«Перенесенная» и реформированная цивилизация
Важнейшей чертой американского характера является горячая приверженность институту частной собственности. Собственность в Соединенных Штатах Америки всегда являлась не только ключом к успеху, но и источником политических и гражданских прав. При создании Конституции США именно американская политическая культура и традиция обеспечила постановку частной собственности иод строгую конституционную… Читать ещё >
«Перенесенная» и реформированная цивилизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сообщество США в начале своего формирования выступало, как известно, з качестве «перенесенной» цивилизации. Многие политические и иные ценности современной североамериканской цивилизации уходят корнями в многовековую европейскую культуру. Среди них: частная собственность, рынок, естественные права человека, гражданское общество, демократия, разделение властей и представительное правление.
Важнейшей чертой американского характера является горячая приверженность институту частной собственности. Собственность в Соединенных Штатах Америки всегда являлась не только ключом к успеху, но и источником политических и гражданских прав. При создании Конституции США именно американская политическая культура и традиция обеспечила постановку частной собственности иод строгую конституционную защиту и создала одно из первых в мире основанное на законе рыночное общество.
Особенности развития США (фронтир и др.) привели к тому, что американцы очень рано выработали качество, которое А. де Токвиль назвал индивидуализмом, — вера в то, что индивид гораздо важнее общества, и соответствующую ценностную установку. Данная особенность граждан США настолько поразила А. де Токвиля, что для ее обозначения он изобрел слово «индивидуализм», вошедшее в современный английский язык.
Американское общество с момента его возникновения в начале XVII в. формировалось и развивалось на основе «перенесенной» в Новый Свет западноевропейской («протестантской» — по М. Веберу) цивилизации. Соответственно, важную роль в формировании политической культуры Соединенных Штатов Америки И1рает инсти тут церкви (протестантской в особенности).
Библия в США распространена не меньше, чем американский флаг, который находится практически в любом офисе, кабинете и большинстве домов американских граждан.
Роль протестантизма в становлении капиталистического хозяйства общепризнанна в социальной науке со времени появления классической работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Задолго до Вебера на тесную связь протестантской религии, ее наиболее радикальных направлений с политическими традициями и институтами Америки обратил внимание А. де Токвиль. По его словам, первые колонисты «принесли в Новый Свет христианство, которое я не могу лучше характеризовать, как назвав его демократическим и республиканским. Это обстоятельство благоприятствовало установлению республики и демократии в общественных делах. С самого начала политика и религия оказались в согласии друг с другом, и это согласие с тех пор никогда не прекращалось».[1]
Идея народного суверенитета, основывающаяся на парламентских традициях Англии, находила прочную опору в воззрениях пуритан, развивавших идею договора как универсального принципа отношений людей с Богом и друг с другом как закона, которому подчиняется воля не только отдельного человека, но и сообщества граждан. Исследователи культуры США обнаруживают несомненную связь между особенностями протестантского вероучения и идеологией, характером американской революции, выдвинувшей на первый план в борьбе с метрополией правовые принципы. Протестантская теология, перенося спасение в план повседневной жизни, вела и ведет к резкому усилению значения регулирования индивидуальной и общественной жизни. И, хотя Библия прямо и догматически не фиксирует, каким должен быть строй и порядок, любые правовые и политические вопросы приобретают и религиозное значение.
Большое значение для культуры США имеет использование западно-европейского правового и политико-культурного опыта. Американские концепции разделения властей, сдержек и противовесов, неотъемлемых прав индивида не в последнюю очередь питались и идеями европейского Просвещения. Эти принципы укоренились в политической культуре Соединенных Штатов Америки, найдя отражение в таких документах — символах американской государственности, как Декларация независимости и Конституция США.
Принципы либеральной демократии находили опору, в частности, в утверждении в обществе веротерпимости — нормы, которая на европейском континенте стала зримым выражением завершения процесса секуляризации, создавшего основу современного правового государства. Здравый смысл требовал от представителей различных вероисповеданий проявления сдержанности при обсуждении теологических вопросов, т.к. межконфессиональные столкновения могли обернуться нескончаемыми конфликтами в обществе, в котором различные этнические и социальные группы переселенцев нередко принадлежали к различным направлениям церкви, причем ни одна из них не имела сколько-нибудь заметного преобладания. Интересно, что на памятнике автору Декларации независимости Т. Джефферсону в величественном мемориале в Вашингтоне отмечается его роль именно как автора Декларации независимости, закона о веротерпимости и основателя Виргинского университета, но не говорится специально о нем как о третьем Президенте США.
Протестантские, либеральные, моральные и веротерпимые основы социокультурного развития США определили многие долговременные тенденции их развития как неотъемлемой части западного сообщества.
- [1] Токвиль А. О демократии в Америке. — М., 1996. — С. 235−236.