Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность использования различных типов энергопривода на компрессорных станциях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рациональное и наиболее полное использование подведенной теплоты топлива в камере сгорания ГТУ, т. е. прежде всего уменьшение потерь теплоты с уходящими газами, следует считать задачей большой важности для отрасли как на стадии проектирования ГПА, так и в условиях их эксплуатации на газопроводах. Расчеты показывают, что для перспективных газотурбинных установок коэффициент эффективного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОПРИВОДА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ
    • 1. 1. Анализ развития и оценка состояния газотранспортной системы страны
    • 1. 2. Режимы работы магистральных газопроводов и компрессорных станций
    • 1. 3. Особенности эксплуатации газотурбинных агрегатов, их преимущества и недостатки
    • 1. 4. Особенности эксплуатации электроприводных агрегатов, их преимущества и недостатки
    • 1. 5. Основные направления развития энергосберегающих технологий
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОПОСТАВЛЕНИЕ ГАЗОТУРБИННОГО И ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТИПОВ ПРИВОДА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
    • 2. 1. Исходные предпосылки для сопоставления электроприводных и газотурбинных агрегатов на КС
    • 2. 2. Методика сопоставления газотурбинного и электрического типов привода
    • 2. 3. Результаты сопоставления газотурбинного и электрического типа приводов
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТА ГАЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭНЕРГОПРИВОДА
    • 3. 1. Снижение топливно-энергетических затрат при замене морально устаревших и физически изношенных ГПА на агрегаты нового поколения
    • 3. 2. Снижение энергозатрат на транспорт газа за счет реконструкции регенеративных установок
    • 3. 3. Оптимизация режимов работы ГПА и компрессорных станций
    • 3. 4. Совместная работа газотурбинных и электроприводных агрегатов на компрессорных станциях

Эффективность использования различных типов энергопривода на компрессорных станциях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных проблем, стоящих перед газовой промышленностью и определяющих перспективы ее дальнейшего развития можно назвать проблему снижения расхода энергоресурсов на нужды отрасли. В настоящее время, когда отрасль добывает немногим более 500 млрд. м3 газа в год и имеет на большинстве месторождений падающую добычу газа, ежегодно расходуя на собственные нужды около 45−50 млрд. м3 газа и порядка 12−15 млрд. кВтч в год электроэнергии, эта проблема выглядит особенно остро.

Анализ структуры и масштабов потребления топливно-энергетических ресурсов по отрасли свидетельствует о том, что их расходы составляют около 80 млн. т. у. т. или примерно 9% от всего национального потребления первичных энергоресурсов. При этом расход энергоресурсов в наибольшей степени приходится на магистральный транспорт газа из. отдаленных районов страны в центральные и промышленные регионы России (свыше 80%).

Это свидетельствует о том, что проблема снижения затрат энергоресурсов по отрасли в первую очередь должна быть направлена на повышение эффективности работы магистральных газопроводов и прежде всего компрессорных станций (КС), как основных потребителей топливно-энергетических ресурсов. Эта задача в значительной степени усиливается, если принять во внимание, что КПД эксплуатируемых на газопроводах газотурбинных установок (ГТУ), суммарная мощность которых составляет свыше 80% от мощности всех других установленных видов энергопривода, в ряде случаев, по разным объективным причинам находится на уровне 2022%.

Режим работы современного крупного газопровода характеризуется неравномерностью подачи газа в течение года и из года в год. В зимнее время газопроводы работают, как правило, в режиме максимальной подачи газа, а в летнее время, когда потребление газа снижается, в режиме минимальной подачи газа по газопроводу.

Сезонное колебание в подаче газа по газопроводу из-за неравномерного потребления газа в течение года промышленными, коммунально-бытовыми и другими потребителями приводит к неравномерному использованию установленного оборудования, его простою, снижению среднегодовой загрузки газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и, как следствие, перерасходу топливного газа из-за отклонения режимов работы станции от оптимальных.

На компрессорных станциях ОАО «Газпром» в настоящее время в эксплуатации находится более 4000 ГПА различных типов. Наибольший удельный вес в структуре парка ГПА имеют при этом газотурбинные агрегаты — около 75%. Электроприводные ГПА составляют около 18%, а газомотокомпрессоры (поршневые компрессоры с приводом от двигателей внутреннего сгорания, работающие на газе) — около 5% от общего числа установленных агрегатов.

В настоящее время к ГПА любого типа, устанавливаемого на газопроводах, должны предъявляться следующие основные требования: возможность варьирования по степеням сжатия в большом диапазоне режимов (особенно на головных КС), высокая надежность работы агрегатов, их максимальная автономность, высокая экономичность, экологическая чистота и т. п.

В наибольшей степени этим требованиям отвечают ГПА с газотурбинным видом привода.

По сравнению, например, с поршневыми агрегатами они имеют более простую конструкцию, позволяют сконцентрировать большую мощность в одном агрегате, относительно просты в эксплуатации, полностью уравновешены, хорошо подаются автоматизации, имеют относительно небольшие габаритные размеры. По сравнению с электроприводными ГПА они представляют собой автономный вид привода, работая на том же газе, что и перекачивают.

Сопоставление газотурбинного и электрического привода, как основных видов привода для магистральных газопроводов большого диаметра, проводилось не раз многими организациями. При этом в подавляющем случае все исследователи отдавали предпочтение газотурбинному типу привода.

Определение приведенного КПД на муфте нагнетателя при использовании газотурбинных агрегатов осуществляется при этом относительно просто, исходя прежде всего из паспортных данных о КПД установок, их текущего состояния и режимов работы на газопроводе.

Сложнее обстоит дело с определением приведенного КПД на муфте нагнетателя при использовании электропривода в силу зависимости его от многих факторов: КПД тепловых станций, повышающих и понижающих трансформаторов, КПД линий электропередач, КПД самого электродвигателя и его редуктора и т. п.

Очевидно, что приведенные КПД электродвигателя практически не зависят от мощности самого электропривода и в зависимости от типа электростанций будут находиться примерно в диапазоне 29−33%.

КПД газотурбинных установок, как правило, несколько возрастает с увеличением мощности установок и для современных ГТУ они находятся на уровне 34−36%.

Газотурбинные ГПА нового поколения призваны обеспечить высокий уровень основных эксплуатационных показателей, включая высокую экономичность (КПД на уровне 32−36%), улучшенные экологические показатели, высокую надежность: наработка на отказ не менее 3,5 тыс. час, межремонтный ресурс на уровне 30−35 тыс. час. и т. п.

Опыт эксплуатации магистральных газопроводов показывает, что проектные и фактические данные их работы редко совпадают между собой. Например, фактическое давление газов на целом ряде газопроводов, как правило, на 5 — 10% ниже проектных. Причины отклонения разные: не всегда на оптимальном режиме работают компрессорные станции, стенки газопроводов повреждены коррозией, что приводит к необходимости эксплуатировать газопроводы на давлениях ниже проектных и т. п. Все это приводит к затрате дополнительной мощности на компримирование газа и перерасходу энергии на его транспортировку.

Опыт использования газотурбинного энергопривода на компрессорных станциях показывает, что далеко не вся теплота, образующая в камере сгорания ГТУ в результате сгорания топлива, полезно используется для выработки мощности на валу нагнетателя. Значительная часть ее теряется безвозвратно, особенно с уходящими из турбины отработавшими продуктами сгорания с температурой 400 — 500 °C.

Рациональное и наиболее полное использование подведенной теплоты топлива в камере сгорания ГТУ, т. е. прежде всего уменьшение потерь теплоты с уходящими газами, следует считать задачей большой важности для отрасли как на стадии проектирования ГПА, так и в условиях их эксплуатации на газопроводах. Расчеты показывают, что для перспективных газотурбинных установок коэффициент эффективного использования теплоты сгорания топлива может достигать величины порядка 80% и даже выше, в т. ч. на уровне 34−36% для выработки мощности на валу нагнетателя, а остальное за счет рационального использования теплоты отходящих газов.

Следует отметить, что решению задачи по наиболее полному использованию теплоты отходящих газов ГТУ посвящено много работ, однако и в настоящее время эта задача остается для отрасли весьма актуальной и требует своего дальнейшего комплексного решения.

Одним из наиболее важных и радикальных направлений по снижению энергозатрат на транспорт газа следует считать реконструкцию газотранспортных объектов с внедрением в практику эксплуатации новых типов ГПА и энергосберегающих технологий транспорта природных газов.

Важнейшим направлением развития энергосберегающих технологий транспорта газа следует признать и дальнейшее совершенствование эксплуатации агрегатов на КС. Здесь, прежде всего, следует выделить такие направления как оптимизация режимов работы КС, развитие систем технической диагностики, улучшение качества ремонтных работ, сокращение потерь газа на технологические нужды, повышение гидравлической эффективности линейных участков газопроводов за счет периодической очистки их проточной части, эффективное использование аппаратов воздушного охлаждения газа на КС, устранение разного рода утечек и перетоков в системе запорной арматуры и т. д.

В условиях дефицита денежных средств, все намечаемые мероприятия по энергосбережению должны быть ранжированы по величине получаемой экономии с использованием термодинамических, газодинамических и основанных на них технико-экономических расчетах.

Следует отметить, что вопросы оптимизации выбора вида энергопривода КС при сооружении и реконструкции газотранспортных систем, повышения эффективности эксплуатации электроприводных и газотурбинных ГПА, в том числе и за счет их совместного использования на компрессорных станциях, исследовались многими авторами и организациями [2, 4, 7, 8, 10, 14, 15, 20, 28, 34, 38,47, 48, 50, 54, 55 и др.].

Однако, изменение коньюктуры цен на электрическую энергию и природный газ, появление новых типов ГПА, внедрение энергосберегающих технологий транспорта газа с учетом все возрастающего объема предстоящих работ по реконструкции и техническому перевооружению магистральных газопроводов требуют периодического возобновления исследований в указанном направлении.

В связи с вышеизложенным целью диссертационной работы является сопоставление основных видов энергопривода компрессорных станций в современных условиях и разработка методов повышения эффективности их использования на магистральных газопроводах.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что автором впервые:

• исследованы и аналитически описаны режимы работы магистрального газопровода по кварталам года;

• предложен метод технико-экономического сопоставления газотурбинного и электрического видов привода в современных условиях при замене единичных газоперекачивающих агрегатов на КС и реконструкции всей компрессорной станции;

• предложены уравнения для оценки экономии топливного газа в условиях замены физически изношенных и морально устаревших агрегатов на новые и определения срока их эксплуатации на КС;

• предложен комплекс энергосберегающих технологий при использовании различных типов электропривода КС.

Практическая ценность работы заключается в том, что она выполнялась исходя из конкретных потребностей отрасли и направлена на реализацию «Концепции энергосбережения в ОАО „Газпром“ на 2001;2010 г. г.», «Комплексной программы реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа, ДКС и КС ПХГ на период 2002;2006 г. г.» и «Целевой комплексной программы по созданию отраслевой системы диагностического обслуживания газотранспортного оборудования компрессорных станций ОАО «Газпром». Методика сопоставления различных видов энергопривода предложена для использования в ОАО «Газпром».

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Проведен анализ неравномерности подачи газа по магистральным газопроводам и получено его аналитическое описание по кварталам года.

2. Предложена методика технико-экономического сопоставления газотурбинного и электрического видов привода в современных условиях при замене единичных ГПА на КС и реконструкции компрессорной станции. В качестве основного критерия при сопоставлении различных ГПА выбрана и обоснована стоимость кВт-ч энергии выработанной агрегатами на валу нагнетателя.

3. Проведены развернутые комплексные расчеты по определению дисконтированных затрат при реконструкции КС с учетом неравномерности подачи газа по газопроводу, свидетельствующие в пользу несомненного преимущества газотурбинных агрегатов по сравнению с электроприводными. При существующих ценах на электроэнергию и топливный газ стоимость одного кВт-ч энергии у газотурбинных агрегатов примерно в 2,5−3 раза ниже, чем у электроприводных.

4. Предложены уравнения для оценки экономии топливного газа в условиях замены физически изношенных и морально устаревших агрегатов на новые, определения сроков эксплуатации и окупаемости ГПА на компрессорных станциях.

5. Проведена оценка экономии топливного газа при реконструкции регенеративных ГТУ с заменой пластинчатых регенераторов на трубчатые с повышением численного значения коэффициента регенерации.

6. Предложены модели оптимизации режимов работы компрессорных станций по условию минимума затрат топливного газа на нужды перекачки.

7. Исследована возможность регулирования режимов работы КС при совместном использовании газотурбинных и электроприводных агрегатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М., Борисов С. Н., Кривошеин Б. Л. Справочное руководство по расчетам трубопроводов.- М.: Недра, 1987.- 191 с.
  2. А.В., Яковлев Е. И. Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа. М.: Недра, 1974.- 432 с.
  3. Альбом характеристик центробежных нагнетателей природного газа.-М.: Оргэнергогаз, ВНИИГаз, 1977.- 98 с.
  4. А.А. Ресурсоэнергосберегающие технологии трубопроводного транспорта природных газов: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- М., 1998.-27 с.
  5. Н.И. Метод технико-экономического сравнения энергоприводов на компрессорных станциях магистральных газопроводов. Труды МИНХ и ГП им. И. М. Губкина. Выпуск 47. М: Недра, 1964.- 207 с.
  6. Н.И. Термодинамика.- М.: ГЭИ, 1954.- 416 с.
  7. A.M. Создание методологии выбора оборудования для объектов единой системы газоснабжения: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- М., 1999.-21 с.
  8. .В. Методология повышения эффективности эксплуатации системы трубопроводного транспорта на стадии развития и реконструкции: Автореф. дис.. докт. техн. наук, — М., 2003.- 50 с.
  9. А.В., Синицын Ю. Н., Щуровский В. А. Методы оценки эксплуатационных затрат газотурбинных ГПА в инвестиционных проектах. -Газотурбинные технологии, март-апрель 2002, с. 34 36.
  10. Ю.Васильев Ю. Н., Смерека Б. М. Повышение эффективности эксплуатации компрессорных станций. М.: Недра, 1981. -240 с.
  11. М.М., Михеев А. Л., Конев К. А. Справочник работника газовой промышленности.- М.: Недра, 1989.- 288 с.
  12. Т.В., Дяченко А. И. Оценка эксплуатационных затрат газотурбинных и электроприводных ГПА/Тез. докл. конф. аспир., молод, препод. и сотр. вузов и научн. орг. «Молодежная наука нефтегазовому комплексу», М.: РГУ нефти и газа, 2004., с. 24
  13. Временные методические указания по определению коммерческой эффективности новой техники в ОАО «Газпром».- М.: ИРЦ «Газпром», 2001.-39 с.
  14. З.Т., Леонтьев Е. В. Интенсификация магистрального транспорта газа М.: Недра, 1991,-271 с.
  15. З.Т., Леонтьев Е. В., Щуровский В. А. Технико-экономический анализ эффективности газотурбинного привода в транспорте природного газа/Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт, 1987, с. 139−144.
  16. М.А., Калинина Э. В., Добкина М. Б. Методы математической статистики в нефтяной и газовой промышленности.- М.: Недра, 1979.-339 с.
  17. Диагностика при реконструкции газотранспортных систем/Лопатин А.С., Поршаков Б. П., Козаченко А. Н., Никишин В.И.- Газовая промышленность, N 8, 1995, с. 13−15.
  18. А.И. Выбор вида энергопривода при реконструкции компрессорной станции/Сб. докл. 5-ой науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России», М.: РГУ нефти и газа, 2003, с. 5−9.
  19. А.И. Оценка технического состояния и основных технологических показателей .газотурбинных газоперекачивающих агрегатов/Тез. докл. 55-ой Юбилейной Межвуз. студ. науч. конф. «Нефть и газ 2001», М.: РГУ нефти и газа, 2001, с. 30.
  20. А.И. Совместное использование газотурбинного и электрического видов привода на газопроводах/Тез. докл. 5-ой Всеросс. конф. мол.уч., спец. и студ. по проблемам газовой промышленности России, М.: РГУ нефти и газа, сентябрь 2003 г., с. 47.
  21. А.И. Энергосберегающие технологии транспорта природных газов/Тез. докл. конф. аспир., молод, препод, и сотр. вузов и научн. орг. «Молодежная наука нефтегазовому комплексу», М.: РГУ нефти и газа, 2004., с. 37
  22. А.И. Энергосбережение при реконструкции и модернизации компрессорных станций/Тез. докл. 54-ой межвуз. студ. науч. конф. «Нефть и газ 2000», М.: РГУ нефти и газа, 2000., с. 28.
  23. А.И., Лопатин А. С. Оптимизация выбора энергопривода компрессорных станций/Сб. докл. XXI тематич. семинара «Диагностика оборудования и трубопроводов КС». М.: ИРЦ «Газпром», 2002, с. 92−96.
  24. И.Ф. Система диагностического обслуживания газотурбинных газоперекачивающих агрегатов с учетом их фактического технического состояния: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- М., 2002.- с. 21.
  25. С.Ф., Калинин А. Ф., Лопатин А. С. Энергетическая оценка целесообразности перевода безрегенеративных ГТУ на работу по регенеративному циклу //НТС: «Отраслевая энергетика и проблемы энергосбережения» М.: «ИРЦ Газпром», 2003, № 1. — с. 3 — 7.
  26. С.П. Диагностическое обслуживание оборудования КС. М.: ИРЦ Газпром, 2000 156 с.
  27. С.П., Лопатин А. С. Диагностика газоперекачивающих агрегатов: Учебное пособие. Часть I М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003.- 177 с.
  28. Измерение и учет расхода газа: Справочное пособие/В.А.Динков, З. Т. Галиуллин, А. П. Подкопаев и др.- М.:Недра, 1979.- 304 с.
  29. .М., Филиппов С. П., Анциферов Е. Г. Эффективность энергетических технологий.- Новосибирск: Наука. Сибир. отделение, 1989.256 с.
  30. А.А., Передерий Л. Я., Болотова В. Я. Методика выбора типа привода газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. -Сыктывкар, 1982. 28 с.
  31. И.И. Сокращение потерь газа на магистральных газопроводах.- М.: Недра 1988. -159 с.
  32. Н.Н., Чинакаева Н. С., Чернова Е. В. Практические рекомендации по использованию методов оценки экономической эффективности инвестиций в энергосбережение. М.: МЭИ, 2000.- 129 с.
  33. А.Н. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов.- М: Изд-во «Нефть и газ», 1999.- 463 с.
  34. А.Н., Никишин В. И. Основы ресурсосберегающих технологий трубопроводного транспорта природных газов.- М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1996.- 75 с.
  35. А.Н., Никишин В. И., Поршаков Б. П. Энергетика трубопроводного транспорта газов: Учебное пособие.- М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001.- 400 с.
  36. Комплексная программа реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа, ДКС и КС ПХГ на период 2002 2006 гг./ Том 1. — М.: ОАО «ГАЗПРОМ», ООО «ВНИИГАЗ».- 82 с.
  37. Концепция энергосбережения в ОАО «Газпром» на 2001 2010 гг. -М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2001.- 66 с.
  38. А.С. Научные основы создания системы диагностического обслуживания газотранспортного оборудования компрессорных станций. Дис.. докт. техн. наук.- М., 1998. 314 с.
  39. А.С. Термодинамическое обеспечение энерготехнологических задач трубопроводного транспорта природных газов. М.: Нефтяник 1996.- 82 с.
  40. А.С. Техническая диагностика оборудования компрессорных станций магистральных газопроводов.- М.: РГУ нефти и газа, 1999.- 56с.
  41. А.С. Термогазодинамические модели газотурбинных газоперекачивающих агрегатов.- М.: РГУ нефти и газа, 1999.- 72 с.
  42. Машиностроение: Энциклопедия/Ред. совет: К. В. Фролов (пред.) и др.- М.: Машиностроение, 2001. Измерения, контроль, испытания и диагностика. Т. III-7/Под общ. ред. В. В. Клюева.- 464 с.
  43. Э.А. Эксплуатация газотурбинных газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций газопроводов.- М.: Недра, 1994.- 304 с.
  44. К.В. Сопоставление и выбор вида энергопривода компрессорных станций магистральных газопроводов в условиях их реконструкции: Автореф. дис.. канд. техн. наук.- М., 1996.- 23 с.
  45. A.M. Анализ состояния и перспективы использования газотурбинного энергопривода на компрессорных станциях магистральных газопроводов: Дисс.. канд. техн. наук.- М., 1998.- 136 с.
  46. В.И. Методология модернизации и реконструкции компрессорных станций с учетом требований энергосбережения и охраны окружающей среды. М.: ИРЦ Газпром, 1994.- 99 с.
  47. В.И. Разработка энергосберегающих технологий в трубопроводном транспорте природных газов: Автореф. дис.. докт. техн. наук.-М., 1999.-36 с.
  48. В. И. Энергосберегающие технологии в трубопроводном транспорте природных газов. М: Изд-во «Нефть и газ», 1998.- 350 с.
  49. Опыт и проблемы использования регенераторов на газотурбинных компрессорных станциях/В.А. Щуровский, Ю. Н. Синицин, А. П. Левакин, А. В. Василенко Обз. инф. ВНИИЭГазпрома, сер. Транспорт и хранение газа, 1985, вып. 1.-41 с.
  50. Перечень приоритетных научно-технических проблем ОАО «Газпром» на 2002−2006 гг.- М.: ИРЦ Газпром, 2002.- 14 с.
  51. Повышение эффективности использования газа на компрессорных станциях/Динков В.А., Гриценко А. И., Васильев Ю.Н.- М.: Недра, 1981.- 296 с.
  52. Повышение эффективности эксплуатации энергопривода компрессорных станций/Б.П. Поршаков, А. С. Лопатин, A.M. Назарьина, А.С. Ряб-ченко.- М.: Недра, 1992.- 207 с.
  53. .П. Газотурбинные установки: Учебник для вузов.- М.: Недра, 1992.-216 с.
  54. .П. Исследование особенностей использования газотурбинных установок на компрессорных станциях магистральных газопроводов: Автореф. дис.. докт. техн. наук.- М., 1972.- 34 с.
  55. Проблемы реконструкции газотранспортных систем/Поршаков Б.П., Лопатин А. С., Козаченко А. Н., Никишин В.И.- М.: ИРЦ Газпром, НТС «Диагностика оборудования и трубопроводов», № 4−6, 1996, с. 43−50.
  56. Рациональное использование газа в энергетических установках: Справочное руководство/Р.Б.Ахмедов, О. Н. Брюханов, А. С. Иссерлин и др.-Л: Недра, 1990.-423 с.
  57. Л.Г., Иванов В. А. Эксплуатация газокомпрессорного оборудования КС.- М.: Недра, 1992.- 237 с.
  58. .С., Ларионов И. Д. Газотурбинные установки с нагнетателями для транспорта газа: Справ, пособие.- М.: Недра, 1991.- 216 с.
  59. Рис В. Ф. Центробежные компрессорные машины.- Л.: Машиностроение, 1981.-351 с.
  60. А.Д. Потери газа на объектах магистрального транспорта. -М: ИРЦ Газпром, 1993. 48 с.
  61. А.Д., Вольский Э. Л., Авдеев Я. И. Концепция научно-технической политики РАО «Газпром» до 2015 года/В кн.: Седьмая международная деловая встреча «Диагностика-97» (том 1, пленарные доклады).-М.: ИРЦ Газпром, 1997, с. 19−24.
  62. З.С. Эксплуатация газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом: Справ, пособие- М.: Недра.- 203 с.
  63. Н.Г., Сахаров В. А., Тимашев А. Н. Спутник нефтяника и газовика: Справочник.- М.: Недра, 1986.- 325 с.
  64. .И., Патыченко А. С., Захаров В. П. Утилизация и использование вторичных энергоресурсов компрессорных станций. — М.: Недра, 1991.- 160 с.
  65. В.А. Энергосбережение и охрана воздушного бассейна на предприятиях газовой промышленности. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  66. И.В. Термодинамическая оптимизация параметров парогазовой установки для компрессорных станций магистральных газопрово-дов//Теплоэнергетика.- 1992.-№ 9, с. 36−41.
  67. В.А. Новое поколение ГТУ для магистральных газопро-водов//Теплоэнергетика. 1996.- № 4, с. 12−14.
  68. В.А., Зайцев Ю. А. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты,— М.: Недра, 1994. 253 с.
  69. В.А., Синицин Ю. Н., Клубничкин А. К. Анализ состояния и перспектив сокращения затрат природного газа при эксплуатации газотурбинных компрессорных цехов.- Науч.-техн. обз. ВНИИЭГазпрома, сер. Транспорт и хранение газа, 1982, вып. 2.- 59 с.
  70. Экономика транспорта и хранения нефти и газа: Учебник для вузов/ А. Д. Бренц, Л. В. Колядов, Л. А. Комарова и др. М.: Недра, 1989.- 287 с.
  71. Эксплуатация газопроводов Западной Сибири/Г.В.Крылов, А. В. Матвеев, О. А. Степанов, Е. И. Яковлев.-Л.: Недра, 1986.- 288 с.
  72. Энергосберегающие технологии газовой индустрии/Под ред. А. И. Гриценко.- М.: 1995.- 272 с.
  73. Энергосбережение в трубопроводном транспорте газа/А.А. Апостолов, Р. Н. Бикчентай, A.M. Бойко и др. — М.: Изд-во «Нефть газ», 2000.- 176 с.
  74. Эффективность использования энергоресурсов при обеспечении транспорта газа/Б.А. Григорьев, В. В. Ремизов, А. Д. Седых, А. П. Солодов. -М.: МЭИ, 1999- 152 с.
  75. Е.И., Иванов В. А., Крылов Г. В. Системный анализ газотранспортных магистралей Западной Сибири.- Новосибирск: Наука, 1989.143 с.
Заполнить форму текущей работой