Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Морфофункциональные особенности развития и адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, тендерная принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола. Поэтому в настоящее время остаются актуальными исследования функционального состояния, адаптационных и резервных возможностей растущего организма на разных этапах его развития, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Здоровье детей младшего школьного возраста в условиях 9 здоровьесберегающей системы образования (обзор литературы)
    • 1. 1. Состояние здоровья и заболеваемость детей дошкольного и 10 младшего школьного возраста
    • 1. 2. Морфофункциональное и психофизиологическое развития 16 дошкольников и младших школьников, тендерные особенности
    • 1. 3. Характеристика здоровьесберегающих технологий
    • 1. 4. Современная образовательная среда и адаптация
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация и объем исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Собственные результаты и их обсуждение 50 3.1 Состояние здоровья и заболеваемость детей младшего школьного 50 возраста
    • 3. 2. Возрастно-половые особенности физического и психического 57 развития младших школьников
    • 3. 3. Возрастно-половые особенности деятельности ССС и ее 69 регуляции
    • 3. 4. Процесс адаптации в условиях здоровьесберегающих технологий
      • 3. 4. 1. Процесс адаптации детей младшего школьного возраста при разных двигательных режимах
      • 3. 4. 2. Процесс адаптации детей младшего школьного возраста при тендерном подходе

Морфофункциональные особенности развития и адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Школьное образование, традиционно ориентированное на контингент здоровых детей, постоянно интенсифицируется: усложняются программы, внедряются новые педагогические технологии, с первого класса вводятся элементы специализации и т. п. Увеличение суммарной нагрузки и времени нахождения в школе, часто реализуемое без учета морфофункциональных особенностей, подвергает детей неоправданному стрессу (Баранов, 1999; Татарникова, 1995).

На фоне современных социально-экономических преобразований существовавшие в России с конца 80 гг. тенденции ухудшения здоровья детей переросли в закономерность и к моменту поступления в школу 25−40% первоклассников уже имеют хронические заболевания (Кучма, Сердюковская, Демин, 2000; Сухорев, 1993).

В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим проблема достижения качественного образования при минимальных затратах здоровья обучающихся приобретает свою актуальность.

Актуальность проблемы обеспечения направленности учебно-воспитательного процесса в средней школе на осуществление здоровьесбережение учащихся, подчеркивается во многих нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года).

По мнению ряда авторов (Доцоев, Аксенов, Тутатчиков, Усынин, 2006; Смирнов,. 2005) решение данной проблемы видится в системном преобразовании современного образовательного процесса через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Реакция организма ребенка на воздействие окружающей среды в различные возрастные периоды зависит от степени морфофункциональной зрелости физиологических систем (Безруких, 1999).

Особое внимание привлекают младшие школьники, так как начинают испытывать большие эмоциональные и физические перегрузки в связи с новым социальными условиями — началом обучения в школе, гиподинамией, новыми контактами. Кроме того, данный период является критическим, и именно на этих этапах онтогенеза должны сложиться защитные механизмы (Агаджанян, Никитюк, 2000).

Особую роль в процессах адаптации к этим воздействиям играет Кардиореспираторная система. Низкий уровень функционального резерва кардиреспираторной системы существенно снижает физическую и психическую работоспособность учащихся вследствие чего возникают нарушения здоровья, появляется неустойчивость к стрессам, снижается г устойчивость организма к различным повреждающим факторам, из-за чего появляется склонность к заболеваниям (Апанасенко, Попова, 2000).

Рядом исследователей выявлена зависимость особенности регуляции сердечно сосудистой системы от пола (Хаспекова, 1999; Гринене, 1990; Тупицин, 1985; Коркушко, 1990; Галлеев, 1999 и др.). Половые различия заключаются в более благоприятном функциональном состоянии сердца у мальчиков, чем у девочек. Они проявляются в разной степени напряжения систем регуляции (Баевский, Мотылянская, 1986). Различия в изменениях параметров сердечного ритма на умственную и физическую нагрузки, свидетельствуют о менее выраженной зрелости функциональных систем организма у мальчиков по сравнению с девочками (Батенкова, 2001).

Многие авторы указывают на наличие половых различий в уровне развития физических качеств (Бальсевич, 1990; Воронина, 2001; Соболева, 1997) и психических процессов (Ткаченко, 1999; Козловская, 2005; Еремеева, 2005).

Таким образом, тендерная принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола. Поэтому в настоящее время остаются актуальными исследования функционального состояния, адаптационных и резервных возможностей растущего организма на разных этапах его развития, что позволяет рассматривать процесс адаптации младших школьников к учебным нагрузкам в рамках инновационных педагогических технологий с учетом психофизиологических и морфофункциональных особенностей.

Целью работы было: изучение особенностей морфофункционального и психического развития младших школьников в процессе адаптации к учебной деятельности в условиях реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние здоровья детей по данным ретроспективного анализа карт индивидуального развития ребенка.

2. Проанализировать возрастно-половые особенности физического и психического развития младших школьников.

3. Изучить возрастно-половые особенности вегетативной регуляции сердечной деятельности младших школьников.

4. Исследовать влияние двигательной активности и тендерного подхода к обучению на процесс адаптации на основе дифференциального анализа показателей вегетативной регуляции сердечного ритма и психического развития.

Положения выносимые на защиту.

1. В связи с различием в сроках формирования психо-физиологических процессов у мальчиков и девочек по-разному происходит процесс адаптации к обучению.

2. У младших школьников в начале обучения преобладает симпатическая регуляция сердечного ритма, которая снижается как в течение года, так и в возрастной динамике (6−9 лет).

3. Тендерный подход к обучению и рациональный двигательный режим как здоровьесберегающие технологии, способствуют более благоприятному течению адаптации детей младшего школьного возраста.

Новизна исследования.

Впервые в условиях районного центра (г. Арзамас) проведено комплексное обследование детей младшего школьного возраста по соматическим, функциональным и психофизиологическим показателям в динамике трехлетнего наблюдения за их адаптацией к обучению с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

Выявлены половые различия в адаптационных процессах у детей младшего школьного возраста при обучении. Показано преобладание у детей 7 лет процессов возбуждения над торможением.

Установлено, что психологические аспекты готовности к школе имеют тендерные отличия, при этом у девочек психологическая готовность к школьному обучению выше.

Показано, что использование тендерного подхода к обучению благоприятно влияет на процесс адаптации. Установлено, что раннее начало подготовки к школе способствует формированию стрессоустойчивости и более благоприятному течению процесса адаптации.

Научно-практическая значимость.

Полученные результаты дают физиологическое обоснование применению здоровьесберегающих технологий обучения младших школьников, свидетельствуют о психо-физиологической адаптации детей младшего школьного возраста, дополняют знания о возрастно-половых особенностях их морфофункционального развития в условиях системного обучения. Комплексный подход в оценке функционального психофизиологического состояния детей может быть использован образовательными учреждениями при разработке других здоровьесберегающих технологий обучения с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждены на 1-ом и 2-ом Международном форуме «Актуальные проблемы современной науки» (Самара 2005, 2006) — на VII и VIII Международной научно-практической конференции «Здоровье и' образование в XXI веке» (Москва, 2006, 2007) — на VI и VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации российского образования» (Тверь, 2007, 2008), расширенном заседании кафедры зоологии, анатомии и физиологии человека и животных АГПИ им. А. П. Гайдара (Арзамас, 2008).

выводы.

1. Материалы комплексного обследования состояния здоровья и заболеваемости детей младшего школьного возраста, проведенного в условиях районного центра (г. Арзамас) свидетельствуют об ухудшении данных показателей в наблюдаемый период. Доля здоровых детей младшего школьного возраста составила лишь 5%, имеющих 2 группу здоровья — 54,7%, 3 группу — 40,3%. В структуре заболеваемости лидирующие места занимают болезни опорно-двигательного аппарата (66,6%), ЛОР заболевания (30,9%), заболевания нервной системы (28,5%), по обращаемости — болезни органов дыхания (93,2%). При этом в структуре заболеваемости выявлены тендерные различия.

2. В период трехлетнего исследования отмечена неблагоприятная динамика физического и психического развития. Так, в 1,7 раза увеличивается доля детей с массо-ростовыми показателями ниже нормы и уменьшается в 2,1 раза доля детей с показателями выше нормы. Доля детей с показателями общей готовности к школьному обучению ниже среднего увеличилась в 3,2 раза.

3. Установлено, что средние значения систолического давления (САД) и диастолического давления (ДАД), а так же ЧСС во все возрастные периоды (с 6 до 9 лет) находились в пределах физиологических норм. Исключение составил возраст 7 лет, когда выявлено существенное увеличение ДАД и ЧСС особенно у девочек.

4. Выявлено преобладание симпатической регуляции сердечного ритма у младших школьников. В течение года нарастает влияние парасиматической регуляции — в 1,8 раза снижается доля симпатотоников, при этом доля нормотоников увеличивается в 1,4 раза, а вагототоников — в 3,5 раза. В возрастной динамике (6−9 лет) существенно снижается ИН в 1,4 раза и АМо — в 1,2 раза и одновременно повышается ВР — в 1,4 раза.

5. Установлена зависимость ИН от режима двигательной активности. При расширенном двигательном режиме к концу года доля ваготоников повышается в 2 раза при одновременном увеличении нормотоников в 1,3 раза и снижении симпатотоников в 1,5 раза, тогда как при обычном двигательном режиме к концу года доля нормотоников уменьшается в 1,3 раза, а доля ваготоников нарастает более существенно (в 3,7 раза), что может свидетельствовать о проявлении дизадаптации организма и, соответственно, его переутомления.

6. Более выражено влияние двигательного режима на ИН в зависимости от пола: гиподинамии подвержены больше девочки, что выражается в значительном нарастании ИН к концу рабочего дня как в начале недели (1,5 раза), так и в конце недели (1,9 раза) при обычном двигательном режиме, тогда как у мальчиков ИН увеличивается лишь в конце недели (1,8 раза). При расширенном двигательном режиме у девочек ИН увеличивается лишь в конце недели в 1,4 раза, у мальчиков такой динамики не наблюдается.

7. Развитие моторики, мотивации и слуховой памяти на высоком уровне у девочек встречается соответственно в 2, в 2 и в 3,1 раза чаще, чем у мальчиков, а уровень моторики ниже среднего — в 1,9 раз чаще у мальчиков. В целом показатели готовности к школе у девочек на 46% выше, чем у мальчиков.

8. Тендерное обучение способствует более устойчивой реакции сердечнососудистой системы младших школьников: эйтония отмечается в 50%- умеренная симпатои ваготония — в 32%, выраженная вагои симпатотония — в 18%. При совместном обучении школьники реагируют на учебную нагрузку более лабильно: эйтония — 34%, умеренные состояния — 30%, выраженные состояния — 36%. Динамику ИН у детей при тендерном обучении следует считать также более благоприятной, т.к. его значения равномерно снижаются от начала к концу учебного года, тогда как при совместном обучении ИН сначала повышается и снижается лишь к третьей четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендовать администрации образовательных учреждений метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) при внедрении и реализации инновационных педагогических технологий в условиях начального образования в комплексе с медико — педагогическим контролем — для раннего прогнозирования результативности адаптации детей. По результатам прогнозирования формируется группа детей адаптационного риска с проведением им профилактических мероприятий.

2. Рекомендовать психологам и педагогам учитывать выявленные возрастно-половые особенности в сроках формирования психофизиологических процессов в период адаптации к обучению в школе с целью предотвращения дизадаптации и укреплению здоровья.

3. Учитывать тендерные особенности двигательной активности младших школьников для оптимизации двигательного режима и профилактики гиподинамии, как одного из значимых отрицательных факторов школьной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы адаптации организма детей младшего школьного возраста к учебной деятельности представляет не только теоретический интерес, но и имеет большую практическую значимость. До настоящего времени мало освещена проблема комплексной оценки технологий обучения в соответствии с индивидуальным здоровьесберегающим потенциалом организма.

Обычно дискуссия идет по линии того, как влияет та или иная методика обучения на острую заболеваемость и какие традиционные и нетрадиционные методы коррекции последней можно предложить. Не получили должного развития и научного обоснования вопросы быстрой (в рамках учебно-воспитательного процесса), доступной и качественной диагностики показателей здоровья школьников.

Физиологический и психологический анализ влияния современных технологий обучения на морфофункциональный статус детей необходим и является шагом к успешному обучению и сохранению здоровья подрастающего поколения.

Настоящим исследованием в рамках поставленных цели и задач предусмотрены следующие этапы выполнения работы:

1. Организация наблюдения и сбора показателей морфофункционального состояния учащихся младших классов в динамике за несколько лет обучения для получения достоверных данных, отражающих ведущие характеристики их физического и психического развития.

2. Организация проспективного наблюдения за группой младших школьников в период начального образования.

3. Организация проспективного наблюдения за группой младших школьников в период начального образования при реализации различных здоровьесберегающих технологий.

4. Оценка эффективности внедрения рационального двигательного режима и тендерного подхода в учебно-воспитательный процесс.

Особенностью современных первоклассников, проживающих в городе областного подчинения, является факт ослабления состояния здоровья детей, поступающих в школу: почти каждый третий ребенок уже не здоров (I группа здоровья — 11% дошкольников и 5% младших школьников, II группа здоровья — 76% и 54,7%, III группа здоровья — 12% и 40,35 соответственно).

Обследованные нами учащиеся отличаются выраженной гетерохронией процессов роста и созревания — соответствующий паспортному «зубной» возраст установлен только у 35% детей, отстающий был определен у 63,5% и опережающий — у 1,5%- по темпам физического развития — у 69,5%, 26,3% и 4,2% учащихся соответственно. Гетерохрония развития предполагает неоднородность и напряжение адаптационных процессов. Характер роста и созревания детей по показателям физического развития неоднозначен.

Выявленные особенности развития детей предполагают компенсаторные, адаптационные перестройки систем организма, позволяющие обеспечивать выполнение надлежащих функции младших школьников. Несомненно, наиболее информативными в этом плане представляются структурно-функциональные изменения сердечнососудистой системы.

Действительно, показатели гемодинамики у обследованных детей, проживающих в городе областного подчинения, во всех возрастно-половых группах отличаются от ожидаемых по региональному нормативу статистически значимым снижением средних значений систолического АД, при этом диастолическое АД и частоты сердечных сокращений повышено, прямо свидетельствуя о повышении периферического сосудистого тонуса, т. е. о напряженности процессов адаптации.

При анализе особенностей вегетативного тонуса младших школьников методом вариационной пульсометрии было выявлено его симпатическое преобладание, статистически значимо больше эталонных показателей кардиоинтервалограмм 80-х годов. У половины обследованных нами детей на момент начала учебного года среднее значение индекса напряжения (ИН) соответствовало уровню симпатикотонии и гиперсимпатотонии, главным образом, обусловленное увеличением показателей моды (Мо) и амплитуды мода (Амо).

Из анализа показателей вегетативного гомеостаза исследуемых детей младшего школьного возраста следует, что динамика напряженности механизмов центрального регулирования отчетливо прослеживается по статистическим характеристикам сердечного ритма, в частности, по сдвигам в величине ИН. Изменение ИН в течение рабочей недели происходит из-за нарастания к середине недели доли детей с нормотонией в 1,7 раза за счет снижения симпатотоников в 1,3 раза и увеличения доли ваготоников в 1,1 раза к концу недели. Долевое распределение детей по вегетативным типам регуляции сердечного ритма в течение года изменяется за счет увеличения в 1,4 раза доли детей нормотоников и уменьшению в 1,8 раза доли симпатотоников. К концу года доля вагототоников увеличивается в 3,5 раза, что связано с нарастанием утомления.

Изменения этого параметра демонстрируют напряжение центральных механизмов регулирования закономерно от начала к концу каждой четверти, более интенсивно в первой и менее — в третьей, что указывает на уменьшение симпато-адреналовых влияний на сердечнососудистую деятельность. В 9 летнем возрасте отмечалась тенденция к повышению парасимпатических влияний на сердечный ритм. Симпатическая избыточность находит свое отражение в процессах созревания детей, ИН тем выше, чем более выражены различные отклонения в физическом и психологическом развитии детей.

Величина ИН варьировала в динамике образовательного процесса, свидетельствуя о реагировании детей на учебную нагрузку. Показатель моды (АМо) у обследованных детей в процессе начального обучения растет, а величина вариационного размаха (ВР), наоборот, уменьшается.

Отмечена зависимость показателей регуляции сердечной деятельности у детей младшего школьного возраста от двигательного режима. Так у школьников при рациональном двигательном режиме отмечено повышение доли детей нормотоников в 1,3 раза и уменьшение симпатотоников в 1,5 раза, а так же в 2 раза меньшим, по сравнению с детьми при обычном двигательном режиме, увеличением к концу года доли ваготоников. При обычном двигательном режиме процесс адаптации менее стабилен: в течение года доля нормотоников имеет существенные колебания и к последней четверти уменьшается в 1,3 раза. Параллельно с этим к концу года значительно нарастает в 3,75 раза доля ваготоников, что свидетельствует о возникновении дизадаптации и, как результат, — о выраженном утомлении.

Более выражено влияние расширенного двигательного режима по половому признаку, в частности отмечается увеличение утомления у девочек пари обычном двигательном режиме. ИН при этом увеличивается с 237,88 ±23,95 до 345,75 ±30,12 после уроков в начале недели, и с 171,50± 32,43 до 337,75±29,15 после уроков в конце недели (достоверность р0, 05). У мальчиков при обычном двигательном режиме ИН достоверно увеличивался лишь после уроков в конце недели со 108,20 ±14,54 до 204,70± 19,89 (р0, 05).

Таким образом, двигательный режим имеет значительное влияние на регуляцию сердечного ритма, особенно уменьшение двигательной активности неблагоприятно для девочек.

При анализе динамики показателей ВПМ в течение учебного года, установлено, что процессы адаптации у девочек и мальчиков протекают по-разному. Повышение доли нормотоников у девочек наблюдается во 2 и 3 четверти, тогда как у мальчиков — только к 3 четверти.

Сравнение результатов вариабельности сердечного ритма у детей при обычном и тендерном обучении показывает наличие различий данных показателей.

Ученики при тендерном подходе реагируют на учебную нагрузку более устойчиво: эйтония (равновесие) — 50%- умеренные состояния (умеренная симпатои ваготония) — 32%, выраженные состояния (выраженная вагои симпатотония) — 18%. При совместном обучении школьники реагируют на учебную нагрузку более лабильно: эйтония — 34%, умеренные состояния -30%, выраженные состояния — 36%.

Динамику ИН у детей при тендерном подходе следует считать более благоприятной, т.к. его средние значения снижается от начала учебного года и затем стабилизируются, при обычном обучении ИН сначала повышается и снижается лишь к третей четверти, а стабилизируется к четвертой.

Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют, что мальчики по психо-физиологическому развитию младше девочек. В начальной школе мальчикам требуется обучение, основанное на целостном, синтетическом подходе с опорой на образность, конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать их постепенно из лишенных конкретики деталей.

У девочек-сверстниц лучше развиты речь и алгоритмическое левополушарное мышление. Именно поэтому они лучше ориентируются в правилах, типовых заданиях, лучше выстраивают устный и письменный ответ, способны разъять целое на части (слово на приставку, корень, суффикс и окончание), присвоить словам или блокам названия-ярлыки (сказуемое, подлежащее, род, число, падеж).

У мальчиков есть еще ряд трудностей в познавательной деятельности, обусловленных особой организацией их мозга. Им сложнее сопоставить информацию, полученную и обработанную разными полушариями. С другой стороны, в более зрелом возрасте это дает возможность сформировать их функциональную специализацию.

В современной школе учителю легче дать задание вербально и ответ получить также в виде грамматически правильно оформленного речевого высказывания. Такой способ обучения больше подходит для девочек, чем для мальчиков, разумеется с учетом индивидуальных различий.

Таким образом, если при обучении детей будет игнорироваться факт половых различий их познавательной деятельности, психо-физиологического развития и процессов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, мозг учеников будет искать обходные пути коррекции данных функций, неоптимальные, энергозатратные для данного конкретного ребенка, что может привести к нарушению состояния здоровья. Девочки более адаптивны и легче подстраиваются к той образовательной среде, в которую попадают. Для мальчиков подстроиться труднее, иногда для них это непосильная задача. Для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нужны самостоятельные, умеющие принимать решение, надежные мужчины и женщины, уважающие себя и ценящие свою половую принадлежность. А для этого необходимо учить мальчиков и девочек, а не просто школьников. 1'.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. РТнтегративная антропология и экология человека / Н. А. Агаджанян., Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин. М., 1996. — С.- 186 .
  2. H.A. Физиология человека / H.A. Агаджанян. М., 2003. -С, — 458−476.
  3. Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, Л. К. Айзман. №, 1991. — С. — 3−53.
  4. Р.И. Индивидуальная норма как критерий адаптации и здоровья / Айзман Р. И., Великанова Л.К.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997.- С.-20.
  5. А.Д. Психология развития школьников / А. Д. Алферов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — С.- 384.
  6. А.Ф., Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В. // Вестн. ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. — 2003.- № 16, — С.- 11−23.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1983.-С.- 208.
  8. А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С, Урбина. -СПб.: Питер, 2001. С.- 688.
  9. П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания : авторе, дис. канд. пед наук. М. 2000. С.- 24.
  10. Ю.Ананьева H.A., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников //Вестник Рос.АМН. 1993. -№ 5. — С. 19−24.
  11. H.A., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья.- т.1.- № 1.- 1994.- С.- 13−18.
  12. Андреева JIM Сравнительная характеристика изменений сердечною ритма детей 6−7 летнего возраста при умственной нагрузке / JI.M. Андреева //Физиология человека. М., 1999. — Т. 21. — № 5. — С. 22.
  13. З.Антропова М. В., Манке Г. Г. и др. Морфофункционапьные особенности и состояние здоровья учащихся 90-х г. г. в связи с факторами риска, представленными в действующих системах обучения// Здравоохранение Российской Федерации. 1997.-№ 1.- С. 45−49.
  14. М.В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г. и др. Состояние здоровья школьников 90-х годов // Международный журнал по проблемам образования «Магистр», 1999, № 3. С. 17−19.
  15. М.В. Дифференцированное обучение Учащихся I-XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности /Антропова М.В. // Физиология человека.- 1982.-Т. 18.-1.- г С.-172.
  16. MB. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1983. -С.- 160.
  17. М.В. Реакции основных физиологических систем организма <детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. Т. 9. № 1. С.- 18−24.
  18. , М.В., Ефимова С. П., Лосева O.A. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников.- М., 1983.- С.-160.
  19. Г. Л. Медицинская вапеология / Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Ростов на Дону: «Феникс», Киев: «Здоровье», 2000. С.- 245.
  20. В.Ф. Тратегия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса // Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура / Базарный В. Ф. // Школа здоровья. 1996. Т.З. — № 4 — С. 44−46.
  21. JI.B. Детский потенциал образовательных программ в области здоровья. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. М. 1999.С.- 56−57.
  22. БальсевичВ.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) / Бальсевич В.К.// Теория и практика физической культуры. 1990.- № 1. — С. 22−26.
  23. Бальсевич В'.К.Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — С.- 275.
  24. A.A. Здоровье российских детей // Педагогика. 1999. № 8.
  25. A.A. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 4−6.
  26. A.A., Щеплягина JI.A. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков. М.: Медицина, 1998. — С.-175.
  27. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 4 — С. 5- ' 7.
  28. Баранов А. А, Щеплягина JI.A., Сухарева JI.M. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок»: (Проект) // Рос. педиатр, журнал. -2000.-№ 1.-С.-5−8.
  29. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. -1999. № 3. — С.- 4−6.
  30. P.M. Математический анализ сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма: Методические рекомендации / P.M. Баевский. -М, 1986. С. 1−11.
  31. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Баевский P.M., Берсенева А. П. — М.: Медицина. 1997.-С.-236.
  32. М.М. Дифференцированное влияние функциональной зрело сти коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет / М. М. Безруких, Р. И. Мачинская // Физиология человека. 1999. — Т. 25. — № 5. — С.- 14−21.
  33. М.М. Комплексная оценка факторов риска в функциональном развитии детей 6−7 лет // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / М. М. Безруких. СПб., 1999. — С. — 267
  34. М.М. Комплексная оценка функционального развития детей 5−6 лет // 39 Междун. науч.-практ. конф. «Ребенок и Север" — Тез. докл. -Мурманск, 2001.- Ч. 1, — С. 10−11.
  35. М.М. Возрастная физиология / М. М. Безруких. М., 2002. -С.- 352−382.
  36. М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // IV Всерос. Науч.-практ. конф. „Образование и здоровье“. Тез. Докл. Калуга. 1998. С.-30−31.
  37. М.М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. — М., 2000. — С.- 9−12.
  38. М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей // Магистр.-1999. № 3. — С.- 30−38.
  39. O.A. Совместное обучение как педагогическая проблема в России второй половины XIX начала XX в.: автореф. дисс. канд. пед. наук / Белянова O.A. — СПб., 1999. — С.- 18.
  40. E.B. Распространенность JIOP-патологии в детских организованных коллективах и связь с заболеваемостью ОРВИ // Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей: Сб. науч. тр. -М., 1988. С. -111−113.
  41. Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье.-М., 1997.
  42. Л.Ф. Состояние здоровья как гигиеническая проблема // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. М., 1991. — С.- 5−10.
  43. Н.Г. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития / Н. Г. Блинова, P.M. Мирзаханова // Физиология человека-1994. Т. 20. -№ 5. — С.- 46−48.
  44. ПЛ. Психология младшего школьника / П.П. Блонский- под ред. А. И. Липкиной. -М.: Институт практической психологии, 1997. -С, — 575.
  45. Божович ЛМ Психологические вопросы готовности ребенка к школь, ному обучении. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович- под ред. А. Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М., 1995. -С.- 271.
  46. Бунак В. В, Антропология. М.: Учпедгиз, 1941. — С.- 368.
  47. В.В. Физическое развитие детей / Биология человека. М.: Мир, 1968.-С.- 330.
  48. Ю.С. Особенности сердечной деятельности детей 5−7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 3, — С. — 108
  49. P.M. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при физических нагрузках разноймощности: Автореф. дис. канд. биол. наук: 03.00.13 / P.M. Васильева. -М., 1983.-С.- 24.
  50. Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология 2003. № 2. С.-35−39.
  51. Э.Н. Общая валеология. Липетск. 1998.
  52. Э. Н. Волынская Е.В. Учебный практикумпо валеологии для учителей и студентов педагогических вузов. М. 2002.
  53. Е.М. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников // Новые исследования по возрастной физиологии/ Вайнруб Е. М. М.: Педагогика. 1983.-С.- 19−20.
  54. Вахйгов ИХ Дишмика ЧСС и CD детей младшею школьного возраста при смене режимов двигательной активности / ИХ. Вахйтов // Физиология человека. -2003.-Т. 29. -№ 5.-С.- 148−150. у.
  55. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Приложение к журналу „Российский вестник перинатологии“. М., 1994. — С.- 67 .
  56. Ю.Е., Догель Н. В. Реабилитация как социальная проблема в педиатрии // Состояние и меры по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинической помощи детям. М., 1990. — С. 197−194.
  57. Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венрег. -М, 1994. -С. 26−34.
  58. А.Л. Психологическое обследование младших школьников. -М., 2001.-С.- 235.
  59. Н.Г. Здоровье детей первых семи лет жизни и перспективыего улучшения: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1986. С. 34.
  60. E.JI., Барсукова Н. К., Полесский В. А., Широкова Т. И. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни. М. 19 996.
  61. Возрастно-половые нормы показателей некоторых функций детского организма по данным исследования г. Горький. 1984. вып.6. С. 134.
  62. В опросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца A.B. М., 1995 -С.- 143.
  63. Н.В. Физическая подготовка школьников 1−6 классов на основе учета полового деморфизма: дис. канд. пед. наук / Воронина Н. В. Майкоп. 2001. С. — 150.
  64. И.М., Матвеева H.A., Максимова Т. М. Современные состояние, тенденции и проблема оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России // Педиатрия. 1995. — № 4. С. — 50−52.
  65. и.М. К обоснованию некоторых обще методических и частных подходов при формировании валеологических концепций в педиатрии и психологии // Сб. науч. Тр. СПб., 1991. С.- 5−27.
  66. И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. -1986. 6. — С. — 6−11
  67. A.C. Подготовка будущих учителей к воспитанию направленности на здоровый образ жизни (На материале образовательного процесса в лицеепедагогического профиля): автореф. дис. канн. пед. наук. Волгоград. 2002. С.- 24.
  68. Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997.-С.- 224.
  69. А.Р. Использование показателей сердечного ритма для анализа функционального состояния школьников с учетом возрастных особенностей и уровня двигательной активности // Автореферат дисс., канд. Биол. Наук. Новосибирск. — 1999. — С. — 24.
  70. Герасимов ВЛ Психология дошкольника. Диагностика детей дошкольного возраста: Учебное пособие для вузов / В. П. Герасимов, Е. В. Козлова. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. С.- 104.
  71. В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста / В. В. Голубев. М: Академия, 2000. — С. -320.
  72. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации-М., 2002.-С.12.
  73. Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков-дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики : атореф. дис. канд. пед. наук / Градусова Л. В. М., 1990.- С. -17.
  74. Э. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса / Э. Гринене // Гигиена и санитария. 1983. — № 10. -С. — 33−36.
  75. Э., Вайткявичус В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека 1990. — Т. 16. -№ 1.-С. 88- 93.
  76. Н.Н. Особенности формирования и функциональные резервыдетского организма в условиях Западной Сибири / Гребнева H.H., Кривощеков С.Г.- под общ. ред. Кривощекова С.Г.- Тюмень- Тюменский гос. унив., 2001. С.-108.
  77. Л.Б. О возрастных особенностях развития и взаимосвязи моторных функций рук и ног / Губман Л. Б. / Материалы X Всесоюзной научной конференции по физиологии, морфологии, биохимии и биомеханике мышечной деятельности. -М., 1968. — Т.1.- С.- 140−141.
  78. Н.В. В первый класс как в университет / Н. В. Гуткина // Народное образование. -1998. № 2. — С. — 140−142.
  79. А.Г. Комплексный подход к оценке „школьной зрело сти“ // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М, 1981. С. — 254−255.
  80. H.H. Психофизиология / H.H. Данилова. М: Аспект Пресс, 1998.-С.- 373.
  81. Н.Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе: автореф. дис. канд. мед. наук. -Екатеренбург. 1998. С.-31.
  82. Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев. М.: Тривола, 1995.- С.- 256−301.
  83. К.П. Рольсоциальных и биологических факторов в развитии ребенкаМ, 1983. С.- 160.
  84. В.Г. Механизмы защитной функции лизоцима, фундаментальное и прикладное значение // Нижегородский медицинский журнал. 1996. — № 2. — С. — 9−13.
  85. Л.Я., Аксенов В .В., Тутатчиков А. Т., Усынин A.M. Здоровьесберегающее образование в средней школе Челябинск ООО „Рекпол“ 2006. С.- 302.
  86. ЕЮ. Влияние активного двигательного режима на функциональное состояние сердечнососудистой системы и вегетативной регуляции у дошкольников / Е. Ю. Емельянчик // Педиатрия. 2003. — № 2. — С. — 4−9.
  87. В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, школьным психологам / Еремеева В. Д. Хризман Т.Л. -М.: ЛИНКА- ПРЕСС. 1998.- С.-178.
  88. В. Д. Нейропсихологический аспект тендерного подхода к обучению / Еремеева В. Д. // Образование и здоровье учащихся: материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. -М.: ИД „Ключ-С“, 2005.- С.- 109−110.
  89. В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в школе // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка / Еремеева В.Д.- под общ. ред. Бутуева A.C. М., 1999.- С.- 179−187.
  90. A.A., Русова Т. В., Андреев А. Г. Концепция организации профилактической помощи детям // Материалы 5-го Конгресса Педиатров России (Москва, 16−18 февраля 1999 г.). М., 1999. — С. -157.
  91. Г. К. Ковалева О.Б. Педагогический опыт обеспечения здоровья школьников (на примере уроков истории) // здоровье и образование :
  92. Материалы Междунар. Конгресса валеологов и 3-й Всерос. Науч.-практ. конф. СПб., 1999. С.- 75−76.
  93. Закаливание как метод профилактики ОРВИ у детей в дошкольных учреждениях / Бондаренко Г. Г. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. 1 междунар. науч.-практ. конф.(Дубна (Моск. обл.), 25−28 августа 1992 г.). -М., 1992. С. — 70.
  94. Т.С. Социальные и биологические факторы и их влияние на психическое развитие детей второго и третьего года жизни // Состояние здоровья и диспансеризации детей раннего возраста / Под редакцией Черенюк Т. Я., Нибш Г. М. 1987. С.- 110−116.
  95. Здоровые дети России в XXI / Под. ред. академика РАМН A.A. Баранова, проф. В. Р. Кучмы.- М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2000.- С.- 159.
  96. Индивидуальнсжсихапопмеские особенности детей младшего школьного возраста // Межвуз. сборник науч. трудов. Пенза, 1995. — С.- 146.
  97. Иццивидуально-психшогичсские особенности детей младшего школьного возраста / Под ред. ИЛ. Шаховой. М., 1995. — С.- 321.
  98. Инструктивно-методическое письмо „О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения“ //Вестник образования. -2000.-№ 11.-С.- 27−35.
  99. Интеграция и формирование системного мышления младших школьников // Экологическое образование: Актуальные проблемы / Э. Л. Мельник, Л. А. Коржнева. М., 1999. — С.- 142−144.
  100. В.Е. Половые аспекты индивидуальности / аган В.Е. // Психологические проблемы индивидуальности. М.- 1984.- вып.2. -С.109−112.
  101. P.A. Проблемы сосудистого тонуса у современных школь ников // Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет / P.A. Калюжная. М., 1971. — С.- 43−50.
  102. В.П. Адаптация и конституция человека / Казначеев В. П., Казначеев C.B. Новосибирск: Наука. 1986. — С.- 119.
  103. Л.Ф., Ростовцева Е. Е., Ландайс Я. Я. Адаптационные возможности учащихся начальных классов // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. тр. Междунар. Конф. — Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1999.- С.- 172−173.
  104. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / P.A. Калюжная. М., 1973. — С.- 328.
  105. P.A. Особенности сосудистого тонуса у детей и подростков с разными вариантами физического развития // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков- Тез. докл. -М.» 1981.-С.-95−97.
  106. P.A. Системный анализ гемодинамических функций расту щего организма // Новые исслеледований по возрастной физиологии / P.A. Калюжная. М., 1983, — С.- 30−34.
  107. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник РАМН. — 1993. -№ 5. С. -25−27.
  108. В.Н., и др. // здравоохранение. Межднарод. журн.- 1977. -№ 2,-С.-167−170.
  109. В.Н., Суханова H.H. и др. // Сов. Здравоохр.-1990.-№ 1.-С. -55−56.
  110. Ким C.B. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования. СПб.: Шатон 2003.-С.-40.
  111. Ким C.B. Валеологическое обеспечение гимназического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002.- С.- 24.
  112. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. -№ 2. — С.-11−14.
  113. A.B. Психофизиологические предикторы умственной рабо тоспособности детей 6−7 лет / A.B. Ковалева // Школа здоровья. 1998.- Т. № 5. -№>1.- С.-57−69.
  114. В.И. Здоровьесберегающие технологии в начльной школе 1−4 класы // M.: «ВАКО», 2004.- С.- 296.
  115. JI.M. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / Козак J1.M., Коробейникова Л. Г. // Физиология человека.- 2002.-Т.28.-№ 2.-С.- 35−43.
  116. В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фпрбер. М.: Педагогика, 1983. — С.- 296.
  117. П.Я. Учителю о психологии детей шесшлегнего вазрас та/П.Я. Коломинский, Е. А. Панько. -М., 1988.-С. 12−15,111−116.
  118. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России (Материалы первоначального доклада Рос. Фед. комитету по правам ребенка) НИИ детства РДФ. М.: Из-во «Информпечать», 1993. -С.69.
  119. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р.- С.- 12−15.
  120. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации // Распоряжение № 1756-р от 29 декабря 2001 г. г. Москва.
  121. Т.С. Школьная зрелость и динамита работоспособности шестилетних детей // Гигиена детей и подростков на пороге 3 тысячелетия. Основные направления развития: Мат. науч.-прак. конф. -М., 1999.-С. 179−180.
  122. Коркушко О.В.ДПатило В.Б., Шатило Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека.- 1991.-Т.17. С.- 31−39.
  123. И.А. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик / И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 6. -С, — 10−11.
  124. С.А. Тендерный подход в изучении дисциплин естественнонаучного содержания. 2007.
  125. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие // М.: Педагогическое общество России. 2000.-С.- 224.
  126. СИ. Психология младшего школьника / СИ. Кудинов. -Бийск: НИЦ БиГПУ, 2001. С. — 303.
  127. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста : автореф. дне. канд. пед. наук/ Кудрявцева Е. А. М., 1992.- С.- 21.
  128. М.С. Умственная работоспособность и самочувствие учащихся при разных вариантах начального школьного образования // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 19 996. — Т. 2. — С. — 172−173.
  129. В.Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях России. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. М. 1999. С.-33−34.
  130. Т.Д. Индивидуальные особенности развития дыхательной функции легких удетей от 7 до 8 лет / Кузнецова Т. Д., Разживина И. М. // Физиология человека.- 1994.- Т.20, — № 3.- С.- 68−73.
  131. H.H. Валешогия: Пути формирования здоровья школьников / H.H. Куинджи. -М., 2000. С. 15−35.
  132. H.H. Кого воспитывает и обучает школа: Мальчиков, девочек или.?/ Биология в школе № 2, 1998.- С.-. 17−20.
  133. H.H., Степанова М. И. Современные технологии обучения школьников и их влияние на здоровье // Санитария и гигиена. 2000. -С.- 44−48.
  134. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. -С.- 24−27.
  135. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. М., 1996.-С.- 282.
  136. Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмационального состояния младших школьниц / Лапонова Е.Д.// Российский педиатрический журнал. -2001. № 6.- С.- 43−44.
  137. H.H., Маринова К. В. Анатомия и физиологиядетского организма. -М.:Просвещение, 1986.-С.- 287.
  138. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М: Политиздат, 1975.- С.- 304.
  139. Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и состояние здоровья детей: Научный обзор. М., 1982. — С.- 77.
  140. Т.М. Организация и методика оценки физического развития детей //Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности. Выпуск 5. — М., 1998. С. 168−192.
  141. В.Б. Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания у детей и подростков / Малкин В. Б., Гора Е. П. // Физиология человека. 1998.- Т.24. — № 1. — С.- 46−52.
  142. H.H. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста / H.H. Мамчур // Гигиена и санитария. 1993. -№ 10.-С.-41−43.
  143. Матвеева Н. А, Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физическое развития школьников Нижнего Новгорода // Гиг. и сан.-1997.-№ 1.- С.- 26−28.
  144. Матвеева Н. А, Кузмичев Ю. Г., Якубова И. Ш. и др. Физическое развитие детей как критерий эколого-гигиенического благополучия дошкольного образовательного учреждения. С.- 14−16.
  145. Матюшонок М. Т, Анатомия, физиология и гашена детей младшего школьного возраста / М. Т. Матюшонок. М.: Просвещение. 1970. -С.- 224.
  146. Мжрегиональные нормативы для оценки длины имассы тела детей от 0 до 14 лет. Методические указания. Москва: МЗ СССР. 1990. — С.-37.
  147. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников /Ю.В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М., 1994. — С.- 63.
  148. Н.Б., Барсукова Н. К., Полесский В. А. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. № 4.- С.-30−32.
  149. Г. В. Уровень развития логического мышления у детей, по ступающих в школу / Г. В, Молчанова // Психология в детском саду. -1999. -№ 1.- С.-96−100.
  150. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.: Просвещение, 1983. — С.- 160.
  151. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУПТО администрации Челяб. Области, Челяб. Фил. ИПО МО РФ. 1995. — С.
  152. Н.В. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследований / Н. В. Нижегородцева, В. Д, Шадриков. — Ярославль. 1999.- С.- 221.
  153. Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева. М., 2001. — С.- 256.
  154. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма/ Б. А. Никитюк. -М.: Наука, 1978. С. — 143.
  155. O.A., Казин Э. М., Бычкова И. Ю., Заруба H.A. Влияние факторов раннего онтогенеза на приспособительные возможности младших школьников. // Валеология. 2002. № 1. С.- 47−49.
  156. Об утверждении Программы стабилизации и развития образовательного комплекса Нижегородской области: Постановление администрации Нижегородской области от 26.10.94 №¡-179.-С.- 12.
  157. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад / Ред. Л. Ф. Безлепкина. М., 1995. — С.- 100.
  158. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. 1988 — С.- 137.
  159. ТЕ. Становление соматотипа человека в первом и втором детстве // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии / Т. Е. Панасюк, СИ. Изаак. СПб., 1998. — вып. 2. — С. -160.
  160. H.A. Педагогические условия реализации здоровьесберегающей модели общеобразовательной средней школы (на примере школ Севера): Автореф. дис канд. пед. наук Омск. 2001. -С. 22.
  161. В.А. Личность в психологии / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс. — 1996. — С. — 211−234- 317−328.
  162. И.В. Влияние новых образовательных форм обучения на состояние здоровья школьников начальных классов. Школа здоровья. 1996.- № 4.-С.-66−67.
  163. АД. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной програм ме / А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова // Физиология человека. 1997. — Т. 23, -№ 6.-С. — 44−48.
  164. Положение детей в России (социальный портрет) 1992 г. / Ред. А. А. Лиханова и Е. М. Рыбинского. М.: Из-во «Дом» РДФ. — 1993. — С.-82.
  165. Показатели состояния здоровья школьников г. Нижнего Новгорода и области. Справочные материалы под ред. Е. П. Усановой. Н. Новгород: Изд-во «Китеж».- 1997. С.- 116.
  166. Н.В. Формирование здоровья детей с позиций социально-гигиенического подхода // Материалы 5-го Конгресса Педиатров России (Москва, 16−18 февраля 1999 г.). М., 1999. — С. -368−369.
Заполнить форму текущей работой