Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические коммуникации в избирательном процессе современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избирательных блоков и движений, дезориентирующизх избирателя. Группа барьеров естественного происхождения обладает меньшим влиянием и проявляется, в основном, на межперсональном или межгрупповом уровне политических коммуникаций и носят психологический характер. 3. Обструкция на пути коммуникации имеет более сложное происхождение и рассматриваются как намеренный срыв процесса коммуникации, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История и методологические основы современной теории коммуникации
    • 1. 1. Основные подходы и научные школы в теории коммуникации
    • 1. 2. Понятие и классификация политических коммуникаций
  • Глава 2. Влияние политических коммуникаций на избирательный процесс в современной России
    • 2. 1. Теоретические и прикладные модели политических коммуникаций
    • 2. 2. Основные преграды в политических коммуникациях
    • 2. 3. Обструкция в политических коммуникациях в избирательном процессе как вид манипуляции общественным сознанием

Политические коммуникации в избирательном процессе современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование политической системы современной России обуславливают изменения всех ее политических институтов. Одним из наиболее нуждающихся в реформировании является институт политических выборов, состояние которого зависит от уровня развития политических коммуникаций. Под политическими коммуникациями мы будем понимать движение политических смыслов в обществе1. Эффективное функционирование института демократических выборов возможно лишь в случае осознанного, разумного и ответственного отношения граждан к избирательному процессу в целом. Демократические выборы сразу же привлекли к себе повышенное внимание общества. Практически все зарубежные журналисты, работавшие в нашей стране, в той или иной форме отмечали факт демократических изменений в избирательной системе СССР в связи с выборами в Верховный Совет, состоявшимися 26 марта 1989 года. Газета «Чикаго Трибьюн» (США) писала: «Сам процесс выдвижения и утверждения кандидатур был сложным и спорным. И все же этот процесс далеко ушел от прошлых лет, когда избиратель вообще не имел выбора, не считая возможности вычеркнуть или оставить единственного кандидата"2.

Россия уже более 10 лет следует курсом демократических реформ. За это время был накоплен как позитивный, так и негативный3 опыт использования политических коммуникаций в рамках избирательных кампаний.

Высокая актуальность вопросов, стоящих перед целым рядом гуманитарных наук, обусловила большой интерес ученых, представляющих философские, политологические, социологические, психологические.

1 В дальнейшем это определение будет уточнено и дополнено. Прим. авт.

2 «Московские новости», 1989. № 13.

3 Под негативным опытом мы будем понимать проведение избирательных кампаний, целиком основанных на манипуляции общественным сознанием. Прим. авт. 4 направления исследований. При исследовании наработок, касающихся функционирования демократической системы, было обнаружено, что многие апробированные в условиях западных демократий теории не дают ожидаемого результата при переносе в демократическую систему России, а некоторые дают нежелательные побочные эффекты4. Слова, сказанные Лебоном еще в начале прошлого века о том, что серьезным недостатком демократии является все более возрастающая посредственность людей, стоявших во главе управленияим нужно только одно существенное качество: быть всегда наготове говорить тотчас о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или, по крайней мере, громкие аргументы в ответе своим противникам5, приобретают новый смысл в условиях информационного общества современной демократии. Создается впечатление, что эти слова сказаны совсем недавно и относятся к итогам последних выборов в Государственную Думу Российской Федерации. Многие исследователи отмечают, что в рамках избирательного процесса все большую роль начинают играть политические технологии, манипулятивные методики, призванные навязать избирателям выгодный той или иной партии или кандидату выбор6. Актуальность научных исследований по данной тематике обусловлена постоянным развитием современных средств массовой коммуникации, появлением новых коммуникативных технологий и методик.

Насущная необходимость исследования политических коммуникаций в современной России обусловлена практической значимостью его результатов для различных участников политического процесса, стабилизации.

4 Куприянова Ю. Г. Влияние предвыборной рекламы на электоральное поведение граждан. Дисс. на соиск. уч. степ, к. полит, н. СПб: 1999. С. 6.

5 Лебон Г. Психология социализма СПб: 1908. С. 249.

6 См., например, Коваль О. Г. Цивилизованные политические технологии в современном обществе (на примере России) Автореф. дисс. на соиск. учеи. степ, к. филос. н. М.: 2000 С. 18- Макейкина Н. Ю. Власть и культура: проблема воздействия на массовое сознание. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к. филос. Н. Пенза: 2000. С. 16. 5 отношений между ними и выработки единых, обязательных для всех и понятных всем правил поведения на политической арене. Изучение роли и места политических коммуникаций в современном обществе позволит построить более эффективную систему функционирования демократии, при которой осуществление интересов большинства населения на всех уровнях станет нормой политической жизни.

Внимание к исследованиям по политическим коммуникациям вызвано еще и необходимостью повышения уровня политической культуры в обществе, повышению роли каждого гражданина в социально-политической жизни страны, выражающейся в осознанном принятии политических решений. В этом случае демократическая система станет более стабильной, предсказуемой, менее зависимой от способности той или иной заинтересованной группы оказывать давление на социум, формировать его мировоззрение, навязывать стереотипы политического поведения.

Таким образом, научные исследования в области политических коммуникаций призваны способствовать более глубокому пониманию сути политических процессов, протекающих в современной России, повышению эффективности политической системы Российской Федерации, развитию политической культуры, привлечению большего количества россиян в политический процесс, созданию реальных конкурентных условий для соискателей на выборные должности, и, тем самым, обеспечить возможность политической альтернативы.

В отечественной литературе совсем недавно начали появляться L публикации по политическим коммуникациям. Как правило, раздел политических коммуникаций присутствует как параграф или глава в научных трудах по общественно-политическим дисциплинам, но не выделяется в самостоятельный предмет исследования. В современной литературе можно 6 выделить такие отдельные направления исследований, как политическая реклама, PR, избирательные технологии, избирательный маркетинг, манипуляция общественным сознанием, слухи, политическое консультирование, избирательное законодательство и т. п., которые представляют собой лишь отдельные разделы политической коммуникации.

Изучение предвыборных коммуникаций в американской науке, которую можно считать пионером в этом направлении, развивалось на основе концепций и подходов, разработанных в рамках общей теории коммуникаций, начало которой было положено Уолтером Липпманом7 еще в 1920 годах. Этим объясняется большое количество иностранной литературы, использованной в данной работе. Исследования в области теории коммуникаций обычно подразделяют на ряд направлений, из которых общетеоретическое представлено работами Г. Д. Лассуэлла, Р. Акоффа и Ф. Эмери, Д. А. Инфанта, А. С. Рансера, Д. Ф. Вомака, Ю. Хабермаса, Г. о.

Почепцова — в кибернетическом и информационном направлениях можно выделить работы К. Э. Шеннона и У. Вивера, Н. Винера, С. Вира.9 С точки зрения контент-анализа коммуникации наиболее полно раскрыты О. Хольстикоммуникации в системе менеджмента и управления персоналом рассмотрены в работах М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, А. Крылова, Р. Бланделасоциологический подход представлен работами российских авторов А. В. Соколова, М. Б. Глотова, Казаринова М. Ю;

7 Lippman W. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace and Co: 1922.

8 Lasswell H. D. Propaganda techique in World Wars. New York: Knopf 1927; Lasswell H. D. The structure and function of communication in society. In L. Bruson (Ed) New York: Harper 1947; Lasswell H. D. Policy problem of a data — rich cosiety. Cambridge: 1971;. Акофф P., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: «Советское Радио», 1974; Infante, D. A, Rancer A. S., Womack D. F. Building communication theory. Dlinoice: Waveland Press, 1990; Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО «КАШ» изд. центр «ACADEMIA» 1995; Почепцов Г. Теория и практика коммуникаций. М.: «Центр» 1998.

9 Shannon С. Е., & Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana IL: University of Illinois Press, 1949; Shannon С. E. A mathematical theory of communication. // Bell system technical journal, vol 27 (July & October 1948) — Винер H. Кибернетика и общество. M.: «Иностранная литература» 1958; Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: «Наука» 1983 Бир С. Мозг фирмы. М.: «Радио и связь» 1993. 7 конфликтологический подход отражен в работах Р. Фишера и У. Юрисоциально-психологический подход представляют Т. Ньюкомб и А. Рапопортинформационно-разведывательный аспект отражен в монографии В. Плэтта.10.

С 20-х годов XX столетия в американской науке можно выделить три основных школы в изучении коммуникаций. Первая школа связана с изучением медиа-эффектов и ориентирована на сравнение результатов информационного воздействия, оказываемого на аудиторию отдельными средствами массовой информации. В 60-е годы она получила развитие, благодаря работе Дж. Клэппера. С конца 60-х годов значительный вклад в изучение результатов влияния, производимых на аудиторию различными СМИ, внесли исследования Дж. Робинсона и М. Леви, С. Вэйда и У. Шрамма, П. Кларка и Е. Фредина, Э. Эделыптейна и др. Обобщающий анализ результатов изучения эффектов масс-медиа представлен в работах известной американской исследовательницы коммуникационных процессов Доррис Грэйбер.11.

Другое направление в развитии изучения политических коммуникаций получило название школы «неинформированного избирателя» и связано с электоральными исследованиями американских политологов и социологов на.

10 Holsti О. R. Content analysis for the social science and humanities. Reading Mass: 1969; Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы Менеджмента. M.: «Дело» 1998; Крылов А. Н. Коммуникационный менеджмент & puplic relation М.: 2000; Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. СПб: «Питер» 2000; Соколов А. В.

Введение

в теорию социальной коммуникации СПб: 1996; Глотов М. Б. Виды и формы социальной коммуникации. // Социальные коммуникации и информация: Исследование, образование практика. СПб: 1999; Казаринов М Ю. Информационное пространство как условие социальных коммуникаций. //Социальные коммуникации и информация: Исследование, образование практика. СПб: 1999; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: «Наука» 1990; Newcomb Т. М. An Approach to the Study of Communication Act: In communication and Culture, edited by A. G. Smith. New York: 1966; Rapoport A. Fights, Games, and Debates. Ann Arbor: 1966; Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. Перевод с англ. М: «Наука» 1997.

11 Klapper J. Т. The Effects of Mass Communications. Illinois: The Free Press of Glencoe, 1960; Robinson J. P. World Affairs Information and Mass Media Exposure // Journalism Quarterly, 1967; Wade S. and Schramm W. The Mass Media as Sources of Public Affairs, Science, and Health Knowledge // Public Opinion Quarterly, 1969, 33 (1) — Clarke P. and Fredin E. Newspapers, Television and Political Reasoning // Public Opinion Quarteriy, 1978, 42(2) — Edelstein A. The Uses of Communication in Decision-Making. New York: Praeger, 1974; Graber D. A. Mass Media and American Politics. Washington: CQ PRESS, 1990. 8 основании концептуальных моделей, наиболее известными среди которых являются:

— социологическая модель, разработанная П. Лазарсфельдом, Б.

1 ?

Берельсоном, У. Макфи, и др. в рамках проекта при Колумбийском университете в США;

— социально-психологическая модель, основателем которой является Э. Кэмпбелл, 13 разработанная в Мичиганском университете США;

— рационально-инструменталистская модель Э. Даунса.14.

— политико-коммуникационная модель, предложенная Дж Блумером, Д. Маккуэйлом и др.15.

— модель голосования по актуальным вопросам, которую предложили Н. Нис, С. Верба и Д. Петросик16.

В настоящее время исследования в рамках школы «неинформированного избирателя» предусматривают введение коммуникационных и информационных переменных для изучения закономерностей восприятия предвыборной информации представителями различных электоральных групп и для объяснения на этой основе механизмов принятия выборных решений.

Третья школа основана на реконструкции политического сознания и базируется на предложенной в 1988 году В. Гэймсоном конструктивистской модели изучения политической коммуникации. Данная школа рассматривает.

12 Berelson В., Lazarfeld P., McPhee W. Voting: a study of opinion formation in a presidential campaign. University of Chicago Press, 1954; Lazarfeld P., Berelson В., Gaudet H. The People’s Choice. How the voter makes up his mind in a presidential campaign. Columbia University Press, 1968.

13 Campbell A., Converse Ph. E., Miller W. E., Stokes D. E" The Voter Decides Evanstone III 1954; Campbell A. Elections and Political Order. New York: 1960.

14 Downs A. An Economic Theory of Democracy. New York: 1957.

15 Blumer J. G., McQuail D. Television in Politic. Its, Used and Influence. Chicago: 1969. McCobs M. E., Mass Communication in Political Campaigns: Information, Gratification and Persuasion, // Kline F. G., Tichnor Ph. J., (eds.). Current Perspectives in Mass Communication Research. Beverly Hills: 1972.

16 Nie N., Verba S., Petrocik J. The Changing American Voter. Cambridge: Harvard Un. Press, 1976.

17 Sniderman P., Glazer J., Griffin R. Information and Electoral Choice. In Ferejohn I., Kuklinski I. (eds.) Information and Democratic Process. Urbana: University of Illinois Press: 1990. P. 117−136 9 политическую коммуникацию как один из факторов, формирующих целостное политическое мировоззрение индивида, поэтому в наибольшей мере она связана с социально-психологическими исследованиями политического сознания.18.

За последние годы появилось большое количество отечественных исследований политических коммуникаций по направлениям политического маркетинга и технологиям предвыборных кампаний. Среди них следует выделить работы следующих авторов: И. М. Слепенкова, Ю. П. Аверина, Б. Ф. Усманова и Э. М. Розенталя А. И. Ковлера, С. Фаера.19 Данная тематика также представлена материалами Московского представительства Национального демократического института международных отношений (США), исследованиями И. Симонова («Невский исследовательский фонд»), И. Душина, А. Сысуна, Б. Ложкина, А. Максимова, Е. Морозовой.20.

При изучении политических коммуникаций важная роль отводится аналитическим работам, показывающим основные тенденции в.

•ji избирательном законодательстве. Основные переменные избирательных систем представлены в работе Р. Тагеперы и М. Шугарта.22.

Психологический аспект коммуникаций представлен работами в области социальной и политической психологии, которые во многом опирались на более ранние исследования Лебона и Тарда: Е. Б. Шестопал, Л. Я. Гозмана,.

18 См. например, Gamson W. A Constructionist Approach to Mass Media and Public Opinion. Symbolic Interaction 1988, 11 (2): P. 161−74- Newman W., Just A., Crigler A. Common Knowledge. News and the Construction of Political Meaning. Chicago: The University of Chicago Press, 1992; Bruner J. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

19 Слепенков И. M, Аверин 10. П., Усманов Б. Ф., Розенталь Э. М. Избирательная компания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М.: 1995; Ковлер А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. М.: 1995; Ковлер А. И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. М: 1995; Фаер С. Приемы, стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб: 1998.

20 Душин И., Сысун А., Ложкин Б. Выборы: технологии избирательных кампаний. Харьков: 1998; Максимов А. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. М.: «Дело» 1999; Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: 1999.

См., например, Гельман В. Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательство переходного периода.// ПОЛИС 1997. № 4.

22 См. например, Тагепера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем.//ПОЛИС 1997. № 3.

A. М Зимичева, Э Шострома, Ю. М. Жуковой JL А. Петровской О. В. Соловьевой, А М. Бандурки, С. П. Бочаровой, Е. В Землянской.23.

В области манипуляции общественным сознанием, информационных и психологических войн можно выделить работы отечественных авторов, таких как: Б. И. Бессонов, В. И. Сагатовсккий, А. Волкогонов, А. Ермаков, Г.

B. Грачев, И. К. Мельник, В. А. Лисичкин, А. А. Шелепин, А. Плетников, Е. Короп, Е. JL Доценко, С. Г. Кара-Мурза, 24 и зарубежных: Дж. Рудинова, Г. Шиллера, Р. Гудина, П. Робинсона, У. Рикера, О. Йокоямы, JI. Прото, Э. Шострома, Ю. Г. Почепцова.25.

Для данного исследования представляют большое значение работы в области public relation, авторами которых являются JI. Н. Реснянская, А. Зверинцев, С. Блэк, Э. Деннис и Дж. Мэррил, Г. Почепцов, И. JI. Викентъев 26 Среди специалистов по имиджелогии хотелось бы выделить таких.

23 Лебон Г. Психология социализма. СПб: 1908; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: 1995; Лебон и Тард Царство толпы. Петроград: 1917; Шестопал Е. Б. Личность и политика. М.: «Мысль» 1988; Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология Ростов-на Дону: 1993; Зимичев А. М Психология политической борьбы СПб: 1993; Шостром Э. Анга-Карнеги или человек манипулятор. М.: 1994; Жукова Ю. М, Петровская Л. А. Соловьева О. В.

Введение

в практическую социальную психологию М.: 1997; Бандурка А. М, Бочарова С. П, Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: 1998.

24 Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления М.: 1971; Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории) / Прикладная эггика и управление нравственным воспитанием. Томск 1980; Волкогонов Д. А. Психологическая Война. М.: «Воениздат» 1984; Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: 1995; Грачев Г. В. Мельник И. К. Приемы и техника манипулягивного воздействия в массовых информационных процессах. // Проблемы информационно-психологической безопасности под ред. Брушлинского А. В. и Ленского В. Е. М: 1996; Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М.: 1999; Плетников А. Предвыборные технологии демократов. // Диалог 1999. № 10- Короп Е. Политическая провокация //Диалог 1999. № 9- Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М.: 2000; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм» 2000.

25 Rudinow J. Manipulation // Ethics, Vol. 88, July 1978. № 4- Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: «Мысль» 1980; Goodin R. Е. Manipulator© politics. Yale U. Pr. N. Haven 1980; Robinson P. W. Manipulating parentstactic used by children of all ages arid ways parents can turn the tables. Prentice-Hall 1981; Riker W. H. The art of political manipulatioa // Yale U. Pr. New Haven 1986;Yokoyama O. T. Disbelief Lies and Manipulation in a Transaction Discourse Model. // Argumentation 1988; Proto L. Who’s pulling you strings? How to stop being manipulated by you own personalities Wellingborowgh Throsons 1989; Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М.: 1994; Почепцов Г. Информационные войны. Киев: 2000; Почепцов Г. Психологические войны. Киев: 2000.

26 Реснянская Л. Н. Роль массовой коммуникации в социальных технологиях устойчивого развития. Новосибирск: 1994; Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент, PR? СПб: 1996; Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М.: 1990; Деннис Э., Меррил Дж. Беседы о масс-медиа. М.: 1997; Почепцов Г. Паблик Рилейшнз, Или как успешно управлять общественным мнением. М.: «Центр» 1998; Викентъев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations СПб: 1999.

11 авторов как В. М. Шепель, Е. В. Егорова-Гантман, Г. Почепцов, А. Цуладзе.27 Интерес с точки зрения коммуникации имеют монографии по политической рекламе Т. К. Серегиной и JI. М. Титковой, В. JI. Музыканта, Е. В. Егоровой-Гантман, К. В. Плешакова, Б. В. Байбаковой 28.

При рассмотрении политических коммуникаций, связанных со слухами или неформальными коммуникациями вызывают интерес работы: Т. Шибутани, Ж. Капферера, А. В. Дмитриева, В. В. Латынова, А. Т. Хлопьева, А. С. Ахиезера.29.

В современной российской науке начинают складываться собственные научные школы в рамках исследования коммуникаций. Это позволяет условно разделить диссертационные исследования по коммуникациям и родственной тематике в рамках политологии, философии и социологии на пять основных направлений:

1. Работы, связанные с исследованиями СМИ и их роли в.

30 современном социуме.

2. Работы, связанные с исследованием роли коммуникаций в обществе.31.

27 Шепель В. М. Имювделогия: Секреты личного обаяния. М: «Культура и спорт» 1997; Как делать имидж политика. Под. ред. Егоровой-Гантман Е. В. и Минтусова И. Е. М.: 1998; Почепцов Г. ПрофессияИмеджмейкер. Киев: 1999; Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.: 1999.

28 Серегина Т. К, Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. М.: 1996; Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.: 1998; Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В., Байбакова В. Б. Политическая реклама. М: 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. М.: «Прогресс» 1969; Kapferer J. N. A mass poisoning rumor in Europe //Public opinion quarterly, 1989, vol. 5- Дмитриев А. В. Латынов В. В. Хлопьев А. Т. Неформальная коммуникация. М.1997; Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М: 1991 Том 3.

30 См., например: Сидоров В. А. Политическая культура СМИ. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д. филос. н. М.: 1993. Шестакова Л. А. СМИ в системе общества. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д. филос. и. Нижний Новгород: 2000; Кисневич Ю. А. Информационная полигака как фактор демократизации и оптимизации государственного управления в России. Автореф дисс. на соиск. учен. степ. д. полит, н. М.: 2000; Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян (на примере телевидения). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. М: 2000.

31 См., например, Васильева И. В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу. Автореф дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Нижний Новгород: 1996. Шнейдер В. Б. Моделирование прагматической коммуникации. Автореф дисс. на соиск. учен. степ. д. филос. н. Екатеринбург: 2000; Гундарин М. В. Теоретико-методологические основания анализа роли массово-коммуникационных процессов в современном социокультурном развитии. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. к. филос. н. Барнаул: 2000.

3. Работы, связанные исследованиями с избирательных кампаний и технологий.32.

4. Работы, связанные с изучением массового сознания, манипуляций.33.

5. Работы, связанные с исследованиями политического поведения.34.

Автор попытался дополнить и обобщить уже существующие отечественные работы в области коммуникаций и обозначить дальнейшие пути развития этой научной темы.

Предметом исследования являются политические коммуникации, закономерности и особенности их влияния на избирательный процесс, рассматриваемые на примере избирательной кампании в Государственную Думу 1999 г., выявленные эмпирическим путем, на основании различных концептуальных подходов к оценке эффективности политических коммуникаций.

Основная цель настоящего исследования — выявить роль политических коммуникаций в избирательных кампаниях, проанализировать влияние политических коммуникаций на формирование органов политической власти в современной России.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

— Рассмотреть основные теории и школы политической коммуникации.

32 См., например, Посикера Л. Р. Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: анализ концепций и технологий. Автореф. дисс. на соиск учен. степ. к. полит, н. М: 1994; Балашова А. Н. Анализ электоральных технологий в избирательном процессе, (концептуальный аспект) Автореф. дисс. на соиск учен. степ. к. полит, н. М.: 2000; Морозова Е. Г. политический маркетинг: концепции развития, модели функционирования (компаративный анализ) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д. полит, н. М.: 2000.

См., например, Медведева С. М. Воздействие политических стереотипов на массовое сознание. (Опыт России, 90-е годы) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, и. М. :2000; Гочияев Б. Р. социально-философские аспекты обмана. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Ставрополь: 2000.

34 См., например, Харитонов Е. М. Кратическое поведение: социальный анализ. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. социол. н. Ростов-на Дону: 1995.

— Рассмотреть основные подходы к определению понятия политической коммуникации.

— Провести классификацию политических коммуникаций.

— Используя существующие теоретические и прикладные модели коммуникации, исследовать влияние различных факторов параметров коммуникации на избирательный процесс.

— Выявить наиболее распространенные шумы, барьеры и обструкции коммуникации в избирательных кампаниях. Выявить взаимосвязь между обструкцией и манипуляцией общественным сознанием.

В заключении дать рекомендации по совершенствованию коммуникационного процесса в избирательных кампаниях.

Тема диссертационного исследования, его предмет предопределили выбор методов научного поиска. Поскольку речь идет о выяснении роли политических коммуникаций в избирательном процессе, то одним из основных методологических подходов стали исторический, структурный, сравнительный и контент-анализ.

При изучении становления теории политических коммуникаций была использован метод исторической ретроспективы. Основные аспекты темы исследования рассмотрены с позиций междисциплинарного и системного подходов.

Методы моделирования были использованы при рассмотрении моделей коммуникации во второй главе.

Источниковедческой базой исследования стали работы российских и зарубежных авторов, оказавших влияние на становление и развитие теории коммуникации.

Эмпирической базой исследования являются результаты ряда избирательных кампаний в России, активным участником которых был сам автор и исследования отечественных и зарубежных авторов по оценке.

14 эффективности различных политических коммуникаций. Научную новизну работы автор видит в следующем:

— Во-первых, в работе на основании исследования научной литературы рассматривается становление отдельных научных школ и подходов в исследовании коммуникации. Вводится новая, более полная классификация политических коммуникаций. Политические коммуникации, как понятие рассматриваются с точки зрения междисциплинарного подхода.

— Во вторых, на основе анализа теоретических и прикладных моделей коммуникации изучается влияние отдельных элементов политических коммуникаций на избирательные кампании.

— В третьих, преграды в политических коммуникациях рассматриваются как элемент, оказывающий существенное влияние на результат коммуникации. В зависимости от происхождения и оказываемого воздействия, преградами могут быть шумы, барьеры и обструкция. Манипуляции общественным сознанием рассматриваются как обструкция в политических коммуникациях, циклично воздействующая на участников политического процесса.

— В четвертых, даются рекомендации по оздоровлению политических коммуникаций в современной России и предложения по реформированию избирательного законодательства.

Заключение

.

Задачей настоящего исследования было стремление показать высокую социальную значимость состояния уровня развития политических коммуникаций для демократизации общества и продемонстрировать влияние системы политических коммуникаций на формирование органов законодательной власти в современной России.

Рассмотрение политических коммуникаций как процесса позволило проследить закономерности, проявляющиеся в непрерывно меняющейся политической обстановке, выявить соответствующие тенденции, и определить их связь с эволюцией коммуникации. Это позволило нам во-первых, провести четкую классификацию многообразных составляющих элементов процесса политических коммуникации, определить их роль и функциональное предназначениево-вторых, на основании данного подхода стало возможным сравнивать влияние отдельных элементов политических коммуникации на поведение избирателейв-третьих, мы смогли выявить основные факторы, препятствующие протеканию эффективных политических коммуникаций и свести к минимуму результаты их воздействия.

В ходе диссертационного исследования были решены основные задачи диссертационной работы, поставленные соискателем.

При решении первой исследовательской задачи — рассмотрении эволюции основных теорий и научных школ политической коммуникации, мы выяснили следующее: во-первых, политические коммуникации, согласно подходам, распространенным в западных школах, возникли в форме риторики одновременно с возникновением общественной жизни уже в период полисной демократии и развивались в неразрывной связи вместе с.

136 неюво-вторых, политические коммуникации носят процессный характер и рассматривают влияние коммуникационных сообщений на ход политических и избирательных кампаний, путем изменения поведения избирателей. Так же мы подтвердили, что теория политических коммуникаций изучает влияние средств массовой информации на ориентации населения в отношении политических процессов и их участников.

Междисциплинарный подход к изучению политических коммуникаций позволил оценить эффективность воздействия того или иного вида коммуникации на поведение избирателей, с учетом возможных результатов влияния других видов коммуникации, инициируемых и осуществляемых различными субъектами предвыборного информационного процесса.

Рассматривая основные подходы к определению понятия политической коммуникации, и анализируя его с точки зрения междисциплинарного подхода, мы пришли к выводу, что, во-первых, политические коммуникации являются самостоятельной областью коммуникаций и не сводятся ни к одному из ее иных видовво-вторых, политические коммуникации не сводятся только к избирательным коммуникациям, хотя последние и являются их важной составной частьюв-третьих, факторами, оказывающими влияние на протекание процесса политических коммуникаций и отличающими их от всех остальных типов коммуникаций являются:

— политическая власть,.

— постоянный, циклический характер протекания,.

— высокая социальная значимость,.

— невозможность возврата в исходную точку коммуникации.

При решении третьей задачи исследования — введении классификации современных политических коммуникаций нам удалось, используя опыт.

137 предыдущих исследователей выявить следующее: во-первых, что политические коммуникации имеют сложную многоуровневую структуруво-вторых, что политические коммуникации включают в себя элементы системы классификации коммуникаций других направлений.

При решении четвертой задачи — исследовании влияния различных факторов и параметров коммуникации на избирательный процесс, используя существующие теоретические и прикладные модели нам удалось установить следующее: во-первых, в ходе осуществления политических коммуникаций появляются факторы, препятствующие их нормальному протеканиюво-вторых, устойчивая и адекватная обратная связь является необходимым элементом системы политических коммуникацийв-третьих, взаимные отношения участников процесса коммуникации сильно влияют на взаимное восприятие друг другом, особенно на первых этапах коммуникативного взаимодействия. Коммуникация протекает более эффективно, если ее участники еще до начала коммуникации обнаруживают сходные позиции по вопросам, не составляющим предмет коммуникациив-четвертых, политические коммуникации состоят из различных элементов, имеющих неравное влияние на результаты процесса. Основное негативное влияние на процесс коммуникации оказывают в прядке значимости: помехи, барьеры, шумыв-пятых, политическая коммуникация строится по принципу последовательного осуществления отдельных ее этапов (последовательной цепочки) — в-шестых, существенное влияние на результаты политических коммуникаций оказывают:

— степень достоверности содержания коммуникационного сообщения (вероятностный фактор);

— достаточность содержания коммуникационного сообщения;

— фактор полезности содержания сообщения, его актуальность именно для данного коммуниканта и своевременность получения им необходимой информации;

— фактор времени, ограничивающий длительность процесса коммуникации;

— фактор конфликта (скрытого или явного, социального, политического или экономического) до начала коммуникации, и дальнейшего его разрешения в ходе политической коммуникации.

На примере рассмотрения избирательного процесса мы установили, что политические коммуникации имеют циклический характер протекания с периодами повышенной и пониженной интенсивности. Изменения интенсивности политических коммуникаций совпадают с циклами политических процессов демократической системы.

В итоге, рассмотрев различные прикладные модели коммуникации, мы приняли за основу управленческую модель М. Мескона и построили собственную циклическую модель современных политических коммуникаций, позволяющую наиболее полно описать современный политический коммуникационный процесс в России.

При решении пятой задачи исследования, заключавшейся в том, что бы выявить наиболее распространенные шумы, барьеры и обструкции коммуникации в избирательных кампаниях, а также установить взаимосвязь между обструкцией и манипуляцией общественным сознанием, было доказано, что коммуникационные преграды состоят из трех отдельных групп, имеющих индивидуальные особенности:

1. Шумы в политических коммуникациях затрудняют протекание процесса.

139 коммуникации и обмен сообщениями. Шумы существуют сами по себе, действуют вне зависимости от состава участников коммуникации и других параметров этого процесса. Они носят непреднамеренный, а случайный характер, возникают и действуют не периодически, и не имеют общей направленности, являясь фоном коммуникации. Наиболее часто встречающимися шумами можно считать низкую политическую активность населения, законодательное несовершенство избирательной процедуры, открывающее широкое поле для злоупотреблений и манипуляций в избирательных кампаниях, сложность за малый срок избирательной кампании донести до избирателя программу политических движений и блоков. Шумы в большей степени снижают рейтинги малоизвестных партий, блоков и движений, в меньшей более известных, способствуя избранию уже существующих парламентских партий. Шумы понижают абсолютные показатели избирательной кампании в целом, но не оказывают существенного качественного влияния на рейтинги основных участников избирательного процесса.

2. Барьеры создают непреодолимые преграды на пути политических коммуникаций, сталкиваясь с которыми процесс коммуникации прекращается. Барьеры могут иметь как искусственное, так и естественное происхождение. Барьеры искусственного происхождения широко используются в политических коммуникациях для принудительного выведения отдельных участников из общего избирательного процесса. Основными искусственными барьерами в политических коммуникациях выступают отказ в доступе к СМИ и срыв избирательного процесса, например подталкивание к массовому отказу от голосования. К числу менее значимых барьеров можно отнести финансовые ограничения на агитацию и создание большого числа близких по идеологии и.

140 избирательных блоков и движений, дезориентирующизх избирателя. Группа барьеров естественного происхождения обладает меньшим влиянием и проявляется, в основном, на межперсональном или межгрупповом уровне политических коммуникаций и носят психологический характер. 3. Обструкция на пути коммуникации имеет более сложное происхождение и рассматриваются как намеренный срыв процесса коммуникации, как вид противодействия, протеста, прием борьбы, действия, демонстративно направленные на недопущение процесса коммуникации. Они создаются определенными политическими силами преднамеренно и нацелены на срыв запланированной коммуникации, на изменение содержания сообщения или докоммуникационного опыта участников коммуникации. Обструкция в коммуникационном процессе отрицательно сказывается на состоянии общества, что выражается в следующем: во-первых, в замещении целостного мировоззрения стереотипным и фрагментарным, неадекватно отражающим реальную действительностьво-вторых, в уменьшении значения традиционных моральных ценностей, снижении самоидентификации с традиционной культурой широких слоев населенияв-третьих, в снижении социальной и политической активности, в недоверии к основным демократическим институтам государства, в стремлении к самоизоляции от социально-значимых процессов членов обществав-четвертых, в коллективном принятии решений не в интересах общества в целом, а в интересах отдельных заинтересованных групп.

В ходе исследования мы подтвердили, что методы ведения избирательной кампании, связанные с преднамеренным искажением.

141 политического события с целью извлечения выгоды каким-либо политическим субъектом, являются манипуляцией общественного сознания. Отсюда видно, что обструкция и манипуляции — суть одно и тоже. Объемы манипулирования массовым сознанием в рамках избирательных кампаний на территории России растут с начала 90-х годов XX столетия и становятся основным методом проведения выборных кампаний различного уровня.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что оздоровление политических коммуникаций в современной России возможно при одновременном усилении просветительской, разъяснительной работы с населением, и проведении ряда реформ. Основные направления деятельности, позволяющих оздоровить коммуникационный процесс в ходе политических кампаний в России должны заключаться в следующем:

1. Установить действительно равные и единые возможности для всех участников избирательного процесса, в частности фиксированный равный доступ к СМИ, возможность публикации и распространения рекламной и агитационной продукции. Исключить возможность получения дополнительных агитационных ресурсов за счет денежных и иных средств. Вести федеральную избирательную кампанию только в рамках федеральных СМИ, региональную кампанию — в региональных СМИ, и далее, в соответствии с уровнем выборов.

2. Отказаться от практики совмещения «в целях экономии» выборных кампаний различных уровней и в различные выборные органы.

3. Стремиться к переходу от плюралистической к партисипаторной модели демократии. При голосовании за партийные списки перейти к панашированию или свободным спискам.

4. Увеличить долю общественно-политических дисциплин в образовательном процессе. Для этого необходимо возродить имевшуюся ранее систему политического просвещения граждан, в рамках которой каждый желающий мог бы узнать о политической системе Российской Федерации, ее избирательной системе достаточно, чтобы свободно ориентироваться в этом вопросе. Подобная система должна находиться вне влияния политических партий и быть бесплатной и общедоступной. Это позволит существенно повысить политическую культуру населения, стимулировать его интерес к общественной жизни, и, в итоге, привлечь широкие массы к активному участию в политической деятельности.

5. Совершенствовать деятельность местных избиркомов, наделив их функцией объективного информирования избирателей обо всех кандидатах, параллельно со СМИ.

Автор надеется, что в случае реализации предложений, разработанных в данном исследовании, произойдет оздоровление политических коммуникаций, что в свою очередь будет способствовать демократизации политических процессов и общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: «Советское Радио» 1974.
  2. Альбом схем по политологии. Краснодар: 1995.
  3. П. К. Теория функциональных систем. М.: 1932.
  4. А. С. Россия: критика исторического опыта. М.: 1991 Том 3.
  5. А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: 1998.
  6. . Н. Идеология духовного подавления М.: 1971.
  7. Бир С. Мозг фирмы. М.: «Радио и связь» 1993.
  8. С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М.: 1990.
  9. Ю.Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: «Наука» 1991.
  10. И.Бурдье П. Социология политики. М: 1963.
  11. М. Избранные произведения. М.: «Прогресс» 1990.
  12. И. Л. Приемы рекламы и Public Relations СПб: 1999.
  13. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: «Наука» 1983.
  14. Д. А. Психологическая война. М.: «Воениздат» 1984.
  15. Л. Я и Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на Дону: 1993.
  16. Г. В., Лифанов А. В. Ведение в политологию. Вып. 3 Структуры власти. Новосибирск: 1993.
  17. В. М. СМИ в системе политических коммуникаций. // Концепция156современной политологии: (Введение). М.: 1993.
  18. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1935. т.2.
  19. А. «Фактичность значимость» Ю Хабермаса: новые исследования по теории права и демократического правового государства. //Ю. Хабермас Демократия разум нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО «KAMI» изд. центр «ACADEMIA» 1995.
  20. Деннис Э, Меррил Дж. Беседы о масс-медиа. М.: 1997.
  21. А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная коммуникация. М.: 1997.
  22. Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо МГУ 1996.
  23. И., Сысун А., Ложкин Б. Выборы: технологии избирательных кампаний. Харьков: 1998.
  24. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В, Байбакова В. Б. Политическая реклама. М.: 1999.
  25. Ю. А. Житков В. В. Эффективные избирательные технологии. Екатеринбург: 1997.
  26. Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: 1995.
  27. Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. Введение в практическую социальную психологию М.: 1997.
  28. ЗО.Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент, PR? СПб: 1996. 31.3имичев А. М. Психология политической борьбы СПб: 1993.
  29. М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: «Политиздат» 1998.
  30. Как делать имидж политика. Под. ред. Егоровой-Гантман Е. В. и МинтусоваИ. Е. М.: 1998.
  31. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм» 2000.
  32. Квинтилиан Марк Фабий Двенадцать книг риторических наставлений. Пер А. Никольского ч. 1−2 СПб: 1834.
  33. Кларк К Немногие массам: пер. с англ. // 40 мнений о телевидении: (зарубежные деятели культуры о телевидении): переводы М: «Искусство» 1978.
  34. А. И. Избирательная кампания: организация и методы работы с избирателями. М.: 1995.
  35. А. И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. М.: 1995.
  36. Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс 1993,
  37. Г. Психология народов и масс. СПб: 1995.
  38. Г. Психология социализма. СПб: 1908.
  39. Г., Тард Г. Царство толпы. Петроград: 1917.
  40. В. И. Государство и революция. Полное собрание сочинений в 55 томах.
  41. М. Развитие цивилизации в Америке. М.: 1997. Т. 2.
  42. В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая войнаМ.: 1999.
  43. А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. М.: «Дело» 1999.
  44. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О демократии М.: Политиздат 1988.158
  45. Г. А. Управление как вид коммуникации //Социальные коммуникации и информация: исследования, образование, практика. Тезисы межвузовской научно-практической конференции 11−12 ноября 1999 г. СПб.: ООО «Петрополис» 1999.
  46. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента. М.: «Дело» 1998.
  47. Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: 1999.
  48. В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.: 1998.
  49. Ф. По ту сторону добра и зла Соч. т. 2 М. 1990.
  50. Основы политологии. Краткий словарь под ред. Белова Г. А и Пугачева В. П. М.: 1993.
  51. Н. Н. Самый короткий путь к власти: Сборник технологий проведения предвыборных кампаний. Таганрог: 1995.
  52. В. Стратегическая разведка. Основные принципы. Перевод с англ. М.: «Наука» 1997.
  53. А. А. Слово и миф М: «Правда» 1989.
  54. Почепцов Г Психологические войны. Киев: 2000.
  55. Г. Информационные войны. Киев: 2000.
  56. Г. Паблик Рилейшнз, Или как успешно управлять общественным мнением. М.: «Центр» 1988.
  57. Г. Профессия Имеджмейкер. Киев: 1999.
  58. Г. Теория и практика коммуникаций. М.: «Центр» 1998.
  59. М. Трудиться с душой. М: 1990.
  60. В. Н. Социальное проектирование (к основам теории) / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск: 1980.
  61. Л. М. Социология для прагматиков. СПб: 1999.159
  62. Т. К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. М.: 1996.
  63. И. М., Аверин Ю. П., Усманов Б. Ф., Розенталь Э. М. Избирательная компания: стратегия, тактика, психологичесие аспекты. М.: 1995.
  64. А. В. Введение в теорию социальной коммуникации СПб: 1996.
  65. П. Система социологии. Петроград: 1920.Т.1 Ч. 1
  66. Ю. П. Теория общественного мнения Киев: 1999.
  67. Технология и организация предвыборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М.: 1993.
  68. С. Приемы, стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб: 1998.
  69. Р. и Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: «Наука» 1990.
  70. Ю. Демократия разум нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО «KAMI» издательский центр ACADEMLA 1996.
  71. Цицерон Марк Тулий Об ораторстве. Избранные произведения М.: 1975.
  72. А. Большая манипулятивная игра. М.: «Алгоритм» 2000.
  73. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России М.: 1999.
  74. В. М. Имижделогия: Секреты личного обаяния. М: «Культура и спорт» 1997.
  75. Е. Б. Личность и политика. М.: «Мысль» 1988.
  76. Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: «Феникс» 1999.
  77. Г. Манипуляторы сознанием М.: «Мысль» 1980
  78. Шостром Э Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М.: 1994.
  79. Г. Герменевтика и ее проблемы М.: «Контекст» 1990.
  80. Диссертационные исследования 87. Балашова А. Н. Анализ электоральных технологий в избирательном160процессе, (концептуальный аспект) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М.: 2000.
  81. А. В. информационное обеспечение военно-политической деятельности государства. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. М.: 2000.
  82. Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентации россиян (на примере телевидения). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. М.: 2000.
  83. Т. С. Институт политических выборов в контексте демократизации российского общества. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. к. полит, н. Орел: 2000.
  84. О. К. Социально-философские проблемы свободы СМИ в современных условиях. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д. филос. н. Уфа: 2000.
  85. И. В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. к. филос. н. Нижний Новгород: 1996.
  86. . Р. социально-философские аспекты обмана. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Ставрополь: 2000.
  87. М. В. Теоретико-методологические основания анализа роли массово-коммуникационных процессов в современном социокультурном развитии. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Барнаул: 2000.
  88. А. А. Политические технологии в региональных избирательных кампаниях (на примере Свердловской области). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М.: 2000.
  89. Е. И. Стереотипы как феномены культуры. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. фмлос. н. М.: 2000.161
  90. Ю. А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного управления в России. Автореф дисс. на соиск. учен. степ. д. полит, н. М.: 2000.
  91. О.Г. Цивилизованные политические технологии в современном обществе (на примере России) Автореф. дисс. на соиск. учен.степ. к. филос. н. М.: 2000.
  92. Ю. Г. Влияние предвыборной рекламы на электоральное поведение граждан. Дисс. на соиск. уч. степ. к. полит, н. СПб: 1999.
  93. В. В. Участие политических партий и общественных движений в формировании государственной политики России в современный период. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. М.: 2000.
  94. Н. Ю Власть и культура: проблема воздействия на массовое сознание. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. Пенза: 2000.
  95. С. М. Воздействие политических стереотипов на массовое сознание. (Опыт России, 90-е годы) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М. :2000.
  96. Е. Г. Политический маркетинг: концепции развития, модели функционирования (компаративный анализ) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. социол. н. Ростов-на Дону: 1995.
  97. Л. Р. Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: анализ концепций и технологий. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. к. полит, н. М: 1994.
  98. С. В. Психологические аспекты политического влияния «коммуникативные стратегии». Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М.: 1993.
  99. В. А. Политическая культура СМИ. Автореф. дисс. на соиск.162учен. степ. д. филос. н. М.: 1993.
  100. JI. Д. Трансформация массового сознания российского общества: социально-философский анализ. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. д. филос. н. Ростов-на-Дону: 2000.
  101. Ху Фенг-Йунг Проблемы влияния государственной власти на СМИ на примере России (1991−1999гг.) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М.: 2000.
  102. А.А. Электоральный процесс как форма структурирования политического режима (На примере выборов в ГД ФС РФ 1999 г.) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. полит, н. М.: 2000.
  103. Л. А. СМИ в системе общества. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д. филос. н. Нижний Новгород: 2000.
  104. Barthes R. Le bruissement de la langue. P.: Seuil: 1984.
  105. Berelson В., Lazarsfeld P. F., McPhee W. N. Voting. A study of opinion formation in a presidential campaign. Chicago: 1954.
  106. Berlo, D. K., Communication as process: Review and commentary. In B. D. Ruben (Ed.), Communication Yearbook, I. New Brunswick, NJ: Transaction, 1977.
  107. Blumer J. G., McQuail D. Television in Politic. Its, Used and Influence. Chicago: 1969.
  108. Bormann, E. J., Communication theory. Reissued 1989. Salem, WI: Sheffield 1980.163
  109. Bruce В. Images of power. London: 1992.
  110. Bruner J. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.
  111. Burke K. A rhetoric of motives. NY: Prentice-Hall 1950.
  112. Campbell A. Elections and Political Order. NY: 1960.
  113. Campbell A., Converse Ph. E., Miller W. E., Stokes D. E., The Voter Decides Evanstone 1П 1954.
  114. , S. H. & Berger, C. R. Context of communication: An introduction. In C. R. Berger & S. H. Charfee (Eds), Handbook of communication science. Newbury Park, CA: Sage 1987.
  115. Clarke P. and Fredin E. Newspapers, Television and Political Reasoning // Public Opinion Quarterly. 1978. 42(2)
  116. Corbett, E. P. J., Classical of rhetoric for the modern student. N.Y., Oxford University Press 1965.
  117. Dance F. E., Larson С. E., The function of human communication: A theoretical Approach. New York: 1976.
  118. Delia, J. G., Communication research: A history. In C. R. Berger & S. H. Chaffee (Eds.), Handbook of communication science. Newbury Park, CA: Sage, 1987.
  119. Deutsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. New York: 1963.
  120. Dominic A. Infante (Kent State University), Andrew S. Rancer (Emerson College), Deanna F. Womack (Harvard University) Building Communication Theory. Illinois: 1990.
  121. Downs A. An Economic Theory of Democracy. NY: 1957.
  122. Edelstein A. The Uses of Communication in Decision-Making. New York: Praeger, 1974.
  123. FM-30−5, Combat Intelligence, 1 951 164
  124. Freire P. Pedagogy of the oppressed. Continuum NY: 1990.
  125. Gamson W. A Constructionist Approach to Mass Media and Public Opinion. Symbolic Interaction, 1988,11 (2).
  126. Gerbner G. An Institutional Approach to Mass Communications Research. // Communication: Theory and Research. Proceedings of the First Intern. Symp. Springfield Illinoice: 1967.
  127. Goodin R. E. Manipulatore politics. Yale U. Pr. N. Haven 1980.
  128. Graber D. A. Mass Media and American Politics. Washington: CQ PRESS, 1990.
  129. , W. К. C. The sophists. New York: Cambridge University Press, 1971.
  130. Hawes, L. C., Pragmatic of analoguing: Theory and models construction in communication Reading MA: Addison Wesley, 1975.
  131. Holsti O. R., Content analysis for the social science and humanities. Reading Mass: 1969.
  132. Hovland, С. I., Janis, I. L., & Kelley, H. H., Communication and persuasion. New Haven CT: Yale University Press, 1953.
  133. Kapferer J. N. A mass poisoning rumor in Europe //Public opinion quarterly, 1989, vol. 5.
  134. Katz E., Lazarfeld P. Personal influence: The part played by people in the flow of mass communication. New York: Free Press 1955.
  135. Kennedy, G. A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1980.
  136. Klapper J.T. The Effects of Mass Communications. Illinois: The Free Press of Glencoe, 1960.
  137. Klaus D. Schmidt, «Culture Shock: The # 1 Problem of Business Travelers165and Expatriates», San Francisco State University School of Business Journal, Spring 1982.
  138. Lasswell H. D. Policy problem of a data rich society. Cambridge: 1971
  139. Lasswell H. D. Propaganda techique in World Wars. Ney York: Knopf 1927.
  140. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society, в: Mass Communication, Wilbur Schramm, ed., Urbana: 1949.
  141. Lazarfeld P., Berelson В., Gaudet H. The People’s Choice. How the voter makes up his mind in a presidential campaign. Columbia University Press: 1968.
  142. D. A., «Communication Effectiveness: Method and Situation», Journal of Business Communication, Fall 1972.
  143. Lippman W. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace and Co, 1922.
  144. McCobs M. E., Mass Communication in Political Campaigns: Information, Gratification and Persuasion. // Kline F. G., Tichnor Ph. J., (eds.). Current Perspectives in Mass Communication Research. Beverly Hills: 1972.
  145. Mehrabian A., Non-Verbal Communication Chicago: Aldine, 1972.
  146. Mendelsohn H. and Crespi I. Polls, Television and the New Politics. Scranton 1970.
  147. Newcomb Т. M. An Approach to the Study of Communication Act: In communication and Culture, edited by A. G. Smith. New York: 1966.
  148. Newman W., Just A., Crigler A. Common Knowledge. News and the Construction of Political Meaning. Chicago: The University of Chicago Press, 1992.
  149. Nie N., Verba S., Petrocik J. The Changing American Voter. Cambridge: Harvard Un. Press, 1976.
  150. Philip V. Lewis, Organisational Communications: The Essence of Effective Management Columbus, Ohio: Grid, 1975.166
  151. Plammer Т. J. The concept and application of life-style segmentation. Journal of marketing. 1974. January.
  152. Proto L. Who’s pulling you strings? How to stop being manipulated by you own personalities Wellingborowgjh. Throsons 1989.
  153. Rapoport Anatol, Fights, Games, and Debates. Ann Arbor. The University of Michigan Press, 1960.
  154. Rice S. A. Quantitative Methods in Politics. New York: 1928.
  155. Riker W. H. The art of political manipulation. // Yale U. Pr. New Haven 1986.
  156. Robinson J.P. World Affairs Information and Mass Media Exposure Journalism Quarterly, 1967.
  157. Robinson P. W. Manipulating parents- tactic used by children of all ages and ways parents can turn the tables. Prentice-Hall: 1981.
  158. Rudinow J. Manipulation / Ethics, Vol. 88, July 1978.
  159. Shannon С. E. A mathematical theory of communication. // Bell system technical journal, vol 27 (July & October 1948).
  160. Shannon С. E. Communication theory of secrecy systems. Bell System Technical Journal, vol. 28,1949.
  161. С. E., & Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana IL: University of Illinois Press, 1949.
  162. Smith T. W., Yankelovich D. Coming to Public Judgement Making Democracy Work in a Complex World. Syracuse NY: 1991 // Public Opinion Quartely. Vol. 56 Spring 1992 № 1.
  163. Smith, M. J., Persuasion and human action. Belmont, CA: Wadsworth, 1982
  164. Sniderman P., Glazer J., Griffin R. Information and Electoral Choice/ In Ferejohn I., Kuklinski I. (eds.) Information and Democratic Process. Urbana: University of Illinois Press, 1990.167
  165. Stewart, С. J., Smith, С. A., & Denton, R. E. Persuasion and social movements. Prospect Height IL: Waveland Press, Inc 1984.
  166. Strang, Home and Abroad, London, Andre Deutsch 1956.
  167. Taagepera R., Shugan M. S. Seats and votes: The effects and the determinants of electoral system New Haven: 1989.
  168. Terrence Minchell, People in Organisations: Understanding Their Behavior. New York: McGraw-Hill, 1978.
  169. Tronssen, L., Baird, A. C., & Braden, W. W., Speech criticism. (2nd ed.). New York: Roand Press 1970.
  170. Ury W. L, Brett J.M., Goldberg S.B. Getting disputes resolved. Designing systems to cut the costs of conflict. Cambridge: Mass. 1993
  171. Wade S. and Schramm W. The Mass Media as Sources of Public Affairs, Science, and Health Knowledge // Public Opinion Quarterly. 1969. 33 (1)
  172. Yokoyama О. T. Disbelief, Lies and Manipulation in a Transaction Discourse Model. // Argumentation 1988.
  173. М. С. Эмоциональная составляющая политической168культуры, (на примере восприятия школьниками образов политических деятелей). // ПОЛИС № 8 1997.
  174. АиФ «ЖПС». 29.09.1999 № 39.191. АиФ «ЖПС». 13.10.1999№ 41.
  175. АиФ «ЖПС». 17.11.1999 № 46.
  176. АиФ «ЖПС». 01.12.1999 № 48.
  177. Г. Политическая наука: история дисциплины. // ПОЛИС № 6 1997.
  178. В. Я. О Становлении российской политической системы и практиках политических коалиций. // ПОЛИС 1997. № 3.
  179. В. Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода. // ПОЛИС 1997. № 4.
  180. М. Б. Виды и формы социальной коммуникации. // Социальные коммуникации и информация: Исследование, образование практика. СПб: 1999.
  181. Г. В. Поведение избирателей в России: Теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // ПОЛИС 1997. № 4.
  182. Г. В. Пределы электоральной инженерии: смешанные несвязанные избирательные системы в новых демократиях. //ПОЛИС 1997. № 3.
  183. Г. В Информационные технологии политической борьбы в российских условиях. // ПОЛИС 2000. № 3.
  184. Г. В. Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах. // Проблемы информационно-психологической безопасности под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Ленского. М.: 1996.
  185. А. Идеология как инструмент политической коммуникации и169власти. //Власть 1998. № 8−9.
  186. В., Клопыжников М., Николаев А, Последние выборы уходящей эпохи. // Власть 2000. № 2.
  187. А. Выборы в органы законодательной власти: предвыборные итоги и территориальная специфика. // Власть 1998. № 2.
  188. М. Ю. Информационное пространство как условие социальных коммуникаций. //Социальные коммуникации и информация: Исследование, образование практика. СПб: 1999.
  189. С. Политический конфликт и конфликт внутри политиков. //Власть 1998. № 3.
  190. С. Добровольность участия в выборах и обязательность явки избирателей: есть ли противоречие? // Власть 1997. № 10.
  191. А. Н. Интерполирование и экстраполирование стационарных случайных последовательностей. // «Известия АН СССР» сер. Мат. 1941. № 5.
  192. Е. Политическая провокация //Диалог 1999. № 9.
  193. Дж. Двунаправленность и разделение властей в современном государствах. // ПОЛИС 1997. № 3.
  194. Ю. Выборы и политическое самоопределение России. // Власть 2000. № 2.
  195. В. Нужен ли референдум по избирательной системе. //Власть 1997. № 12.
  196. А. Клод Шеннон: краткий биографический очерк // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т. 4 Вып. 2 М.: «ТВП» 1997.
  197. Маршак. Новые эпигоны. // Власть 1999. № 11.
  198. В. Почему олигархи рвуться в Госдуму? // Диалог 1999.17 010.
  199. В., Незнамов В. Средства массовой информации как орудие политики, // Власть 1997. № 12.
  200. С. В. Сибирко Г. В. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян. // ПОЛИС 1997. № 6.
  201. А. Предвыборные технологии демократов. // Диалог 1999. № 10.
  202. Ю. Д. Общественные отношения и социальное общение. // Общественные отношения (социально-философский анализ) Киев: 1991.
  203. Н. Политический альянс и регуляторы поведения его участников. // Власть 1997. № 4.
  204. Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем.// ПОЛИС 1997. № 3.
  205. . Дж. Законодательство, регулирование и традиции, определяющие место и роль СМИ. // Международная жизнь 1993. № 10.
  206. С. Как нам выбирать власть. //Власть 1997. № 12.
  207. В. Итоги первого этапа общенациональной избирательной кампании. // Власть 2000. № 1.
  208. У. Природа человеческой коммуникации. // Массовые коммуникации Вып. 4
Заполнить форму текущей работой