Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительный анализ реоэнцефалографических показателей детей в норме и при минимальных мозговых дисфункциях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У детей с минимальными мозговыми дисфункциями наблюдают значительные трудности в обучении и поведении на фоне незначительных субклинических расстройств функционирования центральной нервной системы (Фарбер Д.А., 2009). ММД также называют органической мозговой дисфункцией, гиперактивностью, гиперкинетическим синдромом, хроническим мозговым синдромом, минимальным церебральным параличом и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Возрастные особенности кровоснабжения головного мозга
    • 1. 2. Исследование функционального состояния внутричерепной макрогемодинамики методом реоэнцефалографии
    • 1. 3. Психофизиологические особенности детей с минимальными 39 мозговыми дисфункциями
  • 2. Методика исследования
    • 2. 1. Описание групп обследованных детей
    • 2. 2. Психофизиологические методы исследования
    • 2. 3. Электрофизиологические методы исследования
    • 2. 4. Анализ и статистическая обработка результатов
  • 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Исследование уровня развития вербального и невербального интеллекта у детей 8 — 11 лет
    • 3. 2. Географические показатели детей в состоянии покоя
    • 3. 3. Реографические показатели детей при выполнении информационной нагрузки
    • 3. 4. Результаты факторного и регрессионного анализа реоэнцефалографичских показателей в норме и при минимальных мозговых дисфункциях
  • 4. Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Сравнительный анализ реоэнцефалографических показателей детей в норме и при минимальных мозговых дисфункциях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблеме отставания детей в обучении в школе, поиску причин этого явления придают большое значение и социальные институты, обеспокоенные их социально-психологической дезадаптацией, и институты, занимающиеся проблемой возрастной и коррекционной физиологии и т. д. (Безрких М‘.М'., Мачинская. Р.И., 1999; Заваденко Н. Н. и соавт., 2001; Ахутина Т. В., 2002; 2003; Скороходова Т. А., 2002; Политика О. И., 2005; Ильина М. Ю., 2006; Бабкина Н. В., 2007; Валявко С. М., 2007; Грачева Е. К., 2007; Кожалиева Ч. Б., 2007; Шишкова М. И., 2007; Безруких М. М., Верба А. С., 2007; Батуева Ю. В., 2008; Быструшкин С. К., 2007, 2008).

В — последнее десятилетие число детей с рассогласованностью вегетативных параметров возросло в-несколько раз (Безруких М.М., 2007; Болотовский Г. В., Чутко’Л.С., 2009), в частности с рассогласованием между церебральными и периферическими звеньями вегетативной регуляции (Аникин В.В. и др, 2000), а также с нарушением регионарного кровообращения (Хананашвили Я.А., 2007). Расстройства функции головного мозга чаще всего определяется циркуляторными нарушениями (Хананашвили Я. А., 1999). ,.

Наиболее часто данные нарушения выявляют у детей, с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), в частности, у детей страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). (Трошин В.Д. и соавт., 1994, 2006; Безруких М. М. и др., 2007; Баранов А. А. и др., 2007). В основе вегетативной дисфункции лежит рассогласование между церебральными и периферическими звеньями вегетативной регуляции (Аникин В.В. и др., 2000), в том числе, регуляции системы кровообращения.

У детей с минимальными мозговыми дисфункциями наблюдают значительные трудности в обучении и поведении на фоне незначительных субклинических расстройств функционирования центральной нервной системы (Фарбер Д.А., 2009). ММД также называют органической мозговой дисфункцией, гиперактивностью, гиперкинетическим синдромом, хроническим мозговым синдромом, минимальным церебральным параличом и т. д. В настоящее время в медицине используется, термин — «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), хотя он же может. обозначаться ММД (ПересленийЛ.И, 1996; БрязгуновИ.Ш., КасатиковаЕ. В‘, 2002; Болотовский Г. В., Чутко Л. С., 2009)., Число детей, страдающих ММД, в общей детской популяции по данным разных авторов колеблется от 2 до 21%, в зависимости от критериев оценкиОсновная* роль в возникновенииэнцефалопатиипринадлежит разнообразным факторампреи перинатального периода и, прежде всего, данныйсиндром проявляется у детей, перенесших гипоксию, а также у недоношенных детей (Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю. К., 2001; Заваденко.

Н.Н., 2005;.Ковтун ОЛТ., 2003; Быструшкин С. К., 2007; Безруких М-МС, 2007; Прусаков-В-Ф'и др., 2009; Болотовский Е. В1., Чутко Л. С.,.2009);

— В связи с высокой распространенностью церебральных сосудистых заболеваний у детей изучение кровоснабжения? головного мозга, детей с особенностями развития, является в настоящее время актуальной проблемой- (Зубарева Е.А., и соавт., 1999; Костина Т. Ф], 2002, 2006; Вольф Н. В. и .др-, 2006; Заболотских Н. В., 2008). '. .

Основные принципы-регуляции системы мозгового кровообращения заключаются в минимизации отклонениягциркуляторного и химического гомеостаза головного^^ мозга при различных. функциональных состояниях, что и определяет сложную структурно-функциональную организацию процесса регулирования мозгового кровотока (Мчедешвили Г. И., 1989; Росин Ю. А., 2006; ЛелюкВ.Г., Лелюк С. Э., 2003, 2004; АгаджанянН.А., 2001, 2009; ДолгихГ.Б., 2007, Александрин В. В, 2009; Москаленко Ю. Е., 1991, 2009).

В настоящее время сосудисто-мозговую реактивность рассматривают вкачестве интегрального показателя адаптационных возможностей системы мозгового кровообращения, способностисосудов мозга реагировать в ответ на изменяющиеся условияфункционирования и оптимизировать кровоток соответственно этим условиям. Суть понятия «реактивность сосудов мозга» заключается в возможности объективизации деятельности регуляторных механизмов, лежащих в основе управления мозговым кровообращением и обеспечивающих егофункциональную устойчивость (Москаленко Ю.Е., 1991; Долецкий А. Н., 2003, 2006). Но остаются малоизвестными интегративные механизмы взаимодействия элементов, системы регуляции сердечнососудистой < деятельности, обеспечивающих изменения гемодинамики (Чуприков А.П., 2004).

По мнению ряда авторов^ изменения церебральной гемодинамики следует рассматривать как регионарные проявления" общих нарушений кровообращения (Лелюк В.Г., Лелюк С. Э., 2004; Исупов И. Б., 2001; Долгих Г. Б., 2007; Агаджанян Н. А., 2009).

Решение проблемы регуляции гемодинамики при ММД или некоторых ее аспектов может способствовать определению стратегии коррекции отклонений* в психофункциональном развитии этих детей (Федин А.И., Румянцева С. А., 2002; Костина Т. Ф., 2002, 2006; Вольф Н. В. и др., 2006; Заболотских Н. В., 2008).

Одним из общепризнанных методов исследования, деятельности мозга является реоэнцефалография (Иванов Л.Б.,. Макаров В. А., 2000; Гимранов Р. Ф. и соавт., 2003; Зенков* Л.Р., Ронкин М1А., 2004; Долгих Г. Б., 2007; Москаленко Ю. Е., 2009, 2010).

В настоящее время установлен ряд возрастных изменений реоэнцефалографически показателей, отражающих состояние сосудистого русла головного мозга в разные периоды онтогенеза (Безобразова. В.Н., 2001, 2008; Догадкина С. Б., 2002; Безруких и др., 2003; Зенков Л. Р., Ронкин М. А., 2004; Каторгина Г. И., 2005; Понаморева Т. А., 2005; Ефремова Н. Г., 2008; Батуева Ю: В., 2008).

Возрастные особенности функционального состояния мозгового кровообращения ярче выявляются при действии на организм функциональных нагрузок (Аронов Д.М., 2007), особенно близких к тем, с которыми дети сталкиваются в реальных условиях жизнедеятельности.

Казин Э.М. и др., 2008). В жизни детей 8−11-летнего возраста значительное место занимают умственные нагрузки (Безруких М.М., 2009), влияние которых на мозговой кровоток, на сегодняшний день недостаточно изучено (Безобразова В.Н., 2008; Понаморева Т. А., 2005; Костина Т. Ф., 2006).

Для взрослых людей характерно наличие гиперфронтального градиента кровенаполнения, формирование которого приходится на период 8−13 лет (Ярулин Х.Х., 1983). Однако, из всех реоэнцефалографических показателей градиент описан только для реографического индекса. Но, кровоснабжение бассейнов головного мозга зависит от различных сторон функционального состояния сосудистого русла (Ронкин М.А., Иванов Л. Б., 1997; Москаленко Ю. Е., 2009).

Таким образом, к настоящему времени остается неразрешенными ряд вопросовкасающихся^ особенностей возрастных изменений регуляции кровоснабжения головного мозга, как в норме, так и при минимальных мозговых дисфункциях (Русанов В.Б., 2001, 2002; Понаморева Т. А., 2005; Батуева Ю. В., 2008; Матин Б. В., 2008).

Согласно^ данным литературы к 11−12 годам завершается становление показателей, отражающих степень кровенаполнения крупных артерийсовокупный просвет мелких сосудовтонус артериальных сосудов, средних и крупных венсостояние небольших вен, мелких артерий (Костина Т.Ф., 2002; Bode Н., 1988; Росин Ю. А., 2006; Долгих Г. Б, 2007).

Широко известно, что сложность организации мозгового кровообращения обеспечивает интенсивное кровоснабжение мозга при различных по качеству и силе нагрузках, физиологических состояниях (Орлов Д.П., 2004; Михайленко А. А. и соавт, 1997; Хаматова P.M., 2000; Манеелов Л. С., 2000; Росин Ю. А., 2006).Важным аспектом изучения особенностей кровообращения головного мозга у детей является анализ адаптационных реакций мозгового кровообращения на действе нагрузок, близких к тем, с которыми дети сталкиваются в реальных условиях жизнедеятельности.

В связи: с этим целью данной? работы явилось изучить возрастные особенности внутричерепной макрогемодинамикидетей- 8−11-летнеговозраста сразным уровнем интеллектуального развития: в условиях информационной нагрузки.

Длядостижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности макрогемодинамики мозга здоровых детей и детей с минимальнымимозговыми? дисфункциями в условиях, спокойного бодрствования ишри выполнении информационной нагрузкш.

2. Выявить особенности возрастных изменений функциональной^ организации макрогемодинамических процессов^ мозга у практически здоровых. детейи детей с минимальными мозговыми дисфункциями? 8−9 и 10−11-летнего возраста.

3: Установить особенности функциональной организациигемодинамических процессов в бассейнах мозга здоровых детей и детей с минимальными мозговыми дисфункциями^ зависимостиот характера асимметрии мозгового кровенаполнения, градиента кровенаполнениямоторной асимметрии рук.

Научная новизна результатов исследования.

1. Впервые установлено, что в норме у детей 8−11-летнего возраста формируются градиенты тонуса артерий и вен среднего калибра. У детей с ММД к 11 годам данные градиенты несформированны.

2. Впервые показано, что макрогемодинамические процессы у детей с.

ММД 8−11-летнего возраста отличаются от нормы снижением венозного оттока и времени распространения пульсовой волны:. •.

3. Впервые установлено, что в отличие от здоровых детей у школьников с ММД циркуляторное обеспечение выполнения информационной нагрузки происходит на фоне повышенияпериферического сопротивления сосудов вбассейне задней мозговых артерий и упругости мозговых артериальных сосудов крупного калибра.

Положения, выносимые на защиту.

1. В норме у детей к 10−11-летиему возрасту происходит увеличение тонуса крупных артерий и вен бассейнов передних мозговых артерий и снижение тонуса вен среднего калибра, что создает оптимальные условия кровоснабжения лобных областей.

2. У детей с ММД внутричерепные гемодинамические процессы характеризуются пониженным временем распространения пульсовой волны и повышенным индексом венозного оттока, свидетельствующими о гипертонусе крупных артерий и вен и затруднении венозного оттока, что приводит к формированию функциональных нарушений внутричерепного кровотока.

3. Циркуляторное обеспечение выполнения информационной нагрузки детьми происходит преимущественно за счет повышения тонуса крупных артерий и вен.

4. Результативность выполнения теста на невербальный интеллект в норме коррелирует с уровнем периферического сопротивления сосудов в бассейне правого полушария и бифронтальном бассейне, а при минимальных мозговых дисфункциях — в бимастоидальном бассейне и бассейне левого полушария.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты дополняют существующие представления об особенностях внутричерепной гемодинамики у детей 8−11летнего возраста. Показана разница в значении реографических показателей здоровых детей и детей с минимальными мозговыми дисфункциями, находящихся в состоянии покоя и при выполнении информационной нагрузки.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для разработки критериев оценки функционального состояния системы макроциркуляции мозговога кровотока у детей 8−11 лет. Показана необходимость, учета состояния тонуса мозговых сосудов при проведении коррекционных мероприятий у детей с минимальными мозговыми дисфункциями.

Внедрение* результатов* исследования в практику. Материалы исследованиялегли в основу коррекционных мероприятий, проводимых в специализированной (коррекционной) школе VIII вида № 4Ь г. Ростова-на-Дону. .

Результаты исследования реографических показателей у здоровых детей и при минимальных мозговых дисфункциях, используются в лекционных курсах по дисциплинам «Физиология человека», «Психофизиология интеллектуальной деятельности», «Возрастная физиология» на кафедре анатомии и физиологии детей и подростков Педагогического института ЮФУ, в ГОУ СПО Донской педагогический колледж.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на: ІГ Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека» (Ростов-на-Дону, 2008) — XV Межгородской, конференции молодых ученых «Актуальные проблемы, патофизиологии» (Санкт-Петербург, 2009) — XII Всероссийской медикобиологической' конференция молодых исследователей «Фундаментальная наука и клиническая медицина», (Санкт-Петербург, 2009) — Международной конференции «Физиология развития человека», посвященной- 65-летию со дня основания Института возрастной физиологии РАО, (Москва, 2009) — VII Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения И. П. Павлова: «Механизмы функционирования висцеральных систем» (Санкт-Петербург, 2009) — III Международном молодежном медицинском конгрессе «Санкт-Петербургские научные чтения.

— 2009″ (Санкт-Петербург, 2009) — II Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» (Волгоград, 2010) — заседании Ростовского-на-Дону отделения физиологического общества им. И.П.

Павлова (Ростов-на-Дону, 2010) — Всероссийской конференции с международным участием «Современные направления в исследовании функциональной межполушарной асимметрии и пластичности мозга» (Москва, 2010) — совместном заседании кафедры физиологии человека и животных ЮФУ и ученого совета УНИИ Валеологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2011) — заседании Ученого совета НИИ Нейрокибернетики им. А. Б. Когана ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 научных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, списка литературы и приложений.

Список использованных источников

включает 262 работы, из них 181 работа отечественных авторов и 80 работ зарубежных авторов. Диссертационная работа изложена на 162 страницах машинописного текста, содержит 30 таблиц и 7 рисунков.

Выводы.

1. Степень кровенаполнения крупных артерий в бассейне левой внутренней сонной артерий у леворуких детей выше, чем у праворуких, как в состоянии покоя, так и при выполнении нагрузки. Выполнение информационной нагрузки у праворуких детей приводит к большему повышения тонуса средних и крупных вен по сравнению с леворукими.

2. В состоянии покоя и при выполнении информационной нагрузки у большинства здоровых детей и детей с ММД в возрасте 8−11 лет асимметрия кровоснабжения полушарий головного мозга отсутствует. Когнитивная недостаточность при ММД сочетается с повышенным тонусом внутричерепных сосудов головного мозга.

3. В норме тонус крупных вен и артерий формируется по взрослому типу к 11 годам: с 8 к 11 годам повышается тонус магистральных артериальных сосудов, снижается степень их кровенаполнения, а также возрастает гипермастоидальный градиент тонуса вен бассейнов головного мозга.

4. При ММД, по сравнению с группой здоровых детей, выявлен повышенный тонус крупных артерий и вен, что ведет к уменьшению артериального кровотока и затруднению венозного оттока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г., Андреев А. В., Белолапотко Е. А. и др. Ультразвуковая допплеровская диагностика сосудистых заболеваний// под. Ред. Никитина Е. М. и Труханова А. И., Москва: изд-во Видар, 1998, 432 с.
  2. Н.А., Власова И. Г., Ермакова"Н.В1 и др. Основы, физиологии человека. М.: Изд-во РУДН, 2001.- 408 с.
  3. Н.А., Тель Л13., Циркин В. И., Чеснокова С. А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2009.- 526 с.
  4. Алейникова Т. В, Думбай В. Н., Кураев Г. А., Фельдман Г. Л. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-384 с.
  5. В.В. Частотные характеристики микроциркуляции поданным вейвлет-анализа, при ауторегуляции мозгового кровотока. // Механизмы функционирования висцеральных систем: VII
  6. Всероссийская* конференция с международным участием. Тезисы докладов. СПб.: Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, 2009. -488 с., С. 24−25.
  7. Алферова В: В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга" в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.:Наука, 1990.-С. 45−65.
  8. В.В., Курочкин А. А., Кушнир С. М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. — Тверь: Губернская медицина, 2000 179с.
  9. Д. М. Лупанов В.П. Функциональные пробы в кардиологии (руководство дл врачей) М.:МЕДпресс-информ, 2007. — 328 с.
  10. В.В. Популяционная. структура, полиморфизма' функциональной межполушарной асимметрии // Руководство* по функциональной межполушарной асимметрии: М.: Научный, мир, 2009. — 836 с. — С. 458−520-
  11. Т.В., Меликян 3. А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития // Школа, здоровья. 2002. № 1. С. 28−36.
  12. Ахутина Т. В-, Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительновербальных функций: Учеб. Пособие для студ.высш.учебгых заведение. -М.: Издательский центр «Академия», 2003 -214 с:
  13. Бабкина.Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей*с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 5. — С. 62−66. '
  14. В.Н. Влияние неблагоприятных экологических факторов на развитие кровообращения головного мозга // Новые исследования.-М., 2002. № 2.- С.37−42.
  15. В.Н., Догадкина" С.Б. Функциональное состояние кровообращения головного мозга' и предплечья у детей 5−9 лет//Физиология человека, 2001, Т.27,№ 5.- С.49−53.
  16. В.Н., Зиненко Е. С. Функциональное состояние кровообращения головного мозга детей 5-летнего возраста // Альманах Новые исследования, № 1, 2008. С. 36−40.
  17. М.М., Верба А. С. Развитие комплекса познавательных функций у праворуких и леворуких мальчиков с особенностями раннего развития // Физиология человека. 2007, том 33, № 6. — С. 14−20.
  18. М.М., Мачинская Р. И., Крупская Е. В., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ / Экспертный доклад для* благотворительного фонда САР Россия. М.: 2007. — 42 с.
  19. Безруких М. М, Мачинская Р. И., Сугробова Г. А. Дифференцировка влияний функциональной’зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7−8 лет // Физиология человека, 1999, том 25, № 5, С. 14−21.
  20. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  21. Н.П. Магия творчества и психофизиология (факты, гипотезы) // Неврологический вестник им. В. М. Бехтерева. — 2007. — Том 39' № 3. — С. 5−12.
  22. Н.П., Данько С. Г., Старченко М. Г. и др. Исследование мозговой организации творчества. Сообщение 3. Активация мозга поданным анализа локального' мозгового кровотока и ЭЭГ // Физиология человека: Журнал РАН. — 2001. — Том 27, № 4. — С. 6−14.
  23. Н.П., Нагорнова. Ж. В. Динамика когерентности ЭЭГ при- выполнении* заданий на невербальную (образную)' креативность. // Физиология человека — 2007. том 33, № 5, С. 5−13.
  24. Блейхер* В.М.1, Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального, института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002, С 123−131.
  25. Л.А., Бузиашвили Ю.И, Шумилина. М. В. Нарушения церебрального венозного* кровообращения* у больных сердечнососудистой патологией (головная боль, ишемия, артериосклероз): — М.: Изд-во НЦССХ им. А. Н. Бакулаева РАМН- 2003. — 162 с.
  26. Г. В., Чутко Л. С. Гиперактивный* ребенок: развитие, воспитание, обучение. — СПб.: Вектор, 2009. — 192с. — (Лучшая книга о ребенке).
  27. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью, у детей. М.: Медпрактика — М, 2002. — 128 с.
  28. Е.М., Дьяконова Е. Н. Классификация и топическая диагностика нарушений мозгового- кровообращения у новорожденных детей // Ж. неврологии и психиатрии. — 1997, № 8. С.4−7.123. .
  29. С. М, Домишкевич С. А. Работах: сюжетными:картинками- как метод: изучения и: формирования связной устной речи умственно отсталых учащихся младших классов // Спец. психология. 2007. — № 2.- с: 36−53-
  30. В.Б.- Психофизиологические: методы оценки: здоровья детеймладшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие./ Ростов н/Д.: Изд-во ООО ЦВВР, 2004. 272 с. .
  31. Войнов В .Б. К психофизиологии! школьной дезадаптации-
  32. Минимальные мозговые дисфункции / Доклады академии наук, 2008, том 419, № 3, С .1−3. .
  33. Войнов^В-Б-, ВороноваНШ, ЗолотухинаВ: В‘ Методы оценки состояния* систем кислородообеснечения. организма человека / Ростов. н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2001. 108 с.
  34. Н.В. Половые различия функциональной организации процессов нолушарной обработки речевой информации. Ростов-на-Дону, изд-во ООО «ЦВВР», 2000- 238 с.
  35. Вольф Н. В-, Гребнева 0-Л., Джафаров О. А. и др. Проблемы, рекомендации: и перспективы при: изучении синдрома дефицита: внимания с гиперактивностью. / Альманах «Новые исследования». М-: Вердана- 2006. — № 2 (10). — С. 36−56.
  36. Вольф- Н-В., Разуменикова О. М. Время: унимануальных реакций: при: сравнении' латерализованных вербальных стимулов: особенностимежполушарных взаимодействий, связанные с полом испытуемых // Физиология человека. 2002, том 28, № 4, С. 21−25.
  37. И.Г., Самохина Е. В. Взаимосвязь между показателями гемодинамики и дыхания человека // Физиология человека, 2003, том 294, С. 72−75. ¦ ¦¦ .'
  38. Р.Ф., Гимранова Ж. В., Еремина Е. Н., Мальцева Е. А., Богданов P.P. Диагностика заболеваний нервной системы / Под ред. Р. Ф. Гирманона. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 302 с.
  39. В.В., Прокопович Е. В. Коррекция кровотока* в- глубоких, венах мозга (в венах Розенталя) при синдроме доброкачественной внутричерепной гипертензии // Неврологический журнал, № 6, 2005, www.medlit.ru: .
  40. ., Кобрин В. И., Дегабриль Р. Асимметрия рук: центральное илипериферическое происхождение? // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. — 836 с. — С. 351−388. — - '
  41. Дисперсионный анализ (электронный учебник) www.statsoft.ru/home/textbook.
  42. Т.А., Брагина Н. Н. Методологическое значение принципасимметрии в изучение функциональной организации человека //Функциональная межполушарная- асимметрия. Хрестоматия. М.:. Научный мир, 2004. — 728 с., G. 15−46. /
  43. С.Б. Влияние неблагоприятных экологических условий на: состояние периферического кровообращения у детей 7−16 лет // Новые исследования.-М., 2002. № 2.-G. 26−36.125 ¦ .
  44. О.М. К проблемам диагностики умственного развития детейдошкольного возраста // Ж. псих, наука и образование, 1997, № 2, С. 2027. .
  45. А. В., Артюшенко Н. П., Семин И. Р. Знакомые незнакомцы: задержка психического развития? с позиций МКБ-10 // Сибирскийвестник психиатрии и- наркологии: Научно-практическое издание. — 2004-.- № 3- СГЛЗОШЗ-'.
  46. Н.Г. Возрастные особенности сезонных изменений: церебрального гемодинамики у здоровых людей // автореф. кан. мед. Наук. М., 2008. — 19с.
  47. Н.М., Пусозеров В .Г., Жулев С. Н. Цереброваскулярные заболевания. Профилактика и лечение инсультов. СПб.: Невский диалект. — 2002. — 377 с.
  48. Н.В. Реакции системного и мозгового кровообращения у лиц с различными, типами регуляции гемодинамики // автореф, докт.мед.наук, Краснодар, 2008, 41 с.
  49. Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение цереболизина в их кломплексной коррекции. Метод, пособие для врачей — М.: РГМУ, 2005. — 89 с.
  50. Н.Н., Петрухин А. С., Суворинова Н. Ю., Румянцева" М:В., Овчинникова А. А. Современные подходы к диагностике' и лечению минимальных мозговых дисфункций детей. Методические рекомендации. — М.: РКИ’Соверо-пресс, 2001. 40 с.
  51. Зельдович.* Я: И. Особенности* распределения латеральных фентипов у детей 6−7 лет // Физиология человека, 2007, том 33, №, С. 113−116.
  52. JI.P., Ронкин М. А. Функциональная диагностика- нервных болезней: руководство для врачей 3-е изд., переаб. И1 доп. -• М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 488-
  53. В.В. Использование результатов автокорреляционного анализасердечного ритма при оценке влияния физических нагрузок на студентов с различным уровнем физической&rsquo- подготовленности // Физиология человека, 2003, том, 29, № 4 С. 136 — 138. '
  54. Е.А., Дворяковский И. В., Зубарев. А. Р. Сугак А.А. Доплерография перинатальных поражений головного мозга. М.: Видар, 1999. — 92 с.
  55. Иваницкий* Г. А., Николаев А. Р., Иваницкий А. М. Взаимодействие лобной и< левой теменно-височной коры при- вербальном' логическом мышлении // Физиология человека, 2002, том 28, № 1, С. 5 11.
  56. Л.Б., Макаров В. А. Лекции по клиническою реографиш М.: МБН, 2000 — 319 с.
  57. Изнак А. Ф: Нейрофизиология в психиатрии // Общая психиатрия. Под. Ред. А. С. Тиганова. М.: медицина, 1999, С. 126−139.
  58. О.В., Лопатин Ю. М. Скорость распространения пульсовой волны и эластические свойства магистральных артерий: факторы, влияющие на их механические свойства, возможности диагностической оценки // Вестник ВолГМУ, 2006, том 17, № 1, С. 3−8.
  59. М. Ю. «Метод расширения, речевых моделей» как один из приемов развития фразовой&rdquo- речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности // Школьный логопед-. 2006. — № 6. — С. 48−52.
  60. А.П. Корреляционный, анализ отдельных показателей кардиореспираторной системы для выявления стресс-состояний / Теория и практика физической культуры, № 9, 1997, С. 11−13.
  61. И.Б. Системный анализ типологических характеристик церебрального кровообращения* у здоровых людей // автореф.док.мед.наук (НИИ' норм.физиол.им.П. К. Анохина РАМН), Волгоград, 2001 — 36 с.
  62. Э.М., Лурье С. Б., Селятицкая В. Р., Касаткина. Н.Э. и др. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коолективная монография — 2-е изд., с измен, и дополн. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО- 2008. — 299 с.
  63. В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: изд-во СПбГУ, 2001. С.102−114 (Нервная система- Вып. 35).
  64. Г. И. Церебральная гемодинамика у детей в норме и с задержкой умственного развития // дис. канд. биол. наук, Владимир, ВГУ, 2005. 130 с.
  65. В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие). -Ростов-на-Дону.: изд-во ООО «ЦВВР», 2003. 224 с.
  66. М.Г., Тупицин И. О. Взаимосвязь возрастных характеристикбиоэлектрической активности и кровообращения головного мозга // Физиология человека, 1984, том 10, № 3, С.411—416.
  67. О.П., Львова О. А., Сулимов А. В. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Методические рекомендации. Екатеренбург, 2003.-33 с.
  68. М.С., Балашова Е. Ю. Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности //Руководство по межполушарной ' асимметрии. М.: Научный мир, 2009. — 836 с. — С. 185−206.
  69. Ч. Б. Диагностика уровня развития самосознания у умственно отсталых подростков // Дет. и подростковая реабилитация. -2007. № 1.-С. 30−33.
  70. К.А. Структурные изменения головного мозга у больных артериальной гипертонией по данным магнитно-резонансной томографии (МРТ): влияние медикаментозного лечения // автореф. дис. канд. мед. наук. Екатеренбург — 2008, 25 с.
  71. О.В., Асанов Э. О., Писарук А. В., Чижова В. П., Чеботарев Н. Д. Возрастные особенности функции эндотелия и микроциркуляции при гипоксическом стрессе // Кровобю та гемостаз, № 2, 2007, стр. 15−20
  72. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Р. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 123 с.
  73. А.К., Белоусова Г. Н., Дроздова М. М., Матюшечкин С. В., Хайрулина Т. П. Артериальная система. Микроциркуляторное русло129. методическое пособие для студентов медицинских вузов)., СПб.: ИЗДт во СПбГМУ, 2006. — 83с.
  74. А.К., Дроздова М. М., Хайрулина Т. П. Венозная система? (учебно-методическое пособие для- студентов медицинских вузов России) СПб: изд-во-СПбГМУ, 20 001- 55с.
  75. Костина-, Т. Ф: Особенности-, компенсированной внутричерепной/гипертензии у дошкольников- и школьников /Т.Ф* Костина //Новые исследования.- 2004.- № 1−2(6−7).- С.220−221.
  76. . Т.Ф. Комплексная оценка, состояния ЦНС подростков с. нарушениями умственного развития // Дети с проблемами в- развитии- (комплексная оценка и коррекция) Л. П. Григорьева, Л.И., Фильчикова,
  77. З.С. Алиева и-др. / Под-ред. Л. П. Григорьевой. М.: ИКЦ «Акдемкнига». -2002−415 с.-С.350−368.
  78. В.А. Сопоставление вегетативных показателей студентов при экзаменационном^ стрессе и при физической нагрузке // Физиология человека, 2002, том 28, № 5, С. 131−133.
  79. А.П. Компьютерная электрофизиология / 3-є изд., перераб. и дополн. М.: изд-во МГУ, 2002. 379: с.
  80. Кураев: Г. А., Соболева И. В., Сороколетова Л. Г. Методики определения? моторных и сенсомоторных асимметрий мозга. Методическая разработка:-Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1994.— 42 с.
  81. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. 168 с.
  82. В.Г., Лелюк С. Э. Ультразвуковая ангиология. М.: Реальное Время, 2003 343 с.
  83. В.Г., Лелюк С. Э. Церебральное кровообращение и артериальное давление., М.: Реальное время, 2004, — 304 с.
  84. А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе ММД у детей раннего возраста. Автореф. дисс .канд. мед. наук. М., 1995. — 21 с.
  85. В.П., Николаева Е. И. Функциолнальная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005, 368 с.
  86. Лучшие психологические тесты (описание и руководство к использованию) Ответственный редактор А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: изд. «ПЕТЕРКОМ», 1992, 319 с.
  87. В.А. Математическое моделирование гидродинамики церебрального кровообращения.//М.- МаксПресс 2001, С. 15.
  88. О.В., Кравцов Ю. И. Соматосенсорные вызванные потенциалы в диагностике хронической недостаточности мозгового кровообращения у пациентов с патологией брахиоцефальных артерий //Ангиология и сосудистая хирургия, том 15, № 1, 2009, С. 24−28.
  89. Т.Н. Функциональные резервы системы кровообращения: Учеб. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. 177 с.
  90. Л.С. Клиника и диагностика начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга// Мед. Помощь, 2000, № 3, С. 710.
  91. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. — М.: изд-во Московский психолого-социальный институт, 2007. 399с.
  92. .В., Русанов В. Б. Различия в гемодинамическом обеспечении подвижности нервных процессов у старших школьников // Вестник
  93. Нижегородского университета им:. Н. И. Лобачевского (биология)-, 2008- № 6, С. 108−112.
  94. А.М., Балашов С .А. Механочувствительность артериального эндотелия-, Тверь: изд-во Триада, 2005, 206 с.
  95. И.В. Участие ацетилхолинэс геразы эритроцитов в процессах гормональной регуляции при адаптации к физическим^ нагрузкам.// Физиология человека, 2003, том 29, № 2, С. 57−61.
  96. Методические1 рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья- детей и подростков Государственного комитета санитарноэпидемиологического надзора РФ от 17 марта 1996 г. (N 01−19/31−17). .
  97. А.И. Острый период сотрясения головного мозга у детейклинико-иммунологическая диагностика- и- иммунокорригирующая терапия)*// автореф> канд.мед.наук,.(Шб.-, 2000- -17 с. .
  98. Миняева^ Н.А., Теплышева Н. В. Особенности церебральной гемодинамики.- у взрослых людей- с артериальной гипертензией* // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в черезвычайных ситуациях. — 2008, № 2, С. 36−42.
  99. А.А., Одинак М. М., Вознюк И. А. Церебральная гемодинамика у лиц с начальными проявлениями недостаточности кровоснабжения мозга//Врачебное дело, 1997, № 2, G. 64−68.
  100. Моргунов М. Н, Кастанаян А. А., Неласов Н. Ю. Функция эндотелия и нарушение регуляции мозгового кровотока у больных артериальной гипертензией и возможности их коррекции тиазидоподобным диуретиком индапамидом ретард 1,5 мг // Неврология, № 2, том 08, 2006
  101. Ю.Е., Бекетов*А.И, Орлов Р. С. Мозговое кровообращение. Физико-химические приемы изучения. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1988.- 159 с.
  102. Ю.Е., Вайнштейн&rsquo- Г.Б. Реоэнцефалография: биофизические основы, информативность, границы применения // Физиология человека.- 1983, Т. 9, № 5. С! 707−722:
  103. Москаленко- Ю.Е. О функциональных задачах деятельности механизма регуляции мозгового кровообращения. // Физиологический, журнал. СССР им. И. М‘.Сеченова: — 1991.- Т.77.- № 7.- С.55−62.
  104. П.А., Черток В. М. Иннервация* мозга- // Тихоокеанский медицинский журнал, 2008, № 3, С. 12−23'.
  105. К.В. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показатедлей у лиц с разным типом вегетативной нервной системы // автореф. канд.б.н., Ростов-на-Донк, 2006, 23с.
  106. М.М., Вознюк И. А. Нарушения кровообращения головного мозга: медикаментозная коррекция, повреждений сосудистого русла. -СПб.: ВМедА, 2002.- 80 с.
  107. JI. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: Когито-Центр, 1996. — 70 с.
  108. О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
  109. Т.А. Срочная- адаптация системы кровообращения детей младшего школьного возраста к работе на компьютере: Дис.. канд. биол. наук, Москва, 2005, 177 с:
  110. Римская- Р., Римскмий С. Практическая психология в тестах. («Педагогика, психология, медицина»). — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 376 с.
  111. Прохорова* А. М. Роль, функциолнальной асимметрии мозга и силы нервных процессов в формировании адаптивных реакций студентов: автореф. дис.. канд. биол. наук, Томск, 2005 24 с.
  112. В.Ф., Белоусова М. В., Уткузова М. А. Клиника и коррекция поведенческих нарушений у детей с минимальной мозговой дисфункцией // Неврологический вестник 2009, Т. XLI, вып. 1 — С. 99 101.
  113. А.П., Сорокоумов В. А. Мозговое кровообращение в норме и патологии. Пособие для студентов медицинских ВУЗов и клинических ординаторов// СПб ГМУ, 2001, 48 стр.
  114. Пылаева Н. М, Ахутина Т. В. Методика «Сложи фигуру» в диагностике и коррекции зрительно-пространственных трудностей / Школа здоровья", 2000.-№ 3.- С. 26−31.г
  115. Фарбер Д.А.,, Безруких М. М. Развитие мозга и формированиепoзнaвaтeльнoйf деятельности" ребенка- — М.: изд-во Московского' психолого-социального института- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2009'-432 с. '
  116. Е. Е. Струтынский А.В. Внутренние болезни. Сердечнососудистая ситема (руководство для врачей). М.: Бином, 2007, 862 с.
  117. М.А., Иванов Л. Б. Реография к клинической практике М.: научно-медицинская фирма МБН. 1997. — 403 с.
  118. Ю.А. Доплерография сосудов головного мозга у детей. СПбг: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 120 с.
  119. , Л.В. Функциональные особенности миокарда детей младшего&rsquo- школьного4 возраста, проживающих в различных экологических условиях // альманах Новые исследования 2008, № 1, стр. 27−35.
  120. , В.Б. Церебральная.гемодинамика и функциональное состояние сосудов головного мозга*школьников 16−17 лет: Дис.канд. биол. наук -Владимир, 2001.-117 с. г
  121. , В.Б., Суворов В. В. Возрастные особенности гемодинамики старших школьников в условиях естественной деятельности //Новые исследования, — 2002, — № 1.- С.112−130.
  122. Ю.В., Циркин В. И. Параметры вариабельности сердечного ритма в зависимости от вида функциональной ассиметрии полушарий у младших школьников. // Сибирский медицинский журнал, 2007, № 5. — С. 51−52.
  123. М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов. М.: издательский центр «Академия», 2000. — с. 310−320- 456 с
  124. Н.Я., Семаго, М.М. Психологические особенности проблемных детей: лекции, 5' 8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. — 60 с.
  125. Е.Р. Возрастные особенности функционального развития мозга у школьников- проживающих в условиях европейского севера // автореф. дис. канд. биол. наук, СПб 2009, 21 с.
  126. А.А. Комплексная оценка функционального состояния ЦНС при некоторых нарушениях мозгового кровообращения: Дис.. канд. биол. наук: Ростов н/Д, 2006 162 с.
  127. В.М., Яковлев В. Н. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стериотип. — М.: издательский центр «Академия», 2004. — с. 208−215- 352 с.
  128. С.И., Бурых Э. А. Внутрисистемные и межсистемные перестройки физиологических параметров при острой экспериментальной гипоксии // Физиология человека, том 30, № 2, 2004,1. С. 58−66.
  129. С.И., Бекшаев С. С., Рожков В. П. «ЭЭГ-маркеры» нарушения системной деятельности мозга при* гипоксии // Физиология человека, 2007, том 33, № 5 С. 39 — 53.
  130. М. Г., Бехтерева Н. П., Таматорин И.В.и др. О возможностях коррекции эмоциональных расстройств в условиях действия дестабилизирующего фактора// Физиология человека. 2003. — Том 29, N4. —С. 110−116.
  131. К.В. Нормальная физиология. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. — 920 с.
  132. С.И., Пуговкин А. П. О роли, нейрогенного механизма в регуляции мозгового кровообращения.// Физиологический журнал СССР им. И. П. Сеченова, том 75, № 11, 1989, С. 1501−1508.
  133. .И. Основы физиологии человека- -в 2 т., том 1. С-Пб.: международный фонд истории науки, 1994.- С 314.
  134. В.Д. Нервные заболевания детей и подростков. Профилактика иметоды лечения. М.: ЗАО Центрополиграф, 2006. — 239 с. — (Семейный доктор). -
  135. В.Д., Гусгов A.B. Острые нарушения- мозгового кровообращения. Руководство, 3-е издание. М.:МИА, 2006 — 432 с.
  136. В.Д., Радаев А. М., Халецкая О-В., Радаева Г. М. Клиническиеварианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста. // Педиатрия, 1994. № 2. — С. 72−75. .
  137. А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценкефизического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лег). Ростов тт/Д: РГПУ, 2000. — 72 с.. .
  138. , И.О., Андреева И. Г., Шарапов А. Н. Вегетативная регуляция и состояние сердечно-сосудистой системы //Физиология развития человека: Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию ИВФ РАО.-М.: Издательство НПО «От, А до Я», 2000.- С.427−428.
  139. У. В., Матиева JI.A. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихсямладших классов // Практическая психология и логопедия. 2007. — № 5.- С. 34−44.
  140. М.Н. Функциональная специализация полушарий у детей с задержкой психического развития- и с умственной отсталостью / Функциональная* межполушарная ассиметрия. Хрестоматия. М.: научный мир- 2004'. — 728 с. — С. 630−635.
  141. Хаматова Р. М: Типологические особенности кровообращения у детей 8- 16 лет / дис. канд. биол. наук, Казань, 2000 — 147 с.
  142. Хананашвили- Я. А. Физиология мозгового кровообращения / в, книге: Фармакологическая регуляция тонуса сосудов/ Под. ред. П.А. Галенко-Ярошевского. — М.: Издательство РАМН, 1999. — С.426−450.
  143. Я. А. Регионарное кровообращение/ Физиология человека: Учебник / под ред. В: М: Покровского, Г. Ф. Коротько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ОАО Издательство «Медицина», 2007. — G. 331−342.
  144. Хомская.Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание: — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»),
  145. А.П., Волков Е. А. Проблема леворукости. — Николаев: Атолл, 2004, 88 с.
  146. А.П., Гнатюк P.M. Диагностика леворукости и латеральных признаков // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. — 836 с. — С. 638−646.
  147. А.П., Палиенко И. А. Влияние полушарий головного мозга на функциональные системы организма / Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. — 728 с., С. 677−689.
  148. А.Н., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б., Кмить Г.В1, Рублева^ Л.В. Комплексный* анализ ряда функциональных параметров^сердечнососудистой системы в онтогенезе школьников младшего возраста // альманах Новые исследования — 2008- № 1, С. 41−50.
  149. Шахнович В А. Нарушение венозного кровообращения головного мозга при внутричерепной- гипертензии // Эхография. 2000. — Т. 1. — № 1. — с. 80−84.
  150. Г. А., Калюжин В. Г., Дерюгина О. А. Применение компьютерной тетрополярной реографии для оценки состояния* гемодинамики в неонатологии (методические рекомендации). Минск: Министерство здравоохранения республики Беларусь, 2001. — 30 с.
  151. М. И&lsquo-. Развитие навыка выразительного1 чтения у умственно" отсталых школьников // Коррекц. педагогика. 2007. — № 2. — С. 49−56.
  152. В.Н., Ронкин М. А., Анзимиров В. Л. Дополнительные подходы к классификации типа и степени нарушения тонуса краниоцеребральных сосудов //Неврология и психиатрия. 1996. Т. 96. № 1., С. 79−82.
  153. В.И., Григорьев С. Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. — СПБ.: ВМедА, 2002. 266 с.
  154. Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М.: В. Секачев, 2005. — 64 с.
  155. Янгсон Р. М: Медицинский энциклопедический словарь / P.M. Янгсон- пер. Е. И. Незлобиной. — М.: Астрель: ACT, 2005. — 1375с.
  156. .Р., Яременко' А.Б., Горяйнова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Деан, 1999: — 128 с.
  157. Х.Х. Клиническая энцефалография М.: Медицина. 1983, 271 с.
  158. Aaslid R., Newell D., Stooss R. et al. Assessment of Cerebral Autoregulation Dynamics From Simultaneous Arterial and Venous Transcranial Doppler Recordings in Humans // Stroke. 1991. — Vol. 22 — № 9. — P. 1148 — 1154.
  159. Akselrod, S.D. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: A quantitative probe of beat-to-beat cardiovascular control /S.D: Akselrod,
  160. D.Gordon, F.A. Ubel et al. //Science.- 1981.- Vol.213.- № 10.- P.220−222.
  161. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. // Ann Clin. Psychiatry, 1997. Vol*. 9. — № 2. — P. 81−86.
  162. Banich M.T., Belger A. Interhemispheric interaction: How do the two hemispheres divide and conquer a task// Cortex. 1990. V. 26. № 1. P. 77−94.
  163. R.A.Barkley//Neuropsychol Rev. 2001. — V. 11, N 1. — P. 1−29.
  164. Barkley R.A. Frontal lobe functions in attention deficit disorder with andwithout hyperactivity: a review and research report/ R.A.Barkley,
  165. G.Grodzinsky, GJ.DuPaul.// J Abnorm Child Psychol. -1992.-V 20, N 2. -P.163−188.
  166. Bode H. Pediatric applications of tranccranial Doppler sonography. Wien: Springer-Verlag, 1988.
  167. Brown W.S., Paul L.K., SymingtonM., Dietrich R. Comprehension of humor inprimary agenesis of the corpus callosum //Neuropsychologia. 2005. V. 43. № 6. P. 906−916.
  168. Castellanos. F.X., Giedd J.N., Marsh W.L., Hamburger S.D. et all Quantitative brairf magnetic resonance imaging in* attention-deficit hyperactivity disorder. // Arch. Gen- Psychiatry, 1996.- № 53.- P. 607−616.
  169. De La Fuente-Femandez R, Kishore A., Caine DiB, Ruth5 T.J., Stoessl A.J. Nigrostrial dopamine system* and1 motor Lateralization // Behav Bran Res. 2000.- V. 112. № 1−2. P. 63−68:
  170. DuPauL G.J. et al. Preschools children with attention-deficit / hyperactivity disorder: impairments in behavioral, social and" school functioning // J. of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 2001. 40: P. 508−515.
  171. Dzau- V. The relevance of tissue angiotensin converting enzyme: manifestations in mechanistic and* endpoint data /V. Dzau, K. Bernstein, D. Celermaier et al. //Am J. Cardiol.- 2001.- Suppl.88.- Pf: L1-L20.
  172. Egaas B., Courchesne E., Saitoh O. Redused size of CC autism // Archives of Nerology. 1995. V.52. № 8. P. 794−801.
  173. Fernald L.C., Grantham-McGregor Stress response in school-age children who have been growth retarded since early childhood. Fm. J. Clin. Nutr. -1998 Sep. — Vol: 68(3): — P. 691−698.
  174. GutnikB*.J*-:Corballis MlC., Nicolson- Jv Lateralised resular special: patterns in
  175. Herrick, A.E. Influence: ofiage on-nailfold- capillary dimensions in childhood?
  176. A L. Herrick, T. Moore, S. Hollis et al. Hi: Rheumatol.- 2000.- Vol.27.- № 3:-P.797−800. .
  177. Hojgaard, M.V. Dynamics of spectral components of HRV during changes in autonomic balance /M.V. Hojgard, N.-H. Holstein-Rathlou, E. Anger, J.K. Kanters //Am J. Physiol-- 1998.- Vol.275.- № 1 .-Part2.-P.: H213-H219.
  178. HyndG.,. Hall J., Novey E., Eliopulos D Duslexia and CC morphology// Archives-and Neurology. 1995.- Vol- 52.- N. 1.- P. 32−38.
  179. Hynd G.W., Hern K.L., Novey E.S., Eliopulos D. et al. Attention- deficit-hyperactive disorder and asymmetry of the: caudate nucleus //. J. Child. Neurol., 1993.- Vol. 8.- №. 4.- P. 339−347.
  180. Hynd G.W., Semrud-Clikemen М., Lorys A.R., Novey E.S., Eliopulos D. Brain ч morphology in developmental dyslexia and attention deficit disorder/hyperactivity // Archives and Neurology, 1990: — Vol. 47.- N. 8t- P. 919−926.
  181. Hynd G.W., Semrud-Glikemen М., Lorys A.R., Novey E.S., Eliopulos D. Corpus callosum morphologt in attention deficit huperactivity disorder // J. of Learning Disabilities. 1991. V. 24. № 3. P-141'-145.
  182. Julu, P.O. Continuous measurement of the cardiac component of arterial baroreflex in real time during isometric exercise in human volunteers /P.O. Julu, S. Hansen, A. Barnes, G.A. Jamal //J. Physiol. Proc.- 1996.- Vol.497.-P.7−8.
  183. Laughlin M.H. Cardiovascular response-to * exercise //Adv. Phisiol. Educ. 1999! V. 22.№l.p: S244.
  184. Leask S.J., Crow TJ. Word* acquisition reflects lateralization of hand skill // Trends in Cognitive Sciences. 2001. V. 5. № 12. P. 513−516s
  185. Loveless N.E., Brunia H: M.C. Effects of the rise-time on late components of the auditory evoked potential.// J. of Psychophysiology, 1990. Vol. 4. — P. 369−380.
  186. Markee Т., Brown W., Moore L., Theberge D. Callosal function in dyslexia: evoked potential inter-hemispheric transfer time and bilateral field advantage //Developmental Neuropsychology. 1996. V. 12. № 4. P. 409−428.
  187. McEwen B.S. Steroid hormones and multifunctional messenger to the brain // J. Endocrinol. Metab. (2):62−67, 1991.
  188. Monastra V.J. Electroencephalographic Biofeedback in the Treatment of Attention Deficite/Hyperactivity Disorder.// Applied Psychophysiology and, Biofeedback, 2005. Vol. 30- - № 2. — P. 35−43.
  189. Moon J.K., Cogganc A.R., Hopper MtK., Baker E.E., Goyle E.F. Stroke volume measurement during supine and upright cycle exercise by impedance cardiography // Ann. Biomed. Eng. -1994. -Vol. 22. -№ 5. -P. 514−523.
  190. Moutaerd L., Kieffer V., Feingold J., Adansbaum A et al. Agenesis of corpus callosum: prenatal*diagnosis and prognosis // Child’s Nervous System. 2003. V. 19. № 7−8. P. 471−476.
  191. Nancy A., Flaum М., Swayze V. et al. Inelligence and brain structure in normal individuals // Amer. J. Psychiat., 1993., Vol. 150.
  192. Nijokiktjien Ch. Handboek voor ontwikkelingsneurologie neuropsychiatries and neuropsychology // Amsterdam: Suyi Publications. 2004. — P: 1100.
  193. Njiokikyjien Ch., de Sovnneville L., Vaal G. Callosal size in children with learning disabilities // B’echaviaral Brain Research. 1994. V. 64. № 1−2. P. 213−218.
  194. Ori, Z. Heart rate variability frequency domain- analysis /Z. Ori, G. Monir, J. Weiss, X. Sayhouni, D.H. Singer//Amb. Electrocardio.- 1992.- 10(3).- P.499−537.
  195. Paul L.K., Schieffer B., Brown W.S. Social processing deficits in agenesis of the corpus callosum: narratives from the Thematic Appreciation Test // Arch. Clin. Neuropsychol. 2004. V. 19. № 2. P. 215−225.
  196. Perelle-I.B., Ehrman L. An international study of hyman handedness: the data // Behavior genetics. 1994. V. 24. № 3. P. 217−227.
  197. Pianosi P., Garros D. Comparison-of impedance cardiography with indirect fick (C02 method of measuring cardiac output in healthy children during exercise // Am. J. Cardiol. -1996. -Vol. 77. -№ 9. -P. 745−749:
  198. Pliszka S.R. The neuropsychopharmacology of attention-deficit/hyperactivity disorder/ S.R. Pliszka//Biol Psychiatry. 2005.-V.57, N11. — P.1385−1390.
  199. Posner MIL Attention, self regulation and consciousness/ M: I. Posner, M.K.Rothbart// Philosophical Transactions of the Royal Society of London.1998.-B: 353.-P. 191 5−1927.
  200. Posner M.I. Comulative development of attentional theory // Amer. Psychol., 1982. Vol. 37. — № 2. — P. 168−176.
  201. Posner M.I. Images of Mind/ M.I.Posner, M.E.Raichle// New York, Scientific American Library. -1994.
  202. Posner M.I. The attention' system of the human brain/ M.I. Posner, S.E.-Petersen// Annu Rev Neurosci.- 1990.-N13. -P.25−42.
  203. Powers W.J. Hemodynamics, and metabolism in ischemic celebrovascular disease //Neurol. Clin. 1992., № 10- P .31−48.
  204. Provins K.A., Magliaro J. The measurement of handedness by preference1 and performance test//Brain and Cognition. 1993: V. 22. № 2. P. 171−181.
  205. Rapoport J.L. Executive-functioning in adult attention-deficit hyperactivity disorder/ L.J.Rapport, A. Van Voorhis, A. Tzelepis, S.R. Friedman//Clin Neuropsychol. 2001. — V.15, N4. — P.479−491.
  206. Reeve W.V. Frontal lobe functioning in adolescents with attention' deficit hyperactivity disorder/ W.V. Reeve, S. L Schandler// Adolescence. 2001. -V.36, N144. — P.749−765.
  207. Rowe R., Maughan B., Goodman R. Childchood psychiatric disorder and unintentional injury: findings from a national cohort study // J. of Pediatric Psychology, 2004. 29: P.119−130.
  208. Rucklidge J.J. Neuropsychological profiles of adolescents with ADHD: effects of reading difficulties and gender/ JJ. Rucklidge, R. Tannock// J Child Psychol Psychiatry. 2002. — V.43, N.8. -P.988−1003.
  209. Sainburg R.L., Kalakanis D. Differences in control of limb dynamics during dominant and nondominant arm reaching // J. of Neurophysilogy. 2000. V.83. № 5. P. 2661−2675.
  210. Saito, M. Changes in muscle sympathetic nerve activity and calf blood flow during static-handgrip exercise /M. Saito, M. Tadaaki, I. Satoshi //Eur. J. Appl. Physiol.- 1990.- Vol.60.- P.277−281.
  211. Saito, M. Changes in muscle sympathetic nerve activity and calf blood flow during combined leg and forearm exercise /M. Saito, A. Kagaya, F. Ogita, M. Shinohara//Acta Physiol. Scand.- 1992.-Vol.146.- P.449−456.
  212. Sarringhaus L.A., Stock J.T., Marchant L.F., McGrew W.C. Bilateral asymmetry in the limb bones of the chimpanzee (Pan troglodytes) // American J. of Physical Anthropology. 2005. V. 128t № 4. P. 840−845.
  213. Schwartz S.M. Heirmark R.L., Majesky M.W. Developmental mechanisms underlying pathology of arteries // Phisiol. Rev. — 1990. Vol.70. — P. 11 771 209.
  214. Seals Douglas, R. Influence of muscle mass on sympathetic activation during isometric exercise /R. Seals Douglas //J. Am. Physiol.- 1989.- P.1801−1806.
  215. Seidman L.J. Neuropsychological functioning in nonreferred siblings of children with attention deficit/hyperactivity disorder/ L.J. Seidman, J. Biederman, M.C. Monuteaux, W. Weber, S.V. Faraone//J Abnorm Psychol. -2000. -V.109, N 2. P.252−265.
  216. Sergeant J.A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a criticalappraisal of the cognitive-energetic model/J.A. Sergeant// Biol Psychiatry. 2005.-V.1-N 57(11).-P. 1248−1255.
  217. Shaywitz B.A., Shaywitz S. E., Byme T., Cohen D.J., Rothman S. Attention deficit disorder: quantitave analysis of CT // Neurology, 2005.- Vol. 33.- N.11.- P. 1500−1503.
  218. Somsen, R. J: Growth spurts in brain maturation during middle childhood, as indexed by EEG power spectra /R.J. Somsen, B .J. van’t Klooster, M.W. van der Molen, H.M. van Eeeuwen //Biol. Psychol.- 1997.- 44(3).- P. 187−209.
  219. Steele J., Mays S. Handedness and directional asymmetry in the long bones of the human upprt limb // International J. of Osteoarcheology. 1995. V. 5. P. 39−49:
  220. Thatcher R.W. Cyclic Cortical Re-Organization Origins of Human Cognitive Development //Human Behevior and the Developing Brain / Td. By G. Dawson, K. Fischer. -N.Y., 1994.
  221. Thatcher R.W., Walker R.A., Guidice S. human cerebral hemispheres develop at different retes and ages // Science. 1987. V. 236. P. 1110−1113.
  222. Toga A.W., Thompson P.M. General of brain atracture and intelligence // Annual Review of Neuroscience. 2005. V. 28. P. 1−23.
  223. Valdueza J., Schimierer K., Mehraein S., Einhaupl K. Assessment of normal flow velocity in basal cerebral veina: A transcranial Doppler ultrasound, study // Stroke. 1996. — Vol. 27. — P: 1221−1225.
  224. Velay J.L., Benoit-Dubrocard S.B. Hemispheric asymmetry and interhemispheric transfer in* reaching programming // Neuropsychologia.1999. V. 37. P. 895−903.
  225. Vicaut E. Hypertension ahn the microcirculation: a drief overview of experimental studies // J. Hipertens. — 1992. Vol. 10. — P. 59−68
  226. Willcutt E.G. Validity of the executive function theory of attentiondeficit/hyperactivity disorder: a meta-analytic review/ E.G. Willcutt, A.E. Doyle, J.T. Nigg, S.V. Faraone, B.F. Pennington// Biol Psychiatry. 2005. -V.57, N11. — P.1336−1346.
  227. Zametkin A.I. Brain metabolism in teenagers with attention-deficit hyperactivity disorder/ AJ. Zametkin, L.L. Liebenauer, G.A. Fitzgerald, A.C.
  228. King, D.V. Minkunas, P. Herscovitch, E.M. Yamada, R.M. Cohen// Arch Gen Psychiatry. 1993. — V.50, N5. — P.333−340.
  229. Zametkin A.I. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood onset/ A.J. Zametkin, T.E. TMordahl, M. Gross, A.C. King, W.E. Semple, J. Rumsey, S. HambuP rger, R.M. Cohen//N Engl J Med, — 1990.-V.15, N323(20). P. l 361−1366.
Заполнить форму текущей работой