Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование оказания терепевтической стоматологической помощи населению Среднего Поволжья в современных социально-экономических учловиях (на примере г. Пензы и Пензенской области)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Основная цель социальной политики в РФ — создание и обеспечение для каждого гражданина максимально продуктивного в социальном и экономическом плане уровня жизни, повышение её качества. Однако, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о ряде неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья человека (Щепин О.П., 2008; Линденбратен A. JL, 2008), в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЕЁ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МА ТЕРИАЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Заболеваемость кариесом зубов и влияние на неё производственных и региональных факторов
    • 3. 2. Заболеваемость некариозной патологией зубов
    • 3. 3. Качество пломбирования зубов
    • 3. 4. Особенности пародонтологической заболеваемости в регионе и состояние гигиены полости рта
    • 3. 5. Анализ объёма оказанной терапевтической стоматологической помощи и динамика стоматологической заболеваемости на основании 3-летнего диспансерного наблюдения
    • 3. 6. Анализ основных клинико-организационных показателей оказания терапевтической стоматологической помощи в Пензенском регионе

Совершенствование оказания терепевтической стоматологической помощи населению Среднего Поволжья в современных социально-экономических учловиях (на примере г. Пензы и Пензенской области) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Основная цель социальной политики в РФ — создание и обеспечение для каждого гражданина максимально продуктивного в социальном и экономическом плане уровня жизни, повышение её качества. Однако, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о ряде неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья человека (Щепин О.П., 2008; Линденбратен A. JL, 2008), в том числе стоматологического (Алимский A.B., 2006, 2007; Вагнер В. Д., 2007; Леонтьев В. К., 2008). Нередко подобное положение дел связывается с невысокими социально-экономическими факторами региона, особенностями занятости населения, влиянием ряда производственных факторов (особенно вредных производств) и др. (Лисицын Ю.П., 2005; Кияшко В. В., 2008).

Пензенская область является индустриально-промышленным и сельскохозяйственным регионом зоны Среднего Поволжья, типичным в социально-демографическом плане для средней полосы территорий Российской Федерации (Росстат, 2008). Население занято в основном на предприятиях машиностроения (тяжёлое и среднее машиностроение, утилизация ядерных отходов, заводы «Химмаш», «Тяжпромарматура», ламповый завод, вычислительная техника и др.), лесоперерабатывающей промышленности, лёгкой промышленности и в сельском хозяйстве.

Актуальность темы

обусловлена высоким уровнем распространения среди населения Пензенского региона стоматологической патологии, невысокой эффективностью оказания стоматологической помощи, что требует проведения углублённого анализа деятельности стоматологической службы по области в целом и на отдельно взятых территориях с дальнейшим научным обоснованием путей совершенствования оказания данной помощи.

При этом в литературе имеется недостаток обстоятельных сведений об уровне и структуре заболеваемости населения данного регионасуществует также необходимость проведения оценки и корректировки организационных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение стоматологического здоровья основных категорий трудоспособного населения населения региона, что определяет значимость и актуальность темы исследования и послужило основанием для выполнения настоящей работы.

Цель исследования — оптимизация оказания терапевтической стоматологической помощи трудоспособному населению региона Среднего Поволжья.

Задачи исследования:

1) изучить особенности стоматологической заболеваемости у основных категорий трудоспособного населения Пензенского региона (машиностроительная, лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство), уточнить влияние на неё производственных факторов;

2) путём динамического диспансерного наблюдения обосновать меры по снижению нуждаемости и увеличению объёма и эффективности оказываемой терапевтической стоматологической помощи основным категориям трудоспособного населения Пензенского региона;

3) изучить основные клинико-организационные показатели оказания терапевтической стоматологической помощи трудоспособному населению Пензенского региона;

4) дать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи трудоспособному населению Пензенского региона.

Научная новизна исследования.

Подробно изучены особенности стоматологической заболеваемости, в том числе кариесом зубов и его осложнениями, некариозной патологией, заболеваниями пародонта у основных категорий трудоспособного населения Пензенского регионапроанализировано влияние производственных факторов. Изучены основные клинико-организационные показатели и эффективность оказания терапевтической стоматологической помощи трудоспособному населению региона. С помощью динамического наблюдения изучены показатели потребности и объёма оказанной стоматологической помощи, дано научное обоснование резервам повышения эффективности функционирования стоматологической службы региона.

Практическая значимость. На основании полученных данных по особенностям стоматологической заболеваемости конкретизированы меры по совершенствованию стоматологической помощи разным категориям работающих (машиностроительная, лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство), направленные на снижение риска развития кариеса зубов, некариозных поражений, патологии пародонта, обусловленных производственными факторами. На основании изучения состояния стоматологической помощи показаны резервы, способствующие улучшению оказания помощи, повышению её эффективности, оптимизации профилактических мер.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности стоматологической заболеваемости трудоспособного населения Пензенского региона.

2. Клинические и организационные аспекты эффективности оказания терапевтической стоматологической помощи трудоспособному населению Пензенского региона.

3. Необходимость динамического диспансерного наблюдения за лицами, работающими в машиностроении, направленная на снижение стоматологической заболеваемости, вызванной вредными производственными факторами.

Внедрение результатов исследования. Результаты работы внедрены в учебный процесс и используются в преподавании студентам, ординаторам и аспирантам кафедр факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ, госпитальной терапевтической стоматологии, пародонтологии и гериатрической стоматологии МГМСУ, в клиническую практику Клинико-диагностического центра МГМСУ. Работа выполнялась по проблеме 30.01 «Эпидемиология стоматологических заболеваний и вопросы организации стоматологической помощи» и была включена в план НИР университета (№ госрегистрации 1 040 000 463).

Личное участие. Автором лично изучена первичная медицинская и статистическая документация, проведено клинико-организационное и социологическое обследование и стоматологическое лечение 300 больных. В ходе выполнения работы автором освоены клинические методики оказания терапевтической стоматологической помощи лицам, работающим в машиностроительной, лесоперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, проведены организационные и социологические методы исследования пациентов, выполнены статистическая обработка, подготовка текстовой и иллюстративной части работы, разработка протоколов исследований.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на конференциях молодых учёных МГМСУ (2007, 2008), совместном межкафедральном совещании кафедр факультетской терапевтической стоматологии, госпитальной терапевтической стоматологии, пародонтологии и гериатрической стоматологии, пропедевтической стоматологии, общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ (июнь 2009).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 4 печатных работы, в том числе 2 — в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, изложения материалов и методов исследования, глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов и заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, приложений и изложена на 125 страницах машинописного текста. Диссертация содержит 19 таблиц и 25 рисунков.

Список литературы

состоит из 192 источников, в том числе 166 — отечественных и 26 — зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Трудоспособное население Пензенского региона преимущественно занято в секторах тяжёлого и среднего машиностроения, лесоперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, работа в которых характеризуется высокой распространённостью и интенсивностью кариеса зубов, заболеваний пародонта (в машиностроении — также некариозной патологией, значимо нарастающей от 5 лет стажа, р<0,05). У сельского населения преобладают доли кариозных и удалённых зубов (р<0,05). Пензенская область является регионом, эндемичным по флюорозу (доля в структуре некариозной патологии 14,1%, гипоплазия зубов — 9,6%).

2. Нуждаемость в лечении стоматологических заболеваний у трудоспособного населения Пензенской области составляет: по кариесу и его осложнениям — 66,3%, некариозной патологии — 40,0%, заболеваниям пародонта — 63,0%- при этом не менее 69,5%, 76,7% и 58,6% лиц обследованных трудовых категорий от числа нуждающихся получили помощь в течение первого года обращения (р<0,05).

3. Анализ качества пломбирования зубов у трудоспособного населения Пензенского региона показал наличие дефектов краевого прилегания (29,8%), нарушений целостности пломбы (20,2%), кариеса вокруг пломбы (16,2%), гиперестезии в области пломбы (18,2%), нависающих краёв пломбы (18,7%), что связано с преобладанием пломб из силико-фосфатных цементов, малой долей пломб из стеклоиономеров и композитов. Сохранность контактного пункта имела место в 86,4% случаев.

4. По данным 3-летнего диспансерного наблюдения отмечен существенный регресс нуждаемости в лечении основных стоматологических заболеваний, составивший: по кариесу и его осложнениям 55,2%, некариозной патологии 32,3%, заболеваниям пародонта 43,0% (в т.ч. только в течение 2 года наблюдения — 36,0%, 20,7%, 26,7% соответственно, р<0,01), при неуклонном росте объёма оказанной помощи (+15,1%, +10,0%, +7,9%, р<0,05).

5. Клинико-организационные показатели оказания стоматологической помощи лучше у лиц, занятых в машиностроительной и лесоперерабатывающей промышленности, что объясняется преимущественно ведомственным характером организации помощи, её большей доступностью для пациентов. У сельского населения Пензенского региона хуже было как состояние стоматологического здоровья, так и показатели оказания стоматологической помощи (больше число первичных, меньше число завершённости лечения, больше доля зубов с осложнённым кариесом, меньше число вылеченных человек в смену и число санированных пациентов, ниже эффективность диспансеризации).

6. Динамическим 3-летним наблюдением констатировано повышение эффективности работы врачей, выражающееся в увеличении числа пломб на 1 обратившегося (на 31,1%), снижении доли осложнённого кариеса на приёме (на 17,6%), возрастании доли санированных (на 20,0%), активным внедрением технологии отсроченного пломбирования корневого канала (на 10,7%).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. При оказании стоматологической помощи работникам крупных предприятий Пензенского региона целесообразно предусмотреть режим дотаций, охватывающий не менее 2/3 (до 100%) их расходов по оплате данного вида помощи.

2. Работников, занятых в машиностроительной и лесоперерабатывающей промышленности, целесообразно брать на диспансерный учёт врача-стоматолога с кратностью осмотра не реже 2 раз в год.

3. В* производственных подразделениях предприятий тяжёлого и среднего машиностроения, лесоперерабатывающей промышленности целесообразно иметь прикреплённого цехового врача-стоматолога, оказывающего помощь по обращаемости и проводящего диспансеризацию.

4. В условиях невысокой доступности специализированной стоматологической помощи для сельского населения Пензенской области, оказание помощи может быть альтернативно осуществлено через привлечение организаций частного сектора в режиме ДМС (добровольного медицинского страхования).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Агаджанян A.A., Алимский A.B., Куликов Р. И. Состояние стоматологического статуса у взрослого населения Северо-Восточного округа Москвы // Новое в стоматологии//-1999-С. 59−60.
  2. С.А. Совершенствование организации и анализ стоматологической помощи населению агропромышленного региона (на примере г. Тулы и Тульской области), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2007,26 с.
  3. О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климатогеографических зонах России.// Дисс. канд. мед. наук., М., 1999, — 207 с.
  4. Р.К. Изучение доступности населению стоматологической помощи / Р. К. Алиева, A.B. Алимский // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2000. — № 2. — С.88−89
  5. A.B. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — с.63−65
  6. A.B. Показатели пораженности кариесом зубов населения, обращающегося за стоматологической помощью в негосударственные структуры. / A.B. Алимский, А .Я. Федосеев // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2005. — № 1(15). — С.91−93.10.
  7. A.B. Принципиальные подходы к организации бюджетной и внебюджетной стоматологической помощи населению / A.B. Алимский // Медпомощь. 1995. — № 6. — С.4−5
  8. A.B. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению / A.B. Алимский // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2004. — № 3(14). — С.22 — 24 ¦
  9. A.B., Максимовский Ю. М. Стоматологическая помощь в Москве: состояние, проблемы, перспективы //Медицинская помощь, 1998, № 6, — с.4−6
  10. Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000, — 21 с.
  11. Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической помощи и критерии её эффективности //Актуальные вопросы стоматологии, М., 1985, — с.9−15
  12. А.Н. Социально-демографические и мотивационные аспекты удовлетворённости стоматологической помощью в современных условиях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2008, 23 с.
  13. М.С. Медико-организационные подходы к оценке спроса и потребления населением стоматологических услуг на муниципальном уровне. Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006, — 24 с
  14. Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3,-с.77−79
  15. А.Н. Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных //Стоматология, 1999, № 1, — с.62−63
  16. А.Н., Баранникова И. А., Яновский A.M. Универсальная аппроксимация возрастной динамики основных стоматологических заболеваний с помощью уравнения Гаусса //Стоматология, 1995, т.74, № 3, — с.70−71
  17. Г. М., Гуревич К. Г., Смирнягина В. В., Фабрикант Е. Г. Использование стоматологических измерений качества жизни //Стоматология для всех, 2006, № 2, — С.4−7
  18. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
  19. В.В. Менталитет врача — стоматолога и пациента: аспекты психологии и этики: учеб. метод, пособие для слушателей / В. В. Бойко. — СПб.: Сударыня, 1999. — 42 с.
  20. H.H. Правоотношения в медицинской деятельности. Вопросы без ответов / H.H. Бондаренко // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2005. — № 1(15). — С.18−21
  21. .Е. Анализ влияния экономических стимулов на деятельность медицинских учреждений / Ж. Е. Быкова, E. J1. Потемкин // Экономика здравоохранения. 2000. — № 9,10. — С.12−15
  22. .Е. Результаты и перспективы в обеспечениигарантированных объёмов и качества медицинской помощи //Медицинское страхование, 1995, № 1, — с. 114−116
  23. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998,23 с.
  24. В.Д., Захаров A.B. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.43−45
  25. Е.И., Гринин В. М., Янушевич О. О. Влияние маркетинговых технологий на повышение уровня и качества медицинской услуги //Стоматолог, 2007, № 7, — с.5−10
  26. Е.И., Янушевич О. О., Гринин В. М. Сравнительный анализ некоторых маркетинговых параметров работы стоматологических учреждений разных форм собственности //Стоматология для всех, 2008, № 1, — с.32−35
  27. Е.В. Медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости взрослого городского населения и пути ее профилактики в современных условиях: автореф. дис. канд. мед. наук / Рязань, 2007. -25с.
  28. А.И., Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы её развития //Стоматология, 1999, № 2, — с.44−47
  29. P.C. Качество стоматологической помощи сельскому населению / P.C. Гаджиев, K.M. Расулов, Д. М. Булгакова // Пробл. социал. гигиены и история медицины. 2003. — № 1(51). — С.5−11
  30. Г. М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи в клинике медицинского вуза / Г. М. Гайдаров // Пробл. социал. гигиены и история медицины. -1996.- № 3.- С.16−20
  31. Г. М., Кицул И. С. Организация работы стоматологической службы в современных экономических условиях. Иркутск, 1999. — 191 с.
  32. А.Г., Заславский С. А., Гринин В. М. Анализ показателей обращаемости за терапевтической стоматологической помощью в негосударственные учреждения //Сб.научн.трудов «Здоровье, безопасность и здравоохранение», М., Изд. МГМСУ, 2005, — с.66−68
  33. А.Г., Заславский С. А., Гринин В. М. Различия в структуре оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственном секторе //Сб.научн.трудов «Здоровье, безопасность и здравоохранение», М., Изд. МГМСУ, 2005, — с.68−69
  34. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: метод, пособие / под ред. д.м.н. В. Ф. Чавпевцова и др. СПб., 1998. — 367 с.
  35. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998. № 2. — С. 35 — 42.
  36. В.Я. Сравнительная характеристика формирования спроса населения на медицинскую помощь //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 5, — С.35−37
  37. В.М., Абаев З. М. Факторы, влияющие на обращаемость пациентов в стоматологические учреждения негосударственного сектора //Стоматолог, 2005, № 5, — с.3−7
  38. В.М., Антонов А. Н., Курбанов О. Р., Тумасян Г. С. Удовлетворённость пациентов терапевтической стоматологической помощью в условиях современного рынка //Dental forum, 2008, № 1,-с.52−54
  39. B.M., Ерканян И. М. Современный взгляд на участковый принцип оказания терапевтической стоматологической помощи //В сб.: Матер.юбил.научно-практ.конф., поев. 70-летию проф. Барера Г. М., М., 2004, — с.53−55
  40. В.М., Ерканян И. М. Участковый принцип оказания терапевтической стоматологической помощи: клинико-организационное изучение //В сб.: Матер.юбил.научно-практ.конф., поев. 70-летию проф. Барера Г. М., М., 2004, — с.55−57
  41. В.М., Кузнецова Н. К., Кияшко В. В., Галлямов А. Г. Клинико-организационные особенности обращаемости населения за терапевтической стоматологической помощью в условиях крупного города //Журнал «Dental forum», 2008, № 2, — С.55−58
  42. В.М., Курбанов О. Р., Петраш Д. А., Тумасян Г. С. Экспертиза качества стоматологической помощи в современных условиях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2007. — № 3(23). — С.84−86
  43. В.М., Лезгишвили А. Э., Плиев A.B., Кузьмина A.B., Крутер И. В., Петраш Д. А. Основные клинико-организационные показатели работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме //Стоматология для всех, 2009, № 2 (47), — С.46−48
  44. В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
  45. В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., с.46−47
  46. В.М., Полозова И. Г. Клинико-организационные формы оказания терапевтической стоматологической помощи населению крупного города на современном этапе //Стоматология для всех, 2004, № 4, — С.39−41
  47. В.М., Полозова И. Г., Садовский В. В. Анализ клинико-организационных особенностей обращений пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор //Маэстро стоматологии, 2004, № 4, — с.73−74
  48. В.М., Предтеченский H.H. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка // Стоматология для всех. 2003. — № 1. — С. 32−33.
  49. В.М., Предтеченский H.H. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.28−29
  50. В.М., Предтеченский H.H., Караханян В. Т. Анализ качественных характеристик работы врачей на стоматологических предприятиях разных форм организации службы //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.32−34
  51. В.В. Формы организации и пути совершенствования платной медицинской помощи населению, Дисс. .к.м.н., М., 1992, — 178 с.
  52. Т.А. Деятельность стоматологической поликлиники в условиях смешанного финансирования / Т. А. Гуляева, В. Д. Вагнер // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2001. — № 1. — С.25−27
  53. Е.О. Анализ стоматологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности // Проблемы городского здравоохранения. СПб., 1995.-Вып. 1.-С. 106−108.
  54. Е.О. Клиническая экспертиза как эффективная форма досудебной оценки качества стоматологической помощи / Е. О. Данилов,
  55. Р.В. Бабаханян, Д. Н. Маградзе // Институт стоматологии. 2006. — № 1.-С.26−30.
  56. Е.О., Григорьев В. А. Характеристика стоматологической заболеваемости населения Ленинградской области по данным эпидемиологического обследования // Пародонтология-1998.-№ 4-С.9−12.
  57. Л.Г. Роль медико-экономической эффективности в организации стоматологической помощи населению: Автореф. дис.. М., 2004. 24 с.
  58. В.А. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности ведомственной стоматологической службы в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 2004. — 30 с.
  59. В.А., Панасенко С. Л. Достоверность планово-экономических и качественных показателей работы врачей стоматологических учреждений // Проблемы территориального здравоохранения: Сб. науч. тр., М., 2003. Вып. 5. С 97−101.
  60. Ю.А., Гринин В. М., Агеев С. А., Антонов А. Н., Кияшко В. В. Использование в практике врачей-стоматологов технологий, требующих особого режима организации труда //Стоматология для всех, 2007, № 2, — с.26−29
  61. Г. Р. Научное обоснование контроля качества в терапевтической стоматологии на основе дифференцирования норм нагрузки врачей и алгоритмизации лечебного процесса, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006,-22 с.
  62. Г. Р., Ушаков Р. В., Гринин В.М. Применение системного подхода к оценке деятельности стоматологических учреждений
  63. Стоматолог, 2005, № 9, — с.6−8
  64. Г. Р., Ушаков Р. В., Гринин В. М. Сезонность колебаний УЕТ на приёме врача стоматолога-терапевта //Сб.научн.трудов «Здоровье, безопасность и здравоохранение», М., Изд. МГМСУ, 2005,-с.38−39
  65. И.М. Медико-организационные основы работы врача-стоматолога на городском территориальном участке, Дисс. .к.м.н., М., 1999, — 119 с.
  66. C.B. Медико правовые аспекты качества медицинской помощи: сравнение отечественной и зарубежной практики / C.B. Ерофеев // Медицинское право. — 2006. — № 1. — С.39−43
  67. Н.В. Совершенствование лечебного процесса на основе изучения структуры заболеваемости и выработки алгоритма объёмов терапевтической стоматологической помощи, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2004, — 29 с.
  68. C.B. Организация и совершенствование управления стоматологической службой: Автореф. дис.. к.м.н. — М., 2000. 31 с.
  69. Е.В. Совершенствование оказания терапевтической стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста в современных условиях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009- 23 с.
  70. Ц. Самооценка стоматологического здоровья людьми пожилого возраста. Функциональные и психосоциальные проблемы //Стоматология, 2002, № 3.- С.59−62
  71. В.Н. Анализ результатов социально-гигиенического опроса населения при обращаемости на платный прием / В. Н. Калинина, Н. В. Курякина // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2003. — № 2(10).-С.60−61
  72. В.Н. Совершенствование стоматологической помощинаселению в условиях смешанного финансирования: автореф. дисканд. мед. наук / В. Н. Калинина Рязань, 2004. — 24 с.
  73. .М., Кича Д. И. Развитие стоматологической помощи с позиций государственных приоритетов // Развитие государственной медицины в России: Мат. симпозиума, Нац. НИИ общественного здоровья РАМН. -М., 2003. С. 142−143.
  74. З.М. Медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодёжи, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2007 27 с.
  75. З.М., Гринин В. М., Кича Д. И., Агеев С. А. Общая оценка отношения молодёжи к предоставляемой стоматологической помощи //Стоматология для всех, 2007, № 1, — с.50−51
  76. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций, Дисс. .канд. мед. наук, М. 1998.- 150 с.
  77. В.Т. Изучение эффективности деятельности негосударственных стоматологических учреждений с позиций организации и управления кадровым составом, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2003, 23 с.
  78. И.С. Научное обоснование потребности взрослого населения в стоматологической помощи и вопросы её оптимизации в современных условиях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Новосибирск, 2002. — 48 с.
  79. И.С. Состояние региональной системы стоматологической помощи населению и пути ее оптимизации / И. С. Кицул, И. Н. Попова // Главврач. 2006. — № 2. — С.87−92.
  80. И.С. Специфика спроса на стоматологические услуги: научно-практический аспект /И.С. Кицул // Менеджер здравоохранения. -2006.-№ 8.-С.31−36.
  81. В.В. Клинико-организационные аспекты оказания стоматологической помощи в условиях градообразующего предприятия (на примере г. Магнитогорска), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2008, — 17 с.
  82. М.В. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г. Москвы / М. В. Климкин, A.M. Лукаев // Экономика здравоохранения. 1997. — № 2.- С.8−10
  83. М.В. Организация экономической работы медицинских учреждений в новых условиях / М. В. Климкин, Ф. П. Кадыров // Экономика здравоохранения. 1997. — № 10−11. — С.35−39
  84. М.В. Система счетов здравоохранения России: методологические аспекты учета предпринимательской деятельности и «теневой» экономики / М. В. Климкин, Т. С. Зайцева // Экономика здравоохранения. 2001. — № 7. — С.62−71
  85. С. А. Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием как индикатор качества медицинской помощи / С. А. Коврик // Заместитель главного врача. 2008.- № 1. — С. 66−68.
  86. С.И., Латышев C.B. Планирование повышенияквалификации стоматологов с учётом потребности практикующих врачей в консультативной помощи //Стоматология, 1999, № 5, — с.67−68
  87. С.И., Латышев C.B. Стоматологическая помощь в программе медицинского страхования //Стоматология, 1996, № 3, — С.66−68
  88. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению. М.: — 1989. — 66 с.
  89. Я. Стоматологическое обслуживание в Европе / Пер. с англ. М.: Медицина, 1982. — 193 с.
  90. Т.В. Вариант расчета цены услуги / Т. В. Кудрявцева, Л.Ю. Орехова//Пародонтология. 1998. — № 1. — С.54
  91. Т.В. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова // Стоматология. 2000. — № 2. — С.43−44.
  92. Т.В. Организационные основы оказания стоматологической помощи населению: метод, рекомендации / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова, Г. И. Степанова.- СПб., 1997. 40 с.
  93. A.B. Клинико-организационные аспекты оказания терапевтической стоматологической помощи лицам пожилого возраста в условиях агропромышленного региона (на примере г. Тулы и Тульской обл.), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009, — 24 с.
  94. Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.26−32
  95. Кузьмина Э. М. Стоматологическая заболеваемость населения
  96. России.-M.-1999.-С. 11−12.
  97. O.P. Функционирование и механизмы развития регионального рынка стоматологических услуг (на примере Республики Дагестан), Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2009, — 54 с.
  98. O.P., Абакаров С. И., Гринин В. М. Заболеваемость и оценка стоматологической помощи по основным показаниям распространенности кариеса и пародонтоза. //Российский стоматологический журнал. 2006 — № 6. — С. 45−46
  99. O.P., Гринин В. М., Абакаров С. И., Тумасян Г. С., Ерканян И. М. Клинико-организационные особенности обращаемости пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме в учреждениях разных форм собственности //Стоматолог, 2007, № 8, — с.7−12
  100. ПО.Курякина Н. В. Отдаленные результаты и стоимость лечения пульпита и возникших осложнений / Н. В. Курякина // Реабилитация больных с челюстно-лицевой патологией: материалы IV межрегион, науч. практ. конф., посвящ. 60-летию РГМУ.- Рязань, 2004. — С.58−62
  101. Л.И., Гринин В. М., Любимова Д. В., Тумасян Г. С., Курбанов O.P., Иванова Е. В., Долгоаршинных А. Я. Роль психических и социальных факторов в формировании синдрома «эмоционального выгорания» врачей-стоматологов //Стоматология, 2008, № 1, — с.89−95
  102. C.B. Анализ стоматологической заболеваемости по обращаемости //Стоматология, 1992, № 3, — С.82−84
  103. A.A. Тарифы на медицинские услуги основа эффективности национального приоритетного проекта «Здоровье» / A.A. Лебедева, Н. И. Наглый // Стоматолог. — 2006. — № 11.- С.4−6.
  104. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — с.75−84
  105. В.К. Что может быть дальше с государственной стоматологией России? //Стоматология для всех, 2005, № 1, — С.4−7
  106. В.К., Шестаков В.Т. Развитие и обоснование системы
  107. УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических учреждений России //Стоматология, 2003, № 3, — с.55−60
  108. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Сов. Здрав.- 1990.- N 3.- С. 20−22.
  109. A.B. Определение уровня стоматологического здоровья у лиц пожилого и старческого возраста, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 2002, — 24 с.
  110. И.К., Косарева Л. И. Обоснование применения селективной профилактики кариеса в различных возрастных периодах //Стоматология, 1988, № 5, — С.25−26
  111. Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н.Г Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных стоматологических организациях. Уч.-метод.пособие, М., 2002. — 23 с.
  112. Ю.М., Гринин В. М., Абаев З. М., Дашкова О. П., Ерканян И. М., Ульянова Т. В., Тумасян Г. С. Организационные принципы работы врачей-стоматологов и их демографический состав, Уч.-метод.пособие, М., 2006, — 63 е.,
  113. Ю.М., Гринин В. М., Абаев З. М., Ерканян И. М., Тумасян Г. С. Использование нормативов по труду в стоматологии, М., Метод.реком., 2006, — 37 с.
  114. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Бродский С. А. Анализ качества работы врачей стоматологов-терапевтов в зависимости от степени алгоритмизации лечебного процесса//Стоматолог, 2006, № 3,-с.15−18
  115. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Ушаков Р. В., Бродский С. А. Анализ основных учётно-отчётных показателей работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме //Стоматолог, 2006, № 4,-с.7−10
  116. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В.В., Гринин
  117. В.М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности, М., 1999, т.1, -84 с.
  118. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 2001. 48 с.
  119. С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 1999, — 20 с.
  120. JT.A. Роль и значение добровольного медицинского страхования в общей структуре оказания стоматологической помощи населению. Дисс. .к.м.н., М., 2008, — 105 с.
  121. А.И., Цепов JI.M. Практическая терапевтическая стоматология. СПб., 2001. — 390 с.
  122. .Ц. Концептуальные основы отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика стоматологической помощи населению России» //Стоматология для всех, 2007, № 2, — С.46−48
  123. И.А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: Автореф. дис.. к.м.н., М., 1998.-21 с.
  124. Нормативные акты по обязательному медицинскому страхованию. Минздрав России. 23.08.93. № 04−16/59−16
  125. A.B. Правовые критерии определения качества стоматологической услуги / A.B. Панов // Стоматология сегодня.- 2005.-№ 6(47).- С.36−37.
  126. Г. Н., Алимский A.B., Куклин Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
  127. Д.А. Сравнительный анализ клинических и организационных технологий при оценке качества в терапевтической стоматологии, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009, — 29 с.
  128. И.Г. Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2005, 27 с.
  129. И.Г., Гринин В. М., Садовский В. В. Особенности организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора с учётом обращаемости //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3, — с.66−69
  130. И.Г., Гринин В. М., Садовский В. В. Особенности организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора с учётом обращаемости //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3, — с.66−69
  131. В.В., Гринин В. М., Фёдоров A.B., Петраш Д. А. Медико-социальные основы организации стоматологической службы в современных условиях функционирования рынка //Институт стоматологии, 2007, № 1(34), — с.30−33
  132. К.Г. Определение нуждаемости и организация пародонтологической помощи населению в условиях межрегиональной миграции, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006, 27 с.
  133. Г. С., Гринин В. М., Абакаров С. И. Анализ факторов, влияющих на величину среднего количества УЕТ на приёме врача-стоматолога //Сб.научн.трудов «Здоровье, безопасность издравоохранение», М., Изд. МГМСУ, 2005, — с.59−60
  134. JI.H. Проблемы и возможности улучшения или сохранения стоматологического здоровья в условиях реформирования экономики. Автореф. дисс.. док. мед. наук.- СПб, 2001. 34 с.
  135. Е.С., Полуев В. И., Логинов A.A. Ещё раз к вопросу о значении медицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с. 11−13
  136. Г. Ю. Социально-гигиеническое исследование современных условий оказания и перспектив развития стоматологической помощи населению на муниципальном уровне: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2000.-22 с.
  137. В.Н. Удовлетворенность клиентов качеством платной медицинской помощи в государственных учреждениях амбулаторного звена / В. Н. Филатов, O.A. Махова // Менеджер здравоохранения. 2006. — № 7. — С.30−36
  138. Л.Б. Обеспечение качества медицинских услуг населению в условиях базовой стоматологической поликлиники, Дисс. .к.м.н., Нижний Новгород, 2009, — 132 с.
  139. И.В. Исследование мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний с помощью анкетирования // Российский стоматологический журнал. — 2003. № 3. — С.37−38.
  140. М.П. Аккредитация как механизм управления качеством стоматологической помощи и организации стоматологической службы (по материалам Свердловской области) / М. П. Харитонова // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2004. -№ 1(12). -С.14−16.
  141. В.Ф., Кудрин К. А. Качество медицинской помощи, проблемы и перспективы обеспечения его гарантий в системе обязательного медицинского страхования // Межд. мед. обзоры.- 1995.1. Т. 3.- С. 209−215.
  142. С.А. Права пациентов при оказании стоматологической помощи / С. А. Челмодеев, Д. А. Челмодеев // Стоматология. 2005. — № 5. — С.72−73
  143. Ю.И. Медико-демографическая характеристика врачей-стоматологов и потребность в их последипломном обучении, Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2003, — 46 с.
  144. В.Т. Ситуационный анализ в условиях перехода на страховую стоматологическую помощь // Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. М., 1991. С. 206 211.
  145. В.М. Научно-методические основы нормирования труда медицинского персонала в современных экономических условиях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 1997. 46 с.
  146. В.М. Совершенствование методических подходов к определению размера оплаты труда в стоимости стоматологической помощи // Здравоохранение. 1998. — № 4. — С. 19−23.
  147. В.М., Ёлдашев С. А. Показатели и измерители нормативов по труду в терапевтической стоматологии // Здравоохранение. 2004. -№ 11. — С. 39−43.
  148. В.М., Ковальский В. Л., Ёлдашев С. А. Организация нормирования труда в стоматологии // Здравоохранение. 2004. — № 6. -С. 27−35.
  149. И.Е. Роль правовой осведомленности врача стоматолога и пациента в определении исхода лечения / И. Е. Шотт // Вопр. экспертизыи качества медицинской помощи. 2006. — № 1. — С. 19−20.
  150. О.П., Линденбратен А. Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. // Бюллетень научно-исследоват.инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохр. им. Н. А. Семашко. -М.: -1998 Выпуск 3. — С. 13−16.
  151. О.П., Линденбратен А. Л., Зволинская Р.М, Голодненко
  152. B.Н. От оценки качества медицинской помощи к его обеспечению // Бюллетень научно-исследоват.инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохр. им. Н. А. Семашко -М.: -1997 Выпуск 4. — С. 10 -14.
  153. Элементы системы качества медицинской помощи / Ю. К. Петрова и др. // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2005.- № 2(16).1. C.16−18
  154. О.Б. От теории к практике. Роль автоматизации экспертной деятельности лечебно-профилактического учреждения в совершенствовании качества медицинской помощи / О. Б. Юшина // Стоматолог. 2006. -№ 11.- С.2−3
  155. Т.С. Научное обоснование деятельности областной стоматологической поликлиники в новых экономических условиях: автореф. дисс. канд. мед. наук/ Т. С. Яковлева Рязань, 2000. — 23с.
  156. С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.49−55
  157. О.О., Гринин В. М. Современные организационные подходы к обеспечению качества стоматологической помощи //Российская стоматология, 2009, № 1, т.2, — С.5−8
  158. A declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, vol.45, N.3, — pp.411−419
  159. Allred H., Hobbel M.H. The planning and development of education programmes for personnel in oral health //Geneva. 1986. — P. 93.
  160. Ayers C., Abrams R. Workday activity of dentist and auxiliaries in a prison sitting //Dent.Res., 1999, vol.78, — pp.167
  161. Barmes D. Toward a better oral health future.- WHO Oral Health Programme. WHO’ORH/WHD/93. 1993.-40 p.
  162. Barmes D.E. Oral health in global health perspective // 4-th world congress on Preventiv Dentistry. 1993. — P. 20.
  163. Barnaud I., Morin D. Informatique et epidemiologic dentaire tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostom., 1972, t.9, N.6,-pp.527−539
  164. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform //Health Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.55−59
  165. Boffa J., Pekruhn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model //Publ.Health Rep., 1975, vol.90, N.6, — pp.528−531
  166. Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, — pp.695−703
  167. Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10, — p.766
  168. Christensen G. J. Posts and cores: state of the art / J. Amer. Dent. Ass. -1998.-Vol. 129, № 1 .-P. 96−97.
  169. Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care //J.Amer.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp. 103−107
  170. Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications //Int.J.Technol.Ass.Hlth.Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
  171. Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
  172. Donabedian A. Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Med, — 1976, Jan.- Vol. 52.- P. 51−58.
  173. Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980, — P. 3−27.
  174. Evans R.G. Implications of dental disease an economists’s perspective. O
  175. J. Canad. Dent. Ass. 1980. — VolSffiT- N 1, P. 56−58.
  176. Ginzberg E. Notes on evaluating the quality of medical care //New.Engl.J.Med., 1975, vol.292, — pp.366−368
  177. Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenaufklarung und Motivation //Fortschr.Kieferort. thop., 1986, Bd.47, H.3, — ss.221−228
  178. Kassirer I.P. The quality of care and the quality of measuring it // N. Engl. J Med,-1993.-Vol.-329.-P. 1263- 1265.
  179. Knoll K.H., Pantke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
  180. Kostlan I. Oral health services in Europe, Copengagen, 1979, — 193 p.
  181. Mindak M. T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse // Br. Dent. J. 1996. Vol. 181. № 10. P. 363 368.
  182. Sletfen G.E. Quality medical care a definition// JAMA.- 1988.-Vol.260.-P. 56−61.
  183. Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, H.9, — ss.641−646
  184. Yule B., Parkin D. The Demand for dental care: an assessment //Soc.Sci.Med., 1985, N.7, — pp.753−760
Заполнить форму текущей работой