Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторный анализ позволил перейти от анализа совокупности непосредственно измеряемых личностных свойств к определению интегративных качеств, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей и отражающих структуру детерминант профессиональной эффективности машинистов: высокоэффективных" — 1) фактор «интегрированность», характеризует машинистов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Личность и профессиональная деятельность: основные методолого-теоретические подходы и принципы исследований
    • 1. 1. Личностно-ориентированный подход в исследовании эффективности профессиональной деятельности
    • 1. 2. Существующие подходы и методы оценки эффективности операторской деятельности
    • 1. 3. Индивидуально — личностные особенности человека-оператора
  • Глава 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности
    • 2. 1. Объем, организация и методики исследования
    • 2. 2. Специфика и факторы эффективности профессиональной деятельности машинистов локомотивов
    • 2. 3. Индивидуально-психологические особенности машинистов локомотивов с различным уровнем профессиональной эффективности
    • 2. 4. Личностные особенности машинистов локомотивов с различным уровнем профессиональной эффективности

Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение вопросов эффективности профессиональной деятельности человека-оператора, является важной и сложной проблемой инженерной психологии, эргономики, психологии и физиологии труда. Несмотря на постоянное совершенствование техники, автоматизацию процесса деятельности, функции человека-оператора усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает.

Высокая аварийность на транспорте и производстве, большой экономический и профессиональный ущерб, возрастающая цена ошибок оператора определяют постоянную необходимость поиска путей и средств обеспечения эффективного функционирования человека в подобных системах в нормальных и экстремальных условиях деятельности.

Одно из наиболее важных положений, обоснованных результатами изучения проблемы эффективности профессиональной деятельности, заключается в том, что эргономичность оборудования, отдельных компонентов системы управления не в полной мере гарантирует успешность работы всей системы. Более значимым в достижении эффективности профессиональной деятельности, в том числе на железнодорожном транспорте, является качество эргономичности всей системы, т. е. соответствие всей совокупности структурно-динамических свойств и качеств компонентов системы в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Актуальность настоящей работы определяется непрерывно возрастающей значимостью изучения причинно-следственных отношений в системах взаимодействий человека со средствами управления техническими объектами.

Одним из важных направлений, по которому идет решение проблемы эффективности профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте, является проведение профотбора на основе анализа профессионально важных качеств, необходимых машинисту локомотива. Тем не менее, установлено, что около 40% машинистов, допустивших аварийные инциденты в работе, обладали высоким уровнем развития профессионально важных качеств. При этом основное внимание при профотборе машинистов локомотивов направлено на изучение психофизиологических качеств оператора. Вместе с тем, в исследованиях психологии операторской деятельности [В.А. Бодров, Н. Ф. Лукьянова, 1981; Р. В. Ротенберг, 1986; М. А. Котик, А. И. Куперман, 1989; H.A. Носов, 1990; A.M. Емельянов, 1993; В. А. Пономаренко, В. В. Лапа, H.A. Лемещенко, 1993; Ф. Е. Иванов, 1996; Л. Г. Дикая.- Ю. К. Стрелков, 2001], показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов движущихся объектов в гражданской авиации и автотранспорте. С одной стороны, по данным психологических исследований, личностные особенности, являются константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой стороны, в большой степени определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность профессиональной деятельности.

Однако в системе профилактики нарушений безопасности на железнодорожном транспорте проблема изучения личностных особенностей машинистов локомотивов остается не исследованной. Личностный подход в изучении профессиональной эффективности машинистов локомотивов позволит расширить представления об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и роли личностных особенностей в профессиональной эффективности оператора-машиниста.

Все вышесказанное определяет актуальность исследования личностных особенностей машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности.

Цель исследования. Определить личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности.

Объект исследования.

Профессиональная деятельность машинистов локомотивов.

Предмет исследования.

Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования.

Личностные особенности машинистов локомотивов отражаются в эмоциональном, когнитивном и коммуникативном компонентах деятельности и способствуют профессиональной эффективности.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи:

1. Описать специфику и факторы эффективности профессиональной деятельности машинистов локомотивов. :

2. Определить индивидуально-психологические особенности машинистов локомотивов с различным уровнем профессиональной эффективности.

3. Выявить личностные особенности машинистов локомотивов с различным уровнем профессиональной эффективности.

4. Выделить факторы, отражающие структуру детерминант профессиональной эффективности машинистов.

Теоретической и методологической основой исследования являются общепсихологическая теория деятельности [А.Н. Леонтьев, 1975, 1983], методологические и теоретические основания анализа трудовой деятельности [Е.А. Климов, 1988,1996; Е. М. Иванова, 1987,1992], принцип системного подхода к изучению трудовой деятельности, личности и субъекта деятельности, заложенный в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и других ученых и развитый в трудах Б. Ф. Ломовапринцип детерминизма, реализованный в исследованиях эффективности работы операторов [В.А. Бодров, В. Ф. Венда, K.M. Гуревич, Л. Г. Дикая, М. А. Котик, Е. А. Милерян, В. А. Пономаренко, Б. А. Смирнов, Ю. К. Стрелков и др.]- результаты профессиографических и психологических исследований деятельности машинистов локомотивов [И.И. Рихтер, B.C. Генес, O.A. Конопкин, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, В. Г. Козубенко и др.].

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы исследования: наблюдения, беседы, экспертной оценки эффективности работы машинистов локомотивов методом «независимых характеристик», подсчет количества аварийных инцидентов, допущенных по вине машинистов, комплекс методов психологической диагностики (16 PF-опросник Кеттелла, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика определения уровня субъективного контроля (УСК), оценки уровня развития профессионально важных качеств («Готовность к экстренному действию», «Стрессоустойчивость», модификация теста Шульте-Платонова).

Для обработки экспериментальных данных использовались методы первичной статистики (расчет моды, медианы, вычисление средних, определение нормального распределения и т. д.), дисперсионный, корреляционный и факторный методы анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием пакетов прикладных программ «Statistika -11,5», обеспечивающих расчет вариационных статистических показателей, критерия Фишера, корреляционный и факторный анализ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работыиспользованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследованияэкспериментальной проверкой гипотезырепрезентативностью выборкииспользованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Выявлены личностные особенности, характеризующие эмоциональный компонент «высокоэффективных» и «низкоэффективных» машинистов локомотивов, который является одним из ведущих компонентов профессиональной эффективности и выполняет регулятивную функцию.

2. Определены личностные особенности, характеризующие когнитивный компонент «высокоэффективных» и «низкоэффективных» машинистов локомотивов, позволяющие адекватно оценивать внешнюю сложившуюся ситуацию и прогнозировать ее развитие, а также правильно оценивать свои возможности по разрешению профессиональных задач в возникающих ситуациях.

3. Выявлены личностные особенности, характеризующие коммуникативный компонент, формирующий готовность к сотрудничеству.

4. Выделены факторы, отражающие структуру детерминант профессиональной эффективности машинистов.

Практическая значимость.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы при изучении причин аварийных ситуаций и предпосылок к ним по психологическим факторам, при разработке учебных программ по профессиональному обучению машинистов локомотивов, в процессе профессионального отбора, аттестации персонала, и психологического сопровождения в профессиональной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Способность к безотказному и безошибочному производственному функционированию в процессе взаимодействия с техническими системами локомотива в течение поездки определяется интегральными показателями эффективности взаимодействия машинистов локомотивов с системой управления, а способность сохранить самообладание и продолжить деятельность в экстремальных, стрессовых условиях связана в первую очередь с индивидуальными и личностными особенностями машинистов.

2. Высокий уровень развития профессионально важных индивидуально-психологических качеств не гарантирует высокую степень эффективной деятельности машинистов локомотивов.

3. Эффективность деятельности машинистов локомотивов определяется совокупностью личностных свойств. Среди них: а) высокий уровень субъективного контроля — определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных и профессиональных задачб) устойчивый эмоционально-волевой компонент, являясь одним из ведущих компонентов профессиональной эффективности машинистов локомотивов, выполняет регулятивную функциюв) развитый уровень и гармоничность структуры интеллектуального компонента, который позволяет адекватно оценивать внешнюю сложившуюся ситуацию и прогнозировать ее развитие, а также правильно оценивать свои возможности по разрешению профессиональных задач в возникающих ситуацияхг) развитый уровень межличностных отношений, формирующий готовность к сотрудничеству, принимающий особую важность в работе машинистов локомотивов при ограничении в пространстве и протяженности во времени.

4. Машинисты низкоэффективной группы характеризуются совокупностью личностных качеств, негативно отражающихся на профессиональной эффективности. Среди них: низкий уровень субъективного контроля, неуверенность в себе, нерешительность, неустойчивость самооценки, несамостоятельность, интолерантностьбеспринципность, безответственность, внутренняя недисциплинированность, неуважение норммечтательность, леность, непрактичность, рассеянность.

5. Факторный анализ позволил перейти от анализа совокупности непосредственно измеряемых личностных свойств к определению интегративных качеств, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей и отражающих структуру детерминант профессиональной эффективности машинистов: высокоэффективных" - 1) фактор «интегрированность», характеризует машинистов, энергичными, умеющими распоряжаться, самостоятельно принимать решения, настойчивыми, успешными, активными, устойчивыми, ответственными, у них повышен уровень тревожности, высокий самоконтроль- 2) фактор «интернальность», характеризует машинистов надежными, добросовестными, они имеют высокую скорость решения практических задач, высокий уровень контроля над ситуациями успеха- 3) фактор «интеллектуальность» характеризует машинистов рассудительнымиспособными принимать неординарные решениясамостоятельнымиоперативнымисообразительныминизкоэффективных" - 1) фактор «неустойчивость самооценки» характеризует машинистов неспособными самостоятельно критически осмысливать ситуации, зависимость от какого-нибудь лица, отсутствие тенденции к лидерству, неустойчивость самооценки, слабо выраженное проявление ответственности, потребность в помощи и совете других людей, неорганизованность- 2) фактор «экстернальность» представлен показателями: низкий уровень субъективного контроля в области достижений, отсутствие уверенности в своей способности контролировать ход событий, склонность считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров, сентиментальность, ориентированность на внутренний мир, мечтательность, эмоциональная неустойчивость- 3) по фактору «беспечность» характеризуются ненадежными, недобросовестными, склонными ответственность за свои поступки перекладывать на других, у них снижен самоконтроль, недостаточная оперативность мышления.

Апробация работы.

Материалы и результаты исследования обсуждались: на Региональной конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» в г. Хабаровске, 2001 г.- на методологических семинарах кафедры психологии ДВПиП (г. Хабаровск) в 2001, 2002, 2004 годахна 43-ей Всероссийской научно-практической конференции ученых транспортных вузов «Современные технологии — железнодорожному транспорту и промышленности» г. Хабаровск, 2003 г.- на заседании кафедры психологии ДВПиП (г. Хабаровск) в 2002, 2003, 2004 годах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 170 источников, из них И на иностранном языке, приложений, иллюстрирована рисунками (3), таблицами (17). Текст диссертации изложен на 142 страницах.

На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Способность к безотказному и безошибочному производственному функционированию в процессе взаимодействия с техническими системами локомотива в течении поездки определяется интегральными показателями эффективности взаимодействия машинистов локомотивов с системой управления, а способность сохранить самообладание и продолжить деятельность в экстремальных, стрессовых условиях связана в первую очередь с индивидуальными и личностными особенностями машинистов.2. Высокий уровень развития профессионально важных индивидуально-психологических качеств не гарантирует высокую степень эффективной деятельности машинистов локомотивов.3. Эффективность деятельности машинистов локомотивов определяется совокупностью личностных свойств. Среди них:

а) высокий уровень субъективного контроля — определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных и профессиональных задач;

б) устойчивый эмоционально-волевой компонент, являясь одним из ведущих компонентов профессиональной эффективности машинистов локомотивов, выполняет регулятивную функцию;

в) развитый уровень и гармоничность структуры интеллектуального компонента, который позволяет адекватно оценивать внешнюю сложившуюся ситуацию и прогнозировать ее развитие, а также правильно оценивать свои возможности по разрешению профессиональных задач в возникающих ситуациях;

г) развитый уровень межличностных отношений, формирующий ^ готовность к сотрудничеству, принимающий особую важность в работе машинистов локомотивов при ограничении в пространстве и протяженности во времени.4. Машинисты низкоэффективной группы характеризуются совокупностью личностных качеств, негативно отражающихся на профессиональной эффективности. Среди них: низкий уровень субъективного контроля, неуверенность в себе, нерешительность, неустойчивость самооценки, несамостоятельность, интолерантностьбеспринципность, безответственность, внутренняя недисциплинированность, неуважение норммечтательность, леность, непрактичность, рассеянность.5. Факторный анализ позволил перейти от анализа совокупности ' ^ непосредственно измеряемых личностных свойств к определению интегративных качеств, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей и отражающих структуру детерминант профессиональной эффективности машинистов: «высокоэффективных» — 1) фактор «интегрированность», характеризует машинистов, энергичными, умеющими распоряжаться, самостоятельно принимать решения, настойчивыми, успешными, активными, устойчивыми, ответственными, у них повышен уровень тревожности, высокий самоконтроль- 2) фактор «интернальность»,.

1^ характеризует машинистов надежными, добросовестными, они имеют высокую скорость решения практических задач, высокий уровень контроля над ситуациями успеха- 3) фактор «интеллектуальность» характеризует машинистов рассудительнымиспособными принимать неординарные решениясамостоятельнымиоперативнымисообразительными- «низкоэффективных» — 1) фактор «неустойчивость самооценки» г^' характеризует машинистов неспособными самостоятельно критически осмысливать ситуации, зависимость от какого-нибудь лица, отсутствие тенденции к лидерству, неустойчивость самооценки, слабо выраженное проявление ответственности, потребность в помощи и совете других людей, неорганизованность- 2) фактор «экстернальность» представлен показателями: низкий уровень субъективного контроля в области достижений, отсутствие уверенности в своей способности контролировать ход событий, склонность считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров, сентиментальность, ориентированность на внутренний мир, мечтательность, эмоциональная неустойчивость- 3) по фактору «беспечность» характеризуются ненадежными, недобросовестными, склонными ответственность за свои поступки перекладывать на других, у них снижен самоконтроль, недостаточная оперативность мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии / К.А. Абульханова-Славская // Психологии, журн. — 1980. — № 4. -С.11−28.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследований реальности личности): Избр. психологич. тр. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии- МОДЭК, 1999. — 224 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова-Славская- С. Л. Рубинштейн // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2002. — 125 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  7. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. -М., 2000. -192 с.
  8. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологич. журн. 1980. — № 2. -С.52−60.
  9. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анцыферова // Психологическиеисследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред.B.А.Бодрова. -М., 1991.-С. 56−64.
  10. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  11. Г. Т. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Г. Т. Береговой, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1978. — 303 с.
  12. М.И. Техническая психология / М. И. Бобнева. М.: Наука, 1966. — 127 с.
  13. A.A. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. — 145 с.
  14. В.А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность / А. Бодров, Н. Ф. Лукьянова // Психологич. журн. 1981. -№ 2. — С.51- 65.
  15. В.А. Классификация ошибок человека-оператора / В. А. Бодров, В. Я. Орлов // Техническая эстетика. 1985. — № 7. — С. 47−50.
  16. В.А. Исследование структуры и динамики развития летных способностей / В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко // Психологич. журнал. -1994. -№ 3. С. 65- 77.
  17. , В.А. Перспективы диагностики профессиональной пригодности с позиции психологии профессионализации и психического развития / В. А. Бодров // Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып. 3. Калуга: ГКПИ, 1996. — С.277−294.
  18. В.А. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-288 с.
  19. В.А. Психологические проблемы профессиогенеза в операторской деятельности / В. А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 2. — С. 277- 294.
  20. В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала / В. А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. A.B. Брушлинского и A.B. Карпова. М.- Ярославль, 2001. — С. 54- 72.
  21. В.А. Психология профессиональной пригодности/ В. А. Бодров. М.: ПЕР СЕ, 2001. — 511 с.
  22. H.A. Эксплуатация и техническое обслуживание систем / H.A. Бонд // Человеческий фактор. Т. 3 / Под ред. Г. Сальвенди. М.: Мир, 1991.-С.424−484.
  23. С.С. О некоторых критериях оценки эффективности деятельности оператора наблюдателя / С. С. Бубнова // Психологич. журн. -1980. -№ 4. — С.112 — 115.
  24. Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  25. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций / Ф. Е. Василкж // Психологич журн. 1995. — № 5. — С. 104- 114.
  26. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко М.: Сов. радио, 1974.-352 с.
  27. В.Ф. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями / В. Ф. Венда, Р. В. Ротенберг. Г. С. Улиханян // Психологич. журн. 1983. — № 4. — С. 75−86.
  28. A.M. К вопросу о профессиональной надежности летчика / A.M. Войтенко, В. А. Пономаренко // Военно-медицинский журн. -1993. -№ 5. С. 51- 53.
  29. М.Ю. Психологическая оценка и подбор профессионала производственного объекта «Железная дорога»: Дис.. канд. психолог, наук /М.Ю. Гаврелюк. -М: МГУ, 1998. 139 с.
  30. А.И. Анализ и организация операторской деятельности / А. И. Галактионов, В. А. Вавилов // Психологич. журн. 1992. -№ 3. — С. 14−24.
  31. А.И. Исследование факторов, детерминирующих скорость переработки информации человеком-оператором в реальных условиях / А. И. Галактионов, И. В. Казарникова // Инженерная психология в приборостроении. М., 1967. — С. 145−154.
  32. Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ- МОДЭК, 2003. — 192 с.
  33. Ю.Я. Методология и теория психологического анализа проблемностей / Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.- С. 84−93.
  34. Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора / Ф. Д. Гордов // Инженерная психология. М.: МГУ, 1964. — С. 340 — 357.
  35. В.В. Психологическое обеспечение надежности операторской деятельности: Дисс.. д-ра биол. наук / В. В. Горбунов. Киев: Ин-т медицины труда, 1994. — 220 с.
  36. JI.H. Психические состояния летчиков и формы их проявления в полете / Л. Н. Гримак, В. А. Пономаренко // Военно-медицинский журн. -1971. -№ 5. С. 72 — 76.
  37. А.И., Понятие отказа в применении к человеку-оператору / А. И. Губинский, Г. В. Суходольский // Инженерная психология в приборостроении / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1967. — С. 124- 170.
  38. А.И. Теория надежности в применении к оператору / А. И. Губинский, Б. Ф. Ломов, P.M. Мансуров // Инженерная психология в приборостроении. М., 1967. — С. 116 — 124.
  39. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / K.M. Гуревич. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  40. K.M. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения / K.M. Гуревич, В. Ф. Матвеев // Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966.-С. 3−96.
  41. Ю.Ф. К вопросу о типологии производственных ошибок / Ю. Ф. Гущин // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Ярославль, 1979.-С. 172−182.
  42. Л.Г. Проблемы современной психологии труда / Л. Г. Дикая // Психологич. журн. 1992. — № 3. — С. 24 — 41.
  43. Л.Г. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека / Л. Г. Дикая, Л.П.* Гримак // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983. — С. 28 — 53.
  44. Л.Г. Типы психической саморегуляции и успешность деятельности в экстремальных условиях / Л. Г. Дикая, В. В. Семикин // XVI Научные Гагаринские чтения по космонавтике и авиации. М.: ИМБП МЗ СССР- ИП АН СССР, 1989. — С. 22 — 23.
  45. Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности / Л. Г. Дикая // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. — С.93 -111.
  46. Л.Г. Системная детерминация саморегуляции психофизиологического состояния человека / Л. Г. Дикая // Труды института психологии РАН. М., 1997. — С. 42−64.
  47. Ю.П. Методы инженерно-психологических исследований в авиации / Ю. П. Доброленский, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко. -М.: Машиностроение, 1975. 276 с.
  48. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. М., 1984. — 224 с.
  49. А.Л. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений в обществе / А. Л. Журавлев // Труды института психологии РАН. Вып.2. М., 1997. — С. 21−36.
  50. Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени / Д. Н. Завалишина // Инженерная психология. М.: Наука, 1997. — С. 190−217.
  51. Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект / Д. Н. Завалишина // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Барабанщикова и A.B. Карпова. Вып. 2. Москва- Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. — С. 42- 64.
  52. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. -М.: Наука, 1966. 138 с.
  53. Г. М. Классификация ошибок оператора / Г. М. Зараковский, В. И. Медведев // Техническая эстетика. 1971. — № 10. — С. 491 -50.
  54. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологич. журн. 1997. — № 6. — С. 35 — 44.
  55. В.П. Анализ деятельности человека-оператора / В. П. Зинченко, Н. И. Майзель, А. И. Назаров // Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. М.: МГУ, 1964. — С. 120 -137.
  56. В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В.П. Зинченко- В. М. Гордон // Системные исследования: Ежегодник. М., 1975. — С, 94−112.
  57. В.П. Основы эргономики / В. П. Зинченко, В. М. Мунилов. М.: МГУ, 1979. — 344 с.
  58. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  59. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е. М. Иванова. М: Изд-во МГУ, 1992. — 94 с.
  60. Е.М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЕ, 2000. — 207 с.
  61. Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы / Е. П. Ильин // Проблемы инженерной психологии. 1979. — Вып. 3. — С. 42−58.
  62. Э.В. Проблема идеального / Э. В. Ильенков // Вопр. философии. 1979. — № 7. — С. 31−42.
  63. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. СПб.: Речь, 2001. — 112 с.
  64. А.И. Экономическая психология/ А. И. Китов. М., 1987.284 с.
  65. Климов Е. А Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. М., 1986. — 356 с.
  66. Е.А. Психология профессионала: Избр. психологич. тр. / Е. А. Климов. М.- Воронеж: Ин-т практич. психологии- МОДЭК, 1996. — 400 с.
  67. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 342 с.
  68. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. / Е. А. Климов. -М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998. 402 с.
  69. Козубенко В. Г Корреляционный анализ причин снижения эффективности управленческой деятельности машиниста локомотива / В. Г. Козубенко. Ростов-на- Дону, 1991. — 92 с.
  70. В.Г. Безопасное управление поездом: Вопросы и ответы / В. Г. Козубенко. М.: Транспорт, 1992. — 254 с.
  71. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. -М.: Наука, 1980. 256 с.
  72. O.A. К вопросу об определении профессиональной надежности машинистов локомотивов / O.A. Конопкин, JI.C. Нерсесян // Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ- ИП АН СССР, 1976. -С. 135−151.
  73. М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора / М. А. Котик. Таллин: Валгус, 1974. — 167 с.
  74. М.А. Курс инженерной психологии/ М. А. Котик. Таллин: Валгус, 1978.-368 с.
  75. М.А. Ошибки управления / М.А. Котик- A.M. Емельянов. -Таллин: Валгус, 1985. 390 с.
  76. М.А. Природа ошибок человека-оператора / М.А. Котик- A.M. Емельянов. М.: Транспорт, 1993. — 252 с.
  77. М.А. О преднамеренных и непреднамеренных ошибках человека оператора / М. А. Котик // Психологич. журн. — 1993. — № 5. — С. 34−41.
  78. М.А. Оценка отношения человека оператора кэкстремальным ситуациям его труда / М. А. Котик // Физиология человека. -1994.-№ 2. -С. 14−24.
  79. A.A. Человек в автоматизированных системах управления / A.A. Крылов. -Л.: ЛГУ, 1972. 192 с.
  80. О.Н. Изучение познавательной деятельности личности в индивидуальной и групповой авиационно-космической психологии / О. Н. Кузнецов, В. П. Ступницкий, И. С. Замалетдинов // Психология личности и малых групп. Л.: ЛГУ, 1977. — С. 85−88.
  81. А.Б. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова- В. И. Медведев. М.: МГУ, 1981. -112 с.
  82. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  85. .Ф. Человек и техника / Б. Ф. Ломов. М.: Сов. радио, 1966.-464 с.
  86. .Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. 1975. -№ 2. — С.31−45.
  87. .Ф. О путях развития психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. 1978. — № 5. — С. 31- 43.
  88. .Ф. Личность в системе общественных отношений / Б.Ф. Ломов//Психологич. журн. 1981. -№ 1. — С. 3−17.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  90. .Ф. Деятельность оператора в системе «человек-машина» / Б. Ф. Ломов // Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1986. -С.169−196.
  91. .Ф. Системный подход и система детерминизма впсихологии / Б. Ф. Ломов // Психологии, журнал. 1989. — № 4. — С. 19 — 33.
  92. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б. М. Мастеров. Рига: Эксперимент, 1996. — 190 с.
  93. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  94. Д. Инженерно психологическая оценка при разработке системы управления / Д. Мейстер, Дж. Рабидо. — М.: Сов. радио, 1970. — 259 с.
  95. Д. Эргономические основы разработки сложных систем / Д. Мейстер. М.: Мир, 1979. — 455с.
  96. Д.Ю. Ошибки человека и его надежность / Д. Ю, Миллер, А. Суэйн // Человеческий фактор. Т. 1 / Под ред. Г. Сальвенди. М.: Мир, 1991.-С. 360−417.
  97. Е.А. Психологический отбор летчиков / Е. А. Милерян. -Киев: АПН УССР, 1966. 235 с.
  98. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974.-С. 582−596.
  99. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. -М., 1990. 148 с.
  100. Г. Психология и экономическая жизнь / Г. Мюнстербергер. М., 1924. — 262 с.
  101. В.Д. К изучению надежности работы оператора в автоматизированных системах / В. Д. Небылицин // Вопр. психологии. 1961. — № 6. — С. 9−18.
  102. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления / В. Д. Небылицин // Инженерная психология / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. М.: МГУ, 1964. — С. 358 — 367.
  103. A.C. Инженерная психология и проблема надежности машиниста / A.C. Нерсесян, O.A. Конопкин. М.: Транспорт, 1978. — 239 с.
  104. Л.С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами / Л. С. Нерсесян. М.: Промедэк, 1992. -228 с.
  105. .Д. Система мероприятий по повышению надежности управляющей деятельности локомотивных бригад / Б. Д. Никифоров, А. А. Прохоров // Железнодорожный транспорт. 1970. — № 5. -С. 47−51.
  106. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора / Г. С. Никифров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 112 с.
  107. В.Я. Обеспечение надежности деятельности военных специалистов при управлении работой технических систем / В. Я. Орлов. -Саратов: СВВКУ, 1976. 50 с.
  108. Д.А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора / Д. А. Ошанин, О. А. Конопкин // Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Просвещение, 1973.-С. 3−13.
  109. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых / В. П. Петров // Психологич. журн. 1993. — № 3. -С. 54−69.
  110. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.- 128 с.
  111. Ю.П. Психология профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков. Курск: КГПИ, 1991. — 210 с.
  112. В.А. Этапы развития проблемы безопасностиполетов в авиационной медицине / В. А. Пономаренко // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1986. — № 3. — С. 12−19.
  113. В.А. Авиационная психология / В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова. М.: НИИИА и КМ, 1992. — 200 с.
  114. В.А. Человеческий фактор и безопасность посадки / В. А. Пономаренко, В. В. Лапа, H.A. Лемещенко. М.: Воениздат, 1993. — 112 с.
  115. Психологическая экспертиза критических ситуаций: Методич. указания / Сост. Л. Я. Андрияко и др. Новосибирск: НГУ, 1990. — 44 с.
  116. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д. А. Ошанина, O.A. Конопкина. М.: Просвещение, 1973. — 207 с.
  117. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  118. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  119. В.Н. Железнодорожная психология / В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян. М.: Транспорт, 1972. — 239 с.
  120. Рабочая книга социолога / Осипов Г. В. и др. М., 1983. — 280 с.
  121. И.И. Железнодорожная психология / И. И. Рихтер // Железнодорожное дело. 1895. — № 25−26,29−30, 35−36, 41−48.
  122. И.И. Личность, индивидуальность, общество / И. И. Ревизский. М., 1984. — 156 с.
  123. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштенй. М., 1973. — 720 с.
  124. Г. А. Статистические методы контроля эффективности операторов в системе «человек-автомат» / Г. А. Сергеев, А. Ф. Романенко // Инженерная психология в приборостроении. Л., 1965. — С.30 — 32.
  125. С.К. Классификация видов деятельности человека в социотехнических системах / С. К. Сергиенко, Л. П. Щедровицкий // Анализ и оптимизация операторской деятельности. М.: ВНИИТЭ, 1986. — С. 9- 27.
  126. .А. Надежность оператора и системы «человек—машина» / Б. А. Смирнов // Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1986. — С. 324−346.
  127. JI.H. Диагностика межличностных отношений / JI.H. Собчик. М., 1990. — 46 с.
  128. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Машиностроение, 1982. 368 с.
  129. Л.Д. Основы психологии (практикум) / Л. Д. Столяренко. М., Феникс, 1999. — 318 с.
  130. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда /Ю.К. Стрелков. М.: Рос. Психологич. О-во, 1999. — 191 с.
  131. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. М.: Высш. шк., 2001. — 420 с.
  132. Г. В. К проблеме эффективности и надежности человека-оператора / Г. В. Суходольский, P.M. Мансуров // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. Вып. 2. М., 1968. — С. 56−68.
  133. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности / Г. В. Суходольский // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.2. Л., 1982. — С. 29−38.
  134. Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез деятельности: Автореф. дисс.. д-ра. психологич. наук. Л.: ЛГУ, 1992.-24 с.
  135. .М. Проблема индивидуальных различий / Б. М. Теплое. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.
  136. А.Ю. О профессиональной пригодности кадров / А. Ю. Троицкая // Железнодорожный транспорт. 2000. — № 7. — С. 64 — 67.
  137. Е.Г. Методы оценки успешности профессиональной деятельности операторов: Дис.. кан. психологич. наук / Е. Г. Ташлек. М., 1984.-168 с.
  138. Указание МПС № 310 у от 1 декабря 1999 г. О совершенствованиипсихофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте.
  139. Указание МПС № 302 у от 15 ноября 2000 г. О мерах по укреплению кадрового потенциала железнодорожного транспорта и улучшению качества подготовки специалистов с высшим образованием.
  140. Указание МПС № 177 у от 03 июля 2000 г. О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами на железных дорогах.
  141. Федеральный Закон о железнодорожном транспорте от 20 июля1993г.
  142. Ю.Г. Принципы оценки психологической сложности информационного поля аппаратуры / Ю. Г. Фокин // Прикладные вопросы военно-инженерной психологии. М.: Воениздат, 1968. — С 43 — 47.
  143. Ю.Г. Надежность при эксплуатации технических средств / Ю. Г. Фокин. -М.: Воениздат, 1970. 224 с.
  144. Ю.Г. Сравнительный анализ методов количественной оценки надежности и эффективности систем «человек-техника» / Ю. Г. Фокин.-М.: АН СССР, 1971.- 140 с.
  145. Ю.Г. Оператор технических средств: обеспечение надежности /Ю.Г. Фокин. -М.: Воениздат, 1985. 192 с.
  146. В. Инженерная психология и психология труда / В. Хакер. -М.: Машиностроение, 1985. 376 с.
  147. И.Е. Ошибочные реакции человека-оператора И.Е. Цибулевский. М.: Сов. радио, 1979. — 207 с.
  148. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В. Д. Шадриков // Психологии, журн. 1980. — № 3. — С. 33 — 46.
  149. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Щадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  150. В.Ю. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка / В. Ю. Щебланов, А. Ф. Бобров // Психологич. журн. 1990. — № 3. — С. 60 — 69.
  151. Эргономика в определениях. М.: ВНИИТЭ, 1980. — 136 с.
  152. Askren W.B., Regulinski T.L. Mathematical modeling of human perofrmance errors for reliability analysis of systems. Ohio. 1967.
  153. Bellamy L. J. The quantification of human fallibility // J. of Health and Safety. 1991. № 6. p. 13−22.
  154. Green R.G. Stress and accidents // Aviation Space and Environmental Medicine, V. 56, № 7,1985. p. 638 641.
  155. Lager C. Pilot relaibility / In: The Royal Institute of Technology. Stockholm. 1974. p. 261.
  156. Marbe K. Practische Psychologie der Unfalle und der Beitriebsschaden. Munchen.Berlin. 1926. 327 p.
  157. Meister D. Methods of predicting human reliability in man—machine systems // Humans Factors. 1964. vol. 6. № 6. p. 621−646.
  158. C. (Ed.). Psychiatry in Aerospace Medicine. Winter. 1967.
  159. Reinhardt R.E. The flyer who fails // Flight Safety. 1968. vol. 2. № 2. p.17.19.
  160. Richardson J.E. C.F.I.T.: A human factors problem // J. Air trafic contr. 1984. vol. 26. pp. 29−31.
  161. Rippon P. The personal factor in flying accidents // U.S. Naval Medic. Bull. 1928, vol. l.p. 17.
  162. Venesiale E. I fattore umano negli incidenti divolo // Minerva Med. 1974. vol. 65. № 81. pp. 4238−4244.
Заполнить форму текущей работой