Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философские проблемы информационного насилия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо помнить, что мы живем в информационную эпоху, и что наши желания являются объектами манипуляции. Мы — наше сознание и подсознание — находимся под постоянным воздействием информационных потоков. Необходимо осознать, что свобода нашей воли находится под угрозой, и для того, чтобы ее защитить, необходимо иметь четкое представление о всех тех приемах манипуляции сознанием, которые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Насилие как социальный феномен
    • 1. 1. Философская семантика насилия
    • 1. 2. Сущность информационного насилия ф
  • Глава II. Культурная эволюция информационного насилия
    • 2. 1. Насилие в информационном обществе
    • 2. 2. Превенция информационного насилия: возможности и границы

Социально-философские проблемы информационного насилия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена трансформационными процессами, происходящими в обществе, включающими в себя экономические, политические и социальные перемены, неизменно влекущие за собой изменения в общественном устройстве. Современное общество характеризуется невиданным ранее увеличением влияния информационной составляющей на социальное бытие, какими бы концептуальными характеристиками мы его не награждали — постиндустриальное, информационное, рыночное, гражданское.

Вырабатывая нормативные определения действительности, формируя потребности, взгляды, оценки и предпочтения, средства массовой коммуникации являются одной из конститутивных составляющих социальной реальности. Появление новых информационных технологий закладывает прочную основу для развития мирового информационного сообщества. В развитых странах этот переход приведет к изменению социальных и экономических отношений. Противоречия интеграционных стратегий глобализации и регионализации конструируют новые информационные и виртуальные потоки, продуцирующие информационное насилие и стремящиеся к собственной власти, господству слова.

Функционирование государства, его социальная, политическая, экономическая, индустриальная сфера находятся в прямой зависимости от работы информационных сетей, систем связи и управления, программного обеспечения, составляющих техническую базу информационного пространства. Данная взаимосвязь сегментов инфраструктуры государства зависит от надежного функционирования средств передачи и обработки информации, и возникающие в этой связи новые реалии не могут не учитываться мировым сообществом. Сегодня жизнедеятельность общества осложняется вектором агрессии и насилия, их специфического преломления, соответствующего социально-экономической и культурной ситуации региональных пространств и временных характеристик социума. На фоне явлений кризиса и нестабильности информационное насилие оказывается неизбежным сопровождением общественного бытия.

В современном обществе сложилась система государственного и частного информационного насилия. Средства массовой информации навязывают выгодные им и их реальным хозяевам оценки, мнения, электоральное поведение. Информационным насилием являются прославление культа силы и гангстеризма, вестернизация либо, наоборот, заполнение вульгарной отечественной эстрадой экранов телевидения и кинематографа. Насилие входит в язык, семантику передач, повседневные коммуникации.

Сегодня чрезвычайно актуально внесение терминологической ясности в категориальный аппарат социальной философии, включая понятия информационного насилия и информационной безопасности, которые выступают продуктом социального конструирования, кодирования в культуре, приобретения собственной семантики за счет взаимодействия разнообразных культурных дискурсов.

Все перечисленное актуализирует проблему информационного насилия, презентируя ее как социально — философскую проблему, связанную с истоками бытия и экзистенции человека. Обостряется необходимость развития философской теории информационного насилия как обобщения и рефлексии феномена насилия в информационном поле. При этом важно привлечь как отечественные, так и зарубежные разработки, раскрыть концептуальный аппарат предлагаемой тематики и показать возможности практических приложений данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования является междисциплинарной, исследуемая проблематика прорабатывается в социальной философии, социологии, психологии, теории массовых коммуникаций. Хотя каждая из этих дисциплин опирается на собственные традиции и использует свойственные ей методы, исследования, проводимые по данной проблеме, несомненно, являются взаимодополняющими.

Среди исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных анализу различных аспектов информационного насилия, можно выделить работы таких авторов, как Г. С. Батыгин, Ж. Бодрийяр, Р. А. Борецкий, А. Гугген-Ij, бюль, М. М. Назаров, Г. Г. Почепцов. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которого заложили Д. Белл, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер. Их концепции часто вызывают критику со стороны гуманистически ориентированных авторов, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества. Среди важнейших научных трудов, создавших методологическую основу исследований информацион-щ ного общества, можно выделить работы П. Дракера, С. Г. Ивченкова, М. Кастельса, Н. Лукмана, М. Маклюэна, Д. Мартина, Е. Масуды, Г. Молитора, Н. А. Негодаева, В. В. Печенкина, Д. Робертсона, А. Столярова, А. Турена, А. Ю. Шеховцева, X. Шпиннера. Проблему информации в целом исследовали: А. В. Айламазян, Дж. Бенигер, X. Бренсон, JL Бриллюэн, И. Вейс, Н. Винер, А. И. Колмогоров, X. Найксвит, П. С. Поспелов, Е. В. Стась, А. И. Суханов, А. Урсул, Р. Фишер, В. Хагемон, Р. Хартли, Т. Хелви, К. Шеннон, У. Эшби. Соотношение насилия и власти в своих работах затрагивали М. Вебер, Ф. Ниц-" 4 ше, М. Фуко. Анализом эффектов средств социальной и массовой коммуникации занимались П. Лазарсфельд, Г. Ласвелл, У. Липпман, Р. Мертон, М. М. Назаров, Э. Ноэль-Нойман, С. С. Перекатное, Е. Ю. Стриганкова.

Теоретической базой диссертационного исследования явились труды по философии, социологии, психологии русских и зарубежных классиков, современных авторов. Проблемой теории насилия и ненасилия занимались мировые знаменитости М. Ганди, Л. Н. Толстой, М. Кинг, а также известные отечественные ученые А. Гжегорчик, Я. И. Гилинский, П. Е. Матвеев. Социальный и философский контексты насилия показаны в работах О. В. Башкатова, А. А. Гусейнова, В. Г. Федотовой. Феномен социального насилия нашел свое отражение в работах П. Бергера, П. Бурдье, М. Кастельса, Т. Лукмана, Г. Маркузе, Дж. Мида.

Исследованиями психологии насилия занимались К. Брон, Д. Иванчек, Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Р. Лэнг, Э. Миллер, Т. Я. Сафронова, Е. Т. Соколова, Д. Финкелхор, Е. Н. Цимбал. ^ Современные теории агрессивного поведения, выступающего потенциальным источником насильственных действий, содержатся в работах Л. Берко-вица, Г. Зиммеля, Б. Скиннера, 3. Фрейда. Для интерпретации всего комплекса источников распространения насилия особую значимость представляют исследования социального неравенства П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, И. Ильина, Т. Парсонса, Ж. Руссо. Проблемой деструктивности человеческого поведения занимались А. Кестлер, Э. Фромм. Проблему виртуальной реальности как ^ формы информационного пространства рассматривали Е. Баксанский, А. Бюль,.

М. Вейнстейн, Д. В. Иванов, С. Н. Коняев, С. В. Коловоротный, А. Крокер, Н. Луман, М. Паэтау, В. В. Печенкин, B.C. Свечников, В. Н. Ярская.

Среди работ, посвященных концепции социальных сетей, можно отметить исследования Г. С. Батыгина, Л. Берковица, Л. И. Вассермана, Б. Веллмана, Т. И. Заславской, П. Марсдена, С. Ноука, В. В. Радаева, А. Фримана. Из наиболее известных исследователей пропаганды следует выделить Ф. Знанецкого, Е. В. Клеппера, П. Лайндбарджера, К. Ховленда. Среди исследователей модели % дерегулирования в области печатных и электронных средств коммуникации можно выделить Т. Адорно, Н. Гарнема, Э. Хаага, М. Хоркхаймера, Т. Элиота.

Проблеме информационных и психологических войн, а также информационной безопасности большое внимание в своих исследованиях уделяли В. А. Братчиков, А. И. Воеводин, В. А. Галатенко, Г. В. Грачев, Ю. Кожух, В. Г. Крысько, А. Лазарев, В. Лисичкин, С. Поликарпов, Г. Г. Почепцов, Л.В. Ра-китянская, С. П. Расторгуев, Л. Шелепин. Различные аспекты этико-правового характера информационных технологий отражены в работах И. Л. Галинской, Д. Джонсон, И. А. Кононова, Дж. Мура, А. И. Панченко, Дж. Снэппера, Р. Спи-неллы, Л. Флориди. Исследованием проблем психологического, в том числе насильственного воздействия интернет-технологий на индивида и общество занимались О. Н. Арестова, JI.H. Бабанин, Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский,.

A.Е. Жичкина, А. Купер, Дж. Маркоф, O.K. Тихомиров, Дж. Сулер, К. Хефнер. Идеи включенности агрессии и насилия в формах дискурсивного и семантического расизма содержатся в работах В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова,.

B. Ярской.

Однако, несмотря на обилие публикаций по самым различным направлениям рассматриваемой проблемы, пока практически не встречаются работы со специальной акцентуацией социально-философских проблем насилия в его информационных формах, с разработкой типологии информационного насилия и возможностей его превенции. Отмеченные обстоятельства в значительной степени обусловили выбор темы исследования.

Теоретические и методологические основания диссертации представлены как: способ философской рефлексии насилия, привлекающий социально-философский и аксиологический контекстымеждисциплинарный и функциональный подходы к информационному насилиюединство гносеологического и онтологического аспектовнаучного анализа с научными методами теоретического моделирования и обобщения. Мы опираемся на теории насилия, его соотношения с деятельностью социального субъекта, включенности в дискурс: А. А. Гусейнов, А. В. Дмитриев, В. Г. Федотова, В. Н. Ярская. В диссертации привлечены концепции субъективной деятельности и информационных взаимодействий: А. Гжегорчик, Я. И. Гилинский, М. М. Назаров, В. В. Печенкин, Г. Г. Почепцов, А. Ю. Шеховцев. В основу нашего философствования легли гуманистические идеи толерантности и ненасилия М. Ганди, М. Кинга, JI.H. Толстого.

Объектом диссертационного исследования является насилие как феномен информационного пространства, компонент деятельности социального субъекта разных уровней, функционирующий в современной культуре социальных коммуникаций и трансформаций. Предметом диссертационного исследования выступает информационное насилие в формате его социального генезиса, направленности и типологии.

Состояние разработанности темы диктует цель исследования — осуществить социально-философский анализ происхождения, эволюции, функциони-^ рования и превенции информационного насилия.

Достижение этой цели предопределяет ряд исследовательских задач:

— осуществить социально-философскую рефлексию идеи и категории насилия;

— исследовать генезис понятия, уточнить дефиницию информационного насилия;

— выделить свойства и характеристики информационного насилия;

— осуществить типологизацию информационного насилияф — выявить формы и механизмы действия информационного насилия в информационном обществе;

— разработать рекомендации по превенции информационного насилия.

Научная новизна диссертационного исследования определяется оригинальностью поставленной задачи и авторского анализа социально-философских проблем информационного насилия, самой постановкой цели и междисциплинарным подходом к анализу места информационного насилия в современном обществе трансформаций. Результаты исследования, представляющие научную ^ новизну, состоят в следующем:

— выделены социокультурные источники и основания насилия, исследованы теоретические предпосылки формирования философской теории насилия в контексте информационного подхода;

— предложена авторская интерпретация сущности, генезиса и места насилия в структуре информационной картины мира;

— раскрыта специфика информационного насилия, выявлены его основные свойства и характеристики;

— предложена авторская типология информационного насилия;

— выявлены формы и механизмы воздействия информационных технологий на политические, экономические, социальные процессы жизни общества;

— сформированы рекомендации по превенции и устранению последствий информационного насилия, обозначены границы и пределы превентации.

Изложенные выше результаты отражают новизну исследования и позволяют определить.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Нарушение равновесия между родовой и видовой сущностями человека, связанное с распадом механизмов социализации, приводит к освобождению антисоциальной энергии с последующими колоссальными потрясениями для всего общества в различных формах насилия. Несмотря на некоторые природные и антропологические предпосылки насилия, оно по своей сути есть феномен культуры, институциальный атрибут социальных процессов и отношений. Имея универсальный характер, социальное насилие конкретизируется в открытых и закамуфлированных формах локально определенных сфер всей общественной жизни. В социальной, политической, экономической, духовной, семей-но-бытовой сферах оно выступает как детерминированное социально-значимой информацией силовое или несиловое воздействие, противоречащее закономерному ходу событий: физическим и биологическим закономерностям, юридическим нормам, моральным принципам. Информационная компонента насилия содержится на любом этапе развития общества, в любых формах насилия, модулируя их и являясь атрибутом насилия.

2. Информационное насилие в широком смысле, предполагающем существование информации в любых социальных системах — это не силовое (не вещественное и не энергетическое) упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный либо антиличностный характер. Информационное насилие, имея природные предпосылки, выступает особой формой социального насилия, где информационная составляющая в результате инверсии приобретает самостоятельную сущность, на основе силовых: вещественных и энергетических процессов. Его распространение связано с антропологическим кризисом, модернизационным шоком, распадом традиционных культур, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы. В узком смысле информационное насилие — не силовое воздействие на ментальную сферу.

3. С эволюцией общества информационная составляющая приобретает явный, а не латентный характер (при этом вещественные и энергетические компоненты не исчезают), происходит дифференциация информационного насилия. Основные свойства информационного насилия: нелинейность, скрытность, максимальная дальность и скорость воздействия, кумулятивность, невещественный и неэнергетический характер, нелокализованность в социальном времени и пространстве, возможность фокусировки, селективность, опосредованный характер социального воздействия, возможность клонирования, виртуальный характер. Данные свойства не существуют изолированно, а образуют систему атрибутов и модусов информационного насилия.

4. В контексте современной социокультурной ситуации информационные потоки включены в существующие тенденции культурного развития, нелинейность эволюции культуры, сложные социальные трансформации. Процессы глобализации культуры дополняются усилением влияния локальных культурных течений, этнизации социальных конфликтов. Монополизм глобальной транскультуры, компьютерных сетей, профессиональных и потребительских сайтов таит опасность поглощения индивидуализированных социальных субъектов, которые не в состоянии идентифицировать себя в собственной локальности. Идентичность индивидов оказывается под сомнением, здесь создается граница, переступив которую, информация становится насилием. Типологизацию информационного насилия можно осуществлять по следующим принципам: в зависимости от того, кто является субъектом и объектом насилия: отдельные физические лица, группы, компаниив зависимости от способов и механизмов осуществления насилия (вербальное, невербальное, аудиовизуальное) — в зависимости от степени проявления насилия: явное и латентное, непосредственное и опосредованное. Причем, типологизация с позиций объекта и субъекта, между которыми может происходить инверсия (хотя и не в полной мере) является основной.

5. Социальные институты — государство, СМИ, образование, семья — устойчиво воспроизводят информационные и социальные практики, в том числе социальные действия, связанные с насилием и агрессией. Основными генетическими источниками экстремизма и насилия выступают конструирующие их духовные, культурные, экономические, политические, психологические и языковые источники. Симулякр насилия, возникающий в прессе, радиопередачах, телевизионном экране, — это информационное насилие, заключенное в самой природе образов. Основными формами информационного насилия являются: информационный прессинг, искаженная информация, недостаточная информация, не легитимная информация. Отсюда, наиболее общими механизмами являются: информационное давление, искажение информации, утаивание информации, незаконное получение информации. Взятие власти над объектом происходит посредством дискурсивного акта, фактом своего выполнения создающего соответствующее состояние социального объекта.

6. Информационная безопасность должна рассматриваться в контексте социальной безопасности бытия человека, а концепция информационной безопасности должна быть прописана в контексте концепции прав человека. Превенция информационного насилия, носящего частный, конкретный характер, не только необходима, но и возможна. Информационное насилие возникает в социальном взаимодействии объекта и субъекта, осуществляемом как столкновение культурных и социальных установок в едином социальном хронотопе. Поэтому актуальной становится уже не защита информации, а защита от информации, для предотвращения насилия возможно разделение времени и пространства агентов и реципиентов насилия, либо устранение конфликта установок. Опасность глобального информационного насилия полностью неэлимини-руема, поскольку существуют проблемы контроля над усложняющимися информационными системами. Отсюда возникает необходимость добровольных и законодательных ограничений развития информационных систем.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты и выводы представляют определенную значимость для развития социально-философских исследований проблемы информационного насилия. Концептуализация представлений об информационном насилии дает возможность развивать научные представления на более определенном, систематизированном поле, что может быть востребовано академической социально-философской и социологической наукой. Данные, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в курсах по социальной философии, философии массовых коммуникаций, философии культуры. Полученные результаты могут быть привлечены к программам гражданского образования, разработке курсов для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных направлений, практических рекомендаций организациям и ведомствам.

Структура диссертации определена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Насилие — феномен весьма сложный, многоаспектный. Для того чтобы избавить нашу культуру от ощутимого привкуса насилия, необходимо со всей серьезностью отнестись к тому факту, что насилие как таковое наделено зловещей, магической силой. Без ясного осознания присутствия насилия в умах и сердцах, эффективное противостояние его эскалации невозможно. Очарование, идущее от насилия слишком велико, чтобы от насилия можно было избавиться лишь путем простого запрета.

В философии насилие — явление не эмпирическое, а скорее метафизическое, стоящее в одном ряду с такими понятиями, как дух, свобода, совесть, идеал, личность, мораль, равенство, утопия. Насилие — культурный феномен, постоянный атрибут исторического процесса и человеческой жизни. Даже при определенном расширении его толкования, интерпретации, объяснения нельзя считать, что оно появилось задолго до человека, в неких природных формах бытия. Насилие существует в открытых и закамуфлированных формах лишь во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной и семейно-бытовой, имеет универсальный социальный характер.

О насилии можно говорить лишь тогда, когда сила переламывает силу, но и здесь есть исключения. Насилие имеет место только в отношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волейоно в этом смысле есть общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. Осуществляемое в форме насилия разрушение человеческой коммуникации не является тотальным. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие — не просто разрыв интерсубъективной коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным законамоно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую коммуникативную основу.

В исследовании проблемы насилия и ненасилия представляется важной нравственная составляющая человека, единый нравственный закон, как основа человеческого бытия. Насилие есть одна из важнейших составляющих деятельности, через отношение к которой мораль становится зримой. О морали в ситуации насилия допустимо говорить только в аспекте преодоления этой ситуации, поскольку сама мораль начинается там, где кончается насилие. Философия ненасилия не теряет своей актуальности и исторического смысла.

Сегодня стало очевидным первостепенное значение, или, точнее, ведущая роль информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Проблема устранения психологического насилия из взаимодействия людей является решающей для ликвидации или сведения к минимуму всех других форм насилия. Информационная компонента (не вещественная и не энергетическая) содержится в любом насилии, но с эволюцией общества ее роль возрастает. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие формы проявления насилия и жестокости. Невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты.

Манипуляция — это, прежде всего, часть технологии власти, заменившая в информационном веке такие виды власти как физическое насилие и принуждение. Одним из основных условий успешной манипуляции является тот факт, что у современного человека в основном нет ни времени, ни желания проверять подлинность сообщений, а ведь именно сообщения СМИ формируют мировоззрение человека, живущего в информационную эпоху. Отличительная черта современных СМИ состоит в переходе в подаче информации от убеждения к внушению. Убеждение воздействует на сознание человека, взывая к его разуму и здравому смыслу, тогда как внушение, обходя разум субъекта, непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей обработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

Если бы произвол и насилие не были ограничены некими механизмами, то невозможно было бы существование ни общества, ни культуры: мир человеческого бытия представлял бы собой хаос, непрерывную войну всех против всех. И такие механизмы были выработаны обществом. Насилие, его идеология и его проявления — вне зависимости от конкретных побудительных мотивов — являются проявлением культурной или социальной патологии, и их не излечить никакими гомеопатическими средствами. Только принципы и подходы, исключающие насилие как средство решения каких бы то ни было проблем, могут создать в обществе условия, показывающие насилие в его истинном свете — как извращение и отклонение от нормы человеческих взаимоотношений. Уровень насилия может зависеть от социально-экономического состояния общества, степени его политической стабильности, социально-психологического самочувствия людей.

Для понимания социальных процессов, складывающихся в современном трансформирующемся обществе, необходимо иметь представление не только об объективных характеристиках и масштабах этих процессов и явлений, но и восприятии населением и основными его социальными группами этих процессов и «отклонений» от них, непосредственно затрагивающих значимые обстоятельства повседневной жизни людей. Среди этих обстоятельств — не только вопросы материального благополучия, но и защищенность от насилия. JlKpf^ / * •,. Я ¦ социальную систему можно рассматривать как хаотическую в том смысле, что силы конвергенции, направленные на сохранение и поддержание целостности системы, ее единой идеологии, и силы дивергенции, ведущие к экспансии системы и ослаблению центральных связей, взаимодействуя между собой, порождают «паттерны активности», содержащие элементы, как порядка, так и беспорядка.

Информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов. Информационные войны разной интенсивности стали явной приметой наших дней. Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но в гораздо более сильной степени, чем это было ранее. В информационном обществе информационная компонента проявляется ярче, появляются новые формы, способы, механизмы информационного насилия. Информационная составляющая начинает носить явный, а не латентный характер.

Современное общество находится в переходном состоянии, что требует научной рефлексии логики его реформирования, анализа критериев эффективности изменений, практик управления обществом. Доступность информационных ресурсов для рядового пользователя зачастую способствует его усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и поиску информации, и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид может быть доволен своим высоким уровнем информированности, но не замечать свою оторванность от принятия решений и действий, он отождествляет знания о проблемах с действиями в отношении этих проблем. Его социальное сознание остается абсолютно чистым, но его социальная деятельность полностью вытеснена процессом информационного созерцания.

Будучи благом, когда общество владеет информацией, она превращается во зло, когда выходит из-под контроля. В этих условиях информация становится объектом продуктивного упорядочения и регулирования, от результатов которого зависит использование информации в качестве глобального стратегического ресурса выживаемости общества. В результате информационного насилия возникает ощущение внутреннего дискомфорта именно оттого, что мнение оставляет неизгладимый след в душе против воли личности. Как следствие стресс, психоз, неконтролируемые поступки. Обывателя ожидает двойной шок, сначала от передачи, потом от реакции на нее. В любом случае его сознание дестабилизировано, он подвергся информационному насилию.

Необходимо помнить, что мы живем в информационную эпоху, и что наши желания являются объектами манипуляции. Мы — наше сознание и подсознание — находимся под постоянным воздействием информационных потоков. Необходимо осознать, что свобода нашей воли находится под угрозой, и для того, чтобы ее защитить, необходимо иметь четкое представление о всех тех приемах манипуляции сознанием, которые применяются против нас. Защита от манипуляции сознанием требует сознательного активного действия со стороны каждого индивида. Зная приемы манипуляции, можно выработать необходимые механизмы защиты. Прежде всего, необходимо научиться быть бдительным при получении любой информации, в особенности через СМИ, выработать диа-логичность мышления, чаще обращаться к традиционным культурным и духовным ценностям, в частности, чтобы формировать барьеры против манипуляции. Если, несмотря на всю проявляемую бдительность, чувствуется, что информация обходит сознание и действует непосредственно на подсознание, лучше просто отключить источник информации.

Необходимо проведение исследований, сбор данных и статистической информации, анализ причин, последствий и эффективности мер по предотвращению насилия, распространение информации о результатах исследованийпривлечение внимания СМИ к анализу последствий конфликтов и стереотипов поведения, в том числе насаждаемых рекламой, которое способствует насилию и неравенству, принятие мер по формированию идеологии толерантности и ненасилия, создание правового государства и гражданского общества, свободного от насилия.

Мощь информационных потоков уже не сдерживается ни моральными, ни культурными границами. Человечество находится на новой стадии формирования информационной сферы существования. В информационную сферу переносится вся существующая система геополитических взаимоотношений, участники которой стремятся обеспечить себе наиболее выгодное положение в сложившемся миропорядке, применяя и силовые методы. Закономерные тенденции развития человеческого общества позволили в последние годы реализовать методы противоборства, основанные на манипулировании информацией в любой ее форме и методах информационной войны. Сегодня растет зависимость всех сфер деятельности общества от электронных средств обработки информации и коммуникаций, модифицируется и размывается понятие международных конфликтов и кризисов. Характер угроз опосредованной информационной сферой вызывает необходимость решения новых задач по противодействию им.

Этот информационный и одновременно социальный проект станет условием возвращения экзистенциального субъекта в метафизику бытия реальной, а не искусственной свободы, социальной адаптации и успешной личностной идентификации. Вместе с тем информационное пространство формирует общественное мнение и формируется общественным мнением, является поверхностно реализуемым вариантом более глубинных процессов, идущих в общественном мнении. В ряде случаев информационное пространство может вторгаться в область общественного мнения, диктуя ему те или иные представления. Мир вступил в информационную эпоху, когда современные средства воздействия на массовое сознание, среди которых заметную роль играют СМИ, часто определяют, в каком направлении будут развиваться политические, экономические и социальные процессы. Проблема информационного насилия не надумана, она реально существует, и с этим нужно бороться, хотя, к сожалению, многие недооценивают, насколько они зависят от средств массовой коммуникации. Опасность глобального информационного насилия ставящего под сомнение саму возможность существования homo-sapiens полностью неэлиминируема, всегда есть вероятность фатального информационного воздействия на социальные, биологические и физические структуры, элементом которых является человек.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. Т.З. Проблема диалога в общении с экраном: миллион картинок экрана одна «картина мира» телезрителя (семиосоциопсихологический анализ) // Мир психологии. № 2.
  3. Т. Проблемы философии морали. М.: Издательство «Республика», 2000.
  4. Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000.
  5. Н.Н. Психологические аспекты поведения человека в киберпространстве // Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, 2000.
  6. О.Г., Дыльнов Г. В., Ивченков С. Г., Калугина Т. А. Характеристика современных проблем информационного общества // Теоретические проблемы информатики и ее приложений, выпуск 3. Саратов, 1999.
  7. К. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001.
  8. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
  9. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-Академия», 1992.
  10. Аудитория российского Интернета: изменения и реальность, www.socio.ru
  11. О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
  12. Д.Г. Новые информационные технологии и глобальное гражданское общество // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации. www.auditorium.ru
  13. Д.Г. Распространение сетевых форм организации и изменение природы международного конфликта // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации, www.auditorium.ru
  14. Барбур Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.
  15. Р. Миф сегодня / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «прогресс», «Универс», 1994.
  16. О. В. Власть и насилие: социокультурные аспекты // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Саратов: Волжский сад, 1999. С. 202 205.
  17. О. В. Общество как процесс реализации ценностей // Перспективы социальной эволюции современного общества. Саратов: Юл, 2001. С. 72 75.
  18. Е.В., Гаряев П. П., Кучинов А. И. Повреждение нравов. TV раковая хромосома // «Русский дом». 1999. № 6.
  19. Е.П. Человек в информационном мире, www.psinet.ru
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
  22. С.В. Агрессия как проявление антропологического кризиса. www.russ.ru/politics / 20 040 323-byrr.html
  23. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
  24. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.
  25. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
  26. . Система вещей. М.: Издательство «Рудомино», 2001.
  27. С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. www.psinet.ru
  28. Р.А. Осторожно, телевидение. М.: Издательство ИКАР, 2002.
  29. В.А. Информационная безопасность и кризис идентификации современного российского общества // Информационная безопасность икомпьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  30. Н. Насилие на телеэкране и в жизни, www.russia-todav.ru/2002/no 6/6.culture l. htm
  31. А.Б. Языковое конструирование социальной реальности и тексты Интернет // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации. www.auditorium.ru
  32. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
  33. . Параллельный мир. М.: Издательская группа «Прогресс», Пангея, 1995.
  34. М. Избранные произведения. М., 1990.
  35. Н. Творец и будущее. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
  36. В.И. Влияние: понятие и процесс. Ростов: РГЭА, 2000.
  37. А.И. Стратегемы, стратегии войны, манипуляции, обмана. Красноярск, 2000.
  38. А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. www.auditorium.ru
  39. Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1996. № 2.
  40. Ю.Г. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.
  41. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
  42. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 1993.
  43. В.А. Основы информационной безопасности, www.intuit.ru
  44. М. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 65 66.
  45. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54 64.
  46. Я.И. Насилие: природа или история // На перепутьях истории или культуры. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1995. С. 206 228.
  47. Я.И. Социальный контроль над девиантностью в современной России: теория, история, перспективы // Социальный контроль над девиантностью в современной России. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1998. С. 4 18.
  48. В.А. Совершенствование тактики расследования компьютерных преступлений // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  49. Гор А. Земля на чаше весов // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  50. О.С. Компьютерная преступность в современных условиях: причины возникновения и тенденции развития // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  51. Г. В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций // Социально-экономическая трансформация в России / Под ред. Е. А. Киселевой. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 47−77.
  52. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  53. В.И. Развал СССР причины и последствия. М., 1998.
  54. А. Зловещее очарование насилия. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.
  55. Ю. Преступления в компьютерной информации // Российская юстиция, 1997. № 10. С. 24−25.
  56. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: «Искусство», 1989.
  57. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: «Искусство», 1990.
  58. П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  59. Т., Хисамов И. Конец американской мечты // Эксперт. 2001. № 34.
  60. А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии, 1995. № 5. С. 5 12.
  61. А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.
  62. А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72 81.
  63. С.В. Компьютерные технологии защиты речевых сообщений в общедоступных каналах связи // Безопасность информационных технологий, 1998. № 3. С. 86−99.
  64. В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989.
  65. А. Телевизионные новости как коммуникативное событие. Дискурс. № 7. 1998.
  66. И. массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора. Логос. 2001. № 5 6. С. 36 — 48.
  67. .А. Хищная власть. М., 1997.
  68. Т., Бийчанинова А., Берестенко М. Информационный Чернобыль // Советская Россия. № 68. 2003.
  69. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации// Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы.
  70. Сб. документов и материалов / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 26 62.
  71. E.JI. Механизм межличностной манипуляции // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. № 4. С. 3 13.
  72. E.JI. Психология манипуляции. М., 1996.
  73. Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.
  74. А. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 77 85.
  75. Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество, 1999. № 3.
  76. Д.Ю. Границы использования информации: стратегия непрямого действия // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации. www.auditorium.ru
  77. Жизнь происходит от жизни. М.: Бхатгеванты бук траст, 1991.
  78. В. Сетевая пиротехника или новое образовательное пространство. www.russ.ru/netcult/20 030 122 zag. html
  79. И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость, www.carnegie.ru
  80. М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1999.
  81. Закон РФ о рекламе, статьи 5 20. «Общие требования к рекламе».
  82. М.Ю. Безопасность социума как философско-методологическая проблема. Монино, 1995.
  83. Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000.
  84. И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1995. Т. 5.
  85. И.А. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
  86. И.А. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
  87. С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств, www.nsu.ru
  88. B.JI. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии, www.politstudies.ru
  89. А. Выстрел из компьютера // Люберецкая газета. 5.02.1997.
  90. Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования // Под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2000.
  91. И. Сочинения. М., 1998, Т. 5.
  92. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм. 2000.
  93. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЕ, 2000.
  94. М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  95. Л., Мацкевич М. Субъективная защищенность от насилия / Телескоп, 2002. № 6.
  96. А. Тринадцатое колено: крушение империи хазар и ее наследие. СПб.: Евразия, 2001.
  97. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М.: Памятники исторической мысли, 1994.
  98. М. Любите врагов ваших // Вопросы философии, 1992. № 3. С. 66 71.
  99. Н. Будущая революция и новое общество. М., 1997.
  100. Ю. Эпизод информационной войны // «Российская община Севастополя». 2002. № 12.
  101. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997.
  102. С.В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством // Журнал практической психологии и психоанализа. № 1, 2003.
  103. С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
  104. Космическое оружие: дилемма безопасности. М., 1986.
  105. А.Н. Влияние Интернета на развитие общества // Информационное общество, 1999. № 5.
  106. В.В. Информационные системы и феномен жизни. Тбилиси. 1998.
  107. О.А. Свобода, воля, власть (философские проблемы социальной и политической воли). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1996.
  108. В. Информационные преступления новый криминалистический объект // Российская юстиция, 1997. № 4.
  109. К. Пробуждение от идиотизма, www.russ.ru/politics/20 021 105-kr.html
  110. В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999.
  111. В.И. иррациональное сознание информационной эпохи // вестник РФО, 2001. № 3.
  112. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
  113. С. Концептуальная безопасность и ее роль для России в XXI веке // Россия XXI, 1995. № 11 12.
  114. П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988.
  115. А. Россия вступает в полосу информационных войн // Экономика и время. № 35. (272).
  116. П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. Хрестоматия // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире методология анализа и практика исследований. -М.УРСС, 2002. С. 138 149.
  117. М.М. Современные технологии и политическое развитие мира: новые возможности и новые проблемы // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации, www.auditorium.ru
  118. А.П. О единстве современной информационно-правовой лексики // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  119. Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М., 1996.
  120. . Состояние постмодерна. М.: «Институт экспериментальной социологии», СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998.
  121. В., Шелепин Л., Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999.
  122. Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  123. Е.В. Информация: социокультурный аспект включенности // Информационная цивилизация: пространство, человек, культура. Саратов: изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000.
  124. Е.В. Свобода, социализация и современная культура // Современная парадигма человека. Межвуз. научный сборник. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2000.
  125. Д., Самвелян Н. Диалоги. М., 1998.
  126. К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.
  127. И.В. Человек-разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999.
  128. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии, 1997. № 3.
  129. Н. Государь. М.: ACT, 2002.
  130. К. Повелитель сети, www.crime-research.org
  131. С. К философии террора, www.russ.ru/ist sovr/20 010 924.html
  132. В. Темнеющий выход // Эксперт 2002. № 19.
  133. Н.С. Плюрализм в исследовании общественного мнения / Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
  134. Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994.
  135. Г. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995.
  136. Е.Г., Стародумова В. Р. Интернет: социальная сущность и роль в совершенствовании системы социологического образования // Социологическое образование в России: итоги, проблемы и перспективы. СПб, 1998.
  137. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  138. Т.А. Современное состояние и перспективы развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации. www.auditorium.ru
  139. Д., Рандерс Й. За пределами допустимого // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  140. Д., Джонстон Р. Компьютер творец. М.: Мир, 1987.
  141. В. Психософия. М., 1997.
  142. Н. Расставание с простотой. М., 1998.
  143. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  144. Морозов И.JI. Internet как вектор информационно-психологической войны (PR-миф или потенциальная опасность), www.auditorium.ru
  145. В. О характере наших газет, http://zluka.isr.lviv.ua/files/mail-6.htm
  146. И.В. Инновационный менеджмент в современном производстве. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного университета, 1998.
  147. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  148. Н.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону, 2002.
  149. Н.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 1999.
  150. А.И. Трансмутация истории // Вопросы философии, 2001. № 3.
  151. В.Ю. К вопросу о динамике сетевых сообществ, www.psinet.ru
  152. А.Б., Гурьянов К. В. Организация подготовки экспертов судебной компьютерно-технической экспертизы // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  153. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  154. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2001.
  155. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. М.: Наука, 2002.
  156. Н.А. Реальные нереальности//Человек. 1993. № 1.
  157. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания.- М., 1996.
  158. А. Глобальное информационное общество: вызовы и ответы // Власть, 2001, № 1.
  159. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.
  160. Ф. Внутри и вне помойного ведра. М., 1997.
  161. Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 31−46.
  162. Д.Н. Интернет как политический институт в России. Проблемы политической трансформации и модернизации России / Под ред. А.Ю. Мель-виля. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 76 117.
  163. В. От информационных войн к управляющей конфронтации и сотрудничеству // Власть. 2001. № 1.
  164. В.В. Информационные технологии в социальной структуре общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  165. В.В. Компьютеризация и социальные изменения // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов, 2000. С. 27−30.
  166. В.В. Социальная структура и информационное пространство // Актуальные проблемы социальной геронтологии. Саратов, 1998. С. 54 57.
  167. В.В. Информационные технологии и социальная стратификация// Теоретические проблемы информатики и ее приложений. Саратов, 1998. Вып. 2. С. 209−217.
  168. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
  169. Повреждение нравов. TV раковая хромосома // Русский дом. 1999. № 6.
  170. B.C. Философия безопасности. СПб Ростов-на-Дону — Таганрог: Издательство ТРТУ, 2001.
  171. B.C. Философия управления. Ростов-на-Дону Таганрог: издательство ТРТУ, 2001.
  172. B.C., Поликарпова В. А. Идеология современной России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002.
  173. Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.
  174. Г. Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. К.: Издательство «АДЕФ Украина», 1998.
  175. Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические / информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в XX веке. Киев, 1998.
  176. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.
  177. Г. Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000.
  178. Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 2001.
  179. Проблема XXI века // Эксперт. 2001. № 34.
  180. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  181. Психология восприятия власти / Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2002.
  182. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии, 1994. № 4.
  183. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
  184. Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2002.
  185. С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999.
  186. В. Словарь культуры XX века. М.: АГАФ, 1997.
  187. А. Технический анализ социальных систем. Грозный. 1999.
  188. В., Хлопов А. Социальная безопасность России. М., 1996.
  189. В.В., Дерюгин Ю. И., Ефимов Н. Н., Ковалев В. И. Безопасность России и армия. М., 1995.
  190. Ф.С., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998
  191. Г. Г. Насилие в обществе и безопасность семьи // Социальная безопасность женщин / Клуб «Реалисты», Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 31. С. 21 27.
  192. JI.B. Информационная культура и проблема метаобразования. // Метаобразование как философская и педагогическая проблема. Сборник научных статей. Ставрополь: Издательство СГУ, 2001. С. 56 80.
  193. О.В. Анализ представлений о мотивации хакеров / Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. vyww.auditorium.ru
  194. А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2002.
  195. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  196. А. Гавкни, если любишь пепси // Эксперт. 2002. № 23. С. 72 76.
  197. А. Чтиво на телеэкране // Эксперт. 2002. № 24. С. 58 60.
  198. B.C. теоретическое знание. М.: Прогресс Традиция, 2000.
  199. А. Информационное общество будущего и современность. www.proveder.net.ru/article.04.shtml
  200. Е.Ю. Аксиологическая проблематика: актуальные ценностные ориентиры // Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб. Саратов, 1997. С. 57 60.
  201. Е.Ю. Генезис и эволюция коммуникации // Личность и свобода. Саратов, 2000. С. 91 96.
  202. A.JI. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999.
  203. Теоретические проблемы информатики и ее приложений. Выпуск 3. Саратов, 1999.
  204. А.А. Власть в информационную эпоху // Международные отношения в эпоху глобальной информатизации, www.auditorium.ru
  205. Дж. Б. Идеология и современная культура. Хрестоматия // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2002.
  206. Э. Метаморфозы власти. М.: «Издательство ACT», 2001.
  207. Э. Третья волна. М.: «Издательство ACT», 1999.
  208. Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.
  209. В.А. Жертвы злоупотребления властью и социального насилия: введение в проблему. http://kiev-securitY.org.ua/box/13/g.shtml
  210. Л. Будущее капитализма // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  211. А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
  212. В.Г. Мир культур против культуры мира // Свободная мысль XXI. 2003. № 9.
  213. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
  214. В.Г. Модернизация и глобализация // Мегатренды мирового развития. М.: Экономика, 2001.
  215. В.Г. Терроризм: от старого к новому // Философские науки, 2003. № 2. С. 5−26.
  216. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. СПб., 1992.
  217. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
  218. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994
  219. Фромм Э.: Бегство от свободы. М. Прогресс, 1990.
  220. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
  221. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1994.
  222. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.
  223. С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
  224. С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии, 1997. № 6.
  225. В. Интернет: зависимость и независимость, www.psinet.ru
  226. Н.А. Дискриминация женских прав в средствах массовой информации и коммуникации как форма социального насилия. http://site-master.bY.ru/magazin/socium/communicative/smi.htm
  227. Д.С. Реалии информационной войны // Конфидент. 1996. № 4.
  228. Д.С., Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н. Реалии информационной войны // Защита информации. «Конфидент», 1996. № 4.
  229. В.Н. Общие критерии оценки безопасности / Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  230. ШакинаВ.А. Что мы понимаем под насилием в семье. www.proiectharmony.ru
  231. Я.С., Шорин И. Ю. Защита от хакеров: обзор // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов. Саратов: СЮИ МВД России, 2003.
  232. В.П. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России // Развитие информационного общества в
  233. России. Том 1. Теория и практика. Сб. статей / Под ред. Н. В. Борисова, Ю. Е. Хохлова. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2001.
  234. А.Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления / Под. ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.
  235. А.Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникативных процессов / Под ред. В. Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1998.
  236. . Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире. СПб.: Питер, 2003.
  237. М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.
  238. Д. Сбивающие газ или Россия 68. www.russ.ru/ist sovr/-20 021 127 dsh. html
  239. В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного континуума»). Бердянск: Бердянский государственный педагогический институт, 2001.
  240. Р., Миллер С. Перспективы развития робототехники. М., 1986.
  241. А. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве, образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий. Екатеринбург, 1999.
  242. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000. С. 383−390.
  243. Янг К. Диагноз Интернет-зависимость. Мир Internet, № 41. www.iworld.ru
  244. В.Н. Дискурсивный расизм в языковых коммуникациях // Коммуникативные взаимодействия в информационном обществе. Саратов, 2004.
  245. В.Н. Виртуальность как средство демократизации образования // Теоретические проблемы информатики и ее приложений. Вып. 3, Саратов: ГУНЦ Колледж, 1999.
  246. В.Н. Глобализация социального пространства // Доклады 11 Всероссийского социологического конгресса. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Т. 2. М.: Альфа-М. 2003. С. 644−646.
  247. В.Н. Пространство социальной политики в аспекте управления // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов, 2002. С. 4−14.
  248. В.Н. Социальное здоровье в процессах глобализации // Проблемы изучения биосферы. Саратов, 1996.
  249. В.Н. Социокультурные проблемы среды обитания, http://muc.renet.ru/-iornal/number4/varsk art. html
  250. В.Н. Философия жизненных сил цивилизации // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI в. М-лы Всеросс. научн. конф. (29.01.98) Ч. III. Философия культуры на рубеже XXI в. Саратов: Изд-во Слово. 1998. С.3−6.
  251. Cramer M.L. The Information Revolution: it’s Current and Future Consequences. www.infowar.com/survey/infowar.html.
  252. Stein G. Information War Cyberwar — Netwar. www.infowar.com/milc4iA stein l. html-ssi
  253. SzafranskiR. An Information Warfare SHOP, www.infowar.com/mil c4i/-szfran.html-ssi
Заполнить форму текущей работой