Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке
Тема исследования актуальна для понимания общекультурных процессов в России XVili века и востребована в практическом плане, так как материалы этой рабсилы полезны при изучении, сохранении и реставрации памятников архитектуры, градостроительства, парковых ансамблей. Они такие необходимы для разработки проектной документации гри новом строительстве на территории Смоленской области. Смоленская… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СМОЛЕНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ 1-й ГОЛ. XVIII ВЕКА
- 1. 1. СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАЛИ ЯХУ-ДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В 1-й ПОЛ. XVII! ВЕКА
- 1. 2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА СМОЛЕНЩИНЕ В 1-й ПОЛ. XVIII ВЕКА
- 1. 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В 1-й ПОЛ. XVIII ВЕКА
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ 2-Й ПОЛ .XVII! ВЕКА
- 2. 1. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ГОРСДА: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
- 2. 2. ЕВРОПЕИЗАЦИ Я СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИ Ж ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ
- 2. 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В УСЛОВИ Ж СМЕНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В КОНЦЕ XVII! ВЕКА
Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нет того народа, который бы не заимствовал чего-либо, а иногда и многого у других, но своеобразность кандого национального искусства именно и состоит в том, что даровитый народ перерабатывает все эти Приносимые формы и создает из них свои, вполне уме самостоятельные" .
ЕКлетнова в споре со Стасовым В. Вв книге «Символика народных украс Смоленского края», См., 1924 г.
XVIII век в России исследователи культуры определяют сегодня как время формирования новой субцивилизации, связанной с расширением территории, появлением зон меж<�ультурного синтеза, вхшдением в мироощущение россиян античности. Импортированные извне элементы европейской культуры насаждались в России властью и часто входили в грогиворечие с традициями и практикой исторического существования. Особенно сложно гроходили эти гроцессы в гровинциях.
Архитектура в XV!!! веке оказалась главным видом художественной культуры. Памятники архитектуры, выступающие носителями концентрированной культурной информации, дают возможность исследовать в наши дни процессы взаимоотношений разных культур в ту эпсжу. Через архитектурный образ-своего рода выбор в поле символов — мы получаем информацию о времени, художественном вкусе, мировосприятии разных социальных групп — участников культурных процессов. Каиадый архитектурный объект — это знаковый след социокультурных взглядов заказчиков и создателей, результат согласия меиду сгросом и предложением.
Как часть культурного слоя архитектура гредлагает информацию о территории, гроцессзх в худая"ственном творчестве, выборе символов.
Смоленский регион, находясь на западной окраине России, имеет особую историческую судьбу, в связи с чем общерусские культурные процессы проходили на этой территории несколько иначе, чем в других гровинциях. Тема диалога России и Запада обладает в наши дни культурологической актуальностью. Очень мало изучалась она в связи с культурными гроцессами, гроисходившими в западных русских провинциях. На Смоленщине согрикосновение двух культур — русской и европейской — в рассматриваемый период было особенно интересным. И, гренде всего, это наглядно продемонстрировала архитектура.
Предлагаемое исследование, дополняя искусствоведческий анализ общения европейских стилей с русскими архитектурными традициями, вводит культрологический подход в решение этой проблемы в Смоленском регионе. В поле культурных знаков здесь происходит выбор собственной архитектурной палитры, которая вьделяет регион среди других русских гровинций.
Актуальность темы
связана с тем, что до сих пор смоленская архитектура XVIII века не изучена в качестве «текста». Архитектурные сооруменияэто одновременно материальное и знакосимвопическое воплощение идей, ориентации, вкусов заказчиков, исполнителей и потребителей. Рассматривая архитектурный объект как объект смыслоне-сущий, автор спирался на отечественную культурологическую традицию, связанную с творчеством Г. Г. Шпета, А Ф. Лосева, Ю. М. Логмана, М. М. Бахтина.
Тема исследования актуальна для понимания общекультурных процессов в России XVili века и востребована в практическом плане, так как материалы этой рабсилы полезны при изучении, сохранении и реставрации памятников архитектуры, градостроительства, парковых ансамблей. Они такие необходимы для разработки проектной документации гри новом строительстве на территории Смоленской области. Смоленская земля — условное название территории восточно — славянского племени кривичи /верховья рек Днегра, Западной Двины и Волги/ издревле тяготевшей к Смоленску. С XII века до середины XX века географические границы Смоленского региона периодически изменялись. В 1708 году здесь была образована Смоленская губерния, в состав которой входило в разное время от 5 до 12 у.е.здов. В 1929 году Смоленская губерния была упразднена в связи с образованием Западной области. В 1937 году появилась Смоленская область, имеющая сначала 49, позднее 54, а с 1944 года — 24 района /сейчас25/. Периодически к территории Смоленщины отходили земли Белоруссии, Псковской, Тверской, Калужжой и Брянской областей. Автор считает наиболее верным решением рассматривать Смоленский регион в его сегодняшних границах, почти совпадающих с наиболее устойчивыми границами Смоленской губернии.
Впервые об архитектуре Смоленского края, вернее об архитектуре города Смоленска, в публикациях упомянули иеромонах И. Шупинский и «первый смоленский историк» НАМурзакевич в конце XVIII века. Обзор сохранившихся после военных действий 1812 года памятников архитектуры в Смоленске сделал известный в России литератор ГШСвиньин. Сын первого историка.
Н. Н. Мурзакевич в 1835 году опубликовал книгу «Достопримечательности Смоленска». В середине XIX века уточнением датировок зданий и фамилий авторов занимались смоленские историки П. Никитин и. В. Трофимовский. В это ме время впервые появляются сведения о памятниках архитектуры в Смоленской губернии (речь шла о церковном строительстве). Большую роль в изучении памятников архитектура! в прошлом веке сыграла местная губернская печать («Смоленские губернские ведомости», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленский вестник»). Здесь велись споры о датировках зданий, уточнялись вопросы истории строительства многих памятников.
В начале XX века появились работы историка И. И. Орловского, в которых он впервые затронул проблему особых условий и своеобразной среды на Смоленщине, связанной с ее историей и географическим поломэнием. О смоленских усадьбах в дореволюционной литературе упоминается в работах Г. К. Лукомского. В них автор ограничился описанием фасадов и интерьеров известных ему усадебных домов.
Качественно новый этап в изучении архитектуры Смоленщины начался в 20-х годах нашего века. Искусствовед С. Д. Ширяев ог^бликовал две интересные работы по истории архитектуры региона, обращая внимание на общность в архитектуре западных районов Смоленского фая и Белоруссии. Он >мэ впервые исследует художественную жизнь Смоленщины во второй половине XVII и первой половине ХУМ веков. Г^м этом автор указывает на главную особенность смоленской архитектуры — открытость к западным влияниям.
В послевоенные годы выходят работы Д. П. Маковского и Н. В. Андреева, в которых гредгринимается погытка обобщить все известные сведения об архитектуре Смоленска и Смоленской области. Большую работу по фиксированию, выявлению новых памятников и охране известных архитектурных объектов проводил в 50-х годах зав. отделом по делам строительства и архитектуры Смоленской области И. Д. Белогорцев. В области прошла паспортизация памятников архитектуры, и гроделанная под его руководством работа стала, основой для дальнейшего изучения истории архитектуры в этом регионе. В 70-х годах была издана работа П. Раппопорта и, А Смирновой «Архитектурные достопримечательности Смоленска», в которой авторы подробно проследили исторические этапы в архитектуре города с древних времен до 70-х годов XX века. Таи «Смоленская область» в «Своде памятников истории и культуры СССР', выпущенный в 80-х годах под редакцией искусствоведа АИ. Комеча, стал наиболее полным опубликованным материалом для изучения Смоленской области. В 1985 году автор предлагаемого исследования опубликовала книгу «По Смоленщине», где впервые была предпринята попытка дать информацию о культурном поле региона, выделить наиболее удачные в художественном отношении акценты в нем.
В 90-х годах большой авторский коллектив ученыхисториков и краеведов Смоленска издал том энциклопедии «Смоленск», где была зафиксирована вся имеющаяся об архитектуре города информация. В1997 году Г. АЛастовским опубликована работа «История и культура Смоленщины», в которой впервые обращается внимание на особенности культурной ситуации в западных и центральных районах Смоленского края в XVII веке, на распространение здесь зданий, предметов, языка инокультуры. Выполненная как учебное пособие для школьников, она не гредполагает анализ явления, а только фиксирует своеобразие историко-культурного пути развития региона.
В 1995 г. вышла монография АВ. Дахина «Феноменология универсальности в культуре», где уделено внимание вогросу «текста» в архитектуре. Таким образом, данная проблема связана как с искусствоведческим и и историко-архитектурными, так и с культурологическими аспектами.
Источниками для изучения архитектуры Смоленщины в названный период стали архивные материалы, фотодокументы, гро-екты, данные реставрационных работ и экспедиций по области. Автором гроработан обширный материал Государственного архива Смоленской области, архива Областного угравления культуры, Областного управления по делам строительства и архитектуры, института «Олопенскграядангроект», Смоленского отделения общества охраны памятников, Смоленской реставрационной мастерской, Музея заповедника Смоленской области, материалы главных библиотек Белоруссии и Литвы, сектора Свода памятников истории и культуры АН Белоруссии, Музея архитектуры (г. Москва), Исторического музея (г. Москва).
В гроцессе работы над темой автор опирался на культурологические щей С. С. Аверинцева, Л. К Гумилева, М. С. Кагана, Г. С. Кнабе, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, АМПанченко, К. ЯЬпереа, а таюив исследования Ю. В. Ананьева, АВ. Дахина, Г. В. Драча, А Г. Егорова, АН. Ерыгина, АВ. Карташева, В.П.Ксм"вникова, В. АКутырева, Л. Люкса, С. П. Мамонтова, М. И. Михайлова, В. С. Поликарпова, П. Н. Савицкого, АФлиера, М. Я^лпольского, кафедры теории культуры Ростовского-на-Дону университета, Российского научно-методического центра новых информационных технологий греподавания гуманитарных исоциальнополитических наук, Нижегородского архитектурно-строительного университета.
Цепь диссертации — выявление особенностей знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в контексте общекультурной динамики РоссииХУШ века.
Достинфние поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— выявить особенности исторических условий формирования художественной культуры Смоленщины в 1-й половине XV!!! века;
— выявить особенности культурных форм гравославных построек на Смоленщине в 1-й половине XV!!¡-века;
— выявить региональные особенности каменных гражданских зданий в 1-й половине ХУШ века;
— выявить общие тенденции и региональную специфику в градостроительных процессах на Смоленщине во2-й половине XVIII века;
— выявить особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине ХУШ века;
— выявить культурные особенности гравославкой архитектуры в условиях смены художественных тенденций последней четверти ХУШ века.
Методологической основой исследования явились гринцигы диалектики, объективности, историзма, системности. Через изучение изменений, гроисходящих в разного вида объектах архитектуры, градостроительства, усадебных комплексах, соискатель рассматривает культурную динамику в регионе, процессы взаимодействия разных культур.
Научная новизна исследования отраисна в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Выявлено, что на художественную культуру Смоленщины в 1-й половине XVIII века оказали влияние исторические условия, в которых развивалась эта территория в предпетровское и петровское время.
В течение XVII века большая часть Смоленских земель входила в состав государства Речь Посполиггая. Общий этап исторического процесса обусловил в тот период близкие гуги развитая польской, литовской, белорусской и смоленской территорий, что фоявилось и в культурных процессах на Смоленщине начата XVIII века. После возвращения Смоленских земель русскому государству, вплоть до 70-х годов XVIII века, кода гри Екатерине к России была присоединена Белоруссия, этот регион оставался пограничным, что способствовало сохранению здесь зоны меж<�ультурного синтеза.
2. Существовавшие на территории Смоленщины в XVII веке католические и униатские храмы подготовили общественное сознание к гринятию европейского культурного огыта гри создании архитектуры православных зданий в1-й половине ХУШ века. Выявлено раннее и активное, в сравнении с другими русскими провинциями, восгриятие европейских культурных форм в гравославных постройках. Зафиксированы появление нетрадиционных для России форм деревянных православных храмов ввиде латинского креста, разделение Смоленщины в этот период на три малых региона — западные районы, город Смоленск — столица края и восточные районы, где создавались разные варианты русско-европейского синтеза в каменной архитектуре гравсславных храмов. Зафиксированы гроцеесы формирования собственно смоленских традиций в этом виде архитектурной деятельности.
3. Выявлено формирование самобытного культурного языка в каменной архитектуре граиданских зданий на Смоленщине в 1-й половине XV!!! века. Зафиксированы два варианта каменных жилых зданий, участвующих в процессе ме>нкультурнсго синтеза: купеческие городские дома, сохраняющие сильную местную традицию, и дворянские усадебные дома в модной европейской трактовке того времени /в стиле барокко^.
4. Выявлены общие тенденции и региональная специфика в градостроительных процессах на Смоленщине во2-й половине XVIII вена. На территории Смоленского края, как и в других русских регионах, с конца 70-х подов XVIII века начинается осуществление градостроительных программ для губернского и уездных городов в и эстетике классицизма под руководством профессионалов из Петербурга. Новый культурный канон входил в перестройку городских структур в регионе, учитывая традиции, рельеф и пейзаж в конфетных условиях Почти все смоленские города гриняли реформирование, предлоиэнное из новой Российской столицы. Исключение составил город Вязьма, находящийся большую часть своей истории в зоне московских культурных влияний. /После разрушений войны 1812 г. в Петербурге для городов Смоленщины были разработаны новые гроекты застройки в традициях классицизма, которые позднее почти полностью реализовались./.
5.Выявлены особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине XVIII века в условиях освоения европейского опыта. Дворянские усадьбы на Смоленщине /всего их было около 4,5 тыс./ стали образцами синтеза русской и европейской культур, огредел ившим и новый стиль сельской жизни и динамику социокультурных изменений в регионе. На основе анализа материалов усадебных комплексов изучаемого периода зафиксированы общие элементы и приемы европеизации при перестройке дворянских имений. Отмечено участие в реформировании усадеб известных русских архитекторов М. Ф. Казакова, .Жилярди, Ж Тома де «Гомона. Выявлено, что М. Ф. Казаков и Д. Жилярди занимались еще и обучением архитектуре крепостных мастеров. В смоленских усадьбах работали скульпторы Ф. И. Шубин и М. М. Антокольский. Усадебные парки пополнили растительный мир Смоленского края 75-ю новыми видами деревьев и кустарников. Среди владельцев смоленских усадеб многие составили в XVIII и XIX веках цвет русской интеллигенции, самые известные из которых композитор М. И. Глинка, поэт Ф. Н. Глинка, литератор ПА Глинка, агрохимик АНЭнгельгардт, хирург Н. П. Энгельгардт, учеными путешественник Н. М. Пржевальский, адмирал П. С. Нахимов, скульптор М. О. Микешин, писатель, А С. Хомяков, драматург ААШаховской, биолог, А А Каверзнев, животновод Д.АГТутято. инленеры и юристы из рода Лесли, друг WI. Лермонтова — писатель АВонлярлярский и мн. др.
6. Выявлены изменения в культурных формах гравославных построек в условиях смены художественных тенденций последней четверти XVIII века в Смоленской губернии. Участвуя в общерусских культурных гроцессах освоения европейского стиля классицизма, архитектура Смоленского края предложила много новых вариантов гравославных храмов, сохраняя связь с местными традициями. Гросле>мзны типологические изменения в этом воде каменной архитектуры. Зафиксирован гроцесс активного строительства храмов по всему региону. Отмечено профессиональное исполнение большого числа каменных храмов и активное принятие эстетики классицизма.
В итоге работы составлена таблица типологических изменений в каменной архитектуре гравославных храмов в XVIH — начале XIX веков, куда включено 71 здание, таблица всех выявленных гравославных храмов на территории Смоленского фая в XViiiначале XIX веков, ища вошли 270 построек, и таблица выявленных дворянских усадебных комплексов со всей имеющейся информацией о них — 91 усадьба.
Материалы диссертации были использованы в гроектах:
1. Проекты детальных планировок исторических городов Смоленской области — ДорогобужСычевка, Рославль, Ельня. / Диссертант в составе авторского коллектива в институте «Смоленск-граядангроект», 1977;1981гг./.
2. Проекты планировки и застройки сел — бывших4ворянских усадеб в Смоленской области — Новоспасское, Самуйлово, Любави-чи, Великополье, Липецы, Алексино, Гржевальское. / Диссертант в составе авторского коллектива в институте «Смоленсктраз+дангро-ект», 1975; 1981гт./.
3. Перспективная схема развития туризма в Смоленской области./ Диссертант в составе авторского коллектива в институте «Смопенскфамданпроект4', 1983 г./.
4. Проект благоустройства парка в бывшей дворянской усадьбе Алексацдрино. /Диссертант в составе авторского коллектива московского института «Курортпроект», 1983 г./ б. Гроекг охранных зон для районного центра Красный./ Диссертант в составе авторского коллектива в институте «Смоленск-гра>оданпроекг», 1986 г./.
6. Схема районной планировки Смоленской области. Раздел «Памятники истории и культуры». / Диссертант в составе авторского коллектива института Тигрогор", г. Москва, 1988 г./.
7-Пэоект застройки на территории Смоленской области в районе трассы Москва — Брест. Раздел «Памятники истории, архитектуры, археологии». /Диссертант в составе авторского коллектива в Областном управлении по строительству и архитектуре Смоленской области, 1992 г./.
Значительная часть материалов диссертации использовалась автором гри чтении курса «Культура Смоленского края» (раздел курса «История русской культуры»).
Результаты исследования изложены автором в книге и отдельных публикациях общим объемом 14,8 пл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В федлагаемом исследовании рассматривались особенности фоцесса развития архитектуры в XVII! веке на территфии, постоянно тяготевшей к городу Смоленску как к центру региона.
В связи с тем, что на фотя>ьёнии этого довольно длйтельнсго периода границы Смоленского фая много раз изменялись, автф исследования считает наиболее травильным вариантом рассматривать Смоленский регион в его сегодняшних границах почти совпадающих с наиболее устойчивыми границам Смоленской губернии.
Период XVI11 века на Смоленщине отличался необычайно широким размахом строительной деятельности. Временные его границы, в основном, соответствовали одному из немногих мирных периодов >низни смолян — от времени борьбы за западные земли с государством Речь Посполитая до войны с войсками Наполеона в 1812 году. В течение этого времени га территории Смоленского края шли культурные гроцессы диалога России и Запада, фичем в ходе них здесь сформируется свой культурный язык, свои знако-символические выражения взаимодействия двух культур, вступивших в контакт после долгих веков конфронтации. На западную окраину России фиходят по очереди два европейских стиля — барокко и классицизм.
В отличие от остальной территории России, где элементы европейской культуры насаждались властью и часто входили в фсти-воречие со сложившимися традициями и истфическим опытом существования российских регионов, на Смоленщине эти фоцессы имели несколько иной характер. И именно в архитектуре — главном виде худсиественной культуры XVIИ века — ярче всего отразились взаимоотношения российской и европейской культур в рамках фо-винциальнсго региона.
— В связи с тем, что в ХУ!1 веке большая часть. Смоленщины входила в состав государства Речь Поспопитая, исторические процессы обусловили в тот период близкие пути развития смоленских земель с белорусскими, литовскими и польшши. После возвращения территории Московскому государству этнические особенности региона выделили его среди других русских провинций. В возвращенных землях были и свои представления о худшфственьых символах. В течение почти всего XV! и века Смоленщина сохраняла свое значение пограничной территории, что способствовало и сохранению здесь зоны межкультурного синтеза.
— Одним из главных проводников нового для русских земель языка культурных форм стали появ 1 на Смолен уцше католические и униатские храмы. С ними пришла информация о знако-символических особенностях античной архитектуры /ордер, формы стиля барсжко/. Православные смоляне впервые познакомились с фодольной композицией — базиликой.
После возвращения Смоленских земель в Московское государство традиционные формы православия стали восстанавливаться через строительство деревянных храмов, перестройку католических и униатских и / в небольших сначала масштабах/ строи тельство каменных культовых зданий. Но архитектурный язык православных сооружений здесь был уже несколько ишз, в сравнении с другими русскими провинциями.
Деревянные храмы в западных и центральных районах Смоленщины в формах планов., объемов, в трактовке фасадных поверхностей имели много общего с белорусскими деревянным культовыми сооружениями, причем сложившиеся традиции в строительстве деревянных церквей оказались очень устойчивыми и грочно дернулись вплоть до конца Х! Х века.
Каменное храмовое строительство на возвращенных в Россию землях очень рано, в сравнении с другими регионами, гродемонстрировало свой выбор в пользу антично-русского синтеза. На примере смоленских гравославных каменных храмов первой половины XVIИ века можо фоследить фсцесс формирования новой культурной ситуации, когда русская церковь в провинции согласилась с выбором здесь вариантов храмов меж<�ультурнсго общения. Уме в 20-х годах ХУШ века в городе Смоленске появляется фаво-славный храм в стиле барокко.
В период первой половины ХУШ века на территории Смоленского края зафиксировано появление трех своеобразных малых регионов, в которых через каменное храмовое строительство мсмио вцдеть формирование собственного художественного языка. Этими малыми регионами можно назвать западные районы, включая центр Смоленского края, восточные районы, не уходившие в Речь Поспо-литую, и столиц/ края — город Смоленск.
Западные районы края, отличающиеся этническим своеобразием, часто ограничивались небольшой перестройкой католических и униатских храмов в фавославные. фи новом строительстве фо-исходило необычно смелое реформирование фавославных канонов. Выбор делался в пользу наиболее «чистого» европейского языка фи создании традиционно-необходимых ферм фавославного храма. Нафимер, храмы с аплипсоофазными планами и восьмигранными объемам были известны в Польше XV! I века, на рубежвеков такие сооружения появляются в Белоруссии, а в первой половин XVIII века подобные церкви строятся в западной Смоленщине.
В городе Смоленске фавославные зрамы пюсле фявраир-ния его Московскому государству перестраивались из костелов и униатских церквей. Одним из первых перестроенных в камне стал храм Вознесенского монастыря на месте центра иезуитов.
Несмотря на то, что строительство велось российскими мастерами по чертем^ из Москвы, выбор форм, композиции, фасадных решений сказался нетрадиционным для фавославных храмов России на рубеже веков /храм, трапезная, колокольня были выстроены по фздольной оси и объединены в общую композицию, напоминающую базилику, впервые использованы окна восьмигранной формы, а в трактовке фасадных поверхностей — симметрия, регулярность, фафичностъ/. До конца 70-х годов XVIII века в Смоленске было построено не менее 18 фавославных каменных храмов с использованием культурного языка европейского барокко и в традиции вытянутой по продольной оси композиции, фичем процесс обогащения фасадной пластики барочными элементами фоходил скорее ближе к архитектурному языку Петербурга, чем Москвы. Особенно интересным фимером русскоеерошйского синтеза в храмовом строительстве стал главный собор Смоленской губернии — Успенский. Здесь традиционный византийский тип большого крестов (c)-купольного храма, строительство которого начинали московские мастера после возвращения Смоленска в Российское государство, был достроен в течение 30-х годов XVIII века григлашенным архитектором — фофессионалом Антоном Шеделем, февратившим храм в эффектное барочное соорумение. Успенский собор занял главенствующее место в панораме города.
Благодаря возвышающемуся на левобережной части Смоленска большому собору и расставленным почти на всех видовых точках старого города храмам той эпохи, и сегодня можно видеть в образе Смоленска особенности знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре XVII] века.
В восточных районах края, которые в XVII веке оставались московской фовинцией, местное население по своему мироощущению и мировосфиятию не было готово к активным реформам в языке фавославных ферм. Здесь устойчивые традиции XVII века фи строительстве храмов сохранялись вплоть до 40-х годов XVIИ века. Позднее начинает сказываться влияние западных районов и города.
Смоленска, в архитектурном языке появляются черты организованности, симметрии, гюи решении фасадных поверхностей и завершений заметив" фермы из языка европейского барокко. Для перестройки богатых усадеб / в первой Головине XVIII века такие перестройки бьши-редкостью / приглашаются архитееторы — профессионалы из столиц. Они строят усадебные храмы в духе европейского барокко. И это еще один путь проникновения в восточные районы нового культурного языка. Православные каменные храмы в восточной Смоленщине — это другая степень синтеза двух культур. Здесь своя специфика «европеизации» и творческие находки при другом подходе к выбору культурных форм.
— Строительство каменных фащанских зданий в русской гро винции первой половины ХУШ века сведетельствсвало о росте благосостояния жителей Смоленского фая.
Основную часть населения города Смоленска в этот период составляли военно-служилые льоди, оставшаяся жить здесь шляхта и переселенные из других регионе©купцы. Каменные дома, принадлежавшие смоленской шляхте, были выполнены на языке европейских культурных форм /высокие черепичные кровли, мансардные этажи, барочная трактовка фасадов/ дом переселенцев-купцов из российских провинций строились в русских традициях ХУИ века. В центре Смоленска сохранялась каменная ратуша, называвшаяся в это время Приказной избой.
Формы из европейского архитектурного языка используются в каменных домах купцов в северо-западном городе СмоленщиныПоречье /сейчас г. Демидов/.
Но на первое место в губернии по строительству каменных домов выходит Вязьма — центр восточных районов. Здесь богатое купечество строит более 200 каменных домов, а в Вяземском уезде у дворян появляются каменные загородные дома. С середины ХУШ зека и позднее, вслед за храмовым строительством, при строительстве дома используются формы из языка европейского барокко /мансарды, круглые окна, детали декора/. По гроекту приглашенного столичного архитектфа в усадьбе Хмелига /поместье Грибоеде-йж /был построен/один И5самых ранних в провинции/дворец в сто- 47 ле барокко и создан регулярный французский парк.
— Во второй половине .XVII] века художественный язык в архитектуре Смоленщины фетерпевает изменения так ш, как и на большей части территории Российского государства.
Барочная эстетика уступает место символам строгости, ясности, устойчивости, геометрически фавильным ффмам, подчеркнутой симметрии. Характерно, что в этот период изменения в культурном языке гроисходят в рамках новой культурной политики в виде «революции сверху», главным пунктом которой становится оазрэ-бспгка строительных фограмм переустройства городе©России. Смоленские города тон®получили такие фоекты — регулярные планы и в два этапа /до войны 1812 года и после изгнания войск Наполеона/ Оыгм перестроены в ссответовии с требованиями фишед-шего в Россию стиля классицизм.
Все города Смоленщины того времени условно мсомно разделить на три группа: созданные во времена Киевской Руси, гфода-фистани петровского времени и гфода, появившиеся из сел в фавление Екатерины II. Изменение систем улиц и площадей в духе европейской культуры гроисходило в них с художественным тактом, учетом традиции, рельефа и пейзажных особенностей. Только город Вязьма /восточная часть Смоленского края/ отверг инокультур-ный градостроительный опьгг и до наших дней в централэной части сохранил в гфодской структуре древнерусскую традицию.
Эталоном для перестройки гфодских центров с использованием нового культурного языка в регионе стал новый центр города Смоленска, строившийся с 80-х годов XVIИ века и обновленный после разрушений 1812 года.
После 1812 года все города Смоленщины получили из Петербурга новые регулярные планы, в которых федлагалось продолжить перестройку городов с использованием европейского огъгга. Работы по реализации этих планов фодолжились в течение всего XIX века.
— Важной частью европеизации русской жизни было строительство загородных дворянских усадеб с использованием инокуль-турного опыта. В истории культуры Смоленского края загородные дворянские усадьбы сыграли очень важную роль. В течение ХУШ века на Смоленщине обустраивались около 4,5 тысяч дворянских усадеб в сельской местности, большая часть из которых феврати-лась в архитектурно-парковые комплексы.
В Смоленской губернии было три типа усадеб: богатые, сред-непоместные и мелкопоместные, из которых архитектурной перестройке подверглись два первых. В планировочных решениях чаще использовалась центрально-осевая система размещения зданий, реяе — свободная расстановка в парке.
Дома перестраивали в стиле классицизма, а среди помещений появились библиотеки кабинеты для интеллектуального труда, бильярдные. Интерьеры оформлялись, подражая петербургский домам, а хозяйственные каменные постройки /конюшни, склады, мастерские/, которые, чаще всего, строились крепостными мастерами, получали фольклорную трактовку европейских ферм.
В сельскую русскую культуру вошли французские регулярные и английские пейза>!"ные парки, для создания которых на Смоленщину григлашались садсеники-европейцы. Подражая европейскому дворянскому быту, владельцы строили каналы, плотины, устраивали фуды, ораннзэреи, вольеры для животных, теплицы.
В усадьбах появились конезаводы, заводь} кирпичио-керамические, мастерские по гроизводству льняных изделий, вводились европейские технологии в сельское хозяйство. Из столиц и.
Европы привозилась мебель, скульптура, картины, ковры, музыкальные инструменты, предметы деюратшко-фикладнопо искусства. В моду вщц’дш камерные концерты и театральные федставле-ния.
К об/стройству смоленских дворянских усадеб фивлекались известные русские архитекторы М. Казаков, Д.>Нилярди, Тома де Томен, скульпторы Ф. Шубин, М. Ачтоко/ьский. У архитекторов обучались крепостные мастера, ставшие местными архитекторами / ЯЖданов Дм. Поляков, Дм. Ясовлев/.
УсадеО-ые парки пополнили растительный мир Смоленщины многими новыми видами растений /около 75 видов деревьев и кустарников/.
Владельцы и жители многих усадеб — поэты, композиторы, ученые, полководцы — в XVI11 и особенно в XIX веках — прославили Смоленщину и русскую культуру/ М. Глинка, Ф. Глинка, П. Нахимов, Н. Пржевальский, АХомяков, А Шаховской, АЭнгельгардт, А Плещеев, И. Ясушкин, А Вонлярлярский, Д. гутято, А Грибоедов, А Каверзнев, НФон Мекк, ММикешин и мн. др/.
— В последней четверти ХУШ ¡-века Смоленский край, участвуя в общенультурных фоцессах в России, федложмп множество вариантов обновления языка художественных форм фавославного храма. В новых условиях синтез двух культур происходил при сочетании русской традиции и европейского стиля классицизм. Каменный православный храм стал тем видом етрштшъетва, где жтгели западного региона опять отличились открытостью дня нового, большим творческим потенциалом и своеобразием художественного языка.
В городе Смоленске и районах сохраняется популярность ба-зиликальной композиции в фавославном храме, легко восфинима-ются и становятся популярными формы из построек известных руссах архитекторов — ротонда, куб, колоннады. Появляются архитектурные решения, где трехмастные композиции по гродольной оси соединяются с центрическим крестообразным объемом — собственно храмом /вариант объединения западной и традиционно-русской композиций/.
Заказчики и местные строители демонстрируют необыкновенную свободу в общении с инокультурой, высокий уровень мастерства, богатый художественный язык и хороший вкус. На рубе>мз веков Смоленщина пережевала период эконшического и культурного расцвета, о че&-1 свидетельствовало широкое каменное храмовое строительство. Сохранившиеся до наших дней эти постройки и сегодня остались украшениями смоленских сел.
После войны 1812 года на территории Смоленского фая появляются больших размеров храмы-символы победы над Наполеоном, символы национальной гордости и патриотизма /сохр. церкви в сс. Черепово, Федяевс/. Позднее, как и на большей территории России, в храмовом строительстве на Смоленщине обращаются к византийским эталонам — проводникам новой идеологии, в которой основами были названы- «гравославие, самодер>гееие, народность» /гример — большой крестово-кугюльный храм в городе Поречье сейчас Демидове/.