Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании использовались следующие методики: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) для изучения особенностей структурных компонентов самоотношенияшкала «Я-концепция» для детей Е. Пирса-Д. Харриса (адаптация A.M. Прихожан) для изучения факторов самоотношенияметодика Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модификация для чподростков A.M. Прихожан) для исследования самооценки и уровня… Читать ещё >

Содержание

  • ф
  • Введение
  • Глава I. Теоретические подходы к исследованию самоотношения у хронически больных подростков
    • 1. 1. Психологическая характеристика понятия «самоотношение»
      • 1. 1. 1. Понятие самоотношения в основных направлениях психологии
      • 1. 1. 2. Структурно-содержательное строение самоотношения
      • 1. 1. 3. Функции самоотношения
    • 1. 2. Специфика развития самоотношения у младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями
      • 1. 2. 1. Особенности самоотношения младшего подростка
      • 1. 2. 2. Специфика развития самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями
    • 1. 3. Психолого-педагогические факторы и условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями
  • Глава II. Экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями
    • 2. 1. Программа исследования и развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы
    • 2. 2. Анализ особенностей самоотношения у здоровых и хронически соматически больных младших подростков
    • 2. 3. Динамика развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы

    2.4. Психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу, психологам, пациентам по развитию самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

Психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется растущей потребностью в индивидуальном, личностно-ориентированном подходе к подростку, его развитию. Младший подростковый возраст является узловым периодом формирования личности, наиболее сензитивным для развития самосознания (СЛ. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн). В психолого-педагогической литературе и реалиях практики существенное внимание уделяется поиску психолого-педагогических условий эффективного развития самоотношения подростков.

В условиях хронической болезни младшие подростки находятся в качественно иной социальной ситуации развития: хроническая астенизация, ограничение социальных контактов, родительская гиперопека и т. д.

В связи с этим возникает потребность в учете особой социальной ситуации развития такого подростка, так как хроническая соматическая болезнь может изменить объективное место, занимаемое им в жизни, а тем самым и его «внутреннюю позицию» по отношению ко всем обстоятельствам жизни, и, наконец, его самоотношение как обобщенное чувство субъекта в адрес собственного «Я».

С ростом числа хронически больных подростков (по данным Госком-эпиднадзора у 30−50% детей школьного возраста наблюдаются хронические соматические заболевания) усиливается необходимость в исследовании психолого-педагогических факторов и условий развития личности хронически больных подростков, их самоотношения.

Степень разработанности проблемы.

Во многих современных исследованиях младший подростковый возраст рассматривается как важный поворотный рубеж онтогенетического развития, связанный с качественно новым этапом формирования самосознания, самоотношения (К.А. Абульханова-Славская, В. А. Алексеев, E.H. Андреева, Р. Берне, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Г. Грецов, H.H. Гуткина, М. Дебесс, Т. В. Драгунова, М. Кле, И. С. Кон, Г. Крайг, А. Е. Личко,.

B.C. Мухина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Ф. Райе, Л. Л. Регуш, X. Ремшмидт, Д. И. Фельдштейн, JI.M. Фридман, О. В. Хухлаева, И. И. Чеснокова и др.).

Следствием качественного изменения самосознания у подростков является повышение конфликтности, противоречивости самоотношения, обострение личностных переживаний (E.H. Андреева, Б. С. Братусь, Д. Н. Демидов, Ф. Дольто, JI.A. Запорожец, В. Кваде, Р. Тайсон, Э. Эриксон и др.).

Исследователи подчеркивают важность психолого-педагогической поддержки подростков, выделяют теоретические и организационные принципы развития их самосознания (В.А. Аверин, Е. В. Алексеева, Д. Аллан, Л. Ф. Анн, Ю. Ф. Антропов, О. Б. Долгинова, С. А. Игумнов, М. Келеси, Б. В. Краснова, С. А. Кулаков, А. Г. Лидере, В. Оклендер, И. В. Романов, Л. С. Сапожникова, Ю. С. Шевченко и др.).

На особую социальную ситуацию развития личности хронически больного ребенка указывают многие исследователи (Г.С. Абрамова, Г. А. Арина, В. М. Блейхер, Б. С. Братусь, H.H. Бурмистрова, Л. С. Выготский, О. В. Груздева, Б. В. Зейгарник, Н. Я. Иванов, С. А. Игумнов, Д. Н. Исаев, М. Ф. Исмагилов, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, Н. М. Манухина, И. Ф. Мягков, В. В. Николаева, А. Б. Смулевич, А. Ш. Тхостов, H.A. Урядницкая и др.). Однако лишь ограниченное количество работ посвящено особенностям содержания и развития самосознания у хронически больных подростков: внутренней картины болезни, «Я-концепции», образа «Я», самоотношения (О.Л. Гончарова, Е. Т. Соколова, A.C. Султанова, Е. Г. Филякова и др.). Исследователи отмечают инфантильность личности, «слипание» уровней самооценок, негативное, ригидное или конфликтное самоотношение.

Важно отметить, что в указанных работах, как правило, приводятся результаты лишь констатирующего эксперимента, ограничивающего исследователя интерпретацией феномена без проверки причинно-следственных связей.

Анализ теории и практики проблем развития самоотношения подростков позволил выявить ряд противоречий:

1) между необходимостью развития самоотношения в младшем подростковом возрасте как сензитивном периоде и отсутствием дифференцированного подхода к его развитию у групп здоровых и хронически больных подростков;

2) между необходимостью развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями и неэффективным учетом специфических факторов развития самоотношения (хроническая болезнь, гиперопека значимых взрослых, неуспешность в школе и др.);

3) между особенностями самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями и отсутствием разработанности психолого-педагогических условий его эффективного развития.

Психологический анализ общего и особенного в развитии самоотношения здоровых и хронически больных подростков позволил выделить проблему исследования, которая состоит в выявлении, теоретическом обосновании и реализации совокупности психолого-педагогических условий развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — развитие самоотношения младших подростков.

Предмет — развитие самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями (на примере хронических заболеваний мочевой системы).

Гипотеза исследования включает следующие положения: особая социальная ситуация развития младших подростков с хроническими заболеваниями влияет на их самоотношение, а именно: у младших подростков с хроническими заболеваниями значимо ниже интегральный показатель самоотношения, чем у здоровых сверстниковфакторами самоотношения хронически больных младших подростков являются неудовлетворенность ситуацией в семье и школе, трудности в общении со сверстниками (внешние факторы) — неприятие собственной внешности, повышенная тревожность, низкая оценка качества жизни и счастья (внутренние факторы) — развитие самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями будет успешным при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий:

• учет значимыми взрослыми (родителями, педагогом, врачом, психологом) особенностей самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями;

• учет социальной ситуации развития младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями;

• учет факторов развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями;

• разработка и реализация программы развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи;

1) изучить общее и особенное в самоотношении здоровых и хронически больных младших подростков;

2) выявить факторы и психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы;

3) разработать и реализовать программу развития самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями, сформулировать психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу, психологам и младшим подросткам;

4) изучить динамику развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы в ходе психолого-педагогического эксперимента.

Методолого-теоретическую основу исследования составили базовые принципы системного подхода в приложении к психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), согласно которому психолого-педагогические условия развития самоотношения у хронически больных подростков составляют системукатегория единства общего, особенного и отдельного (Б.М. Бим-Бад) — идеи интеграции психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н. И. Вьюнова, Н. И. Лифинцева, Б. Ф. Ломов, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.).

В теоретическую основу исследования входят представления: о содержании и развитии самоотношения (Л.И. Божович, Л. В. Бороздина,.

A.B. Визгина, И. С. Кон, А. Н. Крылов, А. И. Липкина, М. И. Лисина,.

B.Г. Маралов, С. Р. Пантилеев, А. Р. Петрулите, Ю. Г. Пилипейченко, Н. И. Сарджвеладзе, В. Ф. Сафин, Е. Т. Соколова, В. В. Столиц, И. Г. Чеснова, И. И. Чеснокова и др.) — об особенностях развития самоотношения в младшем подростковом возрасте (A.A. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — о социальной ситуации развития личности в условиях хронической болезни (Л.Ю. Данилова, Б. В. Зейгарник, Б. С. Калмыкова, В. В. Ковалев, Н. М. Манухина, Т. Н. Муладжанова, В. В. Николаева, А. Ш. Тхостов, Е. Г. Филякова и др.).

В соответствии с целью, предметом и задачами исследования определен комплекс методов:

1. Теоретические — анализ философской, психологической, педагогической и медицинской литературыанализ содержания понятия «самоотношение» и особенностей самоотношения у младших подросткованализ теории и практики развития самоотношения у подростков с хроническими заболеваниями.

2. Эмпирические — констатирующий и психолого-педагогический экспериментыопросный и проективный методметод анализа продуктов деятельности.

3. Методы обработки результатов исследования — описательная статистикакритерий Манна-Уитниугловое преобразование Фишераконтент-анализкачественный анализ.

В исследовании использовались следующие методики: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) для изучения особенностей структурных компонентов самоотношенияшкала «Я-концепция» для детей Е. Пирса-Д. Харриса (адаптация A.M. Прихожан) для изучения факторов самоотношенияметодика Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модификация для чподростков A.M. Прихожан) для исследования самооценки и уровня притязания подростков (A.M. Прихожан, H.H. Толстых) — методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан) для конкретизации поведенческого аспекта самоотношенияметодика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для конкретизации самоуважения и защитных механизмовпроективная методика «Рисунок человека» К. Маховер (модификация Н. И. Вьюновой, Т.В. Свиридовой) для исследования бессознательных установок младших подростков по отношению к себеметодика исследования качества жизни SF-36 (модификация Т.В. Свиридовой) для исследования связи компонентов самоотношения подростков и их оценкой собственного качества жизнитест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) для определения связи отношения родителей к детям с их самоотношением, качеством жизницветовой тест М. Люшера (стандартизация В. И. Тимофеева, Ю.И. Филимоненко) для выявления динамики развития самоотношения, нервно-психического состояния в ходе развивающей программы.

Экспериментальной базой исследования выступили: ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 1» (ОДКБ), гимназия № 5, лицей № 1, прогимназия № 2, гимназия им. акад. Н. Г. Басова при ВГУ (все — г. Воронеж). В исследовании приняли участие 326 младших подростков, из них: находящихся на периодическом лечении в отделении нефрологии ОДКБ — 186 человек (90 мал. и 96 дев.) и соматически здоровых, систематически обучающихся в школе — 140 человек (75 мал. и 65 дев.). В исследовании участвовали родители подростков (164 чел.: 84 из них — родители здоровых подростков и 80 — хронически больных). В психолого-педагогическом эксперименте принимали участие 140 подростков (80 чел. составили экспериментальную группу и 60 — контрольную). Всего исследованием было охвачено 490 человек. Научно-исследовательская работа проводилась в 2001;2005 г. г.

Научная новизна исследования.

• Выявлены особенности самоотношения у здоровых младших подростков и подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

• Раскрыта специфика самоотношения у хронически больных младших подростков.

• Обоснованы факторы развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями.

• Определена и обоснована совокупность психолого-педагогических условий эффективного развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями.

• Научно обоснована программа развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

Теоретическая значимость исследования.

Выявленные особенности развития самоотношения у здоровых и хронически больных младших подростков, факторы и психолого-педагогические условия эффективного развития самоотношения у подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы вносят вклад в теорию психологии обучения и воспитания подростков, расширяют и углубляют теоретические основы дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования. Выделенные психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков послужили основой для работы пснхолого-педагогической службы ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 1» г. Воронежа (ОДКБ).

Реализована программа развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями в условиях пребывания в стационаревнедрены в практику рекомендации для родителей, психологов, педагогов, медицинского персонала и младших подростков.

Разработанная в диссертации совокупность методов и методик применяется в практике психологов в ОДКБ для реализации индивидуального подхода к подросткам с хроническими заболеваниями, улучшения их качества жизни.

Сформулированные в диссертации психолого-педагогические рекомендации позволили родителям, педагогам и психологам более эффективно организовать обучение и воспитание учащихся, страдающих хроническими соматическими заболеваниями в гимназии им. акад. Н. Г. Басова при ВГУ.

Изданное с использованием авторских разработок учебное пособие «Психологическая служба в сфере здравоохранения» и экспериментальная программа используются в обучении студентов факультета философии и психологии Воронежского государственного университета и психологического факультета Воронежского филиала Московского открытого социального университета. Материалы и результаты исследования включены в курс лекций по следующим дисциплинам: «Педагогическая психология», «Педагогика», «Педагогическая антропология», «Психосоматические взаимоотношения», в авторском курсе «Патопсихология личности».

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью, согласованностью теоретических положений и интерпретации полученных результатовэффективностью внедрения результатов исследования в практику ОДКБиспользованием совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованияиспользованием методов математико-статистической обработки и анализа результатов экспериментавозможностью воспроизведения осуществленного экспериментарепрезентативностью выборки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В самоотношении здоровых младших подростков и страдающих хроническими соматическими заболеваниями имеется общее и особенное, а именно:

• В самоотношении хронически больных и здоровых младших подростков выражены такие компоненты как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Средние значения данных компонентов в области выраженности позволяют предположить начальный этап развития самоотношения. В области выраженности двух групп младших подростков находятся такие установки на внутренние действия в адрес своего «Я» как самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. Характерной особенностью самоотношения младших подростков является слабая выраженность компонента «ожидание положительного отношения от других», указывающая на большую направленность младших подростков на себя (своеобразный подростковый эгоцентризм), чем на других людей.

• У младших подростков с хроническими заболеваниями величина интегрального самоотношения, его компонентов (самоуважение, аутосимпта-тия, самоинтерес, ожидание положительного отношения от других), установок на внутренние действия в адрес своего «Я» (самоуверенность, отношение других, самопринятие, самоинтерес) значимо ниже, чем у здоровых сверстников. К особому функционированию самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями приводит иная социальная ситуация развития. Чувство низкой положительной оценки от взрослых, предполагает меньшее самоуважение, меньшую потребность изучать и принимать себя.

2. К факторам развития самоотношения хронически больных младших подростков относятся внутренние (внешность, тревожность, счастье, качество жизни) и внешние (школа, семья, общение). Совокупность психологопедагогических условий развития самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями представляет собой: учет значимыми взрослыми (родителями, педагогами, медицинским персоналом, психологом) особенностей их самоотношенияучет социальной ситуации развития младших подростков с хроническими заболеваниямиучет факторов развития особенного самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниямиреализацию программы развития самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

3. Программа развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы направлена на решение следующих задач: овладение знаниями и навыками переживания фрустрирующей ситуацииразвитие способности познания себя и другихформирование положительной «Я-концепции" — повышение качества жизни подростка. Она включает общие принципы развития самоотношения младших подростков (принцип системности, ориентации на «зону ближайшего развития», принцип включения в социально-полезную деятельность) и особенные принципы (принцип посильной активности участника, принцип получения адекватной информации о своем состоянии и перспективах лечения, принцип положительного характера обратной связи, принцип минимизации прямой лабилизации, принцип включенности в группу и принцип неконкурентных отношений) развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

4. В ходе психолого-педагогического эксперимента выявлена положительная динамика развития компонентов самоотношения у хронически больных младших подростков: ожидаемого положительного отношения от других, самоинтереса, самоуважения. Отмечается «выравнивание» средних значений самооценки по каждой шкале, снижение расхождений между самооценкой и уровнем притязаний до возрастной нормы по всем шкалам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 1», на факультете фил ософии и психологии Воронежского госуниверситета, гимназии им. акад. Н. Г. Басова при ВГУ. Материалы диссертации обсуждались и получили одобрение на конференции молодых ученых Воронежской медицинской академии им. Н. Н. Бурденко (г. Воронеж, 2003), на Ш-м Съезде Российского психологического общества (г. Санкт-Петербург, 2003), на конференции молодых ученых «Ломоносов-2003» (г. Москва, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (г. Воронеж, 2003), региональной научно-практической конференции «Воронеж и Воронежская область как пространство профессиональной самореализации психолога» (г. Воронеж, 2004), на научных сессиях Воронежского государственного университета (20 022 005 г. г.).

Структура и объем диссертации

<. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 222 наименования, 12 приложенийосновной текст изложен на 147 страницах.

Выводы.

1. В самоотношении здоровых младших подростков и страдающих хроническими соматическими заболеваниями имеются общие и особенные характеристики, а именно:

У здоровых и хронически больных младших подростков выражены интегральное самоотношение и такие его компоненты как самоуважение, ауто-симпатия, самоинтерес. Средние значения данных компонентов в области выраженности позволяют предположить начальный этап развития самоотношения. В области выраженности двух групп младших подростков находятся следующие установки на внутренние действия в адрес своего «Я»: самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. г.

Внутренние действия в адрес своего «Я» отражают в большей степени процесс индивидуации (по Д.И. Фельдштейну), направленности младших подростков на собственное «Я», чем процесс социализации, направленности на других людей.

Характерной особенностью самоотношения младших подростков является слабая выраженность компонента «ожидание положительного отношег ния от других», указывающая на большую направленность младших подростков на себя (своеобразный подростковый эгоцентризм).

У младших подростков с хроническими заболеваниями величина интегрального самоотношения, его компонентов (самоуважение, аутосимптатия, самоинтерес, ожидаемое положительное отношение от других), установок на внутренние действия в адрес своего «Я» (самоуверенность, отношение других, самопринятие, самоинтерес) значимо ниже, чем у здоровых сверстников. Иная социальная ситуация развития приводит к особому функционированию самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Слабая выраженность положительного отношения от других, предполагает, меньшую потребность изучать и принимать себя.

Для хронически больных младших подростков характерны значимо более высокие, чем для здоровых, разность самооценки и уровня притязаний, нервно-психическое напряжение, непродуктивность нервно-психической деятельности, внутриличностная конфликтность. Находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, хронически больные младшие подростки менее склоны, чем их здоровые сверстники, к выбору эффективных копинг-стратегий (разрешение проблем, обращению за помощью к другим), позволяющих пережить негативные переживания и успешно адаптироваться в обществе.

В целом большие эмоциональные трудности, связанные с развитием самоотношения испытывают мальчики, чем девочки. Причем, хронически больные мальчики находятся в самой неблагоприятной ситуации.

Как у хронически больных, так и у здоровых подростков-девочек наблюдаются более высокие средние значения самоинтереса и самоуверенности, установок на внутренние действия в адрес своего «Я», чем у подростков-мальчиков. Это свидетельствует о более раннем созревании личности девочек, их большей готовности к работе над собой, чем мальчиков.

Здоровые девочки-подростки значимо выше оценивают свою внешность, чем подростки-мальчики и имеют значимо высокий уровень притязаний по всем аспектам: «здоровье», «характер», «ум», «способности», «авторитет у сверстников», «внешность», «уверенность в себе».

Хронически больные девочки-подростки значимо выше, чем подростки-мальчики оценивают свой характер и имеют более высокий уровень притязаний по таким аспектам, как «здоровье», «характер», «ум», «способности», «внешность».

2. К факторам развития самоотношения хронически больных младших подростков относятся внутренние (внешность, тревожность, счастье, качество жизни) и внешние (школа, семья, общение).

Существенное отличие факторов развития самоотношения у хронически больных младших подростков, по сравнению со здоровыми, заключается в более низких средних показателях по таким внутренним факторам как тревожность, внешность, счастье, качество жизни и внешним — школа, общение, семья. Хронически больные младшие подростки ощущают себя менее счастливыми, испытывают средний уровень тревоги. Они значимо ниже, чем их здоровые сверстники оценивают ситуацию в школе, в семье, в общении со сверстниками.

Хронически больным младшим подросткам менее характерны тендерные различия факторов развития самоотношения, чем для здоровых сверстников. Так, для соматически здоровых девочек характерна более высокая тревожность и меньшая удовлетворенность своей внешностью, вместе с тем большая удовлетворенность своей семьей, чем у здоровых подростков-мальчиков. У них отмечается значимо более высокие самооценки поведения, интеллекта, внешности, счастья, чем у девочек.

Для хронически больных девочек характерны самооценки по интегральному показателю самоотношения и интеллекту.

Полученные результаты свидетельствуют в пользу более позднего формирования половой идентичности у хронически больных младших подростков.

Родительское отношение хронически больных младших подростков значимо отличается от родителей здоровых: родители первых более склонны к отвержению индивидуальности своего ребенка, симбиозу.

Родители здоровых младших подростков завышают (по сравнению с ответами детей) значения качества жизни по всем шкалам опросника качества жизни ЭР-Зб. В то время как родители больных младших подростков значимо завышают (по сравнению с ответами детей) значения по следующим шкалам: оценка ограничений в выполнении физической деятельности (РР), оценка влияния эмоционального состояния на каждодневную деятельность (ЯЕ) и значимо занижают ответы по таким шкалам как оценка влияния физического состояния на каждодневную деятельность (ЯР), ограничения из-за боли (ВР), социальная активность (5Р), активность (УТ).

Таким образом, родительское отношение к ребенку, его болезни оказывает существенное влияние на развитие самоотношения младших подростков. Учитывая, что данный возрастной этап является переломным в жизни подростка, он внутренне уже начинает ощущать свою ограниченность по сравнению со здоровыми сверстниками, однако содержательно его самоотношение еще не кардинально отличается от самоотноше"*гя здорового подростка и при специальных психолого-педагогических условиях может быть скорректировано.

Совокупность психолого-педагогичсских условий развития самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями представляет собой: учет значимыми взрослыми (родителями, врачом, воспитателем, психологом) особенностей их самоотношенияучет социальной ситуации развития младших подростков с хроническими заболеваниямиучет факторов развития особенного самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниямиреализацию программы развития самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

3. Программа развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы включает следующие задачи: овладение знаниями и навыками переживания фрустрирующей ситуацииразвитие способности познания себя и другихформирование положительной «Я-концепции" — повышение качества жизни подростка. Общие принципы развития самоотношения младших подростков: принцип системности, ориентации на «зону ближайшего развития», принцип включения в социально-полезную деятельность. Особенные принципы развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы: принцип посильной активности участника, принцип получения адекватной информации о своем состоянии и перспективах лечения, принцип положительного характера обратной связи, принцип минимизации прямой лабилизации, принцип включенности в группу и принцип неконкурентных отношений.

4. В ходе психолого-педагогического эксперимента выявлена положительная динамика развития компонентов самоотношения у хронически больных младших подростков: ожидаемого положительного отношения от других, самоинтереса, самоуважения. Отмечается «выравнивание» средних значений самооценки по каждой шкале, снижение расхождений между самооценкой и уровнем притязаний до возрастной нормы по всем шкалам.

— 144.

Заключение

.

Диссертационное исследование было направлено на выявление, теоретическое обоснование и реализацию совокупности психолого-педагогических условий развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями.

В первой главе проанализировано понятие самоотношения, его строение, функции, особенности самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями, выделены факторы и условия специфического развития самоотношения у хронически больных подростков. Это послужило основой эмпирической проверки психолого-педагогических условий развития самоотношения.

В ходе эксперимента были выявлены общие и особенные характеристики самоотношения у хронически больных младших подростков, факторы и совокупность психолого-педагогических условий его эффективного развития, теоретически обоснована и реализована на практике программа развития самоотношения, изучена динамика развития самоотношения у хронически больных младших подростков и сформулированы психолого-педагогические рекомендации родителям, педагогам, медицинскому персоналу, пациентам по развитию самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

Итак, в самоотношение хронически больных и здоровых младших подростков выражены такие компоненты как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Средние значения данных компонентов в области выраженности позволяют предположить начальный этап развития самоотношения. В области выраженности двух групп (хронически больных и здоровых младших подростков) находятся такие установки на внутренние действия в адрес своего «Я» как самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. Характерной особенностью самоотношения младших подростков является слабая выраженность компонента «ожидание положительного отношения от других», указывающая на большую направленность младших подростков на себя (своеобразный подростковый эгоцентризм), чем на других людей.

У младших подростков с хроническими заболеваниями величина интегрального самоотношения, его компонентов (самоуважение, аутосимптатия, самоинтерес, ожидаемое положительное отношение), установок на внутренние действия в адрес своего «Я» (самоуверенность, отношение других, самопринятие, самоинтерес) значимо ниже, чем у здоровых сверстников. Иная социальная ситуация развития приводит к особому функционированию самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Чувство низкой положительной оценки от взрослых, предполагает меньшее самоуважение, меньшую потребность изучать и принимать себя.

В ходе исследования были также выявлены факторы развития самоотношения хронически больных младших подростков (внутренние — внешность, тревожность, счастье, качество жизни и внешние — школа, семья, общение) и совокупность психолого-педагогических условий развития самоотношения младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями представляющая собой: учет значимыми взрослыми (родителями, врачом, воспитателем, психологом) особенностей их самоотношениясоциальной ситуации развития младших подростков с хроническими заболеваниямиучет факторов развития особенного самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниямиреализацию программы развития самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями.

Программа развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы имела следующие задачи: овладение знаниями и навыками переживания фрустрирующей ситуацииразвитие способности познания себя и другихформирование положительной «Я-концепции" — повышение качества жизни подростка.

Развитие самоотношения младших подростков опиралось на выявленные нами общие и особенные принципы. Общие принципы развития самоотношения младших подростков: принцип системности, ориентации на «зону ближайшего развития», принцип включения в социально-полезную деятельность. Особенные принципы развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы: принцип посильной активности участника, принцип получения адекватной информации о своем состоянии и перспективах лечения, положительного характера обратной связи, принцип минимизации прямой лабилизации, включенности в группу и принцип неконкурентных отношений.

В ходе психолого-педагогического эксперимента выявлена положительная динамика развития компонентов самоотношения у хронически больных младших подростков: ожидаемого положительного отношения от других, самоинтереса, самоуважения. Отмечается «выравнивание» средних значений самооценки по каждой шкале, снижение расхождений между самооценкой и уровнем притязаний до возрастной нормы по всем шкалам.

Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании впервые выявлены особенности самоотношения у здоровых младших подростков и подростков с хроническими заболеваниями мочевой системыраскрыта специфика самоотношения у хронически больных младших подростковобоснованы факторы развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниямиопределена и обоснована совокупность психолого-педагогических условий эффективного развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниямитеоретически разработана программа развития самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы.

Выявленные особенности развития самоотношения у здоровых и хронически больных младших подростков, факторы и психолого-педагогические условия эффективного развития самоотношения у подростков с хроническими заболеваниями мочевой системы вносят вклад в теорию психологии обучения и воспитания подростков, расширяют и углубляют теоретические основы дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания.

Выделенные психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков создали основу работы психолого-педагогической службы ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 1» г. Воронежа (ОДКБ).

Реализована программа развития самоотношения у младших подростков с хроническими заболеваниями в условиях периодического пребывания в стационаревнедрены в практику рекомендации для родителей, психологов, педагогов, медицинского персонала и младших подростков.

Разработанная в диссертации совокупность методов и методик применяется в практике психологов в ОДКБ для реализации индивидуального подхода к подросткам с хроническими заболеваниями, улучшения их качества жизни.

Сфррмулированные в диссертации психолого-педагогические рекомендации позволили родителям, педагогам и психологам более эффективно организовать обучение и воспитание учащихся, страдающих хроническими соматическими заболеваниями в гимназии им. акад. Н. Г. Басова при ВГУ.

Изданное с использованием авторских разработок учебное пособие «Психологическая служба в сфере здравоохранения» и экспериментальная программа используются в обучении студентов факультета философии и психологии Воронежского государственного университета и психологического факультета Воронежского филиала Московского открытого социального университета. Материалы и результаты исследования включены в курс лекций по следующим дисциплинам: «Педагогическая психология», «Педагогика», «Педагогическая антропология», «Психосоматические взаимоотношения», в авторском курсе «Патопсихология личности».

Перспективу дальнейшего исследования составляют сравнительный анализ развития самоотношения хронически больных младших, средних и старших подростков, лонгитюдное исследование развития самоотношения хронически больных младших подростков-участников данной развивающей программы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Психология в медицине / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчнц. — М.: Кафедра-М, 1998. 272 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1994. — 178 с.
  4. Адамова J1.E. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / JI.E. Адамова. Ставрополь, 2003. — 22 с.
  5. А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академ, проект, 1997.-256 с.
  6. Ф. Психосоматическая медицина : принципы и практическое применение / Ф. Александер. М.: ЭКСМО-пресс, 2002. — 352 с.
  7. Д. Ландшафт детской души : Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках / Д. Аллан / под ред. В. В. Зеленского. СПб.- Минск: Диалог: Лотаць, 1997. — 256 с.
  8. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов : автореф. дис.. канд. психол. наук / В. А. Алексеев. -М., 1985.- 19 с.
  9. Е.В. Преодоление трудных жизненных ситуаций и ответственность / Е. В. Алексеева // Психология современного подростка СПб.: Речь, 2005.-С. 335−366.
  10. Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. СПб.: Речь, 2000. -238 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968. — 339 с.
  12. E.H. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис. .канд. психол. наук / E.H. Андреева. — СПб., 2003.-180 с.
  13. E.H. Самоотношение подростков / E.H. Андреева // Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005. — С. 27−36.
  14. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2004.-271 с.
  15. Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. СПб.: Речь, 2002 — 560 с.
  16. А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов и др. // Вопр. психологии. 1979 — № 4. -С. 35−45.
  17. И.А. Общение со сверстниками : риск и перспективы роста / И. А. Баева // Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005. — С. 128 140.
  18. А. Принципы социального научения / А. Бандура // Современная зарубежная социальная психология: тексты. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1984.-С. 55−61.
  19. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» / Ф. В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. — Самара: Издательский дом «БАХРАР-М», 2003. С. 3−13.
  20. H.H. Развитие навыков совладания у детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе сказкотерапии : автореф. дис.. канд. психол. наук / H.H. Баширова. СПб., 2005. — 25 с.
  21. И.Ф. О культуре терминологического мышления в сфере субъектного развития личности / И. Ф. Бережная // Факторы и условия становления школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса. — Воронеж, 1999.-С. 12−17.
  22. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. Спб.-М.: «Университетская книга», 1998. — 398 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  24. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Б.М. Бим-Бад. М: У РАО, 2001. — 575 с.
  25. В.М. Особенности личностой акцентуации как фактора предрасположения к некоторым психосоматическим заболеваниям /
  26. B.М. Блейхер. Н. Б. Фельдман // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1989. — Вып. 7. — С. 125−129.
  27. A.A. Восприятие и понимание человека человеком /
  28. A.A. Бодалев. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. 199 с.
  29. A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалев, В. В. Столиц. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-460с.
  31. Л.И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж: МОДЭК, 1995.-348 с.
  32. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и др. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  33. Л.В. Исследование уровня притязания: учеб. пособие / Л. В. Бороздина. -М.: Б.и., 1993.- 141 с.
  34. Л.В. Притязания и самооценка / Л. В. Бороздина, Л. Видинская // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. — № 3. —1. C.3−8.
  35. .С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б. С. Братусь,
  36. B.М. Павленко // Вопр. психологии. 1986. — № 4. — С. 22−35.
  37. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. —303 с.
  38. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  39. H.H. Педагогическая работа с больным ребенком / H.H. Бурмистрова. М.: Медицина, 1964. — 158 с.
  40. Н.И. Особенности самоопределения подростков с физическими дефектами (на примере подростков с ампутированными конечностями): авто-реф. дис. канд. психол. наук / Н. И. Быкова. M., 1994. -16 с.
  41. Ф.Е. Психология переживания : анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 200 с.
  42. Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие межличностного становления подростка : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. Б. Весна. — M., 1991. 26 с.
  43. A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / A.B. Визгина. -М., 1987. -20 с.
  44. A.B. Внутренний диалог и самоотношение / A.B. Визгина, В. В. Столин // Психол. журнал. Т. 10.-№ 6. — 1989. — С.50−57.
  45. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская и др. — М.: Академия, 2002. 416 с.
  46. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина и др. — М.: Просвещение, 1967. — 360с.
  47. JI.C. Собр. соч.: в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. Основы дефектологии. 368 с.
  48. JI.C. Собр. соч.: в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. Детская психология. — 432 с.
  49. Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Выонова. М.- Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999. — 236 с.
  50. Г. В. Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. В. Глущенко. Ставрополь, 2001. — 23 с.
  51. Л.Я. Взаимосвяз отношения к себе и отношения к другим / Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. -М., 1982.-№ 4.-С. 21−30.
  52. М.В. Понимание подростка родителями / М. В. Гольдман // Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005. — С. 74−86.
  53. P.M. Психологическая защита у детей / P.M. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2001. — 507с.
  54. А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Г. Грецов. СПб., 2003. — 21с.
  55. Л.П. Общение с собой / Л. П. Гримак. М.: Изд-во полит, лит., 1991.-319с.
  56. О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципаци-онной состоятельности подростков с ограниченными физическими возможностями : автореф. дис.. канд. психол. наук / О. Л. Гончарова. — Казань,
  57. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте : авто-реф. дис.. канд. психол. наук/И.И. Гуткина.-М., 1983.-24 с.
  58. Данилова ЛЛО. Клинические типы функциональных психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте / Л. Ю. Данилова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1990. — Вып. 8. — С. 6063.
  59. М. Подросток / М. Дебесс. 20-е изд. — СПб.: Питер, 2004.126 с.
  60. Д.Н. Соотношение образов Я-реальное и Я-идеальное и проблемы подростков : дис.. канд. психол. наук / Д. Н. Демидов. СПб., 2000. -162 с.
  61. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов : автореф. дис.. канд. психол. наук / Д. В. Демина. —Ярославль, 1974.-23 с.
  62. У. Личность / У. Джеймс // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАР-М», 2003. — С. 7−34.
  63. О.Б. Позитивная психотерапия в разрешении жизненных проблем подростков / О. Б. Долгинова, Е. В. Красная // Психология современного подростка СПб.: Речь, 2005. — С. 366−384.
  64. K.M. От Киркегора до Камю : Философия. Эстетика. Культура / K.M. Долгов. -М.: Искусство, 1990. -397с.
  65. Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-368 с.
  66. Е.Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко.- М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. 342 с.
  67. Т.В. Подросток / Т. В. Драгунова. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  68. М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка и спецификивнутрисемейных отношений : автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Р. Душкина. -М., 2003.-24 с.
  69. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции : дис. .канд. психол. наук / И. Д. Егорычева. -М., 1994. 154 с.
  70. JI.A. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и к другим : автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. А. Запорожец. М., 1989. — 24 с.
  71. A.B. Генезис самооценки : автореф. дис.. д-ра психол. наук / A.B. Захарова. М., 1989. — 44 с.
  72. .В. Психология личности : норма и патология: избр. психол. тр. / Б. В. Зейгарник / под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: МОДЭК, 2003. — 416 с.
  73. Л.Д. Невротические реакции у больных хроническим гломеру-лонефритом и хроническим пиелонефритом / Л. Д. Зикеева // Клиническая медицина. № 9. — 1974. — С 43−47.
  74. Л.Д. Психотерапия при хроническом гломерулонефрите и пиелонефрите / Л. Д. Зикеева, В. Е. Рожнов, Г. П. Шульцев // Клиническая медицина. -№ 9. 1978. — С 123−128.
  75. С.А. Основы психотерапии детей и подростков : справ, пособие / С. А. Игумнов / под ред. В. Т. Кондрашенко. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. — 176 с.
  76. Игумнов С. А. Психотерапия детей и подростков / С. А. Игумнов. — Ростов н/Д.- Минск: Феникс: Мет, 2005. 287 с.
  77. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. — СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  78. М.Ф. Прогнозирование развития вегетативной дисфункции пубертатного периода как истока психосоматических заболеваний взрослых /
  79. М.Ф. Исмагилов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988.-Вып. 2.-С. 79−83.
  80. .С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения : автореф. дис.. канд. психол. наук / Б. С. Калмыкова. — М., 1986. -22 с.
  81. Е. Изучение психотерапии за рубежом : история, современное состояние / Е. Калмыкова, X. Кэхеле // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. — № 1. — С. 20−38.
  82. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера. М.: Когито-Центр, 2005. — 315 с.
  83. В. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка / В. Кваде, В. П. Трусов // Вопр. психологии. 1980. — № 3. -С. 8−23.
  84. М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте / М. Келеси. М.: Мысль, 1996. — 218 с.
  85. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. — М.: Педагогика, 1991.- 171 с.
  86. В.В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1995.-600 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  88. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  89. A.C. Семантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давлением / A.C. Кондратьева, Л. Г. Шмелев // Психологический журн. 1983. — Т. 4. — № 2.-С. 19−27.
  90. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  91. .В. Представления подростков о счастье и одиночестве / Б. В. Краснова, О. Б. Долгинова // Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005.-С. 37−50.
  92. С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С. А. Кулаков. СПб.: Речь, 2004. — 464 с.
  93. В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  94. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Н. Крылов. -М., 1984. -20 с.
  95. В.А. Экспрессии человека : Общение и межличностное познание: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 592 с.
  96. А.Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. — М.: Наука, 1997.-445 с.
  97. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В. В. Лебединский. М.: Издательский центр «Академия, 2003. -144 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2004. 352 с.
  99. А.Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стереотип. М.: Academia, 2004. — 249 с.
  100. А.И. Психология самооценки школьника : автореф. дис.. д-ра. психол. наук / А. И. Липкина. М., 1974. — 35 с.
  101. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
  102. Н.И. Психолого-педагогическая антропология : учеб. пособие / Н. И. Лифинцева / под ред. В. А. Сластенина. Курск: Изд-во Курск.гос. ун-та, 2004. 206 с.
  103. Л.Е. Медико-психологическое обследование соматически больных / А. Е. Личко, Н. Я. Иванов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. — Вып. 8. — С. 1195−1197.
  104. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков /
  105. A.Е. Личко. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 406 с.
  106. .Ф. Системность в психологии : Избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов. М. — Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: «МО-ДЭК», 2003.-424 с.
  107. H.A. Психические нарушения у больных хронической почечной недостаточностью / H.A. Лопаткин, М. В. Коркина, М. А. Цивилько // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1971. — Вып. 8. -С. 1835−1841.
  108. Любан-Ппоцца Б. Психосоматический больной на приеме у врача / Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крейг. — СПб.: С.-Петерб. психоневрол. ин-т, 1994.-255 с.
  109. Н.М. Система отношений больных с эндокринной патологией в период обострения и их хронического заболевания : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. М. Манухина. М., 2003 — 25 с.
  110. В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие /
  111. B.Г. Маралов. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  112. А. Психология бытия / А. Маслоу. М. — Киев: Рефл-бук: Вак-лер, 1997.-300 с.
  113. Мир философии: Книга для чтения: в 2-х ч. М.: Политиздат, 1991. -4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — 673 с.
  114. В.А. Отношение к успеху сверстника в младшем подростковом возрасте / В. А. Мохов. М., 2003. 25 с.
  115. Т.Н. Особенности познавательной деятельности больных хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии / Т. Н. Муладжапова, В. В. Николаева // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1981.- Вып. 12. С. 1195−1197.
  116. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. / B.C. Мухина. 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
  117. И.Ф. Медицинская психология : основы патопсихологии и психопатологии: учеб. для вузов / И. Ф. Мягков, С. Н. Боков. — М.: Логос, 1999. — 230 с.
  118. В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев — под ред. А. А. Бодалева. М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: Изд-во НПО «Модэк», 1998. — 362 с.
  119. В.В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева.-М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987— 168 с.
  120. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания : автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Николаева. М., 1992 — 49 с.
  121. В.В. От традиционной психосоматики к психологии телесности / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. — № 2. — С. 8−17.
  122. И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: дис.. д-ра психол. наук/И.М. Никольская. СПб., 2001.-364 с.
  123. В. Окна в мир ребенка : Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 336 с.
  124. А.Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека / А.Б. Орлов//Вопр. психологии. — 1995.-№ 2.-С. 5−19.
  125. С.Р. Методика исследования самоотношения /
  126. С.Р. Пантилеев, B.B. Столиц // Вести. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. -№ 1.-С. 4−8.
  127. С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев.- М.: «СМЫСЛ», 1993. 32 с.
  128. С.Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2003. — С. 208−242.
  129. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. — 109 с.
  130. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы : автореф. дис.. канд. психол. наук / С. Р. Пантилеев. М., 1988. -18 с.
  131. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  132. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия : межкультур. и междисциплинар. аспекты на примере 40 историй болезни / Н. Пезешкиан. М.: Медицина, 1996. — 463 с.
  133. Ф.С. Эго, голод и агрессия / Ф. С. Перлз. М.: Смысл, 2000.358 с.
  134. A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода / A.B. Петровский // Вопр. психологии. — 1981. № 1. — С. 17−28.
  135. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Р. Петрулите. Л., 1984. — 16 с.
  136. Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности : автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. Г. Пилипейченко. М., 1987. — 24 с.
  137. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с.
  138. И. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / И. Польстер, М. Польетер. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 272 с.
  139. Практическая нефрология детского возраста / А. И. Гнатюк и др. -Киев: «Здоров'я». 1980. -376 с.
  140. Практическая психология образования: для вузов по специальности 31 000 «Педагогика и психология» / [И.В. Дубровина и др. / [под ред. И.В. Дубровиной]. 4-е изд., доп. и перераб. — СПб. [и др.]: Питер: Питер-принт, 2004. — 588 с.
  141. A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  142. A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания / A.M. Прихожан // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987 — С. 75.
  143. М.В. Формирование самосознания делинквентных подростков в процессе духовно-нравственного воспитания : автореф. дис.. канд. психол. наук / М. В. Пронин. Курск, 2004. — 24 с.
  144. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К. П. Кискер и др. — М.: Алетейа, 1999.-504 с.
  145. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 128 с.
  146. Психотерапевтическая энциклопедия / В. А. Абабков и др. / [под ред. Б.Д. Карвасарского]. СПб. и др.: Питер-ком, 1998. — 743 с.
  147. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. -СПб.: Питер, 2000.-616 с.
  148. A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999.-409 с.
  149. JI.A. Проблемы подростков : Санкт-Петербург, 90-е годы / JI.A. Регуш // Наш проблемный подросток: учеб. пособие. СПб.: Союз, 1999. -С. 6−22.
  150. Т.Н. Внутренняя картина болезни : структурно-содержательный анализ: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. Н. Резникова. — СПб., 1998.-40 с.
  151. X. Детская и подростковая психиатрия : введение в практику / X. Ремшмидт. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с.
  152. X. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / X. Ремшмидт. — М.: Мир, 1994. — 319 с.
  153. Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1998.-496 с.
  154. И.В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте / заболевания: автореф. дис. канд. психол. наук / И. В. Романов. -М., 1996. — 18 с.
  155. C.JI. Основы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  156. C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  157. Н.А. Дезадаптивное поведение детей : диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 96 с.
  158. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением / под ред. B.C. Чудновского и др. Ставрополь: Торба, 1993. — 139 с.
  159. JI.C. Самовоспитание как фактор развития личности / JI.C. Сапожникова // Проблемы личности: материалы симпозиума / под ред. В. М. Банщикова и др.-М., 1969.-С. 381−389.
  160. Н.И. Личность и ce взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 204 с.
  161. Н.И. Самоотношение личности / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАР-М», 2003. — С. 174−207.
  162. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В. Ф. Сафин // Вопр. психологии. № 3. — 1975. — С. 62−72.
  163. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  164. Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 352 с.
  165. А.И. основные факторы развития образа самого себя у дошкольников / А. И. Сильвестру // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Сборник научных трудов. М., 1980. — С. 119 139
  166. А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях / А. Б. Смулевич. — М.: Мед. информ. агентство, 2003. — 432 с.
  167. Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснова // Вопр. психологии. № 2. — 1986.-С. 110−117.
  168. Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. М.: SvR-Аргус, 1995.-359 с.
  169. Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. — 174 с.
  170. Е.Т. Психотерапия : теория и практика / Е. Т. Соколова. М.: Academia, 2002.-368 с.
  171. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. — 213 с.
  172. Л.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. СПб: Политиздат, 1972.-303 с.
  173. Справочник по психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 750 с.
  174. В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции / В. В. Столин // Психол. журн. 1981. — Т 2. -№ 3. — С. 104−116.
  175. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности : автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. В. Столин. М., 1985 — 37 с.
  176. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983.-286 с.
  177. В.В. Уровни и единицы самосознания / В. В. Столин // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАР-М», 2003.-С. 123−155.
  178. В.М. Мозговые механизмы психофизиологических состояний / В. М. Смирнов, Т. И. Резникова, Ю. М. Губачев и др. JT.: Наука, 1989. — 150 с.
  179. A.C. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца : автореф дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 28 с.
  180. Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. Екатеринбург: Деловая кн., 1998. — 528 с.
  181. В.И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант): метод, руководство / В. И. Тимофеев, Ю И. Филимоненко. СПб: ГП «Иматон», 2000.-40 с.
  182. A.B. Динамика развития типа и предметного содержания переживания в старшем подростковом возрасте : автореф. дис.. канд. психол. наук / A.B. Томилова. М., 2005. — 26 с.
  183. Т.В. Помощь себе : Психологическая защита у подростков / Т. В. Тулупьева // Психология современного подростка. — СПб.: Речь, 2005. -С. 318−338.
  184. А.Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. М.: Смысл, 2002.-287 с.
  185. Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. М.- Воронеж, 1997. —447 с.
  186. JI.X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях : автореф. дис. канд. психол. наук / JI.X. Умарова. -СПб., 1997.-18 с.
  187. H.A. Психологическая саморегуляция детей с онкологической патологией : дис.. канд психол наук / H.A.Урядницкая. М., 1998. — 164 с.
  188. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
  189. Р.Д. Тревога и ее влияние на отношение к болезни и лечению у больных хроническим заболеваним (на материале хронического гломеруло-нефрита): дисканд. психол. наук / Р. Д. Фаиз. М., 1998. — 117 с.
  190. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избр. психолог, тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -366 с.
  191. Д.И. Психология взросления : Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2004. — 672 с.
  192. Д.И. Психология развития человека как личности : избр. тр.: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн — Рос. акад. Образования — Моск. психол.-соц. ин-т. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: МОДЭК, 2005. — Т.1. -566 е.- Т.2.-455 с.
  193. Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. — 288 с.
  194. Е.Г. Образ Я подростков с хроническими соматическими заболеваниями: бронхиальная астма и гастродуоденальная патология: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Филякова. М., 1997. — 118 с.
  195. Е.Г. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями : (бронхиальная астмо- и гастродоуденальная патология) / Е. Г. Филякова, В. В. Николаева, В. Н. Касаткин // Педиатрия. -2000. -№ 4. С. 97−102.
  196. К. Психологические группы : Рабочие материалы для ведущего: практич. пособие. 3-е изд., стер. — М.: Генезис, 2001. — 256 с.
  197. В. Воля к смыслу / В. Франкл. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-368 с.
  198. В. Человек в поисках смысла : сб. / В. Франкл / [под общ. ред. Л. Я. Гозмана и др.]. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  199. А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — Т1. — 384 е.- Т2.- 400 с.
  200. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. — М.: Наука, 1989.-456 с.
  201. Французская психоаналитическая школа / Междунар. психоаналит. ас-соц. / под ред. А. Жибо и др. СПб. [и др.]: Питер, 2005. — 574 с.
  202. Л.М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2004. -478 с.
  203. X. Мотивация и деятельность : учеб. изд. / X. Хекхаузен / науч. ред. Д. Л. Леонтьев и др. — 2-е изд. СПб. и др.: Питер, 2003. — 859 с.
  204. К.С. Теории личности : учеб. пособие / К. С. Холл, Г. Линдсей. — М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 1997. 590 с.
  205. К. Невроз и развитие личности / К. Хорни. М.: Смысл, 1998. —375 с.
  206. О.В. Психология отрочества : учеб. пособие / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2004. — 160 с.
  207. Л. Теории личности : основные положения, исследование и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 606 с.
  208. И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка : автореф. дис.. канд. психол. наук/И.Г. Чеснова. -М., 1987. -23 с.
  209. И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  210. А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. СПб.: Речь, 2002. — 345 с.
  211. Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  212. Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. — М. :Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  213. Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  214. Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.-400 с.
  215. Юнг К. Сознание и бессознательное: сб. / К. Г. Юнг. СПб.: Университетская кн., 1997. — 544 с.
  216. В.Л. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности / В. Л. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАР-М», 2003. — С. 589 602.
  217. М. Стыд и истоки самоуважения / М. Якоби. М.: Ин-т аналит. психологии, 2001. — 256 с.
  218. Bagner D. M. Parent-child ineraction therapy and therapy and chronic illness: a case study / D.M. Bagner, M.A. Fernandez, Sh.M. Eyberg // Journal of clinical psychology in medical settings. Vol. 11.- 2004. — P. 1−6.
  219. Benight Ch.C. Personality dysfunction and management of chronic medical illness: a community health sample / Ch.C. Benight, T.G. Yamazaki, L.A. Gilfillan-Morton // Journal of clinical psychology in medical settings. Vol. 9.-2002.-P. 77−95.
  220. Duval S. Theory Objective Self-Awareness / S. Duval, A. Wicklund. N.Y., 1972.-P. 6−72.
  221. Eiser Ch. Children’s quality of life measures / Ch. Eiser // Arch. Dis Child -Vol. 77.- 1997.-p. 350−354.
  222. Hall S. The Effects of Corticosteroids on Behavior in Children with Nephrotic Syndrome / S. Hall, G. Thorley, P.N. Houtman // Journal of the International Pediatric Nephrology Association. 2003. — Vol. 18, № 12 (Dec.). — P. 1221−1223.
  223. Hommel K.A. Asthma-specific quality of life in older adolescents and young adults with long-standing asthma: the role of anxiety and depression /
  224. K.A. Hommel, J.M. Chaney, J.L. Wagner // Journal of clinical psychology in medical settings. Vol. 9. — 2002. — P. 185−192.
  225. Jenney M. Measuring quality of life / M. Jenney, S. Cambpell // Arch. Dis Child Vol. 77. — 1997. — P. 347−350.
  226. Silverman A.H. A cognitive behavioral adherence intervention for adolescents with type 1 diabets // A.H. Silverman, A.A. Hains. // Journal of clinical psychology in medical settings. Vol. 10. — 2003. — P. 119−126.
  227. Soliday E. Behavioral Effects of Corticosteroids in Steroid-sensitive Nephrotic Syndrome / E. Soliday, Sh. Grey, B. Mare // Pediatrics. 1999. — Vol.104 (4 Oct.)-P. 51.
  228. Ware J.E. The MOS 36-item short form health survey (SF-36): Conceptual framework and item selection / J.E. Ware, C.D. Sharbourne // Medical Care. — 1992. Vol.30. — P. 473−483.
  229. The WHOQOL Group/ What Quality of Life // World Health Forum. -1996.-P. 354−356.
Заполнить форму текущей работой