Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема социального идеала в русском классическом анархизме: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая группа — значительная по объему — относится к советскому времени. В этот период анархизм в целом рассматривался как антипод марксизма. Это приводило к тому, что анархистская концепция оценивалась лишь под углом зрения его соответствия или несоответствия категориям исторического материализма и научного социализма. Поэтому идеологическая заданность, проявлявшаяся в признании абсолютной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие социального идеала и теория анархизма
    • 1. Сущность и содержание понятия «социальный идеал»
    • 2. Анархизм как социально-философское учение и его отражение в русской философской мысли
  • Глава II. Социальный идеал в русском классическом анархизме, пути его достижения и значение для современности
    • 1. Модель безгосударственного общества в анархистских теориях
  • М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина
    • 2. Социальная революция как средство достижения совершенного общества в анархистских теориях М. А. Бакунина и П.А. Кропоткина
    • 3. Социальный идеал русского классического анархизма и современность

Проблема социального идеала в русском классическом анархизме: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальный идеал в силу его неизменной актуальности является перманентной проблемой исследований. Являясь образцом, нормой целеполагающей деятельности человека во всех областях общественной жизни, он определяет отношение человека к миру.

Современные философы, историки и социологи, конечно, понимают, что всякое общество и всякий член общества нуждается в некотором костяке ориентации и благочестия. Понятие о социальном идеале без сомнения входит в этот костяк. Но сам этот новый социальный идеал еще только смутно предчувствуется. Испуганные утопическими идеологиями, прагматики в философии и политике не решаются заговорить о нем, а мыслящие народные массы продолжают между тем думать в привычных прогрессивно-утопических категориях. Высокие достижения и вызванные ими угрозы нашего времени осваиваются и преодолеваются под знаком если не ложньх, то явно не отвечающих современной действительности идейных позиций.

Современное человечество пытается найти социальный идеал, то есть такое общественное устройство, которое было бы вполне достойно человека, живущего в третьем тысячелетии. Если отбросить в сторону наименования этих социальных идеалов и проанализировать их содержание, то мы обнаружим полное единство тех главнейших принципов, на которых каждый из этих разноименных идеалов зиждется — разум, справедливость, свобода, равенство, братство, мир, счастье. Все идеалы объединяет мечта о лучшем будущем человечества.

Сегодня, на очередном витке российской истории, когда остро стоит проблема поиска и выбора предстоящего пути, мы вновь обращаемся к прошлому, чтобы искать в нем примеры социальных идеалов, которые столь необходимы нам в будущем. По справедливому замечанию В. А. Лекторского, поиск новой системы идеалов является сегодня для России самым трудным, но и самым важным делом, «так как лишь на этом пути возможен выход из того духовного, культурного и социального кризиса, который переживает страна"1.

Актуальность работы становится очевидной в виду событий, имеющих место в российском обществе. Прежде всего, речь идет о переоценке идеологических ориентиров и общественных устройств. В противоречивых тенденциях развития российского общества нарастает сила анархистских установок.

Сегодня анархическими интенциями пронизаны национальные и экологические движения, политическая практика и повседневная жизнь. Анархистские тенденции складываются снизу, соответствуют многолетнему опыту перехода населения от безропотного подчинения государству к бунту против него, к отрицанию всякой государственности. Имея давнюю историю, анархизм предстает как форма достижения непосредственной справедливости в обществе, где государство рассматривается как источник несправедливости.

На повестке дня стоит главная задача — разработка единого социального идеала и путей практического его осуществления (без насилия, кровопролитий, в рамках законности, на основе свободного волеизъявления каждого человека). Тем самым, речь идет о программном документе нашей эпохи, способном сплотить все, жаждущее перемен, современное прогрессивное человечество и обеспечить преобразование социальной жизни на принципиально новых, истинно разумных и справедливых основах.

Отсутствие убедительных гарантий свободы личности, слабое развитие механизмов самоуправления, рост бюрократического аппарата, отчуждение широких слоев населения от собственности позволяет говорить о том, что идеи анархизма будут существовать до тех пор, пока существует государство со всеми его недостатками. В связи с этим, в настоящее время приобретает особую актуальность проблема серьезного социально-философского анализа наследия русских классиков анархизма.

1 Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994. № 6. С. 24. 4.

Учения М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, при всем их утопизме, привлекают внимание, прежде всего, своей гуманистической направленностью, проповедью свободы личности, активным неприятием деспотизма в любой его форме. Их выступления против огосударствления всех сторон жизни общества, поиск путей и средств реализации социального идеала в интересах каждого человека не могут остаться сегодня незамеченными. Весьма актуально в наше время звучит анархистская критика «государственного социализма», по-новому воспринимаются идеи развития народного самоуправления, а также организации общества на принципах федеративного устройства.

Современность и острота темы данного исследования определяются, во-первых, потребностями объективного изучения и адекватного раскрытия философии русского классического анархизмаво-вторых, необходимостью преодоления негативных идеологических штампов, которые сложились в прошлом, особенно в советские годы, в отношении идейного содержания взглядов и деятельности анархистовв-третьих, возросшей значимостью многих теоретических построений для современности. Одновременно ощущается потребность в современном толковании учений классиков русского анархизма.

На современном этапе развития общества актуализируется поиск новой парадигмы подлинного человеческого сосуществования и совершенствования в русле свободной самореализации и взаимной ответственности. Привычные расчеты на традиционные политические структуры и некую мифическую мудрость принимаемых сверху решений опровергаются самой действительностью.

Все сказанное свидетельствует об актуальности исследования самобытного идейно-теоретического наследия русского классического анархизма и конкретно — его социального идеала.

Состояние и степень изученности темы. Литературу по исследуемой проблематике мы условно разделили на блоки: к первому блоку отнесли работы, в которых рассматриваются понятия идеала, его виды и формыко второму — труды исследователей наследия классиков анархизмак третьемусобственно произведения М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Вопросам идеала в современной литературе посвящено немало работ. В одних раскрывается само понятие «идеал», например в трудах В. Е. Давидовича, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, А.И. Яценко1. Другими авторамиР.Г. Апресяном, С. В. Тумановым — рассматриваются различные подходы к изучению идеалов2.

Особое место в теории социального идеала имеет труд П.И. Новгород-цева «Об общественном идеале». Большинство современных исследователей идеала, так или иначе, ссылаются на работу П. И. Новгородцева, как на некий базис. Помимо П. И. Новгородцева в русской философской мысли вопросами социального идеала занимались С. Н. Булгаков, СЛ. Франк, B.C. Соловьев, И. А. Ильин и др.

Важным шагом в углублении понимания социального идеала были произведения, посвященные классификации идеалов. К ним можно отнести труды J1.A. Калинникова, С. Н. Иконниковой, статьи Н. А. Рудницкой, П.А. Рачкова3 и др.

Некоторые авторы пытаются связать проблему идеала с национальными вопросами. Это нашло свое отражение в произведениях Ю. П. Ивонина, А. А. Керн, С.И. Глушковой4.

Литература

посвященная исследованию научно-теоретического наследия классиков русского анархизма, обширна и разнообразна по характеру. В целом она может быть условно разделена на несколько групп.

1 Давидович В. Е. Теория идеала. — Ростов на Дону, 1983; Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М., 1977; Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. — М., 1968; Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев, 1977.

2Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М., 1995; Туманов С. В. Общественный идеал: Диалектика развития. — М., 1986.

3 Калинников Л. А. Структура идеала как носителя активности общественного сознания. — Калининград, 1970; Иконникова С. Н. Роль нравственного идеала в формировании личности // Моральные ценности советского человека. — Л, 1968; Рудницкая Н. А. Виды социальных идеалов // Вестник Московского ун-та. Философия. 1987, № 6- П. А. Рачков. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Московского ун-та. Философия, 1995. № 2.

4 Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века). Часть I. — Новосибирск, 1997; Керн А. А. Проблема социального идеала в российской культуре второй половины XIX века. — Екатеринбург, 2000; Глушкова С. И. Специфика национального идеала в отечественной философско-правовой и общественной мысли // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, 2000. № 1.

К первой группе мы относим работы начала XX века, характерной чертой которых было стремление провести объективный анализ анархизма как политического течения, а также дать оценку деятельности М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина. Это произведения В. М. Андерсона, Е. Бернштейна, А. А. Борового, А. Горелика и др1. Однако встречаются труды, имеющие критико-идеологический характер: М. Неттлау, В. П. Полонского, Ю.М. Стеклова2.

Вторая группа — значительная по объему — относится к советскому времени. В этот период анархизм в целом рассматривался как антипод марксизма. Это приводило к тому, что анархистская концепция оценивалась лишь под углом зрения его соответствия или несоответствия категориям исторического материализма и научного социализма. Поэтому идеологическая заданность, проявлявшаяся в признании абсолютной истинности марксизма и ложности немарксистских концепций, не давала возможности даже добросовестным исследователям раскрывать истинный смысл и значение подобных учений. К этой группе относятся произведения Ж. Дюкло, Г. В. Плеханова, и др3. Однако несколько работ этого периода можно отнести к достаточно объективным. Это труды В. Г. Графского, С. Н. Канева, Н. М. Пирумовой, и др4.

Серьезный исследовательский интерес к научному наследию русского анархизма начинает формироваться лишь под влиянием атмосферы хрущевской «оттепели». С 60-х и более активно с 70-х годов XX века творчество русских анархистов стало объектом достаточно беспристрастного изучения. Значительный вклад в изучение творчества философов-анархистов был сделан В. М. Артемовым, В. Ф. Пустарнаковым, А. И. Ракутовым и другим иссле.

1 Андерсон В. М. М. А. Бакунин. — СПб., 1906; Бернштейн Е. Анархизм. — СПб., 1907; Боровой А. А. Анархизм. — М., 1918; Горелик А. Очерки по истории анархического движения в России. — М., 1926.

2 Неттлау М. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина. — Пб. — М., 1920; Полонский В. П. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. — М — Л., 1925; Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. — M.- Л., 1927.

3 Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. — M., 1975; Плеханов Г. В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия.-Л., 1938.

4 Графский В. Г. Бакунин. — М., 1985; Канев С. Н. Октябрьская революция и крах анархизма. — М., 1974; Пи-румова Н. М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. — М., 1966; Петр Алексеевич Кропоткин. — М., 1972. дователями, посвятившими данной теме монографические и диссертационные работы1.

Однако существовавшие в советское время идеологемы в отношении анархизма и его теоретиков сдерживали объективный поиск в этой области обществознания. Выйти на путь действительно объективного, идеологически нескованного изучения русского классического анархизма отечественными исследователями стало возможным лишь в постсоветское время. В 90-е годы прошлого века данной теме посвятили свои работы (в том числе и диссертал ции) И. И. Блауберг, П. В. Рябов, Л. Г. Сухотина, С. Ф. Ударцев и др .

Особую группу исследований составляют труды, посвященные месту анархизма в русском и международном революционном движении. Среди л них можно назвать произведения Б. С. Итенберга и Е. Л. Рудницкой .

Отметим авторов, которые помимо критики идеологических позиций М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, обращают внимание на их социальные идеалы. Значительное место в этой группе занимают работы Д. И. Пронякина, А. А. Галактионова, П.Ф. Никандрова4. Однако вышеуказанные авторы рассматривают идеи классиков русского анархизма либо с критических позиций, либо в плане исторического обзора.

Ряд диссертационных исследований, посвященных анализу социальных воззрений М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, направлены на критику политической теории анархизма5 или рассматривают философские воззрения рус.

1 Артемов B.M. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореферат дисс. д.ф.н. -М., 1999; Ракутов А. И. Критика нравственных взглядов русских анархистов (М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина). Автореферат дисс. к.ф.н. — M., 1975.

2 Блауберг И. И. Анархизм: что мы о нем знаем? // Вопросы философии, 1990, № 3. С. 165−169- Рябов П. В. Проблема личности в философии классического анархизма. Автореферат дисс. к.ф.н. — М., 1996; Сухотина Л. Г. Пророчество Михаила Бакунина// Вестник АН ССР, 1991, № 5. С. 115−122- Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. — Алматы, 1994.

3 Итенберг Б. С. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х гг. XIX п. — М., 1973; Движение революционного народничества. — М., 1985; Рудницкая ЕЛ. Русская революционная мысль (Демократическая печать 1864−1873). — М., 1984.

4 Пронякин Д. И. Анархизм: «исторические претензии» и вопросы истории. — Л., 1990; Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. — Л., 1970.

5 Сафронова Л. Е. Критика социально-политических и нравственных воззрений M. Бакунина. Автореферат к.ф.н. — М., 1979; Марухина В. У. Критика Марксом и Энгельсом анархистской концепции социальной революции. Автореферат к.ф.н. — М., 1982; Королева-Коноплянсая Г. И. Анархизм. Утопия или реальность. Политическая теория и практика анархизма в свете современности. Автореферат к.ф.н. — М., 1995. ских мыслителей без соотнесения с концепцией социального идеала анархизма1.

Таким образом, анализ существующих источников позволяет констатировать, что при наличии весьма значительной литературы о политических взглядах основоположников русского классического анархизма до сих пор нет специальных исследований, в которых с современных методологических позиций давался бы целостный анализ социального идеала М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Самым важным источником при анализе идей русского классического анархизма, несомненно, являются труды самих анархистов. К основным произведениям М. А. Бакунина относятся: «Федерализм. Социализм. Антитеоло-гизм», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Анархия и порядок" — главные труды П. А. Кропоткина: «Этика», «Хлеб и воля. Современная наука и анархия», «Речи бунтовщика», «Записки революционера», «Анархия, ее философия, ее идеал».

Объектом исследования является русский классический анархизм, разработанный в трудах М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Предмет исследования — социальный идеал русского классического анархизма.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе текстологического анализа трудов М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина и имеющейся литературы об их деятельности раскрыть представления данных философов о социальном идеале и путях его достижения.

Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Концептуализировать понятие «социальный идеал» в его формах, видах, подходах к изучению на основе историко-философского наследия.

1 Мндоянц M.H. Философия анархизма в России второй половины XIX — начала XX века. М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (Историко-философский анализ). Автореферат к.ф.н. — М, 1978; Александрова 3.A. Философские и общественно политические воззрения П. А. Кропоткина. Автореферат к.ф.н. — M., 1987; Козу-лина Е.Е. М. А. Бакунин как мыслитель и деятель (социально-философский аспект). Автореферат к.ф.н. -Улан-Удэ, 2001.

2. Показать место классического анархизма в общей истории и теории анархизма.

3. Раскрыть сущность социального идеала в учениях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

4. Проанализировать анархистскую теорию революции как средства достижения социального идеала.

5. Показать актуальность идей русского классического анархизма для решения проблем современного российского общества.

Методологические и теоретические основы исследования. Социально-философскую основу диссертационного исследования составляют труды С. Э. Крапивенского, Н. С. Кувырченкова, Н. О. Лосского, Э. В. Ильенкова, П. И. Новгородцева и др.

Теоретической базой работы явились труды М. А Бакунина и П. А. Кропоткина, а также наиболее значительные произведения отечественных и зарубежных исследователей проблем народнического и анархистского движений второй половины XIX — начала XX веков. Среди них можно выделить работы А. А. Борового, В. П. Волгина, А. А. Галактионова, П. Ф. Никандрова, М. Н. Громова, В. А. Малинина, П. Эльцбахера. Использовались труды по теоретической философии, политологии, социологии, этики, истории и др.

Методологической основой диссертации явился диалектический анализ истории мировой и русской общественно-философской мысли конца XIX — начала XX века. При этом применялись в единстве принципы научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющие важное мировоззренческое значение в исследовании теоретического наследия различных научных школ и направлений в философии, социологии, политологии, этике. В изучении конкретно-текстологического материала — трудов Бакунина и Кропоткина — были использованы методы системности и целостности, применялся сравнительно-сопоставительный анализ.

Научная новизна. Данная диссертационная работа представляет собой опыт исследования социального идеала русского классического анархизма в его полноте и целостности.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

• концептуализировано понятие «социальный идеал», через представление его форм, видов, подходов к изучениюпредложено авторское понимание различия «социального» и «общественного» идеалов;

• рассмотрен анархизм как социальный идеал в общественно-философской мысли XIX — XX веков;

• дан анализ социального идеала безгосударственного общества в анархистских воззрениях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина;

• подробно рассмотрена теория социальной революции как средства достижения совершенного общества в анархистских теориях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина;

• показана актуальность идей русского классического анархизма для решения проблем современного российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. История русской философии, общественной мысли доказывает, что проблема социального идеала занимала и занимает в ней большое место, демонстрируя разнообразие в его толковании и понимании. Русские мыслители, рассматривая проблему социального идеала, выходили на вопросы преобразования общества на основах свободы и нравственности. Социальный идеал не существует помимо политического, нравственного, эстетического и других идеалов, выступающих его аспектами. Социальный идеал является образом социальных отношений, взятых в их совокупности.

2. Анархизм включает в себя идеал, как совокупность представлений о будущем безгосударственном устройстве общества, а также теоретическое обоснование этого идеала и комплекс средств, необходимых для его воплощения. Безгосударственный социальный идеал — это исходный пункт и конечная цель всех теоретических рассуждений анархизма.

3. Безгосударственность кардинально отличает анархистский идеал от других социальных моделей. Совершенное общество, по мнению М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, — это общество лишенное какой-либо власти, основанное на началах самоуправлении, самоорганизации и свободном объединении. Социальный идеал в учениях классиков анархизма включал такие элементы как экономический, технологический, правовой, нравственный, каждый из которых имел свое содержание и особенности.

4. Социальная революция в анархистских теориях является средством достижения социального идеала. Революция, согласно М. А. Бакунину и П. А. Кропоткину, является эпохой прогресса, задающей новый вектор развития, которая призвана практически воплотить идеи анархизма, уничтожив государство со всеми его атрибутами и принести ему на смену самоуправление.

5. Анархизм является одной из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. В современном обществе имеются как объективные, так и субъективные причины и условия, которые с разной степенью значимости побуждают людей к поиску социального идеала. Идеал совершенного российского общества содержит элементы идеала мира анархии.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, сделанные в данной работе, могут служить научной основой для дальнейшего исследования проблемы социального идеала русского классического и современного анархизма, для разработки проблем по социально-философской, историко-философской, социологической и этической мысли. Материалы работы представляют интерес для изучения социального идеала современности, а также для дальнейшего исследования философских воззрений русских анархистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы при разработке и реализации учебных и элективных курсов, курсов по истории отечественной философской мысли, а также в преподавании учебных дисциплин по социальной философии и этике. Выводы, сделанные в работе, могут использоваться при создании программ социологических исследований по выявлению понимания социального идеала в современной России, путях его достижения и месте анархистских идей в данном процессе.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Новые идеи — новому тысячелетию» (г. Чита, 2001 г.), «Русская философия между Западом и Востоком» (г. Екатеринбург, 2001 г.), «Культура и образование: традиции и инновации» (г. Чита, 2002 г.), «Талант и труд молодых — родному Забайкалью» (г. Чита, 2002 г.), «Актуальные проблемы развития отечественной истории, философии и политологии» (г. Уссурийск, 2004 г.), «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 2005 г.) — на семинарах, проводимых кафедрой философии ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, организованных Институтом психологии, педагогики и социальных наук, а также изложены в 11 научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Рассмотрев различные определения понятия «идеал», мы в качестве основного рабочего решили использовать определение, которое дает Э. В. Ильенков: идеал — это «идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природы сообразно идеалу представляет собой специфически-человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления"1. На наш взгляд, в данном определении отражается ценностный ориентир и содержится критерий оценки действительности.

Анализ видов идеала, уровней построения и подходов к изучению позволил нам выявить его социальную и историческую обусловленность. Это касается, в том числе, и социального идеала, предложенного анархистами.

Краткий обзор представлений русских философов о социальном идеале показал, что идеал является силой, помогающей выстраивать социальные отношения. Русские мыслители, рассматривая проблему социального идеала, выходили на вопросы преобразования общества на основах свободы и нравственности. Идеей об устремлении человека к высшему образцу — к идеалу пронизаны труды каждого из них.

В ходе диссертационной работы мы пришли к выводу, что социальный идеал, наряду с принципами и убеждениями, выступает составным компонентом мировоззрения и представляет собой не что иное, как социальный порядок, гарантирующий гармонию личности и общества.

В социально-философской литературе определения понятий «социальный» и «общественный» идеал используются как синонимичные. Мы выявили различие, которое заключается в их направленности. Общественный идеал обращен на совершенствование человека, людей, составляющих данное общество, а социальный идеал устремлен на изменение социальных институтов, в том числе и самого общества. Поэтому использование в нашей работе.

1 Ильенков Э. В. Идеал // Большая Советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 10. — М, 1972. С. 34.

115 понятия «социальный идеал» для анализа анархистского идеала являемся целесообразным.

Идеи анархизма привлекали внимание исследователей в разные эпохи. При этом одних интересовало его историко-политическое значение, другихсоциально-философское. Мы в своей работе попытались рассмотреть как первое, так и второе. Отмечая давнюю историю анархизма, были выделены различные этапы его становления и развития. В соответствии с целью диссертационного исследования мы особое внимание уделили русскому классическому анархизму, возникновение которого связано с именами М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Основной момент анархистского социального идеала заключается в освобождении человека от оков государственной власти и связанных с ним властных структур. Создавая идеальный образ социальных отношений, построенный, в первую очередь, на антитезе государства, мыслители в своих трудах пытались разработать модель безгосударственного общества, которая включала экономический, технологический, правовой, нравственный идеалы.

В качестве универсального принципа построения безгосударственного общества анархисты предлагали федерацию, которой противопоставляли централизацию. Федеративное устройство, по мнению Бакунина и Кропоткина, способно реализовать естественную потребность человека — стремление к безвластию и тем самым воплотить в реальность принцип свободы.

Анархисты выступали за уничтожение частной собственности. При этом Бакунин предлагал коллективную собственность, а Кропоткин требовал полного обобществления всей собственности. Первый по отношению к частной собственности был коллективистом, второй — коммунистом.

Технологический идеал русские анархисты видели в интеграции умственного и физического труда. По их мнению, интеграция труда и образования окажет влияние не только на гармоничное развитие личности, но и на становление и утверждение свободы.

Нами была отмечена утопичность воззрений философов по вопросам права. Идеалом для Бакунина и Кропоткина является не юридически фиксированное или как они называли — «писанное» право, а естественные нормы, установленные общим согласием людей. Вера в природную нравственность человека не позволяла мыслителям адекватно оценивать роль юридического права в регулировании общественных отношений.

Раскрывая сущность социального идеала, представленного в учениях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, мы пришли к выводу о том, что социальный идеал для анархистов — это определенное состояние общества, а не непрерывное общественное совершенствование. Отсюда этический консерватизм и этическая утопия земного совершенства. Особенно ярко это проявляется в трудах Кропоткина.

Обращаясь к нравственному идеалу, анархисты на первый план, не считая свободу, выдвигали такие категории, как солидарность, взаимную помощь и равенство. В ходе анализа трудов русских философов, мы выяснили, что для Бакунина основной нравственной категорией являлась солидарность, в то время как для Кропоткина фундаментом развития социальных отношений была взаимная помощь. Согласно мыслителям, общество может самоорганизоваться на основе природной нравственности, заложенной в каждом человеке.

Вся анархистская концепция строится на приоритете свободы. Бакунин и Кропоткин считали свободу природным свойством человека. Анархистов часто упрекают в абсолютизации свободы. Однако мы в результате тщательного изучения данного вопроса опровергли данную точку зрения. Идеологи русского классического анархизма отвергали абсолютную свободу личности. По их мнению, она не совместима с идеей равенства и справедливости.

В процессе диссертационного исследования, мы пришли к выводу, что анархисты при обосновании социального идеала основывались на антропологической модели, принятой в классическом идеализме. С точки зрения натуралистического подхода, социальный идеал анархизма был обусловлен реальностью. Социальная обусловленность анархистского идеала заключается в тех общественных противоречиях, которые существовали в тот период времени в России.

По уровню отражения анархистский социальный идеал мы отнесли к теоретическим. Это обусловлено тем, что он является результатом сознательного формирования целостного образа будущего, и его разработка происходила с помощью развитого понятийно-категориального аппарата.

По направлению интересов анархистский идеал мы классифицировали как прогрессивный. Об этом говорят требования, которые выдвигали анархисты к совершенному обществуэкономические и нравственные характеристики, даваемые ими социальному идеалу.

По мнению философов любой идеал представляет собой стремление к тому, что еще не осуществлено. В своих учениях в качестве своеобразного средства достижения социального идеала классики русского анархизма предлагали социальную революцию.

Мы проанализировали взгляды философов на социальную революцию и пришли к выводу, что она в трудах Бакунина и Кропоткина является неизбежным элементом эволюции, задающим новый вектор развития. Анархистская социальная революция призвана уничтожить государство со всеми его атрибутами и привести ему на смену местное самоуправление.

Основной силой в деле революции мыслители видели народные массы. Однако заметна разница в том, кого относили анархисты к народным массам. У Бакунина главной силой революции является крестьянство и разбойные элементы общества. В теории Кропоткина движущие силы революции носили внеклассовый характер.

Нами было отмечено, что в определении целей революции в учениях анархистов имеются разные аспекты. Так, для Бакунина главное — разрушить, а Кропоткин видел в разрушении только часть работы революционера.

Анархисты, создавая теорию социальной революции, сходились на мысли о необходимости создания организации-помощника, целью которой было бы просвещение народных масс в деле подготовки революции. На наш взгляд, в данных тезисах просматривается идея манипулирования людьми, их интересами, что неприемлемо для свободного общества, в том числе и анархистского.

Наделив революцию социальными функциями, Бакунин и Кропоткин пытались наполнить ее нравственным содержанием. Однако, несмотря на благовитость идей, которые были предложены философами, средства достижения их все же страдали антигуманностью. Хотя мыслители и говорили о самоценности человеческой жизни, они оправдывали себя тем, что гибель меньшинства пойдет на благо большинству, а это с точки зрения нравственности недопустимо.

Итак, социальная революция, была лишь средством достижения анар-ф хистского социального идеала, и философы не видели иного пути в деле продвижения к поставленной цели — создание совершенного безвластного общества. В этом заключался один из основных недостатков теоретических построений анархистов.

Философами признавалась принципиальная осуществимость анархистского социального идеала в границах человеческой истории. В этом заключается утопичность идей Бакунина и Кропоткина. Однако анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли ^ заметный вклад в общественный процесс. И в настоящее время идеи русского классического анархизма находят отголоски не только в развитии современного анархизма, но и в современном обществознании.

Анархистская теория заставляет обратить внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления, а анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Анархизм. Пг.: Госиздат, 1920.
  2. Ф 2. Аксаков К. С. Воспоминания студенчества. СПб., 1911.
  3. Е.М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии к. XIX -начала XX века. Калуга.: ИД «Эйдос», 2004.
  4. Анархизм: Сборник. -М.: ЭКСМО-Прресс, 1999.
  5. Анархисты. Документы и материалы. 1883−1935 гг. В 2 т. М.: РОС-СПЭН, 1998.
  6. Анархия и власть: Сборник статей. -М.: Наука, 1992.
  7. В.М. М.А.Бакунин. СПб.: Труд и польза, 1906.
  8. А.В. М.А. Бакунин, анархизм, нечаевщина // Путь исканий. -М., 1990.
  9. Р.Г. Идея морали и основные нормативно-этические программы. -М.:ИФРАН, 1995.
  10. Г. С. Общество. Познание. Практика. М.: Мысль, 1988.1. Арон Р. К. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.
  11. В. М. М.А. Бакунин: к свободе через образование // Социально -политический журнал, 1995, № 4. С. 197−207.
  12. В.М. Нравственные основы свободы в анархизме JI.H. Толстого // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 1. С. 203−220.
  13. Ф 14. Артемов В. М. Проблема свободы: М. Бакунин и П. Кропоткин // Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. М., 1995, Вып. 1. С. 26−43.
  14. В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореферат дисс. д.ф.н. М., 1999.
  15. В. Д. Утопизм как превращенная форма выражения положительной утопии // Философские науки, 2003, № 3. С. 100−111.
  16. М.А. 1876−1926. Неизданные материалы и статьи. -М.: Изд. Всесоюзного общества полит, каторжан и ссыльнопоселенцев, 1926.
  17. М.А. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  18. М.А. Бог и государство // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  19. М.А. Воззвание русского патриота к славянским народам // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  20. М.А. Всестороннее образование // Бакунин М. А. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  21. М.А. Государственность и анархия // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989.
  22. М.А. Избранные сочинения. Т. 1−5. -Пг.-М., 1919−1921.
  23. М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.
  24. М.А. Исповедь // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  25. М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989.
  26. М.А. Коммунизм // Бакунин М. А. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  27. М.А. Международное тайное общество освобождения человечества // Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.
  28. М.А. Народное дело // Бакунин М. А. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  29. М.А. Наука и народ // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.
  30. М.А. Наука и насущное революционное дело // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989.
  31. М.А. О философии // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  32. М.А. Ответ одного интернационалиста Мадзини // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  33. М.А. Письма о патриотизме // Бакунин М. А. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  34. М. А. Письмо М.А. Бакунина к С.Г. Нечаеву 2-го июня 1870 // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.
  35. М.А. Принципы и организация интернационального революционного общества // Материалы для биографии М. Бакунина. Т. III. М.-Л., 1928.
  36. М.А. Программа общества международной революции // Материалы для биографии М. Бакунина. Т. III. -M.-JL, 1928.
  37. М.А. Революционный катехизис // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  38. М.А. Собрание сочинений и писем 1828−1876. М.: Парт-издат, 1935.
  39. М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.
  40. М.А. Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке // Избранные философские сочинения и письма. -М.: Мысль, 1987.
  41. Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). -М.: Политиздат, 1973.
  42. И.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: ACT, 2004.
  43. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. -М.: Наука, 1990.
  44. Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Ка-нон+, 1999.
  45. Э. Анархизм. СПб.: Б.и., 1907.
  46. Р.А. Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX начала XX вв. (М.А. Бакунин, JI.H. Толстой, П.А. Кропоткин). Автореферат дисс. к.ф.н. — Ростов-на-Дону, 1999.
  47. И.И. «Выбор в твоих руках.» // Вопросы философии, 1991, № 11. С. 64−71.
  48. И.И. Анархизм: что мы о нем знаем? // Вопросы философии, 1990, № 3. с. 165−169.
  49. В.В., Моисеев П. И. Молодой М.А. Бакунин и диалектика: к вопросу о генезисе диалектических идей в России // Вестник Московского унта, 1977, № 2. С. 35−45.
  50. В.В., Моисеев П. И. Об одном полузабытом произведении М.А. Бакунина // Вестник Московского ун-та, 1974, № 2. С. 60−71.
  51. Г. Ш. Политическая философия М.А. Бакунина и современность. М.: ИФРАН, 1999.
  52. Бонч-Бруевич В. Д. Памяти П.А. Кропоткина // Воспоминание о Ленине. -М., 1969.
  53. Ю.А., Олейников Д. А. М.А. Бакунин // Вопросы истории, 1994, № 3. С. 55−77.
  54. А.А. Анархизм. М.: Революция и культура, 1918.
  55. Н.В. Прогностический гуманизм П.А. Кропоткина // Сб статей Российской научной конференции «Петр Алексеевич Кропоткин гуманист, ученый, революционер», посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. — Чита, 1992. С. 122−124.
  56. С.Н. Сочинения в двух томах. М.: Наука, 1993.
  57. В.П. Очерки истории социалистических идей: первая половина XIX века. -М., 1976.
  58. Г. Неистовый бунтарь // Коммунист, 1989, № 12. С. 83−88.
  59. Э.Г. Карл, ты не прав! (О переоценке полемики К. Маркса и Ф. Энгельса с Бакуниным по проблеме «правящие управляемые / управляющие») // Кентавр, 1994, № 1. С. 104−118.
  60. Т.А. Нравственное измерение свободы в контексте русского классического анархизма // Социально-политический журнал, 1998, № 6. С. 256−258.
  61. Встань человек! Сборник статей. -М.: Советская Россия, 1986.
  62. К.С. Политическая философия: формирование и сущность // Вопросы философии, 1995, № 7. С. 3−28.
  63. А.А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
  64. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  65. А.Н. Философское обоснование социальной модели П.А. Кропоткина // Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии «Русская философия: многообразие в единстве». Москва, 14−17 ноября 2001 г. -М.: ЭкоПресс-2000,2001. С. 46−49.
  66. А.Н. Экономический идеал анархо-коммунистического общества в работе П.А. Кропоткина «Хлеб и воля» // Труды международной научной конференции посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. Выпуск № 2. С. 173−183.
  67. А.И. Русский народ и социализм // Избр. философские произведения. В 2 т. Т 2. М.: Госполитиздат, 1946.
  68. А.И. Сочинения. В 9-ти т. Т.8. -М.: Гослитиздат, 1958.
  69. С.И. Специфика национального идеала в отечественной фило-софско-правовой и общественной мысли // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, 2000. № 1.
  70. И.А. Философия политики. -М.: ТЕИС, 2002.
  71. .И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно). М.: Молодая гвардия, 1930.
  72. А. Анархисты в российской революции. Буэнос-Айрес: Рабочая изд. группа в республике Аргентина, 1926.
  73. М.Н. Анархизм и народничество // История философии: Запад -Россия Восток. Кн. 2: Философия XV—XIX вв. М., 1996.
  74. Гусейнов А. А, Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987.
  75. А.А. Великие моралисты. -М.: Республика, 1995.
  76. В.Е. Теория идеала Ростов на Дону: РГУ, 1983.
  77. В.Г. Критика англо-американской буржуазной историографии М.А. Бакунина и бакунизма. М., 1978.
  78. В.А. Русский социализм: альтернативный вариант М.А. Бакунина//Вопросы политологии, Вып. 1 Барнаул, 1999.
  79. М.П. Михаил Александрович Бакунин. Казань, 1905.
  80. О.Г. Понятия морали. М.: Наука, 1974.
  81. Э. Эволюция анархизма//Новое время, 1974, № 15. С. 18−20.
  82. Д. Общество и его проблемы. -М.: Идея-Пресс, 2002.
  83. . Бакунин и Маркс. Тень и свет. М.: Прогресс, 1975.
  84. .В., Томилов В. Г. Русские мыслители. Томск: Изд-во # Томск, 1988.
  85. В.Д. Анархистское движение в России: история и современность. СПб.: Академия культуры, 1997.
  86. В.Д. Российский анархизм и анархисты: (вторая половина XIX -конец XX веков). СПб: Нестор, 1996.
  87. Н.К. Революция или бунт? Социализм или анархия? (К 175-летию со дня рождения М.А. Бакунина) // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Теория научного коммунизма. 1989. № 3. С. 35−41.
  88. Ф 90. Зеньковский В. В. История русской философии. Т 1., ч. 2. Л.: Эго, 1991.
  89. И.Б. Политическая теория анархизма М.А. Бакунина. — Л.: Изд. ЛГУ, 1969.
  90. Ю.П. Между гармонией и восстанием (проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века). Часть 1. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  91. А.В. Диалектика идеального // Философия и культура. М.: ИПЛ, 1991.
  92. Э. В. Об идолах и идеалах. -М.: Политиздат, 1968.
  93. А.К., Олейников Д. И. Бакунин нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории, 1989, № 2. С. 118−126.
  94. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
  95. История русской философии. Т. 1, ч. 2. JL: Эго, 1991.
  96. .С. Движение революционного народничества. М., 1985.
  97. .С. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х гг. XIX в. М.: Мысль, 1973.
  98. ЮО.Канев С. Н. Крах русского анархизма // Вопросы истории, 1968, № 9. С. 50−75.
  99. С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М.: Мысль, 1974.
  100. С.Н. Революция и анархизм. М.: Мысль, 1987.
  101. М.П. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М.:1. Новость, 1990.
  102. В.А. Из истории русской философии. Тамбов: МИНЦ, 1993.
  103. В.А. Философия анархизма М.А. Бакунина: (к 120-летию со дня смерти) // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 3−4. -Тамбов, 1996.
  104. А.А. Проблема социального идеала в российской культуре второй половины XIX века. Екатеринбург: УрГУ, 2000.
  105. Ф 107. Климов И. А. Анархия как общественное устройство в доктрине М. А. Бакунина // СоцИс 2001, № 10.
  106. .И. Этика анархизма // Новая и Новейшая история, 1990, № 5. С. 53−66.
  107. Е.Е. Бакунин как мыслитель // Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург март-апрель 2001 г. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 127−130.
  108. ПО.Колпинский Н. Ю., Твардовская В. А. Бакунин в русском и международном освободительном движении // Вопросы истории, 1964, № 10. С. 69−95. ® 111. Комин В. В. Анархизм в России. Калинин, 1969.
  109. Королева-Коноплянская Г. И. Идеи федерализма в политической теории русского анархизма // Социально-политический журнал, 1995, № 3. С. 204−221.
  110. ПЗ.Корсун О. В. Эволюционные взгляды П. А. Кропоткина // Сб. статей Российской научной конференции «Петр Алексеевич Кропоткин гуманист, ученый, революционер», посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. — Чита, 1992. С. 124−126.
  111. А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. -М.: Изд-во МГУ, 1964.
  112. С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж, 1992.
  113. С.Э. Социальные революции: вопросы методологии, теории, историографии: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ф Изд-во Воронеж. Ун-та, 1990.
  114. П.Кропоткин П. А. Анархическая работа во время революции // Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  115. П.А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  116. П.А. Анархия: Сборник. М.: Айрис-пресс, 2002.
  117. П.А. Великая французская революция 1789−1793 гг. М.: Наука, 1979.
  118. Ф 121. Кропоткин П. А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков: Б.и., 1919.
  119. П.А. Дневник. М.-Пг.: Гос.издат., 1923.
  120. П.А. Дневники разных лет. М.: Советская Россия, 1992.
  121. П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1966.
  122. П.А. Мораль, право, политика // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  123. П.А. Мысли, суждения, оценки // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  124. П.А. Наши богатства // Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  125. П.А. Нравственные начала анархизма // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  126. П.А. О смысле возмездия // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  127. П.А. Обращение к рабочим и передовым кругам общественности Западной Европы. О текущих событиях. Современное положение России//Вопросы философии, 1991, № 11. С. 43−52.
  128. П.А. Письма из Восточной Сибири. Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд-во, 1983.
  129. П.А. Письма о текущих событиях // Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  130. П.А. Революционная идея в революции // Кропоткин П. А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  131. П.А. Справедливость и нравственность // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  132. П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990.
  133. П.А. Экономика и нравственность // Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  134. П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.
  135. Кропоткин Петр Алексеевич. Гуманист, ученый, революционер // Сборник тезисов. Чита, 1992.
  136. Н. С. Гессен И.В. Искания общественного идеала // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 5. Россия конец XIX XX в. — М.: Мысль, 1999. С. 829.
  137. Е.А. Очерки по истории русской философии. М., 1991.
  138. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994. № 6. С. 22−35.
  139. В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений. Т. 33. М.: Политиздат, 1960.
  140. В.И. Социализм и анархизм // Полное собрание сочинений. Т. 12. -М.: Политиздат, 1960.
  141. Д.С. Национальный идеал и национальная действительность // Избранное. Заметки о русском. СПб, 1998.
  142. И.О. История русской философии. -М.: Высшая школа, 1991.
  143. Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000.
  144. Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. М.: Ключ, 1996.
  145. В.А. Философия революционного народничества. М.: Наука, 1972.
  146. Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. -М.: Наука, 1989.
  147. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  148. В.Н. Петр Алексеевич Кропоткин, 1842−1921. М.: Наука, 1985.
  149. К., Энгельс Ф. Тайный альянс // Сочинения. Т. 18. М.: Политиздат, 1961.
  150. В.У. Критика Марксом и Энгельсом анархистской концепции социальной революции. Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1982.
  151. Материалы для биографии М. Бакунина. М.-Пг.: Госиздат, 1923.
  152. П.Ю. М.А. Бакунин: взгляды на общество, государство, категории свободы и нравственности // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, 1993.
  153. А.А. П.А. Кропоткин о революционном терроре // Вестник Московского ун-та, 1992, № 1. С. 30−35.
  154. С.А. П.А. Кропоткин // Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990
  155. С.А. Философия анархизма в России второй половины XIX -начала XX веков: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин: Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1987.
  156. П.И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск: Вост. Сиб. кн. изд-во, 1981.
  157. Т. А. Утопия как социокультурный феномен // Народы Забайкалья: межкультурный диалог. Материалы научно-практической конференции «Народы Забайкалья: межкультурный диалог» (23−24 апреля 2003 г.). Том I. Улан-Удэ. 2004.
  158. М. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина.- Пб. М.: Голос труда, 1920.
  159. А.И. Заключительный этап развития анархистской мысли в России //Вопросы философии, 1991, № 8. С. 82−102.
  160. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.
  161. А.А. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. -М, 1996.
  162. А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.: Лань, 1998.1670 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.
  163. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX -начала XX века: Избранные произведения / Сост. Я. И. Кузьминов. М.: Республика, 1994.
  164. А.П. Метаморфозы анархизма // Философские науки, 1990, № 1. С. 113−117.
  165. Ортега-И-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии, 1989. № 4. С. 114−155.
  166. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.173.0сипова Е. В. Мировоззрение и общественный идеал. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  167. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Выпуск № 11. Александр Герцен. М., 1993.
  168. М.А. Бакунина. -М.: Б.и., 1990.
  169. М. Демократия для немногих. М.: Прогресс, 1991.
  170. Н.М. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина // Вопросы философии, 1991, № 11. С. 38−43.
  171. Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. М.: Наука, 1966.
  172. Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М.: Наука, 1972.
  173. Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М: Наука, 1990.
  174. М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н. П. Огареву. СПб., 1906.
  175. П.А. Кропоткина // Вопросы философии, 1991, № 11. С. 54−64.
  176. Г. В. Избранные философские произведения. В 5-ти Т. -М., 1956.
  177. Г. В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия. -Д.: Госиздат, 1938.
  178. В.П. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. M-J1, 1925.
  179. Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.
  180. Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М.: Экономика, 1973.
  181. И.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань: Казанский ун-т, 1978.
  182. Т.Г. Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина. Автореферат дисс. к.ф.н. Улан-Удэ, 1996.
  183. Н. С. Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма. -М., 1961
  184. Д.И. Анархизм: «исторические претензии» и вопросы истории. JL: Лениздат, 1990.
  185. Д.И. Основные доктрины классического анархизма: Учебное пособие. СПб., 1995.
  186. П.Ж. Что такое собственность? М.: Республика, 1998.
  187. Пустарнаков В. Ф М. А. Бакунин // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. -М.: Правда, 1989.
  188. В.Ф. М.А, Бакунин как философ // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.
  189. А.И. Критика нравственных взглядов русских анархистов (М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина). Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1975.
  190. А.И. Нравственная концепция П. Кропоткина // Вестник Московского ун-та, 1975, № 5. С. 63−71.
  191. П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник Московского ун-та. Философия, 1995. № 2.
  192. E.JI. Русская революционная мысль (Демократическая печать 1864−1873). -М.: Наука, 1984.
  193. Н.А. Виды социальный идеалов // Вестник Московского унта. Философия, 1987. № 6.
  194. А.Ю. Сущность и тенденции развития современного анархизма. Автореферат дисс. к.ф.н. СПб., 1991.
  195. Русская душа: тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и автор вступительной статьи С. В. Перевезенцев. М.: Роман газета, 1994.
  196. Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995.
  197. П.В. Краткий очерк истории анархизма // История. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, № 7. С. 1−4.
  198. П.В. Краткий очерк истории анархизма // История. Приложение к газете «Первое сентября», 2000, № 5. С. 6−10.
  199. П.В. Проблема личности в философии классического анархизма. Автореферат дисс. к.ф.н. М., 1996.
  200. П.В. Философия бунта Михаила Бакунина // Памяти М. А. Бакунина.-М.: Б. и, 1990. С. 38−66.
  201. JI.E. Критика социально-политических и нравственных воззрений М. Бакунина. Автореферат дисс. к.ф.н. -JI., 1979.
  202. К. Р. Анархизм П.А. Кропоткина в зеркале оценок и мнений. -М., 2000.
  203. К.Р. Политическая теория п. Кропоткина. Автореферат дисс. к.ф.н.-М., 2002.
  204. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. Изд. 6-ое. М.: Политиздат, 1989.
  205. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. Изд. 5-ое. М.: Политиздат, 1983.
  206. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  207. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992.
  208. JI.M. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX в. 1920 г.). — М., 1977.
  209. Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деяте.) ь-ность. M.-JL, 1927
  210. JI.H. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. М.: Искусство, 1969.
  211. А.Д. Русская философия: пути развития. (Очерки теоретической истории). М.: Наука, 1989.
  212. Л.Г. Пророчество Михаила Бакунина // Вестник АНССР, 1991, № 5. С. 115−122.
  213. Л.Г., Джаргирян В. Г. М.А. Бакунин: борец, мыслитель, гуманист (1814—1876) // Историография, источниковедение отечественной истории.-М., 1993.
  214. В.А., Итенберг Б.С, К. Маркс и М.А. Бакунин- борьба идей и амбиций // Новая и новейшая история, 1997, № 3. С. 58−77.
  215. М.А. Князь-бунтовщик // Вступ. ст. в кн. П. Кропоткина. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  216. М.А. Ушедший на штурм неба // Вступ. ст. в кн. М. А. Бакунина. Анархия и Порядок: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  217. С.В. Общественный идеал: Диалектика развития. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.
  218. С.Ф. Анархическое сознание и хаос: (О природе одного феномена) // Труды международной конференции посвященной 150-летию П. А. Кропоткина. Вып. 1. -М., 1995.
  219. С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М: Высшая школа, 1994.
  220. В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии, 1998, № 5. С. 3−20.
  221. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 4-ое изд. М.: Политиздат, 1981.
  222. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997.
  223. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  224. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.
  225. М.А. Анархизм и нигилизм как умонастроение // Социальные исследования, 1998, № 2. С. 119−126.
  226. О. Политика. Право. Справедливость. М.: Гнозис, 1994.
  227. А.С. Политические письма 1848 г. // Вопросы философии, 1991. № 3. С. 109−130.
  228. М. М. Этика П.А. Кропоткина. Автореферат дисс. к.ф.н. -М., 1997.
  229. Е. Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии, 2001, № 7. С. 47−59.
  230. Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
  231. М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.
  232. А.В. Два этапа творчества П.А. Кропоткина и идейная борьба в российской анархистской эмиграции 20-х 30-х гг. // Труды международной конференции посвященной 150-летию П. А. Кропоткина. Вып. 2. -М., 1995.
  233. И.Я. Философия и социология русского народничества. М.: Изд-воМГУ, 1983.
  234. П. Сущность анархизма. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.
  235. Ф. Бакунинсты за работой. Записки о восстании в Испании летом 1873 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 18. М. Госполитиздат, 1961.
  236. . А. Три утопии (М. Бакунин, Ф. Достоевский, К. Леонтьев) // Искусство кино, 1992, № 9. С. 3−10.
  237. Е. М. Анархизм в России. М: ОГИЗ ГАИЗ, 1939.
  238. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
  239. Avrish P. The Russian Anarhists Prinseton, 1967.
  240. Bose A. History of Anarhism. Calcutta, 1967.
Заполнить форму текущей работой