Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа
Кроме этого дается информация о программном обеспечении, с помощью которого велось проектирование мультимедийных изданий. Так как мультимедийные информационные интерактивные среды позволяют задействовать два вида мышления — образное и логическое, то для решения задач, связанных с синтезом и разрабатывалась предложенная методика, которая позволяет согласовывать визуально-звуковое решение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ПОИСКЕ ВИЗУАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ ГАРМОНИИ
- 1. Поиски визуально-звукового синтеза в искусстве XX века
- 2. Взаимодействие выразительных средств в экранных искусствах
- 3. Взаимодействие выразительных визуальных и звуковых средств в мультимедийных изданиях
- ГЛАВА II.
- КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ И ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ
- 1. Сопоставление понятий и терминов
- 2. Особенности живописных и музыкальных композиций в XVII—XX вв.
- ГЛАВА III.
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ МУЛЬТИМЕДИА
- 1. Мультимедийное издание как объект проектирования в дизайне
- 2. Разработка методики проектирования визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедийного издания
- 3. Технологические факторы, влияющие на создание визуально-звуковой композиции мультимедийных изданий
Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
У каждого времени своя версия мира, которую создает культура. Именно культура определяет способы поведения и психологическую основу личности. Любая человеческая личность стремится каким-либо адекватным способом создать себе простую, ясную картину окружающего. Это необходимо не только для того, чтобы нонять мир, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить его переосмысленной и созданной картиной. «Человек не может существовать иначе, чем в том, в чем он себя выражает».1.
Современное общество в своем развитии шагнуло на новую ступень формирования и сохранения впечатлений и знаний, общей и научной информации об окружающем на основе компьютерных технологий. Основными признаками этого процесса является распространение сетей ЭВМ, широкомасштабное использование мультимедийных технологий, которые дизайнерам раскрыли новую возможность применения профессиональных навыков в области дизайна мультимедиа. Мультимедийные технологии активно используются в подготовке учебных, научных, коммерческих презентаций. В связи с этим у людей разных специальностей, а тем более у тех, чьей профессиональной деятельностью является дизайн, возрастает желание разрабатывать понятные электронные информационные документы на высоком эстетическом и общекультурпом уровне.
Для дизайнера важным является тот факт, что компьютерные технологии позволяют использовать в мультимедийном издании графические изображения, фото-, видеоматериалы, выполняющие разные функциии при этом включать в композицию звуковое сопровождение. В мультимедийном издании используется синтез разных выразительных — визуальных и звуковых средств. В результате для дизайнера открылась возможность применения профессиональных навыков, связанных с решением такой задачи, как осуществление визуально-звукового синтеза. При этом важным остается основное требование к результату: в мультимедийном издании должна создаваться такая виртуальная среда, в которой человеку комфортно, которая отвечает его представлению о правильно организованном информационном пространстве.
Рассмотрение мультимедийного издания как объекта проектирования в дизайне без выхода в мир смежных искусств, в мир общей эстетики не может дать верного представления об особенностях композиционной структуры этого экранного произведения. Разные виды искусства не развивались и не развиваются изолированно. Каждый из видов пользуется художественным опытом и достижениями другого. Многогранная содержательная палитра визуально-звукового синтеза позволяет отобразить и создать огромное разнообразие чувствеппо-эмоциональпых образов.
Дизайну свойственно внимательное изучение выразительных средств из разных областей визуальных искусств (графики, живописи, скульптуры, архитектуры). Он заимствует их визуальный язык и их логику. В настоящем исследовании поставлена задача нахождения и организации органичного сочетания выразительных визуальных и звуковых средств в единой визуально-звуковой композиции мультимедийного издания. Вопросы истории развития каждого вида искусств достаточно глубоко осознаны и разработаны в искусствоведческой и музыкальной литературе. Во «Всеобщей истории искусств», в примерах конкретных произведений всегда приводится анализ используемых выразительных средств в отображении окружающего мира, характера моделировки форм предметов, характера их расположения и взаимодействия в художественном пространстве. Аналогичный анализ приводится в исследованиях, посвященных музыке, где также прослеживается стилистическое единство выразительных средств этого вида искусства в их историческом становленииформулируются принципы, лежащие в основе гармонии, полифонии и формообразования. Перед дизайном, в связи с возрастающим количеством продукции, объединяющей разные виды искусства в едином проекте, встала общая цель: установление научного, логического и, в то же время, творческого подхода к процессу проектирования мультимедийного издания, в задачи которого входит создание визуально-звукового синтеза композиционного решения. На поиск пути решения этой задачи и направлено па-стоящее исследование.
В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с историей развития научной мысли в области визуально-звукового синтеза: кто, в какое время и как осуществлял синтез визуального и музыкального образов.
Краткий обзор охватывает исторический период от XVII века, когда И. Ныотон предложил провести аналогию спектр — октава между звуком и спектром, до взаимовлияния выразительных средств в искусстве XX века.
Подробнее рассматривается, каким образом знание основ музыкального искусства оказало воздействие на создание произведений средствами другого вида искусства в начале XX века. В качестве примеров приведены и проанализированы графические и живописные произведения П. Клее, М.-К. Чюрлениса — художников, имеющих профессиональное музыкальное образование. Также в качестве примера, приводится архитектурное сооружение Я. Ксенакиса, в основу проектирования которого композитор положил композиционный замысел своего музыкального произведения «Метастазис». Изучение и переосмысление результатов их творческой деятельности явилось оправданием целесообразности проведения сопоставления композиций визуальных искусств (на примере живописи) и музыки во второй главе исследования для разработки научно-методической основы проектирования мультимедийных изданий, в задачи которых входит создание визуально-звукового синтеза.
Кроме этого, в первой главе освещаются вопросы решения проблемы взаимодействия выразительных средств в произведениях искусств, предназначенных для показа на экране. Известно, что еще в искусстве кино С. Эйзенштейн ставил задачу найти ключ к соответствию между «куском» музыки и «куском» изображения такой продолжительности, которая позволила бы сочетать «по вертикали», то есть в одновременности, каждую фразу пробегающей музыки с каждой фразой параллельно пробегающих фрагментов пластического развития сюжета — кадров. Визуально-звуковые сочетания выдвигали в вопросах монтажа в кино необходимость разрешения новой для своего времени проблемы в области композиции. В своих поисках кинорежиссер пришел к разработке методики того, каким образом выстраиваются соответствия изображения и музыки при конкретно поставленной задаче. В настоящей диссертации разрабатывается метод общего подхода к решению задач, связанных с созданием визуально-звукового синтеза в дизайне мультимедийных изданий уже па начальной стадии проектирования, когда есть еще только общие пожелания к стилю и образу проекта.
Основные отличительные черты мультимедиа изданий — наличие разветвленной структуры организации информации, иптерактивпости документа. Дизайнеру необходимо думать не только о визуальном композиционном единстве экранов, о взаимодействии в компьютерной среде разноплановой визуальной (графической текстовой) и звуковой информации, но о разнообразии композиционных изменений (визуальных и звуковых) как следствия интерактивного взаимодействия, о характере динамичной смены экспозиций экранов, о разном функциональном назначении информации. Для обретения творческой свободы обращения с таким разнообразным материалом в динамической, развивающейся во времени композиции необходимо знание не только характера и особенностей создания произведений визуальных искусств (живописи, графики, дизайна), но и музыки.
Хотя некоторые примеры аналогий выразительных средств приводятся в исследованиях, посвященных как теории изобразительных искусств, так и теории музыки, однако не было проведено целенаправленных исследований, раскрывающих общность стилистических черт, композиционных принципов визуальных искусств и музыки разных исторических стилей для использования полученных результатов в проектировании объектов дизайна. Пет и общей системы понятий, ясно сформулированных единых принципов, позволяющих проводить анализ композиционной структуры произведений пространственного и временного видов искусств, относящихся к одному времени, одному стилю в их историческом развитии. В то же время, при разработке эскизов, поиске соответствий визуального и музыкального решений, задача дизайнера состоит не только в том, чтобы опираться на спонтанно возпикающие ассоциации, сколько умело учитывать и использовать знания особенностей создания соответствующего образа средствами смежного искусства музыки.
Основываясь на приведенных доводах, во второй главе настоящего исследования было проведено сопоставление и согласование основных понятий и терминов композиции визуальных искусств и музыки. Затем проведен анализ и сопоставление композиций произведений пе только живописи, но и музыки, соответственно историческому стилю. Такой анализ оказалось возможно провести согласно методу исследования произведений пластических искусств (живописи), разработанному известным искусствоведом Г. Вельфлиным. В начале XX столетия, «искусствознанию надо было научиться анализировать картины, скульптуры и архитектурные композиции, а не вдаваться в умные отвлеченные рассуждения в духе академического филол софствования и старой Венской школы». В связи с этим, Г. Вельфлин предложил таблицу из следующих понятий, позволяющих анализировать композицию произведений живописи: 1) линейность — живописность, 2) плоскостность — глубина, 3) замкнутая форма — открытая форма, 4) тектоническое начало — атектоническое начало, 5) безусловная ясностьнеполная ясность. Такой систематичный, обозримый, имеющий высокую степень абстрагирования подход, позволил четко выявить общие композиционные черты произведений визуальных искусств (на примере живописи) и музыки, относящихся к одному историческому стилю.
В результате проведенного исследования были разработаны схемы, отражающие общность (аналогичность) композиционных принципов организации пространства в произведениях визуальных искусств и музыки. Разработанные схемы используют условные обозначения, отражающие основную суть взаимодействия элементов композиции, отличающие произведения искусства одного исторического стиля от другого. Использование их в процессе проектирования позволяет активизировать творческую мысль в поисках новых форм организации информационно-графического и звукового материала, а также стимулирует объединение в одном проекте произведений разных видов искусств.
В настоящей диссертации приводится система доказательств о том, что знание общих композиционных принципов необходимо в процессе работы над проектом, ради того, чтобы разработанное мультимедийное издание выполняло не только функции сохранения и передачи собранной информации, но вызывало определенное эмоциональное отношение, способствуя лучшему запоминанию содержания. Это объясняется тем, что, мультимедийные информационные интерактивные среды позволяют задействовать два вида мышления — образное и логическое, что является дополнительным фактором к активному восприятию и запоминанию сообщений.
Результаты исследования второй главы положены в основу разработки научно-методической базы проектирования мультимедийных изданий изложенной в третьей главе. Методика состоит из четырех ступеней и включает изучение выводов, полученных в результате анализа, проведенного во второй главе диссертации. Сопоставление терминов и понятий, а также общие черты и различия в композиции произведений живописи и музыки предлагается осваивать на первой ступени знакомства с методикой создания визуально-звукового синтеза в дизайне мультимедиа.
На первой ступени излагаются общие принципы композиции произведений искусства живописи и музыки, представленные во второй главе настоящего исследования.
На второй ступени предлагается выполнить задания, способствующие освоению методики создания визуально-звукового синтеза. Составной частью любой мультимедийной системы является графический интерфейс. Современные компьютерные технологии раскрывают широкие возможности для проектирование композиции экрана мультимедийного издания, использующего графические изображения в качестве интерактивных элементов интерфейса, для динамических изменений информационного пространства экрана, (расширения, свертывания, изменения точки зрения, варьирования как отдельных элементов, так и групп элементов композиции) — а также возможности согласования визуального решения со звуковым. При этом возможности гипертехнологии позволяют предлагать задачи разной степени сложности, решение которых позволяет проверить работоспособность методики создания визуально-звукового синтеза.
В мультимедийном издании звуковое сопровождение может иметь разную степень зависимости от визуального решения. Например: звук/музыкальный фрагмент включен в качестве фона, не мешающего восприятию содержания мультимедийного изданияили выбор звукового сопровождения определяется требованиями соответствия характеристикам времени, стиля, места, для создания атмосферы действия, или создание синтеза па основе единого композиционного решения, единой визуально-звуковой композиции. Метод создания визуально-звукового синтеза в мультимедиа-технологии направлен па формирования навыков представления содержания мультимедийной презентации или издания и подбора звукового сопровождения таким образом, чтобы привести к соответствию не только образные характеристики, но согласовать композиционную структуру визуально-звукового решения.
Степень сложности задания второй ступени предполагает создание мультимедийной композиции с линейной структурой раскрытия содержания. Линейная структура проста для выполнения и с точки зрения освоения и применения на практике композиционных принципов, и с точки зрения технологии реализации. В то же время на примере линейной композиции можно увидеть отличие композиций, выраженное в выборе выразительных средств и логике представления содержания, свойственных произведениям искусств, относящихся к разным историческим стилям. В дальнейшем можно использовать полученные результаты и приобретенные при их выполнении навыки и знания при создании мультимедиа продукта с более сложной структурой.
На третьей ступени рассматриваются мультимедийные проекты, в которых применение знаний общих композиционных принципов двух искусств, способствует созданию визуально-звукового синтеза в дизайне не только простых линейных мультимедийных композиций, но и электронных изданий, имеющих сложную гипертекстовую структуру содержания. Структурная и композиционная схема взаимодействия разделов содержания мультимедийного издания предполагает свободную систему перекрестных ссылок. Возможность многооконного представления информации с одной стороны, позволяет структурировать разнородную информацию на экране (каждая в своем окне), манипулировать и управлять ею, а с другой стороны, способствует созданию целостного представления об объекте, представленном с помощью текстов, разнообразной графики, фото-, видео-, аудиоматериалов. Рассматриваются примеры учебных мультимедийных проектов, отражающие логические связи между навыками, полученными при выполнении первого блока заданий и проектированием практического мультимедийного издания. Рассматриваются варианты преобразования структурных схем из линейных в нелинейные, смешанные, при выполнении условия сохранения логики распределения функций частей содержания. Акцентируется внимание на том, что при создании визуально-звукового синтеза после проведения общего структурирования материала мультимедийного издания важен как общий сценарий раскрытия информации, так и разыгрывания каждой отдельной ситуации.
На четвертой ступени задание направлено па закрепление полученной информации о предложенных принципах создания визуально-звукового сип-теза в композиции мультимедиа, осмысление того, в каких случаях оправдано следование разработанной методике.
В процессе разработки паучно-методологической основы создания визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа были выявлены основные принципы проектирования, такие как: принцип целостного формообразования объекта, принцип системной информативности, принцип формализованного содержания, принцип динамического развития.
Результаты методики, включающей разработанные схемы и выявленные принципы проектирования, анализируются на примерах внедрения на разных стадиях учебного и практического проектирования, с 2001 но 2006 г. Они также приводятся в третьей главе исследования. Здесь описываются учебные и практические проекты, которые на разных стадиях диссертационного исследования определяли направление поиска, это: Учебный проект «Мелодии Летнего сада», коммерческий проекты: проектирование учебного мультимедийного издания «История дизайна», электронной визитной карточки «Международного фонда канцлера A.M. Горчакова». Вопросы, появляющиеся в процессе проектирования, позволили конкретизировать постановку задачи настоящего диссертационного исследования, связанной с сопоставлением принципов организации композиций пластических искусств и музыки.
Также в третьей главе приводится анализ аналога существующего мультимедийного издания, соответствующего теме диссертационного исследования и демонстрирующего вариант реализации визуально-звукового сип-теза, решение которого созвучно теме настоящего диссертационного исследования. Это мультимедийное издание «l'Essentiel de la Musique du Baroque au Romantisme» — «Сущность музыки. От барокко до романтизма», выпущеное во Франции Infogrames Multimedia — Montparnasse Multimedia в 1997 году.
Кроме этого дается информация о программном обеспечении, с помощью которого велось проектирование мультимедийных изданий. Так как мультимедийные информационные интерактивные среды позволяют задействовать два вида мышления — образное и логическое, то для решения задач, связанных с синтезом и разрабатывалась предложенная методика, которая позволяет согласовывать визуально-звуковое решение, не только на основе синхронного соответствия, а на уровне концептуального замысла мультимедийной композиции. Поиск пути проектирования, который давал бы возможность создавать мультимедийные издания, отвечающие высокому эстетическому и общекультурпому уровню, — задача, которая наряду с освоением современной технологии и непосредственно осуществлением проектной работы с помощью современного инструмента — компьютера, в настоящее время является одной из основополагающих в дизайне. Здесь уместно будет отметить следующее: «философский взгляд на мультимедиа добавляет следующий элемент в его определение: мультимедиа — это интеграция технологий и идей. Именно идеи делают мультимедиа-системы многосторонними, добавляя третье измерение — развитие во времени, но не хаотичное, а заложенное и продуманное человеком».3.
Таким образом, научная новизна исследования определяется объектом исследования — современными мультимедиа изданиямипостановкой задачисоздания визуально-звукового синтеза в мультимедийном издании, как объекте проектирования дизайна, а также результатами — в процессе работы был предложен единый системный подход к анализу визуальных произведений и музыкипроведен анализ смыслового соответствия терминов визуального и музыкального рядаопределена терминология, позволяющая анализировать произведения визуального и музыкального ряда с единых позицийвыработаны новые подходы к разработке проектов, в задачи которых входит осуществление синтеза визуальных и звуковых средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема взаимодействия изображения и звука, задачи синтеза выразительных визуальных и звуковых средств, на протяжении длительного исторического времени занимали людей разных областей науки и искусства. В настоящее время их решение получило новое воплощение и развитие, в связи с совершенствованием современных технологий. Этим обоснована актуальность выявленной проблемы.
В теоретическом плане проведено согласование основных понятий и терминов. Проанализированы композиции произведений живописи и музыки на соответствие композиционных принципов. В процессе сравнительного анализа установлены общие композиционные принципы организации художественного пространства произведений живописи и музыки. На основе проведенного анализа разработаны схемы, отражающие общие принципы организации материала визуальной и звуковой композиции произведений, относящихся к одному историческому стилю. Предложен научный подход к созданию визуально-музыкальных композиций в процессе обучения проектированию мультимедийных изданий. Выработаны следующие основные принципы проектирования, способствующие осуществлению эстетического единства визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа:
Сделаны выводы о том, что осуществление эстетического единства визуально-звуковой композиции способствует следующее.
1) Предложен единый системный подход к анализу произведений живописи и музыки.
2) Проведение анализ смыслового соответствия используемых терминов.
3) Определение терминология, позволяющая анализировать композиции произведений визуальных искусств и музыки с единых позиций.
4) Предложение нового подхода к разработке объекта проектированиямультимедийного издания, в задачи которого входит осуществление синтеза визуальных и звуковых средств.
В методическом плане результатом исследования является разработанная методика проектирования визуально-звуковой композиции в дизайне применительно к мультимедийным изданиям. Методика следования формальным единым композиционным принципам наглядно представляет преимущества ее использования: быстрота выбора необходимой структурной схемы, точное соответствие стилевым требованиям, соответствие образного строя визуальной и звуковой композиции. Метод получил практическое применение. За счет обобщения широкого круга исследованного материала, позволяет ставить и решать конкретные проектные задачи не только в практике, но и учебном процессе.
В экспериментальном плане разработан и проведен ряд учебных заданий, проверяющих и подтверждающих работоспособность теории формирования гармоничного образа мультимедийного издания, создания визуально-звукового синтеза проекта, па основе следования формальным композиционным принципам. Предложена постановка новых задач в проектировании мультимедийных изданий, основанная па выводах теоретического исследования и проведенном эксперименте.
Таким образом, в теоретическом плане диссертационная работа дополняет и расширяет раздел теории дизайна, посвященный синтезу визуальных и звуковых средств и имеющиеся представления о синтезе визуального искусства и музыки в современной дизайнерской деятельности.
Обширный материал исследования, впервые обобщенный применительно к дизайну, ориентирован на практическое применение в новых компьютерных технологиях и включает в научный оборот новые данные о визуально-звуковой композиции в дизайне.
Полученные в исследовании результаты использованы в учебном процессе и позволяют сформулировать следующие выводы: 1) В мультимедиа дизайнеру приходится сталкиваться с решением новых для него задач, связанных непосредственно с визуально-звуковым синтезом. Смысл и методология синтеза, создаваемого в композиции экрана мультимедийного издания, обнаруживается в технологии и творческом решении воссоединения пространства и времени, изображения и звука. Дизайн мультимедиа объединяет выразительные средства пространственных и временных искусств, которые пе просто взаимодействуют, оставаясь самостоятельными феноменами, но существуют неразрывно.
2) Создание синтеза в дизайне мультимедиа требует особой формы мышления, позволяющей осуществлять единство визуально-звукового компози-циоп-ного решения па чувственном и концептуальном уровнях проектирования. Подход к проектированию мультимедийных изданий на основе единства композиционных принципов позволяет выявить возможные формообразующие приемы и, исходя из этого, прогнозировать варианты предъявления всего разнообразия информации, содержащейся в мультимедийном издании.
3) Мультимедиа издания имеют специфическую особенность — интерактивность. В условиях роста спроса на мультимедийную продукцию возрастает роль дизайнера в разработке мультимедийных изданий. Помимо определения художественно-эстетического образа всего издания, в задачи дизайнера входит разработка функционального интерфейса. Кроме того, дизайн-решение должно соответствовать эргономическим требованиям, предъявляемым к электронным изданиям, предназначенным для просмотра на экране монитора.
4) Применение теоретических знаний из области музыки приводит к появлению нестандартных творческих решений в дизайне мультимедиа.
5) Систематизация методов и путей решения задач, связанных с визуально-звуковым синтезом в дизайне мультимедиавыбор нового композиционного решения, поиск динамики соединения разделов (частей) композиционной формы, а также построение драматургии развертывания сюжета мультимедийных изданий — все это является результатом использования единого подхода в исследовании композиционных принципов произведений дизайна и музыки.
6) Выявление взаимосвязи и взаимовлияния визуального и музыкального искусства на значительном отрезке истории позволяет увидеть всю сложность проблем современного дизайна в области визуально-звукового синтеза и имеет немаловажное значение для последующего развития данного направления в дизайне.
Проблемы создания синтеза, безусловно, не ограничиваются только методом следования определенным принципам построения композиции. Однако анализ реализованных проектов показал работоспособность предложенной методики, а также выявил ряд вопросов, требующих дополнительного исследования:
1) отражение национального колорита, его соответствие интонационным особенностям составления звуковой гармонии;
2) создание звуковой атмосферы исторического времени не ограничивается только инструментальными формами музыкальных произведений, выбранными в настоящем диссертации согласно границам исследуемой области. Поэтому эти границы исследования могут быть уточнены или расширены.
3) В теоретическом плане требует дальнейшей разработки и уточнения вопрос о получении новых результатов в создании визуально-звукового синтеза через проведение экспериментов с возможностями технологии. Необходимых также более углубленное исследование возможностей современных технологий (программ по обработке изображений и звука).
4) Необходима постановка и проведение экспериментов по согласованию композиционных и технологических аспектов.
5) Исследование возможностей взаимодействия не только музыки, по и голоса, шума и всего разнообразия представляемых природных и искусственных звуков, а также их моделирования и обработки.
Рассмотренные в данной работе проблемы представляют несомненный интерес для перспективных теоретических и экспериментальных научных исследований. Кроме мультимедийных технологий результаты исследования могут быть использованы при разработке дизайн проектов полиграфических изданий, посвященных теме музыки, где необходимо создать определенный музыкальный образ средствами графики.
Список литературы
- Андресем Б.Б. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс авторизованный пер. с англ. / Бент Б. Андресен, Катя вап ден Бринк. — М: Обучение-Сервис, 2005. —216 с.
- Анисимова Н.С. Методика построения управляющих сред мультимедийных обучающих комплексов : монография / Н. С. Анисимова — под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 92 с.
- Анисимова Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании : понятия, методы, средства: монография / Н. С. Анисимова — под ред. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 89 с.
- Арнхейм P. Кино как искусство восприятие / Р. Арнхейм — послесл. А. В. Мачерет. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 206 е., 8 л. ил. — Доп. тит. л.: Rudolf Arnheim. Film as art. London, 1958.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века : пояснение и прил. к прогр. симфоп и камер, концертов / Б. В. Асафьев — примеч. Т.П. Дмитриевой-Мей. — Л.: Музыка, Лепипгр. отд-пие, 1982, —199 е.- 22 см.
- Афанасьев В.В. Светозвуковой музыкальный строй : элементарная теория аудиовизуальных стимулов / В. В. Афанасьев. — М.: Музыка, 2002. — 70 с.
- Базен Ж. Барокко и рококо / Ж. Базен. — М.: Слово / Slovo, 2001. — 288 с.: ил.
- Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения / Т. Баранова // Эволюционные процессы музыкального мышления: сб. науч. тр. / отв. ред.
- A.Л. Порфирьева. — Л., 1986. — С. 42−54.
- Бершадская Т.С. Гармония как элемент музыкальной системы / Т. С. Бершадская. — СПб.: Ut, 1997.—192 с.: пот.
- Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы : (теоретический этюд) /
- B. Бобровский // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппорт- общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. — М., 1971. — С. 26−64.
- Вагпер Р. Избранные работы : пер с нем. / Р. Вагнер — сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова (пред.) [и др.]- вступ. ст. А. Ф. Лосева. — М.: Искусство, 1978. — 695 с. — (История эстетики в памятника и документах).
- Ванечкина И.Л. Кандинский и Скрябин : мифы и реальность / И. Л. Ванечкина, Б.М. Галлеев//Многогранный мир Кандинского. — М.: Наука, 1999. — С. 131−144.
- Ванечкина И.Л. Поэма огня : (концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина) / И. Л. Ванечкина, Б. М. Галлеев. — Казань: Изд-во Казан ун-та, 1981. — 168 с.: нот., 1 л. ил.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка : очерки / В. В. Ванслов. — 2-е изд.- Л.: Художник РСФСР, 1983. — 233 е., 32 л. ил.
- Веберн А. Путь к двенадцатитоновой композиции / А. Веберн // Зарубежная музыка XX века: материалы, документы. — М., 1975. — С. 165−170.
- Венцлова А. Как упаковать музыку / А. Венцлова // Мир Дизайна. — 1998. — № 2. — С. 39−41.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств : пробл. эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вёльфлин — пер. с нем. А. А. Франковского. — СПб.: Мифрил, 1994. — XVIII, 427с.: ил., портр. — (Классика искусствознания). — Библиогр. в примеч.: с. 407—414.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко / Г. Вёльфлин — пер. с нем. Е. Г. Лундберга. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.: ил.
- Визер В.В. Взаимосвязь выразительных средств вокальной музыки и живописи : лекция-пособие для художников / В. В. Визер. — Тула: Гриф и К, 2002. — 80 с.
- Вислоужил И. Межвоенный музыкальный авангард, его возникновение и развитие. / И. Вислоужил — пер. с чешек, и ред. Ю. Кона // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст./сост. Л. Н. Раабен. — М., 1983. —Вып 4, —С. 197−214.
- Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. СПб.: Лита, 2000 — Т.1: [А-Б]. 2000. — 863 е., [11] л. цв. ил.: ил.
- Вогеп Т. Мультимедиа : пер. с англ ./ Т. Воген — худ. обл. М. В. Драко. — Минск: Поппури, 1997. — 504 с.: ил.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М.: Искусство, 1977. —264 с.
- Всеобщая история искусств. Т. 4. Искусство 17−18 веков / под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротепберга. — М.: Искусство, 1963. — 479, LXXXVIII с.
- Всеобщая история искусств. Т. 5. Искусство 19 века / под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Н. В. Яворской.-М.: Искусство, 1964, —429, XCVIII с.
- Всеобщая история искусств. Т. 6. Искусство 20 века / под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского.-М.: Искусство, 1965. —480, LXXXVIlc.
- Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств / Б. М. Галеев. — М.: Знание, 1982.63 с. — (Новое в жизни, науке, технике — 12. Эстетика). — Библиогр.: с. 61.
- Галеев Б.М. Человек, искусство, техника : проблема синестезии в искусстве / Б. М. Галеев. — Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1987. — 264 е.: ил. — На тит. л.: 25-летию СКБ «Прометей» посвящается. — Библиогр.: с.254−263.
- Гецелев Б. Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины XX века / Б. Гецелев // Проблемы музыки XX века. — Горький, Волого-Вятское книжное изд-во, 1977. — С. 59−95.
- Гусев А.О. Проблема синтеза в киноповествовании. Гипертекст / А. О. Гусев // Проблемы художественного синтеза: материалы конф. аспирантов Российского института истории искусств 19 и 21 нояб. 2001 г. — СПб., 2004. — С. 61−66.
- Даниэль С.М. Европейский классицизм / С. М. Даниэль. — СПб.: Азбука-классика, 2003. —304 е.: ил.
- Даниэль С.М. Картина классической эпохи : проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века / С. М. Даниэль. — Л.: Искусство, 1986. — 199 е., 12 л. ил.
- Даниэль С.М. От иконы до авангарда : шедевры русской живописи / С. М. Даниэль. -СПб.: Азбука, 2000. — 368 с.: ил.
- Дворко Н.И. Профессия — режиссер мультимедиа / Н. И. Дворко. — СПб: СПбГУП, 2004. — 160 с. — (Новое в гуманитарных науках- вып. 12).
- Дебюсси и музыкаXX века: сб. ст.-Л.: Музыка, 1983. — 248 с.: нот.
- Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции / Е. Деготь // Пространство картины: сб. ст. / сост. Н. О. Тамручи. — М., 1989. — С. 104−138.
- Денисова Е.О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество : автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е. О. Денисова — Рос. акад. музыки им. Гнесипых. — М., 1997.— 19 с.
- Дернов А. Композитор архитектурных форм. // Форма № 6. — 2001. — С. 4−11.
- Деспотули А. Игра воды Электронный ресурс.: модальность в фортепианных произведениях К. Дебюсси и М. Равеля / А. Деспотули. — Электрон, дан. — [Б.м., 2006]. — Режим доступа: http://kogni.narod.ru/despotuli.htm. — Загл. с экрана.
- Дизайн в России: проблемы теории и практики: тез. докл. и выступлений Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 9−10 декабря 1998 г. / отв. ред. Ю. В. Мапько. — СПб. :СПГУТ, 1998.— 136 с.
- Долгов К.М. Итальянские этюды. Человек и история: поиск истины и красоты / К. М. Долгов. — М.: Худож. лит., 1987. — 487 с.
- Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств / В. Н. Ждан. — М.: Искусство, 1986. —496 с.
- Зарубежная музыка XX века: материалы, документы. — М.: Музыка, 1975. — 255 с.
- Заруцкая И. Д. Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян : автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / И. Д. Заруцкая — Рос. акад. музыки им. Гнесиных. — М., 1998. — 23 с.
- Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств / А. Я. Зись // Взаимодействие и синтез искусств: сб. ст. / редкол.: Д. Д. Благой и др. — JL, 1978. — С. 5−20.
- Иванов В.И. Эмоциональное и рациональное в восприятии художника / В. И. Иванов // Философские проблемы культуры и искусства: сб. науч. тр. — М., 1986. — С. 131−141.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки : подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. — М.: Смысл, 2001. — 264 с.
- Информационные технологии в образовании. VII Международная конференция-выставка. Секция 2. Программные средства и мультимедиа в образовании и искусстве. — М. :МИФИ, 1998, —84 с.
- Искусство — зеркало культуры: альм. фак. искусств / ред. С. Т. Махлина. — СПб.: СПбГУКИ, 1999.—128 с.
- Каган М.С. Дизайн как феномен культуры / М. С. Каган // Дизайн в России: проблемы теории и практики: тез. докл. и выступлений Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 9−10 дек. 1998 г./отв. ред. Ю. В Манько. — СПб., 1998. —С. 6−7.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. — СПб.: Ut, 1996. — 232 с.
- Кандинский В.В. Картины Шёнберга / В. В. Кандинский // Избранные труды по теории искусства: в 2 т. / В. В. Кандинский. — М., 2001. — Т. 1. — С. 201−205.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский // Избранные труды по теории искусства: в 2 т. / В. В. Кандинский. — М., 2001. — Т. 1. — С. 96−156
- Кандинский В.В. Основные элементы формы / В. В. Кандинский // Избранные труды по теории искусства: в 2 т. / В. В. Кандинский. — М., 2001. — Т. 2. — С. 94−95.
- Кандинский В.В. Ступени. Текст художника / В. В. Кандинский // Избранные труды по теории искусства: в 2 т. / В. В. Кандинский. — М., 2001. — Т. 1. — С. 267−302.
- Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен : учеб. пособие / А. И. Каптерев. — М.: Профиздат, 2002. — 224 с.
- Клее П. Педагогические эскизы / Пауль Клее — вступ. ст. JI. Монаховой. — М.: издатель Д. Аронов, 2005. — 54, 1. с.: ил., факс. — Пер. изд.: Padagogisches Skizzenbuch / Paul Klee. Munchen, 1925. — Библиогр. в подстроч. примеч.
- Клименко Jl.И. О природе и типах интуиции / Л. И. Клименко // Вопросы методологии науки. — Томск, 1971. —Вып 1. —С. 52−61.
- Ком Ю. Пьер Булез как теоретик: (взгляды композитора в 1950−60-е годы) / Ю. Кон // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. / сост. Л. Н. Раабен. — М., 1983. — Вып 4. —С. 162−197.
- Коськов М.А. Актуальнейшая проблема теории дизайна / М.А. Коськов// Дизайн в России: проблемы теории и практики: тез. докл. и выступлений Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 9−10 дек. 1998 г. / отв. ред. Ю. В. Манько. — СПб., 1998. —С. 7−10.
- Коськов М.А. Предметный мир культуры / М. А. Коськов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004, —344 с.
- Красинская Л.Э. Элементарная теория музыки : учеб. пособие / Л. Э. Красинская, ВФ. Уткин. — 4-е изд., доп. — М.: Музыка, 1991. — 334 е., пот.
- Крейнина Ю. Регер и мастера XX века / Ю. Крейнина // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века: сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных.
- М., 1983. —Вып. 70. —С. 25−33.
- Крючкова В.А. Живопись — театр — кино : о взаимодействии художественных форм в искусстве XX века / В. А. Крючкова // Художественные модели мироздания / под общ. ред. В. П. Толстого. —М., 1999. — Кн. 2. — С. 139−173.
- Ландсбергис В. Соната весны : творчество М. К. Чюрлениса / В. Ландсбергис. — Л.: Музыка, 1971. — 327 с.: ил.: нот.
- Левковская С. Нотографика от Гвидо д’Ареццо до компьютера / С. Левковская // Мир дизайна. — 2000. — № 2 — С. 29−35.
- Лензон В.М. Музыкальный анализ в профессиональной подготовке режиссера :автореф. дис. д-ра искусствоведения: 17.00.02: 13.00.02 / В. М. Лензон — Моск.гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 1999. — 38 с.
- Леонардо да Винчи Избранные естественно-научные произведения / Леонардо да Винчи — под ред. В. Зубова. — М.: Изд-во Акад. наук, 1955. — 1028 с.: ил.
- Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств / Т. Ливанова. — М.: Музыка, 1977. — 528 е., 8 л. ил.
- Махлина C.T. Мажорные полотна Матисса / С. Т. Махлина, А. Б. Ляховицкий // Музыкальная жизнь. — 1988. — № 24. — С. 23−24.
- Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: опыт эпцикл. словаря / C.T. Махлина.
- СПб.: СПбГУКИ, 2000. — 2 ч.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина. — СПб.: СПбГАК, 1995. —216 с.
- Медведев В.10. Сущность дизайна: учеб. пособие / В.10. Медведев. — СПб.: СПГУТД, 2004. —79 с.
- Медушевский В. О музыкальных универсалиях / В. Медушевский // С. С. Скребков: статьи и воспоминания / сост. Д. Арутюнов. — М., 1979. — С. 176−178.
- Мир искусств: альманах. Вып. 4. / отв. ред. Б. И. Зингерман. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 816с.
- Михайлова 10.И. Некоторые аналогии художественно-выразительных средств живописи и музыки романтизма /10.И. Михайлова // Искусство — зеркало культуры: альм. фак. искусств / ред. С. Т. Махлина. СПб., 1999. — С. 46 — 57.
- Многогранный мир Кандинского. М.: Наука, 1999. — 208 с.
- Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины : очерки о языке живописи / Л. В. Мочалов, М.: Сов. художник, 1983.-375 с.
- Музыка XX века, 1890−1945: очерки. В 2 ч. Ч. 1.Кн. 1.-М.: Музыка, 1976.-366 с.
- Назарова В. Г. Эйслер и А. Шёнберг / В. Назарова // Проблемы истории австро-немецкой музыки: первая треть XX века: сб. ст. / отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — М., 1983, —С. 117−131.
- Основы теории художественной культуры: учеб. пособие / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. — СПб.: Лань, 2001. — 288 с.: ил. — (Мир культуры, истории и философии).
- Пашина О. Мир звуков в народной славянской культуре / О. Пашина // Мир искусств: альманах/отв. ред. Б. И. Зингерман. — СПб., 2000. — Вып. 4. — С. 277−291.
- Плахов В.Д. К вопросу об идеологии дизайна / В.Д. Плахов// Дизайн в России: проблемы теории и практики: тез. докл. и выступлений Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 9−10 дек. 1998 г./отв. ред. Ю. В Манько. — СПб., 1998. —С. 91−92.
- Плахова А.В. Дизайн как символическая система / А. В. Плахова // Дизайн в России: проблемы теории и практики: тез. докл. и выступлений Первой Всероссийской науч.-практ. конф. 9−10дек. 1998 г./отв. ред. Ю. В Манько. — СПб., 1998. —С. 92−93.
- Притыкина О.И. Музыкальное время : понятие и явление / О. И. Притыкина // Пространство и время в искусстве. — Л., 1988. — С. 67−93.
- Проблемы музыкальной фактуры / отв. ред. А. А. Степанов. — М.: ГМПИ, 1982. — 140 с. — (Сборник трудов / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных — вып. 59).
- Проблемы музыкального романтизма: Метод. разраб. для самостоят, работы студентов / М-во культуры РСФСР, Ленингр. гос. ип-т культуры им. Н. К. Крупской.
- Каф. теории музыки и хороведения- Сост. В. Т. Назарова, к.иск., доц. -J1.: Б.и., 1989. -22 с.
- Проблемы художественного синтеза: материалы конф. аспирантов Российского института истории искусств 19 и 21 ноября 2001 г. / сст. и ред. А. А. Кириллов. — СПб.: ГНИУК РИИИ, 2004. — 100 с.
- Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм / В. Н. Прокофьев. М.: Искусство, 1973. — 38 е., 71 л. ил.
- Прокофьев В.Н. Пространство в живописи Дега / В. Н. Прокофьев // Советское искусствознание'82. — М, 1984. — Вып. 2.— С. 101−119.
- Пространство картины: сб. ст. / сост. Н. О. Тамручи. — М.: Сов. художник, 1989. — 368 с.: ил.
- Разлогов К.Э. Музыка в звукозрительном синтезе : теория и практика: интервью с композиторами Э. Артемьевым, Г. Канчели, И. Шварцем и А. Шнитке / К. Э. Разлогов, В. Ю. Храпачев // Вопр. философии. — 1988. — № 2. — С. 132−141.
- Ранеев В. Графическая нотация. Музыка, которая мнится / В. Ранеев // Новый мир искусства. — 2000. — № 3(4). — С. 12−14.
- Рапелли П. Канлинский / П. Рапелли — пер. с англ. Е.Сорокиной. — М: ACT: Астрель, 2002. — 144 с.: ил. — (Мастера и шедевры).
- Розинер Ф.Я. Искусство Чюрлениса : жизнь, личность, живопись, музыка, поэзия, философия творчества / Ф. Я. Розинер. — М.: Терра, 1993. — 406, 1. с.: ил., нот.
- Романтизм / авт.-сост. О. Федотова. — М.: Олма-пресс Образование, 2002. — 303 с.: ил. — (Энциклопедия живописи).
- Русский очерк, 40−50-е гг. XIX в.: Сборник. / Сост., общ. ред., предисл. И коммент. В. И. Кулешова. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 544 с.
- Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу / Е. А. Ручьевская. — СПб.: Композитор, 1998. — 268 с.
- Рындин В. «Музыка для глаз». /В. Рындин//Театр.— 1956. — № 6. — С. 59−65.
- Сарабьянов Д.В. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время / Д. В. Сарабьянов, Н. Б. Автономова. — М.: Галарт, 1994. — 174 е., 32. л. цв. ил. — (Новая галерея. XX век).
- Соколов Б. М. Кандинский — коллекционер русского лубка. / Б. М. Соколов // Многогранный мир Кандинского. — М., 1999. — С. 50−71.
- Старчеус М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия / М.С. Старчеус//Восприятие музыки: сб. ст. — М., 1980. — С. 167−177.
- Старчеус М.С. Системы фигуро-фоновых связей в музыке (к проблеме направленности произведения на слушателя): автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / М. С. Старчеус — Гос. консерватрия ЛитССР. — Вильнюс, 1982. — 23 с.
- Стахи Т.А. Цветоощущение — информатика — музыкальный образ : семиотический этюд / Т. А. Стахи, В. Н. Поликарпов // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. П. Н. Евтихеев. — Тамбов, 1998. — Вып.З. — С.
- И. Стравинский — публицист и собеседник: сборник / сост., текстол. ред., коммент., заключ. ст. и указ. В. Варунца. — М.: Сов. композитор, 1988. — 501, 1. с.: ил., нот.
- Библиогр. в примеч. в конце ст.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков- предисл В. В. Пртопопова. — М.: Музыка, 1973. — 448 с.: йот., ил.
- С.С. Скребков: статьи и воспоминания / сост. Д. Арутюнов. — М.: Сов. композитор, 1979. —309 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: худож. возможности, структура, функции/М.С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985. — 285 с.: нот. ил.
- Соллертинский И.И. Арнольд Шёнберг / И. И. Соллертинский // Зарубежная музыка XX века: материалы, документы. — М., 1975. — С. 148−154.
- Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре / В. К. Сухапцева. Киев: Лыбидь, 1990. —184 с.
- Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппорт — общ. ред. А. Сохора, 10. Холопова. — М.: Музыка, 1971. — 365 с.
- Федотов B.M. Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса / В. М. Федотов.
- Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1989. — 131, 2. е., [13] л. ил. — Библиогр.: с. 128−131 (110 назв.).
- Федотов В.М. А. Шенберг — художник / В. М. Федотов — М-во культуры Рос. Федерации, Петрозавод. гос. консерватория. — Петрозаводск: Периодика, 2002. — 24, 14. с.: ил.
- Филиппов В.А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов. — М.: Белый город, 2003. — 320 с.: цв. ил.
- Фрейлих С.И. Теория кино : от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. — М.: Искусство: Истоки, 1992. — 351 с.
- Холопов Ю. Кто изобрел 12-тоновую музыку / 10. Холопов // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века: сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесииых. — М., 1983. — Вып. 70. — С. 34−58.
- Холопов 10. Припцип классификации музыкальных форм / 10. Холопов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппорт — общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. — М., 1971. — С. 65−94.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искуссва : учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2000. — 320 с. — (Мир культуры, истории и философии).
- Художественные модели мироздания. Кн. 2. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира / под общ. ред. В. П. Толстого. — М.: Наука, 1999. — 365 с.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики : к анализу методол. парадоксов науки о музыке / Т. В. Чередниченко. — М.: Музыка, 1989 (1990). — 221, 1. с. — Библиогр.: с. 215−222 (286 назв.).
- Чередниченко Т.В. Форма и структура в искусстве звука и слова Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [Б.м., 2001]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyimi/2001/10/cher.html. — Загл. с экрана. — Опубл. в журн.: Новый мир. 2001. № 10.
- Чередниченко Т.В. Критика современных зарубежных музыковедческих концепций 70−80-х годов / Т. В. Чередниченко. — М.: Гос. б-ка СССР, 1985. — 44 с. — (Музыка: обзор, информ / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Информкультура — вып. 1).
- Шахназарова Н.Г. Парадоксы советской музыкальной культуры, 30-е годы / Н. Г. Шахназарова. — М.: Индрик, 2001. — 128 с.
- Шевалье Д. Пауль Клее : жизнь и творчество. / Д. Шевалье — [пер.: Н.Н. Захарова]. — М.: Слово, 1995. —95, 1. с.: ил.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту : история музыкальной эстетики от античности до XVIII века: исследование / В. П. Шестаков. — М.: Музыка, 1975. — 351 с.: ил.
- Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / О. В. Шлыкова. МГУКИ — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 416 с. + цв. вкладка.
- Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа. Автореф. дис.. доктора культурологи: 24.00.01/ О.В. Шлыкова- Московский гос. уп-т культуры и искусств. — М., 2004, —44 с.
- Эволюционные процессы музыкального мышления: сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова — отв. ред. А. Л. Порфирьева. — Л.: ЛГИТМИК, 1986, — 157 е.: пот., ил.
- Эйзенштейн С.М. Вертикальный монтаж / С. М. Эйзенштейн // Избранные произведения: в 6 т. /С.М. Эйзенштейн. — М., 1964. — Т.2. — С. 189−268.
- Эйзенштейн С.М. Монтаж. 1938 / С. М. Эйзенштейн // Избранные произведения: в 6 т. / С. М. Эйзенштейн, —М., 1964. —Т.2. —С. 156−188.
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. — М., 1966. — Т.З.
- Эткинд М. Мир как большая симфония : книга о художнике Чюрленисе / М. Эткинд. — Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1970. — 159 с.: ил.
- Юткевич С.И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2 / С. И. Юткевич. — М.: Искусство, 1991. —479 е.: ил.
- Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. / А. К. Якимович. — М.: Изд. Дом «Искусство», 2003.-491 е.: илл.
- Якимович А.К. Искусство и культура XVII—XVIII вв.еков / А. К. Якимович. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 440 с.: ил.
- Якимович А. О построении пространства в современной картине / А. Якимович // Пространство картины: сб. ст. / сост. И. О. Тамручи. — М., 1989. — С. 5−28.
- Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский. — М.: Прогресс, 1978. — 232 с.: нот.