Армяно-аланские отношения в древности и средние века
Все вышеперечисленные факты дают возможность составить историческую канву армяно-аланских военно-политических отношений. Процесс складывания этих отношений, прошел три основных этапа: I — 1-У1Г вв. — Попытка Армении установить тесные контакты с аланами путем распространения христианства, заключение династических браков" с целью обезопасить свое государство. ПУПГ-Х вв. — Ослабление арабского… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА. Г. ЭТНОНИМ «АЛАН» НО АРМЯНСКИМ ИСТОЧНИКАМ У-ХУШ вв
- ГЛАВА 1. Г. РОЛЬ АРМЕНИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА У АЛАН ДО УП в
- ГЛАВА III. АРМЯНО-АЛАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
- ГЛАВА. ГУ. СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АЛАН ПО АРМЯНСКИМ ИСТОЧНИКАМ
Армяно-аланские отношения в древности и средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В истории древней и средневековой. Армении армяно-аланские отношения играли исключительно важную роль. Со времени появления алан на Северном Кавказе в I веке н.э. установились регулярные армяно-аланские отношения. Они проявлялись первоначально в виде политических столкновений между аланами и царством Великая Армения, а в дальнейшем стали охватывать и различные стороны социальной и религиозной жизни в период с I по УП вв. В течение послу-дующего времени, в связи с возвышением Грузинского царства и Византийской империи, аланы были втянуты в круг политических и военных интересов этих государств.
Исследование процесса складывания армяно-аланских отношений, вскрытие их социально-экономических и политических причин, затрагивают вопросы не только истории Армении и Алан, но и сопределен-ных с ними северокавказских народов. Подобная постановка проблемы позволяет решить ряд новых вопросов по истории отношений северокавказских народов с закавказскими.
Изучение данной темы неотделимо от вопросов военной и политической истории Армении и Алании. Оно позволяет выявить существенные аспекты социальной и политической истории алан, определить характер и значение многовековых контактов, имевших место между двумя народами. В сугубо исторических исследованиях объектом исследования являются проблемы истории Армении и Алании периода 1-ХУ вв. в целом. При этом невольно игнорируются особенности и характер армяно-аланских взаимоотношений. Немногочисленные высказывания ученых на эту тему не могут дать полной картины исторических связей двух индоевропейских народов на Кавказе — армян и алан.
Предметом исследования являются вопросы истории армяно-алан-ских отношений. Главная цель работы — создание целостной истории многовековых связей двух народов.
При этом центральная задача диссертации состоит в раскрытии важных вопросов взаимосвязей армян с аланами на фоне сложившейся на Кавказе сложной международной обстановки, которая определялась с одной стороны возраставшим давлением на Армению Сасанидского Ирана, с другой — Византийской империи, и частых выступлений алан в союзе с другими народами Северного Кавказа против Армении. Этой теме посвящены фрагментарные заключения советской и зарубежной исторической науки. При всей важности проделанной работы, вопросы истории армяно-аланских" отношений в целом остались в них незатронутыми, отчего и выводы сделанные в нихнередко оказываются ошибочными .
Руководствуясь современными требованиями исторической науки и опираясь на достижения арменоведения и осетологии на данном этапе автор диссертации преследует цель восполнить пробел в изучении истории взаимоотношений двух народов — армян и алан.
В диссертации поставлены следующие задачи: во-первых, на основе параллельного сличения сведений из армянских источников с данными памятников на других языках, выяснить вопрос о содержании этнонима алан в древний и средневековый периодво-вторых, проанализировать данные письменных источников очерчивающих время и обстоятельства распространения христианства среди алан до УП в.- в-третьих, осветить процесс складывания военных и политических взаимоотношений этих народовв-четвертых, исследовать вопросы малоизученной социальной истории алан на основании данных армянской историографии У-ХУШвв.
В историографии Армении и Осетии настоящая работа — это первая попытка освещения вопросов, истории армяно-аланских отношений в древности и в средние века. Привлечение широкого круга источников (прежде всего армянских), и использование имеющейся литературы, применение комплексного сравнительно-исторического изучения позволили воссоздать более аргументированную картину взаимосвязей, армян и алан в 1-ХУ вв.
В работе рассматривается вопрос об изменении содержания этнонима алан в армянских источниках У-ХУШ вв.
Впервые в арменоведении и осетологии ставится и решается вопрос о роли Армении в распространении христианства у алан до УП века.
Детально анализируются вопросы армяно-аланских политических отношений, сыгравших значительную роль в истории обоих народов.
Изучены вопросы социальной истории алан по сведениям, почерпнутым из памятников богатой армянской историографии. В совокупном рассмотрении всех этих вопросов и аспектов, позволившем дать исторический: очерк армяно-аланских отношений и вскрыть основные пути и характер их складывания и состоит научная новизна данной диссертационной работы.
Методологической основой исследования является исторический материализм. Диссертант руководствовался теоретическими положениями классиков марксизма-ленинизма о рабовладельческой и феодальной формации и закономерностях их развития.
В настоящей работе, выдвигаются и обосновываются следующие, основные положения.
Впервые этническое название «Алан» появляется в письменных источниках! в. н.э. — произведениях Аннея Сенеки (конец I в. до н.э. — 65 г. н.э.), Марка Аннея Лукана (39−65 гг. н.э.), Этот этноним фигурирует и в сочинениях античных авторов — Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Валерия Флакка. Все перечисленные авторы локализуют алан на Северном Кавказе.
Среди письменных источников, содержащих материалы для исследования вопроса о содержании этнонима алан — армянские являются наиболее полными и сравнительно подробными. Этническое название алан фигурирует в трудах армянских авторов У в. — Мовсеса Хоре-наци, Фавстоса Бузанда, Егише, Агатангехоса, Лазаря Парпеци. Аланы упоминаются ими и как «северяне», «разношерстные племена», «люди той стороны» (Северного Кавказа). По данным армянских источников Ув. аланы появились на Северном Кавказе в Гв. н.э. Параллельное сличение сведений армянских авторов Ув. с данными античных авторов Гв. н.э. и греко-латинских источников дает основание утверждать, что этноним алан по армянским источникам Увека носил собирательный, характер в период с I по 1У вв. В армянских источниках. У века намечаетсятенденция заменить собирательный^ этноним аланы этнонимом гунны. (Егише, главы Ш, УГ, X).Однако уже источник УЕПвека «Ашхарацуйц», локализуя алан на указанной территории, дает сведения об узкоэтническом характере этнонимаалан, и различает основные компоненты алано-осетинского шгноса ~ашдигор, ди-гор, двал.
В армянскихисточниках последующих веков этноним алан носит узкоэтнический характер.
Армянские источники проливают свет и на такую важную проблему, как вопрос о соотношении этнонима алан и агван (албан).Так в армянских источниках содержатся сведения, в которых аланы выступают под названием агван (албан).
Царя Урнайра автор УП в. Мовсес Каганкатващ называет царем агванов в контексте, где речь идет о нашествии 72 г. в Армению алан в союзе с северо-кавказскими народами, заимствуя полностью этот отрывок у Мовсеса Хоренаци (кн.П, гл.50). Это говорит о том, что в армянской историографии иногда путают этнонимы алан и агван и исследователю в каждом конкретном случае надо уточнять контекст, прибегая прежде всего к факту локализации алан на Северном Кавказе, агван — на северо-востоке царства Великой Армении:.
Вопрос о роли Армении, в распространении христианства у алан до УП века ставится впервые.
Бурныеполитические события первых' веков нашей эры и эпохи раннего христианства в Закавказье поставили перед развитыми государствами того времени — Арменией, Грузией, Ираном — задачу привлечения «северных народов», в том числе и алан, на свою сторону. И чаще всего эта удавалось именно Армении и Грузии, которые были расположены ближе к ним и занимали более выгодное стратегическое положение по сравнению с Ираном.
Эти обстоятельства предполагали заключение мира между Арменией и «северными народами», между Грузией и «северянами» в совместной борьбе против Сасанидского Ирана и Византии. Однако временные союзы народов Закавказья с народами Северного Кавказа были непрочными. Во весь рост вставала задача закрепления этих союзов насаждением христианства.
Сведения о распространении христианства на Северном Кавказе имеются у армянских историков — Агатангехоса, Фавстоса Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Лазаря Парпеци* в «Мученичестве Сукиасянцев» и «Мученичестве Воскеанов». Она в основном говорят о попытках распространить христианство в стране гуннов через Дербентский проход. Изучение этих сведений и данных сирийского источника У1века,.
Захария Ритора, а также содержание этнонимов «аланы», «гунны» дает основание утверждать, что христианство проникало на Северный Кавказ через Дарьяльский проход и именно к аланам. Проникновение христианства на Северный Кавказ через Дарьяльский проход подтверждается и топонимическим материалом.
Сведения о внешне-политических связях алан, о их мирных и военных отношениях с сопредельными народами недостаточны. Тем не менее армянские источники дают представление об аланах, как о сильном народе, совершавшем походы далеко за пределы Северного Кавказа,.
Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан относится ко второй половине I в. н.э. Это сведение Мовсеса Хоренаци (кн.П, гл.50) о нашествии алан в Армению. Событие это приписано Арташесу (Трдат — 1−63−88 гг.). Это было первое знакомство армян с аланами. Династический брак Арташеса с аланской царевной Сате-ник (кн.П, гл.52), явился попыткойустановить тесные контакты с аланами, тем самым обезопасить свою страну от разрушительных походов алан.
Нашествия 72−74 гг. заставили их~ построить укрепления в районе Дариала. Вторжения алан продолжаются и во П веке.
События развиваются и в Ш-1У вв. во время царствования армянского царя Трдата Ш (298−330 гг. Х В 316 г. аланы вторгаются в Армению ж царь Трдат Ш с целью установления мира женится на аланской царевне Ашхен. Политические столкновения алан с армянами имеют место и при царе Хосрове П (332−338) (Фавстос Бузанд. Кн. Ш, гл. УГ), когда мазкуты, отождествляемые армянскими источниками с аланами, напали на Армению. (Агатангехос, гл. 1, § 19- Фавстос Бузанд, кн. Ш, гл. УП).
Частые вторжения алан в союзе с другими народами Северного Кавказа в Закавказье приносили большой ущерб не только Армении, но и Византии, Сасанидскому Ирану. Сасаниды начали строит укрепленные поселения для охраны кавказских проходов в правление Иездигерда 1 Т ('438−457) (Гевонд, кн.ХЮ.И вдоль этих укреплений, были основаны военные поселения. Баладзори^ сообщает, что Хосров I Ануширван в построенных им местах: поселил народ, прозванный сиясинджи-(жители Сюнии — Р.Г.).О том, что именно Хосров I Ануширван построил эти поселения рассказывает и историк УП века Себеос.
Присутствие армян в укрепленных поселениях у Дариала создавало благоприятные условия для установления тесных политических контактов с аланами. В эпоху арабского владычества все Закавказье было: превращено в единый регион и борьба против северокавказских народов, в том числе и алан стала проблемой общей.
В УШ в. позиции арабов в Армении пошатнулись. Аланы не подчинялись арабам. В 735 г. Марван после подавления Грузии совершил поход в Аланию. В походе против хазар участвовала и армянская конница и после победы аланы были обложены данью. В этой ситуации аланы вели упорную борьбу против хазар, арабов и Византии. Походы арабских: халифов Джарраса в 724 г. и Маслаама в 727−728гг. на хазар проходили через Аланские ворота. Однако после всех перечисленных событий все же провинции Армения была присоединена только Картли до Аланских ворот, а аланы остались независимыми.
Необходимо подчеркнуть занимаемое аланами выгодное географическое и стратегическое положение в центре Кавказа на крупнейших средневековыхпутях с юга на север. В X веке появляется Алан-ское государство, возрастает политическое значение Алании на:
Баладзари. «Книга завоевания стран». Текст и перевод Жузе П.К.
Баку, 1927, с. 5. международной арене и ее сближение с Византией.
Армяно-аланские военно-политические отношения продолжали складываться и в ГХ-Х вв. В начале X века Византия подчинила своему религиозному влиянию Аланское царства, тем самым втянув его в круг своих: политических интересов, направленных: против Армянского царства Баграгидов (885−1045 гг.). Армянский! историк ХХв. Степанос Тароневд Асохик сообщает, что царь Аббас (928−957 гг.) положил конец нападениям иверийцев и сарматов (алановР.Г.) на Армению. В армянской историографии зафиксированы и события 1062 г., когда аланы вторглись в Армению и Арран.
Все вышеперечисленные факты дают возможность составить историческую канву армяно-аланских военно-политических отношений. Процесс складывания этих отношений, прошел три основных этапа: I — 1-У1Г вв. — Попытка Армении установить тесные контакты с аланами путем распространения христианства, заключение династических браков" с целью обезопасить свое государство. ПУПГ-Х вв. — Ослабление арабского господства в Армении и переход Аланского пдр-ства на сторону Византии создали условия для новых столкновений между армянами и аланамиШ — Х1-ХУ вв. — В этот период аланы (овсуры)вошли в Грузинское царство, а Армения после падения Ани в 1045 г. потеряла свою независимость. Военно-политических контактов в последующее времяъ не наблюдается.
Проблема изучения социальной истории алано-осетинского этноса в рассматриваемый: период была поставлена в советской историографии, но специальных-работ по этой теме нет. Армянские источники У века дают материал! о наличии социальной дифференциации аланского общества. Мовсес Хоренаци сообщает, что «Но так как сын аланского царя был взят в плен армянскими войсками и приведен к Арташесу, то царь аланов просил мира». (кн.П, гл.50).
Далее, Мовсес Хоренаци рассказывает о том, как полководец Армении помогает брату аланской. царицы Сатеник восстановиться на престоле государства — это говорит прежде всего о наследственном характере титула царя. Ценный., материал содержится в Мученичестве Воскянов (У в.). В нем, говорится — «Но мужи они (из Алании) были прославлены и могучи, принадлежали к высшему сословию и первые в войне,» .
Это высшее, сословие хорошо принимали в армянском дворе. Об этом сообщает Мовсес Хоренаци Скн. П, гл.58). «В его (Арташеса) время (появились Аравеляны, родом из аланов, сродники Сатеник, ее сопровождавшие (были) возведены в достоинство армянского на-харарства.» В Мученичестве Сукиасянов есть прямые1 свидетельства о наличии Аланского царства — «Мученики прибывшие из Алан-ского царства с царицей Сатеник.» В росте и усилении политической и военной силы племенного союза алан в 1−1У вв., наряду с внутренними причинами, определенную роль играло экономическое и культурное влияние народов Закавказья!, куда аланы периодически совершали походы. Оживленные политические и религиозные связи алан с царством Великая Армения ускорили переход аланского общества к строю «военной демократии». «В истории формирования аланской народности., — пишет К. Ф. Смирнов, — П в, был переходным. Все переходные черты исчезают в Ш в.» ^.
Непрекращающийся рост производства, — пишет Ф. Энгельс, -а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силырабство, только возникшее и случайное на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной, системы. Наряду с разделением на.
I Смирнов К. Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия. КСЙИМК, 1950, вып.34, с. 104. свободных и рабов появляется различие между богатыми и беднымис новым разделением труда, новое разделение общества на классы" *.
Дальнейшему процессу классовой дифференциации аланского общества содействовали военные походу алан. «Грабеж им, — писал Ф. Энгельс, — кажется более легким и даже более почетным, чем упорный труд. Грабительские войны усиливают власть верховного воен-ноначальника, равно как и второстепенных вождей. Родовой строй превращается в свою противоположность., его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы государства и угнетения, направленные против собственного народа» Эту стадию развития общества Ф. Энгельс называет" военной демократией" .
Военная организация и богатое вооружение алан создавали им известное положение на Северном Кавказе. А тесные связи с Византийской империей усиливали их международное значение (в УТ веке).
Начиная с У1 века у алан развиваются феодальные отношения. Более точную картину социальной истории алан в рассматриваемый период рисуют археологические памятники, согласно которым аланы переходили к земледелию. Неуклонное развитие производительных сил повлекло за собой изменения в общественных отношениях.
С появлением Хазарского каганата, аланы временами попадали в зависимость от хазар, но в основном сохраняли свою самостоятельность и управлялись саоими «царями» (Сирийский автор — Захарий Ритор УТ в.), ведя самостоятельную международную политику.
В эпоху арабского господства (с конца УП в.) аланы были уже окончательно оседлым народом, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, и горным промыслом. Но в их быту большое значение.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. ХУТ, ч.1, с. 139.
2 Там же, ч.1, с. 140 все еще: имели военные походы. Росла общественная дифференциация. Показателем появления новых черт в социально-экономической! жизни алан в этот период**наличие укрепленных городищ, возведенных как Сасанидами, так и Арабским халифатом. Они говорили о развитии феодальных порядков.
Таким образом, социальная история алан может быть освещена, благодаря использованию данных армянской историографии, где зафиксированы узловые моменты в развитии алано-осетинского общества, появления на международной арене Аланского государства.
Руководствуясь марксистско-ленинским принципом историзма, автор применял в настоящем исследовании сравнительно-исторический: метод анализа источников, предполагающих синтетическое осмысление исторического процесса, построенного на конкретном анализе исторических фактов.
Основными источниками для настоящей темы являются сочинения армянских авторов У-ХУШ вв., сведения которых позволяют воссоздать по возможности подлинную картину исторической действительности процесса складывания армяно-аланских отношений.
Первым армянским автором, в сочинении которого мы имеем сведения об аланах, — это видный представитель армянской историографии У в. — Агатангехос.-^.
О наличии политических и религиозных контактов между армянами и аланами свидетельствуют данные другого историка У в. о.
Фавстоса Бузанда. В своей «Истории Армении» он описывает1 события времени царствования Хосрова ГГ (332−338 гг.) — сообщает о первых попыткахармян распространить христианство среди алан и Агатангехос. «История Армении». Тифлис, 1909 Сна древнеарм.яз.).
Фавстос Бузанд. «История Армении». Венеция, 1914, Сна древне-арм.яз.). нашествием, алан с другими северокавказскими народами на Армению.
Лучшим отображением исторической действительности Армении середины У века является сочинение одного из выдающихся писателей — Егише^. Его произведение «О Вардане и Войне Армянской» является богатым источником не только по истории Армении, но и народов Закавказья и Северного Кавказа. Фрагменты из его труда, использованные нами повествуют об участии аланского и других северокавказских народов в борьбе против господства Сасанидского Ирана, развернувшейся во второй половине У в. Перу этого историка принадлежит и малоизвестное произведение — «Толкование кн. Бытия, в котором автор, перечисляя? знакомые ему языки, упоминает и аланский, определив его как «прекрасный-аланский». о.
В работе использованы сведения: из труда Мовсеса Хоренаци. Нами использованы фрагменты из его «Истории Армении», касающиеся взаимоотношений армянского царя Арташеса с аланами и фрагменты, повествующие: о распространении хрисшнства среди северных народов и нашествии, последнихна Армению. Труд под названием «История Армении» принадлежит и другому автору У в. — Лазарю Парпеци? Тема второй части, из «Истории» и труда Егише одна и та же. В ней. описываются восстания армян против сасанидов в 451 г. и 481−484 гг. В использованных нами фрагментах фигурируют албаны и албанские ворота, на' самом'- деле речь идет об аланах и аланских воротах.
1 Егише. О Вардане и Войне Армянской. Ереван, 1958Сна древнеарм.яз.).
2 Рукопись № 1267, с.48а. (Матенадаран) Сна древнеарм.яз.).
3 Мовсес Хоренаци. История Армении. Тифлис, 1913.(на древнеарм.яз.).
4 Лазар Парпеци. История Армении и послание Ваану Мамиконяну. Тифлис, 1904 (на древнеарм.яз.).
Большой интерес представляют материалы об армяно-аланских отношениях-, содержащихся в армянских агиографических памятниках У в. — «Мученичество Сукиасянов», «Мученичество Воскянов» .-1р
Важным источником является памятник УП в. — «Ашхарацуйц», где есть сведения об этническом составе алано-осетинского этноса. Впервые дается русский перевод по восстановленному критическому тексту. о.
Себеос — историк УП в. В диссертации использованы те фрагменты, где говорится о походах византийского императора Иракла против Сасанидского Ирана, разорении Армении персидским царем Хбсровом Атруэзом, о походах арабов и о борьбе алан и северокавказских народов против арабского ига.
К числу малоизученныхпамятников армянской историографии относится памятник УП в. «История Тарона» Иоанна Мамиканяна^. Из этого труда нами использованы сведения, рассказывающие о событиях начала 1У в., — нашествии «царя Севера» в Грузию, а затем и в Армению. с:
К числу авторов УП века относится и Мовсес Каганкатваци. Труд его «История агван» состоит из 3 частей. Содержание I тома Мовсес Каганкатваци взял из произведений Мовсеса Хоренаци, Ешше. и др. Памятники армянской агиографии, вып.1. Перевод с древнеарм. Тёр-Давтян К-С-, Ереван, 1973. о.
Еремян С. Т. Опыт восстановления критического текста/'Ашхара-цуйц" '-а. Историко-филологический журнал, 1973, № 2 Сна древнеарм.яз.).
3 История Себеоса. Ереван, 1979. (на древнеарм.яз.).
4 Иоанн Мамиконян. История Тарона, Ереван, 1941 Сна древнеарм.яз.).
Ву ,.
История агван Мовсеса Каганкатваци, Ереван, 1983. Сна древнеарм.яз.).
Для нашей темы интересны сведения, содержащиеся во П и Ш томах, где речь идет о нашествии северокавказских народов — аланов, хазар, гуннов на Армению.
История халифов" Вардапета Гевонда (УШ в.)^ посвящена Армении в период арабского господства. Для исследуемой темы интересны фрагменты, в которых он повествует о нашествии северных племен.
Шапух Багратуни^ (его часто именуют Псевдошапух) историк IX в. В своей истории он описывает арабские завоевания. Он и сообщает нам о попытке арабского халифа Ахмада покорить алан.
Важные сведения об армяно-аланских отношениях сообщает нам о армянский, автор X в. Товма Арцруни. Его сочинение «История дома Арцруни» представляет большую ценность для изучения истории 1Х-Х вв. Приводимые им факты точны и находят обычно подтверждение в арабских источниках. Внимание достойны сведения автора о походе арабского полководца Буги против народов Северного Кавказа, где упоминаются аланы, оказавшие ему сопротивление.
Сведения об аланах сообщает нам и историк X в. Епископ Ух-танес.^ Для нас интерес представляют фрагменты, где речь идет об аланах, правда стоит подчеркнуть, что все они исходят к произведениям Мовсеса Хоренавд и др. армянских историков. История халифов Вардапета Гевояда — писателяУШ в. (К.Пат-каньян), СПб., 1862. Шапух: Балгратуни. История Халифов. Эчмиадзин, 1921 г. Сна древнеарм.яз.). Товма Арцруни. История дома. Арцруни. Тифлис, Г9Г7 (на древне-арм. яз.). Епископ Ухтанес. История Армении. Вагаршапат, 1871 (на древнеарм.яз.) .
Одним из наиболее выдающихся деятелей X в. является Степанос Таронеци1 по прозванию Асохиг. В своей «Всеобщей истории» он подробно описал события мирного 75-летнего периода X в. Сведения об аланах подчерпнутые им у предшествующих историков, представляют интерес для выбранной темы.
Большой интерес для исследуемой темы представляет «Всеобщая история» Вардана Великого.^ (ХШ в.) Фрагмент об аланах рассказывает о вторжении грузинского царя Георгия в союзе с аланами в пределы Армении. о.
Одним из видных армянских историков Киракос Гандзакеци жил и творил в ХШ в. Его «История Армении.» начинается с древнейших времен. В этой книге заключен богатый материал по истории завоевания Закавказья и сопределенных стран монголами и их господства. Нами использованы фрагменты, в которых говорится о борьбе алан и других северокавказских народов против монголов.
Современником Киракоса Гандзакеци является историк Степанос Орбелян.^ Он написал труд «История области Сисакан» «Свою работу он доводит до первых-' лет царствования Газан-хана. Фрагменты об аланах освещают события середины XI века, о вторжении алан в союзе с другими народами Северного Кавказа и Грузией! на территорию Армении.
Исключительное место в исследовании данной темы занимают СВест, дения армянского автора ХУ в. Товмы Мецопеци. В его сочинении:
Степанос Тароневд (Асохик), СПб, 1885 (на древнеарм.яз.) / 3 о.
Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н.Эмина. М., 1861.
Киракос Гандзакеци. История Армении. Критический текст и предисловие Мелик-Оганджанян К"А."Ереван, 1961 (на древнеарм.яз.).
Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на древнеарм.яз.)'.
Товма Мецопеци. История Ленг-Тамура и его приемников. Париж. 1860 Сна древнеарм.яз.).
История Ланг-Тамура и его приемников" описываются опустошительные походы Ланг-Тамура в Армению и на Северный Кавказ. В его сочинении впервые в армянской историографии появляется этноним ос (осетин). Исходя из этого хронологические рамки диссертации очерчены нами 1-ХУ вв.
Во всех вышеперечисленных источниках содержатся материалы по истории армяно-аланских отношений, в период с I по ХУ вв.
Письменные источники очень разнообразны и многочисленны. Достаточно отметить, что сведения об аланах содержатся в источниках на многих языках — греческом, латинском, сирийском, армянском, грузинском, древнерусском, арабском, персидском.
Использование сведений источников на различных языках для т изучения истории алан-осетин имеет давнюю традицию. Уже в ХУШ веке И. Штриттером в России было осуществлено издание фрагментов сочинений византийских историков, содержащих сведения о народах древности и средневековья. Географические рамки «Известий» очерчены Штриттером очень широко: собрать материал не только тот" что принадлежит особливо переселявшихся, и впрочем еще мало известных народах, нипаче тех, кои при реке Дунае, около Черного моря, Кавказских гор и Хвалынского моря, простираясь к северу, слест-венно в соседстве России, обитали. Один из томов (1У) всецело посвящен сообщениям о народах живших между Черным и Каспийским морями, — лазах, абасгах, апсилийцах, сванах, грузинах, аланах и др.
1 См. «Итоги и задачи изучения древнейших государств нашей, страны». История СССР, Г974, № 2, с.90−91.
2 «Известиявизантийских историков, объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов-собраны в хронологическом порядке расположены Иваном Штриттером. СПб, 1771−1775, ч. Г-1У.
3 Там же, с Л МБ'.
С конца XIX — начала XX века повысился, интерес к истории: северокавказских народов, в том числе и алан. Этому способствовали публикации фрагментов византийских авторов. Истории Кавказа посвящено издание К. Гана, который наряду с античными источниками включил и отрывки. из византийских нарративных памятников У-У1 веков.^ В целом не все источники представлены здесь, отсутствует комментарий к сообщениям о народах Кавказа.
Последующую работу над изданием фрагментов из трудов античр ных и византийских-авторов вел. В. В. Латыжев.
Большой интерес представляют работы, в которых собраны сведения об аланах из источников на различных языках. Это работы о л.
З.Н.Ванеева0, и Б. В. Скитского. Эти издания состоят в основном из подборок сообщений о скифах,-сарматах-аланах-из греческих, римских, арабских источников.
Очень нужную и большую роль в исследовании истории алан сыграла книга Ю. Кулаковского «Аланы по сведениям классических и сг византийских писателей» .
Сведения об аланах содержатся в грузинских средневековых исторических источниках. В распоряжении ученых книга составлен пая из сведений грузинских источников об аланах. Хронологические Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе.ч.Г., СМОМПК, вьшЛУ, 1884-с.Г-248-ч.2,СМ0МПК, вып. IX, 1890, с.1−125. о Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. СПб., 1893−1906, тЛ-П. о Ванеев З. Н. Исторические известия об аланах, осах. Тексты и комментарии, Сталинир, 1941. Скитский В. Б. Хрестоматия по истории Осетии, ч.1,Дзауджикау, 1941. Кулаковский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца ХУШ века), составители Тогошвили Г. Д., Цховребов И. Н., т. Г, Цхинвали, 1962. рамки сообщений в этом издании охватывает период с Г-ХУЖ вв. Наряду с фрагментами из «Картлис Цховреба» в сборник вошли и материалы прямо или косвенно относящиеся к древней и средневековой истории алан-осетин, — эт. о материалы и документы освещающие аграрные и феодальныеотношения в Юго-Осетии* Более подробный материал по древней истории алан-осетин по труду грузинского историка Леонти Мровели (Х1 В.) мы имеем в сборнике составленном Г. В. Цулая?. Подборка сведений снабжена подробным комментарием, что облегчает работу над сведениями грузинского автора XI века Леонти Мровели.
К числу ученых, привлекших в исследовании сведения армянских авторов об аланах, относятся крупные специалисты по истории алано о л осетин — В. И-Абаев, З.Н.Ванеев0, Ю. С. Гаглойти. Однако, в целом, история армяно-аланских отношений не изучена, поэтому и необходимо монографическое исследование этой. темы.
Политическая история алан и в связи с этим армяно-аланские отношения освещались в трудах историков Ю. Кулаковского, В.Ф.Миллера6, З.Н.Ванеева7, Ю.Д.Гаглойти8, В.А.Кузнецова9.
1Мровелл Леонти. Жизнь картлийскиж царей.(Извлечение сведений, ой' абхазах, народах Северного Кавказаи Дагестана. Перевод с древ-негрузинского, предисловие и компентарии Цулая Г. В. М., 1979.
Абаев В.И.Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. Г, И.-Л.1958; т. П, Л., 1973; Т.Е. Л., 1979; его же, Осетинский язык и фольклор, т.1, М.-Л., 1949.
Ванеев З. Н. Средневековая. Алания, Сталинир, 1959.
Гаглойти Ю*С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. улаж>вский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1895.
6Миллер В. Ф. Осетинские этюды. чЛ-Ш, М., 1881−1887.
7Ванеев З. Н. Ук. соч.
8Гаглюйти Ю. С. Указ. соч.
9Кузнецов В. А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 197 Г.
Социальная история алан изучалась в основном осетологами и армянские источники остались вне поля их зрения. Однако косвен.
Т 2 ные данные содержатся в работах З. Н. Ванеева и Г.-А.Кокиева, Е.И.Крупнова5, Е.1Г.Алексеевой4, В.Ф.Минорского5, В.А.Кузнецова6.
Разбору их мнений: мы обратимся в соответствующих: главах: диссертации. т.
Ванеев З. Н. Ук. соч. о.
Кокиев Г. А. Очерки по истории Осетии. ч.1. Владикавказ, 1926. 3.
Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1961.
Алексеева Е.1Г. 0 чем рассказывают археологические памятники Карачаево-Черкесии. Черкеск, 1960.
5 Минорский В-Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963.
6 Кузнецов В. А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
I. Впервые этническое название «Алан» появляется в письменных источниках I в. н.э. — сочинениях Аннея Сенеки (I в. до н.э.
— 65 г. н.э.), Марка Аннея Лукана (39−65 гг. н.э.). Далее этноним алан фигурирует и в произведениях известных античных авторов.
— Плиния Старшего, Иосифа Флавия, Валерия Флакка. Все эти авторы локализуют алан на Северном Кавказе с I в. н.э.
Обстоятельный лингвистический анализ термина «алан» был дан В. И. Абаевым, по мнению которого исторические связи алан с современными осетинами можно считать прочно установленными.
Со времени появления первых работ по истории алан, в изучении содержания этнонима алан наметились две противоположные точки зрения: I часть ученых рассматривала алан как прямых предков осетин, не распространяя названия алан на другие народы Северного Кавказа. (В.И.Абаев, З. Н. Ванеев, Ю.С.Гаглойти) — П часть исследователей считала, что этноним алан носил собирательный характер, не отрицая при этом генетической связи осетин с аланами. (Сен-Мартен, Вс. Миллер, Е. И. Крупнов, В.А.Кузнецов).
Вопрос о содержании этнонима алан по армянским источникам в работе поднят впервые, между тем, среди письменных источников, содержащих сведения об аланах — армянские являются наиболее полными и сравнительно подробными.
Этноним" алан" е армянских источниках появляется в сочинениях авторов У века — Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда, Ага-тангехоса, Лазаря Парпеци. По данным армянских источников Аланы появились на Северном Кавказе в I в. н.э.
Параллельное сличение сведений армянских авторов У в. с данными вышеперечисленных греко-латинских источников позволяет сделать вывод о том, что этноним алан в армянских источниках носит собирательный характер в период с I по 1У вв. В армянских источниках У века намечается тенденция заменить собирательный этноним «алан» этнонимом гунны. Но уже источник УП в. «Ашхара-цуйц» локализуя алан на указанной территории дает сведения об узкоэтническом характере этнонима «алан» и различает основные компоненты алано-осетинского этноса — ашдигор, дигор, двал.
Сведения армянских источников последующих веков — УШ-ХУШ вв. дают основание говорить об узкоэтническом характере этнонима алан, хотя не редки случаи, когда аланы фигурируют под названиями «скифы», «сарматы» .
По вопросу соотношения этнонимов алан и агван Салбан) в исторической литературе были высказаны различные точки зрения.
В исследовании этого вопроса армянские источники имеют исключительное значение. В армянских источниках имеется смещение этнонимов алан и агван Салбан). В работе на конкретных примерах показаны факты, когда под содержанием этнонима агван (албан) имеются ввиду северокавказские аланы. Мы предлагаем исследователям прибегнуть к локализации всех сведений по каждому автору. Только подобный подход к решению этой проблемы может дать, на наш взгляд, точные результаты.
Агваны Салбаны) — локализуются по армянским источникам на северо-востоке царства Великая Армения.
Аланы — по армянским источникам локализуются на территории Центрального Предкавказья.
2. Вопрос о проникновении христианства в среду алан до УШ века ставится впервые. Результаты предыдущих исследований кон-стантируют факт принятия христианства аланами в X в.
Внимание проблемехристианства у алан было уделено грузинскими учеными, мнение которых сводится к тому, что христианство 1 проникало в Аланию из двух стран — Грузки и Византии. (Джавахиш-вили И.А.).
В осетологии по вопросу о распространении христианства у алан до X века, было высказано мнение, согласно которому У1Г в. — самая ранняя дата проникновения христианства в среду алан (Кузнецов В.А.).
Вопрос о роли Армении в распространении христианства у алан до УШ века ставится впервые.
Бурные политические события первых веж>в нашей эры и эпохи раннего христианства в Закавказье поставили перед развитыми государствами того времени — Арменией, Грузией, Ираном — задачу привлечения «северных народов», в том числе и алан, на свою сторону. И чаще всего это удавалось именно Армении и Грузии, которые были расположены ближе к ним и занимали более выгодное стратегическое положение по сравнению с Ираном.
Эти обстоятельства предполагали заключение мира между Арменией к «северными народами», между Грузией и «северянами» в совместной борьбе против Сасанидского Ирана и Византии. Однако временные союзы народов Закавказья с народами Северного Кавказа были непрочными. Во весь рост вставала задача закрепления этих союзов насаждением христианства.
Сведения о распространении христианства на Северном Кавказе имеются у армянских историков — Агатангехоса, Фавстоса Бу-занда, Мовсеса Хоренаци, Лазаря Парпеци, в «Мученичестве Сукиа-сянцев» и «Мученичестве Воскеанов.» Они в основном говорят о попытках распространить христианство в стране гуннов через Дербентский проход. Изучение этих сведений и данных сирийского источника У1 века, Захария Ритора, а также содержания этнонимов «аланы», «гунны» дает основание утверждать, что христианство проникало на Северный Кавказ через Дарьяльский проход и именно к аланам. Проникновение христианства на Севрный Кавказ через Дарьяльский проход, подтверждается и топонимическим материалом.
При исследовании поставленного вопроса был использован источник X в. — «Арабская версия Агатангехоса», изданный крупным кавказоведом Н. Я. Марром. Этот источник не привлекался как исторический источник даш изучения проблемы христианства у алан, поскольку, как уже говорилось выше, этнонимы алан и агван путались, и этноним алан в «Арабской версии» был воспринят исследователями как этноним агван (албан). Однако, внимательно изучив памятник, мы пришли, к выеоду о том, что некоторые фрагменты из него повествуют именно об аланах.
3. Процесс складывания политических армяно-аланских взаимоотношений был очень бурным.
Вступив на ту же ступень общественного развития, что и окружающие их племена, организуемые в мощные племенные союзы, северокавказские племена, в том числе и аланы, жили одной культурной жизнью со всем культурным миром Закавказья.
Сведения о внешне-политических связях алан, об их мирных и военных отношениях с сопредельными народами очень разнообразны и разнохарактерны. До сих пор история алан изучалась по сведениям греческих, латинских, византийских, арабских, персидских источников. Армянские источники были привлечены мало. В работе использованы сведения армянских источников У-ХУШ вв.
Первое упоминание о военных столкновениях армян и алан относится ко второй половине Г в. н.э. Армянский автор У века Мовсес Хоренавд сообщает о нашествии алан в Армению в 72 г. н.э. Брак армянского царя Арташеса с аланской царевной — Сатеник, явился попыткой установить тесные контакты с аланами, тем самым обезопасить свою страну от разрушительных походов алан.
Нашествия 72−74 гг заставили Сасанидский Иран и Византию построить укрепления и крепости в районе Дарьяльского ущелья.
Вторжения алан в Армению продолжаются и во П веке, поскольку после смерти Граяна (98−117 гг.) Римская империя ослабла, и аланы в союзе с грузинским царем Фарсманом делают нападение на.
Армению. Во время этих вторжений армянские цари стараются не только установить дружественные отношения с аланами, но и призвав на помощь их шли войной на персов, которые все время угрожали независимости Армении. Об этих событиях, датирующихся третьим веком, рассказывает армянский автор У века Агатангехос. Тот же автор повествует о том, что для своих политических целей армянский царь Хосров Г привлекал алан в войне против Вагарша У с целью водрузить на престол своего ставленника Артавана У. Однако Хосров в дальнейшем, за поддержку Артавана оказался в лагере врагов Римской империи и был убит. Восставшие армяне выбрали царем сына Хосрова Г, Трдата П (217−256 гг.).
Военно-политические отношения между двумя народами — армянами и аланами, продолжают складываться и в правления армянского царя Трдата Ш (298−330 гг.). В 316 г. аланы делают свой очередной набег на территорию Армении. Армянский царь Трдат Ш с целью установления мира между двумя народами прибегает к испытанному методу — женится на аланской царевне Ашхен. Военные столкновения алан с армянами имеет место и при царе Хосрове П (332 338 гг.). Об этом сообщают нам армянские авторы У в. Фавстос.
Бузанд и Агатангехос. В сведениях этих авторов фигурируют маску-ты (массагеты) отождествляемые армянскими источниками с северокавказскими аланами.
Частые вторжения алан в союзе с другими народами Северного Кавказа в Закавказье приносили большой ущерб не только Армении, но и Византии, и Сасанидскому Ирану. Сасаниды начали строить укрепленные поселения для охраны кавказских проходов в правление Иездигерда П (438−457). Вдоль этих укреплений были основаны военные поселения. Баладзори сообщает, что Хосров I Ануширван в построенных им местах поселил народ, прозванный сиясинджи — (жители Сюнии — Р.Г.).
Присутствие армян в укрепленных поселениях у Дариала создавало благоприятные условия для установления тесных политических и религиозных контактов с аланами. В эпоху арабского владычества все Закавказье было превращено в единный регион и борьба против северокавказских народов, в том числе и алан, стала проблемой общей.
В УШ веке позиции арабов в Армении пошатнулись. Аланы не подчинялись арабам. В 735 г. Марван после подавления Грузии совершил: поход в Аланию. В походе против хазар участвовала и армянская конница, и после победы аланы были обложены большой данью. В создавшейся ситуации аланы вели упорную борьбу против хазар, арабов и Византийской империи. Однако и после всех перечисленных событий все же к провинции Армения была присоединена только Картли до Аланских ворот, а аланы остались независимыми.
Необходимо подчеркнуть, что аланы занимали выгодное географическое и стратегическое положение в центре Кавказа на крупнейших средневековых путях с юга на север. В X веке появляется Аланское царство, возрастает политическое значение Алании на международной арене и ее сближение с Византией.
Армяно-аланские политические контакты имеют место и в 1Х-Х вв., хотя, и этому препятствовала Византия, которая старалась втянуть алан в круп своих политических интересов, направленных против Армянского царства Баг. ратидов (885−1045 гг.) Армянский историк XI в. Степанос Таронеци Асохик сообщает, что царь Аббас (928−957 гг.) положил конец, нападениям иверийцев и сарматов (аланов — Р.Г.) на Армению. Армянские источники повествуют и о вторжении алан в Армению и Арран в 1062 г.
Таким образом данные исторических источников как армянских, так и источников на других языках дают возможность составить историческую кванву армяно-аланских военно-политических отношений.
Процесс складывания этих отношений прошел три основных этапа:
I этап — 1-УШ вв. — Попытка Армении установить тесные контакты с аланами путем распространения христианства, заключения династических браков, с целью обезопасить свое государство.
1 Г этап — УШ-Х вв. Ослабление арабского господства в Армении и переход Аланского царства на сторону Византии создали условия для новых столкновений между армянами и аланами.
Ш этап — XI-ХУ вв. В этот период аланы (авсуры) вошли в состав Грузинского царства, а Армения потеряла свою независимость. Военно-политических контактов в последующее время не наблюдается. Усиливаются связи Грузии с северокавказскими аланами.
4. Вопрос о социальной, истории алан по армянским источникам ставится впервые.
Хотя и проблема изучения социальной истории алано-осетин-ского этноса в рассматриваемый период была поставлена в советской историографии, но специальных работ по этой теме нет.
Наиболее обстоятельно социальная история была освещена в работах З. Н. Ванеева и Б. В. Скитского. По мнению З. Н. Ванеева аланы в основном занимались скотоводством, земледелие было слабо развито.
Армянские источники дают богатый материал для изучения социальной истории алан начиная с I в. н.э.
Но данным армянских источников У века классовая дифференциация в алано-осетинском этническом массиве, стоящем во главе всех сеЕерокавказских народов, наблюдается с 1-П вв. н.э. Об этом сообщают Хоренаци, Фавстос Бузанд, Агатангехос, Лазар Пар-пеци, Мученичество Воскянов, Мученичество Сукиасянцев. Вышеперечисленные авторы дают материал для утверждения тезиса о том, что аланы имели своего царя на рубеже 1-П вв. н.э., и что этот титул носил наследственный характер.
В росте и усилении политической и военной силы племенного союза алан в Г-1У вв., наряду с внутренними причинами, определенную роль играло экономическое и культурное влияние народов.
Закавказья, куда аланы периодически совершали военные походы.
Оживленные политические и религиозные связи алан с царством Великая Армения ускорили переход аланского общества к строю «военной демократии» .
Непрекращающийся рост производства, — пишет Ф. Энгельс, — а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силырабство, только возникшее и случайное на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы. Наряду с разделением на свободных и рабов появляется различие между богатыми и бедными — с новым разделением труда, новое разделение общества на классы." .
Дальнейшему процессу социальной дифференциации алане ко го общества содействовали военные походы алан. «Грабеж им, — писал Ф. Энгельс, — кажется более легким и даже более почетным, чем упорный труд.- Грабительские: войны усиливают власть верховного во-енноначальника, равно как и второстепенных водцей. Родовой строй превращается в свою противоположность., его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господстваи угнетения, направленные против собственного народа». Эту стадию развития общества Ф. Энгельс называет «военной демократией» .
Военная организация и богатое вооружение алан создавали им известное положение на Северном Кавказе. А тесные связи с Византийской империей усиливала их международное значение.
Начиная с У1 века у алан развиваются феодальные отношения. Более точную картину социальной истории алан в рассматриваемый период рисуют археологические памятники, согласно которым аланы переходили к земледелию. Неуклонное развитие производительных сил повлекло, за собой изменения в общественных отношениях.
С появлением Хазарского каганата, аланы временами попадали в зависимость от хазар, но в основном сохраняли свою самостоятельность и управлялись своими «царями» (.Сирийский автор — Заха-рий Ритор УГ в.), ведщ самостоятельную международную политику.
В эпоху арабског®господства (с конца УП в.) аланы были уже окончательно оседлым народом, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и горным, промыслом. Но в их быту большое значение все еще имели военные походы. Росла общественная дифференциация. Показателем появления новых черт в социально-экономической жизни алан в этот период является — наличие укрепленных двухчастных городищ на территории Северного Кавказа и городищ, возведенных как Сасанидами, так и Арабским халифатом. Они говорили о развитии феодальных порядков.
Таким образом, социальная история алан может быть освещена благодаря использование данных армянской историографии, где зафиксированы узловые моменты в развитии алано-осетинского общества, появления на международной арене Аланского государства.
Список литературы
- Произведения классиков марксизма-ленинизма
- Энгельс Ф. Происхождение и государства. Маркс К. М., 1961.
- Ленин В.И. Государство и т.33, М., 1962. семьи, частной собственности и Энгельс Ф. Сочинения, т.21.революция. Поля. собр. соч.,
- Агатангехос. История Армении. Тифлис, 1909, с. 474. (на древнеарм.яз.З.
- Аммиан Марцеллин. История. Перевод Кулаковского 10. Киев, 1906−1908, с. 280
- Беладзури. «Книга завоевания стран.» Текст и перевод Жузе П. К. Баку, 1927, с. НО
- Всеобщая История Вардана Великого. Перевод Эмина Н. М., 186I, с. 217. (на древнеарм. яз.).
- Выписки из Ибн-эль-Асира о первом нашествии татар на кавказские и черноморские страны, с, 1220 по 1224 год. «Ученые записки Императорской Академии наук по первому и третьему отделению», т.1, СПб., 1854, с. I-II5.
- Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе. ч.1, СМ0МПК, вып. ГУ, 1884- с. 1−248- ч.2, СМОМПК, вып. IX, 1890, с. I-I25.
- Егише. 0 Вардане и Войне Армянской. Ереван, 1958. с. 210. Сна древнеарм. яз.).
- Егише. 0 Вардане и Войне Армянской. Перевод с древнеармян-ского Орбели И. А., вступительная статья и комментарий Юзбашяна К. Н., Ереван, 1971, с. 191.2.9. Егише. Рукопись & 1267, с. 48 а. (Матенадаран, на древнеарм. яз.).
- Епископ Ухтанес. История Армении. Вагаршапат. 1871, с. 314. Сна древнеарм. яз.)
- Еремян С.Т. Опыт восстановления критического текста «Ашха-рацуйц"-а. ИФЖ, 1973, № 2, с262/74.на древнеарм.яз.)
- Иоанн Мамиконян. История Тарона. Ереван, 1941, с. 340. (на древнеарм.яз.)
- История Армении Моисея Хоренского. Перевод и комментарии Н. Эмина, М., 1893, с. 380.
- История Себеоса. Ереван, 1979, с. 447 (на древнеарм.яз.)
- История халифов Вардапета Гевонда писателя УШ в. Перевод Патканьяна К. СПб., 1862, с. 206.
- Картлис Цховреба., под редакцией Каухчишвили С. Г. т.1, Тбилиси, 1955, с.4Ь0. (на груз. яз.).
- Киракос Гандзакеци. История Армении. Критический текст и предисловие Мелик-Оганджаняна К. А. Ереван, 1961, с. 564. (на дреЕнеарм.яз.)
- Константин Багрянородный. Об управлении государством. ИГАИМК, вып.91, 1934.389.
- Лазар ГГарпеци. История Армении и послание Ваану Мамиконя-ну. Тифлис, 1904, с. 268. (на древнеарм.яз.)
- Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1893−1906, т.1-П, с. 262,346
- Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. (Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана). Перевод с древнегрузйнского, предисловие и комментарий Цулая Г. В. М., 1979, с. 101. -
- Марр Н.Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. (Арабская версия), СПб, 1905, с. 156.
- Мовсес Каганкатваш. История агван. Ереван, 1983, с. 560. (на древнеарм.яз.).
- Мовсес Хоренавд. История Армении. Тифлис, 1913, с. 389. (на древнеарм.яз.).2., 25. Мученичество Воскеанов, Мученичество Сукиасянцев. В кн.
- Памятники армянской агиографии, вып.1. Перевод с древнеар-мянского Тер-Давтян К. С. Ереван, 1973, с. 438.
- Пфай В.Б. Материалы для древней истории Осетии. ИКГ, вып. 1У-У, Тифлис, Г870−1871 гг., с. 1−67−1-79.
- Сирийские источники. Перевод, вступительная статья и комментарий Мелконяна А. Г. Ереван, 1976, с. 539. (на арм.яз.)
- Соперк. т.10, Венеция, 1854, с. 679.(на древнеарм.яз.)
- Степанос Таронеци (Асохик). СПб., 1885, с. 345.(на древнеарм.яз.)
- Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910, е.248. (на древнеарм. яз.).
- Товма Ардруни. История дома Арцруни. Тифлис, 1917, с. 280. (на древнеарм.яз.).
- ТоЕма Мецопеци.^История Ленг-Тамура и его приемников. Париж, Г860, с.^'4* Сна древнеарм.яз.).
- Фавстос Бузанд. История Армении. Венеция, Г9Г4. с. 210. Сна дреЕнеарм. яз.).
- Шапух Багратуни. История халифоЕ. Эчмиадзин, Г921, с. 169. (на древнеарм. яз.).3. Исследования
- З.Г. Аба^^В.И. Осетинский язык и фольклор. ч.1, М.-Л., Г949.
- Абаев В.И. Нартовский эпос. М., 1957, с. 560.
- Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т.Г, М.-Л., 1958. с. 655.
- Адонц Н. Ци^су^ армян в страну гуннов (У1 в.) «Арарат», 1902} с• *
- Ахвледиани Г. С. Сборник избращшх работ по осетинскому языку, т.Г, Тбилиси, 1960. с.
- Алиев И. Племена сармато-массагето-аланского круга в Азербайджане. «Древний Восток» № 2, Ереван, 1976, с.2Г8−237.
- Анчабадзе З.В., Цинцадзе М. В. Грузия и Северный Кавказ в Жив первой половине ХШ веков ^ В^* Сборник «Грузия в эпоху Руставели», Тбилиси, 1966, (на груз.яз.)
- Ачарян Г. Слрварь армянских имен. т.4, Ереван, 1948 (на арм.яз.), с. Р^о.
- Бартольд В.В. Аланы. «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. т.1"с.183−195^ •3.1Г. Бартольд В. В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925. с. НО*
- Ванеев З. Н, Исторические известия об аланах, осах. Тексты и комментарии. Сталинир, 1941, с.
- З.ГЗ. Ванеев З. Н. Средневековая Алания. Сталинир, 1959. с. 183.
- З.Г4. Виноградов В. Б. Тайны минувших времен. М., 1966, с. 218,
- Виноградов В.Б. Сарматы северовосточного Кавказа.^"с.312.
- Гаглойти Ю.С. О содержании этнонима «Аланы». Известия ЮОНИИ. вып. ХХП, Цхинвали, 1963, с. 26−38.
- Гаглойти 10.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966', с. 254.
- Гусейнов P.A. Сирийские источники ХН-ХШ вв. об Азербайджане. Баку, I960, с. 494.
- Джавахишвили И.А. История Грузии, т.1. Тбилиси, 1948. Сна груз, яз.), с. 459.
- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976, с. 276.
- Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Альп-ИлитЕеру. Записки Института Востоковедения. УП, М.-Л., 1939, с. 39−52.
- Еремян С.Т. Сюния и оборона Сасанидами Кавказских проходов. ИзЕестия Арм. ФАН, 1941, № 7, с. ^о-оо.
- Еремян С.Т. Народно-освободительная тцщлармян против персов в 450−451 гг. ВДИ, 1951, й 4, с.
- Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйц"-у. Ереван, 1963. Сна арм.яз.), с. 115.
- Еремян С.Т. Опыт восстановления критического текста «Аш-харацуйц"-а. ИФЖ, 1973, № 2 (на древнеарм.яз.), с.261−274.
- Еремян С.Т. Политические взаимоотношения Вагарша П с Римом и Парфией. ИФЖ, 1976, № 4 (на арм.яз.), с. 42−58.
- Иессен Л.А. Археологические памятники Кабардино-Балкаши. МИА, № 3-е.158.
- История армянского народа, т.1, Ереван, 1971 (на арм.яз.) с. 990.
- История СеЕеро-Осетинской, АССР. М., 1959, с. 334.
- История Осетии в документах и материалах (С древнейших времен до конца ХУШ в.)Составители Тогошеили Г. Д., Цхов-ребов И.Н., т.1, Цхинвали, 1962.с.418.
- Кокиев Г. Г. Очерки по истории Осетии. ч.1, Владикавказ, 1926, с. 380.
- Крупнов E.H. Новые источники по древней и стэедневековойистории Северного Кавказа. КСИИМК, вып.78, М., i960, с. 678.
- Крупнов Е.И. Древняя История Северного Кавказа. М., 1961, с. 560.
- Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. M., 1962. с. 118.
- Кузнецов В.А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 1971, с. 245.
- Кузнецов В.А. Христианство в Алании до X е. Известия ЮОНИИ, вып. ХХШ, Цхинвали, 1978, с.25−36.3.4Г. Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских- писателей. Киев, 1899, с. 74.
- Кулаковский Ю.А. Христианство у алан. Византийский временник. т.1, еып.2, 1898, с. I-I8.
- Куссаева С.С. Археологические материалы Восточной Осетии У1--1Х вв. н.э. как исторический источник по древней Алании, JL, 1953, с. 216.
- Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе., Г968, с ?60.
- Манандян Я. О местонахождении и Caspect
- Марр H.H. К истории передвижения яфетических народо.е с г. юга на север Кавказа. Известия Импер. Акад. наук, 1916, с. 38.
- Меликишвили Г. А. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959. с. 687.
- Миллер Вс. Осетинские этюды. ч. Ш, M., 1887. с. 648.
- Миллер Вс. Осетинские этюды. ч. ГТ, M., 1882, с. 549.
- Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. M., 1963, с. ¿-56.3.5Г. Момзен Т. История Рима. M., 1949. с. 632.
- Муэадян П.М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя. «Кавказ и Византия», вып. З, Ереван, 19 82, с. 15−38,»
- Нечаева Л.Г. Могильник Алхан-Кала и катакомбные погребения сарматского времени на Северном Кавказе. Л., 1956, с.Ï-I7.
- Очерки истории Карачаево-Черкесии, т.Г.Черкеск, 1967, с. 539.
- Очерки истории СССР. Ш-1Х» вв. М., 1958, с. 849.
- Очерки истории Юго-Осетии, т.1. Цхинвали, 1969 (макет) с. 273.
- Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже. У-У1 вв. М.-Л., 1940, с. 457.
- Пигулевская Н.В. Сирийская легенда об Александре Македонском. «Палестинский сборник», 1958, № 3 С66-, с.42−57.
- Преосвященный Макарий. История христианства на Руси до Владимира. СПб., 1868. с.85−97.
- Ростовцев М.И. Эллинстео и иранство на юге России. Петроград, 1918, с. ¿-68.3.6Т. Скитский В. Б. Хрестоматия по истории Осетии. ч.1, Дзау-джикау, 1941, с. 340.
- Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия. КСИИМК, вып. ХХХХУ, М., 1950, с. 196.
- Тер-Гевондян л г Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. с. 458.
- Т’ер-Петросян Л. Традиции Маштоца и христианская миссия армян в страну гуннов. ИФЖ, 1981, № I (на арм. яз.), с. 42−59.
- Турчанинов Г. Ф. Древнейшая, 1У в. н.э. осетинская (алан-ская) надпись греческого письма на интальи из Эрмитажа. Изв. СОНИЛ, Г960, т. ХХП, вьш.1У, с. 31−40.
- Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959, с. 473.
- Тогошвили Г"Д. Из истории грузино-осетинских взаимоотношений с древнейших времен до конца Х1У в. Сталинир, 1958 Сна груз.яз.), с. 345.
- Чичинадзе 3. История Осетии. Тбилиси, 1913 (на груз.яз.), с. 428.