Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексные военно-профессиональные игры как средство профессионально-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов отделений обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в педагогическом университете обусловлена процессом поиска оптимального реформирования системы военного образования и гражданского, военно-патриотического воспитания в России как открытой для общества педагогической системы. Проблема… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ ОБЖ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНЫХ ВОЕНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИГР
    • 1. 1. Современная военная реформа как условие изменения профессионально-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ
    • 1. 2. Становление личностно-ориентированного подхода в профессионально-педагогической подготовке на отделениях ОБЖ
    • 1. 3. Готовность выпускника отделения ОБЖ к профессионально-педагогической деятельности с допризывной молодежью
  • ГЛАВА 2.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЙ ОБЖ В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНЫХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
    • 2. 1. Комплексная военно-профессиональная игра в системе активных методов обучения на отделении ОБЖ
    • 2. 2. Интегративный характер подготовки студентов ОБЖ в комплексных военно-профессиональных играх
    • 2. 3. Интегральное планирование комплексной военно-профессиональной игры на отделении ОБЖ

Комплексные военно-профессиональные игры как средство профессионально-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов отделений обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в педагогическом университете обусловлена процессом поиска оптимального реформирования системы военного образования и гражданского, военно-патриотического воспитания в России как открытой для общества педагогической системы. Проблема совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов отделений и факультетов ОБЖ основывается на достижениях отечественной педагогики, разработавшей ряд важных педагогических и военно-педагогических идей: теория военно-патриотического воспитания, военно-педагогическое наследие Х1Х-ХХ вв. (М.Драгомиров, В. Фрей, П. Кропоткин, Е. де Роберти, Д. Столыпин, Ф. Степун, К. Обручев, Г. Леер, Н. Михневич, Н. Корф, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. В. Давыдов, Я. Я. Юрченко и др.), изучивших в разные периоды реформирования армии проблемы армии и военного образования как социальных институтов, каналы пополнения армии людскими ресурсами и их обучения, военное образование и обучение в контексте социальной и культурной динамики общества.

Основу системы подготовки студентов отделений ОБЖ составляют достижения военного образования России, имеющей 300-летний опыт подготовки военных кадров, 125 военно-учебных заведений, готовящих офицеров для России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако вместо сокращения общего числа военно-учебных заведений растет процесс их увеличения за счет создания в ряде министерств и ведомств (кроме МО) новых ввузов, дублирующих уже имеющиеся. В среднем учебные расходы по вузам удовлетворяются на 30%. Прекращаются, а нередко совсем не проводятся практика и войсковая стажировка. Новые образцы боевой техники и вооружения в вузы практически не поступают. В результате престиж военной службы и социальный статус военнослужащих резко упал. Рост отчислений курсантов — одна из причин того, что, несмотря на сокращение штатной численности офицерского корпуса, только по Министерству обороны остаются неукомплектованными свыше 20 тысяч первичных офицерских должностей. Вторая причина — снижение средней продолжительности службы офицеров с 20−25 лет в 70−80-х годах до 10−15 лет в 1996 году, а также увеличение ежегодной естественной убыли офицеров до 710%.

В настоящее время ни одно так называемое силовое министерство и ведомство, в которых законодательством предусмотрена военная служба, при существующей сети военно-учебных заведений и объемах подготовки офицеров не в состоянии обеспечить свои потребности в военных кадрах. Поэтому начинается процесс «сближения» образовательных систем силовых министерств и ведомств для формирования единой нормативно-правовой базы, согласования государственного заказа на подготовку офицерских кадров, создания единой системы военно-профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи, организации совместных государственно-общественных, учебно-методических объединений, в том числе и с Ростовским государственным педагогическим университетом (РГПУ).

Военное образование, осуществляемое на отделениях ОБЖ, имеет тенденции изменения под влиянием как процессов, происходящих в военном образовании, так и внедрением теорий гуманистического, личностно-ориентированного образования и воспитания, теорий педагогических технологий, что свидетельствует о тенденции взаимодействия и комплимен-тарности общей и военной педагогики. Гуманизация образовательного процесса на отделениях ОБЖ требует теоретического поиска более эффективных средств его организации в системе педагогического университета, объединенных гуманистическими ценностями «личность», «общество», «природа», «Отечество» и др. Подобное переосмысление сущности и целей профессионально-педагогической подготовки студентов отделения ОБЖ предполагает усвоение в педагогическом университете культурологической составляющей содержания психолого-педагогических и специальных дисциплин, усвоение студентами духовно-нравственного опыта предшествующих поколений по защите Отечества, восстановление куль-турообразующей и личностно-развивающей функций педагогического образования (А.В.Барабанщиков, В. А. Сластенин, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, С. В. Кульневич, С. И. Архангельский, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.).

Эти идеи педагогики личности послужили основанием для расширения и наполнения содержания, технологий педагогического образования гуманистическими ценностями, средствами, поэтому становится очевидным построение такого профессионально-образовательного процесса на отделении ОБЖ, при котором были бы созданы условия для развития субъектных качеств личности будущего учителя — преподавателя ОБЖ и офицера-резервиста, включения его в творческий процесс профессионально-личностного развития.

Профессионально-педагогическая подготовка на отделениях ОБЖ в университетской системе характеризуется многоступенчатостью, которая актуализирует нереализованные возможности принципа вариативности, концентрации учебного материала вокруг ведущих научных и профессионально-значимых идей, адаптации методов и форм военной педагогики к педагогическому вузу, разработки педагогических технологий личностно-ориентированного, дифференцированного построения учебных планов и программ. В связи с этим актуализируются ряд новых направлений и проблем в системе многоуровневого педагогического образования на отделениях ОБЖ: теоретико-методологический плюрализм в проектировании педагогического процесса, развитие авторства в разработке педагогических систем и моделей, использование целостных педагогических систем, достижений региональной педагогической науки и практики (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин, А. Д. Алферов, Е. В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков,.

В.Т.Фоменко, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, Е. Н. Сорочинская, Р. М. Чумичева, Е. Н. Шиянов, С. В. Кульневич, Е. А. Михайлычев, В. И. Макаев и др.).

В системе многоуровневого педагогического образования малоисследованной является подготовка будущих военных педагогов для системы резервистского образования, актуализируется потребность подготовки и профессиональной компетентности преподавательских кадров, готовности выпускников педагогического университета качественно организовать и эффективно преподавать обучаемым средних школ в обычных и экстремально-стрессовых условиях, в условиях перемещения юношества в результате локальных боевых действий на Северном Кавказе,.

В этой связи гражданское самоопределение преподавателя ОБЖ, офицера-резервиста, развивающееся в качественно новой социально-педагогической ситуации взросления и профессиональной адаптации в условиях ценностного вакуума и предстоящей военно-педагогической деятельности с допризывниками и студентами военных кафедр вузов, актуализирует ценности «Отечество», «гражданское воспитание», «военно-патриотическое воспитание», «национально-патриотическое воспитание», навыки и умения организации педагогической деятельности (А.Н.Вырщиков и др.). Это значит, что доминирующей должна стать методологическая, личностно-развивающая педагогика и ее технологии.

Военно-педагогический процесс, моделируемый в РГПУ, подчиняясь целому ряду закономерностей, выступает как сложное социально-педагогическое явление. Такой подход к оценке и пониманию сущности военно-педагогического процесса позволяет активно внедрять в практику подготовки специалистов для школ достижения педагогической теории и практики в области технологизации личностно-ориентированного образовательного процесса, в частности, комплексные целевые программы непрерывной подготовки кадров, модульные программы, интегральные учебные планы и т. д. При разработке педагогической технологии комплексной военно-профессиональной игры, ориентированной на интеграцию общей и военной педагогики, психологии, дидактики, тактики и других военных дисциплин используются данные школы В. Т. Фоменко, в которой охарактеризованы и систематизированы педагогические технологии, в том числе и технологии, предполагающие построение учебного процесса на основе ситуаций, учебных задач, на личностно-смысловой основе.

Это определило цель исследования — разработка комплексной военно-профессиональной игры для студентов отделений ОБЖ на основе интегрального подхода, реализующего единство общей и военной педагогики.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов отделения ОБЖ к военно-педагогической деятельности с допризывной молодежью.

Предметом является процесс профессиональной подготовки студентов отделений ОБЖ в процессе комплексных военно-профессиональных игр, разработанных на основе интегрального планирования процесса обучения. Постановка проблемы обусловлена рядом противоречий, возникших между социальным заказом на выпускника и существующей системой его подготовки, поэтому необходимы коренная перестройка системы подготовки офицеров-преподавателей (учителей) в вузе, творческий поиск наиболее эффективных путей в решении задач, стоящих перед высшей школойразработка и совершенствование научно-учебного комплекса, интеграция связей общей и военной педагогики.

Задачи исследования'.

1. Раскрыть сущность профессионально-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ в условиях личностно-ориентированного педагогического образования.

2. Выявить особенности подготовки офицера-преподавателя к реализации содержания и технологии комплексной военно-профессиональной игры в педагогическом вузе.

3. Разработать и апробировать комплексную военно-профессиональную игру на основе интегрального планирования в контексте взаимодействия общей и военной педагогики.

Основу гипотезы исследования составил ряд предположений о том, что создание высокоэффективной системы профессионально-педагогической подготовки студентов ОБЖ возможно, если:

— системообразующим фактором в построении системы профессионально-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ выступает теория личностно-ориентированного образования, цель которой — развитие качественно нового типа педагога, эффективность исполнения военно-педагогических функций находится в прямой зависимости от перманентного профессионального и личностного саморазвитияличность студента в этой парадигме рассматривается как система смысловых установок в регуляции поведения, освоении культур, военно-педагогических видов деятельности;

— при ее построении будут учитываться современные интерпретации и достижения теории и истории военной педагогики, военной психологии и военного искусства, военной социологии и военной прогностики, общей педагогики, педагогики личности;

— если структура и содержание дисциплин, технологии и методы обучения будут адекватно отражать специфику будущей деятельности выпускника отделения ОБЖ, обусловленная как военно-политическими факторами, так и инновационной педагогической практикой по подготовке молодежи к службе в российской и дружественных армиях и военно-политических организациях.

Теоретико-методологические основания, логика и методы исследования. В качестве основных в исследовании используются системно-целостный, личностный и деятельностный подходыэлементы опережающего образования, совокупность которых позволяет наиболее полно осуществить анализ предмета исследования, а с помощью категорий «система», «целое», «модель» и др. отобразить профессионально-педагогическую деятельность выпускника отделения ОБЖ как целостность. Методологическую основу исследования также составляют положения о творческой сущности человека, о взаимодействии личности и обществаличностно-деятельностный подход к подготовке военных кадров (А.В .Барабанщиков, В. Н. Иванов, Н. Ф. Феденко и др.).

Исследование строилось с учетом содержания директивных документов по реформированию государственного и военного образования, современных требований к демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в военном и резервистском образовании, допризывной подготовки молодежиидеи о ведущей роли социально-экономических, военно-технических, научных, культурных условиях, обеспечивающих единство и взаимосвязь научных теорий общей и военной педагогики, психологии в профессионально-педагогической подготовке студентов отделений ОБЖ.

Методология, основанная на реализации этих подходов, включает важнейший методологический регулятив — единство специальной и психолого-педагогической подготовки между различными этапами и формами военно-педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ.

Логика исследования предполагает изучение проблемы как в исто-рико-педагогическом аспекте, так и анализ развития профессиональнопедагогической подготовки студентов отделений ОБЖ как на макроуровне (в контексте личностно-ориентированной парадигмы, интегральной педагогики), так и на микроуровне, предполагающем последовательное прохождение студентов различных этапов в усвоении военно-педагогических знаний.

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических предположений использовались совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ, моделирование, проектирование результатов и процесса их достижения, опытная работа, включенное наблюдение, анкетирование.

Основные этапы организации исследования.

Первый этап (сентябрь 1996 — май 1997 гг.). На основе личного опыта, анализа опыта адаптации военнослужащих к срочной службе, анализа обширной военно-педагогической, общепедагогической литературы и подготовки студентов отделений ОБЖ педагогических вузов был разработан концептуальный замысел исследования, определена эмпирическая база, организована опытная работа по проверке эффективности отдельных условий обеспечения реализации технологии личностно-ориентированного образования в профессионально-педагогической подготовке студентов отделений ОБЖ.

Второй этап (сентябрь 1997 — январь. 1998 гг.) был связан с разработкой педагогической технологии комплексной военно-профессиональной игры, анализ ее эффективности, достаточности и полноты содержания, выявление недостатков и апробация в ряде образовательных учреждений.

Третий этап (май — август. 1998 г.). На этом этапе уточнялись возможности дисциплин психолого-педагогического цикла, специальных дисциплин и войсковых подразделений, система педагогических условий для совершенствования интегральной технологии планирования комплексных военно-профессиональных игр в контексте личностно-ориентированной.

ТГТТТ^^ «» Гт.

Параден ты.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что:

— впервые представлен целостный концептуальный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов отделений ОБЖ как части резервистского офицерского корпуса в условиях реализации в педагогическом вузе теории личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию;

— качественная новизна представленной концепции состоит в том, что профессионально-педагогическая подготовка студентов отделения ОБЖ связывается с технологией обучения, разработанной на основе взаимосвязи общей и военной педагогикиразработана педагогическая технология комплексной военно-профессиональной игры в условиях педагогического университета, выявлены условия, способствующие их эффективной реализациивыделены требования и этапы разработки технологии военного обучения в педагогическом вузедоказана возможность этой технологии гарантировать достижение целей военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью широкого использования полученных результатов и рекомендации в военно-профессиональной подготовке студентов отделения ОБЖ, военных кафедр вузов, в повышении педагогической квалификации преподавателей ОБЖ, организации педагогической практики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовали анализ и изучение проблемы как междисциплинарной (философской, педагогической, исторической, социологической, психологической, военно-педагогической), их соответствием тенденциям развития военного образования (сближение с гражданской системой образования) — адекватностью методологии исследования его цели, задачам, использованием системы разнообразных методов теоретико-эмпирических исследований, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов, апробацией полученных в ходе исследования результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в следующих процессах:

— при разработке и реализации учебных программ учебных курсов и рекомендаций по их изучению для студентов;

— при подготовке и публикации материалов исследования (всего опубликовано 5 работ);

— при организации совместно со Северо-Кавказским Военным Округом (СКВО) был сделан анализ оценки результатов КВПИ и контрольного занятия, проведенного группой экспертов отдела военного образования.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сохраняющиеся к настоящему времени теоретические представления о профессионально-педагогической системе подготовки студентов отделений ОБЖ как «знаниевой» парадигме обучения, объектно-ориентированной профессиональной деятельности в условиях методологического и теоретического плюрализма оказались не способны создать концептуальные основания для перехода к практике подготовки учителя ОБЖ, ориентированного на реализацию личностной, индивидуально-творческой парадигм образования. Теоретическая развитость парадигмы личностно-ориентированной педагогики, ее принципы выступают как самодостаточный теоретический массив для конструирования технологий обучения студентов во многоуровневой системе подготовки студентов и обеспечивающие связи единства профессиональной и психолого-педагогической подготовки.

2. Важнейшей функцией профессионально-педагогической подготовки студентов отделении иьж является направленность педагогического процесса на реализацию личностно-ориентированного подхода:

— студент выступает как самоорганизующийся субъект;

— принимает военно-педагогическую деятельность как приоритетную жизненную ценность;

— учебная деятельность студента отделения ОБЖ характеризуется осознанием своей самоценности и установки на самоизменение, саморазвитиепоствузовская деятельность по повышению личностного профессионально-педагогического потенциала, разработка и создание авторских педагогических систем образования и воспитания допризывной молодежи;

— комплексную военно-профессиональная игра, ее интегративный базис, характеризуется приоритетом личностно-развивающей функции, что носит опережающий характер к традиционной практике КВПИ.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами, состоит из двух глав, заключения списка литературы, приложений.

Выводы ко II главе.

1 .В процессе опытно — экспериментальной проверки технологии интегрального планирования учебного процесса (КВПИ) автор установил, что: а) при субъект — объектной парадигме образования не предполагается изменений деятельности студентов в зависимости от уровней их личностного ростаб) ориентация на новую развивающую парадигму образования приводит к необходимости разрабатывать процесс обучения на интегральной основе по следующим направлениям:

— изменяются цели профессионально — педагогической подготовки студентов — функционирование КВПИ подчиняется целям саморазвития студентов, формированию у них способности и готовности к саморазвитию;

— изменяется содержание учебной деятельности при интегральном планировании, при котором раскрываются источники формирования и развития профессионализма, профессионально — педагогической культуры, раскрываются и актуализируются потенциальные возможности участников КВПИ, раскрывается природа социальных (военно — педагогических) понятий и логика их развития;

— изменяются средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы воздействия. Целей развития невозможно достигнуть без диалогизации процесса обучения, порождающей субъектную позицию обучаемых;

— изменились учебные установки и мотивация учебной деятельности- -изменяется сам объект педагогического воздействия — студент — будущий преподаватель ОБЖ становится активным субъектом учебной деятельности, овладевая методологией развивающего обучения;

— изменяется роль преподавателя: он становится не информатором, а помощником в процессе открывания знаний, в процессе овладения методологией развивающего обучения;

— технология интегрального планирования учебного процесса (КВПИ) ориентирован на развитие профессионального (теоретического) уровня мышления, благодаря обобщенным знаниям, способам действий, которые формируются на междисциплинарной, интегративной основе.

Процесс построения логики образовательного процесса на интегра-тивной основе на отделении ОБЖ предполагает признание значимости педагогики личности, личностно — ориентированной парадигмы, личностный опыт, целостные культурные синтезы. К числу главных идей относительно проблем концептуально — содержательного наполнения различных курсов на всех образовательных уровнях, сочетание различных курсов в едином образовательном процессе.

При построении основных дисциплин отделения ОБЖ, их концептуальная выверенность и логическая четкость достигаются в результате выявленного сочетания теоретических концептов и конкретного материала, обеспечения связи между изучением отдельных дисциплин, их разделов и их культурной ценности для военно — педагогической подготовки, фиксацией роли и места тематики, связанной с самореализацией будущего военного педагога. Взаимосвязь и преемственность, интеграция учебного материала определяются общностью теоретико — методологических и специальных дисциплин по отделению ОБЖ, сущностным единством подхода, методов, принципов изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в России идет становление новой системы военногражданского образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно — воспитательного процесса в педагогическом вузе на отделении ОБЖ. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и военной реформы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации — устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно — ориентированной взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микрои макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В этих условиях наиболее эффективной педагогической парадигмой является теория личностно — ориентированной педагогики (Е.В.Бондаревская, В. В. Сериков, С. В. Кульневич и др.), являющейся продуктивной теоретическо — методологической базой для изучения становления нового типа отношений педагогического вуза с вооруженными силами РФ — военно — гражданских, под которыми следует понимать социальнокультурные, динамически развивающиеся отношения педагогики и специальной военно — педагогической деятельности, функциональной связи между теорией людских ресурсов в Армии, резерва и тенденции включения профессионально — педагогических потребностей российской армии по подготовке резерва в мирное время в контексте гуманистических теорий воспитания и образования личности резервления и будущего преподавателя ОБЖ. Такой подход к развитию военно — гражданских отношений педагогического вуза и отечественной армии на основе единства педагогической науки и проводимой военной реформы позволяет вносить содержательные изменения в процесс профессионально — педагогической подготовки студентов отделения ОБЖ.

Личностно — ориентированная парадигма позволяет в процессе профессионально — педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ осуществлять междисциплинарную, интегративную подготовку на основе системного понимания личности —будущего защитника Отечества, современные цели и задачи военно — патриотического воспитания, овладевать теорией и практикой моделирования обучения студентов новейшими достижениями военной науки и ее применения в военно — гражданской практике.

Личностно — ориентированная педагогика требует анализа, пересмотра, переоценки всех компонентов профессионально — педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ. Традиционное преобладание информационно — объяснительного подхода, ориентированного на передачу готовых знаний, — экстенсивный путь построения содержания и способов военно — педагогического образования студентов отделений ОБЖ. Переход к личностно — ориентированной центрации позволяет пересмотреть соотношения между основными блоками профессионально — педагогического образования специальности ОБЖ, подчиненного идеям личностной поддержки студентов, продуктивности и результативности учебного процесса.

В результате исследования становится возможным сделать обобщения принципов профессионально — педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ в условиях личностно — ориентированной парадигмы:

— принцип комплексного подхода: профессионально — педагогическая подготовка в новом контексте;

— это динамически развивающаяся система, элементом которой являются не только специальные (военные) знания, но знаний, смыслов развития личности военного защитника Отечества, т. е. возможным становится идентификация личности с Отечеством, роли гражданина в Отечестве, раскрытие на междисциплинарной основе понятий «патриотизм», «гражданский долг», «военная ответственность» и т. п.;

— принцип бинарности: объединение военно — профессиональной и педагогической подготовки (на примере КВПИ);

— принцип ведущей идеи, в основу которой положена идея связи конкретной специализации (ОБЖ, конкретных курсов с развитием личности студентов);

— принцип непрерывности в военно — педагогической подготовке. Одним из важнейших выводов реализации военно — педагогической подготовки студентов является познание внутренней логики освоения ин-тегративного знания на основе развития субъект — субъектных отношений в педагогики личности.

КВПИ, воплощающая в себе основную идею новой образовательной парадигмы — идею развития и поддержки личности, коллектива, группы, интегративная технология обучения на отделении ОБЖ представляет возможности для развития профессиональной, интеллектуальной и общекультурной составляющих личности студентов ОБЖ. Это позволяет поставить проблемы культуры педагогической деятельности как преподавателя ОБЖ, так и студентов этой специальности. Культура педагогической деятельности, если рассматривать ее в контексте научной школы Е. В. Бондаревской, обеспечивает полноту овладения преподавателями, студентами знаниями, умениями, гуманистическими ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования, саморазвития. Построение педагогической деятельности как культурного явления — это сознательно организуемый процесс, развертывающийся на основе жизненных целей, планов, личностных смыслов, которые могут быть реализованы в процессе освоения будущим военным педагогом через освоение пространства культуры, частью которой возможно рассматривать и военно — гражданские отношения педагогического вуза и российской армии.

В результате исследования была выявлена педагогическая необходимость для развития профессионально — педагогической подготовки студентов отделений ОБЖ в проектировании этой подготовки. Проектирование — это складывающийся вид деятельности, рассматривается как часть культуры педагогической деятельности вуза, факультета. Поэтому проектирование и связанные с ним определение целей и задач профессионально — педагогической подготовки отделений ОБЖ имеет научное основаниеличностно — ориентированную педагогику. Как показывает исследование, работа по проектированию на отделении ОБЖ должна исходить из научных знаний о человек, из определенных его моделей, теорий личности, жизненных траекторий развития личности. По сути, применение проектирования на отделении ОБЖ изменяет суть педагогического образования в системе координат военно — гражданских отношений, так как военно — педагогическая подготовка студента отделения ОБЖ должна включать: а) блок мета-знаний (педагогика и психология личности в контексте военно — педагогической деятельности, учение о педагогической деятельности) — б) педагогический блок (философия образования, педагогическая культурология, социология, военная социология, педагогическая технология) — в) социально — ценностный блок (политология, военное право и др.). Экспериментальное исследование, проводимое на базе военной кафедры Ростовского государственного педагогического университета, подтвердило правильность прогноза: интегральный учебный план и комплексные воеико — профессиональные игры способствуют повышению качества подготовки выпускников к военно — профессиональной деятельности в войсках (учебных заведениях), формированию и развитию навыков интегрального применения в процессе профессиональной деятельности знаний, навыков и умений, полученных в процессе изучения отдельных дисциплин. Комплексные военно — профессиональные игры оказывают определенное влияние на формирование и развитие у обучаемых качеств руководителя воинского (школьного) коллектива, способствуют формированию стиля делового общения, готовности к военно — профессиональной деятельности в войсках (учебных заведениях), активизации познавательной деятельности обучаемых, формированию у них творческого мышления. Внедрение в учебный процесс интегрального планирования и комплексных военно — профессиональных игр может способствовать решению основной задачи, стоящей перед вузом — подготовке специалиста нового типа.

Комплексные военно — профессиональные игры, технологии характеризуются переходом:

— от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

— от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

— от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

— от внешней мотивации ученика к внутренней нравственно — волевой регуляции, что будет в дальнейшем предметом исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического раз
  3. Т"> ТХНРТЗГ <"Т Л /I • I 1 /л ТТТТТ’ТТ'"" ТТ n TI юоп m ~титл. ~ i.vx. XAVJuri плодах, — J J J v^.
  4. Т.Ф. Непрерывное образование и развивающая кооперация //
  5. Вестник высшей школы. 1988. — № 2. — С. 3−38.
  6. А.Д. Формирование ответственного отношения к учению.
  7. Учебное пособие. Ростов н/Д, 1984. — с. 92.
  8. Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. -М., 1996.
  9. .Г. Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.еков.1. М, 1947.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  11. А.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
  12. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.1. М, 1992.
  13. Ю.Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности // Социологические исследования. 1976. — № 4. — С. 24−32. П. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. — 189 с.
  14. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). 2-е изд., перераб. и доп. К., 1983. -287 с.
  15. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики психологии. М., ВПА, 1987.
  16. А.В. Развитие творческого мышления у слушателей. М, ВПА, 1973.
  17. B.C. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  18. Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. Ростов н/Д, 1988. — 25 с.
  19. В.Jl. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997. — 131 с.
  20. Д. Наука в истории общества. М., 1958.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  22. П.О. Юнкерские училища. Т.2. -СПб, 1872. 688 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 102−106.
  25. Е.В. Методические рекомендации по организации работы студентов в учебно-научно-педагогическом комплексе. Ростов н/Д, 1982.-52 с.
  26. Е.В., Белоусова Т. Ф. Диагностическая программа изучения педагогической культуры. Ростов н/Д, 1994. — 19 с.
  27. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1987. 334 с.
  28. Н.В. Процесс обучения: его проектирование и организация // Будущему учителю о проблемах педагогики. Волгоград, 1996. — С. 29−39.
  29. Н.О. О подготовке роты к бою // Военный сборник 1886. -№ 5.
  30. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.
  31. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие. / Под ред. Бон-даревской Е. В. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.-172 с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.-С. 62−73.
  33. Военная педагогика. М.: Воениздат, 1973.
  34. Военная педагогика и психология. М., 1966.
  35. Военная психология. М., Воениздат. 1973.
  36. Военно-психологические взгляды русских военных деяетелей 18−20 веков. 4.1, 4.2. — М., 1992, 1993.
  37. Военный энциклопедический словарь / Под ред. Н. В. Огаркова. М.: МО СССР, ин-тут воен. истории, Воениздат, 1984. — 863 с. (с ил.).
  38. Военные уставы Петра Великого. М.: ГБЛ, 1946. -80 с.
  39. Н.В., В.К.Суханцева, Т.В. Иванова О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1997. — № 10.
  40. А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика.- М.: Педагогика, 1990. -152 с.
  41. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М. 1989. — С. 221−237.
  42. А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д. — 196 с.
  43. Дифференцированное обучение. Проблемы и перспективы развития / Сост. Ю. В. Науменко. Волгоград: Перемена, 1994. — 24 с.
  44. М.И. Подготовка войск в мирное время. Киев, 1906. — 126 с.
  45. М.И. Психологический анализ боевой деятельности воинов. М, ВПА, 1974.
  46. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1981.
  47. В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  48. Из боевого прошлого русской армии. М., Воениздат, 1947. 412 с.
  49. Источники Internet: сервер МО РФ.
  50. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб, 1914. — С. 82−83.
  51. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д, 1994. — 280 с.
  52. А.А. История русской армии в 4-х томах. Т.1. М.: Голос, 1922. 304 с.
  53. А.А. История русской армии. Ч.2.- Белград, 1934. 232 с.
  54. А.И. Предупреждение нарушений воинской дисциплины. М., 1970.
  55. Л.С., Гуляева Е. К. От самопознания к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. — Барнаул, 1997.
  56. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Педагогика, 1981.-95 с.
  57. П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1975. — 464 с.
  58. В.М. Яков Иванович Говоров о подготовке русских военных врачей//Военно-медицинский журнал. 1952. — № 6.
  59. В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения / В сб.: Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск, 1985. — С. 312.
  60. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. — 32 с.
  61. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 864 с.67гКрасовицкий М. КХ Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в конце XX столетия // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 61−69.
  62. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований (рекомендации) / Сост.: Краевский В. В., Полонский В. М. М., 1987. — 44 с.
  63. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990.
  64. Т.О., Межуев В. М., Шайтанов Н. О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  65. В.Д. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М., Воениздат. 1977.
  66. С.В. Педагогика личности. Учебник. Ростов н/Д, 1984. -160 с.
  67. В.В. Вместо педагогики «Философия образования»? // Педагогика. 1997. -№ 3.- С. 110−118.
  68. А.Ж. К теории образования философские и социологические проблемы. — Оренбург, 1993.- С. 140.
  69. М.И. Сборник документов. Т.Т. 1−5. М.: Воениздат, 1950. -1956.
  70. М.П. Документы. Т. 1−3. М.: Военмориздат, 1952. — 1961.
  71. С.О. Документы. Т.1, 2. — М.: Воениздат, 1953, 1960.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  73. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 165 с.
  74. В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко // Педагогика. -1994.-№ 2.-С. 86−92.81 .Мамчур Е. А. Проблема выбор теории. М., Наука, 1975. — 231 с.
  75. Методология развития научного знания. / Сб. науч. трудов. М., 1997.
  76. Методы научно-педагогического исследования. / Сб. статей. Отв. ред. Ю. К. Бабанский и В. С. Ильин. Ростов н/Д, 1972. — 164 с.
  77. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М., 1994.-319 с.
  78. В.И. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — С. 99−103.
  79. О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М. 1993.-96 с.
  80. С.У. Гипотеза как форма научного знания // Педагогика и народное образование в СССР. Экспресс-информация. Вып. 1 (97). -М.: НИИ ОПАПН СССР, 1986. 19 с.
  81. П.С. Документы и материалы. М.: Воениздат, 1954. 880 с.
  82. А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1995. — С. 336.
  83. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е. В. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 216 с.
  84. Органическое единство учебного и воспитательного процессов / Сб. науч. трудов. Отв. ред. В. С. Ильин. Волгоград, 1982. — 167 с.
  85. Педагогические основы комплексного подхода к учебновоспитательному процессу / сб. статей. Отв. ред. В. С. Ильин. Волгоград, 1979.- 168 с.
  86. К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  87. И., Стентерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М., 1986.
  88. Пути перестройки высшего педагогического образования / Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1989. — 208 с.
  89. З.И. Есть ли будущее у прошлого? // Воспитание школьников. -1993.-№ 5.-С. 13−16.
  90. З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. — № 11. — С. 88−96.
  91. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. -Карачаевск, 1995.
  92. Развитие личности в процессе педагогической деятельности. Тезисы докл. науч.-практ. конф. вузов Юга России. Майкоп, 1994. — 139 с.
  93. А.И. Социальные проблемы российской науки. М.: Истина, 1996.
  94. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.
  95. Российский офицер: вчера, сегодня, завтра // «Красная звезда» от 5 октября 1996 г.
  96. Г. И. Методы научного исследования. М., 1974.
  97. М.В. Формирование нравственной готовности курсантов высшего военно-учебного заведения к воспитательной работе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1992. — 16 с.
  98. В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. 1987. — № 1.
  99. К.И. История педагогики как учебный предмет. М., 1996.
  100. В. В. Армия и общество. М.: Знание, 1991. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Защита Отечества" — № 7).
  101. В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ИСПИРАН, 1996. (Раздел 2).
  102. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  103. Н.Я. Вопросы воспитания коллектива. Ростов н/Д, 1952. -172 с.
  104. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения / Сб. статей. Отв. ред. Ю. К. Бабанский и А. Д. Алферов. Ростов н/Д, 1974.
  105. Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности, Оренбург, 1995. — 120 с.
  106. Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса // Credo. 1997. — № 4. -С. 34 — 42.
  107. Е.Н. Подготовка социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов н/Д, 1996. — 185 с.
  108. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска. На материале экспериментального курса «Философия и история образования» / Отв. ред. Н. К. Сергеев. -Волгоград, 1998.-245 с.
  109. Ступак И=Г= Педагогические основы формирования творческого мышления курсантов при решении ими системы учебно-познавательных задач. Автореф. дисс.канд. пед.наук. Саратов, 1998. 22 с.
  110. А.В. Документы. Т. 1−4. М.: Воениздат, 1949 1953.
  111. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1981.
  112. С.А. Становление проблематики педагогической психологии на начальном этапе ее развития. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997. С. 28.
  113. Технологии педагогической подготовки учителя / сб. статей. Отв. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 1997.
  114. Траск Дэвид Ф. Демократия и оборона: Гражданский контроль над армией в Соединенных Штатах. Информационное агентство Соединенных Штатов, 1993. — 48 с.
  115. В. С. Записки кирасира: Мемуары / Состав. В. П. Полыков-ская. М.: Россия, 1991.-222 с. («Сыны России»).
  116. А. Избранные работы по философии. М., 1990.
  117. К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. Т.2. М.-Л., 1948. — С. 69−166.
  118. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч. Т. 1. — М.-Л., 1970. — 775 с.
  119. Г. С. Вооруженные силы и рынок // Военная мысль. -1993. -№ 10.
  120. Формирование профессиональной личности учителя / тезисы докладов XI Северо-Кавказских псизолого-педагоагичсеких чтений 13−16 мая 1992 г. Пятигорск, 1992.
  121. В.Ф. Оптимизация дифференцированного подхода к слабоуспевающим ученикам. Проблема развития теории и методики оптимизации педагогического процесса. — М., 1989. — С. 91−96.
  122. Д. Тематический анализ науки. М., 1981.
  123. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Просвещение, 1981. — 95 с.
  124. А.С. Логика движения студента в предмете // Многоуровневое высшее образование. Омск: ОГПИ, 1993. — С. 194−196.
  125. Шаров А, С. Психология познания человека. Омск: ОмГПУ, 1994. -130 с.
  126. B.C. Анализ научного познания. М., 1988.
  127. Щегол ев И. А. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Учеб.пос. 4.1. — СПб, 1995. 283 с.
  128. П.Б. Динамика науки. Л., 1981.
  129. Г. П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. Касталь. М., 1993.
  130. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 50−56.
  131. М.Г. История психологии: от античности до середины XX века. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — С. 320−321.
  132. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 19 с.
Заполнить форму текущей работой