Ностальгия в кино и телевидении: теоретические исследования
Условную победу в этом споре одержал Джеймисон. До недавнего времени Хатчин оставалась его единственным критиком. В большинстве же научных работ 1990;х и 2000;х гг., посвященных ностальгии в массовой культуре, тезисы Джеймисона предстают аксиомами (Dwyer, 2015, 8). Однако сегодня многие медиаисследователи, в том числе Спренглер и Двайер, признают, что значимость текста Джеймисона и его дискуссии… Читать ещё >
Ностальгия в кино и телевидении: теоретические исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ностальгия в теории постмодерна
Наиболее авторитетным текстом в дискуссии постмодернистов о ностальгии является книга Фредрика Джеймисона «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (Jameson, 1991). Автор предлагает понимать ностальгию как один из феноменов постмодерна — состояния культуры, которое характеризуется, во-первых, неприятием форм высокого модерна и, во-вторых, стиранием прежде ключевых связей и различий (например, между высоким искусством и коммерческими формами) (здесь и далее — Джеймисон, 2000). Одной из базовых практик постмодерна Джеймисон называет пастиш. Под пастишем подразумевается «имитация единичного или уникального стиля, ношение стилистическои? маски, речь на мертвом языке» (Джеймисон, 2000). От пародии пастиш отличается тем, что в нём отсутствует сатирическая составляющая. Собственно, пастиш и приходит ей на смену с наступлением постмодерна: нельзя продолжать высмеивать особенности каких-либо стилей после исчезновения стилистической нормы и в ситуации невозможности стилистических инноваций. Для современного искусства это означает, что оно обречено на «заточение в узах прошлого» (Джеймисон, 2000). Выстроенную теорию Джеймисон иллюстрирует примерами ностальгического кино. Оговорим, что ностальгические фильмы не являются для него синонимом фильмов исторических. Если последние с необходимостью воспроизводят прошлое буквально — с помощью декораций, реквизита, костюмов и т. д., — то ностальгические фильмы могут указывать на прошлое лишь косвенно, не воссоздавая «картину прошлого в его живои? тотальности» (Джеймисон, 2000). В качестве примера Джеймисон приводит один из фильмов об Индиане Джонсе — «Искатели утраченного ковчега» (1981). Ностальгическим его можно назвать не только потому, что он повествует о 1930;1940;х гг., но и оттого, что он сообщает образ этого периода через «его собственные характерные авантюрные истории» (Джеймисон, 2000). Воссоздавая ушедшие эпохи как напрямую, так и метонимически, через набор знаковых вещей узнаваемого дизайна, ностальгические фильмы пытаются поймать ускользающее прошлое. Однако оно недостижимо, а потому каждая попытка заведомо обречена на неудачу. Джеймисон считает, что такие фильмы способны лишь визуализировать «наши идеи или культурные стереотипы этого прошлого» посредством поп-образов (Джеймисон, 2000). Тем самым они всё более удаляют нас от исторического прошлого. В распространении ностальгического кино Джеймисон видит стремление общества компенсировать недостаток (чувства) истории в настоящем, в эпоху постмодерна. «Ностальгический бум» является для него симптомом, на основании которого он ставит диагноз современной американской культуре: историческая амнезия.
Основным оппонентом Джеймисона в вопросе о ностальгии как явления постмодерна является Линда Хатчин. В своей статье «Ирония, ностальгия и постмодерн» она защищает ностальгическое кино от обвинений в регрессивности (Hutcheon, 1998). По её мнению, ностальгические произведения всегда сохраняют двойственное отношение к прошлому и осознают невозможность чистой ностальгии. В эпоху постмодерна «ностальгия самостоятельно и напоминает о себе, и эксплуатирует себя, и иронизирует над собой» (Hutcheon, 1998). Предлагая эту характеристику, Хатчин ссылается на концепцию «иронической ностальгии» Светланы Бойм. По определению автора, ироническая ностальгия — это «рефлексирующая» ностальгия, которая «опирается на повествования, которые выявляют противоречивое отношение к прошлому» (Бойм, 1999). Бойм также рассматривает обратную ей «тотальную ностальгию», которая будто бы аккуратно реконструирует, а на самом деле искажает и перестраивает прошлое. Однако Хатчин, будучи сторонницей теории постмодерна, признаёт существование только лишь иронической ностальгии. Она заключает, что если ностальгия, как её понимает Джеймисон, и может быть найдена, то исключительно в его же риторике (Hutcheon, 1998). Ведь критика постмодернизма оборачивается мифологизацией и идеализацией до-позднекапиталистического (или модернового) мира — это всё та же нерефлексивная ностальгия по недавнему прошлому.
Условную победу в этом споре одержал Джеймисон. До недавнего времени Хатчин оставалась его единственным критиком. В большинстве же научных работ 1990;х и 2000;х гг., посвященных ностальгии в массовой культуре, тезисы Джеймисона предстают аксиомами (Dwyer, 2015, 8). Однако сегодня многие медиаисследователи, в том числе Спренглер и Двайер, признают, что значимость текста Джеймисона и его дискуссии с Хатчин чрезмерно преувеличена. Стало очевидным, что обоих авторов интересовала не ностальгия как таковая, а лишь вопрос о том, какой постмодернистский эстетический модус — пастиш или иронию — следует называть ностальгией (Sprengler, 2009, 87).