Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы статистики регионального ценообразования в АПК России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором разработан концептуальный подход, в соответствии с которым ценообразование на товары массового рыночного предложения и спроса на региональном и общеэкономическом уровнях рассматриваются как предмет статистического исследованияструктурирована по экономическому содержанию и организационным взаимосвязям предпринимательская деятельность по производству сельхозпродукции, ее распределению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования регионального ценообразования на продукцию АПК
    • 1. 1. Понятие ценового механизма. Ценообразование как предмет статистического исследования
    • 1. 2. Изменение экономической сущности и функциональной структуры АПК в ходе развития рыночных отношений
    • 1. 3. Организационные преобразования в АПК и проблемы статистического изучения регионального ценообразования
  • Глава 2. Методология статистико-экономического анализа факторов формирования региональных потребительских цен на продукцию аграрного сектора экономики
    • 2. 1. Концентрация спроса и предложения во взаимосвязанных рынках АПК и система показателей региональной статистики
    • 2. 2. Проблемы статистической квантификации факторов регионального ценообразования в АПК
      • 2. 2. 1. Постановка проблемы систематизации и количественного выражения факторов регионального ценообразования на продукцию АПК
      • 2. 2. 2. Факторы потребительского спроса в показателях региональной статистики и их воздействие на цены продовольственных товаров
      • 2. 2. 3. Факторы предложения на рынках АПК в показателях региональной статистики и их взаимосвязь с потребительскими ценами продовольственных товаров
    • 2. 3. Уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации как фактор региональных потребительских цен на продукты питания
  • Глава 1. Теоретические основы исследования регионального ценообразования на продукцию АПК
    • 1. 1. Понятие ценового механизма. Ценообразование как предмет статистического исследования
    • 1. 2. Изменение экономической сущности и функциональной структуры АПК в ходе развития рыночных отношений
    • 1. 3. Организационные преобразования в АПК и проблемы статистического изучения регионального ценообразования
  • Глава 2. Методология статистико-экономического анализа факторов формирования региональных потребительских цен на продукцию аграрного сектора экономики
    • 2. 1. Концентрация спроса и предложения во взаимосвязанных рынках АПК и система показателей региональной статистики
    • 2. 2. Проблемы статистической квантификации факторов регионального ценообразования в АПК
      • 2. 2. 1. Постановка проблемы систематизации и количественного выражения факторов регионального ценообразования на продукцию АПК
      • 2. 2. 2. Факторы потребительского спроса в показателях региональной статистики и их воздействие на цены продовольственных товаров
      • 2. 2. 3. Факторы предложения на рынках АПК в показателях региональной статистики и их взаимосвязь с потребительскими ценами продовольственных товаров
    • 2. 3. Уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации как фактор региональных потребительских цен на продукты питания
  • Глава 3. Многофакторное статистическое моделирование регионального ценообразования на продовольственные товары
    • 3. 1. Теоретические модели цен и возможности статистического моделирования регионального ценообразования
    • 3. 2. Регрессионные модели региональных потребительских цен на основные продовольственные товары
    • 3. 3. Главные компоненты регионального ценообразования на продукцию АПК
  • Глава 4. Исследование причинно-следственных взаимосвязей статистики регионального ценообразования на продукцию АПК
    • 4. 1. Структура взаимосвязей факторных переменных регионального уровня цен на продовольственные товары
    • 4. 2. Методика построения и анализа статистических моделей причинных взаимосвязей показателей ценообразования в АПК
    • 4. 3. Система статистических показателей-индикаторов формирования региональных уровней потребительских цен на основные продовольственные товары

Проблемы статистики регионального ценообразования в АПК России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация социально-экономической системы Российской Федерации привела к глубокой территориальной дифференциации, которая особенно усилилась в условиях финансового кризиса. Поляризация параметров социально-экономического развития регионов, происходящая на фоне повсеместного падения уровня жизни основной массы населения, не имеет мировых аналогов и является причиной увеличения территориальной напряженности, возникновения неуправляемых центробежных процессов.

Необходимым условием выработки эффективных антикризисных мер федерального Правительства, обеспечения объективных критериев финансовой поддержки регионов является полная «прозрачность» их экономического положения. В связи с этим перед государственной статистикой стоит задача создания качественно новой методологии комплексного анализа показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах России. К числу таких показателей относятся региональные уровни цен на товары первой необходимости.

Как в периоды относительной экономической стабильности, так и в условиях дестабилизации экономики по территориальным центрам России наблюдаются существенные разрывы в уровнях цен на одноименные продовольственные товары. Это проявляется в углублении различий реальной наполненности доходов населения регионов, создает условия для преимущественного развития спекулятивного межрегионального рынка по сравнению с развитием регионального производства сельхозпродукции и продуктов переработки.

Потребительские цены на продовольствие по субъектам РФ имеют общеэкономический (национальный, мировой) фон формирования. Вместе с тем они обусловлены широким кругом региональных факторов (экономических, демографических, природно-климатических), определяющих спрос и предложение продукции аграрного сектора на региональных рынках, а также особенностями государственного воздействия на процессы ценообразования по субъектам РФ.

Система факторов (детерминант) рыночного спроса и предложения продукции, а также механизм их ценообразующего воздействия достаточно подробно исследованы в экономической теории рыночной экономики. Микроэкономический анализ факторов формирования цены разрабатывается теорией фирменного ценообразования. При этом цена рассматривается со стороны определенного объекта — конкретного товара, и определенного субъекта — конкретного производителя (продавца). Однако методология экономической теории и теории фирменного ценообразования не позволяют исследовать количественные закономерности формирования цен как многофакторного процесса в реальных условиях экономики регионов-субъектов Российской Федерации.

Исследование типичных закономерностей формирования региональных уровней потребительских цен на продовольственные товары, а также дифференциации регионов по условиям ценообразования относительно установленных закономерностей возможно путем применения специфических методов статистического анализа массовых процессов. При этом возникает ряд проблем, решение которых необходимо для реализации статистического исследования ценообразования на продовольственные товары по совокупности регионов Российской Федерации. Осуществление рыночных реформ обусловливает необходимость изучения экономических и организационных преобразований в агропромышленном комплексе Российской Федерации, процессов трансформирования АПК как централизованно управляемой структуры в систему интегрированных отраслевых рынков на региональном и общенациональном уровнях экономики.

Теория экономики агробизнеса (предпринимательской деятельности по обеспечению сельского хозяйства ресурсами и услугами, осуществлению производства сельхозпродукции, ее переработки и реализации) весьма подробно проработана в работах экономистов стран с развитой рыночной экономикой. Для условий экономики России вопросы сущности, экономической и организационной структуры агробизнеса проработаны недостаточно и требуют специального рассмотрения при формировании теоретической базы статистического исследования регионального ценообразования на конечную продукцию сельскохозяйственного производства.

Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997 -2000 гг.» Предусмотрено определение «. пороговых значений отдельных экономических показателей, выход за пределы которых может означать возникновение критической ситуации в регионе или на макроуровне» / В рамках данной проблемы важное значение имеет статистическое исследование ценообразования на основные виды продовольственных товаров с применением методов причинно-следственного анализа факторных взаимосвязей этого процесса. Статистическое исследование в изложенном направлении позволит выработать систему индикаторов ожидаемого уровня цен на продовольственные товары в соответствии со складывающейся экономической ситуацией в регионах. Это обеспечит необходимой информацией федеральные и региональные управляющие структуры для своевременной выработки мер социальной поддержки населения, формирования эффективных направлений маркетинга продовольственных товаров на региональном и межрегиональном уровнях.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методологии комплексного экономико-статистического анализа факторов рыночного спроса, предложения и цен реализации основных продовольственных товаров на уровне регионов-субъектов Российской Федерации, а также методологии статистического анализа причинно-следственных взаимосвязей региональной экономики, обусловливающих процессы ценообразования на конечную продукцию АПК. Работа ориентирована на решение крупной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Достижение цели исследования требует постановки и решения следующих задач:

1. Определение понятия «ценообразование» как предмета статистического исследования.

Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997 — 2000 годах.» // Вопросы статистики — 1997. № 1. С.5−13.

2. Изучение преобразований экономической и организационной структуры агропромышленной сферы экономики в ходе становления и развития рыночных отношений.

3. Изучение системы показателей региональной статистики, отражающих процессы ценообразования во взаимосвязанных продуктовых рынках АПК.

4. Обоснование комплекса факторов ценообразования на продукцию АПК на базе данных региональной статистики.

5. Разработка методических приемов факторного анализа процессов ценообразования в АПК РФ с учетом регионального аспекта проблемы.

6. Статистическое моделирование общерегиональных закономерностей ценообразования на основные продовольственные товары.

7. Обоснование методологии количественной оценки дифференциации регионов по условиям ценообразования.

8. Статистическое исследование и моделирование структуры взаимосвязей факторных показателей регионального ценообразования. Выработка системы показателей-индикаторов формирования регионального уровня цен на основные продовольственные товары.

9. Разработка предложений по совершенствованию информационного и методического обеспечения принятия управленческих решений в регионе в области ценообразования и контролирования процессов инфляции и рекомендаций по совершенствованию регионального экономического анализа.

Объектом диссертационного исследования явилась аграрно-промышленная сфера экономики регионов, а также потребительский рынок продовольственных товаров на уровне регионов-субъектов РФ. Исследование выполнено на основе свода статистических данных по регионам-субъектам РФ.

Предмет исследования — количественный аспект закономерностей формирования региональных уровней потребительских цен на продукцию АПК с учетом многофакторного характера их формирования и статистического проявления.

Теоретическом и методологической основой исследования являются труды известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам маркетинга на разных уровнях экономической системы, проблемам региональной экономики, а также проблемам экономических взаимоотношений в агропромышленной сфере.

Методология стратегии и тактики ценообразования в маркетинговом комплексе предприятий, особенности формирования цен в условиях становления рыночных отношений достаточно подробно исследованы в работах ряда отечественных экономистов: Г. В. Астратовой, В. В. Герасименко, А. П. Гориной, Г. Г. Господарчук, И. П. Денисовой, И. В. Липсица, Е. И. Пунина, И. К. Салимжанова, Э. Р. Уткина, Г. Н. Чубакова, П. Н. Шуляка. Работы указанных авторов по многим вопросам опираются на обширный опыт рыночного ценообразования в развитых странах и его обобщение ведущими специалистами в области маркетинга: Ф. Котлера, В. Хилля, Дж. Эванса и Б. Бермана, Б. Штольца, Д. Харпера, Ц. Вайса и других.

Статистические проблемы анализа уровней цен и ценовой динамики раскрываются и находят решение в работах О. Э. Башиной, И. К. Беляевского, К. К. Вальтуха, Л. А. Данченок, Н. Д. Ильенковой, П. фон дер Липпе, Е. В. Прокуниной, Н. Райской, Р. Торвея, А.Френкеля.

Региональный аспект поставленной в диссертации цели обусловил необходимость изучения работ по анализу и моделированию региональных экономических процессов. Для целей данного исследования наибольший интерес представили работы В. И. Видяпина, Ю. С. Дулыцикова, А. Жандарова, Т. Г. Морозовой, Е. А. Олейникова, В. М. Рябцева, В. И. Сыркина, И.Уолтера.

Теоретической основой исследования рыночных процессов в агропромышленной сфере экономики, в том числе процессов ценообразования, являются работы отечественных ученых-экономистов по проблемам АПК и продовольственной безопасности России: Г. П. Абрамовой, В. Р. Боева, Е. Н. Борисенко, М. М. Жигалина, Б. И. Искакова, В. А. Колемаева, М. Л. Лезиной, В. Милосердова, А. А. Попова, А Л. Ризгаева, а также произведения зарубежных авторов, посвященные изучению агробизнеса таких как: М. Трейси, В.Дж.Томека,.

К.Л.Робинсона, В. Р. Гранта, M.H.JIeaca, Х. Шекмана, Й. Т. Данлопа, К.Фидора. Однако, останавливаясь на проблемах ценообразования во взаимосвязанных рынках АПК, указанные авторы не предлагают комплексного теоретического и прикладного подхода к изучению этих процессов.

Решение обозначенной в диссертации проблемы статистического исследования закономерностей формирования потребительских цен в системе взаимосвязанных рынков АПК потребовало применения наряду с теоретическими обобщениями комплекса методов факторного статистического анализа и моделирования, в том числе корреляционного, регрессионного и компонентного анализа, методов исследования структурных моделей на базе систем одновременных эконометрических уравнений, метода построения причинных статистических моделей с неявными переменными.

В качестве исходного материала были использованы данные статистических ежегодников в разрезе регионов-субъектов РФ, публикуемые Государственным Комитетом по Статистике Российской Федерации, результаты аналитических разработок Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, а также статистические и нормативные материалы, опубликованные в периодической печати. Для обработки статистических данных были использованы пакеты прикладных программ «Statistica», «Microsoft Excel» .

Научная новизна исследования состоит в разработке методологической концепции комплексного статистического исследования формирования потребительских цен на основные продовольственные товары на уровне регионов-субъектов РФ.

Научную новизну образуют:

— определение понятия «ценообразование» как предмета статистического исследования на региональном и общенациональном уровнях экономики;

— исследование изменения экономического содержания, трансформирования функциональной, организационной и региональной структур АПК вследствие осуществления рыночной экономической реформы;

— разработка системы показателей региональной статистики, отражающих процессы формирования цен во взаимосвязанных рынках АПК на уровне субъектов РФ с учетом влияния внешних экономических факторов;

— обоснование системы показателей региональной статистики, обеспечивающих количественное выражение детерминант рыночного предложения и спроса на конечную продукцию агропромышленного производства (продовольственные товары) по совокупности регионов-субъектов РФ;

— разработка методики статистического моделирования причинно-следственных взаимосвязей факторов и условий формирования потребительских цен регионального уровня на основные виды продукции АПК;

— предложение системы статистических критериев конъюнктуры регионального потребительского рынка и ожидаемых уровней цен на продукты питания в зависимости от складывающейся в течение года ситуации в агропромышленной сфере экономики и возможностей платежеспособного спроса населения субъектов РФ.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем.

Автором разработан концептуальный подход, в соответствии с которым ценообразование на товары массового рыночного предложения и спроса на региональном и общеэкономическом уровнях рассматриваются как предмет статистического исследованияструктурирована по экономическому содержанию и организационным взаимосвязям предпринимательская деятельность по производству сельхозпродукции, ее распределению, переработке и реализации конечным потребителямэто позволило систематизировать показатели региональной статистики для отражения рыночных процессов, в том числе процессов ценообразования на продукцию АПКвыявлены информационные возможности региональной статистики по количественному выражению детерминант массового спроса и предложения продукции во взаимосвязанных рынках агропромышленной системыустановлены количественные закономерности воздействия рыночного спроса и предложения с учетом регулирующей роли государства на процессы формирования региональных потребительских цен на основные виды продовольственных товаровопределены особенности проявления этих закономерностей в условиях неустоявшихся рыночных отношенийразработана методология поэтапного факторного статистического моделирования процессов регионального ценообразования на основные виды продовольственных товаровисследованы причинно-следственные статистические взаимосвязи факторов региональных потребительских цен на основные виды продукции АПКна основе построения и оценки параметров структурных моделей определены цепи переменных, статистическое взаимодействие которых наиболее адекватно отражает процессы формирования цен регионального уровня на основные продовольственные товары в зависимости от складывающейся ситуации в агропромышленной сфере и на потребительском рынке экономики регионана основе использования приемов статистического моделирования с включением условных переменных, не имеющих количественного представле ния в практической статистике, разработана методика выделения агрегированных статистических взаимосвязей, обусловливающих конъюнктуру потребительского рынка и процессов ценообразования по основным видам продовольственных товаровразработаны картограммы распределения регионов-субъектов Российской Федерации по направлениям отклонения фактических уровней цен на основные продовольственные товары от уровней, соответствующих общерегиональным закономерностям ценообразованияпредложены направления совершенствования системы показателей региональной статистики для повышения содержательности и надежности стати стических исследований взаимосвязанных экономических процессов, определяющих формирование цен на основные продовольственные товары.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные автором положения, рекомендации и выводы вносят существенный вклад в совершенствование методологии региональной статистики и регионального экономико-статистического анализа экономических процессов в агропромышленной сфере экономики, факторов конъюнктуры потребительского рынка продовольственных товаров в субъектах Российской Федерации.

Практическая значимость исследования связана с его прикладным характером, комплексностью решения рассматриваемых задач. Методологические положения и результаты практических исследований диссертации находят применение в изучении ситуации, складывающейся в регионах России с потребительскими ценами на продовольственные товары, в рамках обоснования и реализации программ Департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации Самарской области по обеспечению экономической и продовольственной безопасности на территории области. Предложенные в диссертации теоретические выводы и инструментарий экономико-статистического анализа используются в обработке результатов мониторинга уровня цен на потребительском рынке Самарской области, включены в методологию областной программы реформирования статистики на период 1998 — 2000 гг.

Выводы и предложения диссертации по статистическому исследованию взаимосвязей в агропромышленной сфере региональной экономики, а также процессов рыночного ценообразования применимы для использования в учебном процессе по социально-экономической статистике, статистике агробизнеса и региональной статистике.

Предлагаемая работа состоит из четырех глав.

В первой главе — «Теоретические основы исследования регионального ценообразования на продукцию АПК» дается понятие ценообразования как составной части рыночного ценового механизма, определяется ценообразование как предмет статистического исследования на региональном и общенациональном уровнях экономики. Исследуется трансформирование организационной, функциональной, региональной структур агропромышленной сферы экономики России в ходе становления рыночных отношений, изучаются направления воздействия рыночных преобразований в АПК на формирование цен основных продовольственных товаров, предлагается концепция статистического изучепня формирования региональных потребительских цен на продовольственные товары как многофакторного процесса.

Во второй главе — «Методология статистнко-экономического анализа факторов формирования региональных потребительских цен на продукты аграрного сектора экономики» теоретически раскрывается механизм взаимного влияния товарных рынков АПК, различающихся по степени конкурентности продавцов и покупателей, на разных уровнях экономической системыисследуются проблемы количественного выражения процессов ценообразования показателями региональной статистикиразрабатывается система показателей, отражающих факторы и условия формирования региональных потребительских цен на продовольственные товары.

В третьей главе — «Многофакторное статистическое моделирование регионального ценообразования на продовольственные товары» на основе мате-матико-статистических методов исследуются закономерности формирования цен на основные продукты питания под воздействием факторов региональной экономики, внешней экономической среды, а также влияния элементов государственного регулированияпредлагаются методы количественной оценки дифференциации регионов России по условиям ценообразования на продукты питанияисследуются возможности структуризации факторов и условий региональной экономики, воздействующих на процессы формирования цен.

В четвертой главе — «Исследование причинно-следственных взаимосвязей статистики регионального ценообразования на продукцию АПК» моделируется иерархическая структура показателей региональной статистики, отражающих факторы формирования потребительских цен на продовольственные товары, предлагается методика выработки статистических индикаторов конъюнктуры рынка основных продовольственных товаров и потребительских цен на них в зависимости от складывающихся пропорций региональной экономики.

Выводы по главе 4.

1. Статистические показатели факторов и результатов формирования потребительских цен на продукты питания в регионах находятся в определенной иерархической взаимосвязи, отражающей экономические процессы в интегрированных рынках АПК и влияние «внешней» экономической среды на агропромышленный сектор региональной экономики.

2. Схематическое представление показателей системы ценообразования на определенный товар в виде ориентированного графа взаимосвязей может быть логической основой применения метода структурного моделирования на базе системы одновременных регрессионных уравнений.

Оценка и отбор по заданному критерию параметров разработанных структурных моделей позволили установить статистически наиболее значимые причинно-следственные взаимосвязи формирования региональных уровней цен на основные продукты питания.

3. Установленные путем расчетов наиболее значимые цепи факторного влияния в структурных моделях позволили определить статистические индикаторы уровней цен на продукты питания в регионах России в зависимости от складывающейся в них экономической ситуации в агропромышленной сфере и на потребительских рынках.

4. Использование метода структурного моделирования с включением ненаблюдаемых в статистике переменных обеспечивает возможность оценки влияния на конъюнктуру регионального рынка и уровни потребительских цен наиболее общих параметров регионального ценообразования: среднедушевых объемов производства сельхозпродукции в регионах и среднедушевых денежных доходов населения.

5. Обусловленность региональных уровней цен и состояния потребительского рынка данными параметрами варьирует по исследованным видам продовольственных товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Важнейшим вопросом статистики является объективность понятия средней цены. Уровни цен на основные продукты питания относятся к числу показателей, характеризующих дифференциацию условий жизни населения регионов, входят в блок-систему показателей статистической оценки товарных рынков (федерального, регионального, местного).

Статистический подход в региональном аспекте обеспечивает возможность количественного выражения закономерностей регионального ценообразования на продовольственные товары с учетом многообразия причинно-следственных связей в агропромышленной сфере экономики и на потребительских рынках субъектов Российской Федерации.

2. Развитие многообразия форм собственности, типов ведения хозяйства, формирование внутрирегиональных и межрегиональных рыночных отношений определяет изменение экономического содержания агропромышленной интеграции. Агропромышленный комплекс преобразуются в систему вертикально интегрированных отраслевых рынков. Структуризация экономики АПК по функциональному, организационному и региональному признакам обеспечила автору возможность систематизации данных статистики, отражающих факторы формирования потребительских цен на продовольственные товары в рамках экономики административно-территориальных субъектов РФ.

3. Региональные потребительские цены, находясь под определенным воздействием внешней экономической среды, существенным образом обусловлены внутренними процессами региональной экономики. В диссертации сведены в единый массив показатели региональной статистики, отражающие экономические взаимосвязи в агропромышленной сфере и на потребительских рынках субъектов РФ, а также показатели, характеризующие макроэкономические условия ценообразования в регионах России.

4. Обобщение в едином массиве официальных статистических данных в разрезе субъектов РФ показало неоднозначность полноты и адекватности представления в нем различных этапов рыночных взаимоотношений в агропромышленной системе. В частности, по сельскому хозяйству показатели регионального уровня имеют существенную натурально-технологическую направленностьрегиональная статистика обеспечивает достаточно полное количественное выражение демографических и доходных факторов потребительского спроса населения областей, республик, краев в составе России. Вместе с тем, потоки продуктов и доходов в агропромышленной системе регионов, а также детерминанты рыночного предложения и спроса на отраслевых рынках АПК в ней отражаются лишь фрагментарно. В работе предложены способы количественного выражения факторов ценообразования показателями свода данных по субъектам РФ. В результате сформирована система статистических показателей регионального ценообразования как многофакторного процесса.

5. Внешний круг ценоопределяющих факторов в разработанной системе составили показатели, разработанные на основе региональной системы национальных счетов. Результаты статистического анализа на их основе показали, что цены на продовольственные товары находятся в существенной прямой зависимости от уровня экономического развития регионов (который оценивался показателем валового регионального продукта на душу населения) и в обратной — от доли валового накопления основного капитала в составе используемого регионального продукта. Установлено также статистически значимое воздействие на уровни цен в регионах показателей макроэкономической рентабельности отраслей (выражаемой соотношением добавленной стоимости и промежуточного потребления), а также показателей отраслевой структуры ВРП.

6. Анализ значений парных коэффициентов корреляции (ПКК) зависимых величин (региональных потребительских цен на основные продукты питания) и факторных признаков позволил установить, что ценоопределяющие факторы региональной экономики подразделяются на два блока. Первый блок (ПКК по модулю для всех продуктов превышают 0,65 — 0,7) составили факторы взаимного влияния цен в продуктовых цепях агропромышленной системы и на потребительских рынках регионов РФ. Второй блок (абсолютные значения ПКК менее 0,65) образован неценовыми детерминантами спроса и предложения на региональных рынках основных продовольственных товаров, показателями развития рыночной инфраструктуры в регионах, макроэкономическими параметрами региональной экономики, природно-климатическими факторами.

7. На основе анализа регрессионных уравнений региональных потребительских цен на основные продовольственные товары выделены группы общих и специфических факторов для исследуемых продуктов в составе показателей региональной статистики. Установлено, что к общим факторам, статистически значимым по ценам на все исследуемые продукты, относятся цены на сопряженные товары в системе АПК, показатели платежеспособности населения регионов, самообеспечения регионов сельхозпродуктами, развития региональной транспортной системы. Специфические факторы в регрессионных уравнениях цен, свойственные лишь конкретным товарам, определились особенностями доходной эластичности этих товаров, неоднозначным набором демографических факторов спроса на эти товары, значением индивидуального сектора в их производстве и реализации, технологическими взаимосвязями на стадиях переработки.

8. Выражение количественных закономерностей формирования региональных цен на основные продукты питания с помощью регрессионных уравнений позволило распределить области, края, республики России по каждому продукту в двух «ценовых коридорах»: со знаком «+», если фактическая цена в регионе складывается выше статистически закономерной (соответствующей осредненному воздействию учтенных ценообразующих факторов по региональной совокупности в целом) и со знаком «-», если фактическая региональная цена ниже статистически закономерной. Составлены картограммы распределения регионов Росси по условиям ценообразования на основные продукты питания.

9. Установлено, что в ряде субъектов РФ (Московской обл., Тверской обл., Воронежской обл., Самарской обл., Респ. Адыгея, Магаданской обл., Сахалинской обл.) потребительские цены на все основные продукты животноводства превышают статистически закономерные. В Республике Саха и Приморском Крае потребительские цены на основные продукты растительного происхождения определились выше расчетного уровня. В остальных субъектах РФ потребительские цены на отдельные продукты животноводства и растениеводства отклоняются как в большую, так и в меньшую сторону от расчетных уровней, соответствующих осредненному воздействию ценообразующих факторов по совокупности в целом.

10. На этапе регрессионного анализа установлено, что в регионах, расположенных в «ценовом коридоре» со знаком «+» цены на продукты питания более отзывчивы на доходные детерминанты рыночного спроса конечных потребителей, а в «коридоре» со знаком «-» цены более резко реагируют на затратные факторы предложения на сельскохозяйственных рынках региональной экономики.

11. Система показателей региональной статистики, отражающих факторы потребительских цен на продукты питания, имеет сложную иерархическую структуру, что определяет высокую коррелируемость составных элементов этой системы. Определенное структурирование исходной факторной системы обеспечено применением метода главных компонент. На его основе для каждого продукта установлено 15 (по картофелю 14) статистически значимых общих фактора, из которых первые четыре обусловливают свыше 50% общей дисперсии региональных потребительских цен. Дана следующая интерпретация наиболее значимым главным компонентам: I — единство элементов ценовой системы в агропромышленной сфере и на продовольственных рынках региональной экономикиП — потребительский спрос на основные виды продовольствия в регионеШ — развитость рыночной организационной структуры агропромышленной сферы регионаIV — платежеспособность населения региона.

12. Установлено неоднозначное воздействие наиболее значимых общих факторов на исследуемые цены путем построения регрессионных уравнений на главных компонентах. Для всех продовольственных товаров рассматриваемой группы прямое влияние на региональные уровни цен оказывают первая и четвертая компоненты. Воздействие второй и третьей компонент неоднозначно по исследуемым продовольственным товарам.

13. На основе разработки ориентированных графов взаимосвязей статистических показателей регионального ценообразования и применения методологии причинного структурного анализа обеспечено существенное «сужение» исходной факторной системы без значимой потери ее адекватности. В результате число теоретически обоснованных факторов, включающих до 60-ти показателей региональной статистики по каждому продукту, сведено до 8 — 10-ти индикаторов возможного уровня цен на продовольственные товары в зависимости от складывающейся в течение года экономической ситуации в регионах России.

14. Дальнейшее углубление содержательного и количественного анализа причинно-следственных взаимосвязей позволило установить наиболее общие статистические параметры, отражающие формирование годовой конъюнктуры регионального рынка и уровня цен на основные продовольственные товары. Доказано, что в составе годовых показателей региональной статистики роль подобных параметров могут выполнять размеры среднедушевого производства соответствующего продукта в регионе и среднедушевых денежных доходов населения регионов.

15. Статистическое структурное моделирование с применением латентных переменных (обеспечивающих восполнение нехватки информации по состоянию потребительского рынка) обеспечило количественную оценку обусловленности вышеназванными параметрами сложившегося соотношения спроса и предложения на региональных продовольственных рынкахустановлено, что отклик цен на долговременную конъюнктуру рынка более значим по цельному молоку, яйцам, картофелю, растительному маслу, и менее существенен по говядине, маслу животному, сахару-песку, печеному хлебу.

16. Разработанная система многофакторного статистического исследования обеспечивает региональные и федеральные органы управления комплексом методик анализа общих закономерностей и особенностей формирования цен на основные продовольственные товары в субъектах РФ под воздействием факторов региональной экономики.

Применение данных разработок обеспечит возможность на основе оценки воздействия факторов ценообразования на продукты питания в регионах своевременно анализировать изменение параметров уровня жизни населения, предусматривать развитие рыночной ситуации.

17. С учетом информационных проблем, вставших перед автором в ходе выполнения данного исследования, необходимо указать следующие направления совершенствования региональной статистики в соответствующем теоретическом и практическом плане:

1) натурально-технологические параметры сельского хозяйства должны в значительной степени уступить место показателям степени конкурентности этой отрасли в межотраслевых взаимосвязях, а также показателям финансовых результатов в разрезе основных видов производства;

2) необходима разработка статистических показателей результатов деятельности, структуры форм собственности и численности посредников по каналам движения продукции от отраслей материально-технического обеспечения до сельского хозяйства, а также на промежуточных стадиях между сельскими производителями и промышленными переработчиками;

3) следует наполнить региональную статистическую систему показателями конкурентности производителей продуктов промышленной переработки сельхозсырья и торговых посредников, разработать количественные параметры потоков движения продукта и дохода в этих звеньях АПК;

4)развитием сектора индивидуальных производителей сельхозсырья и усилением роли частных коммерческих посредников встает необходимость исследования возникающего вследствие этого влияния «эффекта масштаба» на формирование регионального продовольственного рынка;

5) требует совершенствования в направлении повышения системности (в разрезе каналов поступления и направлений использования) информации по государственной поддержке агропромышленного сектора региональной экономики;

6) нерешенной в теоретическом и информационном плане является проблема конкурентности покупателей во взаимосвязанных рынках АПК, воздействия степени концентрации покупателей различных видов продукции на параметры ее предложения на региональных рынках;

7) насущной потребностью для углубления исследований в рамках проблемы является формирование массива региональных данных по объемам поступления импортного продовольствия и ценам на него. Представление такой информации широкому кругу пользователей обеспечит возможность творческих исследований по конкурентности отечественных продуктов питания и степени воздействия импорта продовольствия на процессы регионального ценообразования.

Теоретические выводы и практические рекомендации указывают на то, что разработанная в данном исследовании проблема может иметь дальнейшее логическое и прикладное развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.263 с.
  2. Т.Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее изменения. М.: Финансы и статистика, 1996. — 197 с.
  3. Т. Показатели степени монополизации // Вопросы статистики. 1996. -№ 4. — С. 20 — 22.
  4. Н., Мымрикова Л. Методология изучения эффективности концентрации и монополизма в промышленности // Вопросы статистики. -1997.-№ 12.-С. 8- 13.
  5. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальных подход. Шадринск: ПО «Исеть», 1996. — 324 с.
  6. Е.В. Издержки и полезность как факторы ценообразования// Вестник МГУ. Серия «Экономика». 1996. — № 4. — С. 3 — 27.
  7. Е.В. О дискретном характере процесса ценообразования // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 1994. — № 5, — С. 20 — 30.
  8. Е.В. Осциллирующие траектории в моделях динамики цен // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 1995. — № 1. — С. 26 — 38.
  9. И. Статистика товарного рынка: оценка рыночной конъюнктуры // Вопросы статистики. 1997. — № 4. — С. 20−25.
  10. В.Р., Романов А. Е., Серков А. Ф., Ушасев И. Г., Шутьков А. А. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 2. — С. 7 — 15.
  11. Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1997. — 349 с.
  12. В.П., Боровиков И.П. Statistica Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информационно-издательский дом «Фшшнъ», 1997.-608 с.
  13. А. Рынок продовольствия // Экономист. № 3. — 1996. -С. 82 — 86.
  14. А.Я. Теоретические исследования по статистике. М.: Статистика, 1974. — 304 с.
  15. А.В. Переходная экономика. Курс лекций по политической экономии. М.: Экономика, 1994. — 471 с.
  16. А.В. Предпринимательство. Основной курс / Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1997. — 608 с.
  17. Вайну Я.Я.-Ф. Корреляция рядов динамики. М.: Статистика, 1997.119 с.
  18. Н.Э., Козлова Л. И. Формирование цены в рыночных условиях. М.: Бизнес — Школа «Интэл — Синтез», 1995. — 65 с.
  19. ВидяпинВ.И. и другие. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). Учебно-практическое пособие. / Под редакцией Олейникова Е. А. М.: ЗАО «Бизнес — Школа «Интел — Синтез», 1997.-288 с.
  20. Р., Холден К. Введение в прикладной эконометрический анализ / Перевод с англ. М.: Финансы и статистика, 1981. — 294 с.
  21. В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.- 187 с.
  22. А.В. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996. — 168 с.
  23. А.П. Ценообразование / Учебное пособие. Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 1996. — 124 с.
  24. Г. Г. Ценовое регулирование региональных товарных рынков. Н. Новгород: Новгородский ун-т, 1996. — 240 с.
  25. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / Учебное пособие, под ред. Т. Г. Морозовой и А. В. Пикулькиной. М.: Финста-тинформ, 1997. — 222 с.
  26. B.C., Тавадян А. А. Системология экономических категорий.-М.: Наука, 1992. 109 с.
  27. В.Н. Организационные формы агропромышленной интеграции в США. М.: ВНИИТЭИСХ, 1978. — 58 с.
  28. И.П. Цены и ценообразование / Учебное пособие. М.: Экспертное бюро, 1997. — 64 с.
  29. М., Крэвис Ирв. Международные сравнения национального продукта и уровня цен / Перевод с англ. Кудрова В. М. М.: Госстандарт, 1962.-338 с.
  30. Дж. Эконометрические методы / Перевод с англ. М.: Статистика, 1980. — 444 с.
  31. Э.В., Родионова О. А., Юрков Е. П. Определение ценовых соотношений для регулирования товарообмена в интеграционном формировании // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 7. — С. 22−27.
  32. Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. М.: МГУ, ИНФРА-М, 1997.-784 с.
  33. А.М. Обработка статистических данных методом главных компонент. М.: Статистика, 1978. — 136 с.
  34. Европа и Россия: Опыт экономических преобразований / Отв. редактор Кудров В. М. М.: Наука, 1996. — 480 с.
  35. Л., Евстигнеев Р. Макрорегулирование в переходной экономике: вопросы теории // Вопросы экономики. 1997. — № 8. — С. 4 — 23.
  36. И.И., Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Финансы и статистика, 1982. — 192 с.
  37. А.М. Математико-статистические методы изучения экономической эффективности производства.- М.: Финансы и статистика, 1983. -191 с.
  38. А., Шиллер Ф., Никитин Е. Экономическая безопасность России: региональных уровень // Вопросы статистики. 195. — № 3.- С. 20−27.
  39. Н.С. Формирование аграрно-промышленного комплекса в экономике США. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.э.н. М.: МГУ, 1975.-41 с.
  40. А.И., Кудрова Е. С. Статистика цен в европейских социалистических странах. М.: Статистика, 1973. — 310 с.
  41. Е.В., Проживина Н. Н. О региональных факторах российской инфляции // Вопросы статистики. 1997. — № 10. — С. 16 — 22.
  42. Е., Рыжов М. Методы анализа влияния роста потребительских цен на структуру денежных доходов населения Самарской области // Вопросы статистики. 1997. — № 5. — С. 66 — 69.
  43. Л.И. Нецеситная теория цен и других экономических пропорций. Йошкар-Ола, изд-во «Периодика», 1989. — 172 с.
  44. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Перевод с англ. М.: Прогресс, 1996. — 658 с.
  45. Н.Д. Спрос: анализ и управление / Под ред. И.К. Беляев-ского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 160 с.
  46. С.Е., Можин В. П., Панченко А. В. Планирование развития аграрно-промышленного комплекса.-Новосибирск: Наука, СО, 1975.-172с.
  47. С.Е. Планирование развития аграрно-промышленных комплексов. Новосибирск, СО АН СССР, 1979. — 236 с.
  48. Институциональные основы рыночной экономики в России (под редакцией О.С. Белокрылова). М.: Наука, 1996. — 186 с.
  49. .И. Статистические методы прогнозирования / Учебное пособие. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1976. — 90 с.
  50. С.В. Теоретические модели цен (критический анализ буржуазных концепций). Новосибирск: Наука, 1987. — 223 с.
  51. А. Структурные изменения в экономике США / Перевод с англ. М.: Статистика, 1974. — 271 с.
  52. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики, 1996. № 4. — С. 81 — 95.
  53. Н.Я. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающий предприятий. 1997. — № 5. — С. 22 — 23.
  54. М. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции //АПК: экономика, управление. 1997.7. С. 42 — 49.
  55. КолемаевВ.А. Математико-статистические модели сельскохозяйственного производства // Статистическое моделирование экономических процессов. Ученые записки по статистике АН СССР. М.: Статистика. -1980.-Т. 36-С. 170- 195.
  56. Я. Дефицит / Перевод с венгерского. М.: Наука, 1990.607 с.
  57. Р. Фирма, рынок и право. Перевод с английского. М.: Дело, 1993.- 193 с.
  58. Э.Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК. М.: Экономика, 1983.-231 с.
  59. И.Г., Комов В. Г. Основы маркетинга в агропромышленном комплексе / Учебное пособие. Курск, Курская гос. сельхоз. академия. -1995.-54 с.
  60. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997. -720 с. •
  61. Р. Ценообразование в АПК стран с развитой рыночной экономикой // АПК: экономика и управление. 1997. — № 7. — С. 50 — 56.
  62. Р.А. Цены и ценообразование в АПК в условиях рынка. -Нальчик: Эльбрус, 1996. 104 с.
  63. М. Современные особенности структуры сельского хозяйства России // Вопросы статистики. 1997. — № 9. — С. 47 — 54.
  64. В. Межотраслевая экономика / Перевод с англ. М.: Экономика, 1997. — 479 с.
  65. В.И. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997.354 с.
  66. Л.И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. 4-е изд. — М.: Издательство ABF, 1996. -704 с.
  67. С.А., Терентьева А. С. Управление качеством продукции в мясном подкомплексе зарубежных стран. М.: ВАСХНИЛ, НИИ ТЭИ, 1989,50 с.
  68. А.Н. История ценообразования в СССР (1917−1963 гг.) -М.: Мысль, 1964.-439 с.
  69. К., Энгельс Ф. Продукты непосредственного труда / Соч. т. 49. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — 555 с.
  70. МасловаН.П. Статистическая теория: предмет, содержание, структура и перспективы: Диссертация на соискание ученой степени докт. экон. наук. Ростов на Дону, Ростовская гос. академия, 1995. — 380 с.
  71. П.П. Социология и статистика. М.: Статистика, 1967.295 с.
  72. Н.А. Организационно-экономические аспекты производства плодов и овощей в США. М.: ВАСХНИЛ, НИИ ТЭИ, 1991. — 46 с.
  73. Методика экономических исследований в агропромышленном производстве. Под редакцией В. Р. Боева. М.: РАСХН, ВНИЭСХ, 1995. — 218 с.
  74. Методологические положения по статистике. Вып. I. М. Госкомстат России, Логос, 1996. — 672 с.
  75. В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. М.: Наука, 1985.-264 с.
  76. В.И., Панцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М., НИИ ТЭИ АПК, 1995.- 83 с.
  77. Национальные счета России в 1989 1995 годах. Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 1997. — 105 с.
  78. Р. К единой теории цены: диалог научных школ // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 5. — С. 53 — 58.
  79. С.М. Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1973. — 384 с.
  80. В. Ценообразование в переходный период. // Экономист. -1996. -№ 3.- С. 65−69.
  81. Общая теория статистики / Под ред. А. Я. Боярского и Г. Л. Громыко.-2-е. изд. М.: МГУ, 1985. — 376 с.
  82. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем./ Общ. ред. О. Лациса М.: Прогресс, 1995. — 203 с.
  83. Ослунд Андрее. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика, 1996. — 430 с.
  84. Петер фон дер Лнппе. Экономическая статистика. Издатель ФСУ Германии, 1995. — 630 с.
  85. Н.Я., Ротарь В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М.: Наука, 1985. — 193 с.
  86. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Экономика, 1995. — 115 с.
  87. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и меры ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1982.112 с.
  88. Е.В. Методология статистики цен в период становления рыночных отношений: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1995. — 31 с.
  89. Е. Новые методики статистического наблюдения за ценами // Вопросы статистики. 1995. — № 1. — С. 35 — 37.
  90. Промышленность в России. 1996. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996. — 425 с.
  91. Е.И. Альтернатива затратному синдрому: промышленность, цены, внешнеэкономические отношения (вопросы теории и практики). М.: изд-во АО «Консалтбанкир», 1996. — 77 с.
  92. .А., Лозовский Л. Ш., Стородубцева Е. Г. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
  93. Э. Основы экономической теории: Микроэкономическая теория рынков продукции. М.: Наука, 1995. — 347 с.
  94. Н.М., Ятнов В. А., Нестеренко О. Н., Капустина Л. М. Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления. Екатеринбург, Уральский гос. ун-т, 1996. — 112 с.
  95. Н. Совершенствование учета и анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции // Вопросы статистики. 1997. — № 9.1. С. 21 -25.
  96. A.JI. Цена и ценообразование в АПК. Учебное пособие. -Кубанский государственный аграрный университет, 1996. 256 с.
  97. Российский статистический ежегодник. 1996. М.: Госкомстат России, Логос, 1996.- 1200 с.
  98. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1997.-749 с.
  99. Россия в цифрах. 1997. Краткий статистический сборник. М.: Издательский центр Госкомстата России, 1997. — 414 с.
  100. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России. Доклад Россельхозакадемии (И.Г. Умачев, В. Р. Боев, А. А. Шутьков и др.) // АПК: экономика, управление. 1997. — № 2. — С. 46 — 66.
  101. В., Новикова И., Тихомирова Е. Сравнительный анализ индикаторов экономического и социального развития регионов ассоциации «Большая Волга» // Вопросы статистики. 1995. — № 3. — С. 28 — 36.
  102. В.М. Региональный анализ эффективности общественного производства (Математико-статистические методы исследования) М.: Статистика, 1977. — 168 с.
  103. Л., Сутягина О. Количественные показатели разнообразия связей отраслей народного хозяйства // Вестник статистики. 1977. — № 9. — С. 27- 33.
  104. И.К. Цена плановый инструмент экономического управления. На примере предметов долгосрочного пользования. — М.: Экономика, 1975. — 94 с.
  105. К.И. Ценообразование / Учебное пособие. Владивосток: Дальневосточная гос. академия экономики и управления, 1996.151 с.
  106. Сельскохозяйственное производство России: динамика и эффективность (1970 1996 годы) — М.: ЦЭК при Правительстве Российской федерации, 1997.- 122 с.
  107. В.Н. Реформы цен: проблемы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1991. -112 с.
  108. М. Цена, производство и потребление. М.: Экономика, 1982.-98 с.
  109. В.М. Источники информации по ценообразованию и некоторые данные по динамике внутренних цен в США / Под ред. В.Е. Рыбал-кина М.: НИИ по ценообразованию Госкомцен СМ СССР, 1971. — 180 с.
  110. В., Попов В. Ценообразование и менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса., 1996. — 102 с.
  111. Справочник по ценообразованию. М.: Экономика, 1985.- 400 с.
  112. Статистика коммерческой деятельности / Учебник для вузов- под ред. И. К. Беляевского, О. Э. Байтной. М.: Финстатинформ, 1996. — 288 с.
  113. Статистика рынка товаров и услуг / Учебник- под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.
  114. Стоимость жизни и ее измерение / Под ред. В. М. Рутгайзера и С. П. Шпилько. М.: Финансы и статистика, 1991. — 174 с.
  115. В.И. Измерение эффектов межрегионального взаимодействия. Новосибирск: Наука, СО, 1991. — 215 с.
  116. И.П. Теория статистических показателей. М.: Статистика, 1975.-264 с.
  117. В.И. Региональное развитие в переходной экономике. -Владивосток: Дальнаука, 1997. 132 с.
  118. Т., Чистяков Е. Оценка социально-экономического положения регионов субъектов Российской Федерации // Вопросы статистики.-1996.-№ 3.-С. 44−47.
  119. Теоретическая экономика. Политэкономия. Под редакцией Г. П. Журавлевой и Н. Н. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, Издательское объединение ЮНИТИ, 1997. — 485 с.
  120. В.А., Лезнна М. Л. Конечный продукт в АПК. М.: Наука, 1985.-264 с.
  121. Тодаро М.-П. Экономическое развитие: Учебник. Перевод с английского. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. — 671 с.
  122. Р. Индексы потребительских цен (МОТ, Женева). М.: Финансы и статистика, 1993. — 248 с.
  123. Торговля в России. 1996. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996. — 277 с.
  124. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику. Перевод с английского. СпБ.: Экономическая школа, 1995. — 432 с.
  125. В.Ф. Методологические проблемы измерения взаимосвязей социально-экономических явлений: Автореф. дисс. докт. экон. наук. М.: Финансы и статистика, 1995. — 48 с.
  126. О.И. Экономические институты капитализма (фир-мы, рынки, «отношенческая» контрактация) / Перевод с английского СпБ.: Лен-издат, 1996. — 703 с.
  127. С. О воздействии местных органов управления в отдельных регионах на процессы формирования цен на товары народного потребления и платные услуги населению // Вопросы статистики. 1995. — № 12.1. С. 57 60.
  128. А. Демократия, либерализм и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С. 4 — 19.
  129. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997. — 224 с.
  130. Ф. Проблема идентификации в эконометрии / Перевод с англ. М.: Статистика, 1978. — 223 с.
  131. Дж. Кое-что о цене. Дайджест-конспект. / Сост. Чарым-ский B.C. Дайджест-библиотека. Современная политика и экономика. Вып. I. Государство и рынок. М.: Издательский Дом Лада М, 1995. — 96 с.
  132. А.Н. Структурные пропорции АПК зарубежных стран. М.: ВАСХНИЛ, НИИ ТЭИ АПК, 1989. — 71 с.
  133. . И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики // Вопросы экономики. -1997.-№ 8.-С. 112- 124.
  134. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 296 с.
  135. А.В. Бюджетные исследования. История и методы. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991.-431 с.
  136. А.В. Очерки по теории трудового хозяйства. М., 1912.165 с.
  137. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориен-тация теории стоимости. М.: Экономика, 1996. — 351 с.
  138. А. Проекты развития маркетинговой инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. 1997. — № 8. — С. 21 — 25.
  139. О.Ф. Эволюция форм собственности в экономике региона: теория и опыт. Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 1995. — 168 с.
  140. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996. — 215 с.
  141. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Перевод с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. — 698 с.
  142. А.С. Основы рыночного ценообразования. Курс лекций. Калининград: Калининградский гос. университет, 1997. — 74 с.
  143. Н. Методологические принципы статистической оценки товарных рынков на федеральном, региональном и местном уровнях. // Вопросы статистики. 1996. — № 5. — С. 39 — 47.
  144. Г. С. Аграрная реформа в России и развитие АПК в странах запада. Н. Новгород, Нижегородская гос. сельхозакадемия, 1995.99 с.
  145. А.Ф. Экономическая теория / Учебное пособие для вузов.-2-е изд.: В 2 кн. Кн. 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 352 с.
  146. Экономические проблемы АПК. Под редакцией Боева В. Р. М.: ВНИЭСХ, 1995.-230 с.
  147. М.Д. Ценообразование в АПК в условиях перехода к рыночным отношениям. // Экономика сельскохозяйственных и промышленных предприятий. 1997. — № 5. — С. 17 — 21.
  148. А. Статистическая оценка уровня монополизации производства // Вестник статистики. 1990. — № 9. — С. 13 — 17.
  149. Agricultural Marketing, Systems, Coordination, Cash and Future Prices. W.D. Purcell. Reston Publishing Company, Reston, Virginia, 1979. — 472 p.
  150. Agricultural Product Prices (second edition) W.G. Tomek- K.L. Robinson. Cornell Univ. Press. Ithaca and London, 1995. — 367 p.
  151. Factors Affecting Supply, Demand, and Prices of U.S. Rice., W.R. Grant and M.N. Leath. US Department of Agriculture. Economics, Statistics, and Cooperatives Service, Washington, 1979. — 150 p.
  152. From Land to Mouth. Understanding the Food System. B. Kneen, NC Press Limited, Toronto, 1989. 212 p.
  153. Getes Т., Linden F. Costs and Competition. American Experience Abroad. New York, 1961. 100 p.
  154. Profits in the United States. An Introduction to a Study of Economic Concentration and Business Cycles. H.J. Shekman. Univ. of California, Riverside. Cornell Univ Press. Ithaca, New York, 1968. 252 p.
  155. The Economics of Relative Prices. Proceeding of Conference held by International Economic Assotiation in Athens, Greece. Ed. by B. Csikos Nagy- Douglas Hague and Graham Hall. St. Martin’s Press.: New York, — 1984. — 551 p.
  156. The Lessons of Wage and Price Controls The Food Sector. Edited by J.T. Dunlop and K.J. Fedor. Graduate School of Business Administration, Harvard University, Boston, 1977. — 344 p.
  157. Динамика цен в экономике России (декабрь к декабрю предыдущего года)1. Показатели Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997
  158. Индекс потребительских цен 26,1 9,4 3,2 2,3 1,2 1,11
  159. Индексы цен в промышленно-сти: а) на готовую продукцию 33,8 10,0 3,3 2,8 1,3 1,07б) на приобретенные ресур- сы — 3,1 3,1 1,2 1,06
  160. Индексы цен реализации про- 9,4 8,1 3,0 3,3 1,4 1,26дукции сельского хозяйства, в том числе: индекс цен реализации заго- товительным организациям 9,7 10,9 2,6 2,4 1,2 1,08продукции животноводства
  161. Индекс цен в капитальном — 3,3 2,5 1,4 1,05строительстве
  162. Индекс тарифов на грузовые пе- 35,6 18,5 3,5 2,7 1,2 1,01ревозки.
  163. Система показателей статистики регионов субъектов РФ, представляющих исходный массив данных исследования и моделирования регионального ценообразования на конечную продукцию АПК
  164. Значения критерия согласия А.Н.Кол-
  165. Обозначение Наименование показателей региональной могорова (X.) и вероятности (Р) отк-пере- статистики (1996 г.) лонения эмпири-менной ческого распределения от распределения по нормальному закону1. X Р1 2 3 4
  166. XI Средняя цена 1 кг говядины, руб. 0,274 Р<0,01
  167. Х2 Средняя цена 1 л молока цельного, руб. 0,274 Р<0,01
  168. ХЗ Средняя цена 1 кг масла животного, руб. 0,131 Р<0,15
  169. Х4 Средняя цена <1 дес. яиц, руб. 0,329 Р<0,01
  170. Х5 Средняя цена 1 кг масла растительного, руб. 0,168 Р<0,05
  171. Х6 Средняя цена 1 кг сахара-песка, руб. 0,199 Р<0,01
  172. Х7 Средняя цена 1 кг хлеба и хлебобулочных изделий, руб. 0,221 Р<0,01
  173. Х8 Средняя цена 1 кг картофеля, руб. 0,168 Р<0,05
  174. Х9 Покупка хлеба на 1 чел., кг. 0,097 Р<0,20
  175. Х10 Покупка картофеля на 1 чел., кг. 0,139 Р<0,10
  176. XII Покупка мяса на 1 чел., кг. 0,099 Р<0,20
  177. Х12 Покупка молока на 1 чел., кг. 0,107 Р<0,20
  178. Х13 Покупка яиц на 1 чел., шт. 0,904 Р<0,20
  179. Х14 Покупка сахара на 1 чел., кг. 0,113 Р<0,20
  180. Х15 Покупка масла растительного на 1 чел., кг. 0,204 Р<0,01
  181. Х16 Соотношение объема покупки и потребления хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на душу населения (покупка /потребление хлеба на 1 чел.) 0,125 Р<0,20
  182. Х17 Покупка /потребление картофеля на 1 чел. 0,174 Р<0,05
  183. Х18 Покупка /потребление мяса на 1 чел. 0,091 Р<0,20
  184. Х19 Покупка /потребление молока на 1 чел. 0,063 Р<0,201 2 3 4
  185. Х20 Покупка /потребление яиц на 1 чел. 0,081 Р<0,20
  186. Х21 Покупка /потребление сахара на 1 чел. 0,128 Р<0,20
  187. Х22 Покупка /потребление масла растительного на 1 чел. 0,332 Р<0,01
  188. Х23 Сельхозпроизводство мяса на 1 чел., т. 0,050 Р<0,20
  189. Х24 Сельхозпроизводство молока на 1 чел., т. 0,043 Р<0,20
  190. Х25 Сельхозпроизводство яиц на 1 чел., тыс. шт. 0,148 Р<0,10
  191. Х26 Сельхозпроизводство картофеля на 1 чел., т. 0,108 Р<0,20
  192. Х27 Сельхозпроизводство зерна на 1 чел., т. 0,332 Р<0,1
  193. Х28 Отношение годовых объемов ввоза и ресурса (сельхозпроизводство плюс запасы) мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо (ввоз /ресурс мясо) 0,152 Р<0,10
  194. Х29 Ввоз /ресурс молоко 0,268 Р<0,01
  195. ХЗО Ввоз /ресурс яйца 0,277 Р<0,01
  196. Х31 Промышленное производство мяса на 1 чел., т. 0,274 Р<0,01
  197. Х32 Промышленное производство масла животного на 1 чел., кг. 0,097 Р<0,20
  198. ХЗЗ Промышленное производство цельномолочной продукции на 1 чел., т. 0,061 Р<0,20
  199. Х34 Промышленное производство сахара-песка на 1 чел., т. 0,364 Р<0,01
  200. Х35 Промышленное производство масла растительного на 1 чел., т. 0,342 Р<0,01
  201. Х36 Промышленное производство кондитерских изделий на 1 чел., т. 0,301 Р<0,01
  202. Х37 Промышленное производство муки на 1 чел., т. 0,096 Р>0,20
  203. Х38 Промышленное производство хлеба и хлебобулочных изделий на 1 чел., т. 0,060 Р>0,20
  204. Х39 Калорийность продуктов питания в сутки, ккал. 0,068 Р<0,20
  205. Х40 Доля белков в составе пищевого рациона 0,077 Р<0,20
  206. Х41 Отношение объема потребления населением мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо и объема сельскохозяйственного производства мяса в регионе (потребление /сельхозпроизводство мяса) 0,299 Р<0,011 2 3 4
  207. Х42 Потребление /сельхозпроизводство молоко 0,306 Р<0,01
  208. Х43 Потребление /сельхозпроизводство яйца 0,213 Р<0,01
  209. Х44 Потребление/сельхозпроизводство картофель 0,211 Р<0,01
  210. Х45 Потребление /сельхозпроизводство зерно 0,474 Р<0,01
  211. Х46 Отношение объемов ввоза и потребления населением сахара-песка в регионе (ввоз / потребление сахар) 0,365 Р<0,01
  212. Х47 Ввоз/потребление масло растительное 0,330 Р<0,01
  213. Х48 Отношение численности наличного и постоянного населения 0,225 Р<0,01
  214. Х49 Среднедушевой денежный доход в месяц, тыс. руб. 0,056 Р<0,20
  215. Х50 Доля заработной платы в денежном доходе 0,189 Р<0,01
  216. Х51 Средний доход 5 доходной группы /средний доход 1 доходной группы 0,079 Р<0,20
  217. Х52 Доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых в экономике 0,095 Р<0,20
  218. Х53 Индекс паритета цен в сельском хозяйстве 0,083 Р<0,20
  219. Х54 Средняя зарплата в сельском хозяйстве /сред няя зарплата в экономике 0,068 Р<0,20
  220. Х55 Доля промышленности в валовой добавлен-нойстоимости (ВДС) 0,061 Р<0,20
  221. Х56 Доля сельского хозяйства в ВДС 0,077 Р<0,20
  222. Х57 Доля торговли в ВДС 0,089 Р<0,20
  223. Х58 Отношение добавленной стоимости (ДС) и промежуточного потребления (ПП) по сельскому хозяйству 0,148 Р<0,10
  224. Х59 ДС/1Ш по сельскому хозяйству 0,180 Р<0,05
  225. Х60 ДС/Ш1 по торговле 0,077 Р<0,20
  226. Х61 Доля городского населения в общей численности 0,067 Р<0,02
  227. Х62 ПП/ВДС по всем отраслям 0,098 Р<0,02
  228. Х63 Индекс потребительских цен (ИПЦ) общий 0,067 Р>0,20
  229. Х64 ИПЦ продовольственные товары 0,098 Р>0,20
  230. Х65 Индекс цен производителей на промышленную продукцию 0,105 Р>0,20
  231. Х66 Индекс цен производителей на продукцию животноводства 0,120 Р<0,101 2 3 4
  232. Х67 Индекс цен производителей на строительно-монтажные работы 0,216 Р<0,01
  233. Х68 Индекс тарифов на грузовые перевозки 0,093 Р<0,20
  234. Х69 Средняя температура июля, градусов Цельсия 0,239 Р<0,01
  235. Х70 Доля производства картофеля в индивидуальном секторе сельского хозяйства 0,081 Р<0,20
  236. Х71 Доля производства яиц в индивидуальном секторе 0,163 Р<0,20
  237. Х72 Доля производства зерна в индивидуальном секторе 0,099 Р<0,20
  238. Х73 Доля производства мяса в индивидуальном секторе 0,172 Р<0,05
  239. Х74 Доля производства молока в индивидуальном секторе 0,085 Р<0,20
  240. Х75 Доля реализации зерна через негосударственные каналы 0,130 Р<0,15
  241. Х76 Доля реализации картофеля через негосударственные каналы 0,122 Р<0,20
  242. Х77 Доля реализации скота и птицы через негосударственные каналы 0,128 Р<0,20
  243. Х78 Доля реализации молока через негосударственные каналы 0,097 Р<0,20
  244. Х79 Доля покупки картофеля в торговле в общем объеме потребления 0,172 Р<0,05
  245. Х80 Цена реализации крупного рогатого скота в сельском хозяйстве, тыс. руб./ т. 0,273 Р<0,01
  246. Х81 Цена реализации молока в сельском хозяйстве тыс. руб./ т. 0.353 Р<0,01
  247. Х82 Цена реализации яиц, тыс. руб./ т. 0,285 Р<0,05
  248. Х83 Валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на одного жителя региона, тыс. руб. 0,045 Р<0,20
  249. Х84 Доля фактического конечного потребления в объеме ВРП 0,153 Р<0,10
  250. Х85 ФКП на 1 чел., тыс. руб. 0,091 Р<0,20
  251. Х86 Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах населения 0,096 Р<0,20
  252. Х87 Доля расходов на покупку хлеба в расходах населения на продукты питания 0,212 Р<0,01
  253. Х88 Доля расходов на покупку картофеля в расходах на продукты питания 0,083 Р<0,201 2 3 4
  254. Х89 Доля расходов на покупку мяса в расходах на продукты питания 0,082 Р<0,20
  255. Х90 Доля расходов на покупку молока в расходах на продукты питания 0,091 Р<0,20
  256. Х91 Доля расходов на покупку яиц в расходах на продукты питания 0,106 Р<0,20
  257. Х92 Доля расходов на покупку сахара и кондитерских изделий в расходах на продукты питания 0,127 Р<0,20
  258. Х93 Доля АПК в общем объеме инвестиции в регионе 0,095 Р<0,20
  259. Х94 Расход кормов на 1 голову крупного рогатого скота, ц. кормовых единиц 0,097 Р<0,20
  260. Х95 Плотность автодорог с твердым покрытием, км. на 1 тыс. кв. км. 0,359 Р<0,01
  261. Х96 Урожайность подсолнечника, ц/ га 0,433 Р<0,01
  262. Х97 Урожайность сахарной свеклы, ц/га 0,334 Р<0,01
  263. Х98 Надой молока на 1 корову, кг 0,084 Р<0,20
  264. Х99 Среднегодовая яйценоскость кур-несушек, шт. 0,130 Р<0,20
  265. Х100 Урожайность зерновых, ц/га 0,120 Р<0,20
  266. Х101 Урожайность картофеля, ц/га 0,080 Р<0,20
  267. Х102 Доля пищевой промышленности в объеме промышленного производства 0,152 Р<0,10
  268. ХЮЗ Доля мукомольно-крупяной промышленности в объеме промышленного производства 0,127 Р<0,20
  269. Х104 Индекс объема продукции сельского хозяйства 0,123 Р<0,20
  270. Х105 Доля государственных дотаций в объеме продукции сельского хозяйства 0,013 Р>0,20
  271. Х106 Численность наличного населения на 1.01.1996 года, тыс. чел. 0,209 Р<0,01
  272. XI07 Доля мужчин в численности постоянного населения 0,143 Р<0,10
  273. Х108 Доля женщин в численности постоянного населения 0,134 Р<0,15
  274. Х109 Доля населения моложе трудоспособного возраста в общей численности постоянного населения 0,111 Р<0,20
  275. Х110 Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности постоянного населения 0,150 Р<0,101 2 3 4
  276. Х111 Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности постоянного населения 0,275 Р<0,01
  277. XI12 Доля безработных в численности экономически активного населения 0,131 Р<0,15
  278. XI13 Доля лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения 0,169 Р<0,05
  279. Х114 Средний размер одного домохозяйства в регионе, чел. 0,199 Р<0,01
Заполнить форму текущей работой