Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования послужил диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений, нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии (Аболина Л.М., 1987; Ломова Б. Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.) — в научных положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г., 1968; Леонтьева Л. Н., 1975 и др… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Проблема стресса в психологии
    • 1. 2. Исследование стрессоустойчивости в психологической науке
    • 1. 3. Социально — психологические методы развития стрессоустойчивости у человека
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Психологические особенности динамики (механизмов) стрессовых состояний личности
    • 2. 2. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости

    2.3.Алгоритм применения технологий формирования стрессоустойчивости с включенной социальной поддержкой 127 2.4.Экспериментапьное изучение влияния социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС) на изменение личностных параметров человека 139

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157 БИБЛИОГРАФИЯ 161

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью — это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья (Malarkey, KiecoltGlaser, Gooper, 1994).

Актуальность исследования конкретизируется и обусловливается также следующими положениями: отсутствием системы социальнопсихологических технологий формирования стрессоустойчивости у взрослых, а также медико-психологической помощи взрослому в ситуации стрессового напряжения;

— накопленный в мире положительный опыт применения телесных, дыхательных, коммуникативных и интерактивных, когнитивных, релаксационных техник в групповой тренинговой и индивидуальной работе для непосредственной практической реализации с целью формирования стрессоустойчивости у взрослых требует обобщения. Но для их совместного применения необходим принцип, объединяющий достижения различных направлений таким образом, чтобы они не отрицали, а наоборот повышали эффективность друг друга в проработке различных личностных аспектов стрессоустойчивости человека;

— неразработанностью проблемы социальной поддержки по преодолению стресса в социальной психологии;

— отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у взрослого.

Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической коррекции стрессовых состояний у взрослого и определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в разработке социально-психологических технологий, методов коррекции, средств и механизмов формирования стрессоустойчивости у взрослых и в выявлении влияния групповой социальной поддержки на коррекцию стрессовых состояний личности.

Объект исследования: стрессовое состояние личности. Предмет исследования: социальнопсихологические технологии формирования стрессоустойчивости, с включенной социальной поддержкой, разработанные на основе психологических механизмов коррекции стрессовых состояний личности.

Гипотеза исследования. Сформировано несколько допущений гипотезы:

1. Научно обоснованный и апробированный в эксперименте алгоритм продуктивных социальнопсихологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС), выступает как особый вид социальных технологий, позволяющий регулировать процесс изменения личностных параметров: «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким социальным контактам», «опора на себя».

2. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС (личностно-ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные) приводит к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации, посредством социально — психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость.

3. Действие групповой социальной поддержки в ТФС потенциально может включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом. Во-первых: она может срабатывать на стадии оценивания стрессора (если индивид осознаёт, что рядом есть люди, готовые помочь ему в решении его проблем и оценивает себя — как более способного справиться со стрессом). Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на индивида. В этой связи можно выделить основные виды социальной поддержки, используемые в ТФСэмоциональная, инструментальная и информационная поддержки. Эмоциональная поддержка означает признание и принятие чувств. Информационная поддержка — включенность в информацию, инструментальная — практические навыки борьбы со стрессом. Групповая социальная поддержка — эффективный способ управления стрессом.

Стиль и характер межличностного взаимодействия в группе, если он носит поддерживающий характер, может привести к формированию качеств стрессоустойчивости и являться эффективным способом управления стрессом или профилактики заболеваний, вызванных стрессом.

Социальная поддержка может быть связана со здоровьем через психологические механизмы, аналогичные тем, посредством которых стрессоры могут воздействовать на здоровье, то есть через влияние на связанные со здоровьем формы поведения.

Для проведения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса в социальной психологии, а также систематизировать и обобщить положительный опыт применения телесных, дыхательных, коммуникативных и интерактивных, когнитивных, релаксационных и других техник в групповой и индивидуальной работе.

2.Разработать и апробировать алгоритм социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости с использованием механизмов релаксации и проверить его эффективность.

3.Разработать фазы (этапы) психологического сопровождения социальной поддержки, включенной в технологии формирования стрессоустойчивости.

4.0пределить уровни стрессоустойчивости обучаемых, влияющие на коррекцию стрессового состояния личности.

5.Разработать принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости.

Теоретико-методологической основой исследования послужил диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений, нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии (Аболина Л.М., 1987; Ломова Б. Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.) — в научных положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г., 1968; Леонтьева Л. Н., 1975 и др.) — в философских и психологических теориях развития личности (Выготского Л.С., 1996 др.). Особое значение для диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты психотерапевтических и коррекционно-развивающих основ воздействия на человека (Рувинский С.Л., 1983; Гримак Л. П., 1991 и др.). Положение о том, что социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья (Malarkey, Kiecolt — Glaser, Gooper, 1994).

Основной эмпирический материал получен в результате социально-психологического исследования, проведенного в 2002;2004г. с использованием методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, константирующего и формирующего эксперимента с математической обработкой данных в форме статистического и корреляционного анализов.

Научная новизна исследования:

— разработан и апробирован алгоритм применения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС): личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-поведенческих, суггестивно-эмоциональные с включенной групповой социальной поддержкой в процессе формирования стрессоустойчивости;

— определены особенности (фазы) психологического сопровождения групповой социальной поддержки, включенной в ТФС (личностно-ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-эмоциональные) приводящей к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других личностных параметров;

— определены группы обучаемых, имеющие различные уровни стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности;

— определены виды социальной поддержки: эмоциональная, инструментальная, информационная, представленные и реализованные в суггестивно — эмоциональных, телесноориентированных, когнитивно-поведенческих технологиях формирования стрессоустойчивости;

— определены основные (ведущие) психологические факторы личности по уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием ТФС: существенное влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного уменьшения стресса.

— экспериментально определены ведущие психологические механизмы коррекции стрессовых состояний человека, к которым отнесены механизмы релаксации;

— разработаны принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости;

— разработаны практические мероприятия по психогигиене и психопрофилактике стресса, с учетом индивидуальных методов уменьшения стрессового состояния, и уточнения основных, ведущих психологических факторов стрессоустойчивости человека. На защиту выносятся следующие положения: 1. Алгоритм применения социальнопсихологических технологий формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной поддержкой представленный: личностно — ориетированными, суггестивно-эмоциональными, телесноориетированными, когнитивно поведенческими ТФС, реализованные в семи модулях: 1-й модуль-системной интеграции личности- 2-й модуль — эмоциональной саморегуляции- 3-й модульпсихологической готовности к стрессу- 4 -й модульразвития навыков саморегуляции-5 -й модульсоциальной адаптации и эффективной коммуникации- 6-ймодуль — расширения поведенческих стратегий- 7-й модуль — эффективного поведения в стрессовой ситуации.

2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых: изменяются — «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким социальным контактам» «опора на себя», «оптимистичность», «тревожность».

3.Особенности и виды социальной поддержки в процессе формирования стрессоустойчивости: эмоционально — оценочная, инструментальная и информационная. Эмоционально — оценочная поддержка означает признание и принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство, инструментальная — практические навыки борьбы со стрессом.

4.Этапы психологического сопровождения социальной поддержки, включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия- 2-й этап: исследование причин непродуктивности в стрессе- 3-й этап: дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства- 4 -й этап дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве- 5-й этап: изменение привычных неконструктивных стереотипов взаимодействия- 6-й этап: сущностная трансформация.

5.Принципы организации и проведения ТФС: комплексность, индивидуализация, активность, диалогизация взаимодействия и обратная связь, самодиагностика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическая и экспериментальная работа по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Алгоритм применения социальнопсихологических технологий формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной поддержкой представлен: личностно — ориетированными, суггестивно-эмоциональными, телесноориетированными, когнитивноповеденческими ТФС, реализованными в семи модулях: 1-й модуль-системной интеграции личности- 2-й модуль — эмоциональной саморегуляции- 3-й модульпсихологической готовности к стрессу- 4 -й модульразвития навыков саморегуляции-5 -й модульсоциальной адаптации и эффективной коммуникации- 6-ймодуль — расширения поведенческих стратегий- 7-й модуль — эффективного поведения в стрессовой ситуации.

2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых: изменяются — «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким социальным контактам» «опора на себя», «оптимистичность», «тревожность».

3. Определены виды социальной поддержки в процессе формирования стрессоустойчивости: эмоционально — оценочная, инструментальная и информационная. Эмоционально — оценочная поддержка означает признание и принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство, инструментальная — практические навыки борьбы со стрессом.

4. Разработаны этапы психологического сопровождения социальной поддержки, включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия- 2-й этап: исследование причин непродуктивности в стрессе- 3-й этап: дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства- 4 -й этап дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве- 5-й этап: изменение привычных неконструктивных стереотипов взаимодействия- 6-й этап: сущностная трансформация. Таким образом, групповая социальная поддержка, включенная в ТФС, приводят к повышению стрессоустойчивости, а также самоактуализации личности и других личностных параметров. Усиление качеств самоактуализации, посредством социально — психологической поддержки в свою очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их стрессоустойчивость.

5. Апробация технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС): личностно-ориентированных, телесноориентированных, когнитивноповеденческих, суггестивно-эмоциональных, направленных на коррекцию выявленных в констатирующем эксперименте отличительных признаков НСУ испытуемых, продемонстрировала их эффективность и возможность практического использования.

6. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что результаты психокоррекционной работы по уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием ТФС зависят от основных (ведущих) психологических факторов личности. Анализ эксперимента по изучению влияния ТФС на коррекцию стрессовых состояний личности позволил определить существенное влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного уменьшения стресса под действием ТФС.

7. На основе измерения величины стрессоустойчивости испытуемых в эксперименте были выделены группы обучаемых, имеющих различные уровни стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности. В связи с этим необходимо разрабатывать и внедрять практические мероприятия по психогигиене и психопрофилактике стресса, оказывая помощь в выборе человеком индивидуальных методов уменьшения стрессового состояния, и уточнения основных, ведущих психологических факторов стрессоустойчивости обучаемых.

8.Разработаны принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости:

— комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.).

— индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности.

— активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле.

— диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих.

— самодиагностика, т. е. самораскрытие клиентов, осознание и формирование ими задач по пути самоусовершенствования.

9. Проведенный теоретический анализ основных направлений изучения стресса в психологии позволил выявить терминологическую неопределенность понятия стрессоустойчивости человека и сформулировать его авторское определение, в контексте данного исследования: стрессоустойчивость — является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, характеризующееся эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу т. е. совокупность индивидуальных психологических свойств, выступающих в качестве базовых психологических механизмов коррекции стрессовых состояний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Я., Простомолов В. Ф. Опыт внедрения системы психологических производственных тренировок в условиях конвейерного производства//Способы изучения и предупреждения производственного утомления. — Пенза, 1984.-С. 152−155.
  2. С.И. Комплексы психологической регуляции на автотран-спорте//Психическая саморегуляция. М., 1983. Вып. 3. С. 155 157.
  3. С.И., Румянцева Т. А., Журавлев С. Е. Послесменная релаксация как способ снижения производственного утомления//Способы изучения и предупреждения производственного утомления. Пенза, 1984. С. 86−88.
  4. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. М.: ВЮЗИ МВД СССР, 1988.
  5. А.С. Особенности психофармакотерапии больных с пограничными психическими расстройствами / Автореф. докт. дисс. мед. наук. М., 1998. 51 с.
  6. А.С., Канаева Л. С., Ибрагимова Д. Ф. Копинг и механизмы его реализации.//Рос.психиатр.журн. — 2002. № 4 — С.59−64.
  7. Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. -М.: Медицина, 1991.
  8. Ю.А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. 400 с.
  9. Ю.А., Румянцева Г. М., Щукин Б. П. Медико-психологическая помощь во время и после стихийных бедствий и катастроф // Военно-медицинский журнал. 1990. № 8. — С. 73−76.
  10. Ю.Алексеев А. В. Психомышечная тренировка метод психической саморегуляции.-М., 1979.
  11. П.Алексеев JI.В. Об адекватности формулсамовнушення//Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1976. С. 115−117.
  12. Х.М. Сигнальная рефлексотерапия как метод психофизиологического управления функциональным состоянием человека-оператора//Электронная промышленность. 1983. № 6. — С. 6768.
  13. Н.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  14. Т. А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы. Автореф.. канд. психол. наук. 19.00.05 Курск, 1997. — 19с.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1. — С.
  16. Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 1994. № 1. Т.15.-С. 3−18.
  17. М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. Дипломной работы. МГУ. Факультет психологии, 1994 // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995.- № 1.
  18. Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. М., 1988. — 47 с.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Основы знания повседневной жизни. М., 1995. — С.40−59.
  20. В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов боевых действий: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1997. 23с.
  21. А.А., Маклаков А. Г., Мухин А. П., Чермянин С. В. Динамика социально-психологического и психофизиологического состояния моряков экипажа АПЛ «Комсомолец» в постстрессовый период // Психологический журнал. 1995. Том 18. № 1. — С. 52−63.
  22. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций //Введение в психологию жизненных ситуаций. М., 1998. — С.5−10.
  23. М.Е. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в особо сложных условиях // Актуальные проблемы общественной безопасности. Иркутск, 1996. С. 81−82.
  24. Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодолений критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 283 с.
  25. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-98, 1999. — 176с.
  26. Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. -М.: Класс. 2000.-432с.
  27. А. Разработка методов и средств предупреждения боевых психических травм в армии США // Зарубежное военное обозрение. — 1992. № 3,4, 5.-С. 43−45.
  28. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. — С. 90.
  29. Г. Ш. Основы самоуправления психическим состоянием/Шроблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань, 1983.-С. 135−191.
  30. Л.Д. Время стрессов. М., 1990.
  31. Л.Д., Вышинский В. А. Изучение механизмов психорегуляции// Проблемы психологии спорта. — М., 1971. Вып. 1. — С. 166−171.
  32. О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни: Сборник. -СПб.: ТОО «Лейла», 1994. С. 7−114.
  33. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  34. Jl.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  35. Л.Я., Звоников В. М., Скрыпников Л. Я. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. — М., 1983. С. 150−167.
  36. Л.Я., Исраелян А. Л. Метод аутоофтальмотренинга в профилактике профессионального утомления операторов-микроскопистов/ТПсихологический журнал. 1987. Т. 8. № 1. — С. 110−112.
  37. Н.В. Психология социальных ситуаций // Журнал вопросы психологии. 1997.-№ 1.-С. 121−132.
  38. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д., Разумов С. А., Стабровский Е. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. -224 с.
  39. Г. Я., Марищук В. Л., Тищенко М. И. и др. Изменение психофизиологического состояния организма путем аутогенного и экзогенного внушения//Космическая биология и медицина. 1967. № 4. -С. 73−76.
  40. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 208с.
  41. А. Профилактика боевых психических травм в вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. 1991. № 9. С. 11−16.
  42. Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 399 с. С. 334−335
  43. Ю.И. Некоторые психологические проблемы ликвидации землетрясения в Армении // Психол. журнал. 1989, № 4. Т. 10. — С. 129 134.
  44. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям//Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1986. — С. 63−90.
  45. JI.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности 19.00.03: Автореф.. док.психол.наук. М., 2002. — 29с.
  46. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. — 1996. № 3. Т. 17. С. 140−148.
  47. О.Б., Красная Е. В. Тревожность и переживание микро- и макротравм у студентов -будущих психологов С. 57−58.
  48. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога.- 1998.- № 4.-С. 3−17.
  49. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М., 1997.
  50. М.И. Адаптация к экстремальной ситуации // Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниереба, 1971.
  51. .А., Охонин В. А., Суховольский В. Г. Проблемы оценки и эффективной социально-психологической адаптации и реабилитации людей, перенесших природные или техногенные катастрофы // Журнал практического психолога, — 1998.- № 4.- С.43−46.
  52. А.И. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 г.: в 8 Т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — Т. 3. С. 334−339
  53. Е.А. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах//Российский психиатрический журнал. — 1998, № 1. — С.54−60.
  54. Использование психической саморегуляции в процессе адаптации рабочей молодежи на производстве. Пермь, 1985. — 212с.
  55. Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 352с.
  56. П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Журнал невропатологии и психиатрии. 1993. № 9. — С. 95−99.
  57. .Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752с
  58. .Д. Психотерапия. М., 1985. — 303 с.
  59. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  60. В.Г. и др. Повышение стрессоустойчивости сотрудников ИТК: Учебное пособие. М., 1995.73.Кокс Г. Стресс. Д., 1982.
  61. . Как жить после психической травмы. — М.: Шанс, 1992. -92 с.
  62. И.М. Психологический словарь. М.: Изд-во Столичного гуманитарного института, 2000. — 1CD.
  63. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн.: Выш.шк., 1997.-464с.
  64. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. 1995. № 1. — С.5−12
  65. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 18−26.
  66. O.JI. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  67. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников //Вопросы психологии 1995, № 3 с.119−132
  68. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. JL: Наука, 1978.
  69. Ц.П., Дмитриева Н. В. Психоанализ и психиатрия: Монография. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. — 667 с.
  70. П.А., Елисеев А. П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. — Новогорск, 2000. — ч.2.
  71. И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методич. пособие. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 3−27.
  72. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел / Автореф.. канд. психол. наук. М., 1994. — 19с.
  73. Л.Н. Соотношение психодизритмии и стрессовой устойчивости человека. Автореф.. канд.психол.наук. 19.00.02. ЛГУ им. Жданова. — Л., 1988. — 16с.
  74. О.А., Румянцева Г. М., Чинкина О. В., Левина Т. М. Психосоматические аспекты развития психических нарушений у ликвидаторов аварии на ЧАЭС//Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. Том 4. — № 1. — С. 35 — 49.
  75. А.Н., Морозов В. П. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов афганской войны // Материалы XII съезда психиатров России.-М., 1995.-С. 161−162.
  76. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999. -191с.
  77. В.В. Адаптационные реакции у призывников и военнослужащих срочной службы/.клинико-психологический анализ/ Автореф.. канд. мед. наук. -М., 1989.
  78. . Физиология эмоций. Л., 1927.
  79. Е.О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации у участников боевых действий // психологический журнал.- 1999.- Том 10.- № 5.- С.62−74.
  80. И.П. Зачем «копинг», когда есть «совладание»? // Социальная и клиническая психиатрия. 1999. № 2. — С.57−59.
  81. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  82. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. — С.263−266.
  83. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 123 с.
  84. Л.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний//Психол. журн. 1988 Т. 10. № 3. — С. 43−52.
  85. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом B03pacTe.//http://www.narcom.ru. 1999.
  86. А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия. 2001. 256с.
  87. B.C. Использование аутогенной тренировки в психофизиологической подготовке курсантов-летчиков к полетам/ЛЗоенно-медицинский журнал. 1979. № 6. — С. 48—49.
  88. Ш. Психологический тренинг умений: Школа Вирджинии Сатир. СПб.: Питер, 2001. — 160с.
  89. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. — 190с.
  90. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998.-496 с.
  91. Д. Социальная психология. СПб: Питер.2002, — 752с.
  92. А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов/ЛТсихологический журнал. 1998.-№ 2.- Т. 19.- С. 15−26.
  93. И.М. Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000. 150с.
  94. А.В., Постылякова Ю. В., Курлет В. Л., Матени К. Б. Оценка ресурсов совладания со стрессом (адаптация опросника CRIS) //Тезисы межрегиональной научно-практической конференции
  95. Психология безопасности профессиональной деятельности" 17−18 октября 1999. М.: Изд. РАН, 1999. — С. 35−36.
  96. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М: Наука, 1981.284 с.
  97. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 58−64.
  98. Н.Б. психологическое исследование ситуации эмиграции//Психологический журнал. 2000 — 21, № 1. — С.26−38.
  99. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. № 4. С. 26−36.
  100. В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психол. 1994. № 4. С. 134−140.
  101. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями//Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. — Т.1, № 2.-С. 15−30.
  102. B.C. Психологичекая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психол. журн. 1989. № 5. Т. 10. -С.27−30.
  103. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1960.-426 с.
  104. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, — 1976.
  105. В.Я., и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М., 1985.
  106. В.В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В. Патогенетическая и патопластическая роль боевых стрессоров в формировании клиники и динамики психических реакций // Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995. — С. 216−217.
  107. А.С. Построение формул самовнушения при формировании нравственных установок//Теоретические и прикладныеисследования психической саморегуляции. Казань, 1976. С. 115−117.
  108. В.В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. 2003. № 5. — С. 93−102.
  109. Л.В., Черкашин Г. С., Яроцкая И. В. Опыт использования саморегуляции с психопрофилактической целью на промышленном пред-приятии//Психическая саморегуляция. М., 1983. Вып. 3.-С. 203−205.
  110. Л.Р. Групповая психотерапия: От теории к практике. СПб.: Рос. АН, 1998. — 134с.
  111. Основы социально-психологической теории./ Под. общей ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-421 с.
  112. М. Современные проблемы лечения в психотерапевтической практике: Сборник статей. СПб, 1999. — С. 49−51.
  113. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М., Екатеринбург. Академический проект- Деловая книга, 2000. -256с.
  114. .С. Психические расстройства, связанные с социальным стрессом: новая проблема Российской психиатрии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 1996. № 2. — С. 15−17.
  115. А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. — С. 136−143.
  116. В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий: Дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  117. .Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях // Наука и техника управления. — 1989. № 1. — С. 20.
  118. А.И. Социодинамика катастроф // Социологическое исследование. 1989.№ 3.
  119. Применение психической саморегуляции для профилактики психосоматических нарушений в стрессовых и экстремальных условиях производства. М., 1986.
  120. Психогимнастика в тренинге: 220 упр. для развития способностей. СПб.: Речь. 2000. — 256с.
  121. О.М., Урманова Г. У. Влияние фармакологической десенипатизации в раннем постнатальном онтогенезе на стрессоустойчивость во взрослом состоянии.// Материалы Рос.конф., Москва, 26−29 сентября 2000 г.: В 2 Т. М. Т.2 — С. 80−81
  122. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопр. психол -1997, № 1 с.45−54
  123. М.М., Баранов Ю. А., Мухин А. П., Чермякин С. В. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психол. журн. 1990. № 1. T. l 1. — С. 95−101.
  124. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3 — С. 85−95.
  125. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии.- М., 1999.- С. 42−50.
  126. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. -368 с.
  127. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис. док. псих.наук.-Новосибирск, 1997.
  128. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 128с.
  129. A.M. Аутогенная тренировка//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. — С. 176−192.- Теория и практика аутогенной тренировки/Под ред. B.C. Лобзина. — Л., 1980.
  130. A.M. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 1982. -368 с
  131. Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. М&bdquo- 1992. С. 103−158.
  132. Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1966. -133с.
  133. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
  134. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  135. Е.В. Мотивационный тренинг. — СПб.: Речь, 2000. -234с.
  136. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. -Автореф.. д-ра мед. наук, 19.00.04.-Бишкек, 1994.-28с.
  137. Н.А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1994. № 1.- С. 63−74.
  138. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. -М., 1998.
  139. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 12−23.
  140. A.M. Экстремальная психопедагогика. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2000. С. 24−30.
  141. А.Б. Психофизиологические корреляты профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск.: ОЮИ МВД России, 1996. № 1(3). С. 12−15.
  142. Стресс жизни: Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994. — 384с.
  143. Н.В. Психологические последствия войны//Психологическое обозрение. — № 1, 1996. С. 42 — 49.
  144. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журн. 1992. № 2. Т. 13. — С. 14−29.
  145. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // психологический журнал.- 1992.- Том 13.- № 2.- С. 14−25.
  146. Л. М. Кросс-культуральные исследования личностных и межличностных конфликтов: Автореф.. д-ра мед. наук. -СПб, 1996.-29с.
  147. Л. М., Чехлатый Е. И. // Обозр. психиатр, и мед. психол. им. В. М. Бехтерева. 1994. -№ 2. — С. 97−99.
  148. Теория и практика аутогенной тренировки/Под ред. B.C. Лобзина. Л., 1980.
  149. Тренинг по сказкотерапии: Развивающаяся сказкотерапия. Сб.прогр. / Под.ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь. 2000. -254с.
  150. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. М., 1975, с.89
  151. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987. — 304с.
  152. Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции//Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 1982. № 23.-С. 78−80.
  153. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999. — 256с.
  154. М.М. Информационные неврозы. М., 1978.
  155. А. А., Сирота Н. А., Ялтонский В. М. // Вестн. последиплом. мед. образования. 1998. — Спец. вып. — С. 91−92.
  156. Е. Психологический стресс. — М., 1996. 94 с.
  157. Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Дис. канд. мед. наук. СПб, 1994.
  158. Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. М.: ВНИИ МВД, 1998. — 156 с.
  159. Г. С., Клименко Т. С. Социально-психологические пути повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД и ВВ в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: ОЮИ МВД РФ, 1997. № 3(5). — С. 81.
  160. С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997, 140с.
  161. JI.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии//Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1978. С. 97−104.
  162. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. Л., 1990. — 225 с.
  163. Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном Центре республики Беларусь // Психологический журнал.- 1996.- Том 17.- № 5.- С. 102−105.
  164. И. Теория и практика групповой психотерапии. -СПб.:Питер, 2000. 640с.
  165. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией. — Автореф.. д-ра мед. наук: 19.00.04, 14.00.45. СПб., 1995. -32с.
  166. Amirkhan J.H. Factor analiticaly drived measure of coing: the strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology. 1990, v. 59, 10 661 074
  167. С. M., Sutton K. J., Chiara C., Spiro A. // J. Gerontol. Psychol. Soc. Sci. 1996. — Vol. 51, N 4. — P. 179−188.
  168. Barak Y., Achiron A., Rotsein Z., Elizur Sh. Stress associated with asbestosis: The trauma of waiting for death // Psycho-Oncol. 1998 — 7, № 2.-P. 126−128.
  169. Bartone P.T. Psyhosocial predicttors of solder adjustment to kombat stress // Third European Conference on Traumatic Stress. Bergen, Norwey, 1993. P. 19.
  170. Beck A.T. Wahrnehmung der Wirklichkeit und Neurose. -Mtinchen, 1979.
  171. Benson H. The relaxation response: Its subjective and objective precedents and psychology/ATrends in neurosciences. 1983. — V.6, N 7. — P. 281−284.
  172. Burner M. Stress at aspects psychosociodynamigues. «Schwez.Arch. Neurol. Psychiat.». 1977, 121, № 1, 115−124.
  173. Carrison W.E. Modelling inoculation training for traumatic incilent eksposure / Critical Incidents in Policing: Rewised. Washington, DC., 1991. P. 107−117.
  174. Dancu С. V. Reability and Validity a Brief Instrument for Assessing Post Traumatic Stress Disorder // J.Traum. Stress. 1993, № 4. V.6. P. 459−473.
  175. Eitinger L. Denial in concentration camps: some personal obserwation in the positive and negative functions of denial in extreme life situations // The denial of stress / Ed. J. S. Breznitz N.Y.: Int. Univ. Press. 1983. P. 27.
  176. Everly G. S., Rosenfeld R. The nature and the treatment of stress response. N.Y., 1981
  177. C.R. (Ed) Stress Disorders Among Bietnam Veterans. New Vork: Bruner. Masel, 1978.-236 p.
  178. Folkman S., Lazarus R. S.J. Hith Soc. Behav. 1980. -Vol. 21. -P. 219−239.
  179. Foreman W.A. Policy stess respjnse to a civilian aircraft disaster / Critical Incidents in Policing: Revised. Wasington, DC., 1991. P. 85−97.
  180. Freedy J.R., et al. Unlerstanding Akute Psycological Distress Following Natural Disaster // J. Traum. Stress. 1994, № 2. V.7. P. 257−273.
  181. Fritz C.E., Marks E.S. The NORC stadies of human behayior in disaster // J. Soc. Iss. 1954. V.10. P. 26−41. Figley C.R. (Ed) Stress Disorders Among Bietnam Veterans. New Vork: Bruner. Masel, 1978. 236 p.
  182. Green B.L. Defining trauma: Terminology and generic stressor dimensions / J. Appl. Soc. Psychol. 1990. P. 1632−1642.
  183. Gudjonsson G.H., Adlam K.R.C.Occupational stressors among british police officers // The police Journal. 1985. V.l. P. 73−79.
  184. Haan N. Handbook of Stress: Theoretical and Clinical Aspects / Eds L. Goldberger, S. Breznitz. New York, 1982. -P. 254−269.
  185. Herman J.L. Complekx PTSD: A Syndrom Survivors of Prolonged and Repeated Trauma // J. Traum. Stress. 1992, № 3. V.5. P. 377 391.
  186. Hodgkinson P.E., Stewart M. Coping with Catastrophe: A Handbook of Disaster Management. L., N.Y.: Routledge, 1991. 230 p.
  187. Hoffeld J. Streb bei Feuerwehreinsatyen // Braundschutz. 1999 -53, № 3 -C. 182−186.
  188. Kardiner A. The social distress sindrom of our time// J.Amer. Acad. Psychoanal. 1978. V.l. P. 89−101.
  189. Kardiner A. The social distress sindrom of our time// J.Amer. Acad. Psychoanal. 1978., V. 2. P. 215−230.
  190. Kleber R.J., Brom D. Coping with trauma. Theori, prevation and treatment, Amsterdam: Swets Leitling, 1992. 317 p.
  191. Lazarus R.S. Enyironvental Planning in the Context of Stress and Adaptatation: Symposium «Society, stress and disease». Stocholm, Oxford. April, 1970.-436 p.
  192. Lazarus R.S., Kanner A.D., Folkman S. Emotions: a cognitive phenomenological analysis//Emotion. Theory, Research and Experience. V.l. -N.Y., 1980 P.185−217
  193. Mikulincer M., Solomon Z. Attributional stile and combat-related posttraumatik stress disorder// J. Abnormal Pcychol. 1992, № 3. V.97.
  194. Mitchell J.T. Dyregrow A. International Handbook of Traumatik Stress Syndroms. New York: Plenum Press, 1993. P. 918.
  195. Mitchell L. Simple relaxation: The psychological method for easing ten sion. L., 1977.
  196. Nielsen E. Faktors influencing the nature of postraumatic stress disorders / Critical Incidents in Policing.Rewised.Washington, DC., 1991. P. 213−219.
  197. Perrez M., Reicherts M. Belastungsverarbeitung: Computerunterstutzte selbstbeobachtung im Feld. Zeitschrift fur Diff. und Diagnostische Psychologie, 2, 1989, p.129−139
  198. Reiser M. Stress, Distress and Adaptation in police Work // The police Chief, USA. 1976, № 1. P. 24−27.
  199. J. B. // Psychol. Monogr.- 1966. Vol. 80, N 1. P. 1−28.
  200. Solomon L., Mikulincer M., Flum H. Negative life eyents, coping risponses and combat related psychopatology: A prospective Study // J. Abnormal Psychol. 1988, № 3. V.97. P. 9−12.
  201. Stratton J., Parker D., Snibbe J. Post-traumatic stress disorder and perennial stress-diathesis controwersy //J. Nerv. Ment. Dis. 1987. P. 175.
  202. Van der Kolk B.A. Pierre Janet and the breakdown of adaptation in psychological trauma // Am. J. Psychiatry. 1989, № 12 (146). P. 1530−1540.
  203. Westwood J. Federation must take lead on stress // Police. 1985, № 8. V.17. P. 52−60.
  204. J.P., Raphael B. (Eds.) International Handbook of Traumatik Stpess Syndromes. New York: Plenum Press, 1993. 1011 p.
Заполнить форму текущей работой