Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования психофизической подготовленности девочек 11-12 лет в урочной форме занятий: На примере мини-футбола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным психологическим новообразованиям (развитие самосознания, стремление к самопознанию, самоутверждению, самосовершенствованию, формирование самооценки, потребность в общении со сверстниками, развитие познавательных процессов) девочек младшего подросткового возраста (11−12 лет) в сфере физического воспитания соответствует игровая деятельность (А. П. Краковский, 1970; Д. Б. Эльконин, 1978; Г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие личности девочек 11−12 лет средствами игровой деятельности в системе физического воспитания школьников
    • 1. 1. Игровая деятельность как предмет научного познания
    • 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование занятий игровой деятельностью девочек младшего подросткового возраста
    • 1. 3. Мини-футбол как комплексное средство физического воспитания школьников
    • 1. 4. Морфофункциональные особенности развития девочек 11−12 лет в период полового созревания
    • 1. 5. Структура психофизической подготовленности девочек 11−12 лет

Педагогические условия формирования психофизической подготовленности девочек 11-12 лет в урочной форме занятий: На примере мини-футбола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время экономические, социальные, культурологические механизмы преобразования общества оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. В современных условиях корректируются теоретические концепции функционирования различных систем физкультурного образования, в том числе и физического воспитания школьников.

По мнению ряда ученых (В. И. Столяров, 1988; А. В. Лотоненко и др. 1990; М. Я. Виленский, 1994; В. К. Бальсевич, 1996; J1. И. Лубышева, 1996) для эффективного использования ценностей физической культуры в целях формирования основ здорового образа жизни, повышения уровня двигательной подготовленности учащихся необходимо использование многообразия форм и вариативности содержания школьного физического воспитания, которые позволяют, в свою очередь организовывать физическую активность сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям.

Приоритетными в педагогических конструкциях оказываются такие методы и формы обучения и воспитания, использование которых основано на реализации психологических новообразований детей различных половозрастных групп.

Основным психологическим новообразованиям (развитие самосознания, стремление к самопознанию, самоутверждению, самосовершенствованию, формирование самооценки, потребность в общении со сверстниками, развитие познавательных процессов) девочек младшего подросткового возраста (11−12 лет) в сфере физического воспитания соответствует игровая деятельность (А. П. Краковский, 1970; Д. Б. Эльконин, 1978; Г. И. Щукина, 1986; Д. И. Фельдштейн, 1995).

Игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная, природосообразная деятельность подростков, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения (интериоризации) структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (С. А. Шмаков, 1994; Ю. И. Портных, 1994).

В этом смысле психофизическая подготовленность (ПФП) выступает как один из важнейших критериев физического потенциала личности и общества в целом. Под ПФП мы понимаем — степень умения рационально реализовывать уровень физической подготовленности (двигательный потенциал) при решении моторных задач в различных условиях (И. М. Ту-ревский, 1998).

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившихся в теории и практике физического воспитания противоречий между:

• необходимостью формирования у школьников комплекса психических и физических качеств, определяющих успешность двигательной деятельности и неразработанностью адекватных (возрастно-половым особенностям) педагогических условий;

• актуальными потребностями девочек младшего подросткового возраста в разнохарактерной игровой деятельности на уроках физической культуры и реальными возможностями их удовлетворения;

• педагогическими возможностями игровой деятельности в развитии психофизической, мотивационно-потребностной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности школьников и отсутствием педагогических технологий, направленных на физическое воспитание девочек младшего подросткового возраста.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную задачу исследования: определение эффективной системы мер (условий), направленных на формирование ПФП девочек 11−12 лет средствами игровой деятельности, как интегрального способа достижения физической культуры личности в единстве потребностей, знаний, физического совершенства и практической деятельности. Решение этой научной задачи составило цель исследования.

Объект исследования. учебно-воспитательный процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования, процесс формирования ПФП девочек 11−12 лет.

Задачи исследования:

1. Определить состояние, структуру ПФП и уровень развития моти-вационно-личностной сферы девочек 11−12 лет;

2. Разработать методические основы программы физического воспитания по мини-футболу для девочек 5−6-х классов.

3. Экспериментально обосновать влияние программы по мини-футболу на психофизический и социально-педагогический компоненты развития личности девочек 11−12 лет.

4. На основании полученных результатов исследования выявить педагогические условия формирования ПФП девочек 11−12 лет.

В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что игровая деятельность девочек 11−12 лет будет создавать благоприятные условия для повышения уровня ПФП, если:

• учитываются возрастно-половые особенности подростков, определяющие актуализацию потребностей в самоутверждении, саморазвитии и самовоспитании;

• урочная форма и тематическая направленность занятий обеспечивает последовательность (непрерывность) педагогических воздействий;

• программный и методический материал ориентирован на структуру ПФП девочек данного возраста и адекватен решаемым задачам обучения и воспитания;

• использованные методы обучения носят преимущественно игровой или соревновательный характер.

Научная новизна состоит в том, что данное исследование:

• обогащает физическое воспитание новыми данными о структуре ПФП девочек 11−12 лет;

• установлены уровни сформированности мотивационно-личностной сферы девочек 11−12 лет к занятиям физической культуры;

• экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной программы физического воспитания по мини-футболу на психофизический и социально-педагогический компоненты развития личности.

Практическая значимость.

1. Выявлены закономерности между занятиями игровой деятельностью и развитием ПФП, мотивационно-личностной сферы девочек 11−12 лет.

2. Разработан программный и методический материал по внедрению в практику физического воспитания школьников мини-футбола в урочной форме занятий.

3. Материалы исследования могут бьггь использованы в качестве основы моделирования учебно-тренировочного процесса девочек в мини-футболе на этапе начальной спортивной специализации.

Достоверность исследований обеспечивается научной обоснованностью исходных позиций и методов исследований, объемом выборочных данных, количеством и продолжительностью педагогических экспериментов, корректной обработкой фактического материала с помощью современных методов математической статистики.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования изложены в сообщениях на Международной конференции «Проблемы проектирования региональных систем физического воспитания» (Тула, октябрь 1997 г.) и на Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в развитии личности студента» (Москва, сентябрь 1998 г.), научно-практической конференции «Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде» (Москва, май 1999 г.), а также в публикациях по теме диссертации.

Положения выносимые на защиту.

1. Психофизическая подготовленность как один из определяющих критериев эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

2. Экспериментальная программа физического воспитания девочек 56-х классов, основанная на игре в мини-футбол.

3. Научно-методические и организационные педагогические условия формирования психофизической подготовленности девочек 11−12 лет средствами игровой деятельности.

Выводы:

1. Анализ среднестатистических показателей, включенных в программу исследования ПФП девочек 11−12 лет, показал, что характеризуемые.

Л стороны развития двигательной сферы девочек (до эксперимента) в целом однотипны и отражают возрастные особенности психофизического развития детей данного возраста Центрального региона России.

Выявлены наиболее (интегральные) и наименее (специфические) информативные показатели, характеризующие развитие различных сторон двигательной сферы девочек 11−12 лет. Определены ведущие факторы в общей структуре ПФП: быстрота и точность ручных действий, общая физическая подготовлен.

It ностъ, сила мышц и быстрота локомоторных действий.

Установлены критерии (уровни) сформированности (ведущие, значимые, потенциальные) мотивационно-личностной сферы девочек 11−12 летнего возраста.

2. Определены методические основы, положенные в разработку программы физического воспитания по мини-футболу для девочек 5−6-х классов: педагогические возможности игровой деятельности как тренирующего средства физического воспитанияцеленаправленное развитие двигательных, психических и личностных качеств девочек данного возрастаопережающее обучение двигательным действиямпостроение образовательного процесса на основе тематической направленности и непрерывности педагогических воздействий.

3. Экспериментально обоснованы два направления учебно-воспитательного процесса, в рамках разработанной программы по мини-футболу для девочек 5−6-х классов: ш первое — заключает в себе игры и игровые задания, способствующие развитию и совершенствованию девочками технико-тактических приемов мини-футбола;

— второе — предусматривает использование средств мини-футбола, развивающих комплекс двигательных качеств девочек.

Доказано, что систематические занятия девочками мини-футболом оказывают существенное влияние на большинство показателей, включенных в программу исследования ПФП.

За период формирующего эксперимента динамика показателей мотивационно-личностной сферы девочек 11−12 лет в условиях игровой деятельности свидетельствует об интенсивном развитии личностных качеств, формирование социально-значимых, педагогически оправданных мотивационных установок и интересов к урокам физической культуры, во многом определяющих качество учебно-воспитательного процесса.

4. В качестве педагогических условий, оказывающих существенное влияние на процесс формирования ПФП девочек 11−12 летнего возраста, выступают:

• научно-методические:

— раскрывают внутренние механизмы (закономерности) формирования ПФП, развитие мотивационно-личностной сферы девочек в условиях игровой деятельности;

— отражают генетические и возрастно-половые возможности организма девочек данного возраста;

• организационные'.

— включают в себя программный материал, основанный на использовании игровой деятельностисредства и направленность методической работы;

— предопределяют форму (урочную) и характер проводимых занятий, материально-техническую оснащенность спортивной базы.

По результатам выполненного исследования разработаны практические рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию девочек 5−6-х классов с учетом структуры, динамики ПФП в условиях игровой деятельности.

Они адресуются преподавателям физического воспитания, а также тренерам по спорту.

1. Для целенаправленного исследования ПФП девочек 11−12 летнего возраста в условиях игровой деятельности необходимо использовать следующие батареи тестов:

— физическое развитие;

— физическое состояние сердечно-сосудистой системы;

— уровень развития физических качеств;

— управление движениями в различных условиях;

— психические способности;

— уровень развития технико-тактических навыков.

2. При дальнейшей разработке педагогических технологий физического воспитания с тематической направленностью, на начальном этапе обучения двигательным действиям, необходимо учитывать возрастные особенности мотивационно-личностного состояния девочек-подростков и характер направленности их двигательной сферы.

3. Исследование структуры ПФП позволяет определить набор тестов для педагогического контроля за развитием двигательной сферы девочек 11−12 летнего возраста:

— основные тесты — динамическая сила, прыжок в длину, бег 30 м, точность в неожиданных условиях, быстрота одиночного движения, оперативное мышление, комплексное упражнение;

— дополнительные тесты для углубленного обследования — прыжок вверх, комплексная реакция, ориентирование в пространстве, динамическое равновесие, точность мышечных усилий.

4. При разработке программ физического воспитания для девочек младшего подросткового возраста, с целью эффективного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, необходимо:

— планировать учебную программу на несколько лет (не менее 2-х), что позволяет девочкам с запаздывающим началом полового созревания или его замедленными темпами раскрыть свои двигательные и психические потенции в этом случае несколько позднее;

— реализовать принцип раздельного обучения мальчиков и девочек (начиная с 5-го класса), в силу объективных различий в развитии личности подростков;

— учитывать сенситивные периоды и гетерохронность в развитии двигательной сферы девочек 11−12 лет, а так же уровни сформированное&tradeмотивационно-личностной сферы, указывающие на продолжение становления психических свойств личности, выбора эмоциональной линии поведения;

— целенаправленно развивать ведущие факторы, характеризующие структуру ПФП девочек 11−12 лет: быстроту и точность ручных действий, общую физическую подготовленность, силу мышц и быстроту локомоторных действий;

— использовать педагогические возможности игровой деятельности как средства направленного на формирование психофизического, социально-педагогического компонента в развитии целостной и гармоничной личностиобеспечить организационно-методические и материально-технические условия занятий.

5. При использовании уроков мини-футбола в качестве основного программного материала необходимо создавать условия для реализации следующих педагогических задач:

— осознанное выполнение физических упражнений;

— накопление двигательного «багажа» ;

— воспитание нравственных, волевых, интеллектуальных, эстетических черт личности;

— реализация потребностей в самоутверждении, саморазвитии и самосовершенствовании ;

— межпредметная и прикладная реализация полученных знаний, умений, навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. М.: ФиС, 1960. — 89 с.
  2. . Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968 — 336 с.
  3. С. Н. Мини-футбол. М.: ФиС, 1978 — 187 с.
  4. С. Н. и др. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. М., 1986. — 262 с.
  5. С. Н. Играй в мини-футбол. — М.: Сов. спорт, 1989. — 47 с.
  6. Н. В. Проблемы социализации личности.//Сб. Социальные исследования. 1970. № 3. С. 43—47.
  7. И. А. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой и спортом: Метод, разработка. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 13 с.
  8. П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — С. 13−100.
  9. М. В., Козлов В. И. Физическое развитие подростков и их работоспособность//Физиология подростков/Под ред. Д. А. Фарбер. — М., 1988. С. 158−183.
  10. М. В., Хрипкова А. Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена М.: Просвещение, 1990. — 318 с.
  11. С. Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 246 с.
  12. Л. И. К психологии личности как развивающейся системы/ Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С. 3−19.
  13. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. -Киев.: Здров’я, 1985. 80 с.
  14. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 183 с.
  15. В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие Иркутск, 1989.-С. 119−153.
  16. А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России/Сборник материалов: Стратегия развития образования в России 1994″. М., 1994. — С. 23−31.
  17. И. М., Гуминский А. А., Ильичев Ю. П. и др. Футболист в игре и тренировке/Под общ. ред. С. А. Савина. М.: ФиС, 1975. — 108 с.
  18. П. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  19. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.:ФиС, 1978. — 223 с.
  20. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  21. Ю. К., Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  22. В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи//Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 1. С. 23−25
  23. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: ФиС, 1988. 207 с.
  24. В. К., Лубышева JI. И. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта//Межвуз. сборник научных трудов. Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи Тула, 1994. — С. 3−10.
  25. В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность//Теор. и практ. физ. культ., 1995. — N 4. — С. 2—7.
  26. В. А. Педагогические условия фалиситации социальной адаптации старшеклассников средствами физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. — 144 с.
  27. Н. Я. Психологическая коррекция личности младшего подростка с отклоняющимся поведением средствами игровой деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. С. 17−48.
  28. С. А. Этот «опасный» возраст. — М.: Знание, 1982. 93 с.
  29. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 267 с.
  30. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  31. Н. А. Построение движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  32. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — С. 425.
  33. Н. А. О ловкосш и ее развитии. М.: ФиС, 1991. — 288 с.
  34. М. М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985. — 192 с.
  35. А. А., Малькова В. А., Новикова Л. И., Краковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. -М., 1991. 98 с.
  36. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  37. Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  38. Е. И. Время реакции человека (история, теория, современное состояние и практическое значение хронологических исследований) -М.: Медицина, 1964. 440 с.
  39. БСЭ/Под ред. А. М. Прохорова. В 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 591 с.
  40. С. Н. Динамика технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменок в годичном цикле тренировки (на примере женского футбола): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Малаховка, 1992. 27 с.
  41. X., Фек Г. и др. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС, 1966. — 238 с.
  42. Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР//Теор и практ. физ. культ. 1990. N 10. — С. 2−9.
  43. В. Исследование особенностей занятий футболом с учащимися 9—12 лет в урочное и секционное время: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 28 с.
  44. Г. И. Исследование индивидуальных особенностей физического развития и некоторых двигательных качеств подростков в период полового созревания: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Л., 1971. — 17 с.
  45. М. Я., Ключник П. И. Социальная активность учителя: сущность, структура, критерии, процесс формирования//Теор. и практ. физ. культ. 1990. N 12. — С. 29−31.
  46. М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни//Теор. и практ. физ. культ. — 1994. N 9. С. 9−11.
  47. П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде). М.: Мысль, 1990. — 288 с.
  48. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике//Психодиагностика. Теория и прак-тика./Под общ. ред. Н. Ф. Талызиной. — М.: Прогресс, 1986. С. 124−152.
  49. К. Л. Игры в тренировке футболиста. Киев: Здоров’я, 1983. — 93 с.
  50. А. В. Структура координационных способностей и методика их развития у детей 11—12 лет: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1993.- С. 59−88.
  51. JI. В. Физические способности детей и подростков. — Киев, 1981. 111 с.
  52. JI. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Дис.. докг. пед. наук. Киев, 1988. — С. 90—178.
  53. JI. С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. М.-Л., 1935. — 135 с.
  54. Выготский J1. С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. 479 с.
  55. В. Исследование эффективности методики обучения детей 11−12 лет технике футбола: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 18 с.
  56. А. И. Особенности формирования у школьников потребности в занятиях физическими упражнениями//Физическое воспитание учащейся молодежи. Проблемы, интересы, мотивы/Отв. ред. М. Я. Ви-ленский. М., 1986. — С. 142.
  57. Г. М. Психология футбола. М.: ФиС, 1964. — 213 с.
  58. О. С. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М.: 1974. — 28 с.
  59. О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой/Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  60. С. И. Основы педагогики/Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
  61. М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. М.: ФиС, 1988. — 192 с.
  62. М. Г. Адаптация учащихся младших классов к школе средствами акцентированного двигательного режима: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1993. — 169 с.
  63. В. В. и др. Моторика и физическое развитие школь-ников//Физ. воспитание детей и подр. — М., 1975. С. 46−78.
  64. Н. Д. Физиологические основы футбола//Футбол: Ежегодник. М., 1962. С. 8−19.
  65. К. X., Шитикова Г. Ф. Содержание и структура урока// Физ. культура в школе. — 1974. — N 9. — С. 13−16.
  66. С. В. Самовыражение и развитие личности в игре: Дисс. канд. психол. наук. М., 1991. — 214 с.
  67. А. А. Этапность развития двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1979. — 42 с.
  68. А. А., Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в школе: Метод, пособие. Минск: Полымя, 1988. — 92 с.
  69. А. А., Тупицина М. П., Феоктистова С. В. Аэробная работоспособность девочек пубертатного возраста//Тез. 2 Всес. конф. по физическому воспитанию и школьной гимнастике. М., 1983. — С. 13.
  70. М., Озерский Н. Психомоторика. М., 1930. — Т. 1. -С. 84−85.
  71. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  72. Ю. С. К вопросу об оптимальных условиях обуче-ния//Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. -М.: 1974.-Т. 1. — С. 148−155.
  73. И. И. Планирование содержания уроков физической культуры. I-XI классы// Физическая культура в школе. 1997. N 4. С. 37−52.
  74. Т. В. Проблема конфликта в подростковом воз-расте//Вопросы психологии. — 1972. N 2. — С. 25−38.
  75. Н.П. Наследование биологическое и социаль-ное//Коммунист. 1980. — № 11. — С. 32−35.
  76. Е. А. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6−7 классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Краснодар, 1997. 27 с.
  77. А. Я. Воспитание интереса к занятиям физической культуры у подростков//Тезисы докл. IV Всесоюз. конф. Физическое воспитание и школьная гигиена. — М., 1991. — С. 141.
  78. П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Дис.. докт. пед. наук. — Архангельск, 1995. С. 263−266.
  79. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. 325 с.
  80. И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1994. с. 34−47.
  81. Н. JI. Дифференцированный подход к девочкам-подросткам, учащимся 6 класса при развитии двигательных качеств на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. — 23 с.
  82. А. М. Организация обучения школьников с учетом уровня их работоспособности//Гигиена и санитария. 1981. — N 11. — С. 27−29.
  83. В. А. Дифференцированное физическое воспитание. — Тула: Изд-во Тулгоспедуниверситета, 1996. — 131 с.
  84. А. А. Динамика физической и технической подготовленности юных футболисток 11−12 лет различных соматических типов и вариантов развития: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1994. — 28 с.
  85. В. М. Основы спортивной метрологии. М.: ФиС, 1979. — 152 с.
  86. Д. И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. 165 с.
  87. JT. И. Интерес к физической культуре у школьни-ков//Межвузовский сб. научн. тр. Владимир: ВГПУ, 1994. — с. 17−21.
  88. Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. — С.
  89. Ю. П. Формирование у подростков умения ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности: (на материале игры в футбол)//Научные основы физ. восп. М.: ФиС, 1968. — С. 369—370.
  90. М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  91. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников//Кн. для учителей/Под ред. О. С. Газмана.- М.: Просвещение, 1988, 160 с.
  92. К. К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. — М., 1991. — 420 с.
  93. Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. — М.: Медицина, 1978. — 284 с.
  94. В. А. Организационно-обучающая игра как метод развития творческого мышления юных спортсменов (на примере футбола). — М., 1996.- 126 с.
  95. Н. В. Нейроэндокринные особенности пубертатного пе-риода//Педиатрия. 1980. — N 2. — С. 74−78.
  96. В. И., Королев Г. П. Анатомо-физиолошческие особенности в подростковом возрасте: Учеб. пособие. — М.: ЦОЛИУВ, 1989. — 23 с.
  97. Е. И. Формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью у девочек 11−12 лет на уроках физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — С. 53−119.
  98. Д. В., Сельверова Н. В. Физико-педагогические аспекты полового созревания. — М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  99. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  100. В. В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста: Дисс. докт. пед. наук. — Краснодар, 1993. — 415 с.
  101. К. Основы психического развития/Пер. с нем. Р. и Б. Левин. М.-Л.: Огиз-Соц.Экгиз, 1934. — 260 с.
  102. А. П. О подростках (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). — М.: Педагогика, 1970. 210 с.
  103. Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. — Л.: Медгиз Ленингр. отд., 1958. — 320 с.
  104. Краткий словарь по социологии./Под. ред. Д. М. Гвишани и др. М.: Политиздат, 1988. 479 с.
  105. В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  106. А. П. Возрастные особенности юных футбо-листов//Юный футболист: Учебное пособие для тренеров — М.: ФиС, 1983. С. 14−28.
  107. Ю. А. Игровые структуры в системах социального дей-ствия//Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник, 1984. М.: Наука. С. 50−56.
  108. А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  109. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  110. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. — 1988. — С. 128−264.
  111. О. Спортивно-игровой метод физического воспитания. М.: ФиС, 1959. — 284 с.
  112. Е. И., Виленский М. Я., Туркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). — М.: Просвещение, 1992. — С. 76.
  113. А. В., Воропаев В. И., Мальцев В. С. Формирование потребностей и мотивов в физической культуре (теор. аспект). — Воронеж: СХИ, 1990. 25 с.
  114. Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1992. — 20 с.
  115. Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации//Физ культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. — N 1. — С. 11−17.
  116. Л. И., Лотоненко А. В., Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи (культурологический аспект)/ Учебное пособие. — М.: «Физкультура, образование и наука», 1997. — 42 с.
  117. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. и др. Критерий оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учащихся физической культуры: (Метод. рекомендации)/НИИ Физиологии детей и подростков. М., 1992. — 21 с.
  118. Лях В. И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. — М.: Просвещение, 1993. С. 64.
  119. О. С. Интегральный подход в решении задач физического воспитания младших школьников на основе игровых средств: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 187 с.
  120. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс. М.: Аспект Пресс, 1995. — 318 с.
  121. А. С. Сочинения. Т. IV. — М.: АПН РСФСР, 1951. — С. 373.
  122. В. Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 23 с.
  123. Н. Н., Нетесов Ю. П. Рыбаков Д. П., Смирнов А. А. Программное устройство для определения РДО и распределения внима-ния//БРИЗ Спорткомитета РСФСР. Удостоверение на рационал. предложен. N 843/28. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1985.
  124. В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методы психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  125. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  126. А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 233 с.
  127. Монтень Мишель. Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. — 410 с.
  128. А. В. Введение в социальную педагогику./Учебное пособие. Часть 1. Пенза, 1994. — 171 с.
  129. . Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 162 с.
  130. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 т. Т. 2. Психология образования. М.: ВЛДДОС, 1998. — 608 с.
  131. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 т. Т. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛА-ДОС, 1998. — 608 с.
  132. П. Н. Личность подростка и особенности механизмов психической регуляции учебно-трудовой и учебно-физкультурной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 181 с.
  133. Обучение и тренировка начинающих футболистов. Метод. пособие/Киев гос. ин-т физ. культуры. Харьк. тренер, фак. — Харьков: Б. и, 1986. 74 с.
  134. Н. Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1970. 479 с.
  135. П. В. Прогнозирование способностей футболиста. — М.: ФиС, 1982. 96 с.
  136. А. В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. С. 38−76.
  137. А. В. Быть личностью. М., 1990. 112 с.
  138. С. Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997, — 23 с.
  139. . Избранные психологические труды. — М.: Междунар. педаг. академия, 1994. 680 с.
  140. Платон. Законы.//Сочинения. М.: Мысль, 1970. — Т. 3. — С. 282−283.
  141. Подготовка молодого футболиста.//Сборник статей/Под ред. Я. Палфаи. М.: ФиС, 1973.
  142. А. Г. Обоснование рационального соотношения физической подготовки у учащихся 4−6 классов на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987, — 18 с.
  143. Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974. 310 с.
  144. Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Дис.. д-ра пед. наук (в форме научного доклада) С.-П., 1994. — 62 с.
  145. А. М., Толстых И. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  146. Н. В. Игровой и соревновательный методы обучения// Физ. культура в школе. 1988. — N 1. — С. 32−33.
  147. Н., Дегерь Э. Г., Футбол для юношей. М.: ФиС, 1971. — 144 с.
  148. А. В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: ФиС, 1973. С. 95−126.
  149. Н. А. Психомоторика взрослого человека. — Л.: изд-во ЛГУ, 1970. 128 с.
  150. А. Н., Джус О. Н., Догадин М. Е. Книга тренера по футболу. — Киев: Здоров’я, 1988. — 250 с.
  151. С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 704 с.
  152. С. Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976. 416 с.
  153. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. — М.: Педагогика, 1981. 652 с.
  154. С. А. Футбол. М.: ФиС, 1969. С. 164−178.
  155. Н. Б. Игра как метод и проблема в современной психологии/Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск- Наука, 1987. С. 7−13.
  156. Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968. С. 21−71.
  157. П. С. Онтогенез как целенаправленный телеонолитиче-ский процесс//Архив анатомии. — 1972. N 8. — С. 32—35.
  158. Л. К., Чемоданов В. И. Структурно-функциональные особенности эндокринной системы//Физиология подростка М., 1988. -С. 53−71.
  159. Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  160. Е. Б. Физиологическая характеристика спортивных игр: Лекция Л.: ГИФК, 1978. — 20 с.
  161. Н. Б. Исследование психических процессов и двигательных качеств у мальчиков 8−12 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1978. 29 с.
  162. В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры/ Вопр. филос. 1988. N 4. — С. 78−91.
  163. Е. Н. Психомоторика спортсмена. — М.: ФиС, 1984. 126 с.
  164. А. Г. Теоретические основы суточной двигательной активности детей и подростков//Тезисы доклада I Всесоюзн. конф. «Физическое воспитание и школьная гигиена». М., 1978. — С. 225−227.
  165. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  166. В. А. Духовный мир школьника. М.: Уч. пед-гиз, 1960. — С. 89.
  167. Тер-Ованесян А. А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта. — Киев: Здоровь’я, 1986. 208 с.
  168. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред. АИ. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  169. Теория и практика спортивных игр./Сб. статей. Саратов, 1975. — 148 с.
  170. И. М., Филин В. П., Кофман Л. Б. Зигзаги ловкости. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1993. — 208 с.
  171. И. М. Структура психофизической подготовленности человека. Тула: РИО ТППО, 1997.-- 201 с.
  172. И. М. Структура психофизической подготовленности человека: Дис.. д-ра пед. наук. — Тула, 1998. 364 с.
  173. С. Ю., Скоморохов Е. В., Шкреба В. А. Проблемы теории и методики программирования в футболе//Моделирование в спорте. Алма-Ата, 1988. С. 70−73.
  174. К. Д. Избран, пед. сочинения/Под ред. А. И. Писку-нова. М.: Педагогика, 1978. — Т. 1. — С. 78−93.
  175. Д. А. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков//Тез. W Всесоюз. конф. Физиология развития человека- М., 1990. 325 с.
  176. В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: Педагогика, 1939. 245 с.
  177. А. А., Тюленьков С. Ю. Учебно-методические основы подготовки футболистов в залах. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. 100 с.
  178. JI. П. Теоретико-методологические основы женского спорта/Санкг-Петербургс. гос. тех. ун-т Межвуз. центр по физ. культуре.- Спб: СпбГТУ, 1995. 17 с.
  179. Д. И. Психология современного подростка. — М.: Педагогика, 1987. 208 с.
  180. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе/НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  181. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 49—215.
  182. Физиология подростка/НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  183. В. П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста: Метод, разраб. для преподавателей и студентов ин-тов физ. культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 45 с.
  184. В. П. Воспитательная работа с юными спортсменами: Лекция для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ РГАФК. — М., 1996. — 37 с.
  185. С. С. Совершенствование физического воспитания школьников/межвузовский сб. науч. тр. — Владимир: В ГПУ, 1994. С. 9−13.
  186. В. И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества//Теор. и практ. физ. культуры. 1973. — N 2. — С. 58−62.
  187. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991. — 223 с.
  188. Д. Учение о тренировке. М.: ФиС, 1971. — 425 с.
  189. А. Г., Колесов Д. В. Девочка-подросток-девушка. -Омск: Омское кн. изд-во, 1985. — 159 с.
  190. А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для ст-тов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1990. 319 с.
  191. А. Г. Физическое развитие детей и подростков. — М.: Медгиз, 1963.
  192. . Я. Игровые упражнения в тренировке футболистов (Занимательная тренировка). М.: ФиС, 1966. — 109 с.
  193. А., Футбол. Тренировка./Пер. с венг.- предисл. Климина В. П. М.: ФиС, 1985. — 256 с.
  194. В. А. Диалектика развития познания от явления к сущ-ности//Полит. самообразование. — 1974. N 11. — С. 7−11.
  195. В. Б., Хрущев С. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: ФиС, 1984. — 151 с.
  196. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. — М.: Академия, 1935. 671 с.
  197. Г. П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1998. — 24 с.
  198. С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
  199. X., Вольф В. Тренировка футболистов: Пер. с нем. -М.: ФиС, 1970. 271 с.
  200. Г. И. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете решения реформы школы. Д.: ЛГПИ, 1986. — 172 с.
  201. Д. Б. Психология обучения младшего школьника.ft М.: Знание, 1974. 64 с.
  202. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  203. Д. Б. Избранные психологические труды. Психическое развитие в детских возрастах/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: ИПО, «МОДЕК», 1995. — 416 с.
  204. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 214 с.
  205. F. А. Е. Puberty and maturity. Ргос. Sec. intern. Congn. Sex Res London: Oliver and Boyd, 3−9, 1931. P. 64−67.
  206. Goncalves C. The fain play and the yound sport participants. Paper presented at the 1989. a. d. E. S. T. World Convention «Movement and sportj a challende for life long learning» — Juvaskyla, 1989. — 21 p.
  207. Havighurst R J. Devlopmental Tasks and Education. N. Y., 1952. P. 412.
  208. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport/Von einem Autoren-Kollektiv unter Leitung von P. Hirtz. Berlin: Volkseigener Verlag, 1985−1929. — 152 s.
  209. Kroll W. Psychological scalind of the AIWA code — of ethics forplayers//Research Quartely, N 26, 1976. p. 441−447.
  210. Marshall F. H. A. The Physiology of Reproduction, 2 nd, ed, London, 1922. P. 203−210.
  211. Mussen P. N., Conger J. J., Kagan J. Lehrbuch der Kinderpsychologie. Stuttgart, 1976. P. 378.
  212. Neren C. Untersuchung des Prozesses sozialistischen Personlichkeitsbie-dung-Hauptaufgabe der marxistisch-leninistisch en Padagogik, 1974. Heft S. 450−510.ь
  213. Roberts J. H., Sutton-Smith B. Traing and Game inveolvement//in. Sport, Culture Sosiety. Loy and Kenyon L. Toronto, 1969. — P. 162.
  214. Stakioniene V. Pamoku tipai ir rusys. Kn.: Fizinis auklejimas V-VIII klaseje: Metodine knyga mokytojams. Kaunas, 1968. P. 54−56.
  215. Tanner I. M. Foetus into man. London, 1978. — 106 p.
Заполнить форму текущей работой