Свойства цементощебеночных смесей, твердеющих при отрицательных температурах в конструкциях дорожных одежд
Увеличение объемов дорожного строительства сдерживается из-за сезонного характера работ. Использование зимнего периода для устройства оснований дорожных одежд позволит в значительной степени решить проблему продления дорожно-строительных работ. В ряде районов России и, в частности, в Татарстане эту проблему можно отчасти решить путем строительства оснований дорожных одежд из малопрочных каменных… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Общие сведения о методах зимнего бетонирования в дорожном строительстве
- 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт использования цементощебеночных смесей в зимних условиях
- 1. 3. Пути повышения строительно-технических свойств (СТС) обработанных материалов, твердеющих при пониженных температурах воздуха
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2. 1. Характеристика исходных материалов .,/
- 2. 2. Методы исследований
- 2. 3. Математическая обработка результатов испытаний
- 3. РАЗРАБОТКА СОСТАВОВ ЦЕМЕНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СМЕСЕЙ С ПРОТИВОМОРОЗНЫМИ ДОБАВКАМИ
- 3. 1. Исследование влияния добавок фильтрата технического пентаэритрита (ФТП) на процессы твердения ЦЩС
- 3. 2. Подбор составов комплексных противоморозных добавок
- 3. 3. Исследование строительно-технических свойств обработанных материалов
- 3. 4. Выводы
- 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ ПРОТИВОМОРОЗНЫЕ РЕАГЕНТЫ
- 4. 1. Рентгенографическое исследование портландцемента и цементных камней с противоморозными добавками
- 4. 2. Дифференциально-термическое и термогравиметрическое исследование цементных камней с противоморозными добавками
- 4. 3. Электронно-микроскопический анализ контактной зоны цементного камня с заполнителем
- 4. 4. Выводы
- 5. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА КАЧЕСТВА ОБРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
- 5. 1. Влияние составов и способов приготовления смесей на свойства ЦЩС
- 5. 2. Рекомендации по устройству цементощебеночных оснований в зимнее время
- 5. 3. Выводы
- 6. ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ВНЕДРЕНИЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Свойства цементощебеночных смесей, твердеющих при отрицательных температурах в конструкциях дорожных одежд (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Увеличение объемов дорожного строительства сдерживается из-за сезонного характера работ. Использование зимнего периода для устройства оснований дорожных одежд позволит в значительной степени решить проблему продления дорожно-строительных работ. В ряде районов России и, в частности, в Татарстане эту проблему можно отчасти решить путем строительства оснований дорожных одежд из малопрочных каменных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами.
Производство работ при отрицательных температурах воздуха (до — 15°С) допускает применение в материалах, укрепленного портландцементом, хлористых соединений, нитрита натрия и кальция, поташа и других добавок, обеспечивающих процесс гидролиза и гидратации цемента. Однако перечисленные вещества не повышают морозостойкость укрепленных цементом материала, ухудшают удобоукладываемость смесей. Противоморозные добавки, помимо понижения температуры замерзания воды затворения и ускорения процессов твердения, пластификации цементощебеночных смесей (ЦЩС), должны способствовать улучшению эксплуатационных качеств материалов.
Известные противоморозные добавки для цементощебеночных смесей, применяемых в качестве оснований дорожных одежд, не в полной мере способствуют повышению их эксплуатационных качеств. Поэтому разработка новых противоморозных составов полифункционального действия для цементощебеночных оснований, укладываемых в зимних условиях, представляется актуальной задачей. з.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. На основании проведенных исследований разработаны составы противоморозных добавок для ЦЩС и усовершенствована технология производства работ по устройству цементощебеночных оснований при отрицательных температурах, позволяющие продлить дорожно-строительный сезон и повысить эксплуатационные качества материала в дорожных одеждах.
2. Исследована кинетика твердения ЦЩС при знакопеременных температурных режимах. Использование однокомпонентных противоморозных добавок, содержащих ФТП менее 4,5%, не эффективно при -10-^-15 °С. Разработаны комплексные добавки на основе ФТП, включающие пластификаторы и ускорители твердения. Изучено влияние каждого из компонентов на физико-механические свойства материала и определены оптимальные составы смесей. ЦЩС с противоморозными составами удовлетворяют нормативным требованиям по прочности, морозостойкости и отличаются повышенными показателями трещиностойкости, сопротивления растяжению при изгибе, модуля упругости.
3. Установлена зависимость прочности цементного камня от степени гидратации портландцемента в присутствии исследованных противоморозных реагентов, связанная с увеличением плотности при образовании новых кристаллогидратных фаз вследствие растворения алита. Дано математическое описание полученных зависимостей при твердении в условиях знакопеременных температур. Добавки ФТП ускоряют процесс гидратации в течение всего периода твердения при отрицательных и положительных температурах. Хлористый кальций заметно ускоряет гидратацию только в начале твердения при минусовой температуре, а добавки С-3 усиливают гидратацию в процессе дополнительного твердения в нормальных условиях. Оптимальным принят трехкомпонентный.
151 противоморозный состав, характеризующийся наибольшей интенсивностью физико-химических процессов взаимодействия реагентов.
4. Выполнен анализ влияния технологических параметров на строительно-технические свойства ЦЩС. Показано, что присутствие разработанных противоморозных добавок улучшает удобоукладываемость и повышает плотность материала. Разработана последовательность введения компонентов смесей, повышающая прочность и однородность материала. Изучено влияние режима уплотнения на свойства ЦЩС. Стандартный и вибрационный способы воздействия на оптимально увлажненную смесь одинаково эффективны, в условиях переувлажнения смесей стандартное уплотнение нецелесообразно.
5. Показана зависимость температуры замерзания воды затворения от количественного и вещественного составов добавок. Математическая модель процесса позволила выделить в качестве основного противоморозного компонента — ФТП. Выполнена оптимизация противоморозных составов по стоимости и содержанию добавок в зависимости от температуры замерзания.
6. Разработаны рекомендации по устройству цементощебеночных оснований в зимних условиях. Установлены затраты труда и материальных ресурсов на единицу измерения при приготовлении ЦЩС. Выполнено опытно-производственное строительство цементощебеночного основания в зимних условиях. Круглогодичное наблюдение за участком дороги подтвердило хорошее эксплуатационное состояние уложенного слоя и конструкции дорожной одежды. Определена технико-экономическая эффективность применения разработанных составов противоморозных добавок и обоснована целесообразность зимнего строительства цементощебеночных оснований. Экономический эффект, в случае продления на 2 месяца строительного сезона при устройстве цементощебеночного основания, составит 35 000 руб. на 1 км дороги в ценах 1999 года.
Список литературы
- Паткина И.А., Гриневич C.B. Новые противоморозные добавки для дорожных бетонов. — Сб.научн.трудов. Дорожные одежды и материалы /НПО Росдорнии- вып.3,1990, с. 73−85.
- Костяев П.С. Безообогревное бетонирование транспортных сооружений зимой. М.: Транспорт, 1978, с. 208.
- Миронов С.А., Иванова О.С, Малинина Л. А., Крылов Б. А., Глазырина Е. Г. Зимнее бетонирование и тепловая обработка бетона. -М.: Стройиздат, 1975, с. 248.
- Лагойда A.B. Теоретические основы технологии бетона с противоморозными добавками. Дисс. на соиск. уч. степ, дтн М., 1987.
- Арбеньев A.C. Технология зимних работ для строек Сибири. // Повышение эффективности применения цементных и асфальтовых бетонов в Сибири. Омск, 1981, с. 116−121.
- Иванов Ф.М., Овчаров В. И. Строительство бетонных дорог в зимнее время. — М., Автотрансиздат, 1956, с. 80.
- Иванов Ф.М., Овчаров В. И. Дорожный бетон с добавками хлористых солей. — М., Автотрансиздат, 1956, с. 60.
- Михайлов A.B. Холодное бетонирование дорожных покрытий на мерзлом грунте. Бетон с повышенными добавками хлористых солей в зимних условиях. М., 1957.
- Защепин А.Н., Овчаров В. И. Опыт строительства дорожных покрытий при отрицательных температурах. // Автомобильные дороги № 1, 1957, с.16−18.
- Шестоперов C.B. Долговечность бетона М., Автотрансиздат, 1974, с. 361.153
- Ратинов В.Б., Иванов Ф. М. Химия в строительстве. -М., Стройиздат, 1970, с. 220.
- Першин М.Н. Укрепление гравийных материалов цементом при отрицательных температурах. // Автомобильные дороги. № 11, 1956, с.20−23.
- Дорожные одежды с основаниями из укрепленных материалов /Ю.М.Васильев, В. П. Агафонцева и др. М.: Транспорт, 1989, с. 191.
- Н.Салль А. О. Прочность монолитных оснований из материалов и грунтов, укрепленных цементом. // Материалы VI Всесоюзного совещания по основным направлениям научно-технического прогресса в дорожном строительстве. М.: Союздорнии, 1976, с.50−57.
- Операционный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд //И.Е.Евгеньев, А. Я. Тулаев и др.: Под ред. А. Я. Тулаева -М.: Транспорт, 1985, с. 224.
- Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1988.
- Гайворонский В.Н. Изменение влажности грунта при весеннем оттаивании земляного полотна //Автомобильные дороги, № 5, 1983,
- ГОСТ 23 558–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
- ГОСТ 24 211–80. Добавка для бетонов. Классификация.
- ГОСТ 25 607–94. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и оснований. Технические условия.
- СНиП 3.06.03−85. Автомобильные дороги // Госсрой СССР -М.:ЦНТП Госстроя СССР, 1986.
- Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. ВСН 46−83! М.: Транспорт, 1985.
- Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25−74 М.: Стройиз дат, 1975.
- Шейнин A.M. Цементобетон для дорожных и аэродромных покрытий. -М.: Транспорт, 1991. 151с.
- Дагаев Б.И. Основания дорожных одежд из малопрочных известняков. М.: Транпорт, 1988. — 69с.
- Безрук В.М. Основные принципы укрепления грунтов. М.: Транспорт, 1987. — 32с.
- Исследование укрепленных цементом оснований под бетонными покрытиями /Eisenmann I., Birmann D. II Forsch. Stnassenban und Strasstnverkehrstechn. 1996. — № 725. — c.81−144.
- Дагаев Б.И. Цементобетон на основе слабопрочных карбонатных пород. // Автомобильные дороги № 6, 1993.
- Миронов С.А. Устройство бетонных полов зимой. //Строительная промышленность № 10, 1942.
- Миронов С.А. Температурный фактор в твердении бетонов. Госстройиздат, 1948.
- Миронов С.А. Теория и методы зимнего бетонирования. -М.: Стройиздат, 1975. с. 700.
- Миронов С.А., Крылов Б. А. Применение бетона с добавками хлористых солей в зимних условиях.// Издательство АН СССР, 1956.155
- Миронов С.А., Сизов В. Н. О твердении на морозе с добавками хлористого кальция. //Строительная промышленность № 9, 1948.
- Сизов В.Н., Миронов С. А. О твердении на морозе с добавками хлористого кальция. //Строительная промышленность, № 9, 1949.
- Сизов В.Н. Строительные работы в зимних условиях.-М.: Стройиздат, 1954.
- Сизов В.Н. О контроле температуры и прочности бетона при производстве работ способом термоса. //Строительная промышленность, № 11, 1938.
- Сизов В.Н. Бетон твердеющий на морозе.// Бетон с повышенными добавками хлористых солей в зимних условиях.-М.: Госстройиздат, 1957.
- Скрамтаев Б.Г. Бетон твердеющий на морозе. // Бетон с повышенными добавками хлористых солей в зимних условиях. -М.: Госстройиздат, 1957.
- Рубанов A.B. Твердение и свойства бетона с комплексными противоморозными добавками на основе поташа и формиата натрия.// Дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. М., 1987.
- Паткина И.А. Строительство дорожных цементобетонных оснований с применением алинитового портландцемента при пониженной и отрицательной температуре воздуха.// Дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. М., 1987.
- Муха В.И., Ковалевский П. И. Производство строительных работ в зимних условиях. -М.: Стройиздат, 1969, с. 248.
- Могилевич В.М. Организация и технология дорожно-строительных работ в зимнее время. М.: Высшая школа, 1971, с. 268.156
- Refmd Buttress Dum Dressing Saves Concrete. //Engng. News-Rec. -1984,111, № 13. -p.18−19.
- Jonson, Jan-Ake. Winten Building in Sweden. Statens inst for Buggnadsforskning. Document D. — Stockholm, 1981.
- Шестоперов С.В. К вопросу значения минералогического состава и тонкости помола цемента при производстве бетонных дорожных работ в условиях отрицательных температур. //Цементный бетон в дорожном строительстве. -М: Дориздат, 1950.
- Шестоперов С. В, Иванов Ф. М., Саталкин А. В., Безрук В. М., Бабков В. Ф. Цементобетон в дорожном строительстве. М.: Автотранспорт, 1956.
- Научно-технический отчет «О производственном опыте устройства бетонного покрытия в зимних условиях». Союздоррии, 1954.
- Першин М.Н. Постройка и усиление гравийных покрытий в предвесеннее и зимнее время с целью подготовки автомобильных дорог к весенней распутице. Военная академия тыла и транспорта, Л., 1959.157
- Научно-технический отчет по теме: «Научно-исследовательские работы по продлению сезона по устройству дорожных оснований из гравийных материалов и песков, укрепленных портландцементом». Л. Ф. Союздорнии, 1961.
- Научно-технический отчет по теме: «Разработка практических рекомендаций по устройству конструктивных дорожных одежд из укрепленных цементом местных материалов в условиях Мурманской области». Л. Ф. Союздорнии, 1961.
- Ахвердов И.Н. Основы физики бетона. М.: Стройиздат, 1 981 464 с.
- Тарасов А.Ф. Исследование процессов замораживания воды в цементном камне, растворе и бетоне с разработкой метода определения их морозостойкости: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. М., 1984. — 24с.
- Гендин В.Я., Мягков А. Д. Электропрогрев бетона с противоморозными добавками //Рекомендации по производству бетонных работ в зимнее время. Новосибирск, 1977. — с.42−44.
- Зиновьева Т.Н. Термообработка бетона с противоморозными добавками в монолитных конструкциях возводимых в зимнее время: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. М, 1983. — 22с.158
- Руководство по зимнему бетонированию с применением метода термоса. М.: Стройиздат, 1975. — 192с.
- Руководство по применению бетонов с противоморозными добавками. М.: Стройиздат, 1978. — 80с.
- Руководство по электротермообработке бетона. М.: Стройиздат, 1974.-256с.
- Зубков В.И. Зимнее бетонирование гидротехнических сооружений с оптимизацией энергозатрат.: Автореф. Дисс. на соиск. уч. степ, д.т.н. — Л., 1986. 35с.
- Костяев П.С. Безообогревное сооружение мостов и труб в зимних при строительстве железных и автомобильных дорог. Дисс. на соиск. уч. степ, д.т.н. -. М, 1984.
- Романова H.A. Твердение и свойства бетонов с комплексными добавками применительно к зимнему бетонированию. Дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. М, 1981.
- Руководство по применению бетонов с комплексными противоморозными добавками. М.: СоюзоргтехводстройМинводхоза СССР, 1987. — 46с.
- Дагаев Б.И. Применение малопрочных известняков в дорожных одеждах. //Трансп. стр-во. 1996. № 1,2. — с.39.
- Кочерга В.Г. Оптимизация состава цементогрунта с учетом обеспечения влажности его твердения. //Изв. Вузов Сев.-Кавк. Регион. Техн., 1998. -№ 1. -с.94−96, 130-рус.
- Ковал ев Я. Н. Концепция увеличения долговечности дорожно-строительных материалов. //Наука и техн. в дор. отрасли. 1997. -№ 1. — с.12−13.159
- Славуцкий А.К., Еленович A.C., Курденков Б. И., Ромаданов Г. А. Дорожные одежды из местных материалов. М.: Транспорт, 1965, с. 272.
- Шильников В.А. Инструкция по устройству гравийных оснований на автомобильных дорогах в зимних условиях. М., 1958.
- Шильников В.А., Кубланова М. Б. Укрепление известняковых щебеночных смесей малыми дозами цемента. // Автомобильные дороги, № 10, 1958.
- Шильников В. А. Предложения по устройству цементощебеночных и цементогравийных смесей при отрицательных температурах. Л. Ф. Союздорнии, 1962.
- Шильников В.А. Указания по устройству дорожных оснований из укрепленных портландцементом песка, гравийных материалов и известняковых щебеночных смесей. Л. Ф. Союздорнии, 1964.
- Основания, укрепленные гидравлическими вяжущими /Schmit M., Vogel P. //Strasse+Autobahn. 1994 — № 9 — c.493−496, 499−502 -нем.
- Исследование укрепленных цементом оснований под бетонные покрытия /Eisenmann J., Birmann // Forsch. Strassenban und Strassenverkehrstechn. 1996 — № 725 — c.81−144.-нем.
- Преимущество использования в основаниях дорог укрепленных грунтов. Vers une meilleure qualification des couches de forme en sol traite/ Aussedat G., Derradji A., Jouve P.// Rev. gen. routes et aerodr. .-1995, № 733,-С.81−88.-фр.
- Исследование по бетонным дорогам за 1993−1995 rr./Grining R//Strasse+Autobahn. 1995 — № 7 — с.411−413, 388 — нем.160
- Совершенствование свойств материалов и технологии их применения в дорожном строительстве// Труды Союздорнии/Ред. Юмашев В. М. -М, 1994. 119с.
- К вопросу об использовании щебня карбонатных пород пониженной прочности для бетонных покрытий /Коршунов В.И., Ланге Ю. Г., Басурманова И. В. //Совершенствование свойств и технологии их применения в дорожном строительстве. М., 1994 — с.31−38.
- Повышение морозостойкости бетонов на местных каменных материалах /Кожушко В.П., Редкозуб A.A., Ольчинский А. Г., Кожушко В.В.//Автошляховик Украши. 1994 — № 3 — с.28−29.
- Смесь для дорожных покрытий и способ укладки этих смесей в дорожное покрытие /Пат. 683 196, Швейцария, МКИ5 Е 01 С 7/14/Astik R/ № 3519/91: Заявл. 2.12.91- опубл. 31.1.94.
- Юмашев В.М., Басурманова И. В. Международный опыт строительства дорог с цементобетонным покрытием. //Автомобильные дороги, № 10, 1995. с.8−12.
- Брехман А.И. Исследование твердения крупнопористых бетонов из цементощебеночных смесей с добавками кремнийорганических веществ при отрицательных температурах. Дисс. на соиск уч степ, ктн, Балашиха, 1971.
- Строительство дорожных одежд в зимнее время./Кравченко В.Г. //Достижения ученых нар. Х-ву: Обл. конф. Харьков, 1990. -с.180−181.
- Рекомендации по применению бетонов с противоморозной добавкой ФТП. М., НИИЖБ, 1986−14с.
- Асматулаев Б. А. Исследование и разработка технологии производства работ в зимнее время по устройству дорожных оснований из крупнообломочных грунтов, укрепленных шлаковым вяжущим: Автореферат дисс. на соиск уч степ, ктн,-М., 1980.
- Волженский A.B. Минеральные вяжущие вещества М.: Стройиздат, 1986.- 464 с.
- Баженов Ю.М. Технология бетона М.: Высшая школа, 1 987 415 с.
- Кузьмин Е.Д. Бетоны с противоморозными добавками. Киев: «Буд1вельник», 1976, с. 108.
- Лыков A.B. Теория теплопроводоности М.: Высш. школа., 1967. — 599с.162
- Шестоперов C.B., Феднер JI.А. Повышение долговечности бетона сборных дорожных конструкций // Материалы VI Всесоюзного совещания по основным направлениям научно-технического прогресса в дорожном строительстве/ Союздорнии. Вып.5. М., 1976-С.21−25.
- Энтин З.Б., Феднер Л. А., Шейнин A.M., Эккель C.B. Требования к цементам для дорожного и аэродромного строительства// Цемент и его применение-1997.-№ 1-е.30−33.
- Шейнин A.M. О проблеме определения морозостойкости бетона// Тр. Союздорнии-1998-№ 195 -с.4−11.
- Шейнин A.M., Якобсон М. Я. Морозостойкость дорожных бетонов с добавкой С-3 при сниженном содержании цемента// Бетон и железобетон. 1987. № 1. С.24−26
- Добшиц Л.М. Пути повышения долговечности цементных бетонов// Современные проблемы строительного материаловедения (Пятые академические чтения, РААСН), Воронеж. 1999-е.113−116.
- Кинд В.А., Окороков С. Д., Вольфсон С. А. Теплота твердения портландцементов различного химического состава. Цемент, № 7, 1937.
- Батраков В.Г. Модифицированные бетоны— М.: Стройиздат, 1990−400 с.
- Рахимбаев Ш. М. Вопросы рационального применения пластификаторов в технологии бетона //Современные проблемы строительного материаловедения (Пятые академические чтения РААСН), Воронеж, 1999-с. 369−371.
- Калашников В.И. Основы пластифицирования дисперсных систем для производства строительных материалов. Диссертация дтн в форме научного доклада. Воронеж, 1996−85 с.
- Шестоперов C.B. Технология бетона. М.: Высшая школа, 1977 -432 с.
- Токмакова И.А. Применение растворов и бетонов с добавкой поташа при производстве строительных работ в зимнее время -М.: Госстройиздат. 1963−82 с.
- Хозин В.Г., Сальников A.B., Морозова H.H. Влияние комплексной химической добавки на формирование прочности бетона// Современные проблемы строительного материаловедения. (Пятые академические чтения РААСН), Воронеж, 1999-с. 506−507.
- Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ. М., Химия, 1969.
- Рояк С.М., Рояк С. Г. Специальные цементы. -М.: Стройирздат -1993,408 с.164
- Грушко И.М., Глущенко Н. Ф., Ильин А. Г. Структура и прочность дорожного цементного бетона, Харьков: ХГУ, 1965, 135 с.
- Сорокер В.И., Довжик В. Г. Жесткие бетонные смеси в производстве сборного железобетона, М, 1962, 307 с.
- Указания на бетонирование в зимнее время дорожных оснований под асфальтобетонные покрытия в г. Москве (ВСН-20−68).
- Инструкция по применению тощего бетона в конструкциях дорожных одежд. ВСН-51−80, Москва, 1981.
- Рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорожных покрытий и оснований из жестких бетонных смесей. М.: НПО, Росдорнии, 1990.
- Price W.H. Control of cracking in mass concrete dams. Concrete International, Oct. 1982, vol. 4, N.10, p.36−44.
- Schrader E.K. The first concrete gravity dam designed and built for roller compacted construction methods Concrete International, Oct. 1982, vol.4, N. 10, p. 15−24.
- Любимова Т.Ю., Пинус Э. Р. Сборник трудов НИИ бетона и железобетона. Госстройиздат, М., 1962, вып.28.
- Любимова Т.Ю., Пинус Э. Р. Коллоидный журнал АН СССР, 1962, T.XXIV, № 5.
- Пинус Э.Р. Структурообразующая роль карбонатных заполнителей в цементном бетоне./ Научно-техническое сообщение № 8 ВНИИ нерудных строительных материалов и гидромеханизации, Ставрополь на — Волге. 1962.165
- Микроанализ и растровая электронная микроскопия / ред. Ф. Морис, Л. Мени, Р. Тиксье перевод с французского Г. Д. Стельмаковой. М., «Металлургия», 1985, 404 с.
- Вдовин Е.А., Брехман А. И. К вопросу о продлении дорожно-строительного сезона. // В сб. научных трудов, Казань, КазГАСА, 1998.-с. 184−185.
- Вдовин Е.А. Влияние добавки ФТП в крупнопористом бетоне на основе цементощебеночных смесей, твердеющих при отрицательных температурах. // В сб. научных трудов аспирантов, Казань, КазГАСА, 1999.-е. 107−108.
- Брехман А.И., Вдовин Е. А. Повышение эффективности добавки ФТП в цементощебеночных смесях, твердеющих при166отрицательных температурах. // В сб. научных трудов Международной научно-технической конференции
- Композиционные строительные материалы. Теория и практика". Ч. I. Пенза: ПГАСА и ПДЗ, 2000. — с. 45−46.
- Вдовин Е.А., Андреев Е. И. Цементощебеночные смеси, твердеющие при пониженных температурах воздуха. // В сб. научных трудов «Строительные материалы и изделия». -Магнитогорск: МГТУ, 2000. с. 161−165.
- Андреев Е.И., Вдовин Е. А. Рациональное использование карбонатных пород низкой прочности, при устройстве оснований автодорог. // В сб. научных трудов «Строительные материалы и изделия». Магнитогорск: МГТУ, 2000. с. 158−161.
- Vdovin Е.А., Khabibullina E.N. On service properties of crushed stonecement mixtures hardening at low temperatures of air. // The first International conference «Automobile & technosphere». Kazan: KSTU named after A.N. Tupolev.-1999, S. 197−198.167