Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические основы государственной политики высшего образования в Республике Узбекистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раньше механизм финансирования опирался на жестко регламентированный порядок выделения средств на нужды учебных заведений. Сейчас все больше распространяется смешанная модель финансирования, предусматривающая предоставление финансово-хозяйственной самостоятельности вузам. Современная система финансирования строится с учетом рынка образовательных услуг и рынка труда. В этих условиях важен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Основные ггоисюитеты политики совоеменного i i, А общества в области высшего образования
    • 1. 2. Специфика организационно-экономических условий функционирования высшего образования за рубежом
  • ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
    • 2. 1. Сравнительная страноведческая характеристика интеллектуального человеческого оазвития в переходный период
    • 2. 2. Анализ социальных и экономических результатов образовательных реформ переходного периода
    • 2. 3. Сбалансированность социально-демографических и производственно-экономических сторон образовательной политики
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
    • 3. 1. Особенности формирования Национальной программы развития высшего образования
    • 3. 2. Методические подходы к прогнозированию спроса на специалистов с высшим образованием
    • 3. 3. Структурно-информационная модель прогнозирования подготовки специалистов с высшим образованием
    • 3. 4. Специфика маркетинговой деятельности в системе высшего образования. Л
  • ГЛАВА 1. У. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В
  • СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 194 4.1. Особенности финансово-экономической деятельности высшей школы Узбекистана
    • 4. 2. Внебюджетное финансирование вузов
    • 4. 3. Организация образовательного студенческого кредитования

Экономические основы государственной политики высшего образования в Республике Узбекистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После обретения независимости перед постсоветскими странами встал целый комплекс экономических и социальных задач, которые предстояло решить в переходный период. Нахождение оптимального сочетания экономических и социальных преобразований — эту сложнейшую проблему приходится решать всем молодым независимым государствам с учетом национальной специфики.

Важное условие построения демократического правового государства, открытого гражданского общества, формирование национальной социально ориентированной рыночной экономики, интегрированной в мировое сообщество — реализация целенаправленной государственной политики в области образования и подготовки кадров с учетом общечеловеческого опыта, многовековых научных и культурных народных традиций, достижений современной культуры, экономики, научно-технического прогресса.

В переходный период все страны определяют стратегию развития, в которой центральное место занимает образование. Но в новых условиях перехода к рынку меняется концепция образования, идет реформирование традиционной схемы, которая была ориентирована на преимущественно производственный подход.

Современная образовательная концепция ориентирована на развитие личности, на доступность и более полный охват молодежи образованием, на творческие способности людей, формирование навыков непрерывного обучения, быстрой ориентации в потоке информации и рыночной конъюнктуре.

Изменилась ситуация при переходе к рыночной экономике, возросло многообразие потребностей, их динамичность, что требует усиления направленности образования на человека.

Возникла необходимость в изменении структуры образованияпереход на многоступенчатость, свободу выбора разных форм образования. Для решения перечисленных проблем в странах Центральной и Восточной Европы, Средней Азии начались реформы национальных систем образования как составные части социально-политических и экономических преобразований.

Обретение Республикой Узбекистан государственного суверенитета 1 сентября 1991 года, выбор собственного пути развития, обусловили необходимость и создали необходимые условия для реорганизации, совершенствования структуры, содержания образования и подготовки кадров, В этом направлении был принят ряд мер, в частности: введен Закон Республики Узбекистан «Об образовании» (1992 г.), приняты сопутствующие нормативные документыприступили к разработке и введению государственных образовательных стандартов, тестовых методов отбора абитуриентов и рейтинговой оценки качества знаний обучающихсявнедрены новые учебные планы, программы, соответствующие дидактическое обеспечениеоткрыты новые типы образовательных учреждений.

Развитие рынка труда предопределило более активное включение сфер науки и производства в процесс подготовки необходимых кадров, в том числе с зарубежными партнерами.

В результате достижений Узбекистана в политической, социальной и экономической сферах, принятых за первые семь лет независимости в области образования мер, в данной системе произошли изменения. достигнут определенный уровень развития.

Анализ состояния практики функционирования системы высшего образования, недостатки выполнения ею своих социально-экономических функций, свидетельствовали о том, что проводившиеся преобразования носили локальный характер, не имели единой концептуальной основы и не смогли нивелировать нарастающие издержки и противоречия в подготовке квалифицированных конкурентоспособных кадров.

Важнейшими предпосылками коренного преобразования системы образования, в частности, высшего, явились:

— динамичное продвижение Республики по пути построения демократического правового государства и открытого гражданского общества;

— осуществление радикальных изменений в экономике страны, последовательная трансформация хозяйства республики от преимущественно сырьевой направленности на выпуск конкурентоспособной конечной продукции, расширение экспортного потенциала страны;

— утверждение приоритета интересов личности и образования в государственной социальной политике;

— рост национального самосознания, формирование патриотизма, чувства гордости за свое отечество, уважение к богатым национальным культурно-историческим традициям и интеллектуальному наследию народа;

— интеграция Узбекистана в мировое сообщество, упрочение позиций и авторитета республики в мире.

Перечисленные предпосылки и объективные факторы обусловили необходимость разработки новой модели, стратегии и основных направлений развития системы подготовки кадров и образования в Республике.

Государственная политика в Республике Узбекистан в области подготовки кадров направлена на создание совершенной системы, которая должна достичь уровня, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов. Стратегия создания и развития целостной системы подготовки кадров в Республике предусматривает обеспечение потребности общества и государства в квалифицированных конкурентоспособных специалистах. Указанная стратегия строится на основе системно-структурного подхода и реализуется посредством основополагающих принципов, главных направлений и условий, которые способствуют построению и эффективному функционированию национальной модели системы подготовки кадров.

Для достижения указанной цели в 1997 году разработана и утверждена Олий Мажлисом (парламентом) Республики Узбекистан Национальная программа по подготовке кадров. Данная Программа является нормативно-организационной основой реализации национальной модели подготовки кадров, осуществления государственной политики по развитию интеллектуального потенциала общества, созданию нормативно-правовых, организационных и содержательных предпосылок коренного реформирования системы подготовки кадров и образования с учетом проводимых в Республике демократических и рыночных реформ.

В Республике Узбекистан была разработана Национальная программа подготовки кадров (1997). Она реализуется, и показатели развития образования, в том числе высшей школы, отличаются в лучшую сторону по финансовым аспектам, охвату молодежи образовательными услугами и расширению занятости выпускников, развитию материально-технической базы образовательных учреждений разного профиля. Не случайно, что в последние годы неоднократно ЮНЕСКО проводит конференции по проблемам образования именно в Узбекистане — это признание достижений и актуальности национальной образовательной модели. Республика Узбекистан выделяется по сравнению с другими по показателям человеческого развития. Так, на систему образования направляются около 11% от ВВП, 36% от государственного бюджета. Однако рост расходов на образование обеспечивался не только увеличением бюджетного финансирования, но появлением новых внебюджетных источников, механизм формирования которых недостаточно исследован.

Раньше механизм финансирования опирался на жестко регламентированный порядок выделения средств на нужды учебных заведений. Сейчас все больше распространяется смешанная модель финансирования, предусматривающая предоставление финансово-хозяйственной самостоятельности вузам. Современная система финансирования строится с учетом рынка образовательных услуг и рынка труда. В этих условиях важен социальный маркетинг образовательных услуг, который включает прогнозные оценки долгосрочного характера. Особое место занимает персонифицированное финансирование, то есть финансирование непосредственно потребителя образовательных услуг и софинансирование предприятиями и населением. Практика нового порядка финансирования требует анализа и обобщения. В Республике Узбекистан ведется поиск взаимосвязи структуры образования и структуры занятости с демографической ситуацией, что важно при формировании национальной модели образования.

Комплексное исследование опыта переходного периода в реформировании системы высшего образования — это один из центральных моментов, связанных с достижением устойчивого экономического развития. Все это повышает актуальность проблем, связанных с разработкой новых форм и методов реализации современных концептуальных подходов к государственной политике высшего образования.

Цель исследования — разработать теоретические основы экономической политики государства в сфере высшего образования в условиях переходного периода и на этой базе определить основные направления совершенствования финансирования высшей школы Республики Узбекистан.

Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач:

— выявить основные приоритеты политики современного общества в области высшего образования;

— исследовать тенденции организационно-экономических условий функционирования высшего образования в миреохарактеризовать взаимодействие социально-демографической, экономической и образовательной политики в Республике Узбекистан в сравнении с другими постсоветскими государствами переходного типа;

— выявить социальные и экономические результаты образовательной политики переходного периода;

— проанализировать организационные и экономические аспекты формирования и реализации национальной программы развития высшего образования;

— разработать методические подходы к прогнозированию спроса и подготовки кадров с высшим образованием;

— провести анализ многообразных источников финансирования высшей школы;

— обосновать направления совершенствования финансирования системы высшего образования в условиях переходного периода.

Предметом исследования выступают социально-экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе разработки и реализации государственной политики высшей школы в условиях переходного периода.

Объект исследования — совокупность институтов и инструментов государственной политики в области высшего образования.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященные современным экономическим и социальным проблемам экономики переходного периода, экономики общественного сектора, экономики образования.

Информационную базу исследования составили законодательные акты и статистические данные Республики Узбекистан, Российской Федерации, ЮНЕСКО и других международных организаций, широко использовались статистические сравнительно-аналитические ретроспективные, нормативные и другие методы экономических исследований, данные отчетов, докладов, программ долгосрочного развития.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— раскрыты особенности нового концептуального подхода к формированию современной государственной политики развития высшего образования, ориентированной на выработку интеллектуальных навыков и склонностей, творческих способностей личности к непрерывному обучению, требующей рационального сочетания социальных. культурно-воспитательных и профессионально-трудовых функций образовательной системы на всех её уровняхобоснована необходимость сбалансирования социальной и экономической потребности в высшем образовании, увязки среднего и высшего уровня образования путем дифференциации среднего звена на профессиональный и академический уклоны и перехода к многоступенчатости высшей школы с учетом потребностей в кадрах научно-образовательной сферы и разнообразия спроса на рынке трудапоказаны важнейшие общемировые тенденции изменения организационно-экономических условий функционирования высшего образования, в том числе расширение доступа к образовательным услугам и соответствующий переход на многоканальное финансирование;

— проведен на основе страноведческого подхода сравнительный анализ интеллектуального человеческого развития, в ходе которого установлено, что в ряде государств переходного типа улучшение экономического положения государства не сопровождается улучшением жизни населения, имеются диспропорции в экономической, демографической и образовательной политике, велики тендерные различия и различия в уровне образования между поколениями людей, между уровнем развития человеческого потенциала и состоянием занятости экономически активного населения, что сдерживает экономический рост;

— проведен сравнительный анализ социальных и экономических результатов образовательных реформ переходного периода и на этой основе выявлены общие и специфические черты реформирования высшего образования, в частности давление структуры спроса на рабочую силу, на социальную мотивацию инвестиций в человеческий капитал, зависимость экономических и социальных мотивов получения профессионального образования от ожидаемой продолжительности жизни, материального благосостояния и друтих факторов, посредством страноведческих сопоставлений доказана взаимозависимость доли государственных расходов на образование (в % от ВНП) от уровня развития человеческого потенциалавыявлены два основных направления происходящих изменений системы образования: открытость и диверсификация;

— раскрыты особенности национальной модели развития высшего образования Республики Узбекистан с ориентацией на личность как главного субъекта и объекта подготовки кадров, утверждение в качестве гарантов общества и государства, непрерывного образования, учета экономических и научно-технических потребностей в высококвалифицированных специалистах, что обеспечивает конкурентоспособность страны на мировом рынкепривлечение иностранных инвестиций для реализации национальной системы образования и широкое использование других форм международного сотрудничества;

— обоснованы методические подходы к прогнозированию спроса на специалистов с высшим образованием с учетом демографических факторов, структурных сдвигов в национальной экономике, дифференциации нормативов замещения должностей специалистамипредложена структурно-информационная модель подготовки кадров, которая использована для прогнозирования на среднесрочный период;

— разработаны пути совершенствования финансирования высшего образования в переходный период на основе дальнейшего расширения многоканальности финансовых источников, более эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, привлечения иностранных инвестиций и организации образовательного студенческого кредитования.

Практическая значимость результатов исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, использованы государственными органами Республики Узбекистан при обосновании основных направлений государственной политики в сфере образования, при разработке Национальной программы по подготовке кадров, при прогнозировании потребности в специалистах с высшим образованием, при обосновании путей совершенствования финансирования высшей школы Республики Узбекистан.

Материалы исследования используются в практической деятельности Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, в организации маркетинговой службы высшей школы, контроле за качеством образовательных услуг.

Научные разработки автора используются в учебном процессе высших образовательных учреждений Республики Узбекистан для разработки программ магистратуры по менеджменту и экономике высшего образования, финансированию высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на ряде научных, практических конференций, симпозиумов, совещаний по проблемам результатов и перспектив реформ в системе высшего образования, финансирования высшей школы, а также на международных конференциях в Италии, Израиле, США, Китае, Южной Корее, на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Предложения и рекомендации научного исследования были использованы в процессе подготовки ряда материалов, вошедших в комплекс задач, определенных в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан.

Диссертация представляет собой обобщение исследований соискателя по проблемам прогнозирования спроса и подготовки кадров с высшим образованием, финансирования высшей школы, маркетинга образовательных услуг. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию при разработке программ развития высшего образования, инструктивных и нормативных документов Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, в ходе публичных выступлений на научно-практических конференциях и семинарах. По теме исследования опубликовано 44 научных работ общим объемом 47,1 п.л.

Структура и логика работы обусловлена целью и поставленными в данном исследовании задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе исследования в диссертационной работе проблем формирования экономических основ политики в сфере высшего образования государства переходного периода автором сделаны следующие выводы.

1. Основные принципы и приоритеты политики современного общества в области высшего образования рассмотрены с позиций перехода к новой образовательной концепции, опирающейся на лучшие традиции классического образовательного идеала, ориентирующей на стимулирование и реализацию творческих способностей личности в ходе непрерывного обучения, приобщения к общей культуре, приобретения социальной и трудовой мобильности.

Высшая школа выполняет триединую функцию профессионального образования, научно-исследовательскую и культурно-воспитательную, однако в соответствии с новой образовательной концепцией они нуждаются в переосмыслении.

Образование как социальный институт направлено на демократизацию общества и формирование среднего класса. Социальная потребность в образовательных услугах отражает стремление людей к социальной мобильности и проявляется через мотивацию инвестиций в человеческий капитал.

В диссертации раскрывается соотношение социальной и производственной потребности в высшем образовании. Показано, что производственный подход к развитию высшего образования означает наличие ограничений в спросе работодателей на высококвалифицированную рабочую силу.

В диссертации обоснована необходимость достижения сбалансированности социальной и экономической потребности в высшем образовании, для чего предлагается разработать механизм управления процессами подготовки, трудоустройства и занятости специалистов.

Применительно к переходному периоде предложен вариант динамически сбалансированного сочетания социальных и производственных потребностей в образовании, который нашел отражение в национальной модели образования и подготовки кадров Республики Узбекистан.

Реформирование узбекской системы образования нацелено на формирование творческой социально-активной личности гражданина демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

В национальной модели образования Республики Узбекистан предусмотрена программа подготовки высококвалифицированных кадров, широкий охват средним специальным профессиональным образованием выпускников средней общеобразовательной школы.

Дифференциация среднего специального образования особо необходима для Республики Узбекистан, где высокая рождаемость создает определенное давление на систему подготовки и трудоустройства молодых людей. В диссертации показано, что дифференциация среднего образования способствует снижению давления спроса населения на высшее образование при приеме в вузы.

Непрерывность и преемственность различных звеньев и уровней образовательной системы, создание различных каналов реализации социальной потребности в высшем образовании способствует формированию интеллектуальной, научно-образовательной элиты общества.

2. Проведенный в диссертации сравнительный страноведческий анализ позволил охарактеризовать уровень интеллектуального развития Республики Узбекистан в переходный период.

На основе результатов страноведческого анализа авто сделал следующие выводы:

— по рейтингу развития человеческого потенциала, Узбекистан относится к группе стран, в которых улучшение экономического положения государства еще сопровождается сохранением диспропорций в экономической, демографической и образовательной политике;

— Узбекистан находится по темпам рождаемости и фертильно-сти на первом месте среди стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, что создает предпосылки для дальнейшего прироста общей численности населения, экспертно оцениваемого в 35−40% на 2015 г. (в сравнении с 1995 г.);

— В Узбекистане, как и в других постсоветских среднеазиатских республиках, сохраняются тендерные различия и различия в уровне образования между поколениями людей, между уровнем развития человеческого потенциала и занятостью экономически активного населения, что обусловлено экономическими причинами, региональными, национальными традициями, религиозными обычаями и т. п.

Изменения демографической ситуации, улучшение условий жизни населения требует особого внимания государства к формированию эффективного взаимодействия экономической, демографической и образовательной политики с целью дальнейшего развития человеческого потенциала.

3. В диссертации проведено исследование особенностей образовательных реформ переходного периода, что дало возможность выявить их общие и специфические черты для разных стран.

В качестве общей черты автор отмечает, что реформирование высшего образования происходит под давлением социальной мотивации инвестиций в человеческий капитал.

Для Узбекистана, как и других среднеазиатских стран, характерна важность политического аспекты формирования системы образования. Обретение независимости связано для них с образованием национальных органов государственного управления, выборного национального парламента, демократизацией общественно-политической жизни, предоставление женщинам равных прав и возможностей участия в общественно-политической и профессиональной деятельности.

Выполненный в диссертации страноведческий анализ промежуточных результатов образовательных реформ переходного периода привел автора к следующим выводам:

— Республика Узбекистан занимает первое место среди стран со средним уровнем развития человеческого потенциала по нескольким показателям, что означает большое внимание государства к системе образования;

— усилилась открытость системы образования на происходящие в переходный период политические, экономические и социальные изменения, что проявилось в расширении доступа к разным уровням образования, индивидуализации выбора путей и методов получения образовательных услуг, интеграции в единое мировое образовательное пространство;

— дальнейшее развитие получила диверсификация источников образования (сочетание бюджетного финансирования и платы за обучение, финансовое участие региональных и местных органов, компаний, фондов, общественных структур и т. п.) — диверсификация различных аспектов педагогической и научно-исследовательской деятельности, академических дисциплин и дисциплин специализациидиверсификация видов учебных заведений и внутривузовской деятельности.

4. В диссертации раскрываются специфические особенности национальной модели развития высшего образования Республики Узбекистан.

Главный приоритет Национальной программы подготовки кадров в Республике — формирование личности, способной сознательно участвовать в общественно-политической жизни и активно влиять на социальные процессы.

Особое внимание уделяется развитию учебных заведений среднего специального образования с тем, чтобы вновь вступающие в трудовую сферу люди имели возможность приобрести профессию и найти работу. Уровень охвата населения высшим образованием из-за сокращения приема в государственные вузы несколько снизился в сравнении с 1990 г.

Национальная модель подготовки кадров — это основа обеспечения конкурентоспособности Узбекистана. Ее важнейшими элементами являются государственные образовательные стандарты, определяющие цели, содержание, объемную и временную структуру образовательного процесса. Специфическая особенность национальной программы подготовки кадров — ее ориентация на развитие системы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

Логика реформы образования полностью соответствует логике преобразования всех звеньев узбекской национальной экономике, их преемственности, последовательности, системности и т. д.

Проведенный в диссертации анализ реформ образования в Республике Узбекистан свидетельствует о их специфике, которая проявляется:

— в комплексности и последовательности, охвате всех уровней от дошкольного до послевузовского образования;

— в интегрированности программы, объединяющей всеобщее обязательное девятилетнее общее среднее, трехлетнее среднее профессиональное образование;

— расширительности понимания «образование и подготовки кадров», включающей развитие личности, общечеловеческие ценности и гражданской образование;

— привлечении инвесторов и иностранных инвестиций обеспечении консультативной помощью и т. п.

В диссертации показано, что возрастающие масштабы подготовки кадров не только увеличения республиканского финансирования, а также привлечения средств работодателей. В связи с этим автор обосновал целесообразность применения принципа финансирования профессионального образования за счет налоговых отчислений от фонда зарплаты предприятий в госбюджет и доказана необходимость законодательных гарантий целевого использования данных средств.

Автор предлагает также принять законодательные акты, регламентирующие порядок аттестации выпускников учреждений среднего профессионального образования, разработать положение о типовом договоре между учебными заведениями и обучающимися, где устанавливалась бы мера ответственности за качество профессиональной подготовки.

5. Для того, чтобы решить проблему обеспечения национальной экономики кадрами высшей квалификации, автор разработал систему прогнозирования спроса на специалистов.

В диссертации обоснована необходимость дифференцированного подхода к прогнозированию спроса на специалистов с учетом отраслевой специфики предпринимательского и общественного секторов национальной экономики.

Предложенный автором методический подход прогнозных оценок потребностей в высококвалифицированной рабочей силе предпринимательских структур базируется на материалах выборочных обследований и наблюдений за динамикой рынка труда.

Для общественного сектора автор рекомендует применять современную отраслевую нормативную базу, включающей сведения о перспективах бюджетного финансирования, динамике демографических процессов, отражающей прогрессивный опыт нормирования ресурсного обеспечения и позволяющей применять компьютерные технологии расчетов.

Для сферы услуг автор предлагает включать в модель прогноза потребности в специалистах ряд факторов, оцениваемых по балльной системе (уровень образования занятых работников, продолжительность обучения и р.).

Самостоятельное значение имеет предложенная в диссертации модель прогнозирования, построенная на данных страноведческого анализа (метод аналога развитых стран) для специалистов в области экономики и права для Республики Узбекистан.

Проведенное в диссертации исследование послужило основой для выработки автором направлений совершенствования финансово-экономического механизма в системе высшего образования.

На микроуровне определены направления более рационального использования бюджетных средств, в т. ч. -укрепление бюджетной дисциплины, осуществление внутривузовского движения средств посредством двухуровневой системы централизованного и децентрализованного управления финансовыми ресурсами вуза.

Автором обоснованы принципы многоканальности финансирования и сосуществования образовательных учреждений различных организационно-правовых форм с позиций концепций смешанного общественного блага и внешних эффектов. В свете этого предлагаемый в Республике Узбекистан подход заключается в приоритетности развития системы образования за счет государственного бюджета, а частные и внебюджетные источники выполняют функцию его дополнения. В узбекской, как и в мировой практике, расширение перечня источников внебюджетных доходов идет за счет платных образовательных услуг, предпринимательской, консультативно-экспертной, издательской, производственной, научной и другой деятельности в соответствии с уставными задачами.

В диссертации определен порядок взаимоотношений централизованного субсчета и субсчетов подразделений на основе договоров между ректоратом и внутривузовскими структурами с установлением внутривузовского налога. Это позволяет делегировать ректором финансовые полномочия внутривузовским подразделениям, что расширяет их самостоятельность и повышает ответственность за использование средств. Вместе с тем, администрация вуза усиливает контроль за движением и расходованием финансовых ресурсов.

На микроуровне предложено для упрощения порядка выделения бюджетных средств осуществлять финансирование по укрупненным нормативам.

Для укрепления материально-технической базы, на социальное развитие и материальное стимулирование работников, на погашение кредиторской задолженности, автором рекомендовано формировать Фонд развития вуза за счет сэкономленных бюджетных и внебюджетных средств.

На макроуровне предложено для сокращения затрат и повышения эффективности подготовки кадров способствовать концентрации, т. е. слиянию однопрофильных и увеличению размеров вузов, их более рациональному размещению, созданию межвузовской инфраструктуры, повышению соотношения численности студентов и преподавателей.

Исследование, проведенное в диссертации, позволило выработать ряд предложений по привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования вузов в переходный период за счет более широкого привлечения внебюджетных средств в виде доходов от НИР. образовательных услуг, издательской, внешнеэкономической, информационно-библиотечной и др. деятельности.

Анализ различных подходов к организации финансирования потребителя образовательных услуг, проведенный в диссертации, обусловил вывод автора о необходимости различных форм государственной финансовой поддержки студентов для сглаживания неравенства в их доступе к образовательным услугам. В этих целях предлагается введение с нового учебного года в Республике Узбекистан студенческого образовательного кредита посредством кредитования через коммерческие банки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (В редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным Законом Российской Федерации от 13 января 1996 г. Х" 12-фЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 3(15 янв.).
  2. Конституция Республики Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1992.
  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании современного поколения» от 6 октября 1997.
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 5 от 5 января 1998 г. «О разработке и введении государственных образовательных стандартов для системы непрерывного образования».
  5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 48 от 28 января 1998 г. «О мерах по ускорению формирования рынка образовательных услуг и маркетинга в сфере подготовки кадров».
  6. Постановление Кибинета Министров Республики Узбекистан № 77 от 24 февраля 1998 г. «Об организации и управлении деятельностью академических лицеев и профессиональных колледжей».
  7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 576 от 30 декабря 1997 г. «Об организации деятельности республиканского фонда „Устоз“.
  8. Закон Республики Узбекистан „О Национальной программе по подготовке кадров“. Ташкент, 1997.
  9. Нормативные документы по реформированию системы высшего образования Республики Узбекистан. Часть 1-П. — Ташкент, 1998.
  10. Нормативные документы по реформированию системы повышения квалификации и переподготовки кадров в Республике Узбекистан и перспективные планы, намеченные на 1999−2005 годы. Часть 1. Ташкент, 1999.
  11. Н.Г., Громыко Ю. В., Слободчиков В. И. и др. Федеральная программа развития российского образования // Россия-2010.- 1993.-№ 2.
  12. А. Образование в контексте антикризисной политики: Тезисы к программе действия // Народное образование. 1993. -№ 6.
  13. Агапова И. С, Методы управления и источники финансирования высшей школы в современных условиях // Проблемы макроэкономической, международной статистики и национального счетоводства.-М, 1993.
  14. Е.В. Реформы системы образования в новых землях ФРГ // Под ред. А. И. Галагана. М., 1994.
  15. Альбориос Орландо. Автономия и подотчетность в системе высшего образования // Вопросы образования: Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1992. — 3.
  16. A.M. Государство в экономике переходного периода.-М., 1995.
  17. С.М. Колледжи и университеты США. М.: АО Развитие, 1993.
  18. Айдаев Г, А, Бабич A.M., Егоров Е. В. Хозяйственный механизм в социальной сфере. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995.
  19. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании, М.: А.П.О., 1995.
  20. Р.Ш., Олдройд Д., Ходжаев А., Насырова Ф, Камилова М. Управление образованием в Узбекистане: проблемы, поиск, решения. Ташкент: ЕС — ТАСИС, 1999.
  21. С.А., Зуев В. М. Кадры экономистов в условиях рынка. М.: Экономика, 1992.
  22. A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Изд. РАУ, 1993.
  23. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  24. A.M., Жильцов Е. Н. Социально-трудовая сфера в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  25. В.И. Образовательный стандарт: опыт системного исследования. — Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрова, 1999.
  26. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  27. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. УЭФ, 1996.
  28. Беккер Г, С. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993.
  29. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение /У Теория и история экономических и социальных институтов и систем, Начало-пресс, 1993. — Т. 1. — Вып. 1.
  30. Г. И. Основные направления реформирования финансовой системы высшего образования. М.: НИИВО, 1998. — 72 с. Деп. в НИИВО, 1998.
  31. Г. И., Слесарев В. В., Воронин А. А. Вопросы предпринимательской деятельности в системе образовательных учреждений. М. 1994. — (Экономика высшей школы: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 2−3).
  32. А.П. Регионатьная система профессионального образования // Педагогика. 1993. — № 4.
  33. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. Препринт, — С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. УЭФ, 1996.
  34. Г. Высшее образование в Германии: структура и система (Ьинансиоования Н Вестн. Моск. vn-та. Сер. 6, Экономика.1.X ^ л '1995. -№ 6.
  35. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: АОЗТ „Интерэкспорт“, „ИНФРА-М“, 1995.
  36. Е.М., Воронин А. А. Разработка многовариантного прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе. М., 1993. — (Экономика высш. школы: Обзор, ин-форм./НИИВО- Вып. 6−7).
  37. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Высш. образование в России. 1997. — № 1.
  38. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Изд-во „Типер“, 2000.
  39. И. Управление университетами: Доклад о современном состоянии и результатах исследований европейских университетов. ОЭСР, 1980.
  40. С.В., Завлин П. Н. Миндели П.Э. Нематериальные активы в науке: оценка и использование // Бюл. ВАК России. -1997.-№ 2.
  41. Ю.А. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. -1997.-№ 9.
  42. В. Позвольте вузам „поиграть“ в рынок // Alma mater. 1997. — № 1.45 .Владимиров В. Н. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высш. образование России. 1997. — № 2.
  43. В.Н. Государственный вуз в рыночной экономике: диалектика финансирования // Высш. образование в России.1997. -№ 4.
  44. А. А. Зуев В.М. Экономические кадры для народного образования. Экономические науки. — 1991. — № 6.
  45. А.А., Шерменев М. К. Расширять платные услуги. -Финансы СССР, 1991.-М Ц,
  46. А.А. Региональные аспекты финансирования системы высшей школы /У Финансы. 1996. — № 11.
  47. А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. — М.: НИИВО, 1996.
  48. А.А., Голиков Е. А., Никулин И. И. Высшее образование в динамике макроэкономических процессов России // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования (Сб. науч. тр.). М.: НИИВО, 1996,
  49. А.А., Беляков С. А. Совершенствование финансирования высшего образования // финансы. М., 1998. — № 9.
  50. Вопросы экономики народного образования: Сб. науч. тр.} НИИ ОП АПН СССР- Отв. ред. В. И. Ерошин. М., 1985.
  51. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж: ЮНЕСКО, 1998.
  52. Вуз и рынок. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России / Тихонов А. Н., Пузин И. Н., Амосов Б. А. и др. -М.: Коллектив, 1993.-Кн. 1.
  53. Вуз и рынок. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России / Тихонов А. Н., Пузин И, Н, Амосов Б. А. и др. -М.: Коллектив, 1993. Кн. 2.
  54. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. сб. -М.: НИИВО, 1996.
  55. Высшая школа в новых условиях хозяйствования: Сб. науч. тр. / Зуев В. М. и др. М.: НИИВШ, 1990.
  56. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / Цейкович К. Н., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н.й. и др.- Госкомвуз России, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -М., 1994.
  57. Высшее образование в 2001 г, Цюрих, 1985.
  58. Высшая школа- испытание рынком (По материалам социологических исследований) / Комитет по высшей школе, Програ*мма „Общественное мнение“. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  59. Высшее образование в Европе. Т. ХУП. — № 1. — 1992.
  60. Высшее образование в странах-членах Европейского Союза: цифры и факты // Европа. 1995. — № 2.
  61. А.И., Полянская В. И. Система образования в США. -М.: НИИВШ, 1988.
  62. А.И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / Госкомвуз России. М.: НИИВО, 1994.
  63. А.И. Проблемы управления и финансирования высшего образования в зарубежных странах (Аналитический доклад) / Международная академия наук информации, информационных процессов и технологий. М., 1997.
  64. В. Проблемы перехода к устойчивому развитию // МэиМО. 1995. — № 12.
  65. В.В., Дунаев Э. П. и др, Переход к рынку: условия и этапы становления. М., 1995.
  66. С.А. Региональные аспекты развития системы образования: Интеграция региональных систем образования // Тез. Всерос. науч.-практ, конф, (16−18 мая 1995 г. Кишинев: Изд-во Молдавского ун-та, 1995,
  67. М. Кадры для рынка II Деловой мир. 1995. — 9 сентября.
  68. Гончарова Н. В, О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования. 1997. — № 3.
  69. В.К., Кудрявцев Ю. А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт) / Госкомвуз России, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- Цейкович К. Н., Тарасюк Л. Н, (отв. ред.). М., 1994.
  70. Л. Беспредельна ли бесплатность образования // Высшее образование в России. 1995. — № 2.
  71. Государство и образование: опыт стран Запада // Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1992.
  72. Государство и образование: опыт стран Запада // Сб. обзо-dob.-M., 1992.1. А 5
  73. Э. Российская система образования сегодня: силы „за“ и „против“ реформ Н Кентавр. 1995. — № 1.
  74. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Изд-во „Юрид. колледж МГУ“, 1995.-Ч. 1.
  75. Ю. Федеративная образовательная политика России // Россия 2010. 1994. — № 5.
  76. Ю., Давыдов И. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. — № 1.
  77. С. Эволюция отношений собственности: форма -созерцание // Экономист. 1997. — № 2.
  78. С.З., Перегудов Л. В. Научно-методические основы обеспечения качества и конкурентоспособности кадров. -Таълим муаммолари, 1998. № 3.
  79. А. Подготовка кадров: опыт, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 1995. — К» 9.
  80. . Организация исследований по экономике образования // MAGISTER 1996. — № 4.
  81. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнат. -1995.-№ 6.
  82. Л., Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений в США // Вопросы экономики. 1994.1. No 4,
  83. Н. Социальное расслоение общества- причины, последствия, меры по ограничению /7 Экономист. 1997. — JNo 1.
  84. Деятельность университетов в условиях рыночной экономики / Жильцов Е. Н., Зуев В. М., Егоров Е. В. и др. М: Изд-во МГУ, 1991.
  85. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1996. — № 10.
  86. О. Алгоритм стагнации // Alma mater. 1994. i,
  87. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та экономики и финансов, 1995.
  88. Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  89. Е.В. Социальная инфраструктура вузов: управление и планирование. М., 1991. — (Экономика высш. школы: Обзор, ин-форм. / НИИВО- Вып. 1).
  90. Е.В., Кокорев В. Ю., Чупрунов Д. И. Формирование и использование внебюджетных средств университетов. М., 1992. -(Экономика высш. шк.: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 4).
  91. Э.Г. Мексиканская высшая школа сегодня // -Высшее образование в России. 1996. — Лг° 2,
  92. Э.Г. Подготовка кадров в условиях рыночных реформ // Латинская Америка. 1997. — № 3- № 4.
  93. В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: Ин-т упр. образованием. Центр соц. и экон. исследований. — 1997.
  94. Е.Г. Зарубежный опыт финансирования системы высшего образования: обзор международных тенденций // Вестн, С.-Пб. ун-та. Сер. 5, Экономика. 1994. — Вып. 4 (№ 26).
  95. . Меняющиеся типы // Высшее образование. -1993. -№ 3.
  96. В.А. и др. Экономика народного образования. -М.: Просвещение, 1986.
  97. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  98. Е.Н. О соотношении государственных рыночных начал в системе высшего образования в современных условиях. // Сб. докладов Всероссийской научной конференции: Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России. -М.: НИИВО. 1999.
  99. Е.Н. Проблемы формирования финансово-экономического механизма высшей школы (Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школы» -Красноярск: НИИВШ- 1992.
  100. Е.Н., Зуев В. М., Егоров Е. В., Ломанов П. Н. Деятельность университетов в условиях рыночной экономики. — М.: Изд-во МГУ. 1991.
  101. Е.Н. и др. Тенденции развития высшего образования в современном мире. М., 1992.
  102. ПО. Жильцов Е. Н., Зуев В. М., Колосова Р. П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы // -Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. 1993. — № 6.
  103. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  104. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций, М.: Изд-во МГУ, 1995.
  105. В.М. Образования много не бывает: Беседа с заместителем Председателя Госкомитета РФ по высшему образованию // Поиск. 1994. — № 3 (26 августа — 2 сентября),
  106. В.М. Концепция региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования // Регионология. 1994. — № 2−3.А
  107. С.Л. США: Бизнес и образование (Аналит. обзор) М.: ИНИОН РАН, 1993.
  108. Зиннуров У, Т. Маркетинг в деятельности вузов, теория и методы решения. -М. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993.
  109. В.М. Экономические проблемы реформы высшей школы // Экон. науки. 1988. — № 1.
  110. В.М. Основы рыночного хозяйства. М.: НИИВО, 1992.
  111. В.М. Внешнеэкономическая деятельность вузов и вопросы разгосударствления объектов высшей школы II Вуз и рынок. 1993. — Кн. 2.
  112. В.М. Социально-экономические условия формирования региональных комплексов высшей школы // Магистр (Новости НИИВО) 1995. — № 6.
  113. В., Ворончихин А., Шестопалова Е. Роль и задачи внебюджетного финансирования вузов в условиях перехода к рынку. М.: НИИВШ. — 1991.
  114. Зуев В. М, Воронин А. А., Джалалов С., Пусев В. И. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М.: НИИВО, 1995.
  115. С., Кусжанова А. Социализация молодежи и перспективы развития образования // Россия XXI. 1995. — № 9−10.
  116. В.Н. и др. Социально-культурная сфера: актуальные проблемы государственной политики // Проблемы прогнозирования. 1993. -№ 5.
  117. М.Ю. Маркетинг в России: проблемы становления. -М.: ИЭ РАН, 1996.
  118. В. Государственные регуляторы переходной экономики. Вопросы экономики. — 1991. — № 7.
  119. К. Интегрированное образование в неоднородных обществах // Вопросы образования. 1993. — № 1.
  120. С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
  121. В. Советское пространство: конструкция, деструкция, трансформация // Общественные науки и современность.1995. -№ 2.
  122. Г. Н. Российское образование в зеркале государственного бюджета // У нив. управление: практика и анализ. 1997. -№ 1,
  123. Как успехи в вашей школе. Самооценка с использованием показателей успеваемости. Министерство Шотландии. Отдел образования и промышленности, 1996.
  124. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. -М.: Республика, 1995.
  125. Н.Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономической собственности!! PVS .1996. -№>4.
  126. З.М., Владимиров В. Н. Проблемы изменения механизма финансирования государственных вузов // Перспективы существования и развития вузов в условиях рыночной экономики: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. Н. Новгород, 1997. — Ч. 1.
  127. И.А. Гармонично развитое поколение основа прогресса Узбекистана. — Ташкент: Изд-во «Шарк», 1997.
  128. И.А. Современные кадры важный фактор прогресса. Народное слово, № 119 (1641). 06.06.97.
  129. И. Управление бюджетным дефицитом в учреждениях высшего образования: современный опыт и практика // У нив. управление: практика и анализ. — 1997. 1.
  130. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. — М.: Мысль, 1985. (Современные буржуаз. экон. теории: критич. анализ).
  131. А. Кризис системы образования /7 Социологические исследования. 1993. — № 3.
  132. О.Н. О концепции развития образования в России // Социально-политический журнал. 1993. — N2 9.
  133. Ю.С. Экономические формы функционирования науки и образования в региональной воспроизводственной системе // Дис. докт. экон. наук (в форме научного доклада) Ростов н/Д, 1993.
  134. Комментарии к Закону РФ «Об образовании» // Право и экономика. 1995. — № 7, № 9−18.
  135. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. -М.: Наука. 1995.
  136. В.М. Возрастающая ответственность государства // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
  137. Концепция развития негосударственного образования в России // Учительская газета. 1994. — № 51. — (20 декабря).
  138. Р. Высшее образование Румынии в переходный период // Высшее образование в Европе. 1995. — Т. XX, — № j.
  139. Концепция нового экономического механизма функционирования профессионального образования в рыночных условияхпроект Минобразования России) // Унив. управление: практика и анализ. 1997. — № 1.
  140. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира // Высш. образование в России. 1996. — Ж>
  141. В. и др. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпускников // Высш. образование в России. 1996. — 2.
  142. Л.П. Проблема управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995.
  143. Ш. Развитие информационного пространства системы непрерывного образования (Методическая разработка). — Ташкент. ТГИВ. — 1998.
  144. Щ. Совершенствование управления образованием и маркетинг в системе подготовки кадров. Ташкент. :ТГИВ. -1998.
  145. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: Финстатинформ, 1997.
  146. В.В. Оплата наемного труда в учреждениях социально-культурной сферы. Изд-во С.-Пб. ун-та экономики и финансов, 1993.
  147. В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. № 3. — 1998.
  148. Ш. К., Вердагуэр А. Развитие и диверсификация социальной и экономической функций французских университетов // Высшее образование в Европе. 1995. — Т. XX. — № 3.
  149. В.В. Финансовые механизмы образования на муниципальном уровне II Педагогика. 1995, — № 6.
  150. В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980−1990 гг.): методология и результаты. М., 1995. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 1).
  151. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования: Обзор, информ. / Сост. Галаган А. И., Гоппа В. М.: НИИВО, 1997.
  152. И. Перед угрозой вырождения /7 Alma mater. -1997. -№ 3.
  153. . Экономический рост и образование в России и СССР в Х1Х-ХХ веках // Отечественная история. 1994. — № 4−5.
  154. Методические основы сравнительного анализа систем образования: Обзор, информ. / Сост. Галаган А. И., Гоппа В. Д. М.: НИИВО, 1995.
  155. Митин Б, Болотин И. Образование и национальная безопасность России // Alma mater. 1996. — № 6.
  156. Л. Финансирование высшего образования в зарубежных странах Я Экономика сельского хозяйства России. 1997. -№ 3.
  157. Наука, образование и технологии в России: Сб. науч. ана-лит. обзоров / РАН, ИНИОН- Ред.: А. И. Ракитов. М., 1996.
  158. Наука, культура и образование в рыночной экономике: Доклад Международного фонда «Реформа» П Независимая газета. -1993.-30 июня.
  159. И.Л. Университет центр педагогического образования в регионе // Педагогика. — 1993. — № 4.
  160. И.П., Грехем Д. В. Правительство и оказание финансовой поддержки студентам США- современные модели развития // Высшее образование в Европе. 1994. Т. XIX. — № 3.
  161. П. Н. Зуев В.М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996.
  162. Нормативная база ресурсного обеспечения подготовки специалистов в вузах в условиях рыночной экономики // Обзор, ин-форм. М: НИИВО, 1992.
  163. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике / Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1991.
  164. A.M. Организационно-экономические основы функционирования системы профессионального образования (Региональный аспект). Дис. докт. экон. наук. М.: МГУ, 1996.
  165. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М.: НИИВО, 1995.
  166. О состоянии и направлениях работы Госкомвуза России с1. А, А Vсубъектами Российской Федерации в области высшего профессионального образования. — М.: НИИВО, 1994. i э
  167. О состоянии финансирования высшей школы России. -М.: Высш. школа, 1994.
  168. О федеральном бюджете на 1996 г.: Федеральный Закон Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 228-фЗ. Р 9 505 299.
  169. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. JSr2 7 фЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3 (15 янв.).
  170. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный Закон Российской Федерации от 19 июня 1996 г. 125.фЗ // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1996. — № 10.
  171. О федеральном бюджете на 1997 год.: Федеральный Закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 29-фЗ. Р 9 700 742.
  172. О пеовоочередных мерах оазвития образования в РСФСР:1. А, А л i А
  173. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 года № 1 // Образование в Российской Федерации: указатель действующих законодательных и иных нормативных правовых актов. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999.
  174. О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение -расчетов за топливно-энергетические ресурсы: Постановление правительства Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N° 307. п.З.
  175. О материальной поддержке профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования: Постановление правительства Российской Федерации от 9 сентября 1994 г. № 954.
  176. О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.94 № 96 // «Российская газета». 1994. — 19 февраля.
  177. О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. № 823.
  178. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995.
  179. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Alma mater. 1997. — № 3.
  180. А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma mater. 1997. — № 1.
  181. В. Образование, квалификация и карьера: Затраты на образование инвестиции в ваше будущее // Человек и Карьера. — 1994.-№ 3.
  182. .Т. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы (1980−1994 гг.). — М.: Знание, 1994.
  183. Попов Е. Н, Воронин А. А. и др. Об организации государственного финансирования образовательных учреждений в соответствии с законом РФ «Об образовании». М, 1993. — (Экономика высш. школы: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 2).
  184. М.И. Основы маркетинга в сфере образования: Учеб. пособие (Ин-т точ. механики и оптики. С-Пб.: ИТМО, 1992).
  185. Практический опыт организации и функционирования вузов в странах рыночной экономики. Обзор. Проблемный автономный институт международного сотрудничества. М., 1992.
  186. Проблемы привлечения внебюджетных средств для эффективного развития вузовской науки и образовательных услуг- Тез. докл. Междунар. науч. семинара С.-Пб., 1997.
  187. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в Германии. Берлин, 1998.
  188. А.И. Право и вузы. М.: Кн. и бизнес, 1993.
  189. В.В. О содержании переходной экономики. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. М.- Финстатин-форм. 1997.
  190. Развитие образования России: Федеральная программа. Раздел «Высшее образование» / Госкомвуз России. М, — НИИВО, 1993.
  191. Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М: Изд-во МГУ, 1994.
  192. Развитие образования в России: Федеральная программа /' Госкомвуз России. М., 1996.
  193. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma mater. 1997. — № 2.
  194. О.В. Экономические стратегий функционирования высшей школы в условиях рыночных отношений: Дис, докт. экон. наук. Рига, 1991.
  195. Реформирование образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Рос. открытый ун-т, 1995,
  196. Роберт Янг, Перегудов Л. В. Зинурова Р.Г. Рекомендации по самоаттестации образовательных учреждений. Ташкент: ЕС — ТАСИС, 1999.
  197. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996.
  198. И. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах /7 Вопросы экономики. 1996. — № 1.
  199. Л. Состояние образования в Российской Федерации: необходимость и направления изменений в законодательстве. Рекомендации парламентских слушаний // Народное образование. — 1994.-^ь 6.
  200. Рольф Арнольд, Йоахим Мюнх. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения. Федеральное Министерство образования науки, исследований и технологии. Бонн, 1996.
  201. Россия: образование в переходный период // Документы Всемирного Банка / Доклад № 13 636 Р. 1994. — 22 ноября.
  202. Россия: образование в переходный период: Доклад Всемирного Банка (Управление Европы и Центральной Азии, Департамент Ш, отдел социальных ресурсов). 1995 — декабрь.
  203. X. «Групповой университет» и самоуправление в вузах. 1997.
  204. ., Шишкин С., Якобсон Л. Приватизация в соци-ально-культуоной ссЪере: проблемы и возможности реформы //v A ix i i. «*
  205. MAGISTER. Вопр. экономики. — 1996. № 4.
  206. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра- ИКЦ „Дис“. М., 1997.
  207. Рыбаков Ф. Ф, Социально-культурная сфера и рыночные отношения // Вестн. С.-Пб, гос. ун-та. Сер, 5. — 1996. — Вып. 3 (№ 19).
  208. А .Я. Цели и деятельность региональных аккредитующих организаций США. Научно-исследовательский институт высшего образования (России). Отчет. М., 1992.
  209. В.А. Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 1996. — № I.
  210. В.А. Итоги прошлого задачи будущего (с заседания Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ) Я. — 1997. — Л» 3.
  211. Семинар Совета Европы по теме Образование: структуры, политике и стратегии. Тема 1. Образование для демократических плюралистических обществ. Страсбург, 7−10 декабря 1993.
  212. Системы высшего образования стран Запада: Справочник. М.: Изд-во УДН, 1991.-Ч. 1 и 2.
  213. Система делового образования в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4.
  214. И.П. Поиск модели многоканального финансирования профессионального образования в России // MAGISTER. -М.- 1996.-.Ni? 4.
  215. Э. Конверсия, наука, образование //. 1994. — .No1.
  216. Состояние, проблемы и тенденции изменений в экономике образования / Под ред. В. И. Ерошина. М.: ИУО РАО, 1996.
  217. Н. Государство и наука // Альма матер. -1991. № 6.
  218. Специальные высшие учебные заведения в Германии. Бонн, 1997.
  219. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников Формирования содержания высшего обоазования. Костоома. к X — л. к 11 996.
  220. Л.Н., Цейкович К. Н., Ворожейкина О. Л. Некоторые особенности управления в высшей школе зарубежных стран /7 Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школой» (12−14 мая 1992 г.). Красногорск, 1992.
  221. Л.Н., Цейкович К. Н. Образование в США // Социально-политический журнал. 1997. — №> 4.
  222. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. — № 4.
  223. Ю.Г. Система образования Франции. М., 1994.
  224. Тенденции развития образования в современном мире (социально-экономический аспект) / Жильцов Е. Н., Колесов В. П., Соколов В. В. и др. Отв. ред. Кудрявцев Ю. М. М.: МГУ, 1992.
  225. Д. Образование и структурное регулирование // Перспективы: вопросы образования. ЮНЕСКО. 1993. — № 4.
  226. Н.Г., Лившиц В. Б. Концепция экономики системы образования, -М.: Новая школа, 1994.
  227. Типенко Н. Г, Тенденции изменения заработной платы в образовании //. 1996. — № 4.
  228. А.А., мл., Стриклекд Ш А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. Перев. с англ. М.: ИНФРА -М., 2000.
  229. Е. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы // Вопр. экономики. 1995. — -Nk 12.
  230. Тужилкин В, И, Больше вопросов, чем ответов (о проблеме ликвидации бюджетного дефицита и формирования внебюджетного фонда) // Высшее образование в России. 1994. — № 3.
  231. Н.С. Высшая школа в системе рыночных отношений // Финансы. 1995. — № В.
  232. X. Руководители университетов в Европе и США: статистическое сравнение. 1989.
  233. .Л. Передовые педагогические технологии. -Ташкент: ФАН, 2000.
  234. Филипп де Вуут. Перемены в университетском менеджменте//. 1997. -№ 2.
  235. В. Некоторые общемировые тенденции развития классических университетов // А. 1996. — N2 4.
  236. П., Пугачев М. И. Финансовый кризис в российском высшем образовании /7 Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 1996. — Х" 5.
  237. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России // Экономика и математические методы. 1997. — № 1.
  238. . Условия управления в образовании в двадцать первом веке. .-1981.
  239. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 4.1.
  240. В. Предпринимательство в сфере образования. -Кострома: Изд-во КГПУ, 1995.
  241. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика комплексная научно-техническая дисциплина: Перев. с англ. Ж.Кристенсен., Д. Мейстер, П. Фоули и др. -М.: Мир, 1991.
  242. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 4. Аргономическое проектирование деятельности и систем. Перев. с англ. Дж.О.Брайен, Х. Ван Котт, Дж. Векер. и др. М.: Мир, 1991.
  243. ЧупруновД.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.- Высш. школа, 1988.
  244. Ю. Финансирование вузов: опыт некоторых за4 А. «г iрубежных стран // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1995. — № 4.
  245. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  246. И.М., Якобсон Л. И. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Наука, 1995.
  247. В.М. Человековедческая компетентность менеджера, Управленческая антропология. М: Народное образование, 1999.
  248. В. Анализ состояния и путь развития высшего образования в России. М.: МАНВШ. -1996.
  249. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России: Международная АН высшей школы. — М.: НИИВО, 1993.
  250. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. — М.: МАН ВШ, 1996.
  251. Экономика переходного периода // Под ред, В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во Московского университета, 1995.
  252. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений // Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1993.
  253. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Н. Жильцова. Казань, 1996.
  254. В. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. — № 1.
  255. Д.С. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. VI.: Экономика, 1993.
  256. Якобсон Л.1−1 Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М: Наука, 1995.
  257. К.В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.
  258. Яраб Йосиф. Реформирование системы высшего образования и исследований Чехии /7 Высшее образование в Европе. -1995.-Т. XX, № 3.
  259. Albrecht D., Ziderman A. Student loans: An effective instrument for cost recovery education // The World Bank Research Observer 1993 -N 1.
  260. Almqnac /7 The Chronicle of Higher Education. 1992. — 26 August.
  261. Berdahl R. Academic Freedom, Autonomy and Accountability British Universities. Studies in Higher Education. L., 1990. — T. 2.
  262. J 271. Carlson S. Private financing of Higher education in Latin America and the Caribbean // The Word Bank Latin America and the Caribbean Technical Department Studies Program Report 18−1992.
  263. Geddes A. The Quest for Institutional Autonomy in the Dutch Higher Education Sector. 1990. Vol. 20, N 1.
  264. Gesetz uber die Schulen im Land Brandenburg, 1999.
  265. Kotter, Jhon P., and James L.Heskett. Corporate Culture and Performance. New York: Free Press, 1992.
  266. Lounghry Т. de U.S. Seeks an Overhaul of Its Student Aid Management Poor Supervision Has Added to Abuses, Report Savs // The Chronicle of Higher Education. 1991. — 17 April.
  267. Malic W. Polskie pelegrynacje universytetskie do niemec, 1871−1914.-Poznan, 1990.
  268. Merisotis J.P. An Inventory of Initiative Financing Plans to Help for Higher Education. In: New Ways to Pay for College. N.Y. -1991.-P. 51−66.
  269. McPherson M. Schapiro M. Keeping College Affordable: government and Educational OoDortunitv. Washington D.C.: Thef i i * с
  270. Brookings Institution. 1991.
  271. Mumper M. Vander Ark P. Evaluating the Stafford Student Loan Programme: Current Problems Prospects for Reform // Jomal of Yigher Education. 1991. — Vol. 62, N 1.
  272. OECD Education Indicators. P, 1997.
  273. SIUC Financial Aid Office and International Programmes -and Services.
  274. Frances C. Student Aid: Is It Working as It Is Supposed To? // Change. 1990. — Julv-Ausust. — P. 35−42.
  275. Philip Rotler, Marketing Management, 5-th ed. Englewood cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1984.
  276. Hartle T.W. The Evolution and Prospects of Financing Alternatives for Higher Education. In: New Wavs of Paving for Colleege //1. СИ? -J J C?
  277. A.M. Hauptman, R.H. Koff (eds.). Washington D.S.: American Council on Education. 1991.
  278. Higher Education. The Lessons of Experience. Word Bank, Washington, D.C.
  279. UNESCO Statistical yearbook, 1995, UNESCO Publishing and Bernan Press, U.S.A.
  280. Skills shortages in Europe, IRDAG report, 1991.
  281. Tan J., Hogue M. Recovering the cost of public higher education in Latin America and the Caribbean // World Bank Education and Training Department Discussion Paper 1985.
  282. Tan J., Psacharoooulos P. Financins education in deveiooin1. A Acountries /7 Word Bank 1986.
  283. Wroodhall H. Student loans as a means of funancing higher education: Lessons of experiens // The World Bank Staff Working Paper 1983.
Заполнить форму текущей работой