмет научного исследования.&bdquo
    • 3. Теоретические модели психологической совместимости
  • Глава II. Эмпирическое исследование психологической совместимости военнослужащих в первичных воинских подразделениях
    • 1. Замысел исследования психологической совместимости военнослужащих
    • 2. Факторный анализ психологической совместимости военнослужащих в первичных воинских подразделениях
    • 3. Факторы психологической совместимости в первичных воинских подразделениях
  • Глава III. Комплектование первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости
    • 1. Диадная совместимость как фактор комплектования первичных воинских подразделений
    • 2. Учет личностных факторов при комплектовании первичных воинских подразделений
    • 3. Комплексная программа комплектования подразделений с учетом психологической совместимости

Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских подразделений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные реалии войсковой практики, все возрастающая сложность и напряженность воинской деятельности требуют всестороннего учета научных, в том числе и психологических закономерностей в работе органов военного управления. Одним из направлений повышения эффективности различных видов деятельности военнослужащих является использование нереализованных в настоящее время достижений социальной психологии, в частности оптимизации комплектования первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих.

Актуальность проблемы исследования определяется рядом причин теоретико-методологического и практического характера.

Психологическая совместимость в отечественной военной психологии традиционно определяется как одна из составляющих сплоченности воинского коллектива, наряду с морально-политическим единством и сработанностью1. Психологическая несовместимость деструктивно влияет на взаимоотношения и, в конечном итоге, на успешность всей жизнедеятельности подразделения в целом.

Воинская деятельность, являясь коллективной, сегодня существенно изменилась. Ослаблено воздействие многих факторов, зачастую утрачены основные компоненты совместной деятельности, позволявшие ранее эффективно организовывать взаимодействие между военнослужащими: наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение ее между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие устойчивого управления и самоуправления, общих конечных результатов. Снижена объединяющая роль морально-политического (идеологического, мировоззренческого) единства как наиболее значимого элемента сплоченности войск.

1 См.: Сулимое Ю. Г. Психологические основы сплочения воинского коллектива // Военная психология.-М., 1995.

Сработанности, как элементу сплоченности, и ранее, и сейчас уделяется должное внимание. Существуют серьезные исследования, реализованные в приказах, методических указаниях и рекомендациях руководящих органов МО РФ по организации профессионального У психологического отбора. Общевоинские уставы определяют порядок распределения прибывшего в войска пополнения с учетом его профессиональной и психологической подготовки к конкретному виду о деятельности. Однако проблема сплоченности остается нерешенной.

Психологическая совместимость военнослужащих как фактор комплектования первичных воинских подразделений (ГТВП) до настоящего времени изучена недостаточно. Нет соответствующих исследований, обоснованных методик комплектования подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих, и, как следствие, офицеры не обучены практике подобной работы, не имеют надлежащей инструментальной базы. Подобное положение настоятельно требует рассмотрения психологической совместимости в качестве самостоятельной научной проблемы.

Анализ состояния дисциплины и правопорядка в войсках показывает, насколько актуально решение задачи обеспечения психологической совместимости. Отмечается высокий уровень и постоянный рост правонарушений на почве межличностных конфликтов в ПВП4. Нельзя не отметить и особую социальную значимость таких происшествий. Проблема психологической несовместимости в первичном воинском подразделении на уровне нескольких человек, выливающаяся в трагедию (расстрел л.

См.: Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ. Приложение к приказу МО РФ 2000 г. № 50- Руководство по комплектованию ВС РФ. Приложение к приказу МО РФ 2001 г. № 30.

3 См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской федерации. — М., 1994. -С.169.

4 «По данным Главного военного прокурора РФ А. Савенкова, неуставные взаимоотношения и уклонение от военной службы составили за 2002 год около половины от всех преступлений, совершенных военнослужащими. Более 2 тыс. российских военнослужащих привлечены к уголовной ответственности за нарушение устава в части сослуживцев, уход с боевого поста с оружием в руках, массовое дезертирство), становится серьезным происшествием в рамках не только отдельной воинской части, соединения, но и целрго региона, а зачастую и всей страны.

В рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского выделяется поверхностная, внешняя страта (слой) межличностных отношений, «. где ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы"5. Именно данная страта межличностных отношений продуцирует проблему психологической совместимости. Проведенные исследования показывают, что в настоящее время именно в усилении действия данного фактора кроются наиболее важные причины роста числа правонарушений насильственного характера в войсках: неуставных взаимоотношений, дезертирства, самоубийств и др. Так в исследованиях В. Н. Селезнева и В.А. Макарова6 отмечается, что до 80 процентов неуставных взаимоотношений развиваются в поверхностных слоях межличностных отношений. Тем не менее, до настоящего времени не установлены ведущие факторы психологической совместимости и отсутствуют методики их учета при комплектовании первичных воинских подразделений.

Особую остроту проблема обеспечения психологической совместимости приобретает в. ходе действий подразделений и частей в экстремальных условиях ведения боевых действий. По опыту ведения боевых действий в Чеченской республике в ходе кампании 1996;97 г. г. отмечен высокий процент потерь и низкая эффективность боевой деятельности в взаимоотношений". Интернет-издание Regions.ru 9.02.2003 г.

5 Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.ПетровскогоНауч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М., 1979. — С.210.

6 См. например: Селезнев В. Н, Макаров В. А. Профилактика неуставных взаимоотношений: подходы и решения, программа для практиков. Учеб.-метод, пособие. -М., 1991; Макаров В. А. Социально-психологические условия деятельностно-группового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1994. подразделениях, укомплектованных военнослужащими непосредственно перед началом ведения ими активных боев без предварительного обеспечения слаженности, боевой сработанности и психологической совместимости7.

Понимая важность психологической совместимости для деятельности войск, военные руководители фиксируют требования к комплектованию подразделений с учетом психологической совместимости в руководящих документах: «Профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в воинских частях (учебных воинских частях) и учебного процесса в военно-учебных заведениях, училищах представляет собой комплекс мероприятий,. направленных на:. выработку предложений по укомплектованию подразделений (боевых расчетов, экипажей), выполняющих задачи в экстремальных условиях или в которых предъявляются повышенные требования к уровню подготовки и I психологической совместимости военнослужащих».8.

На необходимость учета психологической совместимости при решении задач повышения эффективности воинской деятельности и, в том числе, при оптимизации комплектования ПВП указывают многие ученые, разрабатывающие проблемы военно-психологической науки (А.Д. Глоточкин, Ф. Д. Горбов и М. А. Новиков, А.А. В. Ф. Давыдов, А. Г. Караяни, В. А. Квасюк, В. А. Кораблин, П. А. Корчемный, М. П. Крапивин, Ю. А. Кретов, В. М. Крук, В. П. Лазарев, А. В Липницкий, В. А. Макаров, В. Ф. Перевалов, К. К. Платонов, А. Д. Сергодеев, Ю. Г. Сулимов, В. В. Федотов и др.) I.

В современной психологической науке накоплен значительный теоретический и практический опыт изучения проблемы совместимости в отечественной (О.В. Аллахвердова, И. Б. Антонова, В. А Бодров, А.Н. Вол-сова, Ф. Д. Горбов, А. И. Донцов, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, Р.Л.

7 См.: Арзамаскин Ю. Н., Караяни А. Г., Ососков В. П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий: Учеб. пособие. — М., 1999.

8 Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к приказу Министра обороны Российской.

Кричевский, А. А. Леонов, В. И. Лебедев, В. Ф. Ломов, М. А. Новиков, Н. Н. Обозов, Д. В. Ольшанский, В. В. Спасенников, Н. В. Третьяков и др.) и зарубежной (Р. Винч, В. Смелсер, М. Шоу, В. Шутц, В. Хейторн, и др.) психологии. На сегодняшний день в науке сформировалось понятийное поле описания психологической совместимости, разработаны методы диагностики данного социально-психологического феномена, установлена степень его взаимосвязи с эффективностью совместной деятельности малых групп. При I этом психологическая совместимость, как правило, изучалась на уровне актуального явления. Недостаточно разработанным до настоящего времени остался такой ее аспект, как эффективное прогнозирование совместимости личности в рамках малой группы, в частности, отсутствуют теоретические подходы к его изучению, не разработаны интегральные показатели, предопределяющие совместимость личности в группе, отсутствует валидный инструментарий.

Исследование указанного аспекта психологической совместимости имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Оно позволяет подойти к решению проблемы оптимизации комплектования подразделений, созданию предварительных условий для благоприятных отношений и эффективного социального взаимодействия в системе личность-личность и личность-малая группа.

Таким образом, изучение психологической совместимости как фактора комплектования ПВП весьма актуально как для развития социально-психологического знания, так и для практического приложения в конкретных областях общественной практики.

Объект исследования: комплектование первичных воинских подразделений.

Предмет исследования: психологическая совместимость как фактор комплектования ПВП.

Федерации 2000 года № 50.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования уточнить сущность психологической совместимости, выявить факторы, определяющие совместимость военнослужащих и разработать на этой основе комплексную программу комплектования ПВП.

Задачи:

1. Уточнить сущность понятия «психологическая совместимость», определить место и роль исследуемого феномена в системе факторов комплектования ПВП.

2. Исследовать критерии и показатели психологической совместимости военнослужащих в первичных воинских подразделениях, выявить типологию ее проявления.

3. Определить факторы психологической совместимости военнослужащих в ПВП, рассчитать индивидуальные и групповые профили совместимости и на этой основе разработать программу комплектования ПВП с учетом психологической совместимости.

Гипотеза исследования включает ряд предположений:

— психологическая совместимость как фактор комплектования ПВП, может быть представлена как социально-психологическое свойство личности, обусловливающее его эмоциональное отношение к партнеру по взаимодействию;

— для оптимизации комплектования ПВП с учетом психологической совместимости необходим учет устойчивых личностных характеристик (личностных черт), которые определяют психологическую совместимость военнослужащих. На основе их выявления и последующего факторного анализа возможно определение факторов психологической совместимости военнослужащих в ПВП;

— построение личностного и группового профилей психологической совместимости военнослужащих на базе полученных факторов позволит разработать программу оптимизации комплектования ПВП.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертация базируется на основополагающих методологических и теоретических принципах деятельностного подхода в отечественной военной психологии (К.К. Платонов, П. А. Корчемный, Э.П. Утлик), а также на принципе системного подхода в исследовании структуры и детерминации психологических и социально-психологических явлений (Б.Ф. Ломов, А. В Петровский, А. Г. Караяни, В.А. Ганзен), положениях субъектного подхода (А.В. Брушлинский) — положениях социально-психологической концепции совместной деятельности (А.И. Донцов, A JI. Журавлев, В. В. Спасенников, Е.В. Шорохова).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической базой исследования, реализацией комплекса релевантных методик исследования, достаточной репрезентативностью выборки, надежностью и эффективностью современных методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Предложено определение психологической совместимости как фактора комплектования первичных воинских подразделений с точки зрения субъект-субъектного взаимодействия, основными детерминантами которого выступают устойчивые личностные характеристики — личностные черты военнослужащего. Данная трактовка исследуемого понятия позволяет использовать его как теоретическую основу для оптимизации комплектования ПВП. Разработана концептуальная модель психологической совместимости, включающая ведущие социальные функции малой группы: взаимопонимание и взаимодействие (совместимость «по горизонтали») и оказание-принятие поддержки (совместимость «по вертикали»), а также личностные черты военнослужащих, обеспечивающие эффективное выполнение указанных функций.

2. Выделены критерии и показатели психологической совместимости военнослужащих в ПВП и на этой основе разработана типология психологической совместимости.

3. На основе личностных черт выделены личностные профили военнослужащих и групповые профили подразделений. Личностный профиль — сочетание личностных черт военнослужащего, являющееся условием его психологической совместимости в ПВП. Особенности личностного профиля обеспечивают военнослужащему более благоприятное межличностное взаимодействие с одними военнослужащими и подразделениями и менее благоприятное — с другими. Групповой профиль — сочетание личностных черт членов ПВП, являющееся условием психологической совместимости военнослужащих в данном ПВП. Особенности группового профиля позволяют подразделению наиболее эффективно ассимилировать в свой состав новых членов. Установлено, что психологическая совместимость I детерминирована оптимальным сочетанием двух личностных профилей военнослужащих или их личностного профиля с групповым профилем подразделения.

4. Разработана программа комплектования ПВП с учетом психологической совместимости, как при формировании новых подразделений, так и при доукомплектовании существующих подразделений новыми военнослужащими.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая совместимость как фактор комплектования I.

ПВП — это, с одной стороны, социально-психологическое свойство личности военнослужащего, определяющее предрасположенность к наиболее эффективному взаимодействию с конкретными военнослужащими и подразделениями, базирующимися на его личностных чертах. С другой стороны, — это предрасположенность подразделения к эффективной ассимиляции конкретных военнослужащих. и.

2. Критерием психологической совместимости военнослужащего с подразделением является его эмоциональная удовлетворенность совместной жизнедеятельностью с членами ПВП, показателем — социометрический индекс социальной экспансивности (ИСЭ), рассчитанный как сумма сделанных социометрических выборов при проведении социометрической процедуры в непараметрическом варианте. Критерием психологической совместимости ПВП с военнослужащим является эмоциональная удовлетворенность членов группы совместной жизнедеятельностью с ним, показателем — личностный индекс социометрического статуса (ИСС), рассчитанный как сумма полученных военнослужащим выборов. Система координат, образуемая личностными индексами ИСЭ и ИСС в группе, позволяет выделить типы психологической совместимости: I «взаимосовместимые», II — «личностносовместимые», III «группосовместимые», IV — «несовместимые».

3. Психологическая совместимость военнослужащих в ПВП обеспечивается гармоничным сочетанием личностных профилей, образованных ведущими личностными чертами военнослужащих, которые, будучи относительно устойчивыми, слабо изменяются в процессе военной службы, поэтому должны учитываться субъектами комплектования ПВП в процессе деятельности. Ведущие личностные черты определяют социальные функции личности в группе, групповые роли, которые военнослужащий способен выполнять наиболее эффективно. Таковыми чертами являются: «тревожность-адаптивность», и «лидерство-подчинение». Определяющее значение для взаимной психологической совместимости военнослужащих в ПВП имеют гомогенные сочетания факторов личностной тревожности-адаптивности и гетерогенные сочетания по факторам лидерство-подчинение.

4. Комплексная программа комплектования подразделений специального назначения, постоянной готовности, подразделений обеспечения и учебных подразделений с учетом психологической совместимости включает, во-первых, расчет ведущих личностных факторов членов ПВП: «тревожность-адаптивность» и «лидерство-подчинение" — и, во-вторых, на основе преимущественно гомогенных сочетаний по первому и преимущественно гетерогенных по второму фактору обеспечение комплектования эквивалентных (равномерных по степени психологической совместимости) или целевых (неравномерных по данному параметру) групп в зависимости от их функционального предназначения.

Практическая значимость исследования:

1. Результаты исследования могут быть использованы органами профессионального психологического отбора при комплектовании ПВП на этапах социально-психологического изучения военнослужащих и распределения их по первичным подразделениям в целях создания условий эффективного межличностного взаимодействия военнослужащих в ПВП.

2. Разработанная система критериев и показателей психологической совместимости военнослужащих в ПВП позволяет органам военного управления и воспитательной работы, войсковым психологам осуществлять оперативный контроль за характером межличностных отношений в подразделении, и своевременно принимать адресные меры по недопущению нарушений правопорядка и воинской дисциплины, снижению уровня боевой готовности подразделений, связанного с проблемами в сфере межличностных отношений военнослужащих.

3. Основные положения исследования могут быть использованы должностными лицами ВУЗов и профессорско-преподавательским составом кафедр при подготовке специалистов профессионального психологического отбора и психологов. Данные, полученные в диссертации целесообразно использовать в качестве разделов (тем) дисциплины «Социальная психология».

Основные методы исследования: I.

В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников) — эмпирических (наблюдение, тестирование, интервью, экспертный опрос, констатирующий и формирующий эксперименты). Оценка психологической совместимости личности и группы осуществлялась с помощью Шкалы межличностной приемлемости Н. В. Бахаревой, Индекса групповой сплоченности Сишора и модульного социотеста А. Я. Анцупова. В процессе изучения личностных черт был использован факторный личностный опросник Р. Кеттелла разработанный и сертифицированный ГП «ИМАТОН» г. Санкт-Петербург 2002 г., а также корреляционный, дискриминантный и факторный анализы, проводимые с использованием программ Microsoft Excel и SPSS-10.5.

Апробация и внедрение основных результатов работы. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры общественных наук (и гуманитарных) Филиала ВАТТ (Вольского), кафедры психологии Военного университета (2001, 2002), представлялись на III Всероссийском съезде психологов (г. Санкт-Петербург, 2003). Разработанная в рамках диссертационного исследования программа комплектования ПВП с учетом психологической совместимости была применена в Филиале ВАТТ (Вольском) для комплектования подразделений 1-го курса набора 2000 года, в учебных группах курсантов и в подразделениях батальона обеспечения Военного университета в 2002;2003 годах, а также в подразделениях и частях 12 Главного управления МО РФ.

Структура диссертации: диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Глава I. Теоретико-методологические вопросы исследования психологической совместимости. Глава II. Эмпирическое исследование психологической совместимости военнослужащих в первичных воинских подразделениях. Глава III. Комплектование первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости. Общий объем диссертации 165 страниц. Работа иллюстрирована 40 графическими элементами (27 рисунков и 13 таблиц).

Выводы по III главе:

1. Представители равных, в первую очередь по статусу, типов психологической совместимости характеризуются равными взаимоотношениями, которые могут проявляться в форме сотрудничества и дружбы с одной стороны, а также соперничества и конфликта с другой. Представители же типов с разным статусом строят свои отношения на основах доминирования-подчинения с выраженным стремлением высокостатусных к продолжению и попытками низкостатусных к избеганию подобных контактов, что определяет наименее комфортное социальное положение низкостатусных участников взаимодействия.

2. Оптимальный баланс взаимоотношений наблюдается внутри типов психологической совместимости (кроме 4-го) и между представителями типов 2 и 4. Преимущественно конфликтными являются отношения между представителями групп 1 и 3, а также между военнослужащими 4-го типа друг с другом. Преимущественно амбивалентный характер носят взаимоотношения представителей высокои низкостатусных типов друг с другом.

3. Значимое влияние на психологическую совместимость оказывают отдельные первичные личностные факторы, однако комплексная программа комплектования первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости разработана нами на основе определяющего влияния на совместимость базовых вторичных факторов: гомогенных сочетаний у военнослужащих факторов личностной тревожности-адаптивности и гетерогенных сочетаний лидерства-подчиненности.

4. Экспериментальная проверка разработанной программы комплектования подразделений с учетом психологической совместимости военнослужащих доказала ее эффективность для комплектования подразделений специального назначения, охраны и обеспечения, комплектуемых по призыву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено изучению психологической совместимости военнослужащих как фактору оптимизации комплектования первичных воинских подразделений.

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы совместимости в современной психологии и результаты экспериментальных исследований позволяет отметить следующее.

1. Значительное количество правонарушений в войсках, снижение эффективности совместной воинской деятельности в значительной мере обусловлено неэффективно действующей на сегодняшний день системой комплектования на уровне первичных воинских подразделений. Одним из неиспользуемых на сегодняшний день резервов повышения эффективности комплектования является учет психологической совместимости как фактора оптимизации данной деятельности.

2. Психологическая совместимость, рассматриваемая как фактор комплектования ПВП — это, с одной стороны, предрасположенность военнослужащего к наиболее эффективному взаимодействию с конкретными военнослужащими и подразделениями, базирующимися на его устойчивых личностных особенностях, а, с другой стороны, предрасположенность ПВП наиболее эффективно ассимилировать в свой состав конкретных военнослужащих, базирующееся на совокупности устойчивых личностных, черт членов данного ПВП.

3. В диссертации предложен и обоснован концептуальный подход к исследованию психологической совместимости личности в малой группе, в основе которого лежат основные принципы изучения малой группы: деятельности, развития и системности. Концептуальная модель психологической совместимости включает, в качестве определяющего,. личностный уровень взаимодействия военнослужащих, а также взаимосвязь социальных функций взаимодействия и оказания поддержки с личностными чертами военнослужащих. На основе данных черт с помощью процедуры факторного анализа возможно выделение вторичных факторов, которые необходимо использовать для комплектования первичных воинских подразделений с учетом психологической совместимости.

3. Экспериментальное исследование было направлено на качественное изучение психологической совместимости военнослужащих в ПВП, поиск ведущих личностных факторов, определяющих совместимость личности в малой группе, выявление их социальных функций и разработку комплексной программы комплектования различных по своему предназначению подразделений с учетом психологической совместимости.

4. На основе критериев психологической совместимости (субъективной оценки военнослужащим взаимоотношений с группой с одной стороны и совокупного отношения членов ПВП к каждому сослуживцу с другой) и числовых значений их показателей (ИСЭ и ИСС) разработана и обоснована типология психологической совместимости, включающая типы: 1 «взаимосовместимые», 2 — «личностносовместимые», 3 «группосовместимые», 4 — «несовместимые». Военнослужащие наиболее эффективно взаимодействуют с представителями «своего» типа психологической совместимости. Также определено влияние на психологическую совместимость факторов социальной экспансивности и статуса. Наиболее благоприятные взаимоотношения складываются у военнослужащих с контрастными по экспансивности и подобными по статусу сослуживцами.

5. С помощью методики 16-PF Р. Кеттелла на основе использования комплекса математических и статистических процедур (корреляционного, факторного и дискриминантного анализа) определены личностные детерминанты психологической совместимости. Установлено, что в качестве основных детерминант совместимости выступают сходство (подобие, гомогенность) личностного фактора «тревожность-адаптивность» и различие (контраст, гетерогенность) личностного фактора «лидерство-подчинение».

6. Разработанная комплексная программа комплектования подразделений с учетом психологической совместимости позволяет значимо повысить уровень эффективности взаимодействия экспериментальных по сравнению с контрольными группами. Использование психологической совместимости в качестве фактора оптимизации комплектования ПВП позволяет повысить индекс психологической совместимости подразделений в среднем на 19%, при этом наибольший эффект удается получить в подразделениях с наименьшим исходным уровнем психологической совместимости.

Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: изучение динамики психологической совместимостиприменение более совершенных психодиагностических методик для оценки индивидуально-психологических особенностей, оказывающих влияние на совместимость личности в малой группеисследование малых групп, выполняющих иные профессиональные задачи в ходе выполнения задач военной службы, в том числе и в боевой обстановке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. О.В. Роль срабатываемости и совместимости при совместной деятельности в экстремальных условиях 7/ Психическая напряженность в трудовой деятельности / Отв. ред. Л .Г. Дикая, А. Н. Занковский. -М., 1989. С. 289 — 300.
  4. Аль-Шелли Абдаль Карим. Влияние социально-психологического климата офицерских коллективов на боевую готовность Вооруженных Сил Сирийской Арабской Республики: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.
  5. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов.-М., 2001.
  7. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.
  8. Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: Дис.. канд. психол. наук. Курск, 1995.
  9. А .Я. Социально психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис.. докт. психол. наук. -М., 1993.
  10. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2001.
  11. И. Арзамаскин Ю. Н., Караяни А. Г., Ососков В. П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий: Учеб. пособие. М., 1999.
  12. Н.Е., Валуев С. А., Половников В. А., Черногорский A.M. Экспертные оценки и методология их использования. М., 1974.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 1990.
  14. А. Соционика: Введение. СПб.: Terra Fantastica. 1998.
  15. А. Соционика: Психотипы. Тесты. СПб.: Terra Fantastica. 1998.
  16. С.А., Кулганов В. А., Горелов И. П. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива. СПб., 1996.
  17. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.-М., 1981.
  18. Ю.В. Влияние индивидуально-психологических факторов на интерперсональные отношения в группах, действующих в экстремальных условиях: (На примере альпинизма): Дис.. канд. психол. наук. М., 1989.
  19. Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1995. т
  20. В.А. Социально-перцептивные факторы интеграции коллектива: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.
  21. Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. // Человек и общество. Вып.7., Л., 1970.
  22. Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М., 2001.
  23. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. — М., 1987.
  24. И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1998.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  26. А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 4−16.
  27. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие. — М., 2001.
  28. В.А., Третьяков Н. В. Оценка психологической совместимости летных экипажей // Психологический журнал. 1990. № 3. — С.50−59.
  29. В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопросы психологии. 1984. № 4. — С. 102−107.
  30. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  31. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 23 -М., 1976.
  32. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. М., 1998.
  33. У. Два мира детства. М., 1976.
  34. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  35. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.
  36. С.А. Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1996.
  37. А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем.-СПб., 2001.
  38. Э.С., Парохин В. Н. Человеческий фактор. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. М., 1986.
  39. Е.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости старшеклассников с учетом энергоинформационного обмена: Дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 1998.
  40. А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.
  41. Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Дис. канд. психол. наук. -М., 1998.
  42. Военная психология и педагогика: Сборник понятий и категорий. М., 1994
  43. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л., 1989.
  44. А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1987.
  45. Газуан Фахд Насиф. Социально-психологические основы сплочения первичных воинских коллективов Сирийской Армии: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
  46. Т. П. Социология управления: от группы к команде. — М., 2001.
  47. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  48. .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе: (На материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»): Дис. канд. психол. наук. М., 1976.
  49. А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1964.
  50. А.Д., Ложкин Г. В., Спасенников В. В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов. // Психологический журнал.-1986. № 1.-С.22−29.
  51. Т.В. Формирование межличностных отношений во временном детском коллективе подростков: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1977.
  52. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  53. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979.
  54. В.Д., Новиков A.M. Вопросы интегративной оценки групповой активности. М., 1985. Вып.З. — С.13−21.
  55. Ф.Д. Индивидуум и группа в экспериментальной групповой психологии / Проблемы инженерной психологии. Вып.1. Л., 1964. -С. 4152.
  56. Ф.Д. Некоторые вопросы космической психологии // Вопросы психологии. 1962. — № 6. — С.3−13.
  57. Ф. Д. Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. -М., 1965. С.17−26.
  58. Ф.Д. Экспериментальная групповая психология // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. Л., 1966. С.252−260.
  59. Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис.. докт. * психол. наук. СПб., 1995.
  60. В.А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: Дис. докт. психол. наук. СПб., 1996.61
Заполнить форму текущей работой