Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристика вариабельности сердечного ритма у детей 7-10 лет Европейского Севера России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центрального контура с уменьшением активности автономного. Была обнаружена половая дифференциация временных показателей при переходе в ортостаз: максимальные отличия по временным показателям были выявлены у мальчиков-экстравертов и мальчиков с эмоциональной устойчивостью, минимальные — у девочек-экстравертов и девочек с эмоциональной устойчивостью. Отмечено преобладание симпатической активности… Читать ещё >

Содержание

  • СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у детей
    • 1. 2. Психофизиологические аспекты индивидуальных различий
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У
  • ДЕТЕЙ 7−10 ЛЕТ
  • ГЛАВА IV. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДЕТЕЙ

Характеристика вариабельности сердечного ритма у детей 7-10 лет Европейского Севера России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сердечно-сосудистая система с ее многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма [15, 19]. Известно, что регуляция сердечного ритма осуществляется вегетативной нервной системой (ВНС), центральной нервной системой и рядом гуморальных и рефлекторных воздействий [34, 104, 107]. Сердечный ритм (СР) реагирует на любые воздействия среды, отражая процессы роста и созревания организма на различных этапах онтогенеза [24]. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) измеряет колебания вегетативных влияний на сердце при адаптации организма к изменяющимся условиям среды и характеризует степень напряжения регулирующих систем организма [112, 15]. А. М. Вейном с соавт. при изучении влияния различных видов нагрузки выявлена связь между индивидуально-типологическими свойствами личности детей и интенсивностью реагирования ритма сердца [35].

Применение новых аппаратно-программных комплексов для оценки ВСР позволяет исследовать волновую структуру сердечного ритма, включающую в себя анализ временных и частотных параметров [32]. Волновая структура, являясь интегральным показателем изменчивости СР под влиянием внешней и внутренней среды, отражает активность модуляций блуждающего нерва, симпатических модуляций, баланса симпатических и парасимпатических влияний [190]. В литературе встречаются единичные работы по изучению онтогенетических особенностей ВСР [106]. В большинстве работ используются только традиционные временные параметры ВСР (Мо, АМо, АХ, ИН, а) [9, 40, 41, 124]. Исследования, посвященные изучению высокочастотных и низкочастотных составляющих волнового спектра сердечного ритма у детей Европейского Севера России, не 6 проводились. Необходимо отметить отсутствие единых методологических подходов при анализе ВСР в России [18, 78, 82, 101].

Кроме того, отсутствуют данные об особенностях вариабельности сердечного ритма у детей с различными индивидуально-типологическими свойствами. Поэтому изучение онтогенетических и индивидуально-типологических особенностей вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста является актуальным как с теоретических, так и с практических позиций.

Цель и задачи исследования

Цель работы — выявить особенности временных и частотных характеристик вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Установить значимость временных и частотных показателей вариабельности сердечного ритма для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы.

2. Определить динамику временных и частотных показателей вариабельности ритма сердца у детей Европейского Севера России 7−10 лет.

3. Изучить индивидуально-типологические особенности вариабельности ритма сердца у детей младшего школьного возраста в покое и в ортостазе.

Положения, выносимые на защиту. 1. Для выявления особенностей функционального состояния вегетативной нервной системы анализ частотных показателей вариабельности сердечного ритма является более чувствительным по сравнению с традиционно используемыми временными параметрами. 2. Усиление активности автономного контура регуляции установлено у мальчиков 8 лет и девочек 7 лет. Преобладание централизации управления сердечным ритмом отмечено у мальчиков 7 лет, девочек 8 лет и 9-летних детей. У 10-летних детей выявлена разнонаправленность временных и частотных показателей вариабельности сердечного ритма,.

7 ' свидетельствующая о напряжении регуляторных систем. 3. В младшем школьном возрасте преобладают дети с экстраверсией. У мальчиков с экстраверсией, девочек с интроверсией, детей с эмоциональной стабильностью повышена мощность низкочастотной области спектра, характеризующая усиление активности центрального контура регуляции. 4. При ортостатической пробе на фоне напряжения регуляторных систем, наибольшая реактивность имеет место у мальчиков с экстраверсией и стабильностью, наименьшая — девочек с экстраверсией и стабильностью.

Новизна исследования. Впервые у детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Европейского Севера России, дана комплексная оценка показателей вариабельности ритма сердца по временным и частотным параметрам. Отмечена большая чувствительность частотных характеристик при оценке функционального состояния вегетативной нервной системы. Установлены половозрастные особенности волновой структуры ритма сердца. Впервые исследованы временные и частотные показатели у детей с экстраверсией — интроверсией, нейротизмом — эмоциональной стабильностью и выявлены индивидуально-типологические особенности вариабельности ритма сердца у детей младшего школьного возраста. Выявлена динамика временных и частотных параметров вариабельности ритма сердца у детей с различными индивидуально-типологическими свойствами личности в покое и в ортостазе.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют представление о вариабельности ритма сердца у детей младшего школьного возраста в условиях Европейского Севера России. Полученные временные и частотные показатели ВСР могут применяться для изучения онтогенеза, адаптогенеза, клинико-физиологического мониторинга и в функциональной диагностике. Материалы исследования включены в учебные курсы по возрастной физиологии и возрастной психологии для студентов Поморского 8 государственного университета имени М. В. Ломоносова (акт внедрения от 8 января 2002 г.), нашли отражение в методических рекомендациях «Вариабельность ритма сердца: анализ и интерпретация» (Архангельск, 2001).

Диссертационное исследование выполнено в рамках приоритетного направления Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Дети Севера: здоровье, рост, развитие» и по единому заказ-наряду Министерства образования Российской Федерации № 1.1.99 Ф.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на кафедре медико-биологических дисциплин Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1999;2001), проблемной комиссии по медико-биологическим наукам ПГУ им. М. В. Ломоносова (2000, 2001), XII Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2000), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку» (Архангельск, 2000), Международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО (2000), XVIII Съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (Казань, 2001).

По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе методические рекомендации.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 166 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и приложения. Работа иллюстрирована 15 таблицами и 25 рисунками. Библиография включает 157 отечественных и 66 зарубежных публикаций.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ частотных характеристик вариабельности сердечного ритма является более чувствительным для выявления напряжения регуляторных систем организма по сравнению с традиционно используемыми временными параметрами.

2. У мальчиков 7 лет и девочек 8 лет установлено повышение активности центрального контура регуляции, у девочек 7 лет и мальчиков 8 летавтономного контура регуляции управления ритмом сердца.

3. В 9 лет у детей обоего пола по временным и частотным показателям ВСР установлено преобладание централизации управления сердечным ритмом при более высоком напряжении регуляторных систем у девочек.

4. Для детей 10-летнего возраста характерны усиление мощности высокочастотной и снижение низкочастотной области спектра, разнонаправленность временных параметров, отражающие напряжение регуляторных систем.

5. У мальчиков-экстравертов, девочек-интровертов, детей с эмоциональной стабильностью отмечено повышение мощности низкочастотной области спектра и снижение временных показателей, что свидетельствует об усилении активности центрального контура регуляции. У мальчиков-интровертов, девочек-экстравертов, детей с нейротизмом имеет место уменьшение мощности низкочастотных колебаний, что отражает усиление активности автономного контура.

6. При проведении ортостатической пробы по временным и частотным показателям вариабельности сердечного ритма наибольшая реактивность установлена у мальчиков с экстраверсией и эмоциональной стабильностью, наименьшая реактивность — у девочек с экстраверсией и эмоциональной стабильностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показатели вариабельности сердечного ритма у здоровых детей в стандартных условиях регистрации имеют доверительное постоянство и могут характеризовать вегетативный гомеостаз в зависимости от возраста. Кроме того, они отражают динамику развития и периодичность включения механизмов регуляции синусового сердечного ритма. Благодаря многочисленным связям с вегетативными центрами, корой больших полушарий, синусовый узел обладает широким диапазоном реагирования и способен в кратчайшее время ответить на воздействие физиологического стимула или стрессового фактора [2, 107].

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности вариабельности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в зависимости от возраста и пола. У мальчиков 7 лет, по сравнению с девочками, отмечены существенные различия динамики временных показателей, несмотря на почти равные значения средней продолжительности кардиоинтервалов (Мо). Показатели, характеризующие парасимпатическую регуляцию, кроме наиболее часто встречающегося значения длительности кардиоинтервалов (Mean), несколько выше у девочек, а отвечающие за симпатическую регуляцию выше у мальчиков. Это подтверждается и частотными показателями: у мальчиков ниже все характеристики дыхательной модуляции и существенно выше — гуморальной модуляции, а также маркеры симпатической активности — LF/HF (Р<0,01) и 1С. Кроме того, при равной величине локазателя активности регуляторных систем у мальчиков отмечен более высокий стресс-индекс. Вероятно, это отражает физиологически закономерное превалирование темпов созревания мозговых структур у девочек, а также большее напряжение в условиях образовательной среды — у мальчиков.

У детей 8 лет динамика изученных показателей ВСР имеет половую.

112 дифференциацию: временные параметры у мальчиков отражают повышение парасимпатической активности (Р<0,05), тогда как у девочек, напротив, отмечено усиление симпатических влияний (Р<0,05). Это находит подтверждение в характере изменений частотных показателей. У мальчиков отмечено усиление мощности высокочастотной области спектра и снижениесверхнизкочастотной (Р<0,05−0,01). Показатели низкочастотной и «»рхнизкочастотной периодики не имеют однонаправленной динамики в гном диапазоне от 7 до 9 лет. Таким образом, три составляющие IF, LF, VLF) изменяются разнонаправлено, что свидетельствует о ом дисбалансе и наличии напряжения регуляторных механизмов как у мальчиков, так и у девочек, что подтверждается динамикой SI.

Возраст 9 лет характеризуется у детей обоего пола разнонаправленными изменениями как временных (Mean, Mo), так и частотных (PHF, HF%, HFav, LF/HF) показателей, что, возможно, свидетельствует о напряжении регуляторных механизмов. У мальчиков изменения параметров высокочастотной области спектра (дыхательная периодика) происходит параллельно с увеличением маркеров регуляции LF/HF и 1С. Показатели низкочастотной и сверхнизкочастотной области (недыхательная периодика) имеют противоположную направленность (Р<0,05−0,01). У девочек подобные изменения частотных параметров более выражены (Р<0,05−0,001). Показатели напряжения (SI, RSAI) в этом возрасте, по сравнению с предыдущим, несколько снижаются. Возможно, подобные изменения у детей 9 лет направлены на поддержание вегетативного гомеостаза.

В 10 лет у мальчиков имеет место увеличение АМо на 4,01%, LF/HF на 4,29%, SI на 15,53% и уменьшение RMSSD на 3,69%, PNN50 9,38%, что свидетельствует об усилении симпатических влияний, в то же время отмечено снижение мощности низкочастотной области спектра. У девочек выявлено увеличение Мо на 3,68%, SDNN на 2,36%, MxDMn на 5,62%,.

Ш^Б на 2,69%, Р№ 450 3,56%, снижение 81 на 19,00% (Р<0,05−0,01), а также повышение мощности высокочастотных колебаний, что отражает усиление вагусных влияний.

Таким образом, анализ временных и частотных показателей у детей младшего школьного возраста позволил выявить у мальчиков 7 лет и девочек 8 лет усиление активности центрального контура регуляции, что свидетельствует о напряжении регуляторных систем, а у девочек 7 лет и мальчиков 8 лет — автономного контура. В 9 лет у детей обоего пола по временным и частотным показателям ВСР установлено преобладание централизации управления сердечным ритмом при более высоком напряжении регуляторных систем у девочек. Для детей 10-летнего возраста характерно усиление мощности высокочастотной и снижение низкочастотной области спектра, разнонаправленность временных параметров, отражающие напряжение регуляторных систем.

Индивидуальные различия, связанные со свойствами личности, являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоционального воздействия, которое в свою очередь может привести к возникновению стресса. В связи с этим представляет интерес изучение механизмов регуляции сердечного ритма у детей с разными индивидуально-типологическими чертами личности.

Изучение временных показателей у мальчиков в состоянии покоя позволяет говорить о тенденции к преобладанию парасимпатической активности у детей с интроверсией (I) и симпатической — у экстравертов (Е). Индекс напряжения характеризует более высокую степень напряжения у экстравертов. Анализ частотных показателей вариабельности сердечного ритима свидетельствует о дисбалансе отделов ВНС по частотным показателям. Так у мальчиков-экстравертов, по сравнению с интровертами, отмечено увеличение абсолютной и относительной мощности высокочастотных колебаний (соответственно на 14,17% и 9,62%),.

114 мощностей низкочастотных колебаний (абсолютной — на 4,35%, относительной — на 14,83%, средней — на 24,42%), что говорит о большей устойчивости к воздействию внешних и внутренних факторов у мальчиков-интровертов и соответствует известным психологическим исследованиям. У мальчиков-интровертов, по сравнению с экстравертами, выше показатели, характеризующие сверхнизкочастотную модуляцию (абсолютная мощностьна 7,35%, относительная — на 15,46%, средняя — на 6,78%). Тем не менее, показатели, отражающие активность центрального контура, показывают более высокий уровень симпатической активности именно у мальчиков-экстравертов, что подтверждается динамикой параметров во временной области и свидетельствует о вегетативном дисбалансе.

У девочек с экстраверсией и интроверсией по показателям временной структуры также обнаружены некоторые различия, но они противоположны таковым у мальчиков и отражают незначительное превалирование парасимпатической активности у экстравертов (Мо — на 1,63%, МхЕ) Мп -4,49%, Ш^Б — 3,37%, Р№ 450 — 6,21%), а симпатической активности — у интровертов (АМо — на 1,15%). При изучении показателей ВСР было выявлено преобладание мощности высокочастотных и низкочастотных колебаний у интровертов, а сверхнизкочастотных — у экстравертов. Отношение Ы-/НР, которое отражает суммарную активность вегетативных воздействий на сердечную регуляцию, свидетельствует о более высоком уровне симпатической активности у девочек-интровертов, что подтверждается результатами временного анализа.

Сравнение временных характеристик вариабельности сердечного ритма у мальчиков с эмоциональной стабильностью-нестабильностью (N-8) показало наличие вегетативного дисбаланса, что проявляется следующим образом. У мальчиков с нейротизмом выше величины наиболее часто встречающихся значений длительности кардиоинтервалов (на 1,40%), вариационного размаха (на 3,08%) и числа кардиоинтервалов с разностными.

115 характеристиками > 50 мс (на 4,14%), которые свидетельствуют о трофотропных влияниях, а также маркера эрготропных влияний — числа значений интервалов, равных Мо к общему числу кардиоциклов (на 1,12%).Тогда как у эмоционально устойчивых мальчиков отмечено некоторое усиление вагусных влияний. У мальчиков с устойчивостью нервных процессов выявлено усиление высокочастотной и низкочастотной области спектра (PHF — 16,89%, PLF — 9,68%, HFav — 24,02%, LFav — 21,36%) и уменьшение сверхнизкочастотной периодики (PVLF — 12,33%, VLFav — 2,36%). Таким образом, отмечено преобладание трофотропных влияний у мальчиков с эмоциональной стабильностью и усиление эрготропных влияний — у мальчиков с нейротизмом.

У девочек с нейротизмом — эмоциональной стабильностью по временным и частотным показателям характер симпатических и парасимпатических влияний более сбалансирован, по сравнению с мальчиками, и отражает усиление трофотропных влияний у эмоционально нестабильных детей, а эрготропных — у стабильных, что, вероятно, можно расценивать как компенсаторное приспособление девочек к условиям образовательной среды.

Таким образом, при оценке показателей во временной области у детей младшего школьного возраста независимо пола и свойств личности не выявлено напряжение регуляторных систем, в то время как в частотной области во всех группах отмечен разнонаправленный характер изменений трех составляющих спектра сердечного ритма, что свидетельствует о вегетативном дисбалансе.

Изучение временных показателей, полученных в процессе проведения активной ортостатической пробы у детей с различными индивидуально-типологическими характеристиками, подтверждает известные физиологические закономерности. У детей 7−10 лет, независимо от пола и характера выраженности черт личности, отмечено усиление активности.

116 центрального контура с уменьшением активности автономного. Была обнаружена половая дифференциация временных показателей при переходе в ортостаз: максимальные отличия по временным показателям были выявлены у мальчиков-экстравертов и мальчиков с эмоциональной устойчивостью, минимальные — у девочек-экстравертов и девочек с эмоциональной устойчивостью. Отмечено преобладание симпатической активности вегетативной нервной системы у мальчиков-экстравертов, девочек-интровертов, мальчиков и девочек с эмоциональной стабильностью, а для мальчиков-интровертов, девочек-экстравертов, детей с нейротизмом была характерна парасимпатическая активность. Таким образом, у детей с экстраверсией-интроверсией были выявлены различия по полу, а у детей с нейротизмом-стабильностью отмечена одинаковая природа вегетативных влияний.

При анализе частотных показателей вариабельности сердечного ритма у детей с различными индивидуально-типологическими свойствами при смене положения тела отмечена одинаковая динамика показателей высокочастотной области спектра: понижение мощности спектра, максимально выраженное у мальчиков со стабильностью, минимально выраженное у девочек с экстраверсией. Вероятно, это подтверждает общую тенденцию к уменьшению активности автономного контура регуляции (трофотропных влияний), отмеченную по временным характеристикам, и свидетельствует о перенапряжении регуляторных механизмов.

У детей с различными свойствами личности большим разнообразием отличались показатели низкочастотной и сверхнизкочастотной области спектра. Так низкочастотная модуляция у мальчиков с экстраверсией, нейротизмом, стабильностью и девочек с интроверсией и нейротизмом отличалась уменьшением мощности спектра (минимальная реактивность у мальчиков с нейротизмом, максимальная — у девочек-интровертов). У мальчиков с интроверсией, девочек-экстравертов и девочек с устойчивостью.

117 нервных процессов отмечено повышение характеристик этой части спектра (минимальные значения у девочек со стабильностью, максимальные — у мальчиков-интровертов). Подобная динамика отражает тенденцию к усилению вагусных влияний в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности.

При переходе в ортостаз выявлены разнонаправленные изменения показателей сверхнизкочастотной области спектра. Так, у мальчиков всех четырех выделенных групп зафиксировано снижение показателей, характеризующих гуморальную модуляцию (наименьшая реактивность у мальчиков со стабильностью, наибольшая — у мальчиков с нейротизмом). У девочек отмечен более выраженный эффект, чем у мальчиков, что подтверждается увеличением мощности спектра в сверхнизкочастотной области (наименьшая реактивность у девочек с экстраверсией, наибольшая — у девочек с интроверсией). Возможно, это является одним из проявлений вегетативного дисбаланса.

Для детей с экстраверсией-интроверсией, нейротизмом-стабильностью при переходе в ортостаз было характерно повышение индекса напряжения и отношения мощностей спектров в НРи ЬРдиапазонах, что отражает усиление симпатической активности и подтверждается динамикой временных показателей детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в результате проведенной оценки вариабельности сердечного ритма у детей с различными индивидуально-типологическими свойствами выявлены функциональные особенности ВНС, свидетельствующие о тенденции к усилению активности центрального контура регуляции у мальчиков-экстравертов, девочек-интровертов, детей с эмоциональной стабильностью, а преобладание активности автономного контура регуляции — у мальчиков-интровертов, девочек-экстравертов, детей с нейротизмом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. Е. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физической нагрузке // Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига, 1980. -С.14−21.
  2. H.A., Тель Л. З., Циркин В. И. и др. Физиология человека: учебник / Под ред. H.A. Агаджаняна, В. И. Циркина. СПб.: СОТИС, 1998. — 527 с.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 222 с.
  4. Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н. Б. Адаптивные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников // Физиология человека. 1996. -Т. 22.-№ 5.-С. 118−122.
  5. И.Г. Состояние центральной гемодинамики и микроциркуляции у детей 7—10 лет из зон радиационного загрязнения: Автореф. дис.канд. мед. наук. Архангельск, 1996. — 25 с.
  6. М.В., Соколова Н. В. Умственная работоспособность учащихся 1−4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 17.
  7. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. — 475 с.
  8. Н.В. Особенности формирования здоровья учащихся120начальных классов в условиях экспериментального обучения.: Дис.. .канд мед. наук. Архангельск, 1999. — 153 с.
  9. Ю.Бадиков В. И., Джебраилова Т. Д., Умрюхин Е. А. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. Докл. Казань- - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-С. 20.
  10. П.Баевский P.M. Физиологические измерения в космосе и проблемы их автоматизации. М.: Наука.- 1970, — 225 с.
  11. P.M. Некоторые подходы к анализу ритма и силы сердечных сокращений с точки зрения кибернетики // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975.-Вып. 1.-С. 27−50.
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М.: Медицина, 1979.- 295 с.
  13. P.M. Вегетативный гомеостаз и оценка адаптивных возможностей организма // Надежность и гомеостаз биологических систем. Киев: Наук, думка, 1987. — С. 19.
  14. P.M. Медико-физиологические аспекты использования аппаратно-программных средств для математического анализа ритма сердца // Комплекс для анализа вариабельности сердечного ритма Варикард. Рязань: ТОО РАМЕНА, 1998. — С. 53−73.
  15. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний. М., 1997. 235с.
  16. П.Баевский P.M., Берсенева А. П., Барсуков Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды // Физиология человека. 1985. — Т. 11. — № 2. — С. 208.
  17. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984.- 221 с.
  18. P.M., Кукушкин Ю. А., Марасанов A.B. и др. Методика оценки функционального состояния организма человека // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С. 30−34.
  19. A.C., Глебовский В. Д., Жданов В. А. и др. Физиология плода и детей / Под ред. В. Д. Глебовского. М.: Мед., 1988. — 224 с.
  20. H.A. Современные подходы к изучению психосоматических влияний на патологию сердечно-сосудистой системы у детей // Педиатрия.-1989. № 1. — С. 23−27.
  21. H.A., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей в 2-х т.- М.: Медицина, 1987. Т.1. — 446 с.
  22. Е.Ю., Берсенева И. А. Донозологический скрининг школьников // Материалы X международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М.: Изд-во РУДН, 2001. — С. 65−66.
  23. И.А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ри! тма в покое и при ортостатической пробе: Автореф. дис.. канд. биол. |наук. М., 2000, — 16 с.
  24. С.Н. Влияние режимов двигательной активности на частоту122нарушений ритма сердца, вегетативный гомеостаз и физическую работоспособность школьников с аритмиями // Педиатрия. 1986. — № 6. -С.20−23.
  25. В.В., Завьялов A.B., Захаров Ю. М. и др. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б. И. Ткаченко СПб.: Международный фонд истории науки. — 1994. — Т. 3. -475 с.
  26. В.В., Завьялов A.B., Захаров Ю. М. и др. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б. И. Ткаченко. СПб.: Международный фонд истории науки. — 1994. — Т. 2. -413 с.
  27. Ващенко J1.B., Степаненко Т. И., Лацинская С. А. и др. Новые подходы к оценке вегетативного гомеостаза у детей // Вестник аритмологии. 2000. -№ 18.-С. 71.
  28. A.M. Проблемы и перспективы детской вегетологии // Актуальные вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста. М., 1986. — С. 7376.
  29. A.M., Айрапетянц М. Г., Хаспекова Н. Б. и др. Типы реакций ритма123сердца на кратковременные нагрузки и их связь с психофизиологическими особенностями личности (формализованный подход) // Физиология человека. 1988. — Т. 14. — № 6. — С. 977−983.
  30. Ю.Л., Мельников А. Х., Корнеева JI.H. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого возраста // Вестник аритмологии. 2000. — № 16. — С. 53−55.
  31. И.В., Самсонова Г. О., Мельников А. Х. и др. Психофизические корреляты вариабельности сердечного ритма // Вестник аритмологии. -2000.-№ 17.-С. 21−22.
  32. А.Ф., Роненсон О. Д., Лукацкий М. А. Взаимосвязь вегетативной и психосоматической адаптации школьников в критические периоды онтогенеза // Вестник аритмологии. 2000. — № 18. — С. 117−118.
  33. О.С., Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 6. — С. 116 124.
  34. A.B. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера: Автореф. дис.. док. мед. наук. Архангельск, 1991.-38 с.
  35. О.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности детей 7−9 лет в течение недели и учебного года: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 2000. — 21 с.124
  36. O.B. Вариабельность сердечного ритма младших школьников в недельном цикле // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань- - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 504.
  37. Э., Вайткявичус В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — № 1. — С. 88.
  38. H.H. Диагностика функционального состояния по ритмограмме сердца при различной информационной нагрузке // Материалы Всероссийской научной конференции. Суздаль, 1992. — С. 14.
  39. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд. МГУ. — 1992. — 192 с.
  40. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999.-373 с.
  41. Д.М., Евлампиева М. Н., Кандор И. С. и др. Вариабельность сердечного ритма при умственной работе разной напряженности // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 6. — С. 971−975.
  42. Л.Е., Цыганок Т. В., Добровицкий А. Е. Математические методы анализа ритма сердца / Под ред. Л. Г. Рувиновой. Арх-ск: Изд. центр АГМА, 1998. — 28 с.
  43. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС // Методические рекомендации для психолого-медико-педагогических комиссий. СПб.: «Образование», 1992. — 105 с.
  44. С.Б. Возрастные особенности развития центральной и периферической гемодинамики у детей 9−16 лет // Новые исследования по125возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1986. — № 2 (27). — С.21−25.
  45. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  46. Г. И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей // Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 25−27.
  47. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  48. Д.И. Ритмограмма как отражение особенностей регуляции сердечного ритма // Ритм сердца в норме и патологии: Вильнюс 1970. -С. 241−252.
  49. Д. Возможности клинического применения автоматического анализаритмограмм. Автореф. дис. .докт. мед. наук. Каунас, 1972. — 51 с.
  50. Д.И., Варонецкас Г. А., Брожайтене Ю. Й. и др. Возможность оценки вегетативной регуляции сердечной деятельности у больных ИБС с использованием неинвазивных методов исследования // Кардиология. -1988. Т.28. — N4. — С. 35−41.
  51. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А. М. Вейна. М.: Медицина. — 1991. — 624 с.
  52. Ф.Е. Вариабельность сердечного ритма: стандарты измерения, показатели, особенности метода // Вестник аритмологии. 1998. — № 10. -С. 25−30.
  53. ЭЭГ-корреляты // Физиология человека. 1999. — Т. 25. — № 2. — С. 46−55.
  54. Л.Н., Ботин C.B., Галеев А. Р. Особенности регуляции сердечного ритма у подростков с повышенным артериальным давлением // Педиатрия. 1995 — № 6. — С. 17−21.
  55. Л.Н., Галеев А. Р., Анисова Е. А. Возрастные и индивидуально-типологические особенности вариабельности сердечного ритма у детей и подростков // Вестник аритмологии. 2000. — № 18. — С. 86.
  56. JI.H., Ровда Ю. И. Значимость критериев риска развития первичной артериальной гипертензии у детей и подростков // Педиатрия. 1994. — № 2. — С. 70−72.
  57. Л. П., Тарасова О. Л., Янко Е. В. и др. Роль отдельных личностных характеристик в процессе формирования артериальной гипертензии у подростков // Педиатрия. 1998. — № 6. — С. 52−54.
  58. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  59. P.A. Школьная медицина: руководство для врачей. М.: Медицина, 1975. — 392 с.
  60. В.И., Тупицын И. О., Рулева Н. М. Изменения состояния системы микроциркуляции и периферической гемодинамики под влиянием динамической физической нагрузки у детей и подростков 7—17 лет // Физиология человека. -1981. Т. 7. — № 1. — С. 70 — 75.
  61. О.С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. — № 9. — С. 2426.
  62. Т.С., Звягина Н. В., Морозова J1.B. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Под общ. ред. Т. С. Колосовой. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997.-159 с.
  63. В.А. Динамика умственной работоспособности и некоторых показателей сердечно-сосудистой системы подростков, обучающихся по разным режимам в течение учебного года // Тезисы I Международной научно-практической конференции. Дубна, 1992. — С. 204.
  64. О.В., Писарук A.B., Лишневская В. Ю. Возрастные и патологические изменения суточной вариабельности сердечного ритма // Вестник аритмологии. 1999. — № 14. — С. 30−33.
  65. О.В., Шатило В. Б., Шатило Т. В. и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 2. — С. 3139.
  66. O.A. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы и128вегетативного статуса в раннем постнатальном онтогенезе у детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию.: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Смоленск, 1999. — 21 с.
  67. А.Г., Кузнецов Б. Г., Коновалова И. В. Вегетативная нервная система и ее изучение в курсе нормальной анатомии человека: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: НГМИ, 1993. — 92 с.
  68. Л.А., Макаров Л. М., Школьникова М. А. Нормативные параметры циркадной вариабельности ритма сердца у детей первого года жизни // Вестник аритмологии. 2000. — № 18. — С. 43−44.
  69. М.Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста. М.: Медицина, 1983. — 368 с.
  70. М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспективы использования в педиатрии) // Вопросы охраны материнства и детства. -1984. -№ 3 С. 7−10.
  71. .С., Анциферова JI.И. Онтогенез вегетативной нервной системы // Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1981.-С. 496.
  72. В.А. Сердечный компонент ортостатической реакции при разной исходной частоте сердцебиений // Физиология человека. 1986. -Т. 12.-№ 4.-С. 684.
  73. О.О. Суточный ритм сердца у детей // Педиатрия. 1988. — № 4.-С. 51−55.
  74. О.О., Нидеккер И. Г., Белова Н. Р. и др. Возможности Холтеровского мониторирования ЭКГ при исследовании ритма сердечной деятельности в педиатрии // Физиология человека. 1999. — Т. 25. — № 1. -С. 78−86.
  75. О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечного ритма у злоровых детей // Физиология человека. 1988. — Т. 14.-№ 2.-С. 328−331.129
  76. О.О., Нидеккер И. Г., Кожевникова О. В. Метод компьютерного анализа ритма сердца у детей по данным суточного мониторирования // Физиология человека. 1995 — Т. 21. — № 2. — С. 160.
  77. О.О., Нидеккер И. Г., Кожевникова О. В. и др. Суточная вариабельность ритма сердечной деятельности у здоровых детей школьного возраста // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 3. — С. 3437.
  78. Э.М. Методика исследования и автоматического анализа регуляции ритма сердца // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 5. -С. 128−131.
  79. А.П. Кардиогемодинамические изменения у подростков Севера в различные стадии полового созревания: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Архангельск, 1999. — 18 с.
  80. A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. СПб.: ИКФ «Фолиант», 2000. — 928 с.
  81. Л.М. Дополнительные оценки ритма сердца при холтеровском мониторировании ЭКГ // Вестник аритмологии. 1998. — № 8. — С.21.
  82. Л.М. Циркадная вариабельность ритма сердца у здоровых детей 3−15 лет по данным Холтеровского мониторирования электрокардиограммы // Педиатрия. № 6. — 1998. — С. 8−11.
  83. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. — 240 с.
  84. В.А., Машина М. Н. Вариабельность сердечного ритма как индикатор психологической релаксации // Вопросы психологии. 2001. -№ 1.-С. 72−81.
  85. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  86. А.Х., Веневцева Ю. Л., Венкина И. В. Взаимосвязь ритмов130различного периода (сердца, биоэлектрической активности головного мозга и хронотипа) у студентов // Вестник аритмологии. 2000. — № 17. -С. 55.
  87. Т.Ф., Миронов В. А. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца: введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм. Челябинск.: Изд-во «Челябинский дом печати», 1998. — 162 с.
  88. Т.Ф., Миронов В. А., Николаенко Т. М. и др. Диагностические возможности анализа волновой структуры* сердечного ритма // Вестник аритмологии. 1998. — № 8. — С. 111.
  89. Т.Ф., Миронов В. А., Николаенко Т. М. и др. Опыт использования анализа вариабельности сердечного ритма в кардиологической практике // Вестник аритмологии. 2000. — № 17. — С. 55−56.
  90. Д., Хеллер Л. Физиология сердечно-сосудистой системы. -СПб.: Питер, 2000.-256 с.
  91. Е.В., Осокина Г. Г. Современные аспекты синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков. Клиника, диагностика, подходы к терапии // Вестник аритмологии. 2000. — № 18. — С. 49−50.
  92. А.Р. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы младших школьников различных групп здоровья.: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 2000. — 21 с.
  93. А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Медицина, 1983. — 296 с.
  94. И.Г., Федоров Б. М. Проблема математического анализа сердечного ритма // Физиология человека. Т. 19. — 1993. — № 3. — С. 80−87.
  95. М.К., Куприянова О. О. Электрокардиография у детей. М.: Медицина, 1986. — 286 с.
  96. М.Н., Жебровская Н. Е. Оценка функционального состояния131организма на основе анализа сердечного ритма // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М.: Изд-во РУДЫ, 2001. — С. 401.
  97. В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. -М.: Медицина, 1966. 297 с.
  98. В.В., Баевский P.M., Волков Ю. Н. и др. Космическая кардиология. JL: Медицина, 1967. — 206 с.
  99. .В. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы детей, подростков и взрослых на орто- и антиортостатические воздействия: Автореф. .дис. канд. мед. наук. -М., 1989. 16 с.
  100. В.П., Таран JI.H. Младший школьник. М.: Педагогика, 1981.-256 с.
  101. А.Н., Коваленко JI.B., Сафонов В. А. и др. Вегетативная регуляция и умственная работоспособность у детей в процессе обучения в неблагоприятных климатических условиях Среднего Приобья // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 5. — С. 128−136.
  102. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе // Физиология человека. 1997. — Том 23. — № 6. — С. 44.
  103. А.Н., Пшенцова И. Л. Оценка уровня здоровья и компенсаторно-приспособительных возможностей организма первоклассников в условиях Севера // Здравоохранение Российской Федерации. 1999.-№ 1.-С. 31. I
  104. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
  105. Применение метода ритмоинтервалографии в педиатрической практике: методические рекомендации для субординаторов, интернов, 132врачей-педиатров, детских стоматологов / Составители Макарова В. И. и др. Архангельск: АГМИ, 1993. 13 с.
  106. Развитие сердечно-сосудистой системы школьников в условиях различных двигательных режимов / Под ред. И. О. Тупицына. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» 04.12.89, № 427—89. 1989. — 10 п.л.
  107. Ю.И. Факторы риска развития артериальной гипертензии у детей // Педиатрия. 1993. — № 6. — С. 97−103.
  108. Руководство по кардиологии детского возраста / Под ред.
  109. Д.Соколовой-Пономаревой, М. Я. Студеникина. М.: Медицина, 1969. -560 с.
  110. Г. В., Соболев A.B. Анализ вариабельности ритма сердца // Кардиология. 1996. — № 10. — С. 87−97.
  111. О.В. Динамика вегетативной регуляции ритма сердца у детей Севера при обучении в начальной школе: Автореф. .дис. канд. мед. наук. Архангельск, 1995. — 17 с.
  112. В.В., Кузмичев Ю. Г., Суворова J1.B. и др. Внутригрупповая изменчивость показателей сердечно-сосудистой системы школьников // Вопросы охраны материнства и детства. 1991. — № 7. — С. 33−41.
  113. Г. И. Ранняя инструментальная диагностика гипертонической болезни и атеросклероза. Минск.: Беларусь, 1973. -232 с.
  114. Г. И., Борисова Г. С., Агеенкова Е. К. Психофизиологические аспекты кардиологических исследований. Минск.: Беларусь, 1982. — 142, с.
  115. Ф.Г., Желтова О. П., Винихина JI.H. Особенности реакций кардиореспираторной системы на вестибулярные воздействия у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 1.-С. 154−160.
  116. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечно133сосудистой и симпато-адреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 3,-С. 88−95.
  117. П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журнал ВНД. 1997. -Т. 47. — Вып. 2. — С. 320−328.
  118. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.-С. 161.
  119. Е.Р. Индивидуальные особенности поведения и вегетативного тонуса детей раннего возраста, посещающих ясли // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 3. — С. 84−90.
  120. Т.Е. Особенности переходных процессов сердечного ритма у детей с различным типом вегетативной регуляции при стрессовых нагрузках // Вестник аритмологии. 2000. — № 17. — с. 62.
  121. Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусового сердечного ритма у здоровых детей // Вопросы охраны материнства и детства. 1984. — № 3. — С. 10−13.
  122. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 439−453.
  123. Ю.Г. Возрастная динамика некоторых физиологических функций у жителей Севера // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 1. -С. 98−103.
  124. А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности.: Дис. .докт. мед. наук. -Киров, 1999.-390 с.
  125. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии / Под ред. Ю. Е. Вельтшцева, Н. С. Кисляк. М.: Медицина, 1979. — 624 с.
  126. H.A. Вегетативная регуляция сердечного ритма по данным время-частотного спектрального анализа // Вестник аритмологии. 2000. -№ 17. — С. 68−69.134
  127. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985. — 86с.
  128. И.О. Развитие сердечно-сосудистой системы человека в онтогенезе // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. Докл. Казань- - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 438.
  129. И.О., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б. и др. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников / Под ред. И. О. Тупицына. М.: ИВФ РАО, 1995. — 64 с.
  130. Н.В., Меньшикова Л. И., Макарова В. И. Клинико-электрокардиографические особенности нарушений сердечного ритма у новорожденных с перинатальной гипоксией // Вестник аритмологии. -2000.-№ 18.-С. 61−63.
  131. Е.Г., Нидеккер И. Г. Волновая структура ритма сердца интровертов и экстравертов с различным уровнем нейротизма // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 4. — С. 91−95.
  132. А.И., Казин Э. М. Региональная модель физиологического мониторинга в образовательных учреждениях // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. Докл. Казань- - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 587−588.
  133. Физиология подростка / Под ред. Фарбер Д. А. М.: Педагогика, 1988.-204с.
  134. Физиология развития ребенка / Под ред. Козлова В. И., Фарбер Д.А.-М.: Педагогика, 1983.— 295 с.
  135. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. Безруких М. М., Фарбер Д. А. М.: Образование от, А до Я, 2000. -319 с.
  136. П.А., Сивакова H.H., Соловьев И. А. Анализ вариабельности сердечного ритма в оценке физической тренированности // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы135адаптации». М.: Изд-во РУДН, 2001. — С.557.
  137. И.В., Горнушкина Е. Ю., Николаев В. И. и др. Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс // Физиология человека. -2000. Т. 26.-№ 3. — С. 121−125.
  138. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Педагогика, 1990. — 319с.
  139. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
  140. Л.В., Леонтьева И. В., Мурашко Е. В. Характеристика психовегетативного синдрома у детей с болями в сердце // Педиатрия. -1995. 6.-С. 30−33.
  141. В.Г. Клинические основы использования анализа структуры ритма сердца в автоматизированных системах оценки состояния здоровых детей: Автореф. дис.. докт. мед. наук. СПб., 1994. — 56 с.
  142. А.Б., Шостак В. И. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека.-1992.-Т. 18.-№ 1.-С. 117−122.
  143. А.Н. Особенности вегетативного обеспечения параметров центральной гемодинамики в ходе орто-клиностатической пробы у детей 6−7 лет // XVIII съезд физиологического общества им- И. П. Павлова: Тез. Докл. Казань- - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 597.
  144. Aksan N., Goldsmith H.H., Smider N.A. et al. Derivation and prediction of136temperamental types among preschoolers // Dev. Psychol. 1999. — Vol. 35. -№ 4.-P. 958−971.
  145. Akselrod S., Gordon D., Ubel F.A. et al. Power spectrum analysis of heart rate fluctuations: A guantitative probe of beat-tobeat cardiovascular control // Science. -1981. Vol. 213. — P. 220 — 222.
  146. Aksoyek S., Aytemir K., Ozer N. et al. Assessment of autonomic nervous system function in patients with Behcet’s disease by spectral analysis of heart rate variability // J. Auton. Nerv. Syst. 1999. — Vol. 77. — № 2−3. — P. 190−194.
  147. Appel M.L., Berger R.D., Saul J: P. et al. Beat to beat variability in cardiovascular variables: Noise or music? // J. Am. Coil. Cardiol. 1989. — Vol. 14.-P. 1139−1148.
  148. Baharav A., Kotagal S., Rubin B.K. et al. Autonomic cardiovascular control in children with obstructive sleep apnea // Clin. Auton. Res. 1999. — Vol. 9. -№ 6.-P. 345−351.
  149. Baron R., Ewing D.J. Heart rate variability. The International Federation of Clinical Neurophysiology // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. Suppl. -1999.-Vol. 52.-P. 283−286.
  150. Bellavere F., Balzani I., De Masi G. et al. Power spectral analysis of heart rate variation improves assessment of diabetic cardiac autonomic neuropathy // Diabetes. 1992. — Vol. 41. — P. 633−640.
  151. Borst C., Karemaker J.M., Danning A.J. Prolongation of atrioventricular conduction time by electrical stimulation of the carotid sinus nerves in man // Circulation. 1982. — Vol. 65. — P. 432−434.
  152. Boulos M., Barron S., Nicolski E. et al. Power spectral analysis of heart rate variability during upright tilt test: a comparison of patients with syncope and normal subjects // Cardiology. 1996. — Vol. 87. — № 1. — p. 28−32.
  153. Calkins S.D. Cardiac vagal tone indices of temperamental reactivity and behavioral regulation in young children // Dev. Psychobiol. 1997. — Vol. 31. -№ 2.- P. 125−135.137
  154. Clairambault J., Curzi-Dascalova L., Kauffinann F. et al. Heart rate variability in normal sleeping full-term and preterm neonates // Early. Hum. Dev. 1992. — Vol. 28. — № 2, — P. 169−183.
  155. Escher J., Evequoz D. Music and heart rate variability. Study of the effect of music on heart rate variability in healthy adolescents. // Schweiz. Rundsch. Med. Prax. 1999. — Vol. 88. — № 21. — P. 951−952.
  156. Eysenck H.J., Cookson D. Personality in primary school children. 1. Ability and achievement // Br. J. Educ. Psychol. 1969. — Vol. 39. — № 2. — P. 109−122.
  157. Eysenck H.J., Cookson D. Personality in primary school children. 2. Teachers' ratings // Br. J. Educ. Psychol. 1969. — Vol. 39. — № 2. P. — 123−130.
  158. Eysenck H.J., Cookson D. Personality in primary school children. 3. Family background // Br. J. Educ. Psychol. 1970. — Vol. 40. — № 2. — P. 117−131.
  159. Eysenck S B. A new scale for personality measurements in children // Br. J. Educ. Psychol. 1965. — Vol. 35. — № 3. — P. 362−367.
  160. Ferreira J., Luis J., Mota P. et al. Holter electrocardiography en pediatric cardiology: preliminary experience. // Rev. Port. Cardiol. 1996. — Vol. 15. — № l.-P. 27−33.
  161. Goto M., Nagashima M., Baba R. et al. Analysis of heart rate variability demonstrates effects of development on vagal modulation of heart rate in healthy children see comments. // J. Pediatr. 1997. — Vol. 130 (5). — P. 725 729.
  162. Heragu N.P., Scott W.A. Heart rate variability in healthy children and in those with congenital heart disease both before and after operation // Am. J. Cardiol. 1999. — Vol. 83. — № 12. — P. 1654−1657.
  163. Higgins C.B., Vatner S.F., Braunvald E. Parasympathetic control of the heart // Pharmacol. Rev. 1973. — Vol. 42. — P. 133−141.
  164. Hoffbert B. Cardiovascular disease // N. Engl. J. Med. 1996. — № 14. p. 1006−1067.
  165. Hon E.H., Lee S.T. Electronic evaluations of the fetal heart rate patterns138preceding fetal death, further observations // Am. J. Obstet. Gynec. 1965. -Vol. 87.-P. 814−826.
  166. Horwitz F.D. Using develop mental theory to guide the search for the effect of biological risk fact jrs on the development of children // Amer. Y. Clin. Nutr. 1989. — V. 50. -№ 3. — P. 589−597.
  167. Hughes M., Hutt C. Heart-rate correlates of childhood activities: play, exploration, problem-solving and day-dreaming // Biol. Psychol. 1979. — Vol. 8,-№ 4.-P. 253−263.
  168. Jewing D., Nelson J.M.M., Travis P. New method for assessing cardiac parasympathetic activity using24 hour electrocardiograms // Brit. Heart J. -1984.-Vol. 52.-№ 4.-P. 396.
  169. Kamath M.V., Fallen E.L. Power spectral analysis of heart rate variability: a noninvasive signature of cardiac autonomic function // Crit. Revs. Biomed. Eng. 1993. — Vol. 21. — P. 245−311.
  170. Kaminski R.J., Meyer G.A., Winter D.L. Sympathetic unit activity associated with Mayer waves in the spinal dog // Amer. J. Physiol. 1993. -Vol. 219.-P. 1768.
  171. Katona P.G., Jih R. Respiratore sinus arrhythmia: a noninvasive measure of parasympathetic cardiac control // J. Appl. Physiol. 1975. — Vol. 39. — P. 801.
  172. Koizumi R., Terui N., Kollai M. Effect of cardiac vagal and sympathetic nerve activity on heart in rhythmic fluctuations // J. Aut. Nerv. System. 1985. -Vol. 12.-P. 251.
  173. Kollai M., Koizumi R. Reziprocal and non reziprocal action of the vagal and sympathetic nerves innervating the heart // J. Autonom. Nerv. Syst. 1979. -Vol. l.-P. 33−52.
  174. Luby J.L., Svrakic D.M., McCallum K. et al. The Junior Temperament and Character Inventory: preliminary validation of a child self-report measure // Psychol. Rep. 1999. — Vol. 84. — № 3. — Pt. 2. — P. 1127−1138.
  175. Malik M., Camm A.J. Components of heart rate variability. What they really139mean and what we really measure I I Am. J. Cardiol. 1993. — Vol. 72.- P. 821 822.
  176. Malliani A. Physiological interpretation of spectral components of heart rate variability (HRV) // Bull. Arhythm. 1998. — Vol. 9. — P. 47−56.
  177. Malliani A, Lombardi F., Pagani M. Power spectral analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms // Br. Heart J. -1994.-Vol. 71.-P. 1−2.
  178. Malliani A., Pagani M., Lombardi F. et al. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation. 1991. — Vol. 84. — № 4. — P. 1482−1492.
  179. Massin M.M. Heart rate variability in healthy and cardiac children letter. // Am. J. Cardiol. 1999. — Vol. 84. — № 10. — P. 1278.
  180. Massin M.M., Derkenne B., von Berauth G. Correlations between indices of heart rate variability in healthy children and children with congenital heart disease // Cardiology. 1999. — Vol. 91. — № 2. — P. 109−113.
  181. Massin M.M., Derkenne B., von Bernuth G. Heart rate behavior in children with atrial septal defect // Cardiology. 1998.- Vol. 90. — № 4. — P. 269−273.
  182. Massin M.M., von Bernuth G. Clinical and haemodynamic correlates of heart rate variability in children with congenital heart disease // Eur. J. Pediatr. 1998. — Vol. 157. — № 12. — P. 967−971.
  183. Massin M.M., von Bernuth G. Normal ranges of heart rate variability during infancy and childhood // Pediatr. Cardiol. 1997. — Vol. 18. — № 4. — P. 297−302.
  184. Mathiesen K.S., Tambs K. The EAS temperament questionnaire—factor structure, age trends, reliability, and stability in a Norwegian sample // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1999. — Vol. 40. — № 3. — P. 431−439.
  185. Montano N., Gnecchi, Ruscone T. et al. Power spectrum analysis of heart rate variability to assess the changes in sympathovagal balance during graded orthostatic tilt // Circulation. 1994. — Vol. 90. — P. 1826−1831.
  186. Nelson J.C., Griffin M.P., Moorman J.R. Probing the order within neonatal140heart rate variability // Pediatr. Res. 1998. — Vol. 43. — № 6. — P. 823−831.
  187. Novosad C., Thoman E.B. Stability of temperament over the childhood years // Am. J. Orthopsychiatry. 1999. — Vol. 69. — № 4. — P. 457−464.
  188. Otsuka K., Coraelissen G., Halberg F. Age, gender and fractal scaling in heart rate variability // Clin. Sci. Colch. 1997. — Vol. 93. — № 4. — P. 299−308.
  189. Pagani M., Lombardi F., Guzzetti S. et al. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker of sympatho-vagal interaction in man and conscious dog // Circ. Res. 1986. — Vol. 59. — P. 178−93.
  190. Polosa C., Teare J.L., Wyszogrodski I. Slow rhythms of sympathetic discharge induced by convulsant drugs // Can. J. Physiol. And Pharmacol. -1996.-Vol. 50.-P. 188.
  191. Pomeranz M., Macaulay R.J.B., Caudill M.A. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis // Am. J. Physiol. 1985. -Vol. 248.-P. 151−153.
  192. Preiss G., Polosa C. Patterns of sympatheric neuron activity associated with Mayer waves // Am. J. Physiol. 1974. — Vol. 226. — P. 724.
  193. Rimoldi O., Pierini S., Ferrari A. et al. Analysis of short-term oscillations of R-R and arterial pressure in conscious dogs // Am. J. Physiol. 1990. — Vol. 258. — P. 967−976.
  194. Sait M.L., Wood A.W., Sadafi H.A. A study of heart rate and heart rate variability in human subjects exposed to occupational levels of 50 Hz circularly polarised magnetic fields // Med. Eng. Phys. 1999. — Vol- 21. — № 5. — P. 361 369.
  195. Saul J.P., Rea R.F., Eckberg D.L. et al. Heart rate and muscle sympathetic nerve variability during reflex changes of autonomic activity // Am. J. Physiol. -1990.-Vol. 258.-P. 713−721.
  196. Schmidt L.A., Fox N.A. Fear-potentiated startle responses in temperamentally different human infants // Dev. Psychobiol. 1998. — Vol. 32. — № 2. — P. 113−120.141
  197. Schwartz P.J., Pagani M., Lombardi F. et al. A cardiocardiac sympathetic nerve variability during reflex in the cat // Circ. Res. 1973. — Vol. 32. — P. 215 220.
  198. Schwebel D.C., Plumert J.M. Longitudinal and concurrent relations among temperament, ability estimation, and injury proneness // Child. Dev. 1999. -Vol. 70. -№ 3. — P. 700−712.
  199. Sehra R., Hubbard J.E., Straka S.P. et al. Autonomic changes and heart rate variability in children with neurocardiac syncope // Pediatr-Cardiol. 1999. -Vol. 20,-№ 4.-P. 242−247.
  200. Simpson D.M., Wicks R. Spectral analysis of heart rate indicates reduced baroreceptor-related heart rate variability in elderly persons // J. Geront. 1988. -Vol. 43.-P. 21.
  201. Singer D.H., Umetani K., McCraty R. et al. Twenty-four hour time domain heart rate variability and heart rate: relations to age and gender over nine decades see comments. // J. Am. Coll. Cardiol. 1998. — Vol. 31. — № 3. — P. 593−601.
  202. Sinnreich R., Friedlander Y., Luria M.H. et al. Inheritance of heart rate variability: the kibbutzim family study // Hum. Genet. 1999. — Vol. 105. — № 6. -P. 654−661.
  203. Tougas G., Kamath M., Watteel G. et al. Modulation of neurocardiac function by owsophageal stimulation in humans // Clin. Sci. 1997. — Vol. 92.1421. P. 167−174.
  204. Wawryk A.M., Bates D.J., Couper J.J. Power spectral analysis of heart rate variability in children and adolescents with IDDM // Diabetes Care. 1997. -Vol. 20.-№ 9.-P. 1416−1421.
  205. Weise F., Heydenreich F., Runge U. Contributions of sympathetic and vagal mechanisms to the genesis of heart rate fluctuations during orthostatic load: a spectral analysis // J. Auton. Nerv. System. 1987. — Vol. 21. — P. 127.
  206. Yeragani V.K., Sobolewski E., Kay J. et al. Effect of age on long-term heart rate variability // Cardiovasc. Res. 1997. — Vol. 35. — № 1. — p. 35−42.143
Заполнить форму текущей работой