Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценочно-экспрессивная функция интонации: Экспериментально-фонетическое исследование на материале современного французского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сопоставление средней длительности звука высказываний с оценочным компонентом со средней длительностью звука их нейтральных вариантов: а) определение количества высказываний с положительной оценкой, в которых происходит изменение (увеличение или уменьшение) числового значения рассматриваемого параметра в сопоставлении с их нейтральными вариантамиб) определение количества высказываний… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Функциональный аспект интонации в современной лингвистике
    • 1. 1. Коммуникативная функция интонации
      • 1. 1. 1. Интонация и просодия
      • 1. 1. 2. Коммуникативная функция интонации в лингвистических следованиях
    • 1. 2. Оценочно-экспрессивная функция интонации
      • 1. 2. 1. Понятие эмоционально-экспрессивной функции
      • 1. 2. 2. Лингвистический статус эмоционально-экспрессивной функции интонации
      • 1. 2. 3. Понятие эмоции
      • 1. 2. 4. Понятие оценки
    • 1. 3. Основные средства интонационной организации речевого континуума в современном французском языке
      • 1. 3. 1. Ритмическое ударение как компонент интонации в современном французском языке
      • 1. 3. 2. Второстепенное ударение как компонент интонации в современном французском языке
      • 1. 3. 3. Выделительное ударение как компонент интонации в современном французском языке
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. Опыты по восприятию высказываний с оценочным компонентом
    • 2. 1. Материал и методика исследования
    • 2. 2. Процедура и результаты отборочного этапа опытов по восприятию
    • 2. 3. Процедура и результаты идентификационного этапа опытов по восприятию
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. Электроакустический анализ высказываний с оценочным компонентом
    • 3. 1. Подбор экспериментального материала
    • 3. 2. Методика электроакустического анализа
      • 3. 2. 1. Методика исследования частотных характеристик
      • 3. 2. 2. Методика исследования временных характеристик
      • 3. 2. 3. Методика исследования динамических характеристик
    • 3. 3. Просодические характеристики высказываний с оценочным компонентом
      • 3. 3. 1. Частотные характеристики высказываний с оценочным компонентом
      • 3. 3. 2. Временные характеристики высказываний с оценочным компонентом
      • 3. 3. 3. Динамические характеристики высказываний с ф оценочным компонентом
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Оценочно-экспрессивная функция интонации: Экспериментально-фонетическое исследование на материале современного французского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация представляет собой экспериментально-фонетическое исследование функционального аспекта интонации, рассматриваемой в качестве одного из ведущих актуализаторов оценки в устной речи.

Интонация, будучи важнейшим средством коммуникации, на протяжении многих лет является предметом изучения исследователей. На современном этапе развития лингвистики отмечается появление большого количества работ, посвященных изучению интонационной организации речевого континуума как в субстанциональном, так и в функциональном аспектах (Атабеко-ва 1996; Илкина 2000; Хромов 2000; Атарщикова 2002; Йокояма 2002, 2003; Польшикова 2002; Бабичева 2003; Бурова 2003; Комисарова 2003; Ершова 2003; Постникова 2003; и др.).

Большинство интонологических исследований последних десятилетий выполнено в русле функционального анализа (Ленца 1977, 1989; Антипова 1979, 1986; Бубнова 1980, 1992; Соловьева 1983; Николаева 2002; Пиотровская 2002; и др.). Целью работ этого направления является определение интонационных единиц, имеющих собственный набор дифференциальных и интегральных признаков.

В качестве основных функций интонации лингвисты выделяют коммуникативную, связанную со смыслом и синтаксическим строем речевого континуума, и эмоционально-экспрессивную, соотносимую с выражением субъективного отношения говорящего к объектам реального мира. В последнее время особый интерес исследователей вызывает эмоционально-экспрессивная функция интонации (Нушикян 1986, 1992; Брызгунова 1987; Арама 1997; Долотин 1998; Каржанова 1999, 2000; Блинова 2001; и др.). Подобный интерес обусловлен интенсивным развитием научных направлений и дисциплин, связанных с изучением человеческого фактора в языке (см. Антропологическая лингвистика 2003). Антропоцентрический подход к языку является «одним из принципиально важных путей поисков методологического самообоснования и дальнейшего самоутверждения лингвистики как самостоятельной науки о языке, объектом которой является не просто какой-то отвлеченный абстрактный язык „в себе“ и для „себя“, а естественный язык во всей полноте его многообразных функций, отображающих его объективно-субъективную природу» (Малинович 1989: 5).

Несомненная важность изучения функции интонации, связанной с субъективным, эмоциональным отношением говорящего, подчеркивается Р. Р. Каспранским, отмечающим, что «в ряде коммуникативных ситуаций экс-пликативный аспект сообщения теряет свою релевантность, когда для слушающего важно не то, о чем говорится, а то, как говорится» (Каспранский 1990:41).

При изучении реализации данной функции интонации исследователи неизбежно сталкиваются как с проблемой классификации эмоций, так и с трудностями идентификации эмоций на перцептивном уровне. Во избежание подобных затруднений на начальном этапе изучения эмоционально-экспрессивной функции интонации представляется правомерным принимать во внимание, прежде всего, восприятие знака (положительного или отрицательного) эмоции, выраженной в конкретной ситуации общения. Положительный или отрицательный характер эмоции приобретают в зависимости от состояния говорящего и его отношения к объекту. Следовательно, эмоция может рассматриваться как способ оценки значения предметов и явлений реального мира для человека. Таким образом, основное проявление эмоционально-экспрессивной функции интонации мы видим в актуализации положительной или отрицательной оценки говорящим какого-либо объекта и в этой связи предлагаем для ее обозначения использовать термин «оценочно-экспрессивная функция интонации». Представляется, что данный термин, во-первых, наиболее точно отражает суть изучаемой функцииво-вторых, позволяет избежать терминологической двусмысленности, связанной с употреблением термина «эмоциональная функция», который можно трактовать, как способность интонации актуализировать не только оценочное отношение, но и эмоциональное состояние говорящего.

Термин «оценка» в нашей работе рассматривается как различие по признаку «хорошо / плохо», поскольку именно с этим признаком связана основная сфера оценочных значений (Вольф 2002).

Долгое время в центре внимания научных исследований, посвященных категории оценки находились, главным образом, аспекты, связанные с описанием лексико-грамматических средств передачи оценочных отношений (Вольф 1978, 1986, 2002; Арутюнова 1985, 1988, 1999; Лопатин 1992; Ляпон 1992; Миронова 1997, 1998; Мед 2001; Телия 1991; и др.). Выражение оценки просодическими средствами, в частности, во французском языке, не являлось предметом специального лингвистического исследования, несмотря на тот факт, что в устной речи наиболее часто информацию, связанную с субъективным оценочным отношением говорящего, актуализирует именно интонация.

В этой связи вопрос о роли интонации в реализации оценочного отношения говорящего, а также о просодической организации оценочных высказываний, представляет значительный интерес как для общей теории языка, так и для описания интонационного строя французского языка, а решение данной проблемы определяет актуальность настоящей диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в качестве самостоятельной функции интонации выделяется оценочно-экспрессивная функция и предпринимается попытка комплексного (лингвистического, аудиторского и электроакустического) анализа реализации указанной функции в современном французском языке.

Таким образом, объектом нашей работы является реализация оценочно-экспрессивной функции интонации в современном французском языке.

Предметом исследования являются перцептивные и акустические характеристики оценочных высказываний в современном французском языке.

Целью диссертации является определение акустических коррелятов, воспринимаемых на слух оценочных значений высказываний.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих конкретных задач:

1. Изучить проблемы, связанные с исследованием функционального аспекта интонации в современных лингвистических исследованиях.

2. Изложить и обосновать теоретические предпосылки выделения оценочно-экспрессивной функции интонации в качестве самостоятельной функции.

3. Провести и описать опыты по восприятию с привлечением носителей нормативного французского языка, позволяющие выявить, во-первых, является ли интонация одним из основных актуализаторов оценки в устной речиво-вторых, имеет ли оценочное отношение говорящего разное интонационное оформление в зависимости от знака оценки.

4. Провести и описать электроакустический и слуховой анализ для выявления набора просодических средств, релевантных для реализации оценки (положительной и отрицательной), в сопоставлении с их условно-нейтральными вариантами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оценочно-экспрессивная функция представляет собой самостоятельную лингвистическую функцию интонации в современном французском языке.

2. Интонация является одним из ведущих актуализаторов оценки в устной речи.

3. Положительная и отрицательная оценки имеют определенный набор просодических средств, позволяющих разграничивать положительное и отрицательное оценочное отношение говорящего при слуховом восприятии.

4. В комплексе просодических средств, актуализирующих оценку, ведущую роль играют частота основного тона и выделительное ударение.

5. Слог, отмеченный выделительным ударением, маркируется увеличением количественных значений частоты основного тона, длительности и интенсивности.

Поставленные цель и задачи определяют используемые методы исследования: слухового и электроакустического анализа экспериментального корпуса (посредством использования компьютерных программ Sound Forge 7 и Win CECIL v. 2.2.), а также математико-статистической обработки полученных данных с использованием некоторых приемов вариационной статистики.

Материалом для опытов по восприятию послужили образцы речи профессиональных актеров — носителей французского языка в реализации 5 мужчин и 7 женщин (всего 320 высказываний). Указанные высказывания были отобраны из 8 современных французских художественных фильмов, общее время звучания которых составило 13 часов 12 минут.

В качестве испытуемых в ходе проведения опытов по восприятию выступали 9 носителей нормативного французского языка, имеющие высшее образование (в том числе лингвистическое).

Корпус электроакустического анализа составили 270 высказываний, произнесенных тремя специально подобранными носителями нормативного французского языка.

При исследовании перцептивных и акустических характеристик высказываний, формирующих экспериментальный корпус, методической базой послужили работы известных фонетистов: Л. П. Блохиной, Л. В. Бондарко, Г. И. Бубновой, М. В. Гординой, Р. К. Потаповой, Н. Д. Светозаровой, Дж. Фла-нагана и др.

В качестве теоретической основы статистической обработки опытных данных и оценки статистической достоверности результатов вычислений были использованы труды Б. Н. Головина, Н. Л. Леонтьева, И. А. Носенко.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней исследуются проблемы функционирования интонационных средств, выявляется роль интонации при актуализации субъективного оценочного отношения в устной речи.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении курса общей фонетики, теоретического курса фонетики французского языка, в преподавании практической фонетики французского языка. Материалы работы могут применяться при разработке спецкурсов по проблемам ритмической организации речевого континуума в современном французском языке и интонационных особенностей высказываний, актуализирующих положительное и отрицательное отношение говорящего. Разработанная методика исследования перцептивных и акустических характеристик речевой цепи с помощью специальных компьютерных программ может быть полезной при анализе интонационной структуры не только французского, но и других языков.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на фонологических семинарах (ИГЛУ, ноябрь 2002 г., апрель 2004 г.), а также на региональных научных семинарах «Проблемы систематики языка и речевой деятельности» (ИГЛУ, октябрь 2003 г., ноябрь 2004 г.) и отражены в трех публикациях.

Цель и задачи исследования

обусловили структуру диссертации общим объемом 193 страницы (из них 165 страниц основного текста), которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.

Результаты исследования частоты основного тона слогов, отмеченных выделительным ударением, позволяют сделать следующие выводы:

1. При актуализации положительной оценки (91% высказываний) частота основного тона слогов, несущих выделительное ударение, имеет более высокие количественные значения, в среднем, на 2−11 полутонов, чем идентичные (в большинстве своем безударные) слоги нейтральных высказываний.

2. При актуализации отрицательной оценки (70% высказываний) прослеживается аналогичная тенденция к увеличению ЧОТ (в среднем, на 1 -7 полутонов) слогов под выделительным ударением в сопоставлении с нейтральными вариантами. Однако в данном случае обнаруженная тенденция проявляется менее отчетливо, чем при выражении положительной оценки.

3. Высказывания с положительной оценкой (77% случаев) характеризуются более высоким уровнем ЧОТ слогов, отмеченных выделительным ударением, чем высказывания с отрицательной оценкой. Разница составляет, в среднем, 2−8 полутонов.

4. Частота основного тона слогов, несущих выделительное ударение, входит в число дистинктивных признаков, отличающих высказывания с оценочным компонентом от нейтральных вариантов, а высказывания с положительной оценкой — от высказываний, выражающих отрицательную оценку.

3.3.2. Временные характеристики высказываний с оценочным компонентом.

Средний темп высказываний с оценочным компонентом.

На данном этапе исследования была поставлена задача выявить, приводит ли реализация оценки (положительной и отрицательной) к изменению среднего темпа высказывания. В случае обнаружения подобного изменения представлялось необходимым выявить, в каких количественных пределах оно происходит и зависят ли его качество (убыстрение / замедление) и величина от знака оценки.

Для решения поставленной задачи были выполнены следующие действия:

1. Сопоставление средней длительности звука высказываний с оценочным компонентом со средней длительностью звука их нейтральных вариантов: а) определение количества высказываний с положительной оценкой, в которых происходит изменение (увеличение или уменьшение) числового значения рассматриваемого параметра в сопоставлении с их нейтральными вариантамиб) определение количества высказываний с отрицательной оценкой, в которых происходит изменение (увеличение или уменьшение) числового значения рассматриваемого параметра в сопоставлении с их нейтральными вариантамив) выявление количественных пределов, в которых происходят обнаруженные изменения.

2. Сопоставление средней длительности звука высказываний с разным знаком оценки между собой: а) определение количества высказываний с положительной оценкой, имеющих большие либо меньшие числовые показатели рассматриваемого параметра, чем высказывания с отрицательной оценкойб) выявление количественных пределов, в которых происходят обнаруженные изменения.

Сопоставление по указанному параметру высказываний с положительной оценкой и их нейтральных вариантов показало, что в большинстве высказываний с положительным оценочным компонентом (67% случаев) средняя длительность звука практически равна средней длительности звука нейтральных вариантов. В 32% реализаций с положительной оценкой наблюдается увеличение числового значения рассматриваемого параметра, в среднем, на 17 мсек (Таблицы 34, 35). Лишь в 4% высказываний отмечено незначительное уменьшение (на 11 мсек) среднезвуковой длительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) / Г. Агапова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 288 с.
  2. A.M. Система речевой интонации / А. М. Антипова. — М.: Высшая школа, 1979. — 131 с.
  3. A.M. Направления исследований по интонации в современной лингвистике / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. — 1986. — № 1.-С.122−132.
  4. Антропологическая лингвистика: Концепты. Категории / Под, ред. Ю. М. Малиновича. — Иркутск: ИГЛУ, 2003.-251 с.
  5. .Е. Интонация и модальность / Б. Е. Арама, A.M. Шахнарович. — М.: Институт языкознания РАН, 1997. — 124 с.
  6. Н.Д. Об объекте общей оценки / Н. Д. Арутюнова // Вопросы языкознания.- 1985.-№ 3. -С. 13−24.
  7. Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1988. — 339 с.
  8. Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  9. А.А. Теоретические основы экспериментального анализа интонации текста: Учеб. пособие / А. А. Атабекова, — М.: РУДН, 1996. — 64 с.
  10. Атарщикова А. И, Интонация как отражение национальной ментальности. Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований / А. И. Атарщикова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 132−134.
  11. А.Б. Особенности ритмической организации спонтанной немецкой диалогической речи на супрасегментном уровне (экспериментально-фонетическое исследование): Автореф. дис. … канд филол. наук: 10.02,04 / МГЛУ.-М., 2003.-24 с.
  12. К.К. О фразовом ударении в современном французском языке / К. К. Барышникова // Ученые записки МГПИИЯ. — 1953. — Том IV. — С. 123−140.
  13. К.К. О фразовых ударениях и слоговой выделенности в современном французском языке / К. К. Барышникова. // Экспериментальная фонетика. — Минск: МПИИЯ, 1976. — 4−13.
  14. Е.А. Универсальное и специфическое в интонационном оформлении нейтральных и эмоционально-окрашенных высказываний на неродном языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / СПбГУ. — СПб, 2001.- 16 с.
  15. Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа / Л. П. Блохина. — М.: МГПИИЯ, 1980. — 75 с.
  16. Л.П. Методика анализа просодических характеристик речи / Л. П. Блохина, Р. К. Потапова. — М.: МГПИИЯ, 1982. — 75 с.
  17. Ф. Мозг. Разум. Поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Р.Хорстедт. — М.:Мир, 1988. -248 с.
  18. Л.В. Осциллографический анализ речи / Л. В. Бондарко. — Л.: ЛГУ, 1965.-46 с.
  19. Л.В. Звуковой строй современного русского языка: Учеб. пособие / Л. В. Бондарко. — М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
  20. Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи / Л. В. Бондарко. — Л.: ЛГУ, 1981. — 199 с.
  21. Л.В. О применении вычислительной техники в экспериментально-фонетических исследованиях / Л. В. Бондарко, К. Егоров, В. В .Люблинская и др. // Вопросы языкознания. — 1986. — № 2. — 90−100
  22. Л.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. — СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
  23. Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е. А. Брызгунова. — М.: МГУ, 1987. — 120 с.
  24. Г. И. Коммуникативная функция интонации в диалоге (экспериментально- фонетическое исследование на материале французского языка): Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.05/МГЛУ. -М., 1980. — 24 с,
  25. Г. И. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия / Г. И. Бубнова, Н. К. Гарбовский. -М.: МГУ, 1991.-270 с.
  26. Г. И. Лингвистические проблемы экспериментального изучения звучащей речи: просодический аспект (на материале французского языка): Автореф. дис. … док. филол. наук: 10.02.05 / МГУ. -М., 1992. — 37с.
  27. Г. И. Специфика дискурсивных стратегий, реализуемых в диалоге и в монологе / Г. И. Бубнова // Язык, культура и межкультурная коммуникация: Сб. ст. / Под ред. Н. К. Гарбовского. — М.: МГУ, 2001. — 12−25.
  28. Бурова А, Е, Просодика как средство выражения поля дейксиса в современном немецком языке (экспериментально-фонетическое исследование): Автореф, дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 /ИГЛУ. -Нижний Новгород, 2003. — 20 с.
  29. Д.С. Шепотная речь / Д. С. Бутырский // Тр. VII Всесоюз. Школы-семинара АРСО. — Алма-Ата, 1973. — 111−113,
  30. Бызова Н. М, Фонетическая природа ударения в современном французском языке: Дис. … канд. филол. Наук: 10.02.05 / ЛГУ. — Л, 1967. — 186 с.
  31. Н.М. Градации ритмического ударения во французском языке и его функции / Н. М. Бызова // Вопросы фонетики и фонологии: Сб. ст. -Иркутск: ИГПИИЯ, 1992. — С. 19−28.
  32. Воинова Г. С. Выделительное ударение (accent d’lnsistance) в современном французском языке / Г. С. Воинова // Вопросы теории немецкого и французского языков: Сб. ст. — Иркутск: ИГГЕИИЯ, 1967. — 72−82.
  33. Г. С. Акустическая природа французского выделительного ударения (Accent d’lnsistance) / Г. С. Войнова // Вопросы фонетики и фонологии: Сб. ст. — Иркутск: ИГПИИЯ, 1975. — 90−105.
  34. Е.М. Грамматика и семантика прилагательного / Е. М. Вольф — М.: Наука, 1978.- 200 с.
  35. Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо / плохо» / Е. М. Вольф // Вопросы языкознания. -1986. -№ 5. — 98−106.
  36. Е.М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. — М.: Еди- ториал УРСС, 2002. — 280 с.
  37. Л.С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2002. -1008 с.
  38. .Н. Язык и статистика / Б. Н. Головин. — М.: Просвещение, 1970, -190 с.
  39. М.В. Фонетика французского языка / М. В. Гордина. — СПб.: СПбГУ, 1997.-304С.
  40. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М. А. Джерелиевская. — М.: Смысл, 2000.-191 с.
  41. К.И. Проблемы экспериментального исследования эмоциональной речи / К. И. Долотин // Экспериментальные исследования звучащей речи: Сб. ст. — М.: Институт Языкознания РАН, 1998. — 29−51.
  42. М.В. Зависимость между вербальной спецификой эксперта и надежностью идентификации иноязычного говорящего: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.21 / МГЛУ. — М., 2003. — 24 с.
  43. Н.Б. Вариативность просодических характеристик иллокутивных актов самооправдания (экспериментально-фонетическое исследование на материале современного немецкого языка): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / ТГУ. — Тамбов, 2003. — 24 с.
  44. Л.Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. — М.: Высшая школа, 1979. — 312с.
  45. Л.В. Фонетические единицы русской речи / Л. В. Златоустова. -М.:МГУ, 1981.-108 с.
  46. Л.В. Общая и прикладная фонетика: Учеб. пособие / Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. В. Потапов и др. — М.: Изд-во МГУ, 1997.-416 с.
  47. Т.В. К вопросу о роли супрасегментных средств в просодической организации лекторской речи (на материале английского языка) / Т. В. Илкина // Филологические науки. — 2000. — № 4. — 20−27.
  48. Интонация. — Киев: Вища школа, 1978. — 240 с.
  49. О. Маркированность так называемой нейтральной интонации по данным детской речи / О. Иокояма // Проблемы фонетики. IV: Сб. ст. / Под. ред. Р. Ф. Касаткиной. — М.: Наука, 2002. — 148−157.
  50. О. Нейтральная и ненейтральная интонация в русском языке: автосегментация системы интонационных конструкций / О. Иокояма // Вопросы языкознания. — 2003. — № 5. — 99−122.
  51. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  52. Н.В. Особенности выражения и восприятия эмоций средствами интонации у мужчин и женщин (на материале французского языка) / Н. В. Каржанова: Сб. ст. -М.:МГЛУ, 1999. — № 447. — 160−165.
  53. P.P. Модальность высказывания, выражаемая тембрально- просодическими средствами / Р. Р. Каспранский // Функциональные, типологические и лингводидактические исследования модальности: Сб. ст. -Иркутск: ИГПИИЯ, 1990. — 41−42.
  54. СВ. Общая фонетика: Учебник / В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. — М.:РГУ, 2001.-592с.
  55. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. — М.: Наука, 1975. — 229 с.
  56. Н.Г. Роль просодии в формировании информационной структуры звучащего текста телерекламы (на материале английского языка): Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / МГПИ. — Пятигорск, 2003.-16 с.
  57. Д.Л. Фонетика в аспекте прагматики / Д. Л. Ленца, Е. В. Соловьева. — Кишинев.: Штиинца, 1989. — 90 с.
  58. Н.Л. Техника статистических вычислений / Н. Л. Леонтьев. — М.: Гослебумиздат, 1961. — 232 с.
  59. В.В. Оценка как объект грамматики / В. В. Лопатин // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. Виноградовские чтения XIX-XX. — М.: Наука, 1992. — 70−75.
  60. Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики / Н. А. Лукьянова. — Новосибирск: НГУ, 1986. — 135 с.
  61. М.В. Грамматика «самооценки» / М. В. Ляпон // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. Виноградовские чтения XIX-XX. — М.: Наука, 1992. — 75−89.
  62. Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса / Ю. М. Малинович. — Иркутск: ИГУ, 1989.-216 с.
  63. Мед Н. Г, Аксиологический аспект языковой картины мира / Н. Г. Мед // Филологические исследования. — СПб: Петрополис, 2001. — 215−222.
  64. Н.Н. Дискурс-анализ оценочной семантики: Учеб. пособие / Н. Н. Миронова. — М.: НВИ — Тезаурус, 1997. — 158 с.
  65. Н.Н. Структура оценочного дискурса: Автореф. дис. … док. филол. наук: 10.02.04 / МГПУ. — М., 1998. — 44 с.
  66. И.Л. Интонация и ее отношение к речевой прагматике / И. Л. Муханов // http://www.gtamota.ru — 2003. — 2 с.
  67. Т.М. Фразовая интонация славянских языков / Т. М. Николаева. -М.: Наука, 1977.-278 с.
  68. Т.М. Еще раз к вопросу о функциях просодических параметров / Т. М. Николаева // Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований, — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.-С. 199−208.
  69. Носенко И. А, Начала статистики для лингвистов / И. А. Носенко, — М.: Высшая школа, 1981, — 157 с,
  70. Э.А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. -Киев-Одесса: Вища школа, 1986. — 160 с.
  71. Э.А. Взаимодействие семантико-синтаксической и просодической структуры экспрессивного текста / Э. А. Нушикян // Функциональная значимость фонологических единиц разного уровня: Сб. ст, — Иркутск: ИГПРШЯ, 1992,-С. 49−59.
  72. Орлова Н. М, Система, природа и функции ударений во французской эмоциональной речи / Н. М. Орлова // Проблемы вербальной коммуникации и представления знаний: Сб. ст. — Иркутск: ИГПИИЯ, 1998. — 132−133.
  73. А. Когнитивная структура эмоций / А. Ортони, Дж. Клоур, А. Коллинз //Язык и интеллект: Сб. ст. — М.: Прогресс, 1996. — 314−350.
  74. В.И. Функционально-семантический аспект интонации / В. И. Петрянкина. -М.: РУДН, 1988. — 192 с.
  75. Л.А. Проблема системного описания эмотивных типов интонации: принципы создания взаимообратимой классификации / Л. А. Пиотровская // Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований. — СПб.: СПбГУ, 2002. — 215−223.
  76. Л.Д. Интонация как проблема поэтики: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.01.08/РГГУ. — М., 2002. — 23 с.
  77. Л.В. Просодия и политический имидж оратора: Автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.02.04 / МГЛУ. — М., 2003. — 22 с.
  78. Р.К. Фонетика и фонология на стыке веков: идеи, проблемы, решения / Р. К. Потапова, В. В. Потапов // Вопросы языкознания. -2000. -№ 4. — 3−25.
  79. Р.К. Об одном подходе к классификации рече-зрительных образов на базе ассоциативных связей / Р. К. Потапова // Мат. VI Всерос. Конф. «Нейрокомпьютеры и их применение». — М., 2000. — 10−25.
  80. Р.К. Концепция использования новейших информационных технологий в МГЛУ / Р. К. Потапова // Мат. X Сессии Российского Акустического Общества. — М., 2000. — 30−43.
  81. Р.К. Лингвистические знания и новые технологии (к решению некоторых практических задач специального назначения) / Р. К. Потапова // Мат. XI Сессии Российского Акустического Общества. — М., 2001. — 52−65.
  82. Р.К. Об одном из подходов к пополнению базы параметрических данных (применительно к немецкой слитной речи) / Р. К. Потапова // Проблемы фонетики. IV: Сб. статей / Под ред. Р. Ф. Касаткиной. — М: Наука, 2002. — 225−240.
  83. Р.К. Речь- коммуникация, информация, кибернетика: учеб. пособие / Р. К. Потапова. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 568 с.
  84. Потапов В. В, Дифференциация русской звучащей речи с учетом тендерного фактора / В. В. Потапов // Вестник Московского Университета. — Сер.
  85. Филология. — М.: МГУ, 2002. — № 6. — 70- 79.
  86. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи / Под. ред. Л. Р. Зиндера, Л. В. Бондарко. — Л.: ЛГУ, 1980. — 150 с.
  87. Л. Основы общей психологии / Л.Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003.-713 с.
  88. А.Г. Акцентное членение французской фразы в современном французском языке: Дис. … канд филол. наук: 10.02.05 / МГПИИЯ. — М., 1970.-187 с.
  89. О.С. Разговорная речь в коммуникативной структуре языке (на материале французского языка): Монография / О. С. Сапожникова. -Нижний Новгород: НГУ, 2001. — 252 с.
  90. Н.Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. — Л.- ЛГУ, 1982. — 175 с.
  91. А.И. Ударение как компонент фразовой интонации во французском языке: Автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.02.05 / МПИИЯ. -Минск, 1968.-18 с.
  92. B.C. Фонетика французского языка / В. С. Соколова. — М.: Высшая школа, 1983. — 112 с.
  93. Е.В. Прагматическая функция интонации (экспериментально- фонетическое исследование на материале французской иронической прозы): Дис. … канд филол. наук: 10.02.05 /МГПИИЯ. — М., 1970. — 187 с.
  94. Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие (серия Высшее образование) / Л. Д. Столяренко. — Ростов н / Д: Феникс, 2003 — 672 с.
  95. И.Г. Функциональная теория интонации: Автореф. дис. … док. филол. наук: 10.02.19 / МГПИИЯ. — М., 1976. — 45 с.
  96. И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И. Г. Торсуева // Вопросы языкознания, 1984. — № 1. — 116−126.
  97. О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. пособие / О. В. Филиппова. — М.: Флинта- Наука, 2001. — 192 с.
  98. Дж. Анализ, синтез и восприятие речи / Дж.Фланаган. — М.: Связь, 1968.-392 с.
  99. С. Системное описание интонации в лингводидактических целях (на основании экспериментально-фонетического исследования): Автореф. дис. … док. филол. наук: 10.02.20 / РУДН. -М., 2000. — 47 с.
  100. Фонетика спонтанной речи / Под ред. Н. Д. Светозаровой. — Л.: ЛГУ, 1988.-248 с.
  101. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности / В. Н. Телия, Т. А. Графова, А. И. Шахнарович, И. И. Сандомирская, О. В. Латина, Н. А. Лукьянова, В. А. Маслова / Под. Ред. В. Н. Телия. — М.: Наука, 1991.-214 с.
  102. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие / Н.В. Черемисина-Ениколопова. — М.: Флинта- Наука, 1999. — 520 с.
  103. В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания: Учебное пособие к спецкурсу / В. И. Шаховский. — Волгоград: ВГПИ, 1983.-96 с.
  104. В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский, — Воронеж: ВГУ, 1987. — 192 с.
  105. В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология) / В. И. Шаховский, Ю. А. Сорокин, И. В. Томашева. -Вологоград: Перемена, 1998. — 149 с. т
  106. Л.В. Фонетика французского языка / Л. В. Щерба. — М.: Высшая Школа, 1983.-309 с.
  107. И.В. Восприятие интонационного выражения эмоций неродного языка / И. В. Юрова // Исследование просодических и сегментных единиц (Межвузовский сборник научных трудов). — Иркутск- ИГПИИЯ, 1988. -С. 31−43.
  108. Callamand М. L’intonation expressive / M.Callamand. — Paris: Librairies Hachette et Larousse, 1973. — 173 p.
  109. Champagne-Muzar C. Le point sur la phonetique / С Champagne-Muzar, J- S. Bourdages. — Paris: CLE International, 1998. — 119 p.
  110. Companys E. Les emotions / E. Companys // Le fran9ais dans le monde. — 1968.-№ 57.-P. 35−60.
  111. Charlston B.M. Studies on the emotional and affective means of expression in Modem English / B.M. Charlston. — Bern: Francke, 1960. — 357 p.
  112. Dane§ F. Sentence intonation from functional point of view / F.Danes. — Word. 1960.-Vol. 16.-P. 34−54.
  113. Faure G. L’intonation et I’identification des mots dans la chaine parlee / G. Faure // Proceeding of the IV International Congress of Phonetic Sciences. -1961.-P. 30−45.
  114. Faure G. Accent, rythme et intonation / G. Faure // Сборник хрестоматийных текстов по теоретическому курсу фонетики французского языка. — М.: МГПИИЯ, 1973. — 120−130.
  115. Fonagy I. L’accent fran9ais: accent probabilitaire (dynamique d’un change- ment prosodique) / I. Fonagy // L’accent en fran9ais contemporain — Studia pho-neticaXV. Montreal- Paris, 1980. — P. 123−233.
  116. Fonagy I. La vive voix. — Paris, 1981. — 120 p.
  117. Fonagy I. L’intonation et 1'organisation du discours / I. Fonagy et J. Fonagy // Bulletin de la societe linguistique de Paris. — LXXVIII — № 1. — Paris, 1983.-P. 161−209.
  118. Fouche P. Phonetique historique du fran9ais / P.Fouche. — Paris, 1952. — 210p.
  119. Garde P. L’accent / P.Garde. — Paris, 1968. — 123 p.
  120. Gill A. Remarques sur Г accent tonique en fran9ais contemporain / A. Gill // 1. e fran9ais modeme. — 1936. — № 4. — P. 32−44.
  121. Grammont M. Traite pratique de prononciation fran9aise / M.Grammont. — Paris: Librairie Delagrave, 1966. -241 p.
  122. Grammont M. Traite de phonetique / M.Grammont. — Paris: Librairie Delagrave, 1971.-480 p.
  123. Leon P. Essais de phonostylistique / P.Leon. — Ottawa, 1971. — 250 p.
  124. Leon P. Phonetisme et prononciations du fran9ais. Avec les travaux pratiques d’application et leur corriges / P.Leon. — Paris: Edition Fernand, Nathan, 1992.-185 p.
  125. Lucci V. L’accent didactique / V. Lucci // L’accent en fran9ais contemporain. — Studia phonetica XV. — Montreal- Paris, 1980. — P. 107−121.
  126. Martin Ph. L’accentuation en fran9ais. Theorie presuppositionnelle / Ph. Martin // L’accent en fran9ais contemporain. — Studia phonetica XV. Montreal- Paris, 1980. — P. 4−12.
  127. Passy P. Les sons du fran9ais / P.Passy. — Paris, 1929. — 250 p.
  128. БЭС — Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998.-1395 с.
  129. КСЛТ — Васильева Н. В. Краткий словарь лингвистических терминов / Н. В. Васильева, В. А. Виноградов, А. М. Шахнарович / Под ред. Ю. Н. Караулова. — М.: Рус. Яз., 1995. — 175 с.
  130. ЛРС — Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.- Русский язык, 1976. — 1096 с.
  131. СИС — Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1994. — 752 с.
  132. СЛТ — Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 606 с.
  133. ФЭС — Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983. — 923 с.
  134. Языкознание БЭС — Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. В. Н. Ярцева. — Изд. 2-е, — М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — 688 с.
  135. DLSL — Dubois J. Dictionnaire de linguistique et des sciences du langage / J. Dubois, M. Giacomo, L. Guespin, Ch. Marcellesi, J.-B.Marcellesi, J.-P.Mevel. — Paris: Larousse, 1994. — 514 p.
  136. NDESL — Ducrot O. Nouveau dictionnaire encyclopedique des sciences du langage / O. Ducrot, J.-M.Schaeffer — Paris: Seuil, 1995. — 514 с /#
Заполнить форму текущей работой