Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предупреждение, раскрытие и оперативное сопровождение расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу данного исследования составили: материалы изучения более 60 уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, и 40 архивных дел оперативного учета. В качестве эмпирической базы также были использованы статистические данные о преступности и результатах борьбы с ней в Российской Федерациирезультаты изучения аналитических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-правовые основы оперативно-розыскного противодействия преступлениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности
    • 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, значение и формы
    • 2. Понятие и классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности
    • 3. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности
  • Ф § 4. Особенности оперативно-розыскного предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности
  • Глава 2. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности
    • 1. Оперативно-розыскные способы выявления преступлений, совершаемых субъектами внешнеэкономической деятельности
    • 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений в сфере. внешнеэкономической деятельности
    • 3. Оперативно-розыскное сопровождение расследования уголовных дел в сфере внешнеэкономической деятельности

    § 4. Взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел с правоохранительными органами Российской Федерации и иностранных государств в сфере противодействия преступлениям во внешнеэкономической деятельности.

Предупреждение, раскрытие и оперативное сопровождение расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современный период развития российского государства, характеризующийся коренным реформированием политической, правовой, социальной и иных систем, важнейшей задачей правоохранительных органов является создание надлежащих условий для реализации намеченных реформ, противодействие криминальным угрозам, особенно в сфере экономики. Важнейшей чертой развития современной экономики является все нарастающий процесс ее глобализации. В мире четко наметилось разделение географических регионов по экономическим специализациям и появление четких форм международной торговли товарами и услугами. В этой связи сегодня важно обеспечение защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации.

На протяжении многих лет субъектом внешнеэкономических отношений в нашей стране являлось исключительно государство, что было обусловлено административным типом экономики и всеобщим государственным регулированием. В результате проводимых в нашей стране экономических преобразований не только юридические, но и физические лица стали полноправными участниками внешнеэкономической деятельностизаконодателем была создана правовая база, регулирующая общественные отношения в этой сфере экономикисовершенствовался механизм защиты внутреннего рынка России и поддержки отечественного производителя. В 2005 году общий внешнеторговый оборот России составил 339,8 млрд. долларов США.

Вместе с этим развитие внешнеэкономической деятельности повлекло за собой рост уровня преступности в данной сфере. По данным ГИАЦ МВД России за 2005 год различными правоохранительными органами было выявлено 9081 преступление, связанное с внешнеэкономической деятельностью, что на 2.6% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 2.1% от всего количества зарегистрированных в стране преступлений'. Развитие внешнеэкономической преступности обусловлено сверхдоходностью противозаконных внешнеторговых операций и быстрота оборота вложенных в них денежных средств. По данным показателям преступления в сфере внешнеэкономической деятельности уступают лишь незаконной торговле оружием и наркотиками. Указанные причины обусловили широкое проникновение в данный преступный промысел представителей организованных преступных групп. Правоприменительная практика показывает, что функционирование контрабандных каналов и незаконных финансовых схем невозможно без привлечения больших материальных, финансовых и людских ресурсов, современных средств связи и обмена информацией, а также коррумпированных связей в органах государственной власти различных государств. При создании и функционировании данных схем широко используются консультации специалистов из различных отраслей права и экономики, принимаются меры к своевременному выявлению интереса со стороны правоохранительных органов и противодействию их деятельности на всех стадиях раскрытия и расследования данного вида преступлений, в том числе путем использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Данное обстоятельство обуславливает высокую латентность и сложность борьбы с данным видом преступлений.

В этой связи только эффективная работа оперативных подразделений на всех этапах выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а также грамотное использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, позволяет привлечь к уголовной ответственности не только участников, но и организаторов контрабандных каналов и незаконных финансовых схем. Сегодня оперативная работа по борьбе с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности еще носит во многом упрощенный и поверхностный характер, что обуславливается недостаточной профессиональной подготовкой.

1 См.: Общие сведения о состоянии преступности в январе-декабре 2005 года. М.: ГИАЦ МВД России, 2006. сотрудников правоохранительных органов, слабым взаимодействием оперативных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств. По итогам 2005 года более половины территориальных подразделений по экономической безопасности МВД России не имеют результатов по борьбе с экономической контрабандой, являющейся самым распространенным преступлением в сфере внешнеэкономической деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют об актуальности теоретико-прикладного изучения вопросов предупреждения, раскрытия и оперативного сопровождения расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности в рамках комплексного монографического исследования.

Степень научной разработанности темы. Исследованием уголовно-правовых, криминалистических, криминологических и иных аспектов противодействия экономической преступности в разные периоды времени занимались различные ученые, среди которых можно выделить работы: А. И. Бойко, А. А. Витвицкого, В. А. Владимирова, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухман, Ю. П. Гармаева, Н. С. Гильмутдиновой, Т. В. Дикановой, В. А. Жбанкова, С. Ю. Иванова, В. М. Егоршина, В. А. Козлова, А. И. Чучаева, С. В. Максимова, В. И. Михайлова, Н. А. Лопашенко, Л. Ю. Родиной, Л. Ф. Рогатых, В. П. Сальникова, С. В. Степашина, Ю. И. Сучкова, И. В. Шишко, П. С. Яни и других ученых.

С позиций оперативно-розыскной деятельности борьба с экономическими преступлениями, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, рассматривалась в работах Ю. П. Гармаева, В. Ю. Голубовского, К. К. Горяинова, С. И. Захарцева, В. М. Егоршина, B.C. Овчинского, В. Д. Ларичева, А. В. Федорова, Д. В. Ривмана, В. И. Рохлина, Г. К. Синилова, А. Е. Чечетина, А. В. Шахматова, А. Ю. Шумилова. В то же время, несмотря на значительное число исследований по различным вопросам оперативно-розыскной деятельности, комплексному исследованию общетеоретических, правовых и методи.

2 См.: ДЭБ МВД России исх. № 7/56/3443 от 28 марта 2006 года «О результатах оперативно-розыскной деятельности по борьбе с экономической контрабандой в 2005 году». ческих вопросов предупреждения, раскрытия и оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства, в том числе по делам о преступлениях в сфере внешнеэкономической деятельности не было посвящено ни одной монографической работы. Остаются недостаточно изученными и вопросы оперативно-розыскной характеристики данной категории преступлений. Все это потребовало проведения самостоятельного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением оперативно-розыскного противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности развития законодательства, закрепляющего вопросы уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности и регламентирующего вопросы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения и раскрытия преступлений данной категории, а также закономерности развития правоприменительной практики, связанной с оперативным сопровождением расследования уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является формулирование и обоснование положений, которые в своей основе сформировали бы теоретическую базу оперативно-розыскного обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, направленную на повышение эффективности правоприменительной практики противодействия преступлениям данной категории.

Для достижения указанной цели соискателем в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:

— обобщить имеющиеся научные материалы, посвященные теоретико-правовым вопросам предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступленийисследовать сферу внешнеэкономической деятельности как объект оперативного обслуживания подразделений по экономической безопасности органов внутренних делрассмотреть наиболее распространенные виды преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, дать их классификацию и оперативно-розыскную характеристикуизучить поисковые признаки преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, источники получения оперативной информации;

— раскрыть содержание оперативно-розыскных мероприятий проводимых при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а также при оперативном сопровождении расследования уголовных делрассмотреть общие направления оперативного сопровождения расследования уголовных дел данной категории и проблемы, возникающие в процессе взаимодействия оперативных и следственных подразделенийсформулировать предложения по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности;

— внести предложения по изменению и дополнению оперативно-розыскного и иного законодательства Российской Федерации, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности по предупреждению, раскрытию и оперативному сопровождению расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный, и другие частнонаучные методы исследования социально-правовых явлений.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», иные федеральные законы и международные договоры Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и других министерств и ведомств, а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Теоретическая основа исследования. При проведении исследования в диссертации использовалась литература по оперативно-розыскной деятельности, уголовному, уголовно-процессуальному и международному праву, криминалистике, криминологии и другим отраслям научного знания.

Эмпирическую базу данного исследования составили: материалы изучения более 60 уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, и 40 архивных дел оперативного учета. В качестве эмпирической базы также были использованы статистические данные о преступности и результатах борьбы с ней в Российской Федерациирезультаты изучения аналитических материалов ГИАЦ МВД России, ДЭБ МВД России, ИЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской областиличный опыт работы автора в правоохранительных органах. Особое внимание уделялось проведению социологического исследования, направленного на выявление проблем, возникающих при противодействии преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности (проанкетировано 70 оперативных сотрудников подразделений БЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВД Псковской области и УВД Западного административного округа г. Москвы).

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации произведен комплексный анализ вопросов оперативно-розыскного противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. В работе разрабатывается оперативно-розыскная характеристика преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, исследуются вопросы предупреждения, пресечения и раскрытия названного вида преступлений оперативно-розыскным путем. В диссертации предпринята попытка выявить, изучить и разрешить проблемы правоприменительной практики органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при производстве оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел о преступлениях в сфере внешнеэкономической деятельности.

Научная новизна заключается также в том, что в диссертации сформулированы обоснованные предложения по совершенствованию норм оперативно-розыскного законодательства и положений подзаконных нормативных актов, регламентирующих вопросы противодействия преступности, а также методические рекомендации для оперативных сотрудников, работающих в направлении предупреждения и раскрытия преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие мировой экономики, появление новых отраслей и технологий, возникновение новых форм и видов внешнеэкономической деятельности, влечет за собой не только рост, но и качественное изменение преступности в данной сфере. При этом необходимость обеспечения национальной безопасности, охраны интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также высокий уровень латентности преступлений данной категории, ставит на первое место оперативно-розыскное обеспечение их выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия.

2. Сфера внешнеэкономической деятельности, как объект оперативного обслуживания подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел, представляет собой составную часть регулируемой и контролируемой государственными органами различных уровней общеэкономической деятельности, включающей внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность юридических и физических лиц, а также деятельность, связанную с оказанием содействия и услуг при осуществлении внешнеэкономических операций.

3. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности представляет собой комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на недопущение совершения преступлений при осуществлении внешнеэкономических операций, посредством выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений данной категории, выявления лиц, от которых можно ожидать их совершения и оказания на них профилактического воздействия, предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений.

4. Приоритетным направлением профилактической деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности является выявление существующих противоречий и пробелов законодательства, вызывающих недостатки в работе государственных органов, контролирующих сферу внешнеэкономической деятельности, которые являются условием организации контрабандных каналов и незаконных финансовых схем, а также минимизация наносимого ими ущерба.

5. Особенности совершения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (большинство преступлений внешне носят характер законно осуществляемых экономических операций), их многообразие и сложность, требуют при выявлении данных преступлений привлечения к содействию, в том числе конфиденциальному, лиц, обладающих необходимыми знаниями в области экспортно-импортных операций, возможностями доступа к необходимым документам и сведениям.

6. Выявление организаторов преступлений в области внешнеэкономической деятельности невозможно без проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы восполняют пробелы при проведении сотрудниками налоговых и таможенных органов официальных документальных проверок организаций, задействованных в противоправных финансовых схемах.

7. С целью устранения имеющихся законодательных противоречий в части допуска сотрудников правоохранительных органов и проведения ими оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности в зонах таможенного контроля, необходимо внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:

• п. 4 ст. 362 Таможенного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов, а при наличии у должностных лиц правоохранительных органов данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства доступ осуществляется с последующим уведомлением таможенных органов»;

• статью 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнить следующим положением: «При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:. при проведении оперативно-розыскных мероприятий беспрепятственно входить в любое время суток в не являющиеся жилыми помещения, здания, сооружения и на участки местности, находящиеся в различных формах собственности, для выяснения данных, требующихся для разрешения задач, предусмотренных настоящим законом. Проход на объекты, доступ на которые в соответствии с действующим законодательством ограничен, осуществляется по согласованию или с уведомлением их руководителей».

8. Проблемы, возникающие в процессе производства по уголовным делам о преступлениях в сфере внешнеэкономической деятельности (большинство преступлений данной категории совершается организованными преступными группами и связано с активным противодействием органам предварительного расследования), обуславливают необходимость организации полноценного оперативного сопровождения уголовного судопроизводства с момента возбуждения уголовного дела и до вынесения приговора с применением всех предусмотренных ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскных мер.

9. В целях повышения уровня международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности органов внутренних дел по борьбе с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, сегодня целесообразно принять следующие меры:

— изменить существующие критерии оценки эффективности работы и взаимодействия оперативных подразделений правоохранительных органов, сделав акцент не на количество выявленных преступлений, а на совместное выявление и перекрытие крупномасштабных каналов контрабанды и незаконных схем возмещения НДС при экспортных поставках, а также привлечение к уголовной ответственности их организаторов;

— привлекать к работе в следственно-оперативных группах по расследованию преступлений, связанных с организацией контрабандных каналов и финансовых схем в сфере внешнеэкономической деятельности, не только оперативных сотрудников подразделения, выявившего преступление, но и других субъектов оперативно-розыскной деятельности, занимающихся борьбой с данным видом преступности;

— на межведомственном уровне предусмотреть упрощенную процедуру взаимного обмена справочной и оперативной информацией между оперативными подразделениями правоохранительных органов и доступа оперативных сотрудников, занимающихся борьбой с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности в пограничную зону и в пункты пропуска через государственную границу;

— создать информационную систему, содержащую приближенную к режиму реального времени информацию о движении и таможенном оформлении экспортно-импортных грузов, в том числе межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения, обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности, обеспечив к ней быстрый доступ оперативных подразделений, занимающихся противодействием преступности в сфере внешнеэкономической деятельности;

— при осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств, направить усилия на установление прямого сотрудничества с полицейскими и таможенными службами сопредельных государств, в том числе в рамках приграничного сотрудничества, а также наладить систему оперативного обмена информацией и получения копий документов о таможенном оформлении экспортно-импортных грузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном монографическом исследовании вопросов противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности оперативно-розыскными мерами. Результаты исследования вносят определенный вклад в разделы оперативно-розыскной науки, посвященные проведению оперативно-розыскных мероприятий, вопросам взаимодействия оперативно-розыскных и иных служб в деле предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, вопросам оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел. Работа содержит теоретические положения и выводы о необходимости дальнейшего развития механизма оперативно-розыскного обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, что обусловливает ценность проведенного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования разработанных теоретических положений, выводов и рекомендаций в правотворческой работе и правоприменительной деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В работе сформулированы предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства и положений ведомственных актов, регламентирующих порядок оперативно-розыскного обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, в целях развития механизма оперативно-розыскного противодействия преступности. В диссертации предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности оперативных и следственных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений и оперативно-розыскного сопровождения производства по уголовным делам. Положения и выводы диссертационного исследования можно использовать для подготовки учебной, методической и научной литературы по оперативно-розыскной деятельности, а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России.

Основные положения работы получили апробацию в выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах: «Актуальные проблемы безопасности информационного пространства» (5−8 октября 1999 г., Санкт-Петербург) — «Актуальные проблемы деятельности ОВД по раскрытию и расследованию преступлений» (22 марта 2001 г. Санкт-Петербург) — «Актуальные проблемы борьбы с преступностью» (Санкт-Петербург, 3−4 октября 2001 г.) — «Милиция общественной безопасности: состояние и актуальные проблемы деятельности» (29 марта 2002 г. Санкт-Петербург) — «МВД России — 200 лет: история и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 20−21 сентября 2002 г.) — «Специальная техника и актуальные вопросы борьбы с преступностью»" (Санкт-Петербург, 27 марта 2003 года) — «Социально-правовая защита сотрудников ОВД: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 26 июня 2003 г.) — «Спецтехника ОВД. Актуальные вопросы применения специальных технических средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»" (Санкт-Петербург, 15 декабря 2004 года) — «Применение специальных технических средств в борьбе с терроризмом» (Санкт-Петербург, 21 марта 2005 г.), а также приведены в научных работах соискателя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединивших восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в соответствии с его целями и задачами позволило раскрыть ряд теоретико-прикладных вопросов, решение которых будет способствовать совершенствованию деятельности подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел, направленной на предупреждение, пресечение, раскрытие и оперативное сопровождение расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности.

1. Как объект оперативного обслуживания подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел, сфера внешнеэкономической деятельности представляет собой составную часть регулируемой и контролируемой государственными органами различных уровней общеэкономической деятельности, включающей внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность юридических и физических лиц, а также деятельность, связанную с оказанием содействия и услуг при осуществлении внешнеэкономических операций.

2. Наиболее опасным видом преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является организация контрабандных каналов, схема осуществления которых зависит от ряда объективных и субъективных причин включающих в себя место перемещения через таможенную границу, наименование и происхождение груза, особенностей его таможенного оформления, типа транспортной перевозки, наличия коррумпированных связей или недостатков в работе контролирующих органов.

3. Мошеннические действия, связанные с незаконным возмещением НДС экспортерам являются наиболее сложным и трудоемким с точки зрения выявления, раскрытия и документирования, так как совершаются в основном организованными группами профессионалов в сфере внешнеэкономической и банковской деятельности.

4. В связи с совершением рассматриваемых уголовно-наказуемых деяний в основном в рамках и под видом законных внешнеэкономических oneраций, ключевым направлением деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел является получение как гласным, так и негласным путем информации, содержащей признаки подготовки или совершения данных преступлений.

5. Основной задачей проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности является проведение разработки и документирования деятельности ОПТ по организации контрабандных каналов и незаконных финансовых схем, с целью дальнейшего возбуждения в отношении их участников уголовного дела на основании реализации полученных в ходе работы по ДОУ оперативных материалов и дальнейшего привлечения к уголовной ответственности.

6. Основными целями оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в рамках оперативного сопровождения расследования уголовных дел, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности, являются обнаружение источников доказательств, повышение эффективности следственных действий и недопущение противодействия расследованию, а тактика их осуществления в основном зависит от сложившейся следственной ситуации на момент возбуждения уголовного дела.

7. Приоритетным направлением профилактической деятельности подразделений по экономической безопасности органов внутренних дел в сфере внешнеэкономической деятельности является выявление оперативно-розыскным путем недостатков, в том числе основанных на существующих противоречиях и пробелах законодательства, в работе контролирующих сферу внешнеэкономической деятельности государственных органов, которые являются условием организации контрабандных каналов и незаконных финансовых схем, а также минимизация наносимого ими ущерба, путем пресечения их функционирования.

8. С целью устранения имеющихся законодательных противоречий в части допуска сотрудников правоохранительных органов и проведения ими оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, представляется необходимым внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:

Изложить п. 4 ст. 362 Таможенного кодекса Российской Федерации в следующей редакции: «Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов, а при наличии у должностных лиц правоохранительных органов данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства доступ осуществляется с последующим уведомлением таможенных органов»;

Дополнить статью 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следующим положением: «При решении задач оперативно-розыскной деятельности, органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:. при проведении оперативно-розыскных мероприятий беспрепятственно входить в любое время суток в не являющиеся жилыми помещения, здания, сооружения и участки местности, находящиеся в различных формах собственности, для выяснения данных, требующихся для разрешения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Проход на объекты, доступ на которые в соответствии с действующим законодательством ограничен, осуществляется по согласованию или с уведомлением их руководителей.

9. С целью повышения уровня международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности органов внутренних дел в борьбе с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, представляется целесообразным принять следующие организационные меры:

— Изменить существующие критерии эффективности работы и взаимодействия оперативных подразделений правоохранительных органов, сделав акцент не на количество выявленных преступлений, а на совместное выявление и перекрытие крупномасштабных каналов контрабанды и незаконных схем возмещения НДС при экспортных поставках, а также привлечение к уголовной ответственности их организаторов;

— Привлекать к работе в следственно-оперативных группах по расследованию преступлений связанных с организацией контрабандных каналов и финансовых схем в сфере внешнеэкономической деятельности не только оперативных сотрудников подразделения выявившего преступление, но и других субъектов ОРД, занимающихся борьбой с данным видом преступности;

— На межведомственном уровне предусмотреть упрощенную процедуру взаимного обмена справочной и оперативной информации между оперативными подразделениями правоохранительных органов и доступа оперативных сотрудников, занимающихся борьбой с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности в пограничную зону и в пункты пропуска через государственную границу. В рамках данного порядка с целью недопущения разглашения указанных сведений предусмотреть возможность оперативной передачи информации в устном виде и возможность доступа на указанные объекты только строго определенному кругу лиц;

— Предусмотреть оборудование в оперативных подразделениях правоохранительных органов, занимающихся рассматриваемыми преступлениями, информационных систем, содержащих приближенную к режиму реального времени информацию о движении и таможенном оформлении экспортно-импортных грузов;

— Делегировать на территориальном уровне координирующую роль в противодействии рассматриваемому виду уголовно-наказуемых деяний в системе органов внутренних дел подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также передаче в их оперативное подчинение объектовых подразделений БЭП на транспорте;

— При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств, на основе имеющихся межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью и обмене информацией, направить усилия на установление прямого сотрудничества с полицейскими и таможенными службами сопредельных государств, в том числе в рамках приграничного сотрудничества, а также наладить систему оперативного обмена информацией и получения копий документов о таможенном оформлении экспортно-импортных грузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ) // Собрание законодаWтельства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3029.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3029.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 85-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2589.
  6. Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 г. № 5221−1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 27. Ст. 2620.
  7. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 20.03.2001 г. № 26-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1140.
  8. Федеральный закон «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026−1 (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. ЗОЗЗ-
  9. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 г. № 135-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 46. Ст. 4537.
  10. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.
  11. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3029.
  12. Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. № 5152-Х // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836.
  13. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. 31 июля.
  14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по состоянию на 1 марта 2005 года. М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.
  15. Федеральный закон № 183-Ф3 от 18.07.1999 года «Об экспортном контроле» (с изменениями). // Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774- 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 2- 2004. № 27. Ст. 2711.
  16. Федеральный закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 года «Об основах государственного регулиров’ания внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
  17. Федеральный закон № 114-ФЗ от 19.07.1998 года «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» //Российская газета. 1998. 23 июля.
  18. Указ Президента Российской Федерации № 891 от 01.09.1995 года «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».
  19. Указ Президента Российской Федерации № 567 от 18.04.1996 года «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
  20. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 927 от 19.07.2004 года.
  21. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 960 от1108.2003 года (в ред.'Указа Президента Российской Федерации № 870 от1107.2004 года).
  22. Положение о федеральной таможенной службе. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 429 от 21.08.2004 года.
  23. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 1190 от 14.10.1996 года.
  24. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.06.2004 года.
  25. Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
  26. Утверждена Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России № 175/226/336/201/286/410/56 от 13.05.1998 года.
  27. Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Утверждено приказом МВД России № 490 от 11.08.1998 года (в ред. Приказа МВД России" № 21 от 13.01.2003).
  28. Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России. Утверждена Приказом МВД России № 772 от 13.08.2002 года.
  29. Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Утверждена Приказом МВД России № 636 от 02.08.2005 года.
  30. Перечень подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Утвержден Приказом ФТС России № 90 от 07.02.2005 года.
  31. Совместное указание Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП, ГТК РФ № 15/7 от 10.04.1997 года «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с преступлениями и нарушениями законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности».
  32. В. И. Методические рекомендации по расследованию преступлений, связанных с иностранцами // Информационный бюллетень СК при МВД России. М., 1996. № 2(87).
  33. Т.В., Белкин Р. С. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции органов предварительного расследования. М., 1997.
  34. Н.С., Витвицкая С. С., Витвицкий А. А. Таможенные преступления (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Учебное пособие. СПб., 2003.
  35. В.Н., Гармаев Ю. П. Современный подход к разработке методики расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Сибирский Юридический Вестник. 2003. № 1.
  36. Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М.: Юрид. лит., 1991.
  37. А., Белозеров И. Криминал без границ. Как бороться со внешнеэкономической преступностью // Финансовый контроль // 2002. № 3.
  38. Р.С. Криминалистика: Учебник. М.: Юнити: Закон и порядок, 2001.
  39. Р.С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М., 1969.
  40. А.И., Родина Л. Ю. Контрабанда. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  41. Ю.Бухаров Н. Н. Захарцев С.И., Рохлин В. И., Федоров А. В., Шахматов А. В. Прослушивание телефонных переговоров в оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под общей редакцией В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2005.
  42. П.Вдовенков В. М., Широков В. А. Контрабанда: криминологический анализ и вопросы ответственности // Российский судья. 2004. № 11.
  43. Н.А., Захарцев С. И., Рохлин В. И. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном производстве / Под редакцией В. П. Сальникова. СПб., 2004.
  44. И.Витвицкий А. А. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003.
  45. Н.Внешнеэкономическая преступность: что это такое? // Финансовый контроль. 2002. № 3.
  46. А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М,. Юрлитинформ, 2002.
  47. .В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  48. .В. Экономические преступления. СПб., 1999.
  49. Л.Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.
  50. Д.А., Ролик А. И. Налоговые преступления и налоговая преступность. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
  51. В.Ю. Теоретические и правовые аспекты информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
  52. К.К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. М.: Новый Юрист, 1997.
  53. А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ. М.: из-во «Дело», 2004.
  54. В.А. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений // Криминалистика: Учебник / Под. Ред. Т. А. Седовой и А. А. Эксархопуло. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1995.
  55. А. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 1997. № 6.
  56. Т., Остапенко В. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. 2001. № 4.
  57. Т.А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег: Методическое пособие. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.
  58. О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / Ответственный редактор М.П.4Г
  59. Клейменов. М.: Юрист, 2005.
  60. Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Спарк, 1996.
  61. С.П. Социально-экономические и политические меры противодействия преступности во внешнеэкономической деятельности // Правоведение. 2003. № 4.
  62. С.П. Уголовно-правовые меры противодействия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности // Российский следователь. 2002. № 6.
  63. В. Палкин Н. В России появился новый вид преступности — коммерческая контрабанда// Экономика и жизнь. 1993. № 7.
  64. А. Современные проблемы борьбы с преступлениями во внешнеэкономической сфере // Законность. 1997. № 3.
  65. В.М. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2000.
  66. В.М. Экономическая безопасность и экономическая преступность в современной России. СПб., 1999.
  67. С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
  68. Н., Романов И. Статистические коллизии по делам о контрабанде // Уголовное право. 2003. № 1.
  69. В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. М.: Издательство «Щит-М», 2005.
  70. В.И. Ответственность за контрабанду. Борьба аппаратов БХСС со спекуляцией контрабандными товарами. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1987.
  71. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией Ю. Ф. Азарова и Т. В. Баландиной. М.: Норма, 2004.
  72. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» С пост. прил. норм, актов / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. 6-е изд. М., 2004.
  73. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». 3-е издание. М.: ТК Велби, 2003.
  74. Краткая сыскная энциклопедия: деятельность оперативно-розыскная, частная, сыскная (детективная) / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2000.
  75. Криминалистика: Расследование преступлений в сфере экономики: Учебник. / Под редакцией проф. В. Д. Грабовского, доц. А. Ф. Дубина. Нижний Новгород: Нижегородская Высшая школа МВД РФ, 1995.
  76. Криминалистика: Учебник / Под ред. Т. А. Седовой, А.А. Экзархопу-ло. СПб.: Лань, 2001.
  77. Ларичев В. Д, Милякина Е. В, Орлова Е. А., Щербаков В. Ф., Шикунова О. Г. Преступность в. сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  78. В.Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. М.: Издательство «Экзамен», 2001.
  79. В.Д., Милякина Е. В. Выявление и раскрытие экономической контрабанды: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 2002.51 .Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность необходимость и законность: 2-е изд., перераб и доп. Н. Новгород, 1997.
  80. Е.В., Горелов А. П., Точилин Р. Ю. Выявление и раскрытие преступлений, связанных с хищением бюджетных средств путем неправомерного возмещения НДС: Учебно-методическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
  81. В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Учебно-практическое пособие. М., 1998.
  82. В.И., Федоров А. В. Таможенные преступления: Уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999.
  83. Оперативно-розыскная энциклопедия / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2004.
  84. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. СПб.: Лань, 1999.
  85. И., Яни П.С. Невозвращение валюты из-за границы: проблемы квалификации // Законность. 1999. № 5.
  86. Расследование контрабанды: Практическое пособие / Под редакцией В. А. Морозова. М.: Юристъ, 1999.
  87. Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб.: Питер, 2003.
  88. Д.В. О некоторых положениях оперативно-розыскного сопровождения расследования по уголовным делам // МВД России — 200 лет: материалы международной научно-практической конференции. СПб. Часть 3. СПб академия МВД России. 1998.
  89. Л.Ф. Квалификация контрабанды. СПб.: СПб юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 1999.
  90. Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда. СПб.: СПб юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 2005.
  91. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2005,
  92. А.А., Шананин М. Г. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве следственных действий. СПб.: СПб юридический институт Генеральной Прокуратуры РФ, 2005.
  93. И.И. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  94. К.В., Кваша Ю. Ф. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: Курс лекций. Общая часть. Введение в курс оперативно-розыскной деятельности. Санкт-Петербургская Академия МВД РФ, 1997.
  95. Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М.: Издательство «Экономика», 2005.
  96. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: Инфра-М, 2006.
  97. И.В. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Бератор Пресс, 2003.
  98. .М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981.
  99. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. В. В. Николюка. М.: Спарк, 2003.
  100. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул: БАИ МВД России, 2002.
  101. А.В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2005.
  102. А.В., Шахматов А. В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Учебное пособие / Под общей редакцией В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2004.
  103. А.И., Иванова С. Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. № 11.
  104. А.В. Агентурная работа и российское законодательство / Под общей редакцией В. П. Сальникова, А. В. Федорова. СПб.: СПбУ МВД России, 2004.
  105. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
  106. А.Г. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия убийств по найму: Дисс.. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
  107. В.Г. Правовые и организационные основы оперативной разработки, пути и меры её совершенствования. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1990.
  108. А.В. Взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и следователя органа внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  109. Г. С. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия контрабанде. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2005.
  110. Н.С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  111. В.М. Экономическая преступность и безопасность современной России (теоретико-криминологический анализ). Дис.. докт. юрид. наук. СПб., 2000.
  112. С.И. Теория и правовая регламентация оперативно-розыскных мероприятий. Дисс.. докт. юрид. наук. СПб., 2005.
  113. О.А. Контрабанда: криминологическое и уголовно-правовое исследование: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  114. А.В. Оперативное внедрение в деятельности аппаратов БЭП (правовые и организационно-тактические основы). Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВНИИ МВД РФ, 2002.
  115. Ю.Коварин Д. А. Оперативно-розыскное противодействие корыстно-насильственным преступлениям, совершаемых в сфере экономики. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2004 .
  116. П.Овчинников Г. А. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям, совершаемым в сфере потребительского рынка. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2001.
  117. А.А. Взаимодействие таможенной службы с органами внутренних дел в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1999.
  118. М.Е. Мошенничество в финансово-кредитной сфере (уголовно-правовой и криминологический характер). Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2006.
  119. В.А. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям, совершаемым этническими преступными группами (по материалам Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов). Автореф. дис. .канд. юрид. наук.СПб., 2005.
  120. Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1997.
  121. П.Е. Эксперимент в оперативно-розыскной деятельности. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  122. В.П. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по предупреждению и раскрытию убийств. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  123. В.В. Оперативно-розыскное предупреждение и оперативно-розыскное сопровождение расследования хищений в кредитно-банковской сфере. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  124. А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности: Дисс.. докт. юрид. наук. СПб., 2005.
Заполнить форму текущей работой