Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство ученых на основании экспериментальных данных выявляют связь сердечной деятельности с дыханием (Р. М. Баевский, 1988), с эмоциями (Ф. Александер и др., 1995), с функциональным состоянием различных отделов мозга (З.Г. Хабаева и др., 2000) и даже с поведением. Так, Calkin (1998) показал различия в реактивности сердечного ритма у детей с 6 нормальным и агрессивно — деструктивным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Возрастные особенности развития системы регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 2. Влияние нарушений развития и неблагоприятных условий жизни на регуляцию сердечного ритма детей
    • 1. 3. Взаимосвязь вегетативных и поведенческих реакций у детей
    • 1. 4. Средства психофизического оздоровления и коррекции у детей и подростков
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация обследований
    • 2. 2. Методики исследования функций сердечно — сосудистой системы у детей с нарушением зрения
    • 2. 3. Характеристика программы психофизического оздоровления детей
  • ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ХРОНОТРОПНОЙ ФУНКЦИИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ 3−10 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Возрастные особенности структуры сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста при различном состоянии зрительной функции
    • 3. 2. Особенности адаптационных реакций сердца на общую и локальную нагрузки у здоровых и детей с нарушением функции зрения 3−10 лет
    • 3. 3. Возрастные особенности функций сердечно — сосудистой системы у детей с нарушением зрения по данным лонгитудинального обследования
    • 3. 4. Изменения характера адаптационных реакций сердца на общую нагрузку у детей с нарушением зрения в течение
    • 5. лет внедрения оздоровительной программы
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В настоящее время во многих медицинских источниках приводится тревожная статистика в отношении здоровья подрастающего поколения. Так, среди воспитанников детских садов нередки хронические заболевания, в том числе — опорно-двигательного аппарата, приводящие к нарушениям осанки, изменения психо — эмоционального реагирования, снижение двигательной активности, нарушения зрения и слуха (И.А. Фирсова, 2000; Е. М. Хохлова, 2001). Нарушения зрения и слуха ставят на первом месте в классификации детей с отклонениями в развитии Б. П. Пузанова и В. А. Лапшина (1990).

Для детей больных и с нарушением развития, кроме лечения и коррекции, необходимо создание условий здорового образа жизни, как дома, так и в детских учреждениях. Однако в литературе нет единого мнения по характеру оздоровительных мероприятий, особенно для детей дошкольного возраста, например, со снижением зрительной функции. Некоторые авторы считают, что таким детям нужно ограничивать объем двигательной активности, по сравнению со здоровыми сверстниками (П. А. Виноградов, В. И. Жолдак и др., 1997). Однако гипокинезия в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно — сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям (Р. Е. Мотылянская и др., 1991).

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а особеннопривитие навыков к психофизической регуляции и постоянным занятиям физической культурой в будущем, будут способствовать также улучшению или сохранению зрительной функции.

Различные нарушения зрительной функции — одни из самых распространенных морфо — функциональных нарушений у человека. Ограничение или нарушение зрительной афферентации у детей может явиться причиной нарушения возрастного развития корково-подкорковых 5 отношений, психических и регуляторных функций. Дисрегуляторные процессы в автономной нервной системе могут выражаться в нарушениях сердечного ритма. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в средствах психофизического оздоровления. Для научного обоснования таких средств необходимо всестороннее изучение особенностей возрастного развития таких детей.

Ограничение или нарушение зрительной афферентации также может явиться причиной нарушения возрастного развития корково-подкорковых отношений, психических и «автономных» функций. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в средствах психофизического оздоровления. Для научного обоснования таких средств необходимо всестороннее изучение особенностей их возрастного развития.

Основной закон возрастного развития — гетерохронизм структурнофункциональных изменений проявляется в определенной последовательности этих изменений на возрастных этапах. В некоторых возрастных периодах эти изменения могут неблагоприятно сказываться на функциях органов или организм в целом (критические периоды). Так, для сердца такими периодами являются 6−7, 11 — 13, 16 — 17 лет (Д. А. Фарбер, 1991; Т. В. Алферова — Попова, 1996).

Однако нарушение течения гетерохронных изменений может привести к нарушению возрастного развития. Например, значительные физические нагрузки, применяемые в раннем возрасте, приводят к патологическим изменениям сердца (Р. А. Калюжная, 1973). Регуляция сердечной деятельности, как и все остальные функции организма, не является автономной.

Большинство ученых на основании экспериментальных данных выявляют связь сердечной деятельности с дыханием (Р. М. Баевский, 1988), с эмоциями (Ф. Александер и др., 1995), с функциональным состоянием различных отделов мозга (З.Г. Хабаева и др., 2000) и даже с поведением. Так, Calkin (1998) показал различия в реактивности сердечного ритма у детей с 6 нормальным и агрессивно — деструктивным поведением, а также половые различия этих реакций уже в 2-х летнем возрасте. Маршалл (1998) выявил взаимосвязь между социальным поведением в 4 года и реакцией сердечного ритма у двухлетних детей.

Однако в литературе имеются довольно немногочисленные данные неоднозначного характера об особенностях структуры сердечного ритма у детей младшего, особенно дошкольного возраста.

Вегетативной нервной системе принадлежит одна из ведущих интеграционных ролей в организме. Автономная нервная регуляция оказывает существенное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы, которая активно участвует в процессах адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Симпатическая и парасимпатическая системы постоянно находятся в динамическом взаимодействии, согласованно регулируя работу сердца в процессе достижения полезного приспособительного результата. Преобладание симпатических или парасимпатических влияний отражается на функциональном состоянии миокарда.

Ограничение любых видов афферентации, в том числе — зрительной, на ранних возрастных этапах не может не повлиять на процессы системогенеза (П.К. Анохин, 1980), в том числе на развитие функциональных систем регуляции сердечного ритма. Большой интерес для возрастной физиологии представляет изучение развития регуляторных механизмов сердца при нарушениях зрительной функции на ранних этапах онтогенеза.

Котов А. В. и др. (2000) показали, что у детей с нарушением зрения 9 -11 лет рост напряжения регуляции сердечного ритма во время умственной работы зависит от характера мотиваций. Так, у детей нацеленных на успех наибольший уровень напряжения механизмов регуляции отмечался при достижении цели, а у детей с боязнью неудачи максимальное напряжение регуляции отмечалось в момент выполнения задачи. 7.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости ранней коррекции психофизического состояния детей с нарушением зрения. Однако в литературе существуют немногочисленные данные о функциональном состоянии сердца у таких детей и о характере адаптивных реакций на нагрузки как психического, так и физического характера, составляющих основу оздоровительных систем.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования — изучить особенности возрастного развития регуляции хронотропной функции сердца у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения и ее изменения при воздействии средств психофизического оздоровления. Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить возрастные особенности регуляции сердечного ритма у слабовидящих детей от 3 до 10 лет.

2. Определить особенности характера адаптационных реакций сердца на локальные и общие физические нагрузки у детей с нарушением зрения.

3. Исследовать влияние средств психофизического оздоровления на хронотропную функцию сердца испытуемых.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Определены возрастные особенности механизмов регуляции хронотропной функции сердца и характера адаптационных реакций на общие и локальные физические нагрузки у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения, заключающиеся в высокой степени напряжения центральных механизмов регуляции сердца на каждом возрастном этапе, замедленном возрастном развитии парасимпатических звеньев регуляции, по сравнению со здоровыми сверстниками. Выявлены различия в характере реакций на локальную и общую работу мышц. При локальной работе у всех детей в большей степени выражено увеличение активности симпатических (АМо) и — снижение парасимпатических (АХ) воздействий на сердце, а при общей — усиление общей активности центральных воздействий (ИН) на сердце и изменения в 8 гуморальном звене (Mo). Обосновано воздействие средств психофизического оздоровления на нормализацию возрастной динамики хронотропной функции сердца у слабовидящих детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Результаты проведенного исследования позволяют дополнить данные возрастной физиологии о влиянии сенсорных нарушений в раннем детстве на характер возрастного развития хронотропной функции сердца и адаптационных реакций на физические нагрузки различного характера. Установлено, что использование коррекционных средств на ранних этапах онтогенеза позволяет ускорить возрастное развитие хронотропной функции сердца у детей с нарушениями зрения, снизить у них активность центральных влияний на сердечный ритм.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Полученные данные об особенностях хронотропной функции сердца у детей с нарушениями зрения послужили научной основой разработки и внедрения программы их психофизического оздоровления в условиях детского образовательного учреждения.

Внедрение такой программы в течение пяти лет привело к нормализации возрастного развития хронотропной функции сердца, улучшению психоэмоционального состояния, снижению заболеваемости на фоне улучшения зрительной функции у слабовидящих детей.

Результаты диссертационного исследования используются в детском саду — школе № 440 для слабовидящих детей, школе № 112 и при проведении курсов возрастной физиологии, профилактики заболеваний на факультете валеологии, физической культуры и спорта в ЮУрГУ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Компенсаторные механизмы у детей с нарушением зрения в дошкольном и младшем школьном возрасте включают высокий уровень активности центральных механизмов регуляции хронотропной функции сердца. 9.

2. Динамика возрастных изменений хронотропной функции сердца у детей с нарушением зрения отличается запаздыванием развития парасимпатических механизмов, по сравнению со здоровыми детьми.

3. Адаптационные реакции на локальную физическую нагрузку у детей в большинстве исследуемых возрастных периодов заключаются в преобладающем усилении симпатических и снижении парасимпатических влияний на сердце, при общей нагрузке преобладает напряжение центральных механизмов регуляции. Реакция ЧСС на нагрузку у слабовидящих детей выражена больше, чем у здоровых.

4. Коррекция психофизического состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к нормализации возрастного развития хронотропной функции сердца у детей с нарушением зрения.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ. Материалы исследований представлены на конференциях, XVIIXVIII съездах физиологического общества им. И. П. Павлова (Ростов-на-Дону, 1998; Казань, 2001), I Всероссийском симпозиуме (Челябинск, 2000), III Международном конгрессе (Барнаул, 2000), IV Всероссийской научнопрактической конференции (Магнитогорск, 2002).

ВЫВОДЫ.

1. Для детей с 3 до 10-летнего возраста характерна гетерохронность развития регуляторных механизмов сердца, проявляющаяся в неравномерном изменении показателей структуры сердечного ритма с возрастом, которое у детей с нарушением зрения выражено больше, чем у здоровых сверстников. Выявлены периоды усиления центральных влияний на сердце, которые можно считать критическими, как у здоровых (7 — 9), так и у слабовидящих детей (6−8 лет).

2. Для детей с нарушением функции зрения характерно отставание в темпах изменений показателей структуры сердечного ритма с возрастом от здоровых детей. В отличие от здоровых, стабильное возрастное увеличение показателя моды отмечается у них только после 7 лет, снижение индекса напряжения после 8−9 лет.

3. На каждом возрастном этапе напряжение центральных механизмов регуляции сердца у детей с нарушением зрения выражено больше, чем у здоровых. Снижение активности симпатических центральных влияний на сердце и увеличение активности парасимпатических воздействий наиболее четко проявляется в возрасте 9 лет у здоровых и 10 лет у слабовидящих детей.

4. У большинства обследованных детей на всех возрастных этапах преобладает реакция удовлетворительной адаптации на общую и локальную физическую нагрузку. Реакции напряжения адаптации чаще всего наблюдаются у здоровых детей 4 и 7 — 9 лет, и у детей нарушением зрения 5 — 8 лет.

5. У детей с нарушением зрения, судя по показателям структуры сердечного ритма, применение оздоровительной программы на ранних возрастных этапах дает более выраженный эффект для нормализации функционального развития сердечно — сосудистой системы, чем на более поздних этапах онтогенеза. Так, после 4-х лет занятий показатели структуры.

CP у слабовидящих детей приближались по значениям к показателям здоровых сверстников.

6. У детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются различия в характере адаптационных реакций на различные физические нагрузки, заключающиеся в преобладающем усилении симпатических влияний при локальных и общем усилении активности центральных механизмов — при общей нагрузке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Судя по результатам внедрения оздоровительной программы, для детей с нарушением зрения необходимо применять средства психофизического оздоровления, начиная с дошкольного возраста.

2. Программы психофизического оздоровления для детей с нарушением зрения должны включать как упражнения для коррекции зрения, так и физические и психофизические упражнения общеукрепляющего характера и способствующие духовному развитию детей и вере в собственные силы.

3. Особое внимание педагоги и медицинские работники должны уделять возрастному периоду 6−8 лет, когда отмечается усиление центральных влияний на сердце, что создает менее благоприятные условия его функционирования, чем на других возрастных этапах.

4. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по возрастной физиологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам// Теория и практика физической культуры. 1976. -№ 3.1. С. 39−41.
  2. Р.А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. — 96с.
  3. О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психо эмоциональном стрессе// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 60.
  4. Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М.: Крук, 1996.-208 с.
  5. Е.А., Сырцова М. А. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5−7 лет// Гигиена и санитария. -1990.- № 4.-С. 13−14.
  6. Алфёрова Попова Т. В. Утомление и восстановление при локальной работе. — Челябинск: ОГИФК, 1990. — 27с.
  7. Алфёрова Попова Т. В., Пястолова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу у дошкольников// Физиология человека. -1996. — Т. 22,№ 5.-С. 118−121.
  8. М. В. Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудинальные исследования)// Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 5. — С. 68 — 74.
  9. И.Г. Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей 7−16 лет, перенёсших онкологические заболевания// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 5.-С. 147- 148.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 196с.
  11. М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке// Физиология человека. 1983. — Т.9, № 1. — С. 18 — 22.
  12. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. и др. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудинальные исследования)// Физиология человека. 1995. — Т.21, № 5. — С. 68 — 74.
  13. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-475с.
  14. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физич. культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978.-223с.
  15. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 296с.
  16. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221с.
  17. P.M., Гуров С. Г. Измерьте ваше здоровье. М.: Советская Россия, 1988.-94с.
  18. P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине// Физиология человека. -2002. Т. 28, № 2. -С. 10- 82.
  19. С.Г., Цывьян П. Б. Особенности регуляции сердечного ритма у доношенных детей малой массы// Вопросы охраны материнства и детства. 1991.- № 3. — С. 20−23.
  20. В.Н., Догадкина С. Б. Функциональное состояние кровообращения головного мозга и предплечья у детей 5−9 лет// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С.49 — 53.
  21. М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М.: Политиздат, 1991. — 317с.
  22. М.М., Хрянин А. В. Психофизиологиченские и нейрофизиологические особенности организации зрительно -пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 1. — С. 14 — 20.
  23. У., Корбетт М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков. Вильнюс: Полина, 1995. -272с.
  24. Х.А. Особенности адаптации сердца к физическим и умственным нагрузкам у сельских школьников 11 и 15 лет// Механизмы адаптации сердца к физической нагрузке. Казань, 1980. — С. 32 — 42.
  25. Г. Ф., Нурбаева М. Н., Василенко Н. И. и др. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения// Гигиена и санитария. 1993. — № 4. — С. 35 — 36.
  26. Е.Ю., Берсенева И. А. Исследование вегетативной регуляции кровообращения в различных возрастных группах// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001.- С. 479.
  27. И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей// Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 3. — С. 49 -64.
  28. Н.В. Адаптация сердечно сосудистой системы мальчиков -подростков и юношей в разные периоды онтогенеза// Физиология развития человека: Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. — М.: РАО, 2000. — С. 9.
  29. А.И., Белинова А. Г., Скобелев В. А. и др. Возрастные особенности системы управления движениями у детей младшего школьного возраста// Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 51 — 52.
  30. Е.В. Состояние отдельных показателей здоровья учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни// Физиология человека.-2001.-Т. 27, № 1.-С. 142- 144.
  31. Е.В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 5.-С. 76−81.
  32. Ю.С., Ситдиков Ф. Г., Исхакова А. Т. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 3. — С. 108 — 112.
  33. В.Н., Медведев М. А., Подкопаева Т. И. и др. Нарушения адаптации у субъектов образовательного процесса// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001, — С. 492.
  34. P.M. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при физических нагрузках разной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1983.-24с.
  35. JI.K., Шуленина Н. С. Состояние сердечно сосудистой системы как показатель здоровья учащихся при разных формах обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 494.
  36. К.В., Глазачев О. С. Индивидуальные особенности кардиогемодинамики детей и устойчивость к «школьному» эмоциональному напряжению// Педиатрия. 1993. — № 4. — С. 44 — 47.
  37. К.В., Глазачев О. С. Типы организации гемодинамики как критерии донозологической диагностики здоровья младших школьников// Вопросы охраны материнства и детства. — 1991. № 7. -С. 73.
  38. В.Я. Медицинская информатика: Практикум. Санкт -Петербург: ПИТЕР, 2001. — 480с.
  39. О.С., Рыбаков В. П., Тупицын И. О. Вегетативный и психоэмоциональный статус у младших школьников из регионов радионуклидного загрязнения местности// Физиология человека. 1994. — Т.20, № 2. — С. 129- 135.
  40. М.А., Барамидзе A.M., Киселёва Т. Г. Стретчинг: Подвижность, гибкость, эластичность. М.: Советский спорт, 1991. — 91с.
  41. Э.И. Искусство диагностики по лицу: Вост. мед. аспекты. -Минск: Сатана, 1998.-475с.
  42. Н.П., Батенкова И. В. Динамика сердечного ритма у младших школьников в процессе адаптации к условиям дифференцированного обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 502.
  43. А.С. Возрастные особенности динамики ритмических составляющих ЭЭГ у подростков 14−15 лет в условиях релаксации// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 158.
  44. А.С. Регуляция функционального состояния ЦНС младших школьников при ритмической звуковой стимуляции// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 35 — 40.
  45. Н.Д. Мероприятия по оздоровлению часто болеющих детей дошкольных учреждений// Педиатрия. 1991. — № 3. — С. 86 — 89.113
  46. Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. 2001. — № 2. — С. 76−83.
  47. Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-240с.
  48. О.В., Ситдиков Ф. Г., Самигуллин Г. Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников// Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 6.-С. 116−119.
  49. И.С., Шлык Н. И. Лечебная физкультура в домашних условиях. -Устинов: Удмуртия, 1985. 163с.
  50. И.И., Устюшин Б. В., Столбун Б. М. и др. Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера на состояние сердечно -сосудистой системы человека// Гигиена и санитария. 1982. — № 6. -С. 79−81.
  51. Димитриев А. Д, Димитриев Д. Н., Романова И. И. Особенности вегетативной регуляции у детей на территориях с разным уровнем техногенной нагрузки// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 508.
  52. Г. Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. — 160с.
  53. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000. — 160с.
  54. Г. И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей// Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 25 — 27.
  55. . Оздоровительно воспитательная работа с ослабленными детьми// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12. — С. 10−23.
  56. JI.H., Чирихин С. Н. Оздоровительная работа в начальной школе// Начальная школа. 2000. — № 9. — С. 93 — 97.
  57. В.П., Якунин Г. А. Развитие и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990.-222с.
  58. JI.K. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей. Киев: Здоровье, 1988. — 85с.
  59. Г. Н. Интегральная характеристика кардиореспираторной системы детей 6 10 лет в динамике обучения// Интеграция функциональных систем в онтогенезе. — Новосибирск, 1990. — С. 84 -93.
  60. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление/ Составитель Н. И. Кудряшова. М.: «Грэгори — Пэйдж», «Новый центр», 1997. — 298с.
  61. Л.Н., Леднова М. И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций у детей 7 лет// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001, — С. 519.
  62. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980, — 190с.
  63. Р.А. Физиология и патология сердечно сосудистой системы детей и подростков. — М.: Медицина, 1973. — 327с.
  64. В.Г., Музалевская Н. Н., Зверева С. В. и др. Показатели флюктуаций кардиоинтервалов при различных функциональных состояниях дошкольников// Физиология человека. 2001. — Т.27, № 3. -С. 89- 94.
  65. Г. И., Зотова JI.M., Татаринова Т. Н. Функция кардиореспираторной системы у здоровых детей в покое и при велоэргометрической нагрузке// Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 62 — 65.
  66. Г. В., Рублева J1.B. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 54 — 59.
  67. А.В. Лонгитудинальное исследование динамики созревания центральной и автономной нервных систем у детей 6−10 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 214.
  68. Е.А., Туровский Н. Н. Гипокинезия. М.: Медицина, 1980. -320с.
  69. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/116
  70. Б.П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. — М.: «Академия», 2001. — 160с.
  71. И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения// Дефектология. 2001. -№ 2.-С. 3−12.
  72. В.М. Динамика показателей кровообращения и дыхания у мальчиков младшего школьного возраста под влиянием нагрузок разной мощности// Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. -№ 2.-С. 33.
  73. А. В., Лосева Т. Н., Певцова Е. И. и др. Доминирующая мотивация: само детерминация активности при конфликте// Интегративная деятельность мозга. М.: РАМН, 2000. — С. 47 — 53.
  74. А.В., Побежимова O.K., Дикопольская Н. Б. и др. Адаптивные возможности организма школьников в зависимости от возраста, пола и режима обучения// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 534.
  75. В.И. Адаптация организма юных спортсменов к тренировочным нагрузкам// XVII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 241.
  76. В.Н. Эффективность оздоровления часто болеющих детей в санаторных группах дошкольных учреждений// Педиатрия. 1990.1173. С. 83 -85.
  77. О.О. Суточный ритм сердца у детей// Педиатрия. 1998. -№ 4.-С. 51−55.
  78. Г. А., Иваницкая JI.H., Яковлева М. Г. Профиль функциональной межполушарной асимметрии и особенности ЭЭГ заикающихся детей// Физиология человека. 1995. — Т.21, № 4. — С. 36 — 44.
  79. Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 351с.
  80. Э.В. Характеристика временного и частотного спектра вариабельности сердечного ритма у детей 7−10 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов на — Дону: РГУ, 1998. — С. 268.
  81. Э.В. Характеристика показателей вариабельности сердечного ритма у младших школьников// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл.- Казань: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- С. 540.
  82. Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978.-343с.
  83. Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации/ Физиология адаптационных процессов. М.: Медицина, 1986. — С. 10.
  84. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256с.
  85. Р.Е., Ерусалимский Л. А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980.-96с.118
  86. А.Н. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов у школьников в условиях Севера// Гигиена и санитария. 2001. — № 4. -С. 49−51.
  87. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников -семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе// Физиология человека. 1997.-Т. 23, № 6. — С. 44 — 47.
  88. А.Н. Особенности регуляции сердечного ритма у детей в начальный период обучения в школе в условиях Севера// Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С.82 — 86.
  89. Ю.М., Волков B.C. Профилактика заболеваний сердечно -сосудистой системы. М.: Мир Отечества, 1997. — 254с.
  90. Д.А., Беренштейн Г. Ф., Нурбаева М. Н. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у дошкольниковв течение учебного года// Гигиена и санитария. 1990. — № 9. — С. 54 -55.
  91. Т.В., Вотякова О. И. Программа релаксационной биоэнергорегуляции// Биоэнергоинформатика («БЭИ 1998»): Докл. I Междунар. конгресса. Барнаул: Изд-во АГТУ, 1998. — Т.1. — С. 142 -144.
  92. Т.В., Пястолова Н. Б., Удалов А. А. Особенности физического развития у детей с нарушением зрения// Физическая культура. 1998. -№ 3. — С. 47−49.
  93. Т.В. Психическая саморегуляция (10 уроков психофизического здоровья). Челябинск, 1999. — 46с.119
  94. Т.В., Пястолова Н. Б., Максутова Г. И. и др. Эффективность применения программы психофизической регуляции в занятиях с лицами разного возраста// Теория и практика физической культуры. -2002.-№ 1.-С. 44−47.
  95. Н. Е. Модель ЭКГ идентификации лиц с различными спектрами мотивационной активности при конфликте// Интегративная деятельность мозга. — М.: РАМН, 2000. — С. 252 — 254.
  96. М.С. Структурно уровневые теории в психологии// Психическая саморегуляция. — Ярославль: ЯГУ, 1977.-С. 157 — 159.
  97. В.В. Проблема утомления. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Медицина, 1975.-240с.
  98. В.В. Симфония жизни: (Попул. физиология человека). М.: Физкультура и спорт, 1989. -237с.
  99. А.С. Активное самовнушение в общем комплексе реадаптации, реабилитации больных с психоневрологическими расстройствами// Психическая саморегуляция. Алма-Ата: КГУ, 1974. — С. 202 — 204.
  100. В.Б., Гиренко J1.A., Айзман Р. И. Адаптивные возможности школьников 10 -' 15 лет к физическим нагрузкам// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР -МЕД, 2001, — С. 566.
  101. JI.B. Возрастная динамика показателей биоэлектрических функций миокарда у детей 7−15 лет// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на -Дону: РГУ, 1998.-С. 351.
  102. С.И., Ибрагимов А. И., Крылова А. В. и др. Влияние режимов обучения на функциональное состояние сердечно сосудистой системы детей 7−9 лет// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 569.
  103. С.И., Святова Н. В., Зиятдинова Н. И. Влияние гиподинамии на сердечно сосудистую систему школьников// XVII съезд
  104. Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Ростов на — Дону: РГУ, 1998. — С. 355.
  105. В.В. Проектирование валеологических антистрессовых программ// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 571.
  106. С.Н., Питухина И. В., Корженевская H.JI. Степ тест PWC150 в донозологической диагностике сердечно — сосудистых заболеваний у детей школьного возраста// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. — Тюмень, 2001. — № 4. — С. 81.
  107. Т.А. Возрастная динамика ЭЭГ детей младшего школьного возраста в покое и при деятельности// Физиология развития человека: Матер. Междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. М.: РАО, 2000. — С. 386.
  108. Е.Р., Татауров Ю. А. Вегетативная регуляция сердечного ритма и темперамента детей раннего возраста// Физиология человека. -2001.-Т. 27, № 2.-С. 86−90.
  109. Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусного сердечного ритма у здоровых детей// Вопросы охраны материнства и детства. 1984. — Т. 29, № 3. — С. 10 — 13.
  110. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1997. — 124с.
  111. С.В., Болотнова Т. В., Соловьев B.C. и др. Функциональное состояние кардиореспираторной системы подростков севера Тюменской области// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. -Тюмень, 2001,-№ 4.-С. 76.
  112. Е.О., Кондрашова Н. П. Электрокардиографические особенности у детей раннего возраста и дошкольников Иркутской области по данным скрининга// Педиатрия. 1999. — № 4. — С. 52 — 54.
  113. О.Е., Лупандина В. И., Зайцев А. В. Исследование времени когнитивных процессов у младших школьников// Физиология развития человека: Матер. Междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. М.: РАО, 2000. — С. 15.
  114. Теория и методики физического воспитания: Для фак-ов физ. культуры пед. ин-ов/ Под ред. Ашмарина Б. А., Виноградова Ю. А., Вяткина З. Н. др. М.: Просвещение, 1990. — 286с.
  115. С.Н., Ковязина О. Л., Соловьева С.В. Адаптационные возможности сердечно сосудистой системы у детей 7 лет города122
  116. Тюмени// XVII съезд Всероссийского физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов — на — Дону: РГУ, 1998. — С. 424.
  117. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно сосудистой системы школьников. — М.: Педагогика, 1985. -86с.
  118. И.О., Андреева И. Г., Безобразова В. Н. и др. Развитие системы кровообращения// Физиология развития ребенка: Теоретические и практические аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 148 -167.
  119. И.О., Андреева И. Г., Шарапов А. Н. и др. Вегетативная регуляция и состояние сердечно сосудистой системы// XVII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. — Ростов — на -Дону: РГУ, 1998.-С. 427.
  120. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга// Физиология человека. 1991. — Т. 17, № 5. -С.17.
  121. В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков// Интеграция лиц со специальными потребностями: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Шяуляй, 1993. — С. 40 — 43.
  122. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион, научн. практ. конф./ Под ред. С. Б. Шарманова. — Челябинск, 1999. — 211с.
  123. Физическое развитие/ Под ред. А. Н. Узуновой, О. В. Лопатиной, М. Л. Зайцевой. Челябинск, 1998. — С. 23.
  124. Р.Х., Камилова Р. Т., Боровков К. Г. и др. Опыт внедрения комплекса лечебно профилактических мероприятий в дошкольных учреждениях//Гигиена и санитария. — 1993. — № 6. — С. 37−38.
  125. Е.М. Отдельные аспекты здоровья школьников// Медицина и охрана здоровья: Матер. Междунар. симп. Тюмень, 2001.-№ 4. -С. 117.
  126. Г. Б., Чащин Г. В., Батлук С. Г. и др. Спектральный анализ периодических составляющих в структуре сердечно сосудистой системы детей// Физиологический журнал. — 1991. — Т.37, № 2. — С. 44 -48.
  127. Е. Вера в своё «Я»// Дошкольное воспитание. 2001. — № 3. -С.21 -30.
  128. Т.С., Прибыткина Г. Н., Боцманова А. О. Оценка функционального состояния организма учащихся младшего школьного возраста при пятидневной учебной неделе// Гигиена и санитария. -1990.- № 5.-С. 63 -65.
  129. А.Н., Федоров А. Б., Федоров Н. А. Нейрофизиологические характеристики компенсаторно-восстановительных процессов мозга при реабилитации нейросенсорных нарушений зрительной и слуховой систем// Физиология человека. 2001. — Т.27, № 3. — С. 14 — 21.
  130. О. В. Возрастные особенности сенсорного обеспечения коммуникативного поведения детей// Интегративная деятельность мозга. М.: РАМН, 2000. — С. 260 — 262.
  131. С.Н. О совершенствовании организационных форм оздоровления детей дошкольного возраста с использованием естественных и искусственных физических факторов// Вопросы охраны материнства и детства. 1992. — № 6 — 7. — С. 35 — 36.
  132. В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 162с.124
  133. Г. П., Лашнева И. П., Березина Н. О. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях// Гигиена и санитария. 2000. — № 4. -С. 39−42.
  134. Р.Г., Гареев Е. М., Мулдашев Э. Р. Влияние повторных курсов электростимуляции и психофизиологической коррекции на характеристики зрительной системы при слабовидении разной этиологии// Вестник офтальмологии. 1999. — Т. 115, № 4. — С. 26 — 30.
  135. JI.A. Сияние голубого лазурита: Беседа с биоэнергетиком обл. центра «Здоровье». Самара: Самарский Дом печати, 1993. — 128с.
  136. Alfyorova Popova T.V., Votyakova О. Experience of the applying application of meditation to shaping// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P. 111−116.
  137. Baevsky R.M., Moser M., Nikulina G.A. et al. Autonomic regulation of circulation and cardiac contractility during a 14- month space flight// Acta Astronautica. 1998.-V.42, № 1 -8.-P. 159.
  138. Bishop V. Identifying the components of success in mainstreaming// Journal of Visual Impairment and Blindness. 1986. — № 9. — P. 939 — 945.
  139. Bradshaw Y. L., Nettleton N. C. The nature of hemispheric specialization in man// Behav., Brain Science. 1981. — V. 4. — P. 51.
  140. Coumel P., Leenhardt M. Mental activity, adrenergic modulation and cardiac arrhythmias in patients with heart disease// Clinical Cardiology. 1991.
  141. Eriksson P. S., Perfilieva E., Bjork Eriksson T. et al. Neurogenesis in the adult human hippocampus// Nature Medicine, 1998. — V. 4. — P. 1313.
  142. Falaleev A.G., Kobzev V.A., Cherenina S.V. Correlation of physical working capacity with morphofunctional characteristics in boys aged 9 — 15// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P.35 — 39.125
  143. Ferell К., Trief E., Deitz S. et all. The visually impaired infants research consoriura: First year’s results// J. of visual Impairment and Blindness. -1990.-V. 84.-P. 404−410.
  144. Field T.M., Quitino O., Hernandez Reif M., Kozlovsky G. Adolescents with attention deficit hyperactivity disorder benefit from massage therapy// Adolescence. — 1998. — V. 33. — P. 103.
  145. Finley J.P., Nugent S.T., Hellenbrand W. Heart rate variability in children// Canadian J. Physiol. Pharmacology. 1987. — V. 65. — P. 2048.
  146. Gillbert T.C., Leite Mareira A.G. The hemodinamic manifestation of normal myocardial relaxation. A. framework for experimental and clinical evaluation// Acta Cardiol. 1997. — V. 52, № 3. — P. 233.
  147. Grisham J.D., Sheppard M.M., Tran W.U. Visual symptoms and reading performance// Optom. and Vision Sci. 1993. — V. 70, № 5. — P. 384 — 391.
  148. Hackie R.T., McCulloch D.L., Saunders K.J. et all. Relation between neurological status, refractive error, and visual acuity in children: a clinical study// Developmental Medicine and Child Neurology. 1998. — V. 40. — P. 31−37.
  149. Kagan J., Reznicr J. S., Snidman N. The physiology and psychology of inhibition in children// Child Development. 1987. — V. 58, № 6. — P. 1459 -1473.
  150. Kagan S. Arcus D, Sidman N, Riwn S. F. Asymmetry of forehead temperature and cardiac activity // Neuropsychology. 1995. — V. 9, №.1. -P. 47−51.
  151. Kempermann G., Kuhn G.H., Gage F.H. Experience induced neurogenesis in the senescent dentate gurus// The J. Neuroci, 1998. V. 18. — P.3206.
  152. Komkov A.G., Antipov G.L., Gurinovich E.G. Physical activity levels of school aged children in St. Petersburg// Current research in sports sciences: an international perspective. — New York, 1996. — P. 247 — 253.
  153. Koslowe K.S. Binocular vision, coding tests and classroom achievement// Behaviotrak Opt. 1991. — V. 2, № 1. — P. 16 — 19.126
  154. Kozlova K.F. Influence of ecological conditions on the physical activity and physical status of schoolchildren// Current research in sports sciences: an international perspective. New York, 1996. — P. 261 — 264.
  155. Malik M. Heart Rate variability// Curr. Opin. Cardiol. 1998. — V.13, № 1. -P. 36.
  156. Malik M., Camm A.J. Heart rate variability// Clinical Cardiology. 1990. -V. 13.-P. 570.
  157. Marshall P. S., Fox N.A. Attention and vagal regulation in 2-year olds// Psychophysiology. — 1998. — V. 35, № 1 — P. 14.
  158. Popova T.V. Program of improving health and correcting the psychophysiological state of children with weak sight// Psychophysiology. -1998. -№ l.-P. 89.
  159. Porges S.W., Fracasso M.P., Lamb M.E. et all. Cardiac activity in infancy: reliability and stability of individual differences// Infant Behavior and Development. 1994. — V. 17. — P. 277 — 284.
  160. Rahman A., Mubbashar M., Harrington R. et al. Annotation: Developing child mental service in developing countries// J. of child psychology and psychiatry, 2000. V. — P. 539.
  161. Rasid Z.M., Parish T.S. The effects of two Types of relaxation training on student’s levels of anxiety// Adolescence. 1998. — V. 33. — P. 99.
  162. Reyhell J. Developmental patterns of visually handicapped children// Child: Care, Health and Development. 1978. — V. 4. — P. 291 — 303.
  163. Rieffe C., Terwogt M. Deaf children’s understanding of emotions: desires take precedence// J. of child psychology and psychiatry, 2000. V. 41. — P. 601.
  164. Scherrer J. Physiologies due travail (Ergonomic). Paris: Maisson et cie edit. -1967.-V. 1,2.- P. 492.
  165. Simons H.D. An analysis of the role of vision anomalies in reading interference// Optom. and Vision Sci. 1993. — V.70, № 5. — P. 369 — 373.127
  166. Sporns О., Edelman G. M. Solving Bernstein’s problem: a proposal for the development of coordinated movement by selection// Child Development, 1993.-V. 64.-P.960.
  167. Steinsor L.V. Visually handicapped children’s: Their attitudes toward blindness. New Out looks for the Blin 60, 1985. P. 307 — 311.
  168. Wechsler D. Manual for Wechsler Intelligence Scale for Children Revised. — New York: The Psychological Corporation, 1974. — V. 83, S. 2. — P. 58.128
Заполнить форму текущей работой