Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование правосознания молодежи как социальный регулятор девиантного поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводами более частного характера являются касающиеся непосредственно роли ближайшего окружения в становлении правосознания и тем самым формирования социально-правовой направленности поведения подростка. При этом необходимо отметить следующее: позиции ближайшего окружения — прежде всего семьи — являются решающим фактором формирования уровня правосознания подрастающего поколения, вследствие чего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социологических исследований девиантного поведения в современном обществе
    • 1. 1. Молодежь как социальная группа
    • 1. 2. Девиантное поведение и его основные формы
    • 1. 3. Проблемы социализации, социальной адаптации и становления личности
    • 1. 4. Особенности формирований правосознания в посттоталитарном обществе
    • 1. 5. Методика социологического исследования проблем правосознания молодежи
  • Глава 2. Социально-педагогические и социально-психологические факторы становления правосознания подростка
    • 2. 1. Особенности базовых социальных установок молодежи
    • 2. 2. Самосознание и правосознание подростка в системе социальной направленности поведения

Формирование правосознания молодежи как социальный регулятор девиантного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Радикальные преобразования современного российского общества сопровождаются ростом преступности и других форм отклоняющегося поведения [5, 7, 13, 15, 22, 33, 59, 60, 66, 72, 90,102, ИЗ и др.]. Не дать оступиться и помочь оступившемуся — важнейшая задача правоохранительных органов.

Это требует всестороннего научного познания указанных явлений, поскольку асоциальные отклонения в поведении несовершеннолетних, выражаясь в самых разнообразных формах, в конечном счете свидетельствуют о начавшейся социальной дезадаптации, десоциализации несовершеннолетних, что ведет к криминализации их личности, к формированию и закреплению антиобщественной направленности, приобщению к преступной деятельности [6, 11, 18, 27, 53, 66, 89 и др.].

Для современной России эта проблематика приобретает особую актуальность в силу следующих причин: распространение социально-негативных видов отклоняющегося поведения не способствует стабилизации социально-экономической и политико-правовой ситуации в стране, выступая тормозящим фактором общественного развитиясоциально-экономический кризис, сопряженный с разрушением механизмов государственной власти, расширяет социальную базу различных форм отклоняющегося поведения, стимулирует процесс криминализации и распространения социально-негативных видов девиантного поведения, приобретающих массовый характер и нередко воспринимаемых как приемлемый стиль поведения.

В первую очередь актуальна разработка указанной проблематики в отношении контингента, личность которого еще только формируется. Внимание к ней важно в двух планах: во-первых, любая тема, связанная с молодежью, в сущности отражает состояние общества в целом, затрагивает основные проблемы социального, экономического и политического планаво-вторых, на тенденции в общей динамике преступности, безусловно, влияет состояние, структура и динамика проступков несовершеннолетних, ибо тенденции взрослой преступности заложены в структуре правонарушений несовершеннолетних [59].

Сегодня решение молодым человеком проблем собственной самореализации и его поиск своего пути в новых социально-экономических условиях довольно часто сопровождается ориентацией на ускоренное статусное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптивности. Особенно характерно это для контингента в возрасте 14−15 лет, когда подросток начинает совершать социально значимые поступки, а его свободное время уходит из-под контроля родителей.

Постоянная потребность в самоутверждении в условиях коммерсализации и деидеологизации в большинстве случаев дает выход на чисто «материальные» интересы, порождая противоречия между желаниями меркантильного характера и степенью их удовлетворения. Неустойчивость ценностных ориентаций морально-нравственного плана [39] и недостаточно высокий уровень правосознания подростков создают предпосылки тому, что все большее число несовершеннолетних решают свои материальные проблемы криминальным путем. В последнее время данная тенденция приняла достаточно выраженный характер [34, 38, 58, 66, 116, 142 и др.] .

Рост преступности неизбежным следствием имеет качественное изменение самого общества: начинается «криминальное заражение» законопослушных граждан, деформация всех форм общественного сознания и прежде всего правосознания подростков, которые в отличие от людей более старшего возраста, не имеет жизненного опыта. Этот контингент труднее адаптируется к изменившимся условиям, а ситуация усугубляется тем, что социальные институты, призванные содействовать социализации личности, сами начинают деградировать, а то и вовсе прекращают свое функционирование [142].

В таких условиях определенная, порой значительная, часть молодежи стимулируется к противоправным действиям самим фактом дезорганизации ряда сфер общественной жизни, размытостью, а зачастую и явным отходом от нравственных норм и ценностей со стороны власть и богатство имущих.

Несомненно, социально негативно сказываются на росте преступности несовершеннолетних и набирающие силу тенденции в отношении распространения социальных аномалий — пьянства, наркомании, половой распущенности. Например, за десять лет в Москве, согласно данным Е. С. Жигарева, при росте числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, более чем в 3 раза, в 2 раза вырос контингент несовершеннолетних, совершивших преступления, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения [57].

Многочисленные исследования указывают на резкое в целом «омоложение» преступности несовершеннолетних. Так, по данным НИИ МВД с 1983 по 1992 годы количество участников преступлений в возрасте 16−17 лет увеличилось на 55% и на 14,6% несовершеннолетних участников преступлений, не достигших возраста привлечения к ответственности. Из 2 210 430 преступлений, совершенных только за первое полугодие 1995 года,.

137 733 осуществлено несовершеннолетними и при их соучастии. Темпы роста преступности несовершеннолетних за год составили 3,3% [27].

Не способствует оптимизации социальной ситуации тот факт, что преобразования в обществе идут быстрее, чем предлагаются и вступают в действие механизмы правового регулирования. Это, в свою очередь, накладывает существенный отпечаток на правосознание и поведение подростков.

Негативные тенденции криминального плана подкрепляются относительной многочисленностью и ростом контингента несовершеннолетних индивидов с акцентуациями характера. У этого контингента, более восприимчивого к неблагоприятным воздействиям социальной среды, в особенности к семейному неблагополучию, нарушению воспитательного процесса в школе, негативно ориентированным неформальным группам сверстников, достаточно выражены особенности личности, повышающие риск преступного поведения. В силу этого акцентуированные несовершеннолетние представляют собой контингент, требующий повышенного внимания при организации и осуществлении профилактики преступлений [11].

Изложенное выше свидетельствует об актуальности и значимости безотлагательного исследования разных аспектов формирования правосознания, определяющих этот процесс факторов, что в конечном итоге позволит выявить условия формирования социально позитивного правосознания входящего в жизнь поколения в целях обеспечения управления процессом профилактики девиантного поведения.

Конкретно актуальность исследования проблемы роли и места правосознания как фактора социальной регуляции девиантного поведения несовершеннолетних обусловлена следующими обстоятельствами: социальная практика управления свидетельствует о том, что имеются значительные резервы повышения эффективности работы правоохранительных органов в сфере профилактики девиантного поведения подростканеобходимостью научного анализа проблематики формирования правосознания подростка, роли и места условий и факторов, его определяющих, в частности, анализа общего и особенного в этом процессе в отношении контингентов с социально позитивным и девиантным поведениемпотребностью научно-обоснованных рекомендаций совершенствования деятельности органов государственного и муниципального управления по формированию правосознания подростков как социального регулятора и профилактики девиантного поведения.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Обращение к истории свидетельствует, что общество практически всегда особое внимание уделяло проблеме поведения, не соответствующего общепринятым или официально одобряемым социальным нормам. Не менее актуальна эта проблема и сегодня, что обусловило возникновение в рамках социологии особого направления — социологии девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля.

В западной литературе вопросы социальной девиации достаточно полно рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Г. Тарда, А. Кетле, Р. Мертона, Г. Парсонса и др. [26, 54, 71, 86, 87, 88, 104, 105, 129, 130, 135 и др.].

Основоположником теории девиантного поведения принято считать Э. Дюркгейма, концепция аномии которого как состояния общества, характеризующегося отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, легла в основу дальнейших исследований социальных отклонений. Собственно говоря само понятие девиантного (отклоняющегося) поведения получило широкое распространение в зарубежной социологии именно в связи с развитием его теории социальной дезорганизации. Дальнейшие исследования этого феномена способствовали появлению новых теорий и концепций отклоняющегося поведения.

Стремление западных социологов к междисциплинарным исследованиям этой проблемы внесло определенную неоднозначность как в саму трактовку понятия девиантное поведение, так и в определение предмета рассматриваемой научной дисциплины и даже её исходного понятиядевиантность. Как следствие этого под девиантным поведением стали пониматься разнокачественные явления как социального, так и психофизиологического свойства.

Продуктивное становление отечественной социологии девиантного поведения следует отнести к 60−70 гг., хотя многие аспекты этой проблемы и ранее изучались в рамках криминологии, специальных медицинских дисциплин, психологии. Особую роль в развитии социологии девиантного поведения сыграли историко-критические обзоры зарубежных исследований [20, 32, 65, 125, 148 и др.] .

Анализ научных исследований по теме диссертации позволяет сделать вывод: разные аспекты исследуемой проблемы достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Их классификация позволяет выделить следующие направления научных и научно-практических разработок: проблемы девиантного поведенияправовая культура и вопросы правосознаниясоциализация и становление личности.

Среди трудов отечественных ученых по проблемам девиантного поведения следует отметить работы В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского, А. Р. Ратинова, B.C. Афанасьева, Я. И. Гилинского, А. Г. Здравомыслова, А. МЛковлева, Ю. М. Антоняна, К. Е. Игошева, Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, С. А. Беличевой, Ю. М. Кондратьева, В. Д. Ермакова, В. В. Панкратова, и др. [см., например, 11, 13, 18,36,37,55,76, 89, 102 и др.].

Второе направление исследований — по проблемам правовой культуры и правосознания — разработано достаточно полно. Здесь в первую очередь следует выделить труды С. С. Алексеева, Н. М. Кейзерова, В. Н. Кудрявцева, А. Р. Ратинова, JI.C. Явича и др. [2, 3, 4, 70, 77, 78, 79, 119, 120, 152 и др.].

В последние годы намечается тенденция исследования различных аспектов взаимосвязи правосознания молодежи и девиантного поведения [см., например, 40, 142]. Однако это направление требует еще своего дальнейшего развития.

Проблемы социализации и становления личности — третье основное направление исследований — также стали предметом пристального внимания в аспекте профилактики девиантного поведения. Здесь следует отметить С. А. Беличевой, А. И. Ковалевой, Ю. Г. Пилипейченко и др. [18, 19, 25,33,46, 73,97, 107, 115, 132].

И все же особенностью современной ситуации в исследовании рассматриваемой проблемы является существенный разрыв между разработками общетеоретического плана и на основе конкретных социологических исследований.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в отечественной социологической литературе определили выбор цели и задач, объекта и предмета предпринятого нами исследования.

Цель исследования — выявление роли и места правосознания подростка в системе социальной регуляции девиантного поведения в условиях реформирования тоталитарного общества.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задан: выявить степень разработанности проблемы влияния правосознания на становление социально позитивного поведения молодежипроанализировать различные методологические и концептуальные подходы к исследованию детерминант девиантного поведенияопределить сущность и содержания феномена правосознания и его места в системе формирования социальной направленности личностиустановить меру взаимосвязи объективных и субъективных факторов в становлении правосознания подрастающего поколения, в частности, роль в этом процессе ближайшего окружениявыявить особенности влияния разных форм социальной депривации на становление правосознания подростка и тем самым на коррекцию социальной направленности его личностиопределить перспективы и основные направления совершенствования процесса социальной профилактики девиантного поведения подростка и его социальной реадаптации в современных условиях на базе формирования его правосознания.

В ходе подготовки к исследованию были сформулированы следующие гипотезы:

1. Становление позитивной направленности социального поведения подростка зависит от его правовой культуры и, в частности, от формирования должного уровня правосознания, что, в свою очередь, обусловлено влиянием социальных факторов-доминант.

2. Правосознание личности определяется общей ее социальной направленностью, структурой ценностных и референтных ориентаций наиболее общего плана — нравственными установками подростка.

3. Опора деятельности органов управления на научно обоснованные представления об особенностях правосознания подростков с социально позитивным и отклоняющимся поведением, о факторах и условиях становления правосознания позволит целенаправленно формировать таковое и использовать его как социальный регулятор девиантного поведения в целях оздоровления криминогенной ситуации в условиях социальной нестабильности посттоталитарного общества.

Объект исследования — правовая культура и правосознание в системе социальной направленности личности подростка.

Предмет исследования — роль и место правосознания как фактора профилактики девиантного поведения и социальной адаптации подростка.

Теоретико-методологическую базу исследования составили исторический и логический подходы к явлениям и процессам общественной жизни, идеи и концептуальные положения теоретических работ и обобщение практического опыта зарубежных и отечественных социологов, философов, психологов и педагогов по проблемам феномена человека, социологии молодежи, вопросам социализации и становления личности, формирования ценностей и ценностных ориентаций, прежде всего в сфере правовой культуры и правосознания подростка, проблемам девиантного и делинквентного поведения, а также посвященной историческим и социокультурным особенностям морально-этической и правовой проблематики.

Эмпирическую базу исследования составили: материалы официальных и специальных статистических источников, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации за 1985;1998 гг.- информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научныхвторичный анализ результатов конкретных социологических, социально-психологических, педагогических и правовых исследований по проблемам девиантного поведения, формирования правосознания молодежи [58, 59, 66, 72, 142 и др.]- данные собственного конкретного социологического исследования факторов и условий формирования правосознания подростков, проведенного в Краснодарском крае в 1995;1997 гг. (N- 857) — материалы социального эксперимента по созданию предпосылок формирования должного уровня правосознания в целях коррекции девиантного поведения, проводимого в 1996;1998 гг. в Краснодарском крае в условиях летнего отдыха подростков.

Научная новизна работы заключается в том, что: сформулировано авторское понимание природы правосознания и направленности личности в правовой сфере, основывающееся на том, что содержательность подхода к управлению профилактикой противоправного поведения и социальной реадаптацией подростков с девиантным и делинквентным поведением связана с корректностью социокультурного анализа проблемы формирования в конкретно-исторических условиях ценностных ориентаций личности нравственного плана. установлено, что основанный на социокультурном анализе проблемы формирования ценностных ориентаций личности нравственного плана авторский подход к пониманию сущности и механизма формирования правосознания подростка и направчарргтрциа птнОТТЯРТ ВЫЯЯИТЬ ПОТТК^ и место феномена правосознания как фактора социального регулирования процесса социальной адаптации и реадаптации подростка и тем самым обеспечить содержательность социологического исследования феномена девиантного и делинквентного поведения, а также условий и предпосылок его профилактики и коррекциивыявлены условия и факторы, определяющие становление правовой культуры и правосознания подростка, а также детерминирующие девиантное поведение, и показано, что факторам и-доминантами при формировании правосознания подростка являются: ценностные ориентации, социальная иицилгти у црянпгтнянир Яттижяйтиегп окруженияособенности референтных групп и уровень конформности индивидавключенность подростка в образовательный процесс и ориентации на особенности трудовой деятельностиперспективы самоутверждения в конкретной деятельности и в референтной группе и потенциал их реализациивыявлена эффективность разных форм депривации для позитивной динамики правосознания подростка и на этой базе его социальной адаптации и реадаптации, в частности показано, что во многих случаях условия ограниченной депривации недостаточно эффективны для коррекции правосознания подросткаустановлен факт необходимости изменения подхода к проблеме формирования правовой культуры с решения проблемы освоения правовых знаний, т. е. с проблем правознания, на формирование правосознания подростка на базе становления его как позитивно социально направленной нравственной личностивыявлено, что активная опора на феномен правосознания как социальный регулятор девиантного поведения молодежи возможна лишь при условии регулярного проведения конкретно-социологических исследований динамики правовой культуры подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «правосознание подростка», выявлении места и роли этой категории в системе научных представлений о формировании социально-позитивного, девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, возможностей и перспектив опоры на этот феномен при решении проблем управления процессами социальной адаптации и реадаптации несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ социальной политики в сфере формирования правосознания подрастающего поколения как фактора профилактики социально обусловленного девиантного поведения молодежи, а также практических предложений по их реализации.

Результаты исследования могут быть использованы и уже используются органами внутренних дел Краснодарского края в процессе дальнейшего изучения и разработки проблем взаимодействия органов государственного и муниципального управления в системе профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков, а также в целях социальной реабилитации и социальной адаптации несовершенноI етних.

Введенный в оборот фактический материал и данные социологического исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов и пособий по совершенствованию работы с молодежью.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена в Адыгейском Государственном университете и на заседании проблемной группы кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основные результаты, положения и выводы диссертационной работы содержатся в информационно-аналитических материалах, подготовленных с участием автора, и были использованы при подготовке ряда докладов, пособий и справочных материалов для органов внутренних дел Краснодарского края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретико-методологический анализ позволил увидеть проблему формирования правосознания и перспективы опоры на этот фактор в системе управления процессом профилактики девиантного и делинквентного поведения молодежи, а также социальной реадаптации в более содержательном плане. Разработанной на этой основе подход позволил выявить основные показатели и базовые факторы формирования должного уровня правосознания подростка, а тем самым и социальной направленности личности, что важно при решении проблемы управления в сфере профилактики социально обусловленных форм девиантного поведения правоохранительными органами. При этом смысловым ядром проводимого анализа стало рассмотрение конкретных условий вхождения индивида в культуру, условий становления его индивидуальности. И прежде всего — особенностей его ближайшего окружения.

Исследование показало эффективность предлагаемого нами подхода при социологическом анализе роли правосознания в системе управления процессом профилактики социально-обусловленных форм девиантного, в том числе и делинквентного, поведения, а также социальной адаптации, реадаптации и социальной реабилитации молодежи. В то же время выявилось, что система правосознания индивида в конечном итоге определяется особенностями социальной направленности его личности, культурно-образовательным уровнем и установками в трудовой сфере, причем системообразующим фактором уровня правосознания индивида являются его нравственные ориентации.

Выдержанная в такой логике методика исследования правосознания подрастающего поколения позволяет выявить особенности становления контингентов с девиантным, административно-деликтным (по терминологии Е.С.Жигарева) и делинквентным поведением и тем самым дает достаточно прочную основу для разработки мер социального регулирования девиантного поведения молодежи.

Выводами более частного характера являются касающиеся непосредственно роли ближайшего окружения в становлении правосознания и тем самым формирования социально-правовой направленности поведения подростка. При этом необходимо отметить следующее: позиции ближайшего окружения — прежде всего семьи — являются решающим фактором формирования уровня правосознания подрастающего поколения, вследствие чего семейное неблагополучие создает предпосылки повышения влияния на подростка социально негативно направленных неформальных группрешающим фактором формирования должного уровня правосознания подростка как базового фактора социально-позитивного его поведения является создание условий для вовлечение его в личностно значимую для него деятельность, причем деятельность социально-позитивную и культурно-ориентированнуюнаши исследования подтвердили, что уровень культуры индивида — и прежде всего его образовательный уровень — является одной из основных социальных ценностей, во многом предопределяя позитивные ценностные и референтные ориентации личностиисследование подтвердило также, что недостаточное внимание к проблемам общего образование и ранний уход подростка из-под влияния образовательной системы создает предпосылки снижения уровня позитивно окрашенных социальных притязаний и референтных ориентаций, а тем самым выступает фактором риска формирования девиантного поведения.

В целом проведенный анализ роли и места правосознания в системе социального регулирования девиантного поведения показал, что уровень криминогенности сегодняшней ситуации во многом связан с переориентацией средств массовой информации на пропаганду индивидуалистических ценностей и корпоративности отношений, с разрушением системы общественных молодежных организаций и сложившихся социальных институтов (семьи, системы общего и профессионального образования и т. д.), которые в предшествующий период играли ведущую роль в формировании позитивных ориентаций подрастающего поколения в правовой сфере.

На этом фоне нужны специальные усилия государственных и муниципальных органов управления по формирования должного уровня правосознания молодежи. Реальной предпосылкой формирования феномена правосознания подростка и опоры на него как на социальный регулятор девиантного поведения молодежи может стать постоянное зондирование ситуации в отношении динамики правовой культуры подростков путем регулярного проведения конкретно-социологических исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля (Сводный реферат) // Социологические исследования в России. Вып.2. — 1991−1992. — М.: ИНИОН РАН, 1993.
  2. С.С. Государство и право: Начал.курс. 2 изд., перераб. и доп. — М.: Юрид. лит., 1994. — 190с.
  3. С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид.лит., 1971. — С.204.
  4. С.С. Теория права. -М.: БЕК, 1993.-223с.
  5. С.Б. Состояние и динамика умышленных убийств в 1993 г. в России // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.133−141.
  6. Ю.А. Личность преступника: Диагностика ценностных ориентаций осужденных и воспитательный процесс в ИТУ. Домодедово, 1992. 84с.
  7. Л.Л. Социально-правовые исследования проблемы проституции // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып.9. — М., 1996. — 60 с.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психологические труды. Т.З. — М.: Педагогика, 1980.- С.4
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376с.
  10. Ю.Антонов-Романовский Г. В. Исходные положения системы мер предупреждения девиантного поведения в правовом государстве // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.147−158.
  11. П.Антонян Ю. М., Юстицкий B.B. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 19 993.- 120 с.
  12. Арсенкина J1.K. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе (опыт методологического анализа): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1972. — 26 с.
  13. З.Афанасьев B.C., Гилинский Я. И., Соколов B.C. Петербургские бездомные: социологическое исследование // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.116−133.
  14. Н.Афасижев Т. И. О социальной защите студенчества в условиях рынка // Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993. — С. 17−24.
  15. A.A. Криминальная статистика как показатель состояния общества // Социс. 1997. — N 8. — С.71−77.
  16. О.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Формирование гуманнистического мировозрения студентов: Сб.науч. трудов. Смоленск, 1991. — С.51.
  17. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.
  18. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних М., 1989.
  19. С.А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. -М., 1993.-62 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Структура потребностей и социальные качества личности // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. Вып.8. — М.: ИСИ, 1990. — С. 43−48.
  21. O.A. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностнные ориентации. Ростов н/Д.: Ин-т нар. хоз-ва, 1990. -8с.-Деп. в ИНИОН РАН.
  22. Борьба с преступностью в России: январь-август 1995 г. // Щит и меч. -1995.-№ 39.
  23. Бурова-Ильева М. И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.канд. филос.наук. М., 1982. — 23 с.
  24. C.B. Криминологические проблемы правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.25 с.
  25. Э.П. Актуальные проблемы социального девиантного поведения и социального контроля (Сводный реферат) // Социологические исследования в России. Вып.2. 1991−1992. — М.: ИНИОН РАН, 1993. — С.169−185.
  26. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 805с.
  27. П.Б. К вопросу о мерах предупреждения преступности несовершеннолетних // Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на Дону: РВШ МВД РФБ 1996. — С.22−23.
  28. H.H. Физическая культура и спорт как социальное явление. -Кишинев: Штиинца, 1986.- С. 121.
  29. В. H. (M. М. Бахтин). Фрейдизм / Комментарии В. Махлина. — М.: Лабиринт, 1993. — С. 11.
  30. К.С. О перспективах российской государственности. М.: Луч, 1993. — 81 с.
  31. Г. В. Кто мыслит абстрактно. Гегель. Работы разных лет. — Т.1. -М.: Мысль, 1970.
  32. Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. -М., 1994.-С. 315.
  33. Я.И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.58−68.
  34. Я.И. Социальное насилие и смысл жизни // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. Вып.8. — М.: ИСИ РАН, 1990. — С.34.
  35. Я.И. Социальный контроль в современном обществе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / РАН. Ин-т социологии. М., 1992. С.39−59.
  36. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. -1991.4.
  37. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного отклоняющегося поведения: Учебное пособие. СПб., 1993. — С. 191.
  38. И.М. Криминологическая характеристика групповых преступлений с участием несовершеннолетних. Казань: Казан, гос. ун-т.- 1993.- 14с.
  39. Н.В. Ценностные ориентации подростка с правопослушным и противоправным поведением: общее и особенное в системе их формирования. Краснодар, 1998. — 16с.
  40. Н.В. Ценностные ориентации в системе профилактики противоправного поведения подростка: Автореф. дис. канд. социолог, наук. М., 1998.
  41. Н.В., Сапрунов А. Г. Ценностные ориентации молодежи в сфере правосознания в посттоталитарном обществе. Краснодар1. Москва, 1997. С. 5.
  42. Т.Н. Социально-психологические и биологические факторы аутодеструктивного поведения: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. -М., 1995.-23 с.
  43. А. В. Криминологическое значение исследований правового сознания молодежи : Автореф.дис. канд.юрид.наук. Свердловск, 1983.-С. 11.
  44. A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 157с.
  45. A.A. Объем выборки // Социологические исследования. -1988. N 6. — С.83−89.
  46. Девиантное поведение молодежи // Социология молодежи. СПб.: Университет, 1996. — С.280.
  47. И. Д. Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М.: Наука, 1994. — С. 202—203.
  48. Н. А. Луч света в темном царстве // Собр. соч.: В 9 т. — Т. 6.—М.-Л., 1961−1964. —С. 337—353.
  49. А.И. Взаимодействие и причинность в криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 38. — М., 1981. — С. 9.
  50. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид.лит., 1981. — С. 87.
  51. А.И. Криминологические исследования взаимосвязи правосознания и преступности // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности: Сборник науч. трудов.-М., 1986. С.34−53.
  52. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологическиеисследования. 1991. — № 2. 5 5. Ермаков В. Д. Социально-правовая профилактика преступлений несовершеннолетних, связанных с недостатком семейного воспитания. -М., 1981. — С.17−33.
  53. С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ: Автореф. дис.канд. филос. наук. -Саратов, 1995.- 18 с.
  54. Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие /МВД СССР. Моск. высш. шк. милиции. М., 1990. — 77 с,
  55. Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М., 1992.
  56. История социологии: Учебное пособие. Минск: Вища школа, 1993. -С.160.
  57. А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Казань, 1996. — 18 с.
  58. В.И. Предмет и методика эмпирических иссследований правосознания // Вопросы борьбы с преступностью. -Вып.25. М., 1976. С. 22.
  59. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. — С. 202.
  60. И. Основы метафизики нравственности / Собр. соч. В 6 т. Т.4. -4.1. — М.: Мысль, 1965. — С.270.
  61. Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1983. — 232 с.
  62. А. Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей. Киев, 1911. — Т. I. — С. 52.
  63. С.Г. Нормы повседневного общения и криминализация общества // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.68−78.
  64. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. — 223 с.
  65. А.Е. Конституционное право: тенденции развития // Российское правоведение: первая половина 90-х годов. М.: ИНИОН РАН, 1995. -С.26.
  66. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — С. 104.
  67. В.Н. Исследовательская проблема социальные отклонения // Социологические исследования. — 1983. — № 2.
  68. В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978. — С. 192.
  69. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. — 287с.
  70. В.Н. Правопонимание и законность // Государство и право. -1994.-N3.-С. 3−11
  71. А.Г. Нравственно-правовое поведение подростков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 116с.
  72. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9. — С. 24.
  73. В.И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр.соч. -Т.45. С.197−201.
  74. П. Ф. Семейная жизнь ребенка // Избр. пед. соч. М., 1951. — Т. 1.-С. 210−218.
  75. Л.Н. О правомерном поведении личности. // Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях. Чебоксары, 1996. Ч. 1. — С. 85−90.
  76. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. — С.264.
  77. К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. — Т.1. — С.13−14.
  78. К., Энгельс Ф. Фейербах // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. -Т.З.-С.19.
  79. К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. — Т.42. — С. 164.
  80. Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. — С. 299−313.
  81. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. — № 4. — С. 91−96.
  82. Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. — № 2−4.
  83. Г. М., Ошеров М. С. Вопросы совершенствования индивидуальной профилактики правонарушений несовершеннолетних // Труды Акад. МВД СССР. М., 1982. — С.141.
  84. И.Б. Преступность в посттоталитарной России // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.104−116.
  85. А.С. Осужденные кто они? — М., 1992. — 58 с.
  86. А.В. Взаимодействие права и нравственности // Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964. — С.90−94.
  87. О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков: Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 1992. -23 с.
  88. Молодежь России: тенденции, перспективы. М.: Молодая гвардия, 1993. — С. 144.
  89. Молодежь России: Социальное развитие. М.: Наука, 1992. — С.23.
  90. А. В. Социализация и «смутное время». М., 1994.
  91. Н. Социальная работа и девиантное поведение (теория и методология) // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.78−91.
  92. Нгуен Чи Чунг. Социально-культурные факторы изменения сельской семьи (На примере Вьетнама): Дис.. канд. социолог, наук. М., 1994. -С.25.
  93. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — С.111−113.
  94. Основы социально-психологической теории. М.: Междунар. Пед. академия, 1995. — С.71.
  95. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. / Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. — М.: Наука, 1994. — С. 30−37.
  96. В.В. Судьба молодежи России в переходный период -уголовный мир или гражданская война? // Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями): Ежегодник. М.: ИС РАН, 1995. — С.141−147.
  97. ЮЗ.Паниотто В. И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. — 272 с.
  98. Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 474 — 476.
  99. Т. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. -428с.
  100. Петрова JLB. Философско-методологические проблемы теории правовой культуры. Харьков: Харьк.юрид.ин-т, 1988. — 156с. — Деп. в ИНИОН АН СССР.
  101. Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогическиеосновы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя: Учеб.пособие. М.: Моск. спец. сред. шк. милиции МВД СССР, 1990. -55с.
  102. С.Н. Отклонения от норм социалистического образа жизни в молодежной среде. М., 1986.
  103. В.А. Физическая культура и становление личности: Дисс. в форме научного доклада. д-ра филос. наук. М., 1994. — 45 с.
  104. В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. М.: ФИСО, 1994. — 118 с.
  105. Ш. Похмелкин A.B., Похмелкин В. В. Новая концепция уголовной политики // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып.1. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 28с.
  106. Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения. М.: Акад. МВД СССР., 1985. — 210с.
  107. Преступность впадает в детство // Молодежь. Цифры, факты, мнения. 1995. — N 1. — С. 99−100.
  108. О.И. Правосознание лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем и молодом возрасте // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности: Сб. науч. трудов. М.-Прага, 1986. — С. 190−199.
  109. Проблемы борьбы с девиантным поведение. М., 1989.
  110. Прозументов JIM. Методы групповой профилактики преступлений несовершеннолетних // Научные исследования высшей школы: Наблюдения, анализ, выводы. Тюмень, 1994. — С.22−23.
  111. А.Ю. Социологический анализ нормативного поведения в системе трудовых отношений: Дис. канд. социолог, наук. М., 1996. -С.4.
  112. Т.Л. О некоторых вопросах эволюции экономическогосознания студенчества в период перехода к рынку (по материалам социологического исследования) // Социальные проблемы молодежи. -Майкоп, 1993-С. 7.
  113. А.Р. Правосознание и противоправное поведение: Вопросы методологии // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности: Сб. науч. трудов. Москва-Прага, 1986.- С.54−75.
  114. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение: Теория и методол.исслед. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.-254с.
  115. О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — С. 33—34.
  116. И.П. Молодежь России: проблемы и перспективы. // Трудности социального обновления России (1993−1994). М.: ИНИОН РАН, 1996. — С. 67.
  117. Г. И. Проблема устойчивости измерения данных в социологическом исследовании // Социологические исследования. -1975. N 4. — С.134−145.
  118. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр.отд., 1979. — 264с.
  119. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432с.
  120. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 240с.
  121. В.М. Нравственные коллизии современного российского общества в контексте коренных социальных перемен (социологический анализ). М., 1993.
  122. В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч. СПб., б.г. — Т. VII. — С. 216, 420.
  123. П. А. Система социологии. Пг.: Колос, 1920. — Т. 1. — С. 261−287.
  124. П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — С. 141, 298.
  125. Социология. М.: Мысль, 1990. — С.94−100.
  126. Социальные отклонения. 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: Юрид. Лит., 1989. — 368 с.
  127. Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 502 с.
  128. Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб: Университет, 1996. — 460 с.
  129. Г. Законы подражания. СПб., 1899.
  130. М.Х. Социально-профессиональные ориентации молодежи. -Таллин: Ээсти раамат, 1982. 215с.
  131. Трудности социального обновления России (1993−1994). М.: ИНИОН РАН., 1996.-С. 9−10.
  132. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815с.
  133. Философская энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1960−1970.
  134. Л.Н. Социальные факторы правового поведения личности. ИГиП РАН. — М., 1994. — 34с. — Деп. в ИНИОН РАН.
  135. В.А. Философские проблемы правового сознания: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Харьков, 1983. — С.33.
  136. А.М. Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Иркутск, 1996. 20 с.
  137. В. И. Молодежь России: ориентация и динамика социального развития // Россия накануне XXI века. М., 1994. — С. 90−91.
  138. Т.Г. Общественное мнение, правосознание и учащаяся молодежь. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1981. — 196с.
  139. С.Г. Методика правовой пропаганды и нравственно-правового воспитания: Учеб. пособие / Даг. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -Махачкала, 1990. 64 с.
  140. В.А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997. — 100 с.
  141. В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. — С.30−35.
  142. JI. И. Разработка проблем социализации в современной буржуазной педагогике Франции // Критика современных буржуазных концепций воспитания. М., 1980. — С. 57.
  143. В. Н. Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. — 239с.
  144. Энциклопедический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 1954.- Т.2. — С. 717.
  145. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 279.
  146. JI.C. Сущность права. Л.: Изд.Ленинг. ун-та, 1985. — С.208.
  147. В.А. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки: Ежегодник. М., 1991. — С. 49−61.
  148. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248с.
  149. Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков.: Изд-во при Харьковском ун-те, 1970.-С. 208.
  150. RokeachM. The nature of human values. -N4., 1973. -p.5.
  151. Thomas W., Znaniecki F. Chlop polski w Europe i Amtryce. W-wa: Lud. Spolds. Wud., 1976. — Т.1.- S.124.
Заполнить форму текущей работой