Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля: На примере преподавания математической статистики
Предполагалось, что дальнейшее совершенствование сложившейся системы обучения и, в частности, преподавания теоретических дисциплин в высших учебных заведениях физкультурного профиля возможно на основе рационального сочетания традиционных форм передачи знаний с методами, основанными на использовании современных компьютерных технологий, включая средства мультимедиа и информационного обмена в сети… Читать ещё >
Содержание
- Некоторые специальные термины, используемые в тексте диссертации
- Глава 1. Эволюция и современные проблемы преподавания теоретических дисциплин в высших учебных заведениях
- 1. 1. Введение
- 1. 2. Традиционное обучение
- 1. 3. Методы активного обучения
- 1. 3. 1. Проблемное обучение
- 1. 3. 2. Программированное обучение
- 1. 3. 3. Суггестивное обучение
- 1. 3. 4. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых
- 1. 3. 5. Игровой метод
- 1. 3. 6. Компьютерные методы
- 1. 3. 6. 1. Общие сведения
- 1. 3. 6. 2. Интерактивное обучение
- 1. 3. 6. 3. Игровое компьютерное обучение
- 1. 3. 6. 4. Компьютерное имитационное моделирование
- 1. 3. 6. 5. Дистанционное обучение
Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля: На примере преподавания математической статистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
3.2 Мультимедиа-проект.52.
3.2.1 Авторская идея.53.
3.2.2 Сбор, анализ и обработка первичной учебной информации .54.
3.2.3 Выбор аппаратного и программного обеспечения.55.
3.2.4 Проектирование электронного издания.58.
3.3 Заключение.60.
Глава 4. Опыт практического использования мультимедиа проекта и компьютерных технологий для преподавания математической статистики.63.
4.1 Введение.63.
4.2 Обзорная мультимедиа-лекция .63.
4.3 Электронный учебник.68.
4.4 Дистанционный курс. .69.
4.5 Заключение.74.
Заключение
76.
Выводы. .80.
Практические рекомендации .83.
Список литературы
85.
Приложения.106.
Некоторые специальные термины, используемые в тексте диссертации.
Вторичная (функциональная) неграмотность Уровень базовых знаний и умений, недостаточный для успешного функционирования индивида в условиях постоянно усложняющегося общества.
Гипертекст Система представления текстовой и мультимедийной информации в соответствии с заданной структурой по темам, индексам, указателям и т. п. с установлением логических связей между ними.
Гипертехнологии Современные компьютерные информационные технологии, использующие возможности гиперсвязей для организации информации.
Интерактивность От англ. interact — находиться во взаимодействии.
Интернет Система компьютерных коммуникационных сетей и баз данных.
Индивидуализация процесса обучения Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
Квалиметрия Самостоятельный прикладной раздел метрологии, от лат. qualitas — качество и греч. Metreo — измеряю.
Компакт-диск (CD-ROM) Электронный носитель звуковой и (или) визуальной информации, записанной в цифровом виде.
Компьютерные телекоммуникации Средства дистанционной передачи информации с одного компьютера на другой при помощи модемов и телефонной сети.
Методы активного обучения Различные способы активизации учебно-познавательной деятельности.
Мультимедиа От англ. Multimedia — многосредность. Современные компьютерные технологии, интегрирующие различные виды звуковой и визуальной информации и обеспечивающие интерактивность.
Математическая статистика Наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических целей.
Неформальное образование Любая организованная педагогическая деятельность вне рамок существующей системы образования.
Интенсификация образования была и остаётся одной из актуальных проблем современности ввиду лавинообразного роста объёма информации во всех без исключения отраслях знания. Существенный прогресс в решении этой проблемы может быть достигнут на основе компьютерных технологий.
Актуальность.
Изучение педагогического опыта и методической литературы показывает, что использование современных коммуникационных и информационных технологий является важнейшим резервом совершенствования системы образования. Анализ доступных публикаций позволяет говорить о перспективности идеи применения компьютеров в учебном процессе. Можно ожидать, что компьютер даст выигрыш в качестве преподавания и в быстроте усвоения учебного материала. Подтверждением сказанному могут служить известные исследования, демонстрирующие эффективность применения компьютеризированных тренажёров в тренировочной деятельности спортсменов. Вычислительные устройства с успехом применялись и при реализации идей программированного обучения в процессе преподавания теоретических дисциплин (34,43,93,94,135,157,166,177).
Время, прошедшее со времени опубликования вышеупомянутых исследований, ознаменовалось революционным прогрессом в области компьютерных и информационных технологий, развитием средств мультимедиа, широким распространением сети Интернет и т. п. Все эти новые возможности используются далеко не полностью, в том числе по причине отсутствия научного обоснования их применения в педагогической практике.
На сегодняшний день практически отсутствуют достоверные сведения об эффективности современных компьютерных технологий при преподавании теоретических дисциплин в высших физкультурных учебных заведениях. Необходимость восполнения этого пробела предопределяет актуальность настоящего исследования.
Рабочая гипотеза.
Предполагалось, что дальнейшее совершенствование сложившейся системы обучения и, в частности, преподавания теоретических дисциплин в высших учебных заведениях физкультурного профиля возможно на основе рационального сочетания традиционных форм передачи знаний с методами, основанными на использовании современных компьютерных технологий, включая средства мультимедиа и информационного обмена в сети Интернет. Это должно способствовать, с одной стороны, совершенствованию форм и методов преподавания, а с другой — активизации и индивидуализации процесса обучения.
Объект исследования — учебный процесс в высших учебных заведениях физкультурного профиля, базирующийся на возможностях современных интерактивных компьютерных мультимедийных технологий.
Предмет исследования — компьютерная учебная деятельность как основа теоретико-методологической подготовки будущих специалистов.
Научно-теоретическая значимость и новизна результатов исследования.
В результате теоретических и экспериментальных исследований была впервые установлена эффективность преподавания теоретических дисциплин в высших учебных заведениях физкультурного профиля на основе компьютерных технологий с применением мультимедийных средств как в аудиторных условиях, так и при дистанционном обучении, в том числе по сети Интернет. Определены пути совершенствования учебного процесса на основе реализации специализированных мультимедиа-проектов.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по написанию мультимедиа-проектов для преподавания теоретических дисциплин и усовершенствованию существующих лекционных курсов с использованием современных компьютерных технологий. Показаны возможности современных информационных технологий при организации компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях.
В процессе выполнения этой работы отобраны и опробованы инструментальные и программные средства для создания компьютерных программ. Усовершенствована система количественной оценки качества учебных занятий.
Разработан и реализован иллюстрированный мультимедийный интерактивный проект по курсу математической статистики в форме обзорной лекции и электронного учебника, оснащённого гиперссылками и выходом в Интернет. В сети Интернет сформирован Л/ЕВ-узел, обеспечивающий возможность дистанционного обучения.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений и выводов, содержащихся в работе, обеспечены применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, проведением педагогического эксперимента, разработкой и реализацией компьютерной технологии обучения и подтверждены математико-статистическими методами.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. В тексте диссертации имеется 9 таблиц и 12 рисунков. Библиография включает 238 литературных источников, из них 74 на иностранных языках.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ проблем современного образования и изучение методической литературы позволяет сделать вывод о несоответствии традиционных методов преподавания темпам научно — технического прогресса, при которых объем информации в мире удваивается каждые пять лет во всех без исключения отраслях знания.
2. Обзор литературы, посвященной компьютерным и дистанционным методам обучения, свидетельствует об их несомненных преимуществах перед традиционными методами обучения и в то же время на недостаточную разработанность и детализацию, в том числе при преподавании теоретических дисциплин в области физкультурного образования.
3. Для совершенствования содержания и методики, а, в конечном счете, качества преподавания необходима система количественной оценки качества учебного занятия, основой которой служат методы квалиметрии. Оптимальный набор показателей, количественно характеризующих качество учебного занятия, включает: информативность, речевую культуру, актуальность, доступность, новизну, ил-люстрированность, адекватное использование технических и программных средств, наличие выводов и рекомендаций, а также ус-военность учебного материала и активность учащихся.
4. Качество учебных занятий, проводимых по методике, использующей компьютерные технологии с применением мультимедийных средств, может быть количественно оценено по результатам анкетирования при помощи уравнений множественной регрессии, в которых независимыми переменными являются выявленные путем предварительной экспертизы информативные показатели с соответствующими весовыми коэффициентами.
5. Для разработки и практического использования обучающего электронного издания (лекции, учебника, справочника) необходима компьютерная система не ниже стандарта MPC (Multimedia PC) 3-го уровня, а также программное обеспечение (Windows 98, Microsoft 2000) и специальные программно — инструментальные средства для создания мультимедиа продуктов и издания их на компакт-диске или опубликования в Интернет. Тем самым обеспечивается обработка информации, ее редактирование, возможность подключения к Интернет и гарантируется получение обучаемым информации в виде текста, гипертекста, звукового сопровождения, графики, анимации, цветных иллюстраций, видеоинформации.
6. Конкретизирована информационная емкость элементов педагогического сообщения в виде звукового и видеоряда, что в сопоставлении с емкостью носителя информации (например, компактдиска) предоставляет преподавателю, конструирующему электронный мультимедиа-продукт, возможность оптимизировать состав и структуру учебного материала с учетом особенностей аудитории, уровня используемого инструментария и программного обеспечения.
7. Разработанный мультимедиа — проект для преподавания математической статистики в высших учебных заведениях физкультурного профиля обеспечивает, по оценкам участвовавших в педагогическом эксперименте обучаемых и экспертов, проведение учебных занятий, качество и эффективность которых выше, чем при традиционных методах преподавания.
8. Опыт практического использования мультимедиа-проекта, разработанного для преподавания математической статистики, подтверждает предположение об эффективности дистанционного обучения с использованием возможностей сети Интернет и электронной почты для передачи обучающей информации. Большинство участников констатирующего педагогического эксперимента дали положительные отзывы о содержании обучающей информации и методике ее преподнесения. Этот результат представляется весьма важным ввиду того, что около 50% квалифицированных педагогов трудятся в центральных областях России и лишь 5,0% - на Севере и Дальнем Востоке. Для этих и других удаленных от центра регионов дистанционное обучение — важный резерв совершенствования системы образования.
9. Полученные результаты исследования статистически достоверны. Коэффициент конкордации, характеризующий согласованность мнений экспертов, составляет 0,84 при уровне значимости р=0,05. «.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
При осуществлении компьютеризации учебного процесса необходимо соблюдать очередность следующих этапов:
1) провести методическую подготовку учебной дисциплины к применению компьютера и в том числе — сформулировать цели, задачи и средства их достижения;
2) выбрать тип учебной программы (электронная лекция, учебник, справочник, компьютерное имитационное моделирование, контролирующие и экзаменующие программы или их комбинации);
3) осуществить сбор, анализ и предварительную подготовку учебной информации, в состав которой могут входить: тексты, гипертексты, графика, анимация, видео, звук и т. п.;
4) разработать и написать сценарий мультимедиа-проекта, наметить навигационную схемуготовый сценарий должен содержать подробное описание структуры и связей между гиперстраницами, звуковым сопровождением, графическими, анимационными и видеовставками (от того, насколько удачно организован сценарий, зависит успешное решение поставленных задач);
5) создать и отредактировать макет мультимедиа-проекта, при необходимости доработать и усовершенствовать его фрагменты;
6) провести отладку и тестирование готового мультимедиа-проекта;
7) подготовить методические указания для всех категорий пользователей программы (обучаемых, преподавателей и т. п.) в доступной форме, учитывающей, что пользователи не всегда обладают квалификацией авторов мультимедиа — проекта;
8) организовать учебный процесс с использованием созданных компьютерных программ;
9) в том случае, если занятия проводятся в аудитории, следует оснастить ее компьютером с демонстрационным устройством и необходимым программным обеспечением;
10) если осуществляется дистанционное обучение с использованием сети Интернет, необходимо организовать Л/ЕВ-узел, в составе которого целесообразно предусмотреть следующие разделы: вводная информация, обзорная лекция, электронный учебник, календарь занятий, вопросы и пожелания.
11) провести количественную оценку качества учебных занятий, проводимых с использованием компьютерных технологий с применением средств мультимедиа, по предложенной методике.
Предложенные практические рекомендации направлены на дальнейшее совершенствование качества обучения в высших учебных заведениях и могут быть использованы преподавателями при проведении компьютеризированных занятий не только по курсу математической статистики, но и по другим теоретическим дисциплинам в системе физкультурного образования.
Отметим, что компьютеризированное и дистанционное преподавание может оказаться чрезвычайно полезным при обучении спортсменов высшей квалификации и при переподготовке тренеров сборных команд, характерной особенностью профессиональной деятельности которых является дефицит времени.
Список литературы
- Аналитические доклады Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М.: Изд-во «Магистр», 1998. -15 с.
- Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 192 с.
- Агранович Б.Л., Богатырь Б. Н., Ямпольский В. З. Системный анализ стратегий информатизации образования. // Проблемы информатизации высшей школы, 1997, № 3 4 (9−10). -с. 9−13.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб.: «Златоуст», 1999. -472 с.
- Активные методы обучения: (Библиографический указатель).
- Сост. Вербицкий A.A. и др. М.: Изд-во института нефти и газа им. Губкина, 1986. — 33 с.
- Андреев A.A. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» //Дистанционное образование, 1997, № 4. с. 16−19.
- Аниськин В.Н., Пугач В. И., Фишман Л. И. и др. Компьютер как средство управления в педагогических системах: проблемы моделирования информационных связей. Самара: Самар.гос.пед.институт, 1993.- 115 с.
- Артамонов Г. Т. Информатизация общества и переход к информационному обществу // Вестник РОИВТ, 1994, № 1−2. с. 7 -11.
- Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное образование рубежа XX XXI веков в условиях новой информационной среды. // Проблемы информатизации высшей школы, 1996, № 2 (6). — с. 91 — 95.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградова Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1995. — с. 11.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 480 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). М.: Педагогика, 1970. — 300 с.
- Бессонов Б.Н. Образование прорыв в XXI век. — М.: Изд-во «Гнозис», 1997. — с. 4 — 13.
- Богатырь Б.Н. Приоритетное преподавание информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования. // Проблемы информатизации высшей школы, 1997, № 1 2 (7 -8). -с. 38−45.
- Богатырь Б.Н., Кузубов В. Н. Аналитический обзор тенденций и приоритетных направлений развития образования и информатики накануне XXI века (по материалам Конгресса). // Проблемы информатизации высшей школы, 1996, № 2 (6). с. 99 — 104.
- Богомолов С.А., Долгоруков А. М., Щенников С. А. Дистанционное обучение в бизнес образовании. // Бизнес — образование, 1997, № 2 (3), -с. 72−76.
- Бутырин Г. Н., Ефимов H.H., Нечаев В. Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов. // Проблемы информатизации высшей школы, 1997, № 3−4 (9−10). с. 45 — 48.
- Бунт-Кокус С. Г. Определяющие факторы международной мобильности преподавателей // Высшее образование в Европе, 1994, № 2 (19). -с. 109- 130.
- Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования. // Системы и средства информатики, 1996, вып. 8. «Наука. Физматлит». с. 27 — 38.
- Ваграменко Я А, Каракозов С. Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование). // Педагогическая информатика, 1997, № 3. с. 67 — 84.
- Васенин В.А. Российские академические сети и Internet (состояние, проблемы, решения) / Под ред. В. А. Садовничего. М.: РЭФИА, 1997.- 173 с.
- Васильев В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // Информатика и образование, 1996, № 2, — с. 7- 8.
- Вендеровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. -73 с.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европейский центр по высшему образованию. М.: Люкс, 1996. — 230 с.
- Гергей Т.В., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985, № 3. с. 41 — 48.
- Граймес Г. 10 минут на урок. Internet и World Wide Web: Пер. с англ. 3-е изд. — Киев- М.- Спб.: Изд-во «Дом Вильяме», 1998. — 160 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и переспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико ориентированных образовательных концепций). — М.: «Ин-терДиалект+», 1997. — 697 с.
- Гин A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
- Горелов В.Е., Кудрявцев A.B. Одинцов М. Н. Методы экспертных оценок. М.: Педагогика, 1987. — 28 с.
- Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии, № 3,1998. -40 с.
- Давыдов В.В., Игуменов В. М., Неверкович С. Д., Рубцов В. В. Компьютерное моделирование учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры//Теория и практика, 1986,№ 10. с. 8−10.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. -432 с.
- Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовск. сборник трудов / Ленинградск. гос. пед. институт им. Герцена (Редколлегия: Извозчиков В.А.). Л: ЛГПИ, 1989. — 202 с.
- Дистанционное образование: проблемы и перспективы: Материалы международного семинара / Редколлегия: акад. проф. Бордов-ский Г. А. и др. СПб.: Образование, 1996. — 84 с.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие. / Под ред. Полат Е. С. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. — 192 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Елютин A.B., Жижин М. Н., Гвишиани А. Д. и др. Развитие компьютерных сетей России для науки и образования. // Вестник РОИВТ, № 13, 1995. с. 29−49.
- Ершов Ю.Л. Выступление на закрытии 2 Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». // Проблемы информатизации высшей школы", № 2 (6), 1996. с. 95 — 96.
- Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Зациорский В.М. Математика, кибернетика, спорт. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 199 с.
- Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 112 с.
- Зубарев Ю.А., Шамардин А. И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов институтов физической культуры. // Теория и практика физической культуры, 1995, № 12. с. 9 -13.
- Иголкина И.Г., Ижванов Ю. Л., Кулагин В. П. Система центров новых информационных технологий: состояние и перспективы. // Международное сотрудничество, 1997, № 4. с. 4 — 7.
- Игровое моделирование. Методология и практика. / Отв. ред. Ла-денко И. С. Новосибирск: Наука, 1987. — 232 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. Петрусинского В. В. М.: Прометей, 1991. — 219 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. // В четырех книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В. В. //Книга 5.-М.: 1994.- 136с.
- Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. Петрусинского В. В. // Книги 6 и 7. — М.: 1994.-300 с.
- Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). -М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 1997. 52 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Изд-во Флинта, 1998. — 187 с.
- Кассер Б. Использование Microsoft PowerPoint 97. / Пер. с англ. -Киев: Диалектика, 1997. 320 с.
- Карпенко Н.О., Яценко В. Е. Научно-практическое обоснование системы статистических показателей по высшему образованию // Экономика высшей школы. Вып.2. М.: НИИВО, 1995. — с. 24 — 25.
- Квалиметрия человека и высшее образование: Методология и практика / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М., 1992. — 76 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). -Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176 с.
- Клейман Г. М. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. — 177 с.
- Коваленко Т.Г., Родионов А. И., Шаркевич Н. В. Применив проблемно-модульной технологии обучения в учебном процессе физвоспи-тания. /Теория и практика физической культуры, 1999, № 9. с. 47 — 49.
- Компьютерные методы планирования тренирочной и соревновательной деятельности в физической культуре и спорте. / Под ред. Уткина В. Л. М.: Изд-во ГЦОЛИФКа, 1990. — 53 с.
- Константиновский М.А. Программированное обучение с разных сторон. М.: Просвещение, 1974. — 64 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Бюллетень 3 4 (13 -14). — М.: 1998. — 322 с.
- Корниенко И.В. Педагогическая культура лектора: методические рекомендации в помощь лекторам, пропагандистам и организаторам лекционной пропаганды. К.: Общ-во «Знание», 1989. — 23 с.
- Костихина Н.М. Проблемные ситуации в процессе обучения. -Омск: Омск.гос. институт физической культуры, 1980. 46 с.
- Кречман Д.Л., Пушков А. И. Мультимедиа своими руками. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. — 528 с.
- Крицкий С.П. Мультимедиа в учебном процессе // Межвузовская научно-методическая конференция «Информатизация базового гуманитарного образования в высшей школе». 25 мая 2 июня 1995 года, г. Сочи. Тезисы докладов. — Москва: НИИВО, 1995. — с. 59 — 60.
- Крицкий С.П. Технология создания обучающих гипермедиа-программ // Учебно-методическая конференция РГУ, 18 апреля 1997 г. -Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 1997. с. 17−21.
- Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Логос, 1998. -128 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. В кн.: Проблемное и программированное обучение. — М.: Советская Россия, 1973. -с. 10−29.
- Кузубов В.Н. О принципах разработки терминологических стандартов // Проблемы информатизации высшей школы, № 1,1996. с. 62 -64.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
- Леонтьев Б. Все, что вы хотите знать об Internet. М.: МиК, 1997. -448 с.
- Леонтьев Б. WEB-дизайн: Тонкости, хитрости, секреты. М.: Познавательная книга плюс, 1999. — 192 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. статей / Отв. ред. Мельник С. И. -М.: 1976. Вып.5.
- Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии, 1983, № 6. с. 16 — 27.
- Матросов В.Л., Жданов С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя. // Проблемы информатизации высшей школы, № 1 -2(11 12), 1998. -с. 157 — 173.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 302 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Педагогика, 1977. 240 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1986. — 80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Медведовский М., Семяню П., Платонов В. Атака через Internet. -СПб.: Мир и семья 95, 1997. — 296 с.
- Мерфи П., Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии. // Высшее образование в Европе, 1993, № 4 (18). -с. 127- 142.
- Мехонцев Н.И. с соавт. Лекция в оценке слушателей. М.: Знание, 1973. — 79 с.
- Мизин И.А., Колин К. К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России. // Системы и средства информатики, 1996, вып. 8 «Наука.Физматлит». -с. 1 -13.
- Мультимедиа / Пер. с англ. Минск: Попурри, 1997. — 504 с.
- Неверкович С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров. М.: На правах рукописи. Докторская диссертация, 1988. — 328 с.
- Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
- Неверкович С.Д., Чепик В. Д., Уткин В. Л. Анализ скорости конькобежцев в тренировке с автокардиолидером. // Теория и практика физической культуры, 1970, № 12. с. 18 — 20.
- Неверкович С.Д. Активные методы обучения в институтах физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1984, № 5. с. 6 — 7.
- Неверкович С.Д., Дятловская И. С. Методы и средства активизации познавательной активности (деловые игры, учебно-познавательные задачи). М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 62 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики: Анализ зарубежного опыта. М.: Просвещение, 1970. — 206 с.
- Никифорова Е. Дистанционное образование. Интернет или CD-ROM? // Компьютер в школе, № 5 6 (9 — 10), 1999. — с. 26 — 28.
- Новицкий А.Г., Свириденко Ю. П., Скрябин В. В. Дистанционное обучение: проблемы, пути развития // Образование, 1997, № 1. с. 42 -57.
- Норенков И.П. Компьютерные обучающие среды для дистанционного образования. // Проблемы информатизации высшей школы, № 2 (6), 1996.-с. 62−66.
- Нуждин В.Н. Информатизация и качество образования. // Проблемы информатизации высшей школы, 1995, № 4. с. 1 — 9.
- Нуждин В.Н., Коровкин С. Д., Кадамцева Г. Г. Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии. // Проблемы информатизации высшей школы, № 1 2 (11 — 12), 1998. — с. 135- 150.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — с. 61−70.
- Орлов Ю.М. Средства обучения. (Серия:Педагогика). М.: Им-прит-Гольфстрим, 1997. — 24 с.
- Пахомов H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для ХХ1 века. Сборник статей. М.: 1992. — с. 18−31.
- Проблемы высшего физкультурного образования. Сборник трудов лаборатории фундаментальных проблем высшего физкультурного образования. Вып.2 / Под ред. Маслова В. И., Зволинской H.H. М.: РГАФК, 1999. — 100 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991.- 192 с.
- Петров П.К., Закиров А. М., Мельников И. Н. и др. Программирование самостоятельной работы студентов в дисплейном классе // Теория и практика физической культуры, 1990, № 12. с. 53 — 54.
- Петров М., Потемкин А. Наука познает себя. // Новый мир, 1968, № 6. с. 244.
- Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту (возможности, проблемы, перспективы) // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10. с. 6−9.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания. Изд. 2. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 212 с.
- Показатели эффективности лекционного воздействия: Методические рекомендации. (Подготовил Матяш C.B.). Киев, 1987. — 14 с.
- Проблемное и программированное обучение. / Под ред. Кудрявцева Т. В. и Матюшкина A.M. M.: Советская Россия, 1973. — 224 с.
- Психолого-педагогические и психолого-физиологические проблемы компьютерного обучения: Сборник научных трудов / Под ред. Бо-далева A.A., Соколова E.H. М.: 1985. — 162 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, т.1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, т.2. — 672 с.
- Римский клуб. / Сост. Гвишиани Д. М., Колчин А. И., Нетесова Е. В., Сейтов A.A. М.: Изд-во «Эдиториал», 1997. — 384 с.
- Ровдо A.A. Путеводитель по современным компьютерным коммуникациям и Internet.- Минск.: Наш город, 1998. 208 с.
- Самсонова A.B., Козлов И. М., Таймазов В. А. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, № 9. с. 22 — 26.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селуянов В.Н. Математическое моделирование в спорте. Учебное пособие. М.: Изд-во РГАФК, 1991. — 58 с.
- Семенов В.В. с соавт. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении. (Новые информационные технологии в образовании: Обзор информации / НИИВО, Вып. З). М, 1999. — 68 с.
- Семенов Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. М.: Радио и Связь, 1997. -320 с.
- Сигалов А. Желтые страницы Internet. Русские ресурсы. СПб.: Питер, 1996. — 280 с.
- Сингх P.P. Образование в условиях меняющегося мира: Перспектива // Вопросы образования. Париж, 1993, № 1. — с. 14.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. // Народное образование, 1966, № 1. с. 2 — 4.
- Скаткин М. Н. Что надо знать о современных проблемах дидактики" // Народное образование, 1967, № 1. с. 3 — 4.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — с. 96.
- Скаткин М.Н. О повышении эффективности урока: (Методические рекомендации для учителей) АПН СССР, НИИ общ.пед. (Сост. Скаткин М. Н., Лернер И.Я.). М.: НИИОП, 1986.-47 с.
- Скибб Л., Хэйфмейстер С., Чеснат A.M. Оптимизация мультимедиа ПК: Пер. с англ. Киев: НИФП ДиаСофт Лтд., 1997. — 352 с.
- Смолкин A.M. Активные методы обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 177 с.
- Современное состояние и тенденции развития информационных технологий в России. М.: Научный Совет по Государственной научно — технической программе «Информатизация России», 1995. — 330 с.
- Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. Минск: изд. Скакун, 1998. — 448 с.
- Суворинов A.B., Осин A.B. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий. // Проблемы информатизации высшей школы, № 1 2 (11 — 12), 1998. — с. 105 -110.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 133 с.
- Талызина Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Педагогика, 1977. — 64 с.
- Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу. // Советская педагогика, 1985, № 12. — с. 34 — 38.
- Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России. // Дистанционное образование, 1998, № 1. с. 4 — 9.
- Тихонов А.Н., Богатырь Б. Н. Роль информатики в образовательном процессе. М.: Проблемы информатизации высшей школы, 1996, № 2 (6). -с. 97−99.
- Тихонов А.Н., Богатырь Б. Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования // Проблемы информатизации высшей школы, 1997, № 1 2 (7 — 8). — с. 9 -12.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом // Международное сотрудничество, 1997, № 4. с. 1 — 3.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России. // Высшее образование в России, 1994, № 3. с. 3 -10.
- Топышев О.П., Кузьмичева Е. В. Активные методы обучения при подготовке специалистов в институтах физической культуры: Методические рекомендация для студентов, слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа. -М.: ГЦОЛИФК, 1991. 16 с.
- Топышев О.П., Нагайцева C.B. Деловые имитационные игры в учебном процессе специализации «Волейбол» /Теория и практика физической культуры, 1977, № 1. с. 7−9.
- Угринович Н.Д., Морозов B.B. Основы Интернет. М.: АО «Московские учебники — СиДи-пресс», 1999. — 96 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
- Уткин В.Л. Основы имитационного моделирования соревновательной и тренировочной деятельности. Лыжный спорт. М.: Физкультура и спорт, 1981, вып.2. — с. 33 — 36.
- Уткин В.Л. Имитационное моделирование двигательной деятельности человека. / Учебное пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1983. — 79 с.
- Уткин В.Л. Количественные методы измерения качественных показателей в спорте. М.: ГЦОЛИФК, 1980. — 36 с.
- Уткина Т.В. Компьютерные технологии, средства мультимедиа и Интернет в преподавании математической статистики / Теория и практика физической культуры, 2000, № 2. с. 12.
- Фейгенберг И.М. Задачи в школе, в вузе, в жизни / Вестник высшей школы, 1975, № 4. с. 12 -17.
- Федосеев A.A. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении. М.: Системы и средства информатики, 1996, вып. 8. / «Наука. Физматлит». — с. 54 — 68.
- Хеллер Дэвид, Хеллер Дороти. Мультимедийные презентации в бизнесе / Под ред. Гинзбурга В. Р. Киев: BHV, 1997. — 272 с.
- Храмцов П. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М.- Электроинформ, 1996. — 256 с.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебно-методическое пособие для преподавателей сред. спец. учебных заведений. М: Высшая школа, 1991. — 320 с.
- Холодов Ж.К., Данилина Л. Н., Кузнецов B.C. Программированное обучение в системе высшего физкультурного образования. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 120 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., Дьяченко В. Е. Проблемное обучение в системе высшего физкультурного образования: Учебное пособие для слушателей ФПК и аспирантов РГАФК. М.: РГАФК.1995. — 58 с.
- Холщевникова Т.В. Количественная оценка качества работы лектора // Теория и практика физической культуры, 1977, № 7.- с. 52 64.
- Частиков А.П. История компьютера. М.: Информатика и образование, 1996. — 128 с.
- Чепик В.Д., Уткин В. Л., Неверкович С. Д. Управление скоростью бега спортсменов при помощи программирования сердечного ритма. // Теория и практика физической культуры, 1969, № 11. с. 8 -10.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) (в виде научного доклада). М: Докторская диссертация, 1995.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманитарн. из-дательск. центр «Владос», 1999. — 360 с.
- Ahem Т., Peck К., Laycock М. The effects of teacher discourse in computer mediated discussion. // Journal of Educational Computing Research, 1992, № 8 (3). — p. 291 — 309.
- Barr N. Alternative funding resource for higher education. // Economical Journal Cambridge, 1993, № 418 (103). p. 718.
- Buchbinder H. The market oriented university and the changing role of knowledge. // Higher education, 1993, № 3 (26). p. 331 — 347.
- Burge E.J. Learning in computer conference context: the learners perspective. // Journal of Distance Education, 1994, № 9. p. 19 — 43.
- Christensen B. Teachers and CMC at Jut land Open University: A case study. In: A.W. Bates, ed. Media and Technology in European Distance Education Milton Keynes. UK: Open University. 1990. — p. 253 — 258.
- Cooper P.A. Paradigm shifts in designed education: from behaviorism to cognitivism to constructivism. // Educational Technology, 1993, № 33 (5). p. 12−19.
- Davie L. Facilitating adult learning through computer-mediated distance education. // Journal of Distance Education, 1988. № 3 (2). p. 55 — 69.
- Davie L., Wells R. Empowering the learner through computer mediated communication. //American Journal of Distance Education, 1991, № 5 (1). — p. 15−23.
- Dubrovsky V., Kiesler S., Sethna B.N. The equalization phenomenon: status effects in computer-mediated and face-to-face decision making groups. // Human Computer Interaction, 1991, № 6 (2). p. 119 -146.
- Evans D. The Planning of Non format Education. Paris: UNESCO, 1981. — p. 65.
- Faure E. Learning to be. The world of Education today and tomorrow. Paris — London: UNESCO, 1972. — p. 183.
- Feenberg A., Bellman B. Social factor research in the design of education computer networking. In I. Harasim L., ed. On-line Education: Perspectives on a New Environment. N.- Y.: Praeger, 1990. — p. 67 — 97.
- Freenberg A. The written world: on the theory and practice of computer conferencing. In: Mason R., Kaye A. Mind weave. Communication, computers and distance education. Oxford: Pergamon Press, 1989. — p. 22 -39.
- Garton L., Wellman B. Social impacts of electronic mail in organization: a review of the research literature. In B.R. Burleson, ed. Communication Yearbook. London: Sage, 1995. — p. 434 — 453.
- Grabowski B. Serial and intellectual value of computer mediated communications in a graduate community. // Educational and Training Technology International, 1990, № 27 (3). — p. 276 — 283.
- Glenn P.A. Information technology in a global economy. // Computational economics, 1993, № 2 (6). p. 107 — 114.
- Gunawardena C.N. Changing faculty roles for audiographics and on-line teaching. // American Journal of Distance Education, 1992, № 6 (3). -p. 58−71.
- Halpem D.F. Assessing the effectiveness of critical thinking instruction. // The Journal of General Education, 1993, № 42 (4). p. 238 — 254.
- Hammond N. Blocks to the effective use of information technology in higher education. //Computers Education, 1992, № 1−3 (18). p. 155 -162.
- Hansen A.G. A buddy computer in the home: Five year progress report//Technological Horizont Education Journal, 1992, № 19 (9). p. 61 — 65.
- Harasim L. Computer learning networks: Educational applications of computer conferencing. // Journal of Distance Education, 1986, № 1 (1). p. 59 — 70.
- Harasim L. Teaching and learning on-line: Issues in designing computer-mediated graduate courses. // Canadian Journal of Educational Communications, I987, № 16 (2). p. 117 -135.
- Harasim L. On-line education: a new domain. In R. Mason, A. Kaye Mind weave. Communication, computers and distance education. Oxford: Pergamon Press, 1989. — p. 50 — 62.
- Harasim L. On-line education: An environment for collaboration and intellectual amplification. In: Harasim L., ed. On-line Education: Perspectives on a New Environment. New York: Praeger, 1990. — p. 39 — 64.
- Harasim L. Collaborating in cyberspace. // Interactive Learning Environments, 1993, № 3 (1). p. 119−130.
- Harasim L., Hiltz S.R., Telles H., Turoff M. Learning networks: a field guide to teaching and learning on-line. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 1995. — 329 p.
- Hardy V., Hodgson V., McConnell D. Computer conferencing: a new medium for investigating issues in gender and learning. // Higher Education, 1994, № 3(28). p. 403−418.
- Hiltz S. R. The virtual classroom: Using computer mediated communication for university teaching. // Journal of Communication, 1986, № 36 (2). — p. 95- 104.
- Hiltz S. R. Collaborative learning in a virtual classroom. In Proceedings of the Conference on Computer Supported Cooperative Work. — Portland, Oregon: 1988. — p. 282 — 290.
- Hiltz S. R. Productivity enhancement from computer mediated communication: A systems contingency approach. // Communications of the ACM, 1989, 31 (12). — p. 1438 — 1455.
- Hiltz S.R. Teaching sociology in a virtual classroom.// Teaching Sociology, 1989, № 17 (4). p. 431 — 446.
- Hiltz S. R. Evaluating the virtual classroom. In L. Harasim, ed. Online Education: Perspectives on a New Environment. N. — Y.: Praeger, 1990. — p. 133- 185.
- Hiltz S. R., Johnson K. User satisfaction with computer mediated communication systems. // Management Science, 1990, 36 (6). p. 739 -764.
- Hiltz S. R., Shapiro H., Ringsted M. Collaborative teaching in a virtual classroom. Proceedings of the Third Symposium on Computer Mediated Communications. Guelph, Ontario: University of Guelph, 1990. — p. 37 — 55.
- Hiltz S.R. Correlates of learning in a virtual classroom. // International Journal of Man Machine Studies, 1993, № 39. — p. 71 — 98.
- Holden M.C., Weidman J.F. Future issues of computer mediated communication: the results of a Delphi study. // Educational Technology Research and Development, 1993, № 41 (4). — p. 5 — 24.
- Hutchings G., Hall W. Authoring and evaluation of hypermedia for education. // Computers Education, 1992, № 1 3 (18). — p. 155 — 170.
- Jones A. Providing computing for distance learners: a strategy for home use. // Computers Education, 1992, № 1 3 (18). — p. 183 — 193.
- Kulik J.A., Kulik C.C., Cohen P.A. Effectiveness of computer based colleges teaching: A metaanalysis of findings // Review of Educational Research, 1980. № 50 (4). — p. 525 — 544.
- Lauzen A.C. Integrating computer based instruction with computer conferencing: An evaluation of a model for designing on-line education. // American Journal of Distance Education, 1992, № 6 (2). — p. 32 — 46.
- Levin J., Kirn H., Riel M. Analyzing instructional interactions on electronic message networks. In L.M. Harasim, ed. On-line education. Perspectives on a new environment. N. -Y.: Praeger, 1990. — p. 185 — 213.
- Longford J.W. Secrecy, partnership and the ownership of knowledge in the university // Intellectual Property Journal, 1991, № 6. p. 155 — 169.
- Moore M.G., Kearsley G. Distance Education: A Systems View. -Wadsworth: Wadsworth Publishing Company, 1996. 290 p.
- Moore D. M, Burfon J.K. The role of facilitators in Virginia’s Electronic Classroom project. // American Journal of Distance Education, 1991, № 5 (3). p. 29 — 39.
- Peyton J., Batson T. Computer networking: Making connections between speech and writing. // New Bulletin, 1986, 10 (I). p. 1 — 7.
- Paulsen M. An Overview of CMC and the on-line classroom in distance education. In: Z.L. Berge, M.P. Collins. Computer-mediated communication and the on-line classroom. Distance learning. New Jersey: Hampton, 1995. — p. 31 -57.
- Paulsen M. Moderating educational computer conferences. In: Z.L. Berge, M.P. Collins. Computer-mediated communication and the on-line classroom. Distance learning. New Jersey: Hampton, 1995. — p. 81 — 89.
- Pugh S.L. Using case studies and collaborative computer-assisted communication to support conceptual learning in a teacher-education course on critical reading. // Educational Technology, 1993, 33 (11). p. 30 — 38.
- Quinn C., Mehan H., Levin J., Black S. Real education in non real time: The use of electronic message systems for instruction. // Instructional Science, 1983, 11 (4). — p. 313 — 327.
- Riedl R. Patterns in computer mediated discussions. In: R. Mason, A. Kaye. Minds weave. Communication, Computers and Distance Education. — Oxford: Pergamon Press, 1989. — p. 215 — 221.
- Riley R. Educating the workforce of the future. // Harvard business review. Boston: 1994, № 2 (72). — p. 39 — 47.
- Romiszowski A.J., de Haas J.A. Computer mediated communication for instruction: using e-mail as a seminar. // Educational Technology, 1989, 29 (10). — p. 7−14.
- Rice R., Love G. Electronic emotion: Socioemotional content in a computer mediated communication network. // Communication Re-search, 1987, 14 (1). — p. 85- 108.
- Riel M. Education and ecstasy: Computer chronicles of students writing together. // Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, 1983, 5 (3). -p. 59−67.
- Saiedian H. An interactive computer based conferencing system to accommodate students learning process. // Journal of Educational Technology Systems, 1993, 21 (2). — p. 109 — 123.
- Salomon G. Learning: new conceptions, new opportunities. // Educational Technology, 1991, 31 (6). p. 41 — 44.
- Santoro G.M. What is computer mediated communication/ In: Z.L. Berge, M.P. Collins. Computer — mediated communication and the on-lineclassroom. Volume I: Overview and perspectives. New Jersey: Hampton, 1995. — p. 11 -27.
- Saunders C., Heyl J. Evaluating educational computer conferencing. // Journal of Systems Management, 1988, 39 (4). p. 33 — 37.
- Scardamalia M., Bereiter C. Technologies for knowledge building discourse. // Communications of the ACM, 1993, 36 (5). — p. 37 — 41.
- Scardamalia M., Bereiter C. Computer support for knowledge-building communities // The Journal of the Learning Sciences, 1994, № 3. p. 265 -283.
- Seaton W.J. Computer mediated communication and student self-c directed learning. // Open Learning, 1993, 8 (2). — p. 49 — 54.
- Simons P.R.J. Constructive learning: the role of the learner. In: T.M. Duffy, J. Lowyck, D.H. Jonassen. Designing environments for constructive learning. // Computer and Systems sciences. Berlin: Springer Verlag, 1993, vol. 105. -p. 291−313.
- Smeltzer D.K. Computer mediated communication: an analysis of the relationship of message structure and message intent. // Educational Technology, 1992, 32 (6). — p. 51 — 54.
- Smith R. Teaching special relativity through a computer conference. // American Journal of Physics, 1988, 56 (2). p. 142 — 147.
- Steeples C., Goodyear P., Mellar H. Flexible learning in higher education: the use of computer mediated communications. // Computers and Education, 1994, 22 (½). — p. 83 — 90.
- Souder W.E. The effectiveness of traditional versus satellite delivery in three management of technology master’s degree programs. // American Journal of Distance Education, 1993, № 7 (1), p. 37 53.
- Thomas R. Benefits and costs of computer conferencing in adult education. // Intelligent Tutoring Media, 1990, № 2 (1). p. 65 — 72.
- Toffler A. Previews and Premises. N.- Y.: Morrow, 1983. — 230 p.
- Voelker D., Orton P. Statistics. Lincoln, Nebraska: Cliffs Notes, 1993. — 164 p.
- Wagner E., Ready N. Design consideration in selecting teleconferencing for instruction. // American Journal of Distance Education, 1987, № 1 (3). p. 49- 56.
- Wilson J., Mosher D. The Prototype of the Virtual Classroom// Journal of Instructional Delivery Systems, 1994, № 1. p. 28 — 33.