Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В число таких мер должны входить: реформы в обществе, устраняющие социальную дезорганизациюуменьшение социальной базы тоталитарных сект и деструктивных культовидеологическая работа, контрпропаганда (критика и развенчание идеологии, лежащей в основе деструктивных вероучений, религиозное просвещение) — блокирование лидеров тоталитарных сект и деструктивных культовэффективное пресечение преступных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И СВОБОДА СОВЕСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Понятие религиозного экстремизма как политико-правового феномена
    • 1. 2. Оппозиционная религиозность в российском государственно-правовом пространстве
    • 1. 3. Правовая динамика государственной вероисповедной политики: конфликтогенные основания
  • Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    • 2. 1. Законодательные гарантии осуществления права граждан на свободу совести
    • 2. 2. Правовая оценка концептуальных основ государственной политики нейтрализации деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов
    • 2. 3. Государственно-правовая превенция религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Одной из главных задач современного российского государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющегося гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства выступает прежде всего система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.

Крайняя либерализация российской государственной религиозной политики в последнее десятилетие XX века, пришедшая на смену методичному «искоренению» религиозной традиции в советское время, привела к проникновению и распространению на территории современной России многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского содержания.

На Северном Кавказе и в некоторых других регионах актуализировались идеи исламского фундаментализма радикального содержания, которые представляют угрозу национальной безопасности российского государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкое распространение получили различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы российских граждан, совершая различного рода противоправные деяния. Особую общественную опасность представляют сатанинские культы, осуществление которых связано с совершением особо тяжких преступлений: убийств и причинения тяжкого вреда здоровью.

В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечивала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечению национальной безопасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государства и свободы совести и вероисповедания.

Следует признать, что в настоящее время правовая политика в этой сфере не приносит должного результата. Действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов, существуют определенные трудности при применении правоохранительными органами норм уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность руководителей и членов экстремистских религиозных объединений за совершаемые ими противоправные деянияотсутствует четкий механизм государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.

Указанные обстоятельства предполагают системное исследование религиозного экстремизма как политико-правового феномена и современной правовой политики российского государства в религиозной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся нетрадиционных религий и взаимоотношений религиозных и светских институтов, всегда были в центре внимания отечественной науки. Исследование отдельных аспектов проблематики, составляющей предмет настоящего диссертационного исследования, было проведено в трудах Э. Г. Филимонова, И. И. Бражника, В. Н. Арестова и др., которые в условиях господствующей идеологии научного атеизма не могли стать предметом комплексного научного исследования.

В настоящее время, отличающееся радикальной либерализацией государственной религиозной политики, появилось большое количество работ, авторы которых подходят к рассмотрению обозначенной предметности с иных методологических позиций.

Анализу права человека на свободу совести и построению оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений посвящены работы И. А. Куницина, А. С. Ловинюкова, Н. А. Трофимчука и др., а также дореволюционных правоведов: М. А. Рейснера и А. С. Павлова. Актуальны публикации ученых, исследующих соотношение религии, политики и права: С. ИСамыгина, М. Мчедлова, А. Тихомирова и др.

Особый интерес представляют публикации, касающиеся сущности религиозного экстремизма, среди которых труды П. П. Баранова, В. Ю. Верещагина, М. И. Лабунца, Н. Н. Афанасьева, А. Нуруллаева и др.

Распространение в России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера также нашло свое отражение в современных научных исследованиях А. Хвыля-Олинтера, МКурочкиной, И. Н. Яблокова, Л. И: Григорьевой, Т. Бажан, Е. Г. Балагушкина, Н. А. Трофимчука и др.

Большое количество работ посвящено исследованию исламского фундаментализма и экстремизма как в странах Ближнего Востока, так и на Северном Кавказе, среди которых труды А. А. Игнатенко, А. В. Малашенко, Л. Р. Сюкияйнена, И: Добаева, А. Хвыля-Олинтера, И. В. Кудряшовой и др.

Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе совершенными на религиозной почве, посвящены работы ведущих российских ученых и практиков: С. В. Бородина, В. Ю. Тихонравова, А. В. Наумова, А. Коробеева, С. Н. Миронова, С. Н. Фридинского и др.

Между тем соотношение религии и экстремизма является областью малоизученной и в большинстве случаев находится за пределами исследовательского интереса правоведов. До сих пор не выработано общепризнанного определения понятия «религиозный экстремизм», актуальной остается пока проблема разработки комплексной государственно-правовой политики противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения национальной безопасности России.

Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в единстве их социальных, политических и правовых измерений, а предметом исследования является религиозный экстремизм как политико-правовой феномен.

Целью настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ религиозного экстремизма как одной из угроз национальной безопасности современной России и государственно-правовые механизмы его предупреждения и пресечения.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— определить сущностные признаки религиозного экстремизма как политико-правовой категории;

— исследовать феномен оппозиционной религиозности в российском государственно-правовом пространстве;

— выявить конфликтогенные основания в правовой динамике государственной вероисповедальной политики;

— проанализировать систему международных и внутригосударственных институтов, обеспечивающих реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания;

— выявить недостатки и пробелы правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму;

— обозначить систему профилактических мер, направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— на основе различных интерпретаций религиозного экстремизма и методологий анализа современных конфессиональных процессов дано определение религиозного экстремизма, выявлены его сущностные признаки и предложена классификация;

— установлены основные причины возникновения и место оппозиционных религиозных объединений в государственно-правовом пространстве постсоветской России;

— проведен конфликтологический анализ государственной вероиспо-ведальной политики;

— критически проанализировано современное российское законодательство и основные международно-правовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания;

— обоснованы пути совершенствования федерального законодательства в области государственно-правового противодействия религиозному экстремизму;

— предложены концептуальные проекты государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) методы познания.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии и антропологии, принципы политико-правового моделирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, способствующей противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.

Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.

2. Современные нетрадиционные религии, несмотря на свою организационно-конфессиональную разнородность (церковь, секта, деноминация, культ), институционализируют иной тип религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных и политических функций религии, пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности в государственно-правовом пространстве постсоветской России.

Оппозиционное положение отдельных нетрадиционных религий обусловлено как вероисповедальной политикой российского государства, ущемляющей право на свободу совести, когда религиозные объединения вынужденно выбирают оппонирующую позицию по отношению к государству и обществу, так и искусственно создаваемой конфронтацией с окружающим социумом самими религиозными объединениями для достижения определенных целей.

3. Конфликтологический анализ российской государственной веро-исповедальнои политики показывает, что искусственное изъятие религиозной составляющей из жизни общества способствует деградации важнейших духовно-нравственных ценностей, глобальной унификации и деса-крализации прежде всего правовой культуры, однако максималистское толкование принципа свободы совести и чрезмерная либерализация в области государственно-конфессиональных отношений также приводят, в конечном счете, к негативным последствиям для общества, лишая государственно-правовую политику нравственной легитимации.

4. Принцип отделения религиозных объединений от государства, на котором базируется современное российское законодательство в религиозной сфере, не означает их полной изоляции от общества и не исключает различных форм сотрудничества и взаимодействия с государственными органами или органами местного самоуправления.

Конституционное провозглашение свободы совести и вероисповедания не предполагает абсолютизации индифферентного отношения государства к религиозным объединениям и направлено на осуществление государственного контроля за процессом их создания и деятельности, а также на установление законодательного ограничения данной свободы.

5. Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экстремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиозных объединенийнормативно-правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстремистских религиозных объединений, в том числе путем ее запрещения, и механизмы привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.

6. В противодействии религиозному экстремизму как одной из угроз национальной безопасности современной России приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, которые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает развитие религиозно-просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межконфессиональных отношений.

Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания общей теории государства и права, конституционного права, политологии, религиоведения и других дисциплин.

Выводы диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующей проблемы, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций конституционно-правового развития российского общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на следующих всероссийских и межвузовских конференциях и семинарах:

1. Опыт, и проблемы применения нового УПК РФ. (Ростов-на-Дону, февраль 2003 г.).

2. Государственность и право славянских народов начала XXI века. (Ростов-на-Дону, апрель 2003 г,).

3. 4-я научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. (Таганрог, апрель 2003 г.).

4. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. (Ростов-на-Дону, июнь 2003 г.).

Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе на юридическом факультете Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преодоление негативных явлений в жизни российского общества имеет непосредственное отношение к религиозному экстремизму. Вред, наносимый религиозным экстремизмом обществу и личности, вызывает необходимость значительного улучшения государственно-правового механизма, направленного на нейтрализацию этого негативного явления.

В рамках противодействия религиозному экстремизму назрела необходимость институционально-правового анализа этого явления и в рамках такого анализа выработки понятийного аппарата. В современной научной литературе в основном превалируют два подхода к понятию «религиозный экстремизм» .

1. Политологический и религиоведческий — как особая религиозная идеология, приверженность некоторых религиозных групп или отдельных религиозных деятелей к крайним толкованиям своих вероучений и методам действия, основанным на нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

2. Юридический, в соответствии с которым религиозный экстремизм рассматривается как те антиобщественные противоправные деяния, которые совершаются некоторыми религиозными объединениями или отдельными верующими.

Полагаем, что назрела необходимость комплексного подхода к сущности религиозного экстремизма. Исходя из этого предлагается следующая дефиниция: под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, ведущее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом.

Исследуя источники возникновения религиозного экстремизма представляется, что этот критерий должен быть положен в основу его классификации. Исходя из этого, нами выделены следующие типы религиозного экстремизма: фундаменталистский, модернистский, протестый, а также возникающий в результате взаимного проникновения религии и государства.

Среди детерминант религиозного экстремизма можно выделить комплекс различных факторов: внутренних и внешних. Внешние факторы связаны с политикой иностранных государств, направленных на поддержку распространения в России иностранных религиозных объединений. Среда внутренних особо выделим политические, социально-экономические, психологические и гносеологические.

Носителями религиозного экстремизма зачастую выступают оппозиционные религиозные объединения, под которыми понимаются те группы и организации, которые вынужденно или произвольно выбирают оппозиционное положение по отношению к обществу или государству.

Оппозиционное положение религиозное объединение может занимать, во-первых, в случае, когда государственная вероисповедальная политика направлена на ущемление права на свободу совести, и, во-вторых, в результате создаваемой религиозным объединением конфронтации с окружающим социумом для достижения своих целей.

Оппозиционность того или иного религиозного объединения необходимо оценивать применительно к государственно-правовому пространству конкретного государства. Так, к оппозиционным религиозным объединениям применительно к РФ можно отнести нетрадиционные для России религиозные объединения, среди которых различные католические и протестантские конфессии, а также новые религии и религиозные движения.

Полагаем, что само по себе оппозиционное положение религиозного объединения не порождает религиозного экстремизма. Его проявления характерны для таких оппозиционных религиозных объединений, как тоталитарные секты и деструктивные культы в силу особенностей их внутренней структуры, идеологической направленности на нетерпимость, психологической обработки сознания верующих и др. Поэтому государственно-правовая политика в целях обеспечения национальной безопасности должна содержать комплекс мер по нейтрализации тоталитарных сект и деструктивных культов.

В число таких мер должны входить: реформы в обществе, устраняющие социальную дезорганизациюуменьшение социальной базы тоталитарных сект и деструктивных культовидеологическая работа, контрпропаганда (критика и развенчание идеологии, лежащей в основе деструктивных вероучений, религиозное просвещение) — блокирование лидеров тоталитарных сект и деструктивных культовэффективное пресечение преступных действийпресечение каналов финансирования экстремистских религиозных организацийсоздание эффективной правовой базы противодействия религиозному экстремизму.

При выработке государственно-правовой политики обеспечения национальной безопасности следует также учитывать, что чрезмерные репрессивные меры, направленные на пресечение деятельности экстремистских религиозных организаций могут привести к обратному эффекту: ущемление права на свободу совести и вероисповедания в результате такой государственной политики неизбежно повлечет за собой реакцию верующих в виде протеста против такой вероисповедальной политики и как следствие — проявления религиозного экстремизма.

Поэтому выработка государственно-правовой базы, обеспечивающей i право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания является важной составляющей государственной вероисповедной политики России.

Также необходимо отметить, что приоритетной задачей Российского государства в области обеспечения национальной безопасности должно стать создание эффективного комплекса предупредительных мер борьбы с религиозным экстремизмом. Профилактика религиозного экстремизма представляется нам наиболее эффективным методом борьбы с ним в контексте обеспечения национальной безопасности страны.

Выделяют общие и специальные профилактические меры. В качестве общих предупредительных мер выступают совершенствование экономических, политических, социальных и иных институтов российского общества, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, обуславливающих возникновение религиозного экстремизма.

Полагаем, что к числу специальных предупредительных мер необходимо отнести создание системы религиозного просвещения, формирование толерантного сознания в обществе, а также создание системы эффективного финансового контроля за деятельностью экстремистских религиозных организаций и их членов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные нормативно-правовые акты
  2. Устав ООН (подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско, вступил в силу 24 октября 1945 г.)
  3. Всеобщая Декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А (Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)
  4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры. Ратифицирована СССР 1 августа 1962 г.
  5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана 4 ноября 1950 г. представителями государств первоначальных членов Совета Европы, 28 февраля 1996 г. подписана представителем РФ, вступила в силу для РФ с 5 мая 1998 г.).
  6. Резолюция Комиссии ООН по правам человека о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости (2002). Принята Комиссией ООН по правам человека на Пятьдесят восьмой сессии в апреле 2002 г.
  7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.
  8. Постановление о сектах в Европе (принято решением Европейского парламента от 12 февраля 1996 г.).
  9. Рекомендация 1412 (1999) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О незаконной деятельности сект» (текст принят Ассамблеей 22 июня 1999 г. (18-е заседание).
  10. Рекомендация 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе» (текст принят Ассамблеей 24 апреля 2002 г. (3-е заседание).
  11. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.
  12. Закон Франции о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека, 2001 г. Текст 676, 30 мая 2001 г. Национальная Ассамблея, одиннадцатый созыв, сессия 2000−2001 гг.1. Национальные нормативно-правовые акты
  13. РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  14. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 27.07.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  15. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.06.2004)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  16. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
  17. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3334.
  18. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3. Ст. 145.
  19. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
  20. Положение о федеральной регистрационной службе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №:1315'// Собрание законодательства РФ. 2004. № 42: Ст. 4110.
  21. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40: Ст. 3961.
  22. I. Научные и публицистические издания
  23. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.
  24. Аверкий (Таушев), архимандрит. Возможная степень участия духовенства в общественно-политических организациях // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8.
  25. А. Шабаш сатанистов: Сатанисты травят традиционные религиозные организации России // Миссионерское обозрение. 1998. № 8.
  26. А., Кузьменко И. О необходимости восстановления понятия «традиционная религия» в России // Миссионерское обозрение. 1997. № 12.
  27. Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М., 1981.
  28. Т.А. Религиозные нормы в системе правового регулирования (теоретико-методологический аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  29. В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. М., 1985.
  30. А. Искусство жить с непохожими // Учительская газета. 2003. 27 мая.
  31. Атеистический словарь. М., 1983.
  32. Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
  33. Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. Часть I. М., 1999.
  34. Т.А. Оппозиционная религиозность в России: социально-философский анализ: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 2000.
  35. А. Католическое присутствие в современной России // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. Ш/ Под общ. ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
  36. Н. Международные пакты о правах и свободах человека. М., 1967.
  37. Ю.С. Молодежь и этнорелигиозные конфликты // К культуре мира через диалог цивилизаций: Материалы международной научной конференции. 3−5 октября 2000 г. Т. 1. Омск, 2000.
  38. Л., Квятковская И., Клюев А. Муфтий превысил полномочия // Известия. 2003. 5 апреля.
  39. K.F. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.
  40. С.В. Преступления против жизни. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003.
  41. С., Клебанов JI. Защита личности в России (криминологический и уголовно-правовой аспекты) // Уголовное право. 2002. № 2.
  42. У. Религиозный экстремизм и пограничные проблемы Кыргызстана // Новости Центральной Азии и Кавказа. 2000. № 9.
  43. И. И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих // Наука и религия. 1981. № 1.
  44. Ю. Между собакой и волком: государство, общество и церковь оказались перед лицом серьезной угрозы. Эта угроза религиозные секты // Известия. 1998. 4 июля.
  45. В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан // Уголовное право. 2002. № 1.
  46. . Защита свободы вероисповедания: международные нормы // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. Ш/ Под общ. ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
  47. М.М. Религиозный терроризм и экстремизм и мировая практика государственно-конфессиональных отношений // Ежегодная летняя конференция АШПИ, июль 2002 // http://aspi.narod.ru/vol.html 23.08.2002.
  48. В.Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм: этнонацио-нальная институционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002.
  49. Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1994.
  50. Григорьева Л И. Некоторые проблемы реализации нового законодательства о свободе совести // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 4.
  51. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. М.: Евразия, 1993.
  52. И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сборник научных статей. Вып. 17 Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2001.
  53. П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.
  54. С. Сеанс спиритизма с кровавым исходом // Комсомольская правда. 1991. 3 августа.
  55. Законодательство о религиозных культах: Перепеч. с сов. изд. «Для служебного пользования». Нью-Йорк: CHALIDZE PUBLICATIONS, 1981.
  56. С.Э. Религиозный фундаментализм и модернизм // Труды молодых ученых. Ростов н/Д, 1999. № 4.
  57. Н.Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. № 5.
  58. С.М. Дезинтегрирующие функции новых религиозных движений // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 1997.
  59. С.М. Криминология: Учебник. М.: Юриспруденция, 2000.
  60. История религий в России / Под ред. Н. А Трофимчука. М.: Издательство РАГС, 2001.
  61. И. Деструктивные, тоталитарные // www.rlinfo.ru.
  62. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам междунар. исслед.) / Под ред. В. Э. Шляпентоха и др. М., 1999.
  63. Ким Е. П. Криминогенное значение религиозных пережитков в быту // Актуальные проблемы советского уголовного права и криминологии: к 70-летию Октября. М., 1978.
  64. Классики мирового религиоведения. М., 1996.
  65. В.В. Религия, церковь, правонарушение // Советское государство и право. 1993. № 8.
  66. К оценке масштаба сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. М., 1997. № 6.
  67. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1996.
  68. Т.В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. Екатеринбург, 2000.
  69. А. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право- 2002. № 2.
  70. В.В., Питулько К. В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». СПб.: Питер, 2003.
  71. А. Религия и церковь в новом государстве // Россия в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы международной конференции 23−25 июня 2000, г. Иркутск // http://www.kennan.yar.ru/.
  72. Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. М., 1999. № 4.
  73. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2002.
  74. И.В. Исламский фундаментализм как идеология: сравнительные характеристики // Проблемы развития современного мира: Сб. научных работ молодых преподавателей и аспирантов МГИМО. М., 2000.
  75. Кукушкин М-А. Юридическая конфликтология как аспект правовой социализации в России // Философия права. 2001. № 1 (3).
  76. И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общественная организация «Православное дело», 2000.
  77. В. Неотъемлемая конституционная норма Советского государства // Коммунист. 1980. № 5.
  78. М. Внебрачные дети религиозных идеологий // Знамя. 1995. № 8.
  79. Курс уголовного права. Т. 3: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Борзенко-ва. М., 2001.
  80. А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002.
  81. Лжеучение саентологии //Миссионерский листок / Ред. Архимандрит Александр (Милеат). Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.
  82. А., Трусевич С. Национальные особенности российского экстремизма // Парламентская газета. 2002. № 202.
  83. А.С. Административно-правовая охрана свободы совести: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1994.
  84. Материалы «круглого стола» «Молодежь и экстремизм» // Седмица. 2002. 13 ноября.
  85. А. Из прошлого в прошлое (Фундаментализм ислама и православия) // Свободная мысль. 1993. № 14.
  86. М. Политика и религия // Обозреватель. 2000. № 4.
  87. А.В. Мотивы убийств. Волгоград, 1969.
  88. С.С. Миф о религиозном экстремизме // Независимая газета. 2000. 19 октября.
  89. От этого документа веет средневековьем и мракобесием. Интервью с А. Волиным // Газета. 2002. 15 ноября.
  90. В.В. Уголовно-правовые меры борьбы в сфере деятельности религиозных объединений: Учебное пособие. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2002.
  91. Э.Ф. Проблемы уголовной политики в сфере обеспечения безопасности жизни граждан (законотворческий аспект) // Уголовное право. 2001. № 1.
  92. С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1906.
  93. И. Новое исполнение старой симфонии // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III/ Под общ. ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996.
  94. Приветственная речь Ингелата Маркуса, руководителя Российского представительства Фонда им. К. Аденауэра: Материалы «круглого стола» «Европейский и российский опыт преподавания религиозных дисциплин в школах"//Седмица. 2002. 18 апреля.
  95. Признаки и критерии оценки деструктивности культа и наличия в его деятельности психологического насилия // Вестник информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского. 1997. Вып. 17.
  96. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии: Сборник материалов международной конференции казахстанского института стратегических исследований. (Алматы, КИСИ, 5.04.2001 г.) // http://www.kisi.kz/Parts/Confs/Content2html.
  97. А.О. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов. М., 2002.
  98. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 1998.
  99. М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.
  100. Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штриккер. М.: Прометей, 1995.
  101. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, И.С. Трофим-чук. М.: Наука, 1997.
  102. С.И. и др. Религия и политика. Ростов н/Д: Пегас, 1996.
  103. С.И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  104. Л.В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем. Волгоград, 1981.
  105. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.
  106. Современные ереси и секты в России. Издание 2-е, дополненное/ Под ред. Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. СПб.: Православная Русь, 1995.122: Словарь убийц. М., 1997.
  107. Н. Социология. М., 1994.
  108. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. М.: Летний сад, 2000.
  109. С. Религиозный экстремизм и сектантское мировоззрение в России: корни «оттуда». Заметки с «круглого стола» на «Тольятгин-ском диалоге-2002» // http://english.pravda.ru/main/2002/ll/28/40 100.ht.
  110. JI. Шариат как средство противостояния экстремизму // Россия и мусульманский мир. 1998. № 11.
  111. Т. Кто угрожает российскому духовному пространству // Независимая газета. 2002.13 марта.
  112. Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  113. Л.А. Христианство и политика. М.: «Алир» ГУЛ «Облиз-дат», 1999.
  114. А. Если мнения чужие тоже святы. Педагогика толерантности // www.ug.ru/ugpril/gv/96/13/t7l.htm.
  115. Толковый словарь. Т. 3. М., 1955.
  116. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здраво-мыслова. М., 1996.
  117. Угроза ислама или угроза исламу? (По итогам международной конференции). М.: Арктогея-центр, 2001.
  118. Д.М. Психология религии. М., 1996.
  119. В.Н. Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах. Ташкент: Фан, 1990.
  120. Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. Киев, 1981.
  121. Э.Г. Кризис веры и религиозный экстремизм // Наука и религия. 1980. № 1.
  122. С.Н. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
  123. G.H. Борьба с экстремизмом: Уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2004.
  124. С.Н. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация: Сборник научных статей ученых-юристов Северо-Кавказского региона. Т. 4. Краснодар, 2003.
  125. С. Борьба с культовым контролем сознания: бестселлер-руководство № 1 по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов / Пер. Е. Н: Волкова. Н. Новгород, 1997.
  126. Хвыля-Олинтер А. Деструктивные религиозные секты России // Профессионал (Альманах МВДРФ). 1999. № 2−3.
  127. Хвыля-Олинтер А. И. Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений тоталитарных сект// Миссионерское обозрение. М., 1997. № 5.
  128. Холинер Дру Патрик. Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. 2003. № 7.
  129. В. Уголовная Россия. М., 1990.
  130. В. Школа должна уважать мировоззренческий выбор человека // Независимая газета. 2002. 28 ноября.
  131. А. Религиозные преступления (из лекций Н.С. Таганце-ва). СПб., 1905.
  132. В. Смыкание крайностей. Комментарий к принятию закона «О противодействии экстремистской деятельности» // 2002. 8 июля. http://www.inache.net/barrikad/extremes.html.
  133. Г. О псевдорелигиозном экстремизме // Полярная звезда. 1995. № 6.
  134. Hovland С., Janis I.L., Kelley М.Н. Communication persuasion. New Haven, London, 1964.
  135. Мир душам. Война-неокультам // Беларусская думка = Белорусская мысль. Мшск, 2001. № 9.
  136. Politisierte Religion: Ursachen und Erscheinungsformen des modernen Fundamentalismus / Hrsg. Von Bielefeldt H., Heitmeyer W. Frankfurt am M.: Suhrkampf, 1998.
Заполнить форму текущей работой