Соотношение мотивации и представлений у студентов университета о будущей профессиональной деятельности: На примере деятельности учителя
![Диссертация: Соотношение мотивации и представлений у студентов университета о будущей профессиональной деятельности: На примере деятельности учителя](https://niscu.ru/work/3605396/cover.png)
Апробаций работы. Материалы исследования обсуждались на Ш межвузовской научно-методической конференции «Дисциплины социально-гуманитарного модуля в системе высшего образования: проблемы теории и практики» (Сыктывкар, 1995), на Международной конференции «Образовательные стандарты и развитие личности» (Омск, 1995), на парламентских слушаниях Госсовета Республики Коми «О проекте закона… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ,. ,
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Профессиональная педагогическая деятельность: социальный смысл и содержание
- 1. 2. Конкретизация цели образования в модели деятельности учителя
- 1. 3. Представления как регулятор деятельности
- 1. 4. Мотивация профессиональной педагогической деятельности .,?
- 1. 5. Мотивация как. субъективный фактор регуляции деятельности
- ГЛАВА 2. ЗАМЫСЕЛ., ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Замысел исследования
- 2. 2. Организация исследования
- 2. 3. Методики исследования мотивации
- 2. 3. 1. Анкета
- 2. 3. 2. Модифицированная методика незаконченных предложений
- 2. 3. 3. Модифицированная методика Сэва-Рубинштейн
- 2. 3. 4. Методика В.З.Мильмана
- 2. 4. Методики исследования представлений .4?
- 2. 4. 1. Методика «Умения»
- 2. 4. 2. Методика «Программа»
- 2. 5. Апробация методик исследования представлений
- 2. 5. 1, Апробация методики «Умения»
- 2. 5. 2. Апробация методики «Программа»,.5?
- 3. 1. Мотивы выбора учебного заведения
- 3. 2. Характеристика испытуемых с разными типами профессиональной направленности
- 3. 3. Представления о профессиональных умениях учителя
- 3. 3. 1. Специфика представлений у студентов с разными типами профессиональной направленности
- 3. 3. 2. Динамика представлений в процессе обучения
- 3. 3. 2. 1. Динамика представлений у студентов специальностей физика и математика
- 3. 3. 2. 2. Динамика представлений у студентов- историков
- 3. 3. 2. 3. Представления о профессиональных умениях учителя у студентов 3-го курса гуманитарных и естественных ^ факультетов
- 3. 3. 2. 4. Сравнение динамики представлений у студентов и испытуемых контрольных групп
- 3. 3. 2. 5. Качественный анализ отражения нормативной структуры педагогической деятельности
- 4. 1. Анализ отношений мотивации и представлений
- 4. 2. Анализ регламентации процесса обучения
Соотношение мотивации и представлений у студентов университета о будущей профессиональной деятельности: На примере деятельности учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кризис нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки ноеых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания подрастающего поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.
Это, в свою очередь., требует анализа становления психологических механизмов регуляции взаимодействия человека с миром.
С этой точки зрения особый интерес представляют механизмы становления профессиональной педагогической деятельности в силу: 1) особых социальных функций- 2) тесной связи с универсальными механизмами становления и функционирования личности- 3) массовости педагогической профессии,.
Все это делает актуальным обращения к проблеме отношений мотивации и представлений студентов о профессиональной деятельности учителя.
Во-первых., повышение качества и эффективности обучения связано с выявлением психологических условий и механизмов действенности усваиваемых знаний., а также с отбором содержания обучения, адекватного решаемым задачам.
Во-вторых, ориентирующая и управляющая функция представлений в предстоящей деятельности определяет решающую роль их формирования в процессе профессионального обучения.
В-третьих, влияние мотивации охватывает все сферы деятельности, в том числе и формирование представлений.
Специфическое звучание проблема обретает в контексте подготовки студентов университета к педагогической деятельности, а также в связи с проблемой поиска критериев отбора молодежи, профессионально ориентированной на педагогическую деятельность.
Изучение концепций подготовки к учительской деятельности (1- 8- 50- 5?- 87- 90 и др.), а также недостатков в подготовке учителей (73- 74 и др.) позволило выявить основные аспекты проблемы профессионального педагогического образования и тенденции их осмысления .
Психолого-педагогические исследования мотивации учебно-профессиональной и профессиональной педагогической деятельности (57- 87 и Др.), а также анализ диагностических процедур отбора контингента педвузов и аттестации учителей (21- 50- 56 и др.) очертили проблемную область данной работы.
Исследования мотивации в психологии (12- 18- 29- 37- 54- 57 и др.) позволили определить общий подход к решению проблемы.
Вместе с тем анализ исследований в области психологии образа и представлений (3- 25- 35- 54- 95- 98- 107 и др.) обнаруживает, что при исследовании педагогической деятельности недостаточно используются теоретические разработки в области общей, инженерной и педагогической психологии.
Методологическому осмыслению проблемы способствовал анализ деятельностного подхода к проблеме (22- 51- 54- 79- 95- 98- 106 и др.).
Анализ психолого-педагогических исследований выявил, что сложились теоретические и методологические предпосылки для решения проблемы. Это и послужило основанием для выбора темы.
Теоретическая позиция исследования исходила из принципов де-ятельностной природы и социальной обусловленности психики, единства внутренней и внешней деятельности, знаковой и социальной опосредованности сознания и строилась на основе системного подхода, заложенного теорией деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейнадеятельностной теорией учения П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.
Методологическая позиция и теоретический анализ литературы определили гипотезу исследования: формирование полных и адекватных представлений о деятельности учителя определяется мотивацией, адекватной нормативной педагогической деятельности. На уровне эмпирической разработки эта гипотеза конкретизировалась следующим образом: чем выше уровень профессионально-педагогической мотивации, тем более полными и адекватными будут представления о деятельности учителячем ниже уровень мотивации, тем больше будут отклонения в представлениях.
Проблема, исследовательская позиция и гипотеза определили цель исследования, которая заключалась в выявлении отношений и динамики мотивации и представлений студентов о деятельности учителя.
Задачами исследования было: 1) выявить нормативные требования к содержанию и структуре педагогической деятельности- 2) провести теоретический анализ отражения в литературе проблемы представлений и мотивации учебно-профессиональной и профессиональной педагогической деятельности- 3) выявить типы и уровни становящейся профессиональной мотивации- 4) выявить особенности представлений студентов о деятельности учителя- 5) выявить специфику отношений мотивации и представлений студентов университета об умениях педагогической деятельности в период обучения,.
Объект исследования — процесс становления профессиональнопедагогической мотивации и представлений студентов о деятельности учителяпредмет — характер связи между типами мотивации и представлениями о профессиональных умениях учителя.
Теоретическая позиция, гипотеза, цель и задачи определили выбор методов, В исследовании использованы: анкета, экспресс-методики диагностики уровня самооценки, уровня притязаний, потребности в достижениях и доминировании, методика незаконченных предложений, методики В. З. Мильмана, Т. А. Павловой, Сзва-Рубинштейн, специально сконструированные методики «Умения» и «Программа» .
Основой для их разработки стало представление о модели деятельности Н. Ф. Талызиной (93- 97), доработанное в соответствии с идеями В. Е, Анисимова и Н. С. Пантиной (6) Л. М. Разориной (75), представления о модели профессиональной деятельности учителя (49- 50- 52- 87- 90- 105 и др.), а также исследования в области психологии представлений (3- 107) и психологии образа (?6- 54- 95−98).
Для уточнения полученных результатов использовалось включенное наблюдение, беседа, методика Г. Е. Залесского (36), экспертные оценки.
В качестве испытуемых выступили студенты 1-Y курсов естественных и гуманитарных факультетов Сыктывкарского университета, осуществляющих подготовку к педагогической деятельности (288 человек). Контрольную группу составили ученики 10-го педагогического класса г. Ухты (34 человека), учителя-мастера (29 человек) и неадаптированные к профессиональной деятельности учителя (17 человек). Всего в исследовании приняло участие 368 человек.
Достоверность и надежность подученных результатов обеспечивалась системным анализом данных, опорой на фундаментальные исследования, единой теоретической позицией, разнообразием и адекватностью исследовательских методов и процедур поставленной цели и предмету исследования, сопоставлением полученных результатов с данными экспертных оценок, экспериментальной проверкой основных теоретических выводов, использованием статистических методов обработки результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Адекватной нормативной педагогической деятельности следует считать мотивацию, базирующуюся на гуманистической системе ценностей, потребности самоутверждения посредством социально ценного результата и мотивах формирования личности воспитанников как членов общества и субъектов собственной жизнедеятельности.
2. Качество формирующихся в процессе обучения представлений о профессиональных умениях учителя зависит от предметного содержания потребности самоутверждения, опыта практической работы и организации учебного процесса.
3. Фактором, обусловливающим становление адекватной мотивации и представлений о деятельности учителя, является практическая педагогическая или адекватная ей социальная деятельность.
4. Условием положительной динамики представлений в процессе обучения является ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности и ее объекту.
5. Нормативная структура мотивации и представлений о профессиональной педагогической деятельности могут служить критерием профподбора молодежи для педагогической деятельности, а также для разработки индивидуальных программ обучения.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлены нормативные требования к содержанию и компонентам педагогической деятельностиописана и обоснована нормативная (инвариантная) структура личностных потребностей и педагогической направленностиобосновано включение образа Я как образа субъекта деятельности в состав ориентировочной основы деятельности.
2. Разработаны и апробированы методики диагностики мотивации и представлений об умениях профессионально-педагогической деятельности, базирующиеся на нормативном подходе.
3. Полученные результаты позволили установить, что специфика представлений в условиях их стихийного формирования определяется предметным содержанием потребности самоутверждения и индивидуальным опытом практической деятельности, а их соответствие нормативным требованиям может выступать диагностическим критерием профпод бора контингента для подготовки к педагогической деятельности в университете.
Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в развитии деятельностной теории учения посредством а) включения в состав 00Д образа Я как ориентировочной основы самоизменения и саморазвитияб) выявления и обоснования нормативной (инвариантной) структуры личностных потребностей и педагогической направленности;
2) в конкретизации зависимости представлений от мотивации, состоящей в определяющем влиянии предметного содержания потребности в самоутверждении на содержание выделяемых компонентов представлений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная нормативная структура личностных потребностей и профессиональной направленности могут быть использованы для диагностики профпригодности и контроля формирования мотивации студентов в процессе обучения.
Апробаций работы. Материалы исследования обсуждались на Ш межвузовской научно-методической конференции «Дисциплины социально-гуманитарного модуля в системе высшего образования: проблемы теории и практики» (Сыктывкар, 1995), на Международной конференции «Образовательные стандарты и развитие личности» (Омск, 1995), на парламентских слушаниях Госсовета Республики Коми «О проекте закона «О государственной молодежной политике в Республике Коми» (15 декабря 1995 года), на Международной психологической конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации» (Москва, 1999), на заседании лаборатории педагогической психологии Московского госуниверситета (?000 г).
Внедрение результатов осуществлялось при разработке концепции научно-методической работы в Сыктывкарском госуниверситете, а также в учебном процессе при чтении учебных дисциплин «Психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная экология», «Методы исследований в социальной работе», «Основы системного анализа», в курсовых и дипломных исследованиях студентов.
Структура и объем диссертации
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, содержащего 120 источников, и 5 приложений. Текст объемом «130 страниц иллюстрирован 9 таблицами.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие ВЫВОДЫ:
1, Полученные результаты подтвердили гипотезу о влиянии нормативной мотивации профессиональной педагогической деятельности на формирование нормативных представлений о профессиональных умениях учителя. Однако выявлено, что учебно-профессиональная деятельность в процессе организованного обучения формируется стихийно, а содержание стихийно становящихся новообразований определяется предметным содержанием потребности самоутверждения,.
Е. Условием формирования нормативных представлений о профессиональной деятельности как ее ориентировочной основе является ценностное отношение к педагогической деятельности, адекватная структура личностных потребностей,.
3, Целенаправленное формирование нормативных представлений как ориентировочной основы педагогической деятельности требует.
ВиИК включения нормативных новообразовании ведущей деятельности, ее нормативной структуры, а также образа Я как ориентировочной основы саморазвития и самоизменения субъекта деятельности.
4. Полученные данные позволяют сделать вывод, что нормативная структура мотивации и представлений о профессиональной педагогической деятельности могут служить диагностическим критерием для профподбора студентов, а также для разработки индивидуальных обучающих и коррекционных программ.
Список литературы
- Абдуллина О. А, Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования, М., 1990,
- Абульхансша-Славская К. А. Деятельность и психология личности, М,, 1980,
- Ананьев Б, Г, Проблема представления в советской психологической науке .// Философские записки, Т. 5, М,-Л., 1950, С.59−98.
- Анастази А. Психологическое тестирование, В 2тт. М., 1982.
- Аникеева Н, П, Потребность в самоутверждении ребенка в обществе и выбор межличностных ролей // Научн, тр, Новосибир. пед. института. Вып.105, Новосибирск, 1974, С.5−17.
- Анисимов В. Е, Пантина Н. О. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Сов. педагогика. 1977, N 5,
- Аснин В, И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.1, М., 1980. С, 220−228,
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.
- Берне Р, Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986.
- Бестужев-Лада И. В. Предпрогнозная ориентация программы исследования /./ Прогнозирование социальных потребностей молодежи. М., 1978. С.7−115.
- Бобнева М, И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
- Бондаревская Е, В, Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1996. N 5. С.72−80.
- Борисова Е, М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психология. 1997. С.64−72,
- Братусь Б, С. Аномалии личности, М., 1988.
- Братина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф.. канд. психол, наук. М., 1976,
- Буланова Е.Г. Профессиональные намерения студентов и их роль в формировании личности учителя, Автореф, ,. канд, пед, наук. М., 1983,
- Вайсман Р, С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте, Дисс. ,. канд. психол. наук, М., 1973. 153 с.- 125
- Вилюнас В. К, Психологические механизмы мотивации человека. М., 19У0.
- Володарская И, А, Митина А. М, Проблема целей обучения в современной педагогике, М., 1989,
- Воробьева Т, А, Методологические предпосылки и опыт разработки методики отбора к профессии учителя. Дис,. канд. пед. наук. Л., 1971.
- Выготский Л, С. Собр. соч. В 6 тт. М., 1982−1984.
- Гаврилова Л.В. Психологические особенности потребности самоутверждения и профессиональной направленности студента педву• за. АЕТореф. дис.,, , канд, психол, наук, М, 1989.
- Галатенко Н.А., Ильясов И, И, Определение целей по учебным дисциплинам в системе интенсивного обучения. М., 1988.
- Гальперин П. Я, Введение в психологию. М., 1976.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа /7 Вопр. психологии, 1957. N 6. С. 58−69,
- Гинзбург М.Р. О возможной интерпретации понятия зона ближайшего развития // Диагностика учебной деятельности и интел• лектуального развития детей. М., 1981. С. «145−152.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психологии, 1994. N 3, С. 43 52.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Изд-е официальное, М, 1995.
- Давыдов В. В, Маркова А, К, Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии. 1981, N 6. С.13−26,
- Додонов Б, И, Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека // Вопр. психол. 1977, N 2. С.145−155.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у• дошкольников и младших школьников. М., 1991.
- Завалова Н, Д., Пономаренко В. А. Структура и содержание психического образа как механизма внутренней регуляции предметных- 126 действий // Психол. журн. 1980, ТЛ. N2. С, 37−51,
- Залесский Г. Е, Психология мировоззрения и убеждений личности, М,, 1994.
- Ивэнникое В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991,
- Игнатьев Е, И, Психология рисунка, и живописи. М., 1954,
- Каган М. С. Человеческая деятельность. М, 1974,
- Казачкова В, Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопр. психол, 1989. N 3. С.154−157.
- КаргиеваЗ.К. Формирование профессиональной устойчивостиу студентов университета будущих учителей. Автореф, дис. канд. пед. наук. Л, 1983,
- Коган Л, Н, Цель и смысл жизни человека. М, 1984,
- Кожухарь Г, С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (Мотивационный аспект). Автореф. дис., канд. психол, наук, М, 1993,
- Кон И. С. Открытие «Я». М. 1978,
- Конопкин 0. А, Проблема осознанного регулирования сенсор* ной деятельности. Автореф, дисс. д-ра психол. наук. М./1977.
- Кузнецова В, А, Теория и практика многоуровневого педагогического образования. Ярославль, 1995,
- Кузьмин Е, С, Социальная психология, Л, 1967.
- Кузьмина. Н. В, Методы исследования педагоческой деятельности, Л., 1970,
- Кузьмина Н.В. Методические рекомендации для наблюдения, анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в среднем профтехучилище. Л, 1987,• 50, Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
- Кузьмина Н. В, Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. С, 7−45.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М, 1990,
- Кухарчук A.M., Ценципер А.В, Профессиональное самоопределение учащихся, Минск, 1976,
- Леонтьев А.Н. Избран, психол, произведения. В 2 тт. М.: 1983,
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психичес- 127 кого образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер, 14. Психология. 1988. N 2.
- Мажар Н. Е, Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности, Дис. .,. канд. пед. наук. М.} 1987.
- Маркова А, К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маркс К,, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. 1956.
- Мйльман В, Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психол. 1987а. «N 5. С. 128−138-.
- Мйльман В, 3, Производительная и потребительная мотивация // Психол. журн. 1988. Т.9. N 1. С.27−39,
- Мйльман В.Э. Цель как способ проектирования деятельности /./ Системные исследования. Ежегодник 1986. М., 19 876. С. 102−123,
- Михалева Т. Г., Романкова Л, И,, Печенюк Н.Г. 5 Селезнева Н. А, Анализ опыта разработки новых квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. М., 1989,
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Кулют-кина Ю.Н. М., 1981.
- Моргун В.Ф. Проблема мотивации учения в теории поэтапного формирования умственных действий // Психологические основы программированного обучения, М. 1984, С, 200−220,
- Обносов В, Н, Динамика профессиональных представлений учащихся профессионально-технического училища при различных способах введения в профессию // Вопр, психологии. 1986. N6.
- Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопр. психологии. 1981. N 5. С.133−137.
- Павлова Т. А. Формирование организации времени жизни как компонент структуры личности. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1987.
- Педагогика / Под общ, ред. Г. Нойнера, Ю. К. Вабанского. М., 1984.
- Педагогика / Ю. К, Вабанский. М., 1988.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд. М., 1998.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философии. 1982. N 3, С. 44−53.
- Подласый И. П, Педагогика, М.: Просвещение, 1996.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.- 128
- Профессиональная деятельность молодого учителя /Под ред.
- U, Г. Вершловского и Л. Н. Лесохинои. М., 1982,
- Разорина Л.М. К проблеме диагностики эффективности профессионального обучения // Вестн. Сыктывкар, ун-та.1997. Сер, 6. Вып.2. С.100−106.
- Разорина Л. М, Проблемы стандартизации образования и обеспечения условий для развития личности .// Образовательные стандарты и развитие личности: Мат-лы междунар.конф. Омск, 1995.
- Романова Е.С., Потемкина 0.Ф, Графические методы в психодиагностике. М., 1992.• 78. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М, 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. М, 1989.
- Рубинштейн С.Я. Использование времени (фактическое и желаемое) как показатель направленности личности // Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976. С, 245−253.
- Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специа• листов. М., 1993.
- Сергеева Л. А, Формирование профессионального образа педагога у студентов университета, Автореф. дис.. канд. пед. наук, Л., 1984.
- Соколова Е. Т, Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.1997',
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М, Л. Разработка теории и методики решения педагогических задач // Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза. Ярославль., 1984. С. 17−30,
- Строгонова 0, В. Психологические особенности образа деятельности у преподавателей русского языка как иностранного. Авто-реф. дис.. канд. психол.наук. Тверь, 1996.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вест. высш. школы. 1986, N 3, С.10−14.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение // психологические основы программированного обучения, М., 1984, 0,187−199.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология, М., «1998.
- Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Сов. педагогика, 1973. N 7. с.73−77.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Талызина Н. Ф, и др. Пути разработки профиля специалиста, Саратов, 1987. С.3−23.
- Талызина Н. Ф, Управление процессом усвоения знаний. М.: Мзд-во Моск. ун-та, 1975.
- Ткачева Н, Ю, Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста. Дис.. канд, пси-хол. наук, М, 1983.
- Харламов И. Ф, Педагогика, М., 1997,
- Хекхаузен X, Мотивация и деятельность, В 2тт, М., 1986.
- Хмелюк Р.И. Профотбор и первоначальная подготовка студентов педагогических институтов. Л., 1970.
- Чхартишвили Ш, Н. Потребность престижа, потребность быть самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С.33−83,
- Шварцман 3,0, Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск, 1991.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического обра- 130 зования // Уч. зал, ЛГПИ. Т.£92, Л. 1967,
- Юдин Э. Г, Системный подход и принцип деятельности, М.: Наука, 1978. 391 с.
- Якобсон П. М, Опыт изучения действий с воображаемыми предметами // Изв. АПН РСФСР. Вып. 76. М., 1956, с.199−222.
- Allport G, Personality: Psychological Interpretation. N.Y., 1937,
- Chapanis A, Reseach techniques in human engineering. Baltimore, 1959.
- Deci E.L. Intrinsic Mori i vat ion. N.Y. 1975,• 111. Epstein S, The Self-concept revised: or theory of» theory // American psyhologist>, 1973, V, 28.
- Erikson E. H, Identity, Youth and Crisis, N, Y: Morton, 1968,
- Fest.inger L, A theory of cognitive dissonance, N.Y.: Yarper aid Row, 1957,
- Levin K. A dinamic theory of personality. N.Y., 1935.
- Sachs J. M, Levy S, The sentense complection test // Projective psychology/Ed.L.Bellak. N.Y.: Knopf», 1950. P.357−397,
- Super D. E, A theory of Vacational Development // Amer. psychology. 1953, V. 8.1. ОБРАЩЕНИЕ К ИСПЫТУЕМЫМ
- Мы предлагаем Вам принять участие в научном исследовании, которое поможет выявить Ваши индивидуальные особенности и дать научные рекомендации по организации рабочего времени, подготовке к зачетам и экзаменам, по улучшению отношений в группах.
- На все предлагаемые вопросы вы должны отвечать искренне икак можно точнее. Материалы исследования будут обрабатываться на УВМ, Поэтому все ответы кодируются цифрами или знаками,
- Выбрав наиболее подходящий ответ, соответствующий Вашему мнению. Вы должны записать его шифр в свободную клетку соответствующей таблицы Бланка регистрации ответов или в указанном месте, если таблицы нет.
- Будьте ВНИМАТЕЛЬНЫ, не отступайте от инструкции и не делайте пропусков, ПОМНИТЕ, что’важно Ваше СОБСТВЕННОЕ мнение.
- Результаты исследования будут использованы в научных целях.
- МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Я вполне способен на то, чтобы1. Пройдет немного времени1. Моя будушая профессия3. Долг каждого человека
- Уке кажется, что преподаватели5, Важные для меня дела я стараюсь6, Общественная работа
- Я постоянно делаю над собой усилия8, Чтобы проявиться как личность9, Мой лучший друг30, Больше всего в жизни я хотел бы31. На мой взгляд, наука
- Для моей будущей работы необходимо
- Уне не нравятся люди, которые34, профессиональный долг учителя35, Большинство семей
- Планирование личного времени. по-моему4?. Если я48. Работа учителя49. Я готов к тому, чтобы