Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационный процесс как основа развития экономических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отправным моментом проведенного исследования является определение экономической природы научного продукта. Рассмотрение содержания экономических отношений как единства взаимосвязи полезностей, потребительно-стоимостной и затратной, стоимостной их сторон правомерно применительно и к науке в целом, включая не только прикладные исследования, но и фундаментальные. При этом, если прикладные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инновационные процессы и научный продукт в экономической системе
    • 1. 1. Экономическая природа научного продукта
    • 1. 2. Характеристика инновационного процесса и классификация нововведений
    • 1. 3. Составляющие инновационной политики государства
  • Глава 2. Организационный механизм инновационных процессов
    • 2. 1. Характеристика научного потенциала современной России
    • 2. 2. Формирование инновационной стратегии на предприятии
    • 2. 3. Маркетинговый подход к управлению инновационным процессом
    • 2. 4. Перспективные формы организации инновационной деятельности
  • Глава 3. Социально-экономическая эффективность инновационных процессов
    • 3. 1. Критериальная характеристика инновационных проектов
    • 3. 2. Учет социальных последствий инвестиционного проекта
    • 3. 3. Совокупный экономический эффект инновационного проектирования

Инновационный процесс как основа развития экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Сложный процесс перехода экономики России к рыночным отношениям создал парадоксальную ситуацию на финансовых рынках, при которой наибольший эффект обеспечивают портфельные инвестиции, в то время как только инновационная деятельность в сфере материального производства, и следовательно вложения в нее могут обеспечить реальную отдачу и повышение эффективности производства. Инновационная деятельность есть тот стартер, который в состоянии оживить отрасли промышленности, придать им новое качество развития, что позволит вытянуть всю экономику России из затяжного кризиса.

В экономической литературе, как в дореформенный период, так и на нынешнем этапе отечественной истории, плодотворно и глубоко исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использования научного потенциала, определения экономической эффективности нововведений, совершенствования организации и управления инновационными процессами. Достаточно сослаться на труды российских ученых А. И. Анчишкина, Г. Н. Бобровникова, В. С. Бабинцева, В. П. Васильева, В. М. Глушкова, В. В. Глухова, В. Т. Гребнева, В. П. Грошева, Е. Ф. Денисова, А. А. Дынькина, В. С. Золотарева, А. А. Кутейникова, Д. С. Львова, А. К. Покрытана, В. А. Трапезникова, а так же зарубежных авторов Б. Санто, Б. Твисса, Р. Уотермана, Р. Фостера, Шелеха и др.

Однако становление науки непосредственно производительной силой встречает на своем пути достаточно препятствий, особенно в условиях радикальных изменений в экономике. Это предопределяет новое теоретическое и методологическое осмысление процесса разработки и реализации научного продукта в производстве, совершенствование методов и форм организации и управления инновационной деятельностью, как отдельной фирмы, так и всей национальной экономики в ее переходном состоянии.

Настоятельная необходимость разработки инновационной стратегии для всех сложных экономических систем, включая предприятие, отрасль, регион и все народное хозяйство, отсутствие комплексных исследований, посвященных рассматриваемой проблеме, и предопределило тему настоящего диссертационного исследования.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического исследования определить стратегию и организационный механизм управления инновационными процессами в сложной экономической базисной системе — промышленной фирме — в общем контексте «наука-производство». Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— определить место и роль научного продукта и инновационной деятельности в развитии экономических систем;

— предложить классификацию нововведений;

— оценить отечественный научный потенциал и определить стратегию в проведении инновационной политики;

— определить роль маркетинга в управлении инновационным процессом промышленной фирмы;

— предложить перспективные формы организации инновационной деятельности на промышленном предприятии;

— предложить критерии и методы оценки инновацийопределить социальные последствия инвестиционных проектов.

Объектом исследования являются инновационные процессы как основа развития сложных экономических систем различного иерархического уровня.

Предметом исследования явились экономико-организационные отношения, складывающиеся в процессе совершенствования, планирования, организации и управления инновационными процессами в промышленности.

Методологической основой диссертационного исследования послужилй теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам научно-технического прогресса и инновационной деятельности, законодательные и нормативные документы, решения Правительства России и Ростовской области по научно-технической политике.

Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными Госкомстата России, Ростовского областного управления статистики, материалами справочников Минэкономики России, данными, опубликованными в периодической печати, а так же первичными данными, собранными автором по специальной программе в отраслевых НИИ промышленности России.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе системного подхода с использованием методов научной абстракции, экономического, логического и статистического анализа: группировки, динамические ряды, графики, комбинационные таблицы, средние и относительные величины.

Концепция работы заключается в доказательстве того, что главной проблемой и определяющим условием обеспечения стабилизации и повышения эффективности Российской экономики, является овладение современными формами организации и управления инновационной деятельностью сложных экономических систем, включая, прежде всего, промышленное предприятие (фирму), отрасль, регион и все народное хозяйство.

Положения диссертации выносимые на защиту:

— отправным моментом проведенного исследования является определение экономической природы научного продукта. Рассмотрение содержания экономических отношений как единства взаимосвязи полезностей, потребительно-стоимостной и затратной, стоимостной их сторон правомерно применительно и к науке в целом, включая не только прикладные исследования, но и фундаментальные. При этом, если прикладные исследования и разработки участвуют в создании продукта материального производства, его стоимости и потребительной стоимости, то фундаментальные исследования воздействуют на производство всего общественного продукта, на формирование его общественной полезности и общественно-необходимых затрат труда в его производстве. Поэтому фундаментальные исследования также имеют экономическое содержание более общего характера нежели стоимостные отношения в сфере прикладных иссле.

• дований. Таким образом, при трактовке науки как экономической категории экономические отношения необоснованно сводить лишь к товарно-денежным, стоимостным отношениям.

— поскольку науку в ее функциях можно и должно рассматривать как всеобщее условие производства и его эффективно действующее звено, участвующее в создании совокупного общественного продукта, постольку ее следует рассматривать как составную часть общественного богатства, активно влияюф щую на его приращение.

— анализ управления научно-техническим прогрессом в условиях централизованной планово-распределительной экономики показал свою несостоятельность в достижении эффективного продвижения нововведений по всей цепочке «наука-производство» как во временном, так и ценовом разрезе. Требуется новая система организации и управления инновационными процессами.

— в диссертации доказывается приемлемость следующей трактовки ново.

• введения (новшества, инновация) — это идея, деятельность или материальный объект, которые являются новыми для индивида, организации, рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность.

— феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.

— важным и эффективным инструментом инновационной политики госу-Ф дарства являются целевые, комплексные программы, которые должны быть включены как составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. Это требует быстрого развития инфраструктуры, связывающей научную сферу с рыночной экономикой (технокарте-ли, инжиниринговые, консалтинговые фирмы, службы маркетинга и т. д.).

— полноценная интеграция науки и производства в настоящее время от* сутствует. На промышленных предприятиях России в последнее время продолжалось падение не только объемов производства, но и его научно-технического уровня. Только на 4% предприятий осуществлялась инновационная деятельность, на 3% научно-исследовательская деятельность. Инновационная деятельность осуществлялась в основном собственными силами. Услугами сторонних научно-исследовательских организаций пользовались лишь 8% предприятий.

— инновационная стратегия представляет собой процесс определения, отслеживания и корректировки целей организации, определение ресурсов, необходимых для их достижения и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.

— необходимо рассматривать маркетинговый подход к управлению инновационными процессами в двух аспектах: на основе использования маркетингового анализа деятельности организации и на основе применения элементов маркетинга в процессе реструктуризации инновационного процесса.

— социальные результаты инвестиционных проектов являются неотъемлемой частью общего эффекта. Поскольку они порой трудно поддаются стоимостной составной оценке, поэтому они должны выступать в виде ограничений, норм, стандартов, выход за которые перечеркивает всякую возможность реализации проектов.

— целесообразно сохранить стабильное, нормативное — в виде фиксированной доли валового продукта — финансирование академической науки. Что касается прикладной науки, которая в основном сосредоточена в отраслевых и заводских структурах, то она должна быть включена непосредственно в воспроизводственный процесс, в отношения товарно-денежного обмена, а научно-техническая продукция — в стоимостной оборот.

Научная новизна работы состоит в следующем.

— выявлена экономическая природа научного продукта и раскрыта органическая взаимосвязь последнего с инновационным процессом;

— предложена более расширенная классификация нововведений по степени радикальности, по характеру применения, по роли в воспроизводственном процессе, по видам, по предметному содержанию.

— уточнены приоритетные направления государственной инновационной политики с учетом рационального распределения ресурсов;

— раскрыты возможности маркетинга, как в анализе деятельности организации, так и в реструктуризации инновационного процесса;

— предложены новые перспективные формы организации инновационной деятельности;

— систематизированы и обоснованы критерии, методы и показатели соци-апьно-экономической оценки инновационной деятельности в переходном периоде экономического развития России.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке комплексного подхода к процессу стратегического планирования и управления инновационной деятельностью на уровне предприятия, отрасли, региона и народного хозяйства в целом. Реализация предложений и рекомендаций диссертационной работы позволит улучшить управленческие процессы инновационной деятельностью, повысит степень обоснованности принятия решений по отбору и оценке инновационных проектов для практической реализации. Выводы и предложения автора были использованы при разработке основных положений концепции экономической политики Ростовской области.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Структура и содержание глав и параграфов обусловлены целями и задачами проведенного исследования.

в) выводы, рекомендации и предложения — основа планирования реализации результатов исследования;

4) непрерывное возрастание роли научного работника в научном поиске, несмотря на количественное и качественное увеличение приборов и оборудования.

На эффективное использование затрат труда, выделяемые для проведения научных исследований, существенное влияние оказывает полное использование специфических особенностей трудовых процессов различных категорий научных работников. Классификация трудовых процессов в произведении научно-исследовательской работы представлена в следующей таблице 3.2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование инновационных процессов как условия развития сложных экономических систем: промышленного предприятия, отрасли, региона и всего национального хозяйства позволило сделать ряд обобщений, выводов и предложений.

Экономическая природа науки и научного продукта определяется общественным разделением труда. Основу этого разделения труда составляют единство и взаимообусловленность его технологической и экономической сторон. Наука воздействует на обе стороны труда — конкретный и абстрактный — во всех сферах его применения. Особую значимость научного продукта составляет не стоимость, а потребительная стоимость, она может воздействовать на реализацию и отношения распределения стоимости. Фактор уникальности не меняет определения общественно необходимого научного труда и стоимости научных продуктов. Общественная потребительная стоимость научного продукта способствует не «самовозрастанию» стоимости, а ее уменьшению и тем самым росту общественного богатства. Именно поэтому наука превращается во всеобщую производительную силу общественного труда.

Наука является важнейшей составляющей воспроизводственного процесса. Она обусловливает качественное развитие производительных сил общества, способствует решению проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов, росту общественного благосостояния.

Таким образом, поскольку науку в ее функциях можно и должно рассматривать как всеобщее условие производства и его эффективно действующее звено, участвующее в создании совокупного общественного продукта, постольку ее следует рассматривать как составную часть общественного богатства, активно влияющую на его увеличение и развитие.

1 В диссертации обосновывается понятие «нововведение». Нововведение (новшество, инновация) — идея, деятельность или материальный объект, которые являются новыми для индивида, организации, рынка и (или) эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность. Предложена классификация инноваций в зависимости от вида нововведения и его отличительных признаков, выделены критерии классификации и формы нововведений:

— степень радикальности нововведения (пионерные, базовые, ординарные, усовершенствованные);

— характер применения — будет ли это продукт или процесс;

— источник (стимул) появления (нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства, потребностями рынка);

— роль в воспроизводственном процессе (потребительские или инвестиционные);

— комплексность (сложные и простые);

— потенциальный потребитель (изготовитель, потребитель, локальный рынок, общество в целом).

В реальной действительности сложно четко определить, к какому классу относится то или иное нововведение, также как и рассмотреть инновационный процесс для изолированного новшества, так как последнее всегда имеет сложную структуру, состоит из множества элементов, многие из которых также являются новшествами, возможно и другого характера.

Среди проблем теоретического осмысления и методологической проработки новых закономерностей и процессов управления инновационной деятельностью, можно выделить проблему типологии нововведений в зависимости от предметного содержания. В работе предлагается классификация инноваций по предметному содержанию: социальные, управленческие, технико-технологические и комплексные нововведения.

В диссертации предложено теоретическое обоснование экономической природы и характеристика составных элементов инновационного процесса и прежде всего в промышленности.

Инновационный процесс (в процессуальном аспекте) — процесс возникновения, разработки и распространения нововведения на рынке.

Разработка нововведения — этапы, через которые проходит идея создания новшества от первоначальной концепции до реального появления на рынке.

Распространение нововведений на рынке — это совокупность социально-экономических, маркетинговых и организационных мероприятий, связанных с продвижением новшества к потребителям, а также уровень восприятия конкретного новшества людьми или организациями (и изменение этого уровня во времени).

Структуризация инновационного процесса может быть самой разнообразной, но наличие инновационной идеи, разработки и коммерческой реализации новшества должны присутствовать в любой структуре.

В последнее время некоторые авторы исходят из предпосылки нелинейности инновационного процесса, т. е. модели характеризуются определенной автономностью некоторых этапов, наличием системы прямых и обратных связей, интегрированием или дифференцированием отдельных элементов процесса. В работе предлагается собственная нелинейная модель инновационного процесса, которая предусматривает разные возможные варианты развития экономических отношений между участниками инновационного процесса.

Исследования и разработки, а также производство и сбыт по своему характеру, мотивациям, месту в экономике предприятий представляют различные виды деятельности, тем не менее необходимо увязать их в единый процесс.

Феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. В диссертационной работе рассматриваются экономические и организационно-управленческие аспекты инновационного менеджмента.

Общий эффект, получаемый обществом от использования новшеств, зависит от уровня эффективности реализуемых на их основе продукции, масштаба ее распространения и степени использования. В связи с этим достижение перспективных показателей эффективности новшеств еще не является гарантией того, что ее реальная эффективность будет соответствовать возросшим требованиям в новых условиях воспроизводства. Неоправданно длительные сроки создания, освоения и расширения новой продукции из-за неэффективной системы управления инновационной деятельностью нередко становятся причиной падения фактической эффективности. Поэтому важно обеспечить проведение единой государственной политики, ориентированной на повышение эффективности новшеств.

Инновационная политика — это совокупность управленческих, организационно-экономических, научно-технических, маркетинговых и других мероприятий, связанных с продвижением новшества на рынок с целью удовлетворения потребностей потребителей.

Инновационная политика государства составляет важнейший элемент хозяйственной системы и оказывает существенное воздействие на нововведен-ческую активность в стране. Государство при помощи косвенного воздействия должно стремиться создать благоприятный экономический климат для деятельности наукоемких отраслей и предприятий, ведущих инновационную деятельность. Государство является активным участником инновационного процесса и его благотворное влияние на последний идет по ряду направлений.

— оно выступает инициатором предложений по научно-техническим идеям и формирования структуры НТП;

— во многих правительственных ведомствах существуют процедуры, специально направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

— государство формирует общественную сферу, в которой осуществляют свою деятельность фирмы;

— закупки государственных ведомств зачастую выступают в качестве первичного спроса на многие нововведения, которые затем находят широкое распространение в хозяйственной практике.

В работе предложены первоочередные меры по активизации роли государства в инновационной деятельности нашей страны. Государственная политика должна осуществляться по следующим направлениям:

— определение приоритетов научно-технического развития и распределение государственных ресурсов в соответствии с принятыми приоритетами;

— создание инновационного климата в экономике, последовательное формирование платежеспособного спроса на инновации;

— создание условий для развития предпринимательства в научно-технической сфере (экономических, правовых, социальных);

— активный протекционизм по отношению к интеллектуальному богатству, научно-техническому потенциалу страны.

Интеграция нашей экономики в мировое хозяйство требует первоочередных мер во внешнеэкономической деятельности. Она тормозится нерешенностью организационно-правовых вопросов, жесткостью налоговой политики, неразвитостью инфраструктуры, отсутствием опыта, специалистов и соответствующих структур в составе научно-технических организаций.

Меры, повышающие эффективность внешнеэкономической деятельности должны включать:

— систематическое проведение информационного мониторинга;

— обязательный государственный контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности и международных контактов;

— разработку государственной программы развития международного научно-технического сотрудничества, включающей защиту нашего интеллектуального богатства, полноценное участие на мировых рынках научно-технической продукции, правовую упорядоченность миграции ученых и специалистов, приток иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.

В диссертации дана детальная характеристика научного потенциала современной Росси, предложены основные направления формирования инновационной стратегии, показана роль маркетинговых исследований при формировании инноваций, а также проанализированы формы организации инновационной деятельности и выделены перспективные из них.

Существенное сокращение инвестиционной и инновационной деятельности в 1992;1997 гг. резко отрицательно сказалось на обновлении основных фондов, внедрении инноваций и технологий. Эта тенденция имеет длительный характер и особенно опасна с точки зрения стратегии развития экономики страны, так как не создается инновационный задел для будущего.

Кризисное состояние выражается целым рядом наметившихся тенденций:

— инновационная деятельность осуществляется в основном собственными силами, в том числе и на малых предприятиях, т. е. полноценной интеграции науки и производства нет. Услугами сторонних организаций пользуются лишь 8% предприятий;

— отраслевая, фундаментальная и вузовская наука фактически не получают заказов от предприятий, что в условиях сокращающегося бюджетного финансирования науки все больше снижает научно-технический потенциал;

— наибольшая инновационная активность наблюдается в акционерных предприятиях закрытого типа, в то время как государственные предприятия снизили свою активность;

— инновационная деятельность больше связана с выполнением проектных работ по улучшению традиционных технологий, модернизаций действующего оборудования, не требующих проведения научных исследований и опытно-экспериментальных работ;

— кредитные и заемные средства активно применяют 38% предприятий черной металлургии, 26% машиностроения, 22% химической промышленности;

— лишь крупные предприятия (свыше 1 тыс. работающих) сохраняют финансовые возможности для инновационной деятельности.

В диссертации доказывается, что монополизм науке вредит больше, чем производству. Эффективным средством в борьбе с монополизмом являются научные фонды, которые работают независимо и контролируются самим научным сообществом.

Одной из важнейших задач перестройки управления экономикой становится овладение практикой стратегического управления с использованием инновационных рычагов.

Инновационная стратегия — это процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.

Инновационная стратегия должна не только наметить основной путь развития организации, но и модифицировать его, если в этом возникает необходимость, изменить направление, учитывать необходимые изменения внешних условий. Стратегия придает инновационной политике устойчивость и гибкость, способность изменять направления развития в зависимости от изменений высшей социально-экономической среды, при этом сохраняя неизмененными главные стратегические направления. Стратегия выступает регулятором формирования политики по мере ее осуществления, адаптируя этот процесс к изменению внешних условий ее реализации. Инновационная стратегия увеличивает степень инновационной восприимчивости путем согласования пропорций роста уровня развития НИОКР и производства, которые обеспечивают постоянный поток новшеств, перевод новых идей, открытий, научно-технических достижений в новые товары и услуги.

Конкретные формы стратегий могут быть самые различные. В работе анализируются следующие стратегии — наступательная, защитная, поглощающая, промежуточная, создание рынка, привлечение специалистов.

Критерий успеха при выборе стратегии организации инновационных процессов индивидуален для каждой организации. В качестве такого критерия принимается ожидаемая прибыль от нововведения через определенный срок после выпуска продукции на рынок или срок и окупаемость инвестиций в организации. Инновационная стратегия является одной из основных составляющих инновационного процесса.

Проектирование и реализация инновационных процессов немыслимо без осуществления маркетинговых исследований. В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер воздействия на рынок, на потребительский спрос с учетом возможности получения прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителей.

Основным принципом маркетинга в управлении инновациями является ориентация конечных результатов нововведенческого процесса на реальные требования и пожелания потребителей.

Маркетинговый подход к управлению инновационным процессом необходимо рассматривать в двух аспектах — на основе использования маркетингового анализа деятельности организации и на основе применения элементов маркетинга в процессе реструктуризации инновационного процесса.

Для эффективного управления инновационным процессом в диссертационной работе предлагается использовать основные элементы анализа в системе маркетинга. Маркетинговый анализ — это системный подход к достижению целей отдельных личностей и организаций на основе выявления и познания причинно-следственных связей между перспективными параметрами, задаваемыми рынком и эффективностью хозяйственной деятельности.

В работе предлагается использовать маркетинговый подход к реачизации основных этапов инновационного процесса.

Реализация маркетингового подхода к управлению инновационным процессом позволяет скоординировать реализацию его этапов, реагировать на изменение нужд и запросов потребителей, а также дает возможность определить факторы повышения эффективности предоставления услуг, исходя из потребительских предпочтений, организационно-экономических возможностей предприятия.

Вся информация, относящаяся к инновационному процессу, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться в соответствии с установленными процедурами. Анализ распространения конкретного новшества и оценки его экономических, социальных, технических и прочих показателей, дает возможность проследить за многими факторами, определяющими его распространение. Это необходимо учитывать при образовании новой инновационной связи. Этапы инновационного процесса в интересах удовлетворения новой потребности формируются и реапизуются на качественно более высоком инновационном потенциале.

Завершающим разделом диссертации является исследование критериальной характеристики инновационных процессов, оценки социальных и экономических последствий реализации новшеств, а также методы оценки совокупного экономического эффекта при инновационном проектировании.

Актуальные научные результаты, их прикладная разработка, как правило, не ограничиваются одним вариантом. Зачастую существует множество вариантов, но для внедрения инновационного проекта необходимо выбрать один, наиболее рациональный. Именно в этой ситуации возникает проблема — выбор лучшего варианта из множества существующих. Возможные варианты могут решать одну и ту же задачу, но с различными затратами, с различной степенью риска полученных результатов, а также с различными социальными последствиями реализации инновационного проекта. Поэтому необходима предварительная экспертиза потенциальных вариантов инновационных проектов. Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности того или иного варианта инновационного проекта, и об объеме финансирования.

Сравнение различных инновационных проектов или вариантов одного проекта осуществляется по ряду показателей:

— чистый дисконтированный доход;

— индекс доходности;

— внутренняя норма доходности;

— срок окупаемости;

— перечень критериев;

— балльный метод.

В работе предложены расчеты этих показателей и показано, что основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

— цели организации;

— стратегия, политика, ценности;

— финансовые решения;

— научно-технические решения;

— производственные решения;

— экологические решения.

Оценка инновационного проекта с использованием рассмотренных критериев позволяет еще на предпроизводственной стадии оценить полезность того ил иного проекта и избежать дополнительных затрат.

Оценка инновационного проекта на предпроизводственной стадии, сколь бы ни точны были используемые методы, не дает реальной картины всех экономических и социальных последствий от реализации инновационного проекта. Поэтому реальная картина может быть получена только на стадии получения фактического эффекта. Необходимо аккумулировать информацию о реальных величинах полученных эффектов, которая может быть использована при оценке новых проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агафонов В, А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990,216 с.
  2. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр./А.Дайан. Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Научн. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993,572 с.
  3. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. В.И.Данилова-Данильяна М.: Прогресс, 1985, 328с.
  4. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. 144с.
  5. В.Г. НТП и подготовка производства. М.: «Экономика, 1987.128с.
  6. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./Научн.ред. и авт.предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519с.
  7. А.И. Наука техника — экономика, 2-е изд., М.: Экономика, 1989. 383с.
  8. Л., Юнь И. МНТК в условиях рыночных перемен // Российский экономический журнал. 1992. № 7, С.43−52.
  9. B.C. США: приоритеты НТП (научно-техническая политика и стратегия). М.: Наука, 1988. 184 с.
  10. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995. 384с.1. Балабанов Л. В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика. 1990. 206 с.
  11. Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление: Экон. Словарь-справочник. М.: Экономика. 1988.351 с.
  12. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990.208с.
  13. Г. Н. Клебанов А.И. Комплексное прогнозирование создания новой техники. М.: Экономика, 1989.205с.
  14. .М., Громов Л. М., Четыркин Е. М. Эффективность капиталистической экономики: некоторые проблемы анализа и измерения/Отв.ред. А. А. Дынкин. М.: Наука, 1990. 128 с.
  15. А.А. Маркетинг и полный хозрасчет. М.: СП «Тисса», 1989. 116с.
  16. В.И. Оценки и пути повышения эффективности организации и управления бытовым обслуживанием населения. Учебное пособие. М., ИПК Мынбыта РСФСР, 1982. 54с.
  17. Ю.П. Управление развитием производства: Опыт США/. М.: Экономика, 1989.239с.
  18. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.252с.
  19. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.416с.
  20. Я., Гебхард П., Кирсанов К. Инновационный менеджмент // Российский экономический журнал. 1993. № 10. С.72−78.
  21. Временная методика определения эффективности затрат в непроизводственную сферу. Экономическая газета. 1981 № 27. С. 11−14.
  22. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: АЗИМУТ-ЦЕНТР, 1992. 366с.
  23. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учебник. М.: Внешторгиздат, 1990. 263 с.
  24. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.685с.
  25. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990. 232 с.
  26. М.П. Анализ влияния научно-технического прогресса на эффективность промышленного производства. М.: Финансы и статистика, 1987. 160 с.
  27. Государственное финансирование научно-технического прогресса в развитых капиталистических странах/А.В.Жемчужников, А. В. Толкушин, И. А. Кравченко и др. М.: Финансы и статистика, 1989. 239 с.
  28. ВТ. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985.160с.
  29. Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики: Текст лекций. Слб: Изд-во Слб УЭФ, 1993, 59 с.
  30. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие: Пер. с нем./Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995, 255с.
  31. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ./Под общ. ред. Б Лисовика и В.Лукашевича. Слб., 1992. 496 с.
  32. А.А. Новый этап НТР: Экономическое-содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве/Отв. ред. С. М. Никитин. М.: Наука, 1991. 272 с.
  33. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США (теория и практика формирования). М.: Наука, 1983. 349 с.
  34. Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988. 191 с.
  35. Жих Е, М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А. Маркетинг: как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. 139 с.
  36. Е. Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. М.: Финансы и статистка, 1990. 159 с.
  37. П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Междунар. отношения, 1991. 416 с.
  38. В. С., Куленко Н. М. Система моделей регулирования инвестиционных процессов для сокращения применения ручного труда: Сб. Социально экономические проблемы, пути и масштабы применения ручного труда, ЛФЭИ, Ленинград. 1987
  39. B.C. Инвестиционная деятельность на приватизированном предприятии. Ростов на — Дону, РГЭА, 1995.
  40. Ю.А. Актуальные проблемы экономики НТП. М.: Наука, 1986.253с.
  41. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями/Отв. ред. Л. И. Евенко, Г. Б. Кочетков. М.: Наука, 1990.216с.
  42. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)/Под ред. И. Г. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ 1991.144с.
  43. Капиталистическое управление: уроки 80-х /М.ВТрачев, А. А. Соболевская, Д. В. Кузин, А.Р.Стерлин- Под ред. А. А. Дынкина. М.'.Экономика. 1991. 127с.
  44. . Деловая стратегия: (концепция, содержание, символы): Пер. с англ./Науч.ред. и авт. Послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. 239 с.
  45. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ./Общ. Ред. и предисл. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс. 1982. 339 с.
  46. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 176 с.
  47. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
  48. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарий по их применению. М.: Информэлектро, 1989. 118 с.
  49. З.П. Эффективность производства, новой техники и капитальных вложений. М.: Экономика, 1980. 200 с.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ.ред. и вступ. Ст Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. 736 с.
  51. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991. 120 с.
  52. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. М.: Финансы и статистика, 1991. 168 с.
  53. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992. 140 с.
  54. И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. 192 с.
  55. А., Козлова О. Каким быть экономическому механизму реализации научно-технической и инновационной политики?//Россииский экономический журнал. 1993. № 5. С.23−35.
  56. А.А. Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990. 96 с.
  57. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989. 216 с.
  58. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. М.: Издательство БЕК, 1996. 304 с.
  59. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. 255 с.
  60. Я.Г. Анализ затрат на создание, производство и эксплуатацию изделий. М.: Финансы и статистика. 1991. 112с.
  61. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2.: М.: Республика. 1992.400с.
  62. Маркетинг во внешней экономической деятельности (терминологический словарь)/ под ред П. С. Завьялова. М. Междунар. Отношения, 1992. 248 с.
  63. Маркетинг: Учебник/А.Н.Романов, Ю. Ю. Корлюгов С.А.Красильни-ков и др.- Под ред.А. Н. Романова. М.: Банки биржи, ЮНИТИ, 1995. 560 с.
  64. Макретинг: выбор лучшего решения/ Е. П. Голубков Е.Н.Голубкова, В. Д. Секерин: Общ.ред.Е. П. Голубкова. М.: Экономика, 1993. 222с.
  65. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятии. М.: финансы и статистика, 1990. 136 с.
  66. Менеджмент организации. Учебное пособие/Румянцева З.П., Салома-тин Н.А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М. 1995. 432с.
  67. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. 702 с.
  68. Методические проблемы создания новой техники и технологии/Отв. Ред. А. П. Деревянко, Д. Г. Кнорре. Новосибирск: Наука, 1989. 297 с.
  69. У.Э. Оценка эффективности капитальных вложений (Новые подходы). М.: Наука, 1991. 208 с.
  70. Б. З. Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
  71. Мир Управления проектами: Пер. с англ./Под ред. X. Решке, X.Шелле. М.: «Алане», 1993. 304с.
  72. Н. Разработки и нововведения: Пер. с болг./Общ. Ред. и пред. Г. А. Власкина, Ю. Г. Наидо. М.: Прогресс, 1978. 180 с.
  73. К., Глебанова А. Инновационная политика//Российский экономический журнал. 1992. № 7. С.93−99.
  74. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки/Под ред. А. С. Астахова. М.: Экономика, 1984. 248 с.
  75. Научно-технический прогресс: Словарь/Сост.В. Г. Горохов, В.Ф.Хали-пов. М.: Политиздат, 1987. 356 с.
  76. Научно-технический прогресс: экономика и управление / Г. И. Марчук, А. Г. Аганбегян, Ю. В. Яковец и др. Под ред.Ю. В. Яковца. М.: Экономика, 1988. 223 с.
  77. Новая технология и организационные структуры: Сокр. Пер. с англ./Под ред. И. Пиннингса и А. Бьюитандама: Научн. Ред. и автпредисл. Н. И. Диденко. М.: Экономика, 1990. 269 с.
  78. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/Под ред.В. М. Власовой. М.: финансы и статистика, 1994. 496 с.
  79. И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. / На-учн.ред.Н. И. Лапина. М.: Экономика, 1981. 144с.
  80. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
  81. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М. Изд-воМГУ, 1991. 152с.
  82. Г., Голдстайн Б. Информационные технологии миллионные прибыли: Пер. с англ.Шаучн.ред и авт.предисл. В. В. Симаков. М.: Экономика, 1990, 238 с.
  83. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989, 271 с.
  84. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческие решений. М.: Финансы и статистика, 1989.206 с.
  85. В.Д. Координационное управление резерв перестройки. М.: Экономика, 1990. 255 с.
  86. Е., Шеховцова Н. Венчурный капитал и иннова-ции//Российский экономический журнал. 1992. № 7 С. 100−108.
  87. . Инновация как средство экономического развития Пер. с венг./Общ.ред. и вступ. Ст. Б. В. Сазонова. М.: Прогресс 1990.296с.
  88. Е.С. Учет затрат на мероприятия НТП. М.: Финансы статистика. 1991.96 с.
  89. .М. Экономические противоречия в механизме ускорения научно-технического прогресса в промышленности: Моногр. М.: Высш.шк., 1986. 151 с.
  90. . Противоречие технологического развития//Российский экономический журнал. 1993. № 30. С.79−88.
  91. Современный бизнес: Учеб. В 2 т. т.1: Пер. с англ./Д.Дж.Речман, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж.В.Тилл. М.: Республика, 1995. 431 с.
  92. Современный бизнес: Учеб. В 2 т. т.2: Пер. с англ./Д.Дж.Речман, М. Х. Мекон, К. Л. Боуви, Дж.В.Тилл. М.: Республика, 1995.479с.
  93. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП/С. М. Никитин, В. М. Усоскин, А. А. Дынкин и др. М.: Наука, 1989. 260с.
  94. Современный маркетинг/В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. З. Автухова. Под ред.В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991.256 с.
  95. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. 200с.
  96. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. Пер. с англ./Авт.предисл. и научн.ред.К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989. 271с.
  97. П. Управление исследованиями и разработками: Сокр. Пер. с англ./Под ред.Д. Н. Бобрьппева. М.: Экономика, 1982. 160с.
  98. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ./Общ. Ред. В. Т. Рыскина. М.: Прогресс, 1988. 368 с.
  99. Управление научно-техническим прогрессом/Под ред.И. И. Сигова, А. Е. Когута. Л.: Наука, 1989, 344 с.
  100. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т.1 Пер. С англ./Под ред. Милана Кубры. М.: СП «Интерэкспорт», 1992. 319с.
  101. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т.2 Пер. с англ./Под ред. Милана Кубры. М.: СП «Интерэкспорт». 1992. 319с.
  102. Финансовый менеджмент/Авт.колл.под руководством Стояновой B.C. М.: Перспектива, 1993. 268 с.
  103. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ./Общ.ред. и вступ. ст, В.И.Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1987. 272с.
  104. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Пер. с англ./Научн. редакторы С. Аукционек, М.Бойко. М.: Изд-во «Дело», 1992.704с.
  105. В. Как делать бизнес в Европе: Вступ. Слово Ю. В. Пискулова. М.: Прогресс, 1990. 253 с.
  106. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Междунар. Отношения, 1993. 352 с.
  107. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. 317 с.
  108. С.Н., Тренов С. А. Экономические основы инновационных процессов в промышленном производстве. Ростов-на-Дону, 1998. 130с.
  109. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982,455с.
  110. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. Пер. с англ./Авт.предисл. и научн.ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990.350с.
Заполнить форму текущей работой