Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка эффективности инвестиционных вложений в экологические проекты целлюлозно-бумажной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом следует отметить, что растущие экологические ограничения в производстве продукции целлюлозно-бумажной промышленности накладывают определенный отпечаток на результаты работы отрасли. Не все инвесторы хотели бы вкладывать деньги в экологическую составляющую целлюлозно-бумажного производства. Тем не менее избежать этого невозможно. В связи с этим становится особенно актуальной проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Выбор объекта исследования. Методика исследования
    • 1. 1. Выбор объекта исследования
    • 1. 2. Методика исследования
  • Глава II. Характеристика объекта исследования
    • 2. 1. Краткая характеристика ЦБП России и других стран
    • 2. 2. Анализ ТЭП Илим Палп
    • 2. 3. Эколого-экономические проблемы развития российской ЦБП
  • Глава III. Эффективность инвестиционных вложений в экологические проекты ЦБП
    • 3. 1. Необходимость эколого-экономической реконструкции российской ЦБП
    • 3. 2. Экологические проблемы интеграции российской
  • ЦБП в мировую систему
    • 3. 3. Инвестиционные вложения в экологические проекты ЦБП и их эффективность

Оценка эффективности инвестиционных вложений в экологические проекты целлюлозно-бумажной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях глобализации мировой экономики целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) России является объектом повышенного интереса иностранных (да и отечественных) инвесторов. Традиционно в России ее целлюлозно-бумажная промышленность, а также фанерная промышленность, были экспортно-ориентированными. В настоящее время экспортируется свыше 80% общероссийского производства товарной целлюлозы и около половины производимой в стране бумаги и картона.

При этом следует отметить, что растущие экологические ограничения в производстве продукции целлюлозно-бумажной промышленности накладывают определенный отпечаток на результаты работы отрасли. Не все инвесторы хотели бы вкладывать деньги в экологическую составляющую целлюлозно-бумажного производства. Тем не менее избежать этого невозможно. В связи с этим становится особенно актуальной проблема оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере экологических мероприятий, осуществляемых целлюлозно-бумажными предприятиями.

Как известно мировой рынок целлюлозно-бумажной продукции составляет 4% от мирового торгового оборота и характеризуется постоянно растущим спросом, о чем свидетельствует динамика экспорта-импорта лесоматериалов.

В рамках организации Объединенных Наций вопросами развития лесного сектора занимается Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ООН), в которой имеется специализированный Консультативный Комитет по бумаге и древесным продуктам. В условиях глобализации отраслей промышленности, входящих в лесной сектор.

Комитет ежегодно рассматривает состояние лесных отраслей ведущих стран мира и насущные проблемы развития лесного сектора в целом.

Кроме того, в рамках Организации Объединенных Наций существует Лесной комитет, созданный ФАО ООН совместно с Европейской Экономической Комиссией ООН. Этот Комитет ежегодно публикует обзоры рынков лесных товаров и раз в несколько лет — прогнозы развития. При подготовке данного исследования использованы в основном обзоры ФАО ООН, ЕЭК ООН и аналитические материалы автора.

В 2000 г. мировая целлюлозно-бумажная промышленность достигла рекордных объемов производства бумаги и картона — свыше 320 млн. тонн. Непрерывный рост объемов потребления (и, соответственно, производства) бумаги и картона в мире в сочетании с глубоким спадом, произошедшем в российской целлюлозно-бумажной промышленности в начале 1990;х годов, привел к тому, что удельный вес российского производства бумаги и картона снизился с 5,2% в середине 1980;х г. г. до 1,6% - в 2000 г.

Следует отметить, что душевое потребление бумаги и картона практически линейно связано с величиной душевого национального дохода и, таким образом, для большинства стран достаточно точно характеризует уровень жизни их населения. Среднемировое потребление бумаги и картона на душу населения составило в 2000 г. около 54 кг в год. При этом в США душевое потребление бумаги и картона составляет свыше 330 кг в год, в странах Западной Европы — свыше 210 кг в год. В то же время в таких странах, как Афганистан, Буркина-Фасо, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Либерия, Сьерра-Леоне душевое потребление бумаги и картона составляет 0,2 — 0,3 кг в год.

В странах Восточной Европы и Балтии при переходе от плановой к рыночной экономике после временного снижения душевого потребления бумаги и картона наблюдается его заметный рост.

Китай, имеющий очень ограниченные лесные ресурсы, вышел на второе место в мире по потреблению бумаги и картона и на третье место — по их производству. За последние 15 лет душевое потребление бумаги и картона в Китае увеличилось с 7 до 30 кг в год.

В СССР в 1988 году душевое потребление бумаги и картона составляло 36 кг в год, а в 2000 г. в России оно составило лишь около 22 кг.

Прогнозы Мирового Банка на 2010 г. показывают, что производство бумаги и картона в мире достигнет 400 млн. тонн в год, а доля России будет составлять немногим более 1%.

С такими прогнозами вряд ли можно согласиться. Для самой богатой лесом страны мира, имеющей около четверти мировых лесных ресурсов, в начале XXI века со всей остротой встает вопрос о направлении дальнейшего развития не только лесного сектора, но и всей экономики в целом, о месте России в мировом сообществе. В этой связи нельзя не учитывать тот факт, что огромный ассимиляционный ресурс, которым обладает Россия — наш шанс стать в XXI веке экономически стабильным государством.

В данной работе на защиту выносятся:

Технико-экономический анализ состояния ЦБП России и ее экологической составляющей.

Анализ экологических проблем развития российской ЦБП.

Обоснование необходимости эколого-экономической реконструкции российских целлюлозно-бумажных предприятий.

Методический подход к оценке и анализу эффективности инвестиционных программ экологического характера.

По-новому составленный алгоритм расчета размера предотвращенного ущерба окружающей природной среде от вредных выбросов целлюлозно-бумажного предприятия.

Выводы по III главе.

1. Поскольку перспективы развития российских целлюлозно-бумажных предприятий связаны, прежде всего, с экспортом их продукции, для них большое значение имеет безусловное выполнение экологических стандартов и норм в том числе международных. Наши целлюлозно-бумажные предприятия должны отвечать тем же самым экологическим критериям, которые сегодня используются для экологической оценки целлюлозно-бумажных предприятий стран с высокоразвитой целлюлозно-бумажной промышленностью.

2. Очевидно, что ужесточение экологических требований к целлюлозно-бумажным предприятиям на территории РФ приводит к существенным дополнительным затратам — как капитальным, так и эксплуатационным. Тенденции развития мирового рынка продукции ЦБП показывают на неизбежность и необходимость эколого-экономической реконструкции российской целлюлозно-бумажной промышленности. В связи с этим определение оптимально приемлемого уровня экологических норм является важнейшей научно-технической и экономической задачей ЦБП России.

3. Наиболее важными задачами в решении проблемы интеграции российской ЦБП в мировую систему являются:

— проведение экологического аудита всех без исключения предприятий ЦБП;

— планирование, учет и контроль за природоохранной деятельностью на предприятиях ИБП;

— завершение в короткие сроки перехода предприятий на международные стандарты серии ИС9 000, ИСО-14 000 и реализация технологий ВАТ;

— экологическое обучение менеджеров и всего персонала ЦБП;

— научное сопровождение экологической реконструкции предприятий ЦБП.

4. Разработанный методический подход к оценке эффективности инвестиций в экологические проекты ЦБП показал свою надежность и информационную обеспеченность для подобного рода проектов.

Заключение

Выводы и предложения производству.

Выполненное исследование по данной теме позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Целлюлозно-бумажная промышленность мира развивается в условиях все возрастающих экологических ограничений и требований к качеству окружающей природной среды.

2. Для российской ЦБП нет другого пути, кроме как приступить и в кратчайшие сроки осуществить эколого-экономическую реконструкцию предприятий. Такая реконструкция поможет решить такие проблемы, как: повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках и возможность на рынки стран более чувствительных к данной проблеме;

— внедрение в практику экологической сертификации экологического аудита и переход на международные стандарты серии ИСО-9000, ИСО-14 000;

— реализовать возможность полномасштабной интеграции российской ЦБП в мировую глобальную систему, включая ВТО;

3. Экологизация процессов производства и потребления продукции ЦБП требует значительных инвестиций. Однако, успешная работа российских предприятий в сфере ЦБП в последние 3 года создала предпосылки для выделения достаточно больших инвестиций на эти цели. Для решения этой проблемы необходим экологически грамотный менеджмент, позволяющий за счет эффективного управления реальными инвестициями получить хороший результат.

4. Инвестиционная стратегия российских предприятий ЦБП должна быть скорректирована с учетом необходимости повышения уровня экологизации производства продукции, разработки и реализации экологических проектов, направленных на достижение этой цели. Такая стратегия может быть составной частью стратегической политики развития предприятия ЦБП и дополняться стратегическим планированием развития предприятий на корпоративном, региональном, федеральном уровнях.

5. Начавшийся в конце 20-го столетия и развивающийся в начале III тысячелетия отказ от ранее распространенного стереотипа противоречий между экономикой и экологией позволяет использовать в ЦБП и такой простой аргумент, как поэтапный и, по возможности, экономичный подход к постепенному снижению уровня вредных выбросов предприятиями отрасли.

6. Разработанный в данном исследовании алгоритм расчета размера предотвращенного ущерба окружающей природной среде от вредных выбросов целлюлозно-бумажного предприятия позволяет получить необходимую информацию для оценки эффективности инвестиций в экологические проекты.

Изложенные выводы и предложения не исчерпывают всех положений и результатов данного исследования. Многие детали и промежуточные выводы, обобщения и аналитические данные представленного диссертационного исследования могут быть полезны специалистам и руководящему составу российских целлюлозно-бумажных предприятий. Цель же поставленная в работе — разработать методический подход к оценке эффективности инвестиций в экологические проекты ЦБП достигнута и данный подход апробирован на примере Котласского ЦБК, являющегося самым крупным предприятием фирмы «Илим Палп Энтер-прайз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблемы выбора.-М.: ИЭ РАМ, 212с.
  2. Э.П. «Доклад на международной конференции. ЦБП в России и странах СНГ» Вена, 2001 г
  3. Г. Л. Формирование маркетинговых технологий управления организациями в конкурентной среде.: дисс. д-ра экон. наук. М, 1997−334с.
  4. Е.Н. Формирование информационной системы маркетинговых исследований.: дисс.. канд. экон. наук. М., 1998−183с.
  5. А.В. Организационно-экономический механизм управления лесным комплексом. Монография. М., 1998, 201с.
  6. А. В. Составление бизнес плана на предприятиях лесной промышленности. Учебное пособие для вузов. — М.: МГУЛ, 1995, 72с.
  7. А.В. О концепции совершенствования системы управления лесным комплексом. / Деревообрабатывающая промышленность, 1997, № 2.
  8. А.В. Базовая схема разработки программы развития лесного комплекса региона. / Деревообрабатывающая промышленность 1996, № 3.
  9. А.В., Мошонкин А. П. Лесозаготовки: перспективы развития эффективных технологий. /Лесная промышленность 1994, № 3.
  10. Ю.Антонов А. В., Дмитриев Ю. А. и др. Концепция развития лесного комплекса России. М., 1995, с2911. Анзофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989,298с.
  11. А.И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986, 187с.
  12. Baber Y. Marketing stratgy and managment. L.: 1985 — 168 с.
  13. Д.И. Маркетинг для всех. JL: Редакционный центр «Культ-информ-пресс2, СКФ «Человек», 1991, 258с.
  14. Д. И., Ходяченко В. Б. Как сегментировать рынок и изучить потребителя. Выпуск 2. Д., 1991, 81с.
  15. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ.- СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1903, 217с.
  16. Berndt. R/ Marketing, 1−3 vol. Berlin, 1990/1991 521 p.
  17. E. Маркетинг, в 2-х т омах, 10-е изд. Опладен, 1983, 583с.
  18. Boecker V. Vfrketing Grundwissen, 1−3 vol. Shtutgart, 1990 — 330p.
  19. A. Введение в учение о рынке, 3-е изд. Мюнхен, 1991, 300с.
  20. Bradway В.М., Pritchard R.E., Frenzel M.A. Strategie Marketing. London, Addison-Wesley Publishing Company, 1982 — 284 p.
  21. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода (методология и практика). М.: Экономика, 1997, 640с.
  22. Ю., Гапенски J1. Финансовый менеджмент. В 2-х томах -СПб.: Экономическая школа, 1997, 497с.
  23. В. Маркетинг: путь к успеху на рынке. Ставрополь: «Развитие», 1999 — 8 с. 2 5. Бур дин Н. А. Тенденция производства и торговли лесоматериалами в странах Балтии. /Лесной экономический вестник. 1999, № 1.
  24. Н.А., Кашуба В. В. Технический уровень производства в лесозаготовительной промышленности./ Лесная промышленность. 2000, № 1.
  25. Н.А. и др. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности для предприятий лесного комплекса.: Учеб. пособие / Н. А. Бурдин, М. И. Кныш, В. В. Пучков, Ю. П. Тютиков. СПб., 1999.
  26. Н.А., Рыженков А. И. Методы и практика разработки региональных программ реструктуризации лесопромышленного комплекса /Лесной экономический вестник. -1998, № 1
  27. Н.А. Лесной комплекс России при переходе к рынку./ Лесная промышленность. -1993, № 1
  28. Ц. Маркетинг, 7-е изд. Людвигсхафен, 1990−276с
  29. Верхарн Петер X. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск: Эридан, 1992, -60с.
  30. В.А. Экономико-математические модели согласованного планирования платежеспособного спроса и розничных цен. Экономика и математические методы, — том IX. вып. 4. — М.: Наука, 1973-с.620−636.
  31. В.А. О целевой функции потребления / Применение математических и статестических методов в изучении проблем народного потребления, вып. 11. М.: Наука, 1964- 396с.
  32. Т.А. Маркетинговая концепция организации эффективного использования энергии в промышленности, дисс.. канд. экон. наук, -СПб.-1997−163с.
  33. Всемирный обзор лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Прайс Вотерхаус Купере. Россия. Издание 2001 г. 53 с.
  34. С.В., Коробов П. Н. Воронин М.С. Совместное предпринимательство с зарубежными партнерами в лесопромышленном комплексе . СПб., 1995 — 67 с.
  35. П.Т. Экономическая оценка лесных угодий. Новосибирск: Наука, 1976- 112 с.
  36. Д.М. Организация и управление. М., 1998 — 2790 с.
  37. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиздат, 1995 121 с.
  38. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учебное пособие. М.: изд-во «Консалбанкир», 2992 — 704 с.
  39. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. В. Н. Самочкин. М.: Дело, 2000 — 350с.
  40. Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999 -2000 г.г. /Экономист., 2001, № 4, с. 39−44
  41. A.B. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998.
  42. Глотов В. В. Оптимальное планирование в лесной промышленности. -М.: Лесная промышленность, 1973 с. 98−104
  43. В.В. Развитие конкурентной среды в промышленности как фактор стабилизации и ускорения экономического развития России на современном этапе рыночных преобразований. Автореферат дисс.. .канд. экон. наук. М.:РГГУ, 2002
  44. A.A. Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999 — 319 с.
  45. Е.П. Маркетинг. Словарь. М.: Экономика — Дело, 1994 -230с.
  46. Е.П. Теория, методы и практика маркетинговых исследований. М.: изд-во «ДИС», 1999 — 350 с.
  47. Е.П. Основы маркетинга. Учебник. —М.: Финпресс, 1999 -656 с.
  48. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Фин-пресс, 2000 464 с.
  49. А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги: Методические рекомендации. Организационные структуры. Консалтинг. -М.: Анкил, 2000- 169 с.
  50. В., Кондратюк В. Экономика ЛПК: состояние проблемы /Лесная газета, 2001, № 37.
  51. Государственное регулирование экономики в современных условиях. — М.: ИЭ РАН, 1997-т. 1.
  52. А. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВШЭ., 2000.
  53. Л. о чем знают не только экономисты. /Вопросы экономики., 2001, № 9, с. 45.
  54. В. В. Федотова Н.А. Оценка предприятия: теория и практика. М.: Инфра-М, 2001, 278 с.
  55. В., Юн Г., Гусев В. Направления, виды и типы реструктурирования. /Вестник ФСФО РФ., 2001, № 3, с. 41−43.
  56. В., Юн Г., Гусев В. Реструктурирование предприятий: основные положения. / Вестник ФСФО РФ., 2000, № 9, с. 22−26.
  57. В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса. /Экономист., 200, № 8, с. 8−19.
  58. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1998−336 с.
  59. Day/ Strategic Market Planning The Pucsuit of Cjmpetitive Advantage. -St. Paul, Minnesota, 1984 323 p.
  60. B.E. Формула Успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов), — М.: Экономика, 1990 — 196 с.
  61. Е., Хершген X. Практический маркетинг. Учеб. Пособие /пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. И. С. Минко / М.: Высшая школа, 1995 —255 с.
  62. А.Н. Маркетинговые стратегии торговых фирм. Дисс.. канд. экон. наук. М.: 1999 — 150 с.
  63. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид, Е. Рынок: Микроэкономическая модель. СПб: «Автокомп», 1992 — 496 с.
  64. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика. СПб.: изд-во АО «Санкт-Петербург оркестр», 1994 — 448 с.
  65. В.А. Инвестиционные процессы в лесопромышленном комплексе России. /Лесной экономический вестник. 1998, № 1.
  66. В.А., Горбачев Е. М. Вопросы инвестиционного обеспечения программы реструктуризации ЛПК. / Лесной экономический вестник, 1998, № 4.71 .Ежегодный обзор рынка лесных товаров. Нью-Йорк, Женева: ООН, 1999.
  67. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования.
  68. Учеб. пособие. -М.: Финпрес, 1998 192 с. 73. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: 1988 -133 с.
  69. Журнал «ЦБК Экспресс» 2001, № 2.
  70. Инвестиционный климат в России: Доклад Экспертного института. / Вопросы экономики. 1999, № 12.
  71. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1997−1998. /Вопросы экономики., 1998, № 3.
  72. A.A. Экономические основы формирования и реализации лесной политики в Республике Коми. Сыктывкар: ЕЛИ, 2000 — 274с.
  73. П. Теория индексов и практика экономического анализа. / под ред. Э. Б. Ершова. М.: Финансы и статистика, 1990 — 304 с.
  74. У., Д. Клиланд. Стратегическое планирование и хозяйственная политика /Пер. с анг./ М.: Прогресс, 1982.
  75. А.Э. Управление лесным хозяйством. / Лесная жизнь, 1992.
  76. Н.И. Лесной сектор экономики России на рубеже третьего тысячелетия. -М.: ВНИИЛМ, 1999 177 с.
  77. Н.И., Маслий Б. П. Лесной сектор экономики путь в XI век. — М.: МГУЛ, 2000 — 180 с.
  78. В.А. ВНИПИЭИлеспром: программа реструктуризация ЛПК России. /Лесной экономический вестник.
  79. В.А. Современное состояние и экономические проблемы лесопромышленного комплекса России. / Лесной экономический вестник, 2000, № 1.
  80. Концептуальные основы и исторический опыт развития социального рыночного хозяйства. /Рук. автор коллектива А. Н. Нестеренко / -М.:ИЭ РАН, 1998
  81. Конюс А. А. Теоретический индекс цен потребления и его применение в планировании платежеспособного спроса. /Экономико-математические методы. М.: Наука, 1963 — 336 с.
  82. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990 736 с.
  83. Ф. Менеджмент. СПб.: Питер ком, 1999 — 896 е., ил.
  84. И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994 — с. 7−10.
  85. А.Б., Пименова А. П. Введение е предпринимательство. Учебное пособие для вузов. СПб.: «Политехника», 1995 — с. 412.
  86. И. Международное сравнение национального продукта и уровня цен. М.: Госстатиздат, 1962 — 234 с.
  87. Контракт с инофирмой. Энциклопедия международных контрактных отношений, /под ред. М. Б. Биржакова. СПб.: Олбис & Статис, 1995 — 608 с.
  88. С.А. Основные тенденции в ЦБП и корпоративное развитие Илим Палп. Материалы международной конференции «ЦБП в России и странах СНГ». Вена, 2001.
  89. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 1998
  90. О. Математические основы теории богатства.
  91. Е. Маркетинг в розничной торговле. Штутгарт, 1980 — 221 с.
  92. .Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996 — 90 с.
  93. С.П., Павлова Л. П. Лесной доход. М.: Финстатинформ, 1997.
  94. A.C. Финансовое обеспечение устойчивого управления лесами в Российской Федерации. В сб. «Устойчивое управление лесами и сохранение биологического разнообразия в лесном фонде Российской Федерации. Пушкино, 1997 — с.30−34.
  95. А.И. Социально-экономические проблемы развития спроса населения в СССР. М.: 1969.
  96. Лесной комплекс СССР: Статистический справочник, /под ред. Н. А. Бурдина. -М., 1991.
  97. Лесной экономический вестник: Журнал / ОАО НИПИЭИлеспром, 1995−2001.
  98. Lovelok С.Н., Weinberg С.В. Marketing Challenges /(Casses and Ez-ercice). McGraw-Hill Book Company, New-York, 1989 — 672 p.
  99. А.Л. Математические методы в изучении экономики социалистического хозяйства и экономическая теория. /Вестник МГУ. Серия эконом., 1967, № 2.
  100. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. -СПб.: изд-во «Питер», 2000 320 е., ил.
  101. А. Принципы политической экономии, /в 3-х томах. -М.: Прогресс, 1983−1984.
  102. Маркетинг. Сборник. Пер. с англ. /под ред. Д. И. Костюхина М.: Прогресс, 1979−448 с.
  103. С. Международный маркетинг. М.: Международные отношения., 1979 — 334 с.
  104. Н.А. Воспроизводство лесных ресурсов. М.: Лесная промышленность, 1987−335 с.
  105. Г. Ф. Учение о лесе. М.: Лесная промышленность, 1972 -86 с.
  106. В.И., Михайлов К. Л. Производственное предпринимательство: основные виды деятельности. Москва Архангельск.: МИУ, 2002 — 420 с.
  107. В.И., Михайлов К. Л. Теория и практика рыночного ценообразования. Учебно-методическое пособие. СПб.: изд. МАНЭБ, 2001 -324 с.
  108. В.И. Охрана природы в отраслях химической переработки древесины. М.: Экология, 1992 — 192 с.
  109. В.И. Проблемы экологизации лесного комплекса. СПб.: ИПО JITA, 1999−335 с.
  110. И.Б. Оценка эффективности маркетинговых программ в целлюлозно-бумажной промышленности. Автореферат дисс.. канд. экон. наук. М.: 2001 28 с.
  111. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. /В.И. Волков и др. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000 — 447 с.
  112. B.C. общественная стоимость и плановая цена. М., 1970.
  113. А. О чем не сказал Уильям Боумоль: вклад XX столетия в философию экономической деятельности. /Вопросы экономики., 2001, № 7-С. 4−7.
  114. М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития /Экономист., 2000, № 3 — с. 54−60.
  115. А.Н. и др. Национальная лесная политика России.
  116. А.П. и др. Государственное управление лесами. М., 2000 -258 с.
  117. А.Н. Маркетинговые структуры предприятия при переходе к рынку. Минск: Деловой вестник, 1991, № 7 — с. 11−12.
  118. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997 — 300 с.
  119. ЦБП в России и странах СНГ. Сб. докл. Межд. Конф. Вена, 1999 -487 с.
  120. ЦБП в России и странах СНГ. Сб. докл. Межд. Конф. Вена, 2000 -572 с.
  121. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: изд-во Питер, 2000 — 752 с.
  122. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996 — 210 с.
  123. В.А. Анализ современного состояния целлюлозно-бумажной промышленности России. Инвестиционный климат и перспективы на будущее. Доклад на 1-й межд. конф. «ЦБП в России и странах СНГ». -Вена, 1999.
  124. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. / Пер. с анг. М.: Республика, 1995 — с. 12
  125. В.В., Швыркова Т. С. Экономико-математический анализ потребительского спроса. М.: Статистика, 1973 — 193 с.
  126. В.В., Швыркова Т. С. Моделирование внутригодичных колебаний спроса. -М.: Статистика, 1973 193 с.
  127. Экологический отчет за 2000 г. CEPI. Брюссель, 2001 — 257 с.
  128. Экономическая оценка и управление лесами России в условиях перехода к рынку. (Воронков, Туркевич). Лесхоз. Инф., 1993, № 3.
  129. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990 — 310 с.
  130. Д.Ф., Блэкуэл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер ком, 1999 — 32 с.
  131. Г. А. Экономика России: Наследство и возможности. 2-е изд. М.: ЭПИцентр, 1995 — 32 с.
  132. Draft BREF, M. Gie Mata, Grenoble, October 1999.
  133. Zhenlei Cao. Tappi Journal, October 2000.
Заполнить форму текущей работой