Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Перспективы участия России в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии: на примере опыта создания зоны свободной торговли Китай — АСЕАН

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе расчётов и анализа экономических, социальных, демографических и иных показателей определены место и роль АСЕАН среди других основных интеграционных группировок мира: ЕврАзЭС, ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, СААРК, САДК, ССАГПЗ, ЭКОВАС. Основой проведённого анализа является совокупное изучение следующих показателей: численности населения и рабочей силы, доли рабочей силы от общей численности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии: экономическое развитие и роль государств-участников в контексте международной экономической интеграции
    • 1. 1. Международная экономическая интеграция: теоретические основы
    • 1. 2. История создания и генезис развития международной экономической интеграции в рамках АСЕАН
    • 1. 3. Место и роль АСЕАН в мировой экономике
  • 2. КАФТА — новая форма международной экономической интеграции
    • 2. 1. Объективная необходимость и условия интеграции Китая и стран АСЕАН
    • 2. 2. Динамика и основные факторы развития торгового сотрудничества Китая с государствами АСЕАН
    • 2. 3. Инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество между странами-членами ЗСТ КАФТА
  • 3. Интеграционные процессы с участием России в Юго-Восточной Азии: сущность, состояние, перспективы и проблемы взаимного сотрудничества
    • 3. 1. Экономическое сотрудничество Российской Федерации с государствами АСЕАН
    • 3. 2. Развитие стратегического партнёрства Российской Федерации с Вьетнамом, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами в рамках экономического сотрудничества со странами АСЕАН
    • 3. 3. Зона свободной торговли Россия — АСЕАН: виртуальная модель и вероятная перспектива

Перспективы участия России в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии: на примере опыта создания зоны свободной торговли Китай — АСЕАН (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная мировая экономика характеризуется быстрым и устойчивым развитием международной экономической интеграции, что является закономерным следствием проявления новых тенденций в области интернационализации производства в условиях формирования производительных сил и НТП. Влияние на развитие международной экономической интеграции оказывают процессы глобализации мирового хозяйства, которые укрепляют торгово-экономическую взаимозависимость и взаимодополняемость стран, а также повсеместно стирают границы ведения бизнеса.

Среди развивающихся государств современного мирового хозяйства наиболее успешной интеграционной группировкой является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН), включающая 10 государств, значительно отличающихся друг от друга по экономическим, социальным и другим показателям.

1 января 2010 г. была создана зона свободной торговли (далее — ЗСТ) Китай — АСЕАН (далее — КАФТА). ЗСТ КАФТА сформирована развивающимися государствами с совокупным ВВП в 7 трлн долл., общим объёмом торговли в 6,1 трлн долл. (16,9% мировой торговли), с долей в общемировых золотовалютных резервах — 23%. Она является крупнейшей по численности населения — около 1,9 млрд человек — и третьей по экономической мощи после ЕС и НАФТА. В современных условиях новое образование становится экономическим конкурентом ЕС и НАФТА и оказывает далеко идущее влияние на мировую экономику и политику.

Россия с начала XXI в. постепенно расширяет торгово-экономическое сотрудничество со странами АСЕАН. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчёркивается, что присоединение России к ВТО даёт возможность размещать в стране производства, ориентированные не только на внутренний рынок, но и на экспорт. В XXI в. вектор развития Россииэто развитие на восток. Сибирь и Дальний Восток — это наш колоссальный потенциал. Это возможность занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом энергично, динамично развивающемся регионе мира1. Однако для успешного продвижения в этом направлении необходимо изучать опыт экономического развития стран данного региона, в частности, функционирование ЗСТ, финансовые и торговые льготы, механизмы перспектив взаимодействия между странами по отдельным направлениям торговли, состояние правовой базы и другие аспекты. Соответственно для государственных органов, коммерческих структур необходимы, в первую очередь, прогнозные показатели, основанные на научных исследованиях.

В последнее время среди российских учёных и практиков появилась идея создания ЗСТ Россия — АСЕАН, которая может стать одной из наиболее влиятельных интеграционных группировок в современной мировой экономике. Сейчас на долю участников перспективной ЗСТ приходится совокупный ВВП в 3 трлн долл., общий объём торговли в 3,3 трлн долл. (9,1% мировой торговли), Л общая площадь 21,6 млн км и численность населения 734,2 млн человек. Однако реализация такой идеи предполагает, прежде всего, научную аргументацию, которая в настоящее время требует дополнительных научных исследований.

Таким образом, актуальность исследования характеризуется, с одной стороны, ценностью изучения практического опыта создания и функционирования ЗСТ КАФТА, а с другой — выявлением и исследованием возможностей и перспектив создания ЗСТ между Россией и странами АСЕАН. Последнее обстоятельство в будущем может существенно отразиться на балансе сил в мировом хозяйстве, что является немаловажной задачей для России в связи с переходом Китая в число лидеров мировой экономики.

Практическая значимость проблемы, а также ее недостаточная научно-теоретическая изученность послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В процессе работы над теоретической частью диссертации большую помощь оказали труды.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 дек. зарубежных учёных, специализирующихся на изучении теорий международной экономической интеграции (далее — МЭИ), таких как М. Аллэ, Б. Баласса, М. Бийо, Дж. Вайнер, Ж. Вейлер, Л. С. Вульф, Г. Кассель, Ч. Киндлебергер, Г. Кремер, Р. Купер, П. Майлз, Д. Митрани, Ж. Моннэ, Г. Мюрдаль, Ш. Мюре, Ф. Перру, Д. Пиндер, А. Предоль, П. Райнш, В. Рёпке, П. Стритен, К. Уэйр, С. Харрис и др.

Проблемой изучения вопросов МЭИ занимались многие известные российские учёные: Е. Ф. Авдокушин, Л. А. Аносова, А. Н. Быков, С. А. Былиняк, С. А. Бондарев, Б. М. Волхонский, Р. С. Гринберг, М. Л. Титаренко, Е. Д. Халевинская, Ю. В. Шишков, Ю. А. Щербанин и др.

При работе над практической частью диссертации использовались труды российских и зарубежных учёных, специализирующихся на проблеме интеграции Китая, России и Юго-Восточной Азии — Т. Ваттанапрутипайсан, Дж. Вейсс, К. Мори, К. Роберте, Д. Роланд-Холст, Со Ми Э, Р. Стаббс, Дж. Л. Тонгзон, Р. Хиггот, Н. В. Андреева, А. С. Воронин, Г. М. Костюнина, Я. Д. Лисоволик, Г. М. Локшин, В. М. Мазырин, К. Ю. Мурадов, В. В. Обуховский, А. В. Островский, Д. В. Степанов, Г. Д. Толорая, М. Е. Тригубенко, И. С. Троекурова, В. Ф. Урляпов, Г. И. Чуфрин и др.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является теоретическое изучение и осмысление экономической интеграции Китая с государствами АСЕАН для использования данного опыта в разработке модели интеграционных процессов России со странами Ассоциации.

Для достижения поставленной цели исследование направлено на решение следующих основных задач:

— определить место АСЕАН среди других основных интеграционных объединений мирового хозяйства (ЕврАзЭС, ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, СААРК, САДК, ССАГПЗ, ЭКОВАС) на основе комплексного расчёта и анализа экономических, социальных, демографических и других показателей;

— выявить основные предпосылки процесса международной экономической интеграции в рамках сотрудничества Китай — АСЕАН, базирующиеся на 5 предположении о взаимозависимости экспортного потенциала Китая и стран АСЕАН;

— проанализировать динамику и основные факторы развития торгового сотрудничества Китая с государствами АСЕАН, а также на основе изучения коэффициентов интенсивности двусторонних товаропотоков дать объективную оценку функционирования ЗСТ КАФТА;

— построить прогноз развития торговых отношений между Китаем и странами АСЕАН до 2030 г. и проанализировать вероятные перспективы развития товарооборота;

— выявить перспективных торговых партнёров России среди стран АСЕАН на основе изучения торгово-экономических отношений между сторонами, а также анализа коэффициента интенсивности двусторонних товаропотоков;

— определить уровень внутриотраслевой торговли между Российской Федерацией и перспективными торговыми партнерами среди государств АСЕАН на основе расчётов индекса Грубеля — Ллойда и выявить основные товарные группы с высокими значениями данного индекса;

— построить перспективную модель интеграционных процессов России и стран АСЕАН, включающую в себя градацию по уровням и этапам формирования общей ЗСТ;

— построить прогноз развития торговых отношений между Россией и странами АСЕАН до 2030 г. и проанализировать вероятные перспективы развития товарооборота между сторонами.

Объектом диссертационного исследования являются формы и тенденции развития интеграционных процессов, возникающих в современном мировом хозяйстве, особенно в ЮВА.

Предмет исследования — состояние и динамика торгово-экономического сотрудничества между Китаем и государствами АСЕАН в рамках КАФТА, а также тенденции развития и перспективы интеграционных процессов, возникающих между Российской Федерацией и странами АСЕАН.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. 5 «Интеграционные процессы в развитых и развивающихся регионах мирового 6 хозяйства, закономерности развития этих процессов, оценка интеграционных перспектив различных торгово-экономических блоков», п. 26 «Внешнеэкономические интересы России на мировом рынке и в отношениях с отдельными странами и группами стран. Геоэкономические проблемы России, ее стратегические приоритеты и внешнеэкономические перспективы» Паспорта научной специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы зарубежных и отечественных учёных по проблематике международной экономической интеграции, экспертов по интеграции России и государств ЮВА, а также правовые документы и соглашения, принятые в рамках АСЕАН.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались как общетеоретические, так и специальные методы познания: анализа и синтеза, исторический, логический, аналогии и сопоставления, системно-структурный, экономического анализа, статистический, графической интерпретации и др.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе Федеральных законов Российской Федерации, правовых документов Правительства Российской Федерации, межправительственных соглашений, официальных документов и статистики Секретариата АСЕАН, статистических данных центра Япония — АСЕАН, Всемирного банка, ВТО, МВФ, материалах Фонда сотрудничества Россия — АСЕАН, таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, публикаций зарубежных исследовательских институтов, официальных сайтов международных компаний, а также российских и зарубежных периодических изданий.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования строится на предположении о необходимости создания интеграционного блока в ЮВА с участием Российской Федерации, что подкрепляется, с одной стороны, повышением в современных условиях заинтересованности российской стороны в торгово-экономическом сотрудничестве с государствами АСЕАН, с другой стороны, положительным эффектом функционирования КАФТА, выступающим в качестве примера развития международной экономической интеграции в ЮВА.

Научная новизна диссертационной работы характеризуется тем, что анализ интеграционных процессов в ЮВА в вопросах построения совместных ЗСТ с другими государствами мирового хозяйства проведён с позиции сегодняшних реалий и учитывает влияние глобализации на экономическую интеграцию. Основные научно-практические результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:

1. На основе расчётов и анализа экономических, социальных, демографических и иных показателей определены место и роль АСЕАН среди других основных интеграционных группировок мира: ЕврАзЭС, ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, СААРК, САДК, ССАГПЗ, ЭКОВАС. Основой проведённого анализа является совокупное изучение следующих показателей: численности населения и рабочей силы, доли рабочей силы от общей численности населения, Индекса развития человеческого потенциала, номинального объёма ВВП и в расчёте на душу населения, Индекс глобальной конкурентоспособности, темпов роста промышленного производства, Индекса экономической свободы. Результаты исследования позволяют отнести АСЕАН к числу крупнейших регионов не только на пространстве развивающихся стран, но и мира в целом, обладающим значимым демографическим, производственным и внешнеэкономическим потенциалом.

2. Главной причиной формирования ЗСТ Китай — АСЕАН является схожесть экспортной структуры между сторонами, обостряющая конкуренцию на основных рынках США, Японии и стран ЕС. На основе анализа системы показателей и расчётов Индекса торговой деятельности (TPI) были сформированы 14 трансграничных производственных кластеров, построена матрица стратегических целей достижения высокого уровня развития экспортных секторов для Китая и стран АСЕАН.

3. Внешняя торговля Китая со странами АСЕАН характеризуется устойчивой взаимозависимостью. Анализ коэффициентов интенсивности двусторонних товаропотоков между Китаем и государствами АСЕАН доказывает, что наблюдается положительная динамика их роста. Так, с 2002 г. до 2011 г. среднее значение индекса увеличилось на 0,02, однако максимальный уровень данного показателя был зарегистрирован в 2009 г. — 1,25, что на 0,12 больше, чем в 2002 г.

4. Построен прогноз развития торговли между Китаем и АСЕАН до 2030 г., который позволяет положительно оценивать перспективу развития интеграционного объединения в рамках ЗСТ КАФТА.

5. На основе изучения торгового сотрудничества, а также расчёта индекса интенсивности двусторонних товаропотоков определены основные приоритетные торговые партнёры для России среди государств АСЕАН: Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины, характеризующиеся укреплением торгового сотрудничества, а также наличием потенциала для создания локальных зон в ЮВА с участием российской стороны.

6. Результаты расчётов индекса Грубеля — Ллойда позволяют утверждать, что потенциал для создания интеграционных объединений России с избранными государствами ЮВА очевидно есть. Высокий уровень внутриотраслевой торговли в области машин и оборудования отражает реальный интерес к получению доступа к технологиям у обеих сторон, что является точкой соприкосновения взаимных интересов. Необходимо обратить внимание и на высокие показатели в области продукции химической промышленности.

7. Построена модель «интеграционной пирамиды» Россия — АСЕАН, основанная на результатах исследования в диссертационной работе, ранжирующая государства АСЕАН с точки зрения возможных перспектив создания локальных ЗСТ. Разработан алгоритм создания ЗСТ РоссияАСЕАН, основанный на PERT-модели, и введена периодизация формирования ЗСТ, разработанная в виде диаграммы GANTA, что позволяет представить ключевые этапы построения ЗСТ Россия — АСЕАН.

8. Построен прогноз развития торговли между Россией и АСЕАН до 2030 г., который характеризуется динамичным развитием торговых отношений между сторонами в среднесрочной перспективе.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы, рекомендации, расчёты и выводы исследования могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями, специализирующимися на изучении проблем экономического развития интеграционных процессов, протекающих в ЮВА, а также отношений Российской Федерации с этими государствами. Некоторые результаты исследования будут полезны заинтересованным органам России и государств АСЕАН, а также надгосударственным органам и учреждениям АСЕАН. Рекомендации и выводы исследования также могут быть использованы при разработке внешнеэкономической стратегии России в ЮВА, формировании обновлённой нормативно-правовой базы, а также в учебном процессе.

Основные положения и результаты диссертационного исследования используются в ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» при проведении занятий по курсу «Мировая экономика», а также в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» при проведении занятий по курсу «Мировая экономика и международные экономические отношения» в Институте права и экономики. Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы работы изложены диссертантом на международных научно-практических конференциях в 2010 — 2012 гг.: «Актуальные проблемы таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации мировой экономики» (Саратов, СГСЭУ, 2009 г.), «Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации» (Москва, РУДН, 2010 г.), «Актуальные проблемы развития современной экономики» (Саратов, МАБИУ, 2011 г.), «Инновационное развитие и экономический рост» (Москва, РУДН, 2011 г.). По теме диссертационного исследования было опубликовано 10 научных статей общим объемом 5 п. л., из них 5 — в журналах, входящих в перечень ВАК.

Результаты исследования, представленные в табл. 2.15 и 2.16 доказывают, что положительный эффект создания ЗСТ КАФТА очевиден. Однако на данный момент отразить инерционный эффект развития созданной ЗСТ не представляется возможным, т. к. при прогнозе использовались всего лишь 2 года функционирования ЗСТ КАФТА, а за основу расчётов брался тренд 1995—.

2005 гг., который хоть и имеет ярко выраженную динамику роста, но все-таки уступал показателям 2010;2011 г. Вследствие этого данные прогноза могут подвергнуться значительным изменениям ближе к 2022;2030 гг. Учитывая данный фактор, надёжность прогноза в 60% является наиболее оптимальной.

Учёт всех факторов при построении прогноза в одном из самых быстро развивающихся регионов мира невозможен, более того, ежегодное укрепление и.

116 введение рамочных соглашений между сторонами отражаются незамедлительным положительным эффектом как в торговле, так и в других областях сотрудничества между Китаем и АСЕАН.

2.3. Инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество между странами-членами ЗСТ КАФТА.

Роль инвестиций в мировой экономике имеет большое значение для её прогрессивного развития. Рост мирового объёма инвестиций связан, прежде всего, с тем, что они являются главным источником экономического роста и совершенствования производства, что, в свою очередь, отражается на общей занятости населения, сдвигах в развитии экономик, а также формировании различных отраслей хозяйства.

Как уже отмечалось ранее, в 2008 г. между Китаем и государствами ЮВА было заключено инвестиционное соглашение, подписанное в рамках общей программы образования ЗСТ КАФТА. Основная идея данного соглашения заключалась в создании условий, при которых возможно активизировать переток капитала между сторонами. Практическая реализация данной идеи приобрела повышенную актуальность в связи с тем, что основными инвесторами АСЕАН вплоть до 2010 г. являлись ЕС, США и Япония. Более подробно распределение прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) представлено в табл. 2.17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведённого диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические и практические положения, выводы, предложения и рекомендации относительно международной экономической интеграции, в частности, в вопросах создания ЗСТ Россия — АСЕАН, за основу которой взят опыт создания интеграционного объединения Китай — АСЕАН.

Международная экономическая интеграция — это длительный процесс экономического и политического взаимодействия и взаимоприспособления национальных хозяйств разных государств на основе формирования фундаментальных взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами путём макровзаимодействия и сращивания их экономик на дифференциальных уровнях и в различных формах.

Структура диссертационного исследования построена таким образом, что международная экономическая интеграция рассматривается через философские категории «часть» и «целое», где целое — это МЭИ, а частями целого являются интеграционные группировки. При этом АСЕАН — это одна из частей целого, другие части — остальные интеграционные объединения. Проведение исследования через данную философскую категорию позволяет взглянуть на проблему более широко, не ограничиваясь масштабами МЭИ в ЮВА.

Соответственно, в ходе исследования был проведён анализ места АСЕАН среди других ведущих интеграционных объединений мира, таких как ЕС, НАФТА, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), МЕРКОСУР, Евразийское Экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС).

На основании результатов анализа можно сделать вывод о том, что АСЕАН принадлежит к числу крупнейших регионов не только на пространстве развивающихся стран, но и мира в целом, обладая значительным демографическим, производственным и внешнеэкономическим потенциалом, что позволяет Ассоциации занимать ведущие места среди остальных интеграционных объединений. Так по численности населения, Ассоциация занимает 2-е место с абсолютным показателем — 591,3 млн чел., при этом доля рабочей силы среди населения самая высокая — 50,9%, что закладывает объективные основы строительства модернизированной экономики.

Однако наряду со стремительными темпами наращивания валового производства, на фоне значительных абсолютных показателей, Ассоциация до сих пор отличается довольно невысоким уровнем ВВП на душу населения (4748 долл. в 2010 г.), сильно отставая от МЕРКОСУР и ЕврАзЭС.

В ходе исследования заключаем, что подобные низкие экономические показатели в целом по АСЕАН, в частности уровень ВВП на душу населения, прежде всего, связаны с большим уровнем экономического разрыва между государствами-членами Ассоциации. Так, при исследовании индекса глобальной конкурентоспособности (СС1), включающего в себя многие важные экономические показатели, АСЕАН занимает 4-е место среди всех исследуемых интеграционных группировок с показателем — 4,57. Однако при изучении данного индекса внутри Ассоциации можно наблюдать колоссальный разрыв по данному показателю. Так, Сингапур занимает 2-е место среди всех государств мира с показателем — 5,63, а такие государства, как Лаос и Мьянма имеют показатель ниже 3,0, что является средним значением среди африканских государств. Подобный дисбаланс оказывает целостное влияние на всю группировку АСЕАН.

В то же время, при анализе относительных значений прослеживается положительная тенденция роста макроэкономических показателей государств.

Ассоциации. Особое место в данном случае занимают темпы экономического роста, которые являются самыми высокими среди всех интеграционных группировок. Подобное явление позволяет сделать вывод о том, что Ассоциация характеризуется как наиболее быстро развивающаяся интеграционная группировка мира со стабильной положительной ежегодной динамикой роста, что делает регион ЮВА наиболее привлекательным для других государств мира.

Основная идея диссертационной работы — изучение опыта создания ЗСТ Китай — АСЕАН с целью использования данного опыта при построении виртуальной модели ЗСТ Россия — АСЕАН, а также оценки её эффективности и перспективы.

1 января 2010 г. в азиатском регионе сформировалось новое влиятельное региональное объединение — ЗСТ Китай — АСЕАН, что явилось важнейшим шагом на пути развития экономического сотрудничества двух полюсов Азии.

В работе отмечается, что в качестве причины сближения Китая и Ассоциации можно рассматривать усиление регионального вектора в стратегии развития данных стран, что связано с углублением процесса глобализации и созреванием соответствующих новых вызовов. Во взаимном сотрудничестве стороны видят перспективное условие оптимизации своего хозяйственного развития и внешнеэкономической политики. В то же время региональное взаимодействие помогает государствам ЮВА отстаивать свои интересы коллективными средствами, иногда с помощью Китая.

В работе использовалась методика расчёта индекса торговой деятельности (TPI). На основе индекса TPI по трём товарным группам, а также оценке интегрального показателя были выделены 14 основных трансграничных производственных кластеров. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд имеют высокий уровень конкурентоспособности экспорта, схожий с Китаем. По результатам исследования была построена матрица стратегических целей достижения высокого уровня развития экспортных секторов для Китая и государств АСЕАН (см. табл. 2.8).

Таким образом, нами сделан вывод о том, что экспортная структура Китая во многом схожа со структурой экспорта основных государств АСЕАН, а, следовательно, конкурирует на внешних рынках, что доказывается усилением конкуренции на основных рынках США и Японии.

На основе показателей торговли между Китаем и АСЕАН, а также на основе индекса интенсивности двусторонних товаропотоков между сторонами, расчёт которого был проведён в работе, развитие торгового сотрудничества между государствами оценено как положительное. Устойчивая динамика роста товарооборота и усиление зависимости между сторонами напрямую связана с принимаемыми мерами по укреплению дружественных отношений в азиатском регионе между государствами и созданию общей ЗСТ.

Отдельное место в работе отводится такому элементу экономического исследования, как прогнозирование. Основываясь на статистических данных по объёму товарооборота между Китаем и АСЕАН, нами с использованием статистического пакета Я был составлен прогноз развития торговли между сторонами. Результаты прогноза, представленные в табл. 2.15 и 2.16, характеризуют дальнейшую перспективу сотрудничества между сторонами как положительную, с ярко выраженной тенденцией роста объёмов торговли вплоть до 2030 г.

В ходе исследования было определено место Китая среди других государств мира по инвестированию капитала в экономику Ассоциации. В 2010 г. объём ПИИ шести основных инвесторов АСЕАН (ЕС, США, Япония, Республика Корея, Китай и Австралия) составлял 55,6% от общего объёма инвестиций. Китай занял 5-е место по данному показателю, незначительно опережая Австралию.

В диссертационной работе приводятся данные по показателям индексов привлечения ПИИ и потенциала привлечения ПИИ. В соответствии с полученными данными по указанным индексам, основными центрами притока.

ПИИ среди государств Ассоциации являются Бруней, Сингапур и Вьетнам,.

211 которые занимают высокие позиции среди других стран мира по данному показателю. Китай находится на 86-м месте, однако в перспективе может занимать место в первой двадцатке государств, о чём свидетельствует высокий показатель индекса потенциала привлечения ПИИ (см. табл. 2.18).

Основным направлением китайского инвестирования в АСЕАН является производство. Второе место занимает сектор финансовых услуг. В случае объединения нескольких секторов (торговля, услуги, в том числе и финансовые услуги) на сектор торговли товарами и услугами приходится 47%, что является почти половиной от общего числа ПИИ. На недвижимость приходится около 17%, на долю строительства — около 1%.

Таким образом, проведя исследование сотрудничества Китая и АСЕАН, можно дать характеристику взаимоотношений между сторонами. Так, сотрудничество в области построения и укрепления единой ЗСТ КитайАСЕАН может быть охарактеризовано как положительный и прогрессивный процесс укрепления торгово-экономического потенциала ЮВА. Положительный эффект от создания общей ЗСТ наблюдается не только в Китае, но и внутри Ассоциации, что достигается путём сглаживания экспортных потенциалов и преимуществ стран-лидеров группировки, строящихся на разделении труда между участниками ЗСТ.

Перспектива сотрудничества в рамках ЗСТ Китай — АСЕАН оценивается как положительная, что подтверждается макроэкономическими показателями всех участников объединения, а также наращиванием объёмов торговли между ними, это делает возможным построение положительного прогноза развития торгово-экономической деятельности между Китаем и государствами АСЕАН.

На основании полученных результатов исследования и выводов по проблематике формирования ЗСТ Китай — АСЕАН в работе проводится анализ возможностей и перспектив формирования ЗСТ в ЮВА для Российской Федерации.

Автор приходит к выводу, что экономика России очень зависима от цен на энергоресурсы, о чём свидетельствует значительная доля минеральных продуктов в общей структуре экспорта. Более 68% экспорта Российской Федерации приходится на минеральные продукты. Металлы и драгоценные камни занимают второе место в структуре экспорта — 13%. Крайне мало Россия экспортирует машины, оборудования и транспортные средства, при этом имея достаточно хорошие возможности для этого. Наряду с низким объёмом экспортных поставок машин и оборудования их импорт является ключевой позицией для России. Почти половина (44,5%) импорта приходится именно на эту группу товаров. Продукция химической промышленности составляет 16,3%, а продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё -15,9% от общего объёма импорта.

Вопросам изучения истории развития сотрудничества между Россией и Ассоциацией в работе отводится отдельное место. Так, на основании изучения официальных документов секретариата АСЕАН, мы обращаем внимание, что диалоговое партнёрство между Россией и Ассоциацией началось с июля 1991 г., когда российская сторона впервые принимала участие в 24-м совещании министров государств ЮВА. Впоследствии, начиная с 1996 г. Российская Федерация является полноправным партнёром по диалогу с АСЕАН. Именно эта дата считается датой начала сотрудничества между сторонами.

В основу исследования экономических отношений между российской стороной и Ассоциацией положен расчёт коэффициента интенсивности двусторонних товаропотоков между сторонами, который позволяет выделить наиболее перспективные государства Ассоциации с точки зрения последующего укрепления двустороннего торгового сотрудничества, в частности, в вопросах создания ЗСТ.

В целом, полученные коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Россией и государствами АСЕАН за 2002;2011 гг. позволяют сделать вывод о том, что, к сожалению, этот коэффициент незначителен. В 2011 г. он не превышал 0,53. Констатируется, что в 2002;2005.

213 гг. Россия и Вьетнам имели относительно высокие коэффициенты взаимной торговли, что было обусловлено активизацией двустороннего сотрудничества. Несмотря на заметное снижение коэффициентов в последующие годы, Вьетнам остаётся одним из ключевых торговых партнёров для России в АСЕАН. Наблюдается также постепенное усиление зависимости двусторонней торговли между Российской Федерацией и Таиландом и Филиппинами, о чём свидетельствует существенный прирост коэффициентов за исследуемый период. Так, коэффициент двусторонней торговли между Россией и Таиландом увеличился с 0,09 в 2002 г. до 0,33 в 2011 г.- между Россией и Филиппинами — с 0,17 в 2002 г. до 0,53 в 2011 г. Таким образом, проведённые в работе исследования позволяют определить Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины как наиболее перспективные государства для дальнейшего сотрудничества с Россией.

С учётом приоритетов стран АСЕАН в области научно-технического развития в диссертационном исследовании выделяются следующие перспективные для России отрасли и направления промышленного и научно-технического сотрудничества: коммерческое освоение космосаэнергетикаматериаловедение: композиционные и керамические материалы, сверхпроводники, металлы и сплавы с высокими техническими параметрамибиотехнологические материалы и технологиимедицина, медицинские приборы и средства диагностики и леченияинформатика и телекоммуникацииразведка и добыча полезных ископаемых.

Проведённые автором в работе расчёты по исследованию индекса внутриотраслевой торговли позволяют сделать вывод о том, что значимость внутриотраслевой торговли между странами АСЕАН и Россией находится в целом на низком уровне. Низкий уровень внутриотраслевой торговли не способствует получению новых знаний, обмену технологиями и, как следствие, улучшению структуры экспорта и конкурентоспособности. Однако просматривается значительный потенциал улучшения данного индекса, при этом ежегодный прирост позволяет положительно оценивать перспективу данного показателя.

Результаты расчётов автором индекса Грубеля — Ллойда позволяют утверждать, что потенциал для создания интеграционных объединений России с избранными государствами ЮВА очевидно есть. Высокий уровень внутриотраслевой торговли в области машин и оборудования отражает реальный интерес к получению доступа к технологиям у обеих сторон, что является точкой соприкосновения взаимных интересов. Стоит обратить внимание и на высокие показатели в области продукции химической промышленности.

В работе была разработана модель интеграционной пирамиды современных торгово-экономических взаимоотношений между Россией и АСЕАН, включающая в себя высокий, средний и низкий уровни интеграции. К высокому уровню интеграции относятся Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины, к среднему — Индонезия и Малайзия, к низкому — Мьянма, Бруней, Камбоджа и Лаос.

Предложен алгоритм создания ЗСТ Россия — АСЕАН, включающий 5 основных блоков, а также план в виде диаграммы GANTA. Соответственно, на основании результатов исследования, мы приходим к выводу, что первоочередной задачей для двух сторон должно стать формирование локальных ЗСТ. Таким образом, создание ЗСТ Россия — АСЕАН является сложным и закономерным процессом, при этом фундаментом данного интеграционного объединения должны являться на первых этапах локальные ЗСТ, к примеру, Россия — Вьетнам и др. Оптимистичный сценарий процесса создания общей зоны Россия — АСЕАН оценивается автором в 19 лет. Таким образом, к 2030 г. путём формирования локальных ЗСТ в ЮВА должна быть сформирована единая ЗСТ Россия — АСЕАН.

В диссертационной работе рассчитан статистический прогноз развития торговли между Россией и государствами АСЕАН до 2030 г. В целом, динамика развития торговли положительная. На основании этого можно.

215 сделать вывод о наличии хорошей перспективы создания ЗСТ РоссияАСЕАН.

Резюмируя, следует отметить, что, несмотря на относительно низкие показатели торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и государствами АСЕАН, индекса внутриотраслевой торговли, отношения между сторонами обусловлены взаимными интересами, что способствует развитию сотрудничества. Таким образом, именно крайне высокая динамика развития торгово-экономических отношений позволяет выстраивать планы по созданию общей ЗСТ между сторонами. В ходе исследования мы приходим к выводу о том, что современное состояние отношений между сторонами может послужить началом развития диалога по созданию общей ЗСТ. Российская сторона в этом случае находится изначально в выигрышном положении, т. к. объективные предпосылки для присутствия на азиатском рынке у неё есть, а обоюдная заинтересованность в реализации ряда инвестиционных проектов значительно стимулирует стороны к ускорению либерализации торгово-экономических отношений.

Активизация инициатив со стороны России в вопросах создания ЗСТ должна проявляться именно сейчас, когда в азиатском регионе государства-лидеры ведут разобщенную политику и борются за лидерство. В противном случае, велика вероятность создания единого интеграционного блока КитайЯпония — Республика Корея, который будет наиболее привлекателен для всех остальных государств Азии, а их политика и направления развития будут во многом зависеть от требований данного объединения.

В целом, необходимо отметить, что цель и задачи диссертационного исследования достигнуты. Однако следует подчеркнуть, что работа не претендует на исчерпывающее освещение узловых вопросов по избранной теме диссертационного исследования. Отдельные положения являются дискуссионными и требуют дополнительного научного исследования и обсуждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. — № 48, ст. 6252.
  3. О мерах государственной поддержки российских организаций-экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения: постановление Правительства РФ от 14.01.2009 № 24 // Собр. законодательства Рос.
  4. Федерации. 2009. — № 4, ст. 511 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2009 № 675, от 10.12.2009 № 996)
  5. Об определении размера ежегодного взноса Российской Федерации в Финансовый фонд диалогового партнерства Россия АСЕАН: распоряжение Правительства РФ от 27.11.2010 № 2084-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 49, ст. 6548.
  6. О размере взноса Российской Федерации в Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация АСЕАН: распоряжение Правительства РФ от 21.03.2007 № 318-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 13, ст. 1612.
  7. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством республики Сингапур о создании межправительственной российско-сингапурской комиссии высокого уровня от 27.09.2010 // Бюллетень международных договоров. 2011. — № 5. С. 31−33.
  8. Источники по методологии исследования, книги, монографии, учебные пособия, комментарии, словари, статистические сборники
  9. Ю.Андреева, Н. В. Перспективы экономической интеграции Китая и АСЕАН / Н. В. Андреева — РАН, Ин-т мировой экон. и междунар. отношений. -М.: ИМЭМО РАН, 2006. 53 с.
  10. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Л. Е. Васильев и др. М.: ИД «Форум», 2010.-368 с.
  11. АСЕАН в системе международных экономических отношений / отв. ред. С. А. Былиняк М.: Наука, 1994. — 264 с.
  12. И.Волгина, Н. А. Международная экономика: учебное пособие. М.: Эксмо, 2006. — 480 с.
  13. , П. А. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах / П. А. Волкова, А. Б. Шипунов. М.: Экопресс, 2008. — 60 с.
  14. Вьетнамские исследования. Вып. 2. Вьетнам сегодня и вчера. М.: ИДВ РАН, 2012.-392 с.
  15. , А. В. Методологические аспекты внешней торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. № 7. С. 71
  16. Инновационное развитие и экономический рост: материалы V Международной научной конференции. Москва, 3 ноября 2011 г. М.: РУДН, 2011.-846 с.
  17. , Н. К. Проблемы интеграции в СНГ / Н. К. Инсингарин. -Алматы: Атамура, 1998. 215 с.
  18. Концепция 12-й Международной Вьетнамской промышленной ярмарки (Ханой, Вьетнам) 9−12 апреля 2002 г. 13 с.
  19. , Г. М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция / Г. М. Костюнина — под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Экономистъ, 2006. — 258 с.
  20. Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации: материалы III Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М.: РУДН, 2010.-434 с.
  21. , А. В. Китайская модель перехода к рыночной экономике / А. В. Островский. М., 2007. — 208 с.
  22. , В. С. Экономические теории современного социал-реформизма / В. С. Паньков. М.: Мысль, 1980. — 221 с.
  23. , Л. Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Тайланд, Индонезия) / Л. Ф. Пахомова. М.: ИВ РАН, 2007. — 255 с.
  24. , Э. Н. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска / Э. Н. Пивоварова. М., 1999. -272 с.
  25. , Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 479 с.
  26. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. Р76. -М., 2011. -795 с.
  27. Россия, Корея и Сингапур создают Азиатский Нанотехнологический Фонд // Инновационный менеджмент. 2011. № 9. — 71 с.
  28. , В. В. АСЕАН. Политика и экономика / В. В. Самойленко. -М.: Наука, 1982.- 192 с.
  29. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за2010 г. Годовой сборник. М., 2010. — 379 с.
  30. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за2011 г. Годовой сборник. М., 2011. 364 с.
  31. , М. Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии / М. Л. Титаренко. М., 2008. — 624 с.
  32. М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы / М. Л. Титаренко. М.: ИД «ФОРУМ», 2012. — 544 с.
  33. Тихоокеанское обозрение 2010−2011: альманах. / под ред. Н. П. Малетина, О. В. Новаковой, Е. В. Супониной. М.: РИСИ, 2012. -234 с.
  34. Торговля в России. 2011: стат. сб. / Росстат. Т60. — М., 2011. — 637 с.
  35. , И. С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России / И. С. Троекурова. М.: ИДВ РАН, 2010. — 440 с.
  36. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  37. , Е. А. Внешняя политика Таиланда / Е. А. Фомичева. М., 1991.-78 с.
  38. , Е. Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве / Е. Д. Халевинская. М.: Магистр, 2012. -200 с.
  39. , Ю. В. Процессы региональной интеграции в капиталистическом мире / Ю. В. Шишков. М.: ИМЭМО, 1986. — 180 с.
  40. , Ю. В. Теории региональной капиталистической интеграции / Ю. В. Шишков. М.: Мысль, 1978. — 220 с.
  41. Международные экономические отношения. Интеграция / Ю. А. Щербанин и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 128 с.
  42. Экономическая специализация Калининградской области / науч. ред. А. П. Клемешев. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. — 329 с.
  43. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Идеология, история, культура, политика, экономика. Вып. XII М.: Институт Востоковедения РАН, 2009. — 285 с. 1. Научные статьи
  44. , А. А. Перспективы регионального сотрудничества в валютной сфере в АСЕАН + 3 в условиях кризиса // Бизнес и банки. 2009. — № 36. — С. 5−7.
  45. , JI. А. Проблемы перехода России на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2010. — № 10. — С. 25−29.
  46. , JI. А. Экономическое развитие Вьетнама в начале XXI века // Российско-вьетнамские отношения: проблемы и перспективы. М., 2006. С. 103−110.
  47. , В. В. Мировой экономический кризис и страны Юго-Восточной Азии // Ломоносовские чтения: Востоковедение: тезисы докладов научной конференции. -М., 2009. С. 119−121.
  48. , JI. Д. Стратегия интеграции города и деревни в Китае: успехи, проблемы, противоречия // Проблемы Дальнего Востока. 2012. — № 3. -С. 73−92.
  49. , А. Н. Интеграция России в мировое хозяйство в условиях его глобализации // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. -№ 10.-С. 5−9.
  50. , А. С. АСЕАН: ответ на вызовы глобализации // Азия и Африка сегодня. 2009. — № 5. — С. 9−14.
  51. , А. А. Основные направления внешней политики Сингапура в условиях глобализации // Вопросы истории, историографии, экономики и языкознания. М., 2008. — С. 42−52.
  52. , Р. С. Новая политика экономического роста России: ориентиры и механизмы структурной политики // Вестник экономической интеграции. 2010. -№ 1. — С. 7−14.
  53. , Т. Либерализация торговли в Юго-Восточной Азии // Международная жизнь. 2010. — № 10. — С. 26−33.
  54. Ерохина, И. Alltech Telecom выводит четвертое поколение // Коммерсантъ. -2010.-30 нояб. С. 7.
  55. , Э. Основные направления внешнеэкономических связей Малайзии // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. — № 2. -С. 63−70.
  56. , А. Власть и предпринимательские круги в современной Мьянме // Политическая культура и деловая этика стран Востока. М., 2006.-С. 212−234.
  57. , Д. Российско-сингапурский роман // Большой бизнес. 2010. -№ 1.-С. 102.
  58. Китай, Япония и Южная Корея создают зону свободной торговли // Экономические известия. -2012.-15 мая. С. 6.
  59. , В. Три кита России и Вьетнама // Российская газета. — 2010. — 1 нояб.-С. 3.
  60. , Я. Д. В чем польза зоны свободной торговли Россия -АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. — № 10. — С. 73−77.
  61. , А. Россия Таиланд: 110 лет по пути взаимопонимания // Международная жизнь. — 2007. — № 6. — С. 109−122.
  62. , В. М. К АФТА новый формат экономического взаимодействия в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 11. — С. 50−58.
  63. , В. М. Возможности расширения экономического сотрудничества в Восточной Азии // Тихоокеанское обозрение 2004−2005. М.: Ключ-С, 2006. — С. 60−77.
  64. , В. М. Вьетнам в АТЭС: опыт и результаты участия // Владивосток 2012: АТЭС и новые возможности России. — М.: ИСАА МГУ, 2011.-С. 308−324.
  65. , В. М. Проявление мирового экономического кризиса и меры по борьбе с ним в СРВ // Проблемы Дальнего Востока. 2009. — № 3-С. 82−93.
  66. Нгуен, Тхи Кам Тхо. Инвестиционный климат и иностранные инвестиции во Вьетнаме // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 5. -С. 143−155.
  67. , В. П. Внешняя торговля России со странами Восточной Азии: состояние и перспективы // Позиции России в ATP. М., 2007. — С. 351−361.
  68. , В. В. Теории международной экономической интеграции // Экономика XXI века. 2007. — № 1. — С. 63−71.
  69. , А. В. Мировой финансовый кризис и его влияние на китайскую экономику // Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая. М.: ИДВ РАН, 2010. — С. 5−10.
  70. , А. В. Сравнительный анализ экономической реформы в КНР и России // Проблемы Дальнего Востока. 2003. — № 4. — С. 91−92.
  71. , JI. В. Прямые зарубежные инвестиции КНР: основные тенденции и перспективы для мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. — 2011. — № 2. -С. 52−63.
  72. , В. Я. О возможности сотрудничества России, Китая и Индии в области сельского хозяйства // Проблемы Дальнего Востока. 2007. -№ 1.-С. 21−24.
  73. , В. Я. Растущий треугольник: Россия, Индия, Китай: перспективы сотрудничества / В. Я. Портяков, С. В. Уянаев // Россия в глобальной политике. 2008. — Т. 6, № 6. — С. 162−174.
  74. , В. Я. Россия, Китай и Индия: Роль в мировой экономике и перспективы развития трехстороннего сотрудничества / В. Я. Портяков, С. В. Уянаев // Китай: поиск гармонии. М., 2009. — С. 279−291.
  75. , И. П. Опыт инновационного пути развития экономик АСЕАН // Инновационное развитие и экономический рост: материалы V Международной научной конференции. М.: РУДН, 2011. — С. 846.
  76. , И. П. Тенденции и перспективы создания зоны свободной торговли России со странами АСЕАН // Вестник СГСЭУ. 2011. — № 5. -С. 112−117.
  77. , А. В. Россия Таиланд: история продолжается // Россия и АТР. — 2007. — № 4. — С. 74−80.
  78. , В. Я. Инвестиционный климат в Малайзии и влияние мирового кризиса 2008—2009 гг. на прямые иностранные инвестиции // Международная экономика. 2009. — № 5. — С. 60−67.
  79. , В. Я. Некоторые тенденции привлечения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в Малайзии // Международная экономика. -2009. -№ 4. -С. 41−51.
  80. , О. А. Модели интеграции в Восточной Азии: Влияние Китая и позиция США // Россия и АТР. 2009. — № 2. — С. 48−63.
  81. , Г. Д. БРИКС: шанс изменить миропорядок? // Мир перемен. -2011.-№ 3.-С. 136−152.
  82. Г. Д. Корейский полуостров: вызовы и возможности для России // Стратегия России. 2011. — № 11. — С. 3316.
  83. , М. Е. Состоится ли российский прорыв в АСЕАН? // Проблемы Дальнего Востока. 2006. — № 2. — С. 173−176.
  84. , М. Е. Меры антикризисного регулирования в странах Восточной Азии / М. Е. Тригубенко, Jle Дык Тань // Вестник Института экономики РАН. 2009. — № 2. — С. 59−69.
  85. , И. С. Возможность использования опыта КНР при создании зоны свободной торговли Китай АСЕАН для России / И. С. Троекурова, И. П. Сергун // Вестник Российского университета дружбы народов. -Сер.: Экономика. — 2011. — № 2. — С. 30−39.
  86. , В. Расширение АСЕАН: мотивы, значение, последствия // Международная жизнь. 2010. — № 10. — С. 85−95.
  87. , В. Ф. Перспективы формирования Восточно-Азиатского сообщества // Позиции России в ATP. М., 2007. — С. 90−109.
  88. Фам, То Нга. Страны АСЕАН: ориентиры инновационного пути развития // Вестник Института экономики РАН. 2008. № 1 — С. 279−287.
  89. Фам, Тхи Бинь. Российско-вьетнамское инвестиционное сотрудничество как фактор повышения конкурентоспособности СРВ на международном рынке капиталов // Известия С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. 2007. — № 3. — С. 123−126.
  90. , И. По стопам Beeline // Ведомости. -2010.-2 нояб. С. 5.
  91. Диссертации и авторефераты
  92. , Н. В. Проблемы и перспективы создания зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН : автореф. дис.. канд. экон. наук / Н. В. Андреева. М., 2005. — 23 с.
  93. , С. А. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве : дис.. канд. экон. наук / С. А. Бондарев. М., 2008. -211 с.
  94. , Н. Г. Особенности и перспективы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и интересы России : дис.. канд. экон. наук / Н. Г. Геворкян. М., 2004. — 180 с.
  95. , П. И. Финансовые системы и экономическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной Азии : автореф. дис.. канд. экон. наук / П. И. Дьячкина. М., 2005. — 31 с.
  96. , Ш. Б. Интеграционные процессы в Центрально-Азиатском регионе: интересы Казахстана: дис.. канд. полит, наук / Ш. Б. Закиева. М., 2005.-216 с.
  97. , Г. М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция: основные тенденции, проблемы и перспективы: дис.. д-ра экон. наук / Г. М. Костюнина. М., 2003. — 401 с.
  98. , Е. Ю. Экономическая интеграция стран МЕРКОСУР в системе мирохозяйственных отношений : дис.. канд. экон. наук / Е. Ю. Кудрявцева. М., 2008. — 186 с.
  99. Ле Ань Туан. Особенности моделей экономического развития стран ЮВА в эпоху постиндустриализма: автореф. дис. канд. экон. наук / Ле Ань Туан. М., 2006. — 25 с.
  100. , К. Ю. Экономическая интеграция стран-участниц АСЕАН в 1990—2000-х годах: оценка и критерии эффективности: дис.. канд. экон. наук / К. Ю. Мурадов. М., 2005. — 259 с.
  101. Нгуен, Ле Тху. Отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией в 1991—2009 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук / Нгуен Ле Тху. М., 2009. — 21 с.
  102. Нгуен, Ле Тху. Отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией в 1991—2009 гг.: дис.. канд. ист. наук / Нгуен Ле Тху. М., 2009. — 177 с.
  103. , В. В. Сравнительный анализ моделей международной экономической интеграции : дис.. канд. экон. наук / В. В. Обуховский. -М., 2006.- 190 с.
  104. , Т. А. Интеграционные процессы в содружестве независимых государств : дис.. канд. экон. наук / Т. А. Пачаджанова. -М., 2003.-242 с.
  105. , П. Внешнеэкономические связи развивающихся стран и пути их совершенствования в условиях глобализации: (на материалах Королевства Камбоджа): автореф. дис.. канд. экон. наук / П. Равутх. -М., 2006. 24 с.
  106. Со Ми Э. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) во внешней политике СССР/РФ 1967−2002 гг.: дис.. канд. ист. наук / Со Ми Э.-М., 2003.-258 с.
  107. , Д. В. Современное состояние и перспективы экономической интеграции стран АСЕАН : дис.. канд. экон. наук / Д. В. Степанов. -М., 2002.- 169 с.
  108. , И. А. Экономические связи между странами-членами ЕС как фактор регионального единства и развития : дис.. канд. экон. наук / И. А. Умерова. М., 2009. — 191 с.
  109. Фам Ань Туан. Вьетнам в Азиатско-Тихоокеанской экономической интеграции: дис.. канд. экон. наук / Фам Ань Туан. -М., 2005. 181 с.
  110. , Т. О. Украина в системе международных экономических отношений стран постсоветского пространства : автореф. дис.. канд. экон. наук / Т. О. Ферапонтова. М., 2010. — 20 с.
  111. , П. Е. Экономическая политика государства в Таиланде (1945−2005 гг.): автореф. дис.. канд. экон. наук / П. Е. Шустров. М., 2006. — 33 с.
  112. Источники на иностранном языке
  113. Anderson, K. Trade intensities and the analysis of bilateral trade flows in a many-country world: A survey / K. Anderson, H. Norheim // Hitotsubashi Journal of Economics. 1982. Vol. 22, № 2. P. 62−84.
  114. Balassa, B. The Theory of Economic Integration / B. Balassa. London, 1961.-310p.
  115. Blomstermo, A. Sharma. Learning in the internationalization process of firms / A. Blomstermo, D. Deo. London, 2003. — 261 p.
  116. Byee, M. Unions douanieres et donnees nationales //Economie appliquee. 1950. Vol. 3.- P. 121−157.
  117. Cassel, G. From protectionism though planned economy to dictatorship // International conciliation. New York, 1934. — October. — 406 p.
  118. Cooper, R. H. Worldwide versus Regional Integration: Is there an Optimum. Size of the Integrated Area? // Economic Integration: Worldwide, Regional, Sutoral. 482 p.
  119. Dunning, J. H. Explaining International Production / J. H. Dunning. London: UnwinHyman, 1988.
  120. Grubel, Herbert G. The Empirical Measurement of Intra-Industry Trade / Herbert G. Grubel, Peter J. Lloyd // Economic Record. 1971. — № 4. -P. 494−517.
  121. Harris, S. International and Interregional Economics / S. Harris. N.Y., 1957.-552 p.
  122. Kindleberger, Ch. P. European Integration and International Cooperation // Columbia Journal of World Business. 1966.
  123. Kojima, K. The pattern of international trade among advanced countries // Hitotsubashi Journal of Economics. 1964. Vol. 5, № 1. P. 16−36.
  124. Kramer, G. Formen und Methoden der international wirtschaftlichen integration / G. Kramer. Vesruch einer Systematic. Tubingen, 1969. — 626 p.
  125. Maurice Felix Charles Allais. Le Comportement de l’Homme Rationnel devant le Risque. Critique des Postulats et Axiomes de 1'EcoIe Americaine // Econometrica. Vol. 21, № 4. — 1953. — Octobre. — P. 503−546.
  126. Mitrany, D. A Progress of international Government / D. Mitrany. New Haven. 1933.-227 p.
  127. Myrdal, G. The Political Element in the Development of Economic Theory / G. Myrdal. Cambridge, 1954. — 402 p.
  128. Perroux, F. Les formes de la concurrence dans le marche' commun // Revue d’economie politique. 1958. -№ 1. — P. 134
  129. Pinder, J. Problems of European Integration. Economic Integration in Europe / J. Pinder. London, 1969. — 354 p.
  130. Predohl, A. Europaische integration / A. Predohl, H. Iurgensen // Handbush des Sozialwessens. -1961. 410 p.
  131. Reinsch, P. S. Public International Unions / P. S. Reinsch. Boston, 1977. — 822 p.
  132. , D. (2004), A Gravity Study of the Proposed China-ASEAN Free Trade Area // International Trade Journal. 2004. — № 4. — P. 335−353.
  133. Roland-Hoist, D. ASEAN and China: Export Rivals or Partners in Regional Growth? / D. Roland-Hoist, J. Weiss // World Economy. 2004. № 8. -P. 1255−1274.
  134. Ropke, W. International Order and Economic Integration / W. Ropke. -Dordrecht, 1959.-310 p.
  135. The ASEAN Declaration. ASEAN Journal. 1973. Vol. 1, № 1. P. 142.
  136. Tongzon, Jose L. The economies of Southeast Asia: before and after the crisis / Jose L. Tongzon. 2002. — 308 p.
  137. Viner, J. The Custom Unions Issue / J. Viner. N.Y. — London, 1950. -221 p.
  138. Wattanapruttipaisan, T. ASEAN-China Free Trade Area: Advantages, Challenges, and Implications for the Newer ASEAN Member Countries // ASEAN Economic Bulletin. -2003. -№ 1. P. 31−48.
  139. Weiler, J. Les objectifs economique d’un cooperation durable // Economie Applique. -1953. October/December. — P. 91−93.
  140. Woolf, L. S. International Government / L. S. Woolf. London, 1946. -325 p.1. Информация из Интернета
  141. Агентство Moody’s скорректировало рейтинг Британии. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/02/12 0213ukmoodiesnegative. shtml (дата обращения: 15.02.2012).
  142. Ежедневная электронная газета Файл РФ. Россия вступила в ВТО. -URL: http://file-rf.ru/context/1041 (дата обращения: 27.06.2012).
  143. Жэньминь Жибао он-лайн. Премьер-министр Таиланда высоко оценила «удобство» и «быстроту» китайских высокоскоростных железных дорог.- URL: http://russian.people.com.cn/31 521/7793668.html (дата обращения: 30.05.2012).
  144. Зона свободной торговли Китай-АСЕ АН. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2010−0 l/02/contentl 9 169 846. htm (дата обращения: 05.05.2012).
  145. Зона свободной торговли Китай-АСЕАН будет способствовать всестороннему развитию китайско-вьетнамских торгово-экономических связей. URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2010−01/02/contentl9169843.htm (дата обращения: 04.05.2012).
  146. Информационное агентство Синьхуа Между Китаем и Индонезией подписаны соглашения о сотрудничестве на общую сумму более 17 млрд долл США. URL: http://russian.news.cn/economic/2012−03/23/с131 486 057.htm (дата обращения: 30.05.2012).
  147. Информационное агентство Синьхуа. АСЕАН стала крупнейшим рынком внешних инвестиций китайских предприятий. URL: http://russian.news.cn/importnews/2011−12/09/с131 298 058.htm (датаобращения: 30.05.2012).
  148. Информационное агентство Синьхуа. Предприятия 10 стран АСЕАН впервые приглашены для участия в Чанчуньской ярмарке сельского хозяйства и продовольствия. URL: http://russian.news.cn/economic/2012−04/28/с131 558 694.htm (дата обращения: 30.05.2012).
  149. К. С. Сотрудничество России и Вьетнама в нефтегазовой сфере Электронный ресурс. URL: http://www.orientstudies.ru/files/ru/diplomas/VietnamRussiaoilgas.pdf (дата обращения: 09.07.2012).
  150. Лента новостей Азии. URL: http://ru.euronews.net/newswires/559 507-newswire (дата обращения: 22.04.2011).
  151. Минпромторг россии. Первое заседание межправительственной российско-сингапурской комиссии высокого уровня. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/med/114 (дата обращения: 12.07.2012).
  152. Необходимо срочно создавать Соединенные штаты Европы. URL: http://www.inosmi.ru/europe/20 110 802/172784267.html (дата обращения: 14.02.2012).
  153. Отношения СРВ с Россией в новых международных условиях. URL: http://quehuong.narod.ru/vietngal.htm (дата обращения: 22.04.2011).
  154. Анализ двусторонних российско-вьетнамских торгово-экономических отношений // Russia VIIF 2011: официальный сайт. URL: http://vietnam.inconnect.ru/?id=50 (дата обращения: 09.07.2012).
  155. ООО «Зарубежнефть»: официальный сайт. URL: http://www.nestro.ru/www/webnew.nsf/index/SlovoRukrus (дата обращения: 09.07.2012).
  156. Приоритетные направления модернизации. Министерство экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/moderinnovac/prioritetnienapravlenija/ (дата обращения: 12.07.2012).
  157. Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве (Framework Agreement on Comprehensive Economic Co-Operation Between ASEAN and the People’s Republic of China). URL http://www.aseansec.org/13 196.htm (дата обращения: 04.05.2012).
  158. Российско-вьетнамская нефтедобывающая компания «Вьетсовпетро» инвестирует 7 млрд долл. в развитие производства. URL: http://www.vietnews.ru/content/ (дата обращения: 09.07.2012).
  159. Россия возвращается во Вьетнама. URL: http://www.izvestia.ru/ politic/article3147917 (дата обращения: 09.07.2012).
  160. Россия добывает нефть Вьетнаму. URL: http://www.rg.ru/ bussines/rinky/133.shtm (дата обращения: 22.04.2011).
  161. Россия и Сингапур стимулируют взаимный приток инвестиций. URL: http ://www.allmedia.m/newsitem.asp?id=923 128 (дата обращения: 12.07.2012).
  162. Русвьетпетро в ноябре 2010 г. увеличит нефтедобычу на Северо-Хоседаюском участке в НАО на 25,4% до 79,5 тыс. т. — URL: http://vietnam.inconnect.ru/7icN50 (дата обращения: 09.07.2012).
  163. Совместная пресс-конференция Президентов Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам. URL: http://2002.kremlin.ru/events/173.html (дата обращения: 22.04.2011).
  164. China). URL: http://www.aseansec.org/22 974.pdf (дата обращения: 05.05.2012).
  165. ТЭС Россия Сингапур. Министерство экономического развития России. — URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 12.07.2012).
  166. ТЭС Россия Таиланд. Министерство экономического развития России. — URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 12.07.2012).
  167. . Инвестиционное сотрудничество России и Вьетнама: новый этап counterparts. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-202 675.html (дата обращения: 09.07.2012).
  168. Agreement On The Common Effective Preferential Tariff (CEPT) Scheme For The ASEAN Free Trade Area from 28 January 1992. URL: http://www.aseansec.Org/l 164. htm (дата обращения 17.02.2012).
  169. ASEAN Investment Report 2011. URL: http://www.aseansec.org/22 073.htm (дата обращения: 30.05.2012).
  170. Asian Development Outlook 2005: Economic trends and prospects in developing Asia. 177 P. — URL: http://www.aseansec.org/1153.htm (дата обращения 17.02.2012).
  171. CIA World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/200lrank.html (дата обращения: 06.06.2012).
  172. Comprehensive Programme of Action to Promote Cooperation between the
  173. Association of Southeast Asian Nations and the Russian Federation 20 052 342 015. URL: http://www.aseansec.org/18 073.htm (дата обращения: 06.06.2012).
  174. Comprehensive Programme of Action to Promote Cooperation between the Association of Southeast Asian Nations and the Russian Federation 20 052 015. URL: http://www.aseansec.org/18 073.htm (дата обращения: 06.06.2012).
  175. General statistics office of Vietnam. Foreign direct investment projects licensed by main counterparts, URL: http://www.gso.gov.vn/defaulten.aspx7tabidM7 l&idmid=3&ItemID=l 1390 (дата обращения: 09.07.2012).
  176. Joint Venture «Vietsovpetro»: официальный сайт. URL: http://www.vietsov.com.vn/Pages/defaulten.aspx (дата обращения: 09.07.2012).
  177. Keppel Offshore & Marine. Annual Report 2011. P. 52. — URL: http://www.keppelom.com/en/ (дата обращения: 12.07.2012).
  178. Lu Jiangyong, Liu Xiaohui, Wang Hongling. Motives for Outward FDI of
  179. Chinese Private Firms: Firm Resources, Industry Dynamics, and Government235
  180. Policies//Management and Organization Review. 2010. URL: http://www.bilaterals.org/spip.php7articlel8276&lang=en (дата обращения: 09.07.2012).
  181. Overview of ASEAN-Russia Relations. URL: http://www.aseansec.org/5922.htm (дата обращения: 06.06.2012).
  182. The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) from 8 August 1967. -URL: http://www.aseansec.org/1212.htm (дата обращения: 17.02.2012).
  183. The ASEAN Free Trade Area (AFTA). URL: http://www.aseansec.Org/l 2021 .htm (дата обращения 17.02.2012).
  184. The Reluctant Politician: Ismail’s Struggle to form Malaysia and ASEAN. -URL: http://groups.yahoo.com/group/beritamalaysia/message/91 197 (дата обращения: 17.02.2012).
  185. UNCTAD World Investment Report 2011. Non-Equity Modes Of International Production And Development. URL: http://www.paiz.gov.pl/ 20 110 726/ unctadworldinvestmentreport2011 (дата обращения: 29.05.2012).
  186. Wilmar International нашла партнера в России. URL: http://foodretail.ru/news/read?id= 145 404 (дата обращения: 12.07.2012).
  187. World and Regional Export Profiles 2010. URL http://www.wto.org/english/rese/statise/worldregionexport10e.pdf (дата обращения: 04.05.2012).
  188. World dataBank. Health Nutrition and Pollution Statistics (HNP). URL http://databank.worldbank.org/ddp/home.do (дата обращения: 28.04.2012).
Заполнить форму текущей работой