Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе
Основными факторами, положительно влиявшими на показатели здоровья новорожденных II группы здоровья при достижении ими годовалого возраста, являлись благополучные отношения родителей в семье, высокий образовательный уровень матерей, эффективная образовательная программа родителей до и после рождения ребенка и усиление профилактического раздела работы с детьми раннего возраста. ОБЬЕМ И СТРУКТУРА… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Состояние здоровья детей первого года жизни и профилактика болезней на амбулаторном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
здоровья в антенатальный период и в первый год жизни ребенка .9.
1.2 Представление о здоровье и здоровом ребенке. Группы здоровья, группы направленного риска детей первого года. Факторы, влияющие на здоровье детей.14.
1.3 Организация лечебно-профилактической помощи детям раннего возраста в системе амбулаторной практики.25.
1.4 Пренатальное образование будущих родителей — новая ступень развития профилактической медицины в условиях детской поликлиники.35.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.39.
2.1 Методы, используемые в ходе исследования.39.
2.2 Клиническая характеристика групп, вошедших в исследование 45.
2.3 Программа и методика пренатального образования в школе позитивного материнства «Современные родители». 57.
2.4 Статистическая обработка полученных результатов.61.
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ (СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ).65.
3.1 Сравнение показателей здоровья детей в возрасте одного года в трех группах исследования, имевших различно организованное профилактическое наблюдение.65.
3.2 Анализ грудного вскармливания в исследовании.75.
3.3 Анализ заболеваемости и госпитализации детей в течение первого года жизни.81.
3.4 Анализ формирования отношений врач-мать — пациент в зависимости от способа медицинского сопровождения диады Мать и ребенок". 85.
Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИАДЫ «МАТЬ И РЕБЕНОК».
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОНАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА АМБУЛАТОРНОМ ЭТАПЕ. 98.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
ВЫВОДЫ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Ошибка! Закладка не определена. 134.
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ Во все времена’здоровье нации определялось здоровьем подрастающего поколения. Улучшение показателей здоровья детского населения всегда оставалось одной из актуальных проблем медицины (Вельтищев Ю.Е., 1998). Охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение и снижение материнской, младенческой и детской заболеваемости, инвалидности и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами общества и государства (Шабалов Н.П., 2002, Савельева Г. М., 2003). В то же время, очевидно, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей. Кроме того, в последние годы крайне недостаточен уровень финансирования профилактических направлений системы охраны материнства и детства. Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработки новых эффективных комплексных медицинских, психолого-педагогических и социальных технологий профилактики оздоровления, лечения и реабилитации детей (Баранов А.А., 2003). Необходимость разработки профилактической программы наблюдения за ребенком первого года жизни на амбулаторном этапе в условиях ограниченного финансирования делает настоящую работу актуальной.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Целью настоящей работы является улучшение показателей здоровья детей раннего возраста, формирование правильных детско-родительских отношений.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить влияние социальных, биологических факторов риска беременной, а также ее психологической готовности к материнству на показатели здоровья ребенка первого года жизни.
2. Изучить и обосновать значение пренатального образования беременных для формирования здоровья ребенка на амбулаторном этапе детской поликлиники.
3. Разработать и внедрить новые организационные методы профилактического направления в работе с беременными и детьми первого года жизни в условиях детской поликлиники.
4. Разработать и внедрить профилактическую программу наблюдения и развития детей на первом году жизни на амбулаторном этапе.
5. Дать оценку эффективности предложенной профилактической программы наблюдения за ребенком раннего возраста в условиях детской поликлиники.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА Впервые предложено усовершенствование оказания неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения городской поликлиники путем усиления преемственности медицинского наблюдения за беременными и новорожденными, усовершенствования пакета документов по дородовому патронажу беременных женщин, расширения обязанностей неонатолога.
Впервые представлена эффективная модель взаимодействия врача с ребенком первого года жизни и его матерью, в которой пассивная позиция родителей в формировании здоровья ребенка переведена в активную.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Основными факторами, положительно влиявшими на показатели здоровья новорожденных II группы здоровья при достижении ими годовалого возраста, являлись благополучные отношения родителей в семье, высокий образовательный уровень матерей, эффективная образовательная программа родителей до и после рождения ребенка и усиление профилактического раздела работы с детьми раннего возраста.
2. Улучшение неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения поликлиники включало усовершенствование пакета документов по дородовому наблюдению за беременными, мониторингу наблюдения за беременными и новорожденными, расширению функциональных обязанностей неонатолога, внедрение образовательной программы для будущих родителей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Полученные результаты, подтверждающие основные факторы формирования здоровья детей раннего возраста, позволяют направить основные усилия педиатрической службы на углубление профилактического раздела работы, а социальным службам на укрепление семьи.
Разработанная образовательная программа для родителей до и после рождения ребенка позволяет результативно влиять на показатели здоровья ребенка первого года жизни, так как повышает уровень знаний родителей по вопросам ухода, питания и развития ребенка, способствует формированию правильных детско-родительских отношений и может быть внедрена в практику педиатрического отделения поликлиники.
Предложенное улучшение неонатологической помощи на амбулаторном этапе повышает эффективность работы педиатрического отделения поликлиники с детьми раннего возраста и может быть использовано в деятельности амбулаторного звена лечебно-профилактического учреждения.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Проведено улучшение и оптимизация неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения ММУ городской поликлиники № 1 Промышленного района города Самары (главный врач, кандидат медицинских наук Бальзамова Лидия Алексеевна).
Внедрена программа пренатального образования «Современные родители» для беременных женщин педиатрическим отделением ММУ городской поликлиники № 1.
Внедрены новые формы медицинской документации: дородовый патронаж № 1, дородовый патронаж № 2, первичный осмотр неонатологом новорожденного (оформлены рационализаторские предложения № 397, № 398, № 399 от 5 апреля 2004 года).
Материалы диссертации используются в учебном процессе при проведении семинаров и чтении лекций на кафедре педиатрии ИПО СамГМУ.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Материалы диссертации обсуждались и докладывались на VIII Международном Всероссийском конгрессе «Актуальные проблемы экологии человека» (Самара, 2002г), межкафедральном заседании кафедр детской стоматологии и педиатрии ИПО СГМУ «Ранняя профилактика кариеса среди детей и новые направления организации профилактической медицины в амбулаторных условиях детей раннего возраста» (май 2004г), на конференциях Городского Центра Профилактики г. Самары «Поддержка грудного вскармливания» (февраль 2004г), «Современные представления о питании детей первого года жизни» (апрель 2005г), на тренинге специалистов, работающих в школах позитивного материнства (сентябрь 2004г), на V международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня открытия Детской городской клинической больницы № 1 города Самары «Партнерство во имя здоровья детей» (июнь 2005).
ПУБЛИКАЦИИ По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ (из них четыре в центральной печати), разработаны и оформлены 3 рационализаторских предложения, подана заявка на патент изобретения «Способ проведения лечебно-профилактической работы с беременной и ребенком первого года жизни» № 2 003 123 196 от 22 июля 2003 года.
ОБЬЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 31 таблицей, 10 рисунками, 3 схемами. Работа состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, включающих три главы, заключения, выводов, практических рекомендаций. Указатель литературы включает 322 источника, из которых 228 работ отечественных авторов и 94 иностранных.
выводы.
1. Основными факторами, положительно влиявшими на формирование здоровья детей раннего возраста, являлись благополучные внутрисемейные отношения, высокий образовательный уровень и психологическая готовность матери, специальная образовательная подготовка родителей и отсутствие выраженной экстрагенитальной патологии матери (ОШ 3,1- 72,3% р=0,025).
2. Установлено, что показатели здоровья детей первого года жизни выше, если мать прошла дородовую образовательную подготовку в условиях педиатрического отделения поликлиники (положительная динамика в показателях здоровья детей в течение года в основной группе отмечалась в 25% случаев, в контрольной группе II в 7%, при р<0,05).
3. Улучшение неонатологической помощи в условиях педиатрического отделения поликлиники включало усовершенствование пакета документов по дородовому патронажу, мониторингу наблюдения за беременными и новорожденными, расширению функциональных обязанностей неонатолога, этапного наблюдения за новорожденными (неонатолог — педиатр).
4. Внедрение профилактической программы наблюдения за детьми первого года жизни представляло собой оптимизацию организации профилактических приемов, повышение образовательного уровня родителей в вопросах питания, ухода, развития детей до и после рождения ребенка, усиление профилактических мероприятий при клиническом наблюдении за пациентами. Это позволило улучшить показатели здоровья детей раннего возраста (нормальное физическое развитие детей основной группы — 89%, контрольной группы I — 69%, при р<0,05, меньше отставания в формировании двигательных навыков, речевого развития детей в основной группе (4% и 11%) по сравнению с контрольной II (20%) и 30%) при р<0,05).
5. Реализация предложенной профилактической программы наблюдения за детьми раннего возраста явилась эффективным методом ведения здорового ребенка на амбулаторном этапе, так как изменила взаимоотношения в системе неонатологической помощи с акцентом на амбулаторный этап и позволила сделать приоритетными профилактические методы ведения беременных женщин и ребенка раннего возраста.
практические рекомендации.
1. Для совершенствования неонатологической помощи на амбулаторном этапе рекомендовано введение в штатное расписание поликлиники должности неонатолога.
2. Для повышения эффективности профилактической работы с детьми первого года жизни в условиях поликлиники необходимо использование образовательной программы родителей до и после рождения ребенка, результативно повышающей уровень знаний по вопросам ухода, развития, питания ребенка.
3. Рекомендовано объединение дородового наблюдения за беременными женщинами и этапного наблюдения за новорожденными в рамках работы неонатолога поликлиники с целью усиления преемственности в работе акушера-гинеколога — неонатолога — педиатра и мониторинга наблюдения за беременными и новорожденными.
4. В программу обучения неонатолога ввести образовательный материал по перинатальной психологии и психологии раннего развития.
5. Для улучшения внутрисемейных отношений, повышения знаний родителей по вопросам возрастных норм нервно-психического развития детей, улучшения взаимоотношений врач — пациент ввести в штатное расписание должность медицинского психолога.