Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурантропологическое измерение евразийства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной работе мы попытались дать анализ культурной антропологии евразийства, а также обобщить наиболее яркие и интересные идеи философов-евразийцев с целью использования их в сегодняшней действительности для строительства нового цивилизованного правового государства. Нами установлено, что: 1. Евразийство, как философское течение, возникло на основе многолетних размыпшений русских мыслителей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антиномии евразийской культуры (теоретико-методологические аспекты)
    • 1. Л. Евразийство, как идея и утопия: философско-культурный проект
      • 1. 2. Духовные основы евразийства: православное и языческое
      • 1. 3. Русский национальный характер: синтез туранского и арийского компонентов
  • Глава 2. Культурная антропология евразийства
    • 2. 1. Россия — особый национально-культурный континент. АГ.А. ф. 'А. 'А
    • 2. 2. Концепция евразийской государственности и правосознания
    • 2. 3. Русский народ и «тягловое государство» в евразийском контексте

Культурантропологическое измерение евразийства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Начало нового века для российского общества связано с качественными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах, происходяпщми динамично и неоднозначно.

Россия вновь со всей очевидностью стоит на перекрестке нескольких дорог, выбирая адекватный путь развития собственной государственности и культуры. Отсюда повьппенное внимание к евразийству как идейному течению, вбирающему в себя размышления о судьбах и предназначении России, русском духе, национальном характере, культуре, правосознании и гражданственности.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что предлагаемые западные модели государственного обустройства в России не срабатывают, тем более известно, что предшествующий вариант принудительной европеизации в начале прошлого века закончился ликвидацией мощного государства и гражданской войной. Запад не принес спасения России. В этих условиях обращение к теориям евразийцев вполне уместно и даже необходимо. Речь идет о все еще авангардной новаторской идеологии, о принципах своеобразного духовно-политического строительства, о выборе народом соответствующего его менталитету типа государственности и формы мировоззрения. Поэтому к евразийству сегодня обращаются самые разнообразные политические силы в российском обществе, независимо от их национально-культурной специфики.

Вместе с тем востребованность евразийства как целостной мировоззренческой наднациональной системы оставляет «в тени» исследовательского интереса ее культурантропологические аспекты. Поиск государственной, культурной, религиозной, политико-правовой идентичности современной России будет неполным, если вне поля зрения останется антропологическая эволюция и духовная самобытность русского народа, сумевшего на протяжении многих веков консолидировать в единое целое пестрое этнонациональное разнообразие евразийского пространства.

Степень научной разработанности проблемы. В первые годы своего существования евразийство породило внушительный поток публикаций авторов разных мировоззренческих ориентации. На нетрадиционные идеи нового интеллектуального движения откликнулись ведущие 5Д1еные-мыслители русского зарубежья: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Гессен, И. Ильин, А. Кизеветтер, П. Милюков, Ф. Степун, Г. Федотов и другие в основном с конструктивной критикой предлагаемых версий евразийской самобытности России.

Однако современные российские исследователи до недавнего времени были мало знакомы с трудами евразийцев-классиков, «о направлении бьшо известно крайне мало — оно продолжало находиться под покровом таинственности, а разрозненные евразийские издания оказались хорошо упрятанными в каталогах «спецхранов» А По мнению С. С. Хоружего, евразийство — это движение, ныне почти неведомое у нас, особая и большая тема, едва початая историками и философамиА.

Возрождение интереса к евразийству наблюдалось первоначально на Западе в работах М. Агурского, О. Бесса, Н. Рязановского, С. Утехина, Р. Уильямса, Г. Струве, Ч. Гальперина.

В отечественном варианте интерес к евразийству первоначально бьш обнаружен парадоксально. Л. К. Шкаренков причислил их к правым сменовеховцам, агностикам и мистикам, утверждавшим невозможность определения содержания будущей русской жизниА.

Отношение к евразийству в российском обществе было неоднозначным: от явных симпатий и надежд на то, что евразийская идея станет доминирующей на рубеже третьего тысячелетия до намеков на профашистскую направленность евразийских доктрин’А. В этой связи следует отметить работы Т. Айзатулина, A.A. Ванеева, В. Е. Давидовича, Е. В. Золотухиной, А. Игнатова, И. А. Исаева, A.B. Карташева, В. В. Кожина, Т. П. Матяш, Л. Н. Новиковой, И. Н. Сиземской, A.C. Панарина, В. Пискзчюва, Новикова Л., Сиземская И. Евразийский искус // Мир России — Евразия. -М., 1995. С. 5. л Хоружий С. С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии. 1992. № 2. Л Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. — М., 1986. С. 66−67.

Сендеров В. А. Евразийство — миф XXI века? // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 47−55.

СМ. Половинкина, В. А. Сендерова, С. С. Хоружего, А. З. Штейнберга и других.

Особое место в геополитической и политико-правовой интерпретации евразийства занимают работы А. Г. Дугина, способствовавшего переизданию основных трудов евразийцев и написавшего к ним подробные предисловия.

В настоящее время наблюдается бурный и неуклонный рост научного интереса к евразийской тематике, поскольку модернизированные версии этой теории всерьез претендуют на то, чтобы стать в ближайшем будущем основой общегосударственной идеологии России и стержнем национальной идеи для реформируемого российского общества. В политическом плане евразийские идеи явно прослеживаются в работах Нурсултана Назарбаева, Талгата Таджуддина. Нельзя не отметить явно евразийскую направленность политического курса сегодняшнего российского лидера В. В. Путина. Однако если евразийская историческая, социологическая, геополитическая доктрина разработана достаточно основательно, то культурантропологическая и духовная версии еще ждут своего исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является культурантропологическая идентичность современного российского общества, а предметом исследования выступает культурная антропология евразийства как систематическое отражение самобытности России.

Цель исследования заключается в философско-антропологическом анализе евразийства как целостного философско-культурного проекта в единстве его духовно-нравственных и этнонациональных оснований.

Достижение цели исследования предполагается решением следующих задач:

1. Представить евразийство в рамках антиномического единства идеального и утопического, имеющего проективную значимость для сохранения самобытности России в мировой цивилизации.

2. Провести анализ духовных оснований евразийства как религиозного основания проекта интеграции евразийских народов.

3. Рассмотреть особенности русского национального характера в контексте влияния туранского компонента на формирование русского этноса и имперской евразийской психологии.

4. Выявить специфичность и оригинальное своеобразие русской национальной культуры, ее истоки, степень заимствования отдельных культурных элементов евразийского толка.

5. Определить этнокультурные и духовные предпосылки возникновения и развития евразийского государственно-правового идеала и правосознания.

6тт и и и и Дать политико-правовую оценку евразийской концепции российской государственности как тяглового государства, строящегося на принципах доминации обязанностей в качестве альтернативы правового государства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков мировой и отечественной философско-антропологической, культурологической и религиоведческой мысли, а также евразийские первоисточники.

В качестве основных методов философско-антропологического анализа проблемы использовались принципы диалектики, системно-структурный и компаративистский подходы, субстанциональное проектирование.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— евразийская идея интерпретирована как парадоксальный и утопичный феномен культуры, отвечающий тем вызовам глобализации, с которыми имеет дело современная Россия;

— определены духовные основания евразийства как синкретический синтез православных и языческих элементов;

— русский национальный характер рассмотрен как симбиоз славянских и тюркских черт, представляющий уникальный национально-культурный антропологический тип государствообразующего имперского планаевразийская идея представлена как форма исторической, геополитической, культурной и духовной преемственности между различными эволюционными формами российской государственности, непротиворечиво обобщающая предшествующие этапы национально-культурного развития России и предлагающая корректную модель ее будущего государственно-правового развития;

— концепция «тяглового государства» определена как форма государственного устройства, отвечающая культурному типу евразийского самосознания и являющаяся альтернативой западной юридической модели правового государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1Т—1 с" и и и Евразийская идея представляет собой парадоксальный и утопический проект антропологической идентичности России как исторической общности народов, уникального культурного и социального организма, особого геополитического образования, интегрированной в самобытную органическую цивилизацию, вписанную в общемировой контекст культур, народов, религий и государств с общепланетарным предназначением.

2 т—" О О Евразийская уникальность русской цивилизации противопоставлена западной в силу особой духовной православной миссии, которая объясняет необходимость культурной территориальной экспансии России, развития общего евразийского стиля религиозного традиционализма, базирующегося на уважении прав других евразийских вероисповеданий евразийского пространства. При этом православие трактуется как особый синкретический религиозный синтез, вбирающий в себя многие языческие традищш евразийских народов.

3. Русский народ формировался изначально именно как евразийский этнос, универсально объединяющий в себе черты различных племенных образований, населявших северо-восточную Евразию. Сочетание славянских и тюркских черт составило уникальный культурно-антропологический тип, что дает право рассматривать русских как имперский, государствообразуюпщй, цивилизационный народ, а не просто как один из локальных этносов.

4. Идея правового государства в России никогда не являлась общественным идеалом и не обладала сколько-нибудь культурно-значимой ценностью. Концепции западноевропейского права в евразийской модели российской государственности противостоит концепция «тяглового государства», строящегося по принципу доминации обязанностей, что является следствием самобытности евразийской культуры и психологии.

5. Антропологическое измерение евразийства предполагает формы исторической, национально-культурной, духовной и геополитической преемственности в эволюции российской государственности и правосознания, непротиворечиво обобщаюпще предшествующие этапы самобытного развития России с корректной моделью ее будущей государственно-правовой трансформации в условиях глобализации.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в разработке культурашропологической модели евразийства в качестве одного из вариантов социокультурной трансформации в современной России, состоящей в возможности использования ее материалов в научно-теоретических исследованиях русского характера и особенностей государственного и национального обустройства России, конкретных форм национального традиционализмаразработке политических и идеологических стратегий конкретных партий, политических лидеровв процессе преподавания философии, культурологии, религиоведения.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать ее выводы в национально-культурном строительстве России, регулировании межэтнической напряженности и модернизации государственно-правовой системы.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы были изложены на Первой научно-теоретической региональной конференции в Пятигорском государственном технологическом университетена региональной научно-теоретической конференции «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов-на-Дону, 2001) — на Всероссийских 9 конференциях «Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2001), и «Философия права и вопросы формирования государственно-правовой идеологии» (Ростов-на-Дону, 2001).

Диссертация апробирована на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Основные идеи диссертации изложены в пяти публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, щести параграфов, заключения, списка литературы, включающего в себя свыше 150 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Евразийцы жили и творили в эпоху войн и революций, в атмосфере катастроф и жесточайших социальных катаклизмов. Когда совершилась, как казалась сначала, «бескровная», «великодушная и милосердная» революция, а потом попша куда-то не туда, то все стали говорить об ошибках и просчетах (и говорят об этом до сих пор). Евразийцы считали, что нельзя сводить исход революции к случайностям и просчетам. В революции, по словам П. П. Сувчинского, воплотились времена «великих сбываний Тайны». Россия застигнута врасплох «великим ужасом Сил Богоявления».* «Все запечатлено знамением Рока» — писал Г. В. Флоровскийл. Евразийцы жили чувством, что «пришел к концу какой-то исторический цикл»". Но начался цикл новый. Основным фактом, свидетельствующим о смене циклов, является, по мнению П. Н. Савицкого, «выход России из рамок современной культуры».

В связи с пройденным Россией путем вырисовывается историческая ее миссия. Россия исчезла в революции, но «.исчезнувшая Россия сильнее и пророчественнее стоящего и устоявшего Запада»" *. В русском костре воспламенилось новое русское вдохновениел Россия страдает за все человечество: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя исканий истины за всех и для всех"л. Человечество пойдет путями, проложенными Россией: «То, к чему должна будет придти духовная культура всего человечества, есть основная данность, основное существо и ядро русского прозрения и искуса жизни"''. Евразийцы предвидели, что после крушения коммунизма повсюду возникнет национальное возбуждение. Россия призовет все нации искать пути к Сувчинский П. П. Эпоха веры // Исход к Востоку. — София, 1921. С. 24−25. «Флоровский Г. В. Разрьшы и связи // Исход к Востоку. С. 12. л Вступление к сб. «Евразийский временник» Кн. 3. С. 5. «Флоровский Г. В. Разрьшы и связи. // Исход к Востоку. С П .

Сувчинский П. П. Эпоха веры. // Исход к Востоку. С. 27.

Савицкий П. Н. Поворот к Востоку // Исход к Востоку. С. 2. л Сувчинский П. П. Вечный устой // На путях. Утверадение евразийцев. — Берлин, 1922. С. 130. существованию, согласному со своей собственной национальной сутью. Но свой путь Россия должна пройти одаа. Она призвана подать пример освобождения от рабства перед новейшим романо-германсю1м шаблоном.*. В России исступленный интернационализм должен быть заменен о V-/ гл самоначальным национальным идеалом — русской верой. «Задача, — писал П. Н. Савицкий, — заключается в том, чтобы мерзость и преступление искупить и преобразить созданием новой религиозной эпохи, которая греховное, темное и страшное переплавила бы в источающее свет"л. Иначе Россия пойдет путем Запада, который она всегда будет ощущать как чуждый ей, и всегда будет страдать комплексом неполноценности. Более того, романо-германский мир — злейший враг России, и „русская проблема“ для Запада — это проблема, как сделать Россию колонией. Угроза стать колонией должна толкать Россию к поискам собственного пути. Это верно для всех других незападноевропейских народов. Путь России лежит через покаяние и самопознание к реализации своей собственной сущности. Только всенародным покаянием может быть замолено греховное безумие революции. И, прежде всего, нужно печься не о „Великой России“, а об „очищении русской души“» *. Средства исцеления должны изменить глубины миросозерцания и существования, ибо опустошены недра души и жизниЛ. Задача евразийцев — помочь понять подлинный лик России. Евразийцы считали, что они представляют новое начало в мышлении и жизни. Заново переосмысливая географию и историю России, они стремились наметить путь к подлинно русскому национальному самосознанию.

Сегодня интерес к евразийской идеологии не пропадает, а события, связанные с распадом СССР, увеличивают ее популярность и заставляют с большим вниманием относиться к итоговой оценке Бердяева: «Положительную заслугу евразийцев нужно видеть, прежде всего, в том, что л Савицкий П. Н. Подданство идеи // Евразийский временник. Кн. 3. С. 15. ' Савицкий П. Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией. С. 233. л Трубецкой Н. С. Русская проблема. //Н.С. Трубецкой. История. Культура. Язык. С. 296−297. «Флоровский Г. В. Разрывы и связи // Исход к Востоку. С. 13 «Арсеньев Н. С. Живые камни // «Евразийский временник». Кн. 3. С. 52.

ОНИ поддерживают достоинство России и русского народа в эпоху, когда русские, почитающие себя патриотами, его унижают. Евразийство может сыграть положительного политическую роль."*. И культурного, и идеологическую, добавим от себя, полагая, что потребность в синтетической доктрине, аналогичной евразийству, будет тем сильнее ощущаться евразийскими народами, чем они острее будут осознавать необходимость своего воссоединения в рамках единой, неделимой и могучей державы, подобной Российской империи или СССР.

Возможно, не все пророчества евразийцев сбылись сегодня. Вероятно, не все их идеи найдут понимание у наших современников. Но, несомненно, ими проделана огромная работа по выработке идеологии и теоретическому обоснованию необходимости сохранения самобытности Российского государства в целях сохранения государства независимого. Нет сомнения, что у России свой собственный путь. Во все эпохи прослеживается общая линия — евразийская направленность, евразийская сущность русской истории. Евразийская идея не подлежит сомнению.

В данной работе мы попытались дать анализ культурной антропологии евразийства, а также обобщить наиболее яркие и интересные идеи философов-евразийцев с целью использования их в сегодняшней действительности для строительства нового цивилизованного правового государства. Нами установлено, что: 1. Евразийство, как философское течение, возникло на основе многолетних размыпшений русских мыслителей о судьбах и предназначении России и синтезировало в себе лучшие достижения русской философской мысли. 2. Евразийцами была выработана истинная идеология, являющаяся органической системой идей, раскрываюпщх одну, основную идею, абсолютным основанием которой является русская православная вера, которая единственно может противостоять вере коммунистической и.

Ильин. И.А. О сущности гфавосознания. //И.А Ильин. Сочинения в 2 т. -М.: Медиум, 1993. Т.1. С. 306. вытекающей из нее идеологии. «Истинною формою личного бытия, как индивидуального, так и симфонического, является бытие церковное"*.

3. Евразийцам принадлежит немалая заслуга в творческом самоопределении русской культуры, что было вдвойне важно, ввиду ее постоянной идеологизации на Родине и последовательного превращения в «часть общепартийного дела». Сегодня, в век компьютерных технологий и огромных информационных потоков, идея самобытной русской культуры актуальна как никогда.

4. Евразийцы первыми заговорили об идее общности исторических судеб различных народов Евразии, объединенных «сокровенным сродством душ» и «общностью экономического интереса» и перспективе общего участия в совместном устроении евразийского дома на принципах общегосударственного союза, опирающегося на «симфонию» родственных культур. Пожалуй, никогда еще за всю российскзЛю историю идея интеграции народов Евразии не была так востребована обществом, как сегодня, в период крушения великого государства СССР. Без возрождения политической, экономической, культурной и духовной интеграции народов евразийского континента прогресс Евразии невозможен.

5. Евразийцы обосновали необходимость противостояния западной идеологии, западной демократии, «имперским амбициям» и «мессианскому настрою», ставящим задачу сменить «генетический код» русского народа, зшодобив его «нормальным европейцам», чем способствовали сохранению русской самобытности.

6. Находясь в постоянном поиске решений государственного обустройства России, евразийцы доказали, что каждому народу причитается своя, особая государственная форма, которая зависит, прежде всего, от уровня народного правосознания, от исторического нажитого народом Евразийство. Опыт систематического изложения. // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы.

России. С. 39.

154 политического опыта, от силы его воли и от его национального характера. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным.

7. Анализируя этапы исторического развития человеческой цивилизации, евразийские философы вывели формулу, что достойная и творческая жизнь человеческого духа должна быть высшей целью политики, а право и государственная организация — ее средством. Власть должна ориентироваться не на личности, а на идеи. Пронизывающая все сферы жизни идея должна стать основанием для нового типа государственного правления — идеократии. Вместе с тем, идеи евразийских философов, воспользуемся ленинским выражением, — «это не догма, а руководство к действию», и должны рассматриваться современными мыслителями как дальнейшее направление работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Государственный идеал. // Николай Алексеев. Русский народ и государство. — М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  2. H.H. ДзАовные предпосылки евразийской культуры // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. -640 с.
  3. H.H. Евразийцы и государство // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: НаАтса, 1993.
  4. H.H. Идея «земного града» в христианском вероучении. // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. -640 с.
  5. H.H. Обязанность и право // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  6. H.H. О гарантийном государстве // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  7. . H.H. О старой и новой «Русской Правде». // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  8. H.H. Русский народ и государство // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  9. H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства // Русская философия собственности /ХУ111-ХХвв./. СПб.: Ганза, 1993.- 511с.
  10. Ю.Алексеев H.H. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи. // Николай Алексеев. Русский народ и государство. -М.: Аграф, 1998. 640 с.
  11. П.Алексеев H.H. Христианство и идея монархии // Николай Алексеев. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  12. Н.С. Живые камни // «Евразийский временник», Берлин. -1925. Кн.З.
  13. H.A. Евразийцы // Путь. 1925. — № 1. В сб. изд-ва «ИНФОРМ-ПРОГРЕСС», 1992. — 637 с.
  14. H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Н. А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. — 316 с.
  15. H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
  16. H.A. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  17. Бестужев-Рюмин. Русская история. В 2 т. Т.1. СПб., 1972. — 364 с.
  18. n.M. «Восток» и «Запад» в истории старого света // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. -454 с.
  19. n.M. Два лика евразийства // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  20. n.M. Католичество и Римская церковь // Россия и латинство. -Берлин, 1923.-516 с.
  21. A.A. Очерк жизни и идей Л.П.Карсавина // Звезда. 1990. -№ 12.
  22. Вернадский Г. В, Два подвига Св. Александра Невского // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2 т. -М.: Искусство, Т.2. 1994 — 539 с.
  23. Вступление к сб. «Евразийский временник». Кн. 3. Берлин. — 1925.
  24. Р. Реформа современного сознания // Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. — 416с.
  25. Л.Н. Древняя Русь и Великая степь // Альманах «Мир Л.Н.Гумилева» в 15 т. М.: ДИ-ДЖ, 15. 1999.- 544с.
  26. Л.Н. Конец и вновь начало // Альманах «Мир Л.Н.Гумилева» в 15 т. М.- ДИ-ДЖ, Т.2. -1994 544 с.
  27. Л.Н. От Руси к России // Альманах «Мир Л.Н.Гумилева» в 15 т. М.: ДИ-ДЖ, Т.3.1994 534 с.
  28. Л.Н. Поиски вымышленного царства // Альманах «Мир Л.Н.Гумилева» в 15 т. М.: ДИ-ДЖ, Т.1. 1994.- 480 с.
  29. Ф.М. Дневник писателя- 1877, сентябрь-декабрь. 1880, август // Поли. собр. соч. в 30 т. Л.: Наука, Т. 26 — 1984. — 518с.
  30. А.Г. Евразийский три>мф // Александр Дугин. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством Изд.4-е. — М: Арктогея-Центр, 2000−928 с.
  31. А.Г. Евразийский федерализм. // Евразийство- теория и практика (Сборник статей). М.: Арктогея-Центр, 2001 — 104 с.
  32. Д>тин А. Г. Консервативная революция. -М.- Арктогея, 1994. 216 с
  33. А.Г. Москва как идея. // Евразийство- теория и практика (Сборник статей). М.- Арктогея-Центр, 2001 — 104 с.
  34. А.Г. Преодоление Запада (эссе о Николае Сергеевиче Трубецком) // Александр Д>тин. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством Изд.4-е. — М: Арктогея-Центр, 2000 — 928 с.
  35. А.Г. Россия как пространство // Евразийство- теория и практика (Сборник статей). -М.- Арктогея-Центр, 2001 104 с.
  36. А.Г. Теория Евразийского государства. // Александр Дугин. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством Изд.4-е. -М- Арктогея-Центр, 2000 — 928 с.
  37. А.Г. Третья столица // Евразийство- теория и практика (Сборник статей). М.- Арктоге-Центр, 2001 — 104 с.
  38. Евразийская концепция современного российского государств. Материалы «круглого стола» журнала «Философия права» // Философия права. 2000. № 2. — 88 с.
  39. Евразийство- за и против, вчера и сегодня (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. — № 6.
  40. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.- Русская книга, 1992. -386с.
  41. Евразийство (Формулировка 1927 г.) // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. -М.- Наука, 1993. 454 с.
  42. Из протокола допроса Л. П. Карсавина, 8августа 1949 г. // Вопросы философии. 1992. — № 2.
  43. В.Н., Карсавин Л. П. О началах (опыт христианской метафизики) // Путь. 1926. — № 4.
  44. В.Н. Об «идейной близости» евразийцев к большевикам // Евразийская хроника Вып. X.
  45. . И.А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т.Т. 1 / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1998. — 400 с.
  46. И.А. Русская революция бьша катастрофой // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2.т. М.: Искусство, Т.2. — 1994 — 684 с.
  47. Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства российского» (Сост. вступ. ст. Г. П.Макогоненко). М.: Правда, 1989. — 768 с.
  48. Л.П. Апологетический этюд // Путь. 1926. — № 3.
  49. Л.П. Без догмата // Сочинения. М.: Раритет, 1993. — 467 с.
  50. Л.П. Восток, Запад и русская идея // Сочинения. М.: Раритет, 1993.-467 с.
  51. Л.П. Диалоги // Сочинения. М.: Раритет, 1993. — 467 с
  52. Л.П. Достоевский и католичество // Сочинения. М.: Раритет, 1993.-467 с.
  53. Л.П. Евразийство и монизм // Евразия. 1929. — № 10. — 26.01.
  54. Л.П. Жозеф де Местр // Вопросы философии 1989 — № 3.
  55. Л.П. Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства // Путь. 1927. — № 6.
  56. Л.П. Ответ на статью H.A. Бердяева «О евразийцах» // Путь. № 2. — январь 1926 г.
  57. Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  58. Л.П. О сущности православия // Сочинения. М.: Раритет, 1993.-467 с.
  59. Л.П. Путь православия // Сочинения. М.: Раритет, 1993. -467 с.
  60. Л.П. Россия и евреи // Карсавин Л. П. Малые сочинения. -СПб.: Алетейя, 1994. 394с.
  61. Л.П. Философия и ВКП. По поводу статьи А. В. Кожевникова // Вопросы философии. 1992. — № 2.
  62. Л.П. Философия истории СПб.: АО «Комплект», 1993 -352с.
  63. A.A. Евразийство // «Россия между Европой и Азией. Европейский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  64. A.A. О „русской душе“ // Н. А. Бердяев: pro et contra. -СПб., РХГИ, 1904. Кн.1. — 573с.
  65. Ключевский В. О, История сословий в России. М., 1886. — 698 с.
  66. В.О. О русской истории М., 1993 — 576 с.
  67. A.M. Задачи профессиональных союзов (к X съезду партии) Тезисы. 1921.
  68. В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. 1916 г. // В. И. Ленин. Поли. собр. соч. Т.ЗО. — 1962. — 562с.
  69. В.И. О праве наций на самоопределение // В. И. Ленин. Поли, собр. соч.-Т.25. 1961 .-646с.
  70. В.И. Речь по национальному вопросу на седьмой (апрельской) всероссийской конференции РСДРЩб) 29 апреля 1917 г. // Поли. собр. соч.-Т.31.-1962.-672с.
  71. Н.О. Характер русского народа // Н. О. Лосский. Условия абсолютного добра. (Библиотека этической мысли). М.: Политиздат, 1991.-368с.
  72. Л. Евразийство // Вопросы философии № 6 — 1993.
  73. К. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения в 50 т. Издание второе. М.- Политиздат., Т.21. — 1961. — 746 с.
  74. Д.С. Грядущий хам // В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет М.: Советский писатель, 1991. — 496с.
  75. П.Н. Очерки по истории русской культуры. Изд. б-е. 4.1. -СПб., 1909. 388 с.
  76. П.Н. Русская культурная традиция // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. М.: Искусство, -Т.2.-1994.-684с.
  77. Наш путь. Стратегические перспективы развития России в XXI веке. -М.: Арктогея Центр, 1999. 144 с.
  78. Л., Сиземская И. Евразийский искус // Мир России Евразия: Антология. М.: Высш. пж., 1995. — 268с.
  79. В. Россия вне России // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. В 2.т. М.: Искусство, Т.1. ~ 1994 -539с.
  80. Письмо в редакцию „Пути“ П. П. Сувчинского, Л. П. Карсавина, Г. Флоровского, П. Савицкого, Кн.Н. С. Трубецкого, Вл.Н. Ильина и ответ Кн. Гр.Н. Трубецкого // Путь 1926. — № 2.
  81. С.Ф. Лекции по русской истории //С.Ф. Платонов СПб.: Кристалл, 1997.-83 8с.
  82. Покровский М. Н- Очерки истории русской культуры. Т.1. М., 1913. -267 с.
  83. СМ. Евразийство и русская эмиграция. // Трубецкой В. Н. История. Культура. Язык. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995. — 800с.
  84. Н. Иван Александрович Ильин. Эрмитаж (США), 1989. -364 с.
  85. Предисловие к сб. „Исход к Востоку“. София, 1921.
  86. В.В. Россия всегда ощущала себя евразийской страной. // Евразийство: теория и практика (Сборник статей).- М.: Арктогея Центр, 2001. 104 с.
  87. П.Н. Географический обзор России-Евразии. // Петр Савицкий. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. — 464 с.
  88. П.Н. Два мира // Россия между Европой и Азией. Евразийсюш соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  89. П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  90. П.Н. Евразийство (опыт систематического изложения) // Петр Савицкий. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. — 464 с.
  91. П.Н. Континент-Океан (Россия и мировой рынок) // Исход к Востоку. София, 1921. — 428 с.
  92. П.Н. Миграция культуры // Исход к Востоку. София, 1921. -428 с.
  93. П.Н. Россия и латинство // Россия и латинство. Берлин. 1923.-516 с.
  94. П.Н. Степь и оседлость // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  95. П.Н. Поворот к Востоку // Исход к Востоку. София, 1921.-428 с.
  96. П.Н. Подданство идеи // Евразийский временник. Кн.З. -Берлин. 1925.
  97. В.А. Евразийство миф XXI века? // Вопросы философии 4, 2001.
  98. B.C. Русская идея. В кн.: Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. -М.- Современник, 1991 525с.
  99. СМ. История России с древнейших времен // Соловьев СМ. Сочинения. В 18 кн. М.: Мысль, Кн.2. — Т.3−4. — 1988. — 765с.
  100. И.В. Речь на X съезде РКЩб) в 1921 г // И. Сталин. Собрание сочинений в 18 т. Т.5. — 1949. — 382с.
  101. Ф.А. Россия между Европой и Азией // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  102. П.П. Вечный устой // На путях. Утверждение евразийцев.-Берлин, 1922.
  103. П.П. Идеи и методы // Евразийский временник. Кн. 1У.-Берлин.- 1925.
  104. П.П. Монархия или сильная власть // Евразийская хроника. Вып. IX. Париж 1929.
  105. П.П. О ликвидации и наследии социализма // Евразийская хроника. Вьш У11. Париж. — 1927.
  106. П.П. Страсти и опасность // Россия и латинство. Берлин 1923. — 516 с.
  107. П.П. Сила слабых // Исход к Востоку. София. 1921. -428 с.
  108. П.П. Эпоха веры // Исход к Востоку. София. 1921 .428 с.
  109. Трубецкой Евгений. Умозрение в красках. М., 1916. — 296 с.
  110. Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга. — 1992.- 517 с.
  111. Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Н. С. Трубецкой. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. -560 с.
  112. Н.С. Вступление к сб. „Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев“ // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.- Русская книга. — 1992. -517 с.
  113. Н.С. Европа и человечество // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. В 2 ч. М.: Наука, Ч.2 — 1994. -488 с.
  114. Н.С. Мы и другие // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  115. Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Издательская грзшпа „Прогресс“, 1995. — 800с.
  116. Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995, — 800с.
  117. Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. -454 с.
  118. Н.С. Общеевропейский национализм // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  119. Н.С. О государственном строе и форме правления // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995. — 800с.
  120. Н.С. О расизме // Трубецкой Н. С. История. Культура Язык. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995, — 800с.
  121. Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Русская идея В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. М.: „Искусство“, Т.2. — 1994. — 684с.
  122. Н.С. Русская проблема // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. — 454 с.
  123. Н.С. Соблазны единения // Россия и латинство. Берлин 1923. — 516 с.
  124. Н.С. Русская проблема // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.: Яаука, 1993. — 454 с.
  125. СП. Разочарованный славянофил // Трубецкой СП. Собр. соч., в 2 т. М., Т. 1. — 1907.-387 с.
  126. СП. На рубеже. Посвящается памяти Бориса Николаевича Чичерина // Трубецкой СП. Собр. соч., в 2.т. Т.1. М., 1907.-387 с.
  127. Т.П. Три столицы // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В.2 т. М.: Искусство, Т.2. — 1994. -684с.
  128. Л.Г. Лев Платонович Карсавин // Русские философы /конец XIX середина XX века'' Антология. Вып.1. — М.: Изд-во „Книжная палата“, 1993. — 414 с.
  129. Г. В. Евразийский соблазн // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2.т. М.: Искусство, Т. 1.-1994.-539с.
  130. Г. В. Окамененное бесчувствие // Путь 1926 — № 2.
  131. Г. В. О народах внеисторических (Страна отцов и страна детей) // Исход к Востоку. София — 1921.
  132. Г. В. О патриотизме праведном и греховном // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2.Т. М.: Искусство, Т. 1. — 1994. — 539с.
  133. Г. В. Пути русского богословия // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. В 2.т. М.: Искусство, Т.2. -1994. — 539с.
  134. Г. В. Разрывы и связи // Исход к Востоку. София -1921.
  135. С.С. Жизнь и ученье Льва Карсавина // Л. П. Карсавин. Религиозно-философские сочинения. В 2.т. М.: Ренессанс, Т. Ь — 1992. -368 с.
  136. С.С. Карсавин и де Местр // Вопросы философии ХзЗ -1989.
  137. С.С. Карсавин, евразийство и ВКП //Вопросы философии № 2 -1992.
  138. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. — 368 с.
  139. .Н. О народном представительстве. М., 1866.- 613 с.
  140. Шаймиев Минтимер. В истории народа его настоящее и будущее // Родина — № 3−4. — 1997.
  141. М. Подвиг власти (опыт по истории государственных идеалов России) // Евразийский временник» Кн.З. Берлин. — 1925.
  142. . Наднащ1ональное государство на территории Евразии // Евразийская хроника. Вып. У11. Париж, 1927.
  143. Л.К. Агония белой эмигращш. Изд 2-е, испр. и доп. -М.: Мысль, 1986.-272с.
  144. А.З. Лев Платонович Карсавин // Л. П. Карсавин Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994.166
  145. А. З. Ответ Л.П. Карсавину // Тайна Израиля («Евразийский вопрос» в русской религий одной мысли конца XIX -первой половины XX вв.). СПб.: София, 1993. — 236с.
Заполнить форму текущей работой