Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Базовая гипотеза экспериментального исследования, связана с предположением о том, что блок коррекционно-развивающих занятий, посвященных повышению конфликтологической грамотности среди студентов, подтверждена. На контрольном этапе были получены следующие результаты: снижение конфликтности в экспериментальной группе, выборы эффективных стратегий поведений («компромисс», «сотрудничество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Идейные истоки «психологической дистанции» в истории философии и психологии
    • 1. Историко-философские аспекты проблемы психологической дистанции
    • 2. Проблема «психологической дистанции» в современной Западной и Отечественной психологии
    • 3. ПД в структуре социальных отношений
  • Глава 2. Конфликтные ситуаций в студенческой среде и ПД
    • 1. Базовые психологические понятия конфликтной ситуации
    • 2. Социально-психологическая характеристика студенческой среды
    • 3. Типология конфликтных ситуаций в студенческой среде
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная программ развития конфликтологической грамотности студентов педагогического вуза
    • 1. Психодиагностические исследования на констатирующем этапе эксперимента
    • 2. Методика развития конфликтологической компетентности студентов педагогического вуза
    • 3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольно-диагностического этапа эксперимента

Влияние психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется отсутствием специальных работ, посвященных изучению проблемы психологической дистанции. Имеющиеся в настоящее время теоретические разработки лишь отчасти касаются указанной выше проблематики, и не могут служить надежным научным основанием для практической работы психолога (Е.Богардус, А. Моль, Н. Пезешкиан, Е. Холл, А. А. Кроник, Е. А. Кроник, Н. А. Логинова, Л. А. Петровская, Б. Ф. Поршнев и др.).

Вместе с тем проблема психологической дистанции является актуальной уже сама по себе в условиях нарастающего социокультурного конфликта в обществе. Комплексное изучение этой проблемы должно дать ответы на многие вопросы из области социальной психологии, психологии развития, конфликтологии, антропологии и педагогики.

Характерной чертой современного общества становится нарастание конфликтной обстановки, которая оказывает огромное влияние на развитие личности человека будущего (К.Болдуинг, В. Юри, М. Дойч, Дж. Скотт, К. Томас, Дж. Френч, В. Авксентьева, Ф. М. Бородкин, Н. Г. Гришина, В. В. Гуленко, А. Г. Здравомыслов, Б. И. Краснов, В. И. Сперанский, В. Н. Шаленко и др.). Рост конфликтности в социуме порождает множество конфликтов и в системе обучения (И.Н.Андреева, В. И. Журавлев, Е. Л. Козуб, Э. И. Киршбаум, А .Я. Клементьева и др.). Появление конфликтов способствует возникновению такого социального феномена как «психологическая дистанция» (ПД). Исследования различных типов и разновидностей ПД на различных уровнях социальных отношений представляются особенно значимыми в условиях профессиональной подготовки будущих преподавателей.

Изучение психологической дистанции в рамках студенческой среды вызывает у нас наибольший интерес, т.к. период студенчества — это, прежде всего, период становления и формирования личности, в котором складываются общественные отношения и устанавливается социальная иерархия. Студент переносит свои впечатления и переживания во взрослую жизнь, таким образом, формируется профессиональное самосознание будущих специалистов (Б.Г.Ананьев, В. И. Селиванов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, А. Г. Эфендиев и др.). Учет данных особенностей необходим в условиях подготовки преподавателей. Студент-педагог в своей будущей профессиональной деятельности во многом будет основываться на систему педагогических отношений, принятых в среде его сегодняшних наставников. Стили педагогического взаимодействия откладывают свой отпечаток на сознание молодых специалистов, а также определяют характер установления и формирования ПД. Следовательно, авторитарный стиль порождает негативные формы проявления ПД, демократический — способствует сокращению ПД, а либеральный — может свести ПД до минимума, но оказать негативное влияние на развивающееся сознание студентов.

ПД в русле конфликтологической грамотности студентов, как частный аспект изучения нами студенческих отношений, имеет свои основания в современном процессе обучения. Факторы соперничества, стремление к получению высших баллов становятся толчком к увеличению ПД между студентами, как в коллективе, так и в межличностных отношениях.

Это требует развертывание научных исследований, результатом которых является разработка программ по снижению конфликтности в студенческой среде, предполагающих сокращение конфликтной психологической дистанции в системе отношений «студент-студент», «студент-группа», «студентпреподаватель», «студент-администрация». Данная программа позволяет буду-^ щим педагогам расширить опыт культурного решения конфликтных ситуаций.

На данном этапе перед высшей школой стоит задача оснастить студентов навыками управления конфликтами в процессе профессиональной подготовки учителей. Педагогическое образование не подготавливает в полной степени будущего учителя к вхождению в профессию, поэтому профессиональное становление сопряжено с разного рода трудностями.

Таким образом, проблема исследования состоит в отсутствии знаний о влиянии ПД на конфликтные ситуации и в поиске путей, форм и методов повышения конфликтологической грамотности студентов. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является психолого-педагогический феномен -«психологическая дистанция», возникающая в сфере студенческих отношений, а его предметом — характер влияния психологической дистанции на конфликтные ситуации в студенческой среде.

Гипотезы исследования:

ПД возможно является психолого-педагогическим феноменом, оказывающим влияние на систему социальных отношений, и определяющим степень коммуникативности и эффективности выхода из конфликтных ситуацийпредполагается, что ПД может иметь свою классификацию, базирующуюся на ряде критериевпредположительно ПД оказывает влияние на структуру и динамику конфликтов, а также способствует разрешению конфликтного взаимодействияпредполагается, что студенческая среда характеризуется высокой конфликтностью и неэффективностью взаимодействия в конфликтах из-за отсутст-ф вия самоконтроля в общении и неспособностью к эмпатическому слушаниюформирование конфликтологической компетентности будет более эф-^ фективно, если будут проведены коррекционно-развивающие занятия, способствующие развитию навыков конструктивного общения.

Проверка данных гипотез потребовала постановки следующих задач исследования.

— дать философский и психолого-педагогический анализ феномена ПД;

— дать определение и классификацию ПД;

— выявить характер влияния ПД на конфликтные ситуации в студенческой среде;

— исследовать степень конфликтности студентов педагогического вуза;

— разработать программу обучения навыкам управления конфликтами и установления адекватной ПД субъектами учебно-воспитательного процесса.

В качестве теоретической и методологической основы диссертационного исследования выступает диалектико-созидательная парадигма, рассматри4 вающая ПД и конфликт как неотъемлемые и закономерные явления социальной действительности и источники развития общества в целом. В качестве ориентиров при решении диссертационных задач выступили методы диалектического и системного подхода, а также комплексный принцип исследования. Так же в качестве теоретического основания исследования взяты идеи развития личности и сознания в деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), персонализа-ция как значимая потребность личности (А.В.Петровский, В.С.Мухина), теория индивидуальных способностей (Б.М.Теплов), исследования сферы межличностных отношений (А.А.Кроник, Е. А. Кроник, Н. А. Логиновой, Б.Ф.Поршнева), изучение межличностных отношений в совместной деятельности малых групп и коллективов (И.Н.Андреева, И. Б. Котова, А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.) — предложены темы: «человек элиты — человек массы» (Г.Лебон, С. Московичи, 'йС.Сигеле, Г. Тард, Б. М. Теплов, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.), «лидерство и аутсайдерство» (У.Беннис, В. Врум, Д. Мак Грегор, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер и др.), «теория поля» (К.Левин), «конфликтная личность».

А.Я.Анцупов, Н. В. Гришина, А. Г. Здравимыслов, В. С. Мерлин, Е. В. Сидоренко,.

B.Л.Скитневский, А. И. Шипилов и др.), «жизненные позиции» (Э.Берн), «жизненное пространство» (Э.Эриксон, В. Франкл, О.Ф.Филимонова), «жизненный мир» (Ф.Е. Василюк, К. Ясперс), «психологический барьер» Т. Григорьева,.

C.Гусева, А. Добрович, В.А.Кан-Калик, В. Козлов, С. Тидор).

Методами и источниками исследования являются: изучение и теоретический анализ социологической, философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой темеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаланевключенное наблюдение, индивидуальные беседы, психодиагностические методики «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томаса), «Ваш уровень конфликтности» (по А. М. Ганееву и Л.С.Троновой), «Оценка уровня общительности» (по В.Ф. Ря-ховскому), «На оценку самоконтроля в общении» (разработан М. Снайдером), «Умеете ли Вы слушать?» (по Е.И. Рогову) и опросник «Конфликтность студенческой среды», а так же методы математической статистики.

Теоретическими источниками исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам психологической дистанции, конфликтных ситуаций, конфликтов в таком социальном институте как высшие учебные заведения (в студенческой среде) и развивающих занятий, как методу обучения навыкам разрешения конфликтов. Нами были изучены дея-тельностный подход, психология индивидуальных различий, гуманистический подход, психоаналистический, бихевиористский, теории конфликта, теории лидерства. Источниками так же стали учебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) дан системный анализ ПД как психолого-педагогического феномена, что позволило придать данному феномену конкретный психологический смысл, расширив тем самым новые пути изучения указанной психологической реальности;

2) теоретически разработана классификация видов ПД, базовыми из которых становятся: а) социальная, б) территориальная, в) психологическая, которые имеют свои частные разветвления типов и степень адекватности;

3) практическое исследование психологической дистанции доказывает прямое влияние неадекватных форм на появление конфликтных ситуаций в студенческой среде и адекватных — на снижение и разрешение конфликтных противоречий;

4) разработанна целостная программа развития конфликтологической грамотности у студентов педвуза, основанная на знаниях о видах ПД и характере их проявления, а также базирующаяся на синтезе «внешних» (идущих от преподавателя) и «внутренних» (идущих от студентов) воздействий в процессе формирующего обучения.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании был описан и классифицирован психолого-педагогический феномен ПД. В процессе детального анализа данного феномена была выявлена его практическая значимость и характер его вариативности в зависимости от ситуации. Было выявлено, что ПД на прямую связана с конфликтными ситуациями, которые она не только порождает (является причиной), но и контролирует динамику их развитие, тем самым, доводя конфликтные взаимодействия до тупиковых стадий. Кроме этого было доказано, что адекватная ПД позволяет стабилизировать любое напряжение в обществе и сформировать у студентов определенную установку в отношении разгорающегося конфликта, способствуя выведению его в позитивное русло.

Практическая значимость определяется тем, что:

1) полученные результаты позволяют констатировать уровень конфликтности в студенческой среде и определить факторы, влияющие на рост конфликтности;

2) данное исследование свидетельствует о том, что в практику подготовки специалистов педагогического профиля должен быть введен специальный курс, повышающий конфликтологическую грамотность будущих учителей, с целью получения ими новых знаний о феномене ПД и его влиянии на конфликтные ситуации. Этот курс может быть адаптирован для учащихся школ, техникумов, студентов не педагогических вузов, преподавателей, повышающих свою квалификацию и др.

3) доказана необходимость введения в учебные планы развивающих занятий по проблемам ПД, что позволит студентам освоить приемы установления целесообразной ПД в зависимости от ситуации, а также научиться варьировать ее в ходе конфликтного взаимодействия с целью переведения его в конструктивное русло.

До товерность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом данных, полученных при использовании диагностических процедур, достаточным объемом экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется через проведение со студентами факультета иностранных языков АГГГУ (в рамках Ф «психолого-педагогического» практикума) цикла практических занятий, посвященных проблемам конфликтности и ПД, способствующих получению ими знаний и умений в области разрешения конфликтов при помощи внедрения в практику ПД как управляемого психолого-педагогического феномена. Данные диссертационного исследования были апробированы: (а) на международных научных конференциях: «Современные проблемы элитного и элитарного образования» (28−29.10.1998 г., г. Астрахань), «Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы» (16.05.2000 г., г. Москва), «Христианство и Культура» (к 2000;летию Христианства (15−18.05.2000 г., г. Астрахань) — (б) на всероссийских и межрегиональных научных конференциях: «Человеческие технологии как инновационная составляющая повышения профессионализма современного учителя» (12−13.10.1999 г., г. Астрахань), «Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе» (2122.11.2000 г., г. Астрахань) — а также на итоговых научных конференциях Астраханского государственного педагогического университета 1999, 2000 и 2001 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Психологическая дистанция» — психолого-педагогический и социальный феномен, нашедший свое отражение и проявление в деятельности, в отношениях, в коммуникациях двух или нескольких индивидов или больших сообществ, а так же описывающий духовную жизнь отдельной личности, предполагающий наличие многоуровневой системы связей, детерминированных социальными и психологическими факторами.

2. Типология и классификация ПД базируются на основе критериев: (1) ПД как территориальное (жизненное) пространство человека- (2) Статусная ПД- (3) ПД, которая выделяется по критерию выявления социальных феноменов- (4) ПД между различными областями (мирами) сознания отдельных индивидов- (5) Внутрипсихическая ПД- (6) По степени и характеру дистанцирования- (7) По критерию проявления ПД. Каждый из выше названных критериев содержит в себе определенные типы ПД.

3. Психологическая дистанция оказывает непосредственное влияние на появление конфликтных ситуаций, на динамику и структуру конфликта, а также способствует как негативному (деструктивному), так и позитивному (конструктивному) разрешению конфликта.

4. Технология коррекционно-развивающих занятий, посвященная изучению влияния ПД на конфликтные ситуации, позволит снизить уровень конфликтности у студентов, а также даст определенные навыки установления адекватной ПД. В ходе развивающих занятий студенты выбирают эффективные стратегии поведения (сотрудничество и компромисс), используют техники эм-патического слушания и осуществляют самоконтроль в общении.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации — 220, текстовая часть занимает 159. В приложении приведены 25 графиков, 19 таблиц.

Выводы к третьей главе.

Экспериментальная часть состоит из трех этапов: констатирующего, собственно формирующего и контрольного, каждый из которых предполагает ряд мероприятий по проведению анкетирования и тестирования, по созданию и обеспечению благоприятного климата для проведения развивающих занятий, деловых игр и упражнений, по осуществлению качественного и количественного анализа полученных результатов и т. д.

Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, выявили высокую конфликтность в студенческой среде, выбор неэффективных стратегий поведения в конфликте («соперничество», «приспособление», «избегание»), а также низкий самоконтроль общения и средний уровень слушания, при достаточно высоком уровне общительности. В эксперименте приняли участие студенты третьих курсов АГПУ (филологического факультета, иностранных языков и юридического) и АстрФ МОСУ (психологического, юридического и экономического факультетов). Общее число испытуемых — 420 человек. Выбор студентов третьих курсов был обусловлен: отсутствием у них адаптационных проблем, сформированностью учебного коллектива, не включенностью в профессиональную деятельность в ходе производственной практики и др.

Данные опросного метода (предполагающего прямые вопросы) и тестирования значительно отличаются: студенты неадекватно оценивают себя, преувеличивают свои знания, умения и возможности.

Характер высокой конфликтности студентов обусловлен рядом факторов: социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе, отсутствие социальной зрелости, стремление к соперничеству и получению одобрительных оценок со стороны авторитетных личностей, потребность в проявлении лидерских качеств, отсутствие умений конструктивного разрешения конфликтов и навыков коммуникативного взаимодействия.

Собственно формирующий этап эксперимента предполагал проведение ряда мероприятий, нацеленных на снижение уровня конфликтности в студенческой среде, на обретение ими знаний и умений в сфере управления и установления «адекватной ПД», а также на овладение навыками конструктивного взаимодействия в конфликте: выбор эффективных стратегий поведения («компромисс» и «сотрудничество»), способность к самоконтролю и эмпатическому слушанию.

Формирующий этап проводился среди студентов АГПУ факультета иностранных языков. Экспериментальную группу составили 76 человек, контрольную — 74, причем соотношение в этих группах юношей и девушек одинаковое. В структуре данного этапа выделяются две стадии: 1) подготовительная, включающая четыре двухчасовых занятий, две деловые игры и упражнение, ставящие цель: получение студентами знаний о грамотной организации социальных и межличностных отношений, а также освоение азов конфликтологии (предполагает «внешнее» воздействие, идущее от преподавателя-экспериментатора) — 2) собственно формирующая — два двухчасовых занятия и одиннадцать упражнений, имеющая целью развитие навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного общения («внутреннее» воздействие — от студентов). Оптимальное соотношение теоретического материала и практической (прикладной) направленности в процессе работы дало следующие результаты.

На контрольном этапе эксперимента, при соотношение данных, полученных на констатирующем и завершающем этапах в контрольной и экспериментальной группах, была выявлена тенденция: студенты, вошедшие в первую группу, показали практически не изменившиеся результатыу студентов второй группы данные разнятся. Так, снизился уровень конфликтности, выбор студентов падает на такие стратегии конфликтного поведения, как «сотрудничество» и «компромисс», они стали более гибкими в установлении ПД, приобрели навыки конфликтного взаимодействия, овладели приемами эмпатического слушания, самоконтроля и конструктивного общения. При этом уровень общительности также возрос, расширив тем самым сферы взаимодействия студентов (учебная, творческая, спортивная, производственная, общественная и др.), увеличив поле социальных контактов.

Таким образом, программа развивающих занятий позволяет повысить конфликтологическую грамотность в студенческой среде, обеспечить знаниями о социально-психологическом феномене ПД, научить приемам установления адекватной дистанции, сформировать навыки коммуникативного взаимодействия.

Заключение

.

Для достижения цели диссертационного исследования, предполагающей изучение феномена психологической дистанции в конфликтных ситуациях, возникающих в студенческой среде, были выполнены поставленные нами задачи:

1) Проанализирована философско-психологическая научная литература по проблемам ПД. На базе отечественных и западных концепций нами был описан социально-психологический феномен ПД, сложность и многозначность которого не позволяет дать единственное и всеисчерпывающее его определение. Поэтому мы вынуждены были дать не одно, а сразу несколько определений его значения: а) ПД понимается нами как социально-психологический феномен, нашедший свое отражение и проявление в деятельности, в отношениях, в коммуникациях двух или нескольких индивидов или больших сообществ, а так же описывающий духовную жизнь отдельной личности, предполагающий наличие многоуровневой системы связей, детерминированных социальными и психологическими факторами. б) ПД — это психологическое пространство, разделяющее или, напротив, объединяющее различных субъектов социально-психологических отношений. в) ПД — это механизм измерения, определяющий качество психологического пространства, существующего как внутри структурных звеньев личности, так и в межличностных и социальных отношениях.

Вместе с тем нельзя ограничиваться лишь выше приведенными определениями ПД, т.к. этот феномен требует последующего дальнейшего изучения и научного обоснования.

2) Выделены классификационные критерии и виды ПД. К критериям проявления ПД относятся: 1) ПД как территориальное (жизненное) пространство человека- 2) Статусная ПД- 3) ПД, которая выделяется по критерию выявления социальных феноменов- 4) ПД между различными областями (мирами) сознания отдельных индивидов- 5) Внутрипсихологическая ПД- 6) По степени и характеру дистанцирования- 7) По критерию проявления ПД.

К первому критерию были отнесены такие типы ПД, как интимная, личная, социальная и «публичная». Кроме этого, к типам территориальной дистанции относятся: дистанция, характеризующая зону СМИ и виртуальная дистанция.

При описании разноуровневых социальных отношений (2) использовали следующие типы ПД: вертикальная, горизонтальная и смешеннаявозрастная и половая. Следующий критерий — критерий наличия определенных социальных феноменов (3). Так, ПД возникает между: «человеком элиты» и «человеком массы», «Мы» и «Они», «Свой» и «Чужой», «Я» и «Ты» и др.

Еще один классификационный признак — ПД между различными областями (мирами) сознания отдельных индивидов (4). ПД между «неординарным» и «примитивным» уровнями сознания, между имеющимися у индивидов «личностными смыслами», между «низшими» и «высшими» формами воображения и мышления, между мирами сознания и др.

ПД на внутриличностном уровне (5) характеризуется противоречиями, возникающими между различными состояниями «Я».

Следуя принципам гегелевской диалектики (второй закон диалектики -«закон взаимопроникновения противоположностей») нами указаны четыре уровня развития ПД: 1) уровень тождества (равенства субъекта самому себе и себе подобным) — 2) уровень различия (выражающий уже отношения неравенства объекта самому себе или объектов друг другу) — 3) уровень противоположности (когда ПД указывает уже на коренные отличия) и 4) уровень противоречия (процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей в ПД).

Этим уровням соответствует и так называемая динамика развития психологической дистанции, как в социальной, так и в межличностной сфере. Она имеет как минимум четыре фазы своего существования: 1) фаза взаимного влечения и принципиального отсутствия ПД, т. е. нахождения субъекта в адекватности- 2) фаза, когда наблюдаются одни лишь непринципиальные подчас даже формальные различия- 3) фаза обострения психологического разрыва, «предвоенное состояние» и 4) фаза открытого конфликта, когда ПД достигают открытой «войны» и окончательного разрыва.

Кроме того, нами был выделен еще один критерий классификации ПДпо степени и характеру дистанцирования (6). В соответствии с этим критерием можно выявить: 1) «ПД негативного слияния" — 2) «ПД духовного сближения" — 3) «ПД соприкосновения" — 4) «Длинную ПД" — 5) «Конфликтную ПД».

По критерию проявления (7) ПД классифицируется как: 1) «адекватная» и «неадекватная" — 2) «сознательная» и «неосознанная" — 3) «конструктивная» и «деструктивная» 4) «гибкая» и «консервативная».

Рассмотренные нами некоторые структурные и классификационные аспекты ПД показывают насколько данное явление многогранно, и требует в свою очередь детальной и всесторонней теоретической проработанности.

3) Третья задача посвящена изучению ПД в конфликте. Мы считаем, что уже наличие конфликтной ситуации предполагает существование «конфликтной дистанции», характерной чертой которой становится нарастание противоречий между сторонами. В соответствии с путями выхода из конфликта формируются: негативные («враждебного дистанцирования» и «разрушительная ПД») и позитивные формы ПД («конструктивная дистанция»). В динамике конфликта также прослеживается наличие «конфликтной ПД».

Для изучения ПД, возникающей в конфликтных ситуациях, было выбрана наиболее конфликтная и доступная (с целью проведения формирующего эксперимента) среда. Выбор пал на студенчество, для которого характерна высокая конфликтность и частота вступления в конфликтные ситуации. Студенчествоэто объединение индивидов, базирующееся на основе взаимоотношений между его членами, являющееся открытой социальной группой.

В соответствии с видами деятельности в студенческой среде возникают конфликты: учебные и научные, общественные и бытовые, межличностные и групповые, а так же в совместном творчестве, в труде, в спорте и др. По «кризисной насыщенности» студенческий возраст не уступает другим возрастам, поэтому данный возрастной период характеризуется высокой конфликтностью и эмоциональностью.

Для подтверждения гипотезы был выполнен формирующий эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

4) Изучен уровень конфликтности и общительности студентов, а также выявлены особенности самоконтроля в общении и характер эмпатического слушания. В ходе экспериментального исследования было подтверждено предположение о том, что студенческая среда является конфликтной. Результаты, полученные на констатирующем этапе, выявили такие особенности, как выбор студентами неэффективных стратегий поведения в конфликте («соперничество», «приспособление», «избегание»), сравнительно невысокий уровень самоконтроля в общении и средний уровень эмпатического слушания, при достаточно высокой степени общительности.

Базовая гипотеза экспериментального исследования, связана с предположением о том, что блок коррекционно-развивающих занятий, посвященных повышению конфликтологической грамотности среди студентов, подтверждена. На контрольном этапе были получены следующие результаты: снижение конфликтности в экспериментальной группе, выборы эффективных стратегий поведений («компромисс», «сотрудничество»), увеличение самоконтроля в общении и совершенствование эмпатического слушания. Было выявлено, что выбор не эффективных стратегий поведения зависел от требований социальной среды. Следовательно, потребности индивида быть лучше всех, хорошо учиться, породило у отдельных студентов стремление к «соперничеству». Индивиды менее коммуникативные, закрытые отдавали предпочтение таким стратегиям, как «приспособление» и «избегание». При освоении эффективных форм коммуникации и «адекватной ПД» в конфликте, степень конфликтности у студентов значительно снизилась, что позволило индивидам, входящим в экспериментальную группу, разрешать противоречия и выходить из проблемных ситуаций мирным путем.

Уровень общительности незначительно возрос, но при этом студенты получили навыки эмпатического слушания, что позволило снизить степень проявления негативных эмоций в конфликте и переводить взаимодействие на уровень рационального осмысления ситуации. Развитие самоконтроля в общении позволило студентам научиться контролировать свои мысли, чувства, действия, поступки и словесные проявления, тем самым, расширив сферу их самосознания. Рациональный подход к конфликтным ситуациям позволяет находить множество вариантов разрешения проблемы, приходить к компромиссному решению и гибко варьировать ПД, стремясь найти оптимальную.

В ходе экспериментального исследования и на основе полученных результатов нами были выделены основные признаки «адекватной ПД»: (1) поведенческий компонент (открытые позы и жесты, личностная дистанция, отсутствие мышечных блокировок) — (2) когнитивный (способность к эмпатии, конгруэнтность, рефлексия, критичность мышления, активное творческое воображение, внимание к оппоненту, восприятие другого и т. д.) — (3) эмоциональный (потребность в контакте, положительные эмоции, удовлетворенность от общения).

Таким образом, предложенная программа развивающих занятий позволяет повысить конфликтологическую грамотность в студенческой среде, обеспечить студентов знаниями о социально-психологическом феномене ПД, научить приемам установления оптимальной дистанции в конфликтных (предконфликтных и постконфликтных) ситуациях, а также сформировать навыки эффективного общения.

Результаты эксперимента могут найти практическое применение в виде создания аналогичных программ развивающих занятий, методических рекомендаций, учебных пособий и соответствующих спецкурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Конфликтология. Конспект лекций для слушателей СФПК и студентов МФПП КГПУ им. К. Э. Циолковского ОИАТЭ. Обнинск: ОНИЦ «Прогноз», 1994. 82 с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  3. .Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 17−21.
  4. .Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во ЛГУ, 1968. 340с.
  5. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. М.: Народное образование, 1995. 128 с.
  6. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 62−69.
  7. И.Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза: Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Минск, 1985. 165 с.
  8. А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. М. ЮНИТИ, 1999. 551 с.
  9. А. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Развитие личности. 1998. № 2. С.44−51.
  10. С.Н. Проблемы изучения образа жизни студенческой молодежи // Социальные проблемы образования: сборник научных трудов. Свердловск: Свердловский пед. ун-т, 1991. С.47−51.
  11. Р.Х. Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ): Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. М., 2000. 144 с.
  12. Л.А., Суходольский Г. В. О характере структурных изменений интеллекта взрослых в возрасте от 18 до 25 лет // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 92−97.
  13. Н.В., Калиничева З. В. О роли интеллектуального фактора в формировании профессиональной самостоятельности молодых специалистов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 80−89.
  14. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат. 1992. 400 с.
  15. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.694 с.
  16. С.В. Формирование професионально-значимого опыта у студентов психологов // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МОСУ, 1998. С.50−57.
  17. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1995. 326 с.
  18. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 190 с.
  19. Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М. 1996. 112 с.
  20. М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С.90−112.
  21. И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Дисс. на соискание учен, степени канд. псих. наук. Казань, 1999. 185 с.
  22. Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действия // Вопросы психологии. 1989. № 3, С.75−79.
  23. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. Том 16, № 3, 1995. С.90−101.
  24. Н.Р. Динамика нравственного развития личности студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 170−177.
  25. В.А. Мониторинг профессионального развития в практической подготовки студентов // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МОСУ, 1998. СЛ68−171.
  26. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Дисс. на соискание учен, степени канд. псих. наук. Казань. 1999. 190 с.
  27. Л.С. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998.480 с.
  28. Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. С.5−361.
  29. Л.С. Проблема сознания // Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С.156−167.
  30. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  31. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студента 90-х гг. // Социологические исследования. 1997. № 10, С.56−68.
  32. Н.И. Особенности развития интегративно-дифференцированного мышления студентов // Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы. Сб. научных трудов. М.: МОСУ, 1999. С.73−78.
  33. A.M. Конфликтологическая культура молодежи: проблемы формирования // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: РАН, 1999. — С. 45−54.
  34. A.M., Тронова Л. С. Конфликтология: практикум. Казань: Изд-во КФЭИ, 1996. 284 с.
  35. . Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992. Т.2. 376 с.
  36. Ф.И. О некоторых практических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100−111.
  37. A.M., Перевощикова Л. А. К сравнительной характеристике студентов разных факультетов по интеллекту и возбудимости // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 112−113.
  38. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Но-вос-го ун-та- М.: Совершенство, 1997. 171 с.
  39. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. 198 с.
  40. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. 116 с.
  41. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению (на примере изучения членов трудовых коллективов) // Психологические состояния. Д.: Изд-во ЛГУ. 1981. Вып. 10. С.90−96.
  42. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.464 с.
  43. А.С., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М.: Народное образование, 1997. 183 с.
  44. А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах. Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Краснодар, 1999. С. 196.
  45. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 97 105.
  46. А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология, Ч.1.). М.: РАН, 1993. 212 с.
  47. А.Б. Воспитателю о психологии и психогегиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  48. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996.242 с.
  49. М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 202−217.
  50. Ф.М. Преступление и наказание. JL: Худож. лит, 1980.560 с.
  51. Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб.: АОЗТ «Институт личности», 1994. 138 с.
  52. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: Изд-во Н.Новг. ун-та, 1997.-475 с.
  53. В.К. О соотношении типа интеллекта студентов и успешности их обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 89 91.
  54. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.368 с.
  55. Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя // Психологические аспекты изучения направленности личности учащийся молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1988. 122 с.
  56. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 183 с.
  57. Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 177 182.
  58. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы). М.: Просвещение, 1998. 150 с.
  59. А.К. К объяснению агрессивности // Социальный конфликт. 1995 № 3−4. С.105−115.
  60. Л.И. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 60−66.
  61. А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 317 с.
  62. А.Г. Проблемы взаимодействия конфликтов в макро- и микроуровнях// Социальный конфликт. 1994. № 1. С.5−18.
  63. И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д, Изд-во «Феникс». 1997. 480 с.
  64. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  65. С.Н., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 7−17.
  66. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии 2000. № 3, С.57−66.
  67. А.И., Яшин К. Е. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.45−51.
  68. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Дисс. на соискание учен, степени доктора псих. наук. Астрахань. 1999.310 с.
  69. .В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 184 с.
  70. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инт. кн. изд-во, 1988. 68 с.
  71. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  72. А. Психопатология власти.// Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия. Самара: «БАХРАХ», 1999. С. 251 275.
  73. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс. на соискание учен, степени канд. псих. наук. Л., 1986. 252 с.
  74. А.Я. Обучение методам управления конфликтами учителей и руководителей школ // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология, разрешения. М.: РАН, 1999. С.213−231.
  75. А.Я. Формирование основ профессионализма у студентов в области педагогической конфликтологии: Дисс. на соискание ученой степени канд. педагогич. Наук. Калуга, 1999. 279 с.
  76. М.С. Проблемы формирования личности учителя в педвузе // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединстатута: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГПИ, 1985- С. 3 -13.
  77. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13−23.
  78. E.JI. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза. Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. М., 1994. 183 с.
  79. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: АО Стрингер, 1992. 213 с.
  80. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.448 с.
  81. В.И., Сластенин В. А., Старов М. И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе // Вопросы психологии, 1985. № 3, С.61−67.
  82. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  83. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, ты, он, я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 207 с.
  84. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс. 1998. 224 с.
  85. Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. № 3. С 52−57.
  86. В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 118 122.
  87. Р.В. Социально-психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель студент вуза: Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Казань, 2000. 177 с.
  88. М.М. Уметь вести переговоры: Практические рекомендации по подготовке и проведению переговоров. М.: Страховое общество «Анкис», 1991. 129 с.
  89. М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.156 с.
  90. Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995. 316 с.
  91. А.И. Гуманитарное образование, развитие и качество подготовки современного специалиста // Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы. М.: МОСУ, 2000. С.115−116.
  92. К.М. Культура педагогического общения: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 104 с.
  93. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.2. 320 с.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.584 с.
  95. Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. Учебное пособие. СПб.: Питер Ком, 2000. 71 с.
  96. А.В. Социально-психологическое исследование образа жизни студента: Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Л., 1980. 248 с.
  97. М.В., Мириманова М. С. Выбор стратегии поведения в проблемно-конфликтной ситуации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МОСУ, 1998. С.113−115.
  98. Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1975. 18 с.
  99. К. Агрессия (Так называемое «зло»). М.: Прогресс, 1994. 272с.
  100. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов: Рост, книжное издательство, 1991. 206 с.
  101. Л.С. Социальное принятие учебной ситуации детьми 6−7 лет // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 44−49
  102. Д. Социальная психология. МПб.: Питер Ком, 1999. 688 е.
  103. А.В. Конфликтогенность студенческого социума (некоторые подходы к анализу) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: РАН, 1999. — С. 171−180.
  104. Н. Государь. М.: Планета, 1990. 84 с.
  105. В.А., Холопова Г. П. Профессиональная память студентов // Вопросы психологии. 1990. № 3. С.94−99.
  106. Т.Н. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. Пермь, 1995. 163 с.
  107. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  108. A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе // Вопросы психологии. 1988. № 2. С.76−82.
  109. Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии, 1990. № 1. С.77−85.
  110. Т.В. Роль субъективного опыта в профессиональном становлении психолога // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МОСУ, 1998. С. 197−200.
  111. Е.А. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях становления рыночных отношений (на материалах Астраханской области). Диссертация на соискание ученой степени канд. соц. наук. СПб., 2000. 165 с.
  112. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
  113. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции студентов // Вопросы психологии. 1997. № 6. С.30−36.
  114. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: «Центр психологии и психотерапии». 1998. 480 с.
  115. С.А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 159−161.
  116. B.C. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность // Развитие личности. 1998. № 2. С.15−26.
  117. Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. 832 с.
  118. В.И., Соловьев А. С. Индивидуально-психологические особенности у студентов-заочников и успешность их обучения // Вопросы психологии. 1989. № 5.С.52−55.
  119. Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально-политический журнал. 1994. № 1−2. С.81−91.
  120. Р.С. Психология. В 3 т. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Т.2. 496 с.
  121. А.В. О некоторых итогах изучения бюджета времени студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 69 77.
  122. Общая психология. Учебное пособие для студентов ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского и др. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  123. В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 55−58.
  124. Г. К. Активизация учебной деятельности студентов и ее роль в профессиональной подготовке // Формирование профессионально-педагогических качеств у студентов пединститута: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: СГПИ, 1985. С. 67−73.
  125. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  126. Н. Позитивная психотерапия: семья как терапевт. М.: Смысл, 1993. 332 с.
  127. Т.В. Социально-психологический анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 154−159.
  128. А.Ф. Предупреждение и преодоление межличностных конфликтов в педагогических коллективах: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казань, 1990. 20 с.
  129. А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992. 332 с.
  130. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. 448 с.
  131. Л.А. О понятийной схеме в социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (Сборник статей). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126−143.
  132. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 440.
  133. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  134. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород: «АЙКЬЮ», 1992. 262 с.
  135. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: «Мысль», 1990−1994.
  136. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.232 с.
  137. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. 232 с.
  138. П.Д., Нуждена М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. № 6. С.112−115.
  139. В.А. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань: АГПИ, 1993. 64 с.
  140. Реан А. А, Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. № 5. С.58−60.
  141. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.
  142. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  143. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
  144. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, 1988. 120 с.
  145. Л.С. Молодежь в полиэтническом регионе: взгляды, позиции, ориентации (Астрахань и Астраханская область). Учебное пособие. Астрахань: РИЦАГПУ, 1999.91 с.
  146. С.Л. Бытие и сознание // Хрестоматия по психологии / Под ред. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. С.43−53.
  147. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  148. К. Групповая психология. Психокоррекционные группы: теория и практика / Общ. Ред. и вступ. Ст. Л. А. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  149. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991. 128 с.
  150. Н.П. Коллективистские отношения в студенческой группе // Социальные проблемы образования. Сборник науч. трудов. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1991. С.72−75.
  151. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. 569 с.
  152. В.И., Федоров И. А. Студенческие коллективы // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С.155−164.
  153. С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, «КСП+», 1998. 320 с.
  154. З.В. Общая культура студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 49 55.
  155. Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиз-дат, 1991. 192 с.
  156. Дж. Г. Сила ума: Описание пути к успеху в бизнесе. Выпуск 1. Киев: Изд-во общества ВЕК, 1991. 226 с.
  157. Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев. Изд-во «Вер-зилин и Ко, ЛТД», 1991. 208 с.
  158. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  159. Словарь практического психолога. /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997. 800 с.
  160. В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди // Социально-политический журнал, 1996, N° 4, С. 152−161.
  161. В.И. Конфликт: сущность и особенность его проявления // Социально-политический журнал, 1995, № 3, С.152−161.
  162. В.И. Конфликтная ситуация и инцидент // Социально-политический журнал, 1995, № 5, С.129−143.
  163. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности // Социально-политический журнал. 1996. X" 2. С. 152−162.
  164. В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально-политический журнал. 1995, N9 4, С.164−175.
  165. Г. М. Об использовании студентами учебной информации // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 58−61.
  166. В.И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 167 170.
  167. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. Воронеж: Изд-во Воронежский ун-т, 1990. 105 с.
  168. Л.И. Организованность и организаторские навыки студенчества. // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Ученые записки. Вып XIII. Л.: ЛГУ, 1973. С. 162 167.
  169. Г. Личность и толпа. Спб.: ИГУП, 1993. 207 с.
  170. Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопросы психологии. 1981. № 4. С.119−123.
  171. Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. № 6. С.88−91.
  172. .М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.1.328 с.
  173. С.Н. Психология управления: От личности к команде. Петрозаводск: Изд-во петраз. ин-та, 1997. 364 с.
  174. Ю.П. Психодиагностика межличностных отношений в малых группах. Астрахань: АГПУ, 1996. 89 с.
  175. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. Астрахань: АГПУ, 1995. 136 с.
  176. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. на соискание учен, степени доктора псих. наук. М., 1994. 347 с.
  177. Ю.П., Коваленков Н. Н. Конфликтология. Учебное пособие. Астрахань: АГПУ, 1996. 77 с.
  178. С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.576 с.
  179. Дж. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10-х гг. середина 30-х гг. 20 в.) / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждана. М.: Изд-во МГУ, 1980. 301 с.
  180. Д.И., Воробьев Л. И. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. Сб. научных трудов. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. С.4−17.
  181. О.Ф. Жизненное пространство человека: (Аксиологический аспект). Саратов: СГПИ, 1998. 320 с.
  182. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. Том 7, № 1. 1986. С.14−21.
  183. И.Г. Несколько лекций о назначении ученого- Назначение человека- Основные черты современной эпохи: Сборник. Мн.: ООО «Попурри», 1998. 480 с.
  184. Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. 158 с.
  185. Э. Конфликт // Социальный конфликт. 1996. № 3. С.36−44.
  186. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. 4.1. 576 с.
  187. В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Питер Ком, 1997. 279 с.
  188. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. С. 119−194.
  189. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 330 с.
  190. Э. Человеческая ситуация. М: Смысл, 1994. 238 с.
  191. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: Изд-во Краен. Ун-та. 1996. 156 с.
  192. .И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. № 2. С.79−85.
  193. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1986.391 с.
  194. М.Г. Массовая культура и эстетические «идеалы» молодежи // Тезисы выступлений областной научно-практической конференции «Путисовершенствования форм и методов эстетического воспитания молодежи Астраханской области». Астрахань, 1988. С. 29 30.
  195. Р.В. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций // Социальный конфликт. 1994. № 2. С.72−94.
  196. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  197. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999. 186 с.
  198. Е.Б. Личность и политика: Критические очерки современных западных концепций политической социологии. М.: Мысль, 1988. 203 с.
  199. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн.: Амалфея, 1996. 288 с.
  200. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие / Московск. пед. Гос. Ун-т им. В. И. Ленина М., Ставроп. Гос Пед Инт-т Москва-Ставрополь, 1991. 180 с.
  201. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / МГПУ им. Ленина, СГТУ. Москва-Ставрополь, 1991. 206 с.
  202. Е.Н. Формирование мотивацирнно-ценностного отношения студентов к воспитательной работе в школе: Межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь: СГПИ, 1990. С. 5.
  203. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. 38 с.
  204. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. 128 с.
  205. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
  206. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987.703 с.
  207. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. 592 с.
  208. Ф 219. Эфендиев А. Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирование российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9. С.41−45
  209. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга», ACT, 1996. 717 с.
  210. М.А. Этика Макиавелли. М: Наука, 1990. 158 с.
  211. В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб.: Полиус, 1998. 639 с.
  212. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. Том 21, № 4. С. 79−88.
  213. Burrell N., Vogl S. Turf-side conflict mediation for students. Mediation Quarterly. 1990. — 7. — P. 237−250.
  214. Communication, social cognition, and affect. Hillsdale (N.J.) ets, — 1988.259 p.
  215. Corwin R.G. Patterns of organizational conflict. Administrative Science Quarterly. 1969. — 14. — P. 507−520.
  216. Darkenwald G.G. Organizational conflict in Colleges and Universities.-Administrative Science Quarterly. 1971. 16. — P. 407−412.
  217. Hartup W. Conflict and friendship relations. In Shantz & W. Hartup (Eds.) Conflict in child and adolescent development. Cambridge, England: Cambridge University Press. — 1992. — P. 186−215.
  218. Higgins A., Priest S. Resolving conflict between young people. Education Psychology in Practice. — 1990. — 6(2). — P. 60−64.
  219. Holl E.T. The hidden dimension, N.-Y., 1966. 324 p.
  220. Johnson D. W., Johnson R., Dudley В., Acikgoz K. Effects of conflict resolution training on elementary school students. Journal of Social Psychology. -1994.- 134.-P. 803−817.
  221. Koch M., Miller S. Resolving student conflicts with student mediators. -Principal. 1987. — 66. — P. 59−62.
  222. Lasswell G.H. Power and Personality. N.Y., 1976
  223. Levinger G. Towards the Analysis of Close Relationships // Journal of Experimental Social Psychology. 1980. Vol.16. P.510−544.
  224. Macmurray, John. Persons in relation. London, — 1970. 235 p.
  225. Understanding other persons. Ed by Theodore Mitchell. Oxford, Black-well, — 1974.266 p.
Заполнить форму текущей работой