Повышение эффективности восстановления неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимер-полимерными композициями
При эластификации «жестких» полимеров существенно снижается теплообразование в клеевом шве. Температура деталей подшипникового узла, восстановленного композицией на основе адгезива АН-105 до 7 °C ниже по сравнению с ненаполненным адгезивом. Подшипниковый узел, восстановленный полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН-105 имеет меньшую амлитуду вибрации, благодаря уменьшения модуля… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ состояния вопроса, цель и задачи исследований
- 1. 1. Полимерные композиционные материалы для восстановления неподвижных соединений подшипников качения
- 1. 2. Способы повышения долговечности подшипников качения
- 1. 3. Тепловой баланс и виброактивность подшипниковых узлов, восстановленных полимерными материалами
- 1. 4. Выводы. Цель и задачи исследований
- 2. Теоретические предпосылки повышения эффективности полимер-полимерных композиционных материалов при введении эластификаторов
- 2. 1. Условия совместимости полимерных материалов
- 2. 2. Увеличение деформационно-прочностных свойств полимер-полимерных композиционных материалов при введении эластификаторов
- 2. 3. Уменьшение теплообразования, виброактивности и повышение долговечности полимер-полимерных композиционных материалов при циклическом нагружении
- 2. 4. Повышение долговечности подшипников качения при эластификации «жестких» полимеров
- 3. Методика экспериментальных исследований
- 3. 1. Общая методика исследований
- 3. 2. Методика исследования деформационно-прочностных свойств пленок полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 3. 3. Методика исследования деформационно-прочностных свойств клеевых соединений полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 3. 4. Методика исследования модуля механических потерь акрилового адгезива АН-105 и полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 3. 5. Методика исследования процесса полимеризации клеевых соединений полимер-полимерной композиции на основе адгезива
- АН-105 при различных условиях отверждения
- 3. 6. Методика стендовых испытаний подшипниковых узлов восстановленных акриловым адгезивом АН-105 и полимерполимерной композицией на основе адгезива АН
- 4. Результаты экспериментальных исследований и их анализ
- 4. 1. Исследование деформационно-прочностных свойств полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 4. 1. 1. Исследование деформационно-прочностных свойств пленок полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 4. 1. 2. Исследование деформационно-прочностных свойств клеевых соединений и определение оптимального состава полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 4. 1. 3. Исследование модуля механических потерь акрилового адгезива АН-105 и полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 4. 2. Исследование процесса полимеризации клеевых соединений полимер-полимерной композиции на основе адгезива АНпри различных условиях отверждения
- 4. 3. Исследование прочности соединений полимер-полимерной композиции АН-105 с различной толщиной клеевого шва
- 4. 4. Стендовые испытания подшипниковых узлов восстановленных акриловым адгезивом АН-105 и полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН
- 4. 4. 1. Исследование долговечности неподвижных соединений подшипников качения восстановленных полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН
- 4. 4. 2. Исследование теплового баланса и виброактивности подшипниковых узлов восстановленных акриловым адгезивом АНи полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН
- 4. 4. 3. Исследование долговечности подшипников качения при циркуляционном нагружении колец подшипников
- 4. 1. Исследование деформационно-прочностных свойств полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН
- 5. 1. Технологические рекомендации
- 5. 2. Расчет экономической эффективности восстановления неподвижных соединений подшипников качения композицией АН-105 в ОАО «Большие Избищи» Данковского района Липецкой области
Повышение эффективности восстановления неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимер-полимерными композициями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основным направлением для снижения материальных затрат при ремонте сельскохозяйственной техники является восстановление изношенных деталей. Это становится наиболее актуальным в современной экономической ситуации, когда происходит удорожание техники и запасных частей к ней, снижение платёжеспособности и рентабельности на предприятиях.
По данным [1] при ремонте сельскохозяйственной техники затраты на приобретение новых запасных частей могут достигать в течение всего срока службы до 70%. Предельные износы 85% деталей не превышают 0,3 мм, причём многие из них имеют остаточные ресурсы 60% и более, но только 20% деталей тракторов, поступающих в ремонт, подлежат окончательной выбраковке. Остальные можно восстановить, причём себестоимость восстановления составит 15.70% себестоимости изготовления.
На рынке запасных частей в экономически развитых странах восстановленные детали преобладают, потому что они в 1,5.2,5 раза дешевле новых, а по ресурсу не уступают им и даже превосходят [2]. Это достигается, прежде всего, за счёт участия в нём фирм-производителей машин и специализированных фирм по восстановлению изношенных деталей. Например, на мотороремонтном заводе английской фирмы «Бинз Индастриз Лимитед» ремонтируют ежегодно около 60 тыс. двигателей типа «Форд» и восстанавливают блоки цилиндров, головки блоков, коленчатые и распределительные валы, шатуны, гильзы и другие дорогостоящие детали. Аналогично поставлено восстановление деталей на ремонтных заводах компании «Перкинс» и на других предприятиях.
Подшипники качения являются одним из основных элементов конструкций машин и оборудования. Долговечность подшипниковых узлов ввиду их многочисленности оказывает значительное влияние на надёжность всей машины. Поэтому повышение долговечности подшипниковых узлов, снижение себестоимости ремонта, путём восстановления неподвижных соединений подшипников качения, является актуальной задачей, решение которой позволит повысить надёжность сельскохозяйственной техники, снизить расходы на обслуживание и ремонт.
Одной из основных причин отказа подшипниковых узлов является износ посадочных мест подшипников качения вследствие фреттинг-коррозии [3.7].
Существуют множество способов восстановления посадочных мест подшипников качения. Основные из них: установка дополнительной детали, наплавка, нанесение электролитических покрытий, электроконтактная приварка стальной ленты и др. [8.23]. Однако данные способы имеют схожие недостатки: сложность технологического процесса, потребность в дорогостоящем технологическом оборудовании, необходимость механической обработки восстанавливаемых поверхностей, высокую себестоимость, не устраняется фреттинг-коррозия.
Применение полимерных материалов для восстановления посадочных мест подшипников качения позволяет устранить вышеперечисленные недостатки [24.48]. Достоинством способа является и то, что при восстановлении посадочных мест подшипников полимерными материалами из-за упругой деформации наружного кольца снижается коэффициент неравномерности распределения нагрузки между телами качения и повышается долговечность подшипника. Помимо этого увеличивается деформация поверхности жёлоба подшипника в зоне контакта с нагруженными телами качения, что приводит к увеличению площади пятна контакта и снижению контактных напряжений.
Так, при восстановлении посадочных мест анаэробным герметиком АН-103 долговечность подшипника 208 увеличивается в сравнении с расчётной до 4 раз при местном, и до 5 раз при циркуляционном нагружении наружного кольца подшипника [49]. Применение герметика 6Ф увеличивает долговечность подшипника 208 в сравнении с расчётной до 3,5 раз при циркуляционном и до 8,5 раз при местном нагружении наружного кольца подшипника [50].
В настоящее время все более широкое получают полимерные композиционные материалы (ПКМ) на основе дисперсных наполнителей.
Введение
таких наполнителей увеличивает статическую прочность, теплопроводность, обеспечивает заданные потребительские свойства и позволяют значительно снизить себестоимость восстановления. Однако введение дисперсных наполнителей повышает модуль упругости, что не способствует снижению контактных напряжений в подшипниковых узлах. Дисперсные наполнители склонны к агрегатированию. Технологической проблемой является обеспечение равномерности распределения дисперсных частиц полимера по объему полимерной матрицы.
Вышеуказанные недостатки можно решить введением в полимерную матрицу вместо дисперсных частиц раствора наполнителя, таким образом наполненный полимер будет представлять собой полимер-полимерный композиционный материал [5]. Однако исследования в этой области проводились недостаточно полно.
Настоящая работа посвящена повышению эффективности восстановления неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимер-полимерным композиционным материалом, обеспечивающим увеличение долговечности подшипниковых узлов и снижение себестоимости восстановленных неподвижных соединений.
В диссертации проведены исследования полимер-полимерного композиционного материала на основе акрилового адгезива АН-105 и разработана технология восстановления, которая внедрена в ОАО «Большие Избищи» Данковского района Липецкой области.
Работа выполнена на кафедре «Технология обслуживания и ремонта машин и оборудования» Мичуринского государственного аграрного университета в соответствии с планом госбюджетных научно-исследовательских работ МичГАУ на 2006.2010 годы по теме № 14 «Разработка технологий восстановления и упрочнения деталей с.х. техники и технологического оборудования по переработке и хранению с.х. продукции» и кафедре металлургического оборудования Липецкого государственного технического университета.
Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на:
— научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов Мичуринского государственного аграрного университета в 2009.2011 гг.;
— XIII Международной научно-производственной конференции «Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения», БелГСХА (г. Белгород), 2009;
— XV Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции», ГНУ ВИИТиН (г. Тамбов), 2009 г.;
— Международной научно-практической конференции «Инженерное обеспечение инновационных технологий в АПК», МичГАУ (г. Мичуринск), 2010 г.;
— XV Международной научно-производственной конференции «Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения», БелГСХА (г. Белгород), 2011 г.;
— XVI Международной научно-практической конференции «Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции» — «Новые технологии и техника для растениеводства и животноводства», ГНУ ВНИИТиН (г. Тамбов), 2011 г.;
— заседании кафедры «Технология обслуживания и ремонта машин и оборудования» МичГАУ в 2011 г.
Публикации. По результатам выполненной работы опубликовано — 11 печатных работ, в том числе три статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, получено два патента РФ на изобретение № 2 418 025 (приложение А) и № 2 430 945 (приложение Б).
Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 127 страницах машинописно.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1) Теоретическими исследованиями установлены условия совместимости полимеров. Использование в качестве наполнителя раствора эластомера способствует образованию однородной фазы в виде полимерной матрицы и равномерно распределенного в ней эластомера. Эластификация «жесткого» полимера повышает его ударную прочность, выносливость, уменьшает теплообразование и амплитуду деформации при циклическом нагружении. Уменьшение модуля упругости приводит к снижению виброактивности, контактных напряжений и повышению долговечности подшипников качения.
2) Определен оптимальный состав полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН-105: акриловый адгезив АН-105 — 100 масс.ч.- эластомер Ф-40 — 12 масс.ч.
Введение
раствора эластомера Ф-40 повышает деформационно-прочностные свойства материала и клеевых соединений. Удельная работа деформации при разрыве пленок композиции на основе адгезива АН-105 превышает на 43,9% аналогичный показатель не наполненного адгезива АН-105 и составляет 4,62 МДж/м3. Удельная работа деформации при аксиальном сдвиге клеевых соединений композиции на основе адгезива АН-105 превышает на 70% аналогичный показатель соединений не наполненного адгезива АН-105 и составляет 4,76 МДж/м3. При введении эластификатора повышаются упругие свойства адгезива АН-105 и снижается модуль механических потерь. Модуль механических потерь адгезива АН-105 составляет 2,313 МПа. Модуль механических потерь композиции на основе адгезива АН-112 меньше на 54% и составляет 1,067 МПа.
3) Исследованиями установлено, что время отверждения композиции составляет 3- 2,5 и 2 ч при температурах 20- 30 и 40 °C, соответственно.
4) Исследованиями установлено, что прочность клеевых соединений полимер-полимерной композиции на основе адгезива АН-105 зависит от толщины клеевого шва. Максимальную прочность 19,6 МПа имеют клеевые соединение с толщиной клеевого шва 0,05 мм. Прочность с увеличением толщины клеевого шва до ОД и 0,15 мм снижается до 18,47 и 16,8 МПа соответственно.
Введение
эластификатора увеличивает выносливость, и соответственно долговечность восстановленных подшипниковых узлов при циклических нагрузках. Максимальная допустимая толщина клеевого шва при восстановлении неподвижных соединений адгезивом АН-105 составляет 0,125 мм, а композиции на его основе — 0,15 мм.
5) При эластификации «жестких» полимеров существенно снижается теплообразование в клеевом шве. Температура деталей подшипникового узла, восстановленного композицией на основе адгезива АН-105 до 7 °C ниже по сравнению с ненаполненным адгезивом. Подшипниковый узел, восстановленный полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН-105 имеет меньшую амлитуду вибрации, благодаря уменьшения модуля упругости при введении эластификатора. Амплитуда вибрации подшипникового узла восстановленного композицией на основе адгезива АН-105 составляет 0,974- 0,984 и 0,998 мм при нагрузках 9,9- 15,8 и 20,0 кН соответственно, что на 4,1- 5,9 и 9% меньше чем у ненаполненного адгезива.
6) Введение эластификатора в «жесткий» полимер приводит к большей деформации желоба наружного кольца, увеличению площади пятна контакта с нагруженными телами качения, повышению коэффициента распределения нагрузки и снижению контактных напряжений. Долговечность подшипника при восстановлении неподвижных соединений полимер-полимерной композицией на основе адгезива АН-105 составила при циклическом нагружении 186,72 млн.об., что в 4,4 раза превышает расчетную и на 15% выше чем у ненаполненного полимера.
7) На основе результатов исследований разработана технология восстановления неподвижных соединений подшипников качения полимер-полимерной композицией на основе акрилового адгезива АН-105, которая внедрена в ОАО «Большие Избищи» Данковского районов Липецкой области. Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии составил около 240 тыс. руб.
Список литературы
- Черноиванов, В. И. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве Текст.: Учебное пособие / Черноиванов В. И., Бледных В. В., Северный А. Э.- Москва — Челябинск, ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003. — 992 с.
- Рассказов, М. Я. Современные тенденции организации ремонта сельскохозяйственной техники. Текст. / Болотин М. В. М.: Росинформагротех, 2001.-105 с.
- Уотерхауз, Р. Б. Фреттинг-коррозия Текст. / Уотерхауз Р. Б.- Л.: Машиностроение. 1976. — 271 с.
- Оноприенко, В. П. Исследование влияния некоторых физико-механических и химических факторов на изнашивание металлов при фреттинг-коррозии Текст.: дис.. канд. техн. наук / Оноприенко В. П. Киев, 1973. -174 с.
- Айбиндер, С. Б. Влияние полимерных покрытий на развитие фреттинг-коррозии Текст. / Айбиндер С. Б., Жеглов О. С., Либерман Л. М. // Физико-химическая механика контактного взаимодействия и фреттинг-коррозия: Тез. докл. Киев, 1973. — С. 143−144.
- Щербина, Д. А. Исследование структурно-энергетических особенностей изнашивания металлов при фреттинг-коррозии Текст.: дис.. канд. техн. наук / Щербина Д. А. Киев, 1975. — 248 с.
- Гаркунов, Д. Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. М.: «Изд-во МСХА», 2001. — 616 с.
- Надёжность и ремонт машин / Курчаткин В. В., Тельнов Н. Ф., Ачкасов К. А., Батищев А. Н. и др.- Под ред. В. В. Курчаткина. М.: Колос, 2000, -776 с.
- Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Надежность и ремонт машин» Текст.: Изд-во ОрёлГАУ, 2004. 168 с.
- Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Ресурсосбережение XXI век» Текст.: С-Пб.: Изд-во ОрёлГАУ, С-ПбГАУ, 2005.-419 с.
- Батищев, А. Н. Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования Текст. / Батищев А. Н., Голубев И. Г., Курчаткин В.В.- М.: КолосС, 2007. — 424 с.
- Воловик, Е. JI. Справочник по восстановлению деталей Текст. / Воловик Е. Л.- -М.: Колос, 1981.-350 с.
- Тельнова, Н. Ф. Ремонт машин Текст. / Тельнова Н. Ф.- М.: ВО «Агро-промиздат», 1992. — 560 с.
- Ли, Р. И. Восстановление и упрочнение деталей сельскохозяйственной техники и оборудования перерабатывающих предприятий Текст.: учеб. пособие для вузов / Ли Р. И.- Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2008. — 322 с.
- Батищев, А. Н. Пособие гальваника ремонтника Текст. / Батищев А.Н.- -М.: Колос, 1980.-240 с.
- Новиков, А. Н. Восстановление посадочных мест под подшипники крупногабаритных деталей цинк-никелевым сплавом Текст. / Новиков А. Н. // Современное оборудование и технологические процессы для восстановления и упрочнения деталей машин. М., 1988. — 95 с.
- Крупецкий, В. А. Восстановление посадочных отверстий установкой колец Текст. / Крупецкий В. А. / Техника в сельском хозяйстве. 1981, — № 9. — С. 56−57.
- Грибиниченко, В. Н. Восстановление ступиц колес автомобилей и прицепов Текст. / Грибиниченко, В.Н. и др. // Современное оборудование и технологические процессы для восстановления и упрочнения деталей машин. -М., 1988.-88 с.
- Ворошилов, И. А. Исследование и оптимизация процесса плазменной металлизации при восстановлении внутренних цилиндрических поверхностей автомобильных корпусных деталей Текст.: автореф. дис. .канд. техн. наук / Ворошилов И. А. М., 1973. — 25 с.
- Воловик, Е. Л. Справочник по восстановлению деталей Текст. / Воловик Е. Л.- М.: Колос, 1981. — 350 с.
- Лангерт, Б. А. Исследование и разработка метода восстановления посадочных мест под подшипники в корпусных деталях машин. Тр. ГОСНИТИ, 1972.-T.43.-c. 43.51.
- Курчаткин, В. В. Восстановление посадок подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами Текст.: дис. док. техн. наук. / Курчаткин В. В. М., 1989. — 407 с.
- Ли, Р. И. Неразрушающий контроль качества неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяственной техники, восстановленных анаэробными герметиками. дис. канд. техн. наук. — М., 1990. — 220 с.
- Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Ресурсосбережение XXI век» Текст.: Изд-во ОрелГАУ, С — ПГАУ, С -Петербург, 2005.-419 с.
- Башкирцев, В. Н. Восстановление деталей машин и оборудования адге-зивами Текст.: дис. докт. техн. наук. / Башкирцев В. Н. М., 2004, — 397 с.
- Сборник материалов Международной научно-технической конференции «Надежность и ремонт машин» Текст.: Изд-во ОрелГАУ, 2004. 168 с.
- Сборник материалов Международ ной научно-технической конференции «Надежность и ремонт машин» Текст.: Изд-во ОрелГАУ, 2005. 446 с.
- Аязбаев, М. Д. Долговечность неподвижных соединений типа вал подшипник качения, восстановленных герметиком 6Ф в условиях сельскохозяйственных ремонтных предприятий Текст.: дис.. канд. техн. наук / Аязбаев М. Д. — М., 1984. — 193 с.
- Ибилдаев, Б. А. Долговечность подшипников качения сельскохозяйственной техники с посадками, восстановленными герметиком 6Ф Текст.: дис.. канд. техн. наук / Ибилдаев Б. А. М., 1986. — 159 с.
- Сиднина, Т. И. Восстановление посадок подшипников в щитах асинхронных электродвигателей на ремонтных предприятиях Госагропрома СССР Текст.: дис. канд. техн. наук / Сиднина Т. И. М., 1986. — 159 с.
- Тоиров, И. Ж. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники анаэробными герметиками Текст.: дис. канд. техн. наук / Тоиров И. Ж. М., 1990. — 172 с.
- Баскаков, В. Н. Долговечность неподвижных цилиндрических соединений сельскохозяйственных тракторов и пути ее повышения Текст.: дис.. канд. техн. наук / Баскаков В. Н. М., 1986. — 201 с.
- Купреев, М. П. Повышение долговечности соединений подшипниковых узлов отремонтированной сельскохозяйственной техники Текст.: дис.. канд. техн. наук / Купреев М. П. М., 1988. — 212 с.
- Дейнега П. Б. Обоснование эффективности и технологии применения анаэробных клеевых составов при ремонте неподвижных цилиндрических соединений деталей тракторов: дис.. канд. техн. наук. М., 1990. — 149 с.
- Булдаков В. А. Методы расчёта многопараметрических размерных цепей при ремонте машин Текст.: дис.. канд. техн. наук / Булдаков В. А. Саранск., 1997. -194 с.
- Ивченко Д. И. Восстановление корпусных деталей анаэробными полимерными композициями: (на примере картеров коробок передач автомобилей семейств ГАЗ). Дис.. канд. техн. наук. — Саранск, 2001 — 198 с.
- Федченко В. Ю. Восстановление шпиндельных узлов ремонтно-технологического оборудования полимерными материалами (на примере то-карно-винторезного станка 1А616) Текст.: дис.. канд. техн. наук / Федченко В. Ю. Саранск., 2002. — 191 с.
- Мельниченко И. М. Восстановление и повышение долговечности подшипниковых узлов с/х техники с использованием композиционных материалов и покрытий. Дис.. док. техн. наук. — Гомель, 1991. — 389 с.
- Карапатницкий, А. М. Анаэробные клеи в тракторных и сельхозмашинах Текст. / Карапатницкий А. М., Кузнецова Е. В., Димент Б. И., Стецко П. А. / Тракторы и сельскохозяйственные машины. № 4. -1981. — С. 32 — 35.
- Димов, В. А. Применение анаэробных материалов при сборке подшипниковых соединений Текст. / Димов В. А., Коновалов А. А./ Техника в сельском хозяйстве. 1981. — № 4. — С. 52 — 54.
- Аранович, Д. А. и др. Применение анаэробных герметизирующих композиций в сопряжённых цилиндрических соединениях. М.: НИИТЭХИМ, 1993.-27 с.
- Материалы, выпускаемые ФГУП «НИИ полимеров». Клеи. Герметики. Технологии. № 1, 2006. — с. 47−48.
- Хамидулова З.С., Рогачева И. П., Мурох А. Ф., Аронович Д. А., Синеоков А. П. Новые анаэробные герметики для автомобилестроения. Пластические массы, 1999, № 6, с. 40.
- Ли, Р. И. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами Текст.: дис. докт. техн. наук. / Ли Р. И. М., 2001, — 340 с.
- Кричевский, М. Е. Применение полимерных материалов при ремонте сельскохозяйственной техники Текст. / Кричевский М. Е.- М.: Росагропром-издат, 1988. — 143 с.
- Промышленные полимерные композиционные материалы. Под ред. М. Ричардсона. Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Бабаевского. М.: Химия, 1980. — 472 с.
- Наполнители для полимерных композиционных материалов. Под ред. Г. С. Каца и Д. В. Милевски. Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Бабаевского. М.: Химия, 1981.-736 с.
- Кузнецов, Ю. А. Восстановление и упрочнение деталей машин и оборудования АПК микродуговым оксидированием Текст.: автореф. дис. докт. техн. наук. / Кузнецов Ю. А. М., 2006. — 35 с.
- Ли, Р. И. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление деталей полимерными материалами при ремонте машин и оборудования» Текст. / Ли Р. И., Кондрашин С. И. Мичуринск.: Изд-во Мич. гос. агр-го унта, 2007. — 24 с.
- Гаджиев, А. А. Исследование возможности повышения ресурса неподвижных сопряжений, восстановленных полимерными материалами, при ремонте сельскохозяйственной техники Текст.: дис. канд. техн. наук / Гаджиев А. А. -М., 1978.- 154 с.
- Герметики. Анаэробные уплотняющие составы Текст.: Каталог. Черкассы, 1980. — 20 с.
- Герметики. Анаэробные уплотняющие составы Текст.: Каталог. Черкассы, 1984.-19 с.
- Составы анаэробные уплотняющие (герметики) Текст.: Клеи акриловые. Каталог. Черкассы, 1988. — 22 с.
- Купреев, М. П. Повышение долговечности соединений подшипниковых узлов отремонтированной сельскохозяйственной техники Текст.: дис.. канд. техн. наук / Купреев М. П. М., 1988. — 212 с.
- Липатов, Ю. С. Коллоидная химия полимеров Текст. / Липатов Ю. С., -Киев: Наукова думка, 1984. 344 с.
- Ли, Р. И. Методические указания к лабораторной работе «Восстановление деталей полимерными материалами при ремонте машин и оборудования» Текст. / Ли Р. П., Кондрашин С. И. Мичуринск.: Изд-во Мич. гос. агр-го унта, 2007. — 24 с.
- Щетинин, М. В. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники адгезивом Анатерм-105 Текст.: автореф. дис. .докт. техн. наук. / Щетинин М. В. Мичуринск, 2008. — 23 с.
- Ибилдаев, Б. А. Долговечность подшипников качения сельскохозяйственной техники с посадками, восстановленными герметиком 6Ф Текст.: дис.. канд. техн. наук / Ибилдаев Б. А. М., 1986. — 159 с.
- Курчаткин, В. В. Восстановление посадок подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами Текст.: дис. док. техн.наук. / Курчаткин В. В. М, 1989, — 407 с.
- Иванов, А.И. и др. Взаимозаменяемость в ремонте и эксплуатации машин Текст. / Иванов А. И. М: Колос, 1964, — 250 с.
- Кричевский, М.Е. Применение полимерных материалов при ремонте сельскохозяйственной техники Текст. / Кричевский М. Е. М.: Росагро-промиздат, 1988. — 143 с.
- Сбор информации о надежности 150 серийных тракторов ДТ-75МВ в рядовой эксплуатации и данных о расходе запчастей на ремонтно-эксплуатационные нужды Текст.: Отчет НАТИ, арх. № 5234 / НАТИ М., 1985.- 195 с.
- Беркович, М. С. Исследование и повышение долговечности подшипниковых узлов тракторных трансмиссий Текст.: дис.канд. техн. наук. / Беркович М. С. -М., 1972,-130 с.
- Величко, В.Г., Долматов В. Н., Хохряков В. Н. Восстановление посадочных мест под подшипники. Текст. / Величко В. Г. М.: Техника в сельском хозяйстве, 1978. — № 1. — с.380 с.
- Слушкин, И.В. Разработка рациональной конструкции букс подвижного состава на роликоподшипниках Текст. / Слушкин И. В. М.: Труды ЦНИИ МПС, вып. 221, 1961. — 196 с.
- Акбашев, Б.З. Методика исследования напряженного состояния деталей буксового узла Текст. / Акбашев Б. З. М.: Труды ЦНИИ МПС, вып. 221, 1961.-154 с.
- Абашкин, В.В., Девятков В. Ф. Буксовый узел с упругими элементами. -Железнодорожный транспорт Текст. / Абашкин В. В. М.: 1975, № 8. — 210 с.
- Поперена М.Я. Влияние жесткости корпуса на распределение нагрузки по элементам радиального подшипника Текст. / Поперена МЛ- М.: Доклады А. Н. Тадж. ССР. вып. XIV, 1955. 136 с.
- Ковалевский, A.M. Новый способ повышения работоспособности подшипников качения и снижения удельного расхода металла Текст. / Ковалевский А. М М.: Вестник машиностроения, 1958, № 8. — 142 с.
- Бронштейн, И. Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов. 13-е изд. исправленное Текст. / Бронштейн И. Н., Семендяев К. А.- - М.: Наука, Гл. ред. физ.- мат. лит., 1986 — 544 с.
- Хвингия, М.В. Вибрации пружин Текст. / Хвингия M.B. М.: Машиностроение, 1969. — 334 с.
- Болотин, В.В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций Текст. / Болотин M.B. М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.
- Защита от вибрации и ударов. Под ред. Фролова З. С. М.: Машиностроение, 1981.-455 с.
- Колебания машин и их элементов. Под ред. Диметберга Ф. М. М.: Машиностроение, 1981. — 368 с.
- Материалы, выпускаемые ФГУП «НИИ полимеров». Клеи. Герметики. Технологии. № 1, 2006. — с. 47−48.
- Щетинин, М. В. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения сельскохозяйственной техники адгезивом Анатерм-105 Текст.: дис. канд. техн. наук / Щетинин М. В. Мичуринск, 2008. — 146 с.
- Ньюмен С.Н. Полимерные смеси Текст. Под ред. Ньюмена. Пер. с англ. / Под ред. Гордовского Ю. К. М: Мир, 1988. — 455 с.
- Мэнсон, Дж. Полимерные смеси и композиты Текст. Под ред. Дж. Мэнсо-на. Пер. с англ. / Под ред. А. П. Коробко. М.: Химия, 1979. — 442 с.
- Кулезнев, В.Н. Смеси полимеров Текст. / Кулезнев, В.Н. М.: Химия, 1980, — 304 с.
- Нильсен, JI. Механические свойства полимеров и полимерных композиций Текст. Под ред. JI. Нильсена. Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Бабаевского. -М.: Химия, 1978.-312 с.
- Химическая энциклопедия Текст. Под ред. II.С. Зефирова. Т.4- М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, — 641 с.
- Нарисава, И. Прочность полимерных материалов Текст.: Пер. с япон. / Под ред. А. А. Берлина. М.: Химия, 1987 — 398 с.
- Екобори, Т. Научные основы прочности и разрушения материалов Текст.:
- Пер. с япон. / Под ред. А. А. Берлина. Киев: Наукова думка, 1978 — 342 с.
- Адаменко, H.A. Конструкционные полимерные композиты Текст. / Ада-менко H.A. М.: Химия, 2008, — 146 с.
- Биргер H.A. Расчет на прочность деталей машин Текст. / Биргер И. А. -М.: Машиностроение, 1993, 640 с.
- Шубин, А. Г. Повышение долговечности посадочных отверстий корпусных деталей сельскохозяйственной техники, восстановленных герметиком 6Ф Текст.: дис. канд. техн. наук / Шубин А. Г. М., 1980. — 160 с.
- Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения / Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. -416 с.
- Аугамбаев, М. И. Основы планирования научно-исследовательского эксперимента Текст. / Аугамбаев М., Иванов А. З., Терехов Ю.И.- Ташкент. Укитувчи, 1993. — 336 с.
- Кошкин, Н. И. Справочник по элементарной физике Текст. / Кошкин Н. И., Ширкевич М. Г.- М.: Наука, 1975. — 255 с.
- Чичинадзе, А. В. Полимеры в узлах трения машин и приборов Текст.: Справочник / А. В. Чичинадзе, А. Л. Левин, М. М. Бородуллин, Е. В. Зиновьев- Под общ. ред. А. В. Чичинадзе 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1988.-328 с.
- Спицын, Н. А. Подшипники качения Текст.: Справочное пособие / Спи-цын Н. А., Сприщевский А. И.- М.: Машгиз, 1961, — 828 с.
- Перель, JI. Я. Подшипники качения. Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник Текст. / Перель Л. Я.- М.: Машиностроение, 1983. -543 с.
- Крассовский, Г. И. Планирование эксперимента Текст. / Крассовский
- Г. И., Филаретов Г. Ф. — Мн.: Изд-во БГУ им. Ленина, 1982. — 302 с.
- Хайлис, Г. А. Исследования сельскохозяйственной техники и обработка опытных данных Текст. / Хайлис Г. А., Коваль М. М.- М.: Колос, 1994. -169 с.
- Берлин, А. А. Акриловые олигомеры и материалы на их основе Текст. / Берлин A.A. и др.- М.: Химия, 1983. — 232 с.
- Сивергин, Ю. М. Поликарбонат (мет) — акрилаты Текст. / Сивергин Ю. М., Шерникис Р. Я., Киреева С.М.- - Рига: Зинатне, 1988. — 213 с.
- Бутин, А. В. Восстановление полимер-полимерной композицией и не-разрушающий контроль неподвижных соединений подшипников качении сельскохозяйственной техники Текст. / Ли Р. И., Бутин А. В., Шипулин М. А. //Вестник МичГАУ. -2010. № 1. — С.181−185.
- Бутин, А. В. Повышение эффективности акрилового адгезива АН-105 при восстановлении неподвижных соединений подшипников качения Текст. / Ли Р. И., Щетинин М. В., Бутин А. В., Шипулин М. А. // Вестник МичГАУ. 2011. — № 1 Ч. 1-С. 214−217.
- Технико-экономическое обоснование инженерных решений по эксплуатации и ремонту машин Текст. / И. Н. Кравченко, Н. В. Шилина, Л. Н. Попова, Е. А. Пучин и др.- М.: Издательство УМЦ «Триада», 2006. — 144 с.