Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценности социального времени как фактор формирования и осуществления индивидуальной и социальной субъектности в России на рубеже XX — XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смена социокультурных ориентиров произошла за последние два десятилетия, поэтому в настоящее время актуальна проблема согласования социокультурных кодов личности и ценностей общества. Лишь молодежь является группой, социализировавшейся в новых условиях, не только усвоившей, но и присвоившей новые либеральные ценности, что соотносится с ее позитивными жизненными установками по отношению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ В ЦЕННОСТНОМ АСПЕКТЕ
    • 1. 1. Методологические проблемы социологического изучения ценностного аспекта социального времени
    • 1. 2. Теоретические подходы к исследованию категории «социальное время» в отечественной и зарубежной социологии
    • 1. 3. Ценности как объект социогуманитарных наук: основные подходы и направления
  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ДОМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Выборка, методика и техника исследования ценностной доминанты социального времени
    • 2. 2. Возрастная дифференциация ценностного сознания населения провинциального региона
    • 2. 3. Особенности ценностных представлений о времени различных возрастных групп
    • 2. 4. Влияние ценностной доминанты социального времени на индивидуальную и социальную субъектность личности

Ценности социального времени как фактор формирования и осуществления индивидуальной и социальной субъектности в России на рубеже XX — XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена динамичными социокультурными изменениями в современном российском социуме. Провозглашенный двадцать лет назад курс на социальное обновление общества привел к радикальному переустройству экономических, политических, социальных институтов. Организация и внедрение новых структур происходят без внимания к культурным и нравственным основам социальной жизни. Идеологические установки социалистического общества, во многом соответствующие традиционным ценностям российского этноса (этатизм, коллективизм, соборность, патернализм, приоритет духовных ценностей над материальными и др.), сохраняют статус ядра ценностного сознания россиян и не могут измениться за короткий период времени. Ценностные установки, выстраивающие во временной перспективе цели и средства деятельности, определяют направление человеческой активности, а, следовательно, и деятельности социальных групп, институтов. Социальные трансформации актуализируют проблему времени как маркера (механизма фиксации) социальных изменений и проблему ценностей как содержание изменений.

Исследуемая проблематика включает важный вопрос соотношения ценностей общества и ценностей личности как показателя социального времени: насколько деятельность человека соответствует ценностям и образцам общества, а, следовательно, времени, насколько каждый из нас является «со-временным» в условиях динамично изменяющегося социума. Любой социум развивается в конкретно-исторических условиях, формируя собственную неповторимую социокультурную матрицу. Человек может «опережать время» (жить смыслами будущего), может «запаздывать во времени» (жить смыслами прошлого), однако в целом личностное время сопряжено с общественно-историческим временем.

Утрата ценностей вследствие содержательного изменения или разрушения институтов в кризисный период жизни общества приводит людей к необходимости переоценки прежних ценностей и взглядов, переписыванию биографии — восстановлению на основе новых ценностей взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Не все социальные группы способны к быстрой смене самоидентификационных ориентиров, что определяет характер и степень включенности личности в социальную жизнь, на формирование индивидуальной и социальной субъектности.

В связи с этим актуализируется задача изучения отношения населения провинциального региона к социокультурным изменениям. В условиях продолжающихся социальных изменений очень важно зафиксировать степень совпадения ценностей общества и ценностей личности как показатель индивидуальной и социальной субъектности с целью дальнейшего прогнозирования социокультурных изменений и поиска ценностных ориентиров, способствующих наращиванию социокультурного потенциала активности.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема соразмерности социокультурных изменений общества и трансформации ценностей личности включает в себя теоретические разработки тематики социального времени как условия и фактора социальных изменений, ценностей и ценностных ориентаций как основных объектов трансформации и показателей социокультурного развития социума. Проблема изучения ценностного аспекта социального времени является междисциплинарной.

Для раскрытия данной темы в первую очередь необходим анализ источников по временной проблематике.

1) Философские основы проблемы времени, разработанные А. Аврелием, И. Кантом, М. В. Ломоносовым, Г. Лейбницем, И. Ньютоном, Г. Райхенбахом, Ж.-П. Сартром, А. Тойнби, Дж. Уитроу, К. Ясперсом и др. развивались в отечественной философской традиции Я. Ф. Аскиным,.

М.Д. Ахундовым, В. А. Бачининым, A.M. Жаровым, В. А. Канке, М.К. Ма-мардашвили, A.M. Мостепаненко, B.C. Степиным, Н. Н. Трубниковым, В. Н. Ярской и др. В психологии психофизиологический аспект — восприятие временных отрезков (Ж. Пиаже, П. Фресс, Б. И. Цуканов, Д. Г. Элькин и др.) был дополнен изучением личностно-временной проблематики и жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, В. И. Ковалевым, А. А. Кроником, Л. Кублицкене, C.JI. Рубинштейном, В. Ф. Серенковой и др. Культурные аспекты времени рассматривали отечественные исследователи: А. Н. Лой — культурно-историческое время, В. Н. Ярская — художественное время, С. В. Балабай, Н. К. Рябцева — культурно-философские и аксиологические аспекты времени. Социально-экономические аспекты времени отражены в фундаментальных работах К. Маркса, Н. Кондратьева, а также в прикладных работах по изучению бюджетов времени В. А. Артемова, В. Г. Афанасьева, В. Н. Муравьева, В. Д. Патрушева, С. Г. Струмилина и др. Проблеме исторического времени в анализе социальных процессов посвящены работы Ф. Броделя, Ж. ле Гоффа, Л. Февра, а также М. А. Барга, М. Я. Боброва, Л. Н. Гумилева, А. Я. Гуревича, В. А. Ельчанинова.

Исследования различных аспектов временной проблематики демонстрируют разноуровневый и разнокачественный характер времени общества и человека. Категорией, объединяющей все уровни и типы времен, выступает деятельность социальных субъектов. Изучение социального времени находится в тесной взаимосвязи исследования социальной активности и ее ценностной обусловленности.

В социологии проблема социального времени активно разрабатывалась с начала XX века как зарубежными социологами: Б. Адам, 3. Бауманом, Э. Гидденсом, Г. Гурвичем, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, Дж. Г. Мидом, П. Сорокиным, Р. Мертоном, П. Штомпкой, А. Шюцем и др., так и отечественными исследователями: В. А. Артемовым, В. Г. Афанасьевым, Н. В. Веселковой, В. А. Гайдисом, Г. Е. Зборовским, В. А. Канке,.

Г. П. Орловым, Б. С. Сивириновым, А. И. Смирновым, А. Ф. Филипповым, В. П. Яковлевым и др.

Социологические исследования жизненного пути и биографии проводили В. Б. Голофраст, О. Н. Ежов, Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова и др. Социальное время в межпоколенном аспекте рассмотрено С. П. Иваненковым. Субъективное переживание времени исследуется в работах Н. Ф. Наумовой, И. М. Поповой, Т. А. Нестика, К. Муздыбаева.

2) Социокультурная методология исследования социальной реальности берет начало в работах П. Сорокина, М. Вебера и получает развитие в исследованиях А. С. Ахиезера, Н. А. Лапина, А. А. Пелипенко, Ю. М. Резника, И. Г. Яковенко и др.

Проблема ценностей интересовала философов еще со времен Платона и Аристотеля и в дальнейшем выступала предметом специального анализа в работах Р. Декарта, И. Канта, Г. Лотце, Ф. Ницше, Г. Риккерта, М. Шелера, Д. Юма и др., а также отечественных мыслителей Н. А. Бердяева, О.Г. Дроб-ницкого, М. С. Кагана, Н. О. Лосского, В. П. Тугаринова и др. В психологии и социальной психологии ценностям и ценностным ориентациям посвящены работы В. Г. Алексеевой, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л.И. Анцыферо-вой, С. С. Бубновой, Е. И. Головахи, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

В социологии ценности изучаются А. Г. Здравомысловым, В.А. Ядо-вым, В. Б. Ольшанским, Н. И. Лапиным, Н. Ф. Наумовой, Л. М. Дробижевой, В. Г. Немировским и др. и являются предметом многих эмпирических исследований: кросс-культурных, лонгитюдных, межпоколенных и др. ¦

Основы изучения субъектности как способности и стремления личности целенаправленно и сознательно преобразовывать действительность и самого себя, разработаны в отечественной психологической (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. П. Слободчиков, А. У. Хараш и др.), философской науке (В.А. Лекторский, К. Н. Любутин, B.C. Барулин, А. Ф. Управителев и др.) и получили развитие в других областях социогуманитарного знания (С.И. Григорьев, Т. М. Дридзе, Н. И. Яблокова и др.).

В социологических исследованиях Е. Л. Беляевой, Л. А. Гордона, Е. Н. Даниловой, Т. И. Заславской, С. Г. Климовой, Н. И. Лапина, И. М. Поповой, А. Сусоколова, Ж. Т. Тощенко и др. раскрываются особенности ценностной трансформации современного российского общества. Ценностный аспект времени отражен в отдельных работах по философии, педагогике и психологии (А.П. Донченко, С. В. Балабай, Т. Н. Козловская, Т.А. Нестик).

Вместе с тем, отсутствуют социологические работы по специальному изучению взаимосвязи ценностного содержания социального времени и активности человека.

Объект исследования', социальное время как условие и фактор развития индивидуальной и социальной субъектности.

Предмет исследования', ценности социального времени как фактор формирования и осуществления индивидуальной и социальной субъектности в условиях социокультурной трансформации современного российского общества.

Цель диссертационного исследования: изучить влияние ценностной доминанты социального времени на индивидуальную и социальную субъ-ектность личности в условиях социокультурной трансформации современного российского общества.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к категории «социальное время» в отечественном и зарубежном социогуманитарном знании.

2. Уточнить специфику социологического изучения ценностей как аспекта социального времени.

3. На основе комплексного изучения социального времени разработать методику ценностного измерения социального времени как фактора осуществления индивидуальной и социальной субъектности личности.

4. Выявить особенности ценностного сознания взрослого населения России на рубеже XX—XXI вв.еков.

5. Осуществить анализ ценностных представлений о прошлом, настоящем и будущем различных возрастных групп, выявить ценностные составляющие модусов социального времени.

6. Продемонстрировать связь конгруэнтности ценностной доминанты социального времени, ценностей личности и индивидуальной и социальной субъектности.

Основная гипотеза:

Совпадение или несовпадение ценностной доминанты социального времени и ценностей личности определяет характер и направленность индивидуальной и социальной субъектности личности.

Гипотезы-следствия:

1. Ценностная доминанта социального времени в современном российском обществе представляет собой целевую установку, основу которой составляют институционально поддерживаемые ценности, такие как индивидуальная свобода, самореализация, инициативность, индивидуализм, приоритет частной собственности, конкурентность, предприимчивость.

2. Нестабильный характер социокультурного развития способствует формированию амбивалентного сознания молодого и среднего поколений, что может отражаться в противоречивых оценках социального времени и влиять на характер включенности в социальную жизнь.

3. Процесс институционализации новых либеральных ценностей совпал с процессом социализации молодежи, поэтому именно для младшей возрастной группы будет свойственна большая конгруэнтность ценностной доминанты социального времени и ценностей личности.

4. Ценностное сознание людей старшей возрастной группы может характеризоваться наличием в нем традиционных ценностей, не совпадающих с ценностной доминантой социального времени, однако устойчивость ценностных оценок прошлого и отсутствие необходимости построения планов и прогнозов на большую длительность в будущем могут давать основание для достаточно высокой индивидуальной активности.

5. Существует связь между оценкой качественных и количественных, индивидуальных и социальных изменений с когнитивными, аффективными и конативными элементами аттитюдов ко времени (прошлому, настоящему и будущему).

6. В зависимости от степени совпадения ценностной доминанты социального времени и ценностей личности выделяются типы активности по модусам: позитивная, негативная, нейтральная и по целевой направленности: на себя (субъектная), на общество/группу (объектная).

Теоретическая и методологическая основы работы:

— социокультурный подход, объясняющий активность человека в обществе и социальные изменения воздействиями культурных факторов (П. Сорокин, М. Вебер, Н. И. Лапин, А. С. Ахиезер и др.);

— системно-структурный подход к анализу социального времени (Г.Е. Зборовский, В. А. Артемов, В. П. Яковлев, А. Ф. Филиппов и др.);

— концепции жизненных сил человека и общества (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Ю. Е. Растов и др.) и теории поля П. Бурдье;

— концепции социологии жизни и социального настроения, разрабатываемые Ж. Т. Тощенко;

— теоретические разработки социокультурных аспектов социальных изменений (П. Штомпка, Р. Инглехарт и др.).

Эмпирическую базу исследования составляют:

— результаты исследования взрослого населения Алтайского края (п = 450), проведенного в 2005;2006 гг.;

— данные пилотажного исследования по проективной методике неоконченных предложений (п = 120) и по методике семантического дифференциала (п = 80), проведенного в 2003;2004 гг.;

— результаты вторичного анализа мониторингов общественного мнения, проведенных ВЦИОМ в конце 1990;х гг.

Методы исследования:

1. Общенаучные методы: типология, классификация, системный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, индуктивный метод обобщения, гипотетико-дедуктивный метод построения теории.

2. Методы сбора информации: анкетный опрос, проективная методика неоконченных предложений, методика семантического дифференциала, вторичный анализ данных.

3. Методы обработки информации: методы статистических группировок, корреляционный анализ, сравнение средних по Т-критерию Стьюдента.

Научная новизна диссертационной работы.

1. Предложен новый концептуальный подход к исследованию социального времени как социокультурному феномену и дана его авторская трактовка.

2. Продемонстрирована возможность использования концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности в качестве теоретико-методологического основания исследования ценностного аспекта социального времени.

3. Обосновано, что изучение ценностной доминанты социального времени и анализ ценностных представлений о времени позволяет выявить направленность и содержание социокультурных изменений в обществе.

4. Предложено авторское определение понятия «ценностная доминанта социального времени», которое соединяет микрои макро-, объективный и субъективный уровни анализа общества.

5. Разработана и апробирована методика изучения ценностного аспекта социального времени.

6. Установлено, что конгруэнтность ценностных доминант социального и личностного времени влияет на характер и направленность социальной активности личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Акцент на ценностном измерении социального времени позволяет выявить изменение духовных приоритетов в жизни человека и общества, определить направленность и характер социокультурных трансформаций в социальной системе. Востребованность исследования данных аспектов социальной жизни возрастает в периоды смены культурных ориентиров и поиска новой социокультурной идентичности.

2. Ценности как регулятор социального поведения личности определяют содержание и направление ее активности. Ценностная доминанта социального времени как преобладающая целевая установка в обществе задает вектор общественного развития и детерминирует ценностно-смысловые ориентиры личности, влияя на осуществление ее индивидуальной и социальной активности.

3. Качественные характеристики социальной системы обусловлены структурой возникающих в ней социальных ценностей — ценностных доминант социального времени. Стабильное функционирование социальной системы обеспечивается сохранением ценностной доминанты социального времени, радикальные изменения связаны с переопределением ценностной доминанты. В современном российском обществе происходит формирование системы либеральных ценностей, что отражается в ценностном сознании россиян. В условиях динамичных социокультурных изменений актуализируется разделение на ценности прошлого, настоящего и будущего в рамках конкретного исторического времени и пространства.

4. В периоды социальных изменений степень согласования ценностной структуры личности с ценностной доминантой социального времени является базой для направленности и содержания активности личности. Совпадение ценностей личности с ценностной доминантой социального времени приводит к творческой, целенаправленной деятельности личности или группы в рамках преобладающей системы ценностей. Неконгруэнтность способствует понижению индивидуальной и социальной активности либо ее переносу в деструктивные формы.

5. Современное российское общество дифференцируется на социальные группы с ценностной доминантой, сформированной в различных соци-овременных контекстах. Молодежь, которая находится на этапе социализации, становится группой, наиболее активно легитимирующей новую систему ценностей. Ценности молодежи в большей степени совпадают с ценностной доминантой социального времени, что приводит к формированию позитивных аттитюдов к настоящему времени и более полной реализации жизненных сил.

6. Люди среднего возраста в противовес «активности» молодежи и «пассивности» людей старшего возраста занимают «приспособительную» позицию. Их ценностные установки в большинстве случаев не соответствуют ценностной доминанте социального времени, что разрушает связь прошлого, настоящего и будущего. Нахождение в «маргинальном» социокультурном времени способствует качественному и количественному снижению жизненных сил человека и соответственному изменению индивидуальной и социальной субъектности.

Теоретическая значимость диссертационной работы:

Предложенный подход к изучению социального времени, заключающийся в интеграции макросубъективных (ценностей и норм общества, групп) и микрообъективных (социального действия и взаимодействия) концепций, расширяют тематику изучения ценностей личности и общества, проблематику исследований социального времени. Результаты исследования их взаимосвязи создают новые направления изучения динамики социокультурных процессов, специфики формирования индивидуальной и социальной субъектности.

Диссертационное исследование дополняет концепцию жизненных сил человека и общества положением о взаимосвязи материальных и духовных источников жизненных сил как энергии, которая проявляется в социальной динамике и особо востребована во времена масштабных социокультурных изменений.

Практическая значимость работы:

Идеи и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке учебных курсов и спецкурсов, имеющих разделы по тематике социального времени, ценностей, социокультурной динамики, социальных изменений, индивидуальной и социальной субъектности.

Основные положения работы и полученные результаты применимы в сфере управления, прогнозирования общественных процессов, в консультационной деятельности специалистов социальных служб.

Апробация работы:

Основные положения и результаты работы были представлены автором на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Алтайского государственного университета (Барнаул, 2001, 2005), на Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003), на VI региональной научно-практической конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2005) — на межрегиональной научно-практической конференции «Социальная, политическая и экономическая безопасность сибирских регионов в условиях трансформации социальной сферы и реформы административного управления» (Барнаул, 2005) — на Всероссийской конференции «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 2006) — на V Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке» (Пенза, 2006) — на Международной научно-практической конференции «Современный мир: экономика, общество, культура» (Барнаул, 2006) — на IV Международной научно-практической конференции «Проблемы снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Алтайского края, сопредельных территориях РФ и Республики Казахстан» (Барнаул, 2006) и нашли отражение в 12 публикациях по тематике диссертационного исследования общим объемом 3,5 п.л., в том числе в статье в рецензируемом журнале «Регионология».

Выводы:

1) Корреляции позволяют соотнести активность социальных субъектов с ценностным отношение к жизни и социальным настроением. Молодое поколение, чье ценностное сознание конгруэнтно ценностной доминанте общества, имеет активную и позитивную жизненную установку. Среднее поколение, воспитанное на ценностях коллективизма и духовности, в новой социокультурной среде себя не находит. Респонденты старшей возрастной группы не отказались от своих ценностных установок и убеждений, поэтому отношение к собственной жизни и к жизни общества в прошлом, настоящем и будущем у них непротиворечивое. Это позволяет им адекватно соотносить свои жизненные силы и жизненные планы, которые устремлены в будущее и связаны с детьми и внуками.

2) Респонденты среднего возраста связывают улучшение жизни с эмоциональным и поведенческим аспектом настоящего и поведенческим компонентом будущего, а также с ценностью семьи в настоящем и ценностью самореализации в будущем, т. е. самореализацию и активность перенесли в будущее, не задумываясь о том, за счет каких духовных опор и материальных ресурсов это произойдет. Ценностное сознание среднего поколения оказалось расколотым, что дает огромную субъективную дезориентацию и мешает проявлять весь свой потенциал.

3) Выявленная типология демонстрирует направленность вектора целевых установок в сторону новой системы ценностей, в соответствии с ценностной доминантой социального времени. Две ценностно разнополюсные группы с традиционным и либеральным идеалами соединяют две группы «ценностных мигрантов», сознание которых ориентировано на настоящее и будущее, что свидетельствует о движении к либеральным ценностям через утилитарные, о ценностном сдвиге в сторону новой системы ценностей.

4) Кризисную стадию социокультурных трансформаций российское общество прошло. Большинство опрошенных отмечает улучшения в будущем, что также подтверждается преемственностью прошлого, настоящего и будущего в оценках респондентов. Сейчас страна находится в процессе формирования в рамках ценностного ядра инновационных ценностей и соответствующих условий для самореализации и развития в новой социокультурной среде. Выявлены основные субъекты развития, которые способствуют в настоящем наращиванию нового социокультурного потенциала, необходимого для медиационных процессов социокультурной динамики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях социокультурной трансформации в изучении социального времени на первый план выходит его культурное измерение, а именно типичные символы, ценности, ориентации, которых придерживаются различные группы, сообщества и т. д. Такой аспект, выражающий «дух времени», наиболее полно раскрывает гуманитарную составляющую проблемы социального времени и связывает в сознании базовые категории человеческого бытия: ценность, смысл, время, деятельность, активность.

Социальное время тесно связано с ценностями, так как и время, и ценности являются условием и регулятором человеческой активности. Социальное время как явление присуще только человеческому обществу и должно изучаться с привлечением культурных аспектов, свойственных только человеку. Таким образом, социальное время в работе определяется как процесс качественных изменений социальных субъектов и рассматривается как социокультурный феномен.

Данная тема включает важный вопрос соотношения ценностей общества и ценностей личности как показателя социального времени: насколько деятельность человека соответствует ценностям и образцам общества, а, следовательно, времени, насколько любой из нас является «со-временным» в условиях динамично изменяющегося социума.

Современное российское общество на волне инверсионных социокультурных изменений вступило в новый период своего развития. Трансформация традиционного нравственного идеала, его распад на авторитарный и соборный, а также появление утилитарных ценностей свидетельствуют о движении общества к либеральному нравственному идеалу. Либеральная нравственность в большей мере соответствует динамично изменяющимся современным условиям, так как ее ценность измеряется способностью к повышению эффективности, способностью к преобразованию социальных структур, социальных отношений, культуры с целью повышения эффективности.

Возможно, актуализация этих ценностей и возрастает в периоды социальных потрясений, когда необходима мобилизация всех структур и отношений для поиска оптимальных путей выхода из кризисной ситуации. В периоды социального благополучия на первый план выходят социалистические идеалы и ценности, способствующие оптимизации социокультурного, духовного потенциала, поддержанию высокого социального самочувствия в обществе.

Проведенное социологическое исследование характеризует особенности ценностно-временного сознания населения современного провинциального региона. Направление ценностно обусловленной активности определяет целевая ценностная установка — ценностная доминанта социальная времени, интегрирующая общественное сознание и воплощаемая в деятельности социальных субъектов. Основу ценностной доминанты в современном российском обществе составляют институционально поддерживаемые ценности, такие как индивидуальная свобода, самореализация, инициативность, индивидуализм, предприимчивость и др.

Смена социокультурных ориентиров произошла за последние два десятилетия, поэтому в настоящее время актуальна проблема согласования социокультурных кодов личности и ценностей общества. Лишь молодежь является группой, социализировавшейся в новых условиях, не только усвоившей, но и присвоившей новые либеральные ценности, что соотносится с ее позитивными жизненными установками по отношению к настоящему и будущему и с большой активностью. Результаты исследования демонстрируют активистские позиции молодежи с позитивным ценностным взглядом на настоящее и будущее и отрицанием прошлогонеприятие новых ценностей настоящего и будущего взрослым поколением и амбивалентность ценностного сознания и социального настроения респондентов средней возрастной группы.

Обобщая, можно отметить, что модели поведения молодежи определяют будущее общества, ценности и образцы поведения старшего поколения обращены в прошлое, а в активности среднего поколения (30−40-летние) отражаются ценности настоящего.

Социализация среднего поколения происходила в социокультурных условиях традиционного общества, когда главной ценностью считается «жить как жили отцы и деды». Либерализация российского общества предлагает новые ценности и модели поведения, направленные на повышение собственной активности и эффективности деятельности. Среднее поколение находится либо в поисках соответствия сложившихся социокультурных кодов новой социокультурной матрице, либо в состоянии расколотого сознания. Это подтверждается также результатами полученной эмпирической типологии: респонденты среднего возраста находятся во всех ценностно-временных зонах, различающихся степенью социального самочувствия и характером активности.

Таким образом, современное российское общество в условиях социокультурной трансформации дифференцируется на группы с ценностными установками, сформированными в различных социовременных контекстах. И, как правило, такие группы совпадают с возрастными группами.

Несмотря на выявленный преимущественно традиционный характер ценностного сознания населения провинциального региона, типология демонстрирует направленность вектора социокультурных изменений в сторону новой либеральной системы ценностей. Активность респондентов имеет преимущественно субъектную направленность: и цели имеют индивидуальный характер, и средства их достижения также индивидуальны.

Ценностный слом, ухудшение материального положения в кризисный период и невозможность изменить свою жизнь ослабили жизненные силы людей. В обществе ограничены возможности достижения новых одобряемых целей. Улучшить свои позиции в обществе могут люди, которые либо обладают определенным запасом капитала, либо люди с неустойчивыми социокультурными матрицами и бихевиоральными кодами, немногие, как правило, это обладатели экономического или символического капитала и молодежь.

Возрастная дифференциация ценностно-временных ориентаций позволяет в дальнейшем обратить внимание на изучение активности поколения как социокультурного феномена в аспекте социального времени, а также разработать понятие «жизненные силы поколения» и выявить социокультурную специфику жизненного пространства и соответствующие компоненты жизненных сил. Это необходимо для ориентирования личности и группы в сложных динамично изменяющихся условиях, для расширения диапазона возможностей конструктивной, целенаправленной активности субъектов.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод о том, что общество в решениях политических и экономических проблем не должно забывать о ценностно-духовных основаниях, постоянно наращивать культурный потенциал за счет укрепления ценностного каркаса, морально-нравственных устоев общества и развития собственной национальной культуры. Необходимо постоянно опережающее развитие культуры, ценностей, которое создавало бы в условиях динамично развивающегося социума все более адекватные предпосылки для возможных организационных и структурных изменений. Социальное время как социокультурный феномен может и должно наполняться позитивными ценностями, поддерживающими связь времен, что является необходимым условием для конструктивной активности, творческой самореализации и укрепления жизнеспособности отдельного человека и социальной общности в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Пространство и время, пространственно-временные отношения // Вопросы философии. 1985. — № 11.
  2. , А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского / А. Аврелий / Пер. с лат. -М.: Ренессанс, 1991.-335 с.
  3. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. -1984. Т. 5. -№ 5, — С. 63−70.
  4. , Т.А., Донченко, А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени / А. П. Донченко, Т. А. Алексина // Философские науки. 1985. — № 3. — С. 43−52.
  5. , А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России / А. В. Андреенкова // Социс. 1994. — № 11. — С. 7381.
  6. , С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века / С. Ф. Анисимов // Вестник МГУ. Сер. 7. философия. — 1994. — № 4. — С. 342.
  7. , В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования / В.А.Артемов- Отв. ред. Ф.М. Бородкин- АН СССР СО Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск: Наука, 1987. — 237с.
  8. , Я.Ф. Проблема времени, ее философское истолкование / Я. Ф. Аскин. М.: Мысль, 1966.-200 с.
  9. , Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории / Ю. Н. Афанасьев // Новая и новейшая история. 1985. — № 5. — С. 61−67.
  10. , А.С. Динамика нравственности как основа прогноза. Возможность прогноза социокультурной динамики России: Выступления на Межд. симпозиуме «Куда идет Россия» 17−19 дек. 1993 г. / А. С. Ахиезер // http://scd.centro.ru/kudakoi8.htm
  11. , А.С. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание № 1. Специфика социокультурных исследований / А. С. Ахиезер // Рубежи. 1996. — № 5.
  12. , А.С. Ценности общества и возможности реформ в России / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1994. — № 1. -С. 17−26.
  13. , А.С. Социокультурный словарь. По книге «Критика исторического опыта» / А. С. Ахиезер. Новосибирск: Б.и., 1999.
  14. , М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: Наука, 1982. — 222 с.
  15. , С.В. Социокультурная детерминация научных концепций времени : Автореф. дис. канд. филос. наук / Светлана Валерьевна Балабай- СГУ. Саратов: Б.и., 1990. — 19 с.
  16. , М.А. Категории и методы исторической науки / М. А. Барг. М.: Наука, 1984.-342 с.
  17. , B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / B.C. Барулин. СПб.: Алетейя, 2000. — 432 с.
  18. , В.А. Диалектика нравственных противоречий / В. А. Бачинин. Воронеж: Воронежский ун-т, 1988. — 133 с.
  19. , JI.A. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России / JI.A. Беляева // Социс. 2004. — № 10. — С. 31−42.
  20. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман / Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.-250 с.
  21. , А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций / А. В. Битуева // Электронный социологический журнал «Кредо». 2000. — № 21. // www.credo.osu.ru/021 /007/shtml
  22. Блоссфельд, Г.-П. Макросоциология, теория рационального выбора и время: теоретическая перспектива эмпирического анализа социальныхпроцессов / Г.-П. Блоссфельд // РЖ Общественные науки за рубежом. -Сер. 11 «Социология». 1998.-№ 2.-С. 14−21.
  23. , М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследований / М. Я. Бобров. Барнаул: Издательство Алтайского госуниверситета, 1999.- 191 с.
  24. , М.Я. Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии : Монография / М. Я. Бобров. 2-е изд., доп. и испр. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. — 218 с.
  25. , В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) / В. П. Большаков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 112 с.
  26. , Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -301 с.
  27. , Ф. История и общественные науки. Историческая длительность / Ф. Бродель / Философия и методология истории / Под ред. И. С. Кона. РИО БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000 (переиздание 1963).-С. 115−142.
  28. , Г. Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 99−105.
  29. , П. Структура, habitus, практики / П. Бурдье / Современная социальная теория: Бурдье, Гидценс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 120 с.
  30. , П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье / Начала. Choses dites / Пер. с фр. Шматко Н. А. М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.
  31. , JI. Первые контуры постпереходной эпохи / J1. Вызов // Социс. -2001.-№ 4.-с. 3−15.
  32. , И. Время и длительность: в поисках исключенного среднего / И. Валлерстайн / Философские перипетии. Вестник Харьковского государственного университета. °409'98. — Серия: Философия. ХГУ, 1998.-С. 186−197.
  33. , А.П. Сдвиг в ценностном измерении? / А.П. Вардомац-кий // Социс. 1993. — № 4. — С. 352.
  34. , М. Избранные произведения / М. Вебер / Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М. Прогресс, 1990. — С. 602−643.
  35. , М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / М. Вебер / Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М. Прогресс, 1990. — С. 547−601.
  36. , Н.В. Глобальное и локальное в социальном времени: фрагментация или сохранение целостности? / Н. В. Веселкова // www.chronos.msu.ru/RREPORTS/veselkovaglobalnoe.html
  37. , Н.В. Существует ли социология времени / Н. В. Веселкова // Социологический форум. 2000. -№ 1−2. — Зима-весна.
  38. , Ю.Г. Социология : Курс лекций / Ю. Г. Волков, В.Н. Нечипу-ренко, А. В. Попов, С. И. Самыгин. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. — 511 с.
  39. Время и его использование: Сборник. М.: ИС АН, 1988.
  40. Время мира: Альманах современных исслед. по теорет. истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Науч. ред. Н. С. Розов. Новосибирск: Сиб. хронограф. — Вып.2: Структуры истории. — 2001. — 520 с.
  41. , Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г. П. Выглежцов // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 61−73.
  42. , Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г. П. Выглежцов // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. — С. 86−99.
  43. , П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории / П. П. Гайденко // Философские проблемы исторической науки / Ред. А. В. Гулыга и Ю. А. Левада. М.: Наука, 1969. — С. 250 262.
  44. , П.П. Время и вечность: парадоксы континуума / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 2000. — № 6. — С. 108−114.
  45. , В.А. Время в социологических исследованиях : методологические и методические проблемы / В. А. Гайдис. Вильнюс, 1986. — 139 с.
  46. , О.И. Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов / О. И. Генисаретский // Со-общение. 2003. -№ 2. — С. 15−18.
  47. , Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. Киев: Наукова думка, 1984. — 340 с.
  48. , Л.А. К вопросу о типологии свободного времени : Доклады советской делегации на VII МКС / Л. А. Гордон, В. Я. Волк, Э. В. Клопов. -М.: Наука, 1970.- 17 с.
  49. , Л.А., Клопов, Э.В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов // Социс. 1998. — № 1. — С. 6−20.
  50. Гофф ле, Ж. С небес на землю. Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII—XII вв. / Ж. ле Гофф // Одиссей: Человек в истории. 1991. — М.: Наука, 1991. — С. 32−46.
  51. , С.И. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций / С. И. Григорьев // Социс. 1998. — № 8.-С. 36−46.
  52. , С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего / С. И. Григорьев. Барнаул: Б.и., 2001. — 230 с.
  53. , С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 90-х годов: Препринт / С. И. Григорьев. Барнаул- Москва: Б.и., 1994. — 34 с.
  54. , С.И., Гуслякова, Л.Г. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России: Учебное пособие / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. Барнаул, 2001. — 141 с.
  55. , С.И. Жизненные силы человека / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина, Ю. Е. Растов. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1996. — 93 с.
  56. , С.И., Немировский, В.Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века / С. И. Григорьев, В. Г. Немировский. Барнаул-Красноярск: Б.и., 1995. — 150 с.
  57. , С.И., Немировский, В.Г. Молодежь Сибири на пороге зрелости / С. И. Григорьев, В. Г. Немировский. Барнаул: Алт. книжное изд-во, 1988.- 120 с.
  58. , А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюбаум. М.: Прогресс, 1969. — 590 с.
  59. , Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.-С. 102−109.
  60. , А.Я. Время как проблема истории культуры / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1969. -№ 3. — С. 105−116.
  61. , А .Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. — 350 е., илл.
  62. , Л.Г. Социальная психология: проблемы теории и практики. / Л. Г. Гуслякова. Барнаул: Б.и., 1990. — 83 с.
  63. , Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль / Пер. с нем. / Собр. соч. М.: Гнозис. 1994. — Т. 1.
  64. , А.А. Модель социального времени / А. А. Давыдов // Социс. -1998,-№ 4.-С. 98−101.
  65. , Е.Н., Ядов, В.А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе / Е. Н. Данилова // В сб.: Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1993. С. 124−149.
  66. , И.Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко.- Екатеринбург: Изд-во Екатеринб. ун-та, 1998. 208 с.
  67. , И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И. Ф. Девятко. М.: Аванти-плюс, 2003. — 336 с.
  68. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 220 с.
  69. , А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности / А. П. Донченко. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 120 с.
  70. , А.П., Смазнова, О.Ф. Диалектика социального и личностного времени как фактор развития русского правосознания / А. П. Донченко, О. Ф. Смазнова // Вестник Новгородского государственного университета.-2001.-№ 18.
  71. , И.Г. Феномен менталитета / И. Г. Дубов // Вопросы психологии.- 1993.-№ 5.-С. 20−29.
  72. , О.Н. Время как проблема социологии / О. Н. Ежов // Проблемы теоретической социологии: Сб статей. Вып. 2. / Под ред. А.О. Боро-ноева. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 316 с. — С. 195−206.
  73. , О.Н. Онтология социального времени / О. Н. Ежов. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2000. — 479 с.
  74. , Э.А. Время общества / Э. А. Елизарьев. Новосибирск: Наука, 1969.-217 с.
  75. , В.А. Актуальные проблемы теории исторического сознания / В. А. Ельчанинов. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. — 116 с.
  76. , A.M. Проблема времени и неопределенности / A.M. Жаров / Отв. ред. В. Г. Иванов. Ростов/н/Д.: Ростовский ун-т, 1987.
  77. , С.А. Взаимоотношение поколений: социокультурный аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 2000,-21 с.
  78. , Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997. — 528 с.
  79. , Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия / Г. Е. Зборовский. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1974. — 223 с.
  80. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здраво-мыслов. М.: Политиздат, 1986. — 222 с.
  81. , А.Г., Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после. / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. -М.: Аспект-Пресс, 2003.-483 с.
  82. , Г. Проблема исторического времени / Г. Зиммель / Избранное: В 2-х т. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1996. — Т. 1. — С. 517−529.
  83. , А.А. Физическое и социальное время / А. А. Зиновьев / На пути к сверхобществу. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. -С. 286−304.
  84. , О.И., Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О. И, Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1975. 295 с.
  85. , С.П. Социальное время и социализация молодежи / С. П. Иваненков // Credo. № 2. — 1997.
  86. , Р. Модернизация и постмодернизация / Р. Инглегарт / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-640 с.-С 261−291.
  87. , Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглехарт // Полис. 1997. — № 4. — С. 6−32.
  88. , Л.Г. Идентификация и инсценировка (к социокультурной теории) / Л. Г. Ионин // Социс. 1995. — № 4. — С. 3−12.
  89. , Л.Г. Основания социокультурного анализа / Л. Г. Ионин. М.: Изд-во РГГУ, 1996.- 152 с.
  90. , М.С. Время как философская проблема / М.с. Каган // Вопросы философии. 1982.-№ 10.-С. 117−124.
  91. , В.П. Понятие времени в структуре научного знания / В.П. Ка-зарян. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 176 с.
  92. , В.А. Основные философские направления и концепции науки /
  93. B.А. Канке. М.: Логос, 2004. — 328 с.
  94. , В.А. Системный характер социального времени / В. А. Канке // Системный метод и современная наука. Новосибирск: Наука, 1983.1. C.119−123.
  95. , В.А. Формы времени / В. А. Канке. М.: Едиториал УРСС, 2002.-258 с.
  96. , И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 3. М., 1997.
  97. , С.В. Социальное управление в контексте социосинергетиче-ского знания / С. В. Карпичев // Интернет http:// sociosynergetics.narod.ru/sociosynergy 1 .htm
  98. , К.О. О русском национальном характере / К. О. Касьянова. -М.: Институт нац. модели экономики, 1994. 367 с.
  99. , В.Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2001.-314 с.
  100. , С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России / С. Г. Кирдина // Социс. -2002.-№ 12.-С. 23−33.
  101. , С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (8090-е годы) / С. Г. Климова // Социс. 1995. — № 1. — С. 59−72.
  102. , С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании / С. Г. Климова // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1995. — № 5−6. -С. 49−64.
  103. , Р. Случайность как последнее прибежище в историграфии / Р. Козеллек // THESIS. 1994. — Вып. 5. — С. 171−184.
  104. , Т.З. Социальное время пенсионеров как этапы социализации личности : Автореф. д-ра социол. наук / Козлова Татьяна Захаровна. 22.00.04 социальная структура, социальные институты и процессы. -М., 2002.-36 с.
  105. , Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности / Т. З. Козлова /. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. 228 с.
  106. , Т.Н. Ценностный аспект категории времени в педагогике / Т. Н. Козловская // Вестник ОГУ. 2004. — № 6. — С. 56−63.
  107. , Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования / Л. Б. Косова // Социс. 1994. — № 2. — С. 114−118.
  108. , С.А. Социология: парадигмы и темы / С. А. Кравченко, М. О. Мнацаканян, Н. Е. Покровский. М.: Анкил, 1997.-404 с.
  109. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под общей ред. Лапина Н. И. М.: ИФРАН, 1994. — 243 с.
  110. ИЗ. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. -М.: Московская школа политических исследований, 2002. 320 е.
  111. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социс. 1996,—№ 5. — С. 3−23.
  112. , Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социс. 2003. — № 6. — С. 78−87.
  113. , Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация / Н. И. Лапин // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. — T.III. — № 3. — С. 32−39.
  114. , Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры / Н. И. Лапин // Социс. 2000. — № 7. — С. 3−12.
  115. , Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин // Социс. 1994. — № 5. — С. 3−8.
  116. , В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980.-359 с.
  117. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  118. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. Психодиагностическая серия. — Вып. 5. — М.: Смысл, 1992. -17 с.
  119. , Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1997. — № 1. — С. 20−27.
  120. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№ 4.-С. 15−26.
  121. , В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социс. 1988. -№ 5. — С. 98−104.
  122. Лой, А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство» / А. Н. Лой. Киев: Наукова думка, 1978. — 135 с.
  123. Лой, А.Н., Шинкарук, Е. В. Время как категория социально-исторического бытия / А. Н. Лой, Е. В. Шинкарук // Вопросы философии. 1979. — № 12. — С.73−86.
  124. , С.В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М.: Аспект-пресс, 1998.-С. 220−228, 256−286.
  125. , Л.Н., Лепилин, С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований / Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 304 с.
  126. , К.Д., Пивоваров, Д.В. Диалектика субъекта и объекта / К. Д. Любутин, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.-416 с.
  127. , М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М. К. Мамардашвили. М: Ad Marginem, 1995. — 547 с.
  128. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм / Пер. с нем.и англ. -М.: Юрист, 1994.-700 с.
  129. , К., Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 26. — С. 265., Т. 46.-С. 217−221.
  130. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  131. , Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий / Е. Ю. Мещеркина // Социс. 2002. — № 7. -С. 61−67.
  132. Мид, Дж. Г. От жеста к символу / Дж. Г. Мид / Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 215−224.
  133. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 286 с.
  134. , В.Н. Феноменология учения о времени / В. Н. Молчанов // Вопросы философии. 1982. — № 12. — С. 138−144.
  135. , Ю.Б. Проблема времени в современной науке / Ю. Б. Молчанов / Отв. ред. Сачков С. Ю. М.: Наука, 1990. — 136 с.
  136. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б.О. Нико-лаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  137. , A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени / A.M. Мостепаненко. JI.: Наука, 1969. — 224 с.
  138. , И.В., Скорик, А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальное&trade- / И. В. Мостовая, А. П. Скорик // Полис. 1995. — № 4. — С. 69−76.
  139. , К. Переживание времени в период кризисов / К. Муздыба-ев //Психологический журнал. 1999. — Т. 21. -№ 4. — С. 5−21.
  140. , К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социс.-2003.-№ 6.-С. 87−96.
  141. , В.Н. Обладание временем / В. Н. Муравьев. М.: РОСПЭН, 1998.-319 с.
  142. Т.В. Новый теоретический синтез в социальных науках и микрополитика / Т. В. Мусиенко // Credo. www.orenburg.ru/culture/credo/22 002/4.html
  143. , Н.Ф. Время человека / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1997.-№ 3.-С. 159−176.
  144. , Н.Ф. Жизненные стратегии человека в переходном обществе / Н.Ф. Наумова//Социологический журнал. 1995,-№ 2. -С. 5−21.
  145. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Н. Ф. Наумова. М.: Едиториал УРСС, 1999. -176 с.
  146. , Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова. М.: Наука, 1988. — 199 с.
  147. , В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии / В. Г. Немировский // Социс. 2006. -№ 2.-С. 13−18.
  148. , В.Г. Молодежь 80-х. Потребности, ценности, идеалы / В. Г. Немировский. Красноярск, 1989. — 184 с.
  149. , В.Г. Современная социология: классические и постне-классические подходы к анализу социальной реальности: Уч. пособие / В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко, СВ. Гришаев. М.: РГГУ, 2003. -557 с.
  150. В.Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие / В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко. Красноярск: Горница, 1998. — 255 с.
  151. , Т.А. Свобода выбора как связь субъективного и социального времен / Т. А. Нестик // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. — Философия. -2000.-№ 1.-С. 92−96.
  152. , Т.А. Социальное конструирование времени / Т. А. Нестик // Социс.-2003.-№ 8.-С. 12−21.
  153. , А. «Диагноз времени» как третий жанр социологической теории / А. Норо // Социс. 2002. — № 2. — С. 3−12.
  154. , Д. Функционирование экономики во времени / Д. Норт // Отечественные записки: Журнал для медленного чтения. 2004. — № 6(21). // www. strana-oz.ru
  155. Т.П. Тенденции трансформации городской семьи во второй половине XX века (по материалам социологических исследований населения Алтайского края в 2000—2001 гг.): Дис. канд. социол. наук / Тарас Петрович Оксенченко. Барнаул: Б.и., 2002.
  156. , В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский / Социология в СССР. Издание в 2 томах. — Т. 1. — М.: Мысль, 1966. — 532 с. — С. 470−529.
  157. , В.Б. Становление метода неоконченных предложений в Советском Союзе 70-х гг. / В. Б. Ольшанский // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1997. — № 9. — С. 82−97.
  158. Ортега-и-Гассет, X. Тема нашего времени / X. Ортега-и-Гассет / Что такое философия? / Пер. с исп. -М.: Наука, 1991. С. 3−50.
  159. , В.И., Максименко, B.C. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, B.C. Максименко. Киев: Наукова Думка, 1982. — 260 с.
  160. , В.Д. Использование совокупного времени общества (проблемы баланса времени населения) / В. Д. Патрушев. М.: Мысль, 1978.-218 с.
  161. В.Д. Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923−1991 гг. / В. Д. Патрушев. М.: Институт социологии РАН, 1994.-62 с.
  162. , Г. И. Социальное конструирование антропологического времени : Автореф. дис. к.с.н. / Глеб Игоревич Петров. Саратов: Б.и., 1998.-20 с.
  163. , И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени / И. М. Попова // Социс. 1999. -№ 10.-С. 135−145.
  164. , Н.В., Сыров, В.Н. Концепция времени в социологии / Н. В. Поправко, В. Н. Сыров // Социологический журнал. 2000. — № 'Л. -С. 88−99.
  165. , И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант / И. Пригожин, И. Стен-герс / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 266 с.
  166. Пространство и время в современной социологической теории / Ред-колл.: Качанов Ю. Л., Бикбов А. Т. М.: Ин-т социологии РАН., 2000. -154 с.
  167. , А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов. // Вопросы философии. -1994.-№ 4.-С. 14−34.
  168. , Ю.Е. Протестное поведение в регионе / Ю. Е. Растов // Социс. -1996.-№ 6.-С. 41−45.
  169. , Ю.Е., Трофимова, Р.А. Методология и методика эмпирических социологических исследований конфликтности локальных социумов: Учебное пособие / Ю. Е. Растов, Р. А. Трофимова. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997.- 102 с.
  170. , Т.Е., Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Т.Е. Резник, Ю.М.Резник // Социс. 1995. — № 12. — С. 100−105.
  171. , Г. Философия пространства и времени / Г. Рейхенбах / Пер. с англ. Л.В.Яковенко- Под общ. ред. А. А. Логунова, Ю. Б. Молчанова. -2-е изд., стер. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 320 с.
  172. , Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-413 с.
  173. , Г. Природа и культура / Г. Риккерт // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры / Ред.-сост. С. Я. Левит. М.: ИНИОН, 1994.-203 с.
  174. , Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. 5-изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
  175. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1976.-416 с.
  176. , Р.В., Симагин, Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России / Р. В. Рывкина, Ю. А. Симагин // Социологический журнал. -1996.-№¾.
  177. , И.М., Полетаев, А.В. История и время. В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: «Языки русской культуры», 1997.-800 е., 1 илл.
  178. , И.М., Полетаев, А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования: Препринт W6/2004/07 / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 56 с.
  179. , Г. И. Социальное время как значимый фактор эмпирической методологии / Г. И. Саганенко // http://www.socio.ru/public/saganenko/Sociotime.doc
  180. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
  181. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр / Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319−344.
  182. , В.В. Качественные методы. Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. — 290 с.
  183. , Н.К. Конструктивное понимание времени: процессная трактовка социальных явлений / Н. К. Серов / Проблемы теоретической социологии: Сб. статей / Под ред. А. О. Бороноева. Вып. 2. — СПб., Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 316 с. — С. 207−216.
  184. , А.В. Ценностно-смысловая сфера личности : Учеб. пособие /
  185. A.В. Серый. Кемерово: Б.и., 1999. — 92 с.
  186. , Б.С. К проблеме трактовки социального взаимодействия / Б. С. Сивиринов / Социология в Сибири: состояние и перспективы развития. Новосибирск, 2003. — С. 133−138.
  187. , Б.С. Социальная перспектива человеческое измерение / Б. С. Сивиринов // Социс. — 2001. — № 6.
  188. , Б.С. Феномен социальной перспективы (методологические основания социального прогноза и управления) / Б. С. Сивиринов. -Новосибирск: Наука, 2002. 196 с.
  189. , JI.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей / JI.M. Смирнов // Психологический журнал. -1996. Т. 17. — № 1. — С. 157−168.
  190. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы) / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000. — 242 с.
  191. , П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. А. Сорокин / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.
  192. B.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 358−378.
  193. , П.А. Социодинамика культуры / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1992.
  194. , П., Мертон, Р. Социальное время: опыт социологического и функционального анализа / П. Сорокин, Р. Мертон // Социс. 2004. -№ 6.-С. 132−139.
  195. , П.А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин / Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1992.
  196. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / Под ред. В. А. Ядова. М.: Флинта- МПСИ, 2005.-584 с.
  197. Социологический словарь: 2-е изд. перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
  198. , Л. Будущее истории / Л. Стоун // THESIS. 1994. — Вып. 4. -С. 160−176.
  199. , П.И. Бюджет времени трудящихся / П. И. Супрун. М.: Экономика, 1972.
  200. , Г. Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных / Г. Г. Татарова // Социология: 4 М. Декабрь 2002. — № 14. -С. 33−52.
  201. , Г. Г., Бурлов, А.В. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений / Г. Г. Татарова, А. В. Бурлов // Социс. 1999. — № 8. — С. 123−133.
  202. , У., Знанецки, Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Зна-нецки // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 182−195.
  203. , Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. 2001. -№ 6.-С. 3−15.
  204. , Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. М.: Гарда-рики, 2001. — 398 с.
  205. , Ж.Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики / Ж. Т. Тощенко // Социс. — 1998. — № 1. -С. 21−34.
  206. , Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности / Ж. Т. Тощенко // Социс. 2000. — № 2. — С. 3−12.
  207. , Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж. Т. Тощенко // Социс. 2004. — № 12. — С. 3−15.
  208. , Н.Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников. М.: Наука, 1987.-255 с.
  209. , А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. М.: Научный мир, 1998. — 204 с.
  210. , А.Н. Приключения идей. Прошлое, настоящее и будущее /
  211. A.Н. Уайтхед / Избранные работы по философии: Пер с англ. / Сост. И. Т. Карсавин: Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Киселя. М.: Прогресс, 1990.-718 с.-С. 592−602.
  212. , Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации / Д.н. узнадзе / Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2000.-С. 87−91.
  213. , Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. С. 5−13.
  214. , В.Б. Проблема становления социального / В. Б. Устьянцев. -Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 1982. 173 с.
  215. , А.А. Избранные труды / А. А. Ухтомский / под ред. Е.М. Крепса- ст. Н.В.Голикова- сост. и коммент. Э. Ш. Айрапетьянца,
  216. B.Л.Меркулова, Ф. П. Некрылова. Л.: Наука, 1978. — 358 с.
  217. , Т.П. Методика СД и возможность ее применения в клинической психологии / Т. П. Федорова / Психологические методы исследования личности в клинике. Л.: Наука, 1978. — С. 80−91.
  218. , А.Ф. Элементарная социология пространства / А. Ф. Филиппов // Социологический журнал. 1995. — № 1. — С. 45−69.
  219. , В.Н. Время, бытие, человек / В. Н. Финогентов. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1992. — 222 с.
  220. , П.Н. Современные социологические теории социального времени: научно-аналитический обзор / П. Н. Фомичев / Отв. ред. Ю. А. Кимелев. М.: ИНИОН, 1993. — 45 с.
  221. , В. Поиск смысла жизни и логотерапия / В. Франкл // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 118−126.
  222. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл / Пер. с англ. и нем.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  223. , П. Приспособление человека ко времени / П. Фресс // Вопросы психологии. 1961.-№ 1, — С. 43−47.
  224. , М. Время и бытие / М. Хайдеггер. Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-447 с.
  225. , М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990. — № 7.
  226. , С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис. -1994.-№ 1.-С. 33−48.
  227. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психологический журнал. 1991. — Т. 12.- № 6. С. 154−167.
  228. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме / Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976. — 378 с. — С. 254−278.
  229. Ценности социальных групп и кризис общества: Сб. ст. / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФ АН, 1991. — 152 с.
  230. , М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994. -413 с.
  231. , Э. Общество и общества: макросоциологический подход / Э. Шилз // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 348−359.
  232. , В.Э. Проблема времени в социологических исследованиях / В. Э. Шляпентох // Вопросы философии. 1977. — № 9. — С. 91−97.
  233. , Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 55−60.
  234. , JI.A. Лики времени / Л. А. Штомпель. Ростов-на-Дону- СПб., 1997.-200 с.
  235. , П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. Пер. с англ. -М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
  236. , П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социс. -2001.-№ 1.-С. 6−17.
  237. , П. Культурная травма в постсоциалистическом обществе (статья вторая) // Социс. № 2. — С. 3−12.
  238. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. 1997. — № 1. — С. 52, 55.
  239. , Д.Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.-311 с.
  240. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. 1994. -№ 1. — С. 35−52.
  241. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
  242. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. Л.: Наука, 1979.
  243. , В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Проблемы теоретической социологии. СПб.: СПб. гос. ун-т, 1994.-С. 169−183.
  244. , В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для вузов / В. А. Ядов / Ин-т социологии РАН. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
  245. , В.П. Социальное время / В. П. Яковлев. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1980.- 162 с.
  246. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  247. , В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки / В. Н. Ярская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 152 с.
  248. , В.Н. Развитие понятия времени / В. Н. Ярская // Вопросы философии.- 1981.-№ 3.-С. 157−160.
  249. , И.Г. Конструирование социальных проблем в трансформирующемся обществе: теоретико-прикладной аспект. 22.00.04. Искандер Габдрахманович: Автореф. уч. степени к.с.н. Казань: КГУ, 1997. -21 с.
  250. , К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс / Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. / lib.ru/FILOSOF/YASPERS/time.txt
  251. Conceptions of temporality insociological theory / Guest ed.: Maines D.R. // Sociol. quart. Carbondale (111.), 1987. — Vol. 28, N 3. — P. 303−386.
  252. Cultures and time / Gardet L., Gurevich A J., Kagame A. et al. P.: Unesco press, 1976. — 245 p. — (At the crossroads of cultures)/
  253. Frings, M. Time structure in social communality / M. Frings // Philosophy and science in phenomenological perspective. Dordrecht etc., 1984. -P. 85−93.
  254. Harvey, D. The condition of postmodernity: An enquiry into the origins of cultural change / D. Harvey. Oxford — Cambridge: Blackwell, 1989. — X, 378 p., ill.
  255. It’s about time: Intern, research group on time budgets, a. social activities. Proc., Sofia, Bulgaria, 1980, Uppsala, Sweden, 1978 / Ed. by Staikov Z. -Sofia: Inst, of sociology at the Bulg. acad. of sciences etc., 1982. 362 p., diagr.
  256. Kolaja, J. Time analysis of social phenomena / J. Kolaja // Rev. intern, de sociologie. Roma, 1984. — Vol. 20, N 1/3. — P. 140−149.
  257. Lewis, J.D.- Weigert, A.J. The structures and meanings of social time / J.D. Lewis- A.J. Weigert // Social forces. Chapel Hill, 1981. — vol. 60, N 2. — P. 432−462.
  258. Maines, D.R.- Sugrue, N.M.- Katovich, M.A. The sociological import of G.H.Mead's theory of the past / D.R. Maines- N.M. Sugrue- M.A. Katovich // Amer. sociol. rev. -N.Y., 1983. vol. 48, N 2. — P. 161−173.
  259. Martensson, S. On the formation of biographies in space-time environments / S. Martensson. Lund: Gleerup, 1979. — 189 p., ill. — (Lund studies in geography), Ser. B. Human geography- № 47.
  260. McGrath, J.E.- Kelly, J.R. Time and human interaction: Toward a social psychology of time / J.E. McGrath- J.R. Kelly. N.Y. — L.: Guilford press, 1986.-VIII, 183 p., sch.
  261. Now here: Space, time a. modernity / Ed. by Friedland R., Boden D.- Forew. by Giddens A. Berkeley etc.: Univ. of California, 1994. — XIII, 435 p., ill.
Заполнить форму текущей работой