Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная информационная политика в условиях модернизации политической системы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно выделить три метода осуществления государственной политики в области СМИ. Идеологический метод господствовал в Советском Союзе. Исходя из теоретического определения СМИ как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» партии общественно-политические СМИ находились в подчинении партийных органов, а наличие цензуры позволяло осуществлять над СМИ действенный партийный контроль… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социальное развитие России в условиях модернизации политической системы
    • 1. 1. Влияние политической системы общества на содержание информационной политики государства
    • 1. 2. Роль информационной политики государства в социальном развитии общества
    • 1. 3. Особенности политической модернизации в современной
  • России
    • 1. 4. Изменение социальной структуры общества в условиях модернизации политической системы
  • 2. Средства массовой информации как объект информационной политики государства
    • 2. 1. Средства массовой информации как институт политической системы
    • 2. 2. Направления государственной политики в области СМИ
    • 2. 3. Информационная безопасность в условиях политического и идеологического плюрализма
    • 2. 4. Роль средств массовой информации в формировании гражданского общества на региональном уровне

Государственная информационная политика в условиях модернизации политической системы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Роль информации в политической жизни общества постоянно возрастает. Развитие средств коммуникации привело к выделению информационной политики в отдельный специфический вид политической деятельности. Современная политическая ситуация поставила вопрос о систематизации проблем информационной политики.

Во-первых, изменение политической системы России повлияло на приоритеты информационной политики государства, сформировалась принципиально новая система организации СМИ. Во-вторых, социальная информация, циркулирующая в обществе и содержащая опыт, интересы, потребности людей, находилась в центре этих изменений, являлась их активным элементом, испытывающим многочисленные воздействия и влияющим на различные сферы общества. В-третьих, политическая модернизация в России еще не завершена. В этих условиях информационная политика государства является необходимым элементом успешной модернизации политической системы и ее институтов. Поэтому анализ государственной информационной политики в современных условиях является важнейшей научной и практической проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. Основные подходы к проблеме формирования государственной информационной политики сформировались еще в 19 веке и были ориентированы на СМИ как основной политический институт современного общества. Правовой подход отстаивался многими теоретиками либерализма. В частности, Д. Мильтон представлял свободу слова как духовную потребность человека, а свободу печати — как необходимый элемент справедливого правления.1.

Основателями социологического подхода являются К. Маркс и Ф.Энгельс. Карл Маркс определял место СМИ в политической системе как.

1 Мильтон Д. О свободе печати. Речь к английскому парламенту .//История печати: Антология. — М., 2001. — С. 7 — 64. третий элемент" между обществом и государством, который является политическим, не будучи официальным, и является гражданским, не будучи впутанным в сеть частных интересов, и, таким образом, связывает общество и государство между собой. Теоретики марксизма связывали продукцию СМИ с господствующими в обществе идеями, а также с социальной принадлежностью журналистов и владельцев СМИ. В рамках марксистского подхода работали советские исследователи.

Третье направление — это психологические исследования, повлиявшие на развитие технологий пропагандистского использования СМИ. Классические исследования в этой области представили Г. Лебон, Г. Тард,.

B.Райх. Карл Манхейм требовал поставить современные социальные технологии, в том числе пропагандистские, на службу демократии.4.

Исследование политических систем во 2-й половине XX века заставило по-новому взглянуть на место средств массовой коммуникации в политическом процессе. Каждый из исследователей обращал внимание на роль информации во взаимодействии элементов политической системы: Д. Истон, (системный подход) Г. Алмонд (структурно-функциональный), М. Дюверже (институциональный) У. Розенбаум (культурологический). Информационно-кибернетический подход, применявшийся Карлом Дейтчем, рассматривал политическую систему как совокупность информационных потоков, определяемых уровнем политических субъектов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи хранения информации. Этот подход позволяет рассматривать редакции современных СМИ как кибернетические системы.5.

К. Маркс. Оправдание мозельского корреспондента.//Маркс К. Энегльс Ф. Соч. Изд. 2-е.

C. 187−217.

3 Афанасьев В. Г. Информация и управление обществом. М., 1975; Бурлацкий Ф. М. Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М., 1985; Энтин B.JT. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М., 1988.

4 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.

5 Hienzsch U. Journalismus als Restgrosse: redaktionelle Rationalisierung und publizistischer Leistungverlust. Wiesbaden: Dt-Univ-Verl., 1990.

Значительный вклад в изучение роли СМК в политической системе внесла Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). В частности, Ю. Хабермас отмечает, что общественность, одновременно структурируемая и во многом управляемая средствами массовой информации, становится «новой категорией влияния», а политическую систему, основанную на рациональном обсуждении гражданами общественных проблем, он назвал «делиберативной демократией» .6.

Оригинальный подход к исследованию СМИ представлен в работах П. Бурдье и П.Шампаня. Пьер Бурдье рассматривал журналистику как особое социальное поле, которое находится в зависимости от поля политики, но подчиняет его своей, медиатической логике.7.

Перспективы развития современного общества исследованы Д. Беллом, О. Тоффлером, А. Туреном, Ф. Фукуямой П.Дакером и другими теоретиками постиндустриального общества. В их работах знания и информация рассматриваются как главный фактор социального развития. Фундаментальной работой по социальному прогнозированию является книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». По его словам, постиндустриальное общество «в той же мере является информационным п обществом, в какой индустриальное — товаропроизводящим». В связи с развитием новых информационных технологий информационная политика приобретает еще один аспект: задачей государства становится информатизация общества, участие в международном информационном обмене, обеспечение информационной безопасности. Поэтому роль государственной информационной политики в современном обществе возрастает.

Постиндустриальное общество развивается, прежде всего, ведущими экономически развитыми странами. Способы достижения.

6 Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью/под.ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995.

7 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. современного уровня экономического и социального развития отставшими исследуются теорией модернизации, в частности, Д. Растоу, С. Хантингтоном, Р. Дарендорфом и др. Исследования специфики модернизации в России представлены в работах В. И. Пантина,.

A.Н.Медушевского, М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля, А. М. Миграняна.

B.В.Согрина и др. Изменение социальной структуры общества в период реформ изучали Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, Н. Е. Тихонова.

Политические процессы, происходящие в стране в 90-е годы прошлого века, существенно повлияли на положение СМИ. Их роль и место в политической системе изучалось К. С. Гаджиевым, В. П. Пугачевым, А. С. Панариным и другими отечественными политологами. Многочисленные исследования государственной политики в области СМИ проведены теоретиками журналистики, в частности Е. П. Прохоровым, И. Я. Засурским, А. А. Грабельниковым, В. В. Егоровым (современное состояние СМИ), М. А. Федотовым (правовые основы их функционирования), Е. В. Вартановой (модели организации), И. М. Дзялошинским (ценности и установки журналистов). В монографии Ю.А.Нисневича9 дается организационно-правовой анализ информационной политики государства в целом.

Особенность современного периода в развитии государственной информационной политики состоит в том, что в условиях модернизации она является одним их инструментов государства в осуществлении изменений, но при этом использование ее ограничено конституционными демократическими нормами. Государство должно способствовать социальным инновациям и защищать общество и его социальную информацию от внешних и внутренних угроз, но при этом не может нарушить принцип свободы информации как основополагающий принцип современного правового государства. В этом аспекте информационная.

8 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М., 1999. С. 632.

9 Нисневич Ю. А. Информация и власть. М, 2000. политика государства изучена недостаточно, поэтому тема диссертационной работы является новой.

Объектом исследования является влияние политической системы общества на информационную политику государства.

Предмет исследования — информационная политика государства, вырабатываемая обществом и государством в процессе взаимодействия в рамках политической системы.

Целью исследования является выработка рекомендаций по формированию государственной информационной политики в современных условиях.

Исходя из сформулированных цели диссертационного исследования, его основными задачами являются: исследовать процесс формирования государственной информационной политики в современных условиях исследовать роль государственной информационной политики в модернизационном процессе определить роль и место средств массовой информации в политической системе современной России. исследовать содержание государственной информационной политики на региональном уровне.

Хронологические рамки исследования охватывают 1999 — 2002 г. г. Именно в этот период происходит формирование основных принципов и приоритетов современной информационной политики российского государства. В течение 90-х годов государственная власть сторонилась активной информационной политики. Во-первых, потому, что свобода слова была одним главных завоеваний российской демократии и одним из «столпов» новой политической системы. Федеральный Закон «О средствах массовой информации» 10 был направлен, прежде всего, на ограничение.

10 «О средствах массовой информации». Федеральный Закон.//Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300. вмешательства государства в деятельность СМИ, и любое вмешательство в дела прессы болезненно воспринималось журналистами. Во-вторых, изменения в обществе слабо контролировались государственной властью, и по многим вопросам она просто не имела внятной позиции. Однако необходимость информационного обеспечения собственной внутренней и внешней политики активизировали действия государства в этом направлении. 1999 год условно можно считать годом возвращения государства в информационную сферу, хотя попытки упорядочить информационные отношения в обществе предпринимались и ранее. В 1999 году было образовано Министерство по делам печати и средств массовой коммуникации, а также позднее принята Советом Безопасности и подписана Президентом РФ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.11 С 2002 года отношения между государством и СМИ приобретают новое качество. Во-первых, СМИ рассматриваются уже не только как демократический политический институт, но и как отрасль рыночной экономики и взаимоотношения между государством и СМИ переходят в экономическую плоскость. Во-вторых, возрастающая угроза терроризма заставила по-новому взглянуть на проблему ответственности СМИ и поставила вопрос о правовых и этических основах действий журналистов в условиях террористического акта.12.

Теоретико-методологические основы исследования. В процессе исследования в рамках диссертационной работы применены следующие методы: институциональный метод для исследования роли СМИ как политического института;

11 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации//Российская газета. 28.09.2000.

12 Проект «Методические рекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей» //Российская газета 6.11.2002. структурно-функциональный метод для анализа социальной структуры и функций политической системы общества и его информационной подсистемыисторический метод для анализа различных этапов СМИ развития информационной политики в современном обществе. сравнительный метод для анализа СМИ и информационной политики зарубежных стран и использования их опыта в российских условиях. системный метод для анализа роли информационной политики и СМИ в политической и социальной системе общества.

Теоретическую базу исследования составили труды классиков социологической и политологической науки, исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, энциклопедии и справочные издания. При написании работы автором изучена нормативная база Российской федерации по информационной политике: Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, регулирующее информационные отношения, Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ.

Эмпирическую базу исследования составили данные общероссийских и региональных социологических исследований, анализ федерального и регионального законодательства в сфере информационной политики и СМИ.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации предпринята попытка уточнить определение государственной информационной политики, исследована взаимосвязь и взаимозависимость информационной политики государства, модернизации политической системы общества и изменения его социальной структуры. На основе данных региональных социологических исследований и анализа регионального законодательства автором предложены рекомендации по проведению государственной информационной политики на региональном уровне.

Практическаязначимость исследования государственной информационной политики заключается в том, что рекомендации, результаты и выводы научного анализа могут быть использованы в практической деятельности работниками аналитических центров, информационно-аналитических отделов, пресс-служб и управлений по связям с общественностью органов государственной власти, политических партий и общественных организаций, а также журналистами в целях оптимизации их деятельности. Материалы исследования могут стать основой спецкурса, быть использованы при подготовке и преподавании учебных курсов и программ по социологии, политологии, основам государственной службы и другим предметам.

Апробация работы. Основные положения, изложенные в диссертации, были обсуждены на заседаниях кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета в 2002 и 2004 г. г. Выводы диссертационного исследования представлены автором на конференциях «Женщины и насилие в условиях общественных изменений» (Ярославль, 10.10.2000.), «Актуальные проблемы конституционного права» (Вологда, 30.11.2001.), «Актуальные проблемы теории права и государства» (Пенза, Приволжский дом знаний, 10.10.2001) «Актуальные проблемы российского права на рубеже XX — XXI веков» (Пенза, Приволжский дом знаний, 10.10.2002), «Реформа социальной сферы в условиях современного российского общества: проблемы и решения» (Пенза, Приволжский дом знаний, 10.10.2002), Первых северо-западных чтениях «Региональная журналистика и актуальные проблемы современности» (Вологда, ВГПУ 3.10.2003), на заседании Зимнего методологического института международных отношений (25 января — 2 февраля 2002, г. Воронеж). Материалы исследования использовались при преподавании курсов «Политология», «Социология», «Конституционное право», «Социология журналистики» читаемых автором в Вологодском государственном педагогическом университете. Автором был разработан и прочитан в ВГПУ прочитан в ВГПУ спецкурс «Формирование государственной информационной политики в современных условиях» .

Основные положения, выносимые на защиту: становление государственной информационной политики в современной Россиигражданское общество как ключевой субъект политической модернизации на современном этапероль средств массовой информации в формировании гражданского общества в современной Россииформирование системы независимых СМИ как задача государственной информационной политики на региональном уровне.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы из этой теории могут быть такие: во-первых, необходимо развитие гражданских структур — союзов, ассоциаций, гражданских инициативво-вторых, развитие информационной инфраструктуры общества, дающей возможность общественности проявить себя. Большое значение имеет методологические основания деятельности СМИ — не как нейтрального информатора, а как социально-ответственного рупора гражданского обществав-третьих, гражданское общество развивается только снизу, необходимо понимание, что только самостоятельное действие общества позволит решить общественные проблемы.

Даниэл Белл уверен, что в будущем политика станет «заботой о коммунальном обществе, в частности о малообеспеченных группах населения. Основными проблемами станут внушение лидерам этоса ответственности, обеспечение больших удобств, красоты и лучшего качества жизни в устройстве наших городов, более дифференцированной и интеллектуальной системы просвещения, совершенствование характера нашей культуры» [52- с.492].

Одним из ключевых институтов гражданского общества, особенно в регионах являются независимые СМИ. Кроме политических функций, о которых было сказано выше, средства массовой информации играют также важную экономическую и социальную роль. С экономической точки зрения СМИ — это сектор экономики. Медиакомпании принимают людей на работу, платят им зарплату, покупают и продают товары и услуги, платят налоги. Кроме того, СМИ выполняют очень важную в рыночной экономике рекламную функцию, «сводят», таким образом продавцов и покупателей. С социальной точки зрения, во-первых, СМИ поставляют множество полезной информации, необходимой индивиду в повседневной жизни. Во-вторых их роль в социализации современного человека конкурирует с семьей, а в его образовании с системой образования. Говоря о воздействии СМК, психологи выделяют поведенческие, установочные, когнитивные и даже физиологические последствия этого воздействия82- с. 41−45]. В итоге СМИ способны менять наше поведение и представление о реальности. Вопрос в том, в какую сторону они будут его менять.

Одной из ключевых проблем российских СМИ стало отсутствие новой эффективной профессиональной доктрины, так как в рамках новой политической системы журналисты не могут выполнять старую задачу «пропаганды, агитации и организации» .

Поиск модели функционирования современных российских СМИ требует обращения к мировому опыту их развития. Исследователи журналистики приходят к выводу, что генеральная функция современных СМИ состоит в «формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов, и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России» [70- с.86].

На основе определения задачи активизации гражданского общества как главенствующей на Западе возникло новое направление современной журналистики — гражданская журналистика. Теоретической основой этой журналистики стала теория социальной ответственности прессы. Главная посылка этой теории — свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса, которая в демократической системе находится в привилегированном положении, обязана нести ответственность перед обществом[130].

Во всех проектах гражданской журналистики две идеи требуют постоянного повторения: призыв граждан к активному участию в общественной жизни и убеждение их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе[144- 278−279].

В рамках этой концепции журналисты не только указывают на проблемы. Они предлагают гражданам вместе решать их. Способа может быть три: «обсуждение», когда требуется разбудить общественное мнение по проблеме- «вовлечение», когда граждан призывают внести свой вклад в решение проблемы- «организация» — объединение граждан для осуществления того или иного проекта. Названные способы напоминают знакомую нам триаду «коллективный пропагандист, агитатор и организатор». Но цель гуманитарной журналистики — «общение для общества», а не пропаганда в интересах какой-либо политической силы.

Гуманитарная журналистика связана с открытой ясной профессиональной установкой не на управление, не на информирование, а на решение социальных проблем. Следовательно, предметом журналистского интереса является проблема, которая, так или иначе, затрагивает жизненные интересы значительного количества людей. Естественно, в гуманитарной журналистике все зависит от позиции журналиста, на которую влияет множество факторов, в том числе экономический. Как и многие другие факторы, например профессиональная позиция журналистского сообщества, господствующая общественная мотивация, личная убежденность.

Особенно важны профессиональные установки журналистов в регионах, поскольку региональная журналистика ближе к своему читателю, зрителю и слушателю, чем московская.

Региональная система СМИ в Вологодской области представляет собой четыре вида прессы: государственную (медиа-группа «Красный север», областное радто и т. п.), бизнес-прессу (газета «Наш регион», владельцем которой является лесопромышленная группа «Фокс»), и независимую (информационная группа «Премьер»). Под независимой в данном случае понимаются СМИ, которые не дотируются из государственного бюджета или бюджета частной компании, а сами являются бизнесом, и, следовательно, напрямую зависят от тиражей и рекламных бюджетов. Связь между тиражами и рекламой прямая — рекламодатель стремиться представить рекламу в наиболее тиражные издания, в то же время и наиболее уважаемые, серьезные с точки зрения читателя. В соответствии с исследованием, проведенным вологодским Центром социальноэкономических исследований, читательская аудитория учитывая долговременную редакционную политику, наличие либо отсутствие недостоверных «заказных» материалов, жестко ранжирует издания на объективные и не очень. Потребитель четко осознает социально-политическую и экономическую принадлежность СМИ и обращаясь к тем или изданиям, заранее предполагает, какую информацию он сможет получить[133- с.33−41].

Более того, исследования доказывают, что формирование рынка независимых СМИ в регионе положительно скажется на взаимодействии журналистов и аудитории, на формировании активистской политической культуры и гражданского общества. Во-первых, читатель предпочитает независимую прессу государственной, а частная пресса быстрее адаптируется к интересам и потребностям аудитории. Это демонстрирует успех проекта ИД «Провинция» («Хронометр», «Караван Рос») в регионах. Таблоиды, каким является «Караван Рос» или «Хронометр» — успешны во всем мире. Однако пример костромского «Хронометра», конфликтовавшего с властью [260], а также вологодской областной газеты «Премьер», которая является общественно-политической и ориентированной на местную информацию, показывает, что читатель ищет в независимой прессе прежде всего независимую политическую информацию, а также объективную, достоверную и полезную информацию о происходящих событиях. Во-вторых, читатель заинтересован в получении полезной и объективной политической и экономической информации, а не только развлекательной. В-третьих, к независимой прессе обращаются наиболее активные и самостоятельные слои общества, средний класс, являющийся опорой формирующегося гражданского общества. То есть можно предположить, что местная независимая общественно-политическая пресса, поставленная в равные условия с государственными СМИ, способна быть прибыльной и, таким образом. Представлять собой независимый от государства центр общественной активности и формирования гражданского общества. И отказ от учредительства органами государственной власти СМИ не только положительно скажется на развитии рынка прессы, но и избавит от излишней нагрузки региональный и бюджет (См. Приложение № 4).

Установки современных журналистов различны. И. Дзялошинский выделяет четыре вида установок современных журналистов: управление сознанием и поведением людей, нейтральное информирование, стремление разобраться в стоящих перед аудиторией проблемах и найти их способ решения, наконец, просто зарабатывание денег[85- 33−34].

В условиях свободы информации образовательная политика государства играет большую роль и в формировании профессиональных установок журналистского сообщества, контролируя систему журналистских факультетов, учебных программ и т. п. «Вопрос в том, чтобы у журналистов сложились действительно адекватные представления о путях развития страны» , — справедливо отмечают исследователи[144- с.48−61]. Тем более, что национальная система журналистского образования имеет образцы, соответствующие культурным традициям страны. В частности, в американской системе журналистского образования на первом месте стоит теория коммуникаций, социология, социальная психология, во французской — теория культуры. Наше журналистское образование связано с мощной литературной традицией, известной своим нравственным пафосом.

Без внимания оставлены современной журналистикой и информационно-педагогические, просветительские функции. Однако в условиях современного общества эти функции становятся ключевыми. Развитая личность должна уметь и противостоять попыткам манипуляции, идущим от СМИ. Поэтому, чтобы подготовить студентов к воздействию современных СМИ В. П. Пугачев предлагает активно заниматься коммуникационным воспитанием студентов, а основой такого воспитания называет соответствующую дисциплину: «педагогику СМИ» [234].

Представляется, что коммуникационным воспитанием, во всяком случае, в части взаимоотношении политики и СМИ должны заниматься именно политология и социология как учебные дисциплины, и с этой точки зрения раздел «Средства массовой информации» справедливо включен в данное учебное пособие. Но этот раздел часто отсутствует в программах преподавания политологии в ВУЗах, в том числе и в силу малого количества часов, выделенных на политологию, что сказывается на качестве политического и культурного воспитания студентов. Во-первых, обычный, живущий в провинции и не занимающийся общественной деятельностью студент реально наблюдает политический процесс исключительно в зеркале СМИ, главным образом в зеркале телеэкрана. Следовательно, сверять полученные на лекциях знания он будет с поставляемой СМИ информацией. И эта информация о политике может расходиться с теоретическими лекциями или наоборот, подтверждать их, развивать и т. д. А, значит, преподаватель может столкнуться с вопросами, возражениями, основанными на информации СМИ, просьбой прокомментировать тот или иной сюжет, статью, передачу.

Кроме того, сам преподаватель может и должен подкреплять свои теоретические выводы практическим материалом из СМИ, отсылать студента к той или иной информации, предложить формы самостоятельной работы с сообщениями СМИ.

Во-вторых, студент как избиратель является объектом политической агитации, и научить его разбираться в подчас противоречивых сообщениях СМИ, в скрытой и явной политической рекламе, научить противостоять манипуляции — задача преподавателя политологии.

Тем более, что воздействие СМИ на формирование личности является проблемой и вообще для современной педагогики. «Аспект этой проблемы, обозначенный как „Школа и СМИ“, мы предлагаем решать с помощью медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами и призванного выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве» [209- 72−75].

Как научить студента взаимодействовать с информационным продуктом СМИ? Во-первых, отношение к СМИ может быть не только этическим и эстетическим, но и идеологическим. «Политическая наука вообще и особенно в обществе переходного типа, — пишет Ф. М. Бурлацкий, -не может не быть критичной и оппозиционной к политической практике, не может не претендовать на формирование политической идеологии» [198].

Воспитание собственной твердой позиции — задача теоретического курса. Студент может быть либералом, консерватором, коммунистом, националистом. Мыслящий студент сам устанавливает свои идеологические приоритеты. Задача преподавателя как раз и состоит в том, чтобы научить мыслить, критиковать, сомневаться.

Во-вторых, в соответствии с выработанной здравомыслящей позицией следует научить студента формировать свой круг СМИ, не оставляя критического к нему отношения, допуская ценность и необходимость чужого мнения, но не внося противоречивой информацией разлад в душу и сознание. Самоидентификация — человеческая необходимость.

В-третьих, оценивать СМИ необходимо, исходя из отечественной культурно-исторической модели журналистики. Очевидно, что традиции функционирования современных российских СМИ еще вырабатываются. Но традиционное для нашей журналистики служение общественному идеалу, стремление решать общественные проблемы, «глаголом жечь сердца людей» может быть критерием оценки современных СМИ.

Впрочем, формируется информационная культура граждан всей системой образования в целом. Систему образования можно рассматривать и как объединительное начало, точку отсчета для диалога и взаимодействия различных социальных групп. Специалисты говорят, что национальная система образования нуждается в реформировании в соответствии с запросами личности и общества, задачами модернизации и потребностями рынка труда. Сущность этого реформирования выходит далеко за рамки нашей работы. Поэтому остановимся только на одном, важном с точки зрения темы исследования вопросе. Главный вектор развития системы образования — ориентация на образцы культуры отечественной и мировой, нравственные ценности и общественные идеалы, «культурный консерватизм», провозглашаемый Даниэлом Беллом, в том числе и ориентация на национальные традиции, национальную специфику. В ФРГ существует государственный Федеральный комитет политического образования. Согласно действующему положению основная его задача — с помощью средств политического образования способствовать распространению в немецком народе понимания особенностей политической жизни и готовности к участию в ней, а также укреплять демократическое сознание[251- с.28]. Средствами его деятельности являются публикации, семинары и лекции, рассылка литературы, проведение конкурсов в школах и другие подобные средства.

Кризис российской системы образования, долгое время занимавшей лидирующие позиции в мире является самым опасным для нашего общества. Действительно, именно образование как наиболее активный элемент в процессе формирования человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков закладывает основы грядущих изменений в обществе. В США регулярно разрабатываются политико-стратегические доктрины, посвященные развитию системы образования[78- с. 147−148]. Общая цель этих документов — обеспечить превосходство американской системы образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать обобщающий анализ результатов представленной диссертации.

Важность проблемы обусловлена реальной необходимостью информационного обеспечения внешней и внутренней политики государства, принятия и реализации комплекса мер, позволяющих осуществлять информационную поддержку социального и экономического развития Российской Федерации и повышения благосостояния ее граждан. Модернизация в России еще не завершена, и информационная политика государства является необходимым элементом успешной модернизации. В частности, насущной задачей является информатизация общества и интеграция страны в мировую информационную систему.

Демократическая информационная политика является деятельностью государства по регулированию информационных отношений в целях реализации прав и свобод граждан и обеспечения достойной жизни и свободного развития людей.

Объектом государственной информационной политики является информационная сфера общества, а предметом — информационное взаимодействие между людьми их группами, социальными и политическими институтами.

Можно выделить следующие виды информационной политики государства. Во-первых, это политика в области информатизации. Значение новых информационных технологий в современном обществе таково, что социальное и экономическое развитие России без соответствующего технического обеспечения является невозможным.

Во-вторых, это политика в области средств массовой информации. СМИ являются одним из основных институтов гражданского общества и демократической политической системы, что метафорически выражается понятием «четвертая власть». Поэтому государственная политика в области СМИ является чрезвычайно важным направлением информационной политики государства.

В-третьих, это политика в области информационной безопасности и защиты информации.

Основной целью социального развития России является построение открытого информационного общества. Социальное развитие при этом понимается как увеличение разнообразия социальных процессов и отношений, вовлечение все большего количества людей в социальный и политический процесс.

В области международных отношений это предполагает более тесное включение Российской Федерации в процессы глобализации и международного информационного обмена. В социально-политической области — демократизацию, развитие гражданских иннициатив и альтернативных общественных проектов. В области экономики — гибкость управленческих структур, дерегулирование, развитие индивидуальной экономической активности. В сфере культуры — увеличение культурного многообразия, толерантность и взаимопроникновение культур.

В целом информационная политика опирается на социальную структуру современного общества. Во-первых, активизируется роль СМИ как основного социального института, ответственного за сбор, обработку и распространение информации. Технологические возможности современных СМИ позволяют им переходить от отражения социальной реальности к ее формированию. Во-вторых, информационная политика в современном обществе невозможна без учета воздействия других институтов современной социальной коммуникации: рекламы, общественных связей (public relations), а также в целом сферы культуры. В-третьих, возрастает значение образования, как института, ответственного не только за передачу знаний, но и социализацию современного общества, формирование его ценностной системы и социальной структуры. В-четвертых, во взаимодействии государства и общества играет большую роль современная система социальных услуг, то есть здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. п., так как эта система непосредственно затрагивает жизнь людей и является важным каналом коммуникации власти и общества. В-пятых, в распространении информации в современном обществе большую роль играют горизонтальные структуры гражданского общества: общественные организации, другие формы общественной активности.

Органы государственной власти субъектов федерации могут содействовать информационному развитию региона. Это предполагает принятие организационных, правовых и материально-технические мер.

К организационным мерам относится создание государственных органов, ответственных за проведение государственной информационной политики. Это могут быть аналитические центры, пресс-службы, управления по связям с общественностью, информационные отделы, информационно-аналитические управления. Статус и наименования этих структур определяется региональной властью самостоятельно. Наиболее распространенными структурами являются пресс-службы.

К правовым мерам относится создание правовой базы регулирования регионального информационного развития. На взгляд автора, региональное информационное законодательство призвано: развивать информационные ресурсы регионаобеспечивать свободный доступ граждан к региональной информации, кроме сведений, относящихся к государственной тайне в соответствии с законодательством РФразвивать и поддерживать региональные СМИ.

Материально-технические меры — это материальная и информационная поддержка государством СМИ, образовательных и информационно-культурных центров, общественных организаций. Гласность и открытость условий подобной поддержки избавит власть от обвинений в стремлении контролировать структуры гражданского общества.

Модернизация означает целенаправленные усилия, предпринимаемые всем обществом или политической элитой для достижения современных жизненных стандартов. При этом в экономической сфере она предполагает становление рыночной экономики, экономический рост и включение страны в мировой экономический обмен, в социальнойдифференциацию и усложнение социальной структуры общества, в культурной — секуляризацию и деидеологизацию культуры, а в политической — становление демократической политической системы. Россия принадлежит к странам «второго эшелона» модернизации, что предопределило особенности ее модернизационного развития. Во-первых, модернизация в нашей стране проходит в форме догоняющего развития, когда отставание по экономическим и военным показателям заставляет политическую элиту предпринимать модернизационные усилия. Во-вторых, главным субъектом модернизации является государство, что приводило к относительно успешной модернизации экономики и военной сферы, но тормозило современное развитие общества. Отставание общества на пути модернизации становилось причиной социального раскола в обществе и контрмодернизационным периодам в истории развития страны.

Но в современных условиях такая модернизация стала неэффективна. Во-первых, современное общество меняет центры развития, поэтому догоняющее развитие неэффективно по определению: важнее выстроить собственную модель современного развития. Во-вторых, роль культурных факторов в современном социальном процессе привела к тому, что без участия общества в целом и опоры на национальную культуру модернизация становится в современных условиях невозможна. В-третьих, постиндустриальное развитие предполагает не мобилизационные усилия государства, а индивидуальную и групповую социальную активность граждан. Тем более, что индустриализация в России проведена еще в советское время, и для дальнейшего движения вперед ключевым приоритетом является повышение благосостояния граждан.

Социальную структуру современного российского общества можно разделить на пять слоев: элитный, верхний, средний, базовый, нижний, социальное дно. Причем основная тенденция развития социальной структуры современного общества — углубление неравенства по всем показателям. От реформ выиграли только верхние слои (вплоть до верхушки среднего слоя) общества. Основная масса населения (до 80%) оказалась не вовлечена в реформы. Причем эта часть общества не ориентирована на государственную бюрократию или олигархические структуры. Именно эти слои (базовый и средний) являются социальной базой дальнейшей модернизации. Верхние слои в результате реформ добились определенного благополучия и не могут служить активным субъектом социальных изменений, поскольку их главный интерес — сохранение этого благополучия. Кроме того, в современных условиях самым труднопреодолимым видом неравенства является информационное неравенство, поскольку нижние слои общества самостоятельно преодолеть его не могут. Задача государства — способствовать реализации информационных прав граждан, обеспечивать равный доступ к социальной, политической и экономической информации, а также стимулировать информационную активность социальных групп и слоев.

Необходимо также отметить, изменилось и положение СМИ в обществе. Оно определяется по отношению к четырем институциональным структурам: государству и его органам, которые не только определяют правила игры на информационном поле, но и сами является учредителем СМИбизнес-структурам, которые стремятся приобретать в собственность СМИ и влиять на редакционную политикув-четвертых, гражданскому обществу, которое является поставщиком альтернативной информации и социальной опорой независимых СМИмассовому читателю, зрителю, слушателю, который является главным потребителем продукции СМИ.

Российские СМИ прошли в своем развитии три этапа. В перестройку СМИ и представлявшие их журналисты были главными субъектами политических преобразований, а принятие российского закона «О средствах массовой информации» — одним из важных этапов на пути демократизации политической системы и борьбы за свободу слова. На втором этапе, наступившим в первой половине 90-х годов, СМИ попали под влияние финансово-промышленных групп и стали использоваться как оружие в политико-экономических войнах между ними. Третий этап начался в конце.

90-х годов и знаменовал собой возвращение государства в информационную сферу: в этот период было образовано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средствам массовых коммуникаций, создан холдинг ВГТРК, принята Доктрина информационной безопасности РФ, а также многие законы и подзаконные акты, прямо или косвенно регулирующие статус информации и положение СМИ. Актуальным становится наступление четвертого этапа — становление системы независимых СМИ как институтов гражданского общества, способствующих его развитию и представляющих его интересы.

Можно выделить три метода осуществления государственной политики в области СМИ. Идеологический метод господствовал в Советском Союзе. Исходя из теоретического определения СМИ как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора» партии общественно-политические СМИ находились в подчинении партийных органов, а наличие цензуры позволяло осуществлять над СМИ действенный партийный контроль. Принятие в 1991 году закона «О СМИ» и Конституции РФ 1993 года, запретивших цензуру практически устранили этот метод из государственной политики, хотя его пережитки, безусловно, остались. Господствующим стал административно-политический метод. Состоит он в административном контроле над СМИ: назначении лояльных кадров на редакторские должности, указаниям, угрозой последующих за неугодной публикацией санкций. Экономический метод может использоваться прямо или косвенно. Косвенное воздействие предполагает государственное регулирование медиарынка: процессов концентрации и монополизации, регулирования рекламы, почтовых услуг и т. п. Прямое воздействие — дотации СМИ для поддержания плюрализма или финансирование определенных медиапроектов: культурных, образовательных и т. п. Предполагается, что это осуществляется на конкурсной основе и с опорой на соответствующее законодательство.

Названные позиции предполагают выделения следующих конкретных взаимосвязанных направлений государственной политики в области СМИ: противостояние монополизации и концентрации СМИрегулирование налоговой, таможенной политики, предоставления почтовых услугзащита журналиста, как общественного деятеля, выполняющего общественно-значимые функцииподдержка саморегулирования в СМИ. Из трех наиболее общих моделей организации СМИ — коммерческой (американской), государственной (советской) и социально-ориентированной (страны Европы) очевидна необходимость формирования в России социально-ориентированной модели организации СМИ. На практике это предполагает уход государства с рынка печатных СМИ (кроме сохранения в собственности государства некоторых официальных изданий, например, «Российской газеты»), и косвенный контроль государства над электронными СМИ через регулирование рынка частот и ограниченное участие в финансировании социально-значимых медиапроектов.

Роль информации в социальной и политической жизни общества сделало ее объектом воздействия со стороны конкурирующих государств, различных экстремистских и сепаратистских групп. Кроме того, информация имеет и конкретно-экономическое содержание, поэтому информационная безопасность и защита информации становятся важнейшим направлением информационной политики государства. Однако в условиях информационного общества главная опасность — информационный разрыв между различными социальными группами внутри государств и между государствами, когда богатые становятся еще богаче благодаря доступу к информации, знаниям и технологиям, а бедные — еще беднее из-за отсутствия такого доступа.

В этом свете проблема информационной безопасности приобретает новое звучание. Она становится не проблемой ограничения доступа к информации, а требованием обеспечить доступ к информации гражданам, а также требованием включения страны в мировые информационные процессы. Интернет, спутниковые телевизионные сети и другие технологии сделали любую политику ограничения информации трудновыполнимой, а многие подписанные Россией международные документы (в том числе Окинавская Хартия глобального общества) просто обязывают ее становится более открытой. При этом информационная открытость становится залогом адаптации общества к деструктивной информации, распространяемой как политическими и экономическими конкурентами России, так и различными враждебными государству социальными группами.

Проблема формирования гражданского общества в современной России — это проблема формирования активных, самодостаточных граждан, способных самостоятельно или при помощи самоорганизации решать возникшие проблемы, не обращаясь за поддержкой к государству, а, при необходимости, вынуждая государство идти навстречу. При этом именно СМИ являются институтом, способным активизировать общественную жизнь. Поэтому целью современной российской журналистики, по мнению соискателя, является формирование активного гражданского общества.

Особенно актуальны гражданские задачи СМИ в регионах, так как региональные масс-медиа ближе к своему потребителю, чем федеральные, а формирование регионального уровня гражданского общества находится еще на начальном этапе. При этом зачастую независимые СМИ оказываются ключевым институтом гражданского общества в регионах, выполняющим также функции социального представительства, в условиях слабости общественных организаций и партийной системы.

Деятельность СМИ по активизации общественной жизни предполагает, во-первых, не узкопартийную, а широкую общегражданскую позицию работников средств массовых коммуникаций. Во-вторых, убеждение граждан в том, что они могут повлиять на ситуацию в обществе, и обязаны активно участвовать в общественной жизни. В-третьих, профессиональную установку журналистского сообщества не на нейтральное информирование или, тем более, манипуляцию аудиторией, а на стремление журналиста участвовать в решении социальных проблем, предлагать пути их решения, налаживать горизонтальную коммуникацию в региональном сообществе. Одним из способов формирования этих профессиональных установок является развитие коммуникационного образования.

В настоящее время в регионах сформировалась устойчивая система СМИ, включающая разнообразные печатные и аудиовизуальные источники информации. При этом СМИ подразделяются на государственные, СМИ, представляющие бизнес-структуры, и независимые, опирающиеся на доверие читателей к их информационному продукту и высокие тиражи, окупающие затраты. Именно сектор независимых СМИ является опорой создания гражданского общества в регионах. Поэтому государственная политика в области СМИ на региональном уровне — это, прежде всего, развитие рынка независимой региональной прессы, и, прежде всего, уход от учредительства СМИ и дотаций лояльным органам информации, так как эти факторы существенно деформирующим медиарынок и ограничивают информационные возможности гражданского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. В.В. Какую Россию мы строим. Послание Президента РФ Федеральному собранию на 2000 год. //Российская газета. 11.07.2000
  3. Гражданский кодекс Российской Фелерации. Части I и II. — Ростов-на Дону: изд-во «Феникс», 2001.
  4. Кодекс об административных правонарушениях. М.: изд-во «Норма», 1999.
  5. Проект Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций «Методические рекомендации по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей’У/Российская газета.6.11.2002.
  6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.// Российская газета. 28.09.2000.
  7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Российская газета. 18.01.2000.
  8. Энциклопедические издания, справочники, словари
  9. В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000
  10. Конституционное право. Энциклопедический словарь. /Отв. ред. д.ю.н. проф. С. А. Авакьян. М: Изд-во НОРМА., 2000 688 с .
  11. Политология: энциклопедический словарь/Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та, 1993 — 431 с.
  12. Политическая энциклопедия. В 2 Т. Т. 1., 2 /Нац. Обществ.-науч. Фонд- Рук. проекта Г. Ю. Семигин- Науч.-ред. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999.
  13. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. 432 с.
  14. Энциклопедический словарь социологический словарь. Под общ. Ред. Акад. РАН Осипова Г. В. М., РАН ИСПИ, 1995.
  15. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.:Изд. гр. Инфра М. Норма, 1998. 348 с.
  16. Научные монографии, исследования, сборники
  17. Н.Н. Русский народ и государство. М., «Аграф», 1998.-640с.
  18. Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с франц. -М.:Текст, 1993.-303с.
  19. Р. Этапы развития социологической мысли: пер. с фр./Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс-Универс, 1993 -606 с.
  20. Г. В. Теория государственного управления : Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997 — 400 с.
  21. В.Г. Социальная информация./РАН, Отделение философии, социологии, психологии и права, Всероссийский научный центр профориентации и психологической поддержки.- М.: Наука. 1994. -199с.
  22. В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980 — 368с.
  23. В.Г. Информация и управление обществом. -М., 1975.- 408с.
  24. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., Политиздат, 1968. — 384с.
  25. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999. — 956с.
  26. Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технократическая волна на Западе. М. «Прогресс». 1986. — С 330 -342.
  27. П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. «Academia Центр», «Медиум». 1995.-323с.
  28. Бжезинский 3. Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке. New York, Liberty publishing house. 1989.
  29. Ф. Паблик рилейшнз или стратегия доверия.: пер с фр. М: Консалтинговая группа «Имидж — контакт»: Инфра -М. 2001 -178с.
  30. П. Социология политики: Пер с фр./Сост., общ.ред. и предисл. Н. А. Шматко. / М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  31. П. Начала: Сборник: Пер. с фр. М.: Socio-Logos: Фирма «Адапт», 1994. — 287с.
  32. П. О телевидении и журналистике. /Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв.ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. — 159 с.
  33. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций /В.Н.Иванов, Ю. Н. Давыдов, М. С. Комаров и др.- Отв. Ред. В. Н. Иванов: АН СССР, Ин-т социол. Исслед. М.: Наука, 1986 -278с.
  34. Ф.М. Глоток свободы. В 2-х книгах. Книга вторая. М.: РИК «Культура», 1997. — 480с.
  35. Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.
  36. Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. 2-е изд. доп. М.: Политиздат. 1989−431с.
  37. Ф. М. Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. М.: Международные отношения, 1974.
  38. Ф.М. Ленин. Государство. Политика. М.: Наука. 1970−560с.
  39. М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994−704с.
  40. М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ.ред. и послес. с. 736−769. Ю.Н.Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко [с.5−41- коммент. А.Ф.Филипова] М: Прогресс, 1990.-804с.
  41. В.Д. Политическая социология в контексте гуманитарного образования. // Социология и социальная антропология. Межвузовский сборник. Под.ред. В. Д. Виноградова и В. В. Козловского. -СПб.: «Алетейя», 1997.
  42. Власть и бизнес: лето-2003. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 68с.
  43. В.В. Журналистика: Учебник/Европ. ин-т экспертов. СПб: Изд-во Михайлова В. А. — 1999 — 300с.
  44. Д. Психологическая война: Подрывные действия в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983. -288с.
  45. М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991−624с.
  46. Е. Социология политических отношений. Пер. с польского. М., «Прогресс», 1979.
  47. Е.Т. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1 995 207 с.
  48. П. П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат 1991−367с.
  49. К.С. Политическая философия./Отд-ние экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.- 606с.
  50. .С. Философия образования для XXI века.(В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  51. В.А. Маркетинговое консультирование. М., Дело, 1998.
  52. В. Основы журналистского мастерства: Учебник для вузов по специальности «Журналистика» М.: Высш. Шк., 1989 — 117 с
  53. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  54. А. Информационная война. М., 1999.
  55. А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. -Мн.: ООО «Харвест», 1998 -432 с.
  56. . Г. Г. Социально-политическая психология. -М., 1996.
  57. И.М. Редакционная политика как фактор успешной деятельности СМИ. М.: Союз распространителей печатной продукции, 2000. 192 с.
  58. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352с.
  59. В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999 — 414 с.
  60. JI.M. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. 268с.
  61. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Аспект пресс, 1996 — 317с.
  62. . Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист. 1996.
  63. В. Буржуа: Пер. с нем./Ин-т социологии. М.: Наука. — 443с.
  64. Г. А. Россия и современный мир. /Обществ, полит. Движение «Духовное наследие" — Информ аналит.журн. «Обозреватель — Observer» — М.: ИИ, А «Обозреватель», 1995.- 95с.
  65. И.А. О русской идее.//Русская идея М., 1992. — с. 436−443.
  66. Информация. Дипломатия. Психология М.: Известия, 2002.- 616 с.
  67. .Г. Идеология и политика в современной России. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 136с.
  68. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. — 616 с. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3./ Отв. ред. Б. А. Страшун. — М., Изд-во БЕК, 1998.-764 с.
  69. Карпович. Два типа русского либерализма. Маклаков и Милюков.// Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. С. 387 -407.
  70. Ю.Б. Информационный взрыв: международный аспект. М. «Международные отношения», 1988 — 205с.
  71. Д. Политическая социология, /пер. с ф. — Предисл. А. Б. Гофмана. М.: «Весь мир», Инфра — М.- 2001. — 406с.
  72. Конституции государств Европейского Союза./Под общ. ред. и со вступительной статьей дир. ин-та. Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Л. А. Окунькова. — М.: Изд. группа Инфра-М НОРМА, 1997 — 816 с.
  73. С. Сравнительный анализ законодательства о прессе в Европейских и других демократиях.//Законы и практика средствмассовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 2000. С. 187 210.
  74. В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.2. М.: Мысль, 1993 584с.
  75. Л. П. Смирнов С.Н. Информация как объект правовой защиты. М.: Гелиос, 1998. — 240 с.
  76. Ф. О сущности конституции. Две речи. Издание В. Врублевского. СПб., 1906 98с. С. 29.
  77. Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.316 с.
  78. В.И. Как организовать соревнование? Великий почин.(0 героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников».) М.: Политиздат. 1982. — 38с.
  79. К.Н. Избранное. М.: «Рагоръ», «Московский Рабочий», 1993.
  80. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война./Акад. Соц. Наук. М.: Ин-т соц.- полит, исслед. АСН, 1999 — 304 с.
  81. К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем и англ. -М: Юрист., 1994−700 с.
  82. К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.
  83. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. СПб.: Евразия. 1999.
  84. Международная защита прав человека: Сборник документов. М., 1990.
  85. А. Реформа политической системы: куда: куда она ведет? // СССР: демографический диагноз. М., 1990. с.609 636.
  86. Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл ДЖ. Школы стратегий/Пер.с англ. СПб: Изд-во «Питер».2000.
  87. Мирошниченко. A. Public relations в общественно-политической практике. Провинциальная практика. М.: Экспертное бюро. 1998.-144 с.
  88. Т. Преобразующая журналистика. Пресса как субъект политического творчества. Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1990. -132с.
  89. Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.175с.
  90. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. М. Прогресс Академия, Весь мир, 1996 — 352 с.
  91. И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Издательство НОРМА, 1998.-280с. с. 25.
  92. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998 -392с.
  93. А.С. Политология.Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998−408с.
  94. А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов М.: Новая школа, 1996−424с.
  95. . А.С. Глобальное прогнозирование в условиях стратегической нестабильности./РАН, Ин-т философии. М.: Эдиториал УРСС, 1999−270с.
  96. А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М.: «Эдиториал УРСС», 1998 352с.
  97. И. Н. Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  98. М. Демократия для немногих: Пер. с англ./Предисл. А.Маныкина. М.: Прогресс, 1990. 504с.
  99. Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. — М.: Академический проект, 2002. — 880 с.
  100. Т. Сиберт Ф. Шрамм У. Четыре теории прессы. М.: Нац. ин-т прессы, «Вагриус», 1998.
  101. Г. С. Выход из транса. М.: Юрист, 1995 575с.
  102. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: АО Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1994 — 128с.
  103. Политическая жизнь региона (избирательный процесс) глазами партий, общественных движений и избирателей. Сборник статей/Под ред. Л. И. Антоновой. Вологда, 2002. — 47 с.
  104. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия. /Отв. ред.-сост. А. Д. Воскресенский. М.: Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000.
  105. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/Под.ред.Мелешкиной Е. Ю. — М.: Издательский дом «Инфра-М», Издательство «Весь мир», 2001. 304 с
  106. Политология: хрестоматия/ Сост.проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. М.: Гардарики, 1999. — 843 с.
  107. Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000−576 с.
  108. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.:Центр, 1998−352с.
  109. В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ 1999- 152с.
  110. В. Соловьев А. Введение в политологию.Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 1998 — 446 с
  111. . А. Система СМИП (компоненты, структура, функции, интегративные свойства, связь со средой). Ташкент. 1988.
  112. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа./Ред.-сост. Ф. М. Бородкин, Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989. — 592 с.
  113. В. Психология масс и фашизм: Пер с англ Ю. М. Донца. Спб.: Университетская книга, 1997. 380с
  114. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 1999.- 296с.
  115. Россия: государственные приоритеты и национальные интересы./Отв. ред. д.и.н. О. В. Волобуев. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 399 с.
  116. Россия: Опыт национально-государственной идеологии/В.В.Ильин, А. С. Панарин, А.В.Рябов- под ред. В. В. Ильина -М.:Изд-во МГУ, 1994.231с.
  117. М.Н. Тенденции развития социальной структуры советского общества. М., «Мысль», 1975.- 71с.
  118. М.Н. Становление социальной однородности. М.: Политиздат, 1982.- 334с.
  119. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и Реформы. М.: Дело, 1998.- 432с.
  120. И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник/под ред. проф. Г. А. Васильева. М.: Юнити, 1998, — 287с.
  121. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1 994 688 с
  122. Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций./К.С.Гаджиев, А. К. Гливаковский, Б. Г. Каландия и др. .- Отв. ред. К.С. Гаджиев- АН СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений М.: Наука, 1988 222 с.
  123. А.И. Россия в обвале. М.: Русский Путь, 1998 208с.
  124. А.И. Русский вопрос в конце XX века. М., 1995.
  125. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Соломонов: Пер. с англ. М.:Политиздат. 1992.
  126. П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали: К 110 годовщине со дня рождения./ Издание подготовил В.В. Сапов- Рус.Христиан. Гуманит ин-т. СПБ.: Изд-во РХГИ, 1999.
  127. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет./Изд. подгот. и послес. Написал В.В.Сапов- М.: Наука Изд. Фирма «Наука философия, право, социология и психология, 1994 — 559с.
  128. Социальное расслоение и социальная мобильность./Голенкова З. Т. Витюк В.В., Черных А. И. и др- Отв. ред. З. Т. Голенкова.- РАН, Ин-т социологии. М.: Наука, 1999 189 с.
  129. Социология и пропаганда./В.Н.Иванов, Г. А. Аванесова, С. Н. Быкова и др.- Отв.ред. В.Н.Иванов- АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1986−204с.
  130. А.И. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. -559с
  131. Средства массовой информации России, 1997 год. Анализ, тенденции, прогноз. М.: Союз журналистов России, Инфоцентр. — 1998 — 229с.
  132. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999 — 320 с.
  133. Э. Метаморфоза власти: Пер с англ. М: ООО «Издательство ACT», 2002
  134. О. Столкновение с будущим//3апад вблизи: Современная документальная проза. Повествование без вымысла. Сборник. Переводы/Сост. Е. Стояновской. М.: Прогресс, 1982. — 794с.
  135. О. Адаптивная корпорация. //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология ./Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 448−462.
  136. О. Будущее труда.// Новая технократическая волна на Западе. М. «Прогресс». 1986 С. 250 275.
  137. Тоффлер. Власть, раса, культура// Новая технократическая волна на Западе. М. «Прогресс». 1986С.283 284.
  138. Г. Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. М.: Издательство «ВАГРИУС», 2001 С. 113−117.
  139. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества.//Новая технократическая волна на Западе. М.: «Прогресс», 1986. С. 410−430.
  140. .Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов.М.: Прометей 1994.-382с.
  141. .Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. — 398с.
  142. Г. Мнение и толпа. //Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998 — 416 с.
  143. М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. 624 с.
  144. Э. Душа человека: Перевод. М.: «Республика», 1992.-430 с. с. 173.
  145. Э. Революция надежды. СПб: «Ювента», 1999
  146. А.А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. JL: Издательство ЛГУ, 1989 — 213с.
  147. Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992.430с.
  148. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. Ред. И послесловие П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989−272с
  149. Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология ./Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С.126- 162.
  150. Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью./под ред. Н.В.Мотрошиловой/. М.: АО «KAMI» Издательский центр AKADEMIA, 1995.
  151. Ф. А. Дорога к рабству: Пер. с англ./Предисл. Н. Я. Петракова. М.: Экономика, 1992.- 176с.
  152. Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. — 448 с.
  153. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юрист, 1999.-568 с.
  154. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 1999 — 444с.
  155. П. Делать мнение. Новая политическая игра. М.: Socio-Logos, 1997 339с.
  156. Г. Манипуляторы сознанием.Пер. с англ./[Предисл. Я. Засурского] М.: Мысль, 1980. 326с.
  157. А. Циклы американской истории: Пер. с англ. Закл. Статья Терехова В. И. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
  158. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Кн. 2. Всемирно-исторические перспективы./Пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. 606 с.
  159. П. Социология социальных изменений./Пер. с англ. Под. Ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996 416с.
  160. Й. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ./ Предисл. И общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. -540с.
  161. Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Перевод с немецкого В. С. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.:Прогресс, 1982 453с.
  162. В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М.: Наука, 1988 192 с.
  163. Юм.Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. О морали./Пер. с англ. С. И. Церетели, примечания И. С. Нарского. М.: «Канон», 1995−416 с
  164. Г. О российской экономике. Выступления и статьи по экономической политике (1994−1999г.г.). М.: ЭПИ-центр, 1999 -285с.
  165. Статьи в журналах и других периодических изданиях
  166. С.С. информационная культура: уровень содержания духовных ценностей.//Социально-политический журнал. 1998 № 2 С. 79 93.
  167. В. Натовский пиар. Информационная деятельность одна из ведущих для североатлантического альянса.//Независимое военное обозрение 2002.№ 7. С. 7.
  168. А. Политика как концентрированная информация. // Независимая газета. 20.01.2000.
  169. Ф.М. Политическая наука в России. // Независимая газета. 05.02.98.
  170. П. Символическое пространство и символическая власть./ZTHESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.2. Весна 1993.
  171. Бритков В. Б, Дубовский С. В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии./Юбщественные науки и современность. 2000. № 1. с. 146−150.
  172. Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // Полис. 2002. № 4 С. 60−65
  173. Военные реформы в Европе: проблемы, удачи и неудачи. // Независимое военное обозрение. 2001. № 14.
  174. Ю.Г. Идеологическое затмение? //СОЦИС, 1994 № 10. С. З 10.
  175. . На пути к самосознанию. Злоключения социологии времен постперестройки. //Независимая газета 28.09.00
  176. Д. Год нападок на Россию. Никогда за последние десять лет противостояние Москвы и Запада не было таким жестким.//Независимая газета 31.12.99
  177. И. Воспитать поколение ответственных, здоровых родителей//Независимая газета. 15.10.1999
  178. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы Философии 1990 № 9.
  179. И.Я. Масс-медиа второй республики.//Свободная мысль. 1999.№ 4. С. 44 58.
  180. Л.С. Школа и СМИ. // Педагогика 1999.№ 5. С.72−75.
  181. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. — N8.-C.3−11
  182. Т.И. Социальная структура современного российского общества. //Общественные науки и современность. 1997. № 2С.5−23.
  183. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения.//Вопросы Философии. 1997 № 10.
  184. В.Л. Прошлое, настоящее и будущее классового общества (Попытка нетрадиционной оценки)//Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2000 № 5. С. З -19.
  185. В.Л. Открытое общество за закрытыми границами.//НГ- Сценарии. 10.06.2001.
  186. Л.Г. Прагматизм глобальной идеи. Идеология прав человека как средство обеспечения национальных интересов России//НГ-Сценарии. 09.02.2000.
  187. О.Н. К вопросу о деидеологизации.//Социально-политический журнал. 1992. № 6/7.
  188. В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы. //Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1998. № 1. с. 61−70.
  189. Кирхнер Клаус. «Подрывай устои всего, во что верит противник."//Родина. 1998. № 8. С. 84.
  190. А. А. Загородников А.Н. Российская «Национальная идея» как объект политических пристрастий//Власть № 8 1997. С45−48.
  191. В. В. Споры вокруг закона о партиях. «Демократия» для избранных или единый порядок для всех//Независимая газета. 12.03.2001
  192. А.И. Необходимо гибкое сочетание интересов регионов и центра.//Проблемы теории и практики управления. 1999.№ 3. С.53−58.
  193. А. Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс. // Вопросы Философии 1989. № 6. с148 -157.
  194. Моисеев. Время определять национальные цели.//Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5, 6
  195. М. Права и обязанности журналистов и средства их осуществления на Западе. // Международная жизнь. 1993. № 10.
  196. М.А. Паблик рилейшнз как инструмент политики в США. //США и Канада: экономика, политика, культура. 2001 № 4. С. 46−63. С. 46.
  197. Отечественные СМИ: социальная среда и политические функции.//Независимая газета. 14.06.1997.
  198. А.С. Криминальная революция и нравственная реставрация.//Власть. № 7, 1997.
  199. И.Н. Информационная война XXI века: готова ли к ней Россия?//Власть. 2000. № 2.
  200. В.И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в истории России. К обсуждению гипотезы.// ПОЛИС 1998, № 2. С 39−51
  201. И.А. Общественное функционирование телевидения.//Мир России. 1997 № 1. С. 74−77.
  202. Д. 3. Улисков Е. А. Информационные ресурсы органов государственной власти Ярославской области.// Информационные Ресурсы России. 1997. №3. С. 10−12.
  203. В.В. Россия на рубеже тысячелетий.//Независимая газета.ЗО. 12.99.
  204. Ю.Г. Информационная функция государства. //Журнал российского права 2002 год № 3. С.29−35
  205. В.П. СМК в современном политическом процессе.//Вестник МГУ, сер 12. Политические науки. № 5, 1995. С. З 17.
  206. К. В. Почему неудачники плачут. Обратный эффект использования пиаровских технологий. // Независимая газета. 6.04.2000.
  207. Рац. М. Журналистский цех в современной России./Юбщественные науки и современность. 1998.№ 6.
  208. А. Освещение президентских выборов 1994г. в Южной Африке американской телекомпанией ABC. («Псевдособытие» как попытеа разрешения общественного конфликта.//Весник МГУ. Сер. 10. Журналистика. № 1. 1996.
  209. Сатановский Е. Я Глобализация терроризма и ее последствиям/Международная жизнь № 9−10, 2001 С. 17−25
  210. Свобода СМИ «второй свежести»?//Журналист. 1999. № 10.
  211. В.В. Уроки российской истории и современные реформы.//Вопросы философии.2002. № 11. С. 3 23
  212. В. Война, способная предотвращать войны.//Независимое военное обозрение 18.09.1999.
  213. А.И. Грезы морализаторства и фантомы патриотизма.//Власть № 7 1997. С. 26 32
  214. П. А. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США.//Социологические исследования. 1993. № 8. С. 133 144.
  215. О. Третья волна.//США: экономика, политика, идеология. 1982. № 7.
  216. Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе./Юбщественные науки и современность. 1997, № 5. С. 8 -9.
  217. В.Т. Большая статья о Путине и о России.//Независимая газета.31.01.2001. С. 8.
  218. Три цвета свободы и несвободы СМИ.//Журналист. 1999. № 9.
  219. Ф.С. Плюсы и минусы цивилизационного кризиса. Российской истории свойственны резкие переломы развития.//Независимая газета. 6.03.2001.
  220. Г. Информационная безопасность общества.//Социально-политический журнал, 1996, № 5
  221. О.А. О развитии информационного пространства России.//Информационные ресурсы России. 1998. № 1. С.12−15.
  222. Д.А. Обучение демократии.//ПОЛИС. 1992. № 3 С. 28. С. 25−30
  223. М.А. Безопасна ли логика безопасности? Каждый может увидеть в последней разработке Совбеза то, что захочет//Независимая газета 16. 09. 2000
  224. С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1. С.33−48.
  225. И. СМИ сами поддерживают нечестные правила игры.//Независимая газета. 19.04.2001.
  226. Hienzsch U. Journalismus als Restgrosse: redaktionelle Rationalisierung und publizistischer Leistungverlust. Wiesbaden: Dt-Univ-Verl., 1990.
  227. C.H. Информационная война: история, день сегодняшний и nepcneKTHBa//http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war
  228. И.Я. Масс-медиа второй республики // http://www.smi.ru/99/09/30/247 115.html
  229. И. С. Информационное общество и государство//Законодательство и практика СМИ. № 2 (30) Февраль 1997 http://www.medialaw.ru/publications/zip/30/society.html
  230. Индустрия российских средств массовой информации. Проект доклада на общероссийской отраслевой конференции «Индустрия СМИ: направления реформ // http://smi.rusmedia.ru/indastrial/pageO.html
  231. Проект «Общественная экспертиза: Анатомия свободы слова в России».// http://www.freepress.ru
Заполнить форму текущей работой