Роль экуменизма в процессах глобализации: на примере современной России
Развитие экуменической мысли на фоне духовного кризиса Европы и России, а. впоследствии и проблемы религиозных взаимоотношений в рамках экуменического движения находились в центре внимания зарубежных и русских философов и богословов Серебряного века. К ним относятся B.C. Соловьев — основоположник идеи Всеединства, Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин. Свои… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК ТЕРМИНОВ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 1. 1. Философско-исторические и политические предпосылки формирования экуменизма в России
- 1. 2. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма
- 1. 3. Экуменические движения в России в конце XX — в начале XXI века
- 1. 4. Формы и методы экуменической деятельности конфессий в России в начале XXI века
- ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ И ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
- 2. 1. Социокультурные факторы сохранения различий религиозных мировоззрений
- 2. 2. Использование религиозного фактора в геополитике и этнических взаимоотношениях
- 2. 3. Роль межконфессионального диалога в достижении толерантности
Роль экуменизма в процессах глобализации: на примере современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Актуальность темы
диссертационного исследования обусловлена тем, что современное состояние идеологической и духовной сферы российского общества характеризуется некоторыми проблемными аспектами, связанными с экуменической деятельностью религиозных организаций. После распада СССР период структурных преобразований затронул все сферы общества, в том числе идеологическую и религиозную. В условиях духовного вакуума и потери основных культурных ценностей одновременно с активным проникновением миссионеров различных религиозных обществ в Россию в очередной раз актуальным стал вопрос определения роли и места экуменического движения в геополитике и достижении межконфессиональной и межрелигиозной толерантности.
Экуменические движения являются носителями идеологии, способствующей возникновению единой религии, основанной всемирной религиозной организацией. Экуменизм, возникший ранее как религиозное движение объединения христианских конфессий в Единую церковь, сегодня имеет совершенно иную форму и назначение. В своем развитии экуменизм перешел на новый этап, т. е. трансформировался, и в новом мире играет другие роли и решает другие задачи. В работе экуменизм рассматривается как движение, которое носит идеологический характер, т. е. более светский, нежели религиозный. В связи с этим актуальным является исследование социокультурных и философско-мировоззренческих аспектов экуменизма в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций. Актуальным остается выявление участия представителей Римского клуба и лидеров транснациональных корпораций в развитии экуменического движения, в политических ситуациях, происходящих в России от начала XX в. до сегодняшнего дня, а также их влияние на изменение религиозного сознания российского общества. Обращает на себя внимание и тот факт, что существует несоответствие между основными принципами, провозглашаемыми экуменистами на съездах и конференциях Всемирного совета церквей (ВСЦ) и их фактическими действиями.
Вызывает интерес исследование экуменического движения как проводника политики в религиозную сферу. Актуальным является анализ модернизированного экуменизма, который представляет собой одно из звеньев формирования идеологического аппарата, предназначенного контролировать все сферы деятельности человека (вплоть до ментальной и духовной) и управлять (манипулировать) его сознанием для «всеобщего блага», оказывать влияние на экуменическую трансформацию религиозных учений.
Отсутствие фундаментальных исследований экуменизма как идеологической составляющей глобализации мирового сообщества, использования религиозного' фактора в> геополитике и этнических взаимоотношениях, а также неисследованность параллельных внеэкуменических методов решения проблемы взаимодействия различных религий способствует развитию и сохранению нестабильных ситуаций в поликонфессиональных регионах российского государства. Поэтому выявление особенностей экуменического движения на территории современной России, его роль в геополитике и этнических взаимоотношениях, перспективы его развития, разработка теоретической модели альтернативной экуменизму представляют для науки значительный интерес. Не меньший интерес вызывают факторы, способствующие сохранению различий религиозных мировоззрений в глобализирующемся мире. Вместе с тем, весьма актуальным остается исследование роли и места экуменизма в геополитических планах Запада, существующей поливариантности экуменизма, его внутренних противоречий, а также анализ методов, применяемых религиозными организациями, содействующих государству в решении вышеперечисленных проблем.
Степень научной разработанности темы. Религиозно-мировоззренческие и идеологические аспекты экуменизма в современной.
России сегодня стали предметом исследования богословов и философов, социологов, историков, политологов и др.
Развитие экуменической мысли на фоне духовного кризиса Европы и России, а. впоследствии и проблемы религиозных взаимоотношений в рамках экуменического движения находились в центре внимания зарубежных и русских философов и богословов Серебряного века. К ним относятся B.C. Соловьев — основоположник идеи Всеединства, Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин. Свои суждения об экуменизме высказывали представители РПЦ, в их числе Иоанн Кронштадский. Среди современных авторов, исследующих развитие экуменизма зарубежом и в России, его трансформацию в религию «нового века», работы Т. М. Горичевой, иеромонаха Серафима (Роуза), Патриарха Кирилла (Гундяева), Ю. В. Крянева, диакона А. Кураева, Ф. Марсиля, А. Меня, А. А. Опарина, А. И. Осипова, протоиерея А. Шмемана и др. Работы авторов содержат подробный анализ основных понятий экуменизма и всестороннее исследование участия РПЦ в рамках экуменического движения. Имеются диссертационные работы авторов-философов В. Отрубовой, Н. Г. Тайгачевой, историков А. В. Лепилина, В: И. Филонова, посвященные изучению экуменизма и экуменического движения.
Исследование русского космизма и его роли в формировании феномена глобальности, вошедшего в основу идеологии экуменизма, в своих работах проводили П. П. Гайденко, С. Г. Семенова, А. Г. Грачева, Н. В. Исакова, Тахтамышев В. Г. и др. Формированию нового религиозного сознания на пороге тысячелетий уделяется серьезное внимание такими учеными, как Г. В. Вернадским, М. П. Мчедловым и др. Ученые провели анализ различных аспектов возникновения новой религии, который содержит не только исследование исторических предпосылок, но и подробное рассмотрение состояния современного религиозного сознания. В связи с тем, что процесс экуменизации религиозного сознания являетсяпроизводным от общего процесса формирования глобального общества, то остаются актуальными многосторонние исследования места религии в глобализирующемся обществе, осуществляемые зарубежными учеными Ф. Фукуяма, К. Доббелере, У. Макбрайд, К. М. Брайен. Эти работы характерны тем, что отражают экуменическое представление роли объединенной религии в общем процессе формирования религиозного сознания в глобальном обществе.
Среди российских ученых, изучающих глобализацию культуры, основные ее понятия, специфику ее проявления в России, проблемы, связанные с глобализацией духовной сферы, такие как А. Н. Чумаков, JI. Евстигнеева, Р. Евстигнеев, В. И. Толстых, Аствацатуров А. Е. и др. Так, немалый интерес представляют работы Панарина А. С., среди которых «Искушение глобализмом». В ней рассмотрены основные идеологические и политические аспекты, скрывающиеся под «маской» глобализации. На сегодняшний день выполнен ряд диссертационных работ, авторы которых — Н. А. Зима, Н. В. Падалка, И. М. Подзигун и др., осуществили значительный вклад в научное исследование глобализационных процессов в социокультурной сфере общества.
Исследования, экуменизма как религиозно-мировоззренческой и идеологической основы* глобализации затрагивают проблемы, сохранения* религиозных и этнических различий в поликонфессиональном и многонациональном обществе. Вопросы взаимоотношения различных этнических групп и роль религиозной составляющей этих отношений рассматривали еще Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, В. И. Ленин. М. Вебер первым рассмотрел религию как фактор, способствующий образованию нации, основанной на нравственных ценностях.
Проблема идеологии экуменизма основывается на религиозном плюрализме. Разносторонние точки зрения представлены зарубежными и отечественными исследователями, в числе которых X. Бюркле, О.Й. фон Виртц с работой «Один Бог и много религий: критические заметки к некоторым аргументам в пользу плюралистической теологии религии», книга B.C. Глаголева «Религия в изменяющейся России», научные статьи А. Ю. Григоренко, Н. С. Гордиенко, Б. С. Ерасова, Патриарха Кирилла (Гундяева) «Интеграция и многообразие», работы Н. С. Капустина, А. В. Смирнова.
Существует ли «всемирная философия», или проблема преодоления чуждости чужого", а также диссертационное исследование В. В. Семенова «Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама» и др. Исследованию корней мусульманства, его социальной сущности и историческому формированию духовного плюрализма в первоисточниках ислама посвящена научная работа И. П. Добаева «Эволюция исламского движения на юге России в контексте социальных трансформаций в конце XX века — начале XXI», которая отражает формы и противоречия ислама на Северном Кавказе. Были исследованы основные причины, провоцирующие религиозные конфликты.
Рассматривая экуменизм как инструмент формирования нового массового религиозного сознания, диссертационное исследование тем самым раскрывает геополитический характер этого феномена. Выводы и обобщения, сделанные автором, опираются на ранее предложенную Э. Хантингтоном теорию неизбежного «столкновенияцивилизаций», на работы аналитического характера ученых Е. Я. Режабека, А. Г. Дугина, Дж. Колемана, Н. А. Трофимчука, М. Лебедевой и др. Изучению геополитических императивов глобальной безопасности посвящено диссертационное исследование В. Н. Купина. Среди наиболее известных работ, посвященных вопросам создания толерантного общества на основе межрелигиозного диалога, фундаментальный труд «Толерантность» коллектива ученых (Т.И. Ойзерман, Патриарх Кирилл, А. В. Логинов, Ж. Т. Тощенко, Ю. А. Гаврилов и др.), всесторонне исследующих феномен толерантности.
На сегодняшний день, тем не менее, наблюдается недостаток философских работ, посвященных проблемам взаимодействия традиционных религий и экуменического движения в России, а именно, отношению представителей ислама к экуменизму в целом, формированию межконфессионального и межрелигиозного диалога под давлением экуменической экспансии. В отечественной науке доминирует в основном философско-религиоведческий анализ взаимоотношений РПЦ и РКЦ с экуменическим движением XX в. Недостаточность наблюдается в исследованиях, отражающих необходимость сохранения различий религиозных мировоззрений, выявляющих социокультурные и геополитические аспекты экуменизма, рассматривающих системно его современные формы, модификации, перспективы развития.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что современный трансформированный экуменизм — явление мирового масштаба, выполняющее роль мировоззренческого фактора в процессе глобализации культуры и общества, для развития которого одним из главных препятствий является разнородность религиозных мировоззрений.
Объектом диссертационного исследования является экуменическое движение на рубеже веков в современном российском обществе и отношение к ним наиболее многочисленных и традиционных для страны религиозных организаций, таких как православие, мусульманство, буддизм.
Предметом исследования является культурологические, мировоззренческие и идеологические аспекты социокультурного и религиозного движения экуменизма на территории современной России.
Цель и задачи работы. Исходя из состояния исследованности проблемы и ее научно-практической ценности, основной целью настоящей диссертационной работы является выявление и анализ основных факторов идеологии экуменизма в России и влияния их на религиозное сознание современного общества.
В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи:
— проанализировать специфику предпосылок и условий зарождения идеологии экуменического движения в России и провести комплексный научный анализ религиозно-мировоззренческих и идеологических аспектов современного экуменизма;
— установить роль экуменического движения в формировании отношения современного российского общества к религии;
— провести комплексный анализ форм экуменического движения и проанализировать практическую деятельность экуменических организаций;
— проанализировать взаимодействие традиционных религий и современного экуменического движения в России;
— установить влияние экуменического движения на формирование толерантности и сохранение национальной самоидентификации общества в новом глобальном пространстве культур и цивилизаций;
— рассмотреть перспективы и пути вероятного решения проблемы современного экуменического движения в России.
Теоретико-методологические основания исследования.
Теоретическую базу исследования составляют общефилософские принципы и методы исследования: принцип всесторонности, историзма, преемственности и дополнительности, системности. К методам, используемым в исследовании, относятся: анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнительный, структурно-функциональный и другие. Исследование опирается на научное наследие философов, богословов, «классиков религиоведения, историков, политиков, а также на труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам экуменизма и толерантности.
Научная новизна исследования:
1. Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы сущности мировоззрения, идеологических установок и ценностей современных экуменических движений в России. Уточнено концептуальное содержание философско-исторических и политических предпосылок, способствующих формированию идеологии экуменизма, и обосновано непосредственное участие в этом процессе различных мистических обществ. Проанализированы культурологические аспекты идеологии современного экуменизма.
2. Сделана попытка на основе анализа деятельности экуменических движений установить роль современного экуменизма как идеологического инструмента процесса глобализации религиозного мирового сообщества.
3. К экуменическому движению в современной России применен системный анализ. На основе сопоставления различных фактов проведен комплексный анализ его форм и модификаций, выявлены внутренние противоречия современного экуменизма.
4. В данной диссертации рассмотрено отношение к экуменическому движению не только представителей православия, но и мусульманства, буддизма и иудаизма. Исследованы способы современного экуменического движения на религиозное сознание российского общества.
5. В работе проведен анализ участия современного экуменического движения в формировании толерантного общества и установлены направления экспансии экуменической идеологии.
6. На основе анализа событий последних лет, в том числе и 2008 г., предложен новый подход для решения проблемы формирования религиозного толерантного обществанаучно обоснована необходимость религиозной грамотности общества, особенно молодежи, выявлена форма религиозных взаимоотношений, способных противостоять распространению экуменического движения как явления, не имеющего перспективы.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Современный экуменизм, сформировавшийся в конце XIX — начале ХХв. под влиянием неоплатонизма, масонства, восточных учений и других мистических теорий, тем самым противоречащий мировоззрению традиционных религий, особенно христианства, утратил свое первоначальное религиозное значение, но вместе с тем приобрел светский социально-культурный и политический характер.
2. Современный экуменизм представляет собой идеологическую систему, направляющую мировоззрение общества в сторону непротивления созданию мировой империи и глобализации мировых религий.
3. Существующее противоречие между основными принципами экуменического движения и реализацией в виде «интеркоммуниона» полностью раскрывает трансформацию экуменизма в синкретическое явление, что свидетельствует о том, что экуменизм как феномен потерял свою суть.
4. Основная цель современного экуменизма как движения, стремящегося разрешить межрелигиозные конфликты путем объединения всех религий в единую церковь, оказалась не только формальной, но и невыполнимой. В таком виде современный экуменизм потерял свою актуальность.
5. Сохранение традиционных религий в России, являясь средством национальной и религиозной самоидентификации, способствует сохранению национальной безопасности страны. Современный экуменизм размывает религиозные мировоззрения, тем самым препятствует сохранению специфики не только религий, но и российского общества и государства в целом.
6. Альтернативой экуменическому движению на территории России является разумная интеграция традиционных религиозных религий для совместного решения проблемы воспитания религиозно-грамотноймолодежи в духе толерантности, социально-политических, экологических и других проблем страны.
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
Основные выводы, обобщения и результаты, полученные в процессе проведенного исследования, могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленной проблемы, а также в учебном процессе в вузах при преподавании курсов религиоведения, культурологии, политологии, истории и при разработке специальных и факультативных курсов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы представителями органов государственной власти в процессе развития отношений с религиозными и общественными организациями, а также при формировании политики национальной безопасности страны.
Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из списка терминов, условных обозначений и сокращений, введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы, включающего 280 названий. Общий объем диссертационной работы 151 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На формирование экуменических идей в России в конце XIX — начале XX века серьёзный отпечаток наложило состояние духовности в Европе, в том числе развитие рационализма, мистицизма, рост популярности назревающих революционных настроений в духе марксизма. Философские искания вселенкости и религиозных свобод носили в большей степени социально-политический характер, нежели религиозный. В связи с этим и современное экуменическое движение по роду основной своей деятельности также не является религиозным. Участвуя в решении экономических, экологических, геополитических проблем, экуменическое движение изменило свою суть. Оно стало проводником глобализации в религиозную сферу.
Экуменическое движение сегодня продолжает существовать, и в своём трансформированном виде продолжает оказывать влияние не — только на религиозную часть населения, но и на общество в целом. Проведённые исследования, в отличие от более ранних работ, конкретизируют, социально-культурный и политический характер современного экуменизма. Иными словами, экуменизм способствует политизации религии. Следовательно, мы пришли к выводу, что экуменизм — политичен, а основная цель экуменизмамировая религия — это фундамент нового мирового порядка.
Рассмотрены научно-обоснованные характеристики религиозно-мировоззренческих и идеологических факторов экуменического движения, полученные в процессе исследования:
— цель современного экуменического движения, как мирного решения межрелигиозных разногласий является, формальной. В действительности современный экуменизм является идеологией глобализации общества, т.к. его двигателем является идея о единстве всех религий;
— современный экуменизм носит политико-идеологический характер, т.к. содержит в себе идейный базис, предназначенный для решения религиозных, общественных и социально-политических вопросов, а вместо духовности в основу новой религии экуменизм предлагает взять нравственные основы и мораль;
— экуменизм как система взглядов, пытающихся обосновать религиозный плюрализм, приобретая научную форму, может быть выражен как разновидность теологии;
— современный экуменизм, разрешающий догматическую и каноническую свободу, представляет собой оправдание ущербности религиозного учения, тем самым разрушает понятие религии как. таковой, её смысл и цели. Экуменизм также вызывает разброд и шатание в умах представителей догматически устоявшихся религий и, следовательно, способствует размыванию традиционности религии и её связи с исторической территорией;
— экуменизм представляет собой систему, направляющую мировоззрение общества в сторону непротивления создания мировой империи, в том числе глобализации мировых религий. Предполагаемое создание «комфортного религиозного климата» в виду признания догматических свобод в целях привлечения населения к религии, в действительности не может гарантировать мирового притока верующих в лоно церкви;
— в продвижении трансформированного экуменизма заинтересованы представители Римского клуба, в рядах которых известные общественные и политические деятели, представители мировых организаций ТНК.
Таким образом, исследование даёт научно-обоснованную характеристику феномена экуменизма. Современное экуменическое движение — явление мирового масштаба и представляет собой идеологический инструмент процесса глобализации общества, для развития которого одним из главных препятствий является разнородность религиозных мировоззрений.
Исследуя состояние религиозности в стране, особенно в последние четверть века, были выявлены негативные процессы, связанные с попытками либерализовать и политизировать религию, т. е. с формированием различных христианско-демократических движений, с экспансией философскомистических учений, оккультных теорий, различных сект и религиозных обществ, а также с явлением прозелитизма.
Подробный анализ выявил со стороны представителей экуменического движения конкретно направленную дестабилизацию политического, социального и психического здоровья общества, подрыв религиозных устоев, разжигание межнациональной розни, развязывание военных действий под различными религиозными лозунгами, тем самым выявлена угроза национальной безопасности страны. Искусственное (насильственное) приведение народов к религиозному единению провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты и рост экстремизма.
Межрелигиозный диалог, который ведут экуменические организации с целью решения международных социально-политических, экологических и других вопросов, не является составляющей экуменической деятельности, так как эта сфера деятельности отстоит от определения экуменизма и синкретизма. Межрелигиозный диалог можно отнести к параллельному виду общественной деятельности религиозных организаций, представляющего альтернативу экуменизму.
В многоконфессиональной и социально неблагополучной России рост роли религиозного фактора сопровождается подъёмом волны экстремизма. Именно в этот период в стране активизировалось экуменическое движение, которое полностью зависело от финансовой поддержки из-за рубежа.
На сегодняшний день экуменические взаимодействия представителей различных религиозных общин в России вытесняются межрелигиозным диалогом, целью которого является создание внутри страны толерантного пространства. РПЦ, получив поддержку государства, имеет широкие возможности интегратора в рамках страны, с целью укрепления социальной сферы, экономики и повышения национальной безопасности общества.
Однако отмечен и положительный опыт длительного участия в экуменическом движении под руководством ВСЦ. К ним относятся:
— возможность РПЦ МП быть в курсе всех событий, происходящих в религиозной жизни, как Европы, так и мира в целом и высказывать мнение в отношении форм и средств ведения экуменической деятельности различными религиозными организациями;
РПЦ МП получило большой опыт совместной работы с международными организациями, наладить контакты с представителями других христианских конфессий, в процессе которых нарабатывался опыт достижения понимания в столь конфликтной сфере, как богословские дискуссии и приобретение необходимого опыта в более глубоком исследовании богословских трудов, повышение собственной богословской грамотности.
Положительной стороной участия Московского Патриархата в экуменическом движении является и то, что священноначалие Православной Церкви получило колоссальный опыт ведения современного межконфессионального и межрелигиозного диалога. РПЦ преобразовалась. в институт, принимающий активное участие в различных сферах жизни общества. Однако в решении проблемы возросшей религиозной^ нетерпимостиПравославная Церковь одна не справится. Необходимо! наличие поддержки со стороны государственной власти и равноценное участие всех традиционных религий страны.
Однако, как показывают результаты исследований отечественных учёных, на толерантность российского общества в регионах оказывают влияние социокультурные и геополитические факторы. В качестве примера рассмотрена религиозная обстановка в Республике Татарстан и на Северном Кавказе.
Рассматривать религиозный фактор отдельно от национального в полиэтническом государстве сложно. В. национальном сознании есть внутренняя взаимосвязь общества. Если государство даёт возможность развиваться народностям, сохраняя свою историю, — культуру и религиозное мировоззрение, быть полноценными гражданами.
Использовать национальную и религиозную идентичность, манипулирование ими в вопросах исхода того или иного исторического конфликта — это продукт модернистской эпохи. Взамен традиционных культурных ценностей может быть предложена идеологическая идентичность, целиком сформированная политическими, общественными и религиозными лидерами. На наш взгляд там, где знание традиций, религиозных основ, национальной культуры слабы, происходит' подмена традиционного сознания искусственным. Создание условий для обострения религиозных и этнических конфликтов, по сути, есть борьба за право «владения сознанием», за право им управлять в решении геополитических вопросов.
На основании сказанного можно предложить следующие преобразования:
— искусственное (насильственное) приведение народов к религиозному единению может привести к развязыванию мёжнациональных и межрелигиозных конфликтов и росту экстремизма;
— для мирного сосуществования религий и народов нет необходимости их объединения в OOP, достаточно обратиться к историческому опыту, общечеловеческих основ межрелигиозного общения — к взаимопониманию и веротерпимости;
— в отношениях религиозных организаций должно прослеживаться их равенство перед законом;
— со стороны государства назрела необходимость пересмотра «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» в области духовного, общественного, политического, национального и религиозного развития странынеобходима консолидация государственных, общественно-политических и религиозных сил — для разработки проекта, позволяющего противостоять «религиозной экспансии» из других стран;
— необходимо помнить, что активность экуменической 'деятельности религиозных общин в России зависит от финансовой поддержки из-за рубежа;
— осуществлять контроль за деятельность религиозных сект;
— экуменические взаимодействия представителей различных религиозных общин в России должны вытесняться 'межрелигиозным диалогом, целью* которого является создание внутри страны толерантного пространства;
— толерантность общества в регионах зависит от социокультурных и геополитических факторов;
— необходимо обратитьвнимание на роль и качество религиозного образования в стране, целью которого является качественное повышение уровнявоспитания, молодёжи в духе веротерпимости, на содержание религиозной литературы;
— интеграция религиозных и политических сил страны даёт возможность эффективно вести борьбу не только с терроризмом и радикальным исламом, но и с проявлениями нацизма;
— наряду с вышеперечисленными задачами, необходимо создать правовую базу по организации борьбы с наркомафией и уничтожить инфраструктуру материальной поддержки террористов в России.
Помимо естественных факторов сохранения своего поликонфессионального содержания, российскаягосударственная власть должна обеспечить условия для. последующего сохранения религиозного и традиционного многообразия, используя для этого нормативно-регулирующие, социально-политические, эколого-экономические инструменты, а также положительный исторический опыт России решения подобных вопросов.
Между двумя крайностями — экуменизмом и религиозным экстремизмом Россия должна предложить свой вектор, определить своё направление, соответствующее её идеалам и представлениям будущего. В связи с этим, помимо естественных факторов сохранения своего поликонфессионального содержания, российская государственная власть должна обеспечить условия для-последующего сохранения религиозного и традиционного многообразия, используя для этого нормативно-регулирующиесоциально-политические, эколого-экономические инструменты, а также положительный исторический опыт России решения подобных вопросов. Среди вопросов политического и экономического характера серьёзное значение должно придаваться межрелигиозной составляющей, делающей возможным двусторонний диалог между православием и-исламом на международном уровне.
С целью решения назревшей проблемы религиозного экстремизма и воспитания нравственного общества был образован Межрелигиозные совет России, на создание которого косвенное влияние оказала неспособность, экуменического движения, в том числе и ВСЦ, решать названные проблемы. Межконфессиональная роль современного экуменическогодвижения ограничена проведением * сомнительных мероприятий в виде интеркоммунионов, и в виде решений съездов экуменических организаций, которые невоспринимаются всерьёз мировыми общественными организациями. Экуменическое движение, сменив характер своей деятельности с религиозного на политический, потеряло? свою суть. На лицо факт трансформации мирового экуменизма-в синкретизм. «и.
Совместное решение возникающих проблем, при участии всех традиционных религийнеобходимо1'не ввиде экуменического’движения, — но< как межконфессиональный* и межрелигиозный диалог, предполагающий не только^ теоретический анализ проблем, но и разработку конкретных предложений, а также практическую их реализацию.
На смену экуменическому движению должен придти межрелигиозный диалог, а на смену экуменической идеологии — культура межрелигиозной толерантности, которое в России имеет развитие в рамках Межрелигиозного * совета МСР. Время, когда религиозные организации были в стороне от процессов, происходящих в государстве, прошло. На сегодняшний день вместо экуменического движения верующему обществу необходима активная деятельность традиционных религиозных организаций, и их участие в воспитании толерантного поколения.
Список литературы
- «Опус Деи»: вместе с масонами и США против России. Электронный ресурс.: «РЕЛИГИЯ и СМИ» / гл. ред. Александр Щипков — Электрон, дан.- 08 апреля 2008. Режим доступа: http://www.religare.ru, свободный. -Загл. с экрана.
- Amtsblatt: ewangelische Wochenzeitung, 1997, № 48.
- Brien K.M. To believe? Or not to believe?: A dialogue concerning religion, politics and suffering // Dialogue a. universalism. — Warszawa, 2003. — Vol.13, № 7/8. P. 153−182.
- Августин Блаженный. О Граде Божием / русск. изд.: М., 1994.
- Акопян К.З. Культура в глобализирующемся мире // Безопасность Евразии.- 2002. N 4(10). — С.398−419.
- Алексеев П.В. Философия России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1999.
- Алексеев-Апраксин A.M. Европейский буддизм: формы духовного взаимодействия. // Текст доклада, прочитанный на 3-ем заседании семинара ВФРК 24.11.2005.
- Алиев А.К. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Махачкала, 1999 г.
- Андреев Д.А. Роза Мира. Товарищество «Клышников-Комаров и К°», 1993.-304 с.
- Анисимов С.Ф., Гурев Г. А. проблема смысла жизни в религии и атеизме. -М.: Знание, 1981.
- Арешкин А.А. Религиозно-философская мысль Русского зарубежья об экуменическом движении в начале XX века // Проблемы истории Русского зарубежья. М., 2005. — Вып.1 — с. 226−253.
- Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). А друзей искать на востоке. М.: Варгиус, 2001. 64 с.
- Аствацатуров А.Е. Теоретическая модель противостояния деградации глобальных экологических систем-Философские проблемы глобализации// IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации». Ростов-на-Дону, 2005 г.
- Ашин Г. К. Следует ли элита принципам толерантности. // Личность и мир, № 11,2002.
- Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань, 1895, с. 174.
- Белов П.Г. О глобальных проблемах и внешних угрозах России // Национальная безопасность и геополитика России. 2001*. -N 11−12(28−29). — С.23−32.
- Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира / Журнал «Путь», Париж, 1932, № 35
- Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека- / Н. А. Бердяев.- М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2004.- 678, 10. с.-(Philosophy).
- Бердяев Н.А. Стилизованное православие (о. Павел Флоренский) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991.
- Бердяев Н.А. Философия свободы / Николай Бердяев. — М.: ACT, 2005. -333, 3. с. (Философия. Психология).
- Бертран Рассел. Почему я не христианин. М., Политиздат, 1987, с.23−36.
- Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990. — 303с.
- Бешонер Дж. Б. Иван Сергеевич Гагарин: В поисках единства православия и католичества // Философия. 2003. — № 4. — с. 127−130.
- Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: в 2-х томах / пер. с англ. Редакционно-издательский центр «ТОК», 1993.
- Болодинский В.К. Неорелигия религия III’тысячелетия. — СПб.: Геликон Плюс, 2000.
- Бонецкая Н.К. О филологической школе П.А. Флоренского // Studia- Slavica Hung, 37, 1991−1992, Budapest, с. 160.27